Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Особенности детерминации интереса личности к научно-фантастической литературе

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Лубанец, Евгений Александрович
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Барнаул
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация по психологии на тему «Особенности детерминации интереса личности к научно-фантастической литературе», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Лубанец, Евгений Александрович, 2006 год

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения личности в контексте выявления ее литературных интересов

1.1. Теоретические и методологические подходы к изучению интереса личности.

1.2. Исследование особенностей интереса к научно-фантастической литературе.

1.3. Изучение особенностей восприятия произведений научнофантастического формата.

Глава 2. Анализ результатов исследования особенностей детерминации интереса личности к научно-фантастической литературе

2.1. Программа и методика эмпирического исследования.

2.2. Результаты анализа типичных и индивидуальных особенностей личности с различным уровнем интереса к научно-фантастической литературе.

2.3. Анализ особенностей личности, детерминирующих интерес к чтению научно-фантастической литературы.

2.4. Анализ мотивов чтения научно-фантастической литературы.

Введение диссертации по психологии, на тему "Особенности детерминации интереса личности к научно-фантастической литературе"

Актуальность исследования. Современные психологические исследования охватывают все более широкий круг явлений и сфер проявления личности, от ее места в общем социокультурном окружении до сугубо личных ситуаций. Особое место в данном плане отводится художественной литературе. Осознание ее большого потенциала как средства исследования личности ознаменовало всплеск исследовательского интереса к данной области более века тому назад. Однако, несмотря на столь длительную историю ее, успехи психологии здесь скромны и сконцентрированы преимущественно на изучении психологической точности, глубины раскрытия писателем законов психической жизни человека, получении ценной информации о личности, ее типах (И. Григорьев, К. Леонгард, И.В. Страхов, 3. Фрейд и др.). В психологии личность, реально взаимодействующая с произведением, оставалась, как правило, за рамками исследования. Работы Л.И. Беляевой, Л.С. Выготского, Л.Г. Жабицкой, О.И. Никифоровой и др. хотя и внесли существенный вклад в изучение литературы с позиции читателя, читательской деятельности, но оставили в стороне многие важные проблемы конкретной личности.

Одной из них является изучение особенностей, побуждающих интерес личности к художественной литературе. Эту проблему неоднократно подчеркивал А.А. Леонтьев, указывая на необходимость изучение целостной личности читателя, ее структуры с помощью анализа интереса к художественной литературе [86]. Однако, пока данная его идея не получила должного развития.

Ее решение возможно только с опорой на существующие в психологии представления о месте интереса в структуре личности, его детерминированности всей совокупностью личностных свойств.

В современной психологии интерес личности признается одним из компонентов ее направленности. В отечественной психологии проблема интереса с общепсихологических позиций представлена в работах Л.И. Божович, J1.C. Выготского, Б.И. Додонова, А.Г. Ковалева, Н.Д. Левитова, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, М.Г. Ярошевского и др. Тем не менее, в научной литературе нет однозначного понимания как сущности интереса, так и специфики его детерминации. В контексте личности он рассматривается с позиции теории отношений (В.Г. Иванов, В.Н. Мясищев и др.), как потребность либо мотив (Б.И. Додонов, А.В. Петровский и др.), как детерминант направленности и селективности внимания (А.Р. Лурия, К.К. Платонов, Б.М. Теплов, Л.Д. Демина и др.).

Проблема личностной детерминированности интересов в сфере художественной литературы исследовалась В.П. Беляниным, М.Б. Вайну, Л.Г. Жабицкой, Н.А. Рубакиным и др. Вместе с тем, анализ специальной литературы показал недостаточную степень разработанности проблемы и отсутствие единых терминологических и концептуальных оснований в исследовании личностной детерминации литературных интересов. Подобная ситуация ограничивает возможности теоретического и практического изучения личности в психологии.

Результаты таких исследований помогают раскрыть суть избирательной активности личности. В этой связи селективность личностной активности наиболее ярко может быть отражена в специфике интереса к чтению научно-фантастической литературы, так как данный жанр обладает ярко выраженным качественным своеобразием (В.П. Белянин, Е.Н. Ковтун, К.Г. Фрумкин и др.), что позволяет исследовать особенности личностной детерминации интересов именно к данному жанру.

С начала своего возникновения, научно-фантастическая литература завоевала лидирующее место среди всех жанров литературы по количеству потребляющей ее аудитории. Несмотря на то, что с конца 70-х годов XX в. пик увлеченности научной фантастикой пошел на спад, интерес к ней как со стороны потребителей, так и со стороны исследователей остался, по-прежнему, довольно высок. Чтение научной фантастики перестало быть модным», тем не менее, данный жанр занимает свое достойное место и в современной литературе [38, 96]. Об этом свидетельствует анализ данных опроса, проведенного в 2002 году среди взрослого населения с целью выявления наиболее популярных литературных жанров, где установлено, что научную фантастику читает около 8% людей с высшим образованием, 7% - со средним и 2% - с образованием ниже среднего. В целом же научную фантастику читает до 17 % процентов взрослого населения [61].

Так как, к научно-фантастическому произведению человек обращается по своему желанию, то, как отмечал А.Ф. Еремеев, оно «должно быть в чем-то ему необходимым, ценным, важным, таким, чтобы у него был устойчивый стимул, заставляющий приобщаться к заключенной в произведении информации» [55, с. 168]. Ценность научно-фантастической литературы многогранна и заключается не только в воспитательном ее значении, но и в развитии психологического мира личности. «Показ влияния науки на развитие общества и человека, отражение научного прогресса, овладения природой и познания мира в психике, чувствах, быту человека - вот главный смысл, значение и цель научной фантастики» [57, с. 9].

Подобный статус научно-фантастической литературы, значимость ее психологического и социального влияния, важность изучения особенностей личностной детерминации литературных интересов определяют актуальность данного исследования.

Таким образом, выявлено противоречие между актуальностью исследования особенностей детерминации интереса личности к научно-фантастической литературе и недостаточной изученностью данной проблемы.

Цель исследования - выявление особенностей детерминации интереса личности к научно-фантастической литературе.

Объект исследования - психологические особенности личности.

Предмет исследования - особенности личностной детерминации интереса к научно-фантастической литературе.

Гипотезы исследования:

1. Особенность научно-фантастической литературы, вероятно, заключается в специфике создаваемой ей виртуальной реальности;

2. Читатели, проявляющие устойчивый интерес к чтению научно-фантастической литературы, могут отличаться от читателей, интересующихся другими жанрами, по ряду личностных особенностей, рассматривающихся как детерминанты интереса к чтению научно-фантастической литературы;

3. Специфика психологической мотивации устойчивого интереса к научно-фантастической литературе, по-видимому, не всегда осознается.

Задачи исследования:

1. Проанализировать основные подходы к исследованию интереса личности в современной психологии. Определить и обосновать теоретико-методологические и диагностические приемы изучения устойчивого интереса читателей к научно-фантастической литературе.

2. Проанализировать психологические характеристики научно-фантастического жанра.

3. Разработать программу и инструментарий эмпирического исследования диссертационной работы.

4. Выявить и обобщить особенности личности, проявляющей устойчивый интерес к чтению научно-фантастической литературы.

