автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Психологические взгляды Фомы Аквинского
- Автор научной работы
- Крашенинников, Евгений Евгеньевич
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Крашенинников, Евгений Евгеньевич, 2002 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава первая. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ФОМЫ АКВИНСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ.
1.1. Анализ концепции Фомы Аквинского в отечественной истории психологии.
1.2. Анализ психологических взглядов Фомы Аквинского в философской литературе.
Глава вторая. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ФОМЫ АКВИНСКОГО.
2.1. Сенсуализм и интеллектуализм процесса познания.
2.2. Структурно-диалектический метод исследования психологических явлений.
2.3. Иерархизм как способ целостного описания психической жизни.
Глава третья. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ФОМЫ ' АКВИНСКОГО В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЦЕЛОСТНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
3.1. Структура человеческого познания.
3.2. Проблема личности и проблема развития человека.
Введение диссертации по психологии, на тему "Психологические взгляды Фомы Аквинского"
На протяжении многих столетий психология не являлась самостоятельной наукой и развивалась в рамках философии, используя её методы исследования, а собственную проблематику разрабатывая в процессе решения задач философского характера. Анализируя психологические взгляды философов древности и нового времени, мы можем проследить генезис современных проблем, исследуемых психологией, понять логику изменения психологических воззрений и, в результате, строить обоснованные прогнозы развития научно-психологической мысли в будущем.
Для этого, в первую очередь, необходимо иметь целостное представление о развитии психологии во всей её противоречивости. Невозможно исследовать логику развития науки, пропуская целые тысячелетия её истории. В отечественной истории психологии почти не уделялось внимания важным пластам становления европейской мысли: неоплатонизму, средневековой философии (во всём её многообразии и неравнозначности) и немецкой классической философии; анализу некоторых концепций отводилось от нескольких абзацев до нескольких строк, большинство же не рассматривались вообще даже в наиболее обстоятельных работах.
При этом важность полноценного изучения истории психологии, в том числе и в указанные эпохи, постоянно подчёркивалась. М.Г.Ярошевский1 настаивает на важности «творческого диалога с прошлым» и в качестве примера приводит линию Фома Аквинский - Франц Брентано -Вюрцбургская школа - функционализм - феноменология - Курт Левин. «Приведём несколько примеров творческого диалога с прошлым. В один из критических моментов развития психологии, когда она, выходя из недр
1 Ярошевский М. Г. История психологии. - 3-е ичд., дораб. - М.: Мысль, 1985. - 575 с. философии и естествознания, утверждалась в качестве самостоятельной науки, было выдвинуто несколько программ её построения. Одну из главных программ предложил Ф.Брентано. Будучи католическим священником, он основательно знал официальную философию католицизма - томизм (от лат. Thomas - Фома) - направление, основанное Фомой Аквинским, который адаптировал к теологическим догматам учение Аристотеля. Брентано, проведя специальный анализ этого учения (т. е. проделав историческое исследование, даже написав монографию об Аристотеле), наметил в книге «Психология с эмпирической точки зрения» план исследования актов целостного сознания»1. Причём, согласно М.Г.Ярошевскому, Брентано не просто находился под воздействием общефилософских постулатов Фомы Аквинского, но разрабатывал конкретные проблемы, намеченные в его трудах. Так Брентано актуализировал мысль Фомы о том, что «образы эти (чувственные - Е.К.) актуализируются благодаря специальной организации сознания, а не создаются самим индивидом».
М.Г.Ярошевский описывает «линию Брентано» как альтернативу психологии В.Вундта и выводит из неё вюрцбургскую школу, функционализм и феноменологию. Аналогичной точки зрения придерживается и Б.М.Величковский, который отмечая продуктивность психологии, основы которой были заложены Ф.Брентано, характеризует её следующим образом: «В своей работе «Психология с эмпирической точки зрения» он обратился к иной, чем В.Вундт, традиции - учению Аристотеля в его схоластической интерпретации, данной Фомой Аквинским. Определяющим принципом всего психического для Фомы Аквинского являются intensions animi - направленные на деятельное воплощение духовные силы человека. В результате феномены сознания были описаны не как более или менее сложные структуры элементов, а как интенционально направленные на предметы психические акты. Эта точка зрения повлияла на К.Штумпфа. и О.Кюльпе., а через них на гештальтпсихологов и
1 Ярошевский М. Г. История психологии. - 3-е изд., дораб. - М.: Мысль, 1985. - 575 с. - С. 6-7. вюрцбургскую школу. Её следы можно встретить и в американской психологии, прежде всего в работах У.Джеймса., разделившего «моё» и «Я» как соответственно познаваемую и познающую части личности. Одним из последствий этого было появление новой области - психологии мышления»1.
М.ГЛрошевский обращает внимание «на важную роль такого общения с историей., которое оказало влияние на формирование психологии в конце XIX в. как самостоятельной опытной науки»2, указывая, что «изучение истории мысли под определённым углом зрения оказалось весьма полезным»3.
Наименее же разработанной в отечественной истории психологии является область изучения средневековой научной психологии. Известный историк психологии В.А.Роменец4 показывает становление психологической мысли в эту эпоху как неотъемлемую часть непрерывного процесса развития культуры и настаивает на детальном и подробном изучении средневековой психологии. В.А.Роменец отмечает специфические черты средневековой психологии, которые открыли новые перспективы для исследования человека, и это, в первую очередь, построение категориального аппарата науки на основании бинарных структур, позволяющее рассматривать мир в его реальной противоречивости5, при этом придерживаясь принципа единства различных психических проявлений6, а также символизм мышления, позволяющий выстраивать истинную феноменологию, а не т фактологию .
Период Средневековья охватывает более тысячи лет, в которые творили такие признанные авторитеты философии как Августин, Альберт
1 Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 336 с. - С. 26.
2 Ярошевский М. Г. История психологии. - 3-е изд., дораб. - М.: Мысль, 1985. - 575 с. - С. 7.
3 Там же, с. 7.
4 Роменець В. A. Icropbi психологи стародавнього ceiiy i середшх вшв. - Кшв: Головне видавшщгво видавничого об'еднання «Вища школа», 1983. - 416 с.
5 Там же, с. 331.
6 Там же, с. 407.
7 Там же, с. 334.
Великий, Ансельм Кентерберийский, Абеляр, Фома Аквинат, Оккам, Эриугена и др., перу которых принадлежат оригинальные онтологические, этические и гносеологические концепции, предлагающие ответы на вопросы о сущности человека, структуре познавательных способностей, взаимоотношения человека и мира, развития человеческой души. Не менее богата оригинальными идеями и восточная линия развития христианства, которая не рассматривается в отечественных исследованиях, как философская, но в зарубежных включается в анализ общего процесса развития философского знания. Концепции человека Оригена, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Хризостома, Дионисия Ареопагита (Псевдо-Дионисия) и других видных богословов обсуждаются с философских позиций, наряду с признанными древнегреческими или нововременными теориями1. Даже авторы, характеризующие данную эпоху как «картину глубокого упадка культуры»2, когда мышление даже наиболее известных учёных «зажато в рамки христианской догматики»3, не могут не отметить, что существовали и в то время концепции, всё-таки подававшие «некоторые признаки жизни»4, а результатом их применения являлось «постепенное накопление действительных знаний»5.
Я.Сус указывает на существование двух прямо противоположных воззрений на значение средневековой мысли. Отвергая крайности «клерикального» подхода, однозначно оценивающего средневековые взгляды на природу человека как «позитивные и высокопродуктивные»6, автор отмечает, что «выдвижение на первый план лишь негативных сторон и черт развития средневековой философии является ' односторонним и
1 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. - TOO TK «Петрополис», 1997. - 368 с.
