автореферат и диссертация по психологии 19.00.03 для написания научной статьи или работы на тему: Оптимизация личностной адаптации первокурсников посредством актуализации их Я-концепции в художественно-творческой деятельности
- Автор научной работы
- Лопаткова, Ирина Викторовна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Тверь
- Год защиты
- 2003
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.03
Автореферат диссертации по теме "Оптимизация личностной адаптации первокурсников посредством актуализации их Я-концепции в художественно-творческой деятельности"
На правах рукописи
Лопаткова Ирина Викторовна
Оптимизация личностной адаптации первокурсников посредством актуализации их Я - концепции в художественно - творческой деятельности
19.00.03 - психология труда, инженерная психология, эргономика по психологическим наукам
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Тверь - 2003
Работа выполнена в Сергиево-Посадском гуманитарном институте на кафедре психологии
Научные руководители:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
Доктор психологических наук Скороходова Нина Юрьевна;
Доктор психологических наук Махновец Сергей Николаевич
Доктор психологических наук, профессор Ксензова Галина Юрьевна; Доктор культурологии, профессор Федоров Виктор Владимирович
Государственное образовательное
учреждение дополнительного
профессионального образования «Центр
непрерывного художественного образования»
Защита диссертации состоится « /^августа 2003 г. в ^ часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при Тверском государственном университете по адресу: 170000, г.Тверь, Студенческий переулок, д. 12.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета.
Автореферат разослан « ' » июля 2003 г.
« ^хГи
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат психологических наук, доцент Рубцова Н.Е.
/
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы исследования. На современном этапе развития общества, с декларируемой и, по возможности, реализуемой ориентацией на гуманистические ценности, повышается социальная роль профессионалов гуманитариев.
Вместе с тем усложняется процесс их подготовки к профессиональной деятельности. Это комплексный, не только образовательный, но и личностный психологический процесс, в котором немаловажную роль играет активная творческая позиция самих студентов, что коренным образом связано с успешностью их адаптации.
Объем необходимой информации для качественной профессиональной подготовки так велик, что за период обучения можно овладеть лишь основами учебных дисциплин, многие из которых носят ярко выраженную творческую направленность и требуют от студентов не только определенного уровня внимания, памяти, интеллекта, других когнитивных способностей, но и творческого мышления, владения творческой деятельностью. От студентов современных гуманитарных вузов требуются способности к усвоению знаний, умений и навыков междисциплинарного и даже межпрофессионального характера.
Эффективность обучения в высшем учебном заведении и успешное решение основной задачи вуза - подготовки высококвалифицированных кадров - зависят от ряда взаимосвязанных факторов, так или иначе имеющих отношение к творчеству студента.
В связи с многоплановым содержанием образования студентов гуманитарных вузов, сложностью и насыщенностью учебных программ, при малом сроке, отведенном на адаптацию к обучению в вузе, а также с новой ролевой позицией студентов, сменой статуса выпускника школы на статус первокурсника, кризисным периодом продуцирования и актуализации многих концептуальных «Я -
БИБЛИОТЕКА |
студент», «Я - творец своего профессионального становления», «Я -будущий профессионал»), наиболее остро встает вопрос о путях и средствах оптимизации адаптации студентов первокурсников, что, в свою очередь, требует научно - психологических разработок.
Объект исследования - процесс личностной адаптации студентов гуманитарных вузов к будущей профессиональной деятельности.
Предмет исследования — психологические условия и пути деятельности субъектов образовательного процесса по оптимизации личностной профессиональной адаптации студентов первокурсников посредством актуализации их Я - концепции в художественно -творческой деятельности.
Цель исследования - выявление возможностей специально спроектированной художественно - творческой деятельности студентов первого курса в актуализации их Я - концепции и оптимизации личностной профессиональной адаптации на этапе обучения в гуманитарном вузе.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
1. На основе анализа научной литературы, соответствующей теме исследования, определить значение актуализации Я - концепции для оптимизации профессиональной адаптации на этапе обучения в гуманитарном вузе.
2. Выявить особенности художественно - творческой сферы личности, позитивно влияющие на процесс активации ее адаптационных характеристик, продуцирование Я - образов и актуализацию Я -концепции.
3. Выявить возможности художественного творчества в создании психологических условий продуцирования концептуальных Я - образов, влияющих на оптимизацию адаптации студентов и процесс их профессионального становления.
4. Выявить психологические условия и пути оптимизации профессиональной адаптации студентов - первокурсников посредством деятельности, направленной на продуцирование художественных образов.
5. Разработать экспериментальные программы и психологические модели художественно - творческой деятельности участников образовательного процесса, способствующие созданию системы оптимизации профессиональной адаптации первокурсников, посредством актуализации их Я - концепции в художественном образе.
Гипотезы, предпосланные исследованию:
1. Успешно адаптируются студенты с развитой и динамичной Я -концепцией, актуализированной в художественно - творческой деятельности.
2. Целенаправленно спроектированная педагогом художественно -творческая деятельность студентов, направленная на процесс формирования художественных образов, максимально способствует актуализации их Я-концепции и продуцированию концептуального образа «Творческое Я», что оптимизирует их профессиональную адаптацию на этапе обучения в гуманитарном вузе. Теоретическую и методологическую основу диссертационного
исследования составили концептуальные положения ведущих отечественных и зарубежных психологов:
• о содержании и динамике процесса личностной адаптации (А.Д.Глоточкин, Л.Н.Божович, А.Г.Асмолов, И.А.Милославова, Ж.Пиаже и др.);
- об особенностях творческой личности (Л.С.Выготский, В.Н.Дружинин, Я.А.Пономарев, А.Ю.Козырева, Д.Б.Богоявленская и др.);
- о формировании конкурентоспособной личности профессионала и о социально - психологическом обеспечении его деятельности
(А.К.Маркова, Л.М.Митина, Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая и
др-);
- о процессе художественного творчества, как средства для актуализации личности автора, его Я - концепции и мировоззрения (Л.С.Выготский, В.П.Бранский, К.С.Станиславский, М.П.Чехов, А.А.Мелик - Пашаев и др.);
- о содержании Я - концепции, процессе ее формирования и значении для адаптации личности (И.С.Кон, А.А.Налчаджан, Р.Бернс, Э.Эриксон, К.Роджерс и др.);
Для комплексного решения поставленных задач применялись следующие методы: анализ научно - психологической и специальной литературы, соответствующей диссертационной проблематике; анализ продуктов деятельности; наблюдение; анкетный опрос; контент - анализ; количественный и качественный анализ эмпирических данных; проективный метод; методы психологии труда («профессиональные пробы», построение системы различных вариантов действий), серия экспериментов, разработанных диссертантом.
Эмпирическую базу диссертации составил фактический материал, полученный в результате разработки и апробации программы комплексного развития личности «Кладоискатели» (1995 - 2000 г.), серии экспериментов «Творческие лаборатории» (2001 - 2003 г.), программы «Природа конфликта» (2001 - 2003 г.), программы учебной дисциплины «Креативная имиджелогия», а также деятельности коллективов, созданных диссертантом и работающих на базе лаборатории психологии и педагогики творчества СПГИ: психологического театра «Диалог», студии индивидуального творчества, программы интерактивных выставок и других авторских моделей создания психологических условий для художественной деятельности студентов, реализуемых в вузах и иных учреждениях образования Сергеева Посада.
Диссертационное исследование осуществлялось в течение четырех лет (09. 1999г. - 03. 2003 г.). В него было вовлечено более семисот студентов первых курсов трех вузов и двух колледжей Сергиева Посада, а также представители различных молодежных, творческих, художественных организаций.
Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается:
в выявлении характеристик художественно - творческой сферы личности, позитивно влияющих на личностную профессиональную адаптацию;
в обосновании роли ряда средств и видов художественного творчества в оптимизации личностной адаптации первокурсников;
в исследовании возможностей художественной среды в создании психологических условий для актуализации Я - концепции и продуцирования «Творческого Я»;
в определении роли способности к созданию художественных образов в продуцировании и актуализации образов Я - концепции;
в разработке понятия «художественное поле самопроявления и коммуникации»;
в осуществлении сравнительного анализа процессов продуцирования художественного образа и образа Я - концепции;
Личный вклад автора заключается в исследовании возможностей художественно - творческой деятельности и разработке психологических моделей ее использования для оптимизации личностной профессиональной адаптации студентов посредством актуализации их Я -концепции.
