автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Социально-психологические аспекты междисциплинарного подхода к проектированию современного компьютерного интерфейса
- Автор научной работы
- Ложкина, Евгения Романовна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Ярославль
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Ложкина, Евгения Романовна, 2001 год
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
СОВРЕМЕННОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ИНТЕРФЕЙСА
1.1 Социально-психологические проблемы компьютерноопосредованной коммуникации
1.2 Понятие компьютерный интерфейс и этапы его развития
1.3 Стратегии и этапы проектирования современного компьютерного интерфейса
1.4 Параметры и критерии оценки современного компьютерного интерфейса
Выводы
Глава 2. МЕТАФОРА В ГУМАНИТАРНОМ ДИСКУРСЕ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
2.1 Образование, структура и функции метафоры
2.2 Проблема понимания метафоры
2.3 Компьютерная метафора
2.4 Эволюция метафоры и се особенности в компьютерном интерфейсе
Выводы
Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ МЕТАФОРЫ В СОВРЕМЕННОМ КОМПЬЮТЕРНОМ ИНТЕРФЕЙСЕ
3.1 Обоснование использования методов качественного анализа
3.2 Изучение проектирования компьютерного интерфейса как этапа создания программного продукта
3.3 Изучение роли метафоры в процессе проектирования компьютерного приложения
3.4 Технология психологического сопровождения проектирования интерфейса
Введение диссертации по психологии, на тему "Социально-психологические аспекты междисциплинарного подхода к проектированию современного компьютерного интерфейса"
Компьютеры и информационные системы проникают во все сферы человеческой жизни, в связи с чем возрастает актуальность социально-психологических исследований опосредованного общения, и особенно - общения, опосредованного компьютерными технологиями. Актуальной становится разработка компьютерных систем с учетом социально-психологических аспектов, систем, поддерживающих коммуникацию ясно и продуктивно.
Человеко-компьютерное взаимодействие является социальным как и все другие интеракции человека с окружающим миром. Не случайно социально-психологические аспекты технического развития общества стали предметом исследования отечественных психологов еще в 70-80-е гг. (Б.Г. Ананьев, Б.Д. Парыгин, Ю.А. Шерковин, A.J1. Свенцицкий, A.JI. Апполонов, Е.Р.Слуцкий, Е.Б. Лисовская, Л.К. Круглова, Е.Ф. Бажин, А.Л. Алимов).
Современные компьютерные технологии позволяют конструировать новые виды практик и деятельностей, переносить реальную деятельность в виртуальную (А.Е. Войскунский 1986, 1991, 1999, 2000; М. Коул 1991; С. Пейперт 1989; Л.Л. Травина 1995; 1996, 1999, 2000; O.K. Тихомиров 1978, 1986; C.B. Швецова 2000; D. Shaw 1991; T. Winograd 2000) и др. Актуальным становится социально-психологический подход при проектировании компьютерных технологий, все больше влияющих на процесс социализации современного человека, способствующих формированию новых типов сообществ и способов организации совместной деятельности. Компьютерные системы создали новые каналы общения между людьми, где возможны разнообразные коммуникативные ситуации: взаимодействие человека и компьютера в случае человеко-компьютерной интеракции, взаимодействие компьютерного пользователя с другим пользователем или группой. Современным направлением является проектирование социально прозрачных систем, поддерживающих социальные процессы (Erickson Т., Kellogg W., 2000).
С появлением интернета была отмечена тенденция к изменению социальной и психологической структуры общества. С середины 90-х годов многие психологи
А.Е. Войскунский, Л.Л. Травина, A.B. Беляева, Е.И. Белинская и др. - исследуют психологические феномены, связанные с интернетом. В этих исследованиях выявлены специфические характеристики общения, опосредованного интернет, особенности интернет-сообществ, влияние использования компьютерных технологий на расширение когнитивного пространства личности.