2 История философии. Т. 1. Философия античного и феодального общества. - Под ред. Г. ф. Александрова, Б. Э. Быховского, м. Б. Митина, П. Ф. Юдина. - М.: Политиздат при ЦК ВКП(б), 1940. - 492 с. - С. 399.
3 Там же, с. 466.
4 Там же, с. 480.
5 Там же, с. 409.
6 История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1991. - 590 с. - С. 287. антиисторическим»1. Я.Сус подчёркивает, что «средневековье не является глухим периодом в области философского мышления и что конфликты и противоречия этого периода принесли много ценного, стимулирующего, что нельзя игнорировать»2.
Абстрактно-метафизической концепцией», «школьной практикой. старого времени» называет А.Ф.Лосев противопоставление Ренессанса и средних веков, которые описываются как время «господства церковной догмы, отсутствия яркого развития науки и искусства», время «мистики и мракобесия»4. По мысли А.Ф.Лосева, средневековые авторы уже поставили те важнейшие проблемы, которые будет разрабатывать последующая наука, и предложили новые идеи, развитые их последователями или даже противниками в дальнейшем. В этом отношении интересны сами дискуссии о хронологии эпохи Возрождения, когда одни авторы видят его существенные черты уже в XII (К.Брук5) или XIII веке (А.Ф.Лосев6), а другие, наоборот, и XV век считают завершением Средневековья (И.Хёйзинга ), что не является простой формальностью, так как позволяет совершенно по-иному оценить генезис философских, психологических и естественнонаучных концепций.
К сожалению, из всех многочисленных и разнообразных философских концепций Средневековья, в которых разрабатывались и проблемы души человека, только взгляды Августина попадали в поле зрения психологов несколько более подробно, в то время как и другие вышеперечисленные мыслители той эпохи заслуживают несомненного внимания. Из них особый интерес представляет Фома Аквинский (1225-1274), или Аквинат.
Во-первых, Фома, наряду с Аристотелем и Гегелем, является автором одной из немногих философских систем, охватывающих целостное бытие, в том числе и психологическое.
1 История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1991. - 590 с. - С. 287.
2 Там же, с. 287.
3 Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1978. - 623 с. - С. 13.
4 Там же, с. 13.
5 Богословие в культуре Средневековья. - Киев: Христианское братство «Путь к истине», 1992. - 384 с.
6 Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1978. - 623 с.
7 Хёйзинга Й. Осень средневековья: Соч. в 3-х тт. Т. 1. - М.: Издательская группа «Прогресс»-«Культура», 1995.-416 с.
Согласно мнению П.П.Гайденко, исследовавшей средневековую философию, «творчество Фомы Аквината, Дунса Скота, Р.Бэкона и У.Оккама по своей значимости и глубине не уступает самым основательным и продуманным учениям Нового времени»1. При этом отечественному читателю перечисленные имена мало знакомы. В этом же отношении неожиданным является и список самых значительных мыслителей прошлого, предлагаемый А.Н.Уайтхедом. Рассуждая о преемственности научной мысли, он выстраивает хорошо знакомый нам ряд наиболее выдающихся философов, но включая в него и Фому и подчёркивая при этом непреходящее значение выдвинутой им концепции: «Ниспровержения» Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Декарта, Спинозы, Лейбница, Локка, Беркли, Юма, Канта и Гегеля просто означают, что идеи, введённые этими людьми. должны конструироваться с такими ограничениями, адаптациями и инверсиями, которые им были либо неизвестны, либо они их безусловно отвергали. Новая идея всегда вводит новую альтернативу, и мы ничуть не меньше обязаны тому или иному мыслителю, когда принимаем альтернативу, которую он л отвергал» . В одном списке с Платоном и Августином, повлиявшими на всю интеллектуальную жизнь человечества и позицию человека в мире, оказывается Аквинат и у К.Ясперса: «Их воздействие на дух того, кто стремится понять их, сравнимо по своему историческому влиянию только с л влиянием систем Аристотеля, св. Фомы Аквинского, Гегеля» . Очень важна в приведённом отрывке мысль о том, что данные концепции (в том числе и Фомы) представляют собой не только исторический интерес, но и вполне продуктивны для современного человека при условии, что исследователь или просто читатель захочет понять то, что составляет их сущность.
Влияние же Фомы Аквинского на всю культуру Средневековья неоднократно отмечалось в философской литературе. Такие разные философы, как К.Ясперс, М.Бубер и Н.А.Бердяев, дававшие
1 В кн.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с. - С. 19.
2 Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. - М.: Прогресс, 1990. - 720 с. - С. 283.
3 Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с. - С. 510. противоположные оценки творчеству Аквината, выделяли его, как ключевую фигуру для понимания духа Средневековья (не только философии того времени, но и всей культуры и повседневной жизни). «Данте описал жизнь людей и бесплотных духов, но идейные контуры этой картины подсказал ему Фома Аквинский» - пишет М.Бубер1. К.Ясперс отмечает, что «духовное творение средневековья. находит своё полное выражение в системе Фомы а
Аквинского и поэтике Данте.» . Тот же ряд выстраивает и Н.А.Бердяев, неоднократно сближая тех же деятелей культуры в своих аналитических суждениях3.
Вообще, значение учения Фомы Аквинского, с первых лет вызывавшего яростные споры и даже попадавшего под запрет в католической церкви4, тем не менее в истории развития человеческой мысли признавалось и его сторонниками и его противниками, которые выделяли как и содержательную сторону, так и особенности научного мышления и даже стиля произведений Фомы. Один из первых гуманистов Возрождения Лоренцо Валла отмечает «.необычайную тонкость письма, .изобилие, разнообразие, совершенство учений.»5. Главный оппонент И.Ньютона, философ, физик и математик Г.В. Лейбниц пишет: «Фома Аквинский - автор, который имел привычку исследовать всё глубоко.»6, «.в сочинениях. св. Фомы. содержится больше истинного, чем обычно кажется, им не столько не достаёт истинности, сколько способа изложения.» . Даже Р.Декарт, которого часто противопоставляют Аквинату, отвечая М.Катеру, профессору теологии в католическом университете Лувена, постоянно сближающему
1 Бубер Мартин. Два образа веры / Под. ред. П. С. Гуревича, С. Я. Левит, С. В. Лс юва. - М.: Республика, 1995.-464 с.-С. 167.
2 Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с. - С. 252.
3 Бердяев Н. А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - 383 с. - С. 229-230, 233. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - 480 с. - С. 271.
4 Коплстон Ф.Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. - Долгопрудный: Вестком, 1999. - 276 с. - С. 247.
5 Лоренцо Валла. Похвальное слово святому Фоме Аквинскому. // В кн.: Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. -М.: Изд-во «Наука», 1989. - 480 с. - С. 382.
6 Лейбниц Г.-В. Сочинения в четырёх томах: Т. 4. / Ред. и сост., авт. вступ. статьи и примеч. В. В. Соколов. -М.: Мысль, 1989. - 554 с. - С. 348.
7 Лейбниц Г.-В. Сочинения в четырёх томах: Т. 1. / Ред. и сост., авт. вступ. статьи и примеч. В. В. Соколов. -М.: Мысль, 1982. - 636 с. - С. 177. позиции Фомы и Декарта1, пишет: «Впрочем, я ни в чём не расхожусь здесь с Ангельским доктором»2.
Отечественный религиозный мыслитель В.Соловьёв, анализируя учения Фомы и других мыслителей средневековья, пишет, что они «.по совершенству своей логической формы представляют духовный памятник, которым ум человеческий может только гордиться» и даже обсуждает вопрос, не следует ли признать их близость к истине и «. остановиться на этом высоком и величественном мировоззрении.»3. Один из лидеров русского экзистенциализма Н.А.Бердяев характеризует томизм как «философию общего или здравого смысла»4, другой - JI.Шестов - постоянно полемизируя с Фомой, «нормальным теологом»5, выступая против его стремления к объективности, существования истинного знания о мире, истинных феноменов, а, следовательно, и истинных вещей, называет при этом Фому «гениальным Аквинатом»6, «человеком тончайшего философского ума и гениальным диалектиком» , и, как похвала, звучит его о суждение: «С. Фомой Аквинским можно спорить» . А один из виднейших западных психологов 20-го века Э. Фромм ссылается на Фому, когда хочет обосновать своё понимание рациональности9.
