Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Психология трансформации образа в художественно-графической деятельности учащихся

Автореферат по психологии на тему «Психология трансформации образа в художественно-графической деятельности учащихся», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Автореферат
Автор научной работы
 Симоненко, Светлана Николаевна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Киев
Год защиты
 1990
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Психология трансформации образа в художественно-графической деятельности учащихся"

ншю-йссвдшталъшй ИЖТИТУТ ПСЯ'иЮГИИ УССР

На правах рукописи

СШ01ЕК.0 СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

ПСИХОЛОГИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗА В ХУДО!'ЕСТШНТО-ГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

19.00.01 - общая психология,история психологии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кацпдодта психологических наук

Киев - 1990

Работа наполнена в Научно-исследовательском институте психологии УССР.

Научный руководитель - доктор псих ологочв стих наук, щ>о$оевср В.А. Мояяхо

Официальные оппоненты« доктор философских наук, профессор Л.Т. Лвв^ш кандидат психологачвскнх наук* - старший научный оотрудник Т.К. Третяк

Ведущая организация - Одесский государственный университет им. И.". Мечникова

Завита состоится " " _________ 1990 г. в 14.30 на

заседании специализированного совета К 113.04.01 р Научно-ис-ледовательскои институте психологеи УССР по адресу i 2520^3, Киов-33, ул.Степана Халтурина, 2.

С диссертацией можно ознакомиться в билиотеке НИИ психологии УССР.

Автореферат разослан "_" ________ 1990 г.

Ученый секретарь , специализированного совета хавдидат пслхологиче скех *»аук

М.И. АЖССШЗА

ОБ.7Л ГЛРА.ТЯРЖУКА РДЕО'Л!

Актуальное гь проблеж. На современном этепн рар.еития нашего обгрства, когда успех перестройки зазисчт, в частности, от интенсивности иннсрационных процессов ло всех сТерах '-голо-вече скол деятельности, возросла как никогда раныге потребность в творчески шеляпих специалистах. Этим обусловлена актуальность исследований, направленных на изучение п сих ол о ги че ских йакон>-мзркостей процесса решения творческих задач и поиск подходов к его оптимизации.

Существует ряд работ, в которое изучались особенности процесса решения творческих задач в условиях технической и. конструкторской деятельности /З.Л/'илерян, З.А.'Голяко, П.С.ГТеряпе-лица, Р.А.Пономарева и др./. Настоящая работе, является -продол-генигк исследований данного направления, разрабатываемых в рамках стратегиг-' зного подхода в психологии творчества.

Различные вида худогественной деятельности*/их совокупность мы обозначаем более пироким термино;.: - худо.ественно-графическая деятельность/ развивает не только способности к --.удоест-венному творчеству, но и способствуют развитию визуального мк-" шлэния. Данный вид познавательной деягельностл лс7ит в основэ творческих процессов во многих отраслях уеловеческоЛ деятель» кости, таких, например, как гсхл он омические, сигнономические, артономические системы. Вместе с тем, как показиеоет анализ литературы, изучения визуального мшгэкия уделяется недоста- • точно внимания как и советской, так и в зарубе: но"- психологи-" ческой науке. В существующих в отечественно;"' психологии исследованиях основное згичшгае уделяется теоретическому анализу-' -данного познавательного процесса, а та':;..о изучении <;еха:;и,ч1.,св, психологических закономерностей визуального мышления в условиях ранения эргономических задач /В.П.Зикченко, "V.'.Гордон, ВЛ. Мункпов, Стрелков и др./. ..

Изучение психояогичэсша закономерностей ззиэу&льного мютлз» ния з йрсцессэ.реленНя'худшйственно-творчэских эздач-и влияния его на художественное творчество имеет прйииучрственкс теоретический характер /Р. Арнхе:"/м, В.ГГ.Пинченкр/, В данных работах подчеркивается рель визуального татарт-мя при решении худогест-век:о-тв орче еких задач, его продуктивна: хнр«тдр. Анализ литературы показывает, что а .отечественной психологической науке отсутствуют экспериментальные исследования, направл^нние на

изучение взаимосвязи визуального мышления и худскествонно-твор-чоских способностей, выяснение его механизмов и есихояогичзских особенностей в процесса ре гения творческих задач в условиях ху~ •доуественно-графической деятельное™. Актуальность обсугдаемой ■ проблемы, ее малая разработанность в советской психологической ■науке к недостаточный уровень ее разработанности в аарубе-т.ной психологии определили постановку цели настояирй работы.

Цель работы состоит в изучении взаимосвяга худеете ственно-тэорчоских способностей и основных параметров визуального мышления, а также в выявлении основных закономерностей трансформации художественного образа.

Объекте;,! настоящего исследования является прэ-десс решения художественно-графических задач учаа^лися художественных школ.

ТЬедттетл выступает психологические закономерности трансформации художественного образа, особенности его содержательных и формально-динамических компонентов.

