Темы диссертаций по психологии » Социальная психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Особенности мифологизации сознания в условиях социокультурного кризиса

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Поспелов, Дмитрий Владимирович
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 19.00.05
Диссертация по психологии на тему «Особенности мифологизации сознания в условиях социокультурного кризиса», специальность ВАК РФ 19.00.05 - Социальная психология
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Поспелов, Дмитрий Владимирович, 2001 год

Введение.

Глава I. Теоретические предпосылки изучения проблемы формирования политического мифа.

§1.1. Политическая мифология: основные феномены и понятия.

§ 1.2. Сущностные характеристики политического мифа как психологического феномена.

§ 1.3. Мифологические основания современной политической культуры России.

Выводы по Главе 1.

Глава II. Социальные и психологические предпосылки трансформации политических мифов.

§ 2.1. Социальные основания возникновения и изменения политических мифов.

§ 2.2. Мифологизированность сознания как инструмент формирования политического мифа.

§ 2.3. Алгоритм и факторы формирования политического мифа.

Выводы по Главе II.

Глава Ш. Эмпирические исследование особенностей функционирования и формирования политических мифов.

§ 3.1. Диагностические инструменты исследования формирования политических мифов.

§ 3.2. Анализ эмпирических особенностей функционирования и формирования мифов в политическом пространстве современного российского социума.

Выводы по Главе III.

Введение диссертации по психологии, на тему "Особенности мифологизации сознания в условиях социокультурного кризиса"

Актуальность темы исследования

Одной из важных проблем современной психологической науки является проблема самоидентификации личности, особенно остро встающей всякий раз, когда общество находится в социокультурном кризисе. Наиболее характерной особенностью массового сознания в этот период является обращение в сферу иррационального и постоянными попытками с ее помощью не только понять происходящее, но и попытаться спрогнозировать будущее. Объяснение этого интереса стоит искать в мифологических основаниях культуры, в обычных условиях скрытых под ее рациональными элементами. Интенсивность мифологизации сознания и конфликтный потенциал мифологического сознания усиливается за счет специфического отношения к моральным нормам и предписаниям, которые рассматриваются как действующие только в рамках нашего реального смыслового пространства, где в борьбе с врагами, населяющими чужое пространство, морально оправданы любые методы борьбы.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена острой востребованностью анализа процессов мифологизации сознания как основания культуры в целом и, прежде всего, политической культуры современного общества, где явление социокультурного кризиса можно рассматривать в форме идентификационного кризиса личности. Кризис идентичности является результатом постепенного разрушения представлений, лежащих в основе идентификации личности: о собственном целостном, устойчивом "я" (утрата самотождественности, начинающаяся нередко с исчезновения "признания" со стороны окружающих); о непрерывности своего существования во времени и пространстве ввиду исчезновения четких представлений о том и о другом (сужение пространства и времени); а также разрушения системы личностных смыслов (потеря смысла жизни).

Социокультурный кризис ломает господствующую в обществе систему ценностей и мифов, не предлагая адекватной замены. На личностном уровне это приводит к потере оснований для оценки происходящих событий, проявляющейся в ощущении невозможности субъективного контроля над ними. В социально-психологическом плане такая ситуация воспринимается личностью как распад ролевой структуры привычной социальной среды, ведущий к разрушению оснований для самоидентификации, своеобразной потере собственного "я". Состояние разработанности проблемы

Сегодня исследований, посвященных изучению именно политических мифов, практически нет, и тема эта остается чрезвычайно слабо раскрытой, в первую очередь это связанно с тем, что миф является межпредметным понятием, однако направленность мифа на сознание человека обусловливает интерес к нему с точки зрения психологии. Вместе с тем исследования направлений мифологизации политической культуры лишь намечают возможности мифологического сознания как базы для формирования политических мифов. Для возникновения мифа, кроме объективных мифологических оснований, необходима целенаправленная деятельность идеологизированных групп, которые посвящают себя активному формированию и распространению конкретных политических мифов, имитирующих конкретное политическое поведение.

Избранный ракурс анализа относится к сферам социальной и политической психологии. В ее рамках политическая психология как междисциплинарная наука является в нашей стране сравнительно молодой. Ввиду этого, многие ее перспективные направления только обозначены, но тщательно не изучены. Поэтому перед учеными сегодня открыто большое предметное поле научных изысканий, которые пока затруднены ввиду отсутствия глубокого теоретического анализа проблем и развитого методического инструментария, адекватных реалиям российской политической жизни. Однако методологические основания для ответа на поставленные вопросы в психологической, политической, философской литературе не существуют.

Важное значение для понимания исследуемых феноменов имеют идеи таких мыслителей, как Г.Гегель, И.Кант, Т.Гоббс, Н.Макиавелли и др.

К настоящему времени большинство фундаментальных работ в области политической психологии было выполнено западными исследователями: Г.Тард, Г.Лебон, С.Московичи, Ш.Сигеле, Ф.Барлет, К.Ховланд, Х.Лассуэл, Т.Адорно, П.Сорокин, Т.Парсонс и др.

Много принципиально нового и оригинального в понимание массовых социальных явлений внесли такие ученые, как В.Вундт, З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм, Я.Морено, К.Леви-Стросс, Г.Тард и др., анализировавшие взаимозависимость личностного и социального бытия на разных психологических уровнях. Значительный вклад в понимание политической психологии внесли отечественные такие ученые как Н.Б.Биккенин, Н.М.Кейзеров, Л.Н.Коган, А.К.Уледов и многие другие.

