автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактор их профессиональной подготовки
- Автор научной работы
- Желещикова, Наталья Аркадьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Магнитогорск
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Желещикова, Наталья Аркадьевна, 1999 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I: ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Анализ состояния проблемы исследования в философской, психолого-педагогической и музыковедческой литературе.
1.2. Структурные и функциональные компоненты музыкально-педагогической культуры.
1.3. Особенности воспитания музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа.
Выводы по первой главе.]
ГЛАВА II:ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВОСПИТАНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
2.1. Цель, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы.
2.2. Обеспечение профессиональной подготовки студентов путем воспитания их музыкально-педагогической культуры.
2.3. Результаты и выводы опытно-экспериментальной работы.
Выводы по второй главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактор их профессиональной подготовки"
Актуальность. Развитие науки и техники привело к образованию технологической цивилизации, главным смыслом которой является производство материальных ценностей. Экономические проблемы и материальное производство стали основными в деятельности правительства России. От этого сегодня главным для многих молодых людей становится приоритет материальных ценностей в жизни.
Данное стремление является одной из причин нравственного и духовного кризиса в обществе. Многие ученые озабочены тем, что в науку приходят компетентные специалисты, но при этом нравственно не воспитанные. Союз невежества и новейших достижений науки и техники порождают глобальную опасность для всего человечества. Культура, нравственность, духовность человека всегда должны быть впереди знания (А.Е.Акимов, Ш.А.Амонашвили, Н.А.Бердяев, Л.С.Выготский, В.И.Вернадский, В.Д.Плыкин, Б.Романенко, Г.И.Шипов и др.).
Поэтому ученые ставят перед педагогами задачу - воспитать человека будущего, готового принимать новые знания, новые технологии. Это воспитание свободной личности, способной к самоопределению в мире культуры, обладающей высоким уровнем самосознания, самодисциплины, независимостью суждений, сочетаемой с уважением к мнению других людей, способной ориентироваться в окружающем мире; воспитание новых способностей, умений, навыков, которые потребуются для полноценного участия в производственной и общественной жизни XXI века; воспитание человека, умеющего принимать решения и нести за них ответственность. Стремительное развитие науки и техники показывает, что в ближайшие 15 лет мир радикально изменится (А.Е.Акимов, А.В.Московский, Г.И.Шипов, В.Д.Плыкин и др.).
Сегодня любые знания, любая информация доступны каждому желающему. Как он распорядится этими знаниями, но благо и.ш по гю. зависит oi с; •пени его нравственности, духовности. Анализ педагогической литературы не»называет, что профессионально-педагогическое образование все еще в большей степени ориентировано на подготовку учителя-предметника, успешно работающего в рамках классно-урочной системы, но не умеющего оказывать влияние на процессы душевного и духовного становления детей. Высшему и среднему педагогическому образованию следует обратить особое внимание не только на узкоспециальную подготовку студента, но в первую очередь на воспитание нравственных и духовных качеств личности, на формирование ее мировоззренческих позиций. Сегодня нужны учителя, осознающие необходимость изменений, имеющие гибкое мышление, воспринимающие культуру и утверждающие ее. Для этого необходимо расширять сознание студентов через культуру, чтобы затем они своим творчеством преображали и обновляли ее. Такие слова как мир, добро, красота, любовь, дух, душа из абстрактных понятий должны превратиться в конкретные (В. А.Болотов, Е.И.Исаев, В.И.Слободчиков, Х.Г.Тхагапсоев, Н.А.Шайденко и др.).
При всех своих положительных моментах традиционное обучение не в состоянии удовлетворить данные потребности общества. Это явилось причиной возникновения различных подходов, концепций, идей в образовании. Многие ученые, педагоги считают, что парадигму рационализма должна сменить парадигма «культуросообразности» и «культуротворчества» просвещения, акцент с понятия «рационализм» должен сместиться на понятие «культура» (Е.В.Бондаревская, А.П.Валицкая, В.П.Зинченко, Б.М.Йеменский, М.Н.Чирятьев, А.Толстых и др.).
Одной из самых сложных сфер культуры является область музыкального образования. Музыкальное образование для нашего исследования ценно как важнейший путь музыкального воспитания, воспитания культурного человека.
Исследования О.А.Апраксиной, Д.Б.Кабалевского, Б.М.Йеменского и др. показали связь между приобщением человека к искусству и его всесторонним развитием, между художественным развитием человека и успешностью выполнения им производственной деятельности, между ежедневными занятиями музыкой в общеобразовательной школе и успеваемостью учащихся по всем предметам.
Многими подчеркивается тот факт, что технократизм, «вербализация» в образовании разрушают эмоционально-ценностную сферу личности (Ш.А.Амонашвили, Б.М.Бим-Бад, В.П.Зинченко, Б.М.Неменский, И.Сулима, А.Толстых, Х.Т.Тхагапсоев и др.).
Искусство, и в большей степени музыка, как абстрактный вид искусства, может, как и наука, создавать целостную картину мира, рассматривать модели миропонимания и форм знаний, что и научные теории, но делают это в единстве мысли и чувства, развивая эмоциональную сферу человека. Музыка помогает человеку раскрыться всесторонне, дает возможность для получения универсальных знаний (О.А.Апраксина, Г.Н.Волков, Б.М.Неменский, Д.Б.Кабалевский и др.).
