автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Этническое самосознание студентов педагогического вуза и его регулирование в учебной деятельности
- Автор научной работы
- Степанова, Галина Семеновна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Воронеж
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.07
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Степанова, Галина Семеновна, 1999 год
Введение.
Глава I. Теоретические аспекты этнического самосознания.
§1. Этническое самосознание как историко-культурнонравственная категория.
§2. Особенности динамики этнического самосознания в онтогенезе.
§3. Состояние этнического самосознания учащихся и молодежи.
Глава П. Организация и методы экспериментального исследования.
§1. Условия и этапы исследования jf*T.:.
§2. Методы экспериментального исследования.
Глава П1. Психолого-педагогическое регулирование этнического самосознания студентов педагогического вуза.
§1. Диагностика особенностей этнического самосознания студентов.
§2. Организация опытно-экспериментальной работы по регулированию этнического самосознания студентов в условиях учебной деятельности.
§3. Динамика этнического самосознания в процессе учебной деятельности.
Введение диссертации по психологии, на тему "Этническое самосознание студентов педагогического вуза и его регулирование в учебной деятельности"
Проблема возрождения национальной (этнической) культуры является предметом рассмотрения в самых разнообразных отраслях современного научного знания: от путей развития отечественной экономики до поиска новых ориентиров в воспитании подрастающего поколения.
Обращение к национальной культуре, опыту, накопленному веками в перелрмные, кризисные моменты развития общества, вполне закономерно и неоднократно наблюдалось в истории.
На рубеже XVIII и XIX веков Россия обратилась к глубинному пониманию своей культурной индивидуальности, что привело к становлению подлинно национального самосознания. Следствием этого стало формирование высокой "элитной" национальной культуры, которая реализовала себя во всех сферах жизни российского общества: в государственности, интенсификации промышленного производства, в формировании новой системы ценностей, среди которых важнейшей стало "светское знание и обеспечивающая его система народного просвещения" /44/.
Сегодня для России, как и двести лет назад, актуальна проблема возрождения этнокультурного потенциала как в материальной, так и в духовной сфере. Одним из путей в достижении этой цели является обращение к возрождению, воспитанию и укреплению самосознания народа.
В докладе "Образование: сокрытое сокровище", подготовленном Международной комиссией по образованию XXI века, подчеркнуто, что главными в XXI веке будут противоречия между глобальными и локальными проблемами: как постепенно стать гражданами мира без утраты собственных корней, как обеспечить диалектическую связь независимости со свободой и развитием других. Эти противоречия ставят задачу пересмотреть этические и культурные аспекты образования и обеспечить каждому возможность понять другого во всем его своеобразии. Для достижения этой задачи, подчеркивает Жак Делор, "следует начать с того, чтобы научиться понимать самих себя" /35/.
Познание и понимание самих себя определяет этнокультурное состояние России и ставит задачи перед современной системой образования.
Апелляция к этническому самосознанию в кризисные моменты развития общества показывает его регулирующую роль в истории и позволяет уточнить психологический механизм.
Последний, по мнению многих отечественных философов, социологов, психологов (Н.Бердяев, Ю.Бромлей, А.Никишенков, С.Чешко), проявляется в глубинности, безотчетности, некоторой иррациональности, которые особенно становятся заметны в переломные, кризисные периоды, когда разрушается система устоявшихся стереотипов, ценностей, социальных структур.
Регулирующая роль этнического самосознания в истории заключается в его отношении к связи поколений. Предполагается, что если не произойдет идентификации ряда поколений этноса друг с другом, ^ли не реализуется "трансляция" этнокультурного опыта, то не сложится и этнической истории как межпоколенной истории этнического социума.
В начале XX столетия в России происходят события, наложившие отпечаток на историю русского этнического социума, что проявилось в кризисе этнического самосознания, этнической идентичности.
В связи с этим думается, что национальное безразличие, нигилизм, критическое отношение к себе, своей стране есть результат разрыва межпоколенных этнических связей последних десятилетий. Причем наблюдается "двойной" разрыв: с одной стороны, между дореволюционной Россией и ее этнокультурным опытом и между Советской Россией. С другой стороны, между Советской Россией и ее неподдающимся однозначным оценкам социальным и культурным опытом и современным поколением молодежи. Сегодня отчетливо вырисовывается проблема: не ускользнет ли окончательно эта нить, связывающая прошлое России, ее культуру, настоящее и будущее, и не упускаем ли мы последнюю возможность в выборе средств и способов выхода из современного кризиса России, проявляющегося на экономическом, политическом, социальном, культурном уровнях.
На уровне личности социокультурный кризис выступает как кризис идентичности ее граждан со своей страной, а у русских со своим Этносом.
Кризис этнической идентичности русских усматривается в реальной угрозе потери позитивной идентичности или самоуважения, при этом вестернизация образа жизни и общественного сознания русских чревата постепенной утратой самобытности.
Исследование этнического самосознания русских чрезвычайно важно. Русские в России составляют большинство, и от того, как чувствует, как самоощущает себя большинство, зависит будущее. То, какой видит себя этническая общность, имеет важное значение как для нее самой, так и для всех тех, кто с ней взаимодействует. Уверенность в своей собственной позитивной групповой идентичности - основание и гарант для уважения других этнических групп, с которыми она вступает в контакт.
Осознание ответственности за сохранность неповторимости этнического самосознания, русского менталитета нынешнего поколения, ставит вопрос о необходимости воспитания этнического самосознания школьников и молодежи, прежде всего студенческой, так как эта группа составит образованное русское общество в будущем, носителя русской национальной культуры.
На эту проблему указывал еще К.Д.Ушинский, отмечая в качестве важнейшей цели образования "воспроизводство духовйого потенциала нации". Аналогичную проблему отмечают многие современные педагоги (И.Ф.Гончаров, В.А.Кобылянский, Т.И.Рассадина, В.Ю.Троицкиц, В.Ю.Хотинец и др.).
Организация и содержание образовательного процесса в педагогических вузах показывает, насколько серьезна проблема этнического самосознания будущего учителя, основная задача которого гармонизировать взаимоотношения учащегося и изменяющегося социокультурного окружения. Своеобразное положение современной школы заключается в том, что в ней работают учителя - представители разных поколений. С одной стороны это педагоги, воспитанные в условиях культурной ситуации советской России, с другой - это новое поколение учителей, воспитанное в условиях реформируемой России, и с третьей - сегодня в педагогических вузах идет подготовка специалистов, фактически воспитанных в условиях уже кризисной России. И от самосознания последних в большей степени зависит, сможет ли Россия в XXI веке разрешить основное противоречие: интегрироваться в мировое целое, не забывая, не теряя своих корней.
