автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Психологические идеи Л. М. Лопатина
- Автор научной работы
- Беганцова, Ирина Серафимовна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Нижний Новгород
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.07
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Беганцова, Ирина Серафимовна, 2001 год
Введение.
Глава 1. Философские и методологические основы психологических трудов J1.M. Лопатина
1.1. Творческий путь Л.М. Лопатина.
1.2. Философские взгляды Л.М. Лопатина.
1.3. М. Лопатин о предмете и задачах психологии.
1.4. Принцип детерминизма и проблема причинности психической деятельности.
1.5. Самонаблюдение как метод психологического исследования.
Выводы по главе
Глава 2. Л.М. Лопатин о структуре психики человека
2.1. Бессознательное.
2.2. Проблема развития сознания (акт психического синтеза как основа 90 сознания)
2.3. Л.М. Лопатин о структуре мыслительной деятельности человека. а) Ощущения и восприятие. б) Память. в) Мышление как процесс и как деятельность. г) Творческая природа формирования понятий и познавательного процесса в целом. jг Выводы по главе 2.
Глава 3. Л.М. Лопатин о личности как субъекте и объекте развития
3.1. Факторы развития личности.
3.2. Творческая природа активности субъекта.
3.3. Проблема свободы воли.
3.4. Основы сознательной нравственной жизни личности.
Выводы по главе 3.
Введение диссертации по психологии, на тему "Психологические идеи Л. М. Лопатина"
Необходимость историко-психологических исследований вытекает из потребностей дальнейшего развития современной пси хологической науки. Развитие психологической мысли в России последней трети XIX - начала XX веков шло в нескольких научных направлениях: философская умозрительная психология (JI.M. Лопатин, А.И. Введенский, C.JI. Франк, Н.О. Лосский, И.И. Лапшин и другие), естественнонаучная психология ( В.М. Бехтерев, В.А. Вагнер, П.Ф. Лес-гафт, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, И.М. Сеченов и другие), эмпирическая психология (Н.Я. Грот, А.П. Нечаев, И.А. Сикорский, Г.И. Челпанов и другие). Различия в понимании основного метода исследования в психологии, различные подходы к исследованию и определению предмета психологической науки определяли неоднозначность, а иногда и двойственность позиций учёных (Н.Н. Ланге, Г.И. Челпанов). Достижения отечественной и зарубежной анатомии и физиологии, психофизиологии, психиатрии и естествознания в целом, труды В.М. Бехтерева, Н.Е. Введенского, И.М. Сеченова, И.П. Павлова послужили основой для построения и развития экспериментальной психологии. Впоследствии множество работ по истории психологии было посвящено анализу и осмыслению взглядов представителей именно этого направления, что во многом было обусловлено идеологическими причинами, хотя это само по себе не умаляет значения данных работ для развития психологической науки.
Менее однозначным в советской психологической науке было отношение к представителям философской психологии и психологии эмпирической. Так, психологи-философы, а именно: Н.Я. Грот, Л.М. Лопатин, А.И. Введенский, С.Л. Франк - были отнесены к разряду психологов-идеалистов, которые тянут психологическую науку назад, не случайно многие из них были вынуждены после Октябрьской революции эмигрировать. Следует отметить, что философская психология не представляет собой единого целого, для её представителей характерно широкое разнообразие взглядов.
Одним из представителей философской психологии конца XIX - начала Г XX веков был Лев Михайлович Лопатин (1855-1920) - известный русский философ, психолог и общественный деятель. К сожалению, его творческое наследие почти не известно нашим современникам. Между тем, научное наследие Л.М. Лопатина исключительно богато ценными идеями, над решением которых и сегодня работают психологи как в области психологии личности, так и в педагогической психологии. Это проблемы активности личности, личность как субъект деятельности и межличностных отношений, субъект саморазвития, самотворчества и самоактуализации нравственного содержания своей жизни.
Литература о творчестве Л.М. Лопатина в основном относится к дореволюционному периоду. К его трудам обращался В.В. Зеньковский (98). Большое место изложению идей Л.М. Лопатина уделяли Б. Яковенко (314, 315, 316), беглые замечания о Л.М. Лопатине находим в статье Н.О. Лосского «Русская философия в XX веке» (209). Обстоятельный разбор учения Л.М. Лопатина дан А.А. Козловым (112), а также М.М. Рубинштейном (258). Ряд существенных замечаний о нём как учёном можно найти в книге Е.Н. Трубецкого «Воспоминания» (285). Речь о Л.М. Лопатине идёт в небольшой статье С.Л. Франка (289), несколько страниц посвящает ему М.Н. Ершов (90). Приветственные речи, статьи, посвящённые разбору его конкретных работ, дискуссии по коренным вопросам науки можно найти на страницах журнала «Вопросы философии и психологии» (1889- 1918), в котором напечатаны почти все работы Л.М. Лопатина. Г.В. Фроловский (290, 291) давал ему высокую оценку как исследователю.
Биографом Л.М. Лопатина стал его ученик А.И. Огнев, в книге «Лев Михайлович Лопатин» (234) проследивший творческий путь своего учителя, становление и развитие его идей, судьбу учёного.
А.Ф. Лосев отмечал, что «среди мыслителей 90-х годов Л.М. Лопатин занимал в России, безусловно, одно из первых мест» (205, с. 546). Согласно Лосеву, JI.M. Лопатин как сторонник учения о динамике психических состояний человека, выдвигает на первом плане - свободный почин человеческой воли, несмотря на зависимость её от окружающих условий. По мнению Лосева, «спири-Г туализм Лопатина.никогда не доходил до абсолютного субъективизма». Я. Колубовский (114) назвал Л.М. Лопатина одним из лучших философов России, пришедших к системе конкретного спиритуализма или к психологической метафизике.
А.И. Введенский считал плодотворным для психологии синтезировать психологические идеи Л.М. Лопатина и В. Соловьёва. Е.Н. Трубецкой отмечал, что Л.М. Лопатин, преодолев вульгарный материализм и англо-французкий позитивизм, в дальнейшем остался «совершенно сам по себе».
В послереволюционный период публикации о Л.М. Лопатине практически отсутствовали. В диссертациях Н.А. Максимовой (1977) и Л.В. Фирсовой (1983) по истории философии доказывалась реакционность религиозной философии Л.М. Лопатина. Несколько позже (1996) С.А. Левицкий указывал, что «в чисто философском плане Лопатина можно считать вторым после Соловьёва русским мыслителем XIX века» (125, с. 236). П.П. Гайденко (1987) провела параллель между идеями Л.М Лопатина и А. Бергсона, заметив, что русская идеалистическая диалектика до сих пор не стала предметом специального исследования в нашей литературе.
Имя Л.М. Лопатина начинает упоминаться с несколько иными акцентами лишь в 90-х годах XX века в статьях и учебнике по истории психологии А.Н. Ждан (1999). В связи с юбилеем Московского психологического общества появилась статья Н.И. Корелиной (1993). Н.А. Мишин (1992) попытался осмыслить идеи Л.М. Лопатина не идеологически, а с позиций научной ценности его работ. Если А.И. Огнев в психологической системе Л.М. Лопатина фиксировал внимание на гносеологической и онтологической проблематике, а В.В. Зеньковский на антропологической, то Н. Мишин полагает, что «в одном все оценки сходны: система Лопатина есть порождение одного из самых сильных и оригинальных философских умов России» (220, с. 44).