Несмотря на то, что музыкальное воспитание в нашей стране всегда рассматривалось как средство воспитания в общем образовании, до сих пор воспитательные возможности музыкального искусства осознаются не в полной мере и мало используются в учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, анализ педагогической теории и практики позволяет выделить противоречия между:
- высоким уровнем развития науки и техники и низким уровнем нравственного и духовного воспитания человека;
- достаточно разработанными новыми парадигмами в теории педагогики и консервативными логикой и содержанием мышления в практике;
- достаточно высоким уровнем педагогической науки и педагогического опыта в области художественного образования и низким уровнем подготовки будущих учителей;
- требованиями к содержанию образования, выраженными в законах и документах, и существующей практикой в образовании.
Формирование культуры будущего учителя музыки в системе среднего специального образования опосредуется складывающейся и динамично изменяющейся социокультурной ситуацией в обществе. Учитывая эти обстоятельства, а также анализируя философскую, психолого-педагогическую, музыковедческую литературу и результаты нашей опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что проблема формирования музыкально-педагогической культуры личности будущего учителя музыки является актуальной и требует поиска путей ее решения. Исходя из этой проблемы, мы определили тему нашего исследования: «Воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактор их профессиональной подготовки». На основании вышеизложенного мы определили цель, задачи и гипотезу и сформулировали объект и предмет исследования.
Объект - профессиональная подготовка студентов педколледжа. Предмет - процесс формирования музыкально-педагогической культуры сту дентов педколледжа.
Цель - определение, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий формирования музыкально-педагогической культуры студентов как фактора их профессиональной подготовки.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эффективность формирования музыкально-педагогической культуры студентов как фактора их профессиональной подготовки обеспечивается путем выполнения следующего комплекса условий:
1) ориентация на развитие высших уровней восприятия музыки в процессе подготовки студентов колледжа;
2) формирование музыкально-педагогической культуры в соответствии с признаками целостпосги и личностной ориентации профессионально-педагогической подготовки студентов;
3) разработка и реализация комплекса учебных программ музыкально-психолого-педагогического цикла.
В задачи исследования входит:
1. Изучить современные подходы к исследованию проблемы формирования музыкально-педагогической культуры в теоретических источниках и существующей практике обучения в педагогических колледжах.
2. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс условий, реализация которых обеспечивает эффективность формирования музыкально-педагогической культуры как фактора профессиональной подготовки студентов.
3. Разработать модель реализации процесса формирования музыкально-педагогической культуры студентов.
4. Разработать критерии оценки эффективности педагогических условий воспитания музыкально-педагогической культуры студентов.
Методологическую основу исследования составляют: общефилософские и диалектические положения в области культуры, искусства и музыкального воспитания (Аристотель, Платон, Пифагор, Г.Гегель, Н.А.Бердяев, А.Ф.Лосев, В.Дильтей, Р.А.Тельчарова и др.); психологические теории деятельности и личности как субъекта деятельности (А.Н.Леонтьев,. С.Л.Рубинштейн и др.); психолого-педагогические теории развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин и др.); концепции психологии искусства (Н.Б.Берхин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.); концепции музыкально-эстетического воспитания (Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский, В.В.Медушевский, Р.А.Тельчарова и др.); концепции миропонимания мыслителей-космистов (В.И.Вернадский, П.А.Флоренский, А.Л.Чижевский, К.Э.Циолковский и др.); теории развития музыкальных способностей (А.Л.Готсдинер, В.В.Медушевский, Г.С.Тарасов, Б.М.Теплов и др.): теории музыкального восприятия (А.Л.Готсдинер, В.В.Медушевский, 1:!.ЬЗ.Назайкинский, Р.А.Тельчарова, Cyril Scott и др.); концепции профессиональной подготовки учителя музыки (Б.В.Асафьев, О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин, И.Н.Немыкина и др.).
При решении поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования: теоретический анализ состояния исследуемой проблемы; прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение; интервьюирование, анкетирование, тестирование студентов и школьников; анализ педагогической практики; изучение продуктов деятельности студентов и школьников, педагогический эксперимент, статистические методы и др.
Исследования осуществлялись по нескольким этапам.
На первом этапе (1990 - 1993) проводился анализ состояния изучаемой проблемы в теории и колледжной практике; изучалась философская, педагогическая, психологическая и музыковедческая литература по проблеме исследования. Проводилось наблюдение за сформированностью обшей, музыкальной и педагогической культуры студентов в педколледже, школьников в шк. № 5 и № 55 г. Магнитогорска. Была проведена диагностика качеств личности и межличностных отношений. Это позволило сформулировать проблему, цель, гипотезу исследования; конкретизировать задачи и наметить пути их решения; разработать и теоретически обосновать педагогические условия формирования музыкально-педагогической культуры студентов колледжа.
На втором этапе (1993 - 1996гг.) был выполнен констатирующий эксперимент по выявлению подходов к осуществлению музыкально-педагогической подготовки студентов, проводилась экспериментальная работа по реализации комплекса педагогических условий воспитания музыкально-педагогической культуры студентов на предметах музыкально-психолого-педагогического цикла. В ходе эксперимента устанавливалось влияние педагогических условий на процесс воспитания музыкально-педагогической культуры студентов как фактора их профессиональной подготовки.
