Темы диссертаций по психологии » Социальная психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Этничность в структуре самосознания личности юноши-призывника

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Пайгунова, Юлия Викторовна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Казань
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 19.00.05
Диссертация по психологии на тему «Этничность в структуре самосознания личности юноши-призывника», специальность ВАК РФ 19.00.05 - Социальная психология
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Пайгунова, Юлия Викторовна, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И

ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЭТНОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ.

1.1. Этническая идентичность субъекта как объект

• этнологических и псикологических исследований.

1.2. Психологические аспекты этнической толерантности.

1.3. Этническая идентичность и толерантность в личностном измерении.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Метод определения типа этнической идентичности

2.2 Метод определения места и значимости зтничности в структуре самосознания личности.

2.3. Метод определения модальности эмоционального компонента этнических установок личности.

2. 4. Метод диагностики характерологических черт личности.

ГЛАВА 3. ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ЛИЧНОСТИ ЮНОШИ-ПРИЗЫВНИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И СУБЪЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ.

3.1. Влияние социокультурных Факторов на содержание этнопсихологических характеристик личности.

3.2. Зтничность в структуре самосознания личности юноши-призывника.

3.3. Зависимость типа этнической идентичности и толерантности личности от стиля поведения в межличностном взаимодействии.

3.4. Анализ этнических авто- и гетеростереотипов юношей-призывников из Татарстана.

Введение диссертации по психологии, на тему "Этничность в структуре самосознания личности юноши-призывника"

С середины 20 века во многих странах мира, полиэтнических по своему составу, на фоне глобальных интеграционных процессов, углубляющейся интернационализации культур и унификации образа жизни прослеживается тенденция роста зтничности.

Этническое возрождение как процесс акцентирующий ценность этнокультурного многообразия и многовекового этнического опыта, несомненно, положительная тенденция в развитии общественного сознания.

Вместе с тем приходится признать, что рост зтничности зачастую приводит приводит и к усилению этноцентризма, провоцирует открытую этническую нетерпимость, всплеск межнациональной конфликтности. Не случайно Международные организации ООН и ЮНЕСКО, провозгласив 1995 год - годом толерантности и задав парадигму развития современного общества в духе согласия, терпимости и взаимопонимания его субъектов, среди глобальных угроз жизни человеческого сообщества выделили наиболее важную - этнонациональные кон» Фликты.

Поскольку межэтнические конфликты в силу своей специфики с поликаузальности, высокой эмоциональной заряженности, потенциальной разрастаемости и пр.) трудно поддаются урегулированию, задачей первостепенной важности становится их профилактика и оптимизация национальных отношений на стадии латентной этнической напряженности.

Необходимым условием мирного и стабильного сосуществования этнических субъектов является обретение и сохранение ими позитивной этнической идентичности. Позитивная этническая идентичность выступает разумной альтернативой и безродному космополитизму, и воинствующему этноцентризму и предполагает баланс толерантности п'о отношению к собственной и другим зтногруппам, когда естественной любви к своему народу сопутствует открытость межэтническим контактам и высокая культура межэтнического общения.

Прогнозирование процессов трансформации этничности и поиск механизмов Формирования позитивной этнической идентичности субъектов межнационального общения составляют основную цель современных зтносоциологическик, зтнополитических, этнопсихологических исследований.

При этом особый интерес у исследователей вызывают трансформационные процессы, происходящие в этническом сознании и самосознании молодежи, так как справедливо считается, что именно молодые слои населения определяют направление развития межэтнических отношений.

В диссертационной работе мы обращаемся к проблеме этнического сознания и самосознания молодого населения России, выделяя в нем ту социальную общность, для представителей которой вопрос формирования и сохранения позитивной этнической идентичности и этнической толерантности имеет высокую актуальность. Эта социальная общность - призывная молодежь. Для юноши- призывника психологическая адаптация к специфике армейской субкультуры включает и сложный процесс аккультурации в особой, полизтничной среде, где перед ним может встать задача не только сохранить, но и отстоять свое этническое "Мы" в "Я".

Одной из негативных реалий современной российской армии являются так называемые " неуставные отношения". Помимо пресловутой " дедовщины", реальную угрозу боеспособности и сплоченности любого - большого и малого - армейского коллектива представляет создание земляческих, этнических объединений, отличащихся национальной замкнутостью, обособленностью, националистическими проявлениями.

Заметим, что не только повседневная жизнь, но и военная деятельность воинских коллективов протекает в условиях межэтнического взаимодействия. Сегодня прежде всего армейские подразделения берут на себя основную нагрузку в урегулировании этнических конфликтов на территории России. Возникновение таких "горячих точек" этнических противостояний актуализировало еще одну "национальную" проблему для российской армии, связанную с необходимостью учитывать национальную принадлежность и вероисповедание тех военнослужащих, которым предстоит участвовать в разрешении этнических конфликтов.

