автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Психология детской мифологии и фольклора
- Автор научной работы
- Хазей, Светлана Анатольевна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.07
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Хазей, Светлана Анатольевна, 1998 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 . ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ МИФОЛОГИИ В
ПСИХОЛОГИИ
1.1. Зарубежные исследования детской и подростковой мифологии.
1.2. Отечественные исследования детской и подростковой мифологии.
1.3. Культурно-исторические и психологические основы детской и подростковой мифологии.
1.4. Особенности посткатастрофической ситуации для детей и подростков на территории республики Беларусь.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ДЕТСКОЙ МИФОЛОГИИ.
2.1. Описание традиционных методов исследования детской и подростковой мифологии.
2.2. Методы изучения мифологии, рисунков, сочинений детей и подростков в данном исследовании.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МИФОЛОГИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
3.1. Психологическое исследование детской и подростковой мифологии на территории республики Беларусь.
3.2. Анализ результатов исследования представлений об аварии на ЧАЭС и ее последствиях в рисунках подростков.
3.3. Анализ результатов исследования представлений об аварии на ЧАЭС и ее последствиях в тематических сочинениях подростков.
Введение диссертации по психологии, на тему "Психология детской мифологии и фольклора"
Актуальность исследования определяется тем, что детская мифология — реально существующая и недостаточно изученная сторона детской субкультуры. Феномен детской мифологии требует психологического анализа специфики бытования. Психология мифологии детей и подростков определяется возрастными особенностями их психики: спецификой восприятия, развития мышления и воображения (Л.С.Выготский, 1967, О.И.Капица, 1930; Г.С.Виноградов, 1925; А.В.Запорожец, 1986; В.С.Мухина, 1969-1975; М.Е.Гудмен, 1970). Существование мифологии в субкультуре современных детей и подростков обусловлено особенностями развития личности, видами деятельности (Л.И.Божович, 1978; М.В.Осорина, 1981; П.и А.Опи, 1959; М.и Г.Кнапп, 1976). На основе анализа мифологического контекста мы получаем возможность диагностировать феноменологию самосознания детей на разных этапах онтогенеза (В.С.Мухина, 1985-1997). Мифология детей и подростков отражает социокультурные традиции, накопленные поколениями (Дж.Фрэзер, 1928; Р.Бенедикт; Э.Б.Тэйлор, 1939; М.Мид, 1988; Э.Эриксон, 1962; А.М.Лобок, 1997); является средством вхождения в мир взрослых и сверстников (М.О.Косвен; 1946; И.С.Кон); осуществляет психотерапевтическую роль посредством эмоционального отреагирования(З.Фрейд, А.Фрейд, 1936; А.И.Захаров, 1988; А.Ф.Шадура, 1991).
Изучение мифологии, рисунков, игр представляет особый интерес в настоящий момент и соотносится с перспективой исследования в будущем в связи с изменением социальной ситуации в республике Беларусь. Значимые исторические, социально-экономические, политические события (войны, революции, социальные перестройки); экологические катастрофы (в том . числе и авария на ЧАЭС), могут оказывать влияние на появление соответствующих мифологем у детей и подростков.
Исследование детской мифологии дает основание лучше понять особенности самосознания детей и подростков, построения ими картины мира. Тем самым детская и подростковая мифология может помочь взаимодействию психолога, воспитателя, педагога, родителей с детьми и подростками.
Цель исследования: выявить психологические особенности бытования мифологии, фольклора через анализ быличек, страшилок, магии, игр, а также сочинений, рисунков в субкультуре детей и подростков 7-15 лет на территории республики Беларусь.
Предметом исследования явились: психологические особенности мифологических представлений в детской и подростковой субкультуре.
Объект исследования — дети и подростки в количестве 1142 человек в возрасте от 7 до 15 лет, проживающие в г.Могилеве и районах области. Из них: 571 девочка и 571 мальчик. Мифология в условиях игры и реальных взаимодействий изучалась у 342 детей и подростков 7-13 лет. Из них: 171 девочка и 171 мальчик. Анализировались продукты деятельности: 1200 рисунков и 1200 сочинений у 800 подростков 12-15 лет. Из них: 400 девочек и 400 мальчиков.
Теоретическая основа исследования — теории зарождения мифологических представлений и их развитие в общественно-историческом контексте (А.Н.Афанасьев, А.Н.Лосев, З.Б.Тэйлор, Дж.Фрэзер, Б.А.Рыбаков); концепция становления самосознания личности на разных этапах онтогенеза и филогенеза В.С.Мухиной.
Под самосознанием понимается психологическая структура, представляющая единство развивающихся по определенным закономерностям звеньев. Структура самосознания строится через: идентификацию человека со своим именем, телесной и духовной сущностью; притязание на признание; половую идентификацию; психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); социальное пространство личности посредством овладения правами и обязанностями (В.С.Мухина, 1985-1998).
Основная гипотеза исследования. Содержание мифологических представлений детей и подростков определяется как традиционной мифологией, отражающей древние магические воззрения, так и специфически детскими видами мифологии, функционирующими на уровне возрастной субкультуры.
Вторая гипотеза исследования. Причиной появления новых мифологем в субкультуре детей и подростков могут являться события, характеризующие изменения, происходящие в конкретном геоисторическом пространстве. В контексте этой идеи предполагается, что у детей и подростков могут сохраняться эмоции и переживания, связанные с последствиями аварии на ЧАЭС, которые могут актуализироваться в изустно передаваемой мифологии.
Цели и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Исследовать психологические особенности бытования мифологии в быличках, страшилках, магии, в мифологических играх, рисунках, сочинениях детей и подростков в контексте возраста, пола, места проживания в конкретном геоисторическом пространстве.
2. Выявить влияние глобальных событий (на примере аварии на ЧАЭС) на образование соответствующих мифологических представлений в детской и подростковой субкультуре.
Методы исследования: 1 — метод включенного полевого наблюдения; — метод свободной беседы для сбора изустно передаваемой мифологии; 3 — авторский опросник «Мифология, игры и устное творчество»; 4 — анализ продуктов деятельности(рисунков и сочинений) подростков на свободную тему и тему, связанную с аварией на ЧАЭС.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается системой взаимоудостоверяющих методов, проведением содержательного анализа результатов, полученных на репрезентативной выборке испытуемых, использованием количественного и качественного анализа данных, применением методов математической статистики.
Научная новизна исследования и теоретическое значение исследования состоит: 1 — в рассмотрении основных направлений и тенденций в развитии мифологии в контексте возрастной психологии; — в выявлении особенностей бытования мифологии в современной субкультуре детей и подростков в возрастном аспекте; 3 — в изучении специфики наполненности мифологическим контекстом структуры самосознания (в русле концепции онтогенеза самосознания личности В.С.Мухиной); 4 — в выявлении влияния катастрофических событий для зарождения мифологем в детской и подростковой субкультуре.
Практическое значение исследования связано с возможностью учета психологических особенностей мифологических представлений в детской и подростковой субкультуре и использования полученных данных для диагностики и психологического сопровождения детей и подростков в процессе обучения и воспитания, в работе педагогов, при консультировании родителей с целью улучшения их взаимодействия с детьми и подростками.
На защиту выносятся следующие положения:
1. При свободном самовыражении в условиях игры и реальных взаимодействий, детей и подростков обнаруживается их психологическая включенность в освоение и использование традиционной мифологии: в общении они используют древние мифы, былички, страшилки, заговоры, мифологические игры и другие виды магии; заинтересованно заимствуют мифологемы друг у друга.