Лишь в 1995 году была вновь переиздана часть трудов Л.М. Лопатина -«Философские характеристики и речи» (1995) с предисловием В.В. Зеньковского из «Истории русской философии». В сборнике «Аксиомы философии» (1996) собраны статьи Л.М. Лопатина, ранее напечатанные в журнале «Вопросы философии и психологии». Во вступительной статье И.В. Борисова признаёт, что собственно психологическое наследие Л.М. Лопатина нигде и никем не исследовалось. В разной форме и по разным случаям о философии Л.М. Лопатина высказывались П.И. Новгородцев (231, 232), Э.Л. Радлов (251), М.М. Рубинштейн (258), С.Л. Франк (289), Н.А. Бердяев (26, 27), В.В. Зеньковский (98), А.А. Козлов (112), Н.О. Лосский (208, 209, 210), Е.Н. Трубецкой (283, 284, 285), А.Ф. Лосев (205, 207), Б.В. Яковенко (314, 315, 316), Я.Н. Колубовский (42) и другие.
Психологические сочинения Л.М. Лопатина, впрочем, как и его философские работы, труднодоступны, так как представлены преимущественно в дореволюционных периодических изданиях (журнал «Вопросы философии и психологии», «Русская мысль») и в советские годы не переиздавались. Связано это с тем, что Л.М. Лопатин был отнесён к разряду «философов-идеалистов», якобы отрицавших реальность внешнего мира, кроме того, В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» объявил его «черносотенцем от науки» (127, с. 293). Имя Л.М. Лопатина упоминалось в учебниках, монографиях, статьях лишь в негативном контексте, его научные идеи были объявлены реакционными.
Научное наследие Л.М. Лопатина включает 58 журнальных статей, 11 книг и оттисков, 7 литографированных изданий.
Концепция Л.М. Лопатина явилась развитием психологических идей современных ему отечественных и европейских авторов: М.М. Троицкого, Н.Я. Грота, А. Бергсона и других.
Изучение психологического наследия Л.М. Лопатина необходимо и актуально, так как позволяет восстановить истинный ход развития отечественной психологической мысли и увидеть преемственность в развитии отечественных психологических идей, проблематики, методов научных исследований, объектом которых является человек как субъект деятельности.
Цель настоящего исследования - изучить, дать критический анализ и системно изложить содержание психологического наследия JI.M. Лопатина. Объект исследования - научное наследие Л.М .Лопатина. Предмет исследования - становление и эволюция психологических взглядов Л.М. Лопатина.
В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Дать анализ развития психологических идей Л.М. Лопатина и представить их системно.
2. Вскрыть методологические основы психологических трудов Л.М. Лопатина.
3. Проанализировать подходы Л.М. Лопатина к проблеме взаимосвязи бессознательного и сознания в психике человека.
4. Изучить трактовку Л.М. Лопатиным познавательных психических процессов, выявить его основные решения по проблеме.
5. Рассмотреть проблему личности как субъекта и объекта развития в психологической концепции Л.М. Лопатина, а также раскрыть значение взглядов Л.М. Лопатина на основы нравственной сознательной жизни личности как субъекта деятельности для развития отечественной педагогической психологии.
6. Проследить характер взаимосвязей идей Л.М. Лопатина в русской и зарубежной психологической мысли конца XIX - начала XX веков.
7. Оценить значение психологического наследия Л.М. Лопатина для развития отечественного и мирового психологического знания.
Основополагающими принципами нашего исследования являлись принципы историзма, детерминизма. Использовался системный подход, в соответствии с которым наследие учёного рассматривается как система (Б.Ф. Ломов, Ю.Н. Олейник) и анализируется на предметно-логическом, социальном и личностном уровнях (исследования Л.И. Анцыферовой, Б.Г. Ананьева, Е.А. Будиловой, В.В. Большаковой, А.Н. Ждан, В.А. Кольцовой, Б.Ф. Ломова, С.Р. Микулинского, А.В. Петровского, А.А. Смирнова, М.В. Соколова, Б.М. Теплова, М.Г. Ярошев-ского).
Методологическое значение для нашего исследования имели основные положения современной отечественной психологии об активной природе психической деятельности, понимание психического как единства непрерывного и дискретного, признание целостности психики, признание единства сознания и деятельности, формирования психики в деятельности, отражённые в работах С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Запорожца и других.
Методы исследования:
- историко-генетический, предполагающий изучение происхождения того или иного явления;
- историко-функциональный, благодаря которому изучается бытование и воздействие явлений на последующее развитие человеческого сообщества; этот метод позволяет прогнозировать судьбу отдельного явления, научной идеи;
- сравнительно-исторический, позволивший изучать преемственные связи между различными явлениями, что даёт возможность критически рассматривать научно-теоретическое наследие изучаемого автора по двум линиям: во-первых, проследить в наследии Лопатина контактные связи, изучить взаимовлияния; во-вторых, осмыслить типологические связи;
- метод ретроспективной реконструкции творческого наследия исследуемого автора;
- метод систематизации психологических идей Л.М. Лопатина.
Основные источники исследования:
- опубликованные научные труды Л.М. Лопатина, его рецензии на публикации российских психологов;
- работы, посвященные анализу научного творчества и общественной деятельности Л.М. Лопатина;
- научные публикации, монографии, статьи по вопросам методологии психологической науки в России (XIX-XX в.в.);
- психологические труды русских и зарубежных учёных, современников Л.М. Лопатина;
- архивные материалы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- впервые в России изучено, критически проанализировано и систематизировано психологическое наследие Л.М. Лопатина;
- получили оценку идеи Л.М. Лопатина, связанные с методологией психологической науки;
- проведён анализ воззрений Л.М. Лопатина на закономерности развития психики, взаимосвязь сознания и бессознательного,развития познавательных процессов;
- прослежено развитие Л.М. Лопатиным идеи активности субъекта, заявленной М.М. Троицким;
- систематизированы и оценены позиции Л.М. Лопатина по проблеме саморазвития личности;
- определён вклад Л.М. Лопатина в развитие отечественной психологии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в учебных курсах по истории психологии, педагогической и возрастной психологии, психологии личности, социальной психологии, в спецкурсах по методологии психологической науки в России рубежа XIX-XX веков на психологических факультетах университетов, в педагогических вузах, на курсах повышения квалификации психолого-педагогических кадров, при создании учебных пособий по истории психологии, возрастной и педагогической психологии.
Достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, разнообразием использованных источников, применением научных методов, адекватных целям и задачам исследования, соотнесением научных результатов и выводов диссертации с современными подходами к системному осмыслению проблем психологии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Л.М.Лопатин создал оригинальную психологическую систему, представляющую собой большую ценность для российского и мирового историко-психологического знания.
2. Вопросы методологии науки, в частности, принципы психологического детерминизма, системности, разработанные Л.М. Лопатиным, не будучи по достоинству оценёнными марксистской психологией, в действительности служили развитию отечественной психологической мысли.
3. Значительный вклад Л.М. Лопатина в становление и развитие идеи субъектности психического в русской психологии определяется следующим: а) он разработал концепцию сознания человека как активного деятельно-стного существа; б) выявил основные характеристики осознания субъектом самого себя, что даёт основание считать его предтечей формирования психологии рефлексии, которая стала оформляться лишь на пороге XXI столетия (проблема внутреннего детерминизма); в) вскрыл рефлексивную позицию человека по отношению к окружающей действительности в процессе её познания путём выбора им противодействия влияниям окружающей среды (внешний детерминизм); г) заслугой Лопатина является его понимание активности личности как коренной характеристики нашего сознания, что явилось развитием идеи активности личности М.М. Троицкого.
