автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Исполнительский стиль как разновидность индивидуального стиля деятельности (на материалах художественной гимнастики)
- Автор научной работы
- Приставкина, Маргарита Валентиновна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Ленинград
- Год защиты
- 1984
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Приставкина, Маргарита Валентиновна, 1984 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. СОСТОЯНИЕ И ПОСТАНОВКА ВОПРОСА ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Свойства нервной системы, темперамента и личности как факторы спортивной деятельности
1.1.1. Свойства нервной системы и темперамента
1.1.2. Свойства личности 17 ■
1.2. Индивидуальный стиль деятельности как один из путей приспособления людей с различными свойствами нервной системы, темперамента и личности к требованиям деятельности
1.2.1. Признаки индивидуального стиля деятельности
1.2.1.1. Концепция Е.А.Климова
1.2.1.2. Концепция В.С.Мерлина
1.2.2. Условия формирования индивидуального стиля деятельности AI
1.2.3. Виды индивидуальных стилей деятельности
1.3. Постановка вопроса, гипотезы и задачи исследования
ГЛАВА ВТОРАЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Составляющие исполнительского стиля деятельности в художественной гимнастике
3.2. Исполнительский стиль гимнасток с различными свойствами нервной системы
3.3. Личностные особенности представительниц различных исполнительских стилей деятельности
3.3.1. Свойства личности, характерные для гимнасток типового артистического исполнительского стиля
3.3.1 Л. Взаимосвязь личностных свойств гимнасток типового артистического исполнительского стиля
3.3.1.2. Соотношение индивидуально-психологических особенностей личности представительниц типового артистического исполнительского стиля со свойствами нервной системы, темперамента и результативностью деятельности
3.3.1.3. Личностные особенности представительниц различных вариантов типового артистического стиля и артистический индивидуальный исполнительский стиль
3.3.2. Свойства личности, характерные для гимнасток типового технического исполнительского стиля
3.3.2.1. Взаимосвязь личностных свойств гимнасток типового технического исполнительского стиля НО
3.3.2.2. Соотношение индивидуально-психологических особенностей личности представительниц типового технического исполнительского стиля со свойствами нервной системы, темперамента и результативностью деятельности
3.3.2.3. Личностные особенности представительниц смешанного технико-артистического стиля-варианта типового технического стиля и технический индивидуальный исполнительский стиль
3.3.3. Свойства личности, характерные для гимнасток типового композиционного исполнительского стиля
3.3.3.1. Взаимосвязь личностных свойств гимнасток типового композиционного исполнительского стиля
3.3.3.2. Соотношение индивидуально-психологических особенностей личности представительниц типового композиционного стиля со свойствами нервной системы, темперамента и результативностью деятельности 131 3.3.3.3. Личностные особенности представительниц смешанного композиционно-технического стиля - варианта типового композиционного стиля и композиционный индивидуальный исполнительский стиль 134 3.3.4. Различия в совокупности личностных свойств и структуре их взаимосвязей у представительниц разных типовых исполнительских стилей 144 3.4. Корригирующий эксперимент
3.4.1. Индивидуальный исполнительский стиль деятельности по данным экспертной оценки
3.4.2. К вопросу о методике коррекции
3.4.3. Результаты корригирующего эксперимента
Введение диссертации по психологии, на тему "Исполнительский стиль как разновидность индивидуального стиля деятельности (на материалах художественной гимнастики)"
Исследование, результаты которого излагаются в диссертации, посвящено одной из разновидностей индивидуального стиля деятельности, а именно исполнительскому стилю спортсменок в художественной гимнастике. В советской психологии под индивидуальным стилем понимается оптимальная форма организации собственной деятельности в целях достижения ее высокой результативности и надежности, которая обеспечивается использованием разнообразных индивидуально-психологических свойств, относящихся к различным иерархическим уровням интегральной индивидуальности: свойств нервной системы, темперамента, личности и социального статуса личности (Е.А.Климов,1969; В.С.Мерлин,1970, I960). Исполнительский же стиль рассматривается как система приемов выразительного исполнения гимнастических упражнений и организации их зрелищности, которая позволяет согласовать индивидуально-психологические особенности гимнасток с объективными требованиями исполнительской деятельности.
В настоящем исследовании была предпринята попытка решения вопросов о структуре исполнительского стиля в художественной гимнастике; его обусловленности свойствами трех иерархических уровней интегральной индивидуальности: свойствами нервной системы, темперамента и личности; о возможности и целесообразности коррекции сформировавшегося индивидуального исполнительского стиля в случае его несоответствия индивидуально-психологическим особенностям гимнастки. Изучение исполнительского стиля как разновидности индивидуального стиля деятельности позволило получить некоторые новые научные данные. Коротко говоря, они сводятся к следующему.