Гипотеза исследования включает следующие аредполокенкя: шг-ду такими показателями визуального мышления, как конструктивная активность, визуально-образная оригинальность, активность в вцд-твикении визуальных гепотев и худскзствэнно-твйрческими способное стямк сузрстзует взаимосвязь.Эта взаимосвязь макет проявляться й индивидуальных приемах и способах /феркально-динемиче ские компоненты/ оперирования такт выразительными средствами, как цвет Й ' форма в процессе трансформации худокественного образа. Цвэт и форма,. являясь выразительными средствами в худа.естванн о-графической деятельности, выступают содержать,л>ннми компонентами визуального мышления, отраяаагфшк /в снятом виде/ особенности зи~ зуальшй субъективной семантики. Особенности содержательных и фор* мальнс-дкнадачесчих компонентов визуального мышления могут влиять па .оригинальнееть и выразительность художественного образами, развитие худр*ественнс-таорчесхих способностей метет оказывать: влияние активизация содержательных и формально-динамических компонентов "¿кзуалььего мыиления с поыоць» целенаправленного введения в' процесс ргяенкя худоу.ествзнно-гряфичбских задач определанных загруднязочрх условий»

В соответствии с цэлью и гипотезой исследования были .определена .слодуючге эр£очк|

I/ обобрать, на основе анализа литературы, даннаэ по проблеме худсл.еотвенкогс тьерчвегэа в пснхачопгаеско.? науке; V

2/осупу) отпить теоретический анализ ис следов аки:; визуального мышления в советской и зарубежной псгхологическо.'! науке;

3/прсвести экспериментальное исследование взаимосвязи основных параметров визуального мышления и худа:;ествзкно-творческих способностей учацяхся; •

4/разрабо?агь методику худе;: ественн о-графических задач для исследования: худсиественно-творческих способностей; психологических особенностей трансформации художественного образа; проверить ее на валидность;

5/изучить индивидуальные способы трансформация художестве иного образа;

б/выявкть индивидуальные приемы и способы оперировшшя цветом и формой как средстваш выражения содэркания художественного образа в процее'е его трансформации;

7/наматить некоторые психологические условия оптимизации процесса решения художественно-графических задач,

?'эт отологической основой исследования явились основные.'прин-ципы психологической науки: принцип единства сознания и деятельности, принцип детермнняз;/а; основные пола-опия теоретической концепции образного отражения, разработаигкэ в советской психологической науке; основныз положения системно-стратегиаиького подхода к решению творческих задач, а также осковспслагавщио разработки советской психологии о мышлении и эосприятиии как проективных процессах.

Мотоды исследования: наблюдение, Сзеоцп, анализ результатов деятельности, метод экспертных оценок /шкала Дембо/, а так;.е конкретние методики: моди^мщфовагсгал вариант нэвзрбальногс теста Торренса, оригинальная методика худспествзто-грагических задач. Статистичзская обработка данных включала зычлелегае среднего арифмзтичэского,оценок стандартного отклонения, определение значимых различий да-ду средкюя /по критерия Стьвдента/,корреляционный анализ. Все расчета проводились на Ш-С СЕ"-'"^-?.!1 .Н г»-борку для исследования вошли учащиеся худ от ественких пгкол г.Киева и г.Одессы, студенты худохестзонко-гра-аческсгс саяулугетг». ОГГК к учаи^е ся 9-х, 10-х *лассаз общеобразовательно!! д^оли.15 сего приняли участие б эксперименте. 125 пелоззх в возрасте от-II до .

1/!!т?огряша род работ 2114 на ке^едро обЬрЯ и инженерно* лслха:ог»ги КГ//автор разработки Рсианюк Л.?.

-418 лет. Шло проанализировано 5400 рисунков учацихся. Экспериментальное исследование проводилось в период с 1933 по 1290".

Научная новизна исслгдования состоит в обосновании взаимосвязи осясвнцх параметров визуального мышления и художественно-творческих способностей, раскрытии психологических закономерностей процесса трансформации художественного образа. Разработана исследовательская тактика, направленная на выявление худатест-веино-творчзских способностей, а таксе психологических закономерностей трансформации образа в художественно-графической деятельности. С этой целью создана и валидизирована тез годика художественно-графических задач,В ходе реализации данной исследовательской тактики был осущэствлен анализ структуры и гератегаалъ-ннх тецценцИ-Ч трансформации художественного образа, а такг:е дан анализ содержательных и формально-динашческих компонентов визуального мш; глчя в процессе трансформации образа.Разработа-ны с учетом специфики художественно-графической деятельности ряд затрудняющих условий с цельо определения некоторых путей оптимизации процесса решения творческих задач в условиях дачной деятельности.В работе расширено и углублено понятие "трансформация ' образа", а такке даро авторское определение такоцу психическому процессу, как визуальное мышление.

Теоретическое значение проведенного исследования заключав!— , ся в разработке концептуальной модели процесса трансформации образа в художественно-графической деятельности, в изучении структуры данного процесса, а такне его содержательны:: и формально-динамических компонентов; в выявлении особенностей процесса реве ния творческих задач в условиях худагестэенно-граФнческой деятельности.По.иученшо результаты свидетельствуют о наличии взаимосвязей мзхду содеркательными и фермально-динадачэ сгими компонентами визуального мышления и особенностями решения худсжес-тзйшо-гра^ичзских задач, уточняет современные научные Представавши о рош визу.глыюго мышления в процессе 1 зорче ства.

ТЬак^ичоскйя значимость работы состоит в разработке исследовательской уактикк, направленной на изучение психологических зат конодарпостэ:! процесса трансформации художественного образа, а ?ак:а для диагностики худоиественко-тверчееких способностей уча-:цю:ся. 'С дым ей цгльы была создает и валиднзнровена методика ху-дог:9стйенло-^ра^нчсс!П{х задйч.Такге бы от разработаны, с учетом спацв<? та дакноЯ деятельности, гагруднтоже условия решения ху-

догественно-гргфическкх задач, которые могут использоваться для оптимизации данного процесса. Полученные результаты исследования могут быть использованы при чтении курса лекций и проведении практических заняттгй пс "Обпрй психологии", в частности, • при чтении таких тем, как "Творчество", "Мышление", "Восприятие" дт студентов педагогических вузов, а так^е курсов повышения квалификации для преподавателей худогественяо-графнчештх дисциплин.

Пояснения. выносимые на защиту.

I.Сущность худгаествэнно-твор^чских слособностеП заиливается в передаче с помощью выразительных средств содержания художественного образа и своего отношения к крчу.'