Особое место занимают исследования, посвященные анализу формирования и трансформации мифа как особой формы мыслительной деятельности, а также проблемам формирования смысла. Здесь стоит отметить работы А.Ф.Лосева, Э.Б.Тейлора, К.В.Чистова, Н.О.Лосского, А.И.Клибанова, А.С.Ахиезера, Д.А.Леонтьева и др.

Анализ имеющихся теоретических источников показал, что, несмотря на проведенные теоретические и методологические исследования в области социальной и политической психологии, феномен политического мифа в условиях современной России изучен явно недостаточно. В связи с этим глубинное понимание сути этого феномена, а также условий и факторов его проявления и конструктивной трансформации представляют в современной ситуации особенную значимость.

Цель исследования: изучить социально-психологические и культурологические особенности политических мифов в России, а также выявить условия и механизмы их формирования на уровне массового сознания.

Объект исследования: процесс мифологизации массового сознания в условиях социокультурного кризиса.

Предмет исследования: психологический аспект трансформации российских политических мифов и политического мифотворчества.

Задачи исследования 1. Изучить теоретические и методологические подходы к определению и объяснению процессов мифологизации массового сознания, появлению и трансформации политического мифа.

2. Выявить формы политических мифов в условиях социокультурного кризиса в России и условия их дифференцирования.

3. Проанализировать в психологическом плане процесс мифологизации массового сознания и его влияние на формирование политических мифов.

4. Выявить и оценить степень и критерии успешности формирования политических мифов.

5. Разработать алгоритм оценки процессов политического мифотворчества.

Гипотезы исследования: Гипотеза 1. Процесс мифологизации массового сознания России связан с наличием социокультурного кризиса в обществе.

Гипотеза 2. Мифологизированное сознание является предпосылкой появления и трансформации политических мифов.

Гипотеза 3. В основе эффективности психологического воздействия политического мифа лежит действенный механизм (алгоритм).

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения и принципы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых по научной методологии, социальной и политической психологии, политологии и социологии, а также других социальных дисциплин, обращенных к анализу явлений общественно-политической жизни.

Общетеоретическое и методологическое направление диссертационной работы выстроено на положениях, сформулированных такими учеными, как Д.Кэмпебл, А.Уайтхед, К.Поппер и другие представители методологии науки.

В работе использованы теоретические и методологические идеи социальных наук, содержащиеся в работах М.Вебера, К.А. Абульхановой, А.В.Брушлинского, Б.С.Братуся, Г.Г.Дилигенского, Н.М.Лебедевой, Б.Ф.Ломова, А.А.Деркача, Лаптева Л.Г., Б.Д.Парыгина, Б.Ф.Поршнева, и других видных отечественных ученых.

Эмпирическая база

Эмпирическую основу данного исследования составили результаты исследований, проведенных автором в 5 регионах России. Общее число рассматриваемых и анализируемых в исследовании эпизодов составило 29. В них участвовало в целом 1782 респондентов. Возраст респондентов составил от 18 до 55 лет. Условия равномерности выборки по половозрастному и социально-демографическому признаку были соблюдены.

Методы и методики исследования

В процессе исследовательской работы использовался теоретический анализ процессов формирования политических мифов и их оптимизации, накопленный практический опыт мифотворчества в процессе многочисленных избирательных компаний. Сбор первичной информации производился с помощью методов наблюдения, структурированного выборочного интервью, экспертных опросов, социологических массовых опросов, а также методом анализа документов. Для обработки и научного анализа полученных данных были применены метод контент-анализа и методы статистического анализа: общая статистика, корреляционный анализ, факторный анализ, а также специальные статистические критерии.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологической базой исследования, апробированными и надежными методиками исследования, репрезентативностью выборки и проверкой полученных данных на практике.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна

Доказательно представлено, что чем глубже и сильнее социокультурный кризис, тем интенсивнее происходит процесс мифологизации сознания.

Определено, что мифологизация массового сознания детерминирует процессы возникновения и распространения политических мифов.

Показано, что процесс мифологизации массового сознания и политического мифотворчества имеет как стихийно-объективный, так и субъекгивно-целеноправленный характер и может быть использован либо в позитивных, либо в негативных целях.

Выявлены и обоснованы причины этому способствующие:

- личностный идентификационный кризис

- социальный идентификационный кризис

- воспроизводство архаичных структур социума

- персонификация причинности кризисных явлений;

Раскрыто содержание мифа, как разноуровневой ментальной репрезентации: внутриличностное, межличностное, социальное;

Через анализ структуры политического мифа: ценностную, мотивационно-потребностную и коммуникативно-смысловую, выявлены факторы, способствующие появлению политического мифа, а именно:

- неопределенности

- социальной зависимости-независимости

- смысловой ясности

- социальной адекватности;

Рассмотрены способы психологического воздействия политических мифов и разработан алгоритм этого воздействия, способствующий изменению мотивационно-поведенческих структур личности по средством психологических механизмов: убеждения, заражения, внушения, подражания;

Установлена основа процесса формирования политического мифа и выявлены условия его передачи, через искусственное согласование идентификаторов политической ситуации, через единство персонального, концептуального и символического полей.

