автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Этническое самосознание горских евреев и осетин, проживающих в диаспорах в Кабардино-Балкарской Республике РФ
- Автор научной работы
- Шогенов, Ахмед Абдулкеримович
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Шогенов, Ахмед Абдулкеримович, 1999 год
Введение.
ГЛАВА 1. Научные основы этнопсихологических исследований.
1.1. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на этнопсихологические явления.
1.2. Методолого-теоретические основы этнопсихологических исследований.
1.3. Этническое самосознание как один из компонентов этнической психологии.
ГЛАВА 2. Программа и методы исследования этнического самосознания.
2.1. Постановка проблемы и задачи исследования.
2.2. Организация и методики исследования.
ГЛАВА 3. Общее и специфическое в этническом самосознании в дисапорах горских евреев и осетин.
Введение диссертации по психологии, на тему "Этническое самосознание горских евреев и осетин, проживающих в диаспорах в Кабардино-Балкарской Республике РФ"
Национальное самосознание является одним из значимых • признаков народности и одним из существенных факторов, оказывающих воздействие на национальные процессы, обусловливая вектор развития и движения общества, наполняя его содержательными компонентами. Следовательно, уровень самосознания этнических личностей, групп в значительной степени определяет социально-политическую и психологическую атмосферу многонационального общества.
Недооценка национальных факторов развития, характерная для истории Советского государства, привела к тому, что общественная мысль оказалась не в состоянии дать ответы на возникающие сложные вопросы межнациональных отношений, предвидеть возможные коллизии на этнической почве, корректировать и прогнозировать государственную национальную политику в соответствии с требованиями времени и жизни.
Содержанием всякой национальной политики должно являться не только и не столько "снятие" уже имеющихся противоречий и негативных явлений, сколько умение их прогнозировать, создавая такие механизмы, которые бы исключали межнациональную напряженность и конфликты.
Развернувшиеся в ряде государств СНГ, в том числе в Российской Федерации, мощные национальные движения обрели неоднозначную этнополитическую и этнокультурную окраску, являясь, с одной стороны, выражением роста этнического самосознания и, с другой, в определенной мере катализатором национального недовольства.
Актуальность темы исследования определяют экономические, социально-политические, культурологические, демографические и другие процессы, происходящие в настоящее время в полиэтническом обществе, обусловленные подъемом национального самосознания всех народов, населяющих Россию.
Сознание есть осознанное бытие, оно обнаруживается в системе социальных связей и отношений, в которые втягивается и в которых действует человек (В.П. Зинченко, 1991).
Необходимым и первым этапом в становлении рефлексивного сознания является самосознание, или осознание самости. Из многочисленных определений самосознания, остановимся на следующем: самосознание есть осознание самого себя, оценка человеком своего мировоззрения, целей, интересов и мотивов поведения, т.е. целостная оценка самого себя, своего "Я".
Самосознание носит общественный характер, это мера и исходный пункт отношения человека к самому себе. Самосознание, как осознание себя, осознание своей самости, в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как обобщенная самооценка, как самоконтроль, как самопринятие, как образ "Я".
Сущность самопознания составляет нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание выступает в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.
Самооценка - это тот компонент самосознания, который включает в себя и знания о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которых определяется эта оценка. Самооценка может быть адекватной (т.е. реальной, объективной) и неадекватной, при чем последняя может быть завышенной или заниженной (В.И. Слабодчиков, Е.В. Исаев, 1995).
Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека, которое проявляется в степени трудностей целей и задач, поставленных перед собой человеком. Таким образом, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношении с другими.
С амеевзнаниа-носж^обществшнъш х^аш^рг4Шо-ош-ест-ь-мерал1 иехо дшяйнаушстотноштия"человека :к^шмомусебе. ^
Этническое самосознание - есть осознание членами этноса их особого единства и отличия от других общностей.
Разные аспекты "самосознания" разрабатывались и продолжают исследоваться философами, психологами, социологами и педагогами (работы Р. Бернса, В.П. Зинченко, В.П. Иванова, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, М.К. Мамардашвили, Ф.Т. Михайлова, В.В. Столина, З.Фрейда и других ученых).
Всплеск этнического самосознания на современном этапе свидетельствует о его росте как на общесоциальном, так и на личностном уровнях.
Отдельная личность входит в самые разные группы - возрастные, этнические, профессиональные, политические и др. Для понимания поведения людей в группах важно учитывать их объективные представления о самих себе, о своем соответствии группе и ее членов.
Результатом самопознания человека является выработка системы представлений о самом себе или создание "образа Я". Именно "образ Я" определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой взаимоотношений с другими людьми.
Социальная среда, "социальная ситуация развития" (по JI.C. Выготскому), в которой происходит формирование личности, ее самосознание, весьма динамична. Тип развития личности и ее самосознание определяется тем типом группы, в которую она интегрирована. В раннем возрасте - это семья, затем - группы дошкольного учреждения, начальный класс общеобразовательной школы, где педагог наравне с родителями становится лицом, взаимоотношения с которым определяются совместной деятельностью. В подростковом и юношеском возрасте - это еще и коллективы сверстников. Развитие самосознания -центральный психический процесс переходного периода (И.С. Кон, 1984). Главное психологическое приобретение юности - это открытие своего внутреннего мира, своего "Я", осознание своей неповторимости, уникальности.
Важным компонентом этнического самосознания является самоуважение. Самоуважение - понятие многогранное, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства. Человек с высоким самоуважением верит в себя и в то, что он может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение -предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности.
Процесс самоосознания и самопознания продолжается всю жизнь, но период юности, как стадия жизненного пути, представляется особенно важным, так как в этот период происходит открытие своего внутреннего мира, "своего Я". Но это не только радостное и волнующее событие. Именно в этот возрастной период у молодого поколения возникает много тревожных, драматических переживаний, связанных с тем, что внутреннее "Я" не совпадает с "внешним" поведением. Это несовпадение особенно остро воспринимается на фоне этнических аспектов.