4. Большой заслугой Лопатина является осмысление процесса развития личности как субъекта самотворчества, его способности к самополаганию и самоопределению в окружающем мире, связанной с личностным опытом, её поведением и деятельностью, что остаётся актуальным для современной педагогической психологии и психологии личности.
Апробация работы. Результаты исследования докладывались: на заседании кафедр возрастной и педагогической психологии Нижегородского государственного педагогического университета (1999), психологии Волго-Вятской академии государственной службы (2000), психологии Арзамасского педагогичек-сого института (1999); использовались в лекционном курсе по истории психологии в Арзамасском филиале Современного Гуманитарного Института (СГИ); докладывались на межвузовской научно-практической конференции молодых учёных «Наука молодых: проблемы, перспективы, решения» (Арзамас, 1999); на первой внутривузовской конференции аспирантов, соискателей и молодых учёных АГПИ (Арзамас, 2000); на межрегиональной научной конференции «Психологическая наука накануне XXI столетия: история, тенденции развития» (Н. Новгород, 2000).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии, содержащей 330 наименований.
Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"
Выводы по главе 3 1. JT.M. Лопатин осмысливал единство нашего сознания как отношение сознающего к сознаваемому, связанное с внешней и внутренней активностью субъекта, его деятельностью и взаимодействием с реальной действительностью, дающей опыт субъекту. Формирование сознания личности обусловлено индивидуально (личный опыт) и социально (влияния общества). Л.М. Лопатин ведёт речь о внешних и внутренних факторах развития личности, указывая, что существует внешняя и внутренняя детерминация психики человека. Процесс развития личности понимается Л.М. Лопатиным как процесс субъект-объективации, проявляющийся в результате субъект-объектных отношений человека в реальной действительности.
2. Творческая активность субъекта целесообразна и свободна в выборе средств достижения цели. Речь у Л.М. Лопатина идёт о степени возрастания свободы на более высоких уровнях регуляции, что связано со способностью человека к рефлексии. Её наличие даёт человеку возможность анализировать свою деятельность и изменять свои отношения с миром. В основу творчества (самотворчества) субъекта Л.М. Лопатин кладет свободу как способность самопочинных действий. Осуществление замысла полагается субъектом, а не предопределено свыше. Осмысленность действий, наличие воли дают возможность человеку взаимодействовать с действительностью целенаправленно и познавать ее и себя как ее часть.
3. Л.М. Лопатин понимает свободу воли как осознание возможности нашей деятельности в зависимости от нашего желания. Он ведёт речь о внутренней мотивации деятельности, связанной с внутренней психической, творческой причинностью, в отличие от причинности внешней механической. Л.М. Лопатин придерживается примирительных позиций по данному вопросу, что было позднее подтверждено исследованиями И. Пригожина, который говорил о том, что причинный детерминизм не является сплошным, уже в неорганических процессах существуют разрывы детерминации. В точках бифуркации нет иного детерминизма, кроме детерминизма, связанного с сознательным решением человека как активного существа.
4. Рассматривая вопрос об основах сознательной нравственной жизни лич-# ности Л.М. Лопатин приходит к выводу, что утверждение или отрицание нравственного идеала обусловливает путь развития личности, а выбор путей и средств его достижения (отвержения) зависит от самой личности, реализуясь в конкретных поступках. Именно нравственный императив (должное) регулирует поступки субъекта, его самоотношение и отношение к другим людям, которые являются взаимосвязанными.
166
Заключение
Проведённое нами исследование позволяет сделать следующие основные выводы:
1. Впервые в отечественной психологической науке прослежено становление и развитие психологических идей Л.М. Лопатина. Л.М. Лопатин создал оригинальную психологическую систему, представляющую собой большую ценность для российского и мирового историко-психологического знания.
2. Л.М. Лопатин внёс значительный вклад в становление и развитие методологии психологической науки: а) обогатил отечественную психологическую мысль идеей механической и творческой причинности психического; б) рассмотрел проблему детерминации психики человека и её развития, что нашло отражение в методологических принципах, оформившихся позднее в отечественной науке, а именно: в системности психики, единства сознания и деятельности, психологического детерминизма и диалектики. в) вскрыл ценные стороны метода самонаблюдения, который в конце XIX века подвергался особенно сильным нападкам.
3. Психологические взгляды Л.М. Лопатина представлены как система, которая имеет внутреннюю логику своего развития. Установлены преемственные связи идей Л.М. Лопатина с идеями его предшественников ( М.И. Владиславлев, М.М. Троицкий) и современников (Н.В. Бугаев, Н.И. Шишкин, А. Бергсон), а именно: идей активного характера психики, свободы человеческой воли.
4. Исходя из взаимосвязи бессознательного и сознания в психике человека, Л.М. Лопатин вскрыл диалектику бессознательного и сознательного компонентов психики человека на примере познавательных процессов (содержательный и результативный аспект) и на примере потребностно-мотивационной сферы. Он доказал, что контролю сознания поддаются сознаваемые человеком потребности и мотивы, тогда как деятельность человека, его поведение также определяется и бессознательными стремлениями. Таким образом, Л.М. Лопатин развивал представление о психическом как о многоуровневой целостной системе, все звенья которой взаимосвязаны. Такой подход к пониманию психического Л.М. Лопатиным намного опережал воззрения его современников.
5. Концепция сознания человека, развитая Л.М. Лопатиным, явилась прообразом психологии субъектности, получившей развитие в трудах С.Л. Рубинштейна и его школы. Развивая идею активности субъекта, заявленную М.М. Троицким, Л.М. Лопатин связал онтологический и гносеологический аспекты психологии, описал процесс развития сознания, связав его с деятельностью, активностью субъекта. Согласно концепции Л.М. Лопатина, активная деятельность (самодеятельность) способствует сознанию субъектом самого себя в окружающей действительности через её противодействие его актам. По Л.М. Лопатину, активность - коренная характеристика нашего сознания, развитие которого возможно лишь в результате взаимодействия с внешней действительностью. Он выявил основные характеристики осознания субъектом самого себя, что даёт основание считать его предтечей основания психологии субъектности, которая стала оформляться лишь на пороге XXI века (проблема внутренней детерминации). Л.М. Лопатин вскрыл рефлексивную позицию человека по отношению к окружающей действительности в процессе её познания.
6. Идея активного характера сознания человека, выдвинутая Л.М. Лопатиным, предваряла разработку вопроса активности в трудах отечественных психологов М.И. Сеченова, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина. Л.М. Лопатин приходит к выводу об опережающем характере психической деятельности человека, позволяющей ему планировать свою жизнедеятельность и через изменение ситуации изменяться самому, расширяя свой опыт. Развивая идею «психических готовно-стей» М.М. Троицкого, Л.М. Лопатин находит, что личность реализуется в деятельности, то есть при переходе из потенциального в актуальное состояние.
