автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Психологические особенности интерпретации смысла жизни взрослыми различной этноконфессиональной принадлежности
- Автор научной работы
- Ростова, Екатерина Николаевна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Ростов-на-Дону
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.01
Автореферат диссертации по теме "Психологические особенности интерпретации смысла жизни взрослыми различной этноконфессиональной принадлежности"
РОСТОВА Екатерина Николаевна
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СМЫСЛА ЖИЗНИ ВЗРОСЛЫМИ РАЗЛИЧНОЙ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Специальность 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
005531983
Ростов-на-Дону 2013
005531983
Работа выполнена на кафедре общей психологии и психологии развития факультета психологии Южного федерального университета
Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор,
член-корреспондент РАО Абакумова Ирина Владимировна
Официальные оппоненты: Белоусова Алла Константиновна,
доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии образования факультета педагогики и практической психологии Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону);
Бюндюгова Татьяна Вячеславовна,
кандидат психологических наук, заведующая кафедрой общей экономики и управления Российского государственного социального университета филиал в г. Таганроге
Ведущая организация - Ставропольский Институт Дружбы
народов Кавказа (г. Ставрополь)
Защита состоится 28 июня 2013 года в 12:30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.04, созданного на базе ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина 13, факультет психологии, ауд. 222.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Автореферат разослан 27 мая 2013 года.
Ученый секретарь диссертационного совета
О, ¡сиу<Ш^
Тащёва А.И.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В современном мире, человек каждый день сталкивается с новыми аспектами жизни, и ранее ему незнакомыми проблемами. Политические и экономические изменения в отдельных регионах мира заставляют людей покидать свою историческую родину в поисках лучших условий жизни. По данным всероссийской переписи населения 2010 года в РФ, насчитывается более 200 этнических групп и большая часть из них проживает на юге России. В результате миграции возникают различные проблемы, в том числе и на этнической почве, что негативно отражается на функционировании всех социально-политических институтов государства (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, П.Н. Ермаков, Т.П. Скрипкина, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко).
В этой связи интерес представляет исследование смысла жизни, которые во многом определяет специфику гражданской идентичности у взрослых различной этноконфессиональной принадлежности.
Исследования, посвященные изучению смысловой сферы личности, являются в настоящее время наиболее актуальным направлением в современной психологической науке. Данной проблемой занимались: И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, JI.C. Выготский, П.Н. Ермаков, Д.А. Леонтьев, A.B. Петровский, Т.П. Скрипкина, В.В. Столин, В.Э. Чудновский.
Вместе с тем, изучению смысложизненных ориентации с точки зрения этноконфессиональной принадлежности личности, в настоящее время, уделяется недостаточное внимание.
В психологической литературе выделяют различные компоненты этнической идентичности: эмоциональный, когнитивный, ценностный и поведенческий. Вместе с тем, этноконфессиональная принадлежность личности включает в себя как компоненты этнической идентичности, так и смысложизненные ориентации. В этой связи приобретает важное значение разработка программ по формированию гражданской идентичности в поликультурной и поликонфессиональной среде, что требует изучения психологических особенностей этнического самоопределения личности и ее смысложизненных ориентации. В этой связи, отмечаются следующие противоречия:
- между необходимостью выявления смысложизненных ориентации у представителей различных этносов и национальностей, проживающих на территории РФ, и недостаточным количеством разработок в этой области;
- между ростом числа межэтнических столкновений, и недостаточным использованием возможностей этнической конфликтологии, обладающей значительными ресурсами в области взаимодействия с позиции гражданской идентичности.
Вышеперечисленные противоречия и теоретические предпосылки, существующие в современной психологии, порождают проблему исследования, которая заключается в необходимости исследования психологических особенно-
стей интерпретации смысложизненных ориентации взрослыми различной этно-конфессиональной принадлежности.
Предметом исследования выступает смысловая сфера личности.
Объектом исследования выступают взрослые люди различной этнокон-фессиональной принадлежности.
Цель работы заключается в изучении особенностей интерпретации смысла жизни взрослыми различной этноконфессиональной принадлежности.
Цель исследования конкретизирована в следующих задачах:
Теоретические
1. Рассмотреть и проанализировать понятие смысла жизни, а также основные подходы к интерпретации смысла жизни как базового элемента внутренней картины мира личности.
2. Изучить специфику представлений о смысловом содержании жизненного пути личности в современном обществе.
3. Проанализировать возможные отличия в особенностях интерпретации смысла своей жизни взрослыми различной этноконфессиональной принадлежности.
Методические
4. Рассмотреть возможный комплекс методов и методик для оценки представлений о смысле жизни.
5. Сформировать методический комплекс для исследования специфики интерпретации смысла своей жизни (интервью, стимульный и диагностический материал) с целью выявления сходства либо различия в картине мира у взрослых различной этноконфессиональной принадлежности.
Эмпирические
6. Изучить особенности интерпретации смысла своей жизни у взрослых различной этноконфессиональной принадлежности.
7. Провести сравнительный анализ интерпретации смысла своей жизни у испытуемых в зависимости от этнической и религиозной принадлежности.
8. Описать и классифицировать представления о смысловом содержании жизни у взрослых.
Гипотезы исследования:
1. Особенности интерпретации смысла жизни могут зависеть от этноконфессиональной принадлежности человека.
2. Этноконфессиональная принадлежность человека может являться фактором, формирующим поведенческие механизмы межэтнического взаимодействия.
3. На основе диагностических исследований, интерпретации смысла жизни, можно разработать программы по формированию гражданской идентичности у людей различной этноконфессиональной принадлежности.
