автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Индивидуально-психологические факторы успешности решения задач открытого типа представителями телевизионных профессий
- Автор научной работы
- Можарова, Алиса Геннадьевна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Можарова, Алиса Геннадьевна, 2002 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Специфика телевизионной профессиональной деятельности и ндивидуально-психологические особенности личности представителей телевизионных профессий.
1.1. Телевидение как социо-культурный и психологический феномен в современном мире.
1.2. Психологический анализ профессиональной телевизионной деятельности.
1.3. Индивидуально-психологические особенности личности как факторы успешности решения задач открытого типа в профессиональной телевизионной деятельности.
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование индивидуально-психологических особенностей личности как факторов успешности решения задач открытого типа представителями телевизионных профессий.
2.1. Общий замысел экспериментального исследования. Характеристика методов исследования и групп испытуемых.
2.1.1. Методика «Цилиндрические шахматы» (Д.Б.Богоявленская).
2.1.2. Методика «Пропасть» (В.А. Петровский).
2.1.3. Методики диагностики личностной мотивации к успеху и мотивации избегания неудач (Т.Элерс).
2.1.4. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (Л.Н.Собчик).
2.1.5. Дополнительные методы исследования.
2.1.6. Описание групп испытуемых.
2.1.7.0писание процедуры экспериментального исследования.
2.2. Результаты экспериментального исследования индивидуально-психологических особенностей личности как факторов успешности решения задач открытого типа представителями телевизионных профессий.
2.2.1. Результаты исследования интеллектуальной инициативы представителей телевизионных профессий по методике «Цилиндрические шахматы».
2.2.2. Результаты исследования стремления к неадаптивному риску представителей телевизионных профессий по методике «Пропасть» .ЛОЗ
2.2.3. Результаты исследования личностной мотивации стремления к успеху и мотивации избегания неудач по методикам Т.Элерса.
2.2.4. Результаты исследования индивидуально-личностных профилей представителей телевизионных профессий по методике СМИЛ.
2.3. Сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей личности как факторов успешности решения задач открытого типа представителями телевизионных профессий.
2.3.1. Сравнительный анализ результатов исследования уровня интеллектуальной инициативы и бескорыстного риска.
2.3.2. Сравнительный анализ результатов исследования интеллектуальной инициативы, бескорыстного риска и прагматического риска.
2.3.3. Сравнительный анализ результатов исследования индивидуально-личностных профилей представителей различных телевизионных профессий.
Введение диссертации по психологии, на тему "Индивидуально-психологические факторы успешности решения задач открытого типа представителями телевизионных профессий"
Основная проблема данного исследования состоит в выявлении личностных детерминант успешности творческой профессиональной деятельности. Исходная позиция, которая положена в основу теоретико-экспериментального исследования, состоит в том, что каждая профессиональная деятельность человека содержит в себе как творческие, так и репродуктивные компоненты. Строение каждой профессиональной деятельности может быть рассмотрено через призму тех задач, которые в нее входят. При этом некоторые задачи могут предполагать активное целеполагание субъекта, сопряженное с известной для творчества долей риска, который оправдывается стремлением человека к достижению успеха в их решении. Такие творческие задачи называют задачами открытого типа. Другие задачи, входящие в состав любой творческой деятельности и • необходимые для ее успешной реализации, носят репродуктивный, исполнительский характер: цели их определены, средства и способы достижения целей достаточно хорошо известны и предполагают лишь адекватность применения. Такие алгоритмизированные задачи называют задачами закрытого типа. Разумеется, в той или иной деятельности соотношение задач открытого и закрытого типов различно, что и дает основание некоторым авторам говорить о существовании творческих профессий как таковых. В научной психологической литературе довольно распространено выделение так называемых творческих профессий, к которым относят деятельность писателей, художников, музыкантов, журналистов, актеров и т.д.
Объектом нашего исследования стала телевизионная профессиональная деятельность (ТВПД). В отличие от деятельности писателя, художника, скульптора и т.п., ТВПД является не индивидуальной, но коллективно-распределенной, в чем мы видим ее основополагающую специфическую особенность. Мы полагаем, что смыслообразующим мотивом ТВПД является создание определенного телевизионного продукта (ток-шоу, новостные, развлекательные, познавательные и др. программы). Однако, учитывая принцип полимотивированности деятельности, не следует исключать при ее анализе действенность индивидуально разнообразных мотивов-стимулов, выполняющих мощные побудительные функции. Успешность реализации деятельности в целом зависит от успешности действий каждого члена команды и от степени согласованности их действий. В связи с этим особое значение приобретает грамотное распределение между ними трудовых функций, четкость постановки и осознания целей действий (задач), высокий уровень профессионализма каждого специалиста. В настоящее время мы можем говорить о достаточно точной дифференциации задач внутри ТВПД, успешность реализации которой предполагает коллективно-распределенную деятельность представителей разнообразных телевизионных профессий: продюсеров, режиссеров, операторов, корреспондентов, редакторов, ведущих, дикторов, монтажеров, менеджеров и др.
