автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Динамика ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях межпоколенной преемственности
- Автор научной работы
- Шнуренко, Татьяна Ивановна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Курск
- Год защиты
- 2009
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.07
Автореферат диссертации по теме "Динамика ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях межпоколенной преемственности"
На правах рукописи
Шнуренко Татьяна Ивановна
ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МЕЖПОКОЛЕННОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
19.00.07 - педагогическая психология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
с ^ 1.:;.Г г.::э
Курск-2009
003462858
Работа выполнена в Автономной некоммерческой организации «Многоуровневом образовательном комплексе «Воронежский экономико - правовой институт»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
кандидат психологических наук, доцент
Степанова Галина Семеновна
доктор педагогических наук, профессор
Ходусов Александр Николаевич
кандидат психологических наук Гуськова
Екатерина Александровна
Ведущая организация: Автономная некоммерческая
образовательная организация Высшего профессионального образования
Международный славянский институт
Защита диссертации состоится «16» марта 2009г. в 16 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.104.03 в ГОУ ВПО «Курский государственный университет» по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Курского государственного университета.
Текст автореферата размещен на сайте ГОУ ВПО «Курский государственный университет»: www.kursk-uni.ru « j» ^£^й^2009г.
Автореферат разослан « ^^ » /7,9 2009 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Одной из важнейших задач современного российского общества начала XXI века является обеспечение его самоидентификации и духовно-культурного самоопределения в соответствии с реалиями мирового развития. Это представляется возможным при ориентации не только на цели настоящего и будущего, но и при воздействии опыта прошлого, традиций отечественной и мировой культуры на современность.
Эти процессы не представляются возможными без формирования ценностных ориентации, в содержании которых раскрывались бы механизмы культурно-исторической преемственности.
В России в конце XX - начале XXI века происходят системные изменения, сопровождающиеся сломом прежних политических, экономических и социальных процессов. В связи с этим подвергаются изменениям и различные социально-психологические феномены, в том числе социальные нормы, ценности и ценностные ориентации. Идет процесс переоценки ценностей -меняются ценностные представления. Наряду с прежде доминантными формами появляются, формируются и внедряются новые ценностные ориентации, соответствующие новой социальной действительности.
Жизнестойкость культуры народа зависит от непрерывного процесса трансляции ее стержневых принципов из поколения в поколение, от их осознания представителями данной культуры. В случае нарушения процесса передачи ценностных ориентаций культуры, отсутствия преемственности в обществе наступает системный кризис.
Сегодня старшее поколение, фундаментальные ценности которого сложились в советское время, испытывает глубокие противоречия, связанные с необходимостью совмещения старых нравственных принципов и новой морали. В связи с такой нестандартной ситуацией существенные изменения претерпевает механизм трансляции базовых ценностей россиян, и в первую очередь русского народа, как государственнообразующего этноса.
В данном контексте представляется актуальным выявление психологического механизма социокультурного наследования ценностей и ценностных ориентации, анализ ценностных аспектов взаимосвязей и взаимоотношений поколений.
Состояние научной разработанности проблемы. Исследования ценностей и ценностных ориентаций опирается на фундаментальную теоретическую и эмпирическую базу, созданную трудами отечественных и зарубежных ученых. Она имеет междисциплинарный характер, формировалась представителями различных наук, в том числе философии, социологии и психологии.
Философские аспекты поколений рассматривались в трудах Л.П. Буевой, Г. Г. Дилигенского, В. К. Кантора, Д. В. Лезгиной, Е. В. Плотниковой,
Л.А. Шевырноговой. Исторические аспекты отражены в трудах В.П. Данилова, Б.В. Дубина, Д.И. Олейникова. Социологические проблемы взаимоотношения поколений рассмотрены Ю. Левадой, В. Т Лисовским, В. В. Семеновой, Т. Шаниным. Психологические аспекты поколений поднимали в своих трудах Ю.Л. Василевский, Э.Э. Кибизова, Е.М. Рахковская.
В Западной научной литературе проблема взаимоотношений поколений представлена в философских трудах И. Гердера, Д. Дидро В. Дильтея, X. Ортеги-и-Гассета, М. Хайдеггера, в исторических трудах Дж. Вико, в трудах по социологии К. Маркса, в психологических работах 3. Фрейда, К. Юнга.
В современном российском обществе проблема «отцов и детей» проявляется не только в традиционном демографическом, а в большей степени в психологическом и культурно-историческом плане. Основной круг современных проблем взаимоотношения поколений задается российской историей и переходным состоянием самого общества.
Социальные изменения, вызвавшие качественные сдвиги в структуре ценностных ориентации россиян и русских в том числе, не обошли и студенческую молодежь, восприимчивую к социальным переменам.
Исследование ценностных ориентации, жизненных ориентиров студенческой молодежи представляется весьма актуальным, так как это завтрашний потенциал страны, и от того, какие ценностные ориентации традиционной русской культуры будут восприняты и сформированы у молодежи, во многом зависит перспектива развития России.
Сегодня наблюдается нетипичная для многовековой практики России картина взаимоотношения поколений. Для нее характерны следующие противоречия: с одной стороны в нестабильном обществе перед старшим поколением остро стоит проблема трансляции ценностей младшему поколению, с другой - для людей старшего поколения характерна деструктуризация внутренней информационно-смысловой сферы и переосмысление уже осмысленного в сознании и эмоциональной сфере. В результате у представителей старшего поколения нарушена устоявшаяся модель человека с определенными ценностями, расположенными в устойчивой иерархии и соответствующей социально-экономическим условиям.
Поэтому в современном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче ценностей от старших поколений к младшим, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне, наряду с усвоением базовых ценностей молодым поколением, происходит в свою очередь трансформация ценностной системы старших поколений.
