Темы диссертаций по психологии » Социальная психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие этнокультурной компетентности подростка методом социально-психологического тренинга

Автореферат по психологии на тему «Развитие этнокультурной компетентности подростка методом социально-психологического тренинга», специальность ВАК РФ 19.00.05 - Социальная психология
Автореферат
Автор научной работы
 Купавская, Александра Сергеевна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2008
Специальность ВАК РФ
 19.00.05
Диссертация по психологии на тему «Развитие этнокультурной компетентности подростка методом социально-психологического тренинга», специальность ВАК РФ 19.00.05 - Социальная психология
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Развитие этнокультурной компетентности подростка методом социально-психологического тренинга"

На правах рукописи

Купавская Александра Сергеевна

РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКА МЕТОДОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Специальность 19 00 05 - Социальная психология (психологические науки)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

□03170361

Москва-2008

003170361

Работа выполнена на кафедре социальной психологии факультета исихологии Московского государственного университета имени М В Ломоносова

Научный руководитель

доктор психологических наук, профессор Стефаненко Татьяна Гавриловна.

Официальные оппоненты доктор психологических наук, доцент,

Краснова Ольга Викторовна;

кандидат психологических наук, Хухлаев Олег Евгеньевич.

Ведущая организация

Московский гуманитарный университет.

Защита диссертации состоится "23" мая 2008 г в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 501 001 95 при МГУ имени М В Ломоносова по адресу 125009, Москва, ул Моховая, д 11,корп 5, аудитория 102

Автореферат размещен на сайте факультета психологии

МГУ имени М В Ломоносова www psv msu ru "22" апреля 2008 г

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ имени MB Ломоносова.

Автореферат разослан "22" апреля 2008 г

Ученый секретарь диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБО ГЫ

Актуальность проблемы Во второй половине XX века мировое сообщество столкнулось с этническим парадоксом современности, когда в обществах разных стран и континентов наряду с тенденцией глобализации, стирания этнических рамок культуры возникло стремление народов сохранить свою самобытность, к возрождению культуры, к росту значимости этнической идентичности К сожалению, подобное столкновение разнонаправленных интересов влечет за собой рост межэтнической напряженности, что и сегодня приводит к открытым противостояниям, конфликтам и кровопролитным войнам

Данная проблема особенно актуальна в современной поликультурной России В связи с этим перед российской социальной этнопсихологией, развитие которой имеет лишь тридцатилетнюю историю и многовековой багаж заданных обществом и пока еще не разрешенных вопросов, стоит на сегодняшний день множество актуальных задач по решению проблем взаимопонимания и диалогического взаимодействия между представителями различных культур и народов Одной из важнейших, на наш взгляд, является задача развития этнокультурной компетентности граждан России

Необходимо признать, что сама проблематика популярна в современной науке В нашем распоряжении имеется опыт, накопленный иностранными коллегами [Bennett, 1995, Berry et all, 2002, Stephan, Stephan, 2001, Ting-Toomey, 1990, Triandis, 1994, Ward, Bochner, Furnham, 2001 et al ], и ряд отечественных работ по теме (Лебедева, 1991, Лебедева u др, 2003, Лебедева, Лунева, Стефаненко, 2004, Солдатова, 1998, Стефаненко, 2003 и др ] Однако следствием отсутствия согласованной методологической базы является отсутствие же единой общепринятой терминологии и понятийного аппарата, эклектизм в применении на практике западных концепций В данной работе предпринята попытка обобщения и систематизации знаний, накопленных отечественными и зарубежными авторами по проблеме эффективного межкультурного взаимодействия, а также соотнесение современных концепций этнокультурной компетентности с принятым в отечественной социальной психологии пониманием общения (с выделением социально-перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторон)

Разработка ясной методологической базы, четкого понятийного аппарата и вслед за тем — адекватного методического инструментария — являются актуальными также в

свете принятия идей Болонской декларации Это требует от современной системы образования описания целей и задач в виде компетентностной шкалы измерения знаний, умений и навыков [Емузова, 2004], что в контексте данной работы означает переосмысление коммуникативной и этнокультурной компетентности, а также методов их формирования и развития

Растущая популярность поликультурного образования, основывающегося на концепции многоуровневого единства культуры и воспитания Щжуринский, 2007], диктует необходимость выработки адекватного и удобного в использовании концептуального аппарата и эффективных программ обучения Многообразие моделей и типов программ развития этнокультурной компетентности требует, во-первых, методологического переосмысления в рамках отечественной психологической парадигмы [Зайцева, 2002, Стефаненко, Купавская, 2006], а во-вторых, изучения их эффектов и возможностей [Берри и др, 2007, Жуков, 2007, УесИег, Ногепсгук, 2006 и др ]

Цель исследования - теоретическое обоснование программ социально-психологического тренинга и изучение их эффектов в рамках поликультурного обучения

Объект исследования - этнокультурная компетентность подростков В качестве эмпирического объекта исследования были избраны подростки разных национальностей в возрасте от 13 до 18 лет, проживающие в городах России Общий объем выборки составил 547 человек

Предмет исследования — эффекты программ социально-психологического тренинга в развитии этнокультурной компетентности

Реализация поставленной цели осуществлялась в процессе последовательного решения следующих задач

1 Обобщить и систематизировать работы отечественных и зарубежных авторов по проблеме этнокультурной компетентности для обоснования и операционализации данного понятия в современной социальной психологии

2 Создать теоретическую модель этнокультурной компетентности, чтобы выработать основу для оценки эффектов поликультурного обучения

3 Проанализировать основные процессы и феномены этнокультурной социализации подростков в поликультурном обществе, обосновать возможности социально-психологического тренинга как средства развития

этнокультурной компетентности для вычленения на данной основе проблемной области эмпирического исследования

4 Разработать программу эмпирического исследования эффектов социадыго-психолошческого тренинга в рамках поликультурного обучения, обосновать адекватность методических приемов и статистической обработки полученных данных

5 Провести тренинги развития компетентности в общении и этнокультурной компетентности в рамках поликультурного обучения подростков, проживающих на территории Российской Федерации

6 Провести эмпирическое исследование эффектов различных программ поликультурного обучения

Методологическую и теоретическую основу работы составили

• Конструкционистский подход к изучению общения, социального познания и психотогии межгрупповых отношений (Г М Андреева, В С Агеев, ЕII Белинская, А И Донцов, О В Соловьева, Г Г Стефаненко), разрабатываемый на кафедре социальной психологии факультета психологии МГУ имени М В Ломоносова,

• Компетентиостный (компетенциарный) подход к мучению активных методов социально-психологического воздействия (Л А Петровская, Ю М Жуков, О В Лунева, РМ Пейдж),

• Универсалистская теоретическая ориентация в этнопсихологии (М. Беннетт, Дж Берри, В Гудикунст, Н М Лебедева, Г Триандис),

• Психологическая теория деятельности (Л С Выготский, А Н Леонтьев, А А Леонтьев) и ее развитие применительно к теории и практике социально-психологическо1 о тренинга (Л А Петровская)

Методы воздействия. В основу классификации программ социально-психологического воздействия была положена понятийная схема, предложенная К и У Стефан [Stephan, Stephan, 2001]

• по методу обучения - дидактические или интерактивные,

• по содержанию - прямые или непрямые (в зависимости от того, является ли цель обучения «налаживание межкультурного взаимодействия» главной, озвучивается ли она участникам открыто или нет)

В соответствии с целью работы, необходимо изучение эффектов, полученных в результате воздействия социально-психологического тренинга, те интерактивной формы обучения Экспериментальная группа была подвержена «прямому» методу воздействия, те принимала участие в тренинге развития этнокультурной компетентности Контрольная группа — в тренинге развития компетентности в общении, представляющем собой «непрямой» метод воздействия

Методики исследования Для реализации цели исследования и решения поставленных задач был сформирован методический комплекс, включающий в себя методику изучения результатов тренинга межкультурного взаимодействия [Татарке, Лебедева, 2004], методику измерения выраженности этнической идентичности Дж Финни [Стефаненко, Арбитайло, 2006], опросник «Многофакторное исследование толерантности» [Бабаева, Сабадош, 2008] Вся математическая обработка проводилась с помощью статистического пакета SPSS version 11 0

Основная гипотеза исследования-В рамках поликультурного обучения эффекты «прямого» и «непрямого» метода воздействия на этнокультурную компетентность различны