Современное телевидение является мощным социальным институтом, оказывающим существенное влияние как на политические и экономические процессы в обществе в целом, так и на психологию отдельного человека, выступая важнейшим фактором формирования личности с самого раннего детства. В связи с этим понятны те высокие творческие критерии, которые предъявляются к весьма и весьма дорогостоящей телевизионной продукции и, соответственно, к создателям этой продукции - представителям телевизионных профессий. Актуальность исследования состоит, прежде всего, в том, что, как показывает проведенный анализ научной литературы, несмотря на значимость проблемы, психологических исследований специфики ТВПД проводилось явно недостаточно. В связи со все возрастающей -ф дифференциацией телевизионной деятельности в последнее время оформилась потребность в четких психологических критериях, позволяющих адекватно распределять профессиональные задачи с целью наиболее оптимального их решения. Помимо необходимого профессионализма, большую роль в успешности деятельности играют индивидуально-психологические характеристики личности ее субъектов, такие, например, как активность, инициатива, способность пойти на оправданный содержательными требованиями деятельности риск, стремление к успешному выполнению деятельности. Однако подобных психологических исследований применительно к телевизионной профессиональной деятельности до сих пор не проводилось, отчасти, в силу определенной закрытости, относительной недоступности этой сферы для психологической диагностики и экспериментирования. Л Предметом исследования являются индивидуальнопсихологические особенности личности как субъекта телевизионной профессиональной деятельности.
Цель проведенного исследования состояла в выявлении индивидуально-психологических особенностей личности, влияющих на успешность решения задач открытого типа субъектами профессиональной телевизионной деятельности.
Основная гипотеза исследования состояла в следующем: Значимыми индивидуально-психологическими личностными факторами успешности решения задач открытого типа представителями телевизионных профессий являются: интеллектуальная инициатива эвристического уровня, высокий уровень стремления к неадаптивному риску, специфическое строение индивидуального личностного профиля. и
Задачи исследования:
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутого предположения были сформулированы и решены в ходе проведения исследования следующие задачи:
A) Теоретические задачи:
1. Проанализировать содержание понятия задачи открытого типа и связанные с ним психологические исследования.
2. Выявить специфику телевизионной профессиональной деятельности.
3. Проанализировать и обобщить исследования индивидуально-психологических факторов успешности решения творческих задач (задач открытого типа).
Б) Методические задачи:
1. Проанализировать накопленный арсенал психологических методов и частных методик, направленных на диагностику индивидуально-психологических факторов успешности решения творческих задач (задач открытого типа).
2. Сконструировать батарею методик, адекватных для проведения эмпирического исследования.
B) Экспериментальные задачи:
1. Изучить роль интеллектуальной инициативы личности в успешности решения задач открытого типа представителями разных телевизионных профессий.
2. Изучить роль стремления к бескорыстному и внешнему риску в успешности решения задач открытого типа представителями разных телевизионных профессий.
3. Построить типичный индивидуальный личностный профиль субъекта телевизионной профессиональной деятельности и сравнить его с описанной в литературе спецификой творческой Ш акцентуации личности в других профессиях.
4. Изучить специфику индивидуального личностного профиля субъектов различных телевизионных профессий.
Методологические основы исследования:
В качестве базового теоретического основания для изучения специфики телевизионной профессиональной деятельности в работе используется процессуально-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев и его школа), основанный на принципах культурно-исторического подхода (JI.C. Выготский). Подход к пониманию личности выстроен нами на основе трудов A.B. Петровского, А.Г. Асмолова, В.В. Петухова. Понимание нами индивидуально-психологических особенностей личности и мотивации определяется идеями, заложенными в работах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева и его школы, Б.М. Теплова и его школы, Т.М. Марютиной, JI.H. А Собчик, а также опирается на подход к исследованию ситуативной мотивации в школе К. Левина. При построении эмпирического исследовании творческого характера телевизионной деятельности мы опирались на труды В.А. Петровского, Д.Б. Богоявленской, H.A. Петуховой.
Методы исследования:
Комплекс методов исследования был сконструирован в соответствии с целями и задачами диссертационного исследования. Применялся метод научного анализа психологических источников по проблеме исследования с использованием категориального аппарата и принципов психологической науки. При выполнении эмпирического исследования для определения уровня интеллектуальной инициативы использовалась методика Д.Б. Богоявленской «Цилиндрические шахматы», отвечающая принципам метода «Креативного поля». Для оценки уровня стремления личности к неадаптивному (бескорыстному) риску применялась методика «Пропасть», разработанная В.А. Петровским. Измерение ведущей мотивационной тенденции стремления к успеху или избеганию неудачи проводилось с помощью методики Т. Элерса. Построение индивидуальных личностных профилей проводилось с использованием стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ), разработанного J1.H. Собчик на основе известной психодиагностической методики MMPI. В качестве дополнительных средств исследования использовались методы беседы, а также стороннего и включенного наблюдения. Конкретные результаты, полученные с помощью перечисленных выше методов, были подвергнуты методу качественного, а также количественного анализа с применением стандартной статистической программы SPSS.