Теоретико-методологической основой исследования являются: отечественные общепсихологические теории ценностно-смыслового развития (И.В. Абакумова, Е.Ю. Артемьева, Л.С. Выготский, П.Н. Ермаков, В.П. Зинченко,
А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.И. Слободчиков, Е.В. Субботский, O.K. Тихомиров); представления о смысловой сфере личности и направленной трансляции смыслов (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, A.B. Брушлинский, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, В.А. Иванников, Д.А. Леонтьев, С.Я. Рубинштейн, В.В. Столин); психосемантический подход к изучению этнических стереотипов (Е.Ю. Артемьева, К.В. Бердников, А.Р. Кравцова, О.В. Митина, О.Т. Мельникова, В.Ф. Петренко, Е.Е. Пронина, B.C. Осипова); положения о развитии этнического самосознания как компонента личностного самосознания (Т.Ц. Дугарова, B.C. Мухина, Т.Л. Миронова, В.В. Столин); психологические теории этнокультурной направленности личности (Р. Билз, Г.Д. Дмитриев, И.В. Колоколова, Н.М. Лебедева, М.Ю. Мартынова, В. Раутен, Т.П. Скрипкина, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Л.М. Сухорукова).
Этапы проведения исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2010 по 2013 годы и включало три этапа.
На первом, поисково-теоретическом этапе (с сентября 2010 по июнь 2011 гг.) осуществлялась теоретическая разработка проблемы на основе изучения философской и психологической литературы, определилась тема, объект и предмет исследования, его цели, гипотеза, задачи, методы, а также составлялся план эмпирического исследования.
На втором, экспериментальном этапе (с июня 2011 по май 2012 гг.) разрабатывалась программа эмпирического исследования и определялась база его проведения. Формировался и разрабатывался банк диагностических методик исследования, осуществлялось конструирование анкетного опросника. Осуществлялась предварительная выборка испытуемых, с которыми потом проводилось исследование.
На третьем, обобщающем этапе (с мая 2012 по февраль 2013 гг.) были осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, уточнены его основные положения, обобщены основные результаты теоретического и эмпирического исследования, сделаны выводы, завершено оформление диссертации.
В работе было использовано несколько групп методов: теоретические: анализ научно-теоретических, философских, психологических и педагогических источников по проблеме исследования; эмпирические: методика СЖО, адаптированная Д.А. Леонтьевым, анкета на выявление смысложизненных ориентации, экспресс - опросник «Индекс толерантности», тест «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, анкета (этнопсихологический опрос), тест ценностных ориентации М. Рокича, методика «Пословицы» С.М. Петровой; методы первичной обработки: описательная статистика и метод вторичной обработки - контент-анализ; методы математической статистики: пакет программ Stastistika 5.1 и Excel 7.0, с помощью которых были применены методы описательной статистики, проведен однофакторный дисперсионный анализ, а также качественный анализ данных и графическое представление результатов.
Эмпирическая база исследования. Общее количество респондентов составило 480 человек.
Положения, выносимые на защиту:
1. Интерпретация смысла жизни как устойчивая личностная характеристика, определяющая мировоззренческие установки личности, зависит от этно-конфессиональной принадлежности человека.
2. Этноконфессиональная принадлежность человека является фактором, который формирует поведенческие механизмы межэтнического взаимодействия в поликультурном и поликонфессиональном регионе.
3. Формирование гражданской идентичности обеспечивается специальной программой, которая способствует гармоничному межэтническому принятию в условиях полиэтнического региона.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования гарантирована: общей логикой построения исследования и целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; подбором комплекса диагностических методик, использованием проверенных стандартизированных методик и корректной организацией опытно-экспериментальной работы; статистическими методами обработки полученных данных; результатами экспериментальной работы, практическим подтверждением основных положений исследования.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна. В рамках нашего исследования была дополнена теория развития этнической идентичности в условиях полиэтничного региона.
Были обнаружены существенные различия в представлении о смысле человеческого существования у представителей различных этнических и религиозных групп.
Были выявлены половозрастные различия в формировании смысложиз-ненных ориентаций. У большинства женщин понимание смысла жизни с возрастом меняется, а у мужчин остается неизменным. Определена динамика изменения смысложизненных ориентаций. В зрелом возрасте, большинство опрошенных смыслом жизни, выбирают «жизнь для других», а молодежь предпочитает «жизнь для себя».
Выделены учебные предметы, помогающие человеку в поиске смысла жизни: психология, философия, литература, история.
Были выявлены различия уровня гражданской идентичности у представителей различной этноконфессиональной среды. Самый высокий уровень гражданской идентичности наблюдался у баптистов и буддистов, ответы остальных респондентов были в пределах нормы.
Теоретическая значимость исследования. Рассмотрены представления о смысложизненных стратегиях граждан Российской Федерации в контексте этноконфессиональной принадлежности личности.
Расширены представления о структурно-содержательных характеристиках смысложизненных ориентации у представителей конкретных этнических групп в соответствии с этноконфессиональной принадлежностью.
Заложен потенциал для дальнейших исследований этнического компонента в процессе формирования гражданской идентичности в российском обществе.
Практическая значимость исследования. Разработаны и апробированы две анкеты, первая представляет собой этнопсихологический опрос и позволяет определить этноконфессиональную принадлежность личности; вторая же направлена на изучение представлений человека о его месте в мире и о смысле его существования. Разработаны рекомендации по направленному формированию гражданской идентичности у студентов и взрослых, различной этноконфессиональной принадлежности.
Апробация и внедрение работы. Материалы диссертации докладывались на заседаниях кафедры общей психологии и психологии развития факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 20102013); Первой Международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования» (Ростов-на-Дону, 2010); Фестивале «Мир Кавказу» (Ростов-на-Дону, 2010-2012); на XXXIX и ХХХХ научных конференциях сотрудников, аспирантов и студентов факультета психологии Южного Федерального Университета (Ростов-на-Дону, 2010-2012).
Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе на факультете психологии Южного федерального университета.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 работ общим авторским объёмом в 3,55 усл.п.л., из них 3 работы - в журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения; трех глав; заключения, включающего основные выводы, программу по формированию гражданской идентичности и перспективы дальнейшего исследования проблемы; библиографического списка, включающего 238 источников, в том числе 11 - на иностранных языках; 9 Приложений. Работа иллюстрирована 54 Рисунками и 24 Таблицами. Содержание работы изложено на 181 странице.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении излагаются актуальность, цель и задачи, объект и предмет исследования; характеризуется степень изученности проблемы исследования; формулируются гипотезы; характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы и положения, выносимые на защиту; приводятся сведения об апробации результатов исследования.
В первой главе «Представления о смысле жизни и этническое самосознание как основные психологические категории» проводится обзор общетеоретических подходов по проблеме смысла жизни. Проводится анализ зарубежной и отечественной литературы по теме представлений о смысле.
Представляется научное определение смысла жизни отечественными исследователями. Во всех представленных теориях прослеживается тенденция к онтологизации, которая придает категории смысла характеристику многомерности, наполненности его жизненного пространства. Отмечается, что понятием смысл нельзя заменить самого человека или его личность. Выделяется, что большинство последователей гуманистического и экзистенциального направлений психологии говорят о том, что смысл жизни в самой жизни, и каждый человек сам несет ответственность за свой жизненный выбор /Таблица 1/.
Таблица 1
Научное определение смысла жизни отечественными исследователями
Подход (теория), автор Определение смысла жизни
Деятельностный подход
Л.С. Выготский Смысл - отношение к внешнему миру
А.Н. Леонтьев Смысл — единица, образующая человеческое сознание
O.K. Тихомиров Смысл в познании
В.К. Вилюнас Смысл отражается в форме эмоций
Ф.Е. Василюк Смысл порождается кризисными ситуациями
A.B. Петровский Смысл - эмоция - переживание
Системный подход
А.Г. Асмолов Смысл - готовность к выполнению направленной деятельности
Д.Н.Узнадзе Смысл - установка
Б.С. Братусь В.Г.Асеев И.С. Кон Смысл - динамическая система Смысл - потребности личности
К.А. Абульханова-Славская, Ю.М. Забродин, В.П. Зинченко, В.В. Столин, М.К. Мамардашвили Смысл - жизненная стратегия
Так же в первой главе показаны взгляды на исследования смысла жизни в зарубежной психологии. Здесь говорится о том, что в зарубежных исследованиях, понятие «смысл» может быть применимо для толкования совершенно разных компонентов функционирования личности человека. От узкоспециализированных понятий как, например: сон, реакция; до невероятно объемных толкований, как смысл жизни, цели жизни, жизненный опыт. Смысл определяется и познавательными и эмоциональными элементами психики и проявляется в
поведении человека, осуществляя взаимосвязь между окружающими миром и индивидом. Но в большей степени категория смысла проявляется в тех теориях, где акцент делается на самого человека, на его личностные свойства /Таблица 2/.
Таблица 2
Научное определение смысла жизни зарубежными исследователями
Подход (теория), автор Определение смысла жизни
1. Психоаналитическая концепция З.Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг Смысл объективно не существует.
2. Теории социального научения Дж. Ротгер, А. Бандура Смысл - компонент поведенческой активности человека
3. Когнитивная психология У. Найссер, Дж. Келли Смысл - результат познавательной деятельности человека
4. Гуманистический подход К. Роджерс Смысл - личностный феномен, определяющий полноценную жизнь человека
5.Экзистенциальное направление И. Ялом В. Франкл Смысл - объединение, связь, ощущение целостности бытия Смысл - жизненная задача
Далее в первой главе рассматриваются истоки этнического самосознания: взгляды на природу этничности. Проводится анализ основных этапов становления этнического самосознания как научного понятия исходя из существующего уровня научных представлений в отечественной и зарубежной науке. Обозначено соотношение этнического самосознания с другими понятиями, используемыми в этнической психологии. Излагаются различные толкования термина «этничность». Показывается связь этничности с понятием социальной идентичности. Проведен обзор основных подходов к рассмотрению таких категорий как «этническое самосознание» и «этническая идентичность».
Далее в первой главе излагаются теоретические представления о этно-конфессиональной принадлежности, как о факторе формирования системы ценностных ориентации личности. Приводятся различные варианты периодизации теории этнического самосознания. Далее делается вывод о том, что принадлежность к той или иной этнической группе и представление человека о себе, как о члене этой группы - различные понятия. Степень этих различий довольно обширна, начиная от полного отказа от собственной этничности, до возведения в культ себя и своих сородичей. Далее подробно рассматриваются компоненты, которые включает в себя этническая идентичность: смысловой, временной, эмоциональный, когнитивный, ценностный и поведенческий.
Вторая глава «Организация и методы исследования» посвящена описанию задач, реализуемых с помощью исследования, описанию выборки испытуемых и рассмотрению методов и методик, использованных в данном исследовании.
В начале второй главы описаны задачи, которые стояли перед нами на данном этапе исследования, и рассмотрено то, каким образом они были реализованы. Далее проводится описание выборки испытуемых, и рассматриваются этапы проведения исследования.
Так же во второй главе подробно рассматриваются методы, использованные в данном исследовании. И показано, что описанные методы являются оптимальными диагностическими методами изучения структурно-содержательных характеристик этнического самосознания и подобраны таким образом, чтобы результаты, полученные ходе проведения одной из диагностик, учитывались при проведении другой и при заключительном анализе данных, используя информацию, полученную от всех методик.
Третья глава «Анализ результатов эмпирического исследования смысложизненных ориентации у взрослых различной этноконфессиональ-ной принадлежности» представляет собой эмпирическое исследование.