Необходимость изучения этнического сознания и самосознания призывного контингента настоятельно подчеркивается специалистами по военной социологии, педагогике и социальной психологии С Серебрянников В. В., Дерюгин Ю. И., Подоляк Я. В., Юшков С. А., Аронов А.А., Гильманов А.3. и др.). Такие исследования имеют дополнительную актуальность в связи с продолжащейся работой по реформированию армии, работой, закономерно затрагивающей и ее идеологические основы.

Междисциплинарная проблема подготовки призывной молодежи к межнациональному общению и взаимодействию в армии, рассматривается в нашей работе с позиции этнопсихологии личности. Применение этого подхода, представляющего продолжение этносоциологических исследований, позволяет выяснить - какие механизмы Формируют позицию субъекта в отношении представителей собственного и других народов, раскрыть глубинное содержание трансформаций этническом идентичности человека. Ответы на эти вопросы должны облегчить подбор адекватным для каждого призывника приемов и методов психологической помощи, позволяющим корректировать этнопсихологические характеристики, и тем самым способствовать успешной адаптации юношей в полиэтничной армейской среде.

Этнопсихология личности представляет собой новую область психологического знания. И в отечественной, и в зарубежной науке этнопсихологические феномены ранее рассматривались прежде всего в качестве характеристик межгруппового взаимодействия. Ныне многими учеными подчеркивается значимость изучения этих феноменов на личностном уровне САсмолов А. Г., Шлягина Е. И., Дробижева л. М., Boot лович Л. А., Мухаметзянова Г. В., Исламшина Т. г. др.). При этом отдельные ученые ратуют за системный подход к изучению Феноменов этнической идентичности, этнической толерантности личности, рассматривая их как грани одного явления - этнической вариативности личности С А. Г. Асмолов., Шлягина Е.И., Еникополов С. Н., и др.). Системное видение этнической вариативности личности в актуалгене-зе предполагает рассмотрение этнопсихологических феноменов как компонентов одной целостной структуры. В работах ученых московской этнопсихологической школы эта структура получила название * "актуального этнопсихологического статуса" личности С Шлягина

Е.И., Еникополов С.Н. 1993). Под актуальным этнопсихологическим статусом САЭПС) личности понимается степень и знак этнической идентификации, содержание и направленность авто- и гетеростерео-типов, уровень этнической толерантности личности, а также возможные трансформации ее мотивационно - смысловой сферы, возникающие в проблемно-конфликтных ситуациях или же в иной этнокультурной среде.

На данном этапе изучения этнической вариативности личности в актуалгенезе первоочередной задачей, на наш взгляд, является теоретическое осмысление и эмпирическое исследование объективных и субъективных детерминант этнопсихологических проявлений личности.

В отечественной этнопсихологической литературе достаточно широко представлены исследования влияния социально-экономических, этнокультурных, социально-политических факторов на содержание и функционирование этнопсихологических феноменов С см. работы Нау-менко J1.1/1. , Павленко В.Н., Лебедевой Н.М., Левкович В. П., Сике-вичЗ.В., Солдатовой Г. У., Дилигенского Г. Г. и т. д Значительно меньше работ посвящено исследованию влияния на этнопсихологические Феномены субъективно-личностных факторов. Ряд исследований С см. работы Солдатовой Г. У., Рыжевой С.В., Шлягиной Е.И., Данзаевой Э.У., Стефаненко т. Г.) показывает влияние на эти феномены индивидуально-психологических особенностей личности. При этом сами авторы оценивают свои исследования как первые и во многом предварительные, считая, что проблема исследования субъективных факторов на этнические феномены жизни личности имеет дальнейшую перспективу развития. Без разрешения этой проблемы долгое время будет оставаться открытым вопрос: почему в однотипных социально-политических, социально-экономических условиях одни люди становятся этнонигилистами, другие - националистами, а третьи, не утрачивая позитивной, устойчивой идентичности со своим народом, обогащают свою личность знанием и пониманием чужой культуры ?

Резюмируя все вышесказанное, мы выделяем научную и практическую актуальность нашего исследования. В процессе профессиональной и военно-патриотической подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах необходимо обратить внимание на проблему формирования позитивной этнической идентичности призывников в армию. В свою очередь, практические разработки в этой сфере должны опираться на научно обоснованные знания о социальных и психологическик механизмах формирования позитивной этнической идентичности, влиянии социальных факторов и индивидуальных психологических особенностей личности на степень и валентность С позитивность - негативность) ее этнической идентичности и уровень этнической толерантности.