Освоение компьютерных технологий становится самостоятельной деятельностью, требующей от пользователя значительных интеллектуальных и психофизиологических затрат. Трудности освоения компьютерных технологий связаны не только с техническим несовершенством информационных систем, но и с недостаточным применением при разработке этих систем психологических знаний. Это отмечают и теоретики в области гуманитарных наук, и специалисты по разработке программного обеспечения (A.B. Брушлинский 2000; Б.Ф. Ломов 1984; O.K. Тихомиров 1986, 1987, 1993; A. Van Dam 1997; В. Shniderman 1992 и др.).
Высоко актуальным является исследование психологических последствий применения информационных технологий. Ставится вопрос об ответственности создателей программного обеспечения за последствия их применения (Т. Визнер 1976; S. Sackman 1971; В. Shniderman 1992), активно работает общество «Социальной ответственности компьютерных профессионалов» http://www.cpsr.org). Гуманизация компьютерных приложений, их центрированность на пользователях является важнейшим направлением создания психологически безопасных программных продуктов.
Распространение компьютерных технологий актуализировало проблему повышения эффективности коммуникации человека с компьютером. Это взаимодействие осуществляется через интерфейс - средство управления программой, реализующее включение программы в человеко-машинную систему. Интерфейс является средством и областью взаимодействия человека с компьютером, опосредует межличностное общение в компьютерных сетях. Интерфейс - это область, где осуществляется коммуникация между компьютером и человеком, между людьми, обменивающимися электронными сообщениями в сети. Разработчики подчеркивают, что успешность программного продукта во многом определяется степенью проработанности интерфейса (И.Н. Скопин 1998; А. Van Dam 2000; В. Shniderman 2000; Т. Winiograd 2000). Проектирование интерфейса ведется в значительной степени на основе интуитивного представления разработчиков об оптимальности применения тех или иных элементов интерфейса и способе их организации.
Сегодня, когда все актуальнее становится создание психологически обоснованных средств поддержки деятельности пользователей, метафора как социально-психологический феномен используется в качестве способа отражения реального социального контекста пользователя в компьютерном интефейсе. Метафоричность, реализуемая как образность системы, рассматривается как важный универсальный принцип конструирования компьютерной программы (И.Н. Скопин 1998).
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью анализа социально-психологических свойств и функций компьютерного интерфейса с целью повышения его эффективности в процессе разработки, обучения и использования программных продуктов.
Целью диссертационного исследования является изучение социально-психологических аспектов проектирования компьютерного интерфейса и разработка технологии психологического сопровождения проектирования интерфейса.
Задачи исследования:
• Выделение социально-психологических аспектов человеко-компьютерной коммуникации
• Анализ современных подходов к проектированию сложных компьютерных систем
• Исследование современных тенденций в создании компьютерных интерфейсов
• Оценка возможности использования метафоры для создания единого психосемантического поля при работе междисциплинарной группы
Объектомг исследования является сообщество разработчиков программных средств. Выборка составила 92 человека. Исследуемые являются сотрудниками отдела экспертных систем Института автоматики и процессов управления ДВО РАН, кафедр информатики и программного обеспечения института математики и компьютерных наук ДВГУ, лаборатории прикладной математики ТИНРО-Центра, (г. Владивосток). Компетентность респондентов определялась исходя из степени их профессионализма, то есть по формальным признакам: ученые степени, участие в проектах, занимаемые должности, публикации и т.д. В качестве экспертов выступали специалисты высокой квалификации, среди них два специалиста мирового уровня. Объем выборки определяется тем, что разработкой программных продуктов занимается небольшое число специалистов. Это связано с отставанием нашей страны в области программного обеспечения, а так же с уникальностью этой деятельности.
Предмет исследования - социально-психологические аспекты проектирования современного компьютерного интерфейса.
Гипотезы
1. Разработка сложной программной системы происходит более эффективно при обеспечении адекватного психологического сопровождения проекта.
2. Использование метафоры в современном компьютерном интерфейсе позволяет отразить социально-психологический контекст взаимодействия пользователя с компьютером.
