автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Психолого-педагогическая проблема профессионального менталитета учителя
- Автор научной работы
- Сонин, Валерий Абрамович
- Ученая степень
- доктора психологических наук
- Место защиты
- Смоленск
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.07
Текст диссертации автор научной работы: доктора психологических наук, Сонин, Валерий Абрамович, Смоленск
шдиум ВАК России
01
:удил ученую степень д^
зальник управления ВАК России
наук
Сонин В.А.
Психолого - педагогические проблемы профессионального менталитета учителя
Смоленск 1997
ББК 88.4 П 89
Печатается по решению редакционно-издательского совета Смоленского государственного педагогического института
Сонин В.А. Психолого-педагогические проблемы профессионального менталитета учителя
Смоленск: 1997 с. ISBN 5-8480-0046-8
В монографии дан психологический анализ педагогического становления, особенностей и трансформации менталитета учителя. Широко представлена сама экспериментальная база исследований профессионально-предметной деятельности педагога, учителя, мотивация выбора педагогической сферы деятельности и развитие ценностных ориентаций в ментальном пространстве школы, общества, государства. Книга рассчитана на психологов, педагогов-практиков, студентов, избравших сложный и тернистый путь учителя, стоящего у истоков всех профессий. Книга может быть использована в качестве учебного пособия по спецкурсу, дидактическим сопровождением в изучении академического курса "Педагогическая психология".
03040000000 без объявл.
Г83/031-97
Научный редактор Л.'А. Матвеева, профессор Санкт-Петербургского Государственного Российского педагогического университета.
Рецензенты:
Г.В. Акопов, профессор, доктор психологических наук , Самара, А. О. Прохоров, профессор , доктор психологических наук, Казань, Л. М. Попов, профессор, доктор психологических наук, Казань.
**** ББК 88.4
ISBN 5-8480-00046-8 ББК 88.4
- ^ с -
Посвящаю своим учителям: России, чью мептальность я впитал, родителям, кто укрепил дух, школьным педагогам, определившим мой жизненный путь, семье с гордостью, и Александру Ильичу Щербакову, моему учителю,на всю жизнь.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях проблема совершенствования профессионального педагогического образования приобретает особую значимость. В последние десятилетия она становится объектом исследования многих научных дисциплин / философии, социологии, валкологии, акмеологии, экономики /, не говоря уже о традиционном научном внимании к данной проблеме - педагогики и психологии.
Особого внимания заслуживают исследования и специальные работы, посвященные формированию личности будущего учителя, его профессионального мышления и сознания^ изучение психологических механизмов профессиональной рефлексии, толерантности, эмпатийности, предметной индивидуальной информированности, трансформации мотивов выбора педагогической деятельности, генезиса профессионального статуса и социального имиджа.
Профессионально- педагогическая подготовка и формирование менталитета-важнейшие составляющие этого единого процесса личностного становления учителя, обусловленного задачами и целями образования, влиянием специфики всей учебной и вне^учебной деятельности в высшей педагогической школе на различные психические свойства, отношения и действия личности каждого студента как будущего учителя и воспитателя подрастающего поколения.
Глубокое всестороннее изучение*и исследование становления учителя дает возможность учитывать не только отдельные специфические предметные (производственные) качества будущих учителей, но и дифференцированные и интегрированные устремления, интересы, аттитюды, эспектации, отношения, предопределяющие как профессионально-педагогическую направленность личности, так и ее нравственный содержательный вектор.
В эту совокупность входят различные по психологической сущности личностные проявления: сами качества личности, отношения, переживания, составляющие эмоционально-волевую сферу, умения, фактические действия, конкретные поступки. Все они по своему раскрывают профессиональный менталитет учителя, интегративную форму социального мышления и поведенческой деятельности личности, интериоризованного общественного опыта, заключенного в обычаях, традициях, реализаций своего "Я" в конкретной избираемой работе.
Известно, что поведение человека определяется сочетанием биологических и социальных особенностей и условий его развития . Биологический фактор, по утверждению Л.С. Выготского, составляет тот базис, тот фундамент, ту основу прирожденных реакций, из пределов которой организм не в состоянии выйти и над которой настраивается система приобретенных реакций. Собственный опыт организма - это продукт социализации психики индивидуума, "питательные корни" коюрого лежат в пластах биологической природы человека и социального знания. Именно поэтому личный опыт самого студента, будущего учителя, является
реальной и содержательной базой предстоящей психолого-педагогической работы с детьми.