Кроме того, функционирование механизма преемственности предполагает выработку идеала и поиск адекватных ему средств жизнедеятельности. Подобный поиск требует, чтобы в опыте предшествующих поколений, практически отрицая его, молодой человек научился выделять этот идеал, который находит свою предпосылку в традициях.
Противоречие усматривается в том, что прошлое для молодежи утрачивает свою значимость, но при этом новый идеал еще не выработан.
Поэтому у молодого поколения нет основ для упорядочивания настоящего, а это является признаком, как правило, внутриличностного кризиса.
Эти противоречия позволяют выделить проблему: как сохранить традиционные ценности культуры и передать их молодому поколению, не подавляя объективные, естественные механизмы трансформации и новообразования ценностных ориентации молодежи, что является важнейшим условием развития общества. Другими словами, как обеспечить преемственность ценностных ориентаций в современных условиях, в чем заключается психологический механизм этого процесса, каковы условия, в которых этот механизм может быть реализован, подвергнут наблюдению и измерению. Сущность проблемы нашла отражение в теме исследования: «Динамика ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях межпоколенной преемственности».
Целью исследования является сравнительный анализ структуры ценностей представителей различных поколений для выявления механизма их преемственности на поколенном уровне.
Объект исследования - ценности и ценностные ориентации представителей различных поколенных групп.
Предмет исследования: динамика ценностных ориентаций студентов в условиях реализации механизма преемственности в учебной деятельности.
Гипотеза исследования. В основе формирования ценностных ориентаций современной студенческой молодежи лежит механизм культурно-исторической преемственности, заключающийся в отношениях межпоколенного ценностного взаимообмена, избирательном отборе, сохранении, интерпретации и возможной трансформации ценностей старшего поколения в соответствии с особенностями современного исторического периода. Динамика ценностных ориентаций возможна в учебной деятельности, организованной в соответствии с принципом межпоколенной преемственности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1. Обобщить опыт исследования ценностей и ценностных ориентаций в философской, психологической, педагогической литературе, а также уточнить понятие поколения и содержательный смысл теории поколений.
2. Исследовать ценности различных поколенных групп и выявить дифференцирующие и интегрирующие ценности современного российского общества.
3. Уточнить действие механизма преемственности ценностных ориентаций в современных социокультурных условиях.
4. Выявить возможности учебной деятельности в реализации механизма межпоколенной преемственности ценностных ориентаций.
5. Определить динамику ценностных ориентаций студентов в условиях реализации механизма межпоколенной преемственности.
Методологической основой исследования выступили: принцип культурного опосредования психики, поведения и сознания (Л.С. Выготский);
историко-психологический анализ взаимодействия личности с социальной средой (В.Г. Плеханов); принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); концепция ценностей и личностных смыслов (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев); авторские подходы в исследовании ценностных ориентаций (А.П. Вардомацкий, Р. Ингльхарт, Ч. Осгуд, М. Рокич, С. Шварц).
Теоретической основой исследования явились философские, социологические, психологические положения, составившие общую теорию ценностей, отраженные в трудах отечественных и зарубежных философов, социальных и политических психологов, специалистов в области этнопсихологии (И.Г. Дубов, В.Г. Крысько, C.B. Лурье, Т.Г. Стефаненко и др.), трудах по истории и этнографии (Н. Бердяев, А. Гудзенко, Б. Дубин,
B. Меженков, И. Солоневич), трудах по проблеме преемственности поколений (С.Н Иконниковой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, К. Мангейма, М. Мид, X. Ортега-и-Гассет, А. Тойнби).
Для достижения поставленных целей и задач, в соответствии с особенностями исследуемого феномена, были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, наблюдение, опрос, а так же психодиагностические методики исследования ценностных ориентаций: тест культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусенда в адаптации Л.Г. Почебут, диагностика полимотивационных тенденций в «Я -концепции» личности С.М. Петровой, опросник структуры ценностей (PVQ)
C. Шварца, опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина (ОТеЦ), тест О.И. Моткова «Ценностные ориентации», методика С.С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности».
Для обработки полученных данных использовались статистические методы: корреляционный анализ, t-критерий Стьюдента для проверки значимости различий, подсчитывались средние арифметические значения, процентная выраженность, проводился качественный анализ полученных данных.
Опытно-экспериментальная база. Экспериментальная работа и анализ исследовательских данных проводились на базе Старооскольского филиала Воронежского экономико-правового института в процессе чтения авторского курса «Историко-культурные и духовные основы российской цивилизации» на социальном и экономическом факультетах. В исследовании приняли участие родительское поколение - рабочие и служащие предприятий города Старый Оскол, а также прародительское поколение. Таким образом, к исследованию были привлечены: студенческая молодежь, родители и прародители студентов. Всего в экспериментальном исследовании приняли участие 210 человек. Преобладающее большинство испытуемых (94%) отнесли себя по самоопределению к русской национальности, поэтому можно говорить об особенностях ценностных ориентаций русских.
Работа осуществлялась в три этапа.
I этап (2003-2004 гг.) - поисковый. В рамках этого этапа была определена проблема исследования и ее актуальность. Данный этап включал в себя теоретический анализ, обобщение отечественных и зарубежных литературных источников и экспериментальных исследований по изучаемой проблеме.
II этап (2005-2006 гг.) - констатирующий. В его ходе разрабатывался научный аппарат исследования: были определены цели, задачи исследования, предварительно сформулирована гипотеза, определялись методы эмпирического исследования, их надежность и эффективность, была проведена диагностика особенностей ценностных ориентаций поколенных групп.