^.Визуальное мышление является одним яз психических процессов, лежапрх в основе способностей к решении творческих задач, в условиях худо^ственно-графической деятельности.

3.Мэкду такими показателям визуального мышления, как конструктивная активность, визуально-образная оригинальность, активность в выдвижении визуальных топотез и худоЕествэннотгвсрчее-кими способностями супрствует взаимосвязь. Эта взаимосвязь проявляется в процессе трансформации художественного образа при решении творческих задач в условиях худояэстпэнно-графическоЯ деятельности.

4.Разработанная нами методика худонестзенно-гра^ических задач является достаточно валидным инструментом диагностики худст кественно-творческих способностей, а татс.-э индивидуальных способов и приемов трансформации худсге стЕенного образа. ,

б.Сулрствуот определенные индивидуальные способы трансформации худсскестзоннсго образа, которые в процессе овладения ху'--да.:ест?енно-грзфичес1:ол деятельностью могут развк&атвся в индивидуальные творческие стратегии субъекта. -

6.Ка оригинальность и выразительность худетестЕвшгсго-образа влияют различия в субъективном предпочтении таких содержательных компонентов визуального мышления, как цвет в форма, так-яе различия в субъекгюном предпочтении формально-динамических ксмаонвнточ: индивидуальных приемов и способов грайгфоришии данного образа.

7.Способность к созданию выразительного худог.естззаного образа мо-ет оптимчзирозпться черзз азтквкзэци» содертателышх и формалько-данм!ичес:п1Х йочпснентов визуального цьм;к!!ия с помогаю ¡.'е.теналрзвлэтеого влиягжг на них определс-шы. са-грудняя-»

щих условий.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях лаборатории психолсгаи способностей к творчества учащихся • НИИ психологии УССР} ка оеминаро "Психслого-педагогическиа вопросы подготовки молодеш к профессиональному творческому труду" •/г.Киев,1938г./{ на Всесоюзной конференции "Психолсгичеекая наука: проблемы и перспективы", посвященной 90-летию со дня рождения действительного члена АПН СССР Г.С.;;остюка /г.Киев, 1590г./

Структура и объем рабопиДиссзртация состоит из введения, трех глав, заключения, списка основной использованной литературы, вклшашрй 203 наименования, в тои числе 6 на иностранном языке, содержит 6 таблиц, 12 рисунков. Основной i'íkct диссертации излокон ка 127 страницах машинописного текста,

• ОСНОВНОЕ ССДЕР 'ЛНКЗ РАБО'Ш Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель и задачи работы, ее гипотеза, указана методологическая основа, с^орц/лированы положения, выносимые на зш^ту, показаны научная новизна, теоретическое и практическое значение исследования, а такке описаны формы его апробации,

В первой главе "Постановка проблемы исследования" рассмотре--ны основные подходы к анализу процесса тряноформгции образа в условиях худокпстверно-графической деятельности.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что изучение творческого процесса с позиций страте шального подхода проводилось з основном в условиях конструкторской деятельности. Это работы /В.А.Моляко, В.В.Рыбалко, Т.Н.Трэтяк, Е.З.Скаяун, В.С.Лозница и др/. Параду с данной деятельностью, одной из наиболее способствующих развитию творческих способностей является худол'е етвенн о« гранича екая деятельность.Основной структурно-смыслов оп единицей худозоственно-графической -деятельности является худот.с ственкцй образ. Систеисобрезушуш его свойством является сли*пгаэ в образе объективного и субъективного начал, при згой субьёктивное выступает нэ формой представления йС/ьективкого, а еторсной содержания художественного образа /Н.Л.Малинина/. На сорреыокном этапе развития философской и психолошческой науки исследования художественного образа делают от завершения и caifa категория "худа:;осл1енныЛ образ'1 нуждается в дальнейшем изученж. Об этом свидетельст?уит работы .и высказывания ряда исследователей по панно.! прсблсда /¿О.Б.Ворэв,Г.Л«Ериаш, Н.Л.Машпшна,Б.П.

Медведез, Х.Ш.ЯуубоЕа и др/. С позиций псих ологечсскол ноуки художеетвенныЛ образ рассматривается как явление идеальное, которое представлено в сознании субъекта в образах восприятия, образах представлениях, образах воображения, и предпествуе? этапу материализации худоне ственного образа.

Методологической осноаоЛ изучения категории образа в психологической науке является ленинская теория отражения, а также основные принципы теории деятельности. Вольтой вклад в теоретическую концепция образного отраве"ия внесли труды Б. Г. Ананьева, А.В.ЗапрроАца, П.А.Зинченко, В.П.Зинченко, С.В.Кравксва,С.Л.1^у-биштбйна, А.А.Смирнова, А.Н.Леонтьева.и -?,/. Наиболее продук-. титзныа яри изучения образов является исследования их с позиций системного подхода, который предполагает рассмотрение психического как целостк^го,структурированного отражательного процесса. Связьраз личных уровней когнитивной структуры обр?за подчеркивается многими психологическими и с следованиями. Тая, роль сенсорно-перцептивных и понятийных структур в мыслительном процессе отда-чал С.Л.Рубинштейн. О связи образов восприятия и образов представлений писал П.Я.Гальперин. На непрерывную связь и взэинопере-хода психических процессов, включенных в деятельность психического отражения, з-казывел Б.О.Лолсв. Единство образных и варбальнс-понятийных компонентов мышления в процессе психической переработки информации раскрыто в работах таких авторов, как ".П.Артемьева; Л.А.Гурова, В.А.'£оляко, О.Я.Шкифороза, М.А.Холвдная и др»