7. На основе идеи непрерывного и дискретного характера психического Л.М. Лопатин рассматривал познавательные процессы как проявление диалектического единства сознательного и бессознательного компонентов психики, единство содержательного (результативного) и процессуального (динамического) аспектов. Существование психической непрерывности Л.М. Лопатин раскрыл через * механизм анализа и синтеза. В отечественной науке эта идея лишь впоследствии и вне связи с трудами Л.М. Лопатина получила развитие в разработке субъектно-деятельностного подхода изучении психического. Л.М. Лопатин вскрыл стадиальность мыслительного процесса, выявив его основные звенья, что позднее также получило развитие в трудах Я.А. Пономарёва.
8. Большой заслугой Л.М. Лопатина является разработка им теоретических основ педагогической психологии и психологии личности. Он глубоко разработал проблему человека как субъекта деятельности, осмыслил процесс развития способности субъекта к самотворчеству, самополаганию и самоопределению в окружающем мире, связав это с опытом субъекта, его поведением и деятельностью. Не утратило ценности его заключение о способности сознаний людей
I взаимодействовать друг с другом, взаимоизменяться, воспринимая друг друга.
Идея субъектности психического получила развитие в трудах С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, Б.Ф. Ломова и других.
9. Разработка вопросов, поднятых и рассмотренных Лопатиным, была продолжена его учениками и последователями А.И. Огневым и С.А. Аскольдовым (Алексеевым), которые обратились к вопросам структуры сознания, его формирования и развития в процессе активной целенаправленной деятельности субъекта. В.В. Зеньковский стал прямым последователем Лопатина в развитии проблемы причинности и вопросов педагогической психологии.
10.Психологическое наследие Л.М. Лопатина представляет большую науч* ную ценность. Включенное в общий контекст российского и мирового историкопсихологического знания, оно будет способствовать воссозданию логики развития психологической науки и решению актуальных проблем психологии личности, педагогической психологии и ряда других отраслей психологического знания.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Беганцова, Ирина Серафимовна, Нижний Новгород
1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности.- М., 1973.
2. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни/- М.: Мысль, 1994.- 224 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М., 1994.
4. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л.Рубинштейна: К 100-ю со дня рождения.- М.: Наука, 1989.248 с.
5. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII-XIX в.в.- М., 1947.168 с.
6. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы.- М.: Наука, 1978.
7. Анри В. Современное состояние психологии, её задачи и методы // Вопросы философии и психологии, 1895, кн. 28.- С. 259-293.
8. Анцыферова Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии.- М.: Наука, 1974.-359 с.
9. Анцыферова Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии.- М., 1969.-С. 57-117.
10. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» её бытия // Психологический журнал.- 1993.- Т.4.- № 2.- С. 3-16.
11. Аристотель. Сочинения в 4-х т.- М., 1975-1984.
12. Аскольдов С.А. Сознание как целое.- М., 1918.
13. Аскольдов С.А. Некролог «Памяти Лопатина» // Мысль, 1922 № 1.
14. Асмус В.Д. Избр. Филос. Сочинения. Т. 1. М., 1969.- С. 253.
15. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Теория и практика.- М., 1994.- 314 с.
16. Барабанщиков В.А. Проблема психического отражения в трудах Б.Ф. Ломова // Психологический журнал.- 1994.- Т. 15.- №5.- С. 5-12.
17. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.- М., 1989.
18. Бернштейн А.Н. Об основных методах экспериментальной психологии // Труды психологической лаборатории при Московском педагогическом собрании.-М., 1909.-Вып. 1.-С. 1-5.
19. Берштейн А.Н. Принципиальные задачи экспериментальной психологии // Труды второго Всероссийского съезда по педагогической психологии.- СПб, 1910.-С. 40-48.
20. Берштейн А.Н. Физиология движений и активности.- М., 1990.
21. Белый А. На рубеже двух столетий.- М., 1989.- С. 230-234; С. 255-258.
22. Бехтерев В.М. Объективная психология // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма.- СПб, 1904.- Вып. 9.- С. 660.
23. Бехтерев В.М. Обоснование объективной психологии // Вестник психологии.-СПб, 1907.-Вып. 1 иЗ.
24. Бехтерев В.М. Объективная психология,- СПб, 1907-1910.
25. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека.- М., 1997.
26. Бехтерев В.М. Объективная психология.- М., 1991.- С. 10.
27. Богоявленская Д.Б. Московскому психологическому обществу 110 лет// Вопросы психологии, 1995 №3.- С. 154-155.
28. Большакова В.В. Проблема формирования личности в русской психологической мысли XIX- начала XX в.в.: Докт. дисс.- Л., 1987.
29. Большакова В.В. Психологическая концепция М.М.Троицкого./ В сб. Диагностика и развитие педагогических способностей,- Н.Новгород, 1992.- С. 143149.
30. Большакова В.В. Очерки истории русской психологии. Ч. 1. Проблема формирования личности.-Н.Новгород, 1994.- 160 с.
31. Большакова В.В. М.И.Владиславлев об отношении воли к ощущениям памяти и рефлексии // Ежегодник РПО.- М., 1996. Т. 2.- Вып. 1.- С. 222-224.
32. Болынакова В.В. Очерки истории русской психологии. Ч. 2. Русский волюнтаризм: М.И.Владиславлев.- Н.Новгород.- 1997.- 146 с.
33. Болыпакова В.В. Очерки истории русской психологии. Ч. 3. Русский ассоциа-низм: М.М.Троицкий.- Н.Новгород, 1999.- 146 с.
34. Большакова В.В. В.С.Соловьёв о духовности человека // Гуманизм и духовность в образовании.- Н.Новгород, 1999.
35. Борисова И.В. Профессор философии./ В сб. Аксиомы философии.- М.: РОС-ПЭН, 1996.-560 с.
36. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование.- М.: Мысль, 1979.- 230 с.
37. Брушлинский А.В. Проблема человека в психологической науке // Психологический журнал, 1991.- Т. 12.-№6,-С. 3-15; 1992,-Т.- 13.-№6.-С. 3-12.
38. Брушлинский А.В. Проблема субъекта деятельности в психологической науке // Психологический журнал, 1993.- Т.- 14.- № 6.- С. 3-15.
39. Брушлинский А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психологический журнал, 1994.- Т.- 15.- № 3.- С. 17-27.
40. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта.- М., 1994.- 109 с.51 .Брушлинский А.В. О субъекте психологии.- М., 1995.
41. Брушлинский А.В. Андеграунд диамата проблема субъекта в психологической науке.- М.: Акадаемический проект, 2000,- С. 7-13.
42. Бугаев Н.В. Математика и научно-философское миросозерцание // Вопросы философии и психологии, 1898, кн. 45.- С. 697-717.
43. Будилова Е.А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке. Вторая половина XIX- начало XX в.в.- М.: АН СССР, I960.- 348 с.
44. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии.- М., 1972.
45. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке.- М., 1983.- 232 с.
46. Будилова Е.А. Полемика о психологическом эксперименте на Всероссийских съездах по пед. Психологии // История развития и становления экспериментально-психологических исследований в России.- М., 1990.
47. Булгаков С. От материализма к идеализму./ В сб. статей.- Пг., 1903.- С.35-52.
48. Бэн А. Душа и тела (1873; рус. пер.: СПб, 1881.- С. 22-23).
49. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т.- М., 1971.
50. Введенский А.И. Спор о душе.- Анализ взглядов проф. Л.М. Лопатина и Вл. Соловьёва // Московские ведомости, 1900 № 63 (4 марта).
51. Введенский А.И. Спор о свободе воли перед судом критической мысли // Философские очерки.- СПб, 1901.-Вып. 1.- С. 101-102.