Гипотезы-следствия

1 Метод «прямого» воздействия фасилитирует прежде всего развитие мотивационной составляющей этнокультурной компетентности

2 Метод «непрямого» воздействия фасилитирует прежде всего развитие личностных качеств, способствующих межкультурному взаимодействию

Научная новизна работы

В диссертационном исследовании впервые в отечественной социальной психологии дается обоснование и операционализация феномена этнокультурной компетентности, анализируется его соотношение с коммуникативной компетентностью Предложена трехкомпонентная модель этнокультурной компетентности, созданная и проанализированная с точки зрения компетенциарного подхода Впервые в отечественной психологии проводится сравнение эффектов влияния различных программ поликультурного обучения на развитие этнокультурной компетентности, что позволяет эмпирически обосновать их возможности Теоретическая значимость работы

Анализ и систематизация знаний в области эффективного межкультурного взаимодействия позволил соотнести современные концепции этнокультурной

компетентности с принятым в отечественной социальной психологии пониманием общения (с выделением социально-перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторон) В работе проведено теоретическое и методологическое обоснование социально-психологического тренинга как метода развития этнокультурной компетентности, что углубляет области знания, связанные с активными методами социально-психологического воздействия Трехкомпонентная модель этнокультурной компетентности ставит новые задачи перед психологией межэтнических отношений Практическая значимость работы.

Теоретическое и методологическое обоснование понятия этнокультурной компетентности, широко используемого в социально-психологической практике, переосмысление феномена с точки зрения компетенциарного подхода и создание его модели является основой развития адекватных методов воздействия в рамках становления но '»(культурног о образования в России Рассмотрение предпосылок, анализ методов и моделей поликультурного обучения способствует их систематическому распространению в России, расширению применения в психологической практике Проведенный анализ эффектов программ социально-психологического тренинга способствует совершенствованию системы образования в целом Важным является эмпирическое подтверждение тезиса о том, что для развития навыков межкультурного диалога у учащихся школ поликультурной России, необходима социально-психологическая работа с процессами и феноменами, определяющими этнокультурную компетентность Основные положения, выносимые на защиту:

1 В основе развития этнокультурной компетентности лежит метакомпетентность - компетентность в общении В соответствии с этим анализ этнокультурной компетентности должен опираться на социально-перцептивную, коммуникативную, интерактивную стороны данного феномена

2 Теоретическая модель этнокультурной компетентности с точки зрения компетенциарного подхода представлена тремя компонентами - когнитивным, мотивационным и поведенческим

3 В рамках поликультурного обучения социально-психологический тренинг, как «прямого», так и «непрямого» типа воздействия, оказывает положительное влияние на развитие личностных качеств, способствующих эффективному

межкультурному взаимодействию, и на развитие этнокультурной компетентности подростков 4 Развитию мотивации подростков к межкультурному взаимодействию способствует социально-психологическое воздействие, прежде всего на составляющие этнокультурной компетентности Научная обоснованность и достоверность результатов проведенного исследования обеспечена концептуальным обоснованием методологической схемы исследования, взаимодополняемостью методик и их апробацией на этапе пилотажа, репрезентативным объемом и характеристиками выборки, корректным применением современных методов математической статистики для обработки данных

Апробация работы проведена на заседании кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М В Ломоносова (2007 год) Теоретические положения и основные результаты исследования были изложены в докладах на аспирантских семинарах кафедры социальной психологии МГУ имени М В Ломоносова в 2005, 2006 и 2007 гг, на международной конференции «Ломоносов - 2005», международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Л А Петровской (2007 год)

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений Список использованной литературы включает в себя 170 наименований, из них 57 на английском языке Объем основного текста диссертации составляет 140 машинописных страниц В приложениях представлены методические материалы исследования и результаты первичной обработки эмпирических данных

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность предложенной темы, обозначаются цель, объект и предмет, гипотезы и задачи исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту

Глава 1 - «Проблемы этнокультурной компетентности и методы ее развития в поликультурном обществе» - содержит три раздела В ней представлен обзор

литературы по проблеме формирования этнокультурной компетентности, процессов и методов, способствующих ее развитию в подростковом возрасте

В нервом параграфе обосновывается необходимость определения и методологического анализа феномена этнокультурной компетентности в процессе межкультурной коммуникации - общения, происходящего между носителями разных культур, различия между которыми и приводят к каким-либо трудностям Межкультурная коммуникация как научная дисциплина имеет свои корни на Западе и для России является сравнительно молодой В связи с этим компетентность в межкультурной коммуникации описывается сегодм большим количеством синонимичных понятий {Белинская, Стефаиенко, 2000, Мацумото,2002, Рот, Коптелъцева, 2006, Социальная компетентность классного руководителя режиссура совместных действий, 2007, Lee, Chen, 2000, Kim, 1991, Koester, Wiseman, Sanders, 1993, Lustig, Spitzberg, 1993] Хотя в зарубежной литературе наиболее распространен термин «межкультурная компетентность», представляется важным подчеркнуть именно этнокультурную составляющую процесса, сужая понятие «культура», ограничивая и опредетяя тем самым семантику изучаемого явления Это позволяет учесть, что сложности в коммуникации возникают не только у представителей разных кучьтур, но и, о чем свидетельствует современная ситуация в России, этнических общностей Этнокультурная компетентность - совокупность знаний, представлений о других культурах, реализующаяся через навыки, установки, модели поведения, которые обеспечивают эффективное взаимодействие с представителями этих культур [Лебедева и др, 2003]

В разделе 1.1 этнокультурная компетентность рассмотрена как компетентность в общении с представителями других культур, и является, одной из составляющих последней. В соответствии с принятым в отечественной социальной психологии выделением социально-перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторон общения [Андреева, 2004], развитие компетентности в межкультурном общении также определяется в рамках вышеназванных аспектов

Для развития социально-перцептивной составляющей этнокультурной компетентности прежде всего необходима "проработка" когнитивных атрибутивных процессов - стереотипизации и социальной каузальной атрибуции, а также социальных установок (в первую очередь - предубеждений) [Abound, 2005, Pettigrew, Tropp, 2005] Феномены социальной категоризации, групповой идентификации и межгрупповой

дифференциации формируют этническую идентичность, позитивность и реализованносгь которой прямо пропорциональны адекватности восприятия другой этнической группы Для достижения высокого уровня компетентности в межкультурном общении необходимо также владение на высоком уровне навыками социальной перцепции Степень их развития будет свидетельствовать о том, какая из шести, согласно модели МБеннетта, стадий межкультурной сензитивности - от этноцентристских до этнорелятивистских - характерна для субъекта коммуникации [Bennett, 1993]

В соответствии с отечественной традицией, общение как обмен информацией (коммуникативная составляющая этнокультурной компетентности) предполагает, во-первых, налаживание диалога между субъектами коммуникации, что обеспечивает единство совместной деятельности, общения и познания, те- совместное постижение предмета Во-вторых, воздействие на партнера по общению посредством системы знаков, например, норм, ролей, ценностей, традиций, обычаев и т п, через которые, согласно модели Г Триандиса о связи культуры и общения, первая влияет на процесс коммуникации [Tnandis, 1994] В-третьих, чтобы это воздействие осуществлялось, необходимо «владение одним языком» - умение понимать и интерпретировать вербальные и невербальные сигналы, что возможно лишь тогда, когда коммуникатор и реципиент обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации информации [Андреева, 2004, Купавская, 2005, Льюис, 2001, Мащ'мото, 2002, Пронников, Ладанов, 1998, Тер-Минасова, 2004, Холл, 1995]

Аспект компетентности во взаимодействии (интерактивной стороны этнокультурной компетентности), будучи предметно опосредован деятельностью, наиболее важен, так как, по сути, объединяет потенциал двух предыдущих составляющих общения Особое значение имеют условия реализации и возможности гипотезы контакта [Лебедева, 2004, Allport, 1979, Hewstone, 1996, Kemvorthy, Turner, Hewstone, Voci, 2005, Pettigrew, Tropp, 2005, Shachar, Amir, 1996], а также стратегии совладеющего поведения [Крюкова, 2004, Ward, Bocher, Furnham, 2001]

В разделе 1.2. этнокультурная компетентность анализируется с точки зрения компетенциарного подхода [Жуков, 2004, Koester, Wiseman, Sanders, 1993, Lustig, Spitzberg, 1993] За ядерную компетентность была принята этнокультурная, метакомпетентность определена как компетентность в общении С опорой на работы Б Шпицберга [Lustig, Spitzberg, 1993], были выделены факторы, определяющие как