Во-вторых, к произведениям Аквината как к важнейшему авторитету обращаются представители одной из трёх наиболее развитых философских школ современности на Западе - неотомисты, причём именно по проблеме человека, которая является центральной в неотомизме. Ж.Маритен отмечал, Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т. 2 /Сост., ред. и примеч. В. В. Соколова. - М.: Мысль, 1994. - 633 с. - С. 7681.
2 Там же, с. 93.
3 Соловьёв В. С. Сочинения в 2 т. Т. 1 / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги. - М.: Мысль, 1990. - С. 740.
4 Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря / Сост. И послесл. П. В. Алексеева; Подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. - М.: Республика, 1995. - 383 с. - С. 210.
5 Шестов Лев. Сочинения в двух томах. Т. 1. Власть ключей. / Сост., научн. подг. текста, вступ. ст. и примеч. А. В. Ахутина. - М.: Изд-во «Наука», 1993. - 672 с. - С. 110. Там же. - С. 126. Там же. - С. 183.
6 Там же, с. 531.
7 Там же, с. 566.
8 Шестов Лев. Сочинения в двух томах. Т. 2. На весах Иова (Странствования по душам). / Сост., научн. подг. текста, вступ. ст. и примеч. А. В. Ахутина. - М.: Иэд-во «Наука», 1993. - 560 с. - С. 187.
9 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. / Авт. вступ. ст. П. С. Гуревич. - М.: Республика, 1994. - 447 с. - С. 230. что есть только две существенные и принципиально различные концепции человека: Декарта и Фомы - и называл Фому Аквинского «апостолом нашего времени»1, подразумевая под этим не столько религиозное содержание, сколько значимость идей Аквината для решения современных, насущных проблем человечества. «Учение св. Фомы, вновь обретая свой победительный дух, смело обращаясь к новым проблемам и новым положениям» , поможет решить проблемы культуры, особо актуальные во второй половине XX века. И главным в трудах Фомы Аквинского является, по мысли Ж.Маритена, тот метод, с помощью которого он исследовал взаимоотношения мира и человека. «Горе мне, если я не рассуждаю по
•5 томистски» - таков пафос Ж.Маритена.
Согласен с ним и другой лидер неотомистской философии Э.Жильсон. Изучение наследия Фомы Аквинского заключается не столько в том, чтобы узнать его мнение по поводу различных философских вопросов, сколько попробовать понять способ его мышления, исследовательский метод, изучать явления «в соответствии с мыслью св.Фомы, и, в первую очередь, с тем, как он понимал практику философских рассуждений»4. Более того, Э.Жильсон опровергает один из основных постулатов критики томизма, утверждающий, что томистская схоластика является догматичной по своему основанию. «Томист - это свободомыслящий человек»5. «Следовать за св.Фомой - это значит быть открытым для любой истины»6. А для этого «мы должны судить с точки зрения св.Фомы о комментаторах его произведений, вместо того, чтобы рассматривать его учение с точки зрения этих комментаторов» .
И, в-третьих, философия Фомы Аквинского лежит в основе представлений о человеке католической церкви. Одним из чётко постулируемых убеждений данной конфессии является мысль о тем, что в
1 Работы Жака Маритена по культурологии и истории мысли. - М.: ИНИОН РАН, 1992. - 172 с. - С. 45.
2 Маритен Ж. Знание и мудрость. / Пер. с франц. Л. М. Степачева; науч. Ред. И. С. Вдовина. - М.: Научный мир, 1999. -244 с. С. 69.
3 Маритен Ж. Философ в мире. - М.: Высш. ппс, 1994. - 192 с. - С. 5.
4 Жильсон Э. Философ и теология. - М.: Гнозис, 1995. - 192 с. - С. 146.
5 Там же, с. 162.
6 Там же, с. 166.
7 Там же, с. 165. основе процессов, событий и организации реальной жизни лежат, в первую очередь, идеологические (в том числе и философские) представления о мире и человеке, «.некая основная форма философских знаний и в наше время может быть обнаружена в тех постулатах, которые послужили основой для создания законодательства разных стран и международного права, регулирующих нормы общественной жизни» - пишет глава католической церкви1. Описывая главные принципы католической концепции человека, Иоанн Павел II называет «принципы противоречия, целесообразности и причинности, концепцию личности как свободного и разумного субъекта.»2. А Фома Аквинский рассматривается как исследователь, наиболее полно воплотивший данный подход к изучению человека. Он характеризуется, как мастер диалога с разными культурами, автор, глубоко анализирующий проблему человеческого разума и, в связи с этим, добровольности и осознанности человеческих поступков3.
С 1879 года система взглядов Фомы Аквинского является официальной философией католической церкви. К данной конфессии принадлежит более миллиарда человек, что, учитывая высокое организационное начало католичества не может не отражаться и на психологических воззрениях верующих-католиков. Понимание специфики этих взглядов может способствовать выстраиванию межкультурного и межконфессионального понимания и диалога, что является особо актуальным в наше время, когда религиозные проблемы зачастую опять выходят на одни из первых позиций в общении между людьми и между народами.
Таким образом, цель данной работы - проанализировать психологические взгляды Фомы Аквината, определить их место в структуре
1 Энциклика Вера и разум (Fides et ratio) Его Святейшества Папы Римского Иоанна Павла II. - М.: Издательство Францисканцев, 1999. - 152 с. - С. 6.
2 Там же, с. 7.
3 Там же, с.62-65. развития психологической мысли, ввести их в содержание отечественной истории психологии.
Объектом исследования является творчество. Фомы Аквинского. Под творчеством Аквината мы понимаем как его работы, так и метод, с помощью которого Фома исследовал психологические явления и продуцировал новые идеи в области изучения человека.
Предмет исследования - психологическая концепция Фомы Аквинского в контексте его мировоззрения.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования нами поставлены следующие задачи:
1. Изучить характеристику взглядов Фомы Аквинского в отечественной истории психологии.
2. Изучить характеристику психологических взглядов Фомы Аквинского в истории философии.
3. Определить принципы разделения богословских, философских и психологических воззрений Фомы Аквинского.
4. Изучить метод анализа психологических явлений Фомы Аквинского.
5. Изучить психологические взгляды Фомы Аквинского.
6. Проанализировать основные понятия психологии Фомы Аквинского, исходя из его мировоззрения.
Положения, выносимые на защиту.
1. Иерархизм описания психической жизни, свойственный «умеренному реализму» Аквината, является опосредствованием противоречия между противоположными подходами к исследованию души человека: сенсуализмом, отводящим главную роль чувственному познанию, и интеллектуализмом, предполагающим первенство умственного познания.
2. Основным методом исследования психологических явлений у Фомы Аквинского является структурно-диалектический метод, заключающийся в поиске сущностных противоречий в исследуемом объекте и продуктивном их разрешении путём выстраивания опосредствующих категорий.
3. Введённое Аквинатом в науку о человеке оригинальное представление о личности раскрывается через выявление взаимосвязи познающей души с конкретным телом.
4. Понятия вера и разум в концепции Фомы Аквинского характеризуют личностное отношение человека к полученному знанию.
5. Развитие человека происходит в процессе совершения человеком целостных поступков, в которых воля реализует интеллектуально одобренные и аффективно окрашенные действия.