Составляющими исполнительского стиля в художественной гимнастике являются такие приемы деятельности, посредством которых достигается выразительность и зрелищность выступления гимнастки. Направленность выразительных приемов позволяет объединить их в три компонента исполнительского стиля - музыкальный, технический и композиционный, которые и образуют его структуру. Преобладание музыкального компонента в этой структуре отличает типовой артистический исполнительский стиль, технического -технический, композиционного - композиционный. Для представительниц типовых стилей характерны определенные свойства темперамента и личности, образующие устойчивые структуры связей между собой, со свойствами нервной системы и результативностью соревновательной деятельности. Они могут рассматриваться как общие и необходимые условия каждого типового исполнительского стиля представительниц художественной гимнастики. Кроме того, существуют варианты типовых стилей: героико-драматический, ли-рико-романтический, технико-артистический и композиционно-технический. Они также подкрепляются своеобразным сочетанием индивидуально-психологических свойств, выступающих в качестве особенных и необходимых условий их успешной демонстрации. Установлено, что индивидуальные исполнительские стили - это вариации того или иного типового стиля, окрашенные индивидуально-психологическими особенностями личности конкретной гимнастки.
Все эти стили представляют собой разные уровни согласования индивидуально-психологических особенностей гимнасток с объективными требованиями исполнительской деятельности. На уровне типовых стилей происходит согласование с этими требованиями общих для определенных групп гимнасток психических свойств, на уровне вариантов - особенных, на уровне индивидуальных стилей-единичных психологических характеристик конкретной спортсменки.
В диссертации показана возможность и целесообразность коррекции неадекватного индивидуально-психологическим особенностям гимнасток исполнительского стиля деятельности.
Все кратко изложенные выше положения и выносятся на защиту.
Автор выражает искреннюю признательность доценту А.Д.Га-нюшкину за существенную помощь на начальном этапе разработки темы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"
1. Результаты исследования позволяют утверждать, что исполнительский стиль деятельности в художественной гимнастике представляет собой систему приемов выразительного исполнения упражнений и организации их зрелищности, детерминированную свойствами нервной системы, темперамента и личности спортсменок
2. Составляющими исполнительского стиля являются такие приемы деятельности, посредством которых достигается выразительность и зрелищность выступления гимнастки. Они могут быть объединены в три компонента: музыкальный, технический и композиционный, образующие структуру исполнительского стиля. Основным определяющим стиля является преобладание какого-либо компонента в этой структуре.
3. В исполнительской деятельности гимнасток проявляются типовые стили (артистический, технический, композиционный), их варианты (героико-драматический, лирико-романтический, технико-артистический и композиционно-технический) и подлинные индивидуальные исполнительские стили. Они олицетворяют собой разные уровни согласования типологических и личностных свойств гимнасток с требованиями исполнительской деятельности. На уровне типовых стилей происходит согласование с объективными требованиями общих для определенной группы гимнасток психических качеств, на уровне вариантов типовых стилей-о собенных, на уровне индивидуальных стилей - единичных психологических характеристик конкретной гимнастки .
4. Типовой артистический исполнительский стиль, связанный с преимущественной направленностью на выражение в движениях характера и эмоционального содержания музыки, выявлен у интровер-тированных и эмоционально лабильных гимнасток слабого типанервной системы. В комплексе личностных свойств его представительниц преобладают показатели высокой тревожности, эмоциональности и низкой социабельности, образующие устойчивую структуру взаимосвязей между собой, со свойствами нервной системы, темперамента и результативностью деятельности. Ведущая роль в этой структуре принадлежит экстраверсии (в данной выборке ин-троверсии), эмоциональному воображению и доминированию.
Типовой технический исполнительский стиль, характеризующийся преимущественной направленностью на выразительные особенности технически грамотно и виртуозно выполненных движений, установлен у экстравертированных и эмоционально лабильных гимнасток сильного, уравновешенного типа нервной системы. Они отличаются меньшей тревожностью и эмоциональностью, но более высокой общительностью и уровнем притязаний, коррелирующими между собой, со свойствами нервной системы, темперамента и результативностью деятельности. Ведущее место в структуре этих корреляций принадлежит тревожности, нейротизму и эмоциональной лабильности.
Типовой композиционный исполнительский стиль, отличающийся преимущественной направленностью на выразительные особенности композиции произвольного упражнения, характерен для экстравертированных и эмоционально лабильных гимнасток с сильной, неуравновешенной нервной системой, достаточно высоко тревожных, общительных и эмоциональных. В структуре взаимосвязей этих свойств между собой ведущая роль принадлежит экстраверсии, концентрированности и смелости.
5. Внутри типового артистического исполнительского стиля существуют его варианты, связанные с выраженными различиями в характере создаваемых гимнастками эмоционально-двигательных образов. Они обусловлены вариациями слабого типа нервной системы и определенными личностными свойствами. Героико-драматический вариант установлен у гимнасток со слабой, неуравновешенной в сторону возбуждения нервной системой, наиболее тревожных, беспечных, смелых и экстравертирован-ных. Лирико-романтический вариант - у гимнасток со слабой, неуравновешенной в сторону торможения нервной системой, менее тревожных, чем спортсменки типового стиля, но более эмоциональных.
Вариантом типового технического стиля явля^-ется смешанный технико-артистический исполнительский стиль. Его детерминанты: уравновешенная нервная система с относительно невысоким показателем силы нервных процессов, высокая чувствительность и эмоциональная лабильность при более низкой, чем у гимнасток типового стиля, самодостаточности .