Новизна исследования:
Новизна проведенного исследования связана с тем, что впервые анализируются особенности и психологическое содержание телевизионной профессиональной деятельности. Впервые проводится ее анализ с точки зрения решаемых субъектами различных телевизионных профессий задач открытого (творческого) и закрытого (репродуктивного) типов. Впервые выделяются и взаимосвязано изучаются индивидуально-психологические личностные особенности, рассматриваемые как значимые факторы успешности решения задач открытого типа. Впервые построен индивидуально-личностный профиль субъекта профессиональной телевизионной деятельности.
Теоретическое значение:
Теоретическое значение работы связано с тем, что проведенное исследование расширяет представление о возможностях процессуально-деятельностного, личностного и индивидуально-психологического подходов при анализе профессиональной деятельности человека. В работе вводится и операционально анализируется понятие телевизионной профессиональной деятельности. На примере конкретной предметной деятельности по созданию телевизионных программ в диссертации уточняется существующее представление о творческих профессиях на основе различения задач открытого и закрытого типов и анализа их соотношения в структуре деятельности. Практическая значимость:
Практическая значимость работы состоит в том, что экспериментально выявлены индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся значимыми факторами успешности решения различного типа задач, составляющих содержание деятельности субъектов различных телевизионных профессий: продюсеров, шеф-редакторов программ, режиссеров, операторов, корреспондентов, редакторов. Полученные результаты являются научной основой практических рекомендаций для руководителей продюсерских домов по адекватному распределению профессиональных задач среди участников телевизионных проектов, по профессиональному отбору кадров для решения конкретных задач, а также служат основой для разработки индивидуальных программ обучения и профессионального тренинга специалистов в данной области профессиональной деятельности. •• На защиту выносятся следующие положения: 1. Телевизионная профессиональная деятельность (ТВПД) есть коллективно-распределенная особенная предметная деятельность людей, представляющих разные телевизионные профессии, которые различаются по соотношению доли задач открытого (творческого) и закрытого (репродуктивного) типов. Задачи открытого типа в наибольшей степени содержатся в профессиях продюсера, шеф-редактора программ, режиссера, несколько реже они встречаются в профессии оператора, наименьший вес задачи открытого типа имеют в профессиях корреспондента и редактора.
2. Интеллектуальная инициатива не ниже эвристического уровня является значимым индивидуально-психологическим личностным фактором успешности решения задач открытого типа представителями телевизионных профессий.
3. Неадаптивный риск с высокой или адекватно-рациональной степенью выраженности является значимым индивидуально-психологическим личностным фактором успешности решения задач открытого типа представителями телевизионных профессий.
4. Специфический личностный профиль, включающий в себя комбинации шкал СМИЛ: 4 (импульсивность), 8 (индивидуалистичность), 9 (оптимистичность), 6 (ригидность), -является значимым индивидуально-психологическим личностным фактором успешности решения задач открытого типа представителями телевизионных профессий.
Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечены проведением исследования на группе профессиональных телевизионных работников, применением методов, адекватных цели и задачам исследования, проведением содержательного анализа результатов, а также использованием методов математической статистики с применением современных компьютерных программ.
Апробация работы:
Материалы и выводы работы обсуждались на заседаниях кафедр Общих закономерностей развития психики и Психологии личности Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ (2002 г.), на международной конференции «Первые чтения памяти Л.С. Выготского» (Москва, 2000 г.), на конференции Российского психологического общества «Психология созидания» (Казань, 2000 г.). Результаты и основные выводы работы стали предметом обсуждения на совещаниях производственных групп на телевизионном канале ТНТ (2000-2001гг.). Полученные результаты и выводы работы используются нами в работе директора по рекламе издательства «ОЛМА-ПРЕСС» при реализации собственных проектов, постановке и распределении задач по созданию телевизионных рекламно-познавательных продуктов. Материалы исследования используются при разработке тем курсовых работ и в курсе общей психологии в Институте психологии РГГУ.
Диссертация состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"
2.2.4. Результаты исследования индивидуально-личностных профилей представителей телевизионных профессий по методике СМИЛ
Для определения степени выраженности отдельных индивидуально-психологических свойств и построения особого личностного профиля представителей различных телевизионных профессий использовалась методика СМИЛ. В таблице 11 приведены суммарные личностные профили всех испытуемых, обследованных по методике СМИЛ. Напомним, что индивидуальный личностный профиль складывается из значений десяти ведущих шкал СМИЛ по мере уменьшения их условного «веса».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное диссертационное исследование показало, что успешность решения задач открытого типа представителями телевизионных профессий определяется рядом индивидуально-психологических факторов, к числу которых, в первую очередь следует отнести интеллектуальную инициативу, неадаптивный риск и индивидуальный профиль личности. Полученные в исследовании результаты указывают на качественные характеристики исследуемых индивидуально-психологических особенностей личности, а также подтверждают, что между ними существуют определенные взаимосвязи.
