автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Психологические механизмы формирования зрительного образа
- Автор научной работы
- Майер, Надежда Яковлевна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Новосибирск
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Майер, Надежда Яковлевна, 1998 год
Введение
Содержание
Глава 1. Категория зрительного образа в психологии
1.1 Основные направления изучения зрительного образа в психологии
1.2 Структура зрительного образа
1.3 Характеристика процесса формирования зрительного образа
Глава 2. Система психологических механизмов формирования зрительного образа
2.1 Генерализованные психологические механизмы формирования зрительного образа
2.2 Структурирующие психологические механизмы формирования зрительного образа
2.3. Операторные психологические механизмы формирования зрительного образа
Глава 3. Экспериментальное исследование системы психологических механизмов формирования зрительного образа
3.1 Организация и методы экспериментальной работы
3.2 Анализ результатов экспериментального изучения генерализованных психологических механизмов формирования зрительного образа
3.3 Анализ результатов экспериментального изучения операторных психологических механизмов формирования зрительного образа
Введение диссертации по психологии, на тему "Психологические механизмы формирования зрительного образа"
Образ является одной из центральных категорий психологической науки. Говоря о значении зрительного образа, необходимо обратиться прежде всего к накоплению человеком жизненного опыта вообще, на котором, собственно, и зиждется умственный процесс.
Обычно под знаниями подразумевается система разнообразных сведений, правил и законов. Но, обычно, к знаниям не причисляются мириады образов, формирующихся в непрекращающемся перцептивном процессе. А между тем, в качестве структурной единицы умственных операций образ вполне может быть равноценен философской или какой-либо иной дефиниции, поскольку без соотнесения с некоторыми известными фактами невозможно усвоение нового материала. Исходя из этого всякий изучаемый нами целостный образ оказывается нужным для последующих определений понятий и других абстрактных положений. Более того, ввиду непрерывности и чрезвычайной динамичности восприятия предметного мира, зрительные образы, сколько бы их не накапливалось в нашем опыте, используются индивидом на практике гораздо чаще, чем общие знания. Вполне очевидно, что именно образы восприятия создают основу для человеческих знаний. Это объясняется тем, что образы необходимы для постоянно совершаемых в уме актов сопоставления и обобщений, анализа и синтеза, и следовательно, именно на их основе формируется абстрактное мышление. Отсюда, образ, с одной стороны, лежит в основе представлений и понятий человека об объективной действительности, а с другой стороны - сам представляет собой одну из основных форм знания о мире.
Богатство и разнообразие образной сферы является необходимым условием успешности деятельности и поведения человека, а также показателем его духовной культуры. Тем более это касается зрительного образа, поскольку известно, что 80% информации человек получает именно через зрительное восприятие.
Попытки объяснить природу образа, его структуру, закономерности формирования осуществлялись ещё философами древности: Аристотелем, Платоном, Анаксагором, Демокритом и др. На протяжении всей истории психологии проблемы сущности и порождения образа оставались актуальными. Так, огромный вклад в разработку данного вопроса внесли в своё время Гален, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Спиноза, И. Мюллер, Г. Гельмгольц, H.H. Ланге, И.М. Сеченов и др. Изучение образа велось в разных плоскостях - от посгроения теоретических моделей образной сферы, до простого описания продуктов сенсорного процесса.
Психология и психофизиология сенсорных процессов принадлежит к числу наиболее развитых разделов психологической науки. Именно в этих областях впервые были применены экспериментальные методы исследования и приёмы точной математической обработки получаемых результатов. Здесь было получено наибольшее количество проверенных фактов и экспериментально обоснованных общих положений. Однако психологический аспект формирования образа долгое время рассматривался как «приложение» к его I физиологическому субстрату.
В современной науке большой вклад в объяснение природы образа внесли представители гештальтпеихологии, структурной, когнитивной, деятельностной и других теоретических направлений как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Среди них наиболее известные: Д.Д. Гибсон, Д.Э. Гибсон, Д. Брунер, Ж. Пиаже, Р. Грегори, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, A.B. Запорожец, Л.А. Венгер, Б.М. Величковский, В.А. Барабанщиков и др. В рамках названных направлений исследований решались проблемы целостности образа, его структурной организации, логики порождающих его процессов на микро-, макро- и мегауровне. Таким образом, были выявлены свойства образа, его компоненты, основные факторы, влияющие на его формирование.