3. Использование метафоры в процессе проектирования программного продукта повышает эффективность проектирования компьютерного приложения.
Методологические основы исследования:
• Структурно-функциональный подход к исследованию общения (Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов)
• Структурно-функциональный и информационный подходы к анализу опосредованного общения (Г.М. Андреева, В.В.Новиков, Б.Д. Парыгин, Ю.А. Шерковин)
• Когнитивный подход в области исследования влияния компьютеризации и интернет на личность и общение (А.Е. Войскунский, Л.Л. Травина, Е.В. Белинская, Л.П. Гурьева и др.)
• Основные положения теории метафоры (Н.С. Авгономова, Э. Кассирер, Дж. Лакофф, П. Рикер и др.)
• Принципы социотехнического проектирования человеко-машинного взаимодействия (В.П. Зинченко, В.М. Мунипов, В.Г. Горохов, A. Van Dam, В. Shniderman, Т. Winograd)
• Методология качественного исследования (С.А. Белановский, В.В. Семенова, В.А. Ядов)
Методы исследования и анализа
Для решения поставленных задач использовались качественные методы исследования: фокус-группа, структурированное интервью, включенное наблюдение, шкалирование, экспертная оценка.
Быстро развивающаяся технология создания программных средств, их растущее многообразие требует глубинного социально-психологического изучения. Методы качественного анализа являются тонким инструментом для исследования скрытых механизмов функционирования социальных практик, новых аспектов уже известных явлений, того, что не может быть исследовано путем массовых опросов и количественных данных. Методология качественных методов исследования ориентирована на понимание реального социального опыта людей в конкретных обстоятельствах. Использование методов качественного анализа в нашем исследовании обусловлено стремлением изучить уникальность групповой работы проектировщиков в естественной обстановке, непосредственно наблюдать социальные взаимодействия, детально описать стоящие перед разработчиками проблемы, рассмотреть ситуацию не с позиции внешнего эксперта, а с позиции участника процесса разработки.
Положения, выносимые на защиту
1. Современные компьютерные интерфейсы являются средством организации общения человека с компьютером или с другими пользователями, отражают основные социально-психологические функции коммуникации, это позволяет рассматривать процесс проектирования компьютерного интерфейса в парадигме современной социальной когнитивной психологии.
2. Подход к рассмотрению проектируемой системы как отражения реального социально-психологического взаимодействия повышает психологическую безопасность готового продукта.
3. Применение синтетической когнитивной модели работы с информацией способствует успешному конструированию рабочей метафоры группой разработчиков.
4. Использование метафоры повышает эффективность разработки программного продукта посредством конструирования общего когнитивного поля разработчиков и заказчиков программного продукта, способствующего их эффективному взаимодействию.
Научная новизна исследования заключается в использовании социально-психологического подхода к анализу и проектированию современного компьютерного интерфейса. Социально-психологический подход связан с рассмотрением компьютерного интерфейса как способа организации коммуникации человека с компьютерной системой и организацией коммуникации в различных сетевых сообществах.
Проведенное исследование позволило обосновать использование метафоры в процессе конструирования программного продукта, определить роль метафоры на различных этапах программирования компьютерного приложения. Разработана технология социально-психологического сопровождения проектирования программного продукта.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что подробно исследована и обобщена проблема реализации метафоры в процессе проектирования интерфейса, выявлено социально-психологическое содержание понятия компьютерного интерфейса, что способствует развитию понятийного аппарата психологии и социальной психологии, расширяет предметное поле исследований социальной психологии.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в исследовании результаты могут быть использованы при создании компьютерного интерфейса. Разработаны рекомендации для проектировщиков интерфейса по выбору, реализации метафоры в компьютерном интерфейсе, как способствующей организации более эффективного взаимодействия различных групп пользователей с программными продуктами и обеспечивающей компьютерноопосредованную коммуникацию в сети. Определено место психолога в процессе проектирования компьютерных приложений. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы психологами, участвующими в разработке интерфейсов программных продуктов, специалистами в области программного обеспечения для организации процесса проектирования, педагогами, обучающих будущих специалистов-разработчиков.