Основные положения, выносимые на защиту: 1. Художественно - творческая деятельность студентов, как процесс сознательно - бессознательной активации личности, способствуя
развитию и актуализации Я - концепции, активно и позитивно содействует оптимизации адаптации первокурсников. 2. Специально спроектированное преподавателем художественное поле самопроявления и коммуникации, развивающее способность студентов к продуцированию и демонстрации художественных образов, является базой для создания необходимых психологических условий продуцирования, осознания и актуализации концептуальных Я-образов. 3. Художественное восприятие, способность к сопереживанию и сотворчеству, артистичность, творческое мышление, интуиция, фантазия и другие психологические характеристики художественно - творческой личности позитивно влияют на личностную адаптацию студентов к обучению в гуманитарном вузе, т.к. способствуют развитию коммуникативности, активизации когнитивной и эмоционально-оценочной сфер Я-концепции, сознательно-бессознательной активации личности, реализации социогенных потребностей личности, таких как стремление к самовыражению и самоактуализации. 4. Психологические условия построения специально спроектированной художественно-творческой среды («художественного поля самопроявления и коммуникации»).
Теоретическая значимость диссертации: полученные в ходе экспериментальных исследований результаты могут применяться в психологии труда, психологии и педагогике творчества, психологии самосознания. Они позволяют обосновать возможности художественного творчества в профессиональном становлении, адаптации и социализации личности, расширить представления об особенностях продуцирования концептуального образа «Творческое Я»; выявить взаимосвязь между продуцированием художественных образов и образов Я-концепции; обосновать позитивное влияние художественно-творческой деятельности на личностную профессиональную адаптацию и коррекцию дезадаптационных состояний.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации новых методик и психологических моделей деятельности педагогов по оптимизации личностной адаптации студентов посредством художественно-творческой деятельности; в разработке научно обоснованных рекомендаций по организации трудовой деятельности субъектов образовательного процесса.
Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на фундаментальные положения психологической науки, применением в комплексе научно-обоснованных методов, качественным анализом полученных результатов, применением математико-статистической обработки материала.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и выводов, библиографического списка и приложений. Результаты исследования прошли апробацию в научных сообщениях на семинарах преподавателей, организаторов воспитательной работы, руководителей коллективов художественного воспитания в Институте повышения квалификации работников образования Московской области (1994 - 1999гг.); на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Сергиево-Посадского гуманитарного института (2000 - 2002гг.), на научно-практических конференциях различного уровня по профилю работы (2001 - 2002 гг.);
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются его цель, объект и предмет, гипотеза и задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Проблемы личностной адаптации в трудах отечественных и зарубежных психологов» проводится анализ наиболее значимых для данной работы подходов к изучению содержания и
динамики личностной адаптации: натуралистический, необихевиористский, гуманистический, интеракционистский; позиция социальной психологии, психологии развития личности и психологии труда; мнения о личностной адаптации представителей разных школ и направлении психологии: Ж. Пиаже, А. Г. Асмолова, Л.Н.Божович, Е. Ю.Чурюмовой, Н.И. Шевандрина, А.К. Марковой, Г.М. Андреевой, Д.Майерс, И.А. Милославовой, А.Д. Глоточкина. С.Н. Федотова и многих других. Результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что личностная профессиональная адаптация рассматривается в психологии с трех основных позиций:
- как приспособление к новым условиям без проявления деятельностной активности индивида (конформистская позиция);
- как процесс, направленный на удовлетворение ожиданий, реализацию установок, стремление субъекта к некоторой конечной, заранее предустановленной цели, в котором активность личности обуславливается ситуацией (ситуационная позиция);
- как процесс интеграции личности с новыми условиями за счет ее творческой активности, направленной на трансформацию или создание среды для актуализации личностной Я — концепции, социально личностного развития (интеграционно - творческая позиция); Третья позиция, в контексте современных требований к уровню
развития личности специалиста - гуманитария, представляется нам более предпочтительной, т.к. в ней учитывается творческая (посково -активная) природа адаптации и, следовательно, подразумевается возможность использования адаптационного периода для активной работы по развитию творческих способностей личности, продуцированию и актуализации образов «Я - творец своего профессионального становления», «Творческое Я», «Я - профессионал».
и
В первом параграфе работы так же уделяется внимание определениям личностной адаптированное™ и адаптивности, адаптивного и креативного видов поведения, продуктивной и непродуктивной активности личности. На основании теоретического анализа и эмпирического изучения проблем адаптации студентов и в связи с задачами данной работы нами выделены психологические условия оптимизации адаптации первокурсников к обучению в вузе:
- продуцирование и актуализация адекватной, динамичной и толерантной Я-концепции;
- развитие чувства компетентности, эффективности (результативное™) и самоэффективности;
- расширение сферы действий для поиска предрасположения в пользу своего «я»;
- развитие образного мышления, как способности к динамичной, и целостной интеграции информации;
- развитие интуиции, как непроизвольного, подсознательного акта творчества, неосознанного предвосхищения логических выводов, подсознательной уверенности в правильности выбора;
- развитие способности к творческому восприятию образов действительности, их взаимосвязи;
- развитие способности к ролевой деятельности, смене ролевых позиций;
- продуцирование адаптационного комплекса, включающего в себя: толерантность к конфликтам и внешней оценке, лабильность стиля межличностных отношений; овладение большим репертуаром ролевого поведения; эффективность и оптимальность личностных проявлений; преобладание активных моделей адаптации к окружающему миру и выбор конкретной модели адаптации на основе
целесообразности; развитый спектр социальных эмоций, адаптивность подструктур самосознания.
- оптимизация индивидуальной системы средств и форм взаимодействия с окружающими, в наибольшей степени соответствующих индивидуальным особенностям;
- способность к коррекции профессиональных и социальных ожиданий;
готовность к саморазвитию личности и проектированию сценария профессиональной жизни;
Во втором параграфе работы личностная адаптация рассматривается как творческий процесс интеграции с новой средой, в котором актуализация Я — концепции становится психологическим условием и механизмом оптимизации личностной адаптации.
В процессе анализа психологической литературы по проблеме исследования выявлено, что актуализация Я - концепции влияет на оптимизацию личностной адаптации, так как активизирует процессы персонификации, аккомодации, ассимиляции, перцепции, идентификации, повышает личностную поисковую творческую активность. Нами были выделены внутренние факторы, влияющие на сложный и многогранный процесс актуализации Я - концепции:
- способность личности к активному продуцированию пластичной, развитой, много образной Я - концепции;
- способность личности к социальной интеграции и продуцированию интегральных я - образов;
- развитый проприум, как «позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы равное самости»
(Д. Келли), самостоятельность;
- способность к прогнозированию поведения, корректированию установок, возможностей и потребностей, адекватной самооценке и объективной оценке ситуации;
- способность личности к ролевому социальному взаимодействию и продуцированию перспективных конструктов;
- способность к самоактуализации и эмпирической свободе;
- креативность, как способность личности к социальному творчеству, проявление поисковой и надситуативной активности.
Среди внешних факторов выделен главный: создание условий для реализации потребности личности в самовыражении, самоаюуализации.
Известно, что актуализация Я - концепции происходит путем проекции личного опыта на оценочный уровень самосознания (осознание себя, своих особенностей; выражение эмоционального отношения к осознанному; самооценка или принятие себя; поведение), интенсификации работы с информационными потоками и креативного уровня процессов интер - экстрадикции. Идентичные процессы несомненно влияют и на оптимизацию адаптации.
В третьем параграфе на основе анализа фактов биографий творческих личностей, изложенных в специальной и психологической литературе, диссертантом были рассмотрены и выделены следующие наиболее влияющие на личностную адаптацию, характеристики художественно - творческой личности: интенсивность поисковой мотивации, чувствительность к побочным образованиям (Я. А. Пономарев), творческое восприятие, способность к сопереживанию (Л. С. Выготский), активное образно - художественное мышление (Д. Б. Богоявленская), сензитивность, синестезия, толерантность в кризисных и конфликтных ситуациях и ситуациях выбора, интуиция, фантазия, импровизационная свобода, способность к персонификации, надситуативная активность. Результаты исследования позволяют утверждать, что личность переносит свою активность и навыки, приобретенные в художественно - творческой деятельности, на адаптацию и социализацию.
