автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Актёрская психотехника как психологическое средство развития эмпатии личности
- Автор научной работы
- Бенеш, Наталья Леонидовна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Хабаровск
- Год защиты
- 2007
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.01
Автореферат диссертации по теме "Актёрская психотехника как психологическое средство развития эмпатии личности"
На правах рукописи
Бенеш Наталья Леонидовна
АКТЁРСКАЯ ПСИХОТЕХНИКА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ ЛИЧНОСТИ
Специальность "19 00 01 -общая психология, психология личности, история психологии"
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
ии^иьо240
Хабаровск - 2007
003060240
Работа выполнена на кафедре "Режиссуры и Актёрского мастерства" Хабаровского государственного института искусств и культуры
Научный руководитель
кандидат психологических наук Лнчукова Нелли Ивановна
Официальные оппоненты
доктор психологических наук, профессор Терехова Татьяна Александровна
кандидат искусствоведческих наук Разаков Вячеслав Хакимович
Ведущая организация
Благовещенский государственный педагогический университет
Защита состоится " 29 " мая 2007 г в 10 часов на заседании регионального диссертационного совета КМ 218 003.04 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» Федерального агентства железнодорожного транспорта по адресу 680021, г Хабаровск, ул Серышева, 47, ауд 204
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дальневосточного государственного университета путей сообщения
Автореферат разослан " 27 " апреля 2007 года
М-
Ученый секретарь / М В. Сокольская
диссертационного совета
Общая характеристика исследования
Актуальность исследования. Проблема эмпатии личности приобретает особую актуальность в связи с общими тенденциями психологии современного общества, которое становится всё более жёстким, рациональным, прагматичным. С этой точки зрения развитие эмпатии у личности представляется своего рода социальным заказом, так как оно ведёт к решению целого ряда психологических проблем, в том числе к снижению уровня агрессии и к профилактике межличностных конфликтов в обществе
Функционирование эмпатии определяется ценностями и мотивационными установками личности (Гаврилова Т П) Эмпатия является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми, проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям, ведёт к развитию гуманистических ценностей личности, сопровождает личностный рост и становится одним из ведущих её признаков (Адлер А., Келли Д, Маслоу А., Роджерс К., Фромм Э и др)
Анализ теоретических и экспериментальных исследований, посвящённых проблеме эмпатии, позволяет сделать вывод об отсутствии единого понимания сущности и структуры данного феномена Одними авторами она определяется, как способность личности проникать в психику другого человека, с помощью вчувствования субъекта в себя или в объект (Герней, Махони, Спероф, Шибутани, Moreno J L и др ), другими - как процесс, свойство, состояние психики (Гаврилова Т П, Сопиков А. П, Kolhopuska М и др)
Исследования эмпатии в рамках психологии искусства касались соотношения творчества и эмпатии, диагностики уровня интеллекта, эмоциональной реакции, нейротизма, установки (Ананьев Б Г , Басин ЕЛ, Дубровский Д И , Кречфилд Р , Марков М Е, Натадзе Р Г, Рождественская Н В , Симонов П В , Теплов Б М , Узнадзе ДН идр)
Однако, несмотря на глубокое исследование феномена эмпатии в науке, психологические механизмы, факторы её развития раскрыты недостаточно До сих пор вне поля зрения исследователей остаются возможности использования актёрской психотехники в качестве психологического средства для развития данного явления
Обращает на себя внимание тот факт, что сама психологическая основа актёрской психотехники, её взаимосвязь с различными психическими процессами также недостаточно изучены Мы полагаем, что актёрская психотехника и эмпатия личности имеют общую психологическую природу Эта природа проявляется в том, что и психотехника, и эмпатия направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности воспринимать и отзываться на эмоциональные состояния других, на установление взаимопонимания между людьми, на основе сопереживания, ведёт к снижению уровня агрессии и профилактике межличностных конфликтов В связи с чем, развитие эмпатии представляет особую значимость для психологической практики, науки, образования
Развитие эмпатийных качеств личности рассматривается нами как проявление предельно полной самоактуализации и человечного способа бытия
Актерская психотехника направлена на развитие личности, позволяет расширить возможности развития эмпатии через освоение нового вида деятельности - сценического действия, в процессе коллективного творчества и коллективного взаимодействия
Всё вышеизложенное предопределило область научного интереса автора настоящей работы и обуславливает актуальность выбранной темы исследования для теории и практики психологии
Исходя из выше сказанного, мы определили объект, предмет и цель исследования
Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование возможностей актерской психотехники как психологического средства развития эмпатии личности
Объект исследования - змпатия личности
Предмет исследования - влияние актёрской психотехники как психологического средства на развитие эмпатии личности
Теоретическая гипотеза:
Актёрская психотехника и эмпатия личности имеют общую психологическую основу, проявляющуюся п психологических механизмах проекции, интроекции, идентификации.
