автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Особенности этнического самосознания современной учащейся молодежи Китая и России
- Автор научной работы
- Афонасенко, Елена Викторовна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Афонасенко, Елена Викторовна, 2004 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛЛВЛ 1. ПРОБЛЕМА ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Изучение самосознания в зарубежной и отечественной психологии.
1.2. Постановка проблемы этнического самосознания в психологии.
1.3. Подходы к исследованию психологии морального самосознания.
1.4. Социальные трудовые нормы как предмет психологического исследования.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ
ЛИЧНОСТИ
2.1. Методы исследования этнического самосознания.
2.2. Описание и обоснование методов изучения этнического самосознания в настоящем исследовании.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КИТАЯ И РОССИИ
3.1. Культурно-историческая ситуация этнического взаимодействия в Дальневосточном регионе.
3.2. Анализ историко-культурологических материалов, отражающих особенности самосознания представителей Китая и России.
3.3. Анализ результатов исследования этнического самосознания учащейся молодежи Китая и России проективным методом депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений.
3.4. Анализ результатов изучения морального самосознания учащейся молодежи Китая и России.
3.5. Результаты исследования отношений к социальным трудовым нормам учащейся молодежи Китая и России.
ВЫВОДЫ.
Введение диссертации по психологии, на тему "Особенности этнического самосознания современной учащейся молодежи Китая и России"
Актуальность исследования обусловлена ориентированностью человечества на переустройство миропорядка, угрозой глобального столкновения цивилизаций. В этой связи актуально исследовать особенности этнического самосознания и ценностных ориентаций молодежи таких крупнейших держав как Китай и Россия, которые, находясь в сопредельном геоисторическом пространстве, реально включены в процесс переустройства миропорядка.
Сегодня во всем мире отмечается значительное возрастание роли этнических процессов в общественном сознании. Всплеск этнического самосознания в современный период унификации духовной и материальной культуры, международной интеграции означает стремление народов сохранить в новых условиях свою самобытность, ценностное отношение к традиционной культуре, языку, образу жизни. Осознание этнической принадлежности к определенному этническому обществу, поддержание этнического самосознания является актуальным как для отдельных индивидов, так и целых народов. В этой ситуации изучение этнического самосознания приобретает исключительную ценность.
Актуальность вопросов, связанных с этническим самосознанием молодежи Китая и России, проживающей в тесном соседстве на территории Дальнего Востока, связана с расширением непосредственных контактов между представителями двух этносов, их взаимодействием в культурной, экономической, политической сферах. Первостепенное значение в решении вопросов личной и национальной безопасности, сохранения стабильности в дальневосточном регионе приобретает всестороннее и глубокое изучение этнического самосознания как важного психологического фактора, во многом определяющего нынешнее состояние межэтнических отношений.
Важное значение имеет изучение особенностей этнического самосознания современной учащейся русской и китайской молодежи с учетом исторического и духовного опыта народов, традиционной культуры. Исследование психологических аспеюхэв этнического самосознания в духовном фундаменте традиционной культуры - перспективный путь в объяснении функционирования и развития современных этнических процессов, в достижении взаимопонимания между народами.
Отдельный интерес представляют особенности моральных ценностных ориентации в сфере этнического самосознания современной учащейся молодежи Китая и России. Актуальность исследования проблем морали, нравственных норм и оценок обосновывается наличием тесной связи данной сферы с особенностями этнического самосознания. Исследования в области морального самосознания подтверждают важность и значение этических и моральных категорий в развитии личности, в организации личностью собственного поведения, в формировании мировоззрения.
Необходимость обращения к исследованию отношений современной молодежи Китая и России к социальным трудовым нормам продиктована органичным включением в этническое самосознание характерных представлений об особенностях организационного поведения. В процессе истории в традиционном обществе формировались специфические представления о социальных нормах, укоренившиеся в этническом самосознании и выступающие в качестве регуляторов человеческой деятельности. Отношения личности к социальным трудовым нормам во многом сопряжены со специфическими представлениями этнического общества об обязанностях, правах, ответственности, справедливости в условиях производственной деятельности.
Изучение социальных норм в сфере этнического самосознания молодежи имеет важное теоретическое и практическое значение, так как «современные нормы социального поведения человека уже не существуют в виде родовых табу, а размещаются в сфере кодексов и моральных представлений. При этом благодаря культуре рефлексии появляется понимание мотивации человека, совершившего тот или иной поступок»1.
В нашем исследовании круг изучения многообразных социальных норм и особенностей поведения, детерминированных этими нормами, органичен рамками организационного поведения. Для молодых людей Китая и России, начинающих активно включаться в профессиональную деятельность, значимой является сфера социальных трудовых отношений. Отношения личности к социальным трудовым нормам во многом сопряжены со специфическими представлениями этнического
1 Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1998. - С.63. общества об обязанностях, правах, ответственности, справедливости в условиях производственной деятельности. Адаптация молодого специалиста в организации во многом зависит от усвоения им социальных норм в трудовых отношениях. Актуальность данного исследования состоит в том, что выявление и сравнение реальных представлений об особенностях организационного поведения учащейся молодежи Китая и России позволит нам определить, на какие социальные нормы в трудовых отношениях ориентируются молодые специалисты двух стран в современных геополитических и экономических условиях. Практическая ценность исследования заключается в возможности прогнозирования поведения современной молодежи в условиях трудовой деятельности как в своей стране, так и за рубежом, определения, с какими трудностями в своей будущей работе может столкнуться молодой специалист Китая и России в условиях интеграции культур.
Особую значимость представляет изучение особенностей этнического самосознания представителей молодого поколения как части этнического общества, наиболее сензитивно воспринимающей идеи этнических коллизий. Именно на этом возрастном рубеже происходит развитие и расширение персональной системы ценностных ориентаций, консолидация самохараю-еристик. Молодежная тема обладает злободневностью во все времена жизнедеятельности человечества, так как связана с его настоящим и будущим. С большей долей вероятности можно сказать о том, что от специфики ценностных ориентацией современной молодежи, образующих систему личностных смыслов в структуре этнического самосознания, особенностей межэтнических взаимодействий и активности участия в них молодых людей сопредельных государств - Китая и России, во многом зависят настоящее и будущее Дальнего Востока.