Проведенный анализ психологической и специальной литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Личностная адаптация - процесс творческий, поисково - активный, в большой степени затрагивающий эмоциональную сферу личности, самоотношение, самооценку и во многом идентичный процессу продуцирования и актуализации Я - концепции.
2. Актуализация Я - концепции является условием и механизмом оптимизации адаптации, т.к. личность, постоянно, адекватно и творчески актуализирующая себя с положительно оцениваемой самим собой и авторитетной социальной группой стороны, не может быть дезадагпнрованной.
3. Положительно влияют на оптимизацию адаптации через актуализацию Я - концепции в художественно - творческой деятельности многие характеристики творческой личности, что обусловлено их воздействием на продуцирование и развитие адаптивного комплекса личности через активацию ее эмоционально -чувственной сферы, развитие способности к продуцированию художественных образов, перспективному позиционированию и самодемонстрации; развитие коммуникативных способностей и многое ^ другое, но, в итоге, через развитие способности личности к продуцированию и актуализации Я - концепции в художественном творчестве. 4
4. Некоторые характеристики художественно творческой личности могут сказываться на личностной адаптации негативно, поэтому для их позитивной актуализации необходима специально спроектированная художественно - творческая среда, обозначенная нами как «художественное поле самопроявления и коммуникации».
Во второй главе «Эмпирическое исследование влияния определенных средств и свойств художественного творчества на
оптимизацию личностной адаптации посредством актуализации Я -концепции» проводится сравнительный анализ процессов художественного творчества и актуализации Я - концепции, излагаются теоретические основы, ход, методы и результаты апробирования психологических моделей деятельности субъектов образования по проектированию психологических условий оптимизации адаптации первокурсников. В параграфе «Художественно - творческая деятельность, как процесс активации адаптационных характеристик личности, продуцирования и актуализации «Я - концепции» на основании анализа психологической и специальной литературы, а также данных, полученных в результате апробирования психологических моделей деятельности педагога по созданию условий оптимизации адаптации посредством актуализации Я - концепции в художественно -творческой деятельности, проводится сравнительный анализ подходов к пониманию Я - концепции и художественно творческой деятельности, психологической природы и процессов продуцирования Я - концепции и художественного образа. Выделены возможности художественного образа в личностной ролевой идентификации, персонификации, работе с информационными потоками, восприятии и оценке действительности, самовосприятии и самооценке. Художественный образ рассматривается в работе и как своеобразный предполагающий конструкт, создающийся в процессе личностной идентификации и комбинирования, и как демонстрационный, представляемый образ Я. Отмечаются также возможности художественного образа в экономии психической и физической энергии при адаптации, в межличностной перцепции, при осуществлении социально - коммуникативных процессов, преодолении внутриличностных конфликтов в кризисный период становления личности:
информационная насыщенность и объем художественного образа, смысловая многозначность художественных понятий;
способность художественного образа интегрировать личностный и социально значимый смыслы;
проекционные, демонстрационные и презентационные возможности художественного образа;
способность художественного образа активизировать ассоциативное мышление и механизмы психологической защиты в процессе адаптации.
В качестве основной характеристики художественного творчества, влияющей на оптимизацию адаптации, рассматривается возможность художественного образа находить доступ к подсознательным и предсознательным идеям, включать мир подсознательного в активную деятельность.
Эти выводы и экспериментальные данные потребовали подробного рассмотрения возможностей художественного творчества в продуцировании и актуализации концептуальных Я - образов, наиболее влияющих на оптимизацию адаптации: ситуативного, представляемого (демонстрационного), образа тела, «Я - настоящего», «идеального Я», «фантастического Я». Во втором параграфе «Влияние художественно -творческой деятельности на продуцирование и актуализацию концептуальных Я - образов» на основании результатов дальнейшего исследования выделены и проанализированы такие функциональные возможности художественного творчества, как импровизационность, активизация сопереживания, синестезия, тренинг эвристичного поведения и бессознательных реакций. Отдельно представлены экспериментальные данные, свидетельствующие о возможностях влияния художественно творческой деятельности на развитие ряда коммуникативных навыков: активность входа в ситуацию, выбор представляемого я - образа, активность и выбор адекватной стратегии реагирования и
контактирования, отбор коммуникативных средств. Интересные данные были получены при исследовании влияния художественно - творческой деятельности на процесс рационализации и, как следствие, смену мотивации и адаптацию установок. В ходе анализа возможностей влияния художественно - творческой деятельности на формирование «динамического Я» были рассмотрены пути целеобразования у студентов первокурсников. Получены следующие данные: цели, сформулированные студентами при анкетировании, в большей степени были обусловлены социумом. Цели, спроектированные в художественном образе, отличались личностной значимостью, оказались связаны с личностным развитием, развитием профессионально важных качеств.
Подводя итог, необходимо сделать следующий вывод: художественно - творческая деятельность несомненно создает возможности для продуцирования и актуализации Я - концепции и оптимизации адаптации студентов, но существует очевидная необходимость в проектировании специальной среды для наиболее эффективного, индивидуально адекватного, целенаправленного ее использования: художественного поля самопроявления и коммуникации.
В третьей главе «Экспериментальное исследование путей применения художественно - творческой деятельности первокурсников в целях оптимизации их адаптации» представлен сравнительный анализ данных экспериментов, разработанных и проведенных диссертантом в целях исследования. Основой для проектирования методик стали следующие идеи:
- о влиянии ряда психологических особенностей процесса продуцирования художественных образов на развитие адаптационных свойств личности;
- идея об оптимизации адаптации через актуализацию Я - концепции в процессе продуцирования художественных образов;
- идея об идентичности процессов продуцирования художественных образов и концептуальных Я - образов.
Данные идеи были реализованы в разработке и апробировании психологических моделей деятельности педагога по проектированию художественного поля самопроявления и коммуникации. Приведем основные данные и результаты.
В качестве важного шага в построении системы деятельности педагогических кадров вуза по оптимизации адаптации студентов первого курса посредством актуализации их Я - концепции в художественном Я образе (имидже) диссертантом была разработана учебная дисциплина «Креативная имиджел огия». Ее программа включена в комплекс деятельности педагогов по оптимизации адаптации первокурсников наряду с программами психологического театра, студии индивидуального творчества, интерактивных выставок, творческих лабораторий и других. Психологические условия их построения:
- перспективное самоисследование в целях продуцирования и актуализации в художественных образах концептуальных образов «Я -студент», «Я - творец своего профессионального становления», «Творческое Я», «Я - профессионал»;
- интеграция средств науки и искусства в целях расширения возможности для самопознания и коммуникации;
- проявление поисковой, исследовательской и творческой активности всех участников;
- активация интереса, фантазии, воображения;
- имидж рассматривается как художественный образ «Я -представляемого», следовательно, формируется по всем параметрам и правилам формирования художественного образа;
- условие успешности: в творчестве нет неправильных путей, следовательно, не может и не должно быть ошибок и неуспеха;
- продуцирование художественных образов основных понятий дисциплины: имидж, «Я - студент», «Я - профессионал», интеллект специалиста, коммуникабельный человек, коммуникативное пространство и т.д. в целях получения дополнительных характеристик для понимания их содержания и самопроектирования.
В соответствии с этими условиями и факторами, способствующими оптимизации личностной адаптации студентов к обучению в вузе, была разработана экспериментальная психологическая модель взаимодействия объектов образования в художественном поле самопроявления и коммуникации - «Творческая лаборатория». Ход ее реализации:
1. Ориентация в пространстве проблемы.
2. Постановка гипотез, определение направления творческого исследования.
3. Формирование исследовательских групп (возможно и индивидуальное участие).
4. Ряд экспериментальных заданий с применением искусства для проверки гипотез, основанных на продуцировании художественного образа исследуемой задачи, проблемы.
5. Рефлексия, восприятие созданных «произведений».
6. Подведение итогов, постановка личных и групповых задач для дальнейшего исследования.
Программы прошли апробацию в 2000 - 2003 учебном годах. Результаты, в частности, сравнительный анализ уровня адаптации студентов, участвующих и не участвующих в их реализации, позволяют сделать вывод об их необходимости для самопознания студента, продуцирования его «Творческого Я», образа «Я - творец своего профессионального становления», актуализации Я - концепции.
