Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Творческое воображение в развитии музыкально-исполнительского мастерства

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Зеленкова, Татьяна Владимировна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация по психологии на тему «Творческое воображение в развитии музыкально-исполнительского мастерства», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Зеленкова, Татьяна Владимировна, 1999 год

Введение.

Глава I Творческое воображение как фактор развития музыкально-исполнительского мастерства.

1. Исполнительский образ как продукт творческого воображения.

2. Психологические аспекты музыкально-исполнительской деятельности

2.1 Два вида образного обобщения.

2.2 Творческое исполнение на начальных этапах обучения.

3. Развитие исполнительского мастерства как формирование высшей психической функции.

4. Стадии формирования исполнительского образа в развитии музыкально-исполнительского мастерства.

Выводы.

Глава II Творческое воображение в процессе порождения исполнительского образа.

1. Сочинение волшебной сказки как создание культурного контекста.

2. Функционально-статистический анализ контекста.

3. Экспериментальное исследование влияния сказочного контекста на музыкально-исполнительскую деятельность.

3.1 Эффект влияния сказочного контекста: методика, результаты, обсуждение.

3.2 Когнитивная сложность сказки как показатель продуктивного влияния сказочного контекста на повышение исполнительского мастерства.

3.3 Стратегии сочинения сказки как типы включения музыкальных произведений.

3.4 Проблема сохранения эффекта влияния сказочного контекста.

Выводы.

Глава III Творческое воображение в процессе понимания исполнительского образа.

1. Индивидуализация подхода: от контекста - к музыке.

1.1 Метод индивидуального случая в работе со структурной единицей музыкальной сказки.

1.2 О механизмах формирования исполнительского образа.

2. Возможные пути перехода внешнего средства во внутреннее в процессе понимания исполнительского образа.

2.1 Открытие динамической структуры музыкального произведения.

2.2 Преобразование эмоционального компонента.

2.3 Создание вербализованного метафорического смысла.

3. О сохранении эффекта контекста: результаты сравнительного экспериментального исследования сохранения на стадиях порождения и понимания исполнительского образа.

4. Роль ведущего способа организации смыслового содержания в работе со структурной единицей музыкальной сказки.

Выводы.

Глава IV Творческий синтез: возвращение в сказочный контекст. О соотношении внешней и внутренней мотивации творчества.

1. Творческое воображение как процесс порождения концептуального образа.

2. Расширение мотивационного поля и спектра возможностей исполнителя.

3. По ту сторону точки расхождения.

Выводы.

Введение диссертации по психологии, на тему "Творческое воображение в развитии музыкально-исполнительского мастерства"

Исполнение музыкального произведения является и целью, и итогом деятельности музыканта. При этом проявление мастерства связано, в первую очередь, с творческим аспектом исполнения, который предполагает создание и реализацию исполнительского образа музыкального произведения. Однако этот процесс не есть лишь момент творческого вдохновения: его проявление подготовлено всем периодом работы с музыкальным произведением. Исполнительский образ, являясь продуктом творческого воображения, порождает тот способ представления музыкального материала, который способствует раскрытию смысла произведения и его индивидуального видения, определению адекватных средств исполнения.

Развитие музыкально-исполнительского мастерства является объектом изучения ряда специальных дисциплин, таких как искусствознание, музыковедение, музыкальная педагогика и др. Эти дисциплины разрабатывают специфические, основанные на собственных внутренних средствах, подходы к данной проблеме. Однако при этом из виду упускаются следующие важные аспекты, являющиеся предметом психологического изучения: а) развитие исполнительского мастерства связано с процессом творческого воображения - формированием исполнительского образа; б) исполнительское мастерство является высшей психической функцией (по Выготскому). В связи с этим актуальность темы определяется следующими основными положениями:

1. Понятие исполнительского образа длительное время находилось лишь в поле внимания музыкантов, педагогов, музыковедов (Баренбойм JI.A., 1937; Савшинский С.И., 1961; Нейгауз Г.Г., 1982; Гофман И., 1961 и др.). С научной стороны только единичные авторы обращались к этому понятию, рассматривая его в рамках музыкальной психологии (Вицинский A.B., 1950; Прокофьев Г.П., 1956, 1959; Ражников В.Г., 1973, 1978; Готсдинер A.JL, 1993; Бочкарев JI.JI., 1997). Другие психологи при изучении деятельности музыканта-исполнителя, избегая понятие "исполнительский образ", предпочитали говорить о формировании исполнительского замысла или истолковании музыкального произведения, его интерпретации (Корыхалова Н.П., 1970, 1979; Токи-на H.H., 1972; Капустин Ю.В., 1976; Фейгин М.Э., 1976; Гуренко Е.Г., 1982; Тарасов Г.С., 1983; Palmer С., 1989). Так или иначе, активная роль целостного психического образа в инициировании и регулировании деятельности субъекта раскрыта общепсихологической категорией "образа мира", предложенной А.Н. Леонтьевым (1979, 1986) и разработанной С.Д. Смирновым (1981, 1990), В.В. Петуховым (1984, 1990) и др., что подготовило реальную основу для изучения исполнительского образа в рамках общей психологии.

