Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Современная психология творчества в ускорении научно-технического прогресса

Автореферат по психологии на тему «Современная психология творчества в ускорении научно-технического прогресса», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Автореферат
Автор научной работы
 Гаджиев, Чингиз Мирзали оглы
Ученая степень
 доктора психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1989
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Современная психология творчества в ускорении научно-технического прогресса"

АКАДЕМИЯ II А У К СССР ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГ 15 И

На правах рукописи УДК 159. 954

ГАДЖИ ЕВ ЧИНГИЗ ЛШРЗАЛИ оглы

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА В УСКОРЕНИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА Специальность 19. СО. 01 — общая психология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических паук

М О С К В А — 1 9 8 9

Работа выполнена в Центре методологии изобретательства. Официальные оппоненты:

доктор психологических наук В. А. Моляко

доктор психологических наук, профессор О. К. Тихомиров

доктор психологических наук Э. С. Чугунова

Ведущее учреждение — НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

Автореферат разослан «_» ___1989 г.

Защита состоится «_» ___ 1989 г.

в _ час. на заседании специализированного совета

Д. 002.31.01 при Институте психологии АН СССР.

Адрес: 129366, Москва, ул. Ярославская, 13.

С диссертацией ■можно ознакомиться в библиотеке Института психологии АН СССР.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат психологических наук

В. А. Кольцова

обшая характеристика, работы

Актуальность темы исследования. Всемерное ускоренно научно-технического прогресса - ключевая политичеЬкая и хозяйственная задача на 1986-1990 годы и на период до ЗООО года. На ХХУП съезде .■ КПСС Генеральный секретарь ПК КПСС товарищ М.С.Горбачев говорил; "Что мы понимаем под ускорением? Прежде всего повышение темпов экономического роста. Но нз только. Суть его - в новом качестве роста: всемерной интенсификации производства на основе научно-' технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда".*

в доклада Председателя Совета Министров СССР товарища Н.И.Рыжкова на ХХУП съезде КПСС сказано: "Стратегия управлвния ускорением научно-технического прогресса, выработанная партией, состоят, во-первых, в том, чтобы, продвигаясь широким фронтом науки и техники, концентрировать имеющиеся средства на ключевых направлениях. Во-вторых, дать простор массовому использованию надежных, проверенных практикой технических новшеств, с тем, чтобы подучить максимальную отдачу, пока они морально не устарели. В-третьих, быстро и целеустремленно вбети научные, проектные и конструкторские разработки, которые обеспечат создание и освоение принципиально-новых техники и технологии, многократно повышающих производительность труда".^

Значение ускорения научно-технического прогресса подчеркивается в материалах ХХУП съезда КПСС. "В качестве глап-ного рычага интенсификации народного хозяйства партия вцщш-ппт кардинальное ускорение научно-технического прогресса, широк» • ичпд-

1. Материалы ХХУП съезда КПСС. М.: Политиздат, 1905. с. 21.'

2. # Там кос. 23-'.

роние техники новых прколсниЛ, при.Гцшнадьно-новФ технологий, . обеспечивающих наивысшую прриз водите льность и эффективность",. -так записано б резолюции МУТ1 съезда КПСС по Политическому докладу ЦК КПСС.1 .

'Тлённое, что должно обеспечить нам успех, - живое творчест-

I

во »асс, максимальное использование огромных возможностей и прей муществ социалистического строя", - сказал в своем докладе на ХХУП- съезде КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ М.С.Гор-бачав.® Живое творчество масс '- решающая ейла ускорения, А самьм массовым вадад творческой деятельности является научно-техни-ческоо творчество, изобретательство. Научно-техническое творчество трудящихся, изобретательство - среди основных факторов ускорения научно-технического прогресса.

. • Изобретательство является одним'из важнейших направлений, творческих .усилий человека о древнейших времен, Без изобретатель, о тва, технического творчества мы не можем представить себе уже антропогенеза. Груд создал человека, а любая трудовая деятельность осуществляется только при помощи технических средств. Взяв в руки'палку и каменное рубило, древний человек сделал изобретений и таи самым создал условия для выхода из животного мира.

Изобретательство являлось основой социально-экономического прогресса на всем протяжении человеческой истории. - "Экономические,эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда» Средства труда не только мери- . до развития человеческой рабочай'ейлы, но и. показатель тех общественных отношений, пра которых совершается труд V - пя&ал К»

Маркс.3 Совершенствование средств труда лвкйт а основе социально-

_ ..............

I. Там ке, o.'lD2. ' ,

. 2. Там se, с, 22.

3. Марко К. »Энгельс Ф. Соч. 23, с, 191.-

экономического прогресса, а создателем новых средств труда является изобретатель.

В наши дни научно-техническое творчество, изобретательство получило невиданный в истории размах. Б Советском Союзе численность авторов, подави их рационализаторские предложения и заявки на предполагаемые изобретения составила 4,7 миллиона человз^за один только 1986 год. В гам же год.у экономический эффект от использования из об ро тений и .рационализаторских предложений составил 8,1 миллиарда рублей, в'том числе от использования изобретений 3,6 миллиарда рублей.* В Азербайджанской ССР соответственно численность авторов составила 31,6 тысячи человек за I98G год, экономический эффект составил 95,8 .миллиона рублей, в том числе

о

от использования изобретений 36,.3 миллиона рублей.

При этом следует иметь в виду, что эффект от изобретательства далеко не сводится лишь к сумме получаемо:* экономии. Значительная часть изобретений вообще не дает экономического эффекта-эна способствует повышении качества продукции, возникновению ювж изделий, улучшению условий труда и др. Некоторые изобретена - их меиьпе, но они ценнее - способствуют созданию новых слассов машин я технологий, качественно изменяют существующее [роизЕОДстБО. Изобретательство пронизывает научно-техническое 'Борчество, является одной из форм его осуществления.

В основных направлениях э ко;! су и четкого и социального раз алия СССР на 1986-1990 годы и на период до ЗОСО гоца ореди главные еропрвятий, обеспечивающих решение задачи ус-кормил научно-тонического прогресса, названы следующие:' "Поо-цр-пь ааучио-техш'чпе-ое творчество трудящихся. Улу гать пз ос рп тате ль оку ю a и.пбнуп.)-

. Народное xoshiks-rao UCG';5 са ''0 -лет. . Статиста чозкяЛ o4otm>c. .

IL: Финален v. статистика. • I0Q7. -с.G7, GO. . ;

. Азербайджан и ц:'|р.ч\ в I5U-S г-о^у. Краткий ста1Яст«':ао::иЛ со о о -ник. Laity: Азорнсхр-,. Юс7, * ,

лицензионную работу. Создавать необходимые условия для скорейше-,го внедрения изобретений и рационализаторских предложений в народной хозяйство".*

•Изобретательство и психология теснейшим образом связаны между собой. Самим своим возникновением экспериментальная психология обязана изобретениям: прибор для определения скорости зрительно-моторных реакций, с котором началось экспериментальное изучение психики человека," был типичным техническим решением задачи, обладающим новизной, существенными отличиями от других приборов и дающим, положительный эффект. Все приборы и устройства, позволяющие осуществлять, расширять и углублять экспериментальные психологические исследования, являются изобретениями. С другой стороны, изобретательство является традиционным и в силу своих- особых качеств весьма плодотворным полигоном психологии творчества. Доступность предметной стороны изобретательского .творчества, массовость, динамизм, сравнительно большая развитость организационных форм, а также относительно меньшая "легенда-ризация" по сравнению с другими видами творчества - вот факторы, привлекающие внимание психологов к изобретательству, к научно-техническому творчеству.

. ■ . Было время, когда.считалось, что управление творческими компонентами человеческой деятельности принципиально-недоступно людям.. В современных условиях общество предпринимает максимальные усилия к оф^ктивному управлению творческой деятельностью, Плодотворность попыток управлять научногтахничаским творчеством, разным образом как и творческой деятельностью, вообще, зивисят от'уровня развития психологин творчаотва, от ее практических возможностей. '_ ' _ • . • - .

Материалы ХШ съезда КПСС. .Ы. : Политиздат, 1986. с, 281,

Все это указывает на большую актуальность разработки проблем практической психологии творчества и главным образом, комплексной проблемы применения современной психологии творчества в ускорении научно-технического прогресса.

СтепеньJia^nofl^ащаботапностя_темы. Психология творче ства является традиционной отраслью психологии и имеет длительную^ своеобразную историю развития. Проблематику психологии творчества в наше время разрабатывают известные советские психологи A.B. Брушлинский, Д.Б.Богоявленская, А.С.Байрамов,, П.Я.Гальперин, Л.Л. Г-урова, Д.Н.Завдлишина, Н.В.Крогиус, Т.В.Кудрявцев, Ю.П.Култоткин, А.М.Матгсгакин, В.А.Моляко, II.Н.Поддьяков, "Я.А.Пономарев, А.Н. Со-t олов, Г.С.Сухобская, O.K.Тихомиров, А.Ф.Эоа.улов, И.С.Якиманская, М.Г.Ярощевский я другие.