В отечественной психологии накоплены богатые научные данные, объекта вно и глубоко раскрывающие генетические и структурные связи между гностическими, перцептивными, конструктивными и коммуникативными функциями и свойствами человека, материалы эмпирических и теоретических исследований ( 2,12,18,37,61,74,15.1,173,182,208,226,258,261,269,350,35!,368 ) утверждают единство индивидуального и социального: в целостной структуре личности. В психологической структуре личности аккумулировано все богатство опыта жизнедеятельности человека, его общей культуры. Большое влияние на формирование психологической структуры личности, в которой воплощены его знания и умения, оказывает профессиональная деятельность, которой человек посвящает всю свою жизнь. Изучение специфики, закономерностей становлении профессионального менталитета личности учителя в нашем исследовании предопределяется стремлением проанализировать структуру конкретной профессиональной деятельности, соотнести ее с системой личностных образований, определить важнейшие интегрирующие факторы, существенно проявляющиеся в содержании и динамике творчества этой творческой преобразующей деятельности.
6 психологической литературе, раскрывающей различные составляющие жизненного пути человека, в том или ином контексте анализирующей конкретную сущность профессионально-педагогической Деятельности, вычленяется побудительный аспект деятельности самой личности. Профессионально-педагогическая деятельность представляет собой сложный акт социального действия личности, направленного на подготовку подрастающего поколения к труду, к жизни, охватывающей различные в своем объеме н качестве стороны общественного производства, науки и культуры.
Врождённые мотивационные образования под действием активных социальных сил, приобретённые в процессе обучения и воспитания, становятся генерализованным факторам, побуждающим личность к профессионально-педагогическому выбору. Рассматривая труд учителя как чрезвычайно специфическую деятельность, мы считаем, что эта творческая и профессиональная работа начинается с того момента, когда появляется влечение к избранной профессии, логически переходящее в стремление стать педагогом, воспитывающим в широком смысле слова и учителем-предметником в частности. На педагогическую деятельность и ее творческую содержательную основу, как-характерную черту профессиональной деятельности учителя, указывали Л.С Выготский ( 62 ), Ф.Н. Гоноболин (76), У. Джеймс ( 92 ), Н.В. Кузьмина (151-155). Н.Д. Левитов (162), А.К: Маркова (182), Е.А. Рогов (251), В. А. Сластёнин (268 ), Г.А. Цукерман (332), А.И. Щербаков (352-357) и др. Один из крупнейших отечественных психологов в своем фундаментальном исследовании "Педагогическая психология" (59) сформулировал основные требования, предъявляемые к личности учителя. Среди них важнейшими является: "Первое
требование, которое мы предъявляем к учителю, заключается в следующем: он должен быть истинным учителем раньше, чем математиком, словесником и пр. ... Ныне педагогика, - отмечал Л. С. Выготский, делается настоящим и сложным искусством, возникающим на научной основе. Таким образом, точное знание законов воспитания - вот, что раньше требуется от учителя". А.И. Щербаков на аспирантском семинаре в Ленинградском педагогическим институте им. А.И. Герцена (1971) любил всегда повторять: "Любовь к предмету может привести в институт, любовь к детям сделает Вас учителем..."
ГЛАВА I
ФЕНОМЕН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСОГО БЫТИЯ ЛЮДЕЙ.
Понятие деятельности первоначально с исторических времён (античная система отсчёта) разрабатывалась преимущественно в идеалистической философии, особенно глубоко в немецкой классической философии. Так, например, И. Кант рассматривал субъекта деятельности не как созерцающего действительность, а как созидающего формы предметного мира (122). В ранг всеобщего основания культуры деятельность впервые возвел И.Фихте: его идеи о субъекте, воплощающем самодеятельность оказали большое влияние на формирование взглядов Ф. Дистервега. Наиболее развернутую теорию деятельности построил П Гегель, который описал ее всеобщую схему, обстоятельно проанализировал диалектику ее структуры в частности, взаимоопределенность цели и средства. Ему принадлежит ряд глубоких замечаний о социально-исторической обусловленности деятельности и ее форм . Позднее, именно гегелевское понимание деятельности нашло осмысление и отражение в дидактико-методических работах Ф. Фребеля (319).
В материалистической диалектике понятие деятельности выступает той исходной абстракцией, конкретизация которой позволяет создать общую теорию развития общественного бытия и его отдельных сфер. Первичной формой деятельности является производство материальных орудий, с помощью которых люди создают предметы, удовлетворяющие их потребности. Такое производство осуществляется людьми только в определенных взаимосвязях и отношениях. Материальное производство (труд) имеет универсальный и свободный характер, поскольку человек в принципе может создавать любые орудия и предметы.
Материальная и духовная деятельность людей и соответствующие им типы производства служат основой возникновения и развития общественного и индивидуального сознания, формируют личность отдельного человека (индивида).
Индивидуальное можно рассматривать как нечто, вынесенное в мыслительный аппарат и с помощью аналитико-синтетической деятельности мозга
трансформируемое в феномены чувственного познания, когнитивную деятельность, эмоционально-чувственную сферу, характерологические и поведенческие акты.