III этап (2007-2008 гг.) - экспериментальный. На этом этапе была окончательно сформулирована гипотеза, организован формирующий эксперимент, который проводился в условиях учебной деятельности, в рамках чтения авторского модульного курса «Историко-культурные и духовные основы российской цивилизации». Кроме того, анализировались и систематизировались полученные данные опытно-экспериментальной работы, оформлялись результаты проведенного исследования, статистически проверялась выдвинутая гипотеза.
Научная новизна работы состоит в том, что исследованы особенности ценностных ориентаций поколенных групп; выявлены особенности состояния механизма межпоколенной преемственности в современной России; определены научнообоснованные условия реализации механизма межпоколенной преемственности в процессе учебной деятельности; изучена динамика ценностных ориентаций студентов в условиях реализации механизма межпоколенной преемственности.
Теоретическое значение работы заключается в том, что формирование ценностных ориентаций рассматривается не как отрицание ценностей предшествующих поколений, а как процесс преемственности, имеющий взаимовлияющий поколенный характер; уточнен психологический механизм передачи ценностей на межпоколенном уровне; определены этапы межпоколенной преемственности ценностных ориентаций.
Практическая значимость исследования состоит в разработке авторского, модульного, междисциплинарного курса «Историко-культурные и духовные основы российской цивилизации» с целью актуализации традиций, ценностных норм, присущих национальному характеру русского народа, выработанного в ходе его исторического прошлого.
Знание тенденций в изменении ценностного сознания социально-демографических групп делает реальным прогнозирование развития общественно политических процессов. Возможно использование результатов исследования при построении концепции воспитательной работы, лекционных курсов, семинарских занятий по социальной, возрастной, педагогической психологии, социологии, культурологии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Несмотря на изменения, которые происходят в стране, в менталитете различных поколений русского народа сохраняются устойчивые и типичные
черты национального характера, проявляющиеся в базовых ценностных ориентациях.
2. Стабильность базовых ценностей обеспечивается механизмом межпоколенной преемственности в формировании ценностных ориентации.
3. Механизм межпоколенной преемственности заключается в избирательном отборе, сохранении, интерпретации и возможной трансформации ценностей старшего поколения в соответствии с особенностями современного исторического периода.
4. Своеобразие механизма преемственности ценностных ориентаций в современной России проявляется в противоречии между задачей трансляции ценностей младшему поколению и деструктуризацией ценностного поля старшего поколения. Молодое поколение, не находя в ценностном поле старших поколений идеал для подражания, вырабатывает новые ценности самостоятельно, которые в свою очередь оказывают воздействие и на старшее поколение.
5. Реализация механизма преемственности ценностных ориентаций возможна при обращении в процессе учебной деятельности к традициям, ценностным нормам, культурному и историческому наследию, особенностям национального характера русского народа.
Апробация работы. Основные идеи исследования сообщались на заседании кафедры психологии Воронежского экономико-правового института, на межрегиональном семинаре аспирантов (Тамбов, 2007), на межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук в исследованиях молодых ученых и аспирантов (Воронеж, 2007), на международной научно-практической конференции аспирантов и докторантов «Актуальные проблемы современной психологии» (Воронеж, 2008), на международной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание: светский и православный подход» (Белгород, 2008), на всероссийской научно-практической конференции «Высшее образование: опыт, проблемы, перспективы» (Губкин, 2008).
Внедрение результатов. Результаты исследования используются в учебном процессе Старооскольского филиала Воронежского экономико-правового института при чтении курсов «История России», «Социология», «Культурология», «Историко-культурные и духовные основы российской цивилизации», в воспитательной работе, в консультировании педагогов школ по вопросам современного состояния ценностных ориентаций молодежи.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка источников и литературы, приложений, содержит 15 таблиц и 9 рисунков.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект, предмет, цель, гипотеза и задачи работы, методологические основы, положения, выносимые на защиту; названы методы и этапы исследования; раскрываются новизна, теоретическая и практическая
значимость работы; приводятся сведения об апробации результатов диссертационного исследования.
В первой главе диссертации «Теоретико-методологический анализ проблемы ценностных ориентации» рассматриваются ценности и ценностные ориентации как психологический феномен, преемственность культурно-исторических ценностей как механизм формирования ценностных ориентаций, дается анализ экспериментальных исследований ценностных ориентаций в России и за рубежом.
Сложность определения сущности феномена «ценность» связана с его многозначностью. Проблемой дефиниции «ценность» занимались Б.Г Ананьев, С.С. Бубнова, Г.П. Выжлецов, H.A. Журавлева, А.Г. Здравомыслов, H.A. Кириллова, Д.А. Леонтьев, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов, М.С. Яницкий, и др.
В литературе насчитывается около четырехсот определений понятия «ценность», в которых предлагаются к рассмотрению разнообразные подходы и стороны данной проблемы. В этой связи в исследовании уточнено понятие «ценность». Теоретический анализ основных для данного исследования подходов показал следующее. Понятие «ценность» трактуется как значимые для личности (необходимые для удовлетворения потребности) предметы и явления окружающей действительности. Ценности часто понимаются как цели, к которым стремиться человек, идеалы и нормы его жизнедеятельности.
Теоретические концепции второй половины XX века раскрывают психологическую природу ценностей через введение понятия «ценностные ориентации личности», которые представляют собой системное образование, для которого характерны субъективность, структурность, иерархичность, избирательность, динамичность/устойчивость.
Несмотря на обилие теоретико-методологических подходов в исследовании ценностей и ценностных ориентаций, настоящее исследование опирается на поколенный подход. В связи с этим осуществлен анализ понятия «поколение» и феномена преемственности поколений.