Пель исследования - определить какое место занимает этнич-ность в структуре самосознания призывников в армию и выявить - в какой мере на этнопсихологические характеристики личности юноши-призывника с степень, валентность этнической идентичности и уровень этнической толерантности) влияют различные объективные и субъективные Факторы.

Пбъект исследования - этническая идентичность личности юноши-призывника. призывника : место и значение в структуре самосознания личности, факторы влияния на степень и валентность этнической идентичности субъекта.

Гипотезы исслелования:

1) этничность в структуре самосознания личности юноши-призывника занимает позицию одной из ведущих категорий среди категорий социальной идентичности.

2) субъективными детерминантами валентности этнической идентичности и уровня этнической толерантности личности выступают субъект-субъектный или же субъект-объектный модусы ее отношения к представителям собственного и других этнических групп: тип этнической идентификации личности определяется ведущей модальностью ее отношения к представителям собственного и других народов; на тенденции формирования типа этнической идентичности призывников оказывают влияние следующие сб'ылктивные характеристики :

- этническая идентичность юноши национальная принадлежность и этносоциальный статус;.

43 иерархия идентификационных категорий в структуре "Я-образа" предопределяет тип этнической идентичности личности;

5) существует определенная зависимость между типом этнической идентификации личности, уровнем ее этнической толерантности и присущим ей стилем поведения в межличностных контактах;

6) этнопсихологические установки призывной молодежи имеют свои особенности, обусловленные предстоящим им вхождением в полиэтническую армейскую среду.

Задачи исследования:

1) проанализировать теоретические идеи и эмпирические данные, касающиеся изучения этнопсихологических проявлений личности;

2D разработать концептуальные подходы к исследованию феноменов этнической идентичности и толерантности личности в плане выявления их объективных и субъективных детерминант:

3) составить комплекс психодиагностических методик, позволять щих определить тип этнической идентичности личности и уровень ее этнической толерантности, выявить характерологические черта, определить место и значение зтничности в структуре самосознания личности;

4) определить степень и направленность влияния на этнопсихологические характеристики субъекта его личностных черт и содержательной структуры "образа Я" ;

5) выявить особенности этнических установок определенной социальной общности молодежи - юношей-призывников.

Метадалогическая бала исследования .

Теистическая и эмпирическая части нашего исследования опирались п.-': принцип детерминизма С С. л. Рубинштейн.) и принцип равновесия мржду сохранением самобытной культуры и развитием межкультурного взаимодействия разных этносов, основанного на общечеловеческих ценностях С Л.М. Аболин).

В работе были использованы теоретические идеи, выдвинутые в трудах отечественных этнопсихологов: закон об устойчивой связи между позитивной идентичностью и толерантностью субъекта (Лебедева Н. М.), системный подход к исследованию этнопсихологических проявлений личности САсмолов А.Г., Шлягина Е.И., Еникополов С.Н.). В методологическую базу исследования вошли: концепция с.Московичи об организации сознания индивида по типу идентификационной матрицы: эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона, согласно которой личность нацелена на включение в конкретно-историческую жизнь общества: структурно-динамическая концепция личности Сарджвеладзе н. И., где социальные установки рассматриваются через призму субъект-субъектного и субъект-объектного подходов личности к реальности.

R качестве мртопов исследования в работе применялось анкетирование и тестирование. Для обработки эмпирических данных использовались статистические методы: процентное и ранговое распределение, анализ средних величин (метод сравнения с применением t-критерия Стъюдента для установления достоверных различий): анализ на нормальность распределения.

Достоверность сформулированных в работе положений и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исследования, применением адекватного целям и объему исследования методического инструментария и подтверждается статистической достоверностью полученных в эксперименте результатов.

Выборку составили курсанты Казанского филиала оборонной спортивно-технической организации РФ (ОСТО РФ) - юноши, готовящиеся к призыву на срочную армейскую службу. Всего в исследовании приняли участие 100 респондентов русской и татарской национальностей.

Научная новизна и теоретическая значимость нашей работы со-тоит в том, что:

1) предложен концептуальный подход к исследованию этнической вариативности личности в актуалгенезе, сутью которого является рассмотрение валентности этнической идентичности и этнической толерантности Сатолерантности) личности через субъект-субъектный или же субъект-объектный характер ее отношения к представителям собственного и других народов;

2) на базе Диагностического Теста Отношения Г.У. Кцоевой С Солдатовой) разработана методика определения присущего личности субъект-субъектного или же субъект- объектного характера отношения к этническому объекту;

3) установлена зависимость типа этнической идентичности и уровня этнической толерантности личности от ее индивидуально-психологических особенностей С стиля поведения в межличностных отношениях и содержательной структуры "Я-образа"3.

4D в исследовании показаны особенности этнического сознания и самосознания многочисленной социальной группы молодежи - призыв-• ников в армию.