Методический инструментарий, использованный в данной работе, позволил диагностировать уровень интеллектуальной инициативы, степень выраженности стремления к бескорыстному (неадаптивному) риску, построить типичные личностные профили субъектов телевизионной профессиональной деятельности (ТВПД), решающих задачи открытого и закрытого типов, а также сравнить их между собой.
Результаты данной работы позволили подтвердить выдвинутую гипотезу и сформулировать следующие основные выводы диссертационного исследования.
Теоретическая часть проведенного нами исследования (глава 1) позволяет сделать следующие выводы:
1 .Телевизионная профессиональная деятельность (ТВПД) является коллективно-распределенной особенной трудовой деятельностью людей, представляющих различные телевизионные профессии (продюсеров, режиссеров, операторов, корреспондентов, редакторов, ведущих, дикторов, монтажеров, менеджеров и др.).
2.Творческий характер деятельности характеризует наличие в ней задач открытого типа, то есть задач, не имеющих четкого алгоритма решения, а также известных средств и способов достижения поставленной цели. Чем больше содержится в деятельности задач открытого типа, тем более творческой она является. Телевизионные профессии различаются по соотношению задач открытого и закрытого типов, что определяет творческий характер действий субъектов этих профессий. Так, наибольший вес задачи открытого типа имеют в профессиях продюсера, шеф-редактора программы, режиссера; несколько реже задачи открытого типа встречаются в профессии оператора; наименьший вес задачи открытого типа имеют в профессиях корреспондента и редактора.
3.Успешность реализации ТВПД связана как с уровнем профессионализма (совершенством владения профессиональными знаниями, умениями, навыками), так, во многом, и с индивидуально-психологическими особенностями личности ее субъекта.
На основании проведенного эмпирического исследования (глава 2) можно сделать следующие выводы:
1 .Экспериментально подтверждена гипотеза о том, что интеллектуальная инициатива эвристического уровня является значимым индивидуально-психологическим личностным фактором успешности решения задач открытого типа представителями телевизионных профессий.
2.Экспериментально подтверждена гипотеза о том, что высокий уровень стремления к бескорыстному (неадаптивному) риску является значимым индивидуально-психологическим фактором успешности решения задач открытого типа представителями телевизионных профессий.
3.Экспериментально подтверждена гипотеза о том, что значимым фактором успешности решения задач открытого типа представителями телевизионных профессий является специфическое строение личностного профиля, определяемого с помощью СМИЛ.
• Типичный индивидуальный личностный профиль испытуемых, решающих в своей профессиональной деятельности задачи открытого типа и составивших первую группу (продюсеры, шеф-редакторы программ), вторую группу (режиссеры) и, отчасти, третью группу (операторы), включает в себя различные комбинации следующих шкал: 4 (импульсивность), 8 (индивидуалистичность), 9 (оптимистичность), а также 6 (ригидность).
• В отличие от этого, типичный индивидуальный личностный профиль испытуемых, решающих в своей профессиональной деятельности, в основном, задачи закрытого типа и составивших четвертую группу (редакторы и корреспонденты), включает в себя комбинации следующих шкал: 2 (пессимистичность), 4 (импульсивность), 5 (мужественность/женственность), 6 (ригидность), а также 7 (тревожность).
• Продюсеры, шеф-редакторы программ и режиссеры характеризуются особенно высокими показателями по шкалам 4 (импульсивность) и 9 (оптимистичность), что образует, по Л.Н. Собчик, «лидерский тип» личности, необходимый для принятия определенных решений в неопределенной ситуации при разработке новых концепций телевизионных программ или каналов.
• Полученные результаты позволяют уточнить «творческий тип акцентуации» (Л.Н. Собчик). Для успешного решения творческих задач в телевизионной деятельности наиболее предпочтительным является сочетание шкал - 4 (импульсивность), 8 (индивидуалистичность), 6 (ригидность), 9 (оптимистичность).
4.Высокий показатель мотивации стремления к успеху сам по себе не , является значимым индивидуально-психологическим личностным фактором успешности решения задач открытого типа представителями телевизионных профессий. Данный показатель не чувствителен к содержанию выполняемой деятельности, а потому характеризует внешнюю, но не внутреннюю мотивацию субъекта.
5.Существует взаимосвязь между выявленными в нашем исследовании индивидуально - психологическими особенностями личности (интеллектуальной инициативой, неадаптивным риском, личностным профилем) как факторами успешности решения задач открытого типа представителями телевизионных профессий:
• Эвристический уровень интеллектуальной инициативы закономерно связан с личностным профилем, включающим в себя комбинацию шкал 4 (импульсивность) - 8 (индивидуалистичность) — 9 ф (оптимистичность) - 6 (ригидность), в то время как стимульнопродуктивный уровень интеллектуальной инициативы закономерно связан с личностным профилем, включающим в себя комбинацию шкал 2 (пессимистичность) - 5 (мужественность/женственность) - 7 (тревожность) - 6 (ригидность).