Вариант типового композиционного стиля представлен смешанным ком по зиционно-техни-ч е с к и м исполнительским стилем. Он обусловлен сильной нервной системой с низкими показателями неуравновешенности нервных процессов, высокой социабельностью и неуверенностью в сочетании с более низкой, чем у гимнасток типового стиля, мечтательностью. б. Подлинно индивидуальные исполнительские стили представляют собой вариации того или иного типового стиля, обусловленного типом нервной системы, темперамента и личности, детерминированные индивидуально-психологическими особенностями личности конкретных гимнасток. Они образуются не только системой своеобразных приемов выразительности и организации зрелищности упражнений, но и их соотношением с проявлениями типовых стилей и их вариантов. Поэтому черты последних всегда присутствуют в индивидуальном исполнительском стиле. С диалектической точки зрения, индивидуальный исполнительский стиль выступает как единичное, в котором проявляются о с о -бенноеиобщее.
7. На основании предложенной Е.А.Климовым (1969) структуры индивидуального стиля деятельности типовые стили могут рассматриваться как ядро индивидуального исполнительского стиля, а их варианты - как своеобразная пристройка к ядру.
8. Методика коррекции индивидуального исполнительского стиля представительниц художественной гимнастики с целью повышения своеобразия и результативности исполнительской деятельности оказалась продуктивной. С ее помощью удалось усилить выраженность ведущих компонентов артистического и технического стилей. Это привело к использованию гимнастками таких приемов выразительности и организации зрелищности упражнений, которые наиболее полно согласуются с их типологическими и личностными свойствами.
9. Учитывая современную тенденцию развития художественной гимнастики, удалось добиться некоторого универсализма в использовании спортсменками выразительных средств. Это проявилось в усилении музыкального компонента в техническом и композиционном исполнительских стилях деятельности.
10. Под влиянием примененной методики коррекции возросли соревновательные результаты гимнасток артистического и технического исполнительских стилей. Та же тенденция прослеживается и у представительниц композиционного стиля.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Уже на ранних этапах спортивного совершенствования у гимнасток нужно формировать исполнительский стиль деятельности, соответствующий особенностям их нервной системы, темперамента и личности.
2. У спортсменок со слабой нервной системой, интроверти-рованных, эмоционально лабильных, отличающихся высокой тревожностью, эмоциональностью и низкой социабельностью акцент должен делаться на воспитание у них умения выражать в движениях характер и эмоциональное содержание музыкального произведения, используя при этом нюансы пластики и мимики, то есть на формирование артистического исполнительского стиля деятельности.
3. Внутри артистического стиля у гимнасток со слабой, неуравновешенной в сторону возбуждения нервной системой, наиболее тревожных, беспечных, смелых и экстравертированных рекомендуется вырабатывать героико-драматический вариант артистического стиля. У спортсменок со слабой, неуравновешенной в сторону торможения нервной системой, менее тревожных, но более эмоциональных - лирико-романтический вариант.
4. В тренировке гимнасток с сильной, уравновешенной нервной системой, экстравертированных, эмоционально лабильных, отличающихся меньшей тревожностью и эмоциональностью, но более высокой общительностью и. уровнем притязаний следует уделять особое внимание воспитанию умения использовать выразительные особенности технических параметров движений: темпа, ритма, амплитуды, осанки, виртуозности владения предметами и элементами художественной гимнастики, чтобы сформировать, в конечном счете, типовой технический исполнительский стиль.
5. У гимнасток с уравновешенной нервной системой, относительно невысоким показателем силы нервных процессов, высокой чувствительностью и эмоциональной лабильностью при более низкой, чем у гимнасток типового технического стиля, самодостаточности целесообразно формировать смешанный технико-артистический исполнительский стиль.
6. У спортсменок с сильной, неуравновешенной нервной системой, экстравертированных, эмоционально лабильных, характеризующихся достаточно высокой тревожностью, общительностью и эмоциональностью, рекомендуется вырабатывать композиционный исполнительский стиль, основанный на использовании выразительных особенностей композиции произвольного упражнения.
7. У гимнасток с сильной нервной системой, низким показателем неуравновешенности нервных процессов, высокой социабель-ностью и неуверенностью в сочетании с более низкой, чем у гимнасток типового стиля, мечтательностью следует формировать смешанный композиционно-технический исполнительский стиль.
8. Учитывая современную тенденцию развития художественной гимнастики, выражающуюся в требовании выразительного исполнения технически сложных произвольных композиций, следует добиваться определенной степени универсализма в использовании гимнастками выразительных средств, на основе имеющихся у них свойств нервной системы, темперамента и личности.
С этой целью у гимнасток типового артистического исполнительского стиля необходимо усиливать его технический компонент, путем включения в произвольные упражнения большего количества рискованных элементов, требующих виртуозного владения предметами и элементами художественной гимнастики; повышения слитности и амплитуды движений; выполнения элементов первой группы трудности в оригинальной форме.
У представительниц типового технического исполнительского стиля нужно добиваться усиления использования приемов музыкального компонента. Этого можно достичь, увеличив соответствие движений гимнастки характеру музыки; включив в произвольные композиции позы и элементы, подчеркивающие национальный колорит и характер музыкального произведения; расширив арсенал движений руками, свободными от держания и работы с предметами; подбирая цвета и фасоны костюмов для выступления, в зависимости от содержания и характера музыкального произведения; разработав оригинальные начальные и конечные позы произвольных упражнений.