5. Установить взаимосвязи особенностей личности с уровнем интереса к научно-фантастической литературе.

Теоретико-методологическими основаниями исследования явились:

- деятельностный подход в психологии (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия и др.);

- подходы к интересу как специфическому отношению личности (В.Г. Иванов, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев и др.) и факторам, детерминирующим интерес к художественной литературе (В .П. Белянин, М.Б. Вайну, Д.А. Леонтьев, Н.А. Рубакин и др.);

- принципы виртуалистики (JI.A. Микешина, Е.В. Ковалевская, В.А. Литвиненко, Н.А. Носов, М.Ю. Опенков, и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез использованы следующие методы исследования: анализ специальной литературы; экспертный опрос, анкетирование, психодиагностическое тестирование (тест-опросник Г. Айзенка; опросник К. Леонгарда-Г. Шмишека; сокращенный вариант MMPI «Мини-мульт» (модифицирован В.Ф. Березиным, М.П. Мирошниковым); личностный опросник 16 PF Р. Кэттела (адаптация А.Г. Шмелева, И.В. Бурмистрова, В.И, Похилько, А.С. Соловейчика); опросник эмоциональной направленности Б.И. Додонова; методика выявления общей направленности личности Б. Басса; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика выявления личностных функций чтения художественной литературы Т.В. Вороновой; а также методы математической статистики (корреляционный, факторный анализ, t-критерий Стьюдента) с применением компьютерных программ «Excel 2003», «Statistica 6.0».

Базой эмпирического исследования выступили результаты исследования 126 человек обоих полов (по 63 в экспериментальной и контрольной группах) в возрасте от 22 до 35 лет (студенты старших курсов, магистранты, аспиранты и преподаватели различных факультетов Алтайского государственного университета и Лингвистического института при Барнаульском государственном педагогическом университете), а также испытуемые занятые профессиональной деятельностью в различных сферах: инженеры, программисты, служащие; эксперты, члены клуба любителей фантастики Центрального дома литератора (г. Москва).

Научная новизна:

- рассмотрена общепсихологическая специфика процесса восприятия читателем научно-фантастического произведения, проявляющаяся в высоком потенциале научной фантастики в сопряжении реального и вымышленного за счет использования специальных лингвистических приемов создания достоверности повествования и степени количественной выраженности механизмов уподобления, вживания с одной стороны, и отчуждения с другой стороны, с преимущественным доминированием первого.

- выявлены типы личности читателей, проявляющих устойчивый интерес к чтению научно-фантастической литературы (независимый, рациональный и др. типы), и сконструирован психологический портрет типичного читателя научно-фантастического жанра;

- установлены уровни интереса к научно-фантастической литературе; получена достоверная связь иерархии психологических особенностей личности (недобросовестность, импульсивность, независимость, мечтательность и др.) с уровнем интереса к чтению научно-фантастической литературы;

- показана эвристическая ценность особенностей интереса к чтению научно-фантастической литературы для изучения типичных и индивидуальных характеристик личности.

Теоретическая значимость:

- обоснован подход к научно-фантастической литературе как специфической виртуальной реальности, порождаемой взаимодействием личности и научно-фантастического произведения;

- сформулировано рабочее определение понятия «виртуальная реальность научно-фантастического произведения», позволяющее исследовать влияние личностных особенностей на интерес к научной фантастике;

- раскрыта совокупность факторов, детерминирующих интерес личности к научно-фантастическому произведению;

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы психологами, психиатрами, педагогами при проведении диагностической работы с целью выявления явных и скрытых тенденций развития личности, в сфере библиотечного обслуживания и книгоиздательской деятельности, организации клубов любителей научной фантастики и др. Результаты работы можно использовать в подготовке студентов (психологов, филологов, философов и др.).

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обусловлены соответствием исходных теоретических и методологических позиций автора применяемой совокупности методов; применением комплекса надежных и апробированных исследовательских процедур, адекватных предмету, цели, задачам и логике исследования; использованием методов математической статистики и статистической значимостью экспериментальных данных; содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей; внедрением отдельных результатов в практику.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Научно-фантастическое художественное произведение является носителем специфической виртуальной реальности, отвечающей всем признакам, характеризующим виртуальную реальность в целом (порожденностью, актуальностью, автономностью, интерактивностью). Существует она в научно-фантастическом произведении в потенциальном состоянии, в виде материальной его структуры, которая в процессе чтения психологически воспринимается личностью в качестве «реальной», актуально существующей виртуальной реальности.

2. Читатели с устойчивым интересом к чтению научно-фантастической литературы различаются как по общим (интровертированность), так и специфическим личностным особенностям (иерархически расположенным: экстраверсия, независимость, рациональность, проницательность) от читателей, предпочитающих другие жанры (иерархия типов личности которых: эмоциональная неустойчивость, конформность, чувствительность, дискордантность).

3. Интерес к научно-фантастической литературе детерминируется свойствами личности (мечтательность, независимость, импульсивность, недобросовестность) и ценностными ориентациями (значимой терминальной ценностью - «свобода» и незначимыми - «общественное признание», аккуратность», «воспитанность», «исполнительность»), свидетельствующими о социальной дезадаптации личности.

4. Особенности психологической мотивации интереса к научно-фантастической литературе остаются неосознаваемыми и подменяются читателем общими представлениями о мотивах чтения любой другой художественной литературы.

5. Особенности восприятия научно-фантастической литературы обусловливают специфику иерархии ценностных ориентаций и такую тенденцию личности, как склонность к социальной психопатии, наиболее ярко проявляющуюся в пренебрежении ею социальными нормами и ценностями, «отгороженности» от мира и др.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждены и получили одобрение на международных (Усть-Каменогорск, 2005; Тамбов, 2005), всероссийской (Барнаул, 2003), региональных (Барнаул, 2003-2005) научно-практических конференциях; теоретико-методологических и научно-методических семинарах факультета психологии и философии Алтайского государственного университета; международной психологической школе (Барнаул, 2003). По материалам диссертационного исследования разработан и внедрен в Алтайском государственном университете спецкурс «Психология культуры» для будущих профессиональных психологов, клинических психологов.

По результатам исследования автором подготовлено и опубликовано 6 научных работ.

Структура и объем работы. Диссертация включает введение, две главы, заключение, библиографический список литературы из 206 источников, 8 приложений. Текст иллюстрирован 19 таблицами, 2 рисунками. Объем авторского текста - 159 страниц.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"

Результаты исследования продемонстрировали продуктивность подобного подхода и позволили сделать следующие выводы:

1. Деятельностный подход позволяет обосновать адекватность рассмотрения личностных детерминант интереса к чтению научно-фантастической литературы и в свете одного из своих главных принципов (единства сознания и деятельности) делает правомерным выдвижение гипотезы о личностной обусловленности читательской деятельности применительно к научной фантастике. Человек читает те произведения, которые соответствуют его психической организации, но в этой деятельности происходит и дальнейшее формирование его психики в плане формирования структур, задаваемых особенностями жанра.

2. Научно-фантастическое художественное произведение предстает как носитель специфической виртуальной реальности, отвечающей всем признакам, характеризующим виртуальную реальность в целом -порожденностью, актуальностью, автономностью, интерактивностью.