2. Процесс творческого воображения широко рассматривается в психологии художественного творчества (Langer S.K., 1953,1960; Арнхейм Р., 1994; Костин В. 1962; Розов А. И. 1966; Никифорова О.И., 1972; Раппопорт С.Х., 1973; Рунин Б.М., 1980; Климовицкий А.И., 1980; Тараканов М.Е., 1980; Дранков В.А., 1996; Короленко Ц.П., Фролова Г.В., 1975 и др.), однако основное внимание уделяется здесь поиску общих закономерностей при создании произведения искусства, а не исполнительству. Многие исследователи связывают творческое воображение только с областью музыкального восприятия и композиторским творчеством. Есть несколько причин этого: общепсихологическое понятие творческого воображения по отношению к музыкально-исполнительской деятельности четко не определено, поэтому неясны его место и функциональная роль; исполнительский образ рассматривается вне связи с процессом творческого воображения, нет четко выделенных стадий и механизмов его формирования.

3. Почти все психологические исследования в области музыкально-исполнительской деятельности проведены с уже сформировавшимися исполнителями (известными дирижерами, инструменталистами, профессорами консерваторий, участниками международных конкурсов, студентами). Результаты, полученные в них, будучи значительным вкладом в развитие и становление музыкальной психологии, тем не менее, оказываются неадекватными детскому возрасту, а методы, хорошо работающие у зрелых музыкантов - совершенно невалидными у детей. Поэтому необходимо исследование процесса развития исполнительского мастерства в самом начале его становления, ориентируясь на совершенное исполнение. Нужно изучить то, как происходит "преобразование психической и духовной организации"(Пузырей, 1986) начинающего музыканта с помощью произведения искусства. Следует отметить, что в детской педагогической практике музыкально-исполнительское мастерство понимается, в основном, в узкопианистическом смысле как развитие технических приемов и навыков, интонационно-мелодических, динамических и эмоциональных компонентов исполнения. При таком подходе исчезает собственно творческий момент, что отдаляет музыканта от понимания произведения как вещи искусства, и следовательно, само музыкальное искусство не становится для него органом его психического и духовного развития. Требуется переход от операционального уровня рассмотрения музыкально-исполнительской деятельности - к мотивационному, от эмоционально-когнитивного понимания содержания исполняемого - к смысловому.

И, наконец, в музыкальной педагогике почти нет практических методов по развитию творческих аспектов исполнительства или приемов, стимулирующих развитие творческого воображения и процесс создания исполнительского образа, необходимых хотя бы потому, что попытка прямого введения понятия исполнительского образа в сознание учащегося наталкивается на существенные трудности, связанные с его (понятия) абстрактной природой и, как следствие, недоступностью для детей определенного возраста. Размышляя о природе детского творчества, Л.С. Выготский (1960, 1967) указывал на его синкретизм, в котором кроется сам принцип разработки инструментальных средств активизации творческого воображения, основанный на возможности взаимовлияния различных видов творческой деятельности. Решение этой проблемы позволит оснастить существующие методики в области музыкальной педагогики психологическими средствами, сделать обучение детей более эффективным, способствовать их творческому и духовному развитию.

Постановка проблемы. Одна из главных психологических особенностей музыкально-исполнительского мастерства состоит в том, что оно является высшей психической функцией (по Л.С. Выготскому), и его развитие можно рассматривать как формирование этой функции, осуществляемое с помощью культурных средств. Поэтому основной проблемой настоящего исследования является поиск культурных средств развития музыкально-исполнительского мастерства на начальных этапах обучения. С другой стороны, развитие исполнительского мастерства связано с процессом творческого воображения, заключающемся в порождении и преобразовании исполнительского образа. Следовательно, требуемые культурные средства прежде всего должны быть направлены на формирование исполнительского образа как необходимого условия развития исполнительского мастерства.

Согласно Л.С. Выготскому, формирование высшей психической функции предполагает наличие двойного ряда стимулов: стимулов-объектов и стимулов-средств, последние их которых, в процессе интериоризации преобразуются из внешних во внутренние. Поэтому первый исследовательский вопрос состоит в том, каковы должны быть внешние средства обучения (на его начальных этапах), приводящие к порождению исполнительского образа, которые в дальнейшем стали бы адекватны внутреннему содержанию музыкального произведения. Согласно нашему предположению, таким внешним средством может быть включение исполняемых учебных музыкальных произведений в контекст сочиняемой волшебной сказки. Ожидаемым результатом такого включения является повышение качества исполнения музыкальных произведений. Тогда вторым исследовательским вопросом будет являться определение объективного критерия продуктивного воздействия сочинения волшебной сказки. Таким критерием может быть ее когнитивная сложность.

Однако для развития исполнительского мастерства как высшей психической функции требуется, чтобы влияние внешнего средства сохранялось и без его видимого применения, внутри стимула-объекта, чтобы внешнее средство стало бы путем к самостоятельному построению внутренних средств. Это значит, что исполнительский образ должен обладать некоторой структурой, обеспечивающей его сохранение независимо от наличия сказочного контекста. Тем самым третьим исследовательским вопросом становится выявление условий сохранения эффекта воздействия внешних средств. Понятно, что это потребует разработки адекватных эмпирических методик для исследования этих условий.

Дальнейшее развитие исполнительского мастерства предполагает спонтанную воспроизводимость исполнительского образа и его устойчивость. Это достигается лучше всего тогда, когда исполнение музыкального произведения является лишь операцией в рамках более общей творческой деятельности. На этом этапе изучаются мо-тивационные и социокультурные изменения, вызываемые развитием исполнительского мастерства.

Настоящая работа, таким образом, является теоретико-эмпирическим исследованием роли творческого воображения в развитии музыкально-исполнительского мастерства.