У гимнасток типового композиционного исполнительского стиля следует усиливать и музыкальный, и технический компоненты. С этой целью необходимо: максимально разнообразить движения руками, свободными от держания и работы с предметами; включать в произвольные комбинации рискованные и оригинальные элементы; подбирать цвета и фасоны костюмов в зависимости от характера музыки; добиваться, чтобы гимнастка двигалась в точном соответствии с темпом и ритмом музыки; создать эффектные начальные и конечные позы упражнений, причем, начальную позу принимать еще до вступления музыки.
9. У каждой гимнастки необходимо формировать индивидуальный исполнительский стиль, отражающий ее индивидуально-психологические особенности. Выработка его должна идти по следующему пути: от типового стиля, через его варианты, к подлинно индивидуальному.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Приставкина, Маргарита Валентиновна, Ленинград
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.ЛГУ,1969.-240 с.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.'.Прогресс, 1974. - 386 с.
3. Ашмарин Б.Л. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.:Физкультура и спорт,1978. -224 с.
4. Байметов А.К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников.- В кн.:Типологические исследования по психологии личности. Пермь,1967, с.104-135.
5. Батаен В.Г., Аверкович ЗЛ. Средства и элементы выразительности в художественной гимнастике. М.,1975. - 14 с.
6. Белоусов С.Н. Индивидуальная манера ведения боя и пути ее формирования у боксеров: Автореф.дисс. . канд.пед.наук.-Л.,1976. 20 с.
7. Бешелев С.Д., Гуревич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. -М.:Статистика,1974. 160 с.
8. Бирюкова З.И. Высшая нервная деятельность спортсменов. Исследование типологических особенностей нервной системы. -М.:Физкультура и спорт,1961. 29 с.
9. Блюменштейн Б.Д., Мильман В.Э., Худадов Н.А. Психологическая подготовка спортсменов с учетом индивидуального стиля деятельности. Методическое письмо. -Ереван,1978. 40 с.
10. Богомолов А.Н., Каракашьянц К.Й., Козлов Е.Г. Психологическая подготовка гимнастов. М.'.Физкультура и спорт,1974.-79 с.
11. Бодров В.А., Лукьянова Н.Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность. Психологический журнал, 198I, т.2, №2, с.51-66.
12. Буравцова Л.В., Гурьянов A.M. К вопросу об особенностях психической адаптации гимнасток и гимнастов.- В кн.:Проявление индивидуальных особенностей личности в спорте. Сборник научных трудов. Смоленск,1979, с.17-28.
13. Ванек М., Гошек В., Свобода Б. Личность спортсмена.- В кн.: Спорт в современном обществе. Материалы I Всемирного конгресса. М.,1974, с.24.
14. Высотская Н.Е. Изучение индивидуальных качеств, влияющих ^ на успешность овладения профессией артиста балета:Автореф. дисс. .канд.психол.наук. Л.,1976. - 16 с.
15. Вяткин Б.А. Типологические различия во влиянии соревновательного стресса на уровень достижений спортсменов.- В кн.: Вопросы спортивной психогигиены. М.,1973, вып.2, с.67-96.
16. Вяткин Б.А. Темперамент как фактор спортивной деятельности.- В кн.:Очерк теории темперамента. Пермь,1973,с.181-222.
17. Вяткин Б.А. Влияние темперамента на деятельность спортсменок в художественной гимнастике.- В кн.:Темперамент и спорт. Зып.2. Пермь,1974, с.42-58.
18. Вяткин Б.А., Чекиров М.М. Типологические различия во влиянии соревновательного стресса на волевую регуляцию деятельности у борцов и индивидуализация их волевой подготовки.- В кн.:Темперамент и спорт. Вып.З. Пермь,1976,с.49-60.
19. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности.-М.:Физкультура и спорт,1978. 135 с.
20. Вяткина З.Н. Индивидуальный стиль деятельности учителя на уроке в зависимости от свойств нервной системы.- В кн.: Темперамент и спорт. Вып.З. Пермь,1976, с.99-117.
21. Вяткина З.Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. Учебное пособие. Пермь,1979.-75 с.
22. Вяткина Ji.il. Типологически обусловленный индивидуальный стиль в решении практических задач как показатель общих способностей у старших дошкольников.- В кн.: Проблемы экспериментальной психологии личности. Вып.б. Пермь,1970, с.244-265.
23. Гавердовский Ю.К. Техника, стиль, мода.- В кн.:Гимнастика. Сборник статей. Вып.2. i'4.:Физкультура и спорт, 1972,с.6-12.
24. Гавердовский Ю.К. Стиль, композиция, мода.- В кн.: Гимнастика. Сборник статей. Вып.2. М.:Физкультура и спорт,1974, с.5-9.
25. Г'анюшкин А.Д., Лысенко Ю.Н. Опыт исследования эмоционально-моторной устойчивости гимнастов.- В кн.-.Вопросы спортивной психогигиены. Вып.2. М.:ВНИИФК,1973, с.108-115.
26. Ганюшкин А.Д. Индивидуализация спортивной тренировки на основе учета психофизиологических различий. Смоленск,1978.-24 с.
27. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.:Прогресс,1976. - 495 с.