3. Существует виртуальная реальность в фантастическом произведении в потенциальном состоянии, в виде его материальной структуры. При обращении к произведению человека она становится «реальной», актуально существующей виртуальностью, протекающей в виде измененного состояния сознания.

4. Структура процесса восприятия научно-фантастического произведения включает предкоммуникативную, коммуникативную и посткоммуникативную фазы. Специфика проявляется в высоком потенциале научной фантастики в сопряжении реального и вымышленного за счет использования специальных лингвистических приемов создания достоверности повествования и степени количественной выраженности механизмов уподобления, вживания с одной стороны, и отчуждения с другой стороны, с преимущественным доминированием первого.

5. Интерес к научно-фантастической литературе, как носителю особого вида виртуальной реальности, обусловлен личностными особенностями человека, общим знаменателем которых является социальная психопатия, пренебрежение социальными нормами и ценностями, отгороженность от мира.

6. Основой высокого уровня интереса к чтению научно-фантастической литературы является ее компенсаторность, позволяющая личности отстраняться от возникающих у нее проблем. Невозможность достичь столь насущной личностной свободы побуждает человека искать ее в виртуальном мире научно-фантастического произведения и ощущать ее виртуально, в образах своего воображения.

7. Субъективное представление о мотивах чтения научно-фантастической литературы не соответствует объективным результатам и интерпретируется личностью также как и мотивы чтения любой художественной литературы: познание, развлечение, компенсация, решение мировоззренческих вопросов.

Таким образом, результаты исследования указывают на то, что задачи, поставленные в исследовании, решены, гипотезы подтверждены, цель достигнута. Данная работа имеет практическую значимость, может найти применение в различных областях психологического знания, таких как психология личности, психология искусства, педагогическая психология и др. Завершая работу, следует отметить и перспективы исследования литературных интересов личности. Изучение интереса к научно-фантастической литературе в других возрастах, применительно к другим жанрам литературы и искусства в целом, особенностей влияния художественной литературы на человека, выявление причин пагубного влияния литературного источника - только малый перечень вопросов, связанных с необходимостью изучения литературных интересов личности, интереса в целом.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Лубанец, Евгений Александрович, Барнаул

1. Айзенк Г. Объективность и обоснованность эстетических суждений / Г. Айзенк // Творчество в искусстве и искусство творчества: Сб. ст. М.: Наука; Смысл, 2000. - С. 298 - 324.

2. Аксенова Е. Научная фантастика / Е. Аксенова // Словарь литературоведческих терминов / Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. - С. 432.

3. Аллахвердов В.М. Психология искусства / В.М. Аллахвердов. СПб.: ДНК, 2001.-198 с.

4. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. - Т. 2. -С. 128-271.

5. Антипова Н.Е. Структура и содержание художественного сознания студентов: Автореф. дис. . канд. психол. наук / Н.Е. Антипова. -Барнаул, 2004. 23 с.

6. Аскарова В. Я. О понятии «читательская мода» / В. Я. Аскарова // Психология чтения и проблемы типологии читателей: Сб. ст. / ЛГУ. -Ленинград, 1984. С. 29 - 38.

7. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии / А.Г. Асмолов. М.: Смысл, 2002. - 480 с.

8. Асмус В. Чтение как труд и творчество / В. Асмус // Вопросы литературы. 1961. - № 2. - С. 36 - 46.

9. Басин Е. Я. Психологический аспект функционирования искусства / Е. Я. Басин // Искусство и социальная психология: Сб. ст. / Гос. институт искусствознания. М., 1996. - С. 150-181.

10. Ю.Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типологии личности / А. В. Батаршев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

11. Беленькая JI. И. Ребенок и книга. О читателе восьми-девяти лет / JL И. Беленькая. М.: Книга, 1969. - 167 с.

12. Беленькая Л. И. Читатель-подросток / Л. И. Беленькая // В помощь детским и школьным библиотекам: Сб. ст. М.: Книга, 1976. - С. 34 -46.

13. Белоногова Е. В. Индивидуальные стратегии восприятия живописи: Автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. В. Белоногова; МГУ. -М., 2004.-18 с.

14. Беляева Л. И. К вопросу о типологии читателей / Л. И. Беляева // Проблемы социологии и психологии чтения: Сб. ст. М.: Книга, 1975. — С. 143-161.

15. Беляева Л. И. Типы восприятия художественной литературы (Психологический анализ) / Л. И. Беляева // Литература и социология: Сб. ст. — М.: Художественная литература, 1977. С. 370 - 389.

16. Белянин В. П. Библиопсихологический аспект оптимизации функционирования художественного текста / В. П. Белянин // Оптимизация речевого воздействия: Сб. ст. М.: Наука, 1990. — С. 169 -180.

17. Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики. (Модели мира в литературе) / В. П. Белянин. М.: Смысл, 2000. - 203 с.

18. Белянин В. П. Экспериментальное исследование психолингвистических закономерностей смыслового восприятия текста: Дис. . канд. филол. наук: / В. П. Белянин; МГУ. М., 1983. - 234 с.

19. Берхин Н.Б. Специфика искусства (Психологический аспект) / Н.Б. Берхин. М.: Знание, 1984. - 64 с.

20. Божович Jl.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков: Сб. ст. -М.: Педагогика, 1972. С. 7 - 44.

21. Большая литературная энциклопедия. /Красовский В.Е. и др. М.: Филол. о-во «Слово»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. - 609 с.

22. Бородина В.А. Читательская деятельность: теоретический аспект / В.А. Бородина // Психология чтения и проблемы типологии читателей: Сб. ст. / ЛГИК. Л., 1984. - С. 6 - 28.

23. Борчиков С.А. Творческое воображение виртуальной реальности / С.А. Борчиков // Творческое воображение. М.: МАКС Пресс, 2001. — С. 56 — 84.

24. Братусь Б.С. Научная психология на фоне Льва Толстого / Б.С. Братусь // Психологический журнал. 1999. - Том 20. - № 3. - С. 119 - 123.

25. Бритиков А.Ф. Проблемы изучения научной фантастики / А.Ф. Бритиков // Русская литература. 1980. - № 1. - С. 201 - 209.

26. Бритиков А.Ф. Отечественная научно-фантастическая литература. Некоторые проблемы истории и теории жанра / А.Ф. Бритиков. СПб.: Борей-Арт, 2000. - 136 с.

27. Бурлачук Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностики / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.

28. Бутенко И. А. Книга и чтение на исходе XX века / И. А. Бутенко. М.: Наука, 1997.- 132 с.

29. Бучило Н. Ф. Художественное восприятие / Н. Ф. Бучило. М.: Знание, 1989.-64 с.31 .Вайну М. Б. Об индивидуальных особенностях восприятия романа / М.

30. Вильчек В. М. Искусство и аудитория / В. М. Вильчек. М.: Знание, 1978.-46 с.

31. Виртуальная реальность // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000. - Т. 1. - С. 431.

32. Владимиров С. В. Терминология научной фантастики / С. В. Владимиров // Русская речь. 1968. - № 4. - С. 39 - 44.

33. Возможные миры и виртуальные реальности // вып. 1.-URL: http://ftp.capitalis.ru/MEDIA/pwvr.html

34. Воробьева К. И. Отечественная библиологическая психология: история, состояние, перспективы / К. И. Воробьева. СПб.: МП РИЦ «Культ-информ-пресс», 1996. - 249 с.