Поколение определяется как возрастная группа людей, формирование характера которых происходит под влиянием определенных исторических событий, экономических и культурных условий, что определяет общность и сходство некоторых личностных характеристик в результате сходного для представителей данного поколения социального опыта.
Преемственность поколений следует понимать как объективно -исторический, целенаправленный процесс постоянного воспроизводства культурно-исторических ценностей, определяемых общностью социальных условий и исторических задач.
В результате анализа литературы по теме исследования был уточнен механизм межпоколенной преемственности и выявлена определенная последовательность этапов преемственности культурно-исторических ценностей. Схема этапов механизма межпоколенной преемственности представлена в рисунке 1.
I
Культурные ориентац]
|* обпазеи
■'.ГГ
ш
Ценностные ориентации
Рис.1. Межпоколенный механизм преемственности.
Механизм преемственности ценностных ориентаций от поколения к поколению начинается:
-от передачи старшими поколениями культурных ориентиров через пример - с помощью образца деятельности, к передаче посредством имени (слова), которое означает переход к вербальным способам трансляции культуры;
-далее - к усвоению младшим поколением норм и предписаний старших поколений;
-затем через трансформацию усвоенных ценностей старших поколений, посредством выбора и интерпретации этих ценностей к выработке новых идеалов и принципов, соответствующих новым историческим и социально-экономическим условиям;
- и, наконец, к трансляции новых выработанных ценностных ориентаций, основанных на ценностях предшествующих поколений, но при этом максимально адаптированных молодым поколением к новым историческим условиям.
Механизм преемственности имеет циклическую логику. Процессы преемственности ценностных ориентаций последовательны, они возникают в указанном порядке и повторяются в каждом поколении заново.
Данные этапы механизма преемственности характерны для стабильного общества. В обществах, где отмечаются кризисные состояния или происходит слом прежней общественной системы, происходит трансформация ценностных ориентаций населения, изменение отношений между поколениями и, как результат, нарушается или трансформируется механизм межпоколенной преемственности ценностей. В современном российском обществе процесс преемственности имеет особенности в связи с тем, что протекает в условиях негативного отношения к наследию советского периода, транзитивного состояния общества, а также на фоне процессов глобализации.
Учитывая давность постановки проблемы изучения ценностных ориентаций и наличие в науке не только теоретического, но и эмпирического их изучения отметим, что проводимые эмпирические исследования по изучению ценностных ориентаций можно разделить на два основных направления: традиционное и модернистское.
В рамках традиционного направления осуществлены эмпирические исследования ценностных ориентаций представителями культурной антропологии (М. Мид, Ч. Осгуд), разработавшими метод семантического дифференциала; Э. Шпранглером, который вывел шесть шкал ценностей: правды, красоты, необходимости, власти, любви и религии; Ч. Моррисом, создавшим шкалы ценностей, которые определялись как «способы жизни», как некоторые комплексы желаний и устремлений, сопряженные с этическими и религиозными нормами. Кроме того, М. Рокичем и Р. Вильямсом были предложены методы ранжирования ценностей и типология ценностных изменений. Одним из наиболее фундаментальных подходов к исследованию особенностей ценностной сферы личности в современной психологии является теория универсального содержания и структуры ценностей, предложенная С. Шварцем и У. Билски. В рамках этого подхода ценности рассматриваются как убеждения или понятия (связанные с внеситуативным желаемым конечным состоянием или поведением человека), выполняющие функцию управления выбором или оценкой линии поведения.
В целом традиционный подход изучения ценностных ориентаций обеспечивает достаточно детальное изучение разнообразных аспектов
ценностных предпочтений. Однако, его существенным недостатком является то, что к настоящему времени разные исследователи по-разному решают вопрос об основаниях для выделения объектов ценностного отношения.
Модернистское направление в исследованиях ценностных ориентаций связано с именем Р. Ингльхарта, предложившего методику изучения глобальных сдвигов ценностной системы человечества от материалистических к постматериалистическим ценностям. Под материальной ориентацией понимается ориентация на экономическое благополучие и защищенность, а под постматериальными ценностями - ориентация на социальные, эстетические и экологические аспекты жизни. Предпочтение постматериальных ценностей коррелирует с уровнем достигнутого жизненного стандарта.
Анализ научной литературы показывает, что есть многочисленные данные о сохранении базового ядра ценностей в условиях модернизации обществ и изменении их иерархии в ценностной системе личности.
Учитывая многообразие теоретических и эмпирических подходов, наиболее перспективным видится комплексное исследование ценностных ориентаций с учетом культурно-исторических особенностей и социально-экономических условий их формирования. Это дает основание для исследования специфической логики и психологических механизмов ценностной регуляции.
Во второй главе «Методы и организация экспериментального исследования» дано описание условий и этапов исследования, обоснование применявшихся методов исследования.
Достижение указанных выше задач экспериментального исследования осуществлялось в условиях преподавания авторского модульного курса «Историко - культурные и духовные основы российской цивилизации» (программа курса издана как учебно-методическое пособие). Это позволило воссоздать действие механизма межпоколенной преемственности в условиях учебной деятельности.