Приняго считать, что в художественном творчестве взкную роль играет такие психические процессы, кок образная память и воображение, при этой процессам восприятию и мыкленк» отвсдится второстепенная репродуктивная роль. Анализ литературы показывает,.что в отечественной психологии отсутствуют эксперишь-голььце исследования, направленные на изучение ромг визуального мышления в процессе художественного творчества, хотя в работах исследовс.тзлеЛ художественной деятельности и высказываниях о творчеств« изиестч иах художников срослэгивается шель о том, что вкзугльаое шмуз-ние тлэет немаловажное знатенио в процессе созданий худесоегьен-ного образа /Р.АрнхэСи, В.П.Зикчечко,Н.Я.Вслкоз, Р.Дгльксуд, Л, Матисс, И.Г.Сапегз и др/. ,

В работе дач анализ эарубэгюое и оточэстветзи иссл^дозак^!': в области визуального ыашхэкия. Расалтризается .специ^'а различных подходов к исследования дачного псиуячес.чого процесса,

раскриваются его свойства и механизмы /Р.Аркхейм, Дн-.ГМсон, Р.Грегори, Р.Иепард.Ц.Мацлер и др/. Теоретической основой исследования визуального мышления, кэк продуктивной познавательной функции, являются исследования, основывайте ся на положениях концепции "образа мира" /А.Н.Леонтьев/. Б данных работах визуальный образ рассматривается как семантическая единица продз ктивного восприятия /Е.Ю.Артеыьева, А.Д.Логвиненко, С.Д,Смирнов, З.В.Столин, В.й.Потранко и др./.Анализ литературы по Проблеме в» зуального мышления позволяет сделать вывод о недостаточной изученности роли данного познавательного процесса в творческой деятельности.

В нагаек исследовании визуальное мышление рассматривается к£1 интегральная психическая деятельность, направленная на получение преобразова!ие и создание новой визуально;! информации, основой которой является доминирующее взаимодействие таких психических процессов как восприятие и мышление, при этом образы восприятия выступают содержательными, а мыслительные операции формально- ди наыическими компонентами визуального мышления.

Под трансформацией образа мы понимаем процесс визуальной оценки наиболее существенных черт /на основе субъективного предпочтения/ воспринимаемого объекта, анализ этих черт и их организацию в новый визуальный образ посредством манипулирования визуальными стимулами

Каибояве важными, вёдущми в любой деятелыюти и в худае-ственно-грзфнчэсной, в частности, являются творческие способности. Существует шга.ество подходов к определению критериев одаренности з худл-"естзэнном творчестве. Мы согласны о А.А.Иалкк-Пашаевыц, который рассматривает;специфику художественней одаренности как способность в созданию содержательной формы, при этом в его работах Ежкая роль отесдится таким выразительным средствам, как цвет, свотлотные отношения.

;1а основании анализа литературы, мы считаем, что одням из показателей худс^естзеняо-тзбрческих способностзй является способность к созданию выразительного образа с помощью таких средст худо-зственного выражения, как цвет и форма. При в?ом цы рассматриваем с одной стороны цвет и форму, как выразительные средства, оперирсэшгие которыми ле-ит ь осново творческого решения худо-е-

1/Гог:.!ировяк1:е художественного образа является более сложным процессе« по сравнению с процессом гранс^орушип; образа и в дангоЛ работе но!ш та рассматривается,;

втвенноро образа, с другой стороны, как " ре пре з е ну ат и в ные " с ч о ; -ства образов-предаютов, приемы и способы трансформации которых отражают особенности визуального мышления субъекта, т.е. цвет и ¡>орма являют ся содэрж ат е льши ' I компонентами, а приемы и способы лашптулирования ними формально-динамическими компонентами визуального мышления.

Во второй глазе -"Организация исследования и разработка ме-години" - обосновывается исследовательская тактика,дается краткое описание методов организации и процедура эксперимента.В экспериментальную программу работы вопли: диагностика худогественно-гворчесюк способностей учащихся;диагностика особенностей визуального мышления{анализ взаимосвязей между худсьествекко-творче-скими способностями и основными параметрами визуального мышле-1шя;разработка и обоснование на основе этих зависимостей методики худобе ственло-графичзских задач,валидизация ее{исследование с помощью данной методики основных закономерностей трансформации образа в худобе ственно- графмческой деятельности учащчхся.а такте их худодественно-ткорческих спссобностей.

Результаты исследования показали,что между такими показателями методики Торренса,как вербально-обра: зая ориптнальность,визуально-образная оригинальность,конструктивная активность,активность в преобразовании сгинула и художественно-творческими способностями учащихся/показатели экспертных оценок/ существует достаточно значимая связь /Таблица I/.

Корреляционный анализ показателей нкспсртиых оценок и показателей теста Торренса.

II класс худо- IV класс худс-жеств.шполы иеств.школы II курс худож.-г.эаф, фак-та пед.икст-та

Г Р Г Р Г Р

Вербально-об" разная оригинальность 0,524 0,005 0,6 0,0005 0,565 0,0005

Визуально-образная оригинальность 0,501 0,005 0,608 0,0005 0,509 0,0005

Конструктивная активность 0,756 0,005 0,696 0,0003 0,609 0,0Г0о

Категориальная гибкость 0,157 0.0С5 0,151 кз зн. о,т«г

Яраобразование стимула С,603 0,0005 0,629 0,0005 0,591 С,ОС 05

Реэультаты эксперимента позволяют говорить о наличии тенденции к более продуктивному развитию визуального мышлениг у учащихся,-занимающихся худ оке ственн о-графической деятельностью " и отсутствием у учащихся,которые никогда/кроме курса изобразительного искусства в начальных классах/ не занимались худеетест-1 венным творчеством и не проявляют интереса к данное виду деятельности./Таблица 2/. •

Исходя из теоретического анализа,а та:ке из подученных ре-вультатов экспериментального исследования взаимосвязи основных параметров визуального мьишэния с худеш ствснн о-творче скими способностями нами была предпринята попытка разработки серии творческих гаданий,основанных на трансформации визуальных стицулод в художественный сбраз.

