Темы диссертаций по психологии » Педагогическая психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие мотивации творчества у студентов художественных вузов

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Филиппенко, Валентина Николаевна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Ставрополь
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 19.00.07
Диссертация по психологии на тему «Развитие мотивации творчества у студентов художественных вузов», специальность ВАК РФ 19.00.07 - Педагогическая психология
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Филиппенко, Валентина Николаевна, 2006 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ ТВОРЧЕСТВА

В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

1.1. Представление о мотивации в отечественной и зарубежной психологии.

1.2. психологическая характеристика художественного творчества.

1.3. характеристика и этапы исследования мотивационных ф механизмов художественного творчества.

ГЛАВА 2. СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

КАК ЭТАП ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО | СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖНИКА.

2.1. Изучение учебных и профессиональных мотивов студентов художественных специальностей.

2.2. Психологические детерминанты успешного освоения творческой деятельности студентами художественных вузов.

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ

МОТИВАЦИИ ТВОРЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ.

3.1. Организация и процедура исследования.

3.2. Анализ, интерпретация и обсуждение результатов изучения развития мотивации студентов художественных вузов.

3.3. Программа развития мотивации творчества студентов художественных вузов

Введение диссертации по психологии, на тему "Развитие мотивации творчества у студентов художественных вузов"

Актуальность и постановка проблемы исследования. XXI век - как век творческих возможностей предъявляет высокие требования к креативному развитию личности. В обществе возрастает социальный статус творческих профессий, становятся более популярными эстетические услуги, растет востребованность в таких специальностях, как художник, архитектор, дизайнер, имиджмейкер. Это побуждает молодежь на этапе профессионального самоопределения активнее выбирать профессии данного типа. Одновременно возникает проблема адекватности мотивации выбора творческой профессии.

Актуализируется проблематика, связанная с исследованием психологических детерминант, побуждающих молодого человека осваивать творческие профессии, принадлежащие к художественному типу. Возрастает потребность в более точном знании психологических особенностей феномена художественного действия субъекта, его творческого потенциала и мотивов деятельности, специфики его миропонимания и готовности к самодеятельности.

Востребованность профессий художественного типа ставит перед исследователями задачу поиска эффективных программ формирования профессиональной мотивации на этапе вузовской подготовки. В исследованиях психологов подчеркивается, что сегодня в подготовке специалистов в области изобразительного искусства необходим акцент не только на формирование профессиональных навыков художника, но и на развитие внутренней индивидуальной мотивации самосовершенствования.

Изучением детерминант, оказывающих влияние на динамику и структуру профессиональной мотивации, занимались (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, С.Е. Залеская, В.И Ковалев, В.Н. Дружинин, Е.В. Маркова). Профессиональная мотивация определяется как сложное соотношение различных побуждений, входящих в потребностно-мотивационную сферу и рассматривается как движущий фактор развития профессионализма личности.

Начальный этап профессиогенеза имеет особое значение для дальнейшей реализации стратегии и техники профессионального развития. На данном этапе очень важными являются: гармоничность развития профессиональных и учебных мотивов, а также выраженность внутренней мотивации; ее адекватность смыслу художественной деятельности; сформированность мотивации саморазвития и самоактуализации.

Сегодня достаточно глубоко изучена в отечественной психологии мотивация учебной деятельности студентов (И.А. Бибрих, С.В. Бобровицкая, А.В. Брушлинский, Р.С. Вайсман, М.В. Вовчик-Блакитная, А.И. Гебос, JI.A. Го-ловей, Е. Б. Гончарова, О.С. Гребенюк, Н.В. Комусова, В.Э. Мильмана, А.А. Реан, М.Г. Рогова, О.А Чаденкова, П.М. Якобсон).

Вместе с тем, наблюдается дефицит исследований, направленных на изучение механизмов, факторов и условий формирования мотивов художественной деятельности на различных этапах ее становления, а также возможностей психологического сопровождения этого процесса.