• Низкое стремление к неадаптивному риску значимо связано с выраженной мотивацией избегания неудач, высокое стремление к неадаптивному риску связано с личностной мотивацией к успеху. Однако, в первом случае выраженное стремление к бескорыстному риску может сочетаться с высокой мотивацией к успеху при низких показателях мотивации избегания неудач, во втором случае оно может сочетаться с разнонаправленными мотивационными тенденциями средней степени выраженности.
• Уровень интеллектуальной инициативы не связан прямо с • показателями мотивации к успеху или мотивации избегания неудач.
Действительно, значимой для проявления интеллектуальной инициативы является собственно познавательная мотивация, бескорыстное стремление к познавательной самодеятельности, а не стремление к успеху или избеганию неудач как «внешних» по отношению к содержанию познания. Выполняя побуждающие, но не смыслообразующие функции в предметной деятельности субъекта, эти виды мотивации могут оказывать позитивное влияние на успешность решения человеком репродуктивных задач закрытого типа, но не на успешность решения творческих задач открытого типа. б.Успешно работающие представители профессиональных групп продюсеров и шеф-редакторов, режиссеров, отчасти - операторов, в деятельности которых чаще всего встречаются задачи открытого типа (определение концепции программы, выработка основных направлений деятельности всей группы, принятие решений в неопределенных ситуациях), как правило, характеризуются:
- уровнем интеллектуальной инициативы не ниже эвристического, высоким или адекватным и рациональным стремлением к неадаптивному риску,
- индивидуальным личностным профилем, включающим в себя шкалы: 4 (импульсивность) — 8 (индивидуалистичность) — 9 (оптимистичность) — 6 (ригидность).
Для профессиональных групп корреспондентов и редакторов, решающих, в основном, задачи закрытого (репродуктивного) типа, успешность деятельности достигается при наличии:
- стимульно-продуктивного уровня интеллектуальной инициативы,
- осторожного и неуверенного стремления к бескорыстному риску,
- индивидуальным личностным профилем, включающим в себя шкалы: 2 (пессимистичность) — 4 (импульсивность) - 5 (мужественность/женственность) - 6 (ригидность).
Полученные нами результаты исследования и сделанные на их основе общие выводы позволяют составить научно обоснованное представление о специфике задач, решаемых представителями различных телевизионных профессий, и сформулировать к ним ясные психологические требования. Полученные в диссертации выводы служат научной психологической основой для разработки критериев профессионального отбора кадров для работы на телевидении, для построения индивидуальных программ обучения специалистов в области профессиональной телевизионной деятельности, используются нами в работе по созданию рекламных и познавательных телевизионных программ.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Можарова, Алиса Геннадьевна, Москва
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.- М., 1995.
2. Альманах психологических тестов,-М., 1995.
3. Альтшуллер Г.С. АРИЗ значит победа. Алгоритм решения изобретательских задач. // Правила игры без правил.- Петрозаводск, 1989.
4. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении. Личность. Общение. Групповые процессы.- М., 1991.- С.37-74
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М., 1977.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
7. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.- Т.2.- С. 152-210
8. Андреева Г.М. Психология социального познания.- М., 1997.
9. Андреева Г.М. Социальная психология.- М., 1988.
10. Ю.Андреева М.К., Матвеева Л.В., Шкопоров Н.Б. Психологический анализ профессионально важных качеств творческих работников телевидения.-М., 1991.
11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие,- М., 1974.
12. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности.- М., 1986.
13. Асмолов А.Г. Психология личности,- М.:МГУ, 1990.
14. Багиров Э.Г. Методологические проблемы изучения средств массовой информации//Телевидение: вчера, сегодня, завтра.- М., 1981.- Вып.1.
15. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения.- М., 1978.
16. Барци М., Шемьен А. Ведущий на телевидении (опыт социально-психологического исследования// Массовая коммуникация в социалистическом обществе.- Л.: Наука, 1979.
17. Басов М.Я. Избранные психологические произведения.- М., 1975.
18. Бердяев Н. Судьба России.- М., 1990.
19. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1986.
20. Бине А. Измерение умственных способностей.- СПб.: Союз, 1998.
21. Блюм Г. Психологические теории личности.- М.: Изд-во "КСП", 1996.
22. Бове К. Л., Арене У.Ф. Современная реклама.- М., 1995.
23. Богомолова H.H. Социальная психология печати, радио и телевидения.-М„ 1995.
24. Богомолова H.H. Специфика межличностного восприятия в группе / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова.- М., 1981.
25. Богомолова H.H., Мельникова О.П. Отношение аудитории к коммуникатору как фактор эффективности коммуникативного воздействия. Оптимизация речевого воздействия.- М., 1990.
26. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов: ИРУ, 1983.
27. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Дисс. на соиск. уч. ст. док. псих, наук,- М., 1988.ф 28.Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком.- М., 1982.