коммуникативную, так этнокультурную компетентности Последняя рассматривается как способность приспосабливаться к разным культурам, осознавать значимость культурных различий, как наличие сформированного представления о собственных культурных особенностях и этнической идентичности, а также способность к проявлению эмпатии по отношению к представителю иной кутьтуры или группы в целом, связана с наличием опыта взаимодеиствия с представителями иных культур, отсутствием этноцентризма [Lustig, Spitzberg, 1993], лингвистической компетентности, высоким уровнем знания местной культуры [Алмазоеа, 2003, Мацумото, 2002, Тер-Минасова, 2004]

В разделе 1.3 рассматриваются модели этнокультурной компетентности, предложенные зарубежными авторами [Мацумото, 2002, Hammer, Nishsida, 1996, Gudykunst, Tmg-Toomey, 1990] Результатом данного анатиза явилась интеграция описанных моделей в трехкомпонентную модель, представленную когнитивным, поведенческим и мотивационным факторами (См Таблицу №1) Таблица №1. Составляющие этнокультурной компетентности

Фактор

Компетенции

_

£

5 н

Ü

о «

Знания индивида о собственной и иной культурах (традиции, обычаи, ценности, нормы, правила, распределение ролей т п) Представления о сходствах и различиях своей и иной культур Осознание значимости культурных различий

Знания, позволяющие адекватно интерпретировать поведение представителей иной этнической группы, благодаря способности адекватно категоризировать и интерпретировать особенности своей и другой культур Языковая компетентность

Знания, способствующие адекватному кодированию и декодированию невербальных сообщений от представителей иной культуры Адекватное представление о культурной дистанции_

CJ

9 «

о

Умение адаптировать поведение к особенностям иной культуры Навыки, способствующие проявлению адекватных культуре невербальных реакций

Способность контролировать эмоциональные переживания, связанные с различиями в культурах

Способность регулировать уровень тревоги в межкультурном взаимодействии

1 Потребность в межкультурной коммуникации

1 Готовность следовать нормам и правилам поведения в иных культурах 1 Готовность к осознанию и принятию ценностей иных культур о • Готовность проявлять эмпатию к представителям иных культур ® • Потребность в получении знаний о представителях иной культуры § • Высокий уровень аттракции к представителям иной культуры о • Представление о близости культурной и/или исторической дистанций Готовность вступать во взаимодействие, исходя из позиции этнокультурного универсализма_

Во втором параграфе анализируются основные процессы и феномены этнокультурной социализации подростка в поликультурном обществе Рассмотрена специфика процессов инкультурации и аккультурации в поликультурной России В разделе 21. освещены основные феномены межгруппового взаимодействия — социальная категоризация, социальная идентификация, социальное сравнение и социальная (межгрупповая) дискриминация, их реализация в предубеждениях подростков [Лебедева, 2004, Стефаненко, 2004, Abound, 2005] Определены личностные факторы, способствующие эффективному межкультурному взаимодействию [Стефаненко, 2003, Триандис, 2007] В разделе 2.2. рассмотрен процесс формирования этнической идентичности и возможные стратегии управления ею в процессе инкультурации подростка [Лебедева, 2004, Павленко, Таглин, 2005, Стефаненко,2004, Цирульников, 2007, Эриксон, 1996, Bentahila, Davies, 1992, Gudykunst, Tmg-Toomey, 1990, Phinney, Horenczyk, Liebkind, Vedder, 2001, Phinney, Romero, Nava, Huang, 2001, Vedder, Horenczyk, 2006, Ward, Bochner, Fumham, 2001] Далее, в разделе 2.3., проанализированы особенности межгруппового взаимодействия в поликультурных школах Приводятся психологические предпосылки формирования коммуникативной компетентности, компетентности в познании, а также автономии подростка в процессе межэтнического взаимодействия, зависимость их развития от этнокультурной компетентности [Крайг, Бокум, 2004, Мудрик, 2006, Мухина, 2006, Стефаненко, 2006, Фельдштейн, 1995,1996, Benson, 1997, Birman, Trickett, Vinokurov, 2002, Greenfield et al, 2003, Horenczyk, 1996, Horenczyk, Ben-Shalom, 2001, Phinney, Horenczyk, Liebkind, Vedder, 2001, Shachar, Amir, 1996, Vedder, Horenczyk, 2006, Wentzel, Asher, 1995, Wentzel, Wigfield, 1998] Раздел 2 4 посвящен взаимосвязи этнокультурной социализации и школьной успеваемости в процессе поликультурного обучения [Лебедева и др, 2003, Мухина, 2006, Lee, 2001, Portes, Rumbaut, 2001, Suarez-Orozco, Suarez-Orozco, 2001, Vedder, Horenczyk, 2006]

10

Третий параграф посвящен возможностям социально-психоло1 ического тренинга как метода развития этнокультурной компетентности подростков в рамках поликультурного обучения В разделе 3.1 анализируются предпосылки развития поликультурного обучения в современной России [Джуринский, 2007, Цирульников, 2007} Рассмотрены возможности трансляции и распространения идей поликулиурного образования на макро- и психологическом уровнях [Адорно и др, 2001, Лоренц, 1994, Малъкова, 2003, Росс, Нисбетт, 1999, Стефаненко, 2003, Фрейд, 1992] Проанализирован опыт западноевропейских коллег относительно предпосылок создания поликультурного общества [Берри и др, 2007, Berry el al, 2002] и сложностей, препятствующих распространению поликультурного обучения [Planas, 2007, Shachar, Amir, 1996, Suarez-Orozco, 2001, Vedder, Horenczyk, 2006]

В разделе 32 дана классификация моделей тренингов повышения этнокультурной компетентности по методу обучения и по содержанию обучения [Лебедева, 2004, Лебедева и др, 2003, Рот, Коптелщева, 2001; Gudykunst, Guzley, Hammer, ¡996, Shachar, Amir, 1996, Stephan, Stephan, 2001], по сфере, в которой стремятся достичь основных результатов, - когнитивной, эмоциональной или поведенческой [Brislin, Yoshida, 1994, Stephan, Stephan, 2001, Ward, Bochner, Furnham, 2001], по аудитории, на которую направлено воздействие [Shachar, Amir, 1996] По форме основные типы обучающих программ можно разделить на просвещение, ориентирование, инструктаж и тренинг [Bhawuk, Brislin, 2000]

Подробному рассмотрению тренинга как метода развития этнокультурной компетентности посвящен раздел 3.3. С методологической точки зрения тренинг -система, состоящая из множества факторов [Лунева, 2004, Gudykunst, Guzley, Hammer, 1996, Shachar, Amir, 1996]

1 Определение методологических основ тренинга [Бандура, 2000, Большаков, 1996, Жуков, 2004, Зайцева, 2002, Петровская, 1982, Триандис, 2007 и др.]

2 Формулирование результата, который должен быть достигнут по завершению тренинга [Лунева, 2004, Мастеров, 2004; Gudykunst, Guzley, Hammer, 1996, Paige, 1996] Постановка в соответствии с этим задач тренинга. Задачи могут быть систематизированы и сформулированы в соответствии с принципами «MUD» (Память [М, Memory], Понимание [U, Understanding], и Действие [D, Doing]), «3W» (Что [What9], Когда [When?] и Почему [Why9]), «KSAA» (Знания [К, Knowledge], Навыки

[S, Skills], Умения [A, Abilities] и Установки [A, Attitudes]) или, соответственно, «ЗУНА» [Жуков, 2004, Brislin, 1994, Ward, Bochner, Furnham, 2001] и др

3 Выбор методов В тренинге развития этнокультурной компетентности важны как типичные для коммуникативных программ методы - дискуссии (анализ конкретных ситуаций, групповой самоанализ), ролевые игры [Петровская, 2007], так и специфические - автобиографический рассказ, мастерские межкультурных коммуникаций, культурно-специфические ролевые игры, симуляционные игры, техника критического инцидента, культурный ассимилятор и другие [Лебедева, 2004, Лебедева и др, 2004, Рот, Коптельцева, 2001, Стефаненко, 2006, Bennett, 1995, Biohm, 1995, Gudykunst, Guzley, Hammer, 1996, Saphiere, 1995, Steimvachs, 1995, Triandis, 1994, Ward, Bochner, Furnham, 2001]