В прошлом психология творчества носила созерцательно-объяснительны Я и эмпирический характер, сосредоточивала в себе всю проблематику творчества. Эмпирический характер психологии творчества сохраняется во многом и в наши дни, однако постепенно она становится наукой, изучающей психологический аспект творчества как комплексной проблемы.

Практическая творческая деятельность (в науке, в технике, з искусстве в др.) и наука психология творчества длительное вре-»я были разделены. Б начале развития психологии творчества идея ) сущестловании объективных законов творчества человека, которые (сгут бить вскрыты и использованы хотя бы в отдаленном будущем з целях повышения творческого потенциала ладей, рассматривалась ;ак весьма маловероятная.Социальный заказ к исследованиям в ¡власти творчества носил неконкретный, расплывчатый характер, ио-

:. Пономарев Я.А..Развитие ггроблем научного творчества в оолетокол •психологии. - В кн.: Псоблеми научного творчества в с-'-л-шшдвнпо;) психологии.. Н.: Ibypa, 1971. с.46. •• ' "

следования проводились иод знамуд научной любознательности. Общество на предъявляло психологии творчества отчетливого и острого социального заказа, В науке стихийное появление лиц, которые в то время создавали ев, стихийно осуществляемые ими открытая вполне удовлетворяли темпам развития общества и тем задачам^ которые возникала Перед наукой,* В технике того времени при малой количественной потребности в изобретениях и обширном времени, находящемся враспордайнии изобретателей, идея изобретения статистически неизбежно должна била бить вымазана кем-либо из изобретателей и часто значительнр раньшечем. представятся реальные технические возможности .ее осуществдания. Иногда до;тех пор, пока созревали возможности реализации технической идеи, найти эту идею- , успевали несколько человек или. же центральная идея изобретения переходила от поколения к поколению изобретателей, создавая ■ труд[к>разреш!шую проблему приоритета. Потребность общества в |

изобретениях целиком удовлетворялась, нужные идеи или, вариации на 1«му .этих идей время от времени появлялись у более или медае . значительного, числа 'изобретателей, 'Общество фактически опиралось ца высокую статистическую вероятность появления назревшего изо- .1 бра тения из масса Изобретателей, за достаточны^ период времени, 9 { результату общество яе очень беспокоил вопрос "об источниках" Научного Я изобретательского вдохновения и социальный заказ в этой области носил характер сдерж^шой.любознательности.

Явучно-техничаскйя революции и связанный с ней-ростнаучйьк и технических знаний, огрс^цор ^в^^ш^ан^в масштабов «значение научно-технического 1цорчео*8а рааяб изменила т«п социального аа- 1

М^здисрм 0*Р*, Яроаевакий Психология научного т^орчаст-№1 ноукраодбниа, - В {ей.» Научное творчество. М»? Наука,'

каза к исследованиям творчества в области науки и техники..Прежний заказ требовал лишь "объяснения" того, как происходят научные открытия, технические изобретения. Теперь потребовалась разработка путей управления творческой деятельностью. Социальный заказ к психологии творчества приобретает более определенный вид и, можно сказать, напряженный характер. Актуальным становится переход от; оозерцателыю-объяснптелытго типа знания о творчества к дейст-Еенно-преобразующеед.*

Решительный поворот к практика, прежде Есего к практике научно-технического творчества, ставится на повестку дня психологии творчества. Проведенный в работе анализ показывает, что современная советская психология творчества достигла высокого уровня развития я ее возможности в плане эффективного применения подученных результатов на практике достаточно валики. По всем основным направ- -' ленипм исслвдованпл: творческого мышления, творческой личности, продуктивного общения, диагностике творческих способностей и др. подучены значительные теоретические и экспериментальные результаты. Достигнут также высокий уровень методологического обеспечения исследований и разработок по психологии творчества( что нашло свое отражение в стратегии комплексного исследования творчества Я.А^Пономарева.

В то же время,' практическая психология творчества еще только зарождается. Ее практические и теоретические проблемы не только не разработаны, но во многом ещо и не поставлены, не сформулированы. Что касается научно-технического, инженерного и изобретательского творчества, то здесь следует в первую очередь, назвать работы Т. В. Кудрявцева, ,И.П.Калошиной, В.А.Моляко и др., которые - .. обладая глубиной и. значимостью и имея опродоланноо прак-I. Пономарев Л.А. Психология творчества. Ы.: Наука, 1976..

даческое применение, разумеется," являются лишь самши первыми разработками психологии творчества и этой области.

Исследование

проведено на база диалоктико-маториалистичвского понимания явления

I

творчества, закономерностей творческого процесса, специфики творческой деятельности человека'в сфоро научно-технического творчества^ изобретательства. Конкретно-научным методологическим ориентиром > служила стратегия комплексцото исследования творчества Я.А.Цонша-рева, .

Теоретической ochoiM исследования, явились труди видных советских психологов. Концептуально и .теоретически работа выдержана в русле метрологических, теоретические и экспериментальных разработок научной школы Я.А.Пономарева.

Црль? задачи и методы- исследования. Црль проделанной работы , состоит в многоаспектном псблвдовании центрального эвена психологического механизма решения творческих задач и разработке на этой основе комплекса психологических (социальных) технологий по развитию изобретательского творчества, которые могут быть использованы для -решения задач ускорения научно-технического прогресса.•

Достижение этой общей цели исследования осуществлялось благодаря постановке и решению следующих конкретных задач:

1, Проведение анализа соименного состояния развития обрзефва, определим и формулировка ряда возможных направлений участия психологии творчества в ускорении научно-технического дрогресра,

2, Исследование закономерностей функционирования ядра психологического механизма ^удоового, (коллективного) решена, твордаоко^ задали. . . '

3, Исследование закрномррноотей -организация творческого обв^г-

' ■■ ■ ' ■ ■ .'

IX я, . •

4. 1"сследолание психологических механизмов возникновения-и развития принципиально-новых организаций.

5. Психологическое проектирование качеств и свойств субъекта (изобретателя) и новых форл (творческих колляктипов и организаций) научно-тсхнйческого творчества в области изобретательства.-

6. Разработка новых психологических (социальных) тзхнолсгий юдготовки (обучения) изобретателей, формирования творческих изобретательских коллективов;-" создания и развития новых творческих зрганизаций.

1 7. Проведение поискового исследования в форде естественного эксперимента по реализации возможностей современной психологии тюр-, зесТва для повышения эффективности научно-технического (изобрета- | " вельского) творчества.

В исследовании использовались следующие методы:

1. Метод лабораторного эксперимента. Бала специально разра- ) ютана экспериментальная методика, причем на модификацию зксперямян^ ■альной задачи подучено авторское свидетельство на изобретение 1 а.с. ]'> 1223266).'

2. Мятсд естественного (в том числв формирующего) экспермен-а. д £орме естественного эксперимента было проведено эксперимен-альное ^следование по качплвксному использованию возможностей овременной психологии творчества для повышения эффективности науч-о-технического (изобретательского) творчества. нормирующий экспе-шент попользовался при обучеиин изобретателей.

3. Метод психологического .проектирования для разработки кшн- ! вкса социальных (психологических) технологий фоалмровапгя т:зср~ еского мншлпни^, личности, группы (коллектива) и ергзшкшгий з об- ' астп нау чно-тсхнниЬ ск ого (ииобро та тульского) творчества. • . • ;

Полотаниях.._пннос пд^з _на_за 1п'£1:-I. Яиро и.слог:: тс кого

хштзма групповогх) /коллективного/ решения творческой задачи имеет с тру ктурно-уро вне со о стропив и, его можно изобразить в виде двух проникающих одна в другую сфер, внешние гра1ш которых являются абстрактными пределами /асимптотами/ коллективного мышления и соответственно , структуры /"Жесткой" шш ."цинамичной"/ творческого коллектива. Творческий коллектив представляет собой единство плавно переходящих один -в другой структурных уровней организации, которые превращается в ситуациях творческих задач: в функциональные ступени их решения. В основе более высокой эффективности коллективного решения по сравнению с Индивидуальным лежит .качественно своеобразная возможность Функционирования механизма преобразований побочного продукта. Эффективность решения творческих задач группой обеспечивается минимальным раборим. ролей, необходимых и достаточных для совместного решения творческой задачи: А - Г - Р /"активатор""генератор идей", и "резонатор"/. Роли являются динамичными состояниями членов группы в про-.цоссе решения творческой задачи на "нижних" структурных уровнях организации творческой группы /коллектива/, ...