Апробация результатов исследования Основные результаты диссертационного исследования докладывались на 6-ой Международной научно-практической конференции «Информационные системы и технологии. Мировые информационные ресурсы: новые возможности оптимизации рисков» (Владивосток, 1999), на конференции «Философское образование на Дальнем Востоке» (Владивосток, 2000), 4-ой Дальневосточной конференции студентов и аспирантов (Владивосток, 2000), на VII международной научно-практической конференции «Информационные ресурсы и технологии: право и Интернет» (Владивосток, 2000), совместном семинаре Института математики и компьютерных наук ДВГУ и отдела экспертных систем Института автоматики и процессов управления ДВО РАН (Владивосток, 2001), кафедре социальной и политической психологии Ярославского государственного университета (Ярославль, 2001), в лаборатории учебных коммуникаций ИПС РАН (г. Переславль-Залесский, 2001).
Внедрение результатов исследования
Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс факультета математики и компьютерных наук Дальневосточного госуниверситета: разработан спецкурс «Психологические проблемы разработки компьютерного интерфейса», материалы диссертации используются для психологического сопровождения курса «Групповая разработка программного обеспечения».
Основные результаты диссертационного исследования использованы в разработке Комплекса для создания тестирующих модулей в среде Интернет в рамках программы Министерства высшего образования РФ «Новые информационные технологии» (http://www.dvgu.ru/pin/webtest/), а так же Системы для организации хранения и поиска документов, содержащих результаты исследований биоресурсов и среды их обитания (ТИНРО-Центр, г.Владивосток http://www.sbras.ru:8000/ws/elpub2001/1948/)
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 228 наименований, в том числе 38 на иностранных языках, 7 приложений, 5 таблиц.
Заключение диссертации научная статья по теме "Социальная психология"
Выводы диссертационного исследования:
1. Рассмотрение процесса проектирования компьютерного интерфейса в парадигме современной социальной когнитивной психологии позволяет анализировать ее как проблему организации коммуникации между различными группами пользователей и разработчиками компьютерной программы, отражающей представления разработчиков о проектируемой деятельности.
2. Психологическое сопровождение проектирования интерфейса, в частности, технология использования метафоры, способствует повышению эффективности разработок компьютерных приложений, т.к. предоставляет синтетическую модель работы с информацией, позволяет взаимодействовать разработчикам и пользователям в одном когнитивном пространстве, учитывая контекст деятельности пользователей.
3. В связи с выявленной сложностью установления взаимопонимания между разработчиками и заказчиками, обоснована необходимость привлечения в коллектив разработчиков специалиста, носителя синтетической модели психологического знания, прошедшего специальную подготовку.
4. Установлено, что социально-психологическая роль метафоры в процессе проектирования программного продукта заключается в организации эффективного взаимодействия в междисциплинарной группе разработчиков и отражении контекста деятельности пользователей в интерфейсе, проектировании психологически безопасных программ.
5. Разработаны, апробированы процедура психологического сопровождения и технология конструирования метафоры, способствующие повышению эффективности взаимодействия разработчиков, заказчиков и пользователей в процессе проектирования программного продукта.
Результаты данного диссертационного исследования были использованы в спецкурсе «Психологические проблемы разработки компьютерного интерфейса», а так же для психологического сопровождения курса «Групповая разработка программного обеспечения». Основные результаты диссертационного исследования реализованы при разработке комплекса для создания тестирующих модулей в среде Интернет в рамках программы Министерства высшего образования РФ «Новые информационные технологии» (http://www.dvgu.ru/pin/webtest/), а так же Системы для организации хранения и поиска документов, содержащих результаты исследований биоресурсов и среды их обитания (ТИНРО-Центр, http://www.sbras.ru:8000/ws/elpub2001/1948/)
Осуществляя апробацию, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что использование метафоры в процессе проектирования позволяет отразить социально-психологический контекст взаимодействия пользователя с компьютером и повышает эффективность проектирования компьютерного приложения. Разработка сложной программной системы происходит более эффективно при обеспечении адекватного психологического сопровождения проекта.