Прикладные исследования этнического самосознания осуществляются обычно в условиях этнокультурных контактов, т.к. межэтническое взаимодействие является фактором, способствующим формированию этнического самосознания и более четкому его проявлению.
Этнокультурное состояние общества актуализирует проблему и в однородных по этническому составу областях. Такой областью является Воронежская. Исторически она не является йолиэтничной, но в последнее время и для нее становятся актуальными межэтнические отношения из-за достаточно интенсивных миграций из ближнего зарубежья.
Миграционные процессы ставят ряд проблем перед учителями, т.к. в школах, особенно сельских, все больше появляется детей иных национальностей. Это требует особых условий в организации учебно-воспитательного процесса: от учета особенностей образа жизни этих детей до умения работать с их различными возрастными категориями.
В связи с этим подготовка будущих учителей к межкультурному взаимодействию является важной частью общей подготовки студентов к педагогической деятельности. Выдвигается на передний план закономерность взаимосвязи самоотношения и понимания, принятия "другого" в его этнокультурном своеобразии.
Анализ работ, посвященных особенностям подготовки к межкультурному взаимодействию, в том числе будущих учителей (Г.В.Давлякамова, Г.Ю.Нагорная, Л.И.Орешкина, Л.Б.Шиповская и др.) подтверждают важность актуализации в этом процессе собственного этнического самосознания студентов, указывают на сложность этого процесса и возможность его в учебной деятельности.
Учитывая констатируемый ранее кризис этнической идентичности русских, интерес представляют особенности этнического самосознания студентов педагогического вуза, преобладающая часть которых является русскими.
Важность исследования этнического самосознания будущих учителей Воронежской области актуальна еще с общекультурных позиций. При рассмотрении этих позиций мы исходим из понимания социо- и этнокультурного богатства провинции, где сохраняются наиболее глубокие корни национальной культуры.
Воронежская область является провинцией в лучшем смысле этого слова. На роль провинции в культурном возрождении России указывают в последнее время все большее количество авторов, которые считают, что она способна сегодня, как и сотню лет назад, обогатить отечественную культуру новыми индивидуальностями, а историко-культурный опыт может подсказать перспективные пути и формы развития российской культуры. Но прежде чем искать новые пути и формы^ развития культуры, необходимо выяснить сегодняшнее социо- и этнокультурное состояние провинции.
Таким образом, актуальность исследования этнического самосознания студентов педагогического вуза, будущих учителей, просматривается с двух сторон: этнокультурной (возрождение и сохранение национальной культуры через обращение к самосознанию молодежи) и с профессионально-педагогической (необходимость "транслирования", передачи этнокультурного опыта подрастающему поколению и необходимость межкультурных контактов, понимания и принятия "других" по этническому признаку).
Настоящее исследование посвящено рассмотрению важности этнического самосознания в профессионально-педагогической подготовке студентов.
Практика показывает, что готовность будущих учителей "транслировать" национальную культуру подрастающему поколению и готовность к благоприятному межкультурному взаимодействию сформирована недостаточно и нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Организация этой деятельности требует рассмотрения следующих противоречий:
- между принятием студентами собственной культуры и уважением других культур;
- между необходимостью "транслировать" достижения национальной культуры и фактическим отчуждением от нее;
- между готовностью сохранить и совершенствовать этнокультурный образ "Я" и умением противостоять довлеющему потоку массовой зарубежной культуры.
Эти противоречия порождают проблему актуализации Этнического самосознания студентов с целью преодоления негативной этнической идентичности в^ условиях профессионально-педагогической подготовки.
Учитывая, что становление этнического самосознания происходит на более ранних этапах онтогенеза, чем завершающий этап юности, в котором находятся студенты, считаемым более приемлемым термин актуализация, под которым понимаем осознание значимости этнокультурного знания и появление потребности в его углублении.
Принимая во внимание, что актуализация этнического самосознания может параллельно вызывать усиление этноцентрических позиций, фрустрацию, антагонистическое противопоставление, возникает необходимость его регулирования.
Регулирование заключается в создании условий для положительной актуализации этнического самосознания и ослабления негативной стороны этого процесса.
Сущность проблемы нашла отражение в теме исследования: "Этническое самосознание студентов педагогического вуза и его регулирование в учебной деятельности".
Цель исследования - определение условий положительной актуализации этнического самосознания, как необходимого компонента подготовки к педагогической деятельности.
Объект исследования - студенты педагогического вуза в процессе подготовки к педагогической деятельности.
Предмет исследования - этническое самосознание будущих учителей и его актуализация в процессе регулирования в условиях учебной деятельности.
Гипотеза. Достижение положительной актуализации этнического самосознания студентов в учебной деятельности возможно при создании условий организации познавательной деятельности студентов с учетом особенностей формирования этнического самосознания, адекватного контексту содержания учебной деятельности, активных методов обучения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать особенности этнического самосознания студентов педагогического вуза.
2. Изучить динамику этнического самосознания в процессе подготовки студентов к межкультурному общению в условиях учебной деятельности.
3.Разработать последовательность этапов регулирования положительной актуализации этнического самосознания.
Методологической основой исследования явились положения о национальном самосознании как частном случае общей категории сознания (Г.М.Андреева, Ю.В.Бромлей, И.С.Кон и др.); о единстве сознания и Деятельности, общего и особенного в формировании личности, взаимосвязи индивидуального и коллективного (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).
Теоретической основой исследования явились труды ученых о необходимости воспитания этнического самосознания (К.Д.Ушин-ский, П.Ф.Каптерев), о исторических корнях этнического самосознания (Б.Ф.Поршнев), его развитии в структуре личностного самосознания (В.П.Левкович, В.С|Мухина, В.В.Столин и др.).
Для достижения поставленных целей и задач, в соответствии с особенностями исследуемого феномена, были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, этнологической, психологической, педагогической литературы; наблюдение за студентами в условиях учебной деятельности; опрос, методы исследования этнических стереотипов (свободное самоописание, приписывание качеств, метод полярных профилей Дж.Пибоди); методика М.Куна-Т.Макпартленда, именуемая далее как методика "20 ответов" для исследования особенностей этнической идентичности; методика М.Рокича по исследованию ценностных ориентаций; методика по исследованию смысложизненных ори-ентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева, модифицированная шкала одиночества Дж.Рассела. Разработан опросник, направленный на исследование всех структурных компонентов этнического самосознания.
Для обработки полученных данных использовались статистические методы: корреляционный анализ, t - критерий Стьюдента для проверки значимости различий; подсчитывались средние арифметические значения, процентная выраженность, проводился качественный анализ полученных данных.