Выявлена степень и установлены критерии успешности формирования политического мифа включающая в себя следующие составляющие:

Классификация исходных данных (объективные и субъективные условия проведения избирательной кампании).

Обоснование выбора методов психологического воздействия в зависимости от условий и задач проведения предвыборной кампании.

Обоснование использования ИСИПС и способов его формирования.

Создание критериев эффективности использования психологического воздействия в политическом мифе в зависимости от методов и целей.

Доказательно представлено, что психологические воздействия, применяемые в политическом мифе, можно рассматривать в трех аспектах через методы воздействия; через каналы, по которым передается целенаправленная информация; через содержание психологического воздействия.

Обоснована возможность в условиях мифологизации массового сознания и политического мифотворчества создание и применение манипулятивных технологий.

Практическая значимость исследования:

Изложенные в работе идеи и основанный на них конкретный методико-инструментарный аппарат расширяют методологическую и методическую основу политической психологии и палитру прикладных социальных технологий. Они могут быть использованы управленческим персоналом, политическими партиями и движениями при изучении, формировании, прогнозировании общественного мнения, оптимизации социальных и духовных процессов в политической сфере.

С практической точки зрения углубляется понимание роли компетентных специалистов-технологов, являющихся организаторами процессов целенаправленного влияния на ход формирования политических мифов. Это позволит переосмыслить технологии политических процессов и участие в них различных социальных общностей. Кроме этого, становится возможным разработка специализированных процедур, позволяющих существенно повысить эффективность избирательных кампаний, что является для сегодняшней России одной из наиболее актуальных политико-технологических задач. Отдельной практической темой может явиться программа подготовки специалистов в области политического и макросоциального консалтинга.

Внедрение и апробация результатов исследования

Работа обсуждалась на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы и в институте психологии имени Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета. Различные аспекты содержания диссертации, выводы были изложены на научных конференциях, путем подготовки и публикации тезисов, статей.

Методики предлагаемые в диссертации использовались при подготовке и проведении 20 избирательных кампаний. Положения, выносимые на защиту:

1. Чем глубже социокультурный кризис, переживаемый в России, тем интенсивнее разворачиваются процессы мифологизации массового сознания.

2. Мифологизация, массового сознания детерминирует процессы возникновения и распространения политических мифов.

3. Процесс мифологизации массового сознания и политического мифотворчества имеет как стихийно-объективный, так и субъективно-целенаправленный характер, и может быть использован либо в позитивных, либо негативных целях.

4. Основа процесса формирования политического мифа может быть передана через искусственное согласование идентификаторов политической ситуации (ИСИПС) как единства персонального, концептуального, символического полей.

5. В условиях мифологизации массового сознания и политического мифотворчества возникает опасность применения манипулятивных технологий.

Структура диссертационной работы:

Данная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Социальная психология"

Выводы по Главе Ш.

Исходя из полученных данных и их анализа можно сделать следующие выводы, которые тесно связаны с теми заложенными в исследование гипотезами:

1. Процесс мифологизации массового сознания России связан с наличием социокультурного кризиса в обществе. Этот факт находит свое подтверждение в рассмотренных нами ситуациях. Выявленные различные компоненты социокультурного кризиса свидетельствуют о том, что в его формировании участвуют самые различные слои населения и прежде всего - активная его часть, которая транслирует и трансформирует исходный политический миф в новый, наиболее адекватный новой социально-политической ситуации.

2. Мифологизированное сознание является предпосылкой появления и трансформации политических мифов. Действительно, опираясь на выводы и теоретические положения различных авторов и используя накопленный эмпирический материал можно сказать, что политический миф не может сформироваться в ситуациях рациональной ясности и осмысленности, когда динамика общества находит свое естественное и приемлемое объяснение. Мифологизированное сознание, через аффектацию восприятия окружающей реальности, взывает к архаическим формам представленности мира, которые в "свернутом" виде находятся в психике каждого человека. Эти формы не могут "пробиться" в активную фазу сознания до тех пор, пока не наступит момент когнитивного диссонанса (Л.Фестингер), в котором рациональное истончается и не может более скрывать архаические и пробивающиеся на поверхность формы восприятия и взаимодействия с миром.

3. Для эффективности психологического воздействия политического мифа в различных ситуациях можно разработать действенный механизм его функционирования (алгоритм). Этот алгоритм включает несколько стадий: Стадия 1. Эта стадия подготовительная и латентная по своей сути. Здесь невозможно предположить форму формирующего политического мифа. Можно только отметить нарастание напряженности и неопределенности как базовых социальных и психологических факторов социально-политической ситуации.

Стадия 2. Происходит нарастание напряженности в массовом сознании. Неопределенность социальных ситуаций ставит под вопрос привычное восприятие себя, других и социума в целом. Происходит "сбой" в системе идентификаций: внутриличностной, межличностной и социальной. Этот сбой приводит к отмене действующих рациональных механизмов интерпретации действительности и "вводит" иррациональные по сути архаические формы восприятия и интерпретации.

Стадия 3. Происходит "свыкание" массового сознания с новой -мифологизированной - системой интерпретации действительности, которая на некоторое время восполняет утраченную способность социальной адаптации и взаимодействия с социальными реальностями.

Далее происходит осмысление ситуации — и новый виток.