Все перечисленные обстоятельства усиливают теоретическую и практическую направленность изучения особенностей этнического самосознания современной учащейся молодежи Китая и России в контексте межэтнического взаимодействия. Современная развивающаяся личность стремится найти место не только в рамках своего этноса и государства, но и в условиях интернационализации всего человечества, в условиях глобальной аккультурации. Именно новые условия изменяющегося мира следует иметь в виду, когда мы ищем ориентиры для методологических и теоретических основ в изучении особенностей развития самосознания личности и молодежи в целом в условиях межэтнического взаимодействия.
Общей методологической основой исследования является укрепившаяся в отечественной психологии марксистская идея о развитии человека путем «присвоения материальной и духовной культуры общества». В работе, прежде всего, речь будет идти о «присвоенных» ценностных ориентациях, определяющих этническое самосознание представителей двух цивилизаций - Китая и России.
В нашем исследовании особенности самосознания молодежи в условиях взаимодействия этносов мы рассматриваем через концепцию В.С.Мухиной о развитии самосознания. Мы, разделяя позицию В.С.Мухиной, понимаем самосознание личности как универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду. Структура самосознания определена звеньями, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии, ее отношения к самой себе и окружающему миру. Мы принимаем за основу нашего исследования положение о том, что самосознание человека как личности содержит пять звеньев: 1- идентификация с именем и заменяющим его местоимением «Я», с образом тела, с индивидуальной духовной сущностью человека; 2 - притязание на признание; 3 - половая идентификация; 4 - психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); 5 - социальное пространство личности (права и обязанности). В многочисленных исследованиях, проводимых под руководством В.С.Мухиной, подтверждено, что названные звенья самосознания формируются у всех людей, независимо от принадлежности к какому-либо этносу, различаясь в содержательном наполнении в зависимости от характеристик этнической среды и от социальной ситуации развития. Ценности, входящие в содержание структурных звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных потребностей. В.С.Мухина справедливо указывает, что в современном обществе нормы обретают характер ценностей, которые становятся кодексами и моральными представлениями. Мы принимаем также положение о том, что типология самосознания зависит не только от индивидуального пути отдельной личности, но и от момента истории общества, в котором существует человек. Это этнос, государство и тенденция всеобщей интеграции человечества наряду с прогнозами катастрофических столкновений ключевых цивилизаций.
Цель исследования - выявить особенности этнического самосознания молодежи Китая и России в условиях взаимодействия между этносами.
Предмет исследования - особенности этнического самосознания молодежи Китая и России.
Объект исследования - студенты старших курсов гуманитарных факультетов Хэйхэского педагогического института (Китай) и студенты Благовещенского педагогического государственного университета (Россия)
Гипотезы исследования 1. Самосознание молодежи различных цивилизаций имеет особенности, обусловленные: 1 - сохранением ценностей традиционной культуры; 2 - переустройством миропорядка в конце XX - начале XXI века. Содержательное наполнение структурных звеньев самосознания представителей крупнейших цивилизаций (Китая и России) происходит через присвоение традиционных ценностей, которые формируют уникальные ментальные особенности, через ценности транслируемые интегративной культурой международного сообщества.
2. Современная учащаяся молодежь в условиях взаимодействия между этносами амбивалентно относится к интеграции культур: толерантно и/или негативно.
3. Моральное самосознание является неотъемлемой частью этнического самосознания. У молодежи моральное самосознание презентирует свою специфику в ценностных ориентациях, суждениях и предпочтениях в ситуациях обыденной жизни. Представления о социальных трудовых нормах являются значимым аспектом в содержательном наполнении структуры самосознания, и обусловлены национально-культурной спецификой.
В исследовании были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические и эмпирические работы, посвященные проблеме этнического самосознания.
2. Изучить особенности содержательного наполнения структурных звеньев самосознания современной учащейся молодежи Китая и России.
3. Выявить характерные для китайской и русской молодежи типы поведения во фрустрирующих ситуациях по отношению к представителям «своего» и «другого» этносов.
4. Исследовать особенности морального самосознания современной учащейся молодежи Китая и России.
5. Выявить и сравнить особенности отношений к социальным трудовым нормам современной учащейся молодежи Китая и России.
Методы исследования. В настоящем исследовании применялись следующие методы:
1. Анализ историко-культурологических материалов (путем выявления и обоснования смыслообразующих единиц обсчета).
2. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений (В.С.Мухина);
3. Метод изучения морального самосознания (А.А.Хвостов);
4. Методика изучения отношений к трудовым социальным нормам (А.А.Хвостов);
5. Статистические методы обработки данных (Критерий Стьюдента (t-критерий), X2 (хи-квадрат)).
Исследованием было охвачено 500 студентов: по проективному методу депривации структурных звеньев самосознания - 200 человек, из них 100 китайцев (50 юношей и 50 девушек) и 100 русских (50 юношей и 50 девушек); по методу изучения морального сознания - 160 студентов, из них 100 человек китайцев (50 юношей и 50 девушек) и 60 русских (30 юношей и 30 девушек); по методике изучения отношений к трудовым нормам - 60 китайцев (30 юношей и 30 девушек) и 80 русских (35 юношей и 45 девушек). Для сравнительного анализа использовались собранные ранее данные по 526 студентам Москвы и Краснодара1.