Опытно-экспериментальная база. Экспериментальная работа и анализ исследовательских данных проводились на базе Воронежского педагогического университета в процессе чтения на протяжении пяти лет авторского курса "Психология межнационального общения" на факультетах: филологическом, иностранных языков, психологическом, начального обучения, физико-математическом, музыкально-педагогическом.
Достаточно обширный сравнительный экспериментальный материал получен из школ № 1,9, 26, 38 г. Воронежа, а также сельских школ Новоусманского, Нижне-Девицкого, Богучарского районов Воронежской области.
Всего в исследовании приняли участие 680 человек, из которых 150 - учащиеся 10-11 классов. 30 человек - студенты-иностранцщ, изучающие русский язык в вузах г. Воронежа.
Исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе (1989-1992 гг.) уточнялась проблема, определялась ее актуальность, проводился анализ теоретической литературы. Проблема и ее актуальность была определена в результате естественного включенного наблюдения за процессом актуализации этнического самосознания различных этнических групп в условиях межэтнической конфронтации в Молдове в этот период.
На втором этапе (1993-1996 гг.) осуществлялось наблюдение за особенностями динамики этнического самосознания студентов Воронежского педагогического университета в условиях учебной деятельности. Уточнялись цель, предмет, гипотеза исследования.
На третьем этапе (1996-1998 гг.) была Организована опытно-экспериментальная работа, определены этапы актуализации этнического самосознания и условия его регулирования, обобщались результаты исследования.
Научная новизна и теоретическое значение работы заключается в рассмотрении этнического самосознания в его глубинной историо-генетической опосредованности, в связанности с социо-культурными и региональными условиями; в определении этапов актуализации этнического самосознания; в разработке научно-обоснованных условий регулирования этнического самосознания в учебной деятельности; выявлении особенностей динамики отдельных структурных компонентов этнического самосознания.
Практическая значимость исследования:
- разработан авторский лекционно-практический курс "Психология межнационального общения" с целью подготовки студентов педвуза к межкультурному общению, с учетом особенностей динамики этнического самосознания и условий его регулирования;
- выявлены особенности этнического самосознания русских студентов и старшеклассников, показавшие наличие положительного этнокультурного потенциала, имеющие, в силу достаточно большой выборки социологическое значение;
- разработаны методические основы актуализации этнического самосознания в условиях учебной деятельности.
Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательной работе школ, в подготовке будущих учителей, в повышении квалификации учителей, в прогнозировании социокультурного развития Воронежской области.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются подбором диагностических методик, адекватных особенностям структуры исследуемого феномена; применением совокупности взаимодополняющих методик; использованием методического приема свободных самоописаний и формализованного опроса; получением экспериментальных данных на достаточно большой по объему выборке; качественным и количественным анализом особенностей этнического самосознания на начальном и завершающем этапе опытно-экспериментальной работы, а также применением методов математической статистики для обработки данных.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Этническое самосознание выступает важным компонентом подготовки студентов к педагогической деятельности и может бь!ть актуализировано в условиях учебной деятельности.
2. Положительная динамика этнического самосознания осуществляется более интенсивно в процессе его поэтапной актуализации в условиях учебной деятельности содержательно адекватной этнокультурному и профессиональному контексту.
3. В этническом самосознании студентов отражаются особенности социо- и этнокультурной ситуации в обществе и регионе, проявляясь в противоречивости автостереотипа и слабой выраженности этнокультурного компонента Я-образа.
4. Эффективное регулирование процесса актуализации этнического самосознанщя студентов педагогического вуза невозможно без учета психологического механизма формирования (сравнение, противопоставление, идентификация) рассматриваемого феномена.
Апробация работы. Основные идеи исследования сообщались на заседаниях отдела по изучению национальных меньшинств Академии Наук Молдовы (1992 г.), на заседаниях лаборатории по изучению межгрупповых отношений Института психологии РАН (Москва, 1993 г.), на шестой Всероссийской научно-практической конференции "Русская современная школа" (Санкт-Петербург, 1998 г.), научно - практической конференции "Культура в системе общественного воспитания" (Воронеж, 1998 г.), Международном симпозиуме по исторической психологии Российского сознания (Самара, 1999 г.).
Внедрение результатов. Результаты исследования используются в учебном процессе Воронежского педагогического университета при чтении общих курсов "Психология развития", "Введение в психологию", авторских курсов "Психология межнационального общения" и "Этнопсихология", а также в консультировании студентов в процессе педагогической практики, как в городских, так и в сельских школах Воронежской области.
Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"
Результаты исследования представлены в следующем параграфе.
§ 3 Динамика этнического самосознания в процессе учебной деятельности
На завершающем этапе экспериментального исследования научным интересом были изменения в этническом самосознании студентов в результате активной деятельности самопознания, начальным этапом которой была работа с методикой приписывания качеств.
Усложнение проведения методики (приписывание качеств с точек зрения "Я-как личность", "Я-как представитель культуры", "Типичные русские" в трех временных измерениях: в прошлом, настоящем, будущем) предполагало и сложности, которые встанут перед студентами в процессе работы с этой методикой. Задание сопровождалось просьбой прокомментировать трудности, с которыми студенты столкнулись в процессе работы. Вопросом о трудностях работы с методикой мы преследовали также цель подтвердить наше предположение, сделанное на предыдущем этапе исследования о незавершенности образа "Я-как представитель культуры", и подтвердить необходимость введения дополнительных условий для его актуализации.
Анализируя ответы студентов по поводу трудностей работы с вышеназванной методикой, мы убедились в правильности наших предположений. Так, 41,0% опрошенных студентов ответили, что наиболее трудным было определение качеств на уровне "Я-как представитель культуры", 3,4% ответивших отметили, что трудности возникли при выборе качеств на уровне "Я-как личности", 6,9% - на уровне "Типичные русские" и 12% отметили сложности с разграничением характеристик во времени.
Дальнейшая обработка результатов проводилась аналогично обработке по такой же методике на первом этапе исследования, т.е. под-считывалась частота приписывания тех или иных качеств. Кроме этого, анализировалось количество противоречивых, неопределенных, положительных и негативных автостереотипов, а также анализировалась степень совпадения (количество совпадений) в стереотипах "Я-как личность" и "Я-как представитель культуры", и в стереотипах "Я-как представитель культуры" и "Типичные русские".
Результаты проведения методики оказались следующими.