Практическая значимость работы. Теоретические подходы и эмпирические результаты исследования можно рассматривать как входящие в психологический блок комплексной работы по развитию этноин-теграционных тенденций в российском обществе. Выявленные взаимосвязи между типом этнопсихологического статуса и индивидуальными особенностями личности могут явиться научной основой психокоррек-ционной работы в целях развития позитивной этнической идентичности субъекта и толерантного отношения к представителям других этносов.

Разработанная в исследовании комплексная диагностическая процедура с соответствующими изменениями может быть использована для составления зтнопсихологических характеристик различных национальных и социальных групп.

В более узком плане результаты исследования могут послужить научной основой для работы по военно-патриотическому и интернациональному воспитанию призывной молодежи, оказать определенную помощь педагогам учебных заведений системы подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах РФ.

На защиту выносятся результаты эмпирического исследования этнической идентичности призывников из Татарстана, отражающие сле-дущее:

1) Значимость этничности в иерархии категорий социальной идентичности личности юноши-призывника.

2) Распределение по типам этнической идентичности среди призывной молодежи Татарстана.

3) Влияние социального статуса на степень приятия инонационального претендента на ту или иную социальную роль.

43 Степень дистанцированности друг от друга представителей русской и татарской подгрупп нашей выборки; степень дистанцированности призывников из Татарстана от представителей некоторых других народов.

5) Взаимовлияние типа этнической идентичности и характера поведения испытуемых в межличностных отношениях.

6D Авто- и гетеростереотипы испытуемых русской и татарской национальностей, а также стереотипы образа "Идеал" для этих подгрупп.

7) Также на защиту выносится метод операционального разделения Диагностического коэффициента отношения на парциальные козф

Фициенты "этнического уважения" и " этнической симпатии" и сравнение этик коэффициентов для лиц с различным типом этнической идентичности.

Апробация работы: Основные положения работы докладывались на V Международной конференции "Социальное знание: Формации и интерпретации" (Казань, 1996), II Республиканской конференции молодых ученык и специалистов (Казань, 1996), I Московской конференции студентов и аспирантов "Психология на пороге XXI века" (Москва, 1999), Всероссийской научно-практической конференции "Ювенология

- как наука: проблемы становления и перспективы" (Казань, 1999),

По содержанию работа состоит из Введения, трех Глав, Заключения и Приложения.

В первой главе - " Проблема этнической идентичности и толерантности в отечественной и зарубежной этнологии и психологиии"

- освещаются основные теоретические взгляды на проблему этнической идентичности и этнической толерантности в философии, этнологии и психологии. Анализируются данные эмпирических исследований Феноменов этнической идентичности и толерантности на групповом и личностном уровне. Рассматривается понятийный аппарат исследования.

В главе также предложена концепция субъективных детерминант этнической вариативности личности в актуалгенезе. Этнические ат-титюды личности по отношению к представителям собственной и чужой этногруппы рассматриваются через призму субъект- субъектного и субъект-объектного отношения личности к этнической реальности.

С таких позиций позитивная этническая идентичность представляет собой субъект-субъектный способ отношения личности к представителям собственного и других этносов. Гиперболизированная этническая идентичность и этническая интолерантность Формируется на основе выраженного субъект-объектного отношения к представителям других зтногрупп. Этнический негативизм рассматривается как субъект-объектное отношение личности к представителям собственного народа.

Во второй главе диссертации - "Методическая база эмпирического исследования"- излагаются принципы построения эмпирической программы исследования, описывается его методический инструментарий, приводятся социалъно-демографические характеристики выборки. Для проведения экспериментального исследования был разработан методический опросник, включащий методики, позволящие определить тип актуального этнопсихологического статуса личности - методика Тип Этнической Идентичности с Солдатова Г.У., Рыжова С. В. 3, Шкала социальной дистанции СЕ. БогардусЗ, Диагностический Тест Отношения СКцоева Г. У.), и методики, выявляющие психологические особенности личности, как индивидуальности с тест М.Куна - Т.макпартленда, Интерперсональный диагноз Т. ЛириЗ.

В третьей Главе " Этническая идентичность и толерантность юноши - призывника в зависимости от социокультурных и субъективно-личностных факторов"- приводятся результаты эмпирического исследования этнопсихологических феноменов личности юноши-призывника, подробно рассматривается влияние субъективных и объективных факторов на Формирование того или иного типа этнической идентичности личности и уровень этнической толерантности призывника.

В Заключении представлены основные итоги исследования. В Приложении приводится разработанный нами Методический Опросник.