Эмпирическая гипотеза:
Актёрская психотехника способствует развитию эмпатии личности
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать предложенные исследователями теоретические подходы к изучению феномена эмпатии,
2) определить структуру, теоретическую модель эмпатии и психологические механизмы её развития,
3) выявить психологическую основу актёрской психотехники и её составляющие (механизмы проекции, интроекции, идентификации и элементы сценического действия),
4) разработать экспериментальную программу, основанную на актёрской психотехнике и апробировать,
5) выявить влияние актёрской психотехники как психологического средства на развитие эмпатии личности
Методологическую основу исследования составили: принцип детерминизма, принцип деятельностного, диалектического и системного (комплексного) подходов, разработанные в трудах Выготского Л С, Леонтьева А Н., Рубинштейна С Л , Ломова Б Ф , Ананьева Б Г, Теплова Б М , Эльконина ДБ и др, психологические концепции, теории личности по проблемам психологии личности и эмпатии, сформулированные в работах: Выготского Л С, Леонтьева А Н., Ананьева Б Г, Асмолова А Г., Бодапёва А А , Адлера А, Брушлинского А В , Гальперина П.Я, Басина Е Я, Бойко В В , Букатова В М, Ершова А А., Запорожца А В , Зинченко В П, Симонова П.В., Фрейда 3., Фромма Э Грооса К, Дауголла М, Изарда К Э, Кона И С, Марковой Т А , Маслоу А , Морено Дж, Оллпорта Г, Рибо Т, Роджерса К, Смита А, Гавриловой ТП,
Сопикова А П, и других известных психологов, теоретические положения системы К С Станиславского
Методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов
теоретический анализ научной философской, психологической, социологической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования,
- тестирование (комплекс психодиагностических методик* опросник по экспресс-диагностике эмпатии И M Юсупова, тест диагностики эмоциональной чувствительности и цвето-рисуночный тест диагностики эмоционального состояния школьников по методике А О Прохорова, личностный опросник 16 PF Р. Кеттелла (форма А), диагностический опросник по выявлению уровня общей коммуникативной толерантности В В Бойко, экспериментальная программа "актерская психотехника"),
- формирующий эксперимент,
- количественный, качественный, сравнительный анализ, содержательная интерпретация результатов,
- математические методы статистической обработки полученных данных (корреляционный, факторный анализы)
Статистические расчёты выполнены по критерию X2 с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных с использованием программ Microsoft Excel и формулы для подсчета коэффициента корреляции по критерию Карла Пирсона
Экспериментальная база исследования В исследовании приняли участие 279 человек - девушек (63,1%) и юношей (36,9%) в возрасте 16-18 лет (студентов; учащихся) Исследования проводились на базе Хабаровского Государственного института Искусств и Культуры и Гимназии №1 г Хабаровска
Обоснованность и достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечены обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, применением комплекса надёжных психодиагностических методик, адекватных целям и задачам исследования, взаимопроверкой результатов, полученных по разным методикам, экспериментальной проверкой гипотезы исследования, использованием математико-статистических процедур обработки материала. Сформулированные выводы исследования базируются на репрезентативных данных
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые исследованы возможности актёрской психотехники как средства развития эмпатии личности Исследована структура, определена теоретическая модель эмпатии и выявлены ее психологические механизмы, воплощенные в актерской психотехнике Исследована психологическая основа актерской психотехники Разработана и апробирована экспериментальная программа с использованием актёрской психотехники по развитию эмпатии личности
Теоретическая значимость работы состоит в выявлении структуры эмпатии личности и психологической основы актёрской психотехники, составлении структурно - теоретической модели эмпатии, получено теоретическое
обоснование использования актерской психотехники как средства развития эмпатии личности
Практическая значимость работы заключается в выявлении эффективности актёрской психотехники, построенной на психологических механизмах эмпатии проекции, интроекции, идентификации Получено доказательство позитивного влияния актёрской психотехники на развитие эмпатии личности Результаты исследования могут использоваться при проведении собеседования на вступительных экзаменах, на разных этапах обучения, а так же на подготовительных курсах в вузах, предполагающих наличие эмпатии как профессионального качества
Актёрская психотехника может быть использована в психологической, педагогической практике в качестве психокоррекции, психотерапии для развития социальных навыков, эмоциональной сферы и творческих способностей личности школьников, студентов и др
Положения, выносимые на защиту:
1) Эмпатия личности представляет собой комплексное психологическое явление, включающее в себя когнитивный, эмоциональный, личностно-мотивационный и поведенческий компоненты
- когнитивный компонент проявляется в таких познавательных процессах как эмоциональное восприятие, эмоциональная память, воображение, интуиция,
- эмоциональный компонент проявляется в эмоциональной чувствительности, эмоциональном состоянии,
- личностно-мотивационный компонент проявляется в таких чертах личности и особенностях мотивации как1 доброта, отзывчивость, желание помогать, толерантность, социальный интерес,
поведенческий компонент проявляется в симпатии, сочувствии, сопереживании, содействии
2) Психологические механизмы эмпатии - проекция, интроекция, идентификация составляют психологическую основу актёрской психотехники
3) Актерская психотехника выступает как средство развития эмпатии личности на основе использования её психологических механизмов в сюжетно -ролевом действии, построенном на активизации когнитивного, эмоционального, личностно - мотивационного и поведенческого компонентов эмпатии
Апробация внедрения результатов. Материалы исследования представлялись и обсуждались в 2001 — 2007 г г. на региональных научно — практических конференциях (г. Хабаровск), на всероссийских, межрегиональных научно - практических конференциях (г Москва, г Тамбов, г. Челябинск, г. Хабаровск), на заседаниях кафедры Психологии и Педагогики ХГИИК (г Хабаровск), на Азиатско-Тихоокеанском Международном Конгрессе психологов (г Хабаровск) По теме исследования имеется 11 публикаций
Объём и структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложений. Объём работы составляет 156 страниц основного текста Диссертация содержит 9 таблиц, 9 рисунков. Список литературы включает 201 источник
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, освещены методологическая основа и методы исследования, показаны его научная новизна и практическая значимость, выдвигаются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретический анализ психологических подходов к изучению эмпатии личности и её структура» даётся общепсихологическая характеристика проблемы эмпатии, выявляются основные философские и психологические подходы в исследовании данного явления, определяются структурные компоненты и структурно-теоретическая модель эмпатии
В первом параграфе рассматриваются фрагменты историко-философского и психологического подходов к исследованию понятия "эмпатия" Прослежена линия возникновения и развития изучения данного явления от философии эстетиков, где оно изначально понималось как симпатия, вчувствование и созвучно таким понятиям как "сопереживание", "сострадание" (Платон, Аристотель, Липпс Т , Фишер Р , Фолькельт И , Гроос К , Смит А , Спенсер Г , Шопенгауэр А , Воррингер В и Ли В , Рибо, Штерн, Мак Дауголл, Оллпорт и др) до современных подходов в психологии (Выготский Л.И, Леонтьев А Н, Титченер Э, Маслоу А., Адлер А., Айви А и М., Дэр К., Келли Д, Кречфилд Р , Маркус С., Морено Дж, Польстеры И и М , Роджерс К , Сандлер Д, Бодалев А А , Ершов П М , Петровский В А , Симонов П В , Ковалев А Г , Селиванова Р Г, Сопиков А П , Стрелкова Л.П , Шпалинский В В , и др)
Американские психологи конца XIX - начала XX века значительно дополнили исследования философов эстетиков в изучении симпатии, придали ей социальный статус, указали на её регулятивную функцию (улучшение отношений между людьми), определили взаимосвязь между чувственным восприятием и физическим поведением человека, выделили компоненты эмпатии когнитивный, эмоциональный, личностно-мотивационный и поведенческий, психологические механизмы её развития заражение, подражание, проекцию, интроекцию, идентификацию и др. и процессы её проявления симпатию, сочувствие, сопереживание, содействие
В психологию термин "эмпатия" ввйл в 1909 году американский психолог Э Титченер, что в переводе с немецкого слова ешЙ1Ыип§ — «вчувствование в »В словарях английского языка понятие «эмпатия» впервые появилось в 1912 году В зарубежной психологической литературе оно получило распространение в начале 50-х годов XX века
В отечественной психологии эмпатия рассматривается как процесс, в котором мыслительные и эмоциональные стороны представляют неразрывное единство (Бодалев А А„ 1975, Ковалев АГ, 1975, Селиванова РГ, 1984, Сопиков АП, 1978, Стрелкова ЛП 1987 и др) Ряд психологов, выделяют не только когнитивный и эмоциональный, но и поведенческий компонент эмпатийного взаимодействия (Дкрназян ЛН, 1984, Панкин АИ; Саржвеладзе НМ, 1975 и др.). Особый интерес представляют работы, в которых эмпатические переживания рассматриваются как мотив альтруистического поведения (Ершов ПМ, 1984;
Петровский В А., Шпалинский В,В , 1978, Симонов П В , Harris М , Huand L , 1973, Rawlings Е, 1970 и др) В исследованиях, изучающих помогающее поведение и эмпатию, представляет интерес подход, в котором выделяют действенную эмпатию, характеризующуюся активным содействием, помощью другой личности или группе (Обозов Н Н., 1979; Тарновский С А, 1981 и др.)