Дальнейшая разработка диссертационного исследования могла бы развиваться в области изучения средств и способов репрезентации. Метафора может быть декларирована в инструкции, отражаться в совокупности функций программного продукта, последовательности функций, наборе объектов-элементов интерфейса, т.е. в динамических характеристиках (последовательность) и структурных (набор элементов и способы представления этих элементов). Также требует дальнейших исследований деятельность разработчиков и особенностей групповых процессов при проектировании современных компьютерных приложений.
Заключение
В исследовании была предпринята попытка изучения социально-психологических аспектов проектирования современного компьютерного интерфейса.
Актуальность этой темы определяется широким распространением компьютеров и информационных систем в различных областях человеческой практики, бурным развитием информационных технологий, в связи с этим требуется разработка компьютерных систем с учетом социально-психологических аспектов, способных поддерживать коммуникацию ясно и продуктивно. Растет важность создания психологически обоснованных средств поддержки деятельности пользователей, приближающих виртуальную реальность к естественным формам поведения человека в социальной среде. Развитие этого направления позволяет создавать психологически безопасные программные продукты. Информационно-психологическая безопасность направлена на создание информационной сферы адекватной задачам стимулирования и поддержки рефлексивного способа существования человека (группы) как субъекта жизни (деятельности). Информационно-психологическая безопасность включена в Доктрину информационной безопасности России, ведется законотворческая работа в Государственной думе РФ, выполняются научно-прикладные работы в интересах отдельных ведомств и организаций.
Человеко - компьютерное взаимодействие - это область междисциплинарных интересов, так как взаимодействие включает людей и машин, виртуальные миры и компьютерные сети, огромный массив объектов и действий. Программное обеспечение - это не только устройство, с которым пользователь взаимодействует; это - также генератор пространства, в котором пользователь живет. Пользовательский интерфейс является границей между человеком и компьютером, задача состоит в том, чтобы сделать интерфейс «открытым окном», рассматривая его как инструмент взаимодействия человека с компьютером, отражающим представления проектировщика о деятельности пользователя, реализуемой с помощью данной компьютерной системой. Применение компьютеров порождает разнообразные коммуникативные ситуации: взаимодействие человека и компьютера в случае человеко-компьютерной интеракции, взаимодействие компьютерного пользователя с другим человеком или группой. Значение компьютерноопосредованной коммуникации возрастает по мере развитие компьютерных технологий.
Происходит непрерывное развитие компьютерных технологий, использование которых все больше нуждается в социально-психологическом обеспечении, т.к. применение этих технологий требует учета закономерностей коммуникации, особенностей пользователей, способов их общения и взаимодействия. Разработчики стремятся передать некоторые навыки компьютерной системе, «научить» компьютер «видеть» и «узнавать», «слышать» и «понимать», реагировать на действия пользователей и подсказывать более эффективные способы решений. Результаты проектирования трудно определить и измерить, потому что они связаны с потребностями, желаниями и ценностями. "Разработчик программных продуктов стоит одной ногой на технологии, другой - на области человеческих интересов, и эти два мира не легко соизмеримы" (Т.Уто§гас1, 1998). Проектировщикам требуется разрабатывать принципы и методы, которые являются уникальными области компьютера и области взаимодействия.
Интерфейс, учитывающий психологические особенности человека, способствует повышению доверия человека к технике. Функция метафоры в процессе разработки интерфейса заключается в том, что процесс проектирования становится целенаправленным, легче определяются реальные критерии подходящих проектных решений. Метафора интерфейса трактуется как перенос на разрабатываемую операционную среду свойств социальной реальности. Метафора отражает первичное понимание ситуации, является «подсказкой» при разрешении проблемных ситуаций во взаимодействии человека с компьютером или с другими пользователями.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Ложкина, Евгения Романовна, Ярославль
1. Автономова Н.С. Метафорика и понимание // Загадка человеческого понимания. М.: Изд-во полит, литературы, 1991, с.95-113.
2. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М.: Наука, 1988. 282с.
3. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии// Вопросы психологии. 1996. - №2. - С.73-85.
4. Алексеев К.И. Понимание и распознание метафоры детьми 8-10 лет// Вопросы психологии. 2001. №4.- С.27-39.
5. Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М.: ИФРАН, 1993. 218с.
6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. С-Пб.: Питер, 2001. -272с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. С-Пб.: Питер, 2001. 288с.
8. Андреев В.Н. Психологические аспекты представления информации на экране дисплея в автоматизированных обучающих системах. Автореферат дис. на соискание уч. степени канд. псих. наук. Санк-Петербург, 1991. 28с.
9. Андреева Г.М., Богомолова H.H., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978. 270 с.
10. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999. 375 с.
11. Андреева Г.М. К проблематике психологии социального познания// Мир психологии. 1999. № 3.- с. 15-23.
12. Андреева Г.М. К истории социальной психологии в России. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1997. № 4. - с.6-17.
13. Анохин А. Формализация знаний заказчика: практика работы с экспертами предметной области при разработке концепции автоматизированной системы http://www.akdi.ru/avt-upr/prsys/form.HTM
14. Арестова О.Н., Бабанин JI.H, Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1996. № 4, - с. 14-20.
15. Лрикава С., Харагути М. Теория аналогий. //Приобретение знаний. М: Мир,1990, с. 262-296.
16. Ахметов К. Widows 95 не для всех. М.: Изд-во МФТИ, 1993. 207с.
17. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс// Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 5-32.
18. Арутюнова Н.Д. Языковая метафора: синтаксис и лексика. М.: Наука, 1979. -. 150с.
19. Бабаева В.Д., Войскунский А.Е., Кобелев В.В., Тихомиров O.K. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты// Вопросы психологии, 1983. №2. - с.87-99.
20. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. №1, Т.19 - С.89-100.
21. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернт: воздействие на личность// Гуманитарные исследования в Интернете. М.: Можайск-Терра, 2000. с. 11-39.
22. Батораев К.Б. Кибернетика и метод аналогий. М.: Высшая школа,1974. 104 с.
23. Бек К. Экстремальное программирование// Открытые системы, 2000. № 1-2. -с.59-65.
24. Белавина A.B., Вереникина И.М., Узыханова Б.Н. Психологические особенности включения детей в телекоммуникационную среду // Психологический журнал. 1994. №4 - с. 126-129.
25. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1996.-280 с.
26. Бессонова О.М. Референция, метафора и критерий метафоричности // Логико-семантический анализ структур знания: основания и применение. Новосибирск: Наука, 1989.-с. 31-63.
27. Бикертон Д. Введение в лингвистическую теорию метафоры// Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С.284-306.
28. Блэк М. Метафора// Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С.153-172.
29. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Педагогика, 1982. 199 с.
30. Бодкер С. Взаимодействие человека с компьютером с позиций теории деятельности// Психологический журнал. 1993. - № 4, Т. 14. - с. 75-81.
31. Борхес X. Метафора. Сочинения в 3-х томах. Изд-е второе, дополненное. Т.1/ Пер с исп. Полярис, 1997. С. 180-184.
32. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. М.: Инфра-М, 1998. -296с.
33. Бридели М. Метафорическое сплетение// Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.- С.201-218.
34. Брукс Ф. Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы. Пер, с англ. СПб.: Символ-Плюс, 1999. 304с.
35. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977, 412с.
36. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебник. М.: Интерпракс, 1994.- 360с.
37. Брушлинский A.B. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал. 2000. - №6, Т. 21. - С.5-11.
38. Бурмистров И.В Гибкий сценарный интерфейс: интеллектуальная пространственная структура диалога // Психологический журнал. №2, Том 14. - с.44-53.