Научная новизна. Впервые исследуются особенности этнического самосознания молодежи Китая и России через контекст концепции о развитии этнического самосознания В.С.Мухиной. В исследовании выявлены: специфика содержательного наполнения структурных звеньев самосознания современной учащейся молодежи Китая и России; характерные типы поведения китайцев и русских в ситуаци
1 Данные собраны А.А.Хвостовым (в Москвс) и А.А.Ивановой (в Краснодаре). ях фрустрации в условиях взаимодействия со своим и другим этносом; получены уникальные данные о моральном самосознании современной учащейся китайской и русской молодежи; выявлены особенности отношений к социальным трудовым нормам китайцев и русских. Теоретическое значение обретают выявляемые универсальные и специфические этнокультурные компоненты в этническом самосознании современной учащейся молодежи Китая и России.
Основные положения, выносимые на защиту:
I. Особенность современной ситуации состоит в том, что при всем различии исторических путей Китая и России, изменений, происходящих в различных областях жизни двух стран, традиционные для культур ценностные ориентации продолжают устойчиво сохраняться в этническом самосознании молодежи.
II. В условиях межэтнического взаимодействия этносов Китая и России у современной учащейся молодежи в целом обнаруживается неоднозначное отношение к другому этносу. В ситуации фрустрации в общении с представителями другого этноса китайская молодежь демонстрирует достаточно выраженное толерантное отношение к представителям русского этноса; русская молодежь демонстрирует достаточно выраженную агрессию к представителям китайского этноса.
III. В ситуации фрустрации китайские юноши и девуи1ки показывают самый высокий уровень толерантности к родителям, затем к преподавателям как своего, так и чужого этноса, далее к сверстникам чужого этноса, самый низкий уровень толерантности проявляется к сверстникам своего этноса. Самый высокий уровень агрессии китайские юноши и девушки проявляют к сверстникам своего этноса, затем к сверстникам другого этноса. В ситуации фрустрации русские юноши и девушки показывают самый высокий уровень толерантности к преподавателям своего этноса, затем к родителям, далее к преподавателям китайского этноса, к сверстникам своего этноса, самый низкий уровень толерантности проявляется к сверстникам китайского этноса. Самый высокий уровень агрессии русские юноши и девушки проявляют к сверстникам чужого этноса, затем к сверстникам своего этноса, далее к преподавателям чужого этноса.
IV. Тендерные различия представителей двух цивилизаций имеют общую типологию: в ситуации фрустрации китайские и русские девушки в большей степени толерантны, чем юноши; в ситуации фрустрации китайские и русские юноши более агрессивны, чем девушки.
V. Различия в сфере морального самосознания и отношений к социальным трудовым нормам китайской и русской молодеэюи обусловлены особенностями, как традиционной этнической культуры, так и особенностями современной ситуации развития этнического общества.
Прикладное значение полученных результатов связано с возможностью определения политики построения толерантных отношений двух цивилизаций, расположенных на сопредельных территориях. Использование данных об особенностях этнического самосознания молодежи двух стран в условиях взаимодействия этносов может содействовать построению толерантных отношений. Изучение особенностей этнического самосознания молодых представителей Китая и России имеет важное практическое значение для адекватной оценки и прогноза реальных проблем межэтнического взаимодействия.
Достоверность полученных данных обеспечена: 1) применением методов, адекватных цели, объекту и предмету исследования; 2) количественным анализом материала с использованием аппарата математической статистики; 3) репрезентативностью выборки.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"
ВЫВОДЫ
Результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы:
I. Наше исследование подтверждает положение о том, что традиционные ценностные ориентации устойчиво сохраняются в этническом самосознании современной учащейся молодежи Китая и России. Содержательное наполнение структурных звеньев самосознания представителей Китая и России происходит через присвоение традиционных ценностей, которые формируют уникальные ментальные особенности, через ценности транслируемые интегративной культурой международного сообщества.
II. Исследование особенностей типов поведения современной учащейся молодежи Китая в ситуации фрустрации внутри своего этноса показало следующее:
1. Доминирующий тип поведения - толерантный (наиболее выражен к родителям, затем к преподавателям, далее к сверстникам).
2. Агрессивный тип поведения наиболее выражен к сверстникам, затем к преподавателям, далее к родителям.
3. Избегающие7 тип поведения проявляется в незначительной степени, что подтверждает общую социальную активность учащейся молодежи Китая.
III. Исследование особенностей типов поведения современной учащейся молодежи Китая в ситуации фрустрации в общении с русским этносом показало следующее:
1. Доминирующий тип поведения - толерантный (наиболее выражен к преподавателям, затем к сверстникам). Этот факт может быть объяснен устойчивым сохранением в содержании этнического самосознания традиционных этнических ценностей, присущих китайскому обществу, и которые воплощаются в таких явлениях как - «этика лица», «нормы ли», «культ семьи». Китайские юноши проявляют высокий уровень агрессии к сверстникам своего и чужого этноса в случае депривации их притязаний на признание. При выражении прямой агрессии к притязанию на признание китайские юноши не пытаются сохранять нормы вежливости, проявляя нетерпимость и жестокость по отношению к обидчику.
Однако к сверстникам русского этноса китайские юноши демонстрируют снижение толерантности. Китайские девушки одинаково толерантны к представителям как своего, так и другого этносов.
2. Агрессивный тип поведения наиболее выражен к сверстникам, затем к преподавателям. Однако в целом агрессивный тип проявляется реже к русским, чем к своим.
3. Избегающий тип поведения демонстрируется редко как на своих, так и на чужих.
IV. Исследование особенностей типов поведения современной учащейся молодежи России в ситуации фрустрации внутри своего этноса показало следующее:
4. Доминирующий тип поведения в отношениях с преподавателями и родителями - толерантный (наиболее выражен к преподавателям, затем к родителям, далее к сверстникам).
5. Агрессивный тип поведения наиболее выражен к сверстникам, затем к преподавателям, далее к родителям.
6. Избегающий тип поведения отчетливо проявляется в отношениях с преподавателями.