Основными целями данной работы являются: определение адекватных внешних средств развития музыкально-исполнительского мастерства на начальных этапах обучения; определение объективных критериев продуктивного воздействия этих средств; выявление условий сохранения эффекта воздействия предлагаемых средств.

Эти цели включали следующие задачи: 1) дать теоретическое и экспериментальное обоснование адекватности выявленных средств; 2) выяснить, сохраняется ли их продуктивное воздействие; 3) разработать процедуру определения когнитивной сложности как объективного критерия внешних средств; 4) разработать адекватную эмпирическую методику для исследования условий сохранения эффекта воздействия средств; 5) проверить эффективность предлагаемой методики.

Дополнительные задачи, выявившиеся в ходе работы, включали: разработку средств диагностики способа восприятия исполняемой музыки; выяснение социокультурных и мотивационных изменений, вызываемых развитием исполнительского мастерства.

Методологической основой исследования является культурно-историческая теория Л.С. Выготского и ее последующие разработки.

В исследовании применялись методы: формирующий эксперимент, констатирующий эксперимент, анализ отдельного случая. Для изучения индивидуального сознания и продуктов деятельности использовались: контент-анализ, функционально-статистический анализ, техника репертуарных решеток Дж. Келли, экспертные оценки. Статистическая обработка данных проводилась с помощью корреляционного анализа, метода %2, факторного анализа. Экспериментальная база была представлена учащимися школы искусств в возрасте от 7 до 14 лет.

Объектом данного исследования является музыкально-исполнительское мастерство и его развитие. Предметом исследования - процесс творческого воображения на различных этапах развития музыкально-исполнительского мастерства.

Положения, выносимые на защиту: 1. Сочинение волшебной сказки с одновременным включением в ее контекст изучаемых музыкальных произведений является адекватным внешним средством повышения исполнительского мастерства на начальных этапах обучения.

2. Когнитивная сложность сочиняемой сказки есть тот объективный критерий, который выступает как показатель ее продуктивного влияния на повышение исполнительского мастерства.

3. Условием эффекта воздействия сказочного контекста является процесс осмысления его внутренней связи с содержанием исполняемого музыкального произведения; результатом такого процесса является развитие музыкально-исполнительского мастерства.

Научная новизна исследования связана, прежде всего, с тем, что в работе предлагается подход к развитию музыкально-исполнительского мастерства как к формированию высшей психической функции (по Л.С. Выготскому). В рамках этого подхода рассматривается роль творческого воображения в процессе преобразования внешнего средства во внутреннее, определяется объективный критерий продуктивности внешнего средства и процедура его определения.

В работе вводится понятие исполнительского образа как продукта творческого воображения, делается попытка рассмотреть этапы обучения исполнительскому мастерству через стадии формирования исполнительского образа.

Принцип организации методических средств потребовал выработки специальных методов для обеспечения каждого этапа экспериментального исследования. Таковыми являются: 1) метод сочинения сказочного контекста для исполняемых музыкальных произведений; 2) метод работы со структурной единицей музыкальной сказки; 3) методика диагностики ведущего способа смысловой организации музыкального содержания.

Надежность, обоснованность и достоверность положений и выводов определяется применением статистических методов обработки полученных данных, согласованностью результатов эмпирического исследования теоретической концепции.

Теоретическая значимость работы состоит в развитии культурно-исторической теории Л.С. Выготского для изучения творческого воображения на материале музыкально-исполнительской деятельности.

Практическая значимость заключается в том, что • функционально-статистический анализ сказочного контекста (модификация структурного метода Проппа) может применяться как самостоятельная самообучающаяся процедура при исследовании детского творчества;

• предлагаемые методы организации творческого процесса у детей являются простыми и доступными в применении и могут использоваться в педагогической работе для развития исполнительского мастерства;

• разработана диагностическая методика определения ведущего способа организации содержания музыкального произведения, что дает возможность дифференцированного подхода к учащимся;

• показано, что существуют значимые различия в восприятии музыки у слушателей и исполнителей;

• предлагается комплекс экспресс-методов активизации творческого воображения в практической работе по развитию исполнительского мастерства;

• показаны пути формирования у учащихся внутренней мотивации музыкальной деятельности и развития творческих способностей;

• рассмотрены средства преодоления стрессовых ситуаций во время выступления и психотерапевтические аспекты сочинения музыкальной сказки.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались в 1995 г. на Региональной научно-практической конференции "Актуальные проблемы развития службы практической психологии образования" (г. Орехово-Зуево), в 1996 г. на педагогическом семинаре отдела фортепиано детской школы искусств (г. Орехово-Зуево), обсуждались на заседании кафедры общей психологии факультета психологии МГУ. Разработанные автором методы активизации творческого воображения в 1996 г. представлены в методический кабинет Московского областного управления культуры для использования в педагогической деятельности преподавателей школ искусств Московской области. По теме диссертации автором опубликовано 7 работ.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и 9-ти приложений, оформленных в виде отдельной книги. Общий объем работы - 276 страниц, основной текст - 160 страниц. Список литературы включает 255 названий.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"

Выводы

1. Концептуальный образ есть продукт творческого воображения, порождаемый в процессе синтеза проблемных единиц и обеспечивающий отдельному исполнительскому образу спонтанную воспроизводимость независимо от условий исполнения.

2. Развитие музыкально-исполнительского мастерства вызывает мотивацион-ные и социокультурные изменения учащегося: возникновение мотивации других видов творческой деятельности, формирование психологической готовности к публичным выступлениям, проигрывание созданной музыкальной сказки на сцене имеет психотерапевтический эффект.