Цель разработки данной методики: выявление приемов ч способов трансформаш: художественного о браза, к от орые, как кг полагаем, могут быть основой развития стратегий решения творческих, задач в условиях худже стзенно-графичо ской деятельности.

Таблица 2.

Срав1ительная характеристика показателей теста Торренса у учаартхея.ке зачимадоцихсч художественным творчеством и учащихся художественных школ.

Показатели Выборка вербаль-но-образн. .оригинальность визуаль-но-сбразн. оригинальность конструк- катего- активк тивная риаяь- ность в активность нал гиб- выдвшга-КОСТЬ НИИ виз. гипотез

X 6 2 1 %

учаи^еся оби^сбра- рователь- (ПКОЛ 1,36'. 1,78 0,56 1,23 60,оэ . 22,13 15,52 3,30 „7,04 8,00

у>1£шкес<1 худ®:ест-?енных школ' 17,64 15,13 20,68 25,19 . 88,92 23,0?, 16,64 3,34 1,50 3,82

Данная методика представляет соЯсй серию /в/ творческих задач открытого типа.Эти задачи являюгея упропрнной моделью соз-дегня худса г стенного образа в условиях художественно-графической дзчтгльнэеги.Ссгсвой для создания штсдики явилась теорв-

тическая посылка о тем,что одним из основных критериев худо*е~ ственно-творчзских способностей является способность создавать художественный образ,адекватно выратаяп^й и обьектквирумий определенное идейно-эмоциональное содержание. Кз зсех средств художественного выражения цвет и £орма являются наиболее универсальными для различных видов художественного творчества.Наряду с этим,цвет и форма рассматриваются нами как содержательные компоненты визуального ютлленм, отрог ачг;по индивидуальныз особенности видения окрумаюарго mpa субъектов.'?>орыально-дкна-ыическими компонентами визуального мышления при зтом будут являться приемы и способ» оперирования цветом и <Г>срмоЗ как визуальными стимулами при трансформацией художественного образа.В качестве визуальных стшулоз нами были ззяты четыре геометрические фигуры: круг,трехугольник,прямоугольник и квадрат,а также набор/21 цвет/ каранцашой кли красок.Вэрбальншот стимулам:! выступали такие понятия,как"радость","печаль","добро","зло", "страх","цирк".Ставилась задача: оперируя данными визуалъкыш стимулами,выразить эти понятия,В инструкции предлагаемых задач вводились затрудняйте условия,разработанные нами с учетом специфики худо..е стЕ9нно-гра*иче скоЛ деятельности,такие, как .'условие колористической недостаточности,условие сюжетного ограничения, условие композиционного отраннчэния,а также условна временного ограничениям ходе исследования каш была установлена достаточно значимая валидность данной методики.Анализу подвергался как сам процесс трансформации образа,так и результат трансфоркации-натеркалязо'зонннй художественный образ.В результате подсчета количественных данных по критериям,к'/горыэ составляют обт'.') показатель - выразительность образа,иаьи были выделены три группы испытуемых по доминированию формы или цвета как выразительных средств при создании художественного сбраза.Испытуемых,Еопедших » эти группы,мы состветствзнно/по доминирущему выразительно^ средетзу/ назвали"формалясты", "колористы"," синтетики". Лостовгр-коеть различий мззаду показателям!! проверялась с помощью крите-терияСяыздента.Так ралность между показателям цветовой выразительности у испытуемых Г и II группы составила t =6,'74 при /доверительная вероятность* =0,001/.,ганныа о разности ¡.га? ду показателем "выразительность Лорш:'1 у I и II гоугга: t -2,3- при tkfr2,7Q /-¿«0,01/.Различия мекд/ показателями цвз?оьо:: выразительности у испытуемых III группы -'"синтетики" К II Группы -

"колористы",а raic:;e ме;.:ду показателями - "выразительность фор-iw" у испытуемых III группы - "синтетики" и I группы - "формалисты" оказались статистически незначимыми.Исходя из качествен. него анализа созданных художественных образов,а танке иа сравнительного анализа данных по показателю "оригинальность" у выделенных трех групп :.!С;ЛО сделать ьь'вод,что различия в доминировании определенного выразительного средства не влияют на уровень оригинальности создаваемых художественных образов.В какдой из групп на:.',:? было выделено три уровня решетя художественно-графических заданий: продуктивный,репродуктивный,творческий.

Суф отгонной, на наг бзгляд,является зависимость показателей: " вирая к те л ы i о ст ь Форш" и "гцразктельность цвета" с показателями теста Торренса,шли получены следующее зависи.-остл: при сравнении показателя "выразительность Форш" с категориальной гибкостью: кеэфицпонт корреляции составил всего лишь Р"=0,150 при р=0,01,что свидетельствует об отсутствии взаимосвязи мвкду ки-iü!; с показателем "конструктивная активность" ,"'=0,577,при р*-

0.001 г с показателем "Езрбально-обрздкая оригинальность" Г«--0:457 при р=0,01; с показателен "визуально-Образная оригинальность" Г =0,537 при р=0,01.Таким образом,мегду показателем "выразительность форма" и такими показателями визуального мышления, как "конструктивная акткшость" и "визуально-образная ори-шкчльность" существуют достаточно значимые корреляционные свя-з;';,ч?о свидетельствует о взаимосвязи между активностью операторных возможностей пзрцеитивно-мыслительного процесса,которая оп-рог.ул.чется степенью слохносги и разнообразием выполняемых визуальных прзобразований, к способностью к оперированию формой при ссзда:ши худагссгаагсюго образа.Бзаимосзязь незду показателем

"Df.'pini'.rsлы.'осто цвета" к основными параметрами тосте Горропся ыгргг^тась с ело пущих коэфици-зктах корреляту: с категориально?, п;бкосгьэ Г=0,2о4 при р=0,01,с конструктивной активностью £C,.xiI при р-=0,01,чго свидетельствует о нозкачдасстк связзй ме-

1.цу агами показателями;с яисуально-сбразноЗ оригинальностью Г-0,5x9 при р-0,001,с в^рбзльно-образной оригинальностью Г=0,735 при р-.0,С1.