V. Исследование особенностей типов поведения современной учащейся молодежи России в ситуации фрустрации в общении с китайским этносом показало следующее:
Доминирующий тип поведения агрессивный (наиболее выражен к сверстникам, затем к преподавателям). Нетерпимое отношение русских к представителям китайского этноса, по нашему мнению, основывается на комплексе страхов перед «желтой опасностью», который присутствовал у россиян всегда, но в последнее десятилетие возродился с особой силой в связи с быстрым разрастанием китайских диаспор на российской территории, с одной стороны, с социально-экономическим подъемом Китая, с другой, что расценивается российским обывателем как угроза доминирующего влияния китайцев на многие сферы российской жизни (экономической, политической, демографической). Особенно русская молодежь нетерпима к китайским сверстникам.
2. Толерантный тип поведения проявляется в отношениях к преподавателям.
3. Избегающий тип поведения выражен незначительно.
VI. Выявлены тендерные различия в особенностях типов поведения учащейся молодежи в ситуации фрустрации.
3. Более высокая толерантность у девушек обоих этносов
4. Более высокая агрессивность у юношей обоих этносов.
VII. Анализ результатов исследования типов поведения на депривацию структурных звеньев самосознания показал, что все звенья являются значимыми для представителей обоих этносов. Наибольшее количество агрессивных реакций со стороны китайских юношей было проявлено на депривацию притязаний на признание и имени. Наибольшее количество агрессивных реакций со стороны китайских девушек было проявлено на депривацию притязаний на признание. Наибольшее количество агрессивных реакций со стороны русских юношей было проявлено на депривацию притязаний на признание, имени, половой идентификации. Наибольшее количество агрессивных реакций со стороны русских девушек было проявлено на депривацию притязаний на признание, имени, временных перспектив личности (будущего).
VIII. Исследование подтвердило значимость морального самосознания в сфере этнического самосознания. Анализ ценностных ориентаций морального самосознания современной учащейся молодежи Китая и России обнаружил следующие факты:
1. В моральных принципах русские отличаются своеобразным «анархизмом»; они за то, что каждый может сам решать, что хорошо, что плохо. Китайцы против самоопределения в морали. Наблюдаются явные отличия во внутреннем локусе контроля. Китайцы более ответственны перед собой, чем русские, в частности, за свои добродетели и пороки.
2. Китайские студенты категоричнее русских отрицают достижение доброй цели злыми средствами.
3. В целом китайцы демонстрируют лучшее мнение о людях, однако это не распространяется на нарушителей законов. Китайцы считают, что нарушителей следует наказывать. Русские склонны проявлять в таких случаях снисхождение.
4. В решении неоднозначных моральных дилемм китайцы против нарушения правил, чем бы это ни обернулось. Русские могут в некоторых случаях пойти против закона, основываясь на чувстве справедливости и милосердии.
5. Китайская молодежь более склонна следовать нормативным ожиданиям и вести себя как принято, чем русская молодежь.
IX. Изучение отношений учащейся молодежи Китая и России к социальным трудовым нормам выявило:
1. Принципиальные различия в позициях китайского и русского этносов в отношениях «руководитель-подчиненный». Китайская молодежь ориентирована на жесткие, но регламентированные отношения. В России от начальника в большей степени ждут снисхождения, но позволяют ему определенную вольность в неформальном обращении, «доносить» о нем или жаловаться «через голову» русские не склонны в отличие от китайцев.
2. В отношениях с другими сотрудниками в Китае взаимопомощь не культивируется в той степени, как в России. Вполне допустима конкуренция и то, что в России сочли бы за донос.
3. Коллективу китайская молодежь, в отличие от русской, противостоять не склонна.
4. По мнению молодежи Китая, привилегии возможны только для пожилых и женщин. Факт большого трудового стажа на одном месте с их точки зрения льгот не заслуживает. Мнение русских обратное - льготы за стаж, но не за возраст.
5. Китайцы в большей степени являются «трудоголиками», чем русские.
194
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Афонасенко, Елена Викторовна, Москва
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Адорно Теодор В. Проблема философии морали: Пер. с нем. М.: Республика, 2000. - 239 с.
3. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. 1996.- № 3.- С.25-32.
4. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности //Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л.В.Куликов. СПб.: Питер, 2000,- С. 178 - 188.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. - 350 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1999. - 376 с.
7. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985. - 155 с.
8. Аниховский С.Э. Отношение русскоязычного населения к присутствию китайских религий на дальнем востоке //Россия и Китай на дальневосточных рубежах.-Благовещенск: АмГУ, 2001.- №2.-338-341.
9. Антонова И.В. Проблема личностной идентичности //Психология самосознания /Ред.- сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Издательский дом «Бахрах -М», 2000.-С.471-482.
10. Арутюнян С. М. Нация и ее психический склад. Краснодар: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1966. - 270 с.
11. Арутюнян Ю.В. Этносоциология /JI.M.Дробижева, А.А.Сусоколов. М.: Аспект Пресс, 1998. - 270 с.
12. Архипова Н.Г. Славянское освоение Приамурья: языковые наблюдения //Россия и Китай на дальневосточных рубежах. 2003. -№5. - С.32 - 37.
13. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности //На пути к толерантному сознанию /Отв.ред. А.Г.Асмолов. - М.:Смысл, 2000. - С.4-7.
14. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. -М.: Ин-т практ.психологии; Воронеж: НПО «Модэк»,1996. 767 с.
15. Балин В.Д. О структуре индивидуального сознания //Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. -СПб.: Издательство СПб университета, 1997. С.56- 72.
16. Барский К. Меня зовут «Великий народ» //Азия и Африка сегодня. 1993. -№2.- С.57-60.
17. Барский К., Палецкий Д. Китайская грамота мимики и жестов //Азия и Африка сегодня. 1994. - № 4. - С.59-63.
18. Бахтин М.М. Собр.соч.:В 7 т. Т.5: Работы 1940-х начала 1960-х годов. -М.: Рус.словари,1997,- 731 с.
19. Бгажноков Б.Х. Основания гуманистической этнологии //Этнографическое обозрение. 2000. - №6.- С. 15- 29.
20. Белицкая Г.Э. Типология проблемности социального мышления: Автореф. дис. .канд.психол.наук.- М.,1991. 20 с.
21. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. - С.271-284.
22. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.-322 с.
23. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды /Ред.-сост. Л.И.Новикова и И.Н.Сиземская. М.: МПСИ: Флинта, 1999. - 312 с.
24. Берестенев Г.И. В поисках самого себя //Энергия. 1997. - № 7. - С. 15-25.
25. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвещенных: Пер. с англ.- С.-Петербург: Талисман, 1994. 432 с.
26. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М.:Прогресс, 1986.-420 с.
27. Берне Р. Что такое Я-концепция //Психология самосознания /Ред.-сост. Д.Я.Райгородский.- Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2000.-С.365 -402.
28. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX начала XX в.-Л.: Наука, 1988.-278 с.
29. Бобнева М.И. Особенности нормативной регуляции поведения человека в организации //Психологические механизмы регуляции социального поведения /Под ред. М.И.Бобневой, Е.В.Пороховой.- М.:Наука, 1979.- С.44-75.
30. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.- 303 с.
31. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М.: Наука, 1988. - 207 с.
32. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1983.-304 с.
33. Брушлинский А.В. Ментальность российская и региональная (провинциальная) //Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики /Под ред. К.А.Абульхановой, А.В.Брушлинского, М.И.Воловиковой. -М.: Институт психологии РАН, 1997. С.38-44.
34. Васильев J1.C. Этика и ритуал в трактате «Ли цзи» //Этика и ритуал в современном Китае: Сборник статей / Редколлегия: А.А.Бокщанин, Л.С.Васильев(отв.ред.), А.И.Кобзев. -М.: Наука, 1988. С.173-201.
35. Васильева Н.А. Размещение, планировка и застройка сельскохозяйственных поселений в Приамурье в середине XIX начале XX вв. //Россия и Китай на дальневосточных рубежах. - 2003.- №5. -С.44-49.
36. Валлон А. Истоки характера у детей (Часть III. Самосознание) //Вопросы психологии. 1990. -№5. - С.129 - 140.
37. Варданян М.А. Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры: Автореф. дис. . канд.психол.наук. Москва, 2004.- 27 с.
38. Вахромов Е.Е. Проблема Человека: Самость и Я в психологии //Мир психологии. 2002. - № 2.- С.30 -44.
39. Верещагина А.В. О некоторых факторах, обусловивших особенности правовой системы КНР //Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2002. - С.432 -438.
40. Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения //Этнографическое обозрение. -1998. -№ 4. С.15 - 24.
41. Вичев В. Мораль и социальная психика. М.: Прогресс, 1978.- 348 с.
42. Воловикова М.И., Гренкова JI.JI., Морскова А.Л. Утверждение через отрицание //Российский менталитет: Психология личности, сознание, социальные представления. М.: Институт психологии РАН, 1996. - С.86-98.
43. Вунд В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа.-М.: Институт психологи РАН, Издательство КСП +, 1998. С. 195-308.
44. Выготский JT.C. Психология развития как феномен культуры: Избр. нсихол. труды /Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Ин-т практ. психологии; МОДЭК, 1996.-510 с.
45. Выготский JT.C. Собрание сочинений. Том 4. Детская психология /Под ред. Д.Б.Эльконина. М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
46. Галич А.И. Картина человека. Опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образовательных сословий, начертанный А.Галичем. СПб: тип.Акад.наук, 1834.- 677с.
47. Гегель Г.В.Ф Наука логики. -М.: Изд-во Мысль, 1999. 1072 с.
48. Грехнев B.C. Этносы как общности людей //Философия и общество. -1999. № 4. - С.123-140.
49. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Че-Ро, 1996.-336 с.
50. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л.: Наука, 1990. -278 с.
51. Гумилев J1.H. Этногенез и биосфера земли. М.: Ди-Дик, 1997. - 640 с.
52. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник: В 2-х т. Т.1. М.: Художественная литература, 1984. - 383с.
53. Девятое А. Красный дракон. Китай и Россия в XXI веке. Серия: Национальный интерес. М.: Алгоритм, 2002. - 288 с.
54. Делюсин J1. Модернизация и учение Конфуция //Азия и Африка сегодня. -2001. № 7. - С.8 -11.
55. Демографическая ситуация в Амурской обл. в 2002 г./Госкомстат России, Амур.обл. ком.гос. статистики.-Благовещенск: Амуроблкомстат,2002 .-34с.
56. Джеймс У. Психология личности //Психология личности: Тексты /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Издательство МГУ, 1982. - С.61-70.
57. Джеймс У. Психология /Под ред.Л.А.Петровской. М.: Педагогика, 1991.-368с.
58. Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития//Советская этнография. 1985.-№5.-С.4-5.
59. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика//Советская этнография. -1991.-№ 1.-С. 15-28.
60. Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура //Вопросы философии. 1972.-№ 2. - С.31-43.
61. Дубов И.Г., Хвостов А.А. Моральная детерминация поведения в обыденном сознании больших групп населения //Вопросы психологии. 2000. -№5. - С.87-99.
62. Дубко E.JI. Анализ фундаментальных этических идей: Автореф. дис. .докт. филос. наук. М., 1989. - 39 с.
63. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002.- 336 с.
64. Журавлев A.JI. Предисловие к книге «Психология межкультурных разли-чий»/В.В.Кочетков. М.: ПЕР СЭ, 2002. - С.5-12.
65. Забияко А.П. Русские и китайцы: встреча на рубеже культур //Россия и Китай на дальневосточных рубежах.- Благовещенск: АмГУ, 2001 .-С. 19-28.
66. Знаков В.В. Правда и ложь в российском самосознании //Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики /Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: Институт психологии РАН, 1997. - С.131-143.
67. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.,1994. - 430 с.
68. Иванова А.А. Этническое самосознание молодежи в условиях исторического межэтнического взаимодействия (на материале исследования коренных этносов Северного Кавказа): Дис. .док. психол. наук. М., 2001. - 500 с.