3. Не все возрастные группы одинаково чувствительны к воздействию сказочно-словесных средств: наиболее сензитивными можно считать средние возрастные группы; в старшем периоде обучения такое воздействие в значительной мере определяется сложившимся соотношением словесных и исполнительских средств.

Заключение

В современной психологии искусства творческое воображение чаще всего рассматривается в связи с процессами восприятия или создания произведений живописи, музыки и литературы. Музыкально-исполнительская деятельность изучается, в основном, в эмоциональном или операциональном плане. Между тем, этот вид деятельности, высшим проявлением которого является исполнительское мастерство, равно предполагает не только участие, но и приоритет творческого воображения, поскольку связан с порождением и воплощением исполнительского образа музыкального произведения.

Необходимо отметить также и тот факт, что почти все психологические исследования, связанные с творческим воображением у музыкантов, касаются известных композиторов, дирижеров, инструменталистов, участников международных конкурсов, студентов консерваторий - то есть, уже сформировавшихся исполнителей. Результаты этих исследований, являясь значительным вкладом в развитие и становление музыкальной психологии, тем не менее, оказываются неадекватными для детского возраста, когда процессы развития музыкально-исполнительского мастерства конкретно-развернуты. То же самое касается и методов исследования, которые, прекрасно проявляя себя у зрелых музыкантов, совершенно не "работают" у детей.

В настоящей работе была сделана попытка подойти к развитию музыкально-исполнительского мастерства как к формированию высшей психической функции (по Л.С. Выготскому) и рассмотреть роль творческого воображения в процессе преобразования внешнего культурного средства во внутреннее. Было показано, что волшебная сказка, сочиняемая учащимися для организации конкретного музыкального материала, является тем внешним культурным средством, которое приводит к развитию исполнительского мастерства на первоначальном этапе. При этом объективным показателем продуктивной роли сказки является ее когнитивная сложность, определяемая по методу функционально-статистического анализа сказочного контекста, разработанного на основе теоретических исследований В. Проппа.

Этапы обучения исполнительскому мастерству рассматривались в работе через стадии формирования исполнительского образа как продукта творческого воображения. Было выделено три таких стадии. Первая характеризуется процессом порождения исполнительского образа, основные признаки которого проявляются при включении конкретных музыкальных произведений в контекст сочиняемой волшебной сказки. Такими признаками являются: целостность исполнения, обоснованность эмоционального выражения, привнесение своего отношения к исполняемому, наличие элементов интерпретации: смещения кульминации, агогики (временных колебаний), изменения динамического плана исполнения, подчеркивания или сглаживания метроритма, непривычных акцентировок и т.п.

Вторая состоит в понимании образа. Она несет наибольшую смысловую нагрузку в процессе развития музыкально-исполнительского мастерства: здесь происходит процесс осмысления волшебной сказки как контекста для исполняемых музыкальных произведений, осознание внутренней связи этого контекста с музыкальным содержанием. Совместная со взрослым работа с "проблемной единицей", направленная от контекста к музыке, приводит к пониманию целостного содержания единицы и уточнению исполнительского смысла музыкального произведения, а следовательно - к пониманию его внутренней специфики. Происходит процесс преобразования волшебной сказки из внешнего средства во внутреннее.

Были обозначены возможные пути интериоризации - их подсказывает нам само музыкальное произведение как предмет искусства. Эти пути, прежде всего, заложены в требованиях, предъявляемых произведением исполнителю. Такие требования - музыкальная форма, внутренне определяемая динамической структурой произведения; лад, дающий ощущение эмоционального тона, и название, указывающее на содержательную область - задают определенные рамки для исполнителя и влияют на содержание сочиняемого сказочного контекста. На этапе сочинения сказки они, проявляясь бессознательно, задают довольно широкую и, как следствие, весьма приближенную предметную область для содержания контекста. Поэтому исполнительский образ здесь диффузен и неустойчив. На этапе сознательной доработки предметная область уточняется, структурируется, устанавливается более точное соответствие содержания элементов контекста и исполнительских средств, которое приводит к пониманию внутренней музыкальной специфики произведения. Тем самым образуется материал для образного обобщения и дифференциации исполнительского образа путем формирования у него инвариантного ядра и вариативного поля.

Исследование этой стадии, выполненное в рамках "case study" с привлечением элементов гештальт-терапии, потребовало рассмотрения проблемы адекватности языка диалога в процессе решения учащимся творческой задачи и разработки средств диагностики ведущего способа организации смыслового содержания музыкального произведения, результаты которой сопоставлялись с одной из пяти стратегий ведения диалога и методическими средствами для активизации творческого воображения, описанными в работе.

Третья, высшая стадия формирования исполнительского образа состоит в его, ставшей как бы естественной, спонтанной воспроизводимости и устойчивости. Условием перехода на эту стадию является исполнение музыкального произведения в рамках более общей творческой деятельности (создания музыкально-сказочной постановки) и процесс порождения концептуального образа, который приводит как к осмыслению внутренней мотивации музыкального мастерства, так и к развитию творческих способностей в различных предметных областях.