Качество и выраженность мотивации творческой деятельности является значимой в создании творческого продукта, определяя во многом его смысловую наполненность. Мотивация может играть роль компенсации при недостатке специальных способностей или умений и навыков, это положение доказывает анализ творческого пути многих известных художников представленный в современной психологии.

Сегодня существует противоречие между высоким рейтингом творческих профессий на рынке труда и уровнем исследования психологических компонентов процесса профессиональной подготовки специалистов в этой области. Субъект творческой деятельности владеет инструментом воздействия на образ мира другого человека, его установки, ценности, чувства и мысли за счет транслирования своих представлений о мире, приоритетных мотивационных побуждений, своей субъективной реальности посредством художественного образа представленного в той или иной форме. В этой связи мотивационная составляющая творчества приобретает особый смысл (C.J1. Выготский, А.Я. Пономарев, Д.А. Леонтьев).

До настоящего времени оказались недостаточно изученными психологические механизмы формирования профессиональной мотивации студентов художественных вузов, их психологические ресурсы и потенциальные возможности, способы освоения будущей профессии. В имеющихся работах не учитывается уровень способности студентов к самоанализу, саморазвитию и самоактуализации, недооцениваются психолого-педагогические возможности развития профессиональных мотивов на вузовском этапе становления специалиста.

В связи с этим представляет исследовательский интерес изучение структуры и содержания профессиональной мотивации художественной деятельности: ведущие, значимые, отвергаемые ценности, направленность творческой личности, склонности и интересы, определяющие качество ее будущей профессиональной деятельности. Этим определяется актуальность изучения проблемы формирования профессиональной мотивации студентов художественных вузов.

Актуальность и практическая значимость, а также недостаточный уровень изученности проблемы определили выбор темы исследования.

Целью работы является изучение возможностей развития профессиональной мотивации творческой деятельности студентов художественных вузов.

Объект исследования профессиональное становление студентов художественных вузов.

Предмет исследования: специфика мотивации творчества у студентов художественных вузов и возможности ее развития.

Гипотезы исследования:

1. В системе профессиональной мотивации творчества студентов художественных вузов можно выделить четыре составляющих: социальную, экзистенциальную, утилитарную и эго-мотивацию.

2. Мотивация творчества студентов художественных вузов имеет специфические характеристики, обусловленные особенностями выбранной профессиональной деятельности.

3. Специально сконструированная программа развития будет способствовать формированию адекватной мотивации художественного творчества у студентов.

Задачи:

1. Проанализировать основные подходы к изучению проблемы мотивации художественного творчества.

2. Выявить специфические характеристики, тенденции и динамику профессиональной мотивации художественного творчества у студентов вузов.

3. Разработать комплексную опытно-экспериментальную программу изучения специфических особенностей профессиональной мотивации к творческой деятельности у студентов художественных вузов.

4. Изучить уровень выраженности компонентов профессиональной мотивации у студентов: осваивающих профессию художника.

5. Сконструировать и апробировать программу развития профессиональной мотивации творчества у студентов художественных вузов.

Методологические и теоретические предпосылки исследования: методологические принципы современной психологии: принцип развития системности, научности и структурности; концепции мотивации отечественных и зарубежных исследователей (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, М.Ш. Магомед-Эминов, А.К. Марков, B.C. Мерлин, Л.М. Митина, Ю.М. Орлов, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсо н, Дж. Аткинсон, К. Левин, А. Маслоу, Г. Мерфи, 3. Фрейд, X. Хекхаузен,

Г. Холл); отечественные психологические концепции профессиональной мотивации (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Асеев, Е.А. Климов, В.И. Ковалев, В.Н. Дружинин, Е.В. Марков); концепция, активного субъекта жизнедеятельности (C.JI. Рубинштейн); представления о детерминантах, механизмах и этапах развития профессионала на этапе вузовского становления (А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов); психологические закономерности художественного творчества (B.J1. Дранков, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, JI.C. Выготский, В.И. Кириенко, Ю.А. Полуянов, Д.Г. Черемухи-на).

Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ психологической литературы по изучаемой проблеме; метод сбора и интерпретации теоретического и фактического материала; включенное наблюдение; эмпирические методы: «Измерение художественно-эстетической потребности» (B.C. Аванесов); «Мотивация аффилиации» (А. Меграбян, в модификации М.Ш. Магомед-Эминова); «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс); «Ценностные ориентации» (М. Рокич); «Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильина); проективное мини сочинение на тему «Почему я занимаюсь художественным творчеством», анкетирование. Методы математического анализа и компьютерной обработки данных.

Базой опытно-экспериментальной работы стали Ростовская академия архитектуры и искусства (РААИ) и Московский государственный художественно-промышленный университет (МГХПУ) им. С.Г. Строганова. В исследовании приняли участие 200 студентов первых курсов.

Этапы проведения исследования: Исследование проводилось в течение 2001- 2005 гг. и включало в себя три этапа:

На констатирующем (2001 - 2002 гг.) этапе: был осуществлен теоретический анализ исследований по проблеме мотивации художественного творчества и возможностей ее развития на различных этапах профессиогенеза: построена теоретическая модель развития мотивации творчества у студентов вуза; определены цели, задачи и гипотезы исследования, сформирована понятийная база изучения проблемы.

На эмпирическом (2002 - 2004 гг.) этапе: сконструирована программа эмпирического исследования, подобран необходимый диагностический инструментарий, выделены индикаторы развития мотивации художественного творчества; определена экспериментальная база исследования и сформирована репрезентативная выборка из числа студентов Ростовской академии архитектуры и искусства (РААИ) (факультет ДПИ) и Московского государственного художественно-промышленного университета (МГХПУ) им. С.Г. Строганова.

На обобщающем (2004 - 2005 гг.) этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных данных, выявлен запрос на психологическую помощь, разработана программа развития мотивации художественного творчества.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается: комплексным подходом к решению проблемы, логикой построения исследования; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; адекватным подбором комплекса диагностических методик и корректностью организации и проведения опытно-экспериментальной работы; репрезентативностью выборки испытуемых; результатами эмпирического исследования, подтверждающими положения, выносимые на защиту.

Положения, выносимые на защиту:

1 Структура профессиональной мотивации студентов художественных специальностей представлена совокупностью следующих компонентов: утилитарная, социальная, экзистенциальная, эго-мотивация.

2. Специфическими характеристиками мотивационной сферы студентов художественных вузов являются: выраженность эстетической потребности; превалирование мотивации аффилиации; недостаточная выраженность стремления к цели и мотивации избегания неудач; дисгармония ценностных ориентации, стартовой мотивации выбора профессии и содержательной спецификой художественной деятельности.

3. Развитию профессиональной мотивации творчества у студентов художественных вузов способствует программа, специально сконструированная на основе психологической диагностики, включающая мотивационный, диагностический, обучающий и проективный модули.

4. В результате реализации развивающей модульной программы происходит гармонизация мотивационной сферы студентов и возрастает ее соответствие содержательной специфике художественной деятельности.

Научная новизна работы обусловлена тем, что: -обобщены и систематизированы основные подходы к изучению содержания механизмов формирования факторов и условий развития мотивации профессиональной художественной деятельности, в обобщенном виде представлено содержание мотивации творческой деятельности; -выявлены и описаны специфические характеристики профессиональной мотивации творчества у студентов художественных вузов; -выделены и обоснованы направления психологической помощи в оптимизации индивидуальной системы учебных и профессиональных мотивов у студентов художественных вузов; -обобщены и типизированы мотивационные побуждения к художественной творческой деятельности студентов и условно выделены четыре типа мотивации: утилитарная, социальная, эго-, экзистенциальная; -обоснована система эффективных психологических мероприятий развития внутренней мотивации студентов художественных вузов; -выявлены и описаны факторы, детеминирующие развитие мотивации художественного творчества на этапе обучения в вузе;