2. Функционирование мифологических представлений в детской и подростковой субкультуре обусловлено возрастными особенностями их психического развития (онтогенез).
3. События, связанные с изменением условий жизни в конкретном геоисторическом регионе; события эпохального характера могут оказывать влияние на появление соответствующих мифологических представлений в современной детской и подростковой субкультуре.
Апробация работы. Основные положения исследования нашли отражение в 5 публикациях автора, в выступлениях на конференциях молодых ученых и специалистов ИРЛ РАО, обсуждались на заседании кафедры психологии Могилевского государственного университета и лаборатории феноменологии развития личности ИРЛ РАО.
Внедрение в практику. Результаты исследования развития мифологии в субкультуре современных детей и подростков используются в работе практических психологов, педагогов школ г.Могилева, воспитателей реабилитационного центра детей и подростков; в спецкурсе, семинарских занятиях, лекциях по возрастной и педагогической психологии Могилевского государственного университета. В ИРЛ РАО была организована выставка рисунков подростков на тему, связанную с последствиями аварии на ЧАЭС. Она экспонировалась: 1- в 1996 г.- в связи с 10-летием со дня аварии и проведением круглого стола по проблемам Чернобыля; — в 1997 г. на Международной конференции «Проблемы воспитания и развития личности» 13-14 мая в ИРЛ РАО.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии и приложения. Прилагаются таблицы, образцы сочинений и рисунков подростков. Библиография включает 378 наименований, в том числе 72 — на иностранном языке.
Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в проведенном исследовании выявлены психологические особенности бытования мифологии, фольклора, магии, игр, рисунков, сочинений в субкультуре современных детей и подростков 7-15 лет на территории республики Беларусь.
В исследовании представлены теоретические подходы в изучении детской мифологии в зарубежной и отечественной науке, тезаурус, основные методы исследования. Определяются культурно-исторические и психологические основы фольклора, магии, игр современных детей и подростков. Рассматривается мифологизация в детском и подростковом творчестве социально-значимых событий, событий мирового масштаба (революции, войны, социальные перестройки), экологических катастроф (на примере аварии на ЧАЭС). Выявлена значимость данных событий для восприятия детей и подростков и их отражение в соответствующих мифологемах. Соотнесены этапы развития мифологии в культурно-историческом аспекте с возрастными этапами развития мифологии в субкультуре современных детей и подростков.
В работе дан анализ результатов исследования мифологии, игр, рисунков, сочинений в контексте возрастной психологии в соответствии с. факторами возраста, пола, места проживания детей и подростков (городской и сельский регионы), воздействия средств массовой коммуникации. Выявлены особенности представлений подростков об аварии на ЧАЭС и ее последствиях при наличии заданной темы в рисунках и сочинениях. Проанализирована специфика наполненности психологического времени личности: индивидуального прошлого, настоящего и будущего у детей и подростков (в русле онтогенетической концепции структуры самосознания личности В.С.Мухиной).
Подводя итоги работы, отметим, что нами в результате теоретического анализа литературы по проблеме психологии детской мифологии было выделено несколько основных направлений:
1. Традиционный и современный психоанализ (З.Фрейд, Э.Фромм, А.Фрейд, М.Клейн) расшифровывает символические значения фольклора с позиций «эдипова комплекса». В основу интерпретации явлений детской мифологии положен механизм проекции:перенесение страхов и проблем во внешний план и их воплощение в мифологических образах.
2. Аналитическая психология этапы «архетипической биографии» и анализ мифологических образов соотносит со стадиями индивидуального развития ребенка (К.Г.Юнг, Дж.Кемпбелл, Н.Фрай, А.И.Захаров).
3. Историко-географическое и структуралистское направление выделяет в фольклоре сюжеты и мотивы на основе различия в пространственном и временном восприятиях мифа в различных культурах (А.Аарне, К.Леви-Стросс, В.Я.Пропп, А.-Л.Сийкала, Ю.Пентикяйнен).
4. Ритуально-мифическое и социологическое направление проводит аналогию между особенностями развития мышления ребенка и первобытным мышлением, выделяя общие черты — анимизм, «дологизм», магический строй (Э.Б.Тэйлор, Л.Леви-Брюль, Дж.Фрэзер, М.Джекобс). .
5. Современные этнопсихологические исследования кросскультурного характера ставят акценты на социокультурные и психологические аспекты детской мифологии (М.Мид, М и.Г.Кнапп, Г.И.Мамонтова, О.Н.Гречина, И.С.Кон, В.С.Мухина, Л.Виртанен, М.В.Осорина).
Современные исследования мифологии детей и подростков представлены как традиционными методами (включенное полевое наблюдение; беседа; опрос; анкетирование; анализ продуктов деятельности — рисунков и сочинений), так и методами исследования этнического самосознания (метод анализа рефлексивных самоотчетов с анализом частотного словаря, ТАТ, метод чернильных пятен Роршаха, метод ретроспективной и субъективной рефлексии — в русле онтогенетической концепции структурных звеньев самосознания В.С.Мухиной).
В данном исследовании использовались следующие методы: 1- метод включенного полевого наблюдения; 2- метод свободной беседы для сбора изустно передаваемой мифологии; 3- авторский опросник «Мифология, игры и устное творчество»; 4 — анализ продуктов деятельности (рисунков и сочинений) подростков на свободную тему и тему, связанную с аварией на ЧАЭС.
Проведенное исследование психологических особенностей мифологии, рисунков, сочинений детей и подростков 7-15 лет на территории республики Беларусь позволило сделать следующие основные выводы:
1. При свободном самовыражении в условиях игры и реальных взаимодействий детей и подростков обнаруживается психологическая включенность в освоение и использование традиционной мифологии: в общении они используют древние мифы, былички, страшилки, заговоры, гадания, вызовы мифологических персонажей, мифологические игры; они заинтересованно заимствуют мифологемы друг у друга.
2. Обнаружены различия в возрастных предпочтениях мифологем. В субкультуре подростков больше представлена традиционная мифология (былички, поверья, заговоры), у детей — страшилки, детская магия и игровая ворожба, мифологические игры.
3. Обнаружены различия в предпочтениях мифологем у девочек и мальчиков: девочки больше проявляют интерес к вербальному фольклору, поверьям, гаданиям, заговорам; мальчики — к мифологическим играм и вызовам мифологических существ.
4. Выявлено различие в предпочтениях мифологии у сельских и городских детей и подростков: у сельских — обнаружено больше знаний традиционной мифологии — заговоров, гаданий, быличек.
5. Выявлено, что современные средства массовой коммуникации в значительной мере воздействуют на детскую и подростковую мифологию (традиционный фольклор, новые мифы и символы) и символические отображения сегодняшнего мира.
6. На появление в детской и подростковой субкультуре новых мифологем оказывают влияние значимые исторические, социально-экономические и политические события, события мирового масштаба (природные катаклизмы, революции, войны, социальные перестройки).
7. Событие на ЧАЭС сегодня не доминирует в мифологии детей и подростков: в свободных (спонтанных) играх, рисунках, мифологии не обнаружены мифы и сюжеты, связанные с аварией на ЧАЭС и ее последствиями (исследование проводилось спустя 7 лет после аварии). При выполнении тематических заданий (рисование и сочинение на заданную тему) обнаружены выраженные фиксации на событии, связанном с аварией на ЧАЭС. Рисунки и сочинения подростков на заданную тему отражают представления о негативных изменениях природы и здоровья людей и несут в себе изобразительные символы катастрофы, заимствованные из средств массовой информации.