4 Создание условий для проведение тренинга [Вачков, 2001, Жуков, 2004, Кочунас, 2002, Лебедева, Лунева, Стефаненко, 2004, Bargal, Bar, 1992]

5 Прогнозирование динамики тренинга [Емельянов, 1985, Лунева, 2004, Мастеров, 2004, Петровская, 1982, 1989, Роджерс, 1998]

6 Анализ особенностей целевой аудитории - подростковой группы [Иванян, 2004, Лебедева, 2004, Обухова, 2001, Рабочая книга школьного психолога, 1991]

Основными принципами тренинга как активного социально-психологического метода являются принцип активности, принцип творческой позиции, принцип объективации поведения, принцип субъект-субъектного взаимодействия, принцип "здесь и теперь" [Лидере, 1998, Мастеров, 2004, Петровская, 1989, Петровская, Спиваковская, 1983, Роджерс, 1998] При создании тренинга развития этнокультурной компетентности - принцип этнокультурного универсализма [Триандис, 2007, Berry et al, 2002]

Отдельно проанализированы принципы и навыки, необходимые тренеру, занимающемуся проблемами этнокультурной компетентности [Льюис, 2001, Омпорт, 2003, Ferdman, 1996, Paige, 1996] Описаны различные эффекты тренинга [Лебедева, Татарко, 2004, Мейгас и др, 1984], различные подходы к их анализу [Бурнард, 2001, Джут, 2000, Жуков, 2004, Кларин, 2000, Лебедева, Татарко, 2004, Kirkpatrick, 1959, Stephan, Stephan, 2001]

Гчава 2 - «Эмпирическое исследование эффектов социально-психологическою тренинга в процессе поликультурного образования» - посвящена описанию организации и проведения исследования, его методологическому обоснованию, представлению и анализу результатов

Первый параграф - программа эмпирического исследования сформулирована концептуальная схема изучения эффектов социально-психологического тренинга, обозначена цель и гипотеза исследования, даны развернутые характеристики его объекта и предмета

Проблемой отечественной социально-психологической практики является отсутствие изучения того, как влияют различные программы социально-психологического тренинга в рамках поликультурного обучения на этнокультурную компетентность подростков

Цель эмпирического исследования - изучение эффектов различных тренинговых программ поликультурного обучения в развитии этнокультурной компетентности

В основу классификации программ социально-психологического воздействия была положена понятийная схема, предложенная К и У Стефан [Stephan, Stephan, 2001]

• по методу обучения - дидактические или интерактивные,

• по содержанию - прямые или непрямые (в зависимости от того, является ли цель обучения «налаживание межкультурно го взаимодействия» главной, озвучивается ли она участникам открыто или нет)

В соответствии с целью и данной схемой, в качестве методов воздействия использовались следующие программы социально-психологического тренинга

1 Тренинг развития этнокультурной компетентности (интерактивный по методу воздействия и «прямой» по содержанию) Программа была разработана и апробирована коллективом авторов в рамках Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005 гг) с участием автора Подробное описание тренинга приводится в литературе [Лебедева и др, 2003, Лебедева, Лунева, Стефаненко, 2004, Лебедева, Стефаненко, Лунева, 2004, Купавская, Татарко, 2004, Стефаненко, Купавская, 2006] Основная цель тренинга - развитие навыков конструктивного межэтнического диалога.

2 Тренинг развития коммуникативной компетентности (интерактивный по методу воздействия и «непрямой» по содержанию) В основе программы лежит модифицированный автором «Тренинг коммуникативной компетентности» Е В Сидоренко ГСидоренко, 2004, Рогашкова, 2007] Основная цель тренинга -развитие навыков конструктивного межличностного диалога.

Стандартизация программ тренингов была проведена с использованием следующих критериев

Во-первых, в основу обоих тренингов положена единая методологическая база, которая может быть представлена в виде следующей таблицы (См Таблицу №2)

Таблица jV»2. Методологическая основа программ социально-психологического воздействия

Уровень методологии Реализация в программе тренинга

Общая методология - Общенаучные принципы социокульгурной детерминации психологических процессов и теорий [Зинченко, 1997, Шпет, 1996, Markus, Kitayama, 1998] - Человек и его социальная сущность в ансамбле всех общественных отношений - бытие человека в мире, познание и преобразование человеком культуры, конструирование социальной реальности [Андреева, 2005]

Частная (специальная методология) Системный подход как средство познания многокачественных целостных явлений природы и общества [Асмолов, 2001] - Деятельностиый подход, согласно которому детерминантой групповой реальности выступает деятельность совместная, поэтому и «перестраивать, изменять социально-психологические характеристики группы, влиять на них следует прежде всего посредством изменения, перестройки совместной деятельности» [Петровская, 1982, с 97, см. также Леонтьев, 1983] Универсалистская теоретическая ориентация в этнопсихочогии [Триандис, 2007, Berry et al, 2002]

Совокупность конкретных методических приемов - Когнитивно-бихевиоральная парадигма [Шульц, Шульц, 1998, Эллис, Драйден, 2002] - Принципы гуманистического подхода [Петровская, 1989, Роджерс, 1998]

Во-вторых, цели и задачи тренингов сформулированы в единой концептуальной

схеме, в соответствии с выделением социально-перцептивной, коммуникативной и

интерактивной составляющих межкультурного взаимодействия В-третьих, все контролируемые процессы подготовки и проведения тренинга по возможности были уравнены продолжительность тренинга (4 дня по 3 часа), количество (12-15 человек) и возраст участников группы (13-17 лег), этническая и половая гетерогенность

Благодаря проведенной стандартизации за единицу анализа были приняты изменения на личностном уровне, которые могут быть объединены в различные группы по интересующим нас признакам

В соответствии с вышесказанным, задачами исследования стали

1 Проведение тренингов развития компетентности в общении (метод «непрямого» воздействия) и этнокультурной компетентности (метод «прямого» воздействия) в рамках поликультурного обучения подростков проживающих на территории Российской Федерации

2 Проведение сравнительного анализа эффектов «прямого» и «непрямого» воздействия на развитие этнокультурной компетентности

Предмет исследования - эффекты программ социально-психологического тренинга в развитии этнокультурной компетентности

Объектом исследования является этнокультурная компетентность подростков Представляется важным и необходимым изучение всех трех составляющих этнокультурной компетентности, однако внимание было сконцентрировано прежде всего на составляющих мотивационного компонента Связано это с тем, что для последовательного решения глобальной задачи налаживания межкультурного диалога в первую очередь необходимо определить методы воздействия на мотивацию участников взаимодействия Именно она по завершению обучения определяет, каков будет уровень знаний и поведение подростка в реальном общении

В качестве эмпирического объекта выступили школьники, представители различных культур, в возрасте 13-18 лет, проживающие в городах России, всего 547 человек (из них 163 юноши и 384 девушки) Этническая идентичность подростков, как правило, уже сформирована или находится на завершающих стадиях формирования [Стефаненко, 2003, Эриксон, 1996] Исследование проводилось в рамках поликультурного обучения, главные предпосылки которого - наличие условий для открытого общения и взаимодействия представителей двух и более культур на основе идеологии принятия культурного разнообразия как ценности общества

[Лебедева, Лунева, Стефаненко, 2004, Стефаненко, Купавская, 2006, Рот, Коптельцева, 2006, Berry et al, 2002, Shachar, Amir, 1996]

Основная гипотеза исследования

В рамках поликультурного обучения эффекты «прямого» и «непрямого» метода воздействия на этнокультурную компетентность различны

Гипотезы-следствия

1 Метод «прямого» воздействия фасилитируст прежде всего развитие мотивационной составляющей этнокультурной компетентности

2 Метод «непрямого» воздействия фасилитирует прежде всего развитие личностных качеств, способствующих межкультурному взаимодействию

Методики исследования

1 Методика исследования результатов тренинга межкультурного взаимодействия, созданная и апробированная Н М Лебедевой и А Н Татарко [Татарко, Лебедева, 2004]

2 Методика измерения выраженности этнической идентичности Дж Финни Опросник адаптирован и проверен на валидность AM Арбитайло [Стефаненко, Арбитайло, 2006]

3 Опросник «Многофакторное исследование толерантности» (МИТ), созданный, апробированный и валидгаированный ЮД Бабаевой, ПА Сабадошем [Бабаева, Сабадош, 2008]