35. Воронина Э. А. Фантастика в чтении малых городов России Э. А. Воронина // Что мы читаем? Какие мы?: Сб. ст. / Российская национальная библиотека. СПб., 1999. С. 107 - 117.

36. Воронова Т. В. Методика выявления личностных функций чтения художественной литературы / Т. В. Воронова // Психология чтения и проблемы типологии читателей: Сб. ст. / ЛГИК. Л., 1984. -С. 16- 84.

37. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.-1008 с.

38. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. Ростов н/Д: Феникс, 1998.- 480 с.

39. Говидна Л. А. Творческая медитация и многомерное сознание / Л. А. Говидна. -М.: Речь, 1993, С. 137-153.

40. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. / Ж. Годфруа. М.: Мир, 1999. -Т. 1-2.

41. Григорьев И. Психоанализ как метод исследования художественной литературы / И. Григорьев // Классический психоанализ и художественная литература. СПб.: Питер, 2002. - С. 326 - 349.

42. Гримак Л. П. Гипноз искусства / Л. П. Гримак // Прикладная психология. -1999.- №5.-С. 86-96.

43. Грязева-Добшинская В.Г. Современное искусство и личность: гармонии и катастрофы / В.Г. Грязева-Добшинская. М.: Академия, 2002. - 460 с.

44. Гуров П. И. Типы поведения и их связь с читательским поведением / П. И. Гуров // Элементы дифференциальной психологии: Сб. ст. М.: МГУ, 1929.-С. 29-42.

45. Дадамян Г. Восприятие монументального искусства типы, механизмы, эффективность / Г. Дадамян, Д. Дондурей, JI. Невлер // Вопросы социологии искусства: Сб. ст. - М.: Книга, 1979. - С. 194 - 248.

46. Демина JI. Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности / JI. Д. Демина, И. А. Ральникова. Барнаул: Издательство Алт. ун-та, 2000. - 123 с.

47. Дергачев Г.Б. Художественная потребность и художественный процесс. Автореф. дис. . канд.филол.наук. / Г.Б. Дергачев. М. 1982. - 160 с.

48. Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. М.: Политиздат, 1978.-272 с.

49. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования / Л.Я. Дорфман. М.: Смысл, 1997. - 424 с.

50. Дудецкий А.Я. Психология воображения (фантазии) / А.Я. Дудецкий, Е.А. Лустина. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. - 97 с.

51. Еремеев А.Ф. Границы искусства / А.Ф. Еремеев. М.: Искусство, 1987. -279 с.

52. Еремеев А.Ф. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Социально-коммуникативная природа искусства / А.Ф. Еремеев. Свердловск: Уральский ГУ им. A.M. Горького, 1971. - 347 с.

53. Ермаков И.Д. Психоанализ литературы: Пушкин, Гоголь. Достоевский / И.Д. Ермаков. М.: Новое литературное обозрение. - 1999. - 512 с.

54. Ефремов И. Наука и научная фантастика. Фантастика «чистая» и «не чистая» / И. Ефремов // Фантастика 1962. М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ, Молодая гвардия. - С. 3 - 34.

55. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность / Л.Г. Жабицкая. Кишинев: Штиинца, 1974. - 134 с.

56. Иванов В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников / В.Г. Иванов. Л.: ЛГУ, 1959. - 83 с.

57. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. СПб.: Питер, 2006. - 464 с.

58. Изард К.Э. Эмоции человека / К.Э. Изард. М.: Издательство МГУ, 1980.-439 с.

59. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. -512 с.

60. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2004. 701 с.

61. Ишимбаева Г.Г. О «необычайном в литературе»: от классификации к синтезу / Г.Г. Ишимбаева // Вестник МГУ. 2001. - Серия 9: Филология. - №3. - С. 192-196.

62. История литературы и художественное восприятие: Сб. ст. / Ред. Г.Н. Ищук. Тверь: ТГУ, 1991. - 138 с.

63. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике / М.С. Каган. -Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1971. 766с.

64. Карташев Н. Особенности читательского интереса / Н. Карташев // Библиотекарь. 1976. - № 6. - С.18 - 22.

65. Ковалев А.Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1965.-286 с.

66. Ковалевская Е.В. Виртуальная реальность: философско-методологический анализ. Дис. канд . философ, наук / Е.В. Ковалевская. М., 1998. - 207 с.

67. Ковтун Е.Н. Поэтика необычайного / Е.Н. Ковтун. М.: Изд-во МГУ, 1999.-С. 30-79.

68. Ковтун Е.Н. Типы и функции художественной условности в европейской литературе начала двадцатого века / Е.Н. Ковтун // Вестник МГУ. 1993.- Серия 9: Филология. №4. - С. 43 - 50.

69. Корсунцев И.Г. Философия виртуальной реальности / И.Г. Корсунцев // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы: Сб. ст. М.: МГУ. 1997 - С. 37 - 55.

70. Кривцун О.А. Психология искусства / О.А. Кривцун. М.: Изд-во Литературного института им. A.M. Горького, 2000. - 169 с.

71. Крупник Е.П. Психология воздействия искусства Е.П. Крупник. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. - 240 с.

72. Кушаев Н.А. Некоторые характеристики художественного восприятия как процесса / Н.А. Кушаев // Теория эстетического воспитания: Сб. ст.- М.: Книга, 1973. С. 41 - 60.

73. Кушаев Н.А. Программа кружка научно-фантастической литературы / Н.А. Кушаев // Программы для внеклассной работы. М.: Просвещение, 1974.-С. 12-34.

74. Левидов A.M. Автор образ - читатель / A.M. Левидов. - Л.: ЛГУ, 1983.-350 с.

75. Левитов Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов. М.: Просвещение, 1969. - 265 с.

76. Левшина И.С. Как воспринимается произведение искусства (Из опыта социологических исследований) / И.С. Левшина. М.: Знание, 1983. -123 с.

77. Лейбсон В.И. Три уровня эстетического восприятия / В.И. Лейбсон // Восприятие художественного текста: Сб. тезисов. / Таллиннский пед. ин-т. Таллин, 1979. - С. 7 - 9.

78. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. М.: Эксмо, 2002. - 448 с.

79. Леонтьев А.А. Место психологии в современной науке о чтении / А.А. Леонтьев // Проблемы социологии и психологии чтения: Сб. ст. М.: Книга, 1975.-С. 39-46.

80. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. М.: Смысл: Academia, 2004. - 346 с.

81. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. - Т. 2. - С. 232 - 239.

82. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. - Т. 2. - С. 348 - 380.

83. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства / Д.А. Леонтьев. -М.: Изд-во МГУ, 1998. 97 с.

84. Леонтьев Д.А. Личность в психологии искусства / Д.А. Леонтьев // Творчество в искусстве и искусство творчества: Сб. ст. М.: Наука; Смысл, 2000. - С. 69 - 79.

85. Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия / Д.А. Леонтьев // Художественное творчество и психология: Сб. ст. М.: Наука, 1991. - С. 109 - 133.

86. Леонтьев Д.А. Возрастные и индивидуальные особенности восприятия художественной литературы школьниками / Д.А. Леонтьев, И.М. Павлова // Способности и индивидуальность: Сб. ст. / МГУ. М., 1991. -С. 105-119.

87. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. - 527 с.

88. Либова О.С. Что читали и читают в провинциальной России / О.С. Либова, Е.Г. Муравьева // Что мы читаем? Какие мы?: Сб. ст. М., 1999. -С. 107-117.

89. Литвиненко В.А. Реальность виртуального мира или несколько слов о завтрашнем дне / В.А. Литвиненко // http://www.futurerussia.ru/conf/ forumtransform litvinenko.html.

90. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. -М.: Советская энциклопедия, 1987. -752 с.

91. Литературное произведение и читательское восприятие: Сб. ст. / Ред. Г.И. Ищук. Калинин: КГУ, 1982. - 161 с.

92. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.М. Ломов. М.: Наука, 1995. - 350 с.

93. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2002.-592 с.

94. Малинина В.И. Психология восприятия художественной литературы / В.И. Мальченкова. Челябинск: ЧТУ, 1986. - 87 с.

95. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности / А.Н. Малюков. Дубна: Феникс, 1999. - 256 с.

96. Мальченкова И. А. Установка художественного восприятия: структура, функционирование, формирование. Автореф. дис. . канд. философ, наук. / И.А. Мальченкова. М., 1997. - 24 с.

97. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. М.: Речь, 2002. - 346 с.

98. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2003.-860 с.

99. Махлина С.Т. Искусство, компьютеризация и виртуальная реальность / С.Т. Махлина, B.C. Бабенко // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры: Сб. ст. Спб., 1996. - С. 70 - 76.

100. Махлина С.Т. «Виртуальная реальность» в современной художественной культуре / С.Т. Махлина // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры: Сб. ст. Спб., 1996. - С. 40 - 43.

101. Медведева Е.И. Некоторые особенности семантической организации текста Е.И. Медведева // Семантическое взаимодействие языковых единиц различных уровней: Сб. ст. / J11 ПИ им. А.И. Герцена. -Л., 1985. -С. 51 58.

102. Медникова Э.М. Комментарии / Э.М. Медникова // Фантастика. Сборник рассказов английских и американских писателей (на англ. языке). М.: Прогресс, 1979. - С. 306 - 308.

103. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы / Б.С. Мейлах. М.: Искусство, 1985. - 240 с.

104. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное / А. Менегетти. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001. - 384 с.

105. Мерлин B.C. Отличительные признаки темперамента / B.C. Мерлин // Психология индивидуальных различий: Хрестоматия. М.: ЧеРо, 2002.-С.360-366.

106. Мещеряков Б.Г. Интерес / Б.Г. Мещеряков // Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - С. 206 - 207.

107. Микешина J1.A. Новые образы познания и реальности / JI.A. Микешина, М.Ю. Опенков. М.: Книга, 1997. - 327 с.

108. Мирлис А.И. Словотворчество писателей фантастов / А.И. Мирлис // Русская речь. 1976. - № 6. - С. 42 - 46.

109. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей / Н.Г. Морозова. М.: Педагогика, 1969. - 198 с.

110. Мосунова JI.A. Чтение художественной литературы как процесс понимания смысла / JI.A. Мосунова // Вопросы психологии. 2005. -№ 5.- С. 66-74.

111. Муравьев B.C. Предисловие / B.C. Муравьев // Фантастика. Сборник рассказов английских и американских писателей (на англ. языке). М.: «Прогресс», 1979. - С. 4 - 18.

112. Небылицин В.Д. Темперамент / В.Д. Небылицин // Психология индивидуальных различий: Хрестоматия. М.: ЧеРо, 2002. - С.352 -359.

113. Невский И.А. Склонности и их изучение и развитие в процессе обучения в школе / И. А. Невский // Вопросы психологии. 1964. - № 2.-С. 57-66.

114. Невский В.А. Читательские интересы женщины / И.А. Невский // Элементы дифференциальной психологии: Сб. ст. / МГУ. М., 1929. -С. 29-42.

115. Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики / Е.М. Неелов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - 200 с.

116. Нейфельд И. Достоевский. Психоаналитический очерк под редакцией проф. 3. Фрейда / И. Нейфельд // Классический психоанализ и художественная литература: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2002. - С. 162 -216.

117. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2000. - 688 с.

118. Непомнящяя Н.И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование / Н.И. Непомнящая. М.; Воронеж: МПСИ; НПО МОДЭК, 200. - 176 с.

119. Никифорова О.И. Влияние авторитета имени писателя на восприятие и оценку литературных текстов / О.И. Никифорова // Проблемы чтения и формирование человека развитого социалистического общества. М. 1973. — С. 131 - 133.

120. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. М.: Книга, 1972. - 152 с.

121. Новикова Л.Г. Научная фантастика и ее роль в формировании образа науки будущего: Автореф. дис. . канд. филос. наук / Л.Г. Новикова; Белорус-й гос. ун-т. Минск, 1986. - 18 с.

122. Носов Н.А. Виртуальная психология / Н.А. Носов. М.: Аграф, 2000.-297 с.

123. Носов Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства / Н.А. Носов. М.: Магистр, 1997. - 307 с.

124. Общая психодиагностика / Ред. А.А. Бодалев, В.В. Столин. М.: Издательство МГУ, 1987. - 303 с.

125. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека / К. Обуховский. СПб.: Речь, 2003. - 296 с.

126. О литературе, писателях, читателях: Сб. ст. / Ред. М.В. Строганов. Тверь, ТГУ, 1994. - 108 с.

127. Орехов С.И. Поиск виртуальной реальности / С.И. Орехов. Омск: ОМГПУ, 2002. - 160 с.

128. Осипов А.Н. Основы фантастоведения / А.Н. Осипов. М.: Книга, 1989.-89 с.

129. Первин JI. Психология личности: Теория и исследования / JI. Первин, О. Джон. М.: Аспект Пресс, 2001. - 607 с.

130. Петренко В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. М.: Изд-во МГУ, 1997. - 400 с.

131. Петренко В.Ф. Художественные конструкты как форма семантической организации художественного текста / В.Ф. Петренко, А.А. Пронин // Оптимизация речевого воздействия: Сб. ст. -М.: Наука, 1990.-С. 31-34.

132. Петровский А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. М.: Академия, 2000. - 512 с.

133. Платонова О.В. Особенности психического состояния человека и восприятие живописи / О.В. Платонова // http://www.rusmuseum.ru/ center/tez29.htm.

134. Плотников С.Н. Методологические проблемы социологических исследований изобразительного искусства / С.Н. Плотников // Социология культуры: Сб. ст. / НИИ культуры. М., 1975. - С. 86 - 92.

135. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте: Сб. ст. / Отв. ред. Л.И. Божович. М.: МГУ, 1953. - 146 с.

136. Психологические тесты: В 2 т. / Под. ред. А.А. Карелина. М.: ВЛАДОС, 2003. - Т. 1. - 312 с.

137. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.

138. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю / С.Х. Раппопорт. М.: Советский художник, 1978. - 235 с.

139. Розин В.М. Виртуальная реальность как форма современного дискурса /В.М. Розин // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы: Сб. ст. М.: МГУ. 1997 - С. 56 - 63.