Достаточно ктаччшй уроэог.ь корреляции мекду юказателаи "ч.грл.зи'.чльио:'?:. ;-р,э'?ап :i trkmi параметрами визуадьчогб мишлэ-"г-зрСально-гбразнэя оригинальность и визуально-оСрагьая орит:а:.ь!'ость свидетельствует об определенной зависимости

ду активностью вербально-семактчческого,перцептивно-секантичес-кого слоев интеллектуальной сферы объекта и способностью оперирование цветом как выразительным средством при создании художественного образа.

Таким образом,получемшз результаты подтверждают наш пред-поло:е!гия о том,что визуальное ыьшлзняэ является одним психических процессов,леяаптих в основе способностей к худо:.ес?Бвнно-цу творчеству и дают возможность перейти к следующему этапу нашего исследования - изучению психологических закономерностей трансформации образа как механизма визуального мышления в художественно-графической деятельности.

.В третьей главе "Психологические особенности трансформации образа в худо>..есгаенпо-графической деятельности" рассматривалась структура и сг>ате гиальннз тендентт трансформации худсгестБэк-ного образа}дана характеристика содержательных компонентов трансформации образа/цвео' и форма/,а гак.-:.е приемов и способов оперирования ними,как формально-динамических компонентов трансформации обраэа}намечены пути оптимизации процесса решения худогёст-венно-графических задач. ' "

Анализ специфики процесса решения худс.;ественно-графических задач позволяет рассматривать трансформацию художественного образа как трехэтшшый процесс,включаюг^й этап понимания услозкя задачи:восприятие висуальннх стимулов, оценка их"актуальных" свойств на основе сопоставления с существующий в ' сознании субъективными »талонам», опыта; II ятап - возникновение замысла: • анализ выделенных Актуальных'' свойств образов-перпзптов,возникновение образов-представлений,сравнзние их, организация/га. осно? ве оперирования образам;-лерцэя га;.т л образами предсгазлеж.т:.^/ первичного образа-замысла в процессе изображения в образ-рэзу-льтаэ/материализованный образ-замысзл/.Все «тапы рекурсивно свя-иы мегду собой и функционируют как едины!? цикл процэсса рвения. Исходя из. специфики_ худог-естЕенно-грагбической деятельности,.-.а рассматргааем гак творческие s се три этапа решения художественно-графической. задачи. • * .

Созданная нами методика,отражая процесс трансформации х>-до-■;естзенного образа,представляет собой модель визуального мышления в условиях художественно-графической деятельности.Ятз. особенность дала нам возможность проследить не только сад процо-гс решения художественно-творческой задачи,но и выязтггь некоторое

аакономериости визуального мышления, лзлаицие в основе его.Звде-ленше способы трансформации образа рассматривается как индивидуальный страте шальные тенденции в решении художество кно-твор-ческих задач на перцептивно-мыслительном уровне, I .Аналитико-синтзтичаская стратегиальная тенденция трансформации художественного образа кокет бить выражена следующей форму-

^»Oiç-'Olffc .

где Sf-стиаульный материал; Ц») -образ-замысел,выраженный. в обра-зах-п])ецставлениях,"аталонах"преда1ест8уюс,,его опыта.fr^ -азтуаль-ныэ для индивида свойства стимулов орла" или стимулов"цвет". Q^p-трансформациЕ О^вС^* 0УгЙГРазБИТИО пзрвсначального, образа-замысла через его детализацию;)^-обра э-аамы се л/результат/.

При данном способе трансформации образа наблюдается сукцес-сивносгь возникновения образа-замысла,дизергентнооть,гибкость, конструктивная активность в оперировании стимулами.

II. Ассоциативная стратогиальная тенденция трансформации ху-до-ествеиного образа} _ ■

Sf—>F(b - Ок

При данном способе ке возникает конкретный образ-представление, & сразу/сииультанно/ возникает форма-образ,его возникновение но-сот ассоциативный характер.При таком способе трансформации образа часто возникают обрезы-знаки,образы-символы.

III. Ассоциатиьно-акалиткчесяай стратегиальная тенденция

тт)ансфор?(ации художественного образа» .

S F <— Fis)-— Q-—Q—О,.. = OR r

Предъявление стицульного гатериала /5?/|выбор актуальных /щ/ стимулов по ассодаедта с вербальными понятиями.На основе /fjj/ возк-кноиение конкретных образов-представлений,подчинение их. форме-замыслу;анализ их;оценка на основе сравнения с /F,/.вы-. бор новых образов-представлений,ассоцшодкшрпгоя с формо;:-замы-слсм. •'•

IV. Апсоцкатлвнс-сннтегическая стратегиальная тенденция трансформации художественного otoasa»

Sf— h.—(h ^ОгЭД - Or. ;

У. Сравнительно-ассоциативная стратегаальная тенденция трансформации художественного образа.