39. Вартовский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. Пер. с англ./ Общ. ред. и предислов. И.Б. Новика и В.Н. Садовского. М.: Прогресс, 1988. -507с.
40. Васкевич Д. Стратегии клиент/сервер. Киев: Диалектика, 1996. 384с.
41. Введение в литературоведение. Под ред. Г.Н. Поспелова. М.: Педагогика, 1983. -368 с.
42. Вержбицкая А. Сравнение-градация-метафора// Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. с.133-152.
43. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернет // Психологический журнал. 1999. - №1 Т.12. - с.126-132.
44. Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде. http://www.psychology.ru/internet/ecology/01 .stm
45. Войскунский А.Е. Психологическая наука в исследовании Интернета http://ims2000.nw.ru/src/TEXT119.HTML
46. Войскунский А.Е. Речевая деятельность в ходе компьютерных конференций // Вопросы психологии. 1991. - № 6. - с. 142-147.
47. Вэн Дам Э. Пользовательские интерфейсы нового поколения// Открытые системы. 1997. - №6. - с.34-37.
48. Вычислительные машины и мышление. Под ред. Э.Фейгенбаума, Дж. Фельдмана. М.: Мир, 1967. 552с.
49. Гладков С.А., Фролов Г.В. Программирование в Microsoft Windows: В 2-х ч.-М.: Диалог-МИФИ, 1992. 320с.
50. Головач В. Пять правил хорошего интерфейса// Publish. 2000. -№6. - с.73-76.
51. Гордон Д. Психотерапевтические метафоры. 1994. 144с.
52. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.: ИнфоАрт, 1993. 336с.
53. Гудмен Н. Метафора работа по совместительству// Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. - С. 193-200.
54. Гусев С.С. Наука и метафора. Л.: Издательство ЛГУ, 1984. - 152 с.
55. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии: Философско-гносеологический анализ. М.: Политиздат, 1985. - 192 с.
56. Денинг В., Эссиг Г., Маас С. Диалоговые системы «человек-ЭВМ». Адаптация к требованиям пользователя: Пер. с англ. М.: Мир, 1984. - 112с.
57. Доменский С.К). Научность метафоры и метафоричность науки. Омск: Омский государственный технический университет , 2000. 116с.
58. Донской М. Пользовательский интерфейс// PS MAGAZINE/RUSSIAN EDITION. 1996. - №10. - с. 140-148.
59. Дракин В.И., Попов Э.В., Преображенский А.Б. Общение конечных пользователей с системами обработки данных. М.: Радио и связь, 1988. 288с.
60. Дружинин В.Н. Метафорические модели интеллекта// Психологический журнал. 1999. -№6, Т.20. - с.44-52.
61. Дэвидсон Д. Что означают метафоры// Теория метафоры. М.: Прогресс,. 1990. -С.172-193.
62. Дюк А.К. Компьютерная психодиагностика. С.-Петербург, 1994. 366с.
63. Ефимкина Р.П., Горлова М.Ф. (1998). Развитие метафоры в групповом процессе, http://www.nsu.ru/psych/internet/bits/metaphor.htm
64. Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет// Психологический журнал. 2000. -№6, Т 21. - С.5-11.
65. Жоль К.К. Язык как практическое сознание (философский анализ).- Киев: Выща школа, 1990. 238с.
66. Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. М.: Наука, 1985.-С.224.
67. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 304с.
68. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. Человекоориенторованное проектирование техники, программного обеспечения и среды. М., 1998.
69. Зубинский А. Метафоры пользовательского интерфейса. http://hci.psychology.ru/toader/articles.htm
70. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М., 1968.
71. Интеллект человека и программы ЭВМ / Под ред. О.К.Тихомирова. М., 1979. -210с.
72. Информатика. Под ред. Н.В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 1997. -768с.
73. Кассирер Э. Сила метафоры// Теория метафоры. М.: Прогресс. С.33-43.77