В целях определения различий в самооценке адаптированное™ и степени актуализации Я - концепции студентов, не занимающихся
художественным творчеством (контрольная группа) и студентов, занимающихся художественным творчеством в специально спроектированной художественной среде (экспериментальная группа) был проведен констатирующий эксперимент «Самооценка состояния». В его основе методы опроса по семантическому дифференциалу и анкетирование. Результаты приведены в Таблице 1.
Таблица 1
Самооценка состояния
Оцениваемое Средняя самооценка по группе
качество Эксперименталь Контрольная
ная группа группа
Радость 77 75
Удовлетворение 78 73
Целеустремленность 84 69
Положительные эмоции 86 68
Расслабленность 57 38
Стремление к общению 82 82
Ощущение внутренней 71 63
гармонии
Улыбчивость 91 74
Уверенность в правильности выбора 87 80
Энергичность, приподнятость 90 67
Стремление к активной 96 68
деятельности
Средняя положительная 82 69
самооценка
Т - критерий Стьюдента = 2,77, следовательно, мы можем сделать
статистически обоснованный вывод о том, что уровень положительной самооценки адаптации студентов, экспериментальной группы выше уровня положительной самооценки адаптации студентов контрольной группы при уровне значимости 0,05.
На основании вышеизложенных данных и опроса мнения студентов о качествах студента гуманитарного вуза и их профессиональных перспектив были сделаны следующие выводы:
1. Положительная самооценка и степень актуализации Я - концепции студентов, занимающихся художественным творчеством, выше, содержит большее количество оцениваемых параметров и более полную их характеристику.
2. Студенты, занимающиеся художественным творчеством, в большей степени осознают и актуализируют свои ролевые и ситуативные Я -образы: указывают большее количество параметров, степень их проявления на данном этапе личностного развития.
3. Студенты, занимающиеся художественным творчеством, используют проективные способности при продуцировании перспективных Я -образов: «Я — профессионал», «Я - идеальный студент».
В целях определения различий в темпе и виде действий участников экспериментальной и контрольной групп в адаптации к необычной для них роли и ситуации был проведен эксперимент «Сложная ситуация». Психологическая модель эксперимента - проективный адаптированный тест на основе ролевой игры. Основной метод: импровизационный выбор варианта действий. Для статистической обработки данных диссертантом была разработана формула: Я = г. - г. + ^ Буквенные обозначения показателей:
- сумма баллов вида действия; Г - сэкономленное время по группе (по сравнению со средним показателем); Г, - «лишнее» время по группе (затраченное на адаптацию сверх среднего показателя); Л - результат Данные эксперимента: Контрольная группа: Я= 26 баллов Экспериментальная группа: Я = 65 баллов
Вывод: уровень адаптации студентов экспериментальной группы выше уровня адаптации студентов контрольной группы в 2,5 раза.
В целях определения различий в степени актуализации Я - концепции и оптимизации адаптации в самооценке и в процессе продуцирования и восприятия художественного образа был проведен комплексный эксперимент, объединяющий задачи констатирующего и формирующего экспериментов и состоящий из трех частей: теста «Двадцати высказываний «Кто я?», проективной методики «Создание художественного образа», теста двадцати высказываний «Кто это?», направленного на восприятие созданных художественных образов. В эксперименте приняли участие 115 студентов. Данный эксперимент назван нами творческим, так как все его участники выступают в ролях, связанных с творческой деятельностью: экспериментатор, создатель художественного образа, исследователь профессионального пространства. Применяемый метод в психологии труда означен как метод «профессиональных проб». Результаты количественного анализа и контент - анализа данных комплексного эксперимента позволяют сделать ряд выводов, основными из которых являются следующие:
1. В процессе продуцирования и восприятия художественного образа создаются психологические условия для глубинного и многофакторного самовосприятия и актуализации Я - концепции.
2. Количество аюуализированных характеристик в процессе продуцирования и восприятия художественного образа возрастает, их описание носит социально - личностный, комплексный характер.
3. Оценивая себя, мы чаще прибегаем к объективным характеристикам, нежели к субъективным. Оценивая художественные образы -наоборот. Данный факт можно расценивать, как свидетельствующий о более полном и, отчасти, эвристичном самовосприятии в процессе
продуцирования и восприятия художественного образа, по сравнению с процессом вербальной самооценки.
На основе версии методики «Личностный дифференциал» (адаптированной институтом Бехтерева) диссертантом был разработан и проведен эксперимент «Возможности художественного образа (музыкального, актерского, живописного) в межличностной перцепции». Анализ результатов показывает, что количество и качество передаваемой информации, уровень субъект - объектного восприятия возрастает при межличностной перцепции через художественный образ, что не может не оказывать влияния на оптимизацию адаптации.
Гистограмма
Показатели эксперимента «Возможности художественного образа в межличностной перцепции»
Показатели эксперимента
Виды контакта
Виды контакта:
1. Прямой
2. Через образы живописи
3. Через музыкальные образы
4. Через театральные образы
В качестве контрольной методики определения различий в уровне адаптированное™ студентов контрольной и экспериментальной групп
была проведена диагностика социально - психологической адаптации по методике К.Роджерса и Р.Даймонда. Результаты приведены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели социально - психологической адаптированности
Показатели Студенты, Студенты, не
адпатированности занимающиеся занимающиеся
художественным творчеством (средний балл) художественным творчеством (средний балл)
А (адаптация) 75 30
в (самоприятие) 90 44
Ь (приятие других) 81 41
Б (эмоциональная комфортность) 67 25
I (интернальность) 75 39
Б (стремление к доминированию) 70 32
Эскапизм (уход от 15 27
проблем)
Т - критерий Стьюдента - 8,5, что позволяет сделать статистически обоснованный вывод о положительном воздействии художественного творчества на адаптированность студентов при уровне значимости 0,001.
Заключение. С усложнением и увеличением задач, стоящих перед высшим гуманитарным образованием в связи с повышением требований социума к профессиональному и личностному уровню специалиста -гуманитария, а также со смещением акцента в его оценке с уровня знаний и профессиональных навыков на способность личности к творческому действию, презентабельность, конкурентоспособность, толерантность к стрессовым и конфликтогенным факторам и ситуациям, в небывалой степени возросла необходимость в активизации формирования личности . будущего профессионала и, в первую очередь, оптимизации его
адаптации к обучению в вузе, как начальной фазе становления специалиста.
В диссертационном исследовании подтвердились предварившие его гипотезы о роли и возможностях художественно - творческой
V
деятельности в оптимизации адаптации первокурсников посредством актуализации их Я - концепции и о влиянии степени продуцированное™ f и актуализированное™ Я - концепции на оптимизацию адаптации.
Результаты исследования привели к следующим теоретическим выводам:
1. Художественное - творческая деятельность студентов, как процесс сознательно - бессознательной активации личности не только способствует актуализации Я - концепции и позитивно содействует оптимизации профессиональной адаптации первокурсников, но и способствует продуцированию комплекса профессионально важных качеств.
2. Психологические характеристики художественно - творческой личности позитивно влияют на личностную адаптацию, так как способствуют развитию коммуникативности, активизации
> когнитивных и познавательных процессов, расширению сферы
интеллектуальной деятельности, реализации социогенных потребностей личности в самовыражении и самоактуализации.
3. В продуцировании Я - концепции значительную роль играет сознательно - подсознательная активность, которую возможно актуализировать только в художественных образах, создавая тем самым дополнительные условия для адекватного самовосприятия, самооценки, идентификации, персонификации и, следовательно, оптимизации профессиональной адаптации.
4. Процесс адаптации, творческий по своей природе, так же, как и художественно - творческая деятельность, направлен на создание
«произведения», творческого продукта в виде приобретенных индивидуальных возможностей для реализации желаний, высших потребностей, самореализации.
5. Художественная деятельность, как форма проекции личности, защищенная от страха неуспешности, ошибок и т.п., выступает в качестве тренинга для выработки профессионально важных качеств, умений и навыков, в особенности коммуникативных, перцептивных, личностных.