В третьей главе подробно рассматриваются результаты, полученные в ходе проведения исследования. Отмечается, что в процессе исследования была осуществлена диагностика структурно-содержательных характеристик этнического самосознания участников исследовательских групп в их единстве и взаимосвязи. Различия, выявленные между шестью группами респондентов, разделенных по конфессиональной принадлежности, позволяют определить насколько этноконфессиональный фактор, является значимым, при определении человеком смысла своей жизни и ее гражданской идентичности. Для полноты картины учитывалась так же национальная принадлежность респондентов.
В результате обработки данных с помощью методов математической статистики, были выявлены наиболее существенные результаты по методикам СЖО, «Пословицы» С.М. Петровой, экспресс - опроснику «Индекс толерантности», тесту «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой.
Результаты методики СЖО представлены ниже /Рисунок 1/.
58 ВЫСОКИЙ УРО0ЄНЬ Ш СреДНИЙ урОЗЄНЬ «Я НИЗКИЙ УРО0ЄНЬ
Прзвослааные христиане
Мусульмане
ВИ"»
Католики
Баптисты
ш 60%
Рисунок 1. Сформированное^ представлений о жизни у респондентов (конфессиональный признак)
При анализе данных, полученных с помощью методики СЖО, выяснилось, что у основного числа респондентов наблюдается средний уровень представлений о жизни. Наиболее низкий уровень сформированности представлений о жизни показали атеисты, а наиболее высокий выказывают православные христиане, католики и баптисты. Все представители буддистов, продемонстрировали средний уровень сформированности представлений о жизни
Согласно данным однофакторного дисперсионного анализа результатов теста «Смысложизненные ориентации» адаптированного Д.А. Леонтьевым можно с вероятностью ошибки 0,009 утверждать, что если сравнить две группы респондентов, отличающихся по этническому и конфессиональному признакам, а в частности русских православных христиан и татар мусульман, то полученные данные являются верными. А, следовательно, гипотеза о зависимости особенностей интерпретации смысла жизни от этноконфессиональной принадлежности человека, подтверждается.
При рассмотрении данных однофакторного дисперсионного анализа результатов теста «СЖО» по шкалам (цели, процесс, результат, ЛК-Я, ЛК-Ж), вероятность ошибки в большинстве сравниваемых пар составляет тысячные и десятитысячные доли, при том условии, что данные считаются верными при р<0,05. Так, например, по шкале Цели мы можем наблюдать значимое различие средних показателей данных выборок (где N 1 Татары, N 2 Русские, N 3 Евреи, N 4 Грузины, Я 1 Мусульмане, Я 2 Католики, Я 3 Баптисты, Я 4 Атеисты, Я 5 Буддисты, Я б Православные) /Таблица 3/.
Таблица 3
Статистические данные теста «СЖО»
{1} {8} {9} {10} {11} {12} {16} {18} {24}
N 1 Я 1 {1} 0,002 0,000 1,000 0,010 0,000 0,862 0,000 0,000
N 2 Я 2 {8} 0,002 0,327 0,043 0,531 0,105 0,048 0,043 0,031
N 2 Я 3 {9} 0,000 0,327 0.006 0,969 0,786 0,008 0,143 0,172
N2 К 4 {10} 1,000 0,043 0,006 0,035 0,001 0,888 0,002 0,000
N 2 Я 5 {11} 0,010 0,531 0,969 0,035 0,845 0,036 0,204 0,289
N 2 Я 6 {12} 0.000 0,105 0,786 0.001 0,845 0,002 0,141 0,146
N 3 Я 4 {16} 0,862 0,048 0,008 0,888 0,036 0,002 0,002 0,001
N 3 Я 6 {18} 0,000 0,043 0,143 0,002 0,204 0,141 0,002 0,644
N 4 Я 6 {24} 0,000 0,031 0,172 0.000 0,289 0,146 0,001 0,644
Результаты анализа методики «Пословицы» С.М. Петровой представлены ниже /Рисунок 2/.
в Высокий уровень в Средний уровень в Низкий уровень
Рисунок 2. Уровень нравственной воспитанности у респондентов (конфессиональный признак)
Согласно данным однофакторного дисперсионного анализа результатов теста «Пословицы» С.М. Петровой можно наблюдать большое количество эффектов, подтверждающих верность гипотезы, о влиянии этноконфессиональ-ных отличий на уровень нравственной воспитанности личности. Если, например, сравнить группу атеистов с буддистами, то наблюдается значимое различие средних показателей этих выборок и вероятность ошибки составит 0,001 /Таблица 4/.
Таблица 4
Статистические данные теста «Пословицы» С.М. Петровой
{1} {8} {9} {10} {11} {12} {16} {18} {24}
N 1 Я 1 {1} 0,768 0,138 0,103 0,015 0,088 0,057 0,200 0,265
N 2 К 2 {8} 0,768 0,302 0,188 0,034 0,375 0,050 0,280 0,418
N 2 Я 3 {9} 0,138 0,302 0,591 0,155 0,592 0,008 0,628 0,973
N 2 Я 4 {10} 0,103 0,188 0,591 0,416 0,331 0,007 0,947 0,616
N 2 Я 5 {11} 0,015 0,034 0,155 0,416 0,057 0,001 0,537 0,191
N 2 Я 6 {12} 0,088 0,375 0,592 0,331 0,057 0,007 0,440 0,731
N 3 Я 4 {16} 0,057 0,050 0,008 0.007 0,001 0,007 0,020 0,018
N 3 Я 6 {18} 0,200 0,280 0,628 0,947 0,537 0,440 0,020 0,638
N 4 Я 6 {24} 0,265 0,418 0,973 0,616 0,191 0,731 0,018 0,638
Так же мы изучали уровень гражданской идентичности респондентов /Рисунок 3/.