28. Бодалев A.A. Психология общения. Серия «Психологи отечества».- М-В. -М., 1969.
29. Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности.-М.: МГУ, 1982.
30. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968.
31. Борев В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация.- М., 1986.
32. Браун Б.Б. Изучение аспектов сознания посредством ассоциаций с альфа-активностью, вызванной световым сигналом. Психофизиология.-М., 1970.
33. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта.- М.: Институт психологии РАН, 1994.
34. Брушлинский A.B. Мышление: процесс, деятельность, общение,- М., 1982.
35. Буданцев Ю.П. Антропотекстовая коммуникация/ Воздействие массовых информационных процессов.- М., 1986.
36. Василюк Ф.Е. Психология переживания.- М., 1984.
37. Венгер Л.А. Восприятие и обучение.- М., 1969.
38. Вертгаймер М. Продуктивное мышление.- М., 1987.
39. Войскунский А.Е. Гуманитарные исследования в Интеренете.- М.: Можайск-Терра, 2000.
40. Воробьева Л.И. Проблема соотношения типов мышления и интеллектуальной инициативы/Дипломная работа. М., 1973.
41. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.: Союз, 1997.
42. Выготский Л.С. Лекции по психологии.- СПб.: Союз, 1997.
43. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М., 1999.
44. Выготский Л.С. Психология искусства. Мн.: Современное слово, 1998.
45. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т.-Т.З.- М.,1983.
46. Галушко Р.И. Западное телевидение и «массовая культура»,- М., 1991.
47. Гальперин П.Я. Введение в психологию,- М., 1976.
48. Ганнушкин П.Б. Избранные труды/ Под ред. Проф. Кербикова О.В.Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
49. Гельвеций. Об уме: Собр. соч. в 2-т.- М., 1972.
50. Гинзбург Э.Х. Описание наследования количественных признаков человека.-Новосибирск: Наука, 1984.
51. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология индивидуальных различий/ Под ред. Романова В.Я.-М., 1992.
52. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация -поведение-творчество.- М.: Наука, 1991.
53. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность.- М.: Прометей, 1994.
54. Гройсман A.JI. Хрестоматия по психологии творчества.- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.
55. Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения.- М., 1979.
56. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия.- М., 1991.
57. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.- М., 1972.
58. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования.-М., 1993.
59. Дружинин В.Н., Шадриков В.Д. Развитие и диагностика способностей.-М.: Наука, 1991.
60. Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач (о процессах решения практических проблем)/ Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления/ Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова.-М.: Изд-во МГУ, 1981.
61. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника.- М., 1986.
62. Егоров В.Т. Телевидение: теория и практика.- М.,1993.
63. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий,- М., 1997.
64. Журналистика и социология/ Под ред. И.Д. Фомичевой,- М., 1995. бб.Зимняя И.А. Психологические аспекты организации устногопропагандистского общения и формирование социальной личности// Прикладные проблемы социальной психологии.- М., 1983.
65. Калмыкова З.И. Проблемы диагностики умственного развития учащихся.- М., 1971.
66. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях.- М., 1995.
67. Коган В.З. Человек в потоке информации.- М.,1981.
68. Коломинский Я.Л. Человек среди людей.- Минск, 1987.
69. Кон И.С. Категория "Я" в психологии// Психологический журнал.-ф 1981.-№3.
70. Копылова Р. Параллели: телевидение и художественное мышление «технической эры»// Телевидение вчера, сегодня, завтра.- 1982.- Вып.2.
71. Копылова Р. Что такое «телевизионный диалог». О природе явления и границе понятия// Телевидение: вчера, сегодня, завтра.- М., 1984.-Вып.4.
72. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество.- М., 1971.
73. Кошо Ян. О персонификации социальной информации в телевизионной журналистике // Радио и телевидение.- 1980.- №2.
74. Кречмер Э. Строение тела и характер,- М.: Педагогика-Пресс, 1995.
75. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход.- Дубна, 1997.
76. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Уч. пособие.-3-е издание,- М.: Издательство УРАО, 1997.
77. Кутасова Т.В. Социально-психологические факторы эффективности устного публичного выступления// Дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук.- М., 1991.
78. Лауристин М.Й. Коммуникация массовая// Энциклопедический социологический словарь/ Общ. ред. Г.В.Осипова,.- М., 1995.- С.287-288.
79. Леви В.Л. Искусство быть другим.- М., 1981.
80. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда.- М., 1993.
81. Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев, 1981.
82. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1970.
83. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1977.
84. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции.- М., 1971.
85. Леонтьев А.Н. Психология образа// Вестник Московского ^ Университета.- 1979.- №2.- С.3-14.- (Сер. 14 Психология)
86. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу// Вопросы психологии.- 1987.-№3.
87. Либин A.B. Дифференциальная психология: на пересечении европейских российских и американских традиций.- М.: Смысл, 1999.
88. Либон Г. Психология народов и масс,- М., 1998.
89. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л., 1977.