Заключение диссертации научная статья по теме "Социальная психология"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нами проведено комплексное исследование этнической идентичности и этнической толерантности юношей - призывников из Татарстана с целью определения уровня зтнополитической мобилизации их самосознания и выявления субъективных и объективных факторов, влиящих на их этнопсихологические характеристики. Для проведения исследования был разработан методический опросник, включающий методики, позволяющие определить следующие этнопсихологические характеристики личности: степень и валентность этнической идентичности, уровень этнической толерантности (методика Тип Этнической Идентичности, Шкала социальной дистанции Э.Богардуса, Диагностический Тест Отношения). В опросник также вошли методики, выявляющие некоторые индивидуально - психологические особенности личности: содержательную структуру "Я - образа " (тест М. Куна - Т.Мак-партленда) и стиль поведения в межличностном взаимодействии ( методика Интерперсональный диагноз Т.Лири).

1.Тестирование испытуемых по методике Тип Этнической Идентичности показало, что этнические установки респондентов нашей выборки описываются нормальным' распределением. Это говорит о том, что на тип этнической идентичности личности влияет множество факторов, как объективных (социальный статус, этносоциальный статус, возраст, уровень образования и т.п.), так и субъективных - характерологические особенности личности, направленность, ценностные ориентации и др.

2. Для большинства испытуемых со средним индексом ТЗИ - 9,5 была зафиксирована позитивная этническая идентичность, т.е. высокая степень этнической толерантности при отсутствии безразличия к этническим проблемам. Высокая социальная желательность этой позиции определила ее доминирование над всеми другими типами этнической идентичности в нашей выборке. Отметим, что при этом в вы6ое>-ке была сравнительно велика доля респондентов с крайне негативными этническими установками в сторону гиперболизации зтничности, что свидетельствует о том, что этническая предубежденность свойственна прежде всего молодым, незрелым умам.

3. Данные, полученные по методике Шкала социальной дистанции Э.Богардуса подтвердили результаты, полученные ранее с помощью методики ТЭИ. Для гиперидентичных лиц обнаружилась наибольшая социальная дистанцированность от представителей других этнических групп во всех сферах взаимодействия. Наименьшую социальную дистанцию в отношении лиц другой национальности демонстрировали эт-ноиндифферентные субъекты.

4. Было установлено, что наибольшая степень этнического приятия инонациональной группы реализовывалась для русских - в отношении татар, и для татар - в отношении русских. Это свидетельствует о том, что длительное совместное проживание на одной территории, множественность этнических контактов в официальной сфере и сфере неформальных отношений усиливают межэтническую толерантность .

5. Независимо от этнической принадлежности юноши-призывники придавали наибольшее значение национальной принадлежности претендентов на социальную роль "начальника", наименьшее - национальности "подчиненного". Пристрастное отношение к этнической принадлежности начальника представителей социальной группы призывной молодежи, по нашему мнению, связано с предстоящим вхождением в армейскую субкультуру, где наиболее важным является субординационный аспект в межличностных отношениях.

6. Исследование группового содержательного "Я-образа" наших испытуемых показало, что в целом у них весьма низкий уровень политической, идеологической, гражданской мобилизации сознания. Полностью отсутствовало конфессиональное отождествление. Базовыми категориями в их идентификационных матрицах являлись категории, включающие субъективные характеристики, причем подавляющее большинство из них было представлено позитивными самооценками. По нашему мнению, это объясняется психологическими особенностями возраста респондентов. В структуре самосознания личности юношей-призывников, среди категорий социальной идентичности, ведущей категорией являлась зтничность. Анализ содержательной структуры "Я-образа" для представителей типологических групп выявил, что у "гиперидентичных" субъектов - эгоцентрическая направленность личности. Для лиц с позитивной этнической идентичностью были зафиксированы стремление к сотрудничеству, увлеченность и разнообразие духовных интересов.

7. Полученные в эмпирическом исследовании данные подтвердили выдвинутую нами гипотезу о существовании зависимости между типом этнической идентичности, уровнем этнической толерантности личности и ее характерологическими чертами, определяющими стиль ее поведения в межличностных отношениях, наиболее сильно влияют на снижение уровня этнической толерантности такие личностные свойства, как агрессивность, подозрительность. Конформность относится к личностным свойствам, повышающим толерантность личности и в этническом аспекте. Индивидуальная предрасположенность к дружелюбному и альтруистическому поведению в межличностном взаимодействии является фактором, укрепляющим этническую толерантность личности. Напротив, этнически интолерантные лица характеризуются предрасположенностью к властно-лидирующему, независимо-доминирующему стилю поведения в межличностных отношениях.

8. По данным методики ДТО для респондентов русской и татаЕ>-ской подгрупп была обнаружена близость и взаимная позитивность авто- и гетеростереотипов. Стереотипы образа "Идеал" свидетельствуют о том, что юноши и русской, и татарской национальности наиболее высоко ценят в себе и в других те качества, которые способствуют успешной межличностной коммуникации с общительность, находчивость, остроумие и т.п.).