Анализ результатов психологического обследования специфики мифологии детей и подростков дает основание приблизиться к самосознанию и эмоциональному глубинному самочувствию юного поколения. Используемые детьми и подростками традиционные и новые мифологемы помогают практическому психологу в работе с детьми и педагогами.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Хазей, Светлана Анатольевна, Москва
1. Абраменкова В.В. Образ ядерной энергетики в детской картине мира 1. Вопросы психологии. — 1990. — N 5.
2. Абрамова В.Н., Матвеенко Е.Г. Социально- психологическая работа с населением регионов по профилактике развития радиофобий и снижению психоэмоционального напряжения // Проблемы смягчения последствий Чернобыльской катастрофы. —
3. Брянск, 1993. — С. 145-150.
4. Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.Г.Юнга и закономерности творческой фантазии//Вопросы литературы,- 1970.-N3. — С. 113- 143.
5. Аверкиева Ю.П. О некоторых этнопсихологических исследованиях в США // . современная американская этнография. Теоретические направления и тенденции. — М., Изд-во АН СССР,- 1963,- С.64-98.
6. Адоньева С.Б. Волшебная сказка в контексте традиционной фольклорной культуры. Дис. канд. филол. наук.- JL, 1989. — 204 С.
7. Анастази А. Психологическое тестирование. — М.: Педагогика, 1982. Кн. 1 — 318 С. Кн.2 — 295 С.
8. Аникин В.П. Русская народная сказка. — М.: Просвещение, 1977. — 208 с.
9. Антонов В.П. Уроки Чернобыля: радиация, жизнь, здоровье. — Киев, 1989.- 126с.
10. Арановская Д.М. Понимание сказки детьми дошкольного возраста в зависимости от ее композиции. Дис. канд. психол. наук. М., 1944.
11. Арутюнов С.А., Королев С.В. Этнопсихология как наука. Современная зарубежная этнопсихология // Реферативный сборник. — М.: Наука, 1979. — С. 5- 22.
12. Архангельская Г.В., Лев М.Я., Усольцев В.И. Об эффективности различных форм пропаганды радиационно-гигиенических знаний среди населения и врачей II Радиационная гигиена: Сб. науч. трудов.- J1., 1990.- 53с.
13. Архангельская Г.В., Лнберман А.Н., Иванов В.В. и др. Социально-психологические последствия аварии на ЧАЭС и пути смягчения их влияния на здоровье населения // Проблемы смягчения последствий Чернобыльской катастрофы,- Брянск, 1993.-С. 142-144.
14. Афанасьев А.Н. Русские детские сказки. М.: Детгиз, 1961. — 223 С.
15. Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения II Этнические стереотипы поведения . — Л.: Наука, 1985. — С. 7-21.
16. Балалаева О.Э. Финская фольклористика: традиции и современные тенденции. Дис. канд. филол. наук. — М., 1992. — 141 С.
17. Балалаева О.Э. Опыт изучения "новой повествовательной традиции"( работы Леи Виртанен)//Фольклор в современном мире. — М., 1991. — С. 179-183.
18. Баландин А.И. Мифологическая школа в русской фольклористике. — М.: Наука,1988, —222 С.
19. Бараг Л.Г. Сказочная фантастика и народные верования // Сов. этнография. — 1966, —N5, —С. 15-27.
20. Барташевич Г.А. Белорусский детский фольклор (стихотворные жанры). — Дис. канд. филол. наук. — Минск, 1974. — 212 С.
21. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — М.: Худ. лит , 1965. — 527 С.
22. Бахтин М.М. Фрейдизм: Критический очерк. — М., Л.: Госиздат, 1927. — 163. С.
23. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми-девяти лет. — М., 1968. — 1761. С.
24. Белоусов А.Ф. Детский фольклор // Лекция для студентов-заочников. — Таллинн,1989. —25 С.
25. Бернштам Т.А. Орнитоморфная символика у восточных славян // Сов. этнография. — 1982. — N 1. — С. 22-34.
26. Бессонов П.А. Детские песни. М., 1868.
27. Боас Ф. Ум первобытного человека. М., Л., 1926. — 153 С.
28. Богатырев П.Г. Верования великорусов Шенкурского уезда // Этнографическое обозрение. — Кн. CXI- CXII. — N 3-4. — С.42-80.
29. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. — М.: Искусство, 1971. — С.297-366.
30. Бодалев А.А., Столин В.В. Основы психодиагностики. — М.: МГУ, 1987. — 303 С.
31. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.- 1978.- N 2,- С.47-50.
32. Бреслав Г.М. Эмоциональные основы онтогенеза личности.;—Автореф. на соискание ученой степени доктора психол. наук. — М.,1991.- 30с.
33. Бромлей Ю.В. К вопросу об особенностях этнографического изучения современности//Сов. этнография.— 1977. — N 12. -С. 16.
34. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. — М.: Наука, 1973.
35. Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику //Сов. этнография. — 1983. — N 3. -С. 67-75.
36. Бронфенбреннер У. Два мира детства.- М.,1976,- 174с.
37. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности.-Киев,1989.- 168с.
38. Бурлачук Л.Ф. О проекции как принципе построения методов исследования личности.- В кн.: Вопросы диагностики психического развития: Тезисы симпозиума. Таллин, 1974.- С.33-34.
39. Бурлачук Л.Ф. Проблема исследования бессознательного психического проективными методами // Бессознательное: природа, функции, методы исследования: В 4-х т. — Тбилиси: Мецниереба, 1978. — Т.З. — С. 638-642.
40. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев: Наукова думка. — 1989. — 197 С.
41. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. — СПб., 1861. — Т. 1. — С.308-390.
42. Бюллер К. Духовное развитие ребенка. Пер. с нем.- М.,1924,-558 с.
43. Валлон А. От действия к мысли: Очерк сравнительной психологии: Пер. с фр. — М.: Изд-во иностр. лит., 1956. — 237 С.
44. Василенко В.А. Об изучении современного детского фольклора // Современный русский фольклор. — М.: Наука, 1966. — С. 187-199.
45. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).- М„ 1984.- 200 С.
46. Великоросс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п.: Материалы, собранные и приведенные в порядок П.В.Шейном. Т.1. — Вып.1. — СПб., 1900, —835 С.
47. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. — М., 1988. — 336 С.
48. Веселовский А.Н. Статьи о сказках. — Собр. соч. в 8 т. — M.-JL: Изд-во АН СССР, 1938. — Т. 16. — 376 С.
49. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. Программа наблюдений. — Иркутск, 1925. —84 С.
50. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. — Иркутск, 1930. — 234 С.
51. Виноградов Г.С. Детский фольклор. — В сб.: Из истории русской фольклористики. — Л.: Наука, 1978. — Вып. 1. — С. 158-189.
52. Виноградов Г.С. Детский народный календарь // Сиб. жив.старина. — Иркутск, 1924. —Вып.Н, —С.55-97.
53. Власова Г.И. Детская волшебная сказка в современных записях: традиционная поэтика. Дис. канд. филол. наук. — М., 1990.
54. Власова Т.В. Особенности ценностных ориентаций лиц, проживающих в регионах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС /Возрастной аспект/. Дис. канд. психол. наук. — М., 1995.