■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень
Православные христиане | ЯИВ11% - :
ПЯ.........................................
Мусульмане ! ЯЯ» 10% . сгж
. („и
1 Яршо л > ,„„
Католики 1 яшгт---70%
баптисты ; ----_—, ! 60%
- — - 4?,80%
Атеисты | рйЛТ^^—1
Буддисты 1 I 11.....
Рисунок 3. Уровень гражданской идентичности респондентов (конфессиональный признак)
Все представители баптистов и буддистов обладают высоким и средним уровнем гражданской идентичности. Так же у достаточно большого числа атеистов наблюдается высокий уровень гражданской идентичности. Остальные же респонденты по большей части спокойно относятся к представителям других национальностей
При рассмотрении данных однофакторного дисперсионного анализа результатов теста экспресс - опросник «Индекс толерантности», мы обнаружили, что довольно большое количество данных подтверждает вероятность ошибки менее одной десятитысячной. Это свидетельствует в пользу правильности выводов о том, что общий уровень гражданской идентичности находится во всех группах на среднем уровне, что говорит о сочетании у респондентов как толерантных, так и интолерантных черт. То же самое мы можем сказать и о распределении данных по шкалам /Таблица 5/.
Таблица 5
Статистические данные теста экспресс - опросник «Индекс толерантности»
{1} {8} {9} {10} {11} {12} {16} {18} {24}
N 1 К 1 {1} 0,037 0,426 0,304 0,075 0.000 0,731 0,437 0,119
N 2 Я 2 {8} 0,037 0,263 0,021 0,004 0,442 0,121 0,764 0,961
N 2 КЗ {9} 0,426 0,263 0,141 0,032 0,021 0,428 0,729 0,387
N 2 Я 4 {10} 0,304 0,021 0,141 0,477 0,001 0,647 0,189 0,046
N 2 К 5 {11} 0,075 0,004 0,032 0,477 0,000 0,274 0,066 0,010
N 2 Я 6 {12} 0,000 0,442 0,021 0,001 0,000 0,030 0,498 0,542
N 3 Я 4 {16} 0,731 0,121 0,428 0,647 0,274 0,030 0,387 0,174
N 3 Яб {18} 0,437 0,764 0,729 0,189 0,066 0,498 0,387 0,806
N 4 Я 6 {24} 0,119 0,961 0,387 0,046 0,010 0,542 0,174 0,806
При обработке данных теста «Типы этнической идентичности» Г.У. Сол-датовой получились следующие результаты /Таблица б/.
Таблица 6
Статистические данные теста «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой
Конфессиональная принадлежность Э-н Э инд. Норма Э-э Э изол. Э-ф
Православные христиане 10% 6% 81,5% 0% 0% 2,5%
Мусульмане 0% 20% 65% 0% 0% 15%
Католики 0% 10% 80% 0% 0% 10%
Баптисты 0% 30% 70% 0% 0% 0%
Атеисты 0% 14% 86% 0% 0% 0%
Буддисты 0% 0% 100% 0% 0% 0%
В результате обработки данных теста «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой с помощью однофакторного дисперсионного анализа, мы обнаружили, что практически все данные, предполагающие наличие ошибки по всем шкалам были меньше 0,005 и таким образом, мы можем говорить о том, что большинство респондентов сочетает позитивное отношение к своему народу с позитивным отношением к другим народам и лишь буддисты обладают позитивной этнической идентичностью.
В Заключении содержатся выводы, подтвердившие ранее выдвинутые гипотезы.
1. Особенности интерпретации смысла жизни могут зависеть от этнокон-фессиональной принадлежности человека. У исследованной группы православных христиан, первое место по количеству ответов занимают две жизненные стратегии - это жизнь для себя и жизнь для других. Для мусульман, основным жизненным смыслом является философско-религиозный подход. У католиков основной смысл бытия представлен двумя жизненными стратегиями, жизнь для себя и процесс жизни. Большинство баптистов выдвигают свою жизненную стратегию как служение Богу и высшим силам. У большинства атеистов основной жизненной стратегией выступает жизнь для себя. А у всех опрошенных буддистов смысл бытия заключается в самом процессе жизни.
2. Этноконфессиональная принадлежность человека может являться фактором, формирующим поведенческие механизмы межэтнического взаимодействия. Используя данные, полученные с помощью нескольких методик, Мы выяснили, что ценностные ориентации групп баптистов и буддистов существенно отличаются от системы представлений остальных этноконфессиональных групп, принимавших участие в нашем исследовании. Все представители баптистов и буддистов обладают высоким и средним уровнем гражданской идентичности. Равнодушие по отношению к этническим нормам и непринятие культуры своего народа, среди всех опрошенных, проявил лишь малый процент православных христиан, среди буддистов все обладают позитивной этнической
идентичностью, а приоритет этнических прав над правами человека признают часть мусульман, католиков и малая толика православных. Большая часть респондентов, среди всех представленных конфессий, сочетает позитивное отношение к своему народу с позитивным отношением к другим народам.
3. На основе диагностических исследований, интерпретации смысла жизни, можно разработать программы по формированию гражданской идентичности у людей различной этноконфессиональной принадлежности. Нами была разработана программа для преподавателей, по направленному формированию гражданской идентичности у студентов, различной этноконфессиональной принадлежности, которые могут способствовать формированию смысложиз-ненных стратегий активного гражданского поведения жителей Российской Федерации.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы психологами, специалистами, работающими с представителями различных конфессий в государственных структурах и общественных организациях, социологами, специалистами, работающими в области регулирования межэтнических конфликтов, политологами. А также при разработке учебных пособий по курсам «Этнопсихология», «Психология смысла», «Гражданская идентичность» в высших психологических, социологических учреждениях образования, на курсах повышения квалификации.