Важной проблемой в данном контексте является т. йш^шесто ^ рассогласование реального и проективного языкового поведения представителей разных этносов, проживающих в Российской Федерации.
Отсутствие необходимых знаний и понимания, а, следовательно, и невозможность учета^этнического самосознания различных этнических групп, составляющих полиэтничность общества, может привести к явлениям нежелательного порядка в регулировании процессов социально-политического и экономического характера.
В Российской Федерации кроме русских, проживает свыше 110 других национальностей, большинство из которых имеют свою этническую территорию. Эти этнические территории, в свою очередь, полиэтничны. Широкое распространение в Российской Федерации имеют такое явление как проживание отдельных этнических групп (диаспор) в иноэтническом окружении.
Изучение специфики этнического самосознания представителей именно этих групп является сегодня актуальным, как для философов и социологов, так и для психологов и педагогов. Такие диаспоры, составляя этническое меньшинство на той или иной территории, имеют основания для возникновения обостренных национальных чувств.
Исследование этнического самосознания, как существенного внутреннего основания развития личности (или групп) на разных этапах жизнедеятельности, является одной из значимых задач психологов. Мы полагаем, что особое внимание следует уделить изучению этносознания молодежи, которая является активным носителем этнических ценностей, определяющих их будущее.
Результаты изучения проблем этнического самосознания, межэтнических и внутриэтнических отношений, положения этнической личности в структуре общества нашли отражение в трудах современных ученых (Ю.В. Бромлей, 1984, Л.Н. Гумилев, 1994, Л.М. Дробижева, 1985, Е.Н. Клементьев, 1991, В.Н. Козлов, 1983, И.С. Кон, 1984, Г.У. Кцоева,
1986, В.П. Левкович, 1983, B.C. Мухина, 1992, Ю.Н. Орлов, 1987, Б.Ф. Поршнев, 1973, Г.В. Старовойтова, 1983, Н.Н. Чеснокова, 1977 и др.).
Кабардино-Балкарская республика, входящая в Российскую Федерацию - полиэтична; в ее составе представители более 100 этносов. Это-кабардинцы, балкарцы, русские, аварцы, ингуши, черкесы, чеченцы, украинцы и другие народы, которые живут в городах и селах республики.
Среди многонационального населения Кабардино-Балкарии особое место занимают представители двух этносов, которые проживают в диаспорах - это горские евреи и осетины. И если этническое самосознание многих народов Кавказа являлось предметом исследований социологов, философов, этнологов и психологов, то самосознание горских евреев и осетин в диаспорах никем и никогда не изучались, что подчеркивает особую актуальность и значимость нашего исследования.
Объект исследования - социально-психологические особенности молодого поколения горских евреев и осетин, проживающих на территории Кабардино-Балкарской республики Российской Федерации.
Предмет исследования - особенности этнического самосознания у горских евреев и осетин и характер их проявления.
Цель исследования - выявить и объяснить основные факторы, детерминирующие проявление общего и особенного в этническом самосознании молодого поколения горских евреев и осетин.
Гипотеза исследования: в этническом самосознании молодежи горских евреев и осетин имеется специфика, обусловленная социально-психологическими, историческими, экономическими, культурными и индивидуально-психологическими особенностями, которые ведут к возникновению психологических барьеров в процессе общения, поведения, взаимоприятия, взаимодействия, нивелированию отдельных компонентов самосознания.
Вскрытие и учет этих особенностей, а также специальная работа, направленная на формирование интереса и позитивного отношения к традиционной культуре, как друг друга, так и других этносов может способствовать эффективному их взаимодействию, взаимовлиянию, взаимоприятию и социальной актуализации этнического самосознания молодежи горских евреев и осетин.
Сформулированные цели исследования и его гипотеза логически определили задачи исследования:
1) обосновать теоретические и методологические основы исследования;
2) провести экспериментальное исследование особенностей этнического самосознания горских евреев и осетин, проживающих в диаспорах;
3) установить этнодифференцирующие и этноинтегрирующие признаки, определяющие так называемый "национальный характер", образ своего "Я" у исследуемых этносов;
4) доказать, что в этническом самосознании молодежи горских евреев и осетин в диаспорах имеется специфика, обусловленная социально-психологическими и историческими факторами и определяющая особенности их поведения в обществе, детерминируя социально-миграционные процессы;
5) разработать рекомендации по учету результатов исследования в формировании гуманистической личности, осознающей свою уникальность, свои этнические особенности, способной регулировать свое поведение, общение как в полиэтническом, так и внутриэтническом сообществе.
Методологической основой исследования явились труды ученых по проблемам личности и ее развития: философов (А.С. Арсеньева, Э.В.
Ильенкова, М.С. Кагана, Ф.Т. Михайлова, Э.Г. Юдина и др.), психологов (Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, JI.C. Выготского, В.П. Зинченко, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, B.C. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского и др.), работы, в которых раскрывается социально-психологическая сущность национальных проблем (труды С.М. Арутюняна, К.А. Абульхановой-Славской, Э.А. Баграмова, Ш.Б. Батырова, Н.В. Бахарева, Ю.В. Бромлея, А.И. Горячевой, Л.Ф. Дашдамирова, Н.Д. Джунусова, О.И. Дреева, И.С. Кона, В.И. Козлова, С.И. Королева, Ш. Ниязалиева, Г.В. Старовойтовой и др.); разработанные основные принципы и методы этнопсихологического исследования (B.C. Агеев, А.О. Бороноева, Л.М. Дробижева, Г.У. Кцоева и др.); идеи ученых о социально-историческом развитии личности через присвоение материальной и духовной культуры, созданной человечеством, через отношение к общности, ценностям ее культуры, языка и т.д.; законодательные акты Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики по национальным проблемам.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: сравнительно-исторический и теоретический анализ психологической, педагогической, философской, социологической, этнографической и методической литературы по проблеме исследования; анализ архивных документов и других материалов; разнообразные приемы и методы сбора эмпирических данных - наблюдение, анализ функционирования отдельных семей, анкетирование, беседа, тестирование, интервью и т.п.; статистические и математические методы обработки и интерпретации, полученных в исследовании, данных.