Обнаружилось значительное различие в автостереотипах типичных русских в прошлом, настоящем и будущем. Образ русских в прошлом и образ русских в будущем в значительной мере более положителен, чем образ русских в настоящем. Так, студенты считают, что русские в прошлом были смелыми, мужественными (отметили 75,9% опрошенных студентов), героическими (68,9%), адаптирующимися (51,7%), гостеприимными (41,4%), солидарными (41,4%), религиозными (40,0%>), склонными подчиняться (40,0%).
В будущем студенты видят русских духовными (62,1%), образованными (55,2%), целеустремленными (51,5%), умными (48,3%), миг ролюбивыми (44,8%), мудрыми (44,8%), уважающими традиции (44,4%), религиозными (37,9%).
Современных же русских студенты видят склонными к пьянству (61,7%), ленивыми (58,3%), противоречивыми (51,4%), стойкими (50,0%), не уважающими чужую собственность (44,5%), безразличными (41,8%), адаптирующимися (40,0%), терпеливыми (40,0%), бескультурными (39,5%). Более полное изложение содержания вышеуказанных стереотипов приведено в табл. 11.
Такая поляризация автостереотипов в некоторой степени проясняет источник противоречивых и неопределенных стереотипов, выявленных на предыдущих этапах. Сочетание положительных характеристик, присущих, по мнению студентов^ русским в прошлом и негативных характеристик, присущих русским сегодня и дает, по нашему мнению, противоречивые и неопределенные (то есть сочетающие положительные и негативные характеристики) стереотипы.
Существование в самосознании студентов положительного образа русских в будущем свидетельствуют о потенциальной готовности к самосовершенствованию. Но необходимо отметить, что 13,8% студентов считают, что в будущем навряд ли что-то изменится, и русские по-прежнему будут склонны к пьянству, останутся ленивыми и жестокими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной опытно-экспериментальной работы по регулированию этнического самосознания студентов педагогического вуза в условиях учебной деятельности можно сделать следующие выводы.
- Этнокультурная ситуация в регионе обуславливает степень выраженности в самосознании студентов этнонима в зависимости от интенсивности межнациональных контактов.
- Социокультурная ситуация в России отражается на формировании негативного автостереотипа "современные русские", который приходит в противоречие с положительными автостереотипами "русские в прошлом" и "русские в будущем".
- Для этнического самосознания студентов и старшеклассников характерно: незначительная выраженность этнонима, неактуальность этнокультурных проблем для большей части испытуемых, некоторая противоречивость и неопределенность автостереотипа, положительное эмоциональное самоотношение в связи с этнической принадлежность.
В ходе экспериментального исследования не обнаружено негативной этнической идентичности или потери самоуважения русских студентов и старшеклассников.
Студенты и школьники отмечают в связи с ощущением своей этнической принадлежности чувство гордости, духовной близости с народом, независимо от степени актуализированности этнонима и актуальности для них этнокультурных проблем.
Такие чувства у молодого Поколения, выросшего в период реформируемой и кризисной России, говорит о глубинности этнического знания, об объективных социально-психологических механизмах его регулирования. Отрицание своей этнической сущности предполагает рассогласованность на когнитивно-эмоциональном уровне, или внутри личностный конфликт.
- Результатом регулирования процесса актуализации этнического самосознания студентов является усиление его положительной направленности, что проявляется в увеличении частоты появления этнонима, в осознании значимости этнокультурных проблем, в увеличении доли положительных и снижении доли противоречивых стереотипов, в снижении тенденции к оценочно-сравнительному подходу к другим национальностям, в ослаблении активной установки на участие в возможных межэтнических конфликтах.
- Положительная актуализация этнического самосознания студентов достигается поэтапно; появление интереса к этнокультурному знанию и осознание его значимости, формирование потребности в его углублении и затем содержательное наполнение этнокультурных образов "Они", "Мы", "Я"
- Организация познавательной деятельности студентов с учетом механизма формирования этнического самосознания, адекватное контексту содержание учебной деятельности, активные методы обучения обеспечивают эффективное регулирование процесса актуализации этнического самосознания студентов.
На основании достаточно большой выборки испытуемых можно утверждать, что несмотря на социокультурный кризис, переживаемый Россией, для этнического самосознания русских студентов и школьников характерен позитивный эмоциональный компонент, который может рассматриваться как этнокультурный потенциал возрождения и сохранения национальной культуры.
Организованная профессиональная подготовка по данному направлению позволит расширить возможности будущих учителей по возрождению национальной культуры через систему учебной и воспитательной работы.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Степанова, Галина Семеновна, Воронеж
1. Абдулйтипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я". -М.: Мысль, 1991.-170с.
2. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. -МГУ, 1983.144с.
3. Александренков Э.Г. Этническое самосознание, или этническая идентичность?//Этнографические обозрение. -1996. -№3.
4. Алексеева Л.И. Психологические особенности межэтнического восприятия подростками друг друга //Автореферат дисс. канд. псих. наук. -М., 1994.
5. Алиева Ш.Б. Этнопсихологические особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте //Автореферат дисс. канд. псих, наук. -Москва, 1997.
6. Андронова Т.В. Воспитание у учащихся черт национального характера в процессе изучения русской литературы //Автореферат дисс. канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 1998.
7. Антонова Н.В. Проблемы личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной пси-хЬлогии//Вопросы психологии, 1996. -№1, -С.131-143.
8. Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества //Расы и народы. -Вып.2. -М., 1972.
9. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. -М.: Мысль, 1997,-ЗОЗс.
10. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. -М: Педагогика, 1989.-560с.
11. Батурина Г.И., Кузина Т.Р. Русский этнос: сохранение и развитие его языка и духовности //Этническое и языковое самосознание. Материалы конференции. -Москва, 13-15 дек., 1995. -178с.
12. Бейгулова Н.И. Личностные и социально-культурные особенности морального "Я" студентов //Автореферат, дисс. канд. пед. наук.
13. Бердяев И. Судьбы России. Опыты по психологии войны и национальности. -М.: Мысль, 1990. -205с.
14. Богданов Е.Н. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего учителя. Автореф. докт. дисс. -М., 1995. -49с.
15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. -464с.
16. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века//Вопросы психологии. -1993.-№1. -С.6-13.
17. Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной системе) //Вопросы философии. -1988. -№7. С.16-28.
18. Бромлей Ю.В., Козлов В.И. Этносы и этнические процессы как предмет исследования //Этнические процессы в современном мире. -М.: Наука, 1998. -446с.
19. Бромлей Ю.В., Чистов К.В. Этнография восточных славян. -М: Наука, 1987. -556с.
20. Будилова Е.А. Социально-психологическйе проблемы в русской науке. -М.: Наука, 1983. -232с.
21. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности //Психологический журнал. -1996. -Т. 17. -№5. -С.69-75.