Работа выполнена на материале учащихся детской школы искусств, что потребовало специальной методической оснащенности каждого этапа исследования - выработки методов, являющихся адекватными детскому сознанию. В качестве объединяющего эти методы принципа было положено использование словесного творчества, названного JI.C. Выготским наиболее характерным для школьного возраста, и его влияние на другие виды детского творчества, в том числе и на музыкально-исполнительское. Преобразование форм словесного творчества (от сочинения волшебной музыкальной сказки до решения творческих задач в ее структурных единицах и дальнейшего создания музыкально-сказочной постановки) расширяет смысловое поле музыкального произведения и возможности исполнителя до масштабов, о которых лучше всего сказать словами М.В. Ломоносова (1972): «Открылась бездна звезд полна; звездам нет счета, бездне - дна».

Психологическое исследование роли творческого воображения в развитии музыкально-исполнительского мастерства на начальных этапах обучения позволило нам сделать следующие выводы:

1. Включение музыкальных произведений в контекст сочиняемой волшебной сказки приводит к повышению музыкально-исполнительского мастерства, следовательно, сказка является адекватным внешним средством на начальных этапах обучения.

2. Когнитивная сложность сочиняемой сказки является тем значимым объективным критерием, который можно использовать как показатель продуктивной роли сказки в функции внешнего средства. В пределах каждого возрастного периода этот показатель прямо пропорционально связан с уровнем исполнения музыкальных произведений в контексте сказки.

3. Преобразование волшебной сказки как внешнего средства во внутреннее -процесс осмысления внутренней связи сказочного контекста с содержанием исполняемого музыкального произведения - является условием сохранения эффекта контекста и повышения музыкально-исполнительского мастерства.

4. Не все возрастные группы одинаково чувствительны к воздействию сказочно-словесных средств: наиболее сензитивными можно считать средние возрастные группы; в старшем периоде обучения такое воздействие в значительной мере определяется сложившимся соотношением развития словесных и исполнительских средств.

Круг проблем, связанных с творческим аспектом детской музыкально-исполнительской деятельности, достаточно широк и многообразен. Представленный в данной работе материал, хотя и помогает разрешить вопросы, указанные в качестве ее целей и задач, ставит, тем не менее, новые проблемы, требующие своего изучения. Наиболее интересными из них представляются следующие: возможность иных путей интериоризации; психоаналитический аспект сочиняемого музыкально-сказочного материала; результат связи имплицитных значимых факторов субъективного пространства исполнителей с уровнем их музыкальных способностей, полученный в данной работе в качестве артефакта; психотерапевтический эффект динамично сочиняемого контекста к музыкальному произведению, описанный в последней главе; перспективы личностного роста ребенка, просматривающиеся в процессе совместной со взрослым работы с культурой.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Зеленкова, Татьяна Владимировна, Москва

1. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. - М., 1977.

2. Адорно Теодор В. Избранное: Социология музыки. М.; СПб., 1999.

3. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. В кн.: Шанс на приключение. Петрозаводск, 1991, с. 237 - 303.

4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979. - 184 с.

5. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать еретиком. Жизненная стратегия творческой личности // Как стать еретиком. Петрозаводск, 1991., С.9-184.

6. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.- Т.2.

7. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.,1994. 352с.

8. Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психологии. -М.,1975.

9. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М., 1986.

10. Баренбойм JI.A. Некоторые вопросы воспитания музыканта-исполнителя и система Станиславского. Музыкальная педагогика и исполнительство. JL, 1974, с. 3-32

11. Баренбойм JI.A. Фортепианная педагогика. М., 1937.

12. Баренбойм JL Путь к музицированию. JL, 1979.

13. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1981.

15. Бергсон А. Две памяти. //Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.-М.,1979.

16. Бернштейн H.A. О построении движений. М., 1947

17. Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966

18. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов-на-Дону, 1983.

19. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Избр. психол. труды. М., 1995,- С.56-69.

20. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка. Психология личности. Тексты. М., 1982

21. Бочкарев Л.Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкатнов-исполнителей//Вопросы психологии. 1975. - №1, с.68-69

22. Бочкарев Л.Л. Психологические аспекты формирования готовности музыкатнов-исполнителей к публичному выступлению. Канд.диссертация Гос.музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, М.,1974

23. Бочкарев Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания: Авто-реф. дис. докт. психол. наук. Киев, 1989

24. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997

25. Бремон К. Логика повествовательных возможностей // Семиотика и искусство-метрия. М., 1972. - С.108-136.

26. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. -М.,1990.

27. Брунер Д. Процесс обучения. М., 1962.

28. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

29. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

30. Вартанян A.B. Возрастные особенности эмоционального состояния учащихся-исполнителей в процессе обучения музыке.- Канд.диссертация.- Армянский гос. пед. институт им. Х.Абовяна,- Ереван, 1982.

31. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.

32. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М, 1998

33. Верткин И.М. Бороться и искать. О качествах творческой личности // Нить в лабиринте. Петрозаводск, 1988, с. 7 93.

34. Ветлугина H.A. Возраст и музыкальная восприимчивость. Восприятие музыки. М., 1980, с.178-194

35. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968

36. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 143 с.

37. Вилюнас B.K. Феномен воспитания // Человек в системе наук. М., 1989.- С.434-449.

38. Виноградова О. На уроках К.Н. Игумнова. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.5. М., 1984, с. 3-14

39. Вицинский A.B. Психологический анализ работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. "Известия АПН РСФСР", вып.25. М., 1950

40. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся /под ред. Якиманской. М.,1989.

41. Выготский JI.C. Воображение и его развитие в детском возрасте // Собр. соч.: В 6 т., М., 1982.-Т.2.

42. Выготский JI.C. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т,-М., 1983.-Т.З.

43. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1967.

44. Выготский JI.C. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т, М, 1982. - Т.2.