52. Вудвортс Р. Этапы творческого мышления./ Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова: МГУ, 1981.-С. 255-257.
53. Вундт В. Очерки пехологии.- М., 1912.
54. Газенко О.Г., Фейгенберг И.М. Николай Александрович Бернштейн / Н.А. Бернштейн. Физиология движений и активности.- М., 1990.
55. Гальтон Ф. Наследственность таланта .- СПб, 1875.
56. Гассенди П. Сочинения в 2-х т. Т. 2. / Под общ. Ред. Е.П.Ситковского,- М., 1968.- 836 с.
57. Гельмгольц Г. Взаимодействие сил природы.- М., 1899.
58. Гербарт И.Ф. Учебник психологии.- СПб, 1895.
59. Грот Н.Я. К вопросу о свободе воли // Одесский листок, 1884 , кн. 89.
60. Грот Н.Я. Ещё о свободе воли // Русское богатство.- СПб, 1884 № 3.
61. Грот Н.Я. Критика понятия воли в связи с понятием причинности // Труды Московского психологического общества, 1889.- Вып. 3.
62. Грот Н.Я. (рец. на кн.): Л.Лопатин. Положительные задачи философии. Ч. 2. Закон причинной связи, как основа умозрительного знания действительности.- М., 1891 // Вопросы философии и психологии, 1890, кн. 10.- С. 5766.
63. Грот Н.Я. Жизненные задачи психологии // Вопросы философии и психологии, 1890, кн. 4,-С. 143-194.
64. Грот Н.Я. Основания экспериментальной психологии // Вопросы философии и психологии, 1895, кн. 30.- С. 568-618.
65. Давыдов В.В. Нерешённые проблемы теории деятельности // Психологический журнал. 1992.- Т. 13.- № 2.- С. 3-13.
66. Декарт Р. Избранные произведения.- М.: Госполитиздат, 1950а, 19506.- 710 с.
67. Джеймс У. Психология.- СПб, 1902.
68. Зверев Н.А. К вопросу о свободе воли // Вопросы философии и психологии, 1890, кн. 2.-С. 73- 106.
69. Идеалистическая диалектика в XX столетии: критика мировоззренческих основ немарксистской диалектики / Под ред. Ю.Н.Давыдова и М.Б.Митина и др.- М.: Политиздат, 1987.- 333 с.
70. Из истории развития русской психологии / Под ред. М.В.Соколова.- М.: АПН РСФСР, 1961.- С. 60-140.
71. Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии / Под ред. А.Н.Ждан.- М., 1988.
72. Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е.В.Шороховой.- М., 1966.
73. История философии в СССР.- Т. 4.- М., 1971.
74. Кант И. Сочинения в шести томах.- М.: Мысль, 1961-1966.
75. Карпов А.В., Пономарёва В.В. Психология рефлексивных механизмов управления / Ин-т психологии РАН. Москва, Ярославль, 2ООО.- 284 с.
76. Карпов А.В. Общая психология субъективного выбора: структура, процесс, генезис / Ин-т психологии РАН, Яросл. Гос. ун-т. Ярославль, 2000.- 328 с.
77. Ю.Климов К.А., Носкова О.Г. О психологии труда в России XVIII века// Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1994.- №1.- С 43-51.
78. Келер В. Физические структуры в покое и стационарном состоянии, 1920.
79. Козлов А.А. // Своё слово.- Вып. 4.- С. 13-167, см. также ibid,- Вып. 5.- С. 141-146.
80. Кольцова В.А. Идеологические и научные дискуссии в истории советской психологии.- М., 1995.
81. Н.Колубовский Я. Л.М.Лопатин // Энциклопедический словарь А.Ф.Брокгауза, И.А.Ефрона.- Т. 35 (XXXV).- СПб, 1901.- С. 3.
82. Кондаков И.М. Лев Михайлович Лопатин. Психолог сверхчувственных миров/ В сб. Выдающиеся психологи Москвы.- М.: Психологический институт РАО, 1997.-С. 65-77.
83. Корелина Н.П. За пятьдесят лет // Вопросы философии.- 1993.- № 11.- С. 115-123.
84. П.Корсаков С.С. По вопросу о свободе воли // Труды Московского психологического общества, 1889.- Вып. 3.- С. 227-238.
85. Коффка К. Самонаблюдение и метод психологии // Проблемы современной психологии.- М., Л., 1926.
86. Кравков С.В. Самонаблюдение.- М., 1924 (Пг. 1922).
87. Краткий исторический очерк деятельности Московского психологического общества за 25 лет. Н. Виноградов // Вопросы философии и психологии, 1910, кн. З.-С. 25.
88. Кюльпе О. Современная психология мышления./ В сб. Новые идеи в философии.- Вып. 16.- СПб, 1914.
89. Ланге H.H. Элементы воли // Вопросы философии и психологии, 1890, кн. 4.- С. 1-25.
90. Ланге Н.Н. Теория волевого внимания // Психологические исследования.-Одесса, 1893,- 296 с.
91. Ланге Н.Н. Психология.- М., 1914.-312 с.
92. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии.- М., 1996.- С. 236.
93. Лейбниц Г. Сочинения в 3-х т.- М.; Т. 1, 1982; Т. 2, 1983.
94. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм: Критич. заметки об одной реакционной философии.- М.: Политиздат, 1984.- 384 с.
95. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал.- 2000.- Т.- 21.- №1.- С. 15-25.
96. Леонтьев А.Н. Очерк развития психики.- М., 1947.
97. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1975.
98. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. Избр. Филос. Произведения.- М., 1960.
99. Ломов Б.Ф. Метологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1984.- 444 с.
100. Лопатин Л.М. Опытное знание и философия // Русская мысль, 1881 № 5; № 8.
101. Лопатин Л.М. Вера и знание // Русская мысль, 1883 № 9.
102. Лопатин Л.М. История древней философии. Лекции, читанные на Высших курсах в 1884-1885 г.г.-М., 1885.- 200 с.
103. Лопатин Л.М. Положительные задачи философии // Православное обозрение, 1885 № 5-10; 12; 1886 № 1.
104. Лопатин Л.М. Положительные задачи философии. Ч. 1. Область умозрительных вопросов.- М., 1886.
105. Лопатин Л.М. Положительные задачи философии. Ч. 1. Область умозрительных вопросов.- М., 2-ое изд. 1911.
106. Лопатин Л.М. Нравственное учение Шопенгауэра // Труды Московского психологического общества.- М., 1888.-Вып. 1.
107. Лопатин Л.М. Вопрос о свободе воли // Труды Московского психологического общества.- М., 1889.- Вып. 3.
108. Лопатин Л.М. Положение этической задачи в современной философии и психологии // Вопросы философии и психологии, 1890, кн. 2.- С. 61-72.
109. Лопатин Л.М. Критика эмпирических начал нравственности // Вопросы философии и психологии, 1890, кн. 3,- с. 64-104.143 .Лопатин Л.М. Нравственное учение Канта // Влпросы философии и психологии, 1890, кн. 4.- С. 65-82.
110. Лопатин Л.М. Теоретические основы сознательной нравственной жизни // Вопросы философии и психологии, 1890, кн. 5.- С. 34-83.
111. Лопатин Л.М. Сергей Андреевич Юрьев как мыслитель. Сборник в память С.А.Юрьева, изданный друзьями покойного.- М., 1891.