22. Васильев Е.В. Теоретическая и практическая подготовка студентов к воспитанию у учащихся гуманности в сфере межнациональных отношений //Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Казань, 1996.
23. Выготский JI.C. Собрание сочинений.: в 6т.- Т.З. -М.: Педагогика, 1983. -367с.
24. Гаджиев А.Х. Проблемы марксистской этнической психологии. Ростов-на-Дону, 1982. -181с.
25. ГодфруаЖо. Что такое психология? Ч.П. -М.: Мир, 1992. -370с.
26. Гончаров И.Г. Новая школа России: какой ей быть //Воспитание школьников. -1997. -№1. -С.2-5.
27. Грачева A.M. Психодогический анализ особенностей становления национальной идентичности подростков (на материалах исследования старшеклассников русской и еврейской национальности //Автореф. дисс. канд. псих. наук. -М., 1996.
28. Григорьева Н.А. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на Отечество (на примере гуманитарных дисциплин) //Дисс. канд. пед. наук. -Волгоград, 1998.
29. Гудзовская А.А. Социально-психологическое исследование становления социальной зрелости //Автореф. дисс. канд. психол. наук.-Самара, 1998.
30. Гумилев Л.Н. От Руси к России. -СПб., ЮНА, 1992. -268с.
31. Давлякамова Г.В. Подготовка студентов пед. вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе //Автореф. канд. пед. наук. -Волгоград, 1998.
32. Дашдамиров А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности //Советская этнография, 1977. -№5. -С.3-13.
33. Делор Жак. Образование: необходимая утопия //Педагогика.-1998. -№5. -С.6.
34. Динамика ценностей населения реформируемой России /Под ред. Н.И. Ланина, Л.А. Беляевой. -М., 1996. -221с.
35. Доронченков В.В. Русские между прошлым и будущим //Социально-политический журнал. -1993. -№4. -С. 11-20.
36. Дробижева JI.M. Культура и национальное самосознание //Советская культура. 70 лет развития. -М.: Наука, 1987. -С.237-244.
37. Дробижева Л.М. Методологические и методические проблемы исследования этнического самосознания //Актуальные проблемы социальной психологии. -4,2. -Кострома, 1986. -171с.
38. Дробижева Л.М. Национальное самосознание и динамика культуры//Нация и культура. -Таллин, АНЭССР, 1985. -136с.
39. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика //Советская этнография. -1991. -№1. -С.3-13.
40. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии //Психологический журнал. -1981. -№5.
41. Зимин А.И. Европоцентризм и русское национальное самосознание //Социологические исследования. -1996. -№2. -С.55-62.
42. Ильин И.А. Путь к очевидности. -М., -1993. -431с.
43. Калтыхчан С.Т. Марксистско-ленинская теория наций и современность. -М.: Политиздат, 1983. -367с.
44. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М: Педагогика, 1982. -703с.
45. Карлов Н.В. Честь имени, или о русском национальном самосознании //Вопросы философии, -1997. -№4. -С.3-18.
46. Касьянова К. О русском национальном характере. -М., 1994.367с.
47. Кириллова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности (на материале исследования старших школьников) //Автореф. дисс. канд. псих. наук. -Пермь, 1997.
48. Кобылянский В.Д. Национальная идея и воспитание патриотизма//Педагогика, -1998. -№5. -С.52-58.
49. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. -М: Просвещение, 1991. -143с.
50. Ковалевский П.Н. Психология Русской нации. СПб., 1915.
51. Козлов. В.И. Вымирание русских: историко-демографический кризис или катастрофа //Вестник РосАН. -1995. -Т.65. -№9. -С.774.
52. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса //Советская этнография. -1974. -№2. -С.79-92.
53. Кокшаров Н.В. Нация и культура (социально-философский анализ). -Новгород, 1997. -139с.
54. Колин Ю.В. Непроизвольный образ мира и коллективное сознание //Автореф. канд. философск. наук. -Ростов-на-Дону. -1997.
55. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. -М., 1984. -335с.
56. Кон И.С. К проблеме национального характера //История и психология. -М.: Наука, 1971. -С.122-158.
57. Кон И.С. Ребенок и общество. -М.: Наука, 1988. -269с.
58. Королев С.И. Элементы духовной культуры в этнической психологии //Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975, -С.206-220.
59. Костинников В.Н. Формирование исторического самосознания младших подростков //Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Ставрополь, 1998.
60. Кочубей Б.И. Возвращение в семью народов //Вестник АН СССР. -1991. -т. -С.66-70.
61. Коялович М.О. История русского самосознания. -СПб, 1884.603с.
62. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. -МГУ, 1995. -222с.
63. Крамник В.В. Имидж реформ: психология и культура перемен в России. -СПб, 1995. -117с.
64. Клюкина Т.В. Самоопределение человека в этнокулыуре Древней Руси: традиции и преемственность //Автореф. дисс. канд. филос. наук. -Екатеринбург, 1998.
65. Курачев Д.Г. Психологические особенности самосознания юношей и девушек из религиозного движения международное общество сознания Кришна//Автореф. дисс. канд. псих. наук. -М., 1997.
66. Лебедева Н.М. Новая Русская Диаспора: социально-педагогический анализ. -М., 1997.
67. Лебедева Н.М. Как "лечить" национальную психологию //Новый мир. -1996. -№1. -С.232-239.
68. Лебедева Н.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности //Психологический журнал. -Т. 17. -№4, 1996. -С.32-42.
69. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых //Советская этнография, 1973. -№5. -С.123-131.
70. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания //Социальная психология и общественная практика. -М.: Наука, 1985. -С. 138-152.
71. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. -304с.
72. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. ~М., 1992. -17с.
73. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). -М., 1992. -16с.
74. Лихачев Д.С. Национальное самосознание древней Руси. -М.Л.: Изд. АН СССР, 1945. -118с.
75. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя //Новый мир. -1994. -№6.-С.113-120.
76. Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства. -Л, 1945. -432с.
77. Малыгина И.В. Проблема взаимодействия культуры и национального самосознания //Диссерт. канд. философ, наук. Моск. ин-т культуры. -1993.
78. Мамбеева А.С. Изучение русской этнической самоидентичности //Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1996.
79. Муретов Д. Этюды о русском национализме //Русская мысль, 1916. -№2.
80. Мухамметбердиев О.В. Национальное самосознание. Рос. Акад. образования. -М., 1992. -140с.
81. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. -М., МГПИ, 1985.103с.
82. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее //Психологический журнал. -1994. -№3. -С.42-49.