Исследование проводилось с 1994 по 1999 годы в три этапа.
Первый этап (1994-1995) - поисковый: определялись основные направления исследования, степень и уровень разработанности проблемы; определялась база исследования.
Второй этап (1996-1997) - организация и проведение экспериментальной работы; получение эмпирических данных, анализ первых результатов.
Третий этап С1998-19994) - заключительный: систематизация, обобщение, аналитическая оценка исследования; оформление результатов исследования и внедрение их в практику.
Достоверность полученных результатов и сделанных выводов обеспечена методологической и теоретической базой, обоснованностью исходных позиций исследования, применением взаимодополняющих методов исследования, адекватным его логике и задачам; использованием апробированного инструментария, проведением повторных исследований, взаимопроверкой полученных данных, сравнением с выводами других исследователей; достаточно широкой экспериментальной базой, репрезентативностью и прогностическим характером исследования.
В выборочную совокупность испытуемых вошли 186 человек, что составляет 29Д % от объема генеральной совокупности молодежи от 17 до 25 лет в диаспорах горских евреев и осетин (744 чел.). Расчет репрезентативности о6^о|Ьки йвк&рл tfraidjtH^H®
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1) определены впервые особенности этнического самосознания в диаспорах горских евреев и осетин;
2) осуществлена их сравнительная характеристика;
3) выявлены факторы, детерминирующие специфику этнического самосознания в диаспорах горских евреев и осетин;
4) определены черты "национального характера", своего образа "Я" у исследованных этносов;
5) выявлены особенности речевого и языкового поведения горских евреев и осетин проживающих в диаспорах;
6) определены факторы этнической определенности горских евреев и осетин.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1) оно расширяет научное представление о структуре и этнической специфике самосознания конкретных этнических групп, факторах ее обуславливающих и признаков их проявления;
2) вносит определенный вклад в раскрытие научных основ этнической психологии, межличностных отношений, национального характера.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и практические рекомендации, сформулированные в работе, могут быть использованы при регулировании как внутриэтнических, так и межэтнических процессов, связанных с особенностями этнического самосознания в иноэтническом окружении конкретных этнических групп, а также для прогнозирования и диагностирования поведения этнических групп и отдельных личностей, связанных со спецификой их этнического самосознания.
Полученные данные об особенностях этнического самосознания исследованных этнических групп, могут способствовать коррекции их этнических стереотипов, общения и взаимоотношений, а также могут быть использованы при разработке программ по национальной политике и учтены в педагогическом процессе.
Положения выносимые на защиту
1. Специфика этнического самосознания молодежи горских евреев и осетин в диаспорах обусловливается социально-психологическими, экономическими, историческими и культурологическими факторами.
2. Особенность этнического самосознания горских евреев и осетин выражается через такие его признаки как: этническая самоидентификация, представление об эгноинтегрирующих и этнодифференцирующих характеристиках, представление о так называемом "национальном характере", переживание своего "Я" и актуализации самоотношения, стремление соответствовать определенному этнокультурному стандарту, знание родного языка, усиление интереса к истории своего народа.
3. Этнодифференцирующими и этноинтегрирующими признаками еврейской и осетинской этнических групп являются: общее историческое прошлое, родной язык, культурные традиции, обычаи, верования, родственные связи, черты характера, особенности поведения, внешний облик и т.д.
4. Этническое самосознание горских евреев и осетин детерминирует их поведение в обществе, определяя характер национальных процессов, происходящих в Кабардино-Балкарии.
Апробация результатов исследования. Выводы и научно-методические рекомендации исследования обсуждались на Международных и региональных научно-практических конференциях: "Педагогические технологии в экологическом образовании детей" - г.Обниск, 1996г., "Между школой и университетом"- г.Тула 1996г., "Гуманитаризация образования. Материалы межвузовской научной конференции'-г.Карачаевск, 1997г., "Языки народов России: перспективы развития". Материалы Международного семинара ЮНЕСКО. - г.Элиста, 1999г.
По выводам исследуемой проблемы разработаны методические рекомендации по определению отдельных направлений региональных программ по национальному вопросу. Результаты исследований использовались в работе этнокультурного центра горских евреев "Товуши" (г.Нальчик).
Внедрение результатов исследования - осуществлялось через выступления на страницах республиканских газет, телевидении КБР, участие в научно-практических конференциях, а также через использование сформулированных в процессе исследования методических рекомендаций при разработке основных направлений региональных программ Кабардино-Балкарской республики по национальному вопросу.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения и включает 17 таблиц.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"
Результаты исследования позволили сделать ряд выводов, основными среди которых являются:
1. Характерологические признаки автостереотипов и гетеростериотипов горских евреев и осетин соответствуют особенностям социально-культурного и исторического развития их этнических общностей. У тех и других прослеживается позитивная направленность этнического стереотипа.
2. Показано, что историко-культурная самобытность горских евреев и осетин определяет специфику их этнического самосознания: горскими евреями в большей мере сохраняется своеобразие их психологии по сравнению с осетинами, которым свойственны интернациональная и ассимиляционная ориентация.
3. Выявлена зависимость коэффициента удовлетворенности местом проживания у горских евреев и осетин от реальных возможностей реализации их этнокультурных потребностей и т.д.
4. Осуществленный сравнительно-сопоставительный анализ особенностей этнического самосознания молодежи в диаспорах горских евреев и осетин, проживающих на территории Кабардино-Балкарии, показал, что имеются сходные и различающиеся в проявлении важные компоненты этнического самосознания.