Анализ психологической литературы по проблеме эмпатии позволил структурировать и выявить следующие подходы к её исследованию в зарубежной и отечественной психологии аффективный, аффективно-когнитивный, когнитивный, интегративный
На основе выявленных подходов к изучению эмпатии мы выделили структуру данного феномена, которая включает в себя, познавательные, эмоциональные процессы, личностно-мотивационные компоненты и поведенческие формы проявления
В результате анализа специальной литературы по проблеме эмпатии выявлена четырехкомпонентная структурно — теоретическая модель эмпатии, которая включает в себя следующие компоненты и их составляющие
- когнитивный компонент, в который вошли познавательные процессы, характеризующие способности личности, как эмоциональное восприятие, эмоциональная память, воображение, интуиция,
- эмоциональный компонент, включающий в себя эмоциональные процессы, характеризующие свойства личности такие, как эмоциональная чувствительность (сензитивность), эмоциональное состояние,
- личностно - мотивационный компонент, в состав которого вошли - черты личности и особенности мотивации, определяющие направленность личности по отношению к другой, доброта, отзывчивость, толерантность, желание помогать, социальный интерес,
- поведенческий компонент включает поведенческие формы проявления эмпатии, характеризующие коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия симпатию, сочувствие, сопереживание, содействие
Результаты теоретического анализа позволили нам сформулировать определение эмпатии, которое звучит следующим образом*
Эмпатия - это полисистемное комплексное психологическое явление, характеризующее целостную личность, подразумевающее когнитивный, эмоциональный, личностно-мотивационный и поведенческий компоненты, позволяющее эмоционально воспринимать, адекватно интерпретировать и отзываться на эмоциональное состояние и аффективные ориентации другого в форме сопереживания, содействия
Теоретические исследования психологических подходов к проблеме эмпатии позволяют подчеркнуть историческую взаимосвязь философского осмысления и психологических исследований эмпатии, а так же углубить и расширить представления об эмпатии и её структуре
Во второй главе "Психологические механизмы развития эмпатии личности и их использование в актёрской психотехнике" выделяются психологические механизмы эмпатии, рассматривается их использование в актерской
психотехнике, проводится теоретическое обоснование возможностей актерской психотехники как средства развития эмпатии личности
Понятие "актерская психотехника" в сценическое искусство ввёл К С Станиславский Современные актёрские технологии берут своё начало из психотехники йоги и учения Рибо, научных открытий И П Павлова, И М Сеченова и др , которые были изучены, апробированы и внедрены в школу актёрского искусства К С Станиславским Система Станиславского - целостная программа воспитания художника сцены, подведения его к самостоятельному творчеству. По утверждению М Чехова, система, а, следовательно, и актёрская психотехника как часть этой системы, дает художнику ключ к его собственной душе
Мы рассматриваем актёрскую психотехнику как систему средств и орудий, направленных на решение профессиональных вопросов актёрского искусства
По определению JI С Выготского, психотехника является одним из главных методов в формировании психики На данном этапе исследования мы попытались проследить, какие психологические механизмы эмпатии представлены в актерской психотехнике
На основе анализа специальной литературы по проблеме эмпатии нами были выделены основные психологические механизмы её развития проекция, интроекция, идентификация Эти психологические механизмы обеспечивают установление контакта с окружающими, способствуют формированию условий для эмоционального обмена, развивают умение воспринимать переживание другого и отражать его, способствуют формированию экспрессивного репертуара личности (Адлер А , Айви А и М , Басин Е Я , Butcher, Букатов В М , Гаврилова Т П , Ершов П М., Ершова А.П , Запорожец А В, Леонтьев В Г , Липпс Т., Морено Д, Польстеры И и М, Роджерс К, Сарджвелладзе Н.И, Станиславский К С Симонов П В , Фрейд 3 Фромм Э и др)
В самой природе актёрской психотехники заложены психологические механизмы развития эмпатии, которые необходимы для установления контакта со сценическими объектами, создания условий для эмоционального обмена, развития умения воспринимать экспрессию другого и отражать её Эти механизмы необходимы для органического процесса перевоплощения актёра в сценический образ, создания "жизни человеческого духа" роли через "жизнь человеческого тела" актёра в художественно выразительной форме
Проекция - в актерской психотехнике проявляется в способности актёра воспринимать окружающий мир, искусственно заданные условия, предметы, объекты и отвечать (эмоционально отзываться) на заданные возбуждения, эмоциональную экспрессию, поведение партнёра адекватно целям и задачам сценического действия (артисто — роли) в условиях художественного вымысла
Интроекция - проявляется как способность полного включения актёром в свой внутренний мир (психику), образов, взглядов, мотивов и установок сценического персонажа, когда артист уже не различает собственные и несобственные представления
Идентификация - проявляется в способности актёра отождествлять себя с ролью на основе сопереживания, понимания, и совершения мотивированных
поступков с позиции другого человека, обусловленных потребностями создаваемого им сценического образа, в способности актёра воспроизводить подлинные эмоции путём приспособления чувств актёра-исполнителя к переживаниям действующего лица
Анализ специальной литературы по проблеме эмпатии позволил выявить дополнительные психологические механизмы развития данного явления заражение, подражание, децентрация, персонификация, понимание, рефлексия и проследить их использование в актёрской психотехнике
Заражение в актерской психотехнике проявляется в способности актера воздействовать на сценические объекты и вызывать эмоциональную реакцию партнёра по действию, сопереживание зрительного зала
Подражание - в способности актёра воссоздавать осознанно в своём поведении действия, мимику, жесты, голос и т п. другого человека