83. Мыльников А.С. Народы Центральный Европы: формирование национального самосознания (ХУШ-ХГХ вв.). -СПб., Петрополис, 1997. -176с.
84. Нагорная Г.Ю. Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе //Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Ставрополь, 1998.
85. Нерознак В.П. Национальное самосознание: концепт и структура //Этническое и языковое самосознание. Материалы конференции. -Москва, 13-15 дек, 1995.
86. Науменко Л.И. Исследование этнической и гражданской идентификации студентов //Социально-педагогические исследования межнациональных отношений. -М., ИПРАН, 1993. -С.232-249.
87. Никольский В.И. О русском национальном самосознании. Очерк. -СПб., 1907.
88. Новиков А.С. Перспективы русского национализма //Дружба народов. -1993. -№9. -С. 195-203.
89. Новикова Л.Г., Овсянников К.А., Ротман Д.Г. Стереотипы исторического самосознания (по материалам межрегионального исследования) //Социологические исследования. -1989. -№15. -С.3-12.
90. Огнин Модест. Особенности структуры самосознания этнических jpynn Бенина в современных условиях //Диссерт. канд. псих. наук. -Москва, 1996.
91. Овсяннико-Куликовский Д.Н. Психология национальности. Пб., 1921.-58с.
92. Оганджанян Р.С. Некоторые вопросы формирования этнических стереотипов в мононациональной среде //Психологический журнал. -Т. 10. -1989. -С.49-54.
93. Основные показатели естественного движения населения Воронежской области за 1990/1991-1997г. Стат. сборник. -Воронеж, 1998.
94. Орешкина Л.И. Диалог культур в профессиональном становлении личности учителя//Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Москва^ 1996.
95. Орлова Е.А. Формирование психологической готовности к педагогическому общению у будущих учителей. Автореф. докт. дисс. -М., 1998. -42с.
96. Павлова-Сильванская М. Свои и чужие //Новое время. -№49, 1995. -С.33-35.
97. Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции (на примере Западного Кавказа. -СПб., 1996. -302с.
98. Пепло Летиция, Мицели Мария, Мораш Брюс. Одиночество и самооценка//Лабиринт одиночества. -М.: Прогресс, 1989. -С. 169-190.
99. Пибоди Д„ Шмелев А.Г., Андреева М.К., Граменицкий А.Е. Психоеематический анализ стереотипов русского характера: кросскуль-турный аспект // Вопросы психологии. 1993. -№3. -С.101-109.
100. Полякова А. Л. Формирование деловых качеств личности в условиях этнокультурной направленности образования. //Автореф. канд. пед.наук,. -Волгоград, 1998.
101. Попова И. М. Ценностные представления и "парадоксы" самосознания //Социологические исследования. -1994. №4. -С.29-36.
102. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. -М.: Наука, 1979.-231с.
103. Рассадина Т.А. Императивы Русской кулыуры в нравственных ориентациях студентов педагогического вуза //Дисс. канд. социол. наук. -М., 1995.
104. Рассел Д. Измерения одиночества //Лабиринты одиночества. -М.: Прогресс, 1989. -С.192-226
105. Розанов В.В. Сумерки просвещения. -М.,1990. -620с.
106. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков //Дисс. канд. псих. наук. -М., 1996.
107. Ромах О.В. Генезис национального самосознания провинции //Феномены провинции. Проблемы национального самосознания. Межву-зовск. сб. научн, тр. -Тамбов: ТГУ, 1997. -С.5-1$.
108. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-411с.
109. Рывкйна Р. Евреи в постсоветской России- кто они? -М,, 1996.239с.
110. Рыжова С. В, Опыт эмпирического исследования межэтнического восприятия (на примере русских в Эстонии) // Этнические факторы в жизни общества. -М., 1991. -С.41-52.
111. Садлер Уйльям, Джонсон Томас. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества. -М., 1989. -С.21-51.
112. Сайко Е. А. Российская провинция как социокультурный феномен // Автореф. дисс. канд. филос. наук. -М., 1997.
113. Сикевич Э.В. Русские: "образ народа". -СПб., 1996. -152с.
114. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии, -СПб., Санкт-Петербургский ун-т, 1996. -183с.
115. Снежкова И. А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества//Советская этнография. -1982. -№1. -С.80-88.
116. Соснин В. А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции межнациональной идентификации // Психологический журнал. -Т. 18. -№1. -1997. -С.50-60.
117. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. -М., 1998.
118. Стефаненко Т.Г. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию // Стефаненко Е.Г., Шлягина В.И. Методы этнопсихологического исследования. -МГУ, 1993. -С.55-78.
119. Стефаненко Т.Г. Методы исследования этнических стереотипов //Стефаненко Е.Г., Шлягина В.И. Методы этнопсихологического исследования. -МГУ, 1993. -С. 3-17.
120. Столин В.В. Проблема самосознания личности с позиции теории деятельности А.Н. Леонтьева // Леонтьев А.Н. и современная психология. -МГУ, 1983. -С.220-231.
121. Столин В.В. Самосознание личности. МГУ, 1983. -285с.
122. Страда В. Национализм русский, национализм советский, постнационализм // Человек. -1991. -№ 6. -С.59-64.
123. Строганов В. Русский национализм. (1912 г.). -М., АКИРН, 1997. -92с.
124. Сусоколов А.А. Этносы перед выбором //Социологические исследования. -1988. -№6. -С.32-40.
125. Таболина Т. В. Этническая проблематика в современной американской науке: критический обзор основных этносоциологических концепций. -М.: Наука, 1985. -152с.
126. Тимошенко К. А. Особенности самосознания детей и подростков в замкнутом геоисторическом пространстве (алеуты и русские О. Беринга) // Автореф. диссерт. канд. псих. наук. -М., 1996.
127. Топоркова Ж. В. Особенности этнического самосознания детей 6-10 лет в условиях межэтнического взаимодействия /На материалах исследования детей русской, мордовской, и татарской этнических групп //Автореф. канд. псих. наук. -М., 1996.
128. Троицкий В. Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования//Педагогика. -1988. -№2. -С.3-7.
129. Трофимова Н.М., Трофимова Н.Б. Нравственное воспитание старшеклассников. -Воронеж, 1999 / Воронежский гос.пед.ун-т. -рукопись депониров. ИНИОН. -22.04.99. -№19-99.
130. Тудупова Т.Ц. Этнопсихологический фактор в структуре направленности личности современноТо подростка // Автореф. диссер. канд. псих. наук. -М., 1997.
131. Ущинский К.Д. Избранные пед. сочинения. В 2-х томах. -Т.1. О народности в общественном воспитании. -583с.
132. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Изб. соч. в 2-х т. -Т.П. -М., 1954. -С.285-286.
133. Филийпов В.Р. Из истории изучения русского национального самосознания //Советская этнография. -1991. -№1. -С.25-33.
134. Филиппов Ю.В. Этнос как субъект этнической социализации. //Автореф. дисс. канд. филос. наук. -Нижний Новгород, 1997.
135. Флегонтова JI.A. Методика исследования возрастной динамики образа "Я" в подростковом возрасте //Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества. -М., 1990. -С.123-130.
136. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М., 1990. -368с.
137. Франк С. Русское мировоззрение //Общественные науки, 1990. -№6. -С.220-233.
138. Философская энциклопедия в 5-ти томах. -М., 1967. -Т.4.591с.
139. Хотинец В.Ю. Исследование различных форм выражения этнического самосознания у студентов-удмуртов //Психологический журнал. -Т. 18. -№4. -1997. -С.36-42.
140. Хотинец В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе //Вопросы психологии, 1998. -№3. -С.31-43.
141. Хотинец В.Ю. Этнопсихологическое обеспечение в национальной системе образования: Практические и методические рекомендации. -Ижевск.: Издательство Удмуртского университета, 1995.
142. Хохряков Г.Ф. Умом Россию не понять //Вестник АН СССР. -1991.-№8. -С.59-65.
143. Чеснокова Е.Н. Психологические причины и механизмы этнических конфликтов //Социологические исследования, 1984.-№4.-с.87-88.
144. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. -М., 1977. 144с.
145. Чеснокова И.И. Самосознание личности. //Теоретические проблемы психологии личности. -М.: Наука, 1974. -С.209-225.
146. Чешко С.В. Человек и этничность //Этнографическое обозрение. -1994. -№6. -С.35-49.
147. Шевандрин Н.И. Психодиагностка, коррекция и развитие личности. -М., 1998. -507с.
148. Шейнбаум Л.С. Этнический компонент самосознания российских подростков //Этнографическое обозрение. -1996. №1. -С. 81-90.
149. ШиПовская Л.Б. Подготовка студентов педагогических вузов к межличностному общению со школьниками в многонациональных коллективах//Дисс. канд. пед. наук. -М., 1994.
150. Шихирев ПН. Современная социальная психология США. -М., 1979. -229с.
151. Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы исследования этнической толерантности личности //Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И. Методы этнопсихологического исследования. -МГУ, 1993. -С.28-54.
152. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. -СПб., 1996.154с.
153. Энциклопедический социологический словарь под ред. Осипо-ваГ.В.-РАН., 1995. -939с.
154. Allport Y.W. The nature of prejudice. -New York, 1958.
155. Ericson E.N. Child hood and Society N.Y. -1963.
156. Ericson E.N. Identity, yoth and crisis. L:Z Faber and Faber, 1968.
157. Kohls L.R. Four traditional approaches to developing cross cultural preparadness in audits //International I. of International Relations. -1987. -v. 11.
158. Marcia I.E. Identity in adolescence //Adelson I. (ed).Handbook of adolescent psychologie. N.Y.: John Wiley, 1980.
159. Mead Y.N. Mind, self and Society.-Chicago: the Unit, of Chicago Press, 1946.
160. Triandis H.C. Cultural training, cognitive complexity and inter personal attitudes //Cross cultural perspectives on learning. N.Y. -1975.
161. Tajfel H. Social and cultural factors in perception. The Hondlook of social psichologie /Ed. G.Lindzey, E.Aronson. 2 nd ed. Addition-Wesley. -1968. -vol.3.
162. Shapiro D., Schwariz Y. Psichophysiological contributions to social psychology //Annual Revew Psichology. -N.Y. -1956.
163. Sumner W.Y. Folkways. -N.Y. -1906.
164. Znaniecki F. Social groups as products of participating individuals.-Amer.Y. Social. -1939. -vol.44.
165. Методика приписывания качеств для исследования этностереотипов
166. Методика полярных профилей для исследования особенностейэтностереотипов
167. Принципиальный Приспособленный1. Непрактичный Практичный1. Придирчивый Прощающий
168. Избирательный Неразборчивый1. Осторожный Бесшабашный1. Робкий Смелый1. Мягкотелый Твердый1. Мягкий Жесткий
169. Сотрудничающий Не сотрудничающий1. Зависимый Независимый
170. Заторможенный Раскрепощенный
171. Организованный Импульсивный1. Восторженный Озабоченный1. Ленивый Трудолюбивый1. Глупый Умный1. Приятный Неприятный
172. Методика по изучению ценностных ориентаций М.Рокича
173. ИНСТРУКЦИЯ. Проранжируйте, упорядочьте нижеприведенные ценности с точки зрения их важности для типичных представителей вашей национальности. На первое место поставьте наиболее значимую для них, по Вашему мнению, ценность, на второе менее значимую и т.д.
174. Активная, деятельная жизнь.
175. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл).
176. Здоровье (физическое и психическое).4. Интересная работа.
177. Красота природы и искусства.
178. Любовь (духовная и физическая близость).
179. Материально обеспеченная жизнь.
180. Наличие хороших и верных друзей.
181. Хорошая обстановка в стране, сохранение мира между народами.
182. Общественное признание (уважение окружающих, коллег по работе).
183. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры).
184. Равенство (равные возможности для всех).
185. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках.
186. Свобода как независимость в поступках и действиях.
187. Счастливая семейная жизнь.
188. Творчество (возможности творческой деятельности).
189. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).
190. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени).
191. Аналогичную работу проделайте со следующими ценностями:
192. Аккуратность (чистоплотность, умение содержать порядок в доме, умение содержать в порядке свои вещи).2. Воспитанность.
193. Высокие запросы (высокие притязания).
194. Жизнерадостность (чувство юмора).5. Исполнительность.
195. Независимость (способность действовать самостоятельно).
196. Непримиримость к недостаткам в себе и других.8. Образованность.
197. Ответственность (чувство долга).
198. Рационализм (умение здраво и логично мыслить).
199. Самоконтроль, сдержанность, самодисциплина.
200. Смелость в отстаивании своего мнения.
201. Твердая воля (умение настоять на своем).
202. Терпимость к взглядам и мнениям других (умение прощать ошибки и заблуждения).
203. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения).
204. Честность (правдивость, искренность).
205. Эффективность в делах (продуктивность в работе, трудолюбие).18. Чуткость (заботливость).
206. Теперь проранжируйте оба набора ценностей (I и П) с точки зрения значимости ценностей для Вас лично. На первое место поставьте наиболее значимую ценность, на второе менее значимую и т.д.