Практические выводы:
1. Специально организованное художественное поле самопроявления и коммуникации, развивая способность студентов к продуцированию и актуализации я - образов, не только значительно сокращает время адаптации, но и помогает в их самоопределении, самореализации и ранней профессионализации.
2. Социальная нестабильность, конкуренция, необходимость в проявлении самостоятельной поисковой активности воспринимаются студентами, вовлеченными в художественную деятельность, как творческая ситуация, в которой каждый способен и должен создать поле для самоактуализации, используя и создавая внешние и внутренние условия, а не преодолевая или сопротивляясь им.
3. Успешная реализация творческих способностей в художественной деятельности способствует коррекции самооценки, что влияет на успешность в других видах творчества (социальном, научном, профессиональном). Поэтому необходимо создавать в вузе специальные психологические условия для максимальной успешности художественной деятельности студентов. Занятия художественным творчеством вне такой среды не дает ощутимых результатов.
4. Интеграция средств науки и искусства в образовательном процессе оказывает положительное влияние на восприятие и усваивание
информации, так как задействует в большей, чем обычно, степени эмоционально - аффективную сферу личности и подсознание. 5. Комплекс психологических моделей специально спроектированной художественно - творческой среды, включающий программы «Креативная имиджелогия», «Творческие лаборатории», психологический театр, интерактивные выставки и т.д., способствует не только оптимизации адаптации, но и раннему профессиональному определению и становлению студентов, продуцированию концептуальных образов «Я - творец своего профессионального становления», «Я - конкурентоспособное» и т.д.
Результаты исследования убеждают в целесообразности реализации следующих рекомендаций для преподавателей высшей школы, администрации, учебного управления, кураторов, руководителей студенческих научных и художественных творческих коллективов:
В связи с необходимостью оптимизации адаптации студентов первого курса, как начальной ступени их профессионального становления, целесообразно и необходимо:
- активизировать художественно - творческие компоненты проявления личностной активности в процессе образования;
- создавать специальные психологические модели организации художественно - творческой деятельности студентов не столько в виде традиционных клубов, студий, кружков, сколько в виде интегрированных с научными и социальными технологиями комплексных моделей;
- внедрять в практику преподавания в вузе технологии творчества, искусства, художественной деятельности, рекомендовать преподавателям использовать при объяснении материала психологические возможности различных видов художественного творчества, искусства;
28
f ÏZ / и 6 '
- поощрять создание в вузах художественно - творческих структур, связанных с научной и профессионально - практической деятельностью студентов.
Проблематика и результаты диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:
1. Лопаткова И.В. и др. Сборник методических рекомендаций по комплексной программе творческого развития личности «Кладоискатели»/ Отв. редактор Н.К. Беспятова - канд. педагог, наук., М., 1996 г. - С. 5 - 11, 20 - 24, 34 - 39, 73 - 79, 86 - 88, 111 -117, 126 - 140, 155 - 161,163 - 165 (10 пл./4 пл.).
2. Лопаткова И.В. О возможностях художественного творчества в актуализации Я - концепции // Актуальные проблемы науки и современное состояние развития российского общества: Материалы четвертой международной научной конференции. - М., 2002. - С. 25 - 27 (0,25 пл.).
3. Лопаткова И.В. О возможностях художественного творчества в решении проблем подготовки студентов гуманитарных вузов к профессиональной деятельности // Духовность: Научный журнал. -2003. - № 4. - С. 193 -199 (0,5 пл.).
Количество публикаций по теме диссертации - 3. Личный вклад автора-4,75 п.л.
Технический редактор Т.В.Малахова Подписано в печать 30.06.2003. Формат 60 х 841/16. Бумага типографская № 1. Печать офсетная. Усл.печл. 1,75. Уч.-издл. 1,21. Тираж 80 экз. Заказ № 318. Тверской государственный университет, Редакционно-издательское управление. Адрес: Россия, 170000, г. Тверь, ул. Желябова, 33. Тел. РИУ: (0822) 42-60-63.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Лопаткова, Ирина Викторовна, 2003 год
Введение.
1. Глава 1. Проблемы личностной адаптации в трудах отечественных и зарубежных психологов.
1.1 .Концепции личностной адаптации.
1.2.0птимизация личностной профессиональной адаптации и актуализация Я концепции.
1.3.Особенности адаптации художественно творческой личности в отечественной и зарубежной психологической и специальной литературе.40 1.4. Выводы.
2. Глава 2. Эмпирическое исследование влияния определенных средств и свойств художественного творчества на оптимизацию личностной адаптации посредством актуализации Я - концепции.
2.1. Художественное творчество, как процесс активации адаптационных характеристик личности, продуцирования и актуализации Я — концепции.
2.2. Влияние художественного творчества на продуцирование и актуализацию концептуальных Я - образов.
2.3. Выводы.
3. Глава 3. Экспериментальное исследование путей применения художественно творческой деятельности первокурсников в целях оптимизации их адаптации.
Введение диссертации по психологии, на тему "Оптимизация личностной адаптации первокурсников посредством актуализации их Я-концепции в художественно-творческой деятельности"
Актуальность проблемы исследования.
На современном этапе развития общества, с декларируемой и, по возможности, реализуемой ориентацией на гуманистические ценности, повышается социальная роль профессионалов гуманитариев.
Вместе с тем усложняется процесс их подготовки к профессиональной деятельности. Это комплексный, не только образовательный, но и личностный психологический процесс, в котором немаловажную роль играет активная творческая позиция самих студентов, что коренным образом связано с успешностью их адаптации.
Объем необходимой информации для качественной профессиональной подготовки так велик, что за период обучения можно овладеть лишь основами учебных дисциплин, многие из которых носят ярко выраженную творческую направленность и требуют от студентов не только определенного уровня внимания, памяти, интеллекта, других когнитивных способностей, но и творческого мышления, владения творческой деятельностью. От студентов современных гуманитарных вузов требуются способности к усвоению знаний, умений и навыков междисциплинарного и даже межпрофессионального характера.
Эффективность обучения в высшем учебном заведении и успешное решение основной задачи вуза - подготовки высококвалифицированных кадров - зависят от ряда взаимосвязанных факторов, так или иначе имеющих отношение к творчеству студента.
В связи с многоплановым содержанием образования студентов гуманитарных вузов, сложностью и насыщенностью учебных программ, при малом сроке, отведенном на адаптацию к обучению в вузе, а также с новой ролевой позицией студентов, сменой статуса выпускника школы на статус первокурсника, кризисным периодом продуцирования и актуализации многих концептуальных «Я - образов» (в том числе «Я — студент», «Я - творец своего профессиональ - с. ного становления», «Я - будущий профессионал»), наиболее остро встает вопрос о путях и средствах оптимизации адаптации студентов первокурсников, что, в свою очередь, требует научно -психологических разработок.
Объект исследования — процесс личностной адаптации студентов гуманитарных вузов к будущей профессиональной деятельности.
Предмет исследования — психологические условия и пути деятельности субъектов образовательного процесса по оптимизации личностной профессиональной адаптации студентов первокурсников посредством актуализации их Я - концепции в художественно - творческой деятельности.
Цель исследования - выявление возможностей специально спроектированной художественно - творческой деятельности студентов первого курса в актуализации их Я — концепции и оптимизации личностной профессиональной адаптации на этапе обучения в гуманитарном вузе.
В соответствии с целью и гипотезами решались следующие задачи:
1. На основе анализа научной литературы, соответствующей теме исследования, определить значение актуализации Я - концепции для оптимизации профессиональной адаптации на этапе обучения в гуманитарном вузе.
2. Выявить особенности художественно - творческой сферы личности, позитивно влияющие на процесс активации ее адаптационных характеристик, продуцирование Я - образов и актуализацию Я — концепции.
3. Выявить возможности художественного творчества в создании психологических условий продуцирования концептуальных Я — образов, влияющих на оптимизацию адаптации студентов и процесс их профессионального становления.
4. Выявить психологические условия и пути оптимизации профессиональной адаптации студентов - первокурсников посредством деятельности, направленной на продуцирование художественных образов.
5. Разработать экспериментальные программы и психологические модели художественно - творческой деятельности участников образовательного процесса, способствующие созданию системы оптимизации профессиональной адаптации первокурсников, посредством актуализации их Я — концепции в художественном образе.
Гипотезы, предпосланные исследованию:
1. Успешно адаптируются студенты с развитой и динамичной Я -концепцией, актуализированной в художественно - творческой деятельности.