55. Возможность возникновения комплекса "жертвы" у пострадавших от аварии на ЧАЭС // Чернобыльская катастрофа: диагностика и медико-психологическая реабилитация пострадавших.- Минск, 1993. — С.34-38.
56. Возрастные особенности эмоциональных состояний подростков в зонах радиоактивной загрязненности: Материалы исследования. — Минск, 1992.- 77с.
57. Володько В.Ф., Пергаменщик Л.А. Основные результаты научно-исследовательских работ по программе "Социально психологическая реабилитация и социально-правовая защита детей и подростков, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС" //
58. Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф / Междунар. конф. Программа. Тезисы. — Гомель, 1994. — С. 17.
59. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Игры народов СССР. — М.-Л., 1933. — XIII. — 5631. С.
60. Вундт В. Проблемы психологии народов /Пер. Н.Самсонова. —М.: Космос, 1912. — 132 С.
61. Выготский JI.C. Проблемы возрастной периодизации детского развития //Вопросы психологии.— 1972. — N 2, — С. 117-123.
62. Выготский JI.C. Психология искусства. — 3-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 5731. С.
63. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1967.
64. Выготский JI.C., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитивный ребенок. — М.-Л.: Госиздат, 1930. — 232 С.
65. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. — Л.,1977.
66. Глазачев О., Шаранов А. "Дети Чернобыля": радиация, эмоциональный стресс и проблемы здоровья // Врач,1992.- N 11.-С.24-26.
67. Головаха Е.И., Кроник А.Л. Психологическое время личности. — Киев: Наукова думка, 1984. —207 С.
68. Гончарова С.С. Ценностно-ориентационный портрет старшеклассника// Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф / Междунар. конф. Тез.выст. — Гомель, 1994. — С. 19.
69. Гречина О.Н., Осорина М.В. Современная фольклорная проза детей //Русский фольклор. Фольклор и историческая действительность. —Т.ХХ. — М.-Л., 1981. — С.96-106.
70. Гублер Е.В., Генкин А.А. Применение непарам.етрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. — М.,1973. — 140 С.
71. Гусев В.Ё. Эстетика фольклора. — Л.: Наука, 1967.- 319 С.
72. Даль В.Н. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. 2-е изд. — СПб., 1980, —148 С.
73. Дети в посткатастрофической ситуации. Социальная напряженность в семьях /У Социологический мониторинг.-М.,1993.- С. 4
74. Детский быт и фольклор /Сб. под ред. О.И.Капицы. — Д.: Прибой, 1930.
75. Добровольский В.Н. Смоленский этнографический сборник. —М.:тип. А.В.Васильева, 1903. — 4.4. — XYI. — 720 С. — Т.27.
76. Долганова JI.H. Детский фольклор. Дис. канд. филол. наук. — Ижевск, 1990. —180 С.
77. Дорожевец А.Н. Образ мира и образ тела у лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф / Междунар. конф. Тез. выст. — Гомель, 1994. -С.24.
78. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Элементы карнавальной культуры в развитии ребенка-дошкольника //Вопросы психологии. — 1994.- N 2. — С.77-87.
79. Ефимова Г., Новлянская 3. Почему дети фантазируют II Хрестоматия по популярной психологии / сост. В.В.Мироненко. — М.: Просвещение, 1990. — С.275-279.
80. Зайцев В.П. О диагностике мотивационно-потребностной сферы подростков // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф / Междунар.конф. Тез. выст. — Гомель, 1994. — С.27.
81. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения //Избран, психол. труды: В 2-х т. — М., 1986. —Т.1. Психическое развитие ребенка. — С.66-77.
82. Запорожец А.В. Особенности развития процесса восприятия II Избран, психол. труды: В 2-х т. — М., 1986. — Т. 1. Психическое развитие ребенка. — С.52-65.
83. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. — JI,: Медицина, 1988. — 248 С.
84. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей,- М.,1986. — 112с., ил.
85. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — JI.,1982.- 216с., ил.
86. Зеленин Д.К. Древнерусский языческий культ "заложных" покойников. — М.: Известия Акад. наук, 1917. — Серия VI. — T.XI. — N 7. — С. 399-414.
87. Зеленин Д.К. Религиозно-магическая функция фольклорных сказок // С.Ф. Ольденбургу к пятидесятилетию научно-общественной деятельности, 1882-1932. —JL, 1934. — С.215-240.
88. Землянова Л.М. Современная американская фольклористика: теоретические направления и тенденции. Дис. д-ра филол. наук. — М., 1973. — 419 С.
89. Землянова Л.М. Современная американская фольклористика: теоретические направления и тенденции. — М.: Наука, 1975.
90. Иванов В.В. Категория времени в искусстве и культуре XX в. II Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л., 1974. — С.39-66.
91. Иванов П. Этнографические материалы, собранные в Купянском уезде Харьковской губернии II Этнографическое обозрение. — 1897. — N 1. — Кн.32.
92. Иванова А.А. Особенности этнического самосознания подростков-казаков в контексте межнационального общения. Дис. канд. психол. наук. — М., 1995.
93. Изард К. Эмоции человека.- М.,1980,- 439с,
94. Изучение эмоциональной сферы детей и подростков, затронутых аварией на ЧАЭС и психолого-педагогические рекомендации // Чернобыльский след: психологические последствия Чернобыльской катастрофы.- М.,1992.- С.221-225.
95. Ильинская В.Н. Заговоры и историческая действительность // Русский фольклор. — Т. 16. — Л.: Наука, 1976. — С.200-207.
96. Имя-этнос-история / Сб. ст. — М.: Б.И., 1989. — 200 С.
97. Каган В.Е.Об использовании Тематического Апперцепционного теста (ТАТ) в клинике детской психиатрии: В кн.: Резидуальные нервно-психические расстройства у детей. Труды (Ленингр. педиатрический мед. ин-т), Т.51.- Л.,1968.- С.141-150.
98. Казакова И.В. Этническое сознание белорусов и этнопсихология: (на материале семейных обрядов и обрядовой поэзии могилевщины). Дис. канд. филол. наук. — Минск, 1993. —215 С.
99. Капица О.И. Детский фольклор, песни, потешки, дразнилки, сказки, игры, изучение, собирание, обзор материала. — Л.: Прибой, 1928. — 222 С.
100. Карский Е.Ф. Белорусы. — Т.З. — Народная поэзия. — М., 1916. — С.225-235.
101. Колодзин В. Как жить после психической травмы.- М.,1992. — 95 с.
102. Коломинский Я.Л., Пергаменщик Л.А. Симптоматика психических расстройств у пострадавших от Чернобыльской катастрофы // Чернобыльская катастрофа: диагностика и медико-психологическая реабилитация пострадавших.- Минск, 1993.- С.43-44.
103. Комарова Г.В. Этнография детства II Советская этнография. — 1985. — N 2. — С.158-161.
104. Комплексные клинико-психологические и психолого-возрастные обследования детей, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС // Чернобыльский след: психологические проблемы Чернобыльской катастрофы.- М.,1992.- С.208-215.
105. Кон И.С. К проблеме возрастного символизма //Советская этнография. — 1981. — N6. —С.98-106.
106. Кон И.С. Нужна помощь психологов // Советская этнография. — 1983. — N 3. —1. С.75-78.
107. Кон И.С. Проблема детства в современной американской этнопсихологии (об исследованиях Беатрисы и Джона Уайтинг) И Советская этнография. — 1977. —N 5. —1. С. 148-3 58.
108. Кон И.С. Этнография детства // Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. — М., 1983. — С.9-50.