Децентрация - в способности актёра формировать "Я-образы", вживаться в них, становиться на их "точку зрения", изменять своё мнение, отношение к чему -либо в результате столкновения, сопоставления и интеграции с позициями вымышленных героев, отличными от собственной
Персонификация - проявляется в способности наделять животных и растения, неодушевлённые предметы и явления природы человеческими качествами, характером, представлять их в лицах и воссоздавать в своем поведении
Понимание - в способности представить, почувствовать, осмыслить, сопоставить чужой жизненный опыт со своим и включить его в свой Мысленно воссоздать переживания другого с ощущением как собственные и в точности воспроизвести их в своём поведении
Рефлексия - в способности анализировать, осмысливать собственные психические состояния в процессе сценического действия, контролировать его, направлять в соответствии с ролью
Следовательно, актёрская психотехника имеет общую психологическую природу с эмпатией и раскрывает большие возможности в развитии данного качества личности
Процесс подготовки будущего актера - это в огромной степени процесс раскрепощения подсознания, процесс раскрытия и познания собственного «Я», «своей природы» Поэтому актёрская психотехника направлена на развитие и совершенствование психической и физической природы артиста, на развитие разнообразных качеств его личности Она включает в себя все компоненты эмпатии когнитивный, эмоциональный, личностно-мотивационный, поведенческий, которые являются элементами сценического действия и творческого самочувствия актёра К С Станиславским выделены следующие элементы сценического действия и творческого самочувствия актёра: эмоциональное восприятие, эмоциональная память, воображение и фантазия, интуиция, эмоциональная чувствительность; память на ощущения и на создание образных видений (представлений); чувство правды и вера, сценическое внимание, "если бы" и предлагаемые обстоятельства; логика и последовательность действий, мыслей и чувств, отношение к предмету, физическое и словесное взаимодействие с объектом, а также выразительная
пластика, голос, речь, характерность, чувство ритма, группировки, мизансцены и т.д
Эмоциональное восприятие проявляется в способности актера воспроизводить чувственные образы - представления
Эмоциональная память проявляется в способности актёра воспроизводить на основе собственных чувств эмоциональную жизнь образа
Воображение и фантазия проявляются в способности актёра видеть внутренним зрением то, о чём думаешь, в способности изменять в своём сознании реальные объекты, предметы, обстоятельства жизни на вымышленные и относиться к ним как к заданным
Интуиция проявляется в способности актёра улавливать изменения в состоянии создаваемого сценического образа или партнёра (образа) по действию, опасность ситуации и т п В способности осуществлять импровизационные, логические и последовательные сценические действия в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами при освоенном сквозном действии и цели
Эмоциональная чувствительность проявляется в импровизационных, сиюминутных психологических реакциях актера на происходящее событие при чётко освоенном сквозном действии и цели
Доброта, отзывчивость, толерантность, желание помогать, социальный интерес являются необходимым условием творческого процесса, без которых невозможно раскрепощение подсознания, интуиции, своего внутреннего "Я", понимания, сопереживания и перевоплощения актёра в образ
Симпатия, сочувствие, сопереживание, содействие проявляются в способности актера воспринимать вымышленного героя, отождествлять себя с ним и осуществлять действия с позиции другого человека, перевоплощаться в сценический образ на основе перечисленных компонентов
Овладение всеми этими элементами в актёрской психотехнике формирует в участнике, помимо эмпатии, способность приводить себя в правильное сценическое (творческое) самочувствие и подводит к умению совершать подлинные, целесообразные, органические действия в различных предлагаемых обстоятельствах роли
Специфика актёрской психотехники состоит в том, что она включает человека в само сценическое действие как единый психофизический процесс, направленный на достижение цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами в художественно выразительной форме в условиях художественного вымысла Сценическое действие, положенное в её основу - есть такая ситуация развития, в которой и через которую возникает и развивается эмпатическая включённость личности в понимание и осознание нюансов и сложностей как своего внутреннего мира, так и эмоциональной экспрессии другого человека в процессе коллективного творчества и коллективного взаимодействия Это позволяет расширить возможности развития эмпатии личности через освоение нового вида деятельности - сценического действия Актерская психотехника позволяет на основе познания законов природы преодолеть комплекс своей природной ограниченности, реализовать и изменить свой характер Она направлена на развитие творческого самочувствия и творческого проектного отношения к миру и
к себе, что позволяет рассматривать её как психологическое средство развития эмпатии личности
Таким образом, актёрская психотехника включает в себя как элементы сценического действия когнитивный, эмоциональный, личностно -мотивационный и поведенческий компоненты эмпатии, психологические механизмы ее развития - проекцию, интроекцию и идентификацию, а также само сюжетно - ролевое действие, которое активизирует и приводит в движение эти компоненты
Выявление компонентов и психологических механизмов эмпатии в актерской психотехнике позволило сделать предварительный теоретический вывод, включающий в себя следующие допущения
- психологические механизмы - проекция, интроекция, идентификация составляют психологическую основу актерской психотехники,
- актерская психотехника и эмпатия имеют общую психологическую основу,
- актерская психотехника выступает как средство развития эмпатии личности на основе использования ее психологических механизмов в сюжетно - ролевом действии, построенном на активизации когнитивного, эмоционального, личностно - мотивационного и поведенческого компонентов эмпатии
Анализ литературы по данной проблеме позволил сформулировать своё определение актёрской психотехники, которое звучит следующим образом