Па третьем jmane (1997 - 1999гг.) осуществлялась проверка выво.юк и результатов исследования; проводились качественный и количественный анализ полученных данных, систематизация результатов, осмысление и их обобщение; описание и диссертационное оформление опытно-экспериментальной работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) разработана модель процесса формирования музыкально-педагогической культуры как фактора профессиональной подготовки будущего учителя музыки;
2) теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс педагогических условий, реализация которых повышает эффективность формирования музыкально-педагогической культуры студентов педагогического колледжа.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении признаков понятий «музыкально-педагогическая культура» и «музыкально-педагогическая деятельность» применительно к процессу музыкально-педагогической подготовки студентов в педагогическом колледже; в обосновании главных направлений и различных подходов к изучению проблемы воспитания музыкально-педагогической культуры личности будущего учителя музыки.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные в исследовании педагогические условия и приемы их реализации позволяют обеспечить эффективность формирования музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями колледжей при подготовке музыкально-психолого-педагогических занятий со студентами и служить основанием методических указаний для учителей музыки и студентов по самоорганизации музыкально-педагогической деятельности.
Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования была обеспечена: анализом философской, психолого-педагогической и музыковедческой научной литературы по обозначенной проблеме; использованием комплексной методики теоретического и экспериментального исследования, соответствующей целям и задачам изыскания; положительными результатами опытио-эксперимепталыюй работы; подтверждением гипотезы исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Комплекс педагогических условий, обеспечивающий повышение эффективности процесса формирования музыкально-педагогической культуры как фактора профессиональной подготовки студентов (на предметах музыкально-психолого-педагогического цикла):
- ориентация на развитие высших уровней восприятия музыки в процессе подготовки студентов колледжа;
- формирование музыкально-педагогической культуры в соответствии с признаками целостности и личностной ориентации профессионально-педагогической подготовки студентов;
- разработка и реализация комплекса учебных программ музыкально-психолого-педагогического цикла.
2. Структурно-логическая модель реализации процесса формирования музыкально-педагогической культуры студентов, основными элементами которой являются: цель, комплекс педагогических условий, этапы и соответствующие им уровни профессиональной подготовки студентов, критерии выявления этих уровней, структурные и функциональные компоненты системы музыкально-педагогической культуры и связи между ними, уровни эффективности воспитания данной культуры и результат. Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные результаты исследования освещены в выступлениях на региональных научно-практических конференциях; «Актуальные проблемы профессиональной подготовки учителей музыки» (Екатеринбург 1995), «Пути обновления системы среднего профессионального педагогического образования области» (Челябинск 1997), «Перспективы развития непрерывного педагогического образования в областной образовательной системе» (Челябинск 19^8). «Мир детям через культуру и искусство» (Магнитогорск 1999): на ежемесячных семинарах учителей музыки школ г. Магнитогорска в течение 1997 - 19^8 учебного года, на ежегодных впутриколледжных научных конференциях преподавателей, в отчетах па заседаниях кафедр психолого-иедагогических и м\зыкальяо-теоретических дисциплин, на педагогических советах Магнитогорского педагогического колледжа. Результаты исследования внедрены в работу Магнитогорского педагогического колледжа н используются учителями школ г. Магнитогорска.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
В результате проведенного эксперимента нами были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы:
1. Результаты констатирующего этапа свидетельствуют:
- о негативном отношении к серьезной музыке большинства подростков (по данным нашего исследования - 99,5%);
- о предпочтении подростками новых направлений в области развлекательной музыки, отрицательно влияющей на их физическое и психическое здоровье;
- о недостаточной подготовке выпускников педколледжа к реализации воспитательного потенциала музыкального искусства;
- о низком уровне музыкально-педагогической культуры первокурсников;
- о недостаточном понимании первокурсниками сущности профессии «учитель музыки».
2. Формирующий эксперимент показал, что подготовка студентов педколледжа к музыкально-педагогической деятельности протекает более успешно в рамках комплекса следующих педагогических условий:
- ориентация на развитие высших уровней восприятия музыки в процессе подготовки студентов колледжа;
- формирование музыкально-педагогическом культуры в соответствии с признаками целостности и личностной ориентации профессионально-педагогической подготовки студентов;
- разработка и реализация комплекса учебных программ музыкально-психолого-педагогического цикла.
3. Критериями эффективности педагогических условий, обеспечивающих воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактора их профессиональной подготовки, являются признаки, на основании которых можно производить оценку определения состояния подготовки студентов к музыкально-педагогической деятельности. Целью и результатом подготовки является сформированная музыкально-педагогическая культура как основа профессиональной деятельности студентов педколлсджа.
4. Критериями выявления продвижения студентов от репродуктивного уровня к продуктивному и от него к творческому являются: личностные, гносеологические, деятельностиые, оценочные. В качестве показателей, характеризующих уровни подготовки студента, нами выделены следующие: интегра-тивные качества личности, музыкально-педагогические способности, мотивы, знания методологического, теоретического и методического характера, степень сформированное™ профессиональных умений и навыков, способность к рефлексии и идентификации.
5. Процесс подготовки студентов к- музыкально-педагогической деятельности предусматривает три этапа и соответствующие им уровни: подготовительный этап - репродуктивный уровень, основной этап - продуктивный уровень, завершающий этап - творческий уровень.
6. Разработанная нами структурно-логическая модель дает наиболее полное представление о процессе формирования музыкально-педагогической культуры студентов через реализацию комплекса педагогических условий.
7. Введение коэффициента эффективности позволяет нам определить уровни эффективности воспитания музыкально-педагогической культуры: низкий -минимально-эффективный, средний - эффективный, высокий - эффективно-творческий.