Реализация процесса преемственности базовых ценностей русского народа осуществлялась с помощью отражения в содержательной стороне названного модульного учебного курса, традиций, ценностных норм и особенностей национального характера русского народа, выработанного в ходе его исторического прошлого. Развивающая образовательная среда позволила привлечь внимание студентов к таким нравственным категориям и понятиям, как долг, честь, совесть, благородство, толерантность, милосердие, добро, служение Отечеству. В учебном курсе были созданы условия для демонстрации примера и образца, создавалась возможность для вербальной трансляции культуры, для усвоения её норм и предписаний. При реализации программы использовались также активные формы обучения, в частности, семинарские занятия по темам программы, проводимые в форме диалогов и дискуссий. Это в свою очередь создавало возможности для реализации такого элемента механизма межпоколенной преемственности как избирательность и интерпретация ценностных ориентаций. Процесс опосредованного общения и влияния на ценностные ориентации студенческой молодежи осуществлялся
через произведения искусства и литературы, философскую мысль и историю. Курс «Историко-культурные и духовные основы российской цивилизации» был направлен на создание условий для свободного выбора высших ценностей через усложнение системы личностных ценностных конструктов.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования и отражающих основные характеристики ценностных ориентации:
-для выявления тенденций в принадлежности к изучаемой культуре применялся тест культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусенда в адаптации Л.Г. Почебут;
-для изучения мотивационной сферы исследуемых поколений использовалась диагностика полимотивационных тенденций в «Я - концепции» личности С.М. Петровой;
-ценностно-мотивационная структура исследуемых поколенных групп изучалась с помощью Опросника структуры ценностей (РУ<3) С. Шварца. Ценности выявлялись на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов;
-для получения дополнительной характеристики ценностных предпочтений исследуемых нами поколений и для изучения особенностей терминальных ценностей, а также для соотнесения их с особенностями ценностной системы исследуемых поколений использовался «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина (ОТеЦ);
-для выявления значимости и осуществления системы ценностных ориентаций личности применялся тест О.И. Моткова «Ценностные ориентации»;
-для определения структуры ценностных ориентаций исследуемых поколений в реальных условиях жизнедеятельности применялась методика С.С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности».
Надежность результатов достигалась путем статистической обработки данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена и ^критерия Стьюдента.
В третьей главе «Культурно-историческая преемственность в формировании ценностных ориентаций молодежи» отражены результаты констатирующего исследования, заключавшегося в диагностике особенностей ценностных ориентаций исследуемых поколений, описана организация экспериментальной работы по реализации механизма межпоколенной преемственности ценностных ориентаций в условиях учебной деятельности, проанализирована динамика ценностных ориентаций студенческой молодежи в процессе реализации механизма межпоколенной преемственности.
На констатирующем этапе в исследовании приняли участие 210 человек. Из них 78 студентов, родители студентов - 64 человека и прародительское поколение по отношению к студентам - 68 человек. Преобладающее число
испытуемых отнесло себя по самоопределению к русской национальности, поэтому можно говорить о выборке русских испытуемых.
Предметом диагностики было выявление особенностей ценностных представлений исследуемых поколенных групп. В результате были выявлены как устойчивые, так и динамические тенденции в преемственности ценностных ориентации, составлены психологические портреты поколений, а также выявлены интегрирующие ценности, которые лежат в основе межпоколенного диалога. Это ценности, направленные на других людей; альтруизм, доброта, помощь и милосердие к другим людям; ценности, характеризующие жизненную позицию: жизненная активность, авторитет; ценности, отражающие отношение к благосостоянию: пренебрежение к богатству на уровне традиции, значимость высокого материального благосостояния на уровне индивидуальных приоритетов. Также выявлены дифференцирующие ценности: достижения, стимуляция, конформность, роскошная жизнь, известность и популярность. Дифференцирующие ценности обусловлены как особенностями современной ситуации в России, так и возрастными особенностями ценностных ориентаций поколений. Несмотря на наличие дифференцирующих ценностей, на основании полученных данных можно утверждать, что принципиального «разрыва» поколений в сфере ценностных ориентаций не наблюдается.
Для выявления особенностей протекания процесса межпоколенной преемственности был проведен корреляционный анализ взаимоотношений поколений на ценностном уровне. Успешность протекания процесса преемственности ценностей поколениями определялась сформированностью и действенностью системы ценностей среднего и старшего поколений. Сформированность ценностного поля определялась методом ранговой корреляции Спирмена между ценностями, представленными на уровне нормативных идеалов и ценностными предпочтениями на уровне индивидуальных приоритетов. Большую сформированность ценностного поля проявляет средняя поколенная группа (г=0,61; р>0,05) по отношению к старшему поколению(г=0,35 ; р> 0,05).
В рамках исследования действия механизма преемственности установлена взаимосвязь между ценностями трех исследуемых поколений на уровне нормативных идеалов: наблюдается непрерывная, от старшего к среднему и младшему поколениям ценностная преемственность. Это является подтверждением того, что уровень нормативных идеалов более постоянен.
Корреляционный анализ ценностей на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов показал наличие статистически значимой связи между нормативными идеалами старшего поколения и индивидуальными приоритетами среднего поколения (г=0,82; р<0,01). Это еще раз подтверждает существование непрерывной, от старшего к среднему поколению ценностной преемственности.
Процесс преемственности отразил динамику ценностных представлений отдельных поколенных групп: выявлена слабая связь между нормативными
идеалами среднего поколения и индивидуальными приоритетами младшего поколения (г=0,07; р>0,05) и отрицательная связь ценностей старшего поколения на уровне нормативных идеалов и индивидуальными приоритетами младшего поколения(г=-0,55; р>0,05). Это может свидетельствовать о динамических процессах формирования ценностных ориентаций у студенческой молодежи.
В ходе исследования выявлена наиболее тесная связь терминальных ценностей среднего и старшего поколения (г=0,79; р<0,05), и наименьшая в паре старшего и младшего поколений (г=0,48; р>0,05).
Выявлена статистически значимая корреляционная связь реальной структуры ценностей старшей поколенной группы и среднего поколения (г= 0,9; р<0,001), а также статистически значимая связь реальной структуры ценностей среднего и младшего поколений (г=0,75; р<0,01). При этом существует достаточно высокая связь реальной структуры ценностей старшего поколения и младшего поколения(г= 0,73; р<0,05).