90. Личность и социальная среда: идеологические аспекты. Исследование средств массовых коммуникаций.- М., 1987.
91. Лук А.Н. Психология творчества.- М., 1978.
92. Льюис Б. Диктор телевидения.- М.: Искусство, 1973.
93. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности.-М., 1983.
94. Майерс Д. Социальная психология.- СПб., 1997.
95. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.- М., 1990.
96. Марютина Т.М. Естественно-научный подход к проблеме одаренности. Психология одаренности детей и подростков/ Под редакцией. Лейтеса Н.С.- М.: Академия, 2000.
97. Матвеева Л.В., Шкопаров Н.Б. Связь с аудиторией в телекоммуникации.- М., 1990.
98. Матюшкин A.M. Загадки одаренности.-М., 1993.
99. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении,-М., 1972.
100. Межличностное восприятие в группе/ Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова.- М., 1981.
101. Мельникова О.Т. Психологические и социологические аспекты Ц> функционирования телевидения в современном западном обществе//
102. Личность и социальная среда: Идеологические и психологические аспекты общения.- М., 1987.
103. Менчинская H.A. Психическое развитие ребенка до 10 лет. Дневник развития дочери.- М., 1996.
104. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.-М.: Педагогика, 1986.
105. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента.- М., 1964.
106. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида,-М, 1990.
107. Михалкович В.И. Зритель перед телеэкраном.- М., 1983.
108. Михалкович В.И. Методологические проблемы изучения средств массовой коммуникации.-М., 1985.
109. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии.- М., 1981.
110. Мясищев В.Н. Личность и неврозы.- М.,1960.
111. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды.- М., 1995.
112. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности,- М., 1988.
113. Небылицын В.Д. Жизнь и научное творчество.- М., 1996.
114. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий.- М.:Наука, 1976.
115. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: открытие спирали молчания.- М., 1996.
116. Олпорт Г. Личность: проблемы науки или искусства. Психология личности/ Под ред Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей A.A.- М: Издательство МГУ, 1962.
117. Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под. ред. Д.Б.Богоявленской.- М.: Молодая гвардия, 1997.4 119. Открытие телевизионного сезона// ТВ Парк,- 1997.- №39.- С.6-7.
118. Петренко В.Ф. ТВ и психология// Телевидение вчера, сегодня, завтра.- М.: Искусство, 1986.
119. Петровский A.B. Психология о каждом из нас.- М., 1992.
120. Петровский A.B. Быть личностью.- М., 1990.
121. Петровский В.А. Активность субъекта в условиях риска: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол.- М., 1974.
122. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
123. Петровский В.А. Очерк теории свободной причинности// Психология.-1996.-№ 1.
124. Петухов В.В., Столин В.В. Психология. Методические указания.- М.: Изд-во МГУ, 1989.
125. Петухова И.А. Умственные способности как компоненнт интеллектуальной активности. Психологические исследования интеллектуальной деятельности.- М.:МГУ, 1979.
126. Петухова И.А. Роль общих умственных способностей в структуре интеллектуальной инициативы: Автореферат кандидатской диссертации.- М.: НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, 1976.
127. Петухова И.А. Исследование когнитивного компонента интеллектуальной инициативы у детей дошкольного возраста// Психология сегодня/ Ежегодник Росс, психол. общества.- Том 2.- Вып.1 -М.:РАО, 1996.
128. Пономарев Я.А. Исследование проблем психологии творчества.- М.: Наука, 1983.
129. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие.- Самара: ИД «БАХРАХ», 1998.
130. Проблемы речевого воздействия на аудиторию в зарубежной социально-психологической литературе/ Под ред. Б.М.Фирсова, Ю.А.Асеева.-Л., 1973.
131. Продюсеры каналов представляют// ТВ Парк.- 1997.- №42 (180) .-С.8-9.
132. Пронина Е.Е. Категориальная структура восприятия телевизионных передач: Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. псих, наук.- М., 1987.
133. Психологический словарь.-М., 1983.
134. Психология индивидуальных различий: Тексты,- М., 1982.
135. Пушкин В.Н. Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности// Вопросы психологии.- 1997,- №5.
136. Равич-Щербо И.В. Психогенетика человека.- М., 1998.
137. Рибо Т. Творческое воображение.-СПб., 1991.
138. РотенбергВ.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация.-М.: Наука, 1984.
139. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М. Педагогика, 1973.
140. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.- М., 1979.
141. Русалов В.М. Продолжение поиска// Небылицын В.Д. Жизнь и научное творчество.- М., 1996.
142. Селиванов В.В. Когнитивный стиль в процессе мышления. //Психологический журнал.- 1989.- №4.
143. Семенов И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса: Автореф. докт. дис. по психологии.- М., 1991.
144. Ситников А.П. Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык коммуникации.- М., 1992.
145. Смирнов С.Д. Психология образа.-М., 1985.
146. Смирнова М.Г. Социологические исследования печати, радио и телевидения в развитых капиталистических странах.- М.: МГУ, 1984.