Процедура эмпирического исследования Эмпирическое исследование проходило в два этапа. В пилотажном исследовании приняли участие 272 человека, старшие школьники и студенты первых курсов ВУЗов Москвы, Севастополя и Владикавказа Была проведена проверка надежности и эмпирической валидности методики «Оценка эффективности тренинга межкультурного взаимодействия» По результатам пилотажного этапа было получено методическое обоснование возможности использования методики в соответствии с целями исследования

В общей сложности предметом исследования стали эффекты 9 тренингов «прямого» и 8 тренингов «непрямого» воздействия В основном исследовании приняли участие 275 человек, старшие школьники г Москвы Среди них 200 девушек и 75 юношей По этническому составу группы включали в себя представителей русской, татарской, украинской, армянской, осетинской и других национальностей

Параграф второй посвящен обсуждению результатов пилотажного исследования, в котором приняли участие 272 человека, старшие школьники и студенты первого-второго курсов Российских ВУЗов Основной задачей этапа была проверка надежности и валидности методики «Оценка эффективности тренинга межкультурного взаимодействия» [Татарко, Лебедева, 2004], которая проводилась методами корреляционного анализа (коэффициент Спирмена), а для вычисления согласованности пунктов и шкал опросника использовался коэффициент альфа Кронбаха

Полученные результаты подтвердили эмпирическую и содержательную валидность шкал изучаемой методики В результате мотивационный компонент этнокультурной компетентности был представлен следующими шкалами

• Готовность проявлять эмпатию к представителям иных культур измеряется уровнем шкалы «Эмпатия»,

• Готовность вступать во взаимодействие отражается в показателях по шкалам «Отсутствие тревожности» и «Готовность к взаимодействию»,

• Уровень аттракции к представителям иной культуры выражается через шкалы «Аттракция» и «Отношение»,

• При изучении потребности в межкультурной коммуникации особенно важно учитывать культурную специфичность данного динамического состояния личности - «мотивация на общение» с представителями изучаемых культур,

• Потребность в получении знаний о представителях иной культуры изучается с точки зрения анализа «субъективной оценки когнитивного компонента этнокультурной компетентности» Представление о том, что я уже знаю о культуре, - первый этап для развития когнитивного компонента этнокультурной компетентности

Третий параграф посвящен описанию и анализу результатов основного этапа исследования, где респондентам, представителям различных культур, предлагалось принять участие в одной из тренинговых программ До и после проведения тренинга были зафиксированы

•/ составляющие мотивационного компонента этнокультурной компетентности (шкалы «эмпатия», «отсутствие тревоги», «готовность к

взаимодействию», «аттракция», «отношение», «мотивация на общение» методики исследования результатов тренинга межкультурного взаимодействия), ^ субъективная оценка когнитивного компонента этнокультурной компетентности (соответствующая шкала методики исследования результатов тренинга межкультурного взаимодействия),

степень выраженности личностных качеств, способствующих межкультурному взаимодействию (шкалы «рефлексивность», «плюрализм», «гибкость» и «миролюбие» методики многофакторное исследование толерантности)

В разделе 3.1. описаны эффекты, полученные в результате проведения тренинга развития этнокультурной компетентности («прямое» воздействие) По данным методики оценки эффективности этого типа тренинга на уровне значимости р<0,01 наблюдаются положительные статистически значимые сдвиги по шкалам «амбивалентность этнической идентичности», «оптимизм относительно будущих межэтнических отношений», «отсутствие тревожности при взаимодействии с представителями других групп», уровень «аттракции к украинцам», «эмпатия», «аттракция», «отношение», «готовность к взаимодействию» с представителями народов Северного Кавказа, «субъективная оценка когнитивного компонента этнокультурной компетентности». На уровне значимости р<0,05 были зафиксированы изменения уровня «аттракции по отношению к русским», а также «эмпатии», «аттракции», «отношения» к американцам На этом уровне значимости при расчете коэффициента Вилкоксона произошли изменения по критерию «позитивность этнической идентичности» Данные расчета критерия знака в свидетельствуют о тех же изменениях по этой шкале на уровне значимости р<0,01 С содержательной точки зрения данные результаты являются ожидаемыми и прогнозируемыми

По результатам методики «Многофакторное исследование толерантности» были получены статистически значимые изменения по шкалам «гибкость» (р<0,05) и «отношение к чужакам» (р<0,01)

Факт изменения по шкале «отношение к чужакам» объясняется особенностями выборки, которая определяет специфику тренинга. Большая часть тренингов развития этнокультурной компетентности проводилась в школах города Москвы Гетерогенность группы по национальному признаку была следующей 20-30% -представители группы этнического меньшинства, остальные - представители группы

большинства При таком составе участников тип тренинга может быть определен как промежуточный между «школьной интеграцией» и «иитеркультурным обучением» Позитивные аспекты «иных» культур часто обсуждались и прорабатывались на примерах представителей тех этнических групп, которые присутствовали на тренинге В то же время довольно частым было использование абстрактных примеров особенностей мел-групповою взаимодействия, тес людьми, не принадлежащими к коренному населению конкретной местности, что определяет характеристику шкалы «толерантность к чужакам» [Бабаева, Сабадош, 2008]

Т о, важно отметить, что в результате воздействия «прямого» тренинга статистически значимые изменения (р<0,01) произошли во всех составляющих мотивационного компонента этнокультурной компетентности

При работе с конкретными этническими группами, мотивация на взаимодействие с которыми измерялась по результатам тренинга, были отмечены статистически значимые изменения по отношению к представителям народов Кавказа по всем изучаемым параметрам (р<0,01) Такие изменения определены значимостью данной темы в современном российском обществе, что отразилось на содержании тренингов эмоционально заряженная дискуссия относительно особенностей межгрупггового взаимодействия с представителями народов Кавказа являлась неотъемлемой составляющей в каждой группе тренинга

Были обнаружены изменения в восприятии американцев (р<0,05) и их отсутствие в готовности к взаимодействию с ними Данный факт подтверждает, что готовность к взаимодействию во многом определяется наличием или отсутствием прошлого опыта и/или его развития в процессе интерактивного обучения

Можно констатировать, что отношение к русским в процессе тренингов развития этнокультурной компетентности не изменилось Это связано, во-первых, с тем, что процессы аккультурации в группе интенсивного обучения протекают быстрее, чем в реальной коммуникации, и часто становятся «фигурой» в процессе динамики тренингов Во-вторых, представители этнических меньшинств, длительно проживают среди русского титульного населения, знают и адаптированы к особенностям его ментальности Впрочем, данный факт может свидетельствовать о том, что если основной целью социально-психологического воздействия является изменение мотивации на взаимодействие с группой большинства, требуется увеличение продолжительности программы тренинга Однако надо отметить, что шкалы,

выражающие отношение к русским, имели изначально сравнительно высокие для данного показателя значения Согласно показателям расчета и-теста Мапна-Уитни, по всем четырем шкалам мотивации на взаимодействие с представителям русской культуры (предтренинговый замер), отношение к ним значимо «выше», чем, например, отношение русских к украинцам

Итак, на основе полученных данных можно заключить, что в результате проведения тренинга, целью которого является развитие навыков конструктивного межкультурного диалога, наблюдаются положительные изменения в этнокультурной компетентности и некоторых личностных качеств, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу-следствие 1

В разделе 32 описаны и проанализированы эффекты воздействия тренинга развития компетентности в общении («непрямое» воздействие) В результате были обнаружены положительные статистически значимые изменения по шкалам «эмпатия» к украинцам (р<0,05), американцам (р<0,05), представителям пародов Северного Кавказа (р<0,01), а также «отношение» к ним (р<0,05)

Т о, анализируя содержательные изменения, произошедшие в составляющих мотивационного компонента этнокультурной компетентности, можно засвидетельствовать статистически значимые изменения (р<0,01) в эмпатии и отношении к представителям различных культур

Произошли изменения в мотивационных аспектах по отношению ко всем группам этнических меньшинств, присутствовавших на тренинге Помимо этого, наблюдалось усиление мотивации на проявление эмпатии по отношению к представителям американской культуры, которых не было на тренинге Тот факт, что изменение в результате интерактивного «непрямого» воздействия распространяется на культуры и их представителей, не присутствующих и не обсуждающихся на тренинге, свидетельствует об эффективности метода.