9. Эмоциональная компонента этнической толерантности в нашем исследовании рассматривалась как комплекс позитивных чувств к объекту этнической установки, включающий в себя симпатию, уважение, чувство субъективной близости к объекту. При этом мы придерживались положения, что эмоциональное отношение строится не просто как сумма эмоциональных измерений, а воплощается в ту или иную особенную Форму С модальность) со специфической семантической окраской и определенным эмоциональным тоном. Таким образом были выделены следующие модальности этнической толерантности - толерантность, как уважение, толерантность, как симпатия, толерантность, как чувство субъективной близости к объекту, для выявления индивидуально присущей личности модальности эмоционального отношения к этническому объекту был предложен принципиально новый подход к обработке результатов Диагностического теста отношения (ДТО).

Диагностический коэффициент стереотипа, позволяющий определить общую эмоциональную ориентацию субъекта по отношению к представителям различных этнических групп, в нашей модификации представляет сумму парциальных коэффициентов, отражающих чувство уважения и симпатии субъекта к этническому объекту, сбалансированность показателей этих эмоциональных измерений или же преобладание компоненты симпатии над компонентой уважения мы считали индикатаром субъект-субъектной направленности личности.

10. Эмпирическое исследование показало, что реализуя в отношении представителей собственной этногруппы "субъект-субъектный" подход, гиперидентичные (интолерантные) лица относятся к представителям другого этноса "субъект-объектным" способом. Демонстрируя одинаковую степень этнического уважения к представителям ин-и аутгруппы, они проявляли в отношении первой бо'льшую терпимость. В данном случае нашла подтверждение следующая наша гипотеза - интолерантное отношение личности к этническим " другим " определяется ее субъект-объектным к ним отношением.

11. Данные, на первый взгляд, противоречащие нашей концепции, мы получили по группе "толерантных" лиц. Для них не было обнаружено субъект-субъектного отношения ни к представителям своего, ни другого этноса. Они одинаково критично относились к представителям как ин- так и аутгруппы. Толерантные поведенческие установки этих лиц, выступившие основой для их выделения в эту групп, не подкреплялись их позитивным эмоциональным отношением к представителям собственного и другого народа. Это может говорить о том, что: аз толерантность, как целостная установка личности может иметь расхождение на уровне своих компонентов: б) трансформацию этнической идентичности в сторону ее гиперболизации следует рассматривать как промежуточную стадию в процессе формирования позитивной этнической идентичности. Это промежуточное состояние может в дальнейшем развиваться по двум направлениям: либо в сторону позитивной этнической идентичности - при этом происходит Формирование толерантного отношения вслед за своим народом и к другому (другим) народам, либо пойти по кризисному пути - дальнейшего этнического обособления, нарастания межэтнической напряженности, межэтнических конфликтов.

12. Принимая за критерий позитивности этнической идентичности личности субъект-субъектный характер ее отношения к представителям собственного и других народов, мы считаем, что юноши-призывники нуждаются в целенаправленном формировании позитивной этнической идентичности и толерантности.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Парфенова Ю. В. (Пайгунова ю.В.) Понятие "толерантность" в социопсихологии // Тезисы докладов V Международной конференции "Социальное знание: формации и интерпретации", Казань, 1996, с. 31-32.

2. Парфенова ю. В. с Пайгунова ю. В.) Толерантность социального организма, как способность к адаптации в социальной среде // Тезисы докладов II Республиканской конференции молодых ученых и специалистов, Казань, 1996, с. 8.

3. Пайгунова Ю. В. Психологические проблемы этнической аккультур^ ции в армейской среде // Тезисы докладов I Московской конференции студентов и аспирантов "Психология на пороге XXI века: актуальные проблемы", Т. 2, М., 2000, с. 185-188.

4. Пайгунова Ю.В. Исследование АЗПС личности юноши-призывника / Социальное и профессиональное становление молодежи РТ, Казань, ИСПО РАО, 1999, с. 152 - 153.

5. Пайгунова Ю.В. О проблеме этнической толерантности и этнической идентичности личности юноши призывного возраста / Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Ювенология, как наука: проблемы становления и перспективы", Казань, 1999, с. 67-69.

6. Аболин Л.М., Пайгунова Ю. В. Зтничность в структуре самосознания призывной молодежи, Казань, 2000, 42 с.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Пайгунова, Юлия Викторовна, Казань

1. Аболин Л. М- Национальное образование: принцип построения и модель / Современная языковая ситуация и псиколого-педагогические проблемы в развитии двуязычия в Республике Татарстан. Казань, Масте^Лайн, 1999, с. 210-216.

2. Безнощенко С.Г., Горобец Н. Г. К службе Родине готовы. Кишинев, Картя молдовеняскз, 1987, 127 с.