Намечены дальнейшие перспективы исследования проблемы, связанные с переходом на макроуровень: предполагается апробация предложенных рекомендации по формированию гражданской идентичности у людей различной этноконфессиональной принадлежности, в различных областях общественной и социально-политической деятельности и последующий анализ качественных изменений в сфере межэтнического взаимодействия молодежи в условиях полиэтнического региона.
Основное содержание диссертации отражено в 10-ти публикациях автора.
I. В журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций
1. Ростова E.H. Анализ проблемы гражданской идентичности в современном мире через призму восприятия смысла своей жизни [Текст] / E.H. Ростова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 4. С. 79-84. - авт. вклад 0,5 п.л.
2. Ростова E.H. Представление личности о смысле своей жизни как средство противодействия религиозному и этнонациональному экстремизму [Электронный ресурс] / E.H. Ростова // Гуманитарные и социальные науки (электронный журнал). 2012. №1. URL: http: www.hses-online.ru/2012/01/konf/38.pdf. С. 751-752. - авт. вклад 0,1 п.л.
3. Ростова E.H. Представление о смысле своей жизни у взрослых как механизм формирования толерантности в полиэтнической среде [Текст] / E.H. Ро-
стова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 2. С. 29-34. - авт. вклад 0,5 пл.
II. Остальные работы:
4. Ростова E.H. Особенности профессионального самоопределения молодежи в условиях модернизации образования [Текст] / E.H. Ростова / Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования. Материалы Первой Международной научно-практической конференции (24-26 ноября 2010). Ростов-на-Дону: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2010. С. 416-420. - авт. вклад 0,25 п.л.
5. Ростова E.H. Особенности восприятия смысла своей жизни, представителями различных этнических групп [Текст] / E.H. Ростова / Оценка научного развития психологических и педагогических наук. Материалы VII Международной научно-практической конференции для студентов, аспирантов и молодых ученых и V Международной конференции, посвященной проблемам общественных наук (23 февраля 2013). М.: Изд-во МНЦПиП и Центра гуманитарных исследований «Социум», 2013. С. 62-65. - авт. вклад 0,25 п.л.
6. Ростова E.H. Самосознание личности и представление о смысле своей жизни у взрослых [Текст] / E.H. Ростова // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. №10/3. С. 45-48. - авт. вклад 0,45 п.л.
7. Ростова E.H. Самосознание личности как средство противодействия религиозному и этнонациональному экстремизму [Текст] / E.H. Ростова / Психология и Педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XXII Международной научно-практической конференции (10 октября 2011) / Под ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. 128131. — авт. вклад 0,25 п.л.
8. Ростова E.H. Смысложизненные ориентации как средство формирования толерантности в молодежной среде [Текст] / E.H. Ростова / Эффективная работа над диссертацией. Материалы Всероссийской молодежной научной школы. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2012. С. 180-182. - авт. вклад 0,15 п.л.
9. Ростова E.H. Смысложизненные ориентации как средство формирования толерантности личности / [Текст] / E.H. Ростова / Психология и Педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XXVI Международной научно-практической конференции (13 августа 2012) / Под ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. С. 123-126. - авт. вклад 0,3 п.л.
10. Ростова E.H., ПивневаН.С. Формирование гражданской идентичности у студентов ВУЗов (на основе смысложизненных ориентации личности) [Текст]: методическая разработка / E.H. Ростова, Н.С. Пивнева. Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2013. 36 с. - авт. вклад 0,8 п.л.
Ростова E.H. Психологические особенности интерпретации смысла жизни взрослыми различной этноконфессиональной принадлежности: Ав-тореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2013. 16 с.
Печать цифровая. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Формат 60x84/16. Объем 1,0 уч.-изд.-л. Заказ № 3030. Тираж 120 экз. Отпечатано в КМЦ «КОПЯЦЕНТР» 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 19, тел. 247-34-88
Текст диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Ростова, Екатерина Николаевна, Ростов-на-Дону
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РОСТОВА Екатерина Николаевна
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СМЫСЛА ЖИЗНИ ВЗРОСЛЫМИ РАЗЛИЧНОЙ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Специальность 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)
Научный руководитель:
доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Абакумова Ирина Владимировна
Ростов-на-Дону
У описи
0420135*7^5
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата психологических наук
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................3
ГЛАВА I. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ И ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ..................................................................................................................................11
1.1. Общетеоретические подходы к проблеме смысла жизни .... 11
1.1.1. Исследование представлений о смысле жизни в отечественной психологии................................................................................................................................11
1.1.2. Теоретические представления о смысле в зарубежной психологии..................................................................................................................................................................20
1.2. Истоки этнического самосознания: взгляды на природу эт-ничности............................................................................................................................................................31
1.3. Теоретические представления о этноконфессиональной принадлежности, как о факторе формирования системы ценностных ориентации личности..........................................................................................................................................36
Выводы по I главе........................................................................................................................46
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.... 48
2.1. Задачи, реализуемые на данном этапе исследования..................48
2.2. Описание выборки испытуемых..............................................................................49
2.3. Методы и методики исследования........................................................................51
Выводы по II главе......................................................................................................................59
ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИИ У ВЗРОСЛЫХ РАЗЛИЧНОЙ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ..................................................................................................................................................................60
3.1. Результаты исследования............................................................................................60
3.1.1. Методы исследования смысложизненных ориентаций..............62
3.1.2. Методы исследования системы ценностей..........................................95
3.1.3. Методы исследования этнической идентичности..........................107
3.2. Описание статистического анализа..................................................................116
3.3. Программа формирования гражданской идентичности у студентов ВУЗов..................................................................................................................................................120
Выводы по III главе....................................................................................................................126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................................128
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................................................132
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................................................................................157
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире, человек каждый день сталкивается с новыми аспектами жизни, и ранее ему незнакомыми проблемами. Политические изменения в различных государствах и всеобщая тенденция глобализации, порождают большую мобильность населения, а ухудшение экономической ситуации в отдельных регионах мира заставляет людей покидать свою историческую родину в поисках лучших условий жизни [База данных ФОМ, 2007]. По данным всероссийской переписи населения 2010 года в РФ, насчитывается более 200 этнических групп и большая часть из них проживает на юге России [Всероссийская перепись населения, 2011]. В результате миграции возникают различные проблемы, в том числе и на этнической почве, что негативно отражается на функционировании всех социально-политических институтов государства [Абакумова И.В., 2003; Асмолов А.Г., 2008; Ермаков П.Н., 2010; Скрипкина Т.П., 2009; Солдатова Г.У., 2007; Стефаненко Т.Г., 2010].