109. К он И.С. Ребенок и общество: / Историко-этнографическая перспектива. — М.: Наука, 1988. —269 С.
110. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат. — 1984, —355 С.
111. Кондратенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия.- Минск, 1993.- 478с.
112. Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Психоэмоциональное напряжение и его источники у населения г.Клинцы Брянской области II Проблемы смягчения последствий Чернобыльской катастрофы. — Брянск, 1993.- С.378-390. ■
113. Косвен М.О. Проблемы воспитания и психологии ребенка в свете этнографического материала (работы М.Мид) // Советская этнография. — 1946. — N 2. — 227-232.
114. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. — М.: Прогресс. — 1977. — 261 С.
115. Кремень М.А., Морозов В.Е. Информация как средство изменения психических состояний // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф / II Междунар. конф. Тез. выст. — Могилев, 1995. — С.46.
116. Кудрявцев В.Ф. Детские игры и песенки в Нижегородской губернии. Этнографические материалы. — Нижегородский сб-к. — Т.4. — 1871.
117. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. Первобытная мифология: мифический мир австралийцев и папуасов. — М.: ГАИЗ, 1937. — 518 С.
118. Левкович В.П. Социально-психологические аспекты этнического сознания // Советская этнография. — 1983. —N4. — С.75-78.
119. Левкович В.П. Обычай и ритуал как способы регуляции поведения // Психод. проблемы социальной регуляции поведения. — М., 1976. — С.212-236,
120. Леонтьев А.Н. Человек и культура.- М.: Наука, 1961.-115 С.
121. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции.- М.1971.-38 С.
122. Лисина М.Н. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. — М.: НИИОП, 1980. — С.3-32.
123. Литвин Э.С. К вопросу о детском фольклоре // Русский фольклор. Материалы и исследования, — T.III. — М.-Л., 1958. —С.92-102.
124. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. — 2-е изд. — Л., 1971. — 4141. С.
125. Личко А.Е. Психотерапия и акцентуации характера у подростков.- Л., 1977.
126. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф: труды по языкознанию. — М.: МГУ, 1982. —480 С.
127. Лосева В.Ф. Рисуночная методика "Четыре персонажа" и ее использование в целях психодиагностики личности //Экспериментальные методы исследования личности в коллективе. — Даугавпклс, 1986.
128. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф-имя-культура //Труды по знаковым системам. — Тарту, 1973. — Вып.6.
129. Лурия А.Р. Язык и сознание.- М.: Изд-во МГУ, 1979. — 319 С.
130. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. — Кемерово: Кн. изд-во, 1991. —349 С.
131. Маленченко С.А. Восприятие радиационной опасности как источник психологического стресса II Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф / II Междунар. конф. Тез. выст. — Могилев, 1995. —С.53.
132. Мамонтова Г.И. Культурно-психологические и исторические основы страшилок II Сб. науч. тр. /Сибирский фольклор. — Новосибирск: НГПИ, 1981. — С.55-62.
133. Международный Чернобыльский проект. Оценка радиологических последствий и защитных мер. Доклад Международного консультативного комитета.- М., 1991.- 72с.
134. Мелетинский Е.М. Клод Леви-Стросс и его структурная типология мифа // Вопр. философии. — 1970. — N 7.
135. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах / Российский государственный гуманитарный ун-т. —М., 1994. —Вып.4. — 136 С.
136. Мельников М.Н. Русский детский фольклор.- М.,1987.- 240 С.
137. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики // Сибирский фольклор. — Новосибирск, 1971. — Вып.2. —С.78-99.
138. Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1970, —218 С.
139. Мифологические рассказы русского населения Сибири / сост. В.П. Зиновьев. — Новосибирск: Наука!, 1987. — С.50-70.
140. Можаровский А. Из жизни крестьянских детей Казанской гу — бернии. — Казань, 1892.
141. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее// Психол. журнал. — Т. 15. — N3.— 1994. —С.42-49.
142. Мухина B.C. Программа по курсу этнопсихологии. — М., 1994.
143. Мухина B.C. Генезис изобразительной деятельности ребенка. Автореф. дис. на соиск. уч. степ, д-ра психол. наук.- М., 1972. — 40 С.
144. Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка//Псих. журнал.- 1980.-Т.1.- С.46-53.
145. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.- М., 1981.- 240с.,ил.
146. Мухина B.C. Детская психология.- М.,1985.- 272с.
147. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности.- М.,1985.- 103 С.
148. Мухина B.C. Психологическая помощь пострадавшим от землетрясения в Армении II Псих, журнал.- i989.-T.10,N 5.-С.44-54.
149. Мухина B.C. Использование детского рисунка в целях диагностики умственного развития //Материалы симпозиума по вопросам разработки диагностических методов определения уровня умственного развития детей. — Рига, 1970.
150. Мухлынин М.А. Формально-содержательные особенности оригинальных жанров прозаического детского фольклора // Проблемы современной филологии. Тез. докл. на межвуз. конференции молодых ученых. — Пермь, 1982.
151. Наенко Н.И. Психическая напряженность.- М., 1976.-112с.
152. Никифоров А.И. Народная детская сказка драматического жанра // Сказочная комиссия в 1929 г. Обзор работ. — Л., 1928. — С.49-62.
153. Новик Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки // Типологич. исслед. по фольклору. — М., 1975. — С.214-246.
154. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. —Л.: Наука, 1974, — 255 С.
155. Новикова Е.В. Некоторые вопросы психологической диагностики и коррекции нарушений общения у младших подростков //Общение и развитие психики. — М., 1986.
156. Носкова Н.В. Диагностика и коррекция структурных звеньев самосознания в дошкольном возрасте. Автореф. канд. психол. наук.- М.,1994,- 17с.
157. Огнин М. Особенности структуры самосознания этнических групп Бенина в современных условиях. Дис. канд. психол. наук. — М., 1995. — 176 С.
158. Ончуков Н.Е. Северные сказки. — СПб., 1909. — 646 С.
159. Особенности психической адаптации и поведения лиц, длительно проживающих в условиях радиационного загрязнения среды//Чернобыльский след: психологические последствия Чернобыльской катастрофы.- М., 1992.- С. 154-157.
160. Осорина М.В. Детский фольклор: зачем он нужен //Знание-сила. — 1985. — N 4. — С.28-31.
161. Осорина М.В. "Черная простыня летит по городу" или зачем дети рассказывают страшные истории // Хрестоматия по популярной психологии / Сост. В.В.Мироненко. — М.: Просвещение. — 1990. — С.280-289.
162. Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований / К проблемам этнографии детства II Сов. этнография. — 1983. — N 3. — С. 3445.
163. Осорина М.В. Отражение особенностей детского мышления в детском фольклоре // Вопросы общей и прикладной психологии. Тезисы докладов. — Л., 1971. — С.53.
164. Осорина М.В. Рецензия на книгу Л.Виртанен "Детский фольклор" II Советская этнография. — 1979. — N 5. — С. 175-177.
165. Осорина М.В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей II Этнические стереотипы поведения / Сб. ст. под ред. А.К. Байбурина. — Л.: Наука, 1985.
166. Осорина М.В. О роли рисования в развитии мышления ребенка/ЛТсихология — производству и воспитанию. — Л., 1977.
167. Островский А.Б. Анализ мифов КЛеви-Стросса. Первобытное мышление и этнографический контекст И Сов. этнография. — 1984.- N 5. — С.48-59.