Однако осталось и много нерешённых проблем. В частности, степень детерминированности образа тем или иным фактором, наиболее благоприятные условия формирования образа в различных ситуациях, психологические механизмы формирования образа и т.д.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы интериоризации в умственном плане субъекта наиболее оптимальной системы психологических механизмов, определяющих создание зрительного образа, послужили основанием выбора гемы исследования: «Психологические механизмы формирования зрительного образа».
В этой связи, нами поставлена следующая цель данного исследования: выявить и изучить психологические механизмы формирования зрительного образа. В нашем понимании психологические механизмы формирования зрительного образа - это психологическая система средств, условий, принципов, причинных связей, на базе которых формируется зрительный образ.
Для достижения поставленной цели мы выдвинули гипотезу, имеющую шесть основных допущений:
1. Формирование различных типов образов обусловлено различными системами психологических механизмов.
2. Существуют психологические механизмы, инициирующие формирование зрительного образа.
3. Существуют психологические механизмы, структурирующие динамику перцептивного процесса.
4. Существуют компоненты системы психологических механизмов, корректирующие формирование зрительного образа.
5. Для каждого субъекта может быть своя система психологических механизмов, наиболее эффективная для формирования зрительного образа.
6. Данная система может быть сформирована и закреплена в опыте в виде фиксированной установки на восприятие методом поэтапного формирования умственных действий.
Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ результатов психологических исследований проблем перцептивного процесса и формирования зрительного образа.
2. Выявить структуру, типы и критерии адекватности зрительного образа.
3. Определить закономерности динамики зрительного образа.
4. Выявить психологические механизмы, инициирующие, структурирующие зрительный образ и обеспечивающие его динамику.
5. Исследовать продуктивность выявленных психологических механизмов, обеспечивающих формирование зрительного образа.
Исходя из этого объектом исследования является процесс формирования зрительного образа.
Соответственно, предмет исследования - психологические механизмы формирования зрительного образа.
Исследование можно разделить на четыре основных этапа:
1 .Теоретический анализ основных направлений изучения зрительного образа в психологии.
2. Изучение психологической природы зрительного образа.
3. Исследование процесса формирования зрительного образа.
4. Изучение психологических механизмов формирования зрительного образа.
Методологической основой данной работы являются принцип единства психики и деятельности, принцип детерминизма, системный анализ и личностно - деятельностный подход.
С одной стороны, мы выделили систему общих психологических механизмов, детерминирующих зрительный образ, формирование которого понимается нами как перцептивная деятельность. С другой стороны, в результате проведения экспериментального исследования мы пришли к выводу о чрезвычайном разнообразии влияющих на зрительное восприятие факторов, сочетаний различных психологических механизмов, что свидетельствует о высокой степени субъективности процесса формирования зрительного образа. Подобный результат позволил нам индивидуализировать формирующий эксперимент, основой которого является метод поэтапного формирования умственных действий.
Методы исследования. В ходе исследования использованы следующие методы: монографическое изучение, тестирование с помощью тестов-опросников Р.Б. Кеттелла, Д Роттера, А. Мехрабиана - М.Ш. Магомед-Эминова, Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина, В.М. Русалова, объективного теста Шварцдандера, шкального теста самооценки; словесный отчёт; метод поэтапного формирования умственных действий. Результаты исследования обрабатывались методами контент-анализа и математической статистики (измерение мер центральной тенденции, корреляционный анализ, О-критерий знаков).
Научная новизна данной работы заключается в том, что в ходе исследования были выявлены и изучены основные индивидуально-типологические особенности, детерминирующие формирование зрительного образа (генерализованные психологические механизмы); структурирующие перцептивный процесс компоненты образа мира (структурирующие психологические механизмы) и являющиеся формами последних операторные психологические механизмы; обоснованы условия формирования индивидуальной системы психологических механизмов, являющихся основой зрительного восприятия.
Теоретическая значимость исследования состоит, во-первых, в систематизации по логико-историческому принципу направлений, подходов, теорий зрительного восприятия; во-вторых, в классификации по ряду критериев и определении основных параметров зрительного образа.
Практическая значимость выполненной работы заключается в психологическом обосновании закономерностей моделирования 4 индивидуальной системы психологических механизмов, на базе которых формируется наиболее нолный, осмысленный, целостный, конкретизированный Ф зрительный образ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В качестве генерализованных психологических механизмов формирования зрительного образа выступают свойства темперамента, особенности организации активности человека, факторное поле субъекта, компоненты его мотивационной сферы.