В этой связи интерес представляет исследование смысла жизни, которые во многом определяет специфику гражданской идентичности у взрослых различной этноконфессиональной принадлежности.
Исследования, посвященные изучению смысловой сферы личности, являются в настоящее время наиболее актуальным направлением в современной психологической науке. Данной проблемой занимались: И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, JI.C. Выготский, П.Н. Ермаков, Д.А. Леонтьев, A.B. Петровский, Т.П. Скрипкина, В.В. Столин, В.Э. Чудновский [Абакумова И.В., 2002; Асмолов А.Г., 2008; Выготский Л.С., 1982; 2008; Леонтьев Д.А., 2009; Чудновский В.Э., 2012].
Вместе с тем, изучению смысложизненных ориентации с точки зрения этноконфессиональной принадлежности личности, в настоящее время, уделяется недостаточное внимание.
В психологической литературе разные авторы выделяют различные компоненты этнической идентичности: эмоциональный, когнитивный, ценностный и поведенческий [Леонтьев Д.А., 1997; Семиков В.А., 2009]. Вместе с тем, эт-ноконфессиональная принадлежность личности включает в себя как компоненты этнической идентичности, так и смысложизненные ориентации. В этой связи приобретает важное значение разработка программ по формированию гражданской идентичности в поликультурной и поликонфессиональной среде, что требует изучения психологических особенностей этнического самоопределения личности и ее смысложизненных ориентаций [Агафонов А.Ю., 2003; Савченко А.Б, 2012; Белов O.A., 2010; Грабовский А.И.; Пашукова Т.И., 2009]. В этой связи, отмечаются следующие противоречия:
- между необходимостью выявления смысложизненных ориентаций у представителей различных этносов и национальностей, проживающих на территории РФ, и недостаточным количеством разработок в этой области;
- между ростом числа межэтнических столкновений, и недостаточным использованием возможностей этнической конфликтологии, обладающей значительными ресурсами в области взаимодействия с позиции гражданской идентичности.
Вышеперечисленные противоречия и теоретические предпосылки, существующие в современной психологии, порождают проблему исследования, которая заключается в необходимости исследования психологических особенностей интерпретации смысложизненных ориентаций взрослыми различной этно-конфессиональной принадлежности.
Предметом исследования выступает смысловая сфера личности.
Объектом исследования выступают взрослые люди различной этнокон-фессиональной принадлежности.
Цель работы заключается в изучении особенностей интерпретации смысла жизни взрослыми различной этноконфессиональной принадлежности.
Цель исследования конкретизирована в следующих задачах:
Теорет ические
1. Рассмотреть и проанализировать понятие смысла жизни, а также основные подходы к интерпретации смысла жизни как базового элемента внутренней картины мира личности.
2. Изучить специфику представлений о смысловом содержании жизненного пути личности в современном обществе.
3. Проанализировать возможные отличия в особенностях интерпретации смысла своей жизни взрослыми различной этноконфессиональной принадлежности.
Методические
4. Рассмотреть возможный комплекс методов и методик для оценки представлений о смысле жизни.
5. Сформировать методический комплекс для исследования специфики интерпретации смысла своей жизни (интервью, стимульный и диагностический материал) с целью выявления сходства либо различия в картине мира у взрослых различной этноконфессиональной принадлежности.
Эмпирические
6. Изучить особенности интерпретации смысла своей жизни у взрослых различной этноконфессиональной принадлежности.
7. Провести сравнительный анализ интерпретации смысла своей жизни у испытуемых в зависимости от этнической и религиозной принадлежности.
8. Описать и классифицировать представления о смысловом содержании жизни у взрослых.
Гипотезы исследования:
1. Особенности интерпретации смысла жизни могут зависеть от этноконфессиональной принадлежности человека.
2. Этноконфессиональная принадлежность человека может являться фактором, формирующим поведенческие механизмы межэтнического взаимодействия.
3. На основе диагностических исследований, интерпретации смысла жизни, можно разработать программы по формированию гражданской идентичности у людей различной этноконфессиональной принадлежности.
Теоретико-методологической основой исследования являются: отечественные общепсихологические теории ценностно-смыслового развития (И.В. Абакумова, Е.Ю. Артемьева, JI.C. Выготский, П.Н. Ермаков, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.И. Слободчиков, Е.В. Субботский, O.K. Тихомиров); представления о смысловой сфере личности и направленной трансляции смыслов (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, A.B. Брушлинский, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, В.А. Иванников, Д.А. Леонтьев, С .Я. Рубинштейн, В.В. Столин); психосемантический подход к изучению этнических стереотипов (Е.Ю. Артемьева, К.В. Бердников, А.Р. Кравцова, О.В. Митина, О.Т. Мельникова, В.Ф. Петренко, Е.Е. Пронина, B.C. Осипова); положения о развитии этнического самосознания как компонента личностного самосознания (Т.Ц. Дугарова, B.C. Мухина, Т.Л. Миронова, В.В. Столин); психологические теории этнокультурной направленности личности (Р. Билз, Т.Д. Дмитриев, И.В. Коло-колова, Н.М. Лебедева, М.Ю. Мартынова, В. Раутен, Т.П. Скрипкина, Г.У. Сол-датова, Т.Г. Стефаненко, Л.М. Сухорукова).