8. Предложенный нами комплекс педагогических условий является достаточным для обеспечения воспитания музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактора их профессиональной подготовки.
9. Полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу, согласно которой эффективность формирования музыкально-педагогической культуры студентов как фактора их профессиональной подготовки обеспечивается путем выполнения комплекса педагогических условий.
169
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящее диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме формирования музыкально-педагогической культуры личности будущего учителя музыки.
Определение процесса формирования музыкально-педагогической культуры студентов педагогического колледжа в качестве предмета специального изучения обусловлено несколькими причинами:
1. Выделение музыкальной психологии как новой науки, науки о видах музыкальной деятельности: слушании, исполнении, создании и преподавании музыки, ее лечебном и стимулирующем воздействии на психику человека.
2. Новое понимание музыки как формы художественного общения позволяет решать вопрос о развитии способности к восприятию музыки с идентификационно-рефлексивной .и эстетической позиций.
3. Появление новых подходов к осознанию связей искусства с образованием подрастающего поколения.
4. Усиление внимания к данной проблеме со стороны философов, психологов и специалистов других отраслей наук.
Анализ философской, психолого-педагогической, музыковедческой литературы и исследование практического состояния проблемы показал^, что целый ряд вопросов еще нуждается в освещении, необходим поиск новых путей и средств подготовки студентов педколледжа к музыкально-педагогической деятельности, позволяющих сделать этот процесс более эффективным.
Отправная точка нашего исследования - анализ понятия «музыкально-педагогическая культура», которую мы определили как потенциал музыкально-педагогического опыта человека, преломленного в его сознании, реализованного в деятельности и определяющего уровень его развития. Такое понимание этой категории определило наши подходы к конструированию структурно-логической модели реализации процесса формирования музыкально-педагогической культуры студентов и позволило определить комплекс педагогичсск-их условий, обеспечивающий повышение эффективности процесса формирования музыкально-педагогической культуры как фактора профессиональной подготовки студентов (на предметах музыкально-психолого-педагогического цикла):
- ориентация на развитие высших уровней восприятия музыки в процессе подготовки студентов колледжа;
- формирование музыкально-педагогической культуры в соответствии с признаками целостности и личностной ориентации профессионально-педагогической подготовки студентов;
- разработка и реализация комплекса учебных программ музыкально-психолого-педагогического цикла.
Процесс подготовки студентов к профессиональной деятельности в рамках педагогического колледжа направлен на конкретную цель - сформировать музыкально-педагогическую культуру у студентов.
Музыкально-педагогическая культура как целостная система включает в себя различные виды профессиональной подготовки: методологическую, теоретическую, методическую, практическую, оценочную. Исследования показали, что важнейшим условием развития способности к творческой, профессиональной деятельности студентов является овладение ими основами методологической культуры. Действующая система подготовки будущего учителя музыки в среднем звене не обеспечивала необходимого уровня методологической культуры студентов. Методологическая подготовка помогает студентам овладеть принципами и методами теории и практики своей профессиональной работы, осознать путь приобретения знаний, умений, навыков, позволяет самостоятельно ориентироваться в различных проблемных ситуациях, преобразовывать музыкально-педагогическую действительность.
Теоретическая подготовка позволяет студентам приобрести фундаментальные знания, овладеть категориальным аппаратом, представлять цели и задачи музыкального воспитания, роль музыки в воспитании личности, познать особенности идентификационных и рефлексивных процессов при воспитании музыкально-педагогической культуры.
Методическая подготовка обеспечивает студентам знания о закономерностях развития музыкальных способностей в процессе различных видов музыкальной деятельности, овладение студентами приемами и методами организации учебно-познавательной деятельности, досуга, внеклассной работы.
Практическая подготовка включает такие компоненты, как гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные, информационные, исполнительские, творческие, педагогическую технику. Оценочный компонент профессиональной подготовки позволяет студентам контролировать и оценивать деятельность детей; владеть диагностикой обучения и обученности; развивает способность к рефлексии.
Музыкально-педагогическая культура предполагает также развитие музыкальных и педагогических способностей, мотивационной сферы. Музыкально-педагогические способности включают в себя развитие чувства лада, ритма, музыкальной памяти, способности к идентификации и рефлексии, креативности, эмоциональной сферы, интонационно-смыслового слышания, динамизма личности. В развитой мотивационной сфере можно выделить потребность в научных педагогических знаниях, потребность в самосовершенствовании, творчестве, в общении с высоким искусством, в поиске нестандартных способов решения задач, в развитии эмоциональной сферы.
В ходе опытно-экспериментальной работы учитывался поэтапный характер подготовки студентов к профессиональной деятельности. Этапами этого процесса являются: подготовительный, основной, завершающий. Данным этапам соответствуют уровни • профессиональной подготовки: репродуктивный, продуктивный, творческий. Последовательное прохождение этапов процесса подготовки студентов обеспечивает последовательность и осознанность овладения музыкально-педагогической культурой, позволяет совершать продвижение от низкого - репродуктивного к среднему - продуктивному и от него к высокому - творческому.
Для получения объективной информации об уровне профессиональной подготовки к профессиональной деятельности выделен комплекс показателей:
- сформированность интегративных качеств личности студента;
- степень развития музыкально-педагогических способностей студента;
- степень сформированности мотивационной сферы;
- владение музыкально-педагогическими знаниями методологического, теоретического и методического характера;
- степень осознанности полученных знаний;
- степень сформированности профессиональных умений и навыков;
- способность к рефлексии и идентификации.