2. Система структурирующих психологических механизмов, являющихся основой формирования зрительного образа, включает сенсорно - перцептивный код, перцептивный план, перцептивную схему, перцептивную категорию. В результате опосредования зрительного восприятия различными операциями, структурирующие психологические механизмы могут принимать формы, обнаруживающие специфические особенности: упорядоченный или неупорядоченный перцептивный план; перцептивная схема, актуализированная либо в результате визуальной группировки, либо в результате сериации; перцептивная категория, принимающая форму достраивания, смысловой классификации, ассоциации или креативного механизма. Данные формы представляют собой операторные психологические механизмы формирования зрительного образа.
3. Соотношения психологических механизмов разных уровней, обеспечивающих формирование зрительного образа, многообразны. Отсюда, важно определить общие закономерности их соотношения и влияния на перцептивный процесс для моделирования индивидуальной системы психологических механизмов, детерминирующих зрительный образ, и интериоризации этой системы методом поэтапного формирования умственных действий.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования отражены в тезисах докладов «Возможные пути устранения проблем механического запоминания», «Психологическое обоснование работы над словом», «Факторы продуктивности памяти», «Психологические теории зрительного образа», «Представления о природе зрительного образа как один из компонентов теоретической подготовки преподавателя изобразительного искусства», «Субъективные факторы, определяющие формирование образа в учебном процессе» , обсуждавшихся на региональных научно-практических конференциях «Психология активности личности» в г. Новосибирске (1996), «Подготовка учителя начальных классов в условиях аксиологической парадигмы образования» в г. г. Новокузнецке, Ленинске - Кузнецком (1997), «Профессиональное самоопределение молодёжи и рынок труда» в г. Абакане (1998).
Внедрение. Выявленные закономерности моделирования индивидуальной системы психологических механизмов формирования зрительного образа используются в преподавании курса методики изобразительного искусства с практикумом в Ленинск - Кузнецком педагогическом колледже и отражены в рабочей программе по данному предмету.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования позволило сделать следующие выводы:
1. Проведён теоретический анализ основных направлений изучения зрительного образа в психологии в соответствии с логико - историческим принципом. Критериями для классификации анализируемых теорий, концепций, направлений выбраны: принадлежность теории к материалистическому либо идеалистическому направлению; понимание представителями той или иной теории генезиса зрительного восприятия с позиций ведущей роли его афферентных или эфферентных механизмов; исследование зрительного образа в контексте философского, психологического, физиологического или информационного направлений; выбор представителями той или иной концепции в качестве объекта исследования формы или содержания зрительного образа; принадлежность теории к тому или иному мнтегративному направлению в современной психологии восприятия.
2. Изучена психологическая природа зрительного восприятия. В частности, определены виды зрительного образа как с точки зрения его формы, так и содержания. Формальные характеристики зрительного образа варьируют в зависимости от ведущего звена психического отражения, выполняемой образом функции в целостном поведенческом акте, наличия или отсутствия объекта отражения, цели восприятия, степени фиксации сознания на объекте. Изучаемые нами в данной работе образы в соответствии с описанными критериями являются перцептивными, объективированными, целевыми, акцентированными эталонами. Им присущи такие свойства, как константность, непрерывность, целостность, конструктивность, осмысленность. С точки зрения содержания в структуре зрительного образа может доминировать один из его компонентов: предметность, значение, личностный смысл, знак либо «сконцентрированная» в одном из названных полюсов чувственная ткань. В этом аспекте образ может быть классифицирован, соответственно, как предметный, рационализованный, эгоцентрический, орнаментальный, импрессивный, интуитивно ■■ пластический, эгоцентрический, вербально - интуитивный.
3.Исследован процесс формирования зрительного образа. Учитывая процессуальный характер зрительного образа можно констатировать, что он представляет собой сложное многокомпонентное, многоуровневое, динамичное образование, инициированное активностью субъекта. В частности, многоуровневость восприятия выражается в одновременном развертывании перцептивного процесса на микро-, макро- и мегауровнях. Динамика зрительного образа циклична и неизбежно разворачивается в несколько этапов: от первичной нерасчленённой целостности через всё более детализированный анализ ко вторичной, качественно новой целостности. В любой момент времени динамика перцептивного образа охватывает все уровни его организации.