3. Велик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., РГГУ, 1998, 241 С.

4. Белков П.Л. 0 методе построения теории этноса / Этносы и этнические процессы. М., наука, 1993, с. 4-61.

5. Берне Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. М., Прогресс, 1986, 424 С.

6. Бороноев А.0., Павленко В. Н. Этническая психология. СПб, СПГУ, 1994, 168 с.

7. Бромлей ю.В. Основные тенденции этнических процессов в мире// Сов. этнография, N 2, 1982, с. 3-16.

8. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы. Теория, история, современность. М., Наука, 1987, 344 с.

9. Волович JI. А., Мухаметзянова Г. В. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе. Казань, ИССО РАО, 1937, 36 с.

10. Гильманов А. 3., Пьянов М.А., Гильманов З.И. Готовиться к подвигу Родины наказ. История Татарской республиканской организации ДОСААФ. Казань, Таткнигоиздат, 1330, 203 с.

11. Дерюгин Ю. И. Призывной возраст (заметки социолога). М., Знание, 1991, 94 с.

12. Джарылгасинова Р. Ш. Теория этнического самосознания в советской этнографической науке // Сов. этнография, N 4, 1987, с. 9-22. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М., Наука, 1994, 304 с.

13. Ионин Л. Г. Социология культуры, 2-е изд., М., Логос, 1998, 280 с. Исламшина Т. Г. Этнические ценности полиэтнического общества: социологический очерк. Казань, 1996, 247 с.

14. Кон И. С. Нужна помощь психологов // Сов. этнография, N 3, 1983, с. 75-78.

15. Кон И. С. Психология предрассудка // Новый мир, N 9, 1966, с.188-204.

16. Кон И. С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989, 255 с. Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс-Энциклопедия, 1994, 576 С.

17. Краткий словарь по основам политологии. М., МГУ, 1993, 196 с. Крюков М. В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза // Расы и народы, в. 6, 1976, с. 53-63.

18. Крюков М. В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы, М., Наука, 1989, В. 19, с. 5-18. Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов // Психологический журнал, N 2, 1986, с. 41-51.

19. Лебедев С. П., Лидин А. с. Карма повседневности: энергетика общения. м., Яуза, 1996, 244 с.

20. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., Ключ-С, 1999, 224 с.

21. Левкович В.П., Андрущак И. Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен обыденного сознания в ситуации социоэтнических изменений / Этническая психология и общество. М., Старый сад, 1997, с. 468.

22. Левкович В.П., Мин Л.В. Особенности сохранения этнического самосознания корейских переселенцев // Псих, журнал, Т. 17, N 6, 1996, с. 72-81.

23. Леонтьев А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. М., Педагогика, 1983, Т. 2, с. 251-261.

24. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/Психология индивидуальных различий. М., МГУ, 1982, с. 288-315. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы, м., Смысл, 1999, 424 с.

25. Мусина Р. Н. Республика Татарстан, межэтнические отношения и государство / Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М., ИЭА РАН, 1995, с. 143-169.

26. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван, АН АрССР, 1988, 263 С.

27. Науменко Н. И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации впост-советский период / Этническая психология и общество. М., Старый сад, 1997, с. 77-87.

28. Оллпорт Г. Личность в психологии. М. , КСП+, 1998, 345 с.

29. Орлов Ю. М- Восхождение к индивидуальности. Книга для учителя. М.,1. Просвещение, 1991, 286 с.

30. Павленко и.Н. Разновидности кризиса социальной идентичности на Украине / Этническая психология и общество. М., Старый сад, 1997, С. 88-97.

31. Пантелеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., МГУ, 1991, 110 с.

32. Пиаже ж. Избранные психологические труды. М., Между нар. Пед. Акад., 1994, 674 с.

33. Пименов В. В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат. М., Наука, 1994, 165 с.

34. Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления, М., Воениздат, 1989, 350 с.

35. Попов Л.М. Концепция толерантности личности как субъекта саморазвития // тонус, N 1С 2), 1997, с. 258-269.

36. Поршнев Б. В. Социальная психология и история. М., Наука, 1966, 213 с.

37. Почебут П.Г. Психология и ценностные ориентации русского народа / Этническая психология и общество. М., Старый сад, 1997, с. 115-118.

38. Психология. Словарь. М., Политиздат, 1990, 494 с.

39. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека, м.,

40. Прогресс Универс, 1994, 480 с.

41. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1973, 423 с.

42. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., АН СССР, 1957, 322 с.

43. Рыжова С. В. Психологическая составляющая зтнонационализма. в сб. Этническая психология и общество. М., Старый сад, 1997, с. 173-183.

44. Сагитова л. В. Психологический фактор и социальная детерминанта в процессе воспроизводства зтничности Сна примере Республики Татарстан). / Этническая психология и общество, м., Старый сад, 1997, С. 196-205.