28. Головина Л.Л. К вопросу определения индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности спортсмена.- В кн.вопросы физиологии физического воспитания и спорта. Сборник трудов ГЦОЛИфК. М.,1959, с.28-42.
29. Гордецова Н.М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у старших дошкольников.- В кн.:Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Вып.2. Пермь,1978,с.71-79.
30. Градовская Т. Значение типологических особенностей высшей нервной деятельности спортсменов-волейболистов для спортивной практики:Автореф.дисс. . канд.пед.наук. М.,1959. -15 с.
31. Грей Д.А. Сила нервной системы, интроверсия-экстраверсия, условные рефлексы и реакция активации. Вопросы психологии, 1968, №3, с.77-89.
32. Гужаловский А.А. Особенности высшей нервной деятельности юных пловцов. Теория и практика физической культуры,1968, №7, с.39-42.
33. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.:Наука,1970. - 271 с.
34. Джамгаров Т.Т. Структура психических качеств у представителей различных видов спорта.- В кн.:Спорт в современном обществе. Материалы I Всемирного конгресса. М.,1974,с.154.
35. Дойль В. Психологические проблемы развития психических качеств спортсмена.- В кн.:Психология и современный спорт. М.:Физкультура и спорт,1973, с. 121-143.
36. Дорфман Л.Я. Некоторые особенности влияния музыки различного темпа и лада на динамику восстановления работоспособности после физических нагрузок в зависимости от силы нервной системы.- В кн.:Темперамент и спорт. Вып.З. Пермь,1976,с.60-78.
37. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск,1974, с.58-79.
38. Егупов Л.Ф. Сила нервной системы, способности и воля спортсмена. Теория и практика физической культуры,1965, №5, с. 53-56.
39. Егупов Л.Ф. Индивидуально-типологические особенности силы нервной системы в максимальной физической работе спортсменов.- В кн.:Психологические вопросы спортивной тренировки. М.,1967, с.30-38.
40. Захаров Р.В. Записки балетмейстера. М.:Искусство,1976.-350 с.
41. Зюкова Р.Н. Изменение структуры музыкально-ритмического чувства под влиянием соревнований у гимнасток различного темперамента.- В кн.'.Темперамент и спорт. Вып.2. Пермь, 1974, с.59-74.
42. Зюкова Р.Н. Взаимосвязь отношений личности и темперамента во влиянии стресса на деятельность в художественной гимнастике.- В кн.:Темперамент и спорт.Вып.З.Пермь,1976,с.31-40.
43. Илларионов Г.Г. Тактические приемы ведения велосипедистами гонки в связи с типологическими особенностями проявления основных свойств нервной системы.- В кн.:Психофизиологи-ческие особенности спортивной деятельности.Л.,1975,с.14-28.
44. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта. Л.,1979. - 83 с.
45. Ильина М.Н. Связь способности к проявлению выносливости и волевого усилия с некоторыми психофизиологическими и психовозрастными характеристиками человека:Автореф.дисс. . канд.психол.наук. Л.,1976. - 15 с.
46. Калинин Е.А., Ганюшкин А.Д. О причинах возникновения эмоций страха и боязни в спортивной гимнастике.- В кн.:Тезисы докладов XIX конференции профессорско-преподавательского состава. Смоленск,1968, с.77-78.
47. Калинин Е.А. Экспериментально-психологическое исследование мотивации и тревожности у спортсменов.- В кн.:Вопросы спортивной психогигиены. Вып.2. М.,1973, с.30-38.
48. Капустин А.Н. Влияние темперамента на особенности сосредоточения внимания у гимнастов.- В кн.:Вопросы спортивной психогигиены. Вып.2. М.,1973, с.22-30.
49. Капустин А.Н. Некоторые особенности динамики уровня притязаний в условиях соревнований у спортсменов, обусловленные темпераментом.- В кн.'.Темперамент и спорт. Вып.2. Пермь, 1974, с.74-80.
50. Кашин А.П. Сравнительная характеристика силы нервной системы по отношению к возбуждению у лиц, занимающихся различными физическими упражнениями.- В кн.:Физическое воспитание студентов. Вып.2. Казань,1968, с.138-159.
51. Кашин А.П. 0 комплексном исследовании психофизиологических особенностей человека:Автореф.дисс. . канд.психол.наук.-М.,1971. 29 с.
52. Климов Е.А. Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов.- Вопросы психологии,1959, №2, с.66-76.
53. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.- Казань,1969.278 с.
54. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.,1975, с.245-265.
55. Козеева Т.В. Изучение личностных особенностей гимнасток в связи с их работоспособностью.- В кн.:Психологические и психогигиенические аспекты гимнастики. Материалы Всесоюзного симпозиума. Смоленск,1977, с.15.
56. Козлов Е.Г., Мельников В.М. Психологическая подготовка гимнастов высших разрядов. М.:ГЦ0ЖФК, 1967. - 25 с.
57. Козлова Н.М. Индивидуализация предсоревновательной подготовки лыжника-гонщика в зависимости от особенностей психических реакций на тренировочные нагрузки:Автореф.дисс. . канд.психол.наук. М.,1982. - 18 с.
58. Колпаков В.А. Некоторые особенности выступления в соревнованиях лыжников-двоеборцев в связи с различиями по темпераменту.- В кн.'.Темперамент и спорт.Вып.З.Пермь,1976,с.40-49.