4. Изучены психологические механизмы формирования зрительного образа. По степени обобщённости мы выделили генерализованные, структурирующие и операторные психологические механизмы, лежащие в основе зрительного восприятия. Генерализованные механизмы выполняют функцию инициирования перцепции, структурирующие - способствую упорядочению динамики перцептивного процесса и являются «ближними целями» каждого из этапов восприятия, операторные - определяют специфику конкретного зрительного образа По критерию константности перцептивные психологические механизмы классифицированы нами как базовые и динамические. Базовые механизмы детерминируют любой продуцируемый данным субъектом образ, динамические - меняются в зависимости от ситуации. К базовым генерализованным механизмам относятся подсистемы свойств темперамента, организации активности субъекта. Мотивационная сфера и факторное поле субъекта включают как базовые, так и динамические компоненты. Стуктурирующие механизмы - сенсорно - перцептивный код, перцептивный план, перцептивная схема и перцептивная категория - являются константными, базовыми. Они обнаруживаются в конкретной ситуации в виде упорядоченного или неупорядоченного перцептивного плана, сериации, визуальной или смысловой группировки, достраивания, ассоциации, креативного механизма, являющихся операторными и, соответственно, динамическими механизмами.
5. В процессе зрительного восприятия, опосредованного ситуацией, на каждом его этапе тот или иной механизм (или некоторая их подсистема) становится ведущим, но не единственным компонентом системы психологических механизмов, наиболее значимо определяющим характер зрительного образа в данный момент времени. Соответственно, задача повышения продуктивности перцептивного процесса включает не только и не столько выбор какого-либо наиболее эффективного психологического механизма, а моделирование разноуровневой системы психологических механизмов. Исходя, с одной стороны, из выявленных наиболее общих закономерностей, а с другой стороны, учитывая невозможность систематизировать абсолютно все причинно-следственные связи различных сочетаний тех или иных психологических механизмов и параметров зрительного образа, мы сделали вывод о существовании неопределённого количества систем психологических механизмов, детерминирующих формирование адекватного зрительного образа. Наличие множества альтернатив позволяет индивидуализировать моделирование данных систем применительно к каждому конкретному субъекту, и выполнить обязательное условие используемого нами в формирующем эксперименте метода поэтапного формирования умственных действий - обеспечение активности субъекта.
По итогам формирующего эксперимента можно заключить, что стратегия зрительного восприятия может быть скорректирована и интериоризирована, в результате чего повышаются практически все показатели различных параметров зрительного образа и, соответственно, сам образ становится более адекватным действительности.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Майер, Надежда Яковлевна, Новосибирск
1. Абульханова-Славская H.A. О субъекте психической деятельности. - М.,1973- 334с.
2. Агаев Ш. Динамика зрительного восприятия в зависимости от характера мыслительной задачи Дисс. . канд. психол. наук. - Баку, 1953 - 128с.
3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.,1960 487с.
4. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л., 1961 455 с.
5. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттела. М., 1995 -37с.
6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.,1974 392с.
7. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.,1976 157с.
8. Барабанщиков В. А. Динамика зрительного восприятия. М.,1990 240с.
9. Белый Б.И. Тест Роршаха. М.,1992 228с.
10. Ю.Бернштейн H.A. Две функции рецепции У/ Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.Б. Михалевской. М.,1975 -с.28-35
11. П.БжалаваИ.Т. Восприятие и установка. Тбилиси, 1965 174с.
12. Братко A.A. Информация и психика. Новосибирск, 1977 188с.
13. Братко A.A. Моделирование психики. М.,1969 174с.
14. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.,1977 412с.
15. Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993, № 5 с37 - 50
16. Веккер Л.М. Восприятие и основы моделирования. Л.,1964 194с.
17. Веккер Л.М. Некоторые закономерности динамики осязательного образа -Дисс. . канд. психол. наук. Л., 1950 - 167с.
18. Веккер Л.М. Психические процессы (в 2-х т.) т.1. Л.,1974 - 334с.
19. ВеличковскийБ.М. Современная когнитивная психология. М.,1982 336с.
20. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М.,1973 -246с.21 .Величковский Б.М. Макроструктурный анализ зрительного восприятия -Дисс. . канд. психол. наук. М.,1973 - 148с.
21. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст. М.,1969 365с.