Достоверность результатов проверки эффективности воспитания музыкально-педагогической культуры как фактора профессиональной подготовки обеспечивается использованием системы критериев диагностики, включающей в себя личностные, гносеологические, деятельностные и оценочные.
Значимость результатов проведенного исследования была доказана в ходе внедрения разработанного нами комплекса педагогических условий по обеспечению эффективности воспитания музыкально-педагогической культуры студентов в Магнитогорском педагогическом колледже. Опытно-экспериментальная работа, проведенная со студентами музыкального отделения, обеспечила их достаточный уровень к профессиональной деятельности. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования, утверждения самих студентов, учителей школ и музыкальных руководителей детских садов, где студенты проходят производственную практику.
В исследовании получены данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых заключается в том, что: разработана модель процесса формирования музыкально-педагогической культуры как фактора профессиональной подготовки будущего учителя музыки; теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс педагогических условий, реализация которых повышает эффективность формирования музыкально-педагогической культуры студентов педагогического колледжа; выделены критерии и показатели, позволяющие объективно оценивать уровень подготовки студентов к профессиональной деятельности. Введение коэффициента эффективности позволило выделить уровни эффективности воспитания музыкально-педагогической культуры студентов; низкий - минимально-эффективный, средний - эффективный, высокий - эффективно-творческий.
Эксперимент показал, что переход на эффективно-творческий уровень возможен лишь при выполнении данных условий комплексно. Использование отдельных условий позволяет студентам перейти лишь на эффективный уровень. Результаты последней экспериментальной группы выше, чем в двух предыдущих. Результаты в экспериментальных группах значительно выше результатов, полученных в контрольных группах. Результаты исследования могут быть использованы в практике подготовки учителей музыки в системе среднего специального образования. Но в то же время, итоги нашей работы позволяют сделать вывод, что возможности процесса формирования музыкально-педагогической культуры студентов далеко не исчерпаны.
Мы признаем, что не все вопросы данной проблемы изучены нами с достаточной полнотой. Но общий подход к построению процесса преподавания музыкально-психолого-педагогического цикла апробирован на практике и дал положительные результаты.
Выполненное нами исследование и полученные в ходе эксперимента результаты очерчивают перспективы дальнейшей разработки проблемы (совершенствование в свете обозначенных задач подготовки будущих учителей музыки; разработка конкретных, более современных методик выявления уровня сформированное™ музыкально-педагогической культуры; подготовка учебных пособий, рекомендаций для учителей музыки по формированию эстетического восприятия музыки); подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать вывод о достижении поставленной цели исследования.
174
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Желещикова, Наталья Аркадьевна, Магнитогорск
1. Акимов А.Е., Шипов Г.И. Отражение духовной миссии России в развитии земной цивилизации. // Материалы международной общественно-научной конференции. 1996. - Москва, Международный Центр Рерихов, 1998. -С.251-259.
2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М.: Издательский Дом Шалвы Амона-швили, 1998.-80с.
3. Апраксина О.А. Задачи музыкального воспитания в свете реформы школы. // Музыкальное воспитание в школе, вып. 17: Сборник статей / Сост. О.Апраксина. М.: Музыка, 1986. - С.5-15.
4. Асафьев Б.В. Хор как воспитатель слушателя. // О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А.Павлова-Арбенина. Л.: Музыка, - 1980. -С.150.
5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2 985. — 208с.
6. Баренбойм J1.A. За полвека. / Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Советский композитор, 1989. - 368с.
7. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: Учебное, пособие. Челябинск: Издательство ЧГПИ «Факел», 1994. - 157с.
8. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): Монография. Челябинск: Издательство ЧГПИ «Факел», 1995. - 141с.
9. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ.ст. и прим. Л.А.Сугай. М.: Республика, 1994. - 582с.
10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192с.
11. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры. // Педагогика. 1996.-№4.-С.14-18.
12. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Пер.с англ., М.: Прогресс, 1986.-422с.
13. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Международные отношения, 1990-336с.
14. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: «Мысль», 1990. - 176с.
15. Бердяев Н.А. Человек и машина. // Вопросы философии. 1989. - №2. -С.147-162.
16. Бердяев Н.А. Философия неравенства. // Дон. 1991. - №8. - С. 164-170.
17. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования. / Педагогика: 1994. - №5. - С.21-25.
18. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. Новое в жизни, науке, технике: Серия ((Эстетика», №10. М.: Знание, 1981. - 64с.
19. Бехтерева Н.П. О мозге человека (Размышление о главном). Издательство «Нотабене», 1994. с.224.
20. Библер B.C. Культура. Диалог культур. // Вопросы философии. 1989. -№6. - С.31-42.
21. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком. // Педагогика. 1996. - №5. - С.3-9.
22. Блаубегрг И.В., Садовский В.Н., Юдин Б.Г. Философский принцип системности и системный ■ подход. // Вопросы философии. 1978. - №8. -С.39-54.
23. Богуславский М.В. Страсти по синергетике // Мир образования. 1997. -№5.-С. 17-21.
24. Болотов А.А., Исаев Е.И., Слободчиков В.И., Шайденко Н.А. Проектирование профессионального образования. // Педагогика. 1997. - №4. - С.60-62.
25. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. // Педагогика. 1997. - №4. - С. 11-17.
26. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. // Педагогика. 1995. - №4. - С.29-36.
27. Боровкова Е.Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущего учителя. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Челябинск, 1996. 199с.
28. Брайнин В О музыкальном языке и музыкальном образовании. // Искусство в школе. 1996. -№1. - С.55-57.
29. Буданов В.Г. Синергия гармонии ключ к эволюции формы и ритма. // Мир огненный. - 1997. - №3/14. С.22-31.
30. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса. // Педагогика. 1998. - №4. - С. 12-18.
31. Вернадский В.И. Жизнеописания. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. / Сост. Г.П.Аксенов. М.: Современник, 1993. - 688с.
32. Вернадский В.И. Переписка В.И.Вернадского с П.А.Флоренским. И Грезы о Земле о небе: Антология русского космизма. / Сост., вступ.ст., коммент. О.А.Карчевцева. СПб.: Худож. лит., 1995. - С. 116-125.
33. Волков Г.Н. Три лика культуры. М.: Молодая гвардия, 1986.-335с.
34. Вульфов Б.З. Рефлексия: учить управляя. // Мир образования. 1997. - №1.- С.63-65.
35. Вундт В. Психология душевных волнений. // Психология эмоций. Тексты. Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - С.47-63.
36. Выготский JI.C. Педагогическая психология. / Под ред. В.В.Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480с.
37. Выготский JI.C. Психология искусства. / Под ред. М.Г.Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. - 344с.
38. Выготский JI.C., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224с.
39. Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4х томах. Т 3-й. Музыка, М.: Искусство, 1971. -С.276-341.
40. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге XXI века). МОРФ; Челяб. Фил. ИПО. Челябинск, 1993.- 240с.
41. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Гос. комитет РФ по высшему образованию. - 1995. -384с
42. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: изд. МИП «NB Магистр», 1993.- 194с.
43. Готсдинер А.Л. О воспитании музыки и музыкальном слухе. // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Сб. статей / Сост. и ред. А.Готсдинер. Л.: Музыка, 1980. - С.41-57.
44. Гранатов Г.Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении. // Педагогика. 1995. - №1. - С.45-51.
45. Гримак Л.П. Общение с собой: Начало психологии активности. М.: Политиздат, 1991.-320с.
46. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. - С.64-89.
47. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240с.
48. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума. // Вопросы философии, 1988. - №4,-С.135-152.
49. Дульнев Г.Н. Роль синергетики в формировании нового мышления. // Мир огненный. 1997. - №3. - С.32-36.
50. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989. -189с.
51. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.-205с.
52. Забродин Г.Д., Александров Б.А. Рок: искусство или болезнь? М.: Сов.Россия, 1990.-96с.
53. Закон Российской Федерации об образовании // Учительская газета. -1992. -№28.-С.10-15.
54. Зинченко В.П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации. // Вопросы психологии. 1993. - №4. - С.5-19.
55. Зинченко В.П. Мир образования и/или образование мира. // Мир образования. 1996. - №4. - С. 10-15.
56. Золтаи Д. Этос и аффект: история философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля / Пер. с нем. Т.Длугач, И.Науменко. Издательство «Прогресс», 1977. - 372с.
57. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателей высшей школы. Москва-Белгород: МПГУ, 1993. - 219с.
58. Истомина И.А. К проблеме формирования целостного музыканта. // Актуальные проблемы музыкального образования: со статей. Сост. И.К.Котляревский, Ю.А.Полянский. К.: Муз. Укра'ша, 1986. - 128с.
59. Исследования личности в юношеском возрасте: Методические указания к лабораторным занятиям по психологии для студентов и заочной форм обучения. Магнитогорск, пед. ин-т, 1996. - 24с.
60. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1984. - 206с
61. Каленикин С. Когда в голове музыка. Беседа с д. м. н. Я.Левиным. // Наука и религия. 1997. - №9. - С.26,27,49.
62. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 140с.
63. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: Всероссийское театральное общество, 1976. - 528с
64. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. -143с.
65. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях. // Советская педагогика. 197-. - №9. - С. 103 -116.
66. Кудрявцев С. Многоточие как принцип. // Искусство в школе. 1996. - №2.- С.27-39.
67. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя, Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.- 183с.
68. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 159с.
69. Левитан Е. Космические грани духовности и гуманизма. // Мир образования. 1997. - №1. - С.33-37. - №2. - С.17-21.
70. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. II. -М.: Педагогика, 1983. 320с.
71. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия // Под ред. А.А.Леонтьева, Д.А.Лебнтьева. -М.: Изд-во Моск. ун-та,1994. 228с.
72. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК ФПК. М.: Прометей, 1992.-528с.
73. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -525с.
74. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967. - 725с.
75. Мазель Л.А. Музыкознание и достижения других наук. // Советская музыка. 1974. - №4. - С.24-35.
76. Манакова И.П., Салмина Н.Г. Дети. Мир звуков. Музыка. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - 256с.
77. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя /
78. A.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов. М.: Просвещение, 1990. - 192с.
79. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254с.
80. Мелик-Пашаев А. Способности человека к художественному творчеству. // Искусство в школе. 1996. - №4. - С.30-33.
81. Менегегги А. Музыка души. Введение в онтопсихологическую музыкоте-рапию. Составители Е.В.Романова, Т.И.Сытько. С.-Пб.: ИПЦ «Паллада», ФМБ «Пирал» и ШСА «Тайм-аут», 1992. - 88с
82. Менли П. Холл. Энциклопедическое изложение массонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии.