Научная новизна. Так как психологические взгляды Фомы Аквинского до сих пор не только не рассматривались целостно в российской истории психологии, но и вообще были представлены более чем фрагментарно, данная работа является первым систематическим изложением в нашей историко-психологической науке его воззрений. Это особенно актуально потому, что и в рамках отечественной истории философии (т.е. в литературе, которую предлагают использовать при изучении истории психологии) внимания средневековым взглядам на человека уделяется предельно мало. Кроме того, многие понятия, используемые при анализе психологических взглядов средневековых религиозных философов, нуждаются в переосмыслении. В работе произведён анализ концепции Фомы Аквинского, исходя из осмысления его мировоззрения.
Методами данного исследования являются:
- анализ историко-психологической и философской литературы;
- структурно-диалектический анализ.
Одной из важных проблем, вставших перед автором данной работы, явилось выделение психологических взглядов Фомы Аквинского из системы его богословских и философских воззрений.
При этом мы столкнулись со следующим противоречием: с одной стороны, необходимо отделить богословие и философию от психологии, чтобы объективно исследовать собственно психологические взгляды Аквината, но, с другой, невозможно понять многие положения Фомы в отрыве от его христианского мировоззрения.
В результате мы выбрали следующие принципы разделения:
- разделение с теологией по методу (теология идёт от уже известного, данного - христианского откровения и распространяет его на иные сферы, а другие науки движутся от неизвестного, от проблемы, которую надо решить, не опираясь на какие-либо авторитеты),
- разделение с философией по содержанию (так как в то время собственно психологических методов не существовало, то к сфере философии мы относили онтологические проблемы, а проблемы человека, его развития, познания им окружающего мира и себя самого рассматривали как психологические).
С одной стороны, данное разведение наук можно рассматривать как излишнее. Ведь анализируя взгляды древнегреческих философов, историки психологии1 описывают как их воззрения на природу бытия (например, атомизм Демокрита), так и концепции, напрямую вытекающие из религиозных представлений изучаемых мыслителей (например, учение о монадах Лейбница). Но, в случае с Фомой Аквинским, нам представляется невозможным идти по этому пути.
Концепция Аквината отличается глубоким, всесторонне разработанным философским тезаурусом. Перед тем как ввести в текст новое
1 Ждан А. Н. История психологии: Учебник. - М.: И >,д-во МГУ. 1990. - 367 с. Ярошевский М. Г. История психологии. - 3-е изд., дораб. -М.: Мысль. 1985. - 575 с. Ярошевский М. Г. История психологии. От античности до середины XX век: Учебное пособие для высших учебных заведений. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 416 с. понятие, Фома подвергает его содержательному анализу, рассматривает различные варианты понимания и соотносит с уже используемыми. В результате за внешней похожестью некоторых основных концептуальных утверждений на употребляемые в современной философии могут скрываться принципиальные расхождения и наоборот: разными понятиями будет выражаться одна и та же мысль. Так, например, Фома Аквинский отрицательно относился к идеалистической философии и основные свои труды посвятил во многом дискуссиям с её представителями современниками Фомы (в первую очередь с Бонавентурой). Но содержание понятия материи, из которого Аквинат выстраивал свою «реалистическую» и материалистическую» философию принципиально разнится с современным словоупотреблением. Конечно, и в современной философии существуют разные течения и направления, но в них уже выработана система понимания друг дуга, система «перевода» понятий с языка одной концепции на языки других. Подобная же работа проделана во многом и в отношении древних авторов и авторов Нового времени. А монографии на русском языке, посвященные аналитическому разбору понятийного языка средневековых авторов, отсутствуют (за исключением работ С.С.Неретиной, посвященных 1
Абеляру , и Д.В. Джохадзе и Н.И.Стяжкина с анализом воззрений Оккама ). Отсутствуют в библиотеках Москвы и работы зарубежных исследователей творчества Фомы Аквинского, посвящённые данным вопросам. В связи с этим, нам представлялось научно некорректным вводить в систему историко-психологического знания содержание философии Фомы, которое ещё не адаптировано историей философии.
Опираться на конкретные теологические труды Аквината также явилось бы сомнительным предприятием, так как в культуре существует широко распространённый постулат о том, что богословское знание
1 В кн.: Абеляр П. Тео-логические трактаты / Вступ. ст., сост. Неретиной С.С. - М.: Прогресс, Гнозис, 1995. -413 с.
2 Джохадзе Д. В., Стяжкин Н. И. Введение в историю западно-европейской средневековой философии. -Тбилиси: Издательство «Ганатлеба», 1981. - 316 с. принципиально отличается от научного знания. Произошло это в результате переноса на богословие традиционного представления о противоположности, а часто и о принципиальном антагонизме науки и религии. Снять это противоречие невозможно до тех пор, пока не будет проведён содержательный анализ методов богословия, сущности богословского мышления, пока не будет показана принципиальная разница или принципиальное тождество теологии и других наук. Во второй главе данной диссертации этот вопрос будет подвергнут нами более детальному рассмотрению. Но до тех пор, пока не существует приемлемой модели взаимосвязи богословия и конкретных наук, мы посчитали некорректным привлечение для анализа психологической концепции Фомы Аквинского содержания его теологических произведений.
При этом в перспективе такое рассмотрение необходимо.
Другая важная проблема - текстологическая. На русском языке практически не существует квалифицированных переводов Аквината, а из издания в издание перепечатываются одни и те же отрывки из подборки С.С.Аверинцева1 и фрагменты небольших работ Аквината «О сущем и сущности» и «О началах природы» . Это касается всех хрестоматий по истории философии, изданных за последние пятнадцать лет, когда с наследия Фомы Аквинского были сняты идеологические запреты4. Причём, данные
1 Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 1, ч. 1 и 2, Философия древности и средневековья. / Ред. коллегия: В. В. Соколов и др. - М.: Мысль, 1969. - 936 с. Полностью воспроизведено в: Боргош Ю. Фома Аквинский. Пер. с польск. М. Гуренко. Изд. 2-е. - М.: Мысль, 1975. - 184 с. - и в: Фома Аквинский. Из произведений. // Символ, № 33, 1995. - С. 7-184.
2 Фома Аквинский. О сущем и сущности. // В кн.: Историко-философский ежегодник. - 1988 / Отв. Ред. Н. В. Мотрошилова. - М.: Наука, 1988. - 384 с.
3 Фома Аквинский. О началах природы. // В кн.: Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой: Сб. ст. / Отв. Ред. В. П. Гайденко. - М.: ИФАН, 1991. - 131 с.
4 Мир философии: Книга для чтения. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. - М.: Политиздат, 1991. - 672 с. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 624 с. Философия. Часть 1. История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. И. Кириллова, С. И. Попова, А. Н. Чумакова. - М.: Юристъ, 1996. - 304 с. Хрестоматия по истории философии: Учеб. Пособие для вузов. В 3 ч. 4. 1. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - 448 с. Хрестоматия по философии. / Под ред. В. Н. Гасилина. - Саратов: СВШ МВД РФ, 1996. - 224 с. Хрестоматия по философии / Сост.: В. Ф. Юлов и др. - Киров: Вят. гос. пед. ун-т, 1996. - 129 с. Хрестоматия по философии. - М.: Моск. госуд. текстильная акад. Им. А. Н. Косыгина, 1998. - 154 с. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Под ред. и сост. А. А. Радугин. - М.: Центр, 1998. - 432 с. Хрестоматияпо философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997. -544 с. Хрестоматия по философии. Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев, ВУЗов. Составители В. А. тексты не могли быть основными источниками цитирования, так как
1 2 касаются, преимущественно, вопросов философских или богословских . Отдельные цитаты из Аквината приводятся в издаваемой ныне религиозной л литературе , но эти отрывки носят богословский характер. Текстов Фомы Аквинского на латинском языке или на современных иностранных языках в библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга нами обнаружено не было. Любезно предоставленный нам И.Б.Шияном «Комментарий к «Политике» Аристотеля»4 на украинском языке также не затрагивает психологической проблематики Аквината. Перевод 1-го тома «Суммы против язычников»5 вышел в 2001 году, но и эта книга носит более теологический характер, так как написана в миссионерских целях противодействия ересям. Работы «О единстве разума против аверроистов», затрагивающая непосредственно психологические вопросы, и богословские труды «О вечности мира» и «О сущем и сущности» (в новом переводе) с параллельным латинским текстом опубликованы в 2002 году6 и были нам недоступны в процессе работы над диссертацией. Поэтому вывод А.В.Апполонова о том, что «Фома Аквинский - один из наиболее читаемых и издаваемых в России средневековых мыслителей»7 представляется нам преждевременным, учитывая обширность литературного наследия Аквината и изданные практически полностью собрания сочинений средневековых мыслителей христианского Востока. Мы
Пшенай-Северин, Н. М. Пшенай-Северина. - СПб: СМИО Пресс, 1998. - 253 с. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991. - 464 с.