2. Общеице людей представляет собой единство коммуникативного . и творческого общения и имеет структурно-уровневое строение; ввделя-' етря пять этапов развития творческого общения. Принципиальное отлично творческого общения от коммуникативного устанавливается в том, что если для коммуникативного основным моментом, придающим смысл общению, является передача информации, то творческое общение является способов производства новой информации. Основными' адомонтарии-. мн актами процесса творческого общения- определены высказывание, понимание и объективация новых идей, -

3. Создании и развитие принципиально-новых организаций яйляот-ся творческим процессом и протекает в соответствии с вшвяет-гымя ; в психологии творчества закономерностями: механизм греобразовании I побочного продукта деятельности является основой организационного развития, источником возникновения новых организационных связей, отношений и формирований. Развитая социальная организация представ-: ляет собой единство формального, неформализованного служебного и неформального /социально-психологического/ структурных уровней. Установлено первенство неформальной /социально-психологической/ структуры в процессе создания принципиалыю-носых организаций, организационного развития.

4. Экспериментально установлено, что современная психология творчества обладает достаточным потенциалом, чтобы внйти в практику научно-технического' творчества /изобретательства/, причем не только в виде рекомендаций работникам этой области творческой дея- 1 тельности, но и в виде непосредственного организаыионпо-практичос-кого воздействия па существующие и функционирующие в обществе соци-| ально-организационнне формн разработки и использования изобретений.] Основное направление реализации возможностей современной психологии1 творчества - разработка и применение комплекса психологических /социальных/ технологий: а/ формирования, развития и тренировки творческого мышления; б/ формирования творческой личности; в/ организации и функционирования творческих групп /коллективов/; г/ соз-даготя и развития пртшцнпиелыю-новых и оптимизации существующих оргштзаций научно-технического творчества. Существенный зффокт достигается за счет: а/ комплексного использования известите современной психологии творчества методов и приемов повышения эффективности обучения и осуществления творческой лонтелмюсти; '.

à/ комплексного воздействия на вса основные уровни проявления и реализации человеком своих творческих возможностей; мышления, личности, группы /общения/ я оргшшзации. '

Научная*.новизна. Реализация поставленных нами задач 'обуело- f вида следующие элементы новизны исследования: .

I. Теоретически разраб(зтаны и подвергнуты лабораторной у иссле-^t ' доваияи положения о ядре психологичаского механизма группового (коллективного) решения творческой задачи и о механизме преобразований побочного продукта в'процвссе коллективного творчества. I

Предложен минимальный, далее не'дробимый,. набор динамичных ролей (рояе.вад "молекула") творческого коллектива. Определено место . t долевой "молекулы" на лестнице структурных уровней организации* | колзвк'гивного творчества и .условия перехода к динамичный ролям. /

3» Исследованы закономерности общения при коллективном твор-Чеотвэ, определено структурно-уровневое строение общения людей. I Дана качественная характеристика творческого общения по-сравнению}

' выявлены и описаны ос- ;

:ого общения. Определены ' и подвергнуты экспериментальному исследованию элвменты оптимальной организация общения в процессе совместного (группового) решений ' творческих задач.

3» Разработаны психологические аспекты теории принципиально! ношд организаций. В экспериментальном порядка создана принципиа-. дьно-ноьая организации в области надчно-тахничаского творчества :

'-{ молодави. ' ...... . '

4» Рваработ^щ теоретические и иауодичеокие вопр0оц доиоковаго \

- исоавдованни в поиходогии как'особого вида психологического иссдадо-

! . ' ' . , . . - - . ...

1 ванья и 4?род реализации психологических проектов на фактике»

1 - 15 -

5. Методом психологического проектирования разработан кЬмпязкс психологических (социальных) технологий формирования и развития: - творческого мышлония;

- творческой личности;

- творческих групп (коллективов);

- принципиально-новых организаций в с^ере научно-технического творчества.

6. Осуществлено поисковое" исследование в психологии изобретательского творчества в форме естественного эксперимента. Поисковое исследование было направлзно' на выявление практических возможностей психологии творчества, на определение .оптимальных направлений и форм 'использования этих возможностей для повышения эффективности науч-| но-техняческого творчества (изобретательства). В естественном экспери-; менте в широких масштабах прошел практическую реализацию комплекс • | ■ психологических (социальных) технологий и были показаны богатые прак- ''•, тичоские возможности современной психологии творчества в решении задач! ускорения научно-технического прогресса..

Практическая значимость. В нашей работе большое место .уделяется разработке проблем, практической психологии . творчества. Внедрение результатов исследования осуществлялось в следующих основных направлениях : I). в разработке и экспериментальном применении новых методозт в средств подготовки (обучения) изобретателвй в Азербайджанском обществе ¡том 'институте' изобрвтательского творчества (АзШИТ) и на его 'филиалах во'многих города страны; 2) в разработке' я. эиспериментаяь-над применении новых технологий и организационных форм. творческого изобретательского труда'в1|знтро, методологии изобретите /ьстзв;.-.3) в использовании ЦК-ВЛКСМ при разработка единой обй'еажшю-гоеу-дарственной системы научно-технического твор/кстга молодо ей (ПГ!П.!) . рпыта работы ЩИ с об1Пчствоншгд.л творческими обьедмкнппн-й (глорч-зс--

кими коллективами) молодых изобретателей; 4) в использовании разработанных Нами теоретических поло;;Кний и методик в лекционных курсах .„ и практикумах по психологии творчества в .учебной программе АзШЙТ,

a также в учебно-методической литературе ШЩ1Ш для институтов .тех-щ нического творчества и патентоведения. . .-

- Настоящая работа является обобщением экспериментальных .и теоре-. тичоских исследовании, и практических разработок, проводившихся нами в Азербайджанском оО'щостшнн'ом институте изобретательского творчества при ЦК ДКСИ Азербайджана и Азерб.PC ВОЙР, Центре методологии изобрета-то льства, Институте психологии АН ССЙ3, Институте .философии и права

АН Азирб.Са5 ы H.-7I-67 гг., , ' '"

*■'•_. ' .... * . Патериалы диссертации докладывались аа международном-всесоюзных, , ...':".••.' t закавказских и республиканских симпозиумах и конференций, в частное-v

тй.'ыа сове теко-фШ1ском' симпозйумо по психологии творчества'(1982)., .

- на УI Все союз ном .съезде, Общества психологов СССР (1983), на. I Всасоюз-i

ной научной конференцйи-по проблемам щпрерывного образования (1981), ' .

на всесоюзной научно-практической конфервнций "Развитие яау.чнаго j.. • '

тнхнича ского творчества • трудящихся" (1983), на - Всесоюзном- симпозиуме •■;

"Актуальный проблемы'.содальной психологии" (1986) , "на У1, УП, и УШ 3t|

кавказок их. конференциях психологов (1974, 1977, -I960), на Республи-

Капских .семишфих-сошщашнзх -социологов (1985, 1986) в. др. Основные ^ -

' полойзиия диссартацшг.нашли, также. отраквние в опубликованных рабо-

, тах автора*, около сорока публикаций, в том- числе монография и два ав-.

- тор.-к их свидетельства'на изобретения), • ; ', j

■ Ооъёи и структура диссертации,-& ль и задачи лссладования олре- -

, делили структуру диссертации, она'состоит из введения, датырех ' i

гдав, заключения. и списка использованной литературы. Объем Диссерта-1

SCO ыаини&исных сгранлц. : v;i

- Г7 -

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главо рассматриваются возможности психологии творчества в ускорении научно-технического прогресса. В первом .параграфа. рассмат-| рпвавтся задачи психологии творчества по решению актуальной проблемы ускорения научно-технического прогресса в пашой стране. Во_втором , параграфе анализируются состояние и практические возможности солре- | лт'шоЛ советской психологии творчества. В_з^тьем_п22п^афз выяв- , ляются и анализируются _ проблемы раз вития и пере отройки практической ! психологии творчества в общзм русле актуальных перестроечных пронес- | сов в практической психологии.

Широкий выход общественных на.ук на конкретные ну ляп практики для психологии творчества означает выход на решение проблем ускорения научно-технического прогресса. Повышение,эффективности творческой деятельности при помощи современной психологии творчоства способ- ' но дать большой народнохозяйственный, практический эффект. |

В частности, "работать" на'ускорение научно-техпичоского прогрео-' са будет все более ускоренное и качественное решение научно-технических задач, "производство" все большего числа по^ых вчсококачест- ! ванных научно-технических идей. Далее, повышзние- эффективности использования имеющихся интеллектуальных ресурсов, повышение эффективное- | ти творческого труда, увеличение творческого потенциала ныне работаю-' щих специлзс тов, в первую очередь молодых инженеров, будет способствовать. общему повышению творческого потенциала общгстга, которое также в конечна* итоге "работает" на ускорен«? научио-тгхиического прогресса и в цзлем соц'-пльно-экономического" развитая. !