140. Розин В.М. Парадоксы научной фантастики / В.М. Розин // Философия техники: история и современность. М.: ИФРАН, 1997. -С. 272-281.

141. Россохин А.В. Личность в измененных состояниях сознания в психоанализе и психотерапии / А.В. Россохин, В.Л. Измагурова. М.: Смысл, 2004. - 544 с.

142. Рубакин Н.А. Избранное. В 2-х т. Т. 1 / Н.А. Рубакин. М.: Книга, 1975.-276 с.

143. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги / Н.А. Рубакин. М.: Книга, 1977.-339 с.

144. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2005. - 713 с.

145. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1986. -№ 4. - С. 101-108.

146. Русев П. Психология художественного восприятия: Автореф. дис. . канд. филол. наук. / П. Русев. -Л., 1972. 36 с.

147. Семенов В.Е. Катарсис и антикатарсис: социально-психологический подход к воздействию искусства / В.Е. Семенов // Вопросы психологии. 1994. - № 1. - С. 116 - 122.

148. Семенов В.Е. Психологическое изучение интереса к поэзии / В.Е. Семенов, Н.Н. Матузова, JI.B. Фаустова // Психологические проблемы чтения: Сб. ст. / ЛГУ. Л., 1981. - С. 51 - 59.

149. Смородинская М.Д. Некоторые особенности юношеского этапа читательского развития / М.Д. Смородинская // Проблемы чтения и формирование человека развитого социалистического общества: Сб. ст. -М.: Наука, 1973.-С. 46-51.

150. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. СПб: Речь, 2003. - 624 с.

151. Соколов Э.В. Культура и личность / Э.В. Соколов. Л.: Книга, 1972.- 176 с.

152. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах / О.П. Солодилова. М.: Проспект, 2005. - 288 с.

153. Степановская Т.А. Научная фантастика как вид фантастической литературы: Автореф. дис. . канд. филол. наук / Т.А. Степановска; Ростовский гос. ун-т. М., 1985. - 21 с.

154. Страхов И.В. Психология литературного творчества: (Л.Н. Толстой как психолог) / И.В. Страхов. М.; Воронеж: Институт практ. психол.; НПО «МОДЭК», 1998. - 379 с.

155. Сусанина И.В. Социально-психологический анализ эстетических предпочтений / И.В. Сусанина. М.: Рос. акад. гос. службы, 1997. - 79 с.

156. Тамарчеко Е. Уроки фантастики / Е. Тамарченко // В мире фантастики: Сб. статей и очерков о фантастике. М.: Молодая гвардия, 1989.-С. 130- 150.

157. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. Избранные психологические труды / Б.М. Теплов. М.; Воронеж: МПСИ; НПО МОДЭК, 2004. - 640 с.

158. Толкиен Д.Р.Р. О волшебных сказках / Д.Р.Р. Толкиен // Толкиен Д.P.P. Лист работы Мелкина и другие волшебные сказки. М.: Художественная литература, 1991. - С. 356 - 393.

159. Торшилова Е.М. Художественное восприятие живописи и структура личности / Е.М, Торшилова, М.З. Дукаревич // Творческий процесс и художественное восприятие: Сб. ст. Л.: Наука, 1978. - С. 174-190.

160. Фантастика // Большая литературная энциклопедия. М., 2003. -Стб. 227.

161. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: избр. труды: В 2 т. / Д.И. Фельдштейн. М.; Воронеж: МПСИ; НПО МОДЭК, 2005.-Т. 1-2.

162. Фрейд 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. М.: Просвещение, 2003. - 448 с.

163. Фрумкин К.Г. Философия и психология фантастики / К.Г. Фрумкин. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 240 с.

164. Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные, социальные аспекты / Р. Фрэнкин. СПб.: Питер, 2003. - 651 с.

165. Хеге X. Творчество реципиента эстетического объекта как направленное созидание / Х.Хеге // Творчество в искусстве и искусство творчества: Сб ст. М.: Наука; Смысл, 2000. - С. 397 - 409.

166. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. М.; СПб.: Смысл, Питер, 2003. - 860 с.

167. Хрестоматия по возрастной психологии: / Сост. Л.М. Семенюк; Гл. ред. Д.И. Фельдштейн М.; Воронеж: МПСИ; НПО МОДЭК, 2003. -400 с.

168. Художественное произведение и его читатель: Сб. ст. / Ред. Г.И. Ищук. Калинин. ЮГУ, 1980. - 184 с.

169. Человек в мире художественной культуры: Сб. ст. / Д.У. Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1982. - 203 с.

170. Чернышева Т.А. Потребность в удивительном и природа фантастики / Т.А. Чернышева // Вопросы литературы. 1979. - № 5. — С. 211 -232.

171. Чернышева Т.А. Фантастика и современное натурфилософское мифотворчество / Т.А. Чернышева // Художественное творчество: Сб. ст. Л.: ЛГУ, 1983. - С. 58 - 76.

172. Черняновская Т.В. Психологические особенности интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики: Дис. . канд. психол. наук: 19.00.01 / Т.В. Черняновская; Тамбовский гос. ун-т. Тамбов, 2003. -245 с.

173. Чхартишвили Ш.Н. Влияние потребности на оценку этических и эстетических ценностей / Ш.Н. Чхартишвили // Психологические исследования: Сб. ст. Тбилиси: Мецниереба, 1971. - С. 168- 172.

174. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения / В.Д. Шадриков. М.: Логос, 2003. - 210 с.

175. Шакеева Ч.А. Социально-психологические аспекты влияния современного кино на ценностные ориентации молодежи: Автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.01 / Ч.А. Шакеева; Ленигр. гос. пед. унив-т.-Л., 1984.- 173 с.

176. Шапиро Д.И. Человек и виртуальный мир. Когнитивные, креативные и прикладные проблемы / Д.И. Шапиро. М.: Эдиториал УРСС, 2000. -230 с.

177. Шихи Г. Возрастные кризисы: Ступени личностного роста / Г. Шихи. Спб.: Каскад, 2005. - 436 с.

178. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. -СПб.: Речь, 2002.-480 с.

179. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. М.: Педагогика, 1971. - 230 с.

180. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной литературы / К.Г. Юнг // Классический психоанализ и

181. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия / П.М. Якобсон. М.: Книга, 1964. - 86 с.

182. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.

183. Яновский М.И. О средствах психологического воздействия искусства на человека / М.И. Яновский // Вопросы психологии. 2002. -№6.-С. 36-41.

184. Ash S.E. Studies of Independence and Conformity: A Minority of One Against a Unanimous Majority / S.E. Ash. New York: Academic Press. 1956.-321 p.

185. Baker L. Home and Family Influences on Motivations for Reading / L. Baker, K. Mackler, D. Scher // Educational Psychologist. 1997. - V. 32. -№2. -P. 69-83.

186. Barron F. Artistic perception as a Possible Factor in Personality Style: Its Measurement by a Figure Preference Test / F. Baron, G.S Welsh // Journal of Psychology. 1952. -№33.-P. 199-203.

187. Buss A. H. The EAS Theory of Temperament / A.H. Buss // Explorations in Temperament. London; New York: Plenum Press. - P. 43 - 61.