45. Выготский JI.C. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: В 6 т, М, 1984. -Т.6.

46. Выготский JI.C. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. - JNT°2. - с. 114-124

47. Выготский Л.С. Психология искусства. М, 1987.

48. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности. Тексты. М, 1982

49. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М, Изд-во Моск. ун-та, 1981

50. Генисаретский О.И. Воображение и ценностные взаимосвязи образа жизни и предметной среды. Ценности, образ жизни и жилая среда. Труды ВНИИТЭ. Серия "Техническая эстетика". - Вып.51. - М, 1987. - С.21-33

51. Генггальтподход и психодрама в образовании. М, 1997

52. Гинзбург Г.Р. Заметки о мастерстве. Вопросы фортепианного исполнительства, вып.2, М, 1968, с.61-70.

53. Гинзбург Л.О. О работе над музыкальным произведением. М., 1960

54. Головаха E.H., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев, 1984.

55. Готсдинер А. Дидактические основы музыкального развития учащихся. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2,- М., 1980, с. 10-28

56. Готсдинер А. О стадиях формирования музыкального восприятия. Проблемы музыкального мышления. - М., 1974, с.230-251.

57. Готсдинер A.JI. Музыкальная психология. М., 1993

58. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.,1982.

59. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961

60. Грановская P.M., Березная И .Я. Интуиция и искусственный интеллект. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.

61. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. -СПб., 1994.

62. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации. Новосибирск, 1982.

63. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.,1972.

64. Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб, 1997.

65. Додонов Б.Г. Эмоция как ценность. М., 1978

66. Долинская Е. Открытые уроки //Яков Флиер. Статьи, воспоминания, интервью.-М., 1983.-С. 28-51.

67. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М., 1993

68. Дранков В.Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта // Хрестоматия по психологии художественного творчества. М., 1996.-С. 161-173.

69. Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач (о процессах решения практических проблем) // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. -М.: Изд-воМоск. ун-та, 1981.-С. 258-268.

70. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.,1986.

71. Зеленкова Т.В. Исследование тенденций в развитии ценностных ориентаций младших подростков. // Актуальные проблемы развития службы практической психологии образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Орехово-Зуево, 1985.

72. Зинченко В.П. Продуктивное восприятие // Вопросы психологии. 1971. - №6. -С.27-42.

73. Из записок-конспекта Л.С.Выготского к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. - С. 289-295

74. Ильенков В.В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. Вып.6. -М., 1964.

75. Каневский В. Обучение детей младшего возраста искусствам // Гештальтподход и психодрама в образовании. Материалы 2-й международной конференции. -1997. С.36-48.

76. Капустин Ю.В. Музыкант и публика. Л., 1976

77. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985. - 304 с.

78. Ким Дж.-О., Мьюллер Ч.У. Факторный анализ: статистические методы и практические вопросы // Факторный, дискриминаторный и кластерный анализ. М., 1989, с.5-77

79. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993.

80. Кларксон П. Гештальт в действии. - М., 1991.

81. Коган Г.М. У врат мастерства. Работа пианиста. М., 1969

82. Козлова И.Н. Теория личностных конструктов в современной психологии. Ав-тореф. канд. дисс., М., 1976

83. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск, 1997

84. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения. Новосибирск, 1975

85. Корто А. О фортепианном искусстве. М.,1965.

86. Корыхалова Н.К. Музыкальное произведение и исполнитель. Авт. Канд. Дисс., Л.,1970.

87. Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. Л., 1979

88. Костин В. Что такое художественный образ. М., 1962

89. Костюк А.Г. Культура музыкального восприятия. Художественное восприятие. Л., 1971

90. Кременштейн Б. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М., 1984.

91. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.

92. Леви-Брюлль Л. Первобытное мышление // Хрестоматия по общей психологии. -Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - С. 130-140.

93. Леви-Стросс К. Из книги "Мифологичные. I. Сырое и вареное" // Семиотика и искусствометрия. М., 1972. - С.25-50.

94. Леви-Стросс К. Структура мифов // Вопросы философии. 1970. - №7.

95. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. М., 1984

96. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975

97. Леонтьев А.Н. К психологии образа // Вестник Моск. ун-та. Серия 14: Психология. 1986. - №3. - С. 72-76.

98. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та. - 1982

99. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник Моск. ун-та. Серия 14: Психология. 1979. - №2. - С. 3-13.

100. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1998103. ЛистФ. Ф.Шопен. М., 1936

101. Ломоносов М.В. Вечернее размышление о божьем величестве при случае великого северного сияния // Русская поэзия XVIII века: Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т.57. -М., 1972

102. Лотман Ю.М. Искусствознание и "точные методы" в современных зарубежных исследованиях // Семиотика и искусствометрия. М., 1972. - С.5-25

103. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

104. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979

105. Мастера советской пианистической школы. М., 1954

106. Мастерство музыканта-исполнителя. Вып.1, М., 1972

107. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки. -Восприятие музыки., М., 1980, с. 178-194.

108. Медушевский B.B. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976

109. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

110. Меркулов А. О некоторых педагогических советах Листа. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.5. М., 1984, с. 103-114

111. Милынтейн Я.И. Очерки о Шопене. М., 1987.

112. Мирошник И.М. Возрастные особенности зрительно-слуховых представлений // Формирование личности: психологические и педагогические проблемы. М., 1989,-С. 51-60.