В целом, анализ межпоколенных взаимоотношений исследуемых поколений на ценностном уровне выявил непрерывную преемственность ценностей от старшего поколения к средней поколенной группе и меньшую ценностную связь между старшим поколением и молодым поколением.
Однако, на уровне нормативных идеалов российское общество сохраняет ценностную преемственность, так как на этом уровне в ходе исследования выявлен непрерывный процесс, идущий от старшего поколения к среднему и младшему. При этом, молодое поколение, усваивая ценности старших поколений, наряду с содержанием ценностей, усваивает и возможное расхождение между декларируемыми ценностями и реальной структурой ценностей.
Несмотря на ряд деструктивных особенностей российской действительности, нарушающих традиционный механизм преемственности, молодое поколение нацелено на решение своих возрастных задач, в результате чего оно продолжает поиск ценностей, как духовных, так и материальных.
Таким образом, механизм усвоения культурно-исторических ценностей в настоящее время полностью не нарушен, он принимает иной, не традиционный, а трансформированный вид преемственности поколений в соответствии с социально-экономическими реалиями развития российского общества.
Учитывая данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, выявившего дефицит традиционных духовных ценностей у младшей поколенной группы, возникла необходимость в организации экспериментальных условий в рамках учебной деятельности с целью реализации механизма межпоколенной преемственности на поколенном уровне.
В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 78 студентов, ранее участвующих в констатирующем эксперименте. Была разработана и реализована технологично выстроенная система учебных задач и заданий, которая создавала необходимые и достаточные условия, способствующие динамике ценностных ориентаций личности студентов в
соответствии с действием механизма межпоколенной преемственности ценностных ориентаций.
Стержневая идея курса «Историко-культурные и духовные основы российской цивилизации» - раскрытие духовных, культурных и цивилизационных особенностей России вообще, и русской культуры в частности. Программа включала различные вопросы истории и культуры России, определяющие развитие российского общества и повлиявшие на ее цивилизационное развитие. В основу программы положен проблемный принцип, позволивший привлечь внимание к нравственным категориям и духовным ценностям русской культуры. По окончании курса проведена повторная диагностика с помощью опросника структуры ценностей (РУ<3) С. Шварца, опросника терминальных ценностей ОТеЦ И.Г. Сенина и диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой, выбранные по результатам констатирующей диагностики, как наиболее валидные и соответствующие поставленным целям и задачам.
В ходе формирующего эксперимента была выявлена динамика показателей по ряду ценностей на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у студенческой молодежи (таблица 1).
Таблица 1
Динамика ценностей младшей поколенной группы на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов по методике
С. Шварца
Ценности До эксперимента После эксперимента Значимость различий
Норматив ные идеалы Индиви дуальные приоритеты Норматив ные идеалы Индиви дуальные приоритеты Нормативные идеалы Индивидуальные приоритеты
1 Р 1 Р
конформность 5 9 5 8 - - 1=1,94 -
традиции 7 10 6 9 1=1,2 - 1=2,74 Р<0,05
доброта 3 5 3 3 - - 1=3,16 Р<0,01
универсализм 8 6 9 7 1=1,63 - 1=1,68 -
самостоятельность 4 1 4 1 " - - -
стимуляция 9 3 8 6 1=12,14 Р<0,01 1=3,25 Р<0,01
гедонизм 6 2 7 5 1=6,51 Р<0,01 1=3,0 Р<0,01
достижения 1 4 1 2 - - 1=3,35 Р<0,01
власть 10 8 10 10 - - 1=4,74 Р<0,01
безопасность 2 7 2 4 - - 1=6,53 Р<0,01
Большей динамике в ходе формирующего эксперимента подверглись ценности на уровне индивидуальных приоритетов: статистически значимым изменениям подверглись ценности: традиция, доброта, достижения, власть,
безопасность. Статистически значимые изменения на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов зафиксированы среди ценностей стимуляция и гедонизм.
Для дальнейшего выявления преемственности ценностных ориентаций младшим поколением, в соответствии с теорией динамических отношений между ценностными типами С. Шварца, которые могут вступать в конфликт или быть совместимыми с другими типами ценностей, была выявлена ранговая выраженность осей измерения ценностей исследуемых поколенных групп. Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Ранговая выраженность осей измерения ценностных типов по методике С. Шварца
Младшее поколение Среднее поколение Старшее поколение
Оси измерения Норматив ные идеалы Индиви дуальные приоритеты Норматив ные идеалы Индиви дуальные приоритеты Норматив пые идеалы Индиви дуальные приоритеты
открытость изменениям 6 3,5 3 6 8,5 6,5
консерватизм 4,3 7 4,3 4 3,3 4
самовозвышение 5,5 6 7,5 8,5 7,5 7
самотрансцендентность 6 5 4,5 2,5 2,5 2,5
Открытость изменениям на уровне индивидуальных приоритетов проявляет младшее поколение. Консерватизму подвержены средняя и старшая поколенные группы. В свою очередь, самовозвышение характерно для младшей группы. Самотрансцендентность, включающая ценности доброта и универсализм, характеризует среднюю и старшую поколенные группы.
Учитывая психологические характеристики поколений, вряд ли возможно говорить о ценностном разломе поколений. В данном случае следует констатировать ценностную адаптацию поколений к социокультурным изменениям.
Анализ динамики терминальных ценностей младшего поколения по опроснику ОТеЦ И.Г. Сенина, показал, что терминальные ценности в ходе формирующего эксперимента претерпели определенные изменения: понизилась значимость ценности высокое материальное положение, повысилась значимость ценности развитие себя, большую значимость для студентов приобрела ценность духовное удовлетворение.