Необходимость применения янтоязившк' факторов в тюрчеетвп, л < * 1 ■

творчзекда труде-обусловлена Т'кже и современной сопизльно-чшг;ллзк-туальноя ситуацией п сойотском обществе, которая хлрокт-рлпуо'т.- ч-гс,-дичием слгдуяц1Ес факторов:

- 18-, ; - ...... .

-большим количеством получающих образование, образованных и . высокообразованных людей разник возрастов и профессий; |

- широкими и -расширяющий и ся возможностями приложения .творческих-; .усилий во в<^ех областях хозяйственной и общественной жизни;.' " /

- нсчерМнием'экстенсивного, пути увеличения творческих способ- \ ностей населения "методом." распространения'образования вширь. Л

• Совокупное действие трос,факторов и.социальный заказ на реше--,/. пиа проблем .ускорения научно-технического прогресса ставят перед психологией творчества-актуальную цель; разраб.отать методы и сред- | ства активного, 'целенаправленного развития (.формирования) психологических и социально-психологических .качеств, свойств ,и условий, необ-1 ходимьк.для, эфх|екти]вной .творческой.деятельности, в первую очередь, / ''в области' научно-техничЬсйого-творче.ства, Достижение етой цели | '. включает -решение четырех, основных задач: , ' 1

" '1. Разработка мйт'одов формирования .творческого мышления. |

•2. -Разработка меТсдов/'фордированйя творческой личности.

. 3, Разработка метбдов..формирдвамя. т'ворческих,Гру|т.' -. ;*

' 4. Разработка .новых., и" усоворшнетвованив. существующих соцаадь-_ но-ерг&назациошшх. форм проявления и реализации творческих способ- . ноете й. . ';•';; .., ,..

11 - Достигнутый а .Советское Союзе' высокий'уровень, образованности-и * культуры наов"денйя''иредставляв'т психологии творчества для решения . • , о тих задач И практического использования (внедрения) полученных ра-' - зультатов,.уникально -возможности.'." ,; "....,:'.':''•'; .' ,. - Решение психологией творчества сформулированных зыке задач, теперь во многом зависит от ев внутреннего состояния, и возмож- •-. -ностей - шояне^ определвиныЛ^.социальный .заказ л необходимая со»! 5 цюльнсьйнталдектуадьная ситуация а обществе сформировались!. ■ )

IIo шганпю воцущих советских специалистов в.области пбихо'логии мышления и творчества (А.М.Матшкин, Я.А,Пономарев и др.), главная задача, которую психологии творчества необходимо решать сегодня, - 1 это использовать результаты исследований во imex сайрах жизни и практики - для подготовки творческих кадров, для обеспечения научно-технического прогресса. Психология творчества приобретает сугсост- ; венное прикладное значоние и для нее становятся актуальны общие проб-! • лэмн развития практической психологии (Б. Ф.Ломов, Э.М.Забродии, ' А.Ы.Столяренко и др.), обзор которых приводится в работе.

Проведенный нами анализ имеющихся данное пс^золяст сделать вывод, что современная советская психология творчества достигла высокого уровня развития и ее возможности л плане эффективного применения полученных результатов на практике достаточно велики.

ОдноЛ из важнейших проблегл становления практической психологии творчзства является выбор "первеачалыюго плацдарма" широкого вы- \ хода научиоЗ деихолегии -ГЕорчоства в практику конкретной творческой • деятедьшзтл. Лял успегаого ирвмеяепия психологического знания в ■ какоЗ-лг.бо области практачзсяоП деятельности необходимо, чтобы сача j эта облаетъ, исходя из своих собственных практических проблем, испить' вала настсятельну» -потребность в этогл знаннн (точное, в конкрптном, реальней регож'Я-тзх своих, проблем, решение которых очень трудно пли дагл кезозмсг.ло без паадшл психология). Такой областью в 70-Ш-в ■ годы стало научно-техническое творчество, изобретательства.

Научно-техническое творчество j изобретательство - иэлюблинннй полигон психологии творчества со гранена es возникновения. Теперь взобротате льство становится и наиболее удобным и дост.упньм полигона* внедрения данных'психологии творчества в практику творчеЫюй деятельности. При чей внедрения-lie только в виде 'рекомендаций! но; л s •виде непоербдетпё нвого- .органсзагдеокио-практи чосшго бмс- от л:зс г та и

■ существующие и функционирующий в'общество социалыю-организацион- ' ные форма разработки и использования изобретений - с целью рптимиза-ции aim- фора, а тшш. создания .ноше,в том числе , и принципиально-повцх, 'организаций и технологий творческого изобретательского тру- 1 да. ' -.'■.■■• . \ ' \

обсуждаются теоретические вопросы и дайтся описание 'поискового-исследования;« психологии изобретательского творчест-. . ва, 5 порвоу нар;сградд разрабатываются теоретические и методологи-чоокне вопросы поискового .исследования как особого вида экспзри-acutaлыюг'о кссл&докишд в ифиходогии. Во втором параграф представ--, янш исходные позиции поискового'наследования в психологии изобретало льского творчества. В.третьем. параграф описывается ход поискового исследоыния, осувдзств не иного й форме естественного эксперимента.' чс тш-ртта параграфе систематизируются и анализируются основные резу-.,1 льтаты естественного эксперимента. .... . . ' ."¡Заработка прикладных задач и развитие-.специальных дисциплин o<fc гатили психологию множеством- HOBici данных, новых методов и новых.. ' ,.' идей".* СЩн1ш. йз таких методов, применение которого весьма перспак-' 'лшю' для прц'ктйческой -психологии, являемся, по. наше«у мнению,- . ' .поисковое ■ йсо'лйдоЕашв. .• ■'■..■'.'

'В работе .предпринята разработка'теоретических и методических вопросов поискового исследования в психологии с целью создать .условия для бодае .широкого и Цх^ктивиого использования его возможное- / таги учета ограничений. .Исходя, из- нашей разработки,, по существу, о • '■поисковом исследовании в психологии'можно сказать следующее:

• I., Оно'состоит в приложении новых крупных возможностей .(ijayiD- • те хнвча ских, социально-организационных и. др.) к есте стаенной или -1-ссдаальной'(патологической)'реальности и в обнаружении и.прослежи->&шГаобвикакок агентов'» явлений. . •• /

17 " 71а131"Е717"1атодологичёские ~1Гт8 оое ти че с кии проблемы психология. " 1£Б4, с. 43.

2. Основная цель поискового исследования - открытие, обнарупе- • ■нив, разведочная разработка нового, в тот числе, и ПЕикуиппально- | нового.

3. Цоисковое исследование не предназначено для систематической 1 проработки выявленных феноменов. . .

/1. Поисковое йсслздовакге может 'пойме нить с л ч гсяк метод псслздо вания и как метод /форча/ ^внедрения психологического знания в практически деятельность.

6. Поисковое исследование а'практической психологии, проеоди-

ноа в фор-'-ш естественного эксперимента (при достаточно широких ма- ;

£

сатабах), является самостоятельным социальна процессам, частью ,

■ • ■ I

общественной жизни, оно осуществляется в борьбе различных социальных! зил я тендеппзй, является формой их проявления и Есегда имеет опре- ! деленные социальный последствия.

В качестве основных исходных позиций нашего поискового- и осла-(овапия 1Ш выдвинули некоторые гипотезы, одни иэ которых были сформулированы в. начале исследования,'другие формулировались в процессе го проведения:

I. Творческое'мышление. Мы предполагали, что опираясь на ра:: отку и совершенствование некоторых современных методов реивнйя з обре тате льсних задач,' на практику специфически организованного | эоцзеоа обучения из обре тате льскому творчеству,, нам удастся создать,! этя бы в первом, приближении, систему активного, цзлзнаправлвнного ; эрмирования "В развития творческого мышления,.'на базе изобретатель- | <ого творчества. • ~ .