113. Мирошник И.М. Цвет как стимул формирования непосредственно-эмоционального отношения к музыке у детей / Новые исследования в психологии, 1987, №1

114. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966

115. Нагибина Н.Л. Методика диагностики типов восприятия музыки. Методы психологической диагностики., М., 1994, с. 158-180

116. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972

117. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М., 1974.

118. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989.

119. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972.

120. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.

121. Никифорова О.И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. 1972. - №2. - С.67-77.

122. Николаев В. Шопен педагог. - М., 1980.

123. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995

124. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. М., 1997.

125. Орлов Г.А. Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. 1960. - Вып. 2

126. Островский А.Д. Творческая задача исполнителя. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. - 1967. - Вып. 4.

127. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев, 1975

128. Перевозский Т.А. О едином понимании естественного языка и языка музыкальных текстов с позиций вероятностной модели смыслов // Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989. - С.262-266

129. Перельман Н. В классе рояля. JL, 1986

130. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии). -М, 1993.

131. Петренко В.Ф. Личность человека основа его картины мира // Модели мира. -М., 1997.-С. 9-27.

132. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997

133. Петухов В.В. Воображение и познание // Модели мира. М., 1997. - С. 27-35.

134. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Моск. ун-та. Серия 14: Психология. 1990. - №3.

135. Петухов В.В. Природа и культура. М., 1996

136. Петухов В.В Проблема осмысленного действия (по решению творческих задач) // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева. М.,1999. - С. 235-262.

137. Петухов В.В. Психология мышления. М.,1987.

138. Петухов В.В. Психология творческого воображения: спецкурс для специализации "Общая психология". Рукопись. - 1996

139. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994

140. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.,1982.

141. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. М., 1997.

142. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М., 1967.

143. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976

144. Потапов А.Б. Технология творчества. 4.1. М., 1992. - 120 с.

145. Похилько В.И. Психодиагностика индивидуального сознания. Общая психодиагностика. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987, гл. 8, с.228-244

146. Прихожан A.M. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей // Вопросы психологии. 1981.- №2.- С. 143-150

147. Прокофьев Г.П. Образ музыкального произведения и его воплощение исполнителем // Вопросы психологии. - 1959. - №5. - С.59-71

148. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя. М., 1956

149. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.

150. Психология современного подростка /Под. Ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.

151. Пузырей A.A. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. М., 1986.

152. Рабинович Д. Портреты пианистов. М., 1970

153. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М., 1997

154. Ражников В.Г. Вариативность в музыкально-исполнительском творчестве. Новые исследования в психологии. №1, 1976, с.55-63.

155. Ражников В.Г. Исследование музыкального исполнительского образа // Вопросы психологии. 1978. - N2.

156. Ражников В.Г. Психология творческого процесса дирижера. Автореф. канд. дисс. М., 1973.

157. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980.

158. Ражников В.Г. Формирование и воспроизведение дирижерского замысла. Вопросы психологии, №2, 1973 с.55-66

159. Ражников В.Г., Цеханский В.М. Общий обзор литературы по психологии восприятия музыки // Вопросы психологии. - 1975. - №4. - С.148-155.

160. Развитие воображения и коррекция детей с трудностями в поведении. Смоленск, 1992

161. Раппопорт С.О. О вариантной множественности исполнительства. Музыкальное исполнительство, вып.7, М., 1972, е.

162. Раппопорт С.Х. Художественное представление и художественный образ. Эстетические очерки, вып. III. М., 1973.

163. Рибо Т. Творческое воображение. Пг. - 1901.

164. Родари Дж. Грамматика фантазии. М.,1990.

165. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М., 1997. 320 с.

166. РозетИ.М. Психология фантазии. Минск, 1977.

167. Розов А.И. Фантазия и творчество. Вопросы философии, №9, 1966

168. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М., 1957

169. Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии: В 2 т. T. IL- М., 1989. 328 с.

170. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973.

171. Рубцов H.H. Символ в искусстве и жизни. М., 1991.

172. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990.

173. Ряшина В. Традиции народной культуры как основа для построения интегратив-ных технологий психолого-педагогической практики // Гештальтподход и психодрама в образовании. Материалы 2-й международной конференции. 1997. -С.22-29.

174. Сабанеев Л.Л. Психология музыкально-творческого процесса. М., 1923

175. Савшинский С. Пианист и его работа. Л., 1961

176. Саламатов Ю. Система развития законов творчества // Шанс на приключение. Петрозаводск, 1991, с. 5 174.

177. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.

178. Сапогова Е.Е. Операции моделирования как условие развития воображения у дошкольников // Вопросы психологии. 1993. - №3. - С.24-32.

179. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопросы психологии. 1983.- №2.- С.35-42

180. Смирнов С.Д. Методологические уроки концепции А.Н. Леонтьева // Вестник Моск. ун-та. Серия 14: Психология. 1993. - №2. - С. 15-25.

181. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник Моск. ун-та. Серия 14: Психология. 1981. - №2. - С. 15-29.

182. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.

183. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

184. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. Проблемы музыкального мышления. М., 1974, е.

185. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1951

186. Старкова З.С. Литература и живопись. М.,1985.

187. Старчеус М.С. Музыкальная психология. М., 1993

188. Страхов И.В. Психология творчества. Саратов, 1968

189. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Ярославль, 1996.

190. Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. 1981,- №2.- С.68-79

191. Субботский Е.В. Как рождается личность? Ребенок открывает мир. М., 1991, с.6 - 78

192. Субботский Е.В. Личность. Три аспекта исследования // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. - №3. - С.3-17

193. Тараканов М.Е. Замысел композитора и пути его воплощения // Психология процессов художественного творчества. Л., 1980. - С.127-138.