Заключение

Данная диссертационная работа по изучению психологических особенностей процесса формирования политического мифа опиралась на исследования проблемы социального и личностного влияния в социальной среде отечественных и зарубежных ученых. В результате анализа литературы была выделена специфическая терминология, которая описывает процессы мифотворчества, а также социальные и собственно психологические основания (особенности), на которых базируются эти процессы.

Учитывая эти характеристики и результаты исследований современных ученых, бал выделен комплекс факторов, которыми описывается мифотворчество в социально ситуации политических выборов в условия общего социокультурного кризиса конца XX века в России. Этот комплекс включает в себя такие факторы как: неопределенность (социальная), социальная зависимость-независимость, смысловая ясность, социальная адекватность и социальная напряженность. Более детальная проработка выделяет в этой структуре факторов целый комплекс социально-политических идентификаторов, которые активны в ситуациях социокультурных кризисов. Среди них верность традициям; поддержание общих норм; нравственность и мораль; патриотизм; взаимная поддержка; коллективность; индивидуализм; сопротивление, борьба; открытость, понятность; интеграция; разделение; материальное; духовное; риск, инновация; жертвенность, национализм.

Более пристальное рассмотрение процессов политического мифотворчества как, с одной стороны, повседневной регулярной деятельности социального индивида, а с другой стороны, яркого ситуативного творения, переживания и осмысления, с помощью теоретических разработок Г.Лебона, С.Московичи, Ш.Сигеле, П.Сорокин, К.Юнг, К.Леви-Стросс, А.Ф.Лосева, Э.Б.Тейлора, К.В.Чистова, Н.О.Лосского, А.И.Клибанова, А.С.Ахиезера, В.Волкан, А.Мосейко и др. позволило выделить три иерархических уровня психологических особенностей процесса мифотворчеста. К ним можно отнести: а) первичные внутриличностные (интрапсихические) процессы (сюда относятся особенности ощущений, восприятия, внимания, формирования представлений, которые интегрируются в мышлении и проявляются в его особенностях); б) межличностный, состоящий из особенностей мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы, структуры интересов и ценностей; в) социально-личностный (групповой), включающий мировоззренческие и нравственные качества человека, а также системы социальных знаний, выраженных некими семантическими системами -языками.

Анализ литературы позволил также выявить недостаток исследования особенностей структуры процессов мифотворчества, его алгоритмизацию, а также механизмы вовлечения и присутствия в нем члена социума. Именно последнее является базальным для формирования личностного участия человека в политических процессах под воздействием социальных условий.

Поскольку современные российские политики являются не первым поколением в своей деятельности, но существующие в принципиально новой социально-политической ситуации, лишенные какого-либо конструктивного примера, то они необходимо вовлекают в выборные политические процессы специалистов-технологов, призванных помочь, используя современные технологии и понимание политических реалий, целенаправленным образом трансформировать ситуацию исходную ситуацию.

Такой взгляд на ситуации политического выбора позволил организовать системный поход в исследовании процессов политического мифотворчества и особенностей поведения людей в исследуемых ситуациях. Для этого было сформировано две основные задачи эксперимента:

1. Определить конкретные формы политических мифов, проявляющихся в ситуациях политического идентифицирования, а также различающиеся по определенным социальным критериям;

2. Выявить и оценить степень и критерии успешности формирования политических мифов.

Таким образом, эмпирическое исследование состояло из двух этапов: первый - выявить с помощью массовых опросов, фокус-групп, экспертных оценок и контент-анализа социально-психологические особенности политического мифа как такового и его отличие от социального фона; второй - выделить из комплекса выявленных характеристик факторы и механизмы влияния в политическом мифе, а также набор критериев, обуславливающих эффективное формирование политического мифа.

В эмпирический базис данного исследования вошли результаты описания процессов политических выборов в региональные ветви власти, проведенных в 5 регионах России в период 1995-2000 года. Общее число рассматриваемых и анализируемых в исследовании эпизодов составило 29. В них участвовало в целом 1782 респондентов. Возраст респондентов составил от 18 до 55 лет. Условия равномерности выборки по тендерному признаку были соблюдены.

Для проведения исследования первого этапа были взяты результаты массовых опросов, фокус-групп, обработанные с помощью контент-анализа. Здесь из общей группы были сформированы 2 подгруппы: в первой - 584 человека, во второй - 1198. Первых можно по итогам опросов отнести к активной части электората во время политических процессов, вторых - к пассивной. Второй этап исследования предполагал сбор первоначальной информации методом экспертных оценок и выборочного тестирования на предмет выявления ценностных ориентаций и мотивационно-потребностной сферы.

Успешность проведения второго этапа обуславливало два основных момента: 1. необходимость получения на первом этапе непротиворечивых и достаточных данных для последующей обработки статистическими методами; 2. наличие показателей экспертной оценки, позволяющие выявить, проанализировать и сформировать систему критериев эффективности формирования политического мифа через искусственное согласование идентификаторов политической ситуации (ИСИПС).

Таким образом задачи данного исследования психологических особенностей формирования политического мифа были выполнены и цель достигнута.

Исследования прежде всего показали, что современные российские политики и обращенный к ним электорат, находят взаимное доверие через систему мифотворчества, опираясь в своих побуждениях не столько на будущее, сколько на прошлое. Согласно полученным данным и исходя из характеристик поведения электората, современные отечественные политики более склонны транслировать былые (архаические) ценности в соответствии с ожиданиями и установками электората.