207. Методика по изучение смысложизненных ориентации (СЖО)
208. Обычно мне очень скучно 5210123 Обычно я полон энергии.
209. Жизнь кажется мне всегда Жизнь кажется мне совершенволнующей и захватывающей но спокойной и рутинной.
210. В жизни я не имею опреде- В жизни я имею очень ясныеленных целей и намерений цели и намерения.
211. Моя жизнь представляется Моя жизнь представляется мнемне крайне бессмысленной и вполне осмысленной и целебесцельной устремленной.
212. Каждый день кажется мне Каждый день кажется мне совсегда новым и непохожим на вершенно похожим на все друдругие гие.
213. Когда я уйду на пенсию, я Когда я уйду на пенсию, я позаймусь интересными вещами, стараюсь не обременять себякоторыми всегда мечтал за- никакими заботами.няться
214. Моя жизнь сложилась имен- Моя жизнь сложилась совсемно так, как я мечтал не так, как я мечтал.
215. Я не добился успехов в осу- Я осуществил многое из того,ществлении своих жизненных что было мною запланированопланов жизни.
216. Моя жизнь пуста и неинте- Моя жизнь наполнена интересна ресными делами.
217. Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной
218. Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе
219. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство
220. Я человек очень обязательный
221. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию
222. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.
223. В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей.
224. Мои жизненные взгляды еще не определились
225. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.
226. Моя жизнь в моих руках и я сам управляю ею.
227. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение.
228. Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.
229. Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.
230. Когда я смотрю на окружающий' меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.
231. Я человек совсем не обязательный
232. Я полагазО, что человек лишен возможности выбирать из-за природных способностей и обстоятельств.
233. Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.
234. В жизни я нашел свое призвание и цели.
235. Мои жизненные взгляды вполне определились
236. Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.
237. Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.
238. Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.
239. Средние значения и стандартные отклонения субшкал и общего показателя осмысленности жизни (ОЖ) по данным Д.Н.Леойтьева (76)1. Мужчины Женщины
240. Шкала Среднее Стандартное Среднее Стандартноезначение отклонение значение откл<?ненйе
241. Цели в жизни 32,90 5,92 29,38 6,24
242. Процесс жизни 31,09 4,44 28,80 6,14
243. Результат жизни 25,46 4,30 23,30 4,95
244. Локус контроля (Я) 21,13 3,85 18,58 4,30
245. Локус контроля 30,14 5,80 28,70 6,10жизнь)
246. Общий показатель 103,10 15,03 95,76 16,541. ОЖ)
247. Модифицированная шкала, измерения одиночества (UKLA)
248. ИНСТРУКЦИЯ: Укажите, как часто Вы испытываете состояние, описанное в каждом нижеследующем пункте. Обведите кружком балл для каждого пункта.1. Никогда1. Редко1. Иногда1. Часто
249. Я чувствую, что нахожусь в ладу с окружающими меня людьми
250. Я испытываю недостаток в дружеском общении3*. Нет никого, к кому я мог бы обратиться 4*. Я не чувствуя себя одиноким5*. Я ощущаю себя частью группы друзей
251. У меня много общего с окружающими людьми
252. Я больше не замыкаюсь в себе8*. Никто из окружающих не разделяет моих интересов и мыслей 9*. Я человек, легко отдаляющийся от людей
253. Есть люди, к которым я испытываю глубокие чувства11. Я чувствую себя покинутым
254. Мои социальные связи не глубоки
255. Никто не знает меня по-настоящему14*. Я чувствую себя изолированным от дру-гцх людей12 2 2 2 2 22 22 2 2 23 3 3 3 3 33 33 3 3 34 4 4 4 4 44 44 4 4 415*. Я могу найти друзей, как только этого захочу.
256. Есть люди, которые по-настоящему меня понимает
257. Я несчастен от того, что так отдален от людей 18*. Люди вокруг меня, но не со мной
258. Есть люди, с которыми я могу поговорить
259. Есть люди, к которым я могу обратиться.2 2 2 23 3 3 3звездочка означает, что в этих вопросах, прежде чем определять баллы, необходимо произвести перестановку в обратном порядке.
260. ОПРОСНИК по изучению особенностей этнического самосознания
261. Уважаемые студенты и старшеклассники! Просим ответить на нижеследующие Вопросы с максимально возможной искренностью. В ответах на вопросы опирайтесь на свои собственные представления и мнения.
262. К какой национальности Вы себя относите?
263. Дайте, пожалуйста, 5-6 характеристик, наиболее типичных, по Вашему мнению, для представителей вашей национальности.
264. Отметьте, какие еще чувства Вы испытываете?
265. Если бы у Вас появилась возможность сменить свою национальную принадлежность и быть представителем другой Национальной культуры, то какую национальность бы Вы для себя выбрали?
266. Какие национальные черты Вами не принимаются и считаются негативными? Назовите несколько таких черт.
267. Назовите национальности, которые Вам симпатичны в большей степени. Дайте 3-4 их наиболее типичные характеристики.
268. Есть ли у Вас друзья представители другой национальности?
269. Если бы в нашем регионе возникла угроза межнациональных конфликтов, какое участие в нем приняли бы вы?
270. А) активное (в защиту интересов своей национальной группы);
271. Б) пассивное (не вмешивался бы вообще);
272. В) посредническое (попытался бы понять причины и найти возможные пути урегулирования);
273. Имеете ли Вы опыт этнической дискриминации, ущемления своих национальных интересов. Если имеете, то опишите.
274. Отметьте, в какой степени Вы согласны с нижеследующими утверждениями.**
275. Утверждения Согласен Не согласен Затрудняюсь ответить Отказ от ответа
276. Если бы в нашей стране жили представители только моей национальности, то жить бы было значительно лучше.
277. Люди моей национальности, как правило, ведут себя лучше, чем представители других народов.
278. Люди других национальностей не так умны, как представители моего народа.
279. Насколько актуальны для Вас проблемы, отраженные в опроснике. Какие трудности и эмоции вы испытывали отвечая на вопросы?
280. Изменил ли и в какой степени прослушанный вами курс "Психология межнационального общения" Ваше представление:****- О себе как о личности;- О себе как представителе национальной культуры;- О культуре в целом.
281. Благодарим за участие в опросе!1. ПРИМЕЧАНИЕ:
282. Вопрос №10 не включался в вариант опросника для старшеклассников.
283. Утверждения были заимствованы из коллективной монографии "Динамика ценностей реформируемой России" /36, с.201/.
284. Вопрос №13 был включен в опросник на завершающем этапе опытно-экспериментального исследования.
285. Вопрос №15 был включен в вариант опросника только для экспериментальной группы.