-типизированы затруднения студентов в рефлексии зависимости учебной и профессиональной успешности от характера мотивации; -предложена авторская модульная программа психологического развития творческой мотивации будущих художников, выявлены показатели эффективности программы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты настоящего исследования позволяют расширить представления о содержательной специфике профессиональной мотивации лиц творческих профессий; проанализированы особенности представлений будущих художников о факторах побуждающих человека к художественному творчеству; выявленные типы мотивации существенно дополняют теоретические знания в области психологии профессиональной мотивации; предложенный диагностический и развивающий методический инструментарий является дополнением известных методов психологии развития.

Практическая значимость исследования: -материалы диссертации могут быть положены в основу создания комплексных программ развития профессиональной мотивации лиц, занятых в сфере художественного творчества; -полученные данные позволяют структурировать и содержательно представить запрос на психологическую помощь в развитии профессиональной мотивации студентов художественных вузов, что дает возможность создания комплекса методических рекомендаций для психологов и педагогов, работающих в художественных вузах; -основные положения диссертации могут быть использованы в системе подготовки, повышения квалификации и переподготовки преподавателей художественных колледжей и вузов, а также в индивидуальной практике психологического консультирования и профессионального наставничества;

-полученные в ходе исследования данные могут использоваться при разработке специальных курсов: «Психология художественного творчества», «Мотивация творческой деятельности», «Психология художника, как субъекта профессиональной деятельности» адресованных студентам художественных вузов.

Апробация результатов: материалы диссертационного исследования были апробированы в ходе реализации учебного процесса в Ростовской академии архитектуры и искусства и в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С.Г. Строганова, в ходе специально организованных факультативных занятий; полученные результаты обсуждались на методологических и методических семинарах на кафедре психологии РО ИПК и ПРО, а также во время круглых столов проводимых в отделе гуманитарных дисциплин СКНЦ ВШ, на региональных и всероссийских конференциях; ежегодных психологических чтениях при Южном отделении РАО;

Публикации: по теме диссертации опубликовано пять работ общим объемом 4,2 условных печатных листа.

Структура и объем диссертации: работа изложена на 183 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, приложений; списка литературы, который содержит 263 наименования (из них 18 на иностранном языке); материалы диссертации иллюстрированы таблицами, диаграммами, гистограммами.

Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"

Выводы по третьей главе

Таким образом, анализ показывает, что главная проблема заключается в том, что у студентов присутствует ярко выраженная декларируемая тенденция признания самоактуализации как главный мотив к художественному творчеству наряду с нечеткостью осознания соподчиненных с самоактуализацией мотивов.

Это может порождать эффект игнорирования этапов - закономерности поступательного характера процесса профессионального становления, ориентации на желаемый результат при отсутствии психологической готовности к его достижению.

С нашей точки зрения, гармонизация основных компонентов мотивации к художественной деятельности может стать основной целью психологического сопровождения становления профессионала-художника в вузе.

Качественный анализ полученных результатов экспериментального изучения характера мотивационных побуждений у студентов художественного вуза позволяет говорить о присутствии 4-х типов мотивов: а) эго мотивация, б) социальная мотивация, в) экзистенциальная мотивация, г) утилитарная мотивация

Причем, для данной выборки респондентов на первом месте оказалась эго мотивация, что с нашей точки зрения, может быть, как отражением юношеского эгоцентризма, так и специфики психологического портрета лиц, ориентированных на художественные профессии с высокой потребностью самопрезентации - самоутверждения - транслирования собственной субъектности - персонал изации.

Характерно, что в содержании мотивации этого типа присутствуют отдельные мотивы, связанные с использованием художественного творчества в качестве психотерапевтического средства решения собственных психологических проблем.