5р—— Р^ВзН^ Зр^Оеи— Рг^^—Г-^^— ,0Р.,,

Предъявляется стимульный материЕЛ}а1!ализ;возкшшовение образов-представлекий на основе ассоциаций с вербальным сгину л ом; конкурс их;организация в пзрЕичный образ-^замисе л.Подученный обрьз-зашсел сравнигается с фср:ти-стиуулсл;и,если мт сходства/^/ отбрасывается,на основе сравнения идет- подбор новых фсрм-стииу-лов и т.д.Если не происходи* возникновение тогда первоначальный образ-замысел отбрасывается,начинается поиски нового об-раза-закысла.Опять начинается процесс сравнения и подбора фори-стимулоз,ассоциирующихся с ковы:,' образсц-зашслом к т.д.Этот способ чаше всего бывает непродуктивным так,как субъект но пытается целенапразлегао "строкть" офаз,бситсл опер^гровать визуальными стимулами.Основными характеристиками данного способа являютсярепродуктявяость, отсутствие целенаправленности ъ р^.пении задачи,ригидность возникновения зашсла, отсутствие конструктивной активности в преобразовании с..пульного материала.

Анализ данных стратегиальных тенденций трансформации художественного образа показал,что различия ме-чду ними заключается в особенностях сличения образон-перцептсв и образоз-представлений,альтернативном доминировании их на всех отелах процесса решения художественно-графической задачи.Так,при I и У способах трансформации художественного образа доминируют образа представления по стнстанмо к образам-перцегггам.При трансфортацчи образа по 11,111,1У способам каблпдаотся догжн.'рованк.) яерцеитяико-образного уровня нед мыслитслт.но-образнкм уровнен,худо, ествеп-ный образ трансформируется на основании о^разов-серцзпгов.З ходе эксперимента Сило установлено,что дашав способы трансформации художественного образа язл.дася универсальным» для всэх трех групп испытуемых!"колористов11,"формалистов","синтетиков". Такз.е было выявлено,что, в основному различных испчтуомх наблюдается доминирование одной или двух стратаптальных тсвдэ.гциД при ретении всей серии художественно-графических задач.При этом, решая одну и ту хе творческую задачу,разныэ испигуеше,в сонорном приыенкли "св от" стратеги алы^не тонда-гр'И,т. «.условия аада-чи мало влияли на набор способа их решения.

В данной главе дана характеристика способов оперирования цветом и формой как выразительными средствами в процессе решения худ окественно- графических задач "кол ори стают","формалистами", "сикгетиками".

Кардду со способами оперирования выразительными средствами, к шормально-цинамическим компонента!,г визуального мьыления мы относим приеш опер'.грсваиия визуальными стимулами/формой и цветои/, В процессе анализа созданных худа-вственных образов были выделены два основных приема оперирования сгимульннм материалом: прием стилизации и прием копе грунтов.Приом стилизации монет проявляться в схематизации -браза,упрощении его,символизации »Прием конструктов в процэссе трансформации образа появляется в уел синении образа,складывании его из частей/стимульного материала/, передача динамики образа черзз соотношение конструктов/частей/ и т.д.Анализ созданных образов с помощью данных приемов позволил выявить следуйте закономерности» при трансформации образа с помощке приема стилизации больпая нагрузка,как на средства выражения,падает па содержательные компоненты/цвет и форму/ - свойства, репрезентирую^ информацию об о брал е .При трансформации образа с помощью приема конструктов выразительность достигается, б основном, с помощью доминирования а выратенки семантики образа формально-динамических кошюкенгов.При построении художественного образа оперирование визуальными стимулами мскет осуирствля-ться сразу двумя/в сочетании/приемачи: стилизацие.1 и созданием конструктов.В процессе трансформации образа с помосъю данных приемов содержание худо-.ественных образоз мо. ет реализовываться 1-е роз отношения: кон траста, разделения, объединения, динашки, подавления, взаимодополняемости, столкновения, поглоцркия.

В ходе исоледованля,наряду с С ормалько-динамическими комго-нскта:лг вчзуальчего мышления, были проанализированы содер; атчль-

компошэты транп; орлации образа,их роль и особенности в процесса трулс^ ормацга; образе, влнягае па его Етоаэ* ; те л ън о ст ь. Ана ли у осут;с?злялся на материале речения худо:..естгеннс-гра'*ическкх задач. Был;! выявлены таю.6 особенности активизации процесса транс.'о.-мации художественного образа с помору введения в процесс резения задач гаки.': затруднягарт условий, как услсзио ко-лорпсгИ'К-ст'о.'1. недостаточности,условие сю' йтного сграки';о ьн лtу сло-в-:э ко':г:сз;;ц;:ог^ого огрси-пгчс-кия,условие временного ограничения.

Струхтурно-функциональный анализ процесса трансформации образа покезал.что на худауественно-творческий уровень созданного художественного образа влияют как различия в субъективном предпочтении содержательных компонентов/цвет и форма/,так и различия в субъективном предпочтении способов и приемов оперирования ими,

В заключении обобщаются полученные в работе результаты,фо-

рмулируются основныз вывода,на!®чаются перспективы исслздова-ния.

Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы: I* Худагоственно-творческие способности заключаются в восприятии своеобразия предметов реальности,воспроизведении содержания художественного образа,псзломив бго через свое индивидуальное видение мира,передаче собственного отношения к нему с помощью определенных выразительных средств.Цвет и форма являются универсальными выразительны™ срэдстваш для различных видов худокестЕенно-графической деятельности,в то да время, сильнее .других передавшими индивидуальное видение мира, отражающими сферу чувств человека.

2. Ме;*ду худог.е сг эенно-творческит способностями и такими ком-понзнтами визуального мыиления.как содержательные к формпль-но-дикамическче существует взаимосвязь,Ота взаимосвязь проявляется з процессе трансформации художественного образа при решении творческих задач в условиях художественно-графической деятельности.