188. Ekman, P. Expression and the Nature of Emotion // K. Sherer, P. Ekman (Ed.).Approaches to emotion. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum.

189. Kofmel K.G. Adult Readers of Science Fiction and Fantasy: A Qualitative Study of Reading Preference and Genre Perception. Ph.D. dissertation / K.G. Kofmel. University of Western Ontario, 2002. - 203 p.

190. Langer S.K. Feeling and Form. A Theory of Art Developed from Philosophy in a New Key / S.K. Langer. New York, 1953. - 213 p.

191. Langer S.K. The Primary Illusions and the Great Orders of Art / S.K. Langer // Hudson Revue. 1950. - V. 3. - P. 112 - 136.

192. Lesser S.O. Fiction and the Unconscious / S.O. Lesser. Boston: Beacon Press; Beacon Hill, 1957. - 463 p.

193. Silvia P. Exploring the Psychology of Interest / P. Silvia. New York: Oxford University Press, 2006. - 264 p.

194. Westfahl G. Science Fiction, Children's Literature and Popular Culture: Coming of Age in Fantasyland / G. Westfahl: Greenwood Press, 2002. 195 P

195. Wigfield A, Reading Motivation: a Domain-Specific Approach to Motivation / A. Wigfield // Educational Psychologist. 1997. - V. 32. - № 2.-P. 59-73.Улитературе

196. Считаете ли Вы себя человеком, проявляющим интерес к НФЛ?1. А) Да Б) Нет

197. Предпочитаете ли Вы данный жанр всем остальным?1. А) Да Б) Нет

198. Как долго литература подобного рода представляет для Вас интерес?

199. А) 0-1 года Б) 1-3 лет В) 4-5 лет Г) 6 лет и более4. Как часто Вы читаете НФЛ?

200. А) каждый день, если есть такая возможность Б) не реже одного раза в неделю В) один раз в две недели С) один раз в месяц

201. Какие направления НФЛ Вы предпочитаете?

202. А) о космических путешествиях Б) о технических изобретениях В) о социальных проблемах общества будущего С) свой вариант ответа

203. Почему НФЛ является объектом Вашего читательского интереса?

204. Какие чувства обычно вызывает у Вас чтение НФЛ?1. Спасибо за участие!1. Инструкция:

205. Прочитав книгу или посмотрев фильм, спектакль, мы часто не можем вспомнить фамилию автора, режиссера, артистов. Хотелось бы выяснить количественные характеристики этого явления: в каком проценте случаев мы запоминаем их фамилии.

206. Подумайте, что лично Вы ждете от общения с художественным произведением? Ниже приводится ряд суждений на этот счет. Обведите кружком цифры, соответствующие степени Вашего согласия с этим суждением.

207. По настоящему хороша та художественная книга, которая Совершенно не согласен Пожалуй не согласен Трудно сказать Пожалуй согласен Полностью согласен1 2 3 4 5 6

208. Совершенствует духовные качества 1 2 3 4 5

209. Дает возможность замкнуться в своем собственном мире 1 2 3 4 5

210. Позволяет проникнуть в незнакомую среду 1 2 3 4 5

211. Заставляет думать, вызывает интеллектуальное напряжение 1 2 3 4 5

212. Формирует мировоззрение 1 2 3 4 5

213. Позволяет почувствовать себя равным среди начитанных 1 2 3 4 5

214. Служит источником информации 1 2 3 4 5

215. Заставляет глубже задуматься над жизнью 1 2 3 4 5

216. Позволяет сопереживать героям, почувствовать себя на их месте 1 2 3 4 5

217. Помогает развлечься 1 2 3 4 5

218. Является источником примеров и образцов подражания 1 2 3 4 5

219. Дает возможность отдохнуть 1 2 3 4 5

220. Позволяет наслаждаться совершенством произведения 1 2 3 4 5

221. Развивает мышление, фантазию 1 2 3 4 5

222. Открывает новое в уже знакомом 1 2 3 4 5

223. Помогает разобраться в своей душе, снимает противоречие с самим собой 1 2 3 4 5высоким уровнем интереса к научно-фантастической литературе

224. Шкалы личностных тестов Факторные веса свойств личности, разбитые по факторам1 2 3 4 5

225. Обособленность/сердечность -0,428 0,706 -0,033 -0,313 -0,021

226. Низкий/высокий интеллект 0,299 0,156 -0,147 -0,063 0,621

227. Эмоц. устойчивость/неуст-вость -0,812 -0,069 -0,353 0,25 0,178

228. Конформность/доминантность -0,630 -0,165 0,591 0,28 0,289

229. Рассудительность/беспечность -0,257 0,626 0,37 -0,074 -0,438

230. Недобросовестность/совестливость -0,222 0,428 -0,384 0,152 0,439

231. Робость/смелость в общении -0,476 0,698 0,244 -0,005 -0,131

232. Суровость/мягкосердечность 0,241 0,188 -0,138 0,057 -0,727

233. Доверчивость/подозрительность -0,089 -0,049 0,879 -0,229 0,227

234. Практичность/мечтательность 0,061 -0,07 0,26 0,009 0,368

235. Наивность/прони цател ьность 0,069 0,046 -0,251 0,77 -0,268

236. Самоуверенность/чувство вины 0,784 0,013 -0,011 -0,115 0,176

237. Консерватизм/радикализм -0,297 -0,18 0,444 0,551 -0,068

238. Зависимость/самостоятельность -0,123 -0,833 0,029 0,141 0,32

239. Импуль-ность/контроль желаний -0,155 0,231 -0,612 -0,181 0,248

240. Расслабленность/напряженность 0,780 -0,2 0,368 -0,072 -0,025

241. Адаптированность/тревожность 0,714 -0,358 0,432 -0,212 0,186

242. Интроверсия/экстраверсия -0,471 0,738 0,353 -0,044 -0,215

243. Чувствительность/уравнов-ность -0,452 -0,419 0,197 0,545 0,243

244. Конформность/независимость -0,134 -0,591 0,492 0,46 0,176

245. Искренность -0,341 -0,121 -0,036 0,617 -0,123

246. Достоверность 0,585 0,426 0,221 -0,357 0,273

247. Коррекция -0,332 0,674 -0,217 0,447 -0,045

248. Ипохондрия 0,533 0,569 0,238 0,291 0,158

249. Депрессия 0,718 0,345 -0,091 0,264 0,334

250. Истерия 0,444 0,506 0,144 0,532 0,267

251. Психопатия 0,173 0,745 -0,182 0,09 -0,083

252. Паранойяльность 0,654 0,356 0,18 0,418 0,072

253. Психастения 0,582 0,365 -0,144 0,573 0,099

254. Шизоидность 0,547 0,568 0,045 0,405 0,242

255. Гипомания 0,606 0,041 0,425 -0,218 0,12

256. Искренность 0,296 0,016 -0,191 0,187 -0,162

257. Экстраверсия -0,211 0,359 0,47 0,01 -0,504

258. Нейротизм 0,582 0,311 0,25 -0,128 0,46

259. Гипертимность -0,515 0,492 0,364 0,014 -0,276

260. Застреваемость -0,128 0,441 0,255 -0,206 0,44

261. Эмотивность 0,439 0,204 -0,519 -0,222 -0,025

262. Педантичность 0,644 -0,076 0,173 0,26 -0,528

263. Тревожность 0,668 -0,012 -0,176 0,2 0,079

264. Циклоидность 0,205 -0,214 0,253 0,076 -0,438

265. Демонстративность -0,149 0,657 0,454 -0,236 0,237

266. Возбудимость 0,502 -0,442 0,145 -0,059 -0,021

267. Дистимность 0,647 -0,001 -0,04 -0,353 -0,391

268. Экзальтация 0,699 -0,313 -0,1 0,035 -0,504продолжение)