2. Творческая личность. Задача, активного целенаправленного^ Формования- творческой личности изобретателя и организатора изобрета-льского творчества .стала формулироваться па второй'стации окснерн-нта, подле создании .ка.базе АзСШТ в 1979 году Цзнтра метОлодогии

-22. изобретательства (ЩИ). Предполагалось выявить, разработать-и опро-ч 'бодать практические методы формирогашя по меньшеü мере отдельных черт творческой личности изобретателя и организатора изобретательского творчастш. ■ ..,• '.-''.•

i . . _ . 3. Творческая группа '(коллектив). Предполагалось развернуть

комплексную разработку теоретических проблем и практических методой организации «функционирования творческих групп и провести прак-j тпчислу» работу до созданию реальных творческих групп (коллективов).' изобретателей. "'*'''■ I "

В самом-абщьм плаЛа, мр исходим из предположения, что современ-t 'над психологии творчества обладает богатши принтчоскимя• возлоанос-t' тями, которые мог.ут быть использованы-в научно-техническом творчёст-f вй , изобретите льет из. :.-•.'-.. ч; \

. Наше uóuckodóc ииследо^Ние и психологии .иаобрстате дьского ■ .... i ■ - . i - творчество, ад ироиещ а форме .естественного окспермента. Базой

'естественного.аксперачинта стал-Азербайджанский общественный вне-

.титут. изобретательского творчества (АзОШТ) при ТС ВОИР и ЦК;

ЛКШ республики." .,■'..,'■ •'

Oíijicaiuia хода исс;Идовсш11я произведено в.раб.оте в нескольких

' в'займоЬвяэашщХ" и вз-аимоцодолняющих ■ аспе ктах: организациошю-адмйнп- >

стративнш,. социально-практическом.,. методологий ояш и методическом ;

а также, дсихблого-цсдагоги'чьском. " ' -

. В, процессе . прободения исследования, в АзСЩТ производило обуча-;

низ лзобрчтательсксиу-таорче'стну взросяих лвдай всех основных •

Ирофиосмй (технического и гуманитарного профиля) и ьсох'возрастных

;-.атигорйй-о1? 16. до.'бО лет," Постепенно выпускника и АзОШТ создав

ззались обийстватше творческие.'^лаборатории ^зобретЦтелвй и рацио-,..j

'шшзптбров, 'формиродалась ратайтиая служба, црявяядись учебные.' ' /

¿надели АаОШТ 8. учреждениях на предприятиях 1!аку в во многих -

У

городах страны (Риги, КишиневеНовосибирске , Ворошиловграда, Пковс-) кз, Калининграде, Рыбинске, Тшсни, Петропавлоьске-на-Камчатке, Норильске, Подаосновье и др.). В 1079 гоцу.ио5таиоЕлетшм Ироэициу-. ма Азербайджанского РС Ю11Р ьа основа обществе иш: лабораторий, патентной, службы, АзОШТ и его филиалов бил создан Цаптр иетоцодо-" гик изобретательства (Ц.Ш).

В ходе естественного эксперимента, силами преподавателей

* ' ?

, АзОИИТ и сотрудников ШИ, удалось разработать и реализовать на ирак-. тике комплекс' социальных (психологических) технологий формирования • и развития целого ряда факторов, резко .увеличивающих-творческий ! потенциал слушателей и выпускников АзОШТ. Среди осноьяых факторов комплекса: -

1. Формирование творческого-мышления. •

2. Формирование творческой личности,

3.- Формирование 'творческих групп /коллективов/,

4.. .'Зормйьюла'»^. Щ-Гш':фшиоднсиювш организаций в сфере научно-технического творчёскВа. ■ •

Разноплановые результаты.естественного эксперимента по выявла-| .шш и использования д-ефорэ научно-техничоского творчества практических: возможностей 'современной психологии творчества, в работе сгруппированы по .следующим основнш блока/л научно-практические, •/ • экспериментальные и научно-теоретические. По -каждому блоку дани развернутые характеристики. Основные'экспериментальные , научно-то орети чаек па-я часть научно-практических результатов изложены в третьей и четвертой гла-во,

■ .. Поворот общественных наук.а в.том числа психологии к практике изменяет требования даже к слоганы формам исследовата льскоЯ деятельности в .первую очередь' оцрнвдаитсяДостигнутые лрактичэслше разу-' льтйты или такие.теоретические и экспериментальные результаты, котич

рые.иноот ценность для чрлктпкк. Исходя из этого, главный итогом нашего исследования, прядагауад ценность всем его теоретическим, эксперт с итальшд и. научно-практическим долог.;енвд'Л, являются конк-г ретине изобретения. сделанное сл^шат-г-ляли, клпускника'дп, преподавателям и АзОПИГ г сотрудника;!!] ЩИ.

Вообще критерии эффективности,приобретают для практической ^ психологии творчества особое значение. Единственным объективны* ■ критерием такого рода, прислшмш и для обьзетва (народного • » хозяйства) и для серьезно!} науки яг ляатся реальные те ар чо окре достой жоняя» В этеед отводеинп практическая психология творчества распо- 1 лагает довольно ограниченным выбора*. Творческие дссти-етнся в науке j в искусстве, в литературе, в политике, в управленческой"деятельное-/ ти и др. являются разнотипными (разнохарактерными, раоначасштаб- ' -j ными) в пределах одной области, выглядят кеопре'д; ленно, ах объек- ; тивнал социальная оценка является1 весьма отсроченной, со Бременем нередко пересматривается, иногда круто. Только изобретательство .обладает сравнительно "стандартизованной" системой'' сравнительно быстрой опенки эффективности-творческая-деятельности. Такой сис-.

о • 1

темой является количество и качество изобретении, зафиксированных в авторских свидетельствах и патентах, а также экономический и ■научно-тдхнпчзскай эффект от их внедрения. Конечно, кзобретате льсте<| это область творческой деятельности и здесь возможна пеадек- У ватная и отсроченная оценка отдельных творческих дости--;тзний. Но / это случазтся'на несколько порядков рехе, чем .в других'областях . творческой деятельности, хотя бы.потому, что технические новшества быстро устаревают и выбивают из числа прете иду лцих на какую бы то ни было оценку. Изобретатель не исткет рассчитывать, что его "охр• нят через сто лвт" как писатель, художник, мыслитель и даже практи-

чоcKiiií политик . Технические ид<?й, объективно зпфшгспровапнпа в авторских смщотсяьстщх и патентах, внедрении и конкретно масштабах с зафиксированным эконсшче'-скпм и научно-техническим эффектом яалярся' относительно точным погизати лам гл-о реальных твор-, ,че ских, достижений.

Среди обозримых творческих профессий только изобретательство может предоставить психологии творчества достаточно .удобный и в * , то же время достаточно объективный критерий эффективности использо- ' ванид психологических разработок (проектов) в практика конкретной творческой деятельности. Это еще одна причина, по которой современ-j ное изобретательстш может стать - и:реально становитсл-удобным

по лиг оно;* для внедрения и объективной оценки возможностей практичась

'í -

кой психологии творчества. •■'*.'" .1

В наших условиях наиболее доступным, методом учета практических результатов проделанной; работы стар учет лишь тех заявок на изобре-^, .тения, которые оформляются непосредственно .через ЩИ, а такде учет | достиэзний .общественных творческих объединений ЩИ, созданных выпуск книками АзОШТг, Конечно, это'все лишь-небольшая часть.полученных \ практических результатов, lio и она достаточно отчетливо .демонстрир(у-| ет эффективность широкого выхода психология, творчества-в практику конкретной творческой деятельности. /

Естественный.эксперимент отчетливо показал, что современная психология творчества обладает достаточным практическим потенции- \ лщ, чтобы выйти в практику научно-технического твор часта (изобре- ; тате льства), причем не,только в виде рекомендаций практическим 'работникам, но и в вида непосредственного организационно-прак-; тического вмешательства в существующие и функционирующие в ойщастм.-) социально-организационный формы разррботйя и использования изобретений о целью оптимизации отпх-форм, а такяа создания новых, ь том

число и принц1шиально-но:>.к, организаций п технологий творческого изобретательского труда, методов и средств подготовки (обучения) изобретателей. Только в Цэитрс методологии из обре тате ль ства (ЩП) в в его учебном подразделении Азербайджанском общественном институте изобретательского творчества (АзОШТ), где бил реализован комплекс психологических (социальных) технологий," созданных на базе достижений современно)"! психологии творчества, в 70-80 годах обучено изобретательскому творчеству свыйе тысячи человек й свыше 10 тысяч в -юлам по странс. От 1Ш с 1979 года бчло подано боже 400 заявок на изобретения. Часть изобретений у;кэ внедрена на 2S4 предприятиях страны. В ЩИ организован ряд эффективно функционирующих общественных творческих лабораторий и конструкторских'бэро,

а

некоторые из которых добились значительных успехов. В там чпеж 1 в них созданы крупные изобретения, проведены разработки, вошедшие в число важнейших достижений АН. СССР и АН Азербайджанской ССР, подготовлены две Республиканские Комплексные программы, подана заявка на открытие. В 1986 году по показателя* изобретательской работы общественный Центр методологии изобретательства превзооел ряд. крупных минЙстерств И■ ведомств Азербайджанской ССР.