22. Венгер Л.А. Восприятие. Механизмы и модели. М.,1974 328с.
23. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.,1987 -287с.
24. Волков H.H. Восприятие картины. М.,1969 32с.
25. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка.ЖГ, 1952 507с.
26. Волкова Е.Ф. Формирование зрительного образа восприятия в условиях риска Дисс. . канд. психол. наук. - Новосибирск,Г997 - 136с.
27. Вотчин И.С. Влияние мотивации на эмоционально чувственное восприятие- Дисс. . канд. психол. наук. Новосибирск, 1996 - 136с.
28. Вудвортс P.C. Экспериментальная психология. М.,1950 799с.
29. Гальперин П.Я., Запорожец A.B., Карпова E.H. Актуальные проблемы возрасной психологии. М.,1972 169с.31 .Гальперин П.Я. О формировании чувственных образов и понятий // Материалы совещаний по психологии. М.,1957 с.37 - 66
30. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. JT.,1974 150с.
31. Гельмгольц Г. О восприятиях вообще // Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и Б.М. Михалевской. М.,1975 -с.61-87
32. Гибсон Дж. Восприятие как функция стимуляции // Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и Б.М. Михалевской. М.,1975 с. 152-172
33. Гибсон Дж.Экологический подход к зрительному восприятию. М.,1986 -462с.
34. Гибсон Дж. и Гибсон Э. Перцептивное научение дифференциация или обогащения? // Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и Б.М. Михалевской. М.,1975 - с.181-197
35. Глезер В.Д. Зрение и мышление. М.,1981 246с.
36. Глезер В.Д. Механизмы опознания зрительных образов. М.; Л., 1966 204с.
37. Грегори P.A. Глаз и мозг. М.,1970 271с.
38. Джафаров Э.Н. Элементарная структура зрительного образа Дисс. .канд. психол. наук. - М.,1978 - 132с.
39. Журавлёв А.П. Звук и смысл. М.,1991 160с.
40. Ительсон Л.Б. Восприятие. Восприятие и деятельность // Лекции по общей психологии. Владимир, 1972 с. 90 - 187
41. Капица М.С. Иконическая память и микрогенез зрительного образа Дисс. . канд. психол. наук. - М.,1979 - 151с.
42. Ковач Д. Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983 216с.
43. Конорски Ю. Интегративная деятельность мозга. М.,1970 412с.
44. Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. М.,1971 281 с.
45. Коул М., Сьсибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. М.,1977 261с.
46. Коффка К. Восприятие: введение в гештальттеорию // Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и Б.М. Михалевской. М.,1975 с.96-114
47. Ланге H.H. Психологические исследования. Одесса, 1893 432с.
48. Латорцев В.Г., Вотчин И.С. Полезависимость и другие психические процессы // Тезисы докладов региональной научно практической конференции. Новосибирск, 1993 - с. 63 -65
49. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.,1977 303с.
50. Леонтьев А.Н. О механизмах чувственного отражения // Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и Б.М. Михалевской. М.,1975 -с.205-217
51. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.,1959 575с.
52. Леонтьев В.Г., Вотчин И.С. К вопросу о модели мотива // Тезисы докладов региональной научно практической конференции «Личность и деятельность». Новосибирск, 1995 - с.5-6
53. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск, 1992 -216с.
54. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека / под ред. А.Р. Лурия. М.,1974 550с.
55. Липер Р. Жена или тёща // Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и Б.М. Михалевской. М.,1975 с.300-301
56. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М.,1987 216с.
57. Логвиненко А.Д. Перцептивная деятельность при инверсии сетчаточного образа. М.,1968 184с.
58. Ломов Б.Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре деятельности. М.,1980 -279с.
59. Ломов Б.Ф. Человек и техника. М.,1966 463 с.
60. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.,1974 -172с.
61. Митькин A.A., Сергиенко Е.А. Ранний онтогенез зрения // Когнитивная психология. М.,1986 с.75 - 85
62. Мургулец Л.В. Социально психологическая диагностика личности. Л.,1988 -231с.
63. Надирашвшш Ш.А. Психологическая природа восприятия (с позиций теории установки). Тбилиси, 1976 255с.
64. Найссер У. Познание и реальность. М.,1981 230с.
65. Неёлова А.П. Анализ и синтез в формировании зрительного образа у школьников Дисс. . канд. психол. наук. - Орджоникидзе, 1968 - 173с.