69. Иванова Т.В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков//Вопросы психологии. 1998. -№2. -С.71 - 81.
70. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997.-205 с.
71. Калтахчян С.Т. Марксистско-ленинская теория нации и современность. -М.: Политиздат, 1983. 379 с.
72. Кактурская М. Вам в первый отдел! //Аргументы и факты. - 06.02.2002. -№ 10.-С.6.
73. Карташова Л.В., Ннконова Т.В., Соломаниднна Т.О. Организационное поведение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003. -218 с.
74. Кирьякова А.В. Теория ориентаций личности в мире ценностей: Монография.- Оренбург: Южный Урал, 1996. 188 с.
75. Козлов В.И. Проблемы этнического самосознания и его место в теории этноса //Советская этнография. 1997. - № 2. - С. 14-29.
76. Колпаков Е.М. Этнос и этничность // Этнографическое обозрение. 1995. -№5.-С.17-27.
77. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология /Под ред. Б.Ф. Поршиева, Л.И.Анцыферовой. М.: Наука, 1971.-С.122-158.
78. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
79. Кои И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989.-255 с.
80. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М.: ПЕР СЭ, 2002. -416с.
81. Краснянский Д.Е. К категориям «нация» и «этнос» //Философия и общество. 1998.-№ 6.- С. 161-169.
82. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. -М.:ЮНИТИ, 2001.-471 с.
83. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. - 320 с.
84. Кузнецова Г.В., Максимов Л.В. Природа моральных абсолютов. М.: Наследие, 1996.- 128 с.
85. Курган Г.И. Процесс усвоения нравственных принципов и обеспечение моральности поведения // Моральный выбор /Под ред. А.И.Титаренко. -М.: Изд-во МГУ,1980. С.155-172.
86. Кучуков М.Н. Национальное самосознание: Дис. .докт. филос. наук. -Ростов на - Дону, 1993. -315 с.
87. Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1951.-277 с.
88. Кычанов Е.И. Ли и право //Этика и ритуал в современном Китае /Редколлегия: А.А.Бокщанин, Л.С.Васильев (отв.ред.), А.И.Кобзев. М.: Наука, 1988.-С.299- 308.
89. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999. 215 с.
90. Ларионова Л.И. Особенности развития одаренных детей в условиях современной семьи и коллектива. Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2000. -141 с.
91. Лебедев Б.Н. Этика взаимоотношений в коллективе,- М.: Знание, 1979.-64с.
92. Лебон Г. Психология народов и масс: Пер. с фр. С.-Петербург: Издание Ф.Павленкова, 1896. - 328 с.
93. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические проблемы этнического сознания //Социальная психология и общественная практика /Отв.ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1985. - 232 с.
94. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб.пособие для студ.вузов.- 3-е изд. -М.: Смысл, 1999. -365 с.
95. Леонтьев А.Н. Индивид и личность //Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. - С. 39-48.
96. Леонтьев А.Н. Формирование личности //Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. - С. 166-178.
97. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности //Психология личности /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 372 -381.
98. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974.- 172 с.
99. Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб.пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997.-446 с.
100. Лихачев Д.С. О национальном характере русских //Вопросы философии. -1990.- №4.- С.3-7.
101. Малявин В.В. Китайская Цивилизация. -М.:Астрель, 2000. -627 с.
102. Марцинковская Т.Д. Национальное самосознание и его отражение в российской психологической науке (середина 19-начало 20вв.): Дис. .докт. психол.наук. М., 1994. - 355 с.
103. Маслов А.А. Образы маскулинности и фемипиппости в Китае //Вестник Московского университета. Серия: Востоковедение. -1997. -№ 5.- С.56-78.
104. Маслоу А. Мотивация и личность:Пер. с англ.- СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
105. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: Пер. с англ. М.: Смысл, 1999.-425 с.
106. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: В 30-ти томах. Изд.2-е.-Т.З. - М.: Госполитиздат, 1962.- 467 с.
107. Мдивани М.О., Дубов И.Г. Различие в нормативной сфере больших групп населения Москвы // Ментальность россиян /Под ред. И.Г.Дубова. М.: Имидж-контакт, 1998. - С.135-190.
108. ИЗ. Мерлин B.C. Психология индивидуальности: Избр. психологические труды.- М., Воронеж, 1996. 446 с.
109. Мерсер Д. ИБМ: Управление в самой преуспевающей корпорации мира: Пер.с англ. М.: Прогресс, 1991. - 456 с.
110. Мескон М.Х, Лльбсрт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1994.-540 с.
111. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. - 274 с.
112. Миляшок А.О. О двух подходах к культуре питания в традиционном Китае //Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2001. -№3. - С.46-54.
113. Михеева И.Н. Психология морального конфликта //Мораль: противоречия и конфликты /Под ред. Н.А.Головко. М.,1987. -С.42- 60.
114. Монахов С.В. Совестливость как показатель личностного развития на рубеже перехода из подросткового в юношеский возраст //Мир психологии.-2002.-№2. С. 165-169.
115. Мотрич E.JI. Китайские мигранты на Дальнем Востоке России //Россия и Китай на дальневосточных рубежах. -2003.- № 5. -С.201- 208.
116. Мур Дж.Э. Природа моральной философии: Пер. с англ.- М.: Республика, 1999.-351 с.
117. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. 7-е издание, стереотипное. -М.: Академия, 2002.- 456 с.
118. Мухина B.C. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций: XXI век // Развитие личности. 2002. - № 1 . - С. 16-39.
119. Мухина B.C. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений //Развитие личности. -2002. №2.- С. 117- 135.
120. Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. - 640 с.
121. Мухина B.C., Хвостов К.А. Психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания. Архангельск, 1994. -40с.
122. Мясищев В.Н. Личность в аспектах нормы и патологии //Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. - С. 34 -39.
123. Налчаджян А.А. Я-концепция //Психология самосознания /Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Издательский дом «Бахрах -М», 2000. - С.270 -332.