На первоначальных этапах профессионального становления преобладание, эго-мотивации может быть конструктивным.

Вместе с тем, на последующих этапах становления профессионала это приводит к возникновению и закреплению профессионального эгоцентризма.

Группа социальных мотивов обеспечивает необходимый уровень социальной адаптации художника, определенные гарантии психосоциальной поддержки и, в конечном итоге, отражает гуманистическую направленность художественного творчества. А конструктивное развитие социальной мотивации на этапе вузовской профессиональной подготовки способствует приданию художественной деятельности индивидуального человека статуса социально значимого явления и обеспечивает адекватную представленность художников в социокультурном контексте.

Исследования показывают, что этот тип мотивации достаточно выражен у исследуемого контингента. Интересно, что экзистенциальная мотивация, под которой мы подразумеваем, интерес к ретрансляции общечеловеческих ценностей, поиск ответа на общемировоззренческие вопросы человеческого бытия, необходимость осмысления собственного предназначения, создание художественных эталонов, воплощение истины, добра, красоты - присутствуют достаточно фрагментарно у исследуемой группы студентов.

Вместе с тем, именно этот тип мотивации является наиболее адекватным сущности художественного творчества. Здесь вопрос заключается в создании психологических условий для более глубокого постижения ценностей и смыслов художественной деятельности.

Как показывает анализ исследований практики становления профессионализма художника, на более поздних этапах развития происходит перестройка мотивационной сферы, и удельный вес экзистенциальной мотивации повышается.

Утилитарная мотивация также достаточно широко представлена в результатах самодиагностики студентов. Утилитарная мотивация в художественной деятельности играет роль «психологического буфера» между глобальностью экзистенциальной мотивации и реалиями конкретно-исторического профессионального бытия художника.

Вместе с тем, превалирование утилитарной мотивации ставит субъекта художественной деятельности в противоречие с ее смысловым содержанием и социальными ожиданиями в отношении самого характера профессионального поведения художника.

Анализ результатов нашего исследования позволяет сделать вывод о том, что в системе мотивации реальной художественной деятельности присутствуют все четыре типа условно выделенных нами мотивов.

На уровне индивидуальной мотивации художественной деятельности эти 4 типа, выделенных нами мотивов специфично иерархизированы, что создает индивидуальное своеобразие мотивационной готовности к художественному труду, а также влияет на направление, характер и способы реализации индивидуальной профессиональной деятельности.

Представленность обозначенных типов мотивов в системе побуждений профессионального становления студентов в вузе определяет во многом его темп и успешность. Неразвитость одного из выделенных нами мотивов может

Схема системы мотивации профессиональной художественной деятельности

ЭГО-МОТИВАЦИЯ стать причиной возникновения профессиональных деструкций уже на начальных стадиях профессионального развития.

В связи с этим, в рамках программы психологического сопровождения развития личности профессионала в период обучения в вузе важным является как развитие каждого из 4-х обозначенных нами типов мотивации, так и гармонизация их представленности в индивидуальных мотивационных системах.

Диагностика состояния содержания и структуры мотивации студентов художественных вузов позволяет эффективно использовать время профессиональной подготовки специалистов для стимулирования развития системы мотивационных побуждений, адекватных сущности художественного творчества. Помимо того, определение превалирующего типа мотивации позволяет организовать психологическую помощь студентам более эффективной и востребованной.

Анализ практики учебного процесса, проводимого в течение пяти лет в Ростовской академии архитектуры и искусства и в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С.Г. Строганова, показывает, что есть два пути формирования мотивации художественного творчества:

1) основанный на формировании навыков мастерства на уроках по композиции, живописи, рисунку;

2) путь от развития мотивации к поиску все новых и новых решений создания творческого продукта.

Более продуктивным по нашему мнению является второй метод.