Помимо этого, по результатам методики «Многофакторное исследование толерантности» наблюдаются изменения в увеличении уровня толерантности по отношению к представителям противоположного пола (р<0,05), а также развитие таких индивидуально-личностных качеств как «рефлексивность» (р0,05), «плюрализм» (р<0,01) и «гибкость» (р<0,05) Т е в результате проведения тренинга, целью которого является развитие навыков конструктивного межличностного

диалога, наблюдаются положитепьные изменения в характеристиках, отражающих индивидуально-психологические умения субъекта общения

Согласно результатам методики, изучающей мотивационную сферу этнокультурной компетентности, были выявлены изменения, способствующие межкультурному взаимодействию, прежде всего в личностной сфере, что подтверждает гипотезу-следствие 2

В разделе 3 3 проводится сравнение эффектов двух типов тренинговых программ в рамках поликультурного обучения В результате расчета Т-критерия Вилкоксона, примененного к количеству статистически значимых изменении в обоих тренингах, который составил Ткр=-2,121 (р=0,034), было обосновано, что положительных сдвигов в результате «прямого» воздействия, в отличие от «непрямого», больше Следовательно, «прямые» методы воздействия имеют больше значимых эффектов в развитии составляющих этнокультурной компетентности по сравнению с «непрямыми»

Все статистически значимые сдвиги в результате «прямого» воздействия являются положительными и, соответственно, типичными Значит, в результате проведения тренинга, целью которого является развитие навыков конструктивного межкультурного диалога, будет наблюдаться статистически больше положительных сдвигов в развитии составляющих этнокультурной компетентности Эти данные вносят свой вклад в дискуссию о необходимости работать с проблемами межэтнических отношений на психологическом уровне, подтверждают факт возможности и целесообразности такой работы с подростками

Т о эффекты, полученные в результате воздействия тренинга развития компетентности в общении («непрямой» метод воздействия) и тренинга развития этнокультурной компетентности («прямой» метод воздействия) на составляющие этнокультурной компетентности, различны, что подтверждает нашу основную гипотезу Однако результаты исследования свидетельствуют, что обе программы являются эффективными и могут способствовать развитию личностных возможностей для эффективного межкультурного диалога

В заключении отмечается, что представленная работа позволила обосновать необходимость и целесообразность фасилитации развития этнокультурной компетентности методами социально-психологического тренинга Как показали результаты проведенного исследования, для развития навыков межкультурного

диалога необходимо воздействие на мотивационную составляющую этнокультурной компетентности в рамках поликультурного обучения

На основании обобщения результатов исследования были сформулированы следующие выводы.

1 Этнокультурная компетентность является составляющей компетентности в общении с представителями других культур В результате анализа данного феномена с точки зрения компетенциарного подхода была определена ее метакомпетентность — компетентность в общении, и ядерная компетентность -собственно этнокультурная Соответственно, выделены социально-перцептивная, коммуникативная и интерактивная составляющие этнокультурной компетентности Развитие каждой из составляющих представляет собой работу с различными процессами и феноменами этнокультурной социализации подростка

2 Теоретическая модель этнокультурной компетентности с точки зрения компетенциарного подхода может быть представлена тремя компонентами -когнитивным, поведенческим и мотивационным К когнитивной составляющей относятся знания индивида о собственной и иной культурах, представления об их сходстве, различиях и осознание их значимости, а также знания, позволяющие адекватно интерпретировать, кодировать и декодировать информацию, и способствующие адекватному представлению о культурной дистанции, уровень языковой компетентности С точки зрения поведенческой составляющей важны умения адаптировать поведение к особенностям иной культуры, навыки, способствующие проявлению адекватных культуре невербальных реакций, способность контролировать эмоциональные переживания и регулировать уровень тревоги в межкультурном взаимодействии Мотивационная составляющая заключается в наличии у субъекта взаимодействия потребности в межкультурной коммуникации и получении знаний о представителях иных культур, готовности к осознанию и принятию их ценностей, в готовности вступать во взаимодействие на позициях этнокультурного универсализма, следовать нормам и правилам поведения, проявлять эмпатию по отношению к иным культурам, а также в наличии адекватного представления о степени близости культурпой и/или исторической дистанций и высокого уровня аттракции к представителям этих культур

3 Данные эмпирического исследования свидетельствуют, что социально-психологический тренинг в рамках поликультурного обучения оказывает положительное влияние на развитие этнокультурной компетентности подростков При этом «прямой» и «непрямой» методы воздействия (в зависимости от того, является ли главной целью обучения «налаживание межкультурного взаимодействия» или нет) оказывают различные эффекты на составляющие этнокультурной компетентности Развитию навыков конструктивного межкультурного диалога у подростков в наибольшей степени способствует именно работа с составляющими этнокультурной компетентности, а не фокусировка на личностных качествах Это подтверждает возможность, необходимость и эффективность работы с проблемами межэтнических отношений в подростковых группах современной России на социально-психологическом уровне

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях-

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК МО и науки РФ:

1 Тренинг развития этнокультурной компетентности // Вестник МГУ Серия №14 «Психология» 2005 №1 С 81-82

Другие статьи и тезисы докладов-

2 Оценка эффективности межкультурного тренинга // Тренинг этнической толерантности для школьников / Н М Лебедева, О В Лунева, Т Г Стефаненко - М,

2004 С 117- 124 (в соавт со Стефаненко Т Г и Татарко АС)

3 Тренинг межкультурного взаимодействия в школах города Москвы // Межкультурный диалог в школе Программа тренинга Книга 2 / Н М Лебедева, Т Г Стефаненко, О В Лунева. - М, 2004 С 208-230 (в соавт с Татарко Л С )

4 Мы такие разные - как нам жить вместе7 (тренинг межкультурного взаимодействия) // Бизнес-тренинг идеи и метод / Под ред Л Ж Моносовой - СПб,

2005 С 101-107

5 Этнокультурная компетентность как составляющая компетентности в общении // Сборник тезисов ХП Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов" Т 2 Секция Психология - М, 2005 С 224-225

6 Тренинг как метод развития этнокультурной компетентности // Этнопсихология практикум Учебное пособие для студентов вузов / Т Г Стефаненко - М, 2006 С 88-153 (в соавт со Стефаненко Т Г)

7 Этнокультурная компетентность как составляющая компетентности в общении // Психология общения тренинг человечности Тезисы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Л А Петровской (Москва, 15-17 ноября 2007 года) - М, 2007 С 262-264

Подписано в печать 21 04 2008 г Печать трафаретная

Заказ № 326 Тираж 100 экз

Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш, 36 (495) 975-78-56, (499) 788-78-56 www autoreferat ru

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Купавская, Александра Сергеевна, 2008 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Проблемы этнокультурной компетентности и методы ее развития в пол и культурном обществе.

§1. Постановка проблемы феномена этнокультурной компетентности в современной социальной психологии.

1.1. Этнокультурная компетентность как составляющая компетентности в общении.

1.21 Этнокультурная компетентность в рамках компетенциарного подхода.

1.3. Модели этнокультурной компетентности.

§ 2. Основные процессы и феномены этнокультурной социализации подростка в поликультурном обществе.

2.1. Факторы межгруппового взаимодействия и их развитие у подростков

2.2. Формирование этнической идентичности и возможные стратегии управления ею в процессе инкультурации.

2.3. Особенности межгруппового взаимодействия в школьном возрасте.

2.4. Аккультурация и успешность обучения в школе.

§3. Поликультурное обучение и социально-психологический тренинг как условия развития этнокультурной компетентности.

3.1. Предпосылки развития поликультурного обучения.

3.2. Модели и типы обучающих программ поликультурного обучения.

3.3. Тренинг как метод развития этнокультурной компетентности.бб

3.3.1. Методологические основы социально-психологического тренинга . бб

3.3.2. Создание программы межкультурного тренинга.

3.3.3. Задачи и методы межкультурного тренинга.

3.3.4. Особенности конструирования тренинга для подростковых групп

3.3.5. Основные принципы тренинга как активного социально-психологического метода.

3.3.6. Навыки, необходимые тренеру, занимающемуся проблемами этнокультурной компетентности.

3.3.7. Методы оценки эффективности тренинга этнокультурной компетентности.

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование эффектов социально-психологического тренинга в процессе поликультурного обучения.

§1. Программа эмпирического исследования.

§2. Обсуждение результатов пилотажного этапа исследования.

§3. Описание и анализ результатов основного этапа исследования.

3.1. Описание и анализ эффектов воздействия тренинга развития этнокультурной компетентности.

3.2. Описание и анализ эффектов воздействия тренинга развития компетентности в общении.