147. Смысловое восприятие речевого сообщения: в условиях массового коммуникации/Под ред. Т.М. Дридзе и А.А.Леонтьева.- М., 1976.
148. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности (Теория и практика психодиагностики).- М., 1998.
149. Собчик Л.Н. ЭВМ и психология// Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ.- М.: Наука, 1987.
150. Столин В.В. Самопознание личности.- М.: МГУ, 1983.
151. Сусская O.A. Телевизионный коммуникатор: специфика и проблемы речевого общения: Дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук.- М., 1990.
152. Сухарев В.А. Психология интеллекта.- Донецк: Сталкер, 1997.
153. Телевизионная журналистика/ Под ред. А.Я.Юровского.- М., 1994.
154. Теории личности в западноевропейскйй и американской психологии// Хрестоматия/ Сост. Д.Я. Райгородский.- Самара, 1996.
155. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т.- М.: Педагогика, 1986.
156. Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие.- М.: МГУ, 1984.
157. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.-М., 1966.
158. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост.- М.,1985.
159. Фомичева И.Д. Печать, телевидение и радио в жизни человека.- М., 1987.
160. Фрейд 3. «Я» и «ОНО»: в 2 т.- Тбилиси, 1991.
161. Фрейд 3. Психология бессознательного.- М., Просвещение, 1990.
162. Фромм Э. Бегство от свободы.- М., 1990.
163. Фромм Э. Душа человека.-М., 1992.
164. Фромм Э. Психоанализ и этика.-М., 1993.
165. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность,- М., 1986.
166. Холл К., Линдсей Г. Теории личности.-М., 1997.
167. Хорни К. Невротическая личность нашего времени.- М., 1983
168. Цехоня О.С. Восприятие телевизионных каналов различными социальными группами телеаудитории: Дис. на соиск. уч. ст. канд. псих, наук.- М., 1998.
169. Шариков A.B. Ритмы городской телеаудитории России.- М., 1978.
170. Шкопоров Н.Б., Матвеева Л.В. Интерес к телепередаче в аспекте личностно-психологических характеристик аудитории.- М., 1991.
171. Шуленина М.В. Психологические особенности ведущих популярных телепрограмм: Рукопись.- М.: МПСИ, 2000.
172. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации развития в детском возрасте// Вопросы психологии.- 1971.- №4.
173. Эриксон Э. Детство и общество.-Обнинск, 1993.
174. Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика,- М.: Информационно-издательское агенство «Русский мир», 1998 г.
175. Юнг К.Г. Архетип или символ.- М., 1993.
176. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке.- М., 1992.
177. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности.-Л., 1979.
178. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.-М., 1969.
179. Ярошевский М.Г. История психологии.- М., 1993.
180. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии,- М., 1974.
181. Bandura A. Human agency in social cognitive theory// American Psychologist.- 1989.
182. Barocas R, Seifer R., Sameroff A.J. Defining environmental risk: Multiple dimensions of psychological vulnerability// American Journal of Community Psychology.- 1985.
183. Barocas R., Seifer R., Sameroff A.J., Andrews T.A., Groff R.T., Ostrow E. (in press). Social and Interpersonal Determinations of Developmental Risk// Developmental Psychology.-1991.- №5.
184. Cattell R.B. Peersonality and Learning Theory.- New York. Springer, 1981.
185. Cetzels J.W., & Jackons P.W. Creativity and intelligence.- NEW York: John Wiley & Sons, 1962.
186. Cropley A.J. A five-year longitudinal study of the validity of creativity tests//Developmental Psychology.- 1972.
187. Dimensions of Creativity/Edited by Margaret A.Boden.-N.Y., 1996.
188. Eysenck H.J. Genius: the natural history of creativity.- Cambridge: Cambridge University Press, 1996.
189. Eysenck H.J., Eysenck M.W. Personality and individual differences.-New York: Plenum Press, 1985.
190. Fraser D. The many faces of primitive art.- N.Y., 1966.
191. Galtung G. Strucrure, Culture and Intellectual Style.- Social Science Information, 1981.
192. Gough H.G. Studying creativity by means of word association tests// Journal of Applied Psychology, 1976.
193. Guilford J.S. The Nature of Human Intelligence.McGraw Hill.- N.Y., 1967
194. Serpell R, Audience, culture and psychological explanation; a performulation of the emic-etic problem in cross-cultural psychology. -Quarterly Newsletter of the laboratory of comparative Human Cognition, 1990.
195. Torrance E.P. Creativity and futurism in education: Retooling.-Education, 1980.
196. Tryk H.E. Assesment in the Study of Creativity.- Advences of Psychological Assesment. Calif, 1968.
197. Wallach M.A., Kogan N. Models of thinking in young children. New York: Holf, Rinehalt and Winston Inc., 1989.
198. Zuckerman M. Behavioral expressions and biosocial bases of sensation seeking.- Cambridge, England: Cambridge University Press, 1994.