269. Результаты факторного анализа личностных особенностей читателей снизким уровнем интереса к научно-фантастической литературе

270. Шкалы личностных тестов Факторные веса свойств личности, разбитые по факторам1 2 3 4 5

271. Обособленность/сердечность 0.129 -0,262 0,535 0,499 -0,364

272. Низкий/высокий интеллект -0,357 0,385 0,365 -0,315 0,116

273. Эмоц. устойчивость/неуст-вость -0,573 -0,564 -0,293 -0,055 -0,141

274. Конформность/доминантность 0,497 -0,64 -0,269 -0,189 0,059

275. Рассудительность/беспечность 0,746 -0,426 0,154 0,114 0,239

276. Недобросовестность/совестливость -0,249 -0,284 0,185 -0,01 -0,525

277. Робость/смелость в общении 0,309 -0,717 -0,233 0,324 0,14

278. Суровость/мягкосердечность 0,014 -0,175 0,187 0,496 -0,517

279. Доверчивость/подозрительность 0,691 0,01 -0,153 -0,08 0,369

280. Практичность/мечтательность 0,103 0,355 -0,681 -0,313 0,2

281. Наивность/проницательность -0,139 0,065 0,316 -0,157 0,011

282. Самоуверенность/чувство вины 0,628 0,524 0,434 0,053 -0,014

283. Консерватизм/радикализм -0,015 -0,713 -0,276 -0,216 -0,073

284. Зависимость/самостоятельность 0,044 0,351 -0,61 -0,297 -0,401

285. Импуль-ность/контроль желаний -0,585 -0,123 -0,054 -0,046 -0,252

286. Расслабленность/напряженность 0,766 0,329 0,270 -0,099 0,219

287. Адаптированность/тревожность 0,680 0,572 0,312 -0,095 0,162

288. Интроверсия/экстраверсия 0,580 -0,733 0,065 0,25 0.177

289. Чувствительность/уравнов-ность 0,127 -0,212 -0,183 -0,589 0,580

290. Конформность/независимость 0,233 -0,087 -0,761 -0,457 0,096

291. Искренность -0,169 -0,419 -0,427 -0,337 -0,205

292. Достоверность 0,281 0,164 -0,487 0,482 0,015

293. Коррекция -0,644 -0,049 -0,295 0,184 0,498

294. Ипохондрия 0,263 0,297 -0,755 -0,029 0,150

295. Депрессия 0,428 0,398 -0,391 0,016 -0,403

296. Истерия 0,451 0,377 -0,621 0,038 -0,245

297. Психопатия -0,344 0,080 -0,262 0,438 0,301

298. Паранойяльность 0,513 -0,058 -0,469 -0,057 -0,439

299. Психастения 0,483 0,491 -0,145 0,304 -0,056

300. Шизоидность -0,069 0,290 -0,549 0,558 0,306

301. Гипомания 0,521 -0,574 -0,207 0,377 0,021

302. Искренность 0,186 -0,389 -0,297 -0,262 -0,363

303. Экстраверсия 0,581 -0,306 0,476 0,224 0,283

304. Нейротизм 0,778 0,125 0,217 -0,01 0,243

305. Гипертимность 0,082 -0,863 -0,031 -0,155 0,104

306. Застреваемость 0,332 -0,225 -0,162 0,283 -0,007

307. Эмотивность 0,595 0,129 -0,376 0,15 0,095

308. Педантичность 0,569 -0,187 0,463 -0,295 -0,076

309. Тревожность 0,348 -0,177 0,157 -0,128 0,494

310. Циклоидность 0,752 -0,004 0,237 -0,104 -0,404

311. Демонстративность 0,209 -0,348 -0,383 0,111 0,017

312. Возбудимость 0,576 0,073 0,056 -0,416 -0,276

313. Дистимность 0,739 0,022 -0,118 0,23 -0,334

314. Экзальтация 0,736 -0,26 0,08 -0,34 -0,165

315. Переменная М Группа I М Группа II t-value Р

316. Обособленность/сердечность 4,563 6,805 -4,622 0,00001

317. Недобросовестность/совестливость 3,594 4,951 -3,302 0,001

318. Робость/смелость в общении 5,125 6,122 -2,017 0,04

319. Зависимость от группы/ 7,281 5,951 3,027 0,003самостоятельность

320. Адаптированность/тревожность 7,438 6,556 2,023 0,04

321. Интроверсия/экстраверсия 4,975 6,478 -2,591 0,01

322. Конформность/независимость 7,666 5,931 3,714 0,0004

323. Искренность 1,278 2,500 -3,137 0,003

324. Застреваемость 11,000 13,684 -2,053 0,04

325. Эмотивность 12,375 16,737 -2,172 0,03

326. Результаты выявления различий направленности и ценностных ориентаций испытуемых экспериментальной и контрольной групп (t-критерий Стьюдента)

327. Переменная М Группа I М Группа II t-value Р

328. Дело 35,055 30 3,142 0,004

329. Развитие 10,625 7,333 2,116 0,043

330. Аккуратность 7,813 11,733 -2,747 0,01

331. Воспитанность 9,563 13,600 -3,199 0,003

332. Исполнительность 5,813 9,200 -2,081 0,046

333. Честность 14 10,4 2,458 0,02

334. Результаты корреляционного анализа выявления взаимосвязипсихологических параметров и уровня интереса к научнофантастической литературе

335. Переменная Коэф.линейной Уровенькоррел. Пирсона значимости р

336. Недобросовестность/совестливость -0,497 0,012

337. Практичность/мечтательность 0,424 0,035

338. Импульсивность/контроль желаний -0,425 0,034

339. Конформность/независимость 0,413 0,040

340. Общественное признание -0,454 0,0221. Свобода 0,462 0,0201. Аккуратность -0,734 0,000

341. Воспитанность -0,528 0,007

342. Исполнительность -0,488 0,013

343. Результаты корреляционного анализа выявления взаимосвязи психологических параметров и уровня интереса к научно-фантастической литературе (коррел. близкая к значимой)переменная Коэфф. линейной Уровень значимостикорреляции Пирсона Р

344. Обособленность/сердечность -0,375 0,0641. Искренность 0,385 0,0571. Эмотивность -0,383 0,059

345. Широта взглядов 0,340 0,096

346. Смелость в отстаивании 0,348 0,088своего мнения литературы экспериментальной и контрольной группмотив М Группа I М Группа II t-value Р

347. Познавательно- 24, 292 23,789 0,306 0,761образовательный

348. Нравственно- 12,739 11,895 0,655 0,516воспитательныи

349. Компенсаторно- 8,217 8,105 0,103 0,918развлекательный

350. Престижный 1,869 1,842 0,05 0,961

351. Эмоционально- 7,478 7,737 -0,323 0,747эстетический