194. Тарасов Г.С. Музыкальное воспитание и развитие личности // Вопросы психологии. 1990. - №4.

195. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. М., 1979

196. Тарасов Г.С. Учебно-творческая деятельность студента-исполнителя // Вопросы психологии. 1983. - №3.

197. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

198. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.

199. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М., 1989

200. Токина Н.Н. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества. Саратов, 1972

201. Туник Е.В. Природа и диагностика творческих способностей. СПб., 1992.

202. Тынянов Ю. Архаисты и новаторы. М., 1929.

203. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

204. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970.

205. Фейгин М.Э. Зарождение и развитие исполнительского замысла учащегося-пианиста. Современные вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып.ХХУП, М„ 1976

206. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып.2., М, 1992

207. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып.4., М, 1994

208. Фейнберг С.Е. О содержании музыки. Советская музыка., 1967, №8.

209. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М., 1965

210. Ферстер Н.П. Творческая фантазия. М., 1924

211. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987

212. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2-х т., т. 1. М., 1986а

213. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2-х т., т. 2. М., 19866

214. Хентова С. Вэн Клайберн. М., 1959

215. Хиллман Д. Терапия, сны и воображение // К.Г. Юнг и современный психоанализ. Хрестоматия по глубинной психологии. М., 1996.

216. Хоменко К.Е. Понимание художественного образа детьми младшего возраста // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та., 1980. - С.276

217. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988

218. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. м., 1996

219. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М., 1960

220. Эйзенштейн С.М. Психология искусства (неопубликованные конспекты статьи и курса лекций) // Психология процессов художественного творчества. JL, 1980.

221. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. труды. М., 1989. - С. 60-78.

222. Эльконин Д.Б. Проблемы психодиагностики // Избр. труды. М., 1989. - С. 281306.

223. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте // Избр. труды. М, 1989.-С. 122-281.

224. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

225. Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению. М., 1989.

226. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я детский педагог. - Спб., 1996

227. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Архетип и символ. М., 1991.

228. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979

229. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М., 1980.

230. Якобсон Р. К вопросу о зрительных и слуховых знаках // Семиотика и искусст-вометрия. М., 1972. - С.82-88.

231. Яков Флиер. Статьи, воспоминания, интервью. М., 1983

232. Ямпольский А.И. О методе работы с учениками. Вопросы скрипичного исполнительства и педагогика. М., 1968, с.6-21

233. Bartel, L.R. Coping with performance stress: a study of professional orchestral musicians in Canada. Univ. of Toronto, 1993

234. Berretta S., Privette G. Influence of play on creative thinking // Percept, and Mot. Skills. 1990. - №2.

235. Boltzg M. Time judgments of musical endings: Effects of expectancies on the "filled interval effect" // Perception and Psychophysics.- 1989.- №5.

236. Cunningham J. G., Sterling R. S. Developmental change in the understanding of affective meaning in music // // Motiv. and Emot. 1988. - №4

237. Growder R. G. Imagery for musical timbre // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance.- 1989.- №3.

238. Hatta T., Ejiri A. Learning effects of piano playing on tactile recognition of sequential stimuli // Neuropsychologia. 1989. - №11-12

239. Kohlberg L., Kramer R. Continuities and discontinuities in childhood and adult moral development // Human Development. 1969. - №12.

240. Langer S. K. Feeling and form. A theory of art developed from philosophy in a new key. N.Y., 1953.

241. Langer S. K. Philosophy in a New Key. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1960

242. Leglar, M.A. Measurement of indicators of anxiety levels under varying conditions of musical performance. Indiana Univ., 1978

243. Lyman B., Waters J. C. E. Patterns of imagery in various emotions // Journal of Mental Imagery. 1989. -№1.

244. Matsumoto D., Sanders M. Emotional experiences during engagement in intrinsically and extrinsically motivated tasks // Motiv. and Emot. 1988.- №4.

245. Palmer C. Mapping musical thought to musical performance // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1989. - №2.

246. Russ S. W., Grossman-McKee A. Affective expression in children's fantasy play, primary process thinking on the Rorschach, and divergent thinking // Journal Person Assessment. 1990. - №3-4.

247. Shea J. B., Zumny S. T. Knowledge incorporation in motor representation // Complex Mov. Behavior: Motor-Activity Controversy.- Amsterdam, 1988.

248. Siltanen S. A. Effects of three levels of context on children's metaphor comprehension // Journal of Genetic Psychology.- 1989.- №2.

249. Smets G. J. F., Overbeeke C. J. Scent and sound of vision: Expressing scent or sound as visual forms // Percept, and Mot. Skills. 1989. - №1.

250. Smith D. E., Moran J. D. Socioemotional functioning of creative preschooles // Percept, and Mot. Skills. 1990. - №1.

251. Waggoner J. E., Palermo D. S. Betty is a bouncing bubble: Children's comprehension of emotion-descriptive metaphors // Developmental Psychology.- 1989.- №1.

252. Wilden A. System and-structure: essays in communication and exchange. N.Y., 1980г 2 т

253. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

254. ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ Кафедра общей психологии1. На правах рукописи

255. ЗЕЛЕНКОВА Татьяна Владимировна

256. ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА

257. Специальность 19.00.01 общая психология, история психологии

258. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наукприложен™

259. Научный руководитель кандидат психологических наук, доцент Петухов В. В.1. Москва 1999