В_т£еть9й_главе описывается исследование психологического механизма группового (коллективного) решения творческих задач, тео-' ретическИ обобщаются .полученные-результаты. В первом параграфе, представлен исходный замысел я дана общая характеристика .экспериментальных серий, описывается экспериментальная задача. Во_вто£ом па^аграс^ представлены из ль, методика в результаты 1-ой экапсрпчги-^ тальной серии. В третьем параграфе представлены цель, методика г, результаты П-оЯ экспериментальной серии. В четвертое парагрсфе сформулирована представления о ядре психологического механизма . группового (коллективного) решения творческой задачи. В_пятом_пн-' раграчо предлагается ролввая структура творческого коллектива,

• ~ 27 - ,

соотнесенная с.функционированием рсихологического механизма коллективного творчества. В шестам параг£)ас[б анализируются закономерности общения'при коллективном творчестве.. ч

Серии-лабораторных экспериментов проводились сир лью ¿равнитель-^ ного анализа индивидуального, ».группового (коллективного); рсщония | творческой задачи, а также, формирования представления.о ядре пси-.хологического механизма группового (коллективного) решения творчзс- | кой задачи.:

В экспериментах использовалась задача, известная в психологии творчества под названием, " Монотипная панель" (а.с. Л 1223266), позво ляицая, подвергнуть исследованию не вообще сравните льную эффективность индивидуального и. группового решения, а сравнить эффективность, и скорость Прохождения-важнейшей фазы творческого процесса - $азы ) поиска интуитивного решения.. ■ :'

Методика экспериментальных серий состояла, а сравшнии результатов решения эксперш|ентальн'ой задачи -инДи'ви&Уалыщм : порядком и й грушт, а такЕв в псс;в г,отш".и уровней вербализадаи, реьания у члзлсз групп, успешно, справтсихся' с рецйнким задачи. . . . Результаты .эт;сперй';ентальных серий позволили сформировать . . Т представления, о.ядре психологического механизма группового (коллвк-.:! 'Дбного) решения творческой задачи. Анализ решения творческих ! | выдач группой (подлектизом) показывает,, что в этом случка скяадшэа-| ется качественно, своеобразная возможность преобразований побоч- ■ ного продукта,. лежащих по нашему, мнению в осноей решения чвловексг^ *| любой творческой-задачи/.Условия -таких преобразований, ао-сравнению ( о иьдивядуалышм решением,: существенно у пропьются, То'.'члзн труп- | пы?' в действии которого возникает необходимы Л побочный продукт, загружен на посредственной целью своего действия, и наша нее вослряим-|

чив к объективно представленному в преобразованиях ситуации побочному продукту, содержащему в себе ключ к решению задачи. Другой член группы, наблюдая действия своего коллеги "со стоуогн", не обязательно долхен бить загружен сознательной далью действия, тождественной той, которой руководствуется его кожнзга. Поэтому ."сторокнпй наблюдатель" может оказаться в боже благоприятных обстоятельствах восприятия и оценки объективно возникшего преобразования ситуации. Условия использования побочного продукта действия коллеги в качест-•пе решающей "подсказки", существенно упрощаются. Именно эта особенность совместной деятельности создает возможность болва высокой эффективности коллективного решения, творческой задачи по равнению с индивидуальным. ' . • " !

Ядро психологического механизма группового .(коллективного) ре-; шения творческой задачи можно схематически изобразить в виде двух прони:;аю[!щх одна в другую сфер.. Внешние грани этих сфер можно представить себе как абстрактные пределы (асимптоты) коллектив- ■' ного мышления к соответственно, структуры творческой группы (коллектива). Сверху таким предедоа окажется решение задач, основанное на знаниях, ме тоде. и опыте, естественно присущих члена/ группы (коллектива) ,<ак квалифицированный специалистам.- Этому соответствует | 'жесткая структура группы (коллектива) со строгим учетом должностных ' рангов, профессиональных границ, возрастных категорий. Однако тшр-

П. .

. «еская задача такой группе (коллектив;/) может и ро поддаться или ■ ее решение будет значительно менее эффективны?*,-чем решение 'отдельной, индивидуально работающей творческой личности. Развитый в творческом отношении коллектив может в такой ситуации перейти на ниянзя . пре-^лы. коллективного мышления,. когда решение мо;гет бить достигнуто с ссЕОЛьаэишпем побочных-продуктов. Еесткая структура коллектива

¡ри этш рассыпается, додлностнып', профессиональные я тазраотнца ■раницы стираются, роли участников сошвстного решения становятся цшачлчными. , ' -

TaiuiAt образсм, коллективное творчество представляет собсй един- j ¡Ti'o плавно.переходящих одял в другой структурны* уровней организа-tim, которые превращаются в ситуациях творческих задач, в функцнона-иш ступени их решения. ■ '

. Теоретические и экспери«витальные исследования позволили разра-: ¡отать ролевуй.структуру творческой группы (коллектива), понимаемую-', ;ак минимальный набор социальных ролей, необходимых и достаточных [ля'сошастпого решения творческой задачи:

- А - Г - Р, где -

А - "активатор"., своеобразная "ретикулярная формаци/," творчзс— - ■ ' - ■ - ■ ■ ■ ■ I

:ой группы - старается поднять или поддержать на необходима* уровнь!

иштность участников сошвстного.решения творческой задачи.- . ¡ ,

Г - "генератор идей", 'члвн. группы,- высказавший нетривиальные -шели, предложивший пути¿ предположительно ьедущие к решению,.

Р - "резонатор", член группы, пшдгавдий роадешш идеи,-.облег-тющий еа восприятие остальными участниками .совместного рбшания. 1деи очень часто высказываются пер.вонача-льно в неадекватных форму--шровках, к тому же оригинальные идеи "но прогнозируются" имаидивд-; :я установками, противоречат им. Тогда член группы, понявший виска- ' liiHriyio идею.'и у.точнивший ее' в коротком диалоге с "генераторе»", [редставляет ее остальным. членам группы вбеша ясной форяе и Йоже j! )тчетлив0. . .

..Группа. А - Г f Р' -.ото основное, далве кедробшоо ¿вено ("но-, шкула") л5обого творческого коллектива. Надпив трех ролей на озна-¡«чет,."что должно быть "непременно чра' человека - ах ыипет бить и »

двое, т.е. рол. "активатора" может быть, а чаще всего и бывает, совмещенной. Наличие.конкретных ролвй не означает, что их исполнение закреплено ¡за конкретными членами гр.уппн, роли "генератора идей И "резонатора".--это динамичные состояния членов-творческой группы ' в цррцес се . решения творческой задачи.

•На "нижних" структурных уровнях организации коллективного твор чества все равно и непрерывно обмениваются рписанними выше динамич-•ншв ролями. Способноеть группы (коллектива) перейти на эти структурные уровни'служит показателем ее творческих возможностей, ее способности решать творческие задачи. /

• Однйм из направлений-исследования психологического механизма группового (коллективного) решения творческих задач-л вилось исследование закономерностей общения при 'коллсктивиш творчестве. "Хотя общение обслуживает лзобой вид предметной-и социальной . ,■ деятельности человека, наиболее отчетливо эта основная функция обшенг.я проявляется в совместной деятельности. Поэтому общение дож побыть построено (организовано) таким образом, чтобы максимально эффективно обеспечивать взаимодействие между'партнерами - участника ми тЬго или иного вида совместной деятельности. Организация обще- . 1 Ния в процессе совместного решения творческой задачи, которую мы рменуем организацией.творческого общения» существенно отличается • От организации любых, других форм общения. Она содержит ряд свое об-

у . • ... \

разных момептов, имещек большое значение .для эффективного решения творческой, задачи. Не у чат и невыполненно этих модентов йрпводит к талу, что коллективная твор'чзекая деятельность (например., совместное' решчйиб 'научно-тахйи ческой задачи) оказывается безуспешной, неэффективной'или по своей качзстренной и .количественной продуктивности уступов? индивидуальному творческому поиску. •••.'!

13ь!С.;;аг<ы:!:ншо, понимание и объективизация новых, идей выделяются

в работа как элементарные акты творческого общения, совокупность которых'является необходимой и достаточной для его эффективной организации.

В работа дается характеристика творческого общения.. Ь'сли для' ■ коммуникативного общения основным моментом придающим ему омел является передача информации, то творческое общвшю является способом ее производства. В этом принципиальное отличие творческого обще-\ ния от коммуникативного.

В строгом смысла человеческое общение никогда не'бывает ни чисто коммуникативно!, ни чисто творческим. Это - редко встречающиеся, крайние полюса. Человеческое общение всегда носит коммуникативно-творческий характер с преобладанием того пли-другого. Мокно сказать, что*человеческое общение есть единство коммуникативного и творческого общения» Организация этого единства включает

I

иерархию плавно переходящих один в другой структурных уровней, . представляющих собой трансформированные этапы его развития.

За пределами нижнего уровня человеческого общения лежит область чисто коммуникативного общвния - таково "общение" современных ЭЕ1 • или "общение" организаций на уровне- официальных бумаг.

За пределами верхнего .уровня человеческого общения располагается, область чисто творческого общения - таково "общение" через средства искусства, которые необходимо требуют сотворчества'врита-ля. . . . ■

Исторически сложилось, так, что человеческое общзнив возникло /!