1 Фома Аквинский. О началах природы. // В кн.: Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой: Сб. ст. / Отв. Ред. В. П. Гайденко. - М.: ИФАН, 1991. - 131 с. Фома Аквинский. О сущем и сущности. //В кн.: Историко-философский ежегодник. - 1988 / Отв. Ред. Н. В. Мотрошилова. - М.: Наука, 1988. - 384 с.
2 Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 1, ч. 1 и 2. Философия древности и средневековья. / Ред. коллегия: В. В. Соколов и др. - М.: Мысль, 1969. - 936 с.
3 Джордан Омэнн, О. Р. Христианская духовность в католической традиции. - Рим - Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. - 416 с. Лейн Т. Христианские мыслители. - СПб.: «Мирт», 1997. - 352 с. Рожков В. Очерки по истории Римско-Католической Церкви. - М.: Духовная библиотека, 1998. - 320 с.
4 Аквшський Тома. KoMeirrapi до Ар1стотелевси <<Полггики>> / Передм. В. Котусенка. - К.: Основи, 2000. -794 с.
5 Фома Аквинский. Сумма против язычников. Книга первая. / Пер., вступ. ст., комм. Т. Ю. Бородай. — Долгопрудный: Вестком, 2000. - 464 с
6 Фома Аквинский: Сочинения / Составление, перевод с латинского, вводная статья и комментарии А.В.Апполонова. - М.: Едиторная УРСС, 2002. - 264 с.
7 Там же, с. 5. в своей работе пользовались переводами текстов Фомы, распространяемых среди доминиканцев и доминиканских терциариев г. Москвы (монастырь Св. Апостола Андрея Первозванного, братство Св. Креста, группа Св. Екатерины Сиенской) и г. Санкт-Петербурга (монастырь Св. Екатерины Сиенской), используемых в Колледже католической теологии Св. Фомы Аквинского (г. Москва) - ныне Колледж теологии, философии и истории Св. Фомы Аквинского. Данные переводы осуществлялись с польских, испанских и итальянских изданий Фомы Аквинского, в-основном, священниками, работавшими в Москве (о. Войчех (Делик), о. Анджей (Белят), о. Александр (Хмельницкий), о. Гектор и др.). Поэтому при оформлении ссылок на цитаты из произведений Аквината, взятых из книг на русском языке, мы будем приводить подстрочную ссылку на данное издание с указанием страницы, а при цитировании текста по рукописному переводу - ссылку внутри текста на соответствующее место в произведении Фомы Аквинского по общепринятым международным правилам: название работы (СТ - «Сумма теологии», СПЯ -«Сумма против Язычников» (или «Сумма философии» по другим изданиям), названия остальных работ будут приводиться полностью), римская цифра -том (для второго тома «Суммы теологии» первая часть обозначается II-I, вторая - II-II), арабская цифра - вопрос (для «Суммы теологии») или глава (для «Суммы против язычников»). При необходимости для «Суммы теологии» будет вводиться ещё одна арабская цифра, обозначающая номер возражения или ответа.
Третья проблема - терминологическая. Понятия, употребляемые Фомой Аквинским, начиная от основополагающих: бытие, сущность, существование и т.п. - не соответствуют современному употреблению; тем более сложно адекватно проанализировать их с точки зрения современной психологии. В отечественной философии единственной попыткой проанализировать адекватность перевода терминов Аквината на русский язык и язык отечественной философии являются примеры, приводимые
С.С.Неретиной1. Поэтому адаптация данных понятий к современному психологическому языку максимально затруднена. Так исследователи творчества Фомы Аквинского переводят слово «persona» как «личность» (напр., А.Ф.Лосев2, Д.В.Джохадзе и Н.И.Стяжкин3. Такая традиция перевода берёт своё начало в богословии, когда латинские термины и русские имели своим основанием один источник - греческое богословие. И в этом отношении понятие «persona» возникает из догматов Никейского (325 г.) и Константинопольского (381 г.) Соборов о единстве бога в трёх лицах. В дальнейшем в отечественном богословии понятия «лицо» и «личность», употребляемые в данном контексте, слились и стали содержательно заменять друг друга как синонимы. То же произошло и в процессе распространения их на соседние области знания. Аналогичная картина наблюдалась и в западном богословии, когда понятие «persona» вышло за теологические рамки и стало употребляться в отношении человека, то есть в том изначальном контексте, откуда оно было извлечено для богословских целей. Но теперь уже это понятие было насыщено новыми смыслами, так как применение термина «persona», употребляемого уже по отношению к богу, при повторном распространении в сферу человеческой психологии, приписывает человеку новые свойства. Но так как данная логика употребления понятия идентична в Европе и в России, то исследователям представлялось адекватным переводить понятие «persona» как личность. Греческое слово «psyche» современником Фомы Аквинского Вильгельмом из Мёрбека было впервые переведено латинским словом «anima»4 вне зависимости от контекста употребления или принадлежности к какой-либо философской концепции. В русском языке сложилась аналогичная традиция перевода данного греческого слова в святоотеческих трудах. Отсюда и слово «anima»,
1 Неретина С. С. Верующий разум. К истории средневековой философии. - Архангельск: Илд-во Поморского педуниверситета, 1995. - 368 с
2 Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. - М: Мысль, 1978. - 623 с
3 Джохадзе Д. В., Стяжкин Н. И. Введение в историю западно-европейской средневековой философии. -Тбилиси: Издательство «Ганатлеба», 1981. - 316 с.
4 Боргош Ю. Фома Аквинский. Пер. с польск. М. Гуренко. Изд. 2-е. - М.: Мысль, 1975. - 184 с. - С. 21. употребляемое авторами, пишущими на латинском, переводилось единообразно. Впрочем, та же традиция удержалась и в европейских культурах. В данной работе мы во всех возможных случаях находили для понятий, используемых Фомой Аквинским, соответствующий психологический эквивалент, стараясь не нарушать общепринятую в философской литературе традицию переводов. Консультации по проблеме перевода категорий предоставлены нам к.ф.н. А.Е.Крашенинниковым (Северный Международный университет) и к.ф.н. Д.Б.Масленниковым (Башкирский государственный педагогический университет).
Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры детской психологии Mill У (ноябрь 1996 года), на заседании кафедры психологии развития Mill У (март 2000 года), на постоянно действующем семинаре «Структурно-диалектический подход в психологии» на факультете дошкольного воспитания МИГУ (февраль 1995 года), на факультете педагогики и психологии МПГУ (октябрь 1999, ноябрь 2000). Полученные материалы использовались в практике преподавания курса «Истории психологии» (Российский Новый университет, Международный Славянский институт им. Г.Р.Державина) и спецкурса «Психология мышления и творчество» (Московский педагогический государственный университет).
Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения трёх глав, заключения и списка цитируемой литературы (127 источников, из них 16 на иностранных языках).