112. Лопатин Л.М. Положительные задачи философии. Ч. 2. Закон причинной связи как основа умозрительного знания действительности.- М., 1891.
113. Лопатин Л.М. К вопросу о математических истинах (ответ Н.А. Иванцову) // Вопросы философии и психологии, 1892, кн. 14.- С. 55-70.
114. Лопатин Л.М. Больная искренность // Вопросы философии и психологии, 1893, кн. 16.-С. 109-114.
115. Лопатин Л.М. Понятие об индукции. Ответ Н.А.Иванцову // Вопросы философии и психологии, 1893, кн. 16.- С. 15-27.
116. Лопатин Л.М. Вопрос о миросозерцании блаженного Августина // Вопросы философии и психологии, 1893, кн. 18.- С. 26-40.151 .Лопатин Л.М. Подвижные ассоциации представлений // Вопросы философии и психологии, 1893, кн. 19.- С. 1-35.
117. Лопатин Л.М. Новый психофизиологический закон г. Введенского // Вопросы философии и психологии, 1893, кн. 19.- с. 60-81.
118. Лопатин Л.М. Параллелистическая теория душевной жизни // Вопросы философии и психологии, 1895, кн. 28.- С. 358-389.
119. Лопатин Л.М. Явление и сущность в жизни сознания // Вопросы философии и психологии, 1895, кн. 30.- с. 619-652.
120. Лопатин Л.М. История древней философии. Лекции, читанные в Императорском Московском университете в 1895-96 г.г.- М., 1896.- 350 с.
121. Лопатин Л.М. Понятие о душе по данным внутреннего опыта // Вопросы философии и психологии, 1896, кн. 32.- с. 264-298.
122. Лопатин Л.М. Декарт как основатель нового философского и научного мировоззрения // Вопросы философии и психологии, 1896, кн. 34.- с. 609-642.
123. Лопатин Л.М. Спиритуализм как психологическая гипотеза // Вопросы философии и психологии, 1897, кн. 38.- с. 486-534.
124. Лопатин Л.М. История древней философии. Лекции, читанные в Императорском Московском университете в 1897-98 г.г,- М., 1898.- 422 с.
125. Лопатин Л.М. Н.Я.Грот (некролог) // Вопросы философии и психологии, 1898, кн. 48.-C.IX-XX.
126. Лопатин Л.М. Вопрос о реальном единстве сознания // Вопросы философии и психологии, 1899, кн. 49.- С. 600-623; кн. 50.- С. 861-880.
127. Лопатин Л.М. Василий Петрович Преображенский //Вопросы философии и психологии, 1900, кн. 52.- с. VII-IX.163 .Лопатин Л.М. Николай Яковлевич Грот.- М., 1900.
128. Лопатин Л.М. История древней философии. Лекции, читанные в Императорском университете в 1900-1901 г.г.- М., (1901).- 407 с.
129. Лопатин Л.М. Вопрос о бессознательной душевной жизни // Вопросы философии и психологии, 1900, кн. 54.- С. 741-754.
130. Лопатин Л.М. Философское миросозерцание Вл. Соловьёва // Вопросы философии и психологии, 1901, кн. 56.- С. 45-91.
131. Лопатин Л.М. Памяти А.А.Токарского // Вопросы философии и психологии, 1901, кн. 59.-С. XII-XVII.
132. Лопатин Л.М. Личность и миросозерцание С.С.Корсакова // Вопросы философии и психологии, 1901, кн. 60.- С. XXXIX-XLIX.
133. Лопатин Л.М. Психология. Лекции ординарного профессора Л.М.Лопатина. 1901-1902 ак. Год.- М., 1902,- 349 с. i
134. Лопатин Л.М. Курс психологии. Лекции, читанные на историко- j филологическом факультете Императорского Московского университета и на | Высших женских курсах в 1903-1904 ак. г.- М., 1903.- 203 с. jI
135. Лопатин Л.М. Философское мировоззрение Н.В.Бугаева // Вопросы философии и психологии, 1904, кн. 72.- С. 172-195. |
136. Лопатин Л.М. Учение Канта о познании // Вопросы философии и психологии, 1905, кн. 76.-С. 1-18.
137. Лопатин Л.М. Памяти кн. С.Н.Трубецкого // Вопросы философии и психологии, 1905, кн. 79.-С. I-V.
138. Лопатин Л.М. Аксиомы философии // Вопросы философии и психологии, 1905, кн. 80.-С. 335-352. |
139. Лопатин Л.М. Князь С.Н.Трубецкой и его общее философское миросозерцание // Вопросы философии и психологии, 1906, кн. 81.- С. 29-129. |I
140. Лопатин Л.М. Типические системы философии // Вопросы философии и психологии, 1906, кн. 83.- С. 262-293. jI
141. Лопатин Л.М. (рец. на кн.:) Виноградов Н.Д. Философия Давида Юма. Ч. 1. Теоретическая философия Д.Юма.- М., 1906 // Вопросы философии и психо- ! логии, 1906, кн. 83.- С. 251-260. 1
142. Лопатин Л.М. Князь С.Н.Трубецкой и его общее философское миросозерцание.-М., 1906.181 .Лопатин Л.М. Князь Сергей Николаевич Трубецкой.- М., 1906.
143. Лопатин Л.М. Новая теория познания (по поводу кн. Н.О.Лосского «Обоснование интуитивизма».- СПб, 1906) // Вопросы философии и психологии, 1907, кн. 86.- с. 185-205.
144. Лопатин Л.М. Физик-идеалист (памяти Н.И.Шишкина) // Вопросыфилософии и психологии, 1907, кн. 89.- С. 309-323.
145. Лопатин Л.М. (рец. на кн.) Гуляев А.Д. Эстетическое учение в «Мыслях» Паскаля // Вопросы философии и психологии, 1907, кн. 89.- С. 551-554.
146. Лопатин Л.М. Философские взгляды Н.Я.Цингера // Вопросы философии и психологии, 1908, кн. 93.- С. 219-227.
147. Лопатин Л.М. Личность и взгляды Л.И.Поливанова (к 10-ю его кончины).-М., 1909.
148. Лопатин Л.М. Настоящее и будущее философии // Вопросы философии и психологии, 1910, кн. 103.- С. 263-305.
149. Лопатин Л.М. Памяти Вл. Соловьёва // Вопросы философии и психологии, 1910, кн. 105.- С. 625-636.
150. Лопатин Л.М. Настоящее и будущее философии.- М., 1910.
151. Лопатин Л.М. Ответная речь // Вопросы философии и психологии, 1912, кн. 111.-С. 185-187.
152. Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи.- М.: Путь, 1911.- 393 с.
153. Лопатин Л.М. Монизм и плюрализм // Вопросы философии и психологии, 1913, кн. 116.-С. 68-92.
154. Лопатин Л.М. Вл. Соловьёв и кн. Е.Н.Трубецкой // Вопросы философии и психологии, 1913, кн. 119 с. 339-374; кн. 120.- С. 375-419.
155. Лопатин Л.М. Общее миросозерцание Фихте // Вопросы философии и психологии, 1914, кн. 122.-С. 120-142.
156. Лопатин Л.М. По поводу новой книги С.А. Алексеева (Аскольдова) «Мысль и действительность» // Вопросы философии и психологии, 1914, кн. 125.- С. 519-551.
157. Лопатин Л.М. Лекции по истории новой философии. Ч. 1.(до Канта).- М., 1914.- 258 с.