59. Конопкин О.А. Зависимость скорости приема информации человека от индивидуальной выраженности основных свойств нервной системы.- В кн.:Вопросы профессиональной пригодности оперативного персонала энергосистем. М.Просвещение,1966, с.18-23.
60. Копытова JI.A. Индивидуальный стиль трудовой деятельности наладчиков в зависимости от силы нервной системы по возбуждению.- Вопросы психологии,1964, И, с.25-33.
61. Коренберг В.Б. Заметки о культуре движений.- В кн.Гимнастика. Сборник статей. Вып.2. М.:Физкультура и спорт,1972, с. 14-18.
62. Корольчак Б. Специфическое беспокойство (тревога) у высококвалифицированных спортсменов.- В кн.Материалы научной конференции психологов спорта социалистических стран. М., 1970, с .17-19.
63. Корольчак-Бернацка Б., Скшипек-Сивиньска Е. Измерение специфического беспокойства (страха) у спортсменов высокой квалификации.- В кн.'.Психология и современный спорт. М»: Физкультура и спорт,1973, с.252-260.
64. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений .-М.:Физкультура и спорт,1951. 529 с.
65. Крестовников А.Н., Коссовская З.Б. Физиологический анализ двигательной деятельности спортсмена на основе учения
66. И.П.Павлова.-Физиологический журнал СССР, т.38, вып.5, 1952, с.413-422.
67. Крестовников А.Н., Васильева В.В. 0 протекании корковых нервных процессов у спортсменов. -Теория и практика физической культуры,1955, №1, с.52-61.
68. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. М.Физкультура и спорт,1978. - 222 с.
69. Кулюткин Ю.Н. Индивидуально-типологические особенности мыслительной деятельности.- В кн.'.Развитие психофизиологических функций взрослых людей /Под ред. Б.Г.Ананьева и
70. Е.И.Степановой. М.:Педагогика,1972, с .37-43.
71. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М.:АПН РСФСР, I960. - 214 с.
72. Лисицкая Т.С, 0 влиянии личности спортсменок на выразительность движений в гимнастике.- В кн.Психологические и психогигиенические аспекты гимнастики. ;Материалы Всесоюзного симпозиума. Смоленск,1977, с.15.
73. Ломов Б.Ф. О путях развития психологии. Вопросы психологии,1978, №5, с.42.
74. Лопухов ф.В. Хореографические откровенности. -М.'.Искусство, 1972. 212 с.
75. Львов-Анохин Б.А. Алла Шелест.-14.:Искусство,1964. 99 с.
76. Мальчиков А.В. Исследование структуры личностных свойств в связи с эффективностью групповой деятельности.- В кн.: Проявление индивидуальных особенностей личности в спорте. Сборник научных работ. Смоленск,1979, с.28-42.
77. Мальчиков А.В. Психологическая однородность и разнородность спортивных команд как фактор и как результат их сыгранности (на материале спортивных команд): Автореф. дисс. . канд.психол.наук. Л., 1983. - 15 с.
78. Марищук В.Л., Серова Л.К. Информационные аспекты управления спортсменом.-М.:Физкультура и спорт,1983. 110 с.
79. Маствилискер Э.И. Психологическая обусловленность форм реагирования и способов действия у детей старшего дошкольного возраста.- В кн.:Типологические исследования по психологии личности. Вып.4. Пермь,1967, с.17-21.
80. Маствилискер З.И., Дикопольская Г.Е. Некоторые условия формирования индивидуального стиля в решении арифметических задач у дошкольников.- В кн.:Темперамент (системное исследование). Пермь,1975, с.16-21.
81. Маркелов В.В. Взаимное влияние темперамента и активности личности на успешность выступления в соревнованиях легкоатлетов высшей квалификации.- В кн.:Темперамент и спорт. Вып.З. Пермь,1976, с.12-20.
82. Матвеев В.Ф. Психологические проявления основных свойств нервной системы у операторов энергосистемы в обстановке условных аварий.- В кн.-.Типологические особенности высшейнервной деятельности человека. Т.М.:Просвещение,1965, с.34-60.
83. Меркин Э.Н., Лысенко Ю.Н. Исследование некоторых личностных особенностей гимнастов.- В кн.:Психологические и психогигиенические аспекты гимнастики. Материалы Всесоюзного симпозиума. Смоленск,1977 , с. 17.
84. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. М.:Просвещение, 1964. - 290 с.
85. Мерлин B.C., Климов Е.А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения. Советская педагогика, 1967, №4, с.110—117.
86. Мерлин B.C. Взаимоотношение типичных и индивидуальных особенностей темперамента. -Вопросы психологии,1970,№1,с.21.
87. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности (главы из книги).- В кн.:Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь,1970, с.7-213.
88. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. 2-е изд. - Пермь, 1973. - 290 с.
89. Мерлин B.C. Проблемы интегрального исследования индивидуальности человека. -Психологический журнал, т.1,1980,с.58-72.
90. Мерлинкин В.П. Некоторые типологически обусловленные особенности начального формирования навыков у спортсменов-акробатов; Автореф.дисс. . канд.пед.наук. -Л.,1968. 18 с.