5. Выявлены и объяснены факторы, детерминирующие проявление общего и особенного в этническом самосознании горских евреев и осетин.
6. Особенностью изучаемых этнических групп (они как диаспоры представлены меньшинством по сравнению с их окружением) является то, что в их среде сильно выражено двуязычие, проявляемое не только в сфере межнациональных, но и в сфере внутринациональных контактов.
7. Установлено, что в этническом самосознании горских евреев и осетин имеются различия в выраженности отдельных показателей. Так реальное речевое и языковое поведение горских евреев и осетин во многом зависит от конкретных объективных обстоятельств. Как у тех, так и у других проявляется некоторое рассогласование реального и проективного языкового и речевого поведения. При этом у горских евреев проективное поведение направлено преимущественно на общение с представителями своей национальности, а реальное - с представителями любой этнической принадлежности. У осетин противоположная тенденция: проективное поведение направлено на общение с людьми независимо от их этнической принадлежности, а реальное - с представителями своей этнической принадлежности. 8. В представлении о главных факторах этнической определенности человека, а также в определении этнодифференцирующих и этноинтегрирующих. признаков, осетины в большинстве своем придерживаются социально- экономического стандарта. Горские евреи считают определение этнической принадлежности по этнопринадлежности матери (в большей мере). И те, и другие не исключают возможности определения этнопринадлежности по собственному пожеланию.
Анализ данных, полученных в исследовании, позволил разработать рекомендации по регулированию поведения, общения и отношений (как межэтнических, так и внутриэтнических), обусловленных особенностями этнического самосознания горских евреев и осетин. Они включают в себя следующие позиции:
- создание социальных условий для актуализации составных компонентов этнического самосознания и на этой основе корректировка и управление поведением, общением личности;
- организация работы по обогащению этнических личностей специальными знаниями истории, культуры, психологии, социологии, фольклора, обычаев и традиции своего и других народов;
- творчески внедрять в практику образования и воспитания общеобразовательных школ, колледжей, ВУЗов, результаты теоретических и экспериментальных данных относительно особенностей этнического самосознания народов и в особенности тех народов, с которыми данный этнос имеет наиболее частые контакты разных планов;
- проектировать и корректировать образовательно-воспитательную деятельность на основе этнопсихологической информации;
- разрабатывать и внедрять в образовательно-воспитательную практику научно-целевые установки по совершенствованию влияния на развитие личности школьника, студента и т.д., с учетом особенностей этнического самосознания каждой этнической личности;
- создавать культурно-этнические центры по проблемам национальной психологии, культуры, обычаев и традиций;
- способствовать изданию учебно-методических пособий по этнопсихологии. Ч
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Результаты проведенного теоретического и экспериментального исследования дают основание для подтверждения сформулированной нами гипотезы: - в этническом самосознании молодежи в диаспорах горских евреев и осетин имеется специфика, обусловленная историческими, экономическими, демографическими, культурологическими, социально - психологическими факторами, которые определяют особенности их жизнедеятельности в современном обществе.
В процессе исследования были решены главные его задачи:
1. обоснованы теоретико-методологические аспекты исследуемой проблемы;
2. осуществлен сравнительно - сопоставительный анализ особенностей этнического самосознания молодежи в диаспорах горских евреев и осетин, проживающих на территории Кабардино-Балкарии;
3. выявлены и объяснены факторы, детерминирующие проявление общего и особенного в этническом самосознании горских евреев и осетин.
4. показано, что особенности этнического самосознания горских евреев и осетин проявляются в целом ряде признаков:
- в этнической самоидентификации;
- представлениях о факторах этноинтеграции и этнодифференциации;
- представлениях о так называемом "национальном характере";
- переживании своего "Я" и актуализации самоотношения, этнических стереотипах;
- тяготении к сфере неформального общения с представителями своей этнической группы;
- в стремлении соответствовать определенному этнокультурному стандарту;
- приверженности к своему национальному языку;
- в усилении интереса к истории своего этноса, национальной культуре, национальным ремеслам и т.д.
Данное исследование, посвященное специфике этнического самосознания будет способствовать дальнейшим научным поискам не только в области этнопсихологии, но и в более широком аспекте -проблем развития личности в условиях демократического гражданского общества. Социально - психологические и социально - педагогические проблемы, остро обозначившиеся в последние годы, требуют серьезного внимания к вопросам гуманизации общества вообще и воспитания молодежи, в частности. Идея гуманной психологии и педагогики не может не возобладать, т.к. гуманная психология и педагогика - это общечеловеческие ценности, имеющие начало в природе человека и в конечном счете преодолевающие различия - этнические, идеологические, классовые.
При разработке общеобразовательных концепций проблема гуманизации занимает одно из центральных мест. Современную гуманистическую образовательную парадигму можно назвать парадигмой самореализации личности, ибо в этом смысле она и есть основа воспитательно-образовательного механизма, который органически сочетает в себе необходимость психолого-педагогического руководства и организацию саморазвития, самооценки, в том числе и этнического, в ходе активного освоения и переработки национальной культуры.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Шогенов, Ахмед Абдулкеримович, Москва
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 336 с.
2. Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов. // Вопросы психологии. 1986 . - №1.
3. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. - 290 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. // Избран, психолог, труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1980 г. - Т.1. - С.16-175
6. Андреева Г.И. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. - 415 с.
7. Андреева Г.И. Социальная психология. М.: МГУ, 1988. - 432 с.
8. Антипина Т.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. ЛГУ, 1982. - 111 с.
9. Арутюнян С.М. Наука и ее психологический склад. Краснодар, 1966. -232 с.
10. Арутюнян С.М. Проблемы исследования культуры жизнеобеспечения этноса. // Сов. этнография. 1983. - N2. - С. 22-32
11. Арутюнян С.М. Социально-психологические факторы соц. национальных отношений.// Вопросы национальной психологии. -Черкесск, 1972. С.117-138
12. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. М.: Мысль, 1987. - 303 с.