158. Лопатин Л.М. Лекции по истории новой философии.- Вып. 1. Кант и ближайшие последователи,- М., 1915 (переизд.: Прага-Берлин, 1923).- 98с.
159. Лопатин Л.М. Современное значение философских идей кн. С.Н.Трубецкого // Вопросы философии и психологии, 1916, кн. 131.- С. 1-39.
160. Лопатин Л.М. Неотложные задачи современной мысли // Вопросы философии и психологии, 1917, кн. 136.- С. 1-80.
161. Лопатин Л.М. Странное завершение забытого спора // Вопросы философии и психологии, 1917, кн. 137-138.- С. 174-177.
162. Лопатин Л.М. Аксиомы философии.- М., 1996.- 560 с.
163. Лопатин Л.М. Философсике характеристики и речи.- М., 1995.
164. Лосев А.Ф. Владимир Соловьёв и его время.- М.: Прогресс, 1990.- 720 с.
165. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике.- М.: Сов. Писатель, 1990.- 318 с.
166. Лосев А.Ф. Русская философия.- Берлин, 1922.
167. Лосский Н.О. Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма.-СПб, 1903.
168. Лосский Н.О. Русская философия в XX веке // Записки Русского Научного Института в Белграде.- Вып. 3, 1931.2Ю.Лосский Н.О. История русской философии.- М.: Высшая школа, 1991.- 559 с.
169. Лотце Г. Основания психологии.- СПб, 1884.
170. Лотце Г. Микрокозм. Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии. Ч. 1-3 (1856-1864; рус. пер. Е.Ф. Корша: М., 1886.- Ч. 1-2; 1867.- Ч. 3.).
171. Максимова Н.А. Критика религиозно-идеалистической философии JI.M. Лопатина: Канд. дисс.- Минск, 1977.
172. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления,- М., 1993.
173. Марцинковская Т.Д. Национальное самосознание и его отражение в Российской психологической науке (середина XIX- начало XX в.в.).- М., 1994.
174. Марцинковская Т.Д. Развитие психологической мысли в России в 60 годы XIX века.- Магнитогорск, 1994.
175. Материалисты древней Греции, Под ред. М.А. Дынника.- М., 1955.
176. Менчинская Н.А. 50 лет советской психологии // Вопросы психологии, 1967.-№5,-С. 71-88.
177. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Под ред. Е.В. Шороховой,- М.: Наука, 1969.- 376 с.
178. Мишин Н.А. Против течения. Жизнь и творчество Л.М. Лопатина // Вестник МГУ. Серия 7. Философия.- 1992.- №4.- С. 35-43.
179. Морозова М.К. Мои воспоминания// Наше наследие, 1991 № 6.- С. 103-104.
180. Мышление: процесс, деятельность, общение/ Под ред А.В. Брушлинского.-М., 1982.
181. На переломе. Философские дискуссии в 20- х г.г. Философия и мировоззрение.- М.: Политиздат, 1990.
182. Никольская А.А. К истории возникновения и первоначального развития детской и педагогической психологии// Вопросы психологии, 1976.- №1.- С. 143-155.
183. Никольская А.А. Некоторые аспекты научного творчества М.М.Рубинштейна//Вопросы психологии, 1978.-№5.-С. 137-145.
184. Никольская А.А. Задачи разработки истории детской и педагогической психологии // Вопросы психологи, 1984.- №4.- С. 134-140.
185. Никольская А.А. Задачи разработки истории психологии в России // Вопросы психологии.- 1989.- №6.- С. 14-22.
186. Никольская А.А. Психолого-педагогические взгляды Г.И. Челпанова // Вопросы психологии.- 1994.- №1.- С. 32-38.
187. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России,- Дубна, 1995.- 330 с.
188. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов.- Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998,- 896 с.
189. Новгородцев П.И. Праздник русской философии // Русская мысль, 1912 №2.
190. Новгородцев П.И. Приветствие от авторов статей «Философского сборника» //Вопросы философии и психологии, 1912, кн. 111.- С. 183-185.
191. Носкова О.Г. Психологические знания о труде и трудящихся в России конца XIX начала XX в.в.: канд. дисс.- М., 1986.
192. Огнев А.И. Лев Михайлович Лопатин.- Пг., 1922.
193. ОР РГБ. Фонд В.И. Герье. Папка 47. Ед. хр. 104. Лл. 1-2.
194. ОР РГБ. Ф. 171. К. 1. Ед. хр. 39. Лл. 1-2.
195. ОР РГБ. Ф. 326 (Челпанов). К. 37. Ед. хр. 12 Л. 10. об.
196. Очерки истории отечественной психологии конца XIX- начала XX столетия / Под ред. Г.С. Костюка.- Киев: Рад. Школа, 1959.
197. Очерки истории русской психологии/ Под ред. М.В.Соколова.- М.: МГУ, 1957.
198. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии.- Т. 1-2.-Ростов-на-Дону, 1996.
199. Петровский В.А. Личность в психологии.- Ростов-на- Дону, 1996-512 с.
200. Петровский А.В. Феномен субъектности в развитии личности.- Самара, 1997.- 102 с.
201. Планк М. Единство физической картины мира.- М., 1966.
202. Полемика. Что такое объективная психология // Вопросы философии и психологии, 1909, кн. 99,- С. 688-703.
203. Пономарёв Я.А. Методологическое введение в психологию.- М.: Наука, ф 1983.-205 С.
204. Пономарёв Я.А. Психология творчества.- М.: Наука, 1978.- 303 с.
205. Пономарёв Я.А. Психика и интуиция,-М.: Политиздат, 1967.- 256 с.
206. Попов П.(С.) Л.М. Лопатин // Голос минувшего.- М., 1920-1921, год изд. IX, с. 164.
207. Пригожин И., Стенгер И. Порядок из хаоса,- М.: Прогресс, 1986.
208. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и практики. К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский и др.-М.: РАН, 1997.- 574 с.
209. Радлов Э.Г. Голоса из невидимых стран // Дела и дни. Исторический журнал.- СПб, 1920, кн. 1.-С. 191.ш
210. РГАЛИ. Ф. 4277 On. 1. Ед. хр. 2733. Л. 2-3.
211. РГАЛИ. Ф. 123. On. 1. Ед. хр. 120. Лл. 1-6. Об.
212. РГАЛИ. Ф. 123. On. 1. Ед. хр. 120. Лл. 11, 11 об. 12.
213. Рибо Т. Современная германская психология (опытная школа).- СПб, 1895.274 с.
214. Рибо Т. Эволюция общих идей.- СПб, 1898.- 220 с.
215. Рожков А. Значение и судьбы новейшего идеализма в России // Вопросы философии и психологии, 1903, кн. 67.
216. Рубинштейн М.М. Очерк конкретного спиритуализма Л.М. Лопатина // Логос, 1911-1912, кн. 2иЗ.
217. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т.- М., 1946.
218. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.- М., 1957.
219. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии- М., 1959.
220. Рубинштейн С.JI. Принципы и пути развития психологии.- М.: АН СССР, 1959.- 356 с.
221. Рубинштейн С.Л. Проблемы психического в трудах К. Маркса// Вопросы психологии, 1983,- №2.- С. 8-24.
222. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии, 1984.- №4.
223. Русков В.М. Гносеологическая идея русского персонализма (панпсихизм А.А. Козлова и спиритуализм Л.М. Лопатина) // Историко-философские исследования.- Вып. 3.- Свердловск, 1976.