Более успешные эпизоды формирования политического мифа и его эффективного влияния на процессы выборов, в которых кандидат, использовавший алгоритмы формирования мифа, оказывался более успешным по сравнению с оппонентами, показывают, что даже в современных ситуациях, наполненных новейшими информационными и коммуникативными технологиями, направленными на создание определенных планируемых предпочтений у электората когнитивными методами, более успешными оказывается комплексный подход, в котором ведущую роль играют аффективные методы и механизмы. Представленные мифологемы транслируют не столько обращение к рациональным ценностям и целям, формируя соответствующие прикладные и узко прагматические задачи, сколько к общим тотальным образам, за которыми стоят сакральные ценности мифа.

Изложенное позволяет выделить основные выводы:

1. Выявление и уточнение содержания политического мифа позволяет утверждать, что первичность в формировании политических установок в ситуации политических выборов принадлежит в первую очередь политическому мифу, а во вторую - материальным интересам групп и конкретным особенностям социально-политической ситуации.

2. На основе теоретического анализа можно сказать, что к важным психологическим особенностям политического мифотворчества относятся такие характеристики, как:

- психологическое сопротивление конкретному историческому времени (в его социальном проявлении) и стремление периодически возвращаться к мифологическому Первоначалу;

- неадекватное отношение к социальным и личностным ценностям, проявляющее себя в групповых и личностных ценностных сравнениях и предпочтениях;

- специфическое коммуникативное пространство, отличающееся от типичного для данного социума, вызванное мифологизацией сознания социальных индивидов и наполненное иррациональным прошлым.

- кризис системы представлений о собственном целостном, устойчивом "я" (самотождественность) - Я-концепция личности;

- кризис системы представлений о социальной идентификации личности (принадлежности к какой-либо социальной группе и признания с ее стороны);

- кризис системы личностных смыслов (смысл жизни);

3. В алгоритме формирования политического мифа выделены два ярких мифотворческих сценария, приводящие к появлению разных мифических типов, соотнесение которых позволяет говорить об их принципиальной несводимости и независимости: миф о "народе-богоносце" и миф о "царе-спасителе". Выявленные свойства каждого из них следует отнести к особенностям восприятия и личной активной позиции представителя социума.

4. Система критериев оценки эффективности формирования политического мифа построена на способности идентифицировать политическую ситуацию как относимую к тому или иному мифическому типу, за которой стоит необходимость согласования идентификаторов политической ситуации. При этом оказывать воздействие на сам тип использования мифа и влияния в нем можно с позиций окончательной результативности - "успех", "переменный успех" и "неуспех";

5. Установлена связь показателей успешности влияния на политический выбор с экспертной оценкой успешности применения того или иного метода воздействия в политической ситуации. Деятельность в рамках принятой мифологемы с ее особенностями и особенностями ее субъекта, обнаружила прямую зависимость эффективности политических выборов от применения адекватных выявленным мифическим экспектациям лозунгов и программных заявлений кандидата на выборную должность;

6. Выделена и описана структура влияния в политическом мифотворчестве, которая имеет два уровня: выжидательная стратегия ("дождемся завтрашнего дня") и стратегия решительного действия ("возьмем ситуацию под свой контроль"). темп развития частного предприятия, разделяющийся на "динамичное" и "планомерное";

7. В результате исследования было обнаружено отсутствие значимой связи между стратегией подстраивания сложившегося в массовом сознании политического образа политика к реальному образу и наоборот и степенью использования в технологии избирательной кампании вскрываемых политических мифов;

8. Эмпирическое исследование позволило сформировать алгоритм формирования политического мифа, особенности этого процесса в ситуации политических выборов как микрокризиса социальной и личностной идентичности членов социума;

9. Полученные результаты создают теоретико-методологическую основу для разработки прикладных методов целенаправленного создания и использования в практике политической жизни современных мифов, направленных на повышение социальной адаптации и социальной эффективности общества в целом с учетом особенностей политической деятельности в России.

А также были сделана дополнительные выводы:

10. Предложенные диагностические инструменты (методы и приемы) для выявления психологических особенностей формирования политического мифа оказались достаточно чувствительным инструментом для достижения целей исследования.

11. Отвечая на вопрос: "Почему некоторые представители электората России в ситуации политического выбора оказываются более инертны и пассивны?", необходимо отметить, что они идентифицируют себя с мифом 2: "Царь-спаситель", предполагая внешнюю активность других.

12. Подобранные критерии экспертной оценки успешности формирования политического мифа оказались правомерными, что было подтверждено наличием корреляционных связей.

13. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что не всякое социально-политическое образование (формирование) можно представить как политический миф; для вызревания мифа необходимы условия и наличие взаимосвязанной совокупности специфических политических, социальных и психологических факторов.

14. Эффективность процесса формирования политического мифа взаимосвязана с осознанием формируемого политического образа политика электоральными группами.

Предложенная в данной работе классификация мифов и факторов мифотверчества требует проведение дальнейших исследований по проверке предложенных гипотез и результатов экспертной оценки. Эффективность применения самими кандидатами предложенных методов формирования и трансформации политического мифа оказалась весьма низкой, что говорит о необходимости привносить в реальные ситуации деятельности политика неких внешних агентов изменений.