- Актёрская психотехника - это комплексное психологическое средство, включающее в себя как элементы сценического действия все компоненты эмпатии когнитивный, эмоциональный, личностно-мотивационный, поведенческий и психологические механизмы её развития проекцию, интроекцию, идентификацию, позволяющее развить профессиональные навыки актёра, преодолеть комплекс своей природной ограниченности, развить и усовершенствовать психическую и физическую природу человека, творческое самочувствие и творческое проектное отношение к миру и к себе
В третьей главе "Экспериментальное исследование влияния актёрской психотехники как фактора на развитие эмпатии личности" дано описание методов и процедуры эмпирического исследования, представлены результаты экспериментальной проверки основных положений диссертации
Для сравнения результатов исследования по развитию эмпатии и её компонентов до и после проведения актёрской психотехники между методиками нами составлена корреляционная матрица
Процедура исследования состояла из нескольких этапов
Первый этап. Подбор диагностического инструментария
Мы исходим из понятия, предложенного И М Юсуповым, согласно которому эмпатия - целостный феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого - "проникновение" во внутренний мир другого человека или антропоморфизированного объекта
План эмпирическою исследования выстроен в соответствии с четырехкомпонентной структурой эмпатии
1 С целью выявления общего уровня направленности к составляющим эмпатии и отдельных её компонентов в различных группах испытуемых нами
была применена в качестве основного средства исследования методика И М Юсупова по экспресс-диагностике эмпатии, относительно которой анализируются все остальные
Выбор методики обоснован тем, что в основе диагностики И М Юсупова лежит склонность личности к сопереживанию, являющаяся начальной стадией динамического процесса развития эмпатии от сопереживания к сочувствию Психические состояния личности, ее свойства и уровень невербального общения -все это в совокупности позволяет нам, определяя индивидуально-типологические свойства, выявить ее потенциальные возможности
Для получения более объективного подтверждения уровней развития компонентов эмпатии в обследуемых группах были применены в качестве дополнительного диагностического инструментария ряд методик
- измерение когнитивного компонента эмпатии производилось посредством многофакторной личностной методики Р Кетгелла,
- эмоционального компонента - посредством методики по исследованию эмоциональной чувствительности и цвето-рисуночного теста диагностики эмоционального состояния школьников по методикам А.О Прохорова,
- личностно - мотивационного компонента - посредством многофакторной личностной методики Р. Кетгелла и диагностического опросника В В Бойко по выявлению уровня общей коммуникативной толерантности,
- поведенческого - посредством многофакторной личностной методики Р Кетгелла
Второй этап - был направлен на выявление исходного уровня развития эмпатии и её компонентов в контрольной и экспериментальной группах
На этом этапе осуществлялось планирование количественного состава выборки
Всего выборка составила 279 человек - девушек (63,1%) и юношей (36,9%) в возрасте 16-18 лет
Для проведения эксперимента из общего числа респондентов было выбрано 60 испытуемых - учащихся 11-х классов гимназии №1 города Хабаровска и составлены две группы - экспериментальная (№1) и контрольная (№2) равные по составу - по 30 человек в каждой, возрастным характеристикам (16-17 лет), половым признакам (22 девушки (73,3%) и 8 юношей (26,7%)) и исходным показателям склонности к сопереживанию
Третий этап - был направлен на организацию и проведение занятий по актерской психотехнике, которые должны подтвердить или опровергнуть предполагаемую гипотезу Для достижения поставленной цели нами была составлена и апробирована на экспериментальной группе программа "актерская психотехника".
При создании программы была поставлена задача - развитие всех компонентов эмпатии посредством актерской психотехники
Занятия по актёрской психотехнике проводились в экспериментальной группе с учащимися 11-х классов на базе гимназии №1 города Хабаровска в период с 10.09.2002 по 10.06.2003 года (по 2 часа два раза в неделю) В контрольной группе занятия по актерской психотехнике не проводились
Экспериментальная программа построена на принципах индивидуализации обучения, интеграции с другими областями знаний и видами искусства, диалогичном принципе взаимоотношений между руководителем и участниками эксперимента, принципах активности, проблемное™, эстетизации среды и сферы деятельности
Обязательным условием эксперимента являлся индивидуальный опрос участников по творческим заданиям и поощрение результатов
Для эффективности развития эмпатии у учащихся мы использовали дневник наблюдений и рисунок
Процесс занятий представляет собой систему творческих упражнений и этюдов, в основу которых положено сюжетно-ролевое действие, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей учащихся
Учебный процесс рассчитан на активное участие школьника, который является соучастником творческого процесса Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от испытуемых и ведущего совместных активных поисков Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество
Задача всего курса актёрской психотехники - создать условия, при которых участники смогут увидеть свои реальные и потенциальные возможности и реализовать их
Так как действие - есть форма существования, проявления и взаимодействия всех элементов "системы", то это одновременно путь и условие активизации механизмов развития эмпатии, совершенствования ее компонентов, активизации и совершенствования самой личности участника эксперимента Условия экспериментальной программы:
действие от ссбя в заданных предлагаемых обстоятельствах, индивидуальная логика действия; целенаправленность действия, личная значимость цели; конфликт - основная движущая сила действия
Движение к главной цели через преодоление препятствий, конфликтных ситуаций завершает событие Одно большое действие состоит из множества мелких, которые являются ступеньками большой лестницы, ведущей к главной цели Эти ступеньки-события помогают преодолеть пространство между «Я» сегодняшним и «Я» завтрашним
Главное условие упражнения - подлинно, целенаправленно, результативно действовать в предлагаемых обстоятельствах здесь, сейчас, впервые
Система упражнений построена таким образом, что участник психотехники идёт от неизвестного к узнаваемому, от простого к сложному.