224. Сербиенко В.В. Русская религиозная метафизика (20 век): Курс лекций.- М., 1996.
225. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. Кому и как разрабатывать психологию. Первая лекция в Московском университете// Физиология нервной системы.- Вып. 1 / Под ред. К.М. Быкова.- М.,1952.- Т.1.
226. Сковорода Г.С. Сочинения: В 2-х т.- М., 1973.
227. Смирнов А.А. Развитие и состояние психологической науки в СССР.- М., 1975.- 350 с.
228. Смирнов С.Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения //Вопросы психологии, 1993.- №4.
229. Современная психология: справочное пособие / Под ред. В.Н. Дружинина,1. М.: ИНФРА, 1999.- 688 с.
230. Соловьёв Вл. Свобода воли и причинность// Мысль и слово 2 (1), 1918-1921.
231. Соловьёв Вл. Письма. Т.4.- Пг., 1923.
232. Спиноза Б. Этика.- М., 1936.
233. Степанова Е.И. Опыт комплексного изучения человека в ленинградскойшколе психологов //Психологичексий журнал, 1994.- Т. 15.- №5.- С. 13-21.
234. Суходольский Г.В. Опыт построения теории умственных процессов, опередивший время //Психологический журнал, 1994.- Т. 15.- №5.- С. 92-101.
235. Тенденции развития психологической науки / Под ред. Ломова Б.Ф.- М.: Наука, 1989.- 270 с.
236. Тихомиров O.K. Понятия и принципы психологии.- М., 1992.
237. Тихомиров O.K. Психология мышления.- М., 1984.
238. Токарский А.А. Понятие воли и свободы воли // Труды Московского психологического общества, 1893.
239. Токарский А.А. Сознание и воля // Вопросы философии и психологии, 1894, кн. 24.-С. 491-509.
240. Троицкий М.М. Наука о духе. Общие свойства и законы человеческого духа.-М., 1882.- Т. 1-2.
241. Трубецкой Е.Н. К вопросу о мировоззрении B.C. Соловьёва (по поводу ст. Л.М. Лопатина) // Вопросы философии и психологии, 1913, кн. 120.- С. 439-457.
242. Трубецкой Е.Н. Вл. Соловьёв и Л.М. Лопатин // Вопросы философии и психологии,1914, кн. 124.- С. 527-579.
243. Трубецкой Е.Н. Воспоминания.- София, 1921.- С. 179-191, гл. 4.
244. Трубецкой С.Н. Психологический детерминизм и нравственная свобода // Вопросы философии и психологии, 1894, кн. 25.- С. 494-521.
245. Философский сборник Льву Михайловичу Лопатину к 30-ю научно-педагогической деятельности от Московского Психологического общества. 1881-1911.- М., 1912.
246. Фирсова Л.В. Критический анализ гносеологии русского персонализма (А.А. Козлов и Л.М. Лопатин): канд. дисс.- М., 1983.
247. Франк С.Л. Памяти Лопатина // Путь, 1930 № 24.
248. Фроловский Г.В. (рец. на кн.:) Огнев А.И. Лев Михайлович Лопатин // Русская мысль, 1923, кн. 3-5.
249. Фроловский Г.В. На гроб Л.М. Лопатина // Русская мысль, кн. 3-4, София, 1921.
250. Ходасевич В. Избранное.- М., 1991.- С. 374-383.
251. Хвостов В.М. К вопросу о свободе воли // Вопросы философии и психологии, 1909, кн. 96.
252. ЦГАЛИ. Ф. 123. On. 1. Ед. хр. 122. Л. 16. Об.
253. ЦГИАМ. Ф. 2202. Оп. 2. Ед. хр. 22. Лл. 1-2 об.
254. ЦГИАМ. Ф. 2202. (М.С. Корелин). Оп. 4. Ед. хр. 1. Лл. 1-14 об.
255. Челпанов Г.И. По поводу статей Ланге Н.Н. // Вопросы философии и психологии, 1891, кн. 7.- С. 92-98.
256. Челпанов Г.И. О свободе воли // Мир божий, 1897, кн. 12.
257. Челпанов Г.И. Задачи современной психологии // Труды второго всероссийского съезда по педагогической психологии.- СПб, 1900.- С. 56-68.
258. ЗОО.Челпанов Г.И. Мозг и душа.- М., 1912.
259. Челпанов Г.И. Задачи современной психологии // Вопросы философии и психологии, 1909, кн. 99.- С. 255-308.
260. Чемоданов А. Новый курс психологии профессора Московского университета Л.М. Лопатина // Вера и разум, 1905 №5.
261. Чернышевский Н.Г. Собр. соч. в 5-ти т.- М., 1974.
262. Чудновский К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологической теории деятельности // Психологический журнал, 1993.- №5.
263. Чуева И.П. Критика идей интуитивизма в России.- М.,Л., 1963.
264. Шеллинг Ф. Соч. в 2-х т.- М., 1977.
265. Шишкин Н.И. О психофизиологических явлениях с точки зрения механической теории//Вопросы философии и психологии, 1889, кн. 1.- С. 127-146; 1890, кн. 2.- С. 129-158.
266. Шишкин Н.И. Дополнительные соображения к статье Н.И. Шишкина «О психофизиологических явлениях с точки зрения механической теории» // Вопросы философии и психологии, 1890, кн. 4.- С. 147-156.
267. Шишкин Н.И. О детерминизме в связи с математической психологией // Вопросы философии и психологии, 1891, кн. 8.- С. 110-128.
268. Эльконин В.Д. Введение в психологию развития (в традициях культурно-исторической теории JI.C. Выготского).- М.: Тривола.- 168 с.
269. Эфруси П.О. Успехи психологии в России.- Пг., 1923.
270. Яковенко Б. (рец. на кн.:) «Положительные задачи философии» 2-ое изд.-Пг., 1911-1912, кн. 2.- С. 288-289.
271. Яковенко Б. Очерки истории русской философии.- Берлин, 1922.
272. Яковенко Б. О положении и задачах философии в России // Северные записки, 1915 №1.-С. 218.•
273. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. 2-ое изд.- М., 1997.- С. 329-331.
274. Ach N. Ueber die Willensthatigkeit und das Denken , 1905.
275. Binet A., Simon Th. «Methodes nouvelles pourle diagnostic du niveau intellectuel des anormaux», Annee Psychologique, 1905.
276. Boring E. A. Histori of txperimental Psychology. N. Y., 1929.
277. Brentano Fs. Psychologi vom empirishen standpunkte. В. I. Lpz. 1874.
278. Brown T. The lectuars on the Philosophi jf the human Mind. London, 1860, Lect. • 323.Bruner J. Acts of meaming. Camb. (Mass).- L., 1990.
279. Farr R., Moscovici S .(Eds.) Social representations. Cambride, 1984.
280. Klopf A.H. The hedonistic neuron: A theory of memori learning and intelligence. Washington: Hemisphere publ. Co., 1982.
281. Messer A.- «Arch. Fur die ges Psych.», VIII.
282. Oeuvres de Main de Biran. Vol. XI. Paris .1939.
283. Suchmanl Plans and situated actions, Cambridge, 1987.
284. Woodworth R. Dinamic phychology. N. Y., 1918.
285. Woodworth R. Experiement Phychology (with H. Schbsberg), N. Y., 1955.