3. Анализ взаимосвязи показателей худоязственно-гзорчэск.ч/с способностей и показателей визуального мышления/по мотодтю Торренса/ указывает на определенную зависимость нэ/.;ду активностью ьэрбаяьно-азмантичесхого и перцептивно-семантического слоев интеллектуальной сферы субтокта и цве^овол выразительностью художественного образа.Об этом свидетельству:*/!

. как кавдственгтй анализ экспериментального материала,так и керрелшуюнныэ связи мекду покасателем "выразительность цвета" и такими показатедши,какпзизуально-образная ориги-Н8лыюстьчи"ворбал™сг'0бразная оригинэ^ъ;,осгь',.0б;тру7 ена зависимость между активностью операторных возмот-.ностэй ви-вуальиого мышления,которая определяется степень» слс: нос^и и разнообразием выполняемых визуальных реобразований и щ-

расительносгью yopis при создании художествеиного образа. Свидетельством стого квглется качественшй анализ полученных результатов,а тагс.сз достаточно высокий уровень значимости корреляционных связей уоаду показателями "выразительность ¿орш" и такими показателями,как "конструктивная активность","визуально-образная оригинальность","активность в вы!',видении визуальных гапотез".

4. Разработанная н£и.к методика художественно-графических задач является достаточно валидным инструментом диагностики художественно-творческих способностей,а так.:е индивидуальных.закономерностей тргн^ормащш худе ествеиного образа,

5. Выявленные нами индивидуальные способы трансформации художестве-и ого образа: акалитшсо-синтетический,ассоциативно-аналитический, ассоц:?атавкый,ассоциативно-с!;нтетичоспгя,сразш?тэл1>-но-ассоциатизный - ш рассматриваем как страте гиальныё тенденции в решении худа.ествекно-графических задач.Основой данных страте гирл ьик тенденций являются различия в способах невербального преобразования информации.Эти различия зависят от особенностей доминирования ка этапах восприятия визуальной информации и возникновения замысла актуальных для субъекта свойств образоз-перцептов или образов-представлений,являвшихся,как ш полагаем,результатом функционирования сформированных в процессе предшествующего опыта действия субъекта по ш-деленкю этих компонентов и преобразованию их.

6. На оригинальность и выразительность художественного образа bxii яют различия в субъективном предпочтении содержательных и фор-мально-динамичестих коыпокентов визуального мышления.Цвет и форма,являясь выразителькшяг средствами б худо есгвэнно-графической деятельности,зысгупаю? с оде р:-.:ате ль ныли компонентами визуального мышления,отра^аюгрш/в снятом виде/ особенности визуально" субъективной семантики, ¿эрмально^динм.злескими компонентам являются индиз:;;уалъкые приемы и способы оперирования выразительным: средствами в процессе трансформации хуцо, ост бойкого образ а. В исследовании выявлены такие способы оперировагшя выразктелыпш: средствами,как "синтетический",колористический", "£ор1.чив:с?нчас1шй",а Taic.se приемы оперирования визуальными сгчуула.'^[:ггрием ст1:ллоации/до:инирогание содержательных Krat-покэктаз/ и прием конструктзв/домяккровагсге ф&ртльно -ди-пауичесгасс компонентов/. В силу этого полагав ,чтэ особен-

ности развития и вариативность взаимодействия данных приемов и способов оперирования визуальными стимулами с выдолэншли нами страте шальными тенденциями трансформации художественного образа могут являться основанием для развития различных индивидуальных стратешй решения творческих задач в художественно-графической деятельности. 7« Анализ решения художественно-графических задач показал,что Способности it созданию выразительного художественного образа оптимизируются через активизацию содержательных и формально-диышгчаских компонентов визуального кашгения с поморью целенаправленного влияния на них затрудняю^* услозий.При этом обнаружены следзющие закономерности их активизации: услозие колористической недостаточности влияет на увеличение вариативности формально-динамических компонентов траноформащгл обра-за}услозае сякетного ограничения способствовало увеличению вариативности содерхательных компонентов; условие композиционной недостаточности способствует альтернативно^ увеличению как содэржатвльных,так к формально-динамических компонентов трансформации образа;услогае временного ограничения активизирует выбор наиболее "закрепленных",присущих данному субъекту способов и приемов "видения" объекта и оперирования ним.

Анализ созданных образов дал возможность выявить закономор-ности,знание которых мскет быть использовано в диагностических, профконсулътацконных целях,а также при чтении лекций и проведении практических занятий по курсу "Об-цая психология",в частности,таких тем,как "Творчество","Восприятие","Мышление".

Основное содержание диссертации отрат.ено в следующих публикациях автора:

1. Психологические аспекты начальной профессионализации учатся УПК пс специальности "чертбЖ1шк"//Профессиональная ориентация школьников: ЗЬз.докл. Всесоюной научно-практической конференции,- Ярославль,I9BG.-C.I4I-I43.

2. К вопросу о развитии творчзской активности 'личности/ЯТсихо-логкчесиая наука: проблемы,перспективы: Тез. Всесоюзной конференции,посвяирнной 90-летию со дня рождения действительного члена АПН СССР Г.С.Костика.- кивз,1Э90.-С.100-101.

3. Психологические особенности трансформации образа в худо.кест-Бенно-графичесвом творчестве//Рефлексивные процессы и творчество: Тез.докл. и сообц, к Всесоюзной конференции пскхсло-

ГОВ.-Новосибирск,1990.- С.176-178. 4. Диагностика приемов и способов визуального мышления в условиях художественно-графической деятельности// Психология.-Киев: Рад. школа,1991.» На унр. яз./Принято з почать/.

а >

Поз.ък печати 19.11.90г. Формат 60x84 1Лв. С>теи п. 1,25п.п. Заказ ^ Тираж 100зкз.

ГортяпограЛиа Оасссвого обдаолчгр^пэаата.ивх^З.

Лэаяяа 49.