Идеи, изложенные в работе, и основанный на них конкретный методико-инструментарный аппарат, расширяют методологическую и методическую основу политической психологии и палитру прикладных социальных технологий. Они могут быть использованы и управленческим персоналом, и политическими партиями и движениями при изучении, формировании, прогнозировании общественного мнения, оптимизации социальных и духовных процессов в политической сфере.

Разработанный и описанный алгоритм конструктивной трансформации политического мифа позволяет не только констатировать сложившееся состояние и вносить текущие локальные коррективы в процесс формирования этого феномена, но и прогнозировать, проектировать вектор вероятностных изменений данного явления.

С практической точки зрения особенно важным становится понимание роли компетентных специалистов-технологов, являющихся организаторами процессов целенаправленного влияния на ход формирования политических мифов. Это позволит переосмыслить технологии политических процессов и участие в них различных социальных общностей. Кроме этого, становится возможным разработка специализированных процедур, позволяющих существенно повысить эффективность избирательных кампаний, что является для сегодняшней России одной из наиболее актуальных политико-технологических задач. Отдельной практической темой может явиться программа подготовки специалистов в области политического и макросоциального консалтинга.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Поспелов, Дмитрий Владимирович, Москва

1. 1000 лет русского предпринимательства: из истории купеческих родов./ Составитель О.А.Платонова. - М.: Современник, 1995.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

3. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений.- М.: МГУ, 1983.Адлер Г. Лекции по аналитической психологии. М.-К., 1996.

4. Американская социологическая мысль: тексты. / Ред. В.И.Добренькова. -М.: МГУ, 1994.

5. Андреева Г.М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии // Вопросы психологии. 1979, № 6.

6. Артемьев М.А. Эффективная система психологических воздействий в политической рекламе. Автореф. дис. канд. псих. наук. М.: РАГС, 1997.

7. Астырев Н.М. В волостных писарях. Очерки крестьянского самоуправления. М., б.г.

8. Ахиезер A.C. Культурные основы этнических конфликтов // Общественные науки и современность. 1994, №4.

9. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. Т.1. М., 1991.

10. Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика. М.: Прогресс, 1994.

11. Барт P. S / Z. М.: Изд-во "Ad Marginem", 1994.

12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

13. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

14. Бердяев H.A. Русская идея // Вопросы философии. 1990, №1.

15. Берталанфи Л. Фон. Общая теория систем. М., 1969.

16. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Экономика, 1980.

17. Блондель Ж. Политическое лидерство. М., 1992.

18. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1972.

19. Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности. Л.: ЛГУ, 1983.

20. Большая Советская Энциклопедия. / Гл. ред. Б.А.Введенский, 2-е изд-ие. М.: Гос. науч. из-во БСЭ, 1953.

21. Братусь Б.С. Психология нравственного сознания в контексте культуры. М.: Роспедагентство, 1994.

22. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 1998.

23. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: (Логико-психологический анализ). М.: Мысль, 1979.

24. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Самара: Самарский дом печати, 1999.

25. Бурдбе П. Социология политики. М., 1993

26. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб.: Изд-во "Лань", 1999.

27. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. Ч. 1. СПб.: "Триз-шанс", "Бизнес-Пресса", 1999.

28. Викентьев И.Л. Приемы рекламы. Методика для рекламодателей и рекламистов. Новосибирск: ЦЭРИС, 1993.

29. Войтоловский Л. Очерки коллективной психологии. М-Л., 1925.

30. Волкан В., Оболенский А. Национальные проблемы глазами психоаналитика с политическим комментарием // Общественные науки и современность. 1992, №6.

31. Вятр Е. Социология политических отношений. М.: Прогресс, 1979.

32. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. М.: Евразия, 1995.

33. Гермогенова Я.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М.: Русский партнер ЛТД, 1994.

34. Глухова А.В. Политические конфликты: Основания, типология, динамика. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

35. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. РнД., 1996.

36. Голан А. Миф и символ. М.: Русслит, 1994.

37. Горянина В.А., Масалков И.К. Преображение жизненных ситуаций. Эффективные психосоциальные технологии. М.: Совершенство, 1999.

38. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. М.: СПб, "Ольга", 1996.

39. Гумилев J1.H. От Руси к России: очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1992.

40. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М.: Экопрос, 1993.

41. Деркач A.A., Марасанов Г.И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М.: РАГС, 1996.

42. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996.

43. Достоевский Ф.М. Признание славянофила: Дневник писателя, 1887, июль-август. Цит. по: Кириллов И. Третий Рим. М., 1914.

44. Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. М.: Филин, 1998.

45. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997.

46. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. -М.: ИП РАН, 1993.

47. Егорова Е., Шестопал Е. Имидж власти и политиков //Диалог. 1992, № 15-18.

48. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности // Под ред. В.Н.Панферова Псков: издат. Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994 г.

49. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния. Дубна: Феникс, 1997.

50. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. СПб.: Союз, 1997.

51. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние.- СПб.: Питер, 2000.

52. Зиновьев A.A. Русский эксперимент. М.: Наш дом, 1995.t

53. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М.: Привола, 1994.

54. Знаков В.В. Понимание в познании и общение.- М.: ИП РАН, 1994.

55. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1924.

56. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.

57. Ионов И.Н. Профсоюзы рабочих Москвы в революции 1905-1907 гг. -М., 1986.