83. B.2-х Т. Т I. Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1992.-368с.
84. Мирошниченко Jl.А. Дидактические условия формирования учебной деятельности студентов на вузовской лекции. Диссертация на соискание ученой степни к.п.н. Магнитогорск, 1998. 187с.
85. Михайлов В. О музыкальном воспитании. // Искусство в школе. 1996. -№2. - С.9-11.
86. Моисеев Н.Н. Оправдание единства. // Вопросы философии. 1988. - №4. -С. 18-30.
87. Морей 3. Галактика пайдейи. // Перспективы: Вопросы образования. А.О. изд. Группа «Прогресс», 1994. №1/2, - С.7-18.
88. Московский А.В. Сознание в современной научной картине мира. // Материалы международной общественно-научной конференции. 1996. Москва, Международный Центр Рерихов, 1998. С.270-284.
89. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. 254с.
90. Наин А .Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск; Урал ГАФК, 1996. - 144с.
91. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Книга для учителя: 2 изд., перераб и доп. - М.: Просвещение, 1987. -255с.
92. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. заведений: В 3-х кн.: Кн.З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512с
93. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. М.: Просвещение, 1990. - 301с.
94. Немыкина И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки: Учебное пособие. Свердловск, изд. Свердл. пед. ин-та, 1988. 64с.
95. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1982. - 816с.
96. Опорные сигналы в изучении педагогики: Методические рекомендации / Магнитогорский пединститут; Сост. В.А.Беликов, Л.И.Савва. Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1995. - 58с.
97. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования. Итоговый материал семинаров рабочей группы комиссии по реформированию образования. // Первое сентября. 1997. №80. - от 19 авг.
98. Основы социально-психологической теории. Учебное пособие для социологов, психологов, преподавателей и студентов / Под общей ред. А.А.Бодалева и А.Н.Сухова. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-421с.
99. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для педагогических специальных высших заведений / Под ред. И.А.Зязюна. М.: Просвещение, 1989.-302с.
100. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под ред. С.А.Смирнова. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. 512с.
101. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей. Второе издание / Под ред. П.И.Пидкасистого. -М., Российское педагогическое агентство, 1996. 602с.
102. Педагогическая диагностика в школе / под ред. А.И.Кочеткова, Минск, «Народная асвета», 1087. - 224с.
103. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие ждя студентов и преподавателей. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - 384с.
104. Пискунов А.И. Педагогическое образование: цель, задачи, содержание. // Педагогика. 1998. - №4. - С.59-63.
105. Платон. Государство. Тимей. Филеб. Собрание сочинений в 4-х т: т.З / Пер. с древнегреч.; Авт. вступ. ст. ист. в примеч. А.Ф.Лосев; Примеч. А.А.Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. - С.7-500.
106. Плыкин В.Д. «Вначале было слово.» или След на воде. Ижевск: Изд-во Уд. ун-та, 1995.-43с.
107. Победило искусство. Беседа с А.Зарубой. // Искусство в школе. 1993. -№1. - С.7-14.
108. Под звуки музыки сияющий бутон свои объятия быстрее открывает. Сост. Н.Феоктисова. // Биология. 1996. - №13. - С.8-9.
109. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. Заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432с.
110. Полянский Ю.А. Учебный процесс как система. // Актуальные проблемы музыкального образования: Сб. статей. Сост. И.К.Котляревский, Ю.А.Полянский. - К.: Муз. Украша, 1986. - С.11-19.
111. Португалов К.П. Серьезная музыка в школе. М.: Просвещение, 1974. -127с.
112. Психологическое изучение профессиональной направленности в подростковом и юношеском возрасте: Уч. метод. Пособие / В.А.Худик. - К.: Ос-BiTa, 1992.-32с.
113. Практикум по общей психологии. Под ред. А.И.Щербакова. М.: Просвещение, 1979.-304с.
114. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.
115. Pare Ю.Н. О задачах развития системы ШУВ. // Актуальные проблемы музыкального образования. Сб. статаей / Сост. И.К.Котляревский, Ю.А.Полянский. К.: Муз. Украша, 1986. - С.5-11.
116. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М.: ВЛАДОС, 1995. - 304с.
117. Рерих Н.К. Держава света; Священный дозор. Рига: Виеда, 1992. - 285с.
118. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: Международный центр Рерихов, 1997.-200с.
119. Роджерс Н. Путь к целостности: человекоцентрированная терапия на основе экспрессивных искусств. // Вопросы психологии. 1995. - №1. - С. 132139.
120. Рокитянская Т. Homo musicus: возможно ли это. // Искусство в школле. -1996.-№3.-С.32-36.
121. Романенко Б. Законы тайного знания, или кое что о космической философии. // Природа и человек. 1998. - №2. - С.4-5.
122. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. II М.: Педагогика, 1989.-328с.
123. Рудзитис Р. Сознание красоты спасет. Таллин.: Эстонское общество Рерихов, 1990. - 48с.
124. Сайгушев Н.Я., Сайтушева Л.И. К вопросу о подготовке будущего учителя к духовной жизни / Проблемы образования и развития личности учащихся: Сб. науч. тр. СПб.: Нестор: ТОО «Афина», 1997. - С.32-35.
125. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: изд-во «Зауралье», 1997. -464.
126. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М.: 1997. -264с.
127. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя. // Советская педагогика. 1990. - №7. - С.82-88.
128. Словарь античности. Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1989. 704с.
129. Словарь иностранных слов. Под ред. И.В.Лехина, ; С.М.Локшиной, Ф.Н.Петрова и Л.С.Шаумяна. Изд. 6-е, переработ. И доп. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1964. - 784с.
130. Советский энциклопедические словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1979. - 1600с.
131. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования. JL: Советский композитор, 1981. - 296с.
132. Спутник учителя музыки / С.С.Балашова, В.В.Медушевский, Г.С.Тарасов и др. Сост. Т.В.Челышева. М.: Просвещение, 1993. - 240с.
133. Струве Г. Когда запоет школа? // Искусство в школе. 1996. - №1. - С.50-54.
134. Сулима И. Кризис духа кризис образования. // Мир образования. - 1997. -№3. - С.13-15.
135. Тельчарова Р.А. Введение в феноменологию музыки / Ответств. Редактор д.ф.н. К.М.Долгов. Москва: .Институт философии АН СССР, 1991. -214с.
136. Тельчарова Р.А. Музыка и культура. Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика», №11. М.: Знание, 1986. - 64с.
137. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 191. - 150с.
138. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1985. - 328с.
139. Третьяков П.И„ Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И.Третьякова. -М.: Новая школа, 1997. 352с.
140. Триандис Г., Малпасс Р., Дэвидсон Э. Психология и культура. // История зарубежной психологии. Тексты. М.: - Московский университет, 1986. -С.293-310.
141. Тхагапсоев Х.Г. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров. // Педагогика. 1998. - №1. - С.66-72.
142. Усовершенствованный метод патохарактерологического исследования подростков / Методические рекомендации. Сост. Н.Я.Ивановым и А.Е.Личко. J1.: Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им В.М.Бехтерева, 1983. - 40с.
143. Факторы одаренности: Методика диагностики одаренности. / Магнитогорск, гос. пед. ин-т; Сост.: Т.М.Витик, В.И.Малков. -Магнитогорск. 1996.-46с.
144. Федорова О. Синергетическая модель образования. // Мир образования. -1997.-№5.-С.14-16.
145. Федотов Г.П. О судьбе русской: интеллигенции. Сер. «философия и жизнь», №9. М.: Знание, 1991. - 64с.
146. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840с.
147. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К.Марковой; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1986. 192с.
148. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. // Сумерки богов. Сост. и общ. ред. А.А.Яковлева: Перевод. М.: Политиздат, 1989. - С.94-142.
149. Фрейд 3. Психология бессознательного: сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г.Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. - 448с,
150. Фридман Л.М., КулагинйИ.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991.-288с.
151. Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. Сборник. М.: Сфера, 1997. - 336с.
152. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1997.-512с.
153. Циолковский К.Э. Воля Вселенной. Монизм Вселенной. // Грезы о Земле и небе: Антология русского космизма / Сост., вступ. ст., коммент. О.А.Карченцева. СПб.: Худож. лит., 1995. - С.30-71.
154. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. -М.: Сов. композитор, 1998. 384с.
155. Чирятьев М.Н. Вклад новой научной картины мира в культуру будущего. // Материалы научно-практической конференции. «Образование на пороге XXI века путь к Культуре новой эпохи», 15 апреля, Санкт-Петербург, 1998. - С.22-25.
156. Чижевский АЛ. Теория космических эр. // Грезы о Земле и небе: Антология русского космизма / Сост., вступ. ст., коммент. О.А.Карченцева. -СПб.: Худож. лит., 1995. С.87-101.
157. Чучин-Русов А.Е. Образование и культура. // Педагогика. 1998. - №1. -С.9-18.
158. Шаповал С. Словесность и синергетика. // Мир образования. 1997. - №5. - С.8-13.
159. Шапошникова Л.В. Мудрость веков. М.: Мастер Банк. Международный Центр Рерихов, 1996. - 480с.
160. Шафер М. Мысли по поводу музыкального воспитания. // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - С.202-205.
161. Шипов Г.И. Теория физического вакуума. М.: Физика. «НТ-Центр», -1993.-362с.
162. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. - 208с.
163. Эрик Г Эриксон. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. - СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592с.
164. Юревич С.Н. Подходы в подготовке учителей и профессиональной творческой деятельности. // Проблемы образования и развития личности учащихся: Сб. науч. тр. / Под ред. В.А.Беликова. Магнитогорск: МГПИ, 1997. -С.21-25.
165. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. //Вопросы психологии. 1995. - №2. - С.31-41.
166. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. // Вопросы психологии. 1994. - №2. -С.64-77.
167. Яковлев С.Н. Божественные звуки. // Наука и религия. 1997. - №9. - С.25.
168. Ямвлих. Жизнь Пифагора / Изд. подгот. В.Б.Черниговский. М.: Алетейа, Новый Акрополь, 1998. - 248с.
169. Ярошевский М.Г. История психологии. 3-е изд., дораб. - М.: Мысль, 1985.- 575с.
170. Biographische Nachrichten von Joseph Heydn Nach miindlichen Erzahlungen desselben entworfen und herausgegeben von Albert Christoph Dies, Zand-schafts-maler. Wiena, 1810.-236s.
171. Cyril Scott. Musik, Ihr geheimer EinfluB durch die Jahrlundere. F.Hirfhammer Verlag GmbH. 1985-276s.189