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённого исследования нами было выявлено значение психологической концепции Фомы Аквинского для историко-психологической науки.
История средневековой психологии представляет собой то звено, анализ которого позволяет увидеть преемственность психологических концепций авторов древности и более поздних психологических теорий. Так как это была во многом переходная эпоха, то именно тогда во всём многообразии смогли проявиться и синтезироваться как проблемы, поставленные ранее, так и новые подходы к их решению. Средневековье характеризуется повышенным интересом к проблеме человека, так как человек воспринимался и исследовался как образ и подобие бога. При этом исследование человека носило конкретный, укоренённый в его материальных, телесных свойствах, реалистический характер, потому что человек изначально представал как творение, живущее в земном, созданном, материальном мире. Психологическая концепция Фомы Аквинского опиралась на достижения античной психологической мысли, но, в то же время, в ней были подняты новые проблемы, которые до сих пор находятся в проблемном поле современной психологии.
Психология в Средние века развивалась как в рамках философии и теологии, где была представлена оригинальными концепциями человека, среди которых теория Фомы Аквинского занимает важное место, но не является единственной, так и в других сферах духовной жизни, потому что открытия, которые происходили в то время в сфере живописи или архитектуры, раскрывали новые перспективы в изучении человеческих желаний, стремлений и познавательных способностей. Это многообразие средневековой мысли и культуры не нашло адекватного отражения в отечественной истории психологии. Соответственно, отсутствует и целостный анализ с точки зрения психологической науки и проблемы человека теории Фомы Аквинского, как виднейшего философа Запада.
Согласно данному исследованию, принципиальным для понимания психологической жизни человека в концепции Фомы Аквинского было холистское описание психической жизни. Принцип холизма впервые в психологии получил полное раскрытие в концепции Аквината. Он понимал человека как целостность тела и души, неразрывное единство конкретного физического тела и души, которая не только его оформляет, делает существующим, но и сама зависит от него, как по своей сущности, так и в конкретных проявлениях. Именно поэтому для Фомы Аквинского было недостаточным описание человека только путём анализа его когнитивных способностей, развитие которых должно было бы разъяснять всю многообразную мотивацию человеческих поступков. Фома приходит к новым принципам объяснения душевной жизни через анализ неразрывной взаимосвязи души и тела. Вводимые Аквинатом конструкты, раскрывающие данный подход, в современной психологии наиболее адекватно можно соотнести с понятием личности.
Данное представление о человеке с необходимостью вытекает из принципов целостного мировоззрения Фомы Аквинского. В работе нами были выделены основные черты христианского онтологического отношения к миру в католической традиции (историзм истин веры, наличие объективной истины, целостность и единство мира, ценность существующего материального мира как творения, принципиальная познаваемость мира, познаваемость нематериальных явлений через анализ реальных материальных объектов). Опираясь на вышеназванные положения, нами высказано предложение о переносе главной проблемы теории познания человеком окружающего мира, которая у Фомы Аквинского находила выражение в выделении двух типов познания: веры и разума, - из области исследования познавательных процессов в сферу личности. Анализируя теорию познавательных способностей Аквината с позиции историзма получаемого христианином знания по вопросам веры, мы обнаружили принципиальную тождественность этих знаний тем, которые достигаются с помощью разума. Но, единые с точки зрения механизма получения, они пр-разному мотивируют человеческие поступки, так как исходной точкой одного из них является, с позиции христианина, неопровержимая абсолютная истина, а другого - способности человеческого понимания - ограниченного, хотя и максимально совершенного из всех существующих в природе. Данный подход позволяет совершенно по-новому взглянуть на психологический облик как средневекового человека, так и современного верующего. Сознание верующего христианина и проявления его религиозной жизни перестают быть принципиальной загадкой для исследователя-психолога, и основным направлением становится сфера изучения отличий его конкретного поведения в различных реальных, обыденных ситуациях от поведения неверующего.
Особую оригинальность психологической концепции Фомы Аквинского придаёт метод, которым он пользовался при исследовании проблемы человека. Так как Аквинат при анализе явлений окружающего мира выделял в исследуемом предмете или воззрении противоположности и выстраивал их опосредствование, то это позволило нам соотнести данный метод с описанным в психологической науке структурно-диалектическим методом исследования психологических явлений и сделать вывод .о использовании Аквинатом такого метода. Именно структурно-диалектический метод позволил Фоме Аквинскому разработать революционную для Средневековья теорию иерархичности психической жизни, которая смогла соединить несоединимые противоположности: сенсуализм, с его доверием опытному знанию и рассмотрением человека как «чистой доски», заполняемой впечатлениями, получаемыми исключительно посредством ощущений, и интеллектуализм, предполагающий, что разум является ключевой способностью в истинном познании мира, выделяющей человека из ряда остальных живых существ. Аквинат выстроил иерархическое представление о психической жизни, в котором одна способность объяснялась через другую и могла достигать необходимых результатов в познании истинных свойств окружающего мира только в синтезе с противоположной.
Фомой Аквинским детально описана структура человеческого познания. Аквинат раскрывает познание реальности как вхождение познаваемого предмета в познающий субъект, но не в виде третьего предмета, а как формального начала - образа. При этом форма, согласно философии Фомы, - активное начало, движущая сила. Поэтому новый образ является новым основанием человеческой активности, не совпадающим ни с изначальным субъектом, ни с внешним побудителем. Чем больше душа дополняется другими формами, тем более увеличивается и способность к познанию, так как познание перестаёт зависеть от первоначальных материальных форм.
Чувства Фома делит на внутренние (общее чувство, пассивная и активная память, способность суждения), имеющие органическую основу, и бестелесный интеллект, лишённый качеств познаваемых предметов и способный поэтому познавать любую реальность. Интеллект Фома описывает не только как выработку суждений, но и как умственную память (сохранение понятий), и как желания, без которых никогда не бывает процесса познания. Страсти определяют не только стремление к объекту, но и познание его, являясь материалом для умственного желания (воли), которая направляет их.
Согласно нашему исследованию, несомненный интерес представляет воспитательная концепция Фомы Аквинского. Рассмотрение им процесса образования как процесса формирования и совершения целостных поступков, являющих собою иерархический синтез способностей человеческой души: намерения, заключающегося в интеллектуальном выборе цели, рассуждения, избирающего средства, лучше всего подходящие для решения поставленных задач, суждения разума, утверждающего выбор, волевого согласия на принятие оптимального варианта и свободного выбора. Согласно Аквинату, совершение и повторение поступков во всей описанной полноте, лежит в основе развития человека.
Понимание психологической концепции Фомы Аквинского является первым шагом к пониманию нового историко-психологического пласта -истории средневековой психологии. Перед исследователями встаёт несколько задач.
1. Изучение психологических представлений наиболее выдающихся мыслителей Средневековья, среди которых, в первую очередь, Августин, Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Абеляр, Альберт Великий, Бонавентура, Иоанн Дуне Скот, Уильям Оккам.
2. Анализ развития психологического знания в средние века в свете основных проблем, решаемых наукой о человеке в эту эпоху.
3. Проведение целостного анализа развития психологической мысли в средние века.
4. Исследование генезиса психологической мысли Средневековья.
5. Исследование преломления и отражения психологической мысли Средневековья в процессе дальнейшего развития психологии.
6. Изучение психологии человека Средневековья в контексте культуры той эпохи.
Решение этих задач позволит психологам получить более целостное представление о генезисе психологического знания и психологической проблематики и выстраивать научные прогнозы о перспективах развития психологической науки.
134
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Крашенинников, Евгений Евгеньевич, Москва
1. Абеляр П. Тео-логические трактаты / Вступ. ст., сост. Неретиной С.С. -М.: Прогресс, Гнозис, 1995. -413 с.
2. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: «Coda», 1997.-343 с.
3. Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 1, ч. 1 и 2. Философия древности и средневековья. / Ред. коллегия: В. В. Соколов и др. М.: Мысль, 1969.-936 с.
4. Баянова Л. Ф. Роль диалектических преобразований в обобщении младшего школьника. Автореф. . канд. психол. наук. М.: МПГУ им.В.И.Ленина, 1995. - 16 с.
5. Бедуэлл Ги. История Церкви. М.: Христианская Россия, б/г. - 304 с.
6. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 383 с.
7. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480 с.
8. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря / Сост. И послесл. П. В. Алексеева; Подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. М.: Республика, 1995.-383 с.
9. Бибихин В. В. Католические теологи и философия. // В кн.: Католическая философия сегодня. М.: Ин-т философии АН СССР, 1985. - 144 с.
10. Богословие в культуре Средневековья. Киев: Христианское братство «Путь к истине», 1992. - 384 с.
11. П.Боргош Ю. Фома Аквинский. Пер. с польск. М. Гуренко. Изд. 2-е. М.: Мысль, 1975.- 184 с.
12. Бронзов А. А. Аристотель и Фома Аквинат в соотношении к их учению о нравственности. СПб, 1884.
13. Бубер Мартин. Два образа веры / Под. ред. П. С. Гуревича, С. Я. Левит, С. В. Лёзова. М.: Республика, 1995. - 464 с.
14. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 336 с.
15. Веракса Н. Е. Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников. Автореф. . докт. психол. наук. М., 1991. - 32 с.
16. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество. // Вопросы психологии, 1990, N 4. С. 5-14.
17. Веракса Н. Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии, 1987, N 4. С. 135-139.
18. Веракса Н. Е. Структурно-диалектический метод построения психологического знания. / XI международная конференция. Логика, методология, философия науки. Т. 4. Москва-Обнинск. - С. 171-175.
19. Гайденко В. П. О трактате Фомы Аквинского «О началах природы» // В кн.: Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой: Сб. ст. / Отв. Ред. В. П. Гайденко, М.: ИФАН, 1991. - 131 с.
20. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга третья. СПб: Наука, 1994.-584 с.
21. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1996.-336 с.
22. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т. 1. / Сост., ред. изд., авт. Вступ. Ст. и примеч. В. В. Соколов. М.: Мысль, 1989. - 622 с.
23. Грецкий С. В. Проблемы антропологии в философских системах Ибн Сины и Фомы Аквинского. (Сопоставительный анализ в контексте проблемы Восток-Запад). Автореф. . канд. филос. н. Душанбе: АН Тадж. ССР, Ин-т философии и права, 1999. - 20 с.
24. Гриншпун И. Б. Введение в психологию. М.: Институт практической психологии, 1996. - 152 с.
25. Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т. 2 /Сост., ред. и примеч. В. В. Соколова. М.: Мысль, 1994.-633 с.
26. Дзикевич Е. А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. Автореф. . канд. филос. н. -М.: МГУ, 1986. -21 с.
27. Джордан Омэнн, О. Р. Христианская духовность в католической традиции. Рим - Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. - 416 с.
28. Джохадзе Д. В., Стяжкин Н. И. Введение в историю западно-европейской средневековой философии. Тбилиси: Издательство «Ганатлеба», 1981. -316 с.
29. Доброхотов А. Л. Трактат Фомы Аквинского «О сущем и сущности». // В кн.: Историко-философский ежегодник. 1988 / Отв. Ред. Н. В. Мотрошилова. - М.: Наука, 1988. - 384 с.
30. Душин О. Э. Истина и бытие в высокой схоластике. Автореф. . канд. филос. н. СПб.: С-Пб гос. Ун-т, 1992. - 18 с.
31. Ждан А. Н. История психологии: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
32. Жильсон Э. Избранное. Том 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. - 496 с.
33. Жильсон Э. Философ и теология. М.: Гнозис, 1995. - 192 с.
34. История философии. Т. 1. Философия античного и феодального общества. Под ред. Г. ф. Александрова, Б. Э. Быховского, м. Б. Митина, П. Ф. Юдина. - М.: Политиздат при ЦК ВКП(б), 1940. - 492 с.
35. История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 1991. - 590 с.
36. Карсавин Л. П. Культура Средних веков. Киев: Символ & AirLand, 1995. -208 с.
37. Катехизис Католической Церкви. М.: «Рудомино», 1996. - 760 с.
38. Коплстон Ф.Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. Долгопрудный: Вестком, 1999. - 276 с.
39. Короткое Н. Д. Кризис философии католицизма. К.: Политиздат Украины, 1987.- 175 с.
40. Красников А. Н. Методология современного неотомизма. М.: Изд-во МГУ, 1993.-80 с.
41. Крашенинников Е. Е. Диалектические и формальнологические структуры в изучении развития ребёнка. // Психология сегодня. Ежегодник РПО. Т.2. Вып.З.-М., 1996. -С. 63-64.
42. Крашенинников Е.Е. Психологическая концепция Фомы Аквинского и структурно-диалектический метод исследования психологических явлений. //Перемены. Педагогический журнал. N 6, 2001. С. 100-118.
43. Лейбниц Г.-В. Сочинения в четырёх томах: Т. 1.7 Ред. и сост., авт. вступ. статьи и примеч. В. В. Соколов. М.: Мысль, 1982. - 636 с.
44. Лейбниц Г.-В. Сочинения в четырёх томах: Т. 4. / Ред. и сост., авт. вступ. статьи и примеч. В. В. Соколов. М.: Мысль, 1989. - 554 с.
45. Лейн Т. Христианские мыслители. СПб.: «Мирт», 1997. - 352 с.
46. Лоренцо Валла. Похвальное слово святому Фоме Аквинскому. // В кн.: Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.: Изд-во «Наука», 1989.-480 с.
47. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, .1978. - 623 с.
48. Лосев А. Ф. Хаос и структура./ Сост. А. А. Тахо-Годи и В. П. Троицкого, общ. ред. А. А. Тахо-Годи и В. П. Троицкого. М.: Мысль, 1997. - 831 с.
49. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция./ Сост. А. П. Поляков. М.: Республика, 1995. - 400 с.
50. Лупандин И. В. Атомизм и континуализм в средневековой философии: логико-методологический анализ. Автореф. . канд. филос. н. М.: Ин-т истории естествознания и техники, 1989. - 26 с.
51. Маритен Ж. Знание и мудрость. / Пер. с франц. Л. М. Степачева; науч. Ред. И. С. Вдовина. М.: Научный мир, 1999. - 244 с.
52. Маритен Ж. Философ в мире. М.: Высш. шк., 1994. - 192 с.
53. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 544 с.
54. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. - 672 с.
55. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. -М.: Политиздат, 1991. 624 с.
56. Николай Кузанский. Сочинения в 2-х т. / Общ. ред. В.В.Соколова и З.А.Тажуризиной. М.:Мысль, 1980.-471 с.
57. Наги Станислав. Католическая Церковь. Богословские обоснования. -Рим-Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. 318 с.
58. Немов Р. С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение. Владос, 1994.-576 с.
59. Неретина С. С. Верующий разум. К истории средневековой философии. -Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. 368 с.61.0всиенко Ф. Г. Проблема человека в философии католицизма. К.: О-во «Знание» УССР, 1986. - 48 с.
60. Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; Под. Ред. А. В. Петровского. -3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1986. 464 с.
61. Пупар Поль. Вера Католической Церквию. М.: Центр по изучению религий, 1992.-120.
62. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей -1054 г.). Брюссель: Издательство «Жизнь с Богом», 1964. 614 с.
63. Работы Жака Маритена по культурологии и истории мысли. М.: ИНИОН РАН, 1992.- 172 с.
64. Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 2-е изд., испр. / Подгот. Текста В. В. Целищева. Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1997. -815 с.
65. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами / Ред. англ. Изд. П. Фулкас; Общ. ред. и предисл. Проф. В. А. Малинина. — М.: Республика, 1998.-479 с.
66. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 368 с.
67. Рожков В. Очерки по истории Римско-Католической Церкви. М.: Духовная библиотека, 1998. - 320 с.
68. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. - 488 с.
69. Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново. // Символ, № 33, 1995. -С. 7-184.
70. Соколов В. В. История древней и средневековой зарубежной философии. Уч.-мет. Пособие для ст-тов-заочников филос. ф-тов гос. Ун-тов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. - 64 с.
71. Станчене Д. М. Б. Проблема соотношения разума и религиозной веры в неотомизме (на материалах буржуазной Литвы 1918-1940 гг.). Автореф. . канд. филос. н. - М.: Акад. Общ. Наук при ЦК КПСС, 1983. - 20 с.
72. Соловьёв В. С. Сочинения в 2 т. Т. 1 / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги. М.: Мысль, 1990.
73. Стокяло В. А. Гносеология Фомы Аквинского и её интерпретация западногерманскими неотомистами. Автореф. . канд. филос. н. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. - 16 с.
74. Тоттон Мэри. Лекции по истории церкви. М.: Русские словари, 1997. -232 с.
75. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. -720 с.
76. Философия. Часть 1. История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. И. Кириллова, С. И. Попова, А. Н. Чумакова. М.: Юристъ, 1996.-304 с.
77. Философская энциклопедия. Т. 5. / Гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Советская энциклопедия, 1970. - 740 с.
78. Фома Аквинский. Из произведений. // Символ, № 33, 1995. С. 7-184.
79. Фома Аквинский. О началах природы. // В кн.: Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой: Сб. ст. / Отв. Ред. В. П. Гайденко. -М.: ИФАН, 1991. 131 с.
80. Фома Аквинский. О сущем и сущности. // В кн.: Историко-философский ежегодник. 1988 / Отв. Ред. Н. В. Мотрошилова. - М.: Наука, 1988. - 384 с.
81. Фома Аквинский: Сочинения / Составление, перевод с латинского, вводная статья и комментарии А.В.Апполонова. М.: Едиторная УРСС, 2002. - 264 с.
82. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Книга первая. / Пер., вступ. ст., комм. Т. Ю. Бородай. Долгопрудный: Вестком, 2000. - 464 с.
83. Франк С. JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - 511 с.
84. Франк С. Л. Сочинения. / Вступ. ст., сост., подг. текста и прим. Ю. П. Сенокосова. М.: Изд-во «Правда», 1990. - 608 с.
85. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. / Авт. вступ. ст. П. С. Гуревич. М.: Республика, 1994. - 447 с.
86. Хёйзинга Й. Осень средневековья: Соч. в 3-х тт. Т. 1. М.: Издательская группа «Прогресс»-«Культура», 1995. - 416 с.
87. Хрестоматия по истории философии: Учеб. Пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 1. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - 448 с.
88. Хрестоматия по философии. / Под ред. В. Н. Гасилина. Саратов: СВЩ МВД РФ, 1996.-224 с.
89. Хрестоматия по философии / Сост.: В. Ф. Юлов и др. Киров: Вят. гос. пед. ун-т, 1996. - 129 с.
90. Хрестоматия по философии. М.: Моск. госуд. текстильная акад. Им. А. Н. Косыгина, 1998.- 154 с.
91. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Под ред. и сост. А. А. Радугин. М.: Центр, 1998. - 432 с.
92. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997. - 544 с.
93. Хрестоматия по философии. Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев, ВУЗов. Составители В. А. Пшенай-Северин, Н. М. Пшенай-Северина. СПб: СМИО Пресс, 1998. - 253 с.
94. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3-х т.: т. 3: Т-Я / Ред. кол.: С. С. Аверинцев (гл. ред.) и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.-783 с.
95. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991. -464 с.
96. Честертон Г. К. Вечный человек. М.: Политиздат, 1991. - 544 с.
97. Шестов Лев. Сочинения в двух томах. Т. 1. Власть ключей. / Сост., научн. подг. текста, вступ. ст. и примеч. А. В. Ахутина. М.: Изд-во «Наука»,1993.-672 с.
98. Шестов Лев. Сочинения в двух томах. Т. 2. На весах Иова (Странствования по душам). / Сост., научн. подг. текста, вступ. ст. и примеч. А. В. Ахутина. М.: Изд-во «Наука», 1993. - 560 с.
99. Шиян И. Б. Предвосхищающий образ как средство диалектического мышления у дошкольников. Автореф. . канд. психол. наук. М.: Институт развития личности РАО, 1995. - 16 с.
100. Шрейдер Ю. А. Лекции по этике: Учебное пособие. М.: МИРОС,1994.- 136 с.
101. Шрейдер Ю. А. Этика. М.: Текст, 1998. - 271 с.
102. Энциклика Вера и разум (Fides et ratio) Его Святейшества Папы Римского Иоанна Павла II. М.: Издательство Францисканцев, 1999. - 152 с.
103. Эразм Роттердамский. Философские произведения. / Отв. ред. В.В.Соколов. -М.: Наука, 1986. 704 с.
104. Якунин В.А. История психологии: Учебное пособие. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - 379 с.
105. Ярошевский М. Г. История психологии. 3-е изд., дораб. - М.: Мысль, 1985.-575 с.
106. Ярошевский М. Г. История психологии. От античности до середины XX век: Учебное пособие для высших учебных заведений. 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 416 с.
107. Ярошевский М. Г., Анцыферова JI. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. / Под ред. А. А. Смирнова. М.: Педагогика, 1974. - 304 с.
108. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. - 527 с
109. Аквшський Тома. KoMemrapi до Арютотелево1" «Полггики» / Передм. В. Котусенка. К.: Основи, 2000. - 794 с.
110. Роменець В. А. 1стор{я психологи стародавнього свггу i середшх вшв. -Кшв: Головне видавництво видавничого об'еднання «Вища школа», 1983. -416с.
111. Barrett Mary Constance. An experimental study of the thomistic concept Of the faculty of imagination. Washington: The catholic univ. of America press, 1941.-51 p.
112. Bennet Owen. The nature of demonstrative proof. According to the principles of Aristotle and Aquinas. Washington: The catholic univ. of America press, 1943. - 95 p.
113. Snell Roberta. The nature of man in Aquinas coinpared with the nature of man in American sociologian. Washington: The catholic univ. of America press, 1942,- 192 p.
114. Chydenius Johan. Humanism in medieval concepts of man and society. -Helsinki, 1985. 52 p.
115. Copleston Friderick C. Thomas Aquinas. London: Search press; New York: Barnes and Noble books, 1976. - 271 p.
116. Gilson Etienne. Le thomisme. Introduction a la philosophie de S. T. d'Aquin. P.: Vrin., 1947. - 552 p.
117. Hoban James Henri. The thomistic concept of person and some of its social implications. Washington: The catholic univ. of America press, 1939. - 97 p.
118. Kenny Antony John Patrick. Aquinas. Oxford univ. press, 1980. - 86 p.
119. Ledvina Jerome Paul. A philosophy and psychology of sensation, with special reference to vision According to the principles of Aquinas. -Washington: The catholic univ. of America press, 1941. 143 p.
120. Linehan James Colman. The rational nature of man. With practical reference to the effects of immorality on intelligence according to Aquinas. -Washington: The catholic univ. of America press, 1937. 127 p.
121. Peifer John Friderick. The concept in thomism. N. Y.: Bookman, 1952. -225 p.
122. Sleva Victor Edmund. The separated soul in the philosophy of
123. Aquinas. Washington: The catholic univ. of America press, 1940. - 204 p.
124. Wyser Paul. Thomas von Aquin. Bern: Frankle, 1950. - 78 p.