Критериями успешного формирования профессиональных мотивов творческой деятельности у студентов художественных вузов могут выступать:

- высокие показатели успеваемости и ее положительная динамика;

- устойчивая инициатива и активность в реализации полученных знаний при выполнении самостоятельных художественных проектов;

- субъектная включенность студента в специфический процесс освоения основ изобразительного искусства;

- позитивный прогноз преподавателя на предмет учебных и профессиональных достижений студента;

- обогащение, стабилизация и рост самооценки студента как субъекта художественного творчества;

- позитивное эмоциональное самочувствие студента в процессе освоения художественной деятельности.

Целесообразно исследование системы специфических мотивационных побуждений участвующих в мотивации творчества на этане обучения в вузе: художественно-эстетической потребности, мотивации аффилиации, силы стремления к цели, ценностных ориентаций, избегания неудач, мотив обучения в данном вузе, субъективных представлений о характере стимулов, побудивших освоить художественную профессию.

В мотивации индивидуальной художественной деятельности студентов можно выделить следующие тенденции:

I — самореализация, самоактуализация, персонализация, развитие.

II - привлекательность предмета труда, удовольствие.

III - узкая социальная мотивация, поддержка традиции.

IV - широкая социальная мотивация, желание порадовать других.

V - Идентификация с творческими людьми, престиж.

VI - создавать новое, украшать мир.

Качественный анализ характера мотивационных побуждений выявил наличие четырех типов мотивации: эго-, социальная, утилитарная, экзистенциальная.

Мотивация аффилиации преобладает над мотивом страха и отвержения более чем у половины опрошенных.

Подавляющее большинство студентов продемонстрировали средний уровень стремления к достижению цели и успеху.

Высокий уровень развития художественно-эстетической потребности характерен лишь для 54% студентов.

Мотивация их поступления в вуз не всегда в качестве основного компонента включает стремление к эстетической деятельности.

На первоначальных этапах профессионального обучения преобладают эго- и утилитарная мотивации; достаточно выражена социальная и свернуто представлена экзистенциальная мотивация.

В иерархии ценностных ориентаций «творческая деятельность» занимает лишь шестое место, а «красота природы и искусства» - шестнадцатое.

Выявленные специфические характеристики мотивации творческой деятельности, позволяют обозначить круг проблем, которые могут стать основанием для разработки программ развития мотивационной готовности студента к профессиональной художественной деятельности.

В индивидуальном профессиональном становлении наиболее эффективным является путь от развития мотивации к поиску все новых и новых решений создания творческого продукта.

С нашей точки зрения для повышения качества обучения в художественных вузах необходимо развитие у студентов эстетической потребности, стремление к игре, поиску новых решений, получение удовольствия от процесса и устойчивого интереса к творчеству, уверенности в достижении высокого профессионального уровня по окончании вуза.

Цель развивающей программы заключается в развитии рефлексии адекватности содержания индивидуальной системы мотивации, сущности выбранной профессии.

В содержание программы включены: мотивационный, диагностический, обучающий и проективный блоки.

Апробация программы позволяет констатировать возрастание: -осознания необходимости самоактуализации мотивации творчества; -осознания возможности и способности развития мотивации художественного творчества;

-готовности освоения механизмов и способов саморазвития индивидуальной творческой мотивации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема мотивации деятельности и поведения человека относиться к числу значимых и актуальных как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Можно выделить основные подходы к исследованию содержания и структуры мотивации активности человека:

- в рамках бихевиоризма мотивация рассматривается как совокупность ожиданий подкреплений исходящих от внешней среды и как результирующая воздействий различных агентов социума, культуры и природы. Здесь субъекту деятельности отводиться пассивная роль и за ним признается право быть мотивированным из вне. Являясь лишь исполнителем и оператором.

- в психоанализе в качестве мотивирующих побуждений рассматриваются внутренние противоречия личности и механизмы психологической защиты, а так же трансформируемой опыт детства, заставляющий человека действовать в определенном направлении и с заданной интенсивностью, пытаясь адаптироваться к требованиям социума. В