К категории относительно устойчивых можно отнести ценности: собственный престиж, креативность и ценность сохранение собственной индивидуальности.
Приоритетными терминальными ценностями младшего поколения в соответствии с данными, полученными в ходе формирующего эксперимента,
являются ценности развитие себя, активные социальные контакты, духовное удовлетворение. В ходе формирующего эксперимента динамическим изменениям подверглась реальная структура ценностных ориентации студентов (рис. 2).
приятное времяпрепровождение
высокое материальное благосостоян ие
наслаждение прекрасным
помошь и милосердие любовь
познание нового
высокий социальный статус
признание и уважение людей
социальная активность
I до эксперимента ш после эксперимента
Рис.2. Динамика показателей реализации ценностных ориентаций младшей поколенной группой по методике Бубновой С.С.
Анализ реальной структуры ценностей показал статистически значимые различия по ценностям, которые в процессе формирующего эксперимента снизили свои показатели: приятное времяпрепровождение, отдых, высокое материальное благосостояние (1=3,56; р<0,01); высокий социальный статус и управление людьми (1=3,99 р<0,001). Повысили значимость ценности поиск и наслаждение прекрасным 0=6,0; р<0,01).
Таким образом, в ходе формирующего эксперимента произошло повышение значимости таких важных для молодежи ценностей, как достижения, развитие себя, духовное удовлетворение, активные социальные контакты, поиск и наслаждение прекрасным. Повысили ранг значимости ценности, которые являются традиционными ценностями русского народа: доброта, безопасность и традиции. Все перечисленные выше ценности,
повысившие свою значимость в ходе формирующего эксперимента, - это ценности, которые можно обозначить как постматериальные ценности, характеризующие духовно-нравственную направленность в ценностном поле поколений.
Снижение значимости в ходе формирующего эксперимента показала ценность высокое материальное положение, причем это снижение значимости выявлено по результатам, полученным по всем методикам, по которым осуществлялась повторная диагностика. Также меньшую значимость в ходе эксперимента приобрела ценность гедонизм и близко, стоящая по смыслу ценность приятное времяпрепровождение, отдых.
Взаимосвязь реальной структуры ценностей младшего поколения и среднего, а также младшего поколения и старшего до эксперимента и после него представлены в таблице 3.
Таблица 3
Значения корреляции реальной структуры ценностных ориентаций личности на межпоколенном уровне до и после эксперимента
Поколенные группы До эксперимента После эксперимента
Реальная структура ценностей младшей и средней поколенных групп г=0,75 р<0,01 1=0,88 р<0,001
Реальная структура ценностей младшей и старшей поколенных групп г=0,75 р<0,05 г=0,81 р<0,01
Как видно из результатов, полученных в ходе формирующего эксперимента, корреляционная связь между реальной структурой ценностей исследуемых поколений стала более тесной.
На основании проведенного экспериментального исследования выявлено, что вектор изменений в ценностном поле младшей поколенной группы, произошедших в ходе формирующего эксперимента, носит духовно-нравственную направленность, так как большим изменениям подверглись ценности, которые исследователи относят к постматериальным ценностям.
Для определения эффективности проведенного модульного курса «Историко-культурные и духовные основы российской цивилизации» в ходе формирующего эксперимента сравнивалась корреляционная связь изменений в парах исследуемых поколенных групп до эксперимента и после него по формуле:
У= Г2: Г1.
где У- коэффициент эффективности обучения;
П- корреляционная связь в парах исследуемых поколений до эксперимента;
Г2- корреяционная связь в парах исследуемых поколений после эксперимента.
Коэффициент эффективности технологии обучения в паре младшего и среднего поколения равен 1,17 (у=0,88 : 0,75 =1,17), в паре младшей и старшей поколенных групп коэффициент равен 1,08 (у=0,81 : 0,75=1,08). Значение коэффициента превышает единицу. Это является подтверждением того, что в процессе формирующего эксперимента реальная структура ценностей младшей поколенной группы была подвержена изменениям под влиянием учебной дисциплины.
В заключении подведены итоги теоретического и эмпирического исследования и сделаны следующие выводы.
Преемственность поколений - это сложный объективно - исторический, целенаправленный процесс постоянного воспроизводства культурно-исторических ценностей, определяемых общностью социальных условий и исторических задач, который может быть представлен в виде последовательных форм преемственности, имеющих циклический характер трансляции ценностных ориентаций от старших поколений к младшим поколениям.
В ходе исследования были выявлены особенности механизма преемственности:
-формирование ценностной системы младшего поколения не может осуществляться иначе, как исходя из системы ценностей старших поколений;
-механизмом передачи устойчивых элементов опыта от поколения к поколению выступают базовые ценности, которые преемник узнает и усваивает, часть из них отвергает, и на основании творчески осмысленного, молодое поколение создает новые ценности;
-механизм преемственности предполагает противостояние и конфликт поколений на ценностном уровне;
-процесс преемственности поколений может носить как осознанный, так и неосознанный характер. Его структура характеризуется непрерывностью, последовательностью, поступательностью, относительным постоянством, отклонением от однозначной ретрансляции, творчеством и инновациями.
В ходе исследования выявлено, что ценностное поле старшей, средней и младшей поколенных групп одновременно содержит базовые ценности традиционной русской культуры, идеологизированные ценности советской эпохи и либеральные веяния последних десятилетий. Большинство представителей исследуемых поколенных групп интегрированы в современное общество и сохраняют лишь элементы приверженности к традиционному типу культуры.