66. Основы психодиагностики / под общей ред. А.Г. Шмелёва. Ростов-на-Дону, 1996 96с.
67. Остер Г. Фосфены // Зрительные образы: феноменология и эксперимент / под ред. ИД. Демосфенова. Душанбе, 1973 с.28 - 3681 .Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга // Полн. собр. соч., изд.2-е, доп., т. 4. М.,1951 452с.
68. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в объединённом сознании. М.,1983 176с.
69. Петренко В.Ф. К вопросу о семантическом анализе чувственного образа/ в сб. ст. Психологические исследования/ под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др. М.,1968 с.124 -132
70. Пиаже Ж. Генезис восприятия // Экспериментальная психология. М.,1978 -с. 17 59
71. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М.,1963 447с.
72. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М.,1994 с.123 - 267
73. Психология: словарь / сост. Абраменкова З.В. и др., под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского, изд. 2-е, испр. и доп. М., 1990 494с.
74. Рогов И.С. Настольная книга школьного психолога. М., 1994 326с.
75. Рубахин В.Ф. Психологические основы обработки первичной информации. Л., 1974 295с.
76. Рубинштейн С.Л. Человек и мир (методологические и психологические проблемы психологии). М.,1969 412с.
77. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Методическое пособие. М.,1990 -43с.
78. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. 1986, т.7, № 4 с.23-35.
79. Руубер Г. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллин, 1985 344с.
80. Сабощук А.П. Об источнике и генезисе психического образа. Кишинёв, 1981 -217с.
81. Салиев А. Человеческая психология и искусство. Фрунзе, 1980 386с.
82. Сеченов И.М. Избранные произведения т. 1. М.,1952 -771с.
83. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.,1987 269с.
84. Смирнов С.Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения (к 90-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева) // Вопросы психологии. 1993, № 4 с.94-102
85. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.,1985 с.231с.
86. ЮО.Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.,1976 -115с.
87. Соколов E.H. Восприятие. Гносеологический анализ закономерностей становления адекватного перцептивного образа. Чебоксары, 1973 283 с.
88. Соколов E.H. Рефлекторные механизмы действия раздражителя на анализаторы // Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и Б.М. Михалевской. М.,1975 с.35-42
89. Степанов В.Г. Закономерности перцептивной деятельности школьниковytíí взрослых // Вопросы психологии. 1992, № 1-2 с.42-52
90. Столин В.В. Исследование порождения зрительного пространственного образа // Психологические исследования / под ред. А.Н. Леонтьева, А. Лурия и др. М.,1968 с. 67 - 79
91. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1996 733с.
92. Юб.Титченер Э.Б. Учебник психологии. М.,1994 252 с.
93. Тюхтин B.C. О природе образа Дисс. . канд. психол. наук. - М.,1963 -122с. !
94. Филина C.B. Способности зрительного восприятия у детей 10-12 ле^г Дисс. . канд психол. наук. - Ярославль, 1995 - 124с.
95. Фрейд 3. «Я» и «Оно» // «Я» и «Оно». В 2-х т. Т. 1. Тбилиси, 1991 с.351-393
96. Ю.Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной иличностной тревожности Ч.Д. Спилберга. Л., 1976 41с.
97. ГХекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М.,1986 754 с.
98. Хохберг Дж. Аналитическая интроспекция // Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и Б.М. михалевской. М.,1975 -с.87-96
99. И.Шеварёв П.А. Обобщённые ассоциации в учебной работе школьника. М.,1959 302с.
100. Шеррингтон Ч. Рецепция раздражителей // Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и Б.М. Михалевской. М.,1975 с. 19 -28
101. Шехтер М.С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. М.,1981 264с.
102. Пб.Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.,1964 195с.
103. Johansson G, Hofsten С. Von, Janson G. Event perseption / Annu, Rev, Psychol. 1980 vol. 31 p.27-63
104. Lasarus R.S., Eriksen S.W., Fonda C.P. Personality dynamics and auditory perseptual recognition. «J. Pers.». 1951 vol.19
105. Mackworth N.H. Stimulus density limits the useful field of vien/ Eye movements and psychological processes. Hills dale (N. J.): Erlbaum,1976 p. 307-321
106. Michaels C.F., Carello C. Direct perseption. Englewood Cliffs (N. J.). Prentice -Hall,1981 -208 p.