124. Никонов В.А. Женские имена в России XVIII века //Этнография имен. М.: Наука, 1971.-СЛ20 -141.
125. Обухов А.С. Построение программы психологического исследования личности в контексте региональной культурной традиции //Развитие личности. 2001. - № 3-4. -С. 109-120; 2002. - № 1. - С. 171 -226.
126. Общая психология /Под ред. А.В.Карпова. М.: Гардарики,2002. - 345 с.
127. Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национальности. М.: Время, 1922.
128. Олпорт Г. Личность в психологии. М.: КСП+СПб: Ювента, 1998. -345 с.
129. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ.психол. фак.вузов. М.: Академия, 2002. - 272 с.
130. Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии //Вопросы психологии. -2000.- №1. С.135 -141.
131. Павлов С.М. Психологические особенности этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера (на мат. исслед. мл. шк. ханты, лесных ненцев): Дис. . канд. психол.наук М., 2001. -220 с.
132. Парамонова С.П. Динамика морального сознания. Пермь: ПГТУ, 1997.223 с.
133. Перлз Ф. С. Эго, голод и агрессия: Пер. с англ. М.: Смысл, 2000. - 358 с.
134. Потебня А.А. Собрание трудов: Мысль и язык /Подгот.текста Ю.С.Рассказова, О.А.Сычева. М.: Лабиринт, 1999. - 268 с.
135. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. СПб.: Речь, 2002.-519 с.
136. Полетаева М.А. Особенности становления русского самосознания (этнический идеал как основание национальной идеи): Дис. . канд. культурол. наук.-М., 1998.-201 с.
137. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1966,- 214 с.
138. Психология развития: Учебник для студ. высш.психол. и пед. учеб.заведений/ Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Академия, 2001. -С.352 с.
139. Пути за пределы «Эго» /Под ред. Р.Уолша и Ф. Воон. М.,1996. - 217с.
140. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. -М.: Прогресс; Универс, 1994. 480 с.
141. Российская ментальность (Материалы «круглого стола») /Г.Д.Грачев, И.К.Пантин, А.С.Панарин и др. //Вопросы философии.-1994.-№ 1-С.25-53.
142. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.:Наука,1976. - 365 с.
143. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.- 720 с.
144. Русские /Отв.редакторы В.А.Александров, И.В.Власова, Н.С. Полищук. -М.: Наука, 1997.-823 с.
145. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М.: ЭКОМ, 1992.-224 с.
146. Сайко Э.В. «Я» как феномен социальной эволюции //Мир психологии. -2002. -№2.-С.З-10.
147. Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб.: Питер, 2001. - 416 с.
148. Сидоренко Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности. М.:Издательство РЭА, 1995. - 184 с.
149. Скрипник Л.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992. - 349 с.
150. Собкин B.C. От редактора //Проблемы толерантности в подростковой субкультуре /Под ред. В.С.Собкина. Т.VIII. Вып. XIII. - М.: Центр социологии образования РАО, 2003. - С.5-8.
151. Собкин B.C., Грачева A.M. К психологии еврейской идентичности //Этнос. Идентичность. Образование. /Под ред. В.С.Собкина.- T.IV. Выпуск VI. -М.:Центр социологии образования РАО, 1998. С. 105-141.
152. Соколова Е.Т. Я-образ тела //Психология самосознания /Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Издательский Дом «Бахрах - М», 2000.-С.406-422
153. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1990.-389 с.
154. Солдатова Г.У. Этническая идентичность//Психология самосознания /Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Издательский Дом «Бахрах - М», 2000. -С. 656 -667.
155. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979. - 156 с.
156. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001. -352 с.
157. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание.- М.Политиздат, 1972.-303 с.
158. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. М.: ГосПолитиздат, I960.- 471 с.
159. Старовойтова Г.В. К исследованию этнопсихологии городских жителей //Советская этнография. -1976. №3. - С.45 - 58.
160. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе. -Л.: Наука,1987.-174 с.
161. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ,1983.-286 с.
162. Столин В.В. Уровни и единицы самосознания //Психология самосознания /Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2000.-С.123-139.
163. Стефаненко Т.Г.Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения //Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI / Под ред. B.C. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 1998. - С. 90-94.
164. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов /Т.Г.Стефаненко. 3-е изд.,испр. и доп. - М.:Аспект Пресс, 2003. -367 с.
165. Сухарев А.В. Введение в этнофункциональную психологию и психотерапию: Учебное пособие. М/.ГАСК, 2002. -240 с.
166. Сухорукова Г.А. Нравственная норма, ее сущность и особенности развития в системе морали: Дис. . канд.филос.наук. Свердловск, 1975.- 172 с.
167. Тавадов Г.Т. Этнология: Учебник для вузов. М.: Проект, 2002. -352 с.
168. Тертицкий К.М. Китайцы: традиционные ценности в современном мире. -М.: МГУ, 1994. -347 с.
169. Титаренко А.И. Специфика и структура морали: проблемы структуры нравственного сознания //Мораль и этическая теория /Под. ред. О.П. Целико-вой. М.: Наука, 1974. -С.7 -49.
170. Тощенко Ж.Т. Как же назвать тех, кто правит нами //Независимая газета. -31.12.1998.
171. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. М.: Смысл, 2001. -263с.
172. Уткин Э.А. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических тестов: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1996. -165 с.
173. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации //Социс. -1997. -№8.-С. 40-47.
174. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр.труды. М.: МПСИ: Флинта, 1999. -670 с.
175. Филипов В.Р. Из истории изучения русского национального самосознания //Советская этнография. 1991. 1. - С.25-33.
176. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. -289с.
177. Хабибулин К.Н. Самосознание и интернациональная ответственность социалистических наций. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1974.
178. Хвостов А.А. Типология морального сознания студенческой молодежи //Развитие личности. 1999. -№ 3. - С. 121 - 151.
179. Хвостов А.А. Проблемы статистического анализа в психологических исследованиях //Развитие личности.-2003.-№2. С.111-119.