168. Отчик С.В. Курс психокоррекции в ходе реабилитации детей // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф /Междунар. конф. Тез. выст. — Гомель, 1994. — С.44.
169. Пергаменщик Л.А. Изучение психологических механизмов адаптации детей к новым условиям жизни и деятельности //Чернобыльская катастрофа и медико-психологическая реабилитация пострадавших. — Мнм 1992. — С.7-10.
170. Пергаменщик Л.А., Гончарова С.С. Ценностные ориентации и возможность их реализации в будущем у мигрантов Чернобыльской зоны //Чернобыльская катастрофа и. медико-психологическая реабилитация пострадавших. — Мн., 1992. -25-27.
171. Плохинский Н.А. Математические методы в биологии.- М., 1978.- 265 с.
172. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной // Крестьянское хозяйство СССР. —Т.2. — Л., 1928. — С.202-234.
173. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. — М.:Наука,1975. — 110 С.
174. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М.: Наука, 1966. — 212 С.
175. Потебня А.А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. — М.,1865.
176. Прангишвили А.С. Фольклор и психология // Проблемы фольклора. — М.: Наука, 1975. —С.40-44.
177. Проблемы смягчения последствий Чернобыльской катастрофы, Брянск, 1993.-С. 179-182.
178. Программа для собирания детского фольклора / под ред. О.И.Капицы. — Л.: Прибой, 1930.
179. Пропп В.Я. Морфология сказки. — 2-е изд. — М.: Наука, 1969. — 168 С. — (Исследование по фольклору и мифологии Востока).
180. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избр. ст. — М.: Наука, 1976. -325 С. -(Исследование по фольклору и мифологии Востока).
181. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.- JI.,1946. — 340 с.
182. Психодиагностика развивающейся личности: прожективный метод депривации структурных звеньев самосознания В.С.Мухиной и К.А.Хвостова (дети 5-8 лет). — М., 1992.
183. Психологический мониторинг. Научное обеспечение работ по Федеральной целевой программе "Дети Чернобыля".- Вып.Н.- М., 1993.- 86с.
184. Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. Межвузовский сб. науч. трудов.- М.,1993.- 199с.
185. Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция //Межвуз. сб. науч. тр./под ред. докт. психол. наук, академика В.С.Мухиной. — М.: Прометей, 1992. — 191 С.
186. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. — СПб.: Наука, 1994.
187. Пухова Т.И. Психологическая работа с детьми, проходящими мед. обследование и лечение II Чернобыльский след: психологические последствия Чернобыльской катастрофы.1. М., 1992. — С.209-214.
188. Радиация. Дозы, эффекты, риск. Пер. с англ. Ю.А.Банникова.- М.,1990.- 135с.
189. Разработка мер и механизма помощи детям районов радиационного загрязнения,- М.,1993.- 141с.
190. Рамзаев П.В. Радиационно-гигиеническая политика реабилитации территорий, пострадавших от аварии на ЧАЭС II Проблемы смягчения последствий Чернобыльской катастрофы,- Брянск, 1993.- С.22-26.
191. Решетов A.M. Этнопсихология и смежные науки II Сов. этнография. — 1983. — N 3. — С.78-85.
192. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй.1. М.: Просвещение, 1985.
193. Розет И.М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. — Минск: Университетское, 1991. — 339 С.
194. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике.-М., 1992.-256с., ил.
195. Рочев Ю.Г. Детский фольклор Коми. Дис. канд. филол. наук. — Сыктывкар, 1972.— 178 С.
196. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии,- М.,1976. — 416 с.
197. Рудестам К. Групповая психотерапия,- М., 1993,- 368с.
198. Русские суеверия / Ольга Р.Ионайтис. — М.:Благовест, ТОО, 1992.
199. Савенко Ю.С. Проективные методы в исследовании бессознательного.- В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования.- Тбилиси, 1978.- С.632-637.
200. Садовников Д.Н. Сказки и предания Самарского края. — СПб., 1884. — Т.12. — 388 С. — (Зап. Рус. Геог. о-ва по отделению этнографии).
201. Сказки и песни Белозерского края / зап. Б.и Ю.Соколовых. — М., 1915. — 666 С.
202. Скворцов JI.B. Культура самосознания. — М.: Политиздат, 1989. — 98 С.
203. Слепкова В.И. Представления подростков о Чернобыльской аварии и ее последствиях // Чернобыльская катастрофа и медико-психологическая реабилитация пострадавших.- Минск, 1992,- С. 28-30.
204. Современная зарубежная этнопсихология. — М.: Наука, 1979.
205. Соколовы Б.и Ю. Поэзия деревни. — М., 1926. — 166 С.
206. Соколов Э.В. Культура и личность. — JI.,1972. — С.145-147.
207. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
208. Сорокина В.В. Рисунок — средство диагностики и коррекции личности //Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. — М.: Прометей, 1992. С. 120-130.
209. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. — М., 1979. — 156 С.
210. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС // Сб. науч. трудов.- Минск, 1993.- 112 с.
211. Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф // Международная конференция /Тезисы докл. — Гомель, 1994, —67 С.
212. Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф ПII Международная конференция /Тезисы докл. — Могилев, 1995. — 107 С.
213. Социально-психологические процессы адаптации: установки и ожидания населения при взаимодействии с органами исполнительной власти // Чернобыльский след: Психологические последствия Чернобыльской катастрофы.- М.,1992.- С.53-60.
214. Социальное самочувствие населения районов, пострадавших от аварии на ЧАЭС // Чернобыльский след: Психологические последствия Чернобыльской катастрофы,- М.,1992.-С.97-110.
215. Спиваковская А.С. Профилактика неврозов у детей и подростков.- М.,1986.112с.
216. Старовойтова Г.В. О предметной области этнопсихологии II Сов. этнография. — 1983. —N3. —С.78-85.
217. Стеблин-Камекский М.И. Миф. — Л.: Наука, 1976. — 104 С. (Из истории мировой культуры).
218. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. — М.: МГУ, 1993. — 78 С.
219. Столин В.В. Самосознание личности. — М.: МГУ, 1983,- 288 С.
220. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов.-М., 1972,-429 с.
221. Тимошенко Е.П. Психологическое время в структуре самосознания шестилетнего ребенка. Автореф. канд. психол. наук.- М., 1989.- 16с.
222. Токарев С.А. Что такое мифология // Вопросы истории религии и атеизма. — М.: АН СССР, 1962. — Вып. 10. — С.338-375.
223. Токарчук Н.Б. Детский фольклор в русском народном творчестве Казахстана. Автореф. дис. канд. филол. наук. — Алма-Ата. Каз. гос. ун-т. — 1989. •— 28 С.
224. Толстой Н.И. Мифологические аспекты древнеславянской духовной культуры и последующей народной традиции // Международная науч. конф. "Славянские культуры и мировой культурный процесс. Минск, 1982. — С.49-451.
225. Топоров В.Н. О ритуале: Введение в проблематику II Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. — М., 1988. — С.7-60.
226. Торубаров Ф.С., Чинкина О.В. Психологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС // Клиническая медицина., 1991. — N 11.- С. 24-28.
227. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. Пер. с англ./ под ред. и с примеч.
228. B.К.Никольского. — М.: Соцэкгиз,1939. — XXX. — 570 С.
229. Тэрнер В. Символ и ритуал / Пер. с англ. — М.: Наука, 1983. — 277 С. — (Исследования по фольклору и мифологии Востока).
230. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси, 1961, —210С.
231. Успенский Э. "Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы." — М.: Экономика, 1992. — 287 С.
232. Филипченко В.В, Поведенческий субсиндром хронического радиационного стресса // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф/II Междунар. конф. Тез. выст. — Могилев, 1995. —1. C.79.
233. Фольклор и этнография: связи фольклора с древнейшими представлениями и обрядами. — Л.: Наука, 1977. — 200 С.
234. Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры: Сб. науч. тр. / отв. ррд. Б.Н.Путилов. — Л.: Наука, 1990. — 231 С.
235. Фольклор и этнографическая действительность. — СПб.: Наука, 1992. — 201 С.
236. Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.,1990.- 368 с.
237. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа.- М., 1991.- 92 с.
238. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. -М., 1993. — 143 С.
239. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции.- М., 1990.-456с.
240. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. — М., 1989.- С. 39202.
241. Фрейд 3. Психоанализ детских неврозов. — М.-Л.: Госиздат, 1925. — Вып. 23.
242. Фрейд 3. Психоанализ детского страха. — М.: Наука, 1913. —Вып.9.
243. Фрейд 3. ToicM и табу: Психология культуры и религии / Пер. М.В.Вульфа. — М.: Госиздат, 1923. — 172 С. — Вып.6.
244. Фресс П. Эмоции.- В кн.:Экспериментальная психология эмоций / Под ред. П.Фресс, Ж.Пиаже.- М.,1975.- вып.У.- С. 111-195.
245. Фромм Э. Иметь или быть?-М., 1990.-345 с.
246. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. — 2-е изд. — JL: Атеист, 1928. — В 4-х т. Вып. 1. Магия и религия. Вып. 2. Табу- Запреты.
247. Фурманов И.А. Групповая психотерапия агрессивного поведения детей // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф /II Междунар.конф. Тез. выст. — Могилев, 1995. — С.81.
248. Харузина В. Об участии детей в религиозной обрядовой жизни // Этнографическое обозрение. — 1911. — N 1-2. — С.1-78.
249. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений //Вопросы психологии, 1986, N1.
250. Цивьян Т.В. К семантике пространственно-временных показателей в фольклоре //Сб. ст. по вторичным моделирующим системам. —Тарту, 1973. — С.13-17
251. Цивьян Т.В. Мифологическое программирование повседневной жизни // Этнические стереотипы поведения. — Л.: Наука, 1985. —С.154-173.
252. Черепанова Е.М. К определению понятия "травматический стресс" II Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф /Междунар. конф. Тез. выст. — Гомель, 1994. — С.59.
253. Чернобыльская катастрофа и медико-психологическая реабилитация пострадавших.-Минск,!992,-320с.
254. Чернобыльская катастрофа: Диагностика и медико-психологическая реабилитация пострадавших.- Минск, 1993.- 312с.
255. Чернобыльский след: психологические последствия Чернобыльской катастрофы.- М.,1992.- 253с.
256. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. — М., 1977. — 144 С.
257. Четверухина И.С. Психологические особенности развития потребности в признании в дошкольном и младшем школьном возрасте. Автореф. дис. канд. психол. наук.1. М„ 1981. — 16 С.
258. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. —Д.: Наука, 1986.303 С.
259. Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Сов.этнография. — 1972. — N 3. — С.74-75.
260. Шадура А.Ф. Психологическая коррекция отклонений в самосознании личности в подростковом и раннем юношеском возрасте. Дис. канд. психол. наук.- М.,1991,- 148с.
261. Шлягина Е.И. Методы диагностики этнических установок // Экспериментальные методы личности в коллективе. /Тез. Всес. научно-метод. конф. — В 3-х ч. — Даугавпилс. — 4.2. — 127 С.
262. Шмаков С.А. Ее величество игра. — М.: МИП NB Магистр. -160
263. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию.
264. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей: Пер. с нем. Ю.Лукоянова. — М., 1981.- 192с.
265. Экман П. Почему дети лгут / Пер. с анг. С.С.Степанова. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 270 С.
266. Элиаш Н.М. К вопросу о детской сказке II Детский быт и фольклор / под ред. О.И.Капицы. —Д.: Прибой, 1930.
267. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1987.
268. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с анг. С.Ю.Билючугова//под общ. ред. А.ГЛидерса, В.Г.Колесникова. — Обнинск: Изд-во "Принтер", 1993. — Вып. 1. -54 С.
269. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. — М.: Наука, 1991.— 187 С.
270. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. — М., 1994. — Вып.1. — 127с.
271. Этническая психология: этнические процессы и образ жизни людей // Сб.науч.тр./ Отв.ред.Н.Н.Андреева. — М.:УДН, 1984.- 77 С.
272. Этнические стереотипы поведения / под. ред. А.К. Байбурина. — Л.: Наука, 1985. — 325 С.
273. Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Сб. ст. Отв. ред. А.К.Байбурин, И.С.Кон. — СПб.: Наука, 1991. — 318 С.
274. Этнознаковые функции культуры / Сб. ст. Отв. ред. Ю.В.Бромлей. -М.: Наука,1991.
275. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. М., 1994.- 336с.
276. Юнг К.Г. Архетип и символ. — М.: Ренессанс СП "ИВО СиД", 1991. — 367 С.
277. Юнг К.Г. О современных мифах / Сб. тр. Пер. с нем. — М.: Практика, 1994. -2521. С.
278. Яковлева A.M. Мифологические корни фольклорного мышления: пространство, время, существование. — Вестник Моск. ун-та. — 1981. — Серия 7. Философия. — N 6. — С.56-65.
279. Яньшин П.В. Семантика проективного рисунка в контексте языка невербальных значений. Вестник МГУ, сер. 14, психология, 1989,N 1.
280. Abrahams R.D. Introductory Remarks to a Rhetorical The rbal art and culture // JAF. — 1955. —N269.
281. Bayard S.P. The Materials of folklore//JAF.-1953.-N 259.
282. Ben-Amos D. Toward of definition of folklore in context//JAF.— 1971. — N 331.
283. Benedict R. Patterns of culture. — Boston; New York, 1937. — 290 p.
284. Boas F. KwakiUtle ethnography. — Chicago; London, 1966.
285. Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development Experiments by Nature and Decing. — Cambridge, 1979, p. 19-295.
286. Buck I.N. The N-T-P technuique. Aqualitative and quantative scoring manual. — J.Clin. Psychol., Monograph Supplement. — N 5. — 1948.
287. Campbell J. The Masks of God: Primitive Mythology, v. 1,1.N.Y. The Viking Press, 1959, p.3,42-71, 61-62.
288. Campbell J. Bios and Mythos: Prolegomena to a Scince of Mythology // Myth and Literature. Contemporary Theory and Practice / Ed. by J.Vickery, univ. of Nebraska press, 1966, р.20-5б.
289. Cross-Cultural Samples and Codes /Ed. by H.Barry III, A.Schlegel. — Pittsburg, 1980.
290. Demause L. The Evolution of Childhood. Ed. by Demause. — N.Y., 1974, p.50-56.
291. Dresser N. Telefone pranks. — New York folklore quarterly, 1973. N 29, p.121-130.
292. Dorson R.M. Theories of Myth and the Folklore.-"Daedalus", 1959, v.88, p.283-286.
293. Dundes A. The Number Three in American Culture // Every Man His Way. Redings in Cultural Antropology. — New Jersy, Prentice-Hall, Inc. Englewood Cliffs, 1968, p.420-421.