Отработка каждого элемента связана с разработкой внутренних качеств личности ученика Для этого мы не просто требовали от школьников хорошей наблюдательности, а, с помощью конкретных заданий, дополнительных средств и наводящих вопросов направляли, детализировали и углубляли их внимание, стараясь тем самым пробудить в них глубокий интерес к реальной действительности
В целях эксперимента в программу включены упражнения, в большей степени, направленные на развитие внутренней техники актера, разработанные
К С Станиславским, а также упражнения аутогенной тренировки и специально разработанные автором
Развитие компонентов эмпатии осуществлялось на основе реальных образов природы, познания жизни животных, людей, чувственного восприятия конкретных жизненных фактов, живого созерцания, жизненных наблюдений Привлекались искусства, литература, кино, живопись, музыка, фотография
Актерская психотехника, по утверждению С В Гиппиус, выполняет две основные функции
- совершенствует пластичность нервной системы и позволяет осознанно воспроизводить работу механизмов жизненного действия — механизмов восприятия и реакции, переключения и т д ,
- помогает отшлифовать, сделать гибким и ярким психофизический "инструмент" ученика, раскрыть все его природные возможности и подвергнуть их планомерной обработке, расширить "коэффициент полезного действия" всех нужных из имеющихся возможностей, заглушить и ликвидировать ненужные и, наконец, создать недостающие, насколько это возможно
Таким образом, актерская психотехника приводит творческий аппарат ученика в соответствие с требованиями творческого процесса Обе эти цели сливаются воедино, так как каждая из них выполняется на основе другой, то есть совершенствование психофизического аппарата проводится на материале упражнений, анализирующих и осваивающих механизмы жизненного действия
Четвертый этап был направлен на проведение повторного изучения уровня эмпатии и её компонентов после актёрской психотехники На этом этапе производился анализ результатов эксперимента
Обследование проводилось с использованием диагностического инструментария первого этапа
Анализ результатов исследования до начала эксперимента по методике И М Юсупова позволил выявить
- низкие показатели уровней сопереживания (в средних значениях) в триаде "родители" как в контрольной (8,3), так и в экспериментальной (8,7) группах Это свидетельствует об эпизодической «глухоте» респондентов к чувствам и мыслям своих близких, которая может проявляться в холодности и невнимательности по отношению к ним Мы можем предположить, что низкая эмпатийность учащихся по отношению к своим родителям связана с психологическими особенностями подросткового возраста
- Низкие показатели уровней сопереживания в триаде "герои художественных произведений" (в экспериментальной - 9,4, в контрольной - 9,4 балла), которые позволяют говорить о том, что школьники мало мечтают, фантазируют, больше доверяют логическим выводам и умозаключениям, что может проявляться в рациональном, практическом восприятии мира и других людей
- Два уровня развития эмпатии - высокий (в контрольной - 26,7%, в экспериментальной - 26,7%) и средний (в контрольной - 73,3%, в экспериментальной - 73,3%) в обеих группах
Исследование когнитивного компонента позволило выявить три уровня развития - высокий, средний, низкий. При этом, преобладающее большинство
учащихся обеих групп до начала эксперимента имели средний (в экспериментальной - 63,3%, в контрольной 60%) и низкий (в экспериментальной -13,3%, в контрольной 20%) уровни эмоционального восприятия, средний (в экспериментальной - 40%, в контрольной - 60%) и низкий (в экспериментальной -56,7%, в контрольной - 30%) уровни развития воображения, средний (в экспериментальной - 46,6%, в контрольной - 30%) и низкий (в экспериментальной
- 26,7%, в контрольной - 23,3%) уровни развития эмоциональной памяти и интуиции Высокий уровень эмоционального восприятия в экспериментальной группе показали лишь - 23,3%, в контрольной - 20% испытуемых, воображения в экспериментальной - 3,3%, в контрольной - 10% опрошенных, эмоциональной памяти и интуиции в экспериментальной - 26,7%, в контрольной - 46,6% респондентов.
Исследование эмоционального компонента обнаружило два уровня эмоциональной чувствительности до начала эксперимента, низкий (в экспериментальной - 23,3%, в контрольной - 26,6%) и средний (в экспериментальной - 76,7%,%, в контрольной - 73,3%)
Анализ результатов исходных данных эмоционального состояния показал, что на фоне достаточно высокой активности и азарта, в обеих группах школьники мало мечтают, фантазируют (экспериментальная - 23,3%, контрольная - 20% группы), не всегда бывают искренними (экспериментальная - 33,3%; контрольная
- 36,7% группы), неадекватно воспринимают себя и других, недовольны своим положение в социуме (экспериментальная - 60%, контрольная - 60%), утомлены (экспериментальная - 16,7%, контрольная - 10%), испытывают состояние напряжённости, скованности, зажатости (экспериментальная - 53,3%, контрольная
- 43,3%), имеют высокую самооценку, тенденцию к самоутверждению и претензию на признание (экспериментальная - 43,3%, контрольная - 36,7%), неуверенны в себе, нерешительны, имеют низкую самооценку (экспериментальная -16,7%, контрольная - 23,3%)
Анализ результатов личностно-мотивационного компонента позволил выявить в экспериментальной группе три уровня развития социального интереса -низкий (13,3%), средний (40%) и высокий (46,7%); доброты - низкий (63,3%), средний (26,7%), высокий (10%), отзывчивости — низкий (13,3%), средний (63,3%), высокий (23,3%) и два уровня1 желания помогать - низкий (66,7%), средний (33,3%) и толерантности - низкий (56,7%), средний (43,3%)
В контрольной группе выявлено три уровня социального интереса - низкий (3,3%), средний (50%) и высокий (46,7%), доброты - низкий (53,3%), средний (36,7%), высокий (10%), отзывчивости - низкий (20%), средний (60%), высокий (20%), желания помогать - низкий (70%), средний (26,7%), низкий (3,3%) и два уровня толерантности - низкий (53,3%), средний (46,7%)
Исследование поведенческого компонента обнаружило три уровня развития симпатии и сочувствия - низкий (13,3%), средний (63,3%), высокий (23,3%) и сопереживания и содействия - низкий (26,7%), средний (46,7%) и высокий (26,7%)
Обобщение исходных результатов исследования по всем методикам позволило сделать вывод о преобладании до начала эксперимента у большинства
учащихся рационального, практичного (над чувственным) способа познания мира и других людей, сдержанности в проявлении своих чувств, неуверенности в себе, холодности и даже жесткости, импульсивности и несдержанности по отношению к другим людям.
После актёрской психотехники все среднестатистические данные по выше перечисленным методикам в экспериментальной группе выше, чем в контрольной
Обобщение результатов исследования до и после эксперимента в контрольной группе достоверно значимых различий не выявило ни по одной из методик, что позволяет говорить о том, что развития эмпатии у респондентов данной группы не произошло
В экспериментальной группе были обнаружены следующие результаты
По методике И М Юсупова
1) Повышение показателей общего уровня эмпатийности (в средних значениях) - на 10,7, в триадах "Родители" - на 2,9, "Дети" - на 1,9, "Герои художественных произведений" (на 1,4), "Животные" - на 1,4, "Пожилые люди" -на 1,7, "Незнакомые и малознакомые люди" - на 1,4 балла
2) Достоверно значимые различия между исходными и повторными показателями1
- общего уровня развития эмпатии всех шести триад (при р < 0,01),
- в триаде "Отношение к родителям" (при р < 0,01),
- в триаде "Отношение к детям" (при р < 0,05)
3) Повышение высокого уровня эмпатийности на 59,9%, очень высокого — на 6,7%
Изменение показателей эмпатийности в сторону повышения в триадах, достоверно значимые различия между подходами и повышение уровней эмпатии от среднего к очень высокому в экспериментальной группе по сравнению с полученными данными в контрольной, свидетельствуют о развитии эмпатийности у старшеклассников после актёрской психотехники.