91. Мерлинкин В.П., Бубнов М.Е. Некоторые особенности формирования одновременного одношажного хода на лыжах в зависимости от подвижности нервной системы.- В кн.:Темперамент и спорт. Вып.2. Пермь,1974,с.19-35.
92. Методы системного педагогического исследования:Учебное пособие/Под общ.ред. Н.В.Кузьминой.- Л.:ЛГУ,1980. 172 с.
93. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. 14.Просвещение,1966. - 383 с.
94. Никитина О.С., Ганюшкин А.Д. Исследование личностной и реактивной тревожности у гимнастов.- В кн.Психологические и психогигиенические аспекты гинастики. Материалы Всесоюзного симпозиума. Смоленск,1977, с.17-18.
95. Никитина О.С. Уверенность в своих силах как фактор достижения успеха в деятельности:Автореф.дисс. . канд.психол. наук. Л.,1980. - 15 с.
96. Оя С.М. Изучение типологических особенностей спортсменов.-Ученые записки ТГУ. Тарту,1964, с.61-69.
97. Палайма Ю.Ю. Развитие инициативности, самостоятельности и решительности баскетболистов в процессе тренировки: Автореф.дисс. . канд.пед.наук. М.,1961. - 19 с.
98. Петрова Н.И. Некоторые особенности индивидуального стиля трудовой деятельности учителя на уроке:Автореф. дисс. . канд.психол.наук. Л.,1970. - 20 с.
99. Платонов К.К., Гольдштейн Б.М. Психология личности пилота. М.,1972, с.43.
100. Плохинский Н.А. Биометрия. М.:МГУ,1970. - 366 с.
101. Прусакова М.Б. Роль обучения в усвоении типологически обусловленного стиля при решении арифметических задач учащимися пятых классов.- В кн.: Вопросы теории темперамента. Пермь,1974, с. 158-183.
102. Психология спорта высших достижений:Учебное пособие/Под ред.А.В.Родионова.- М.:$изкультура и спорт,1979.- 144 с.
103. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта.- М.:Физкультура и спорт,1959. 308 с.
104. Пуни А.Ц. Психологические аспекты спорта в современном обществе.- В кн.:Спорт в современном обществе. Материалы I Всемирного конгресса. М.,1974, с. 188-189.
105. Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта. Лекция для слушателей факультета повышения квалификации. М., 1980. - 28 с.
106. Рабочая книга социолога.- М.:Наука,1977, с.216-233.
107. Родионов А.В. Исследование стартовых состояний у спортсменов с различными особенностями свойств нервной системы.
108. В кн.Психологические вопросы спортивной тренировки. М., 1967, с.38-44.
109. Савищев В.И., Марищук В.Л., Хилова Г.Н. Анамнестический опросник "ЧХТ" (для выявления некоторых характерологических и типологических особенностей по материалам "жизненных показателей"). Л.,1971. - 12 с.
110. Секун В.И. Исследование тренирующего действия представлений движений у гимнастов:Автореф.дисс. . канд.психол. наук. Л.,1968. - 18 с.
111. Синани Н.Д. Анализ тренировочной нагрузки с учетом типологических особенностей спортсмена. Теория и практика физической культуры, 1967, №2, с.25-27.
112. Синани Н.Д. Типологические различия в изменениях быстроты двигательной реакции после тренировочной нагрузки. -Теория и практика физической культуры,1968, №8, с.
113. Сингер Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта. М.: Физкультура и спорт,1980. - 150 с.
114. Сиротин О.А. Индивидуально-типологические особенности нервной системы борцов.-В кн.:Спортивная борьба. Ежегодник, 1971, с.101-106.
115. Смирнов Б.Н. Индивидуальные различия в проявлении решительности и смелости у гимнастов в связи с особенностями их темперамента.- В кн.Психологическая подготовка спортсмена. М. ,1965, с.51-60.
116. Смирнов К.М. Условия спортивного соревнования как фактор, влияющий на тренированность спортсмена.- В кн.:ХП юбилейный Международный конгресс спортивной медицины. М.:Медгиз, 1959, с.77-79.
117. Смирнов К.М. Физиологические исследования влияния условий соревнований.- В кн.Проблемы психологии спорта. Вып .2. М.,1962, с.283-284.
118. Соколов И.В. К исследованию нервной системы у спортсменов.- В кн.:XII юбилейный Международный конгресс спортивной медицины. М.:Медгиз,1959, с.595-597.
119. Социально-психологический портрет инженера. М.:Мысль, 1977. - 232 с.
120. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. -М.: Прогресс,1982. 226 с.
121. Субханкулов М.Г. Некоторые типологические различия в скорости и ускорении учебно-производственной деятельности учащихся токарей-универсалов. Вопросы психологии,1964, №4, с.50-61.
122. Суслов Б.В. Влияние различных мотивов на скорость и точность действий фехтовальщика в зависимости от силы нервной системы.- В кн.'.Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию.-М.,1969,с.96-101.
123. Сухарева А.И. Об использовании индивидуальных особенностей в процессе формирования индивидуального стиля работы учащихся-токарей,- В кн.:Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Т.5. М.,1967,с.197-213.
124. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л.:ЛГУ,1972. - 429 с.
125. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.:АПН РСФСР, 1961. - 536 с.
126. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий.- Вопросы психологии,1963, №5, с.38-47.
127. Теплов Б.М. А.Анастази. Дифференциальная психология. Конспекты и комментарии к книге.- В кн.Проблемы дифференциальной психологии. Т.У1. М.Просвещение,1969,с.304-339.
128. Тимин А.П., Смирнова 0.3. Змоциональный биоритм и психическое состояние спортсменок.- В кн.Проявление индивидуальных особенностей личности в спорте. Сборник научных работ. Смоленск,1979, с.64-72.
129. Толоконцев Н.А. Вычисление среднего квадратического отклонения по размаху. Сравнение с общепринятым методом.- В кн.:Тезисы докладов третьего совещания по применению математических методов в биологии. ЛГУ,1961, с.83-85.
130. Фирилева Ж.Е. Возрастные изменения свойств нервной системы у занимающихся спортивной и художественной гимнастикой.- В кн.:Спортивная и возрастная психофизиология. Л.,1974,с.151—163.
131. Ханин 10.JI. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Спилбергера. Л.:ЛНИИФК, 1976. - 14 с.
132. Ханин Ю.Л. Шкала Марлоу-Крауна для исследования мотивации одобрения. Л.ЛШИФКД976. - 13 с.
133. Ханин Ю.Л. Исследование тревожности в спорте. Вопросы психологии,1978, №6, с.94-106.
134. Ханин Ю.Л., Буланова Г.В. Эмоциональное самочувствие студентов в спортивных и учебных группах. Теория и практика физической культуры,1979, №4, с.45-47.
135. Шадрин В.М. Типологические различия в формировании некоторых двигательных навыков. Вопросы психологии,1967, Ю, с.75-86.
136. Штиммер Э.В. Роль обучения в усвоении типологически характерного индивидуального стиля у детей старшего дошкольного возраста.- В кн.:Вопросы теории темперамента. Пермь,1974, с.ПО-128.
137. Якубчик Б.И. Некоторые индивидуальные различия в деятельности спортсмена-акробата и учет их в процессе учебно-тренировочных занятий:Автореф.дисс. . канд.психол.наук. . Л.,1965. - 19 с.
138. Якубчик Б.И. Учет индивидуальных особенностей спортсменов.-В кн.:Гимнастика.Сборник статей. Вып.2. М.:Физкультура и спорт,1974, с.24-30.
139. Якубчик Б.И. Выявление и учет типологических свойств ВИДу акробатов.- В кн.:Проявление индивидуальных особенностей личности в спорте. Сборник научных трудов. Смоленск,1979, с.96-103.
140. Cattell R.B. Personality. N.Y., 1950, p.19-46.
141. Cattell R.B., ЕЪег H. Manual for forms A and В Sixteen Personality Factor Questionaire. Illinois, 1962.-24 p.
142. Cymes J. Reaktyv/nosc a indyv/idualny styl pracy umuslowej uczeniana przykladzie uczenia sie tekstu biologicznego. -Warszawa: Uniwersytet V/arszawski, 1974-, s. 1o6.
143. Eysenck H.J. The scientific study of personality. London, 1959, p.18-47.
144. Eysenck H.J., Eysenck S. Manual for Eysenck personality inventory. London, 1964. - 27 p.
145. Eysenck H.J., Rachman S. The causes and cures of neuroses. An Introduction to Modern Behavior Therapy hased on Conditioning Principles and Learning Theory. London: Routledge, 1965, p. 5-14.
146. Edsell R.D. Anxiety as a function of environmental noise and social interaction. J.Psychology, 1976,N 2,p.219-226.
147. Friedensherg E. Reaktyv/nosc a indyvidualny styl pracy umuslowej uczenia na przykladzie uczenia sie tekstu geograficznego. - Warszawa: Univ/ersytet VVarszawski, 1974, s. 98.
148. Jacobs K.W., Suess I.P. Effects of four psychologicalprumary colours on axiety state. Perception and Motives. Skills., 1975, N 1, p. 207-210.
149. Kane J. Personality Profiles of Physical Education Students Compared with. Others. In F.Antonelli (ed.), Proceedings of the First International Congress of Sport Psychology, 1965, p. 772-775.
150. Kroll W. Sixteen Personality Factor Pfofiles of Collegiate Wrestles, Research Quarterly, 1967, p. 49-56.
151. Ogilvie B.C. What is an Athlete? Journal of Health, Physical Education and Recreation, 1967, p. 38-48.
152. Spielberger C.D,, Corsuch R.L., Lushene R.F. State-Traite Anxiety Inventory. Palo Alto, California: Consulting Psychological Press, 197o, p. 12-24.
153. Spielberger C.D. Anxiety as an emotional state. In C.D. Spielberger (ed.), Anxiety Current trends in theory and research. N.Y., Academie Press, 1972, p. 22-49.
154. Strelau J. Temperament i typ ukladu nerwowego. Wydanie 2,-V/arszawa, 1974, s. 296-302.
155. Taylor J.A. A personality Scale of Manifest Anxiety. J.
156. Abnorm. Soc. Psychology, 1955» v. 48, p. 285-290. 16J. Vanek M.,Hosek V.,Svoboda B. Studie osobnosti ve sportu.
157. Praha, Universita Karlova, 1974» s. 24-35.