180. Хвостов А.А. Диагностика индивидуальной морали: проблемы и перспективы IIРазвитие личности. 1998. - №3-4. -С.62-82.
181. Хвостов А.А., Иванова А.А. Психология морального сознания личности.-Краснодар: КубГУ, 2001.- 131 с.
182. Хорни К. Культура и невроз //Психология личности: Тексты /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея.- М.Издательство МГУ, 1982.- С.97-105.
183. Хорни К. Я-идеальное //Психология самосознания. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2000. - С.423-441.
184. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий «этническая самоидентификация» и «этническое самосознание» //Социс.-1999.-№ 9.1. С.67-74.
185. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Апетейя, 2000.- 235 с.
186. Хьелл Л.,3иглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. - 606 с.
187. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.Л. Народы. Расы. Культуры. М.: Наука, 1985.-272 с.
188. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.-М.: Наука, 1977. -143с.
189. Чистов К.В. Этническая общность, этническое самосознание и некоторые проблемы духовной культуры //Советская этнография. 1972. - № 2. -С.74-79.
190. Чукас Е.А. Влияние конфуцианской философии на семейно-бытовые отношения в Китае //Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Благовещенск: АмГУ, 2001. - С.438 -441.
191. Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения Сибири. Социокультурные аспекты. XVIII ХХвв.: Учебное пособие. Вып. 2. -М.: Логос, 2002. - 160 с.
192. Шипунов Ф. Великая замятия //Наш современник.-1990. -№ 3. С. 120-127.
193. Шихирев П.Н. Психика и мораль в конфликте (О воспитательной силе зла) //Общественные науки и современность.- 1992. № 3. - С.27-37.
194. Шолохов И.А. Психологические особенности адаптации учащейся молодежи за рубежом: Автореф. дис. .канд.психол.наук. Москва, 2002.- 26 с.
195. Шпет Г.Г. Психология социального бытия.- Воронеж: МОДЭК, 1996.-372с.
196. Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. с англ./Под ред. В.А.Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996. -416 с.
197. Эриксон Э. Детство и общество: Пер. с англ. СПб.: Речь, 2000. - 415 с.
198. Эриксон Э. Идентичность. Теоретическая интерлюдия //Психология самосознания /Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Издательский Дом «Бах-рах- М», 2000. - С.493- 563.
199. Юм Д. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1996.
200. Юнг К. Г. Психология бессознательного: Пер. с нем. М.: Изд-во АСТ-ЛТД, Канон +,1998. - 400 с.
201. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: Изд-во Самар.ун-та, 1995. - 331 с.
202. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия).- М.: Гнозис, 1994. 343 с.2Ю.Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер.с нем. М.: Политиздат, 1991. -527с.
203. Ван Да Лян. Из истории фамилий, имен, искуство выбора имен. Пекин, 1996. - 114 с. (на кит. яз).
204. Ван Цзянхуа, Чжэн Баоцянь. Яньцзю чжун синмин ситун ды чжуцзо. Система китайских имен и фамилий. //Шэхуй юйянь сюэбао. Пекин, 1996. -№2. - С.34-42.
205. Janet P. La psychologie de la conduite. In: Encyclopedic francaise, v.VIII.-1974,- 567p.
206. Geertz C. The integrative revolution: primordial sentiments and civil politics in the new states// Old Societies and New States: The Ouest for Modernity in Asia and Africa.-N.Y., 1963.-321 p.
207. Herskovits M.J. Les bases de l'anthropologie culturelle. Paris, 1967. - 659p.
208. Hofstede G. The Cultural Relativi ty of Organizational Practices and Theories //Journal of International Business Studies. Fall, 1983. P.75-89.
209. Li Yih-Yuan. Notions of time, space and harmony in Chines popular culture //Time and space in Chinese culture. Leiden, N.Y., Koln:E.J.BrilI, 1995. -P.383- 398.
210. Lin Li-Chen. The notion of time and position in the "Book of change" and their development //Time and space in Chinese culture. Leiden, N.Y., Koln: E.J.Brill, 1995.-P.89-113.
211. Manz B.Multi-ethnic Empires and the formulation of identity //Ethnic and racial Studies. Vol.26 № 1.- P.70-101.
212. Migus P. Sounds Canadian Iang. a. cultures in multi-ethnic societies. Toronto: Martin,Cop.- 1975.- 134 p.
213. Ryan S. Ethnic conflict and international relations .- Dartmouth, 1990.-198 p.
214. Picard D. Corps et culture //Le francais dans le monde. Paris: Hachette/Larousse, 1983.-№ 181. P.25-33.
215. Schneiderman L. The psychology of social change. NY., 1988.
216. Song M. Choosing ethnic identity.- Cambridge:PoIity,2003. 356p.
217. Triandis H.C. Culture and social behavior. N.Y.,1994.
218. Чжан Лань Фан. Китайские фамилии и имена. Пекин, 1992. - 72 с. (на кит.яз.)
219. Чжао Тидун. О самобытности национальной китайской культуры. Лунь миньцзу чуаньтун вэньхуа ды чжутисин //Бэйцзин дасюэ сюэбао.- Пекин, 1994. № 3. С.121-128:
220. Чэн Цзэнхунь. Создание морали XXI века и конфуцианская этика //Синьхуа вэньчжай. Пекин, 1995.-№9. - С.31-37 (на кит.яз).
221. Чжан Цзюнь. Нравственность: важная переменная в экономической деятельности и экономических исследованиях. Даодэ: цзинцзи ходун юй цзинцзисюэ яньцзю ды игэ чжуящ бяньлян //Чжунго шсхуй кэсюэ. Пекин, 1999.-№ 2.-С. 90-93.
222. Ye Dabing. The Bride's boat Marriage customs of China's fifty-five ethnic minorities. -Bejing: New world press, 1993. -36 p.
223. Wang Zhigang, Mickling M. The transformation of naming practices in Chinese families: some linguistic clues to social change //Intern, sociology. L., 1997. -Vol. 12,№2.-P. 187-212.