Полученные результаты показывают, что после эксперимента произошли позитивные изменения в отношении учащихся к окружающему миру, они стали более чуткими и отзывчивыми по отношению к родителям, детям, пожилым людям и другим, они стали больше мечтать, доверять своей интуиции, тоньше чувствовать и понимать других. Эти изменения проявляются в поведении испытуемых, основанном на симпатии, добром, отзывчивом отношении, принятии личности другого, понимании и сопереживании
Анализ результатов исследования по дополнительным методикам обнаружил следующие изменения
1) Достоверно значимые различия между исходными и повторными данными по методике А.О Прохорова - определение эмоциональной чувствительности (на уровне р < 0,01),
- по факторам личностного опросника Р Кеттелла
фактор С (эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность) (при р< 0,05),
фактор N (прямолинейность - дипломатичность) (при р < 0,05),
фактор С?] (консерватизм - радикализм) (при р < 0,05), что является доказательством развития эмпатии у участников экспериментальной группы
2) Изменения средних значений показателей и уровней развития компонентов эмпатии
При исследовании когнитивного компонента эмпатии было обнаружено повышение средних значений показателей эмоционального восприятия (фактор "А" - на 1,8), воображения (фактор "М" - на 1,9), эмоциональной памяти (фактор "I" - на 1,9) и интуиции (фактор "I" - на 1,9) Обнаружено повышение высокого (на 36,7%) и среднего (на 20%) уровня эмоционального восприятия, высокого уровня воображения (на 16,7%), высокого уровня эмоциональной памяти и интуиции (на 23,3%)
Исследование эмоционального компонента эмпатии позволило выявить повышение показателей общего уровня эмоциональной чувствительности (на 11,2), достоверно значимые различия между первым и вторым подходами (на уровне р < 0,01) и повышение среднего (на 16,6%) и высокого (на 6,7%) уровней эмоциональной чувствительности
Выявлены позитивные сдвиги в динамической структуре эмоционального состояния мечтания и фантазирования (на 33,4%) После развивающих занятий у респондентов исчезло состояние усталости и утомления, при этом выявлены новые состояния - бодрости - у 36,7%; радости - у 23,3%, дружелюбия и доброжелательности - у 66,7%, сочувствия и сопереживания - у 73,3% участников эксперимента Обнаружено понижение напряжённости, скованности физического самочувствия, завышенной самооценки (на 36,6%) и повышение умения ладить, отзывчивости, чувствительности, общительности у 50% респондентов
При исследовании личностно-мотивацнонного компонента эмпатии обнаружено повышение показателей (в средних значениях) социального интереса (на 2,1), доброты (на 1,5), отзывчивости (на 1,8), желания помогать (на 1,6); толерантности (на 9,4) Выявлено повышение высокого (на 23,3%) и среднего (на 36,6%) уровней социального интереса, высокого уровня добро ты у 6,7% испытуемых, высокого (на 36,7%) и среднего (на 16,7%) уровней отзывчивости; высокого уровня желания помогать (на 16,7%), среднего (на 46,7%) и высокого (на 10%) уровней толерантности Выявлены достоверно значимые различия (на уровне р<0,05) между исходными и повторными показателями доброты
Анализ поведенческого компонента эмпатии показал повышение средних значений показателей симпатии и сочувствия (на 1,8), сопереживания и содействия (на 1,9), повышение высоких уровней симпатии и сочувствия (на 36,7%) и сопереживания и содействия (на 23,3%)
Изменение показателей эмпатийности в сторону повышения, достоверно значимые различия между подходами и повышение уровней эмпатии от среднего к высокому в экспериментальной группе по сравнению с полученными данными в контрольной, свидетельствуют о развитии компонентов эмпатии и их 'составляющих у респондентов экспериментальной группы после актерской психотехники
На основании полученных результатов можно предположить, что после эксперимента у школьников произошли позитивные изменения в отношении
учащихся к окружающему миру и к самим себе Они стали больше мечтать и фантазировать, доверять своей эмоциональной памяти и интуиции, тоньше чувствовать, эмоционально откликаться на переживания других и понимать их Эти изменения проявляются в поведении испытуемых, основанном на симпатии, добром, отзывчивом отношении, принятии личности другого, желании помочь, сопереживании и содействии.
В результате исследования выявлены три психологические группы, составлены психологические портреты (по И М Юсупову) и определены психологические типы (по К Леонгарду) участников
- В первую группу вошли школьники с очень высоким уровнем эмпатийности (6,7%) - эмотивный тип (экспериментальная группа) Им свойственно глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без навязывания своего мнения или интересов Они умеют отречься от своего "Я", строить отношения по принципам взаимного доверия и альтруизма Их отличает доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обострённое чувство долга, исполнительность
- Во вторую группу вошли испытуемые с высоким уровнем развития эмпатии (86,7%) - экстравертированный тип Это общительные, эмоционально восприимчивые, добрые, быстро устанавливающие контакты люди Они способны ладить с другими людьми и оказывать содействие, не допускать конфликты и находить компромиссные решения Их отличает готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чём просят, исполнительность
- В третью группу - вошли респонденты со средним уровнем развития эмпатии (6,7%) - гипертимный тип Им характерна эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других Их больше интересуют свои собственные мысли и чувства, эмоции у них находятся под жёстким самоконтролем, не доверяют своим личным впечатлениям, интуиции Отсутствие раскованности чувств мешает им полноценному восприятию жизни и других людей Им свойственны энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность В то же время они могут быть легкомысленными, склонными к аморальным поступкам, раздражительными Трудно переносят условия жёсткой дисциплины, монотонную деятельность, одиночество
Сравнительный анализ корреляционных зависимостей выявил взаимосвязь между данными методиками экспресс-диагностикой эмпатии по опроснику И М Юсупова, многофакторной личностной методикой Р Б Кетгелла, опросником по исследованию эмоциональной чувствительности А О Прохорова и методикой по выявлению уровня общей коммуникативной толерантности В В Бойко, компонентами эмпатии (когнитивным, эмоциональным, личностно-мотивационным, поведенческим) и их составляющими
Общая эмпатийность положительно коррелирует с
желанием помогать (фактор в по Кетгеллу при р<0,01), эмоциональной памятью и интуицией (фактор I по Кетгеллу при р<0,05), добротой (фактор N по Кетгеллу при р<0,05), беспокойством (фактор О по Кетгеллу при р<0,01), волей
(фактор С^з по Кеттеллу при р<0,01), общей эмоциональной чувствительностью (по Прохорову при р<0,01), коммуникативной толерантностью (по Бойко при Р<0,01)
Положительная взаимосвязь между методиками и компонентами эмпатии (когнитивным, эмоциональным, личностно-мотивационным и поведенческим) доказывает, что в них исследуются различные стороны одного и того же явления -эмпатии Это подтверждает, что
- эмпатия - комплексное психологическое явление, характеризующее целостную личность, включающее в себя когнитивный, эмоциональный, личностно-мотивационный и поведенческий компоненты
Полученные экспериментальные данные соотносятся с основными задачами программы "актёрская психотехника" развитие всех компонентов эмпатии
В заключении диссертационного исследования сделаны следующие общие выводы:
1. Полученные в процессе теоретического анализа специальной литературы и проведенного эксперимента результаты подтверждают теоретическую и эмпирическую гипотезы, имеющие следующие допущения.