3.3. Сравнение эффектов программ «прямого» и «непрямого» воздействия

ВЫВОДЫ.

Введение диссертации по психологии, на тему "Развитие этнокультурной компетентности подростка методом социально-психологического тренинга"

Актуальность проблемы.

В конце XX века, начале XXI, мировое сообщество столкнулось с этническим парадоксом современности, когда в обществах разных стран и континентов наряду с тенденцией глобализации, стирания этнических рамок культуры возникло стремление народов сохранить свою самобытность, к возрождению культуры, к росту значимости этнической идентичности. К сожалению, подобное столкновение разнонаправленных интересов влечет за собой рост межэтнической напряженности, что приводит к открытым противостояниям, конфликтам и кровопролитным войнам.

Данная проблема особенно актуальна в современной поликультурной России. В связи с этим перед российской социальной этнопсихологией, развитие которой имеет лишь тридцатилетнюю историю и многовековой багаж заданных обществом и пока еще не разрешенных вопросов, стоит на сегодняшний день множество актуальных задач по решению проблем взаимопонимания и диалогического взаимодействия между представителями различных культур и народов. Одной из важнейших является задача развития этнокультурной компетентности граждан России.

Необходимо признать, что сама проблематика популярна в современной науке. Имеется опыт, накопленный иностранными [Bennett, 1995; Berry et all, 2002; Stephan, Stephan, 2001; Ting-Toomey, 1990; Triandis, 1994; Ward, Bochner, Furnham, 2001 et al.] и российскими [Агеев, 1983; Лебедева, 1999; Лебедева, Лунева, Стефаненко, Мартынова, 2003; Солдатова, 1998; Стефаненко, 2003; Хухлаев, 2007; и др.] исследователями. Однако следствием отсутствия согласованной методологической базы является отсутствие же единой общепринятой терминологии и понятийного аппарата, эклектизм в применении на практике западных концепций. В данной работе предпринята попытка обобщения и систематизации знаний, накопленных отечественными и зарубежными авторами по проблеме эффективного межкультурного взаимодействия, а также соотнесения современных концепций этнокультурной компетентности с принятым в отечественной социальной психологии пониманием общения (с выделением перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторон).

Разработка ясной методологической базы, четкого понятийного аппарата и вслед за тем адекватного методического инструментария, являются актуальными также в свете принятия идей Болонской декларации, что требует от современной системы образования описания целей и задач в виде компетентностной шкалы измерения знаний, умений и навыков [Емузова, 2004]. В контексте данной работы это означает переосмысление коммуникативной и этнокультурной компетентности, а также методов их формирования и развития.

Растущая популярность поликультурного образования, основывающегося на концепции многоуровневого единства культуры и воспитания Щжуринский, 2007], диктует необходимость выработки адекватного и удобного в использовании концептуального аппарата и эффективных программ обучения. Многообразие моделей и типов программ развития этнокультурной компетентности требует, во-первых, методологического переосмысления в рамках отечественной психологической парадигмы [Зайцева, 2002; Стефаненко, Купавская, 2006], а во-вторых, изучения их эффектов и возможностей [.Берри и др., 2007; Жуков, 2007; Vedder, Horenczyk, 2006 и др.].

Цель исследования - теоретическое обоснование программ социально-психологического тренинга и изучение их эффектов в рамках поликультурного обучения.

Объект исследования - этнокультурная компетентность подростков. Эмпирическим объектом исследования стали подростки разных национальностей в возрасте от 13 до 17 лет, проживающие в городах России. Общий объем выборки составил 547 человек.

Предмет исследования - эффекты программ социально-психологического тренинга в развитии этнокультурной компетентности.

Реализация поставленной цели осуществлялась в процессе последовательного решения следующих задач-.

1. Обобщить и систематизировать работы отечественных и зарубежных авторов по проблеме этнокультурной компетентности для обоснования и операционализации данного понятия в современной социальной психологии.

2. Создать теоретическую модель этнокультурной компетентности с целью выработки основы для оценки эффектов поликультурного обучения.

3. Проанализировать основные процессы и феномены этнокультурной социализации подростков в поликультурном обществе, обосновать возможности социально-психологического тренинга как средства развития этнокультурной компетентности для вычленения на данной основе проблемной области эмпирического исследования.

4. Разработать программу эмпирического исследования эффектов социально-психологического тренинга в рамках поликультурного обучения, обосновать адекватность методических приемов и статистической обработки полученных данных.

5. Провести тренинги развития компетентности в общении и этнокультурной компетентности в рамках поликультурного обучения подростков.

6. Провести эмпирическое исследование эффектов различных программ поликультурного обучения.

Методологическую и теоретическую основу работы составили:

• Конструкционистский подход к изучению общения, социального познания и психологии межгрупповых отношений (Г.М. Андреева, B.C. Агеев, Е.П.Белинская, А.И. Донцов, О.В. Соловьева, Т.Г. Стефаненко), разрабатываемый на кафедре социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова;

• Универсалистская теоретическая ориентация в этнопсихологии (М. Беннетт, Дж.Берри, В. Гудикунст, Н.М. Лебедева, Г. Триандис);

• Компетентностный (компетенциарный)1 подход к изучению активных методов социально-психологического воздействия (Л.А. Петровская, Ю.М. Жуков, О.В.Лунева, P.M. Пейдж);

• Психологическая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А.Леонтьев) и ее развитие применительно к теории и практике социально-психологического тренинга (Л.А. Петровская).

Методы воздействия.

В основу классификации программ социально-психологического воздействия была положена понятийная схема, предложенная К. Стефан и У. Стефаном [Stephan, Stephan, 2001]:

• по методу обучения - дидактические или интерактивные;

• по содержанию - прямые или непрямые (в зависимости от того, является ли цель обучения «налаживание межкультурного взаимодействия» главной, озвучивается ли она участникам открыто или нет).

В соответствии с целью работы изучались эффекты, полученные в результате воздействия социально-психологического тренинга, т.е. интерактивной формы обучения. Экспериментальная группа была подвержена «прямому» методу воздействия, т.е. принимала участие в

1 В данной работе понятия «компетентностный» [.Петровская, 1989] и «компетенциарный» [Жуков, 2004] используются в качестве синонимов. тренинге развития этнокультурной компетентности. Контрольная группа — в тренинге развития компетентности в общении, представляющем собой «непрямой» метод воздействия.

Методики исследования.

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач был сформирован методический комплекс, включающий в себя методику изучения результатов тренинга межкультурного взаимодействия [Татарко, Лебедева, 2004], методику измерения выраженности этнической идентичности Дж. Финни [Стефаненко, Арбитайло, 2006], опросник «Многофакторное исследование толерантности» [Бабаева, Сабадош, 2008]. Математическая обработка данных проводилась с помощью статистического пакета SPSS, версия 11.0.

Основная гипотеза исследования.

В рамках поликультурного обучения эффекты «прямого» и «непрямого» методов воздействия на этнокультурную компетентность различны.

Гипотезы-следствия:

1. Метод «прямого» воздействия фасилитирует прежде всего развитие мотивационной составляющей этнокультурной компетентности.

2. Метод «непрямого» воздействия фасилитирует прежде всего развитие личностных качеств, способствующих межкультурному взаимодействию.

Научная новизна работы.

В диссертационном исследовании впервые в отечественной социальной психологии дается обоснование и операционализация феномена этнокультурной компетентности, анализируется его соотношение с коммуникативной компетентностью. Предложена трехкомпонентная модель этнокультурной компетентности, созданная и проанализированная с точки зрения компетенциарного подхода. Впервые в отечественной психологии проводится сравнение эффектов влияния различных программ поликультурного обучения на развитие этнокультурной компетентности, что позволяет эмпирически обосновать их возможности.

Теоретическая значимость работы.

Анализ и систематизация знаний в области эффективного межкультурного взаимодействия позволили соотнести современные концепции этнокультурной компетентности с принятым в отечественной социальной психологии пониманием общения (с выделением перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторон данного процесса). В работе проведено теоретическое и методологическое обоснование социально-психологического тренинга как метода развития этнокультурной компетентности, что углубляет области знания, связанные с активными методами социально-психологического воздействия. Трехкомпонентная модель этнокультурной компетентности ставит новые задачи перед психологией межэтнических отношений.

Практическая значимость работы.