Выявлены ценности, которые объединяют различные поколения. Среди них: альтруизм, доброта, помощь и милосердие к другим людям, жизненная активность, авторитет, пренебрежение к богатству на уровне традиции и значимость высокого материального благосостояния на уровне поведения. Дифференцируют поколения ценности достижения, стимуляция, конформность, роскошная жизнь, известность и популярность.
Культурной спецификой механизма преемственности является «двойной стандарт», проявляющийся в том, что младшее поколение, усваивая ценности
старших поколений, наряду с содержанием ценностей, усваивает и расхождение между декларируемыми ценностями и реальной структурой ценностей;
Особенности действия механизма межпоколенной преемственности ценностных ориентации в современной России заключаются в том, что несмотря на глубокие системные трансформации, которые происходят в России, ценностные ориентации русских тяготеют к сохранению своего базового ценностного компонента, который является механизмом передачи устойчивых элементов ценностной системы от поколения к поколению.
На уровне нормативных идеалов сохраняется ценностная преемственность, выявлен непрерывный ценностный процесс, идущий от старшего поколения к среднему и младшему поколениям. Отмечается преемственность ценностей от старшего поколения к средней поколенной группе и меньшая ценностная связь между старшим поколением и младшим поколением.
Реализация механизма межпоколенной преемственности возможна в учебной деятельности и осуществляется поэтапно:
-отражение в содержательной стороне учебного курса, традиций, ценностных норм и особенностей национального характера русского народа, выработанного в ходе его исторического прошлого;
-привлечение внимания к таким нравственным категориям и понятиям, как долг, честь, совесть, благородство, толерантность, милосердие, добро, служение Отечеству;
-создание условий для свободного выбора высших ценностей через усложнение системы личностных ценностных конструктов.
В результате опытно-экспериментальной работы по реализации механизма межпоколенной преемственности в учебной деятельности, выявлена динамика ценностных ориентаций студенческой молодежи. Увеличилась теснота связей между реальной структурой ценностных ориентаций студентов и структурой ценностных ориентаций родительского и прародительского поколения. Вектор изменений в ценностном поле младшей поколенной группы носит духовно - нравственную направленность.
Организация учебной деятельности студентов с учетом этапов и механизма преемственности ценностей среднего и старшего поколений, способствующих актуализации базовых ценностей народа, обеспечивает достаточно эффективную динамику ценностных ориентаций и может рассматриваться как условие для возрождения культурно-исторических ценностей.
Основные положения и результаты исследования отражены в изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК РФ:
1. Шнуренко, Т.И. Ценностные ориентации представителей младшей, средней и старшей, поколенных групп на современном этапе [Текст] / Т.И. Шнуренко // Вестник Костромского Государственного Университета им. Н.А. Некрасова,- Кострома, 2008.- Т. 4. Серия: Педагогика. Психология.
Социальная работа. Ювенология. Социокинетика,- № 3.- С. 175-180. (0,3 п.л).
А также в следующих публикациях автора:
2. Шнуренко, Т.И. Кризисное состояние семьи в современных условиях [Текст] / Т.И. Шнуренко // Проблемы современной семьи: нравственно-психологические, правовые, социально-экономические аспекты: сб. материалов науч. конф. / ВЭПИ.- Воронеж, 2006,- С.75-78. (0,25 пл.).
3. Шнуренко, Т.И. Проблемы изучения ценностных ориентаций в условиях транзитивного общества России [Текст] / Т.И. Шнуренко // Актуальные проблемы гуманитарных наук в исследованиях молодых ученых и аспирантов: сб. материалов межвузовской науч. конф. / ВЭПИ,- Воронеж,
2007,- С. 259-262. (0,3 п.л.).
4. Шнуренко, Т.И. Православие как этническая константа русского народа [Текст] / Т.И. Шнуренко // Политическая социализация молодежи: теоретические и практические аспекты формирования электоральной культуры: сб. материалов межрегиональной науч. конф. - Старый Оскол, 2007- С. 152-155. (0,25 пл.).
5. Шнуренко, Т.И. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии в рамках традиционного направления [Текст] / Т.И. Шнуренко // Актуальные проблемы современной психологии: сб. материалов международной науч. конф. аспирантов и докторантов. - Воронеж,
2008. - С. 245- 249. (0,3 пл.).
6. Шнуренко, Т.И. Концепции и эмпирические подходы к понятию «поколение» [Текст] / Т.И. Шнуренко // Территория науки:- 2007.- № 6,- С. 194199. (0,3 пл.).
7. Шнуренко, Т.И. Ценности молодежи в свете поколенного подхода [Текст] / Т.И. Шнуренко // Высшее образование: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов всероссийской науч. кон. / БГТУ им. Шухова.- Губкин, 2008.-С. 106-110. (0,25 пл.).
8. Шнуренко, Т.И. Возможность использования пословиц в эмпирических исследованиях базовых ценностей [Текст] / Т.И. Шнуренко //Духовно-нравственное воспитание: светский и духовный подход: сб. материалов науч. конф. / БГУ.- Белгород, 2008,- С. 33-35. (0,25 пл.).
9. Шнуренко, Т.И. Этнические константы как механизм передачи ценностных ориентаций [Текст] / Т.И. Шнуренко // Человек в изменяющемся мире: социально-психологические проблемы: сб. материалов межрегионального семинара аспирантов.- Тамбов, 2007.- С. 200-203. (0,25 пл.).
Шнуренко Татьяна Ивановна
Динамика ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях межпоколенной преемственности
Автореферат
Подписано в печать 09.02.2009 г. Формат 60 х 84/16 . Бумага офсетная. Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ № 271
Отпечатано в типографии Воронежский ЦНТИ - филиал ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Мннпромэнерго России
394730, г. Воронеж, пр. Революции, 30