2. Целенаправленно спроектированная педагогом художественно творческая деятельность студентов, направленная на процесс формирования художественных образов, максимально способствует актуализации их Я-концепции и продуцированию концептуального образа «Творческое Я», что оптимизирует их профессиональную адаптацию на этапе обучения в гуманитарном вузе.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили концептуальные положения ведущих отечественных и зарубежных психологов:
- о содержании и динамике процесса личностной адаптации (А.Д.Глоточкин, Л.Н.Божович, А.Г.Асмолов, И.А.Милославова, Ж.Пиаже и др.);
- об особенностях творческой личности (Л.С.Выготский, В.Н.Дружинин, Я.А.Пономарев, А.Ю.Козырева, Д.Б.Богоявленская и др.);
- о формировании конкурентоспособной личности профессионала и о социально - психологическом обеспечении его деятельности (А.К.Маркова, Л.М.Митина, Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая и др.);
- о процессе художественного творчества, как средства для актуализации личности автора, его Я — концепции и мировоззрения (Л.С.Выготский, В.П.Бранский, К.С.Станиславский, М.П.Чехов, А.А.Мелик - Пашаев и др.);
- о содержании Я — концепции, процессе ее формирования и значении для адаптации личности (И.С.Кон, А.А.Налчаджан, Р.Бернс, Э.Эриксон, К.Роджерс и др.);
Для комплексного решения поставленных задач применялись следующие методы: анализ научно - психологической и специальной литературы, соответствующей диссертационной проблематике; анализ продуктов деятельности; наблюдение; анкетный опрос; контент - анализ; количественный и качественный анализ эмпирических данных; проективный метод; методы психологии труда («профессиональные пробы», построение системы различных вариантов действий), серия экспериментов, разработанных диссертантом.
Эмпирическую базу диссертации составил фактический материал, полученный в результате разработки и апробации программы комплексного развития личности «Кладоискатели» (1995 — 2000 г.), серии экспериментов «Творческие лаборатории» (2001 - 2003 г.), программы «Природа конфликта» (2001 -2003 г.), программы учебной дисциплины «Креативная имиджелогия», а также деятельности коллективов, созданных диссертантом и работающих на базе лаборатории психологии и педагогики творчества СПГИ: психологического театра «Диалог», студии индивидуального творчества, программы интерактивных выставок и других авторских моделей создания психологических условий для художественной деятельности студентов, реализуемых в вузах и иных учреждениях образования Сергиева Посада.
Диссертационное исследование осуществлялось в течение четырех лет (09. 1999г. — 03. 2003 г.). В него было вовлечено более семисот студентов первых курсов трех вузов и двух колледжей Сергиева Посада, а также представители различных молодежных, творческих, художественных организаций.
Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается: в выявлении характеристик художественно - творческой сферы личности, позитивно влияющих на личностную профессиональную адаптацию; в обосновании роли ряда средств и видов художественного творчества в оптимизации личностной адаптации первокурсников; в исследовании возможностей художественной среды в создании психологических условий для актуализации Я — концепции и продуцирования «Творческого Я»; в определении роли способности к созданию художественных образов в продуцировании и актуализации образов Я - концепции; в разработке понятия «художественное поле самопроявления и коммуникации»; в осуществлении сравнительного анализа процессов продуцирования художественного образа и образа Я — концепции;
Личный вклад автора заключается в исследовании возможностей художественно - творческой деятельности и разработке психологических моделей ее использования для оптимизации личностной профессиональной адаптации студентов посредством актуализации их Я — концепции.
Основные положения, выносимые на защиту: о Художественно - творческая деятельность студентов, как процесс сознательно - бессознательной активации личности, способствуя развитию и актуализации Я - концепции, активно и позитивно содействует оптимизации адаптации первокурсников. о Специально спроектированное преподавателем (куратором, руководителем коллектива) художественное поле самопроявления и коммуникации, развивающее способность студентов к продуцированию и демонстрации художественных образов, является базой для создания необходимых психологических условий продуцирования, осознания и актуализации концептуальных я — образов. о Художественное восприятие, способность к сопереживанию и сотворчеству, артистичность, творческое мышление, интуиция, фантазия и другие психологические характеристики художественно - творческой личности позитивно влияют на личностную адаптацию студентов к обучению в гуманитарном вузе, так как способствуют развитию коммуникативности, активизации когнитивной и эмоционально — оценочной сфер Я - концепции, сознательно — бессознательной активации личности, реализации социогенных потребностей личности, таких, как стремление к самовыражению и самоактуализации. о Психологические условия построения специально спроектированной художественно - творческой среды («художественного поля самопроявления и коммуникации»).
Теоретическая значимость диссертации: полученные в ходе экспериментальных исследований результаты могут применяться в психологии труда, психологии и педагогике творчества, психологии самосознания. Они позволяют обосновать возможности художественного творчества в профессиональном становлении, адаптации и социализации личности, расширить представления об особенностях продуцирования концептуального образа «Творческое Я»; выявить взаимосвязь между продуцированием художественных образов и образов Я — концепции; обосновать позитивное влияние художественно - творческой деятельности на личностную профессиональную адаптацию и коррекцию дезадаптационных состояний.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации новых методик и психологических моделей деятельности педагогов по оптимизации личностной адаптации студентов посредством художественно - творческой деятельности; в разработке научно обоснованных рекомендаций по организации трудовой деятельности педагогов, кураторов, руководителей Центров практической психологии, руководителей художественных коллективов.
Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на фундаментальные положения психологической науки, применением в комплексе научно — обоснованных методов, качественным анализом полученных результатов, применением математико - статистической обработки материала.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав,
Заключение диссертации научная статья по теме "Психология труда. Инженерная психология, эргономика."
Результаты исследования убеждают в целесообразности реализации следующих рекомендаций для преподавателей высшей школы, администрации, учебного управления, кураторов, руководителей студенческих научных и художественных творческих коллективов:
В связи с необходимостью оптимизации адаптации студентов первого курса, как начальной ступени их профессионального становления, целесообразно и необходимо:
- активизировать художественно — творческие компоненты проявления личностной активности в процессе образования;
- создавать специальные психологические модели организации художественно - творческой деятельности студентов не столько в виде традиционных клубов, студий, кружков, сколько в виде интегрированных с научными и социальными технологиями комплексных моделей; внедрять в практику преподавания в вузе технологии творчества, искусства, художественной деятельности, рекомендовать преподавателям использовать при объяснении материала психологические возможности различных видов художественного творчества, искусства; поощрять создание в вузах художественно - творческих структур, связанных с научной и профессионально - практической деятельностью студентов.
Заключение.
С усложнением и увеличением задач, стоящих перед высшим гуманитарным образованием в связи с повышением требований социума к профессиональному и личностному уровню специалиста - гуманитария, а также со смещением акцента в его оценке с уровня знаний и профессиональных навыков на способность личности к творческому действию, презентабельность, конкурентоспособность, толерантность к стрессовым и конфликтогенным факторам и ситуациям, в небывалой степени возросла необходимость в активизации формирования будущего профессионала и, в первую очередь, оптимизации его адаптации к обучению в вузе, как начальной фазе становления специалиста.
Среди множества факторов оптимизации личностной адаптации выделяется реализация потребности в актуализации Я - концепции, самовыражении, самопроявлении и самопознании, т.к. в этом процессе происходит развитие многих личностных качеств, относящихся к адаптивному комплексу: коммуникативности, многостороннего динамичного восприятия, эмпатичности, эмоциональной подвижности и заразительности, толерантности к стрессовым факторам, самоконтролю, интуиции, творческого мышления, а также, способностей к активной и конструктивной идентификации и персонификации, продуцированию пластичной, многогранной Я - концепции. Личность, целенаправленно и умело актуализирующая Я - концепцию в процессе творчества, не может быть не адаптированной, т.к. она сама создает удовлетворяющую ее ожидания и притязания среду. В наибольшей степени реализация творческого потенциала в этом направлении зависит от степени продуцирования и актуализации таких концептуальных образов, как «Я -творческое», «Я - творец своего профессионального становления». Именно поэтому необходимо создавать психологические условия для их активного продуцирования и актуализации в начальный период обучения в вузе.