В работе проведено теоретическое и методологическое обоснование понятия «этнокультурная компетентность», широко используемого в социально-психологической практике. Переосмысление данного феномена с точки зрения компетенциарного подхода и создание его модели является основой развития адекватных методов воздействия в рамках становления поликультурного образования в России; рассмотрение предпосылок, анализ методов и моделей поликультурного обучения способствует их систематическому распространению, расширению применения в психологической практике. Проведенный анализ эффектов программ социально-психологического тренинга способствует совершенствованию системы образования в целом. Важным является эмпирическое подтверждение тезиса о том, что для развития навыков межкультурного диалога у учащихся школ поликультурной России необходима социально-психологическая работа с процессами и феноменами, определяющими этнокультурную компетентность.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В основе этнокультурной компетентности лежит метакомпетентность — компетентность в общении. В соответствии с этим анализ этнокультурной компетентности должен опираться на перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны данного феномена.

2. Теоретическая модель этнокультурной компетентности с точки зрения компетенциарного подхода представлена тремя компонентами — когнитивным, мотивационным и поведенческим.

3. В рамках поликультурного обучения социально-психологический тренинг, как «прямого», так и «непрямого» типа воздействия, оказывает положительное влияние на развитие личностных качеств, способствующих эффективному межкультурному взаимодействию, и. на развитие этнокультурной компетентности подростков.

4. Развитию мотивации подростков к межкультурному взаимодействию способствует социально-психологическое воздействие прежде всего на составляющие этнокультурной компетентности.

Научная обоснованность и достоверность результатов обеспечена концептуальным обоснованием методологической схемы исследования, взаимодополняемостью методик и их апробацией на этапе пилотажного исследования, использованием методов, адекватных предмету, задачам и гипотезам исследования, репрезентативностью выборки и ее объемом, корректным применением современных методов математической статистики для обработки данных.

Апробация работы проведена на заседании кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (2007 год). Теоретические положения и основные результаты исследования были изложены в докладах на аспирантских семинарах кафедры социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в 2005, 2006 и 2007 гг., на международной конференции «Ломоносов - 2005», международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Л.А. Петровской (2007 год).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Список использованной литературы включает в себя 170 источников, из них 56 на английском языке. Объем основного текста диссертации составляет 140 машинописных страниц. В приложениях представлены методические материалы исследования и результаты первичной обработки эмпирических данных.

Заключение диссертации научная статья по теме "Социальная психология"

выводы

1. Этнокультурная компетентность является составляющей компетентности в общении с представителями других культур. В результате анализа данного феномена с точки зрения компетенциарного подхода была определена его метакомпетентность - компетентность в общении, и ядерная компетентность — собственно этнокультурная. Соответственно, выделены перцептивная, коммуникативная и интерактивная составляющие этнокультурной компетентности. Развитие каждой из составляющих представляет собой работу с различными процессами и феноменами в ходе этнокультурной социализации подростка.

2. Теоретическая модель этнокультурной компетентности с точки зрения компетенциарного подхода может быть представлена тремя компонентами - когнитивным, поведенческим и мотивационным. К когнитивной составляющей относятся знания индивида о собственной и иной культурах; представления о сходстве и различиях между культурами, и осознание их значимости; знания, позволяющие адекватно интерпретировать, кодировать и декодировать информацию и способствующие адекватному представлению о культурной дистанции; уровень языковой компетентности. С точки зрения поведенческой составляющей важны умения адаптировать поведение к особенностям иной культуры; навыки, способствующие проявлению адекватных культуре невербальных реакций; способность контролировать эмоциональные переживания и регулировать уровень тревоги в межкультурном взаимодействии. Мотивационная составляющая заключается в наличии у субъекта взаимодействия потребности в межкультурной коммуникации и получении знаний о представителях иных культур, в готовности к осознанию и принятию их ценностей, в

122 готовности вступать во взаимодействие на позициях этнокультурного универсализма, следовать соответствующим нормам и правилам поведения, проявлять эмпатию и иметь высокий уровень аттракции к представителям иных культур, в наличии адекватного представления о степени близости культурной и/или исторической дистанций.

3. Данные эмпирического исследования свидетельствуют, что социально-психологический тренинг в рамках поликультурного обучения оказывает положительное влияние на развитие этнокультурной компетентности подростков. При этом «прямой» и «непрямой» методы воздействия (в зависимости от того, является ли главной целью обучения «налаживание межкультурного взаимодействия» или нет) оказывают различные эффекты на составляющие этнокультурной компетентности. Развитию навыков конструктивного межкультурного диалога у подростков в наибольшей степени способствует именно работа с составляющими этнокультурной компетентности, а не фокусировка на развитии личностных качеств. Это подтверждает возможность, необходимость и эффективность работы с проблемами межэтнических отношений в подростковых группах современной России на социально-психологическом уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудно не согласиться с К. Роджерсом в том, что «в наше время надо гораздо больше знать и уметь, чтобы уменьшить напряженность в человеческих отношениях. Проникновение в бесконечность пространства и микромир атома вызывают благоговейный ужас, но, кажется, они приведут к всеобщему разрушению нашего мира, если только мы не достигнем больших успехов в понимании и налаживании отношений между отдельными людьми и группами людей» [Роджерс, 1998, с.37]. Этнокультурная компетентность как одна из граней компетентности в общении является необходимым условием для формирования установок толерантного сознания, повышения эффективности межэтнического диалога в современной России.

Поскольку совершенствование межкультурного общения - одна из областей, где прирост психологических знаний через повышение информированности недостаточен, мы обосновали необходимость фасилитации развития этнокультурной компетентности методами социально-психологического тренинга, дающего возможность интеграции знания и практического опыта.

В соответствии с принятым в отечественной социальной психологии выделением перцептивного, коммуникативного и интерактивного аспектов общения, мы рассмотрели потенциал тренинговой работы по развитию этнокультурной компетентности выделяя, соответственно, развитие перцептивной, коммуникативной и интерактивной составляющих изучаемого феномена. Развитие его исследовалось на примере воздействия двух программ, задачи которых формулировались с точки зрения трех указанных сторон общения.

Принимая во внимание отсроченность эффектов социально-психологического тренинга как метода воздействия, была предпринята попытка оценить влияние различных программ поликультурного обучения на представление участников о развитии этнокультурной компетентности. Для создания системы оценки феномен был проанализирован с точки зрения компетенциарного подхода и выделены три его составляющих — когнитивная, мотивационная и поведенческая.

Результаты свидетельствуют, что для развития навыков межкультурного диалога необходимо создание, развитие и использование программ, основанных на проработке основных феноменов этнокультурной социализации. Мы получили эмпирическое подтверждение возможности и необходимости развития этнокультурной компетентности в рамках интерактивного обучения, не упуская из вида необходимость посттренинговой практики и непрерывного совершенствования программ.

Мы надеемся, что подробно описанные целенаправленные, методологически обоснованные усилия по развитию компетентности в общении представителей различных культур, будут способствовать становлению позитивной этнической идентичности, повышению уровня толерантности государства, внесут свой вклад в неразрешенные вопросы социальной психологии XXI века. Также мы надеемся, что проделанная нами работа по методическому обоснованию и изучению эффектов программ поликультурного образования будет способствовать развитию и систематизации исследований в данном направлении, а также получит широкое применение в практике педагогов и школьных психологов подрастающих граждан России.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Купавская, Александра Сергеевна, Москва

1. Агеее В. С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.

2. Адорно Т., Сэнфорд Р. Н., Френкелъ-Брюнсвик Э., ЛевинсонД. Дж. Исследование авторитарной личности. М., 2001.

3. Алмазова Н. И. Кросс-культурная составляющая иноязычной коммуникации: когнитивный и дидактический аспекты. СПб., 2003.

4. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000.

5. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2004.

6. Арутюнов С. А. Специфика ментальности народов Кавказа // Межкультурный диалог: лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия. М., 2003. С. 136-156.

7. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

8. Бабаева Ю. Д., Сабадош П.А. Руководство по использованию опросника «Многофакторное Исследование Толерантности» (МИТ). М., 2008.

9. Бакли Р., КэйплД. Теория и практика тренинга. СПб., 2002.

10. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.

11. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.; Воронеж, 2000.

12. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2001.

13. Бергельсон М. Б. Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики // Вестник Моск. ун-та. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. № 3.

14. Берри Д. В., Пуртинга А. X, Сигал М. X, Дасен 77. Р. Кросс-культурная коммуникация. Исследования и применение. Кембридж, 2002.

15. Большаков В. Ю. Психологический тренинг. СПб., 1996.16.