Нельзя не согласиться с литовским исследователем С . П. Крягжде (146), отмечающим следующее: " Профессиональная ориентация призвана стать инструментом повышения экономического эффекта производства путем закрепления кадров на предприятиях и повышения качественных и количественных показателей труда...". Но в период научно-технической революции и развития образования выбор профессии для молодежи не только не облегчается, а напротив осложняется. (3-5). Сегодня данная ситуация становится еще более драматичной, когда сам интеллектуальный рынок не может полностью поглотить специалистов, имеющих высшее педагогической образование; всё это можно аналогично экстраполировать и на другие профессиональные выборы молодежи.
Из фундаментальных положений теории деятельности, укрепившихся в отечественной и зарубежной психологии следует что, сама деятельность есть специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. В отличие от законов природы законы в обществе обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт. .
Цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого им результата созидания. Преобразующий и целеполагающий характер деятельности позволяет ее субъекту выйти за рамки конкретной ситуации, вписывая ее в более широкий контекст общественно-исторического бытия.
Деятельность человека изначально не ограничивается преобразованием наличной действительности по уже установившимся культурным нормам. Его деятельность постоянно преодолевает лежащие в ее основе "программы". Именно в этом обнаруживается принципиальная открытость и универсальность деятельности, представляющей собой форму культурно-исторического творчества. В отечественной науке проблемы деятельности разрабатывались в различных контекстах, и прежде всего в философии (Г. С. Батищев, В. П. Иванов, Э.В.Ильенков, В. П. Копнин, М. С. Каган, А. П. Огурцов, С. Юдин и др.) и психологии (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, М. Я. Басов, Л. П. Буева, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Е. В. Шорохова и др.).
В этой связи показательна развернувшаяся в конце 80-х г. дискуссия о сущности понятия "деятельность", итогом которой явилось признание необходимости закрепить за этим философско-психологическим феноменом полудисциплинарный статус и определить ее роль и место среди других дефиниций, объясняющих возможности теории деятельности и теории "недеятельностного" типа. Не ставя целью проведение глубокого анализа понятия "Деятельность", ее компонентов, мы считаем возможным согласиться с Тем, что сама деятельность, как особый исторический психологический феномен
существует, она самодостаточна в своих проявлениях, ибо ее подливная сущность всегда связана с преобразованием действительности, хотя не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к деятельности.
Немецкие термины " Tätigkeit" и "Handlung" в большей степени конкретны, они соответствуют практической познавательной активности человека. Английский язык термин "actiity" так же определяет как познавательную'активную деятельность человека. В психологии деятельность также соотносится и со многими психическими процессами (сенсорная, когнитивная, мыслительная и др. виды).
В различных отраслях научного знания существуют и различные основания для классификации видов деятельности.
В отечественной российской психологии деятельность рассматривают через динамическую систему отношений взаимодействия субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа, а в нем опосредованно заключены реализации практических и духовных отношений субъекта предметной деятельности.
Современный психологические словарь ( 244 ) не смог избежать влияния идеологических установок в интерпретации психологического языка науки. Советская психология, как Известно, утверждала два момента:
а) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее советскую психологию как различным вариантам психология сознания, изучавшим психику вне поведения ( интроспективная и гештальтпсихология ), а также и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (бихевиоризм, необиохиверизм);
б) введение принципов развития историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях необходимо предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития психического отражения.
Использование категории "деятельность" в качестве объяснительного принципа концептуального подхода привело к изменению анализа психики в общей психологии ( принцип единства сознания и деятельности, принцип единства строения внешней и внутренней деятельности, принцип интериоризации как механизма усвоения историко-общественного опыта) принцип зависимости психического отражения от места отражения объекта в структуре деятельности и др. и разработке положений о правомерном формировании умственных действий, о ведущей деятельности как о основе развития психики в онтогенезе микроструктурном анализе познавательной и исполнительной деятельности, о деятельностном опосредовании межличностных отношений и т.д.
Сама деятельность в профессиональном понимании, как психическая реальность (психология познавательных процессов , мотиваций, воли, эмоций личности, внутригрупповых процессов, обучении и воспитании), выступает конструктивным и динамическим критерием личностной аттестации человека-деятеля, творчески созидающего объемную и разноуровневую систему социальных отношений.
В мировой гуманитарной науке сам термин деятельность имеет широкое значение. Но общим знаменателем всех концепций о деятельности являются представления о жизненной активности. Другим важным фактором, объединяющим многие зарубежные и отечественные концепции деятельности , является соотнесение данного феномена с субъектом социальных отношений и сознательной деятельностью, индивидом, вырабатывающим в течении своей жизни особую неизменную духовную сущность - соотношение с личностью.
P.C. Немов (205) даёт определение деятельности Исходя из потребности в познании и творческом преобразовании окружающего мира, в который она включае