13. Арутюнян Ю.В. Опыт социально-этнического исследования. // Советская этнография. 1968 г. - N4. - С.3-13
14. Арутюнян Ю.В. Изучение культурного взаимодействия народов СССР. М.: Наука, 1973 г. -13 с.
15. Аршавская Е.А. Проблемы адаптации ко второй культуре.// Национальная культура и общение. М. - 1977. - 96 с.
16. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976 . - 156 с.
17. Асланов И.П. Педагогические проблемы формирования коллектива с многонациональным коллективом учащихся: Афтореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1965. 190 с.
18. Асмолов А.Г. Деятельностьи установка.- М.: МГУ, 1979. 191с.
19. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. - 186 с.
20. Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия "национальный характер". М.: Наука, 1973. - 204 с.
21. Батуев А.С., Соколова JI.B. О соотношении биологического и социального в природе человека. // Вопросы психологии. 1994. - N1.
22. Бахарова И.В. Социально-психологическое изучение национальных особенностей .//Социальная психология / Под редакцией Е.С. Кузьмина и В.Е. Севонова. Л. .ЛГУ, 1977.
23. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978.
24. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1983.
25. Бежанов М. Евреи в с. Варташен. (Елисовет польской губ., Нухинский уезд) // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа.- Тифлис, 1894. Вып. 18 - Отд. 3.
26. Бердяев Н.А. Судьбы России. М., 1991.
27. Берне. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Просвещение, 1986. -399 с.
28. Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991.
29. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. М.: РОУ, 1998.
30. Бирюлькин А. Евреи в Кабарде. // Терские ведомости. Владикавказ, 1898.-N79.
31. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения,- М.: Наука, 1978. -310 с.
32. Бодалев А.А. Воспитание человека человеком,- Л.: ЛГУ, 1965. 123 с.
33. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.
34. Бодалев А.А. Психология о личности,- М.: МГУ, 1988.
35. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: ЛГУ, 1970. - 135 с.
36. Божович Л.И. Этапы формирования личности ребенка в оптогенезе. // Вопросы психологии. 1979. - N4.
37. Бороноев А.О. Нравственно-психологическое единство образа жизни советского народа. Л.: ЛГУ, 1978. - 103 с.
38. Бороноев А. О. Методологическое вопросы исследования национальной психологии: Афтореф. дис. канд. философ, наук. Л., 1969.- 14 с.
39. Борякторович М.К. К вопросу об изменении этнического самосознания. // Советская этнография. 1974. - N2.
40. Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику. // Советская этнография. 1983. - N3.
41. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 411 с.
42. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1978. - 103 с.
43. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: МГУ, 1978.
44. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
45. Верещегин Е.М. Психологическая и методологическая характеристика двуязычия (билингвизма). М.: МГУ, 1969. - 160 с.
46. Волков Е.С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций у студентов подВУЗа. М.: МГПИ, 1983.
47. Вопросы методики этнографических и этносоциальных исследований,-М., 1970.
48. Вопросы национальной психологии./ Под редакцией С.М.Арутюняна. Черкесск, 1972. - 164 с.
49. Вундт В. Проблема психологии народов. М.: Космос, 1912. -132 с.
50. Вундт В. Этика. Исследование факторов и законов нравственной жизни. Спб., 1887. -Т.1.-284 с.
51. Выготский JI.C. Избранные психологические произведения. М.: Наука, 1956. -519 с.
52. Гаджиев А.К Проблемы марксистской этнической психологии. -Ростов, 1982. 341 с.
53. Ганцкая О.А., Терентьева Л.И. Исследование семьи в аспекте этнических процессов. М., 1970. - 100 с.
54. Гегель Г. Философия истории. Соч. в М., 1958. - Т. 8. - С. 470
55. Герцен А.И. Собр.соч. В 30-ти томах. М., 1959. - Т. 6.
56. Гибш Г. и Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М.: Прогресс, 1972. - 269 с.
57. Гизатов К.Т. Национальное и интернациональное в советском искусстве. Казань, 1974. - 271 с.
58. Гнатенко П.Н. Национальный характер: мифы и реальность. Киев, 1984.
59. Горские евреи в русско-еврейской периодической печати. // Сборник библеографических материалов Государственной Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Л., 1937. - С.81 - 141
60. Горячева A.M. Некоторые моменты социально-психологической характеристики нации.// Ученые записки Тартусского гос.университета, вып. 241. Труды по философии ХП1.- Тарту, 1969. С.49-85
61. Горячева А.И., Макаров М.Г. Общественная психология. Л.:Наука, 1979.-215 с.
62. Горячева A.M. О некоторых категориях социальной психологии. (К вопросу о структуре общественной психологии).//Проблемы общественной психологии./ Под ред. В.Н.Колбановского и Б.И.Поршнева. М.: Мысль, 1965. - 470 с.
63. Горячева А.И. Является ли психический склад нации признаком нации?// Вопросы истории 1967. - N8. - С.91-105
64. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. М.: Политиздат., 1967. - 400с.
65. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994. - 527 с.
66. Гурова Р.Г. О методологии и методах исследования проблем воспитания. М.: ВКШ, 1989. - 213 с.
67. Дашдамиров А.Ф. Национальные моменты индивидуального сознания: Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1968.
68. Дашдамиров А.Ф. Национальные отношения как специфическая сфера социалистических общественных отношений.// Вопросы философии. 1973. -N4.-С.131-140
69. Дашдамиров А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности.// Советская этнография. -1977.-N3.-C.3-14
70. Дейкер X., Фрайда Н. Национальный характер и национальные стереотипы.//Современная зарубежная этнопсихология. М., 1979. -С.116-122
71. Демина Jl.Д. Введение в психологические проблемы социальной практики. Барнаул, 1994. - 280 с.
72. Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. Алма-Ата, 1974.-304 с.
73. Джафаров Ф.Т. Особенности социально-психологического климата в многонациональном производственном коллективе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989.
74. Джунусов М.С. Наука как социально-этическая общность людей.//Вопросы истории 1966. - №4. - С. 16-31
75. Дзабаев Э.А. Соотношения национального и интернационального в развитии обычаев и традиций: Автореф. дис. канд. философ, наук. -Тбилиси, 1978.
76. Дреев О.Н. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1982. -18 с.
77. Дробижева Л.М. Актуальные задачи: Союз с социальной психологией.// Советская этнография. 1983. - N4. - С. 16-20
78. Дробижева Л.М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения.//Социальная психология и общественная практика. М., 1985. - С. 117-123.
79. Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко социологический очерк межнациональных отношений. М.: Мысль, 1981.-262 с.
80. Дробижева Л.М. Некоторые проблемы этнопсихологических исследований.// Психологический журнал. 1988. - N4. - С. 114-118
81. Дробижева Л.М. Об изучении специально-психологических аспектов национальных отношений.// Советская этнография . 1974. -N4. - С.76-79
82. Дробижева JI.M. Сближение культур и межнациональные отношения в СССР.// Сов. этнография. 1977. - N6.
83. Дробижева JI.M. Социально-культурные особенности личности и национальной установки.// Сов. этнография. -1971. N3. - С.116-121
84. Дробижева JI.M. Социально-культурные особенности личности и национальные установки. (Поматериалам исследований в Татарской АССР).// Сов. этнография. 1971 г., N3, С.3-16
85. Дробижева Л.М., Сусоколов Л.Н. Межэтнические отношения и этнокультурные процессы.// Сов. этнография. 1981. - N3. - С.77-84
86. Дубемир Д.М. Евреи на Кавказе. // Вестник русских евреев. СПб., 1871. - N1-7.
87. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии.// Психологический журнал. -1981. N4.
88. Дюргеийм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900.
89. Зайченко В.М., Саблиров К. Общность психологического склада -один из существенных признаков нации.// Вопросы истории. -1968. -N5. С. 75-82
90. Занд М. Горские евреи. // Краткая Еврейская энциклопедия. -Иерусалим, 1982. Т. 2. - С.183
91. Зинченко В.П. Миры сознания и структуры сознания.// Вопросы психологии. 1991. - N2.
92. Ихилов М.М. Горские евреи. (Опыт монографического исследования). М., 1949.
93. Кавелин К. Д. Собр. соч. В 10-ти т. СПб., 1990. - Т. 4.
94. Калтахчян С.Т. Марксистско-ленинская теория нации и современность. М., 1983. -242 с.
95. Карасаев Л. Вопросы о психологическом складе нации.// Вестник, А. Н. -Каз. ССР, 1959. N10. - С.23-30
96. Китов А.Н. Социальная психологическая концепция руководства.// Социальная психологическая проблема руководства и управления коллективами. М., 1974. - С. 173-178
97. Клементьев Е.Н. Социальная структура и национальное самосознание: Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1991.
98. Ковалев А.Г. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988. - 218 с.
99. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. -315 с.
100. Козлов В.Н. Динамика численности народов. Методология исследования и основные факторы. М.: Наука, 1959. - 407 с.
101. Козлов В.Н. О понятии этнической общности. // Сов. этнография. -1967. N2.-C.ll 1
102. Козлов В.Н. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса. // Сов. этнография 1983. - N2.
103. Козлов В.Н., Шеленов Г.В. Национальный характер и проблема его исследования. // Сов. этнография. 1973. - N2.
104. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат., 1984. -335 с.
105. Кон И.С. К проблеме национального характера.//История и психология./ Под ред. Б.Ф.Поршнева. М., 1971. - С.211-224
106. Кон И.С. Национальный характер: миф или реальность? // Иностранная литература. 1968. - N9. - С. 114-127
107. Кон И.С. Нужна помощь психологов. // Сов. этнография. 1983. -N3. - С.48-52
108. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -316 с.
109. Копылов Н.Я. Национальная психология и ее влияние на формирование и развитие личности.// Национальное и интернациональное в жизни народов. Вып. 1 М., 1970. - 213 с.
110. Королев С.Н. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970. - 100 с.
111. Королев С.Н. Элементы духовной культуры в этнической психологии.// Методологические проблемы социальной психологии,-М., 1975. -С.206-221
112. Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология. Теория и методология. -М., 1992.
113. Кузнецов Н.М. Методологические проблемы этнопсихологических исследований. // Вопросы философии. 1985. - N2. - С.95-103
114. Кузнецов Н.М. Об обыденных этнокультурных психологических представлениях. // Сов. этнография. 1983. - N 2. - С. 14-17
115. Кузнецов Ю.Ф. Философские проблемы этнопсихологии. (Из истории развития этнопсихологической мысли в России).//Социальная психология и философия./ Под ред. Б.Д.Парыгина.- Л., 1973. С. 139152
116. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967.
117. Кукушкин В.Н. К вопросу о структуре национальной психологии.// Социальная психология и философия./Под ред. Б.Д.Парыгина. Л.: ЛГУ, 1973.
118. Куликов В.Н., Сушков В.Г., Ципцюк В.Г. Социально-психологический аспект межнациональных отношений.// Психолог, журнал. -1991 г. №1. - С.31-39
119. Культура и быт народов Северного Кавказа./Под ред. В.К.Гардамова. М.: Наука, 1967. - 343 с.
120. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель. Краткие сообщения института этнографии им. Миклухо-Маклая. М., 1949. - С.64-68
121. Кцоева Г.У. Методы изучения этнических стереотипов.//Социальная психология и общественная пракгика./Отв. ред. Е.В.Шорохова, М.М.Левкович. 1985,-С.114-121
122. Куоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов. // Психолог, журнал. 1986. - N2. - С.88-92
123. Кцоева Г.У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1985. -,18 с.
124. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.
125. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб, 1896. - 329 с.
126. Левкович В.П., Андрущак Н.Б. Этноцентризм как социально-психологический журнал. 1995. - N2. - С.70-82
127. Левкович В.П. Социально-психологические аспекты этнического сознания.// Сов. этнография. 1983. - N4. - С.36-41
128. Леонтьев А.А. Личность как историко-этническая категория.// Сов. этнография. 1934. - N3. - С.111-120
129. Леонтьев А.Н. Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977. - 312 с.
130. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. - 584 с.
131. Лихачев Д.С. Национальное единство и национальное разнообразие.// Русская литература. 1968. - N1. - С.135-142
132. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
133. Мамардашвили М.К. Сознание это породоксальность, к которой невозможно привыкнуть. // Как я понимаю философию. - М., 1992. -С.72-85
134. Медведев Н.П. Межнациональные конфликты и политическая стабильность. Саранск, 1993.
135. Медведев Н.П. Национальная политика России. М., 1993.
136. Методологические проблемы исследования этнических культур. Материалы симпозиума. /Отв. ред. А.С.Маркарян. Ереван, 1978. -124 с.
137. Методы исследования межнационального воспринятая./Под ред. Г.М.Андреевой и В.С.Агеева. М., 1984. -217 с.
138. Механизмы и принципы целенаправленного поведения./ Отв. ред. Г.К.Анохин. М.: Наука, 1970.-235 с.
139. Миллер В.Ф., Ковалевский М. В горских обществах Кабарды.// Вестник Европы. СПб., 1984. - Т. 2. - Кн. 4. - С. 543-544
140. Миллер В.Ф. О происхождении кавказских евреев. // Древности восточные. М., 1889.
141. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. -М., 1990.
142. Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание. М., 1991.
143. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности,- М., 1985.
144. Мухина B.C. Психология межнациональных отношений и воздействие на нее средствами массовой информации.//Роль средств массовой информации в совершенствовании межнациональных отношений, ч. 1. М., 1989.
145. Мухина B.C. Развитие межнациональных отношений основа формирования самосознания личности.//Просвещение на крайнем Севере. - СПб., 1992. - Вып. 25.
146. Мухина B.C. Современное самосознание народностей Севера. // Психологический журнал. 1988. - N4.
147. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. М., 1960.
148. Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977.-352 с.
149. Никонов В.А. Очаг и периферия.//Ареальные исследования в лингвистике и этнографии. JL, 1977.
150. Ниязалиев Ж. Национальная психология и ее место в формировании и развитии личности. Фрунзе, 1986. - 108 с.
151. Новый метод исследования личности,- М., 1987,- 221 с.
152. Общение и культура личности. Томск, 1984.
153. Общение и оптимизация совместной деятельности./Под ред. Г.Н.Андреевой и др. М., 1987.
154. Общечеловеческое и национальное в историко-педагогическом процессе. М., 1991.
155. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Автореф. дис. док. психол. наук. М., 1989. - 16 с.
156. Орлов Ю.Н. Самосознание и самовоспитание характеров. М.: Просвещение, 1987.
157. Основные направления изучения национальных отношений СССР. -М.: Наука, 1979.-318 с.
158. Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М.: Мысль, 1966 . - .327 с.
159. Парыгин Б.Д. Основы социально-педагогической теории. М.: Мысль, 1972. - 198 с.
160. Петренко В.Ф., Алиева JI.A. Исследование этнических стереотипов с использованием методики "множественных идентификаций".// Психологический журнал. 1987. - N6.
161. Петровский А.В. Личность: феномен субъективности. Ростов, 1993.
162. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В 5-ти т. М., Госполитиздат., 1956.
163. Поршнев Б.Ф. Принципы социально-этнической психологии. М.: Наука, 1964. - С. 12
164. Поршнев Б.Ф. Элементы социальной психологии. Принципы социально-этнической психологии.// Проблемы общественной психологии./ Под ред. В.Н. Колбановского и Б.Ф. Поршнева. М.: Мысль, 1965.-470 с.
165. Психологические вопросы регуляции деятельности./Под ред. Д.А. Олыпанина, О.А. Канонкина. М.: Педагогика, 1973. - 207 с.
166. Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. - 148 с.
167. Разов В.Н. О некоторых элементах национальной пасихологии.// Вестник. МГУ. 1967. - N2. - С.70-80
168. Резвицкий Н.Н. Личность, индивидуальность, общество. М., 1984.
169. Решетов A.M. Этнопсихология и смежные науки.//Сов. этнография. -1983. N4.
170. Рогачев П.М. и Свердлин М.А. Нация народ - человечество. - М.: Политиздат., 1967. - 191 с.
171. Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994.
172. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-416 с.
173. Ручко А.А. Социальные ценности и нормы. Киев: Наукова думка, 1976.- 152 с.
174. Рыбакова Н.В., Назарова Т.Д. Нравственное воспитание и культура личности. Л., 1984.
175. Саламов Б.С. Горские народы: расцвет и сближение. Орджоникидзе: Иристон, 1975.-298 с.
176. Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. Орджоникидзе: Иристон, 1968.- 137 с.
177. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. / Под ред. В.А.Ядова. Л.: ЛГУ, 1979. - 264 с.
178. Сарсенбаев Н.С. Обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата, 1965. -326 с.
179. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986.- 176 с.
180. Семенов В.Е. Методы изучения документов социально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1983. - 105 с.
181. Слабодчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1985.
182. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. М., 1990. -Вып.2.
183. Социальное и национальное. Опыт этносоциологических исследований по материалам Татарской АССР. / Отв. ред. С.М.Арутюнян. М.: Наука, 1973. - 226 с.
184. Социально-культурный облик советских наций. М.: Наука, 1986. -416 с.
185. Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования. / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л.: ЛГУ, 1979. -288 с.
186. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
187. Старовойтова Г.В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии.//Социальная психология и общественная практика. / Отв. ред. Е.В.Шорохова. М., 1985.-233 с.
188. Старовойтова Г.В. К исследованию этнопсихологии городских жителей. // Сов. этнография. 1976. - N3.
189. Старовойтова Г.В. О предметной области этнопсихологии. // Сов. этнография. 1983. - N3.
190. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе. JL: Наука, 1987. - 174 с.
191. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984.
192. Суськолов А.А. Структурные формы самоорганизации этноса. // Расы и народы. 1990. - С.5-39
193. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., Политиздат., 1976. -315 с.
194. Сухарев А.В. Этноспихотерапевтический подход к человеку в условиях современного кризиса экосистемы.// Мир психологии и психология в мире. 1994. -С.63-74
195. Тард Г. Законы подражания. СПб., 1982.
196. Теоретическая и прикладная социальная психология. / Отв. ред. А.К.Уледов. М.: Мысль, 1988. - 244 с.
197. Терентьева JI.H. Формирование этнического самосознания в национально-смешанных семьях в СССР. М., 1974. - С. 12
198. Терентьева JI.H. Этнические процессы и семья. М., 1972. - С.11
199. Терников М.А., Шеренги Ф.Э. Динамика ообщественного мнения молодежи." Социологические исследования. 1979. - N4. - С.33-41 4
200. Титаренко А.Н. Структура нравственного сознания. М.: Мысль, 1974.-287 с.
201. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к материологическим проблемам этнографии).// Вопросы философии. -1964.-N11.
202. Токарев С.А. Этнография народов СССР. М.: МГУ, 1958. - С.615
203. Трусов В.П., Филиппов JI.C. Этнические стереотипы.//Этническая психология. / Отв. ред. Н.Н. Андреева М.: УДН, 1984 г. - С.60-68
204. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М.: Политиздат., 1985. 284 с.
205. Уледов А.К. Структура общественного мнения. Теоретико-социологическое исследование. М.: Мысль, 1968. 324 с.
206. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1971. -Т.2.
207. Федосеев П. Теоретические проблемы развития и сближения наций. М.:Коммунист, 1981. - С.57-70
208. Филатов В.Н. Национальный характер и классовая психология.//Науки и национальные отношения. Фрунзе, 1966.
209. Филатов В.Н. Национальная психология как структурный элемент национального самосознания. Фрунзе, 1968.
210. Филатов В.Н. О структуре национального самосознания. Изв. АН. Киргизии Сер., 1968. N6. - С.84-86
211. Хабибулин К.Н. Интернациональная ответственность нации как объект философского и социально-психологического исследования.//Социальная психология и философия. / Под ред. Б.Д.Парыгина,- Л., 1973. С. 152-164
212. Хабибулин К.Н. Самосознание и интернациональная ответственность социалистических наций./ Учебное пособие. Пермь,1974.
213. Харчев А.Г. Соотношение интернационального и национального в моральных ценностях социализма.// Социологические исследования.1975.-N1.-C.53-64
214. Хелмогоров А.И. Интернациональные черты советских наций. (На материалах конкретно-социологических исследований в Прибалтике.) -М.: Мысль, 1970.-222с.
215. Хетагуров К. Собр. соч. В т. М., 1974.-Т.2. - С.377
216. Цавкилов Б.Х. О традициях и обычаях. Нальчик: Эльбрус, 1962. -226с.
217. Чебоксаров Н.Н. Проблемы происхождения древних и современных парадов. М.: Знание, 1964. - 20 с.
218. Черный Н. Горские евреи. // Сборник сведений о кавказских горцах. -Тифлис, 1870. Вып. 3.
219. Чеснокова Н.Н. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
220. Шелепов Г.В. Общность происхождения признак этнической общности. // Сов. этнография. - 1967. - N2.
221. Шмелев А.Г. Репрезентативность личностных черт в сознании носителя русского языка. // Психологический журнал. 1991. - N2.
222. Шнигельман В.А. Проблема доклассового и раннеклассового этноса в зарубежной этнографии. М.: Наука, 1982. - 333 с.
223. Шорохова Е.В. Социальная психология: проблемы и задачи.// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Нука, 1975. -317с.
224. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996. - 225 с.
225. Штейнталь X. и Лацарус М. Мысли о национальной психологии. -Воронеж, 1865.
226. Этнические стереотипы поведения./Под ред. А.К.Байбурина. М.: Наука, 1985.
227. Этническая психология. /Отв. ред. Н.Н.Андреева. М.: УДН, 1984. -77с.
228. Этнопсихологические проблемы развития личности./Отв. ред. А.С.Байрамов. Баку, 1985. - 140 с.
229. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования./ Отв. ред Ю.В. Арутюнян, И.Д.Ковальченко. М.: Наука, 1984.-225 с.
230. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности.//Методологические проблемы социальной психологии./Отв. ред. Е.В.Шорохова. М.: Наука, 1975. - С. 89-101.
231. Якобсон Г.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М.: Знание, 1979.-40 с.
232. Якунин В.А. Психология управления познавательной деятельностью студента. Л.: ЛГУ, 1986.
233. Duiker H.C.I. and Frijda N. National Charachter and national stereotypes. Amsterdam, 1960.
234. Francis E. Ethnos and Demos (Soziologische Beitrauge Zur Volkstheorie) Berlin, 1965.
235. Garfinkel H. Studies in etnomethodology. N.Y., 1967.
236. Jones I. Prejudice and racism Reading. Mass, 1972.
237. Mead M. The American troops and the British community. L., 1944.
238. Shaser B. Fases of nationalism. N4, 1972.
239. Shyfcr L., Varieties of nationalism. A comparative study. N4,1976.
240. Vonng G. Two worlde not one. Race and civilization. L., 1969.