" - - ' с ...............• • Гг

для выполнения коммуникативной функции. Таково его основное пред- |'

назначение а в наше время. Творчаская функция общения^то как бц $

побочный продукт обычного коммуникативного обсрния. Однако, научно-]

техническая революция», в огромной степени повысив потребность в I

творчески^ идеях ( и первую-очерздь а наука к в техника), сбздала ;

объективную базу для перевода побочного продукта в пршой. '

- 32 -

Применения закона ti лнаТормации ЗУС к проблеме организации творческого общения позволяет установить наличие пяти этапов развития, которые могут бить преобразованы в пять структурных уровней его организации, а в ситуациях творческих задач могут превращаться в функциональные ступени их решения.

Па первом этапе общение носит коммуникативны!! характер и заключается в передаче информации. На втором этапе обцкнпе имеет преимущественно коммуникативны;'! характер, но возникновение новых идей но исключается. На третье;,* этапе общение носит коммуникативно-творческий характер, повив идеи возникают, но ничего не делается для облегчения этого процесса. На четвертом этапе общение имеет преимущественно творчески" характер, используются специальные мето-|Ш эффективной организации творческого общения. Пятый уровень развития организации творческого общения еще из достигнут, но pro основные контуру обрисованы в работа. Развитие форды организации творческого общения возникают в наши дни, ото актуальная науч -но-практичеокал задача психологии творчества.

Глава_^чство£таа посвящена психологическому проектированию в

— ~ ,, — , 1

изобретательском творчестве. B_n§£j^jr^oliiS. обсуждаются проблемы психологического проектирования, описывается комплексная прог рамма по изобретательскому творчеству. Во втором параграф дано . частичное описание псжологпческо" (социальной) технологии форчирс вания творческого мышления изобретателя. 3 третьем параграфе -такое же описание формирования элементов творческой личности , изобретателя. систематизируются разработки

по психологическому проектированию коллективного изобретательского творчества. В ¿ятем параграфа рассматриваются результаты экспергме

тллыюго. ii тесретичоatoro• асслвдошшш психологи хеши мехашшов создания а разыгая прлнципплльно-ноьш' opi-amia отамие оспо- ' вапием для иросктиролааня ссют^тстьуидоЗ психологической (социаль-Jioii) технологии.

Б ¡¡pojíecco поискового песлсцошлшя, методам психологического .проектирования, на протяжении ряда дз? бнла создана комплексная программа по из обре татель скш.у творчеству. Она объединяет комплекс психологи ческах (социальных) технолога]! иор.мгфОьншн и ризштия 1 рада факторовf резко поашкшдос дптопслиюсть и объективность изо- I бротательскаго тиорчвегт людей. Взшг&шш из щ факторов, являются психологический: формнроьанне творческого мышления, личности, ! группы (коллектива) и принципиально- арык тыор.чоских организаций. \ Среди основных напраълениЛ психологического проектирования 1 в рамках комплексно;! программы главшш является разработка и практическая реализации методов целенаправлюиного формирования' творчви-1 кого мышления л области изобретательского творчества и на его г базе." ..

Методы психолого-педагогичаского воздействия на обучаемых, реализованные в психологической (социального технологии формирова- | ния творческого мышления, частью представляй! собой переработан- ' ные для изобретательского творчества Известные современной психологии методы повышения жЫактивности рошония творческих задач ! (проблемное обучение, воспитание систематического пли дисциплинированного мышления и'..др.-}, частью являются собственными разработ* кади автора (модель социально;! ро;ш преподавателя т^орчаотва и ^

чО.). , .

Ряд методов составляет "ноу-хау"; причем в'работа подробно

обосновывается целесообразность сохранения режима "ноу-хау"^ для этих в других разработок я области практической психологии, творчества. -

Творческое мышление представляет собой необходимое, но недостаточное условие у елейного реиения творческих задач индивидом. Необходимые л достаточные условия возникают при соединении творческого мышления и творческой личности. Поэтому в рамках поискового исследования разрабатывались лроблвмы формирования творческой личности изобретателя. Психологические механизмы и методы-психолого-педагог и чзского воздействия, легове в основу психологической (социальной) технологии формирования"творческол личности,-могут \ быть отнесены к следущим: .

- механизм поровдающего взаимодействия субърктпо-личностного и гностического уровней психической регуляции (развитие творческого мышлвидя слушателей приводило к развитию и формированию черт творческой личности, необходимых для эффективной тзорчоско." деятельности) {

- непосредственное формирование и тренировка отдельных качеств творческой личности (например, уверенности в услозиях не ощге деланности);

, личностный статус профеосионально-маргйналы.аго человека (прогре ссора) и др.

В работе подробно рассматриваются методологические, гтеорет:;-

I. "Ноу-хау" - полностью и ля частично шййценцвалэпне знания технического, ::коканиюокогЬ, адшмшетратншого, Гш-зясового пла ■ ■ иного хаГ'ЧК.терз, врвдоставлягацпе их ыщольцу о;:ределпг.-цэ прел-'мущезтва. Сотрудничество по передаче поу-хау с зарубзаньмй порт-нерп'! о осуществляется на договорной основе. (Словарь терминов пс сбое тате льствд, патентно-лицвнзионноЛ впботе и патентной, Пфорачт. И.: ШПИЛИ, 1986, с.ЗЗ). . "

ческне и практические вопросы формирования отдельны:: качеств и

свойств тиор ческой личности изобретателя. Качества творческой

личности ми понимаем как отражение-.специфики творческой деятельное-4

ти, а еще, точнее, как обе crio чишавде. творческую деятельность лично-/

стице структуры. ' ¡'

,. ■ i

В процессе поискового исследования была осуп;е стиле па комплскс-j

'ная разработка проблем коллективного шюбре.тательского творчества,

«

.сопрово;.¡давшаяся созданием высокопродуктиших творческих коллек- ¡

í

тивов изобретателе л. Методом психологического проектирования был создан Кашлекс "ЯРЛТ" (азоритика), представляющий собой развернутый психологический проект (технологию) организации коллективного изобретательского творчества,-

Комплекс "ЯРЛТ" содержит:' • '

I. Теоретические притуши организации коллективного творчества,/ создания и функционирования творческих коллективов, . j

, ' 2. Методы организации коллективного творчества, создания и Функционирования тьорчесюк коллективов (изобретателей),

3. Методы обучения навыкам совместного группового, коллектшз-

ного решения творческих (научно-технических) задач, навыкам кол- ' лективиого творчества, <

4. Эвристйческио методы, предназначенные для совместного рсие-j ния научно-технических задач* I

5. Учебные пособия и технические средства обучения (не включая иие теоретические принципы и "ноу-хау"), «

6. Авторские свидетельства на изобретения, защищающие технические-оуодртва'обучения и. контроля-степени обучекности,

?. "Ноу-хау", делающие весьма затруднительным или деже. невоз-!мошод'практическое применение азордтикч без методической помощй, ' coof ветствующим образ од оформленной.

В тексте работа приводятся описания элементов Комплекса "ЯРАТ", который нлшел свою хотя п частичную, но довольно широкую реализацию. Отдельные части Комплекса опубликован:!, другие защищены авторскими свидетельствами (а.с. Г 1127603, 1223266), остальное продолжается находиться в фор;:е "ноу-хау".

Разработка психологических проблем создания и развития прин-•ципиально-ношх организаций возникла как своеобразный "побочный продукт" в процессе поискового исследования в результате обобщения данных естествениого эксперимента по. созданию принципиальпо-новой организации(Цзнгра методологии изобретательства)в области научно-технического творчества. Метедологической основой разработки явились основные принципиальные положения научной школы Я.А. Пономарева и превде всего закон (приншш) трансформации ЭУС и понятие "побочного продукта" деятельности. Результаты проведен-, ного исследования легли в основу психологической (социально!) технологии создания прип'ципиально-нозых творческих из обра тате дьекпх организаций. «

Исследование позволило ответить на гдалшш вопрос:: -.тихалогического проектирования организаций, оформулирошшшз ЮЛ.Забродиным^ почему люди "организуются", кахош закономерности этой организации - не только и не просто ее существования, но - ст"л:ое—-'ния. и развития организации1.

Принципиально-новые организации можно определять кек оргглагз:^-■ ' - • I

цли, создсшпс пли создающиеся для достакения прЕшдаивальногиошс

I» Змбродпп.ЮЛ,-Развитие .советской психологии к .задачи пожологической сЗг/жбц. - Пс1кот..журн., т.5, 5, с. 15.

целей принципиалыю-новвди методами (пли сущестгс/лцих цоле:'1 новыми методами или 'новых цздвц существукрпмп методами). Их организационная структура, как правило, не имеет аналогов в мировой практике.