58. Историк-мидеевист Лев Платонович Карсавин. Мм 1991.

59. Каверин С.Б. Потребность власти. М., 1991.

60. Канетти Э. Масса и власть. М.: Прогресс, 1997.

61. Кпибанов А.И. Народная социальная утопия в России. Народ феодализма. М., 1977.

62. Ключевский В.О. О русской истории. М., 1993.

63. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах. Кн. 1.2.-М., 1994.

64. Ключевский В.О. Сочинения. Т.1. М., 1957.

65. Козелецкий Ю. Человек многомерный. К.: Лыбидь, 1991.

66. Колосова C.B. Телекоммуникативные умения политических лидеров: психологическая структура, условия и факторы развития. Автореф. дисс. канд. псих. наук. М.: РАГС, 1997.

67. Комарович В.Л. Китежская легенда. М.-Л., 1936.

68. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / Под ред. Е.И.Степанова.- М.: Эдигориал УРСС,1999.

69. Корнан Я. Тенденции постсоциалистического развития. Общий обзор. // Вопросы экономики. 1996, №1.

70. Котляревский Ю.Л., Шанцер A.C. Искусство моделирования и природа игры. М.: Прогресс, 1992.

71. Крамник В.В. Социально-психологический механизм политической власти. Л., 1991.

72. Крестьянское движение в России в 1826-1849 гг. М., 1961.

73. Кузьмин А. Истоки русского национального характера. М.: Вестник МГУ, серия 8 (История), 1993, №5.

74. Кульпин Э.С. Первый социально-экологический кризис в России // Генезис кризисов природы и общества в России. М., 1994, Вып. 2.

75. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

76. Лебон Г. Психология толп // Психология толп. М.: ИП РАН, "КСП+", 1998.

77. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.

78. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.

79. Леонтьев A.A. Психология общения. М.: Смысл, 1997.

80. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат 1977.

81. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.: Изд-во ИПП, 1996.

82. Лосев А.Ф. Миф Число - Сущность. - М.: Мысль, 1994.

83. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.

84. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

85. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

86. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллин, Т.1.

87. Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. СПб., 1994.

88. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Воронеж: НПО "Модэк", 1993.

89. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.

90. Макиавелли Н. Государь: Сочинения . М.: Эксмо-Пресс, 1998.

91. Маккей Ч. Наиболее распространенный заблуждения и безумства толпы. М.: Изд. дом "Апьпина", 1998.

92. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: Refl-book, 1994.

93. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997.

94. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.

95. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

96. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь: Пермский гос.пед.институт, 1971.

97. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. / Ред. Т.В.Корниловой. М.: Форум; Инфра-М, 1998.

98. Методы психологической диагностики / Ред. В.Н.Дружинина, Т.В.Галкиной. М.: ИП РАН, 1993.

99. Методы социальной психологии. / Ред. Е.С.Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1997.

100. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2000.

101. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.

102. Могильнер М.Б. Российская радикальная интеллигенция перед лицом смерти // Общественные науки и современность. 1995. №5.

103. Модели мира / Д.А.Поспелов. М.: Росс. Ассоциация Искусственного Интеллекта, 1997.

104. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994.

105. Морозов А.В. Психология влияния. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.

106. Мосейко А. Время и пространство в мировоззренческих системах африканских культур // Пространство и время в архаических и традиционных культурах. М., 1996.

107. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996.

108. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998

109. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: М-Воронеж, Ин-т практической психологии, 1995.

110. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988.

111. Общение и оптимизация . совместной деятельности. / Под ред. Г.М.Андреевой и Я.М.Яноушека. М.: МГУ, 1987.

112. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1991.

113. Островский А.Н. Полное собрание сочинений. М., 1950.

114. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000.

115. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: Практическое руководство. М.: Ин-т Психотер-и, 2000.

116. Платонов О.А. Русская цивилизация. М., 1992.

117. Полное собрание русских летописей. Т.1. М., 1960.

118. Попов В.Д. Социальный психоанализ субъектов российского рынка // Психологический журнал, 1994, №5

119. Поршнев Б. Социальная психология и история. М., 1979.

120. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М, К.: Рефл-Бук, Ваклер, 2000.

121. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации.- М.: Центр, 1998.

122. Практикум по психодиагностике. / Ред. А.А.Бодалев, В.В.Столин. М.: МГУ, 1988.

123. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Ред. Д.Я.Райгородского. Самара: Бахран, 1998.

124. Преступная толпа. / Сб. работ В.Вундта, С.Сигеле, З.Фрейда. М.: ИП РАН; КСП+, 1998.

125. Принципы системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990.

126. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Ред. Е.В.Шорохов, М.И.Бобнева. М.: Наука, 1976.

127. Психология. Словарь / Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

128. Рабардель П. Люди и технологии (когнитивный подход к анализу современных инструментов). М.: ИП РАН, 1999.

129. Развитие советского народа новой исторической общности. - М., 1980.

130. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. В 2-х тт. -Самара: Бахран, 1999. Т. 1, Т.2.

131. Ракитинский Н. Проблема психодиагностики политических лидеров. -М.: ОНС, 1995, №6.

132. Рапопорт А. Уверенность и сомнения. М.: Информ. центр, 1999.

133. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. К.: Ника-Центр, 1997.

134. Ржига В.Ф. И.С. Пересветов, публицист XVI века. М., 1908.

135. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М.: Аспект Пресс, 1999.

136. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Ред. К.А.Абульхановой, А.В.Брушлинского. М.: ИП РАН, 1997.

137. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АПН, 1957.

138. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х тт. Т.2. М.: Педагогика, 1989.

139. Рыскова Т.М. Политический портрет лидера: вопросы типологии // Вестник МГУ, серия 12,1997, № 3.

140. Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. Русский хозяин. Статьи об иконе. Москва-Иерусалим, 1994.

141. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения. / Ред. В.А.Ядова. Л., 1979.

142. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

143. Следзевский И. Архаический культурный текст как специфический мир пространства и времен // Пространство и время в архаических и традиционных культурах. М., 1996.

144. Современная психология: Справочное руководство / Ред. В.Н.Дружинина. М.: Инфра-М, 1999.

145. Сознание личности в кризисном обществе / Ред. А.А.Абульхано-вой-Славской, А.В.Брушлинского, М.И.Воловиковой. М.: ИП РАН, 1995.

146. Социо логос. Общество и сфера смысла. - М.: Прогресс, 1991.

147. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.

148. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.

149. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М.: ИП РАН, "КСП+", 1998.

150. Тард Г. Социальная логика. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

151. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

152. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

153. Толочек В.А. Стиль и деятельность: модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М.: Изд-во "Б.И.", 1992.

154. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.

155. ТощенкоЖТ., Харченко C.B. Социальное настроение. М.: Academia, 1996.

156. Трифонова С.И. Психологические условия формирования авторитета власти в общественном сознании. Автореф. дисс. канд. псих. наук. -М.: РАГС, 1997.

157. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

158. Уайтсайд Р. О чем говорят лица. СПб.: Питер Пресс, 1996.

159. Успенский Г.И. Крестьянин и крестьянский труд // Успенский Г.И. Сочинения. Т.5. М., 1957.

160. Фанч Ф. Преобразующие диалоги. К.: Ника-Центр, 1997.

161. Фанч Ф. Пути преобразования. Общие модули процессинга. К.: Ника-Центр, 1997.

162. Федотов Г.П. Трагедия русской святости // Путь, 1931, №27.

163. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999.

164. Философский словарь / Ред.И.Т.Фролова.- М.: Политиздат, 1991.

165. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

166. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник произведений. М.: Просвещение, 1990.

167. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990.

168. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2-х тт. М.: Педагогика, 1986. Т.1.

169. Ценности в кризисном с социуме // Психологический журнал, 1991, №6.

170. Цуладзе А. Политические манипуляции, или покорение толпы. М.: Кн. дом Университет, 1999.

171. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер Ком, 1999.

172. Чистов К.В. Легенда о Беловодье // Труды Карельского филиала АН СССР. Петрозаводск, 1962. Т. 35.

173. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв. -М., 1967.

174. Швейковская E.H. Социальные представления черносошных крестьян XVII века: земля и власть // Система государственного феодализма в России. М., 1993.

175. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем искусство и наука. -М.: Мир, 1978.

176. Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990.

177. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

178. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН; КСП+; Академический проект, 1999.

179. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. М; РнД: Феникс, 1996.

180. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

181. Щедровицкий Г.П. Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии // Избранные труды. М., 1995.

182. Щепанская Т.Б. Странные лидеры. О некоторых традициях социального управления у русских // Этнические аспекты власти. -СПб., 1995.

183. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики / Общ. ред. В.Н.Садовского. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

184. Экман П. Психология лжи: Руководство по выявлению обмана в деловых отношениях, политике и семейной жизни. К.: Логос, 1999.

185. Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

186. Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. -СПб.: Питер Ком, 1999.

187. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, 1996.

188. Эткинд А. Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории Серебрянного века. М., 1996.

189. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

190. Юнг К. О современных мифах. М.: Практика, 1994.

191. Юнг К. Психология бессознательного. М., 1994.

192. Юнг К.Г. Аналитическая психология. СПб.: Кентавр, 1994.

193. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.

194. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. М., 1995. Т. 4. №34.

195. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет; Книжный дом "Университет", 1998.

196. Яковенко И. Православие и исторические судьбы России // Общественные науки и современность. 1994, №2.

197. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.

198. Bales R.F. Personality and interpersonal behavior. N.Y., 1970.

199. Bandura A. Social leaning through imitation. In: Nebraska symposium on motivation / Ed. by M.R Jones, Lincoln, 1962.

200. Berry I. A functional approach to the relationship between stereotypes and familiarity. Austral. J. PsychoL, 1970, V.22, №1.

201. Campbell D.T. Stereotypes and the perception of group difference. Amer. Psychol., 1967, V.22, №10,

202. Collins B.E., Raven B.H. Group structure: attraction coalitions, communication and power. In: The handbook of social psychology / Ed. G.Lindzey, E.Aronson. 2-nd ed. Addison-Wesley. - 1968, V.4.

203. Deutch M., Kraass R. Theories in social psychology. N.Y., 1965.

204. McDavid J., Harrari H. Social psychology: individuals, groups, societies. N.Y., 1968.

205. Moscovici S., Zavalloni M. The group as a polarizer of attitudes. J.Person. Soc. PsychoL, 1969, V.12.

206. Triandis H. Culture and social behavior. McGraw-Hill, 1994.