Процесс продуцирования концептуальных Я — образов изучен в психологии недостаточно, несмотря на активный интерес, проявляемый к этой проблематике в последнее время. Обусловлено это, в большей степени, отсутствием экспериментальных и эмпирических технологий, позволяющих наблюдать и измерять процесс продуцирования я - образов. Так же, как мы можем осознавать только результаты мышления, но не сам процесс мышления, мы можем осознавать только результаты продуцирования я — образов, но не процесс их продуцирования. Исключение составляет только художественный образ, который мы продуцируем более осознанно. Следовательно, существует возможность тренинга способности к продуцированию образов Я на основе создания художественных образов и возможность актуализации Я - концепции в создаваемом художественном образе. Естественный молодости интерес к себе, связи Я и мира должен получать выход, реализовываться в социально приемлемых и личностно значимых, приносящих удовлетворение формах. Любознательность, непосредственность восприятия и выражения, излишний негативизм, эгоцентризм, смелость, амбициозность и многие другие качества, свойственные молодости, получают адекватное применение в художественном творчестве, что оказывает позитивное влияние на становление личности. С помощью художественного образа Я — концепция становится не только видимой, осязаемой, оцениваемой, но и создается прецедент для осознания процесса ее формирования.
Художественное творчество студентов, как свойственный юности и разнообразный в своих проявлениях вид творческой деятельности, не требующий больших специальных знаний, умений, навыков, как вид сознательно - бессознательной активности личности не ограничивающий строго «души прекрасные порывы» и сохраняющий многие виды психической энергии, может стать прекрасной базой для овладения навыками формирования и актуализации образа, как художественного, так и концептуального. Художественная деятельность не только предоставляет множество возможностей для установления степени тождественности «Я» с миром, самоопределения в системе жизненных ценностей и приоритетов, установления субъектности, развития способностей к идентификации, персонификации и, в конечном итоге, самоактуализации, но и является потенциальным источником психосоциальных новообразований, в том числе — образов Я — концепции. Природа продуцирования художественных образов и образов Я - концепции идентична, поэтому при целенаправленно и продуманно организованной художественной деятельности субъекта создается дополнительная возможность для тренинга личностных способностей, влияющих на актуализацию Я -концепции, оптимизацию адаптации. Художественное поле самопроявления и коммуникации (также являющееся психосоциальным новообразованием, существование и развитие которого зависит от творческого волеизъявления авторов) создает ситуацию для свободного самоузнавания, взаимопознания, перспективного преобразования себя и построения жизненных перспектив, личностных и профессиональных. Создаваемая в художественной деятельности возможность для снятия психологических барьеров в самопроявлении и коммуникации, несомненно, расширяет границы внутриличностных и межличностных контактов, увеличивает количество параметров восприятия, оптимизируя адаптацию и по скорости, и по успешности личностного самоопределения, и по результативности межличностных контактов.
В диссертационном исследовании подтвердились предварившие его гипотезы о роли и возможностях художественно - творческой деятельности в оптимизации адаптации первокурсников посредством актуализации их Я -концепции и о влиянии степени продуцированности и актуализированное™ Я -концепции на оптимизацию адаптации. Результаты исследования привели к следующим теоретическим выводам:
1. Художественное - творческая деятельность студентов, как процесс сознательно - бессознательной активации личности не только способствует актуализации Я - концепции и позитивно содействует оптимизации адаптации первокурсников, но и способствует продуцированию комплекса профессионально важных качеств.
2. Психологические характеристики художественно - творческой личности позитивно влияют на личностную адаптацию, так как способствуют развитию коммуникативности, активизации когнитивных и познавательных процессов, расширению сферы интеллектуальной деятельности, реализации социогенных потребностей личности в самовыражении и самоактуализации.
3. В продуцировании Я - концепции значительную роль играет сознательно — подсознательная активность, которую возможно актуализировать только в художественных образах, создавая тем самым дополнительные условия для адекватного самовосприятия, самооценки, идентификации, персонификации и, следовательно, оптимизации адаптации.
4. Процесс адаптации, творческий по своей природе, так же, как и художественно - творческая деятельность, направлен на создание «произведения», творческого продукта в виде приобретенных индивидуальных возможностей для реализации желаний, высших потребностей, самореализации.
5. Художественная деятельность, как форма проекции личности, защищенная от страха неуспешности, ошибок и т.п., выступает в качестве тренинга для выработки профессионально важных качеств, умений и навыков, в особенности коммуникативных, перцептивных, личностных. Практические выводы:
1. Специально организованное художественное поле самопроявления и коммуникации, развивая способность студентов к продуцированию и актуализации я - образов, не только значительно сокращает время адаптации, но и помогает в их самоопределении, самореализации и ранней профессионализации.
2. Социальная нестабильность, конкуренция, необходимость в проявлении самостоятельной поисковой активности воспринимаются студентами, вовлеченными в художественную деятельность, как творческая ситуация, в которой каждый способен и должен создать поле для самоактуализации, используя и создавая внешние и внутренние условия, а, не преодолевая или сопротивляясь им.
3. Успешная реализация творческих способностей в художественной деятельности способствует коррекции самооценки, что влияет на успешность в других видах творчества (социальном, научном, профессиональном). Поэтому необходимо создавать в вузе специальные психологические условия для максимальной успешности художественной деятельности студентов. Занятия художественным творчеством вне такой среды не дает ощутимых результатов.
4. Интеграция средств науки и искусства в образовательном процессе оказывает положительное влияние на восприятие и усваивание информации, так как задействует в большей, чем обычно, степени эмоционально — аффективную сферу личности и подсознание.
5. Комплекс психологических моделей специально спроектированной художественно — творческой среды, включающий программы «Креативная имиджелогия», «Творческие лаборатории», психологический театр, интерактивные выставки и т.д., способствует не только оптимизации адаптации, но и раннему профессиональному определению и становлению студентов, продуцированию концептуальных образов «Я — творец своего профессионального становления», «Я — конкурентоспособное» и т.д.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Лопаткова, Ирина Викторовна, Тверь
1. Абрамова Г. С. Практическая психология. М.: Академический проект, 2001.
2. Абрамян Д. Н. Общепсихологические основы художественного творчества (теоретико методологические аспекты проблемы): Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. - М., 1994.
3. Абрамян Д.Н. Об особенностях художественного творчества. Ереван, 1979.
4. Абрамян Д.Н. Специфика художественного воображения и проблемы психологии личности. Ереван, 1985.
5. Ананьев Б. Г. Психология художественного творчества. // Психология художественного творчества: Хрестоматия. Минск: Харвест, 1999.
6. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. // Художественное творчество: Сборник. Л., 1982.
7. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1997.
8. Антонова И. В. Проблема личностной идентичности. М., 2001.
9. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.
10. Ю.Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. М., 1986.11 .Асмолов А.Г. Культурно историческая психология и конструирование миров. - Москва - Воронеж, 1996.
11. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2002.
12. Ахматова А. Сочинения. Том 2. Проза. Переводы. М.: Художественная литература, 1986.
13. Базеян Г.А. О психологических особенностях художественного сознания. // Вопросы психологии 2001, №4.
14. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. -М.: Аспект Пресс, 2001.
15. Балл Г. А. Понятие адаптации и ее значение для психологии личности. // Вопросы психологии, 1989, № 1. с. 43 - 48.
16. Батищев Г. С. Диалектика творчества. М., 1984.
17. Березин М.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л., 1998.
18. Берне Р. Развитие Я — концепции и ее воспитание. М., 1986.
19. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. -М, 1966.
20. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. М.: ЭКСМО - Пресс, 2001.
21. Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество. // Художественное творчество и психология: Сборник. М.: Наука, 1991.
22. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002 г.
23. Богоявленская Д. Б. Путь к творчеству. М., 1981.
24. Богоявленская Д. Б. Субъект деятельности в проблематике творчества. // Вопросы психологии, 1999. №2. с. 17-23.
25. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1986.
26. Булгаков М. Романы. -М.: Современник, 1987.
27. Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ, 2000.
28. Василюк В. Е. Структура образа.// Вопросы психологии, 1993. № 5. с. 1215.
29. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1986.
30. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.
31. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 2. М.: Музыка, 1978.
32. Глоточкин А. Д. Социальная психология и практика (избранные публикации). Уфа, 2001.
33. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1999.
34. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и в науке. М., 1991.
35. Гончаренко Н.В. Вдохновение и интуиция. // Психология художественного творчества: Хрестоматия Минск: Харвест, 1999. — с. 296 — 320.
36. Грановская Р. М. Конфликт и творчество в зеркале психологии. М.: Генезис, 2002.
37. Грузенберг С. О. Гений и творчество. Основы теории и психологии творчества. JI., 1924.
38. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000.
39. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. М.: ИНФРА — М, 1997.
40. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психологические особенности готовности к деятельности. Минск, 1976.
41. Ершова JL, Букатов В. Актерская грамота подросткам. Ивантеевка, 1994.
42. Зотова О. И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально -психологической адаптации личности. // Психологические механизмы регуляции социального поведения: Хрестоматия. М., 1979. - с. 112-117.
43. Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество. // Бессознательное: Сборник. Новочеркасск, 1994. - с. 53 — 68.
44. Иванов О., . Кривицкий К. Вахтангов и вахтанговцы. М.: Московский рабочий, 1984.
45. Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта. Москва -Воронеж: МОДЭК, 2002.
46. Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994.
47. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
48. Качанов Ю. JI. Социальная идентификация. М., 1993.
49. Киронос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.
50. Клименко Ю. Г. Театр как практическая психология. // Катарсис: Альманах. -М., 1994.-с. 86-115.
51. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.5 8.Климов Е. А. Психология профессионала. Москва - Воронеж: МОДЭК, 1996.
52. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.
53. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
54. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
55. Корогодский 3. Я. Первый год. Начало. М.: Советская Россия, 1973.
56. Корогодский 3. Я. Первый год. Продолжение. М.: Советская Россия, 1974.
57. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Вселенная внутри тебя. Новосибирск, 1979.
58. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
59. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.
60. Кэррол Э. Изард. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000.
61. Лапина Е.А. Роль психологии в изучении «неевропейских» форм художественного творчества. // Исследование проблем психологии творчества: Сборник. М., 1983. - с. 14 - 23.
62. Локарева Г. Структура художественно эстетической информации произведения искусства. // Искусство и образование. 2002. № 1 (19). - с. 23 -27.
63. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.
64. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.
65. Макарова Е. Преодолеть страх или искусствотерапия. М.: Школа - Пресс, 1996.
66. Марков М. Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства. М., 1970.
67. Марков М.Е. Искусство как процесс. М.: Искусство, 1970.
68. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
69. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М.: Евразия, 1997.
70. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.
71. Маслоу А. Самоактуализация.// Психология личности: Тексты. М.: 1982.
72. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности// Вопросы психологии, 1982. № 4. с. 5 — 17.
73. Мейлах Б. С. Пути комплексного изучения художественного творчества // Содружество наук и тайны творчества. М., 1968.
74. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов. // Бессознательное: Сборник. Новочеркасск, 1994.
75. Мелик Пашаев А. А. Психология искусства и творческие способности. -М., 1981.
76. Мерлин В. С. Психология индивидуальности / Под ред. Е. А. Климова. -Москва Воронеж: МОДЭК, 1996.
77. Методические материалы по психолого педагогическому обеспечению процесса адаптации. / Сост. Е. А. Осипова - Минск, 1998.
78. Митина JI. М. Психология развития конкурентоспособной личности. -Москва Воронеж: МОДЭК, 2002.
79. Михайлов М. А.Н. Скрябин. JL: Музыка, 1982.
80. Мухина В. С. Изобразительное искусство, как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
81. Немов Р.С. Психология. Книга 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение, 1995.
82. Образцов С. По ступенькам памяти. М.: Советский писатель, 1987.
83. Одаренные дети. / Под общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого: пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.
84. Основы психологии: Практикум. / Ред. сост. Л.Д. Столяренко. - Р - н/Д: Прогресс, 1991.92,Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. -Р-н/Д: Феникс, 2000.
85. Пастернак Е. Борис Пастернак. Биография. М.: Цитадель, 1997.
86. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Р н/Д: Феникс, 1996.
87. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М.: Российский открытый университет, 1992.
88. Платонов К. К. Личность, как объект социальной психологии.// Методологические проблемы социальной психологии. М.: 1975.
89. Покровский Б. М. Андрей Миронов. М.: Искусство, 1991.
90. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика творчества. М.: 1976.
91. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: 1973.
92. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. / Под общ. ред. М. Р. Битяновой СПб.: Питер, 2002.
93. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие. М.: Академия, 2001.
94. Психология развивающейся личности. Москва - Воронеж: МОДЭК, 1996.
95. Психология самосознания: Хрестоматия. / Редактор сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: Бахрах - М, 2000.
96. Психология художественного творчества: Хрестоматия. / Сост. К.В.Сельченок. Минск.: Харвест, 1999.
97. Ранк О. Миф о рождении героя. М., 1997.
98. Раппопорт С. X. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. М., 1978.
99. Райнер Мария Рильке, Борис Пастернак, Марина Цветаева. Письма 1926 года. М.: Книга, 1990.
100. Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1991.
101. Родионова Е. А. Формирование представлений о личности и социальных механизмах регуляции поведения: культурно исторический аспект. // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М., 1979.
102. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей. // Художественное творчество: Сборник. Л., 1983. - с. 283 -296.
103. Розет И.М. Психология фантазии. Мн., 1991.
104. Романова Е. С. Графические методы в психологической диагностике. -М., 1992.
105. Ротенберг B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества. // Художественное творчество: Сборник. JL, 1982. - с. 569 - 594.
106. Рубин Б.М. Психология импровизации. // Психология процессов художественного творчества: Сборник. JL, 1980. с. - 45 — 57.
107. Рунин Б. М. О психологии импровизации.// Психология художественного творчества. Минск: Харвест, 1999. - с. 626 - 642.
108. Сабуров А.С. Психология: Курс лекций. Киев, 1996.
109. Салямон JI. О физиологии эмоционально — эстетических процессов.// Содружество наук и тайны творчества: Сборник. М., 1968.
110. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
111. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
112. Современная психология: Справочное руководство. / Под ред. В.Н.Дружинина. М.: Инфра - М, 1999.
113. Соколов Б. Энциклопедия Булгаковская. М.: Локид-Миф, 1998.
114. Соловьев А. В. Зрелая личность: понятийный анализ. // Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика, коррекция: Сборник. М., 1992.
115. Станиславский К. С. Из записных книжек. Т.1 1888 - 1911. - М.: Всероссийское театральное общество, 1986.
116. Столович Л. Н. Жизнь творчество — человек: Функции художественной деятельности. - М., 1985.
117. Тагильцева Н. Искусство в развитии самосознания детей // Искусство и образование, 2002. № 1 (19). с. 14-18.
118. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. Москва - Воронеж: МОДЭК, 1966.
119. Узнадзе Д. Н. Теории установки. / Под ред. Ш. А. Надирашвили и В. К. Цаава. — Москва Воронеж: МОДЭК, 1996.
120. Фельдштейн. Д. И. Психология развивающейся личности. Москва — Воронеж: МОДЭК, 1996.
121. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.
122. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1987.
123. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000.
124. Хараш А. У. «Другой» и его функции в развитии «Я». // Общение и развитие психики: Сб. научных трудов. М., 1987.
125. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2000.
126. Чурюмова Е. Ю. Развитие адаптационного потенциала личности как аспект становления ее субъектности. М., 2002.
127. Шведерский А.С. Можно ли научить тому, чему нельзя научить? // Диагностика и развитие художественной одаренности: Сборник. СПб., 1992.
128. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: ВЛАДОС, 1999.
129. Шмальгаузен И. И. Пути и закономерности эволюционного процесса: Избранные труды. М., 1983.
130. Шпет Г.Г. Психология социального бытия. Москва — Воронеж: МОДЭК, 1996.
131. Щеглов А. Раневская. Фрагменты жизни. М.: Захаров, 1998.
132. Эдвард де Боно. Латеральное мышление. СПб.: ПИТЕР, 1997.
133. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
134. Эриксон Э. Молодой Лютер. М., 1996.
135. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии, 1985, № 6. — с. 34 37.
136. Taifel H., Turner J. С. The social identity theory of intergroup behavior// Psychology of intergroup relations. Chicago, 1986.