294. Dundus A.Interpreting folklore.-Bloomington;London,1980.
295. Edmonson M. Lore. An introduction tj the Science of Folklore and Literature. — N.Y., Chicago, San-Francisco, Atlanta, Dallas, Montreal, Toronto, London, Sydney, Holt, Renehalt and Winston, Inc. 1970, p.48-203.
296. Eggan D. The Personal Use of Myth in Dreams. — JAF,1955, v.68, N 270, p.452-455.
297. Erikson E.H. Childhood and Society. — N.Y., 1963.
298. Erny P. L'Enfant et son mikien en Afrique Noiu Essai sur Ledication traditionaelle. —1. P., 1972
299. Explorations in the psychology of stress and anxiety/Ed.by Byron P. Rourke.- Don Mills: Longmans, cop. 1969.
300. Fine G.A. Children and their culture. Exploring newell's paradox. — "Western folklore", 1980, vol.39, N 3, p. 170-183.
301. Ficher J.L. A Ponapean Oedipus Tale: Structural and sociolodical Analysis. — JAF, 1966, v.779,N 311, p.121-129.
302. Frank L.K. Projective methods for the study of personality // J.Psychol., 1938. —N 8, p.389-414.
303. Freud S. The Occurence in Dreams of materia from Fairy-Tales. The Uncunny. //On Creativity and the Unconscious. Papers on the Psychology of Art, Literature, Love, Religion. — 1958, p. 81-151.
304. Friendship an social relations in children (Eds. H.C.Foot, A.J.Chapman, T.R.Smith. Chichester exc., 1980.
305. Fromm E. The Forgotten Languge. An Introduction to the Understanding of Dreams, Fairy Tales and Myths. — N.Y., Chicago, San-Francisco, Holt, Renehart and Winston, 1965, p.6-10.
306. Frye N. Anatomy of Criticism. Four Essays. — Prinston, New Jersey, univ. press, 1956-1957, p.105-365.
307. Folklore: Perfomance and communication / Ed. by D.Ben-Amos and K.S. Goldstein.1. Monton Press, 1975.
308. Gray, Jeffrey A. The psychology of fear and stress / J.A. Gray.- New-York, 1971. —256 p.
309. Georges B. Toward an Understanding of Story-Telling Events. — JAF, 1969, v.782, N 326, p.317-326.
310. Goodman M.E. The Culture of Childhood. Child's Eye Views of Society and Culture.1. N.Y., 1970.
311. Grider S.A. (Ed). Children's Folklore. — XXXIX, N 3,1980. (Special Issue). Vol.39,1. N 1-3.
312. Hakamies P. Finnish Folklorism from 1985 to 1989. The Kalevala jubilee of 1985' //Problems of Uralistics. — Moscow, 1990, p. 179 — 183.
313. Handbook of Cross-Cultural Human Development / Ed. by R.H. Munroe, R.L.Munroe, B.B. Whiting. — New-York — London, 1981.
314. Hart R. Children's Experience of place: A Developmental Study. — N.Y.: Irvington press, 1978.
315. Hertskovits MJ. Folklore after a hundred years: A Problem in redefinition //JAF, 1946, N232.
316. Honko'L. The formation of ecotypes //Folklore on two continents. — Bloomington,1980.
317. Honko L. Four forms of adaptation of tradition //Studia Fennica. — Helsinki, 1981.1. Vol.26.
318. Hunt D. Parent's and Children in History. The Pschology of Family Life in Early Modern France.—New York — London, 1970.
319. Hymes D. The Contribution of Folklore to Sociolinguistic Research //JAF, 1971, v.84, N 333, p.45-48.
320. Hyman E. The Ritual View of Myth and Mythic //Myth and Literature. Contemporary Theory and practice / Ed. by J.Vickery Lincoln, univ. of Nebrasska press, 1965, p.52-57.
321. Jung C.G The Phenomenology of the Spirit in Fairy Tales. //The Archetypes and the Collective Unconscious. — Lnd. Routledge and Paul Kegan, 1959, p. 79,222-270.
322. Knapp M., Knapp H. One potato: secret education of American children. — New York: Norton press, 1976. V.XII.
323. Levi-Strauss C. The Structural Study of Myth //JAF, 1955, v.68, N 270, p.243-244.
324. Machover K. Personality projection in the drawing of the human figure. — Springfield, III, 1949.
325. Malinovski B. Magic, science and religion and other essays. — Boston, 1948.
326. McCoch S. Children's Humor. — London, etc.: Granada, Publishing, 1979.
327. Mcluhan M. Myth and Mass Media. — "Daedalus", 1959, v.88, p.339-345.
328. Mcluhan M. The Mechanical Bride. Folklore of Industrial Man. Lnd., Routlledge and Paul Kegan Limited, 1967, p.5-10.
329. Marcus C.C. Children's Play Behavior in a Rise Inner-City Housing Development. — In: Man Environment Interactions: Evaluations and Applications / Ed. by Carson D. / V.12. Childhood City. —Milwaukee, 1974.
330. Moore D., Young D. Chiianood Outdoors: Toward a Social Ecologe of the Landscape. — In: Children and Environment, 1979, v.3, p.83-130.
331. Murdock G.P., White D.R. Standard Cross-Cultural Sample //Ethnology, 1969, v.8, N 3, p.328-369.
332. Murdock G.P. Ethnographic Atlas. — Pittsburg, 1964.
333. Opie I., Opie P. The lore and Eanguge of schoolchildren. — Oxford, Clarendon press, 1959. —417p.
334. Opie I., Opie P. The classic fairy tales. — London, etc.: Granada, Paladin book, 1980.366 p.
335. Parke R.D. Children's Home Environment. — In.: Children and Environment, 1979, v.3, p.33-81.
336. Pentikainen J. The Nordic Dead-Child Tradicion. Nordic Dead-Child Beings: A Study in Comparative Religion //FFG 202. — Helsinki, 1968.
337. Sarmela M. Folklore, Ecology and Super-Structures. — Helsinki, 1976, SF 18.
338. Schwartzman H.B. Transformations: the Antropology of hildren's play. — New- ork1.ndon: Plenum Press, 1978.
339. Sibeok T. Computer as a tool of Folklore Research //Using of Computers in Antropology. -Z.- P., 1968.
340. Siikala A.-L. Interpreting Oral Narrative. — "Folklore Fellows Communication" IFFCI245, 1990.
341. SiikalaA.-L. Variation in the incantation mythical thinking: the scope of comparative research //Journal of Folklore Research. — Bloomington, 1986. Vol.23, N 2-3.
342. Sutton-Smith B. Pschology of childlore: The triviality barrier//Western folklore. — California folklore querterly, 1970. Vol. 29,p.l-8.
343. The Luscher Color Test. Tr. and ed. by I.Scotf. — N.Y., 1971. Ch. 6.
344. Thompson S. Narrative motif-analysis as a folklore method//FFC, 1955, N 161.
345. Virtanen L. Boys and Girls in a Game-Starting Situation//Studia Fennica 18. — . Helsinki, 1974.
346. Virtanen L. Children's lore //Stadia Fennica. — Helsinki, 1978. Vol. 22. — 100 p.
347. Weart S.R. Nuclear fear: A history of images.- Cambridge, 1988.- 535 p.
348. Zal, H. Michael. Panic disorder: The great pretender / H. Michael Zal, Forew by Rarl Rickels.- New-York, London: Plenum Press, cop. 1990. — 232 p.