- актерская психотехника и эмпатия имеют общую психологическую основу, проявляющуюся в психологических механизмах проекции, интроекции, идентификации;
- актёрская психотехника способствует развитию эмпатии личности
2 Эмпирическое исследование показало.
- существует выраженная взаимосвязь между когнитивным, эмоциональным, личностно-мотивационным и поведенческим компонентами эмпатии,
- полученные, после эксперимента корреляционные зависимости, отражают наличие положительных связей между результатами методик- экспресс-диагностикой эмпатии по опроснику И.М Юсупова, многофакторной личностной методикой Р Б Кеттелла, опросником по исследованию эмоциональной чувствительности А О Прохорова и методикой по выявлению уровня общей коммуникативной толерантности В В. Бойко и объективно доказывают, что в них исследуются различные стороны одного и того же явления - эмпатии Это подтверждает, что
- эмпатия - комплексное психологическое явление, характеризующее целостную личность, включающее в себя когнитивный, эмоциональный, личностно-мотивационный и поведенческий компоненты,
- когнитивный компонент проявляется в таких познавательных процессах как эмоциональное восприятие, эмоциональная память, воображение, интуиция,
- эмоциональный компонент проявляется в эмоциональных процессах, как эмоциональная чувствительность, эмоциональное состояние,
- личностно-мотивационный компонент проявляется в таких чертах личности, особенностях мотивации как доброта, отзывчивость, толерантность, желание помогать, социальный интерес,
- поведенческий компонент проявляется в симпатии, сочувствии, сопереживании, содействии
3 Психологические механизмы эмпатии - проекция, интроекция, идентификация составляют психологическую основу актёрской психотехники.
4 Актёрская психотехника выступает как средство развития эмпатии личности на основе использования её психологических механизмов в сюжетно -ролевом действии, построенном на активизации когнитивного, эмоционального, личностно - мотивационного и поведенческого компонентов эмпатии
5 Получено доказательство влияния актёрской психотехники на развитие эмпатии личности, что определяет практическую значимость работы
В результате исследования были сделаны дополнительные выводы
1 Психологические механизмы заражение, подражание, децентрация, персонификация, понимание, рефлексия положены в основу актёрской психотехники и выступают как средство развития эмпатии личности
2 В результате исследования выявлены три психологические группы, составлены психологические портреты (по И М Юсупову) и определены психологические типы эмотивный, экстравертированный и гипертимный (по К Леонгарду) участников
Представляются актуальными направлениями в изучаемой проблеме определение роли индивидуально-типологических особенностей в проявлении эмпатии, важным аспектом проблемы является эмпирическое изучение особенностей проявления эмпатии в зависимости от специфики профессиональной деятельности, исследование взаимосвязи эмпатийности человека с его образом мира
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
1. Бенеш, Н.Л. Духовные способности и их развитие // Материалы Всероссийской научно — практической конференции "Проблемы подготовки кадров для сферы искусств и культуры". - Хабаровск КНОТОК, 2001 -Ч 3 -С. 20 - 26.
2. Бенеш, Н.Л Значение эмпатии в воспитании личности подростка // Материалы научно - практической конференции, посвящённой 35-летию ХГИИК, г Хабаровск ХГИИК, 2003 -Ч. 1.-С. 30-36.
3 Бенеш, Н Л Детская агрессивность как социально-педагогическая проблема современного общества // Сборник научных материалов Актуальные проблемы современной культуры детства / Ред В С Русановой - Челябинск. ЧГАКИ,2003 -С. 185-191.
4 Бенеш, НЛ Работа студента над этюдом / Наталья Леонидовна Бенеш Учебно-методическое пособие для студентов театральных специализаций -Хабаровск КНОТОК, 2005 - 55 с.
5 Бенеш, Н Л Эмпатия как психологическая основа актёрского творчества / Наталья Леонидовна Бенеш Учебное пособие. - Хабаровск. ХГИИК, 2006. - 157 с
6 Бенеш, Н.Л Внутренний мир человека и социально - культурная ситуация. - Человек Власть Общество / Научные труды V Азиатско-Тихоокеанского Международного Конгресса психологов - Хабаровск, 2006 -С 26-28
7 Бенеш, Н Л Актёрская психотехника как психологическое условие развития эмпатии личности // "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств" - М МГУКИ. - 2007. - № 2. - С. 111 - 114.
8 Бенеш, НЛ Актёрская психотехника как психологическое средство развития эмпатии личности / Наталья Леонидовна Бенеш - Хабаровск ХГИИК, 2007 -142 с
9 Бенеш, Н.Л Значение эмпатии в творчестве актёра (режиссёра) // Альманах современной науки и образования- научно — теоретический и прикладной журнал широкого профиля -Тамбов "Грамота", 2007, №1.-С. 47 - 49.
10. Бенеш, НЛ. Эмпатия как важнейшее личностное качество // Альманах современной науки и образования- научно - теоретический и прикладной журнал широкого профиля. - Тамбов. "Грамота", 2007, №1. - С. 49 - 51
11 Бенеш, НЛ. Механизмы эмпатии и сценический образ // Материалы научно - практической конференции- Место и роль патриотизма в возрождении России и Дальнего Востока. - Хабаровск: Импульс Восток, 2007 - №1 - С 126 -131
Бенеш Наталья Леонидовна
АКТЕРСКАЯ ПСИХОТЕХНИКА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ ЛИЧНОСТИ
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических
наук
Подписано в печать 16 04 2007. Формат 60x84 1/16 Бумага писчая Гарнитура «Times New Roman», Печать офсетная Уел печ л 1,3, уч.-изд л. 1,2
_Тираж 100. Заказ № 197._
Отдел оперативной полиграфии издательства Хабаровского государственного института искусств и культуры 680045, г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 112