Такие организации довольно редко возникают в ионсодпсзной • ' Ензнп, но все существующие виды социальных организаций когда-либо .возникли впервые: как принципиально-новые, '

Развитая социальная организация есть одйпС1шо формального и неформального (социально-психологического). Данное единство включает в себя иерархию плавно переходящих один в другой структурных -уровней, представляющих собой трансформированные этапы развития» Согласно закону трансформации .ЭУС, структурные уровни социальной организации становятся функциональными ступеням дальнейших разви- /

вающих взаимодействий - если развитие организации еще на достигло I

• 1

ворхнего предела. . ... ]

Создание и развитие- принципиально-новых .организаций происходит я следующим образом.-'До возникновения организации, безуспешные или недостаточно успешные попытки удовлетворить определенную общественную потребность или решить определенные социально значимые задачи без формального'объединения или а рамках существующих организационных формирований, создают некую "группу друзей-единомышленников"» объединенных неформальными (психологическими), отношениями. По маре углубления совместной деятельности отношения 'перерастают в подобие отношений,.-имеющих название неформализованные слутебнде", когда на первый план:вццвигаюто^ деловые отношения, неформальны? отодвигается -на.второй план но. продолжают-играть важную роль«' Официальной . создание организации закрвпллЗ? важнейшие неформализованное сяцхф^е отношения в формальной.структура организации' и таким обрйзом задор-у

шаад1 создание развитой организационной систзмц,, - ' /

В cooteo тс твпи о загоном трансформации ЭУС, этапы возншшовс- | Ш)я принципиально-новой организации прообразуются в структурные ;

уровни се строения' - возникает социальная организация, обладающая 'id

i

рмальным, неформализованным служебным и неформальным (психологичес-' кш) структурными уровнями. ' [

Исследование позволило по поведу поставить вбпрос о соотношо- | нии формальной и неформально:'! (социально-пскхологпческои) структур ' в организации. До сих пор в психологии традиционно считалось, что неформальная структура отношении занимает подчиненное место по отношению к фор.чалыюП. Однако это оказалось норн;«' лишь для определенного круга организаций: развитых и стабильных, которые и были до сих пор в центре внимания психологических исследований. Однако существуют и другие организации:'принципиально-новые и развивающиеся. Для таких организаций, выполняющих в обществе весьма важные социальные функции, ведущей оказывается неформальная, "социально-психологическая" структура отношений, а формальная приобретает по отношению к ней подчиненное положение.

Экспериментально установлено татее, что именно возникновение , i

"побочных продуктов" в ходе функционирования различных подразделений и всей организации'в целом, л дальнейшее преобразование некоторых из них, в известных условиях, в прямые, является основоП организационного развития, источником возникновения новы): организационных СЕяоей, отношений и формирований. Таким образа/, осноыы; психологическим механизмом организационного творчества является механизм преобразований "побочного продукта".

Подученные экспериментальные и теоретические результаты были попользованы дня разработки, методом психологического проектирования, психологической (социальной) технологии создания и развития принцчпгально-ноши организаций в сфера научно-технического творчества.'

- 39 - 1

В' закшзчении работы отмечается: 1

, Кардинальное .ускорение научно-технического прогресса - коренной вопрос экономической стратегии партии. Как Показало наше исследование, соЕременая психология, творчества обладает богатши практиче-скши возможностями. которые могут быть использованы

для решения задач ускорения научно-технического прогресса. Пожалуй,

с

ни одна другая отрасль психологии на сегодняшний день не в состоянии мобилизовать такие возможности на важнейшем направлении социа- | льно-эконсыического развития страны.

Вместе с тем, современная практическая психология творчества пока на соответствует ни своим потенциальным возможностям, ни важности задач ускорения научно-технического прогресса.

Поэтому существующие масштабы и формы применения психологии творчества в ускорении научно-технического прогресса могут быть оправданы дашь как самый первый шаг в этом направлении. Возможности современной советской психологии творчества - это возможности потенциальные.

..ПО ШШ ДИССИРТАЩИ ОПУБЛИКОВАНО: ■ ,

1. Социальные условия и техническое творчество. -В тезисах ' У1 Закавказской конференция психологов. Баку; 1974. с.28,29.

2. Ка^( изобретал Опост Пикар. - Йзобрзтатель и рационализатор,1 1£74, .4 12, с.39-43.

3. Формализация организационных. связей и норм в творческом коллективе изобретателей, - В научн. сообщениях к симпозиуму . "Социально-психологические пробжмы руководства и.удранлзния коллективами", М.: 1974, с.II, 12,

4, Теория методов •коллективного творцества. - В тезисах ^П »

Закавказской конференции психологов. Тбилиси: 1977, с.77, 78.

5. Оптимальная структура творческого коллектива изобретателей. - В сб.: "Психологические аспекты человеческой деятельности". М.: 1578, с. ¡32-58.

6. Модель социальной роли обучающего творчеству. - В тезисах УШ Закавказской конференции психологов. Ереван: 1980, с.76.

7. О методе принудите льного «щлешш.. - В тезисах'УШ Закавказской конференции психологов. Ереван: '1980, с.19, 20.

8. Обучение творчеству в системе непрерывного образования. -В тезиса?: I Всесоюзной научной конференции "Проблемы непрерывного •образования в современных условиях социального прогресса и научно-технической революции". 4.2. П.: Знание, 1981,' с.62-64. ■

9. Психология формирования потребности в творчески/ 'труде, -

В тезисах научно-практической конференции "ХХУрсъезд КПСС о форми-. ровании разумных потребностей советских людей и борьбы с потребительской психологией". Баку:. Элд, 1982, с,19-21.

10. Выход л нзобретатс льскую практику. - Психол. кури., 1982, " т.З, Я 2,.с.142-144.

11. Сопиально-психоло'гическве проблемы коллгктииного творчества. ' Баку; Эда, 1982, 65 с.

•12. Типология изобретателей по Т.А.Кенгерлп., - В тезиса:': Все. союзной научно-практической конференции "Развитие научного :-•: "технического творчества трудящихся". И., 1983, с. 178-180. • 13* Организация коллективного изобретательства. - В кн.: '• "Исслсцотшх проблем психологии творчества", М.: Паука, 1963. ' 0.266-273. '

14. Нсил'о'яоцйческий механизм.группового (коллективного) решения творческих радач.'- В кн.: "Кссгедовянка т;об.тп;.1 чеихологии тшрчзст на". !•■!.: Наука, 1963, с.279-296 (в соавторстве).

15. Комплекс "ЯРАТУ - В тезисах П Всесоюзного съезда Обще с а ва психологов СССР. Ч.З. !.!.: 198?, с.474-475. • )

, 1С. Психологические аспекты сочетания дисциплины и творчост-ва. - В тезисах научно-практической конференции "Социализм, дисциплина и деятельность личности". Баку: Элм, 1983, с.34-40.

■ I ■

17. Участие сельской молодом в ускорении научно-мхипческо-';

го прогресса. - Веб.: "Социологические исследования :опыт, проб- |

)

лемы, перспективы". Секция: социаяьньга проблемы села. Еаиу: /

1985, с.47-49. ' !

18. Об изменениях в инженерном мышлении. - В сб.: "Научно- } техническая революция и развитие научного поэнання". Выпуск I, Баку: Элм, 1985, с.70-00. . '

19. Соотношение дисциплины и творческой деятельности и научно-техническое творчество молодер.-- В сб.: "Социологические исследования: опыт,'проблемы, перспективы". Секция: социальнш

' проблемы молоденси. Баку: 1985, с.07-89.

20. Устройство для решения логических задач, А.С. Л 1223266, М.-: 1985-(в соавторстве).

21. Этапы, развития, структурные, уровни организации и функциональные ступени общения в творческом коллективе.- - В тезисах .Всбсоюзнрго симпозиума "Актуальные проблемы социальной психологии" Ч<1. Кострома: 1986, с.76-78 (в соавторства).

22. К теории, принципиально-новых организаций (некоторые со-циально-психологячвские й организационные, аспекты). - Психол. »урн. 1986, Т.7, 16'2, с.68-79 (в соавторстве). •■

23. Закономерности общения в творческом коллективе. - Bon. психологии| 1986, №6, о. 77-86.(в соавторстве).

24. Психслогу об изобретении. - Психол. -Аурн., 1987» t.8. fél, с. 95-98.

25. Проблемы перестройки практической психологии. - ' ПсихоД. яурн., 1§8б, т. 9, И 2, с. 20-26 (в соавторстве).

26. The formation of créative personality separate quailt: iTocepdiags of the first Finalsh - soviet Bimposium ой Greatii tononarev Ï.A, and baaxinen P. (Ms), 'Helsinki, 1уВБ, 145-151

Помимо этого во всесоюзасй и республиканской научной ne-.■чаги спубяиксване свыше десяти статей и две брошюры"по различным еспектам практической психологии творчества.

Ч