45. Салихова Н.Р. Толерантность и психическое развитие. / Социализация личности и проблемы развития общественных отношений. Казань, Магариф, 1998, 227-231.

46. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с окружающей средой. Тбилиси, Мецниереба, 1989, 206 с.

47. Сикевич 3. в., Крокинская O.K., Поссель Ю. В., Евстигнеев Ю.А. Петербуржцы 1997: символы, ценности, установки. Социологические очерки. СПб, СПГУ, 1997, 146 с.

48. Симония н. Догоняющее развитие Незапада versus Западной модели// МЭ и МО, N 12, 1996, с. 5-10

49. Современная западная социология: Словарь. М., Политиздат, 1994, 423 с.

50. Соколов В. В. Современный мир и национальная экономическая политика // МЭ и МО, N 10, 1997, с. 5-20.

51. Солдатова г. У. Психология межэтнической напряженности. М., Смысл, 1998, 389 с.

52. Соснин В.А., Збанкз Л.м. Проблема социальной справедливости и межзтнические конфликты. / Этническая психология и общество. М., Старый сад, 1997, с. 156-163.

53. Старовойтова г. В. о предметной области этнопсихологии // Сов. этнография, N3, 1983, с. 78-85.

54. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности. / Этническая психология и общество. М., Старый сад, 1997, с. 97-103.

55. Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. В. 20, 1990, С. 5-36.

56. Сухарев А.В. Этнофункциональная психология: исследования, психотерапия. М., РАН, 1998, 269 с.

57. Тагиров Э. Р., Тронова л. С. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию. Казань, КФЭИ, 1996, 236 с. Тишков в. А. О толерантности. / Толерантность и согласие, м., ИЭА РАН, 1997, с. 17-38.

58. Фромм Э. Искусство любви: исследование природы любви. М., Педагогика, 1990, 152 с.

59. Хендерсон Дж. Психологический анализ культурных установок, М., Добросвет, 1997, 219 с.

60. Чернова 0. В. Психологические аспекты роста национального самосознания русских. / Этническая психология и общество. М., Старый сад, 1997, с. 126-130.

61. Шакуров P. X. Психология межличностных отношений в ССУЗ. Казань, ИССО РАО, 1998, 124 с.

62. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., Владос, 1998, 512 с.

63. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, Феникс, 1998, 539с. Шихирев П. Н. Перспективы теоретического развития этнической психологии. / Этническая психология и общество, М, Старый сад, 1997, с. 11-17.

64. Шкляр Л. Е- Личность как этнопсихологическая проблема / Личность иее становление. Киев, 1990, с. 194-195.

65. Шлягина Е.И. к вопросу о построении этнопсихологии личности. Там же, с. 39-44.

66. Зфендиев С. И. Этнопсихологическая совместимость и проблема межнациональных отношений // Тезисы докл. Всероссийской конф. "Зтнопо-литика на пороге XXI века", Казань, 1995, с. 53-54. Зриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., Прогресс, 1996, 344с.

67. Юшков С. А. Культура межнациональных отношений в воинском коллективе. М., Воениздат, 1990, 32 с.

68. Adorao Т., Frenkel-Braunswik Е., Sanford R., Levinson D. The Authoritarian Personality. N. Y., Harper & Row, 1950, p. 312. Berry J.W. Immigration, acculturation and adaptation // Applied psychology, V. 46, 1997, p. 5-34.

69. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations / Cultures in contact, Oxford, Pergamon Press, 1982, p. 5-44. Bellinger L.C. The Tolerant Society. Oxford, Clarendon Press, 1986, 295 p.

70. Bogardus E.S. Stereotypes versus sociotypes // Sociological & Social Researh, N 34, 1950, p. 286-291.

71. Brake M. Comparative yourth culture. The sociology of yourth cultures and yuorth subcultures in America, Britariia, Canada.1., 1985, 228 p.

72. Campbell D. T. Stereotypes and the perception of group differences

73. American Psychologist, V. 22, 1967, p. 817-829.

74. Kuhn M., McPartland T. An empirical investigation ofself-attitudes // American Sociological Review, V. 19, N 1, 1954.

75. Rosh E. Principles of categorization / Cognition and

76. Categorization, N.Y., Hillsdate, 1978, p. 29-45.

77. Stonequist F. Y. The marginal men (study in personality andculture conflict. N. Y., Russel & Russel, 1961, 228 p.

78. Taifel H., Turner S. The social identity theory of intergroupbehavior / Psychology of intergroup relations. Chicago, Worchels1. Austin , 1986, p. 7-24.

79. Triandis H. C. Comparative analysis of subjective culture. NY, Willey, 1972, p. 299-338.