Этапы проведения исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2010 по 2013 годы и включало три этапа.
На первом, поисково-теоретическом этапе (с сентября 2010 по июнь 2011 гг.) осуществлялась теоретическая разработка проблемы на основе изучения философской и психологической литературы, определилась тема, объект и предмет исследования, его цели, гипотеза, задачи, методы, а также составлялся план эмпирического исследования.
На втором, экспериментальном этапе (с июня 2011 по май 2012 гг.) разрабатывалась программа эмпирического исследования и определялась база его проведения. Формировался и разрабатывался банк диагностических методик исследования, осуществлялось конструирование анкетного опросника.
Осуществлялась предварительная выборка испытуемых, с которыми потом проводилось исследование.
На третьем, обобщающем этапе (с мая 2012 по февраль 2013 гг.) были осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, уточнены его основные положения, обобщены основные результаты теоретического и эмпирического исследования, сделаны выводы, завершено оформление диссертации.
В работе было использовано несколько групп методов: теоретические: анализ научно-теоретических, философских, психологических и педагогических источников по проблеме исследования; эмпирические: методика СЖО, адаптированная Д.А. Леонтьевым, анкета на выявление смысложизненных ориентации, экспресс - опросник «Индекс толерантности», тест «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, анкета (этнопсихологический опрос), тест ценностных ориентации М. Рокича, методика «Пословицы» С.М. Петровой; методы первичной обработки: описательная статистика и метод вторичной обработки - контент-анализ; методы математической статистики: пакет программ Stastistika 5.1 и Excel 7.0, с помощью которых были применены методы описательной статистики, проведен однофакторный дисперсионный анализ, а также качественный анализ данных и графическое представление результатов.
Эмпирическая база исследования. Общее количество респондентов составило 480 человек.
Положения, выносимые на защиту:
1. Интерпретация смысла жизни как устойчивая личностная характеристика, определяющая мировоззренческие установки личности, зависит от этно-конфессиональной принадлежности человека.
2. Этноконфессиональная принадлежность человека является фактором, который формирует поведенческие механизмы межэтнического взаимодействия в поликультурном и поликонфессиональном регионе.
3. Формирование гражданской идентичности обеспечивается специальной программой, которая способствует гармоничному межэтническому принятию в условиях полиэтнического региона.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования гарантирована: общей логикой построения исследования и целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; подбором комплекса диагностических методик, использованием проверенных стандартизированных методик и корректной организацией опытно-экспериментальной работы; статистическими методами обработки полученных данных; результатами экспериментальной работы, практическим подтверждением основных положений исследования.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна. В рамках нашего исследования была дополнена теория развития этнической идентичности в условиях полиэтничного региона.
Были обнаружены существенные различия в представлении о смысле человеческого существования у представителей различных этнических и религиозных групп.
Были выявлены половозрастные различия в формировании смысложиз-ненных ориентаций. У большинства женщин понимание смысла жизни с возрастом меняется, а у мужчин остается неизменным. Определена динамика изменения смысложизненных ориентаций. В зрелом возрасте, большинство опрошенных смыслом жизни, выбирают «жизнь для других», а молодежь предпочитает «жизнь для себя».
Выделены учебные предметы, помогающие человеку в поиске смысла жизни: психология, философия, литература, история.
Были выявлены различия уровня гражданской идентичности у представителей различной этноконфессиональной среды. Самый высокий уровень граж-
данской идентичности наблюдался у баптистов и буддистов, ответы остальных респондентов были в пределах нормы.
Теоретическая значимость исследования. Рассмотрены представления о смысложизненных стратегиях граждан Российской Федерации в контексте этноконфессиональной принадлежности личности.
Расширены представления о структурно-содержательных характеристиках смысложизненных ориентации у представителей конкретных этнических групп в соответствии с этноконфессиональной принадлежностью.
Заложен потенциал для дальнейших исследований этнического компонента в процессе формирования гражданской идентичности в российском обществе.
Практическая значимость исследования. Разработаны и апробированы две анкеты, первая представляет собой этнопсихологический опрос и позволяет определить этноконфессиональную принадлежность личности; вторая же направлена на изучение представлений человека о его месте в мире и о смысле его существования. Разработаны рекомендации по направленному формированию гражданской идентичности у студентов и взрослых, различной этноконфессиональной принадлежности.
Апробация и внедрение работы. Материалы диссертации докладывались на заседаниях кафедры общей психологии и психологии развития факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 20102013); Первой Международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования» (Ростов-на-Дону, 2010); Фестивале «Мир Кавказу» (Ростов-на-Дону, 2010-2012); на XXXIX и ХХХХ научных конференциях сотрудников, аспирантов и студентов факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2010-2012).
Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе на факультете психологии Южного федерального университета.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 работ общим авторским объёмом в 3,55 усл.п.л., из них 3 работы - в журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения; трех глав; заключения, включающего основные выводы, программу по формированию гражданской идентичности и перспективы дальнейшего исследования проблемы; библиографического списка, включающего 238 источников, в том числе 11 - на иностранных языках; 9 Приложений. Работа иллюстрирована 54 Рисунками и 24 Таблицами. Содержание работы изложено на 181 странице.
ГЛАВА I. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ И ЭТНИЧЕСКОЕ
САМОСОЗНАНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
1.1. Общетеоретические подходы к проблеме смысла жизни
1.1.1. Исследование представлений о смысле жизни в отечественной психологии
Долгое время в отечественной психологии смысл определялся как персональное выражение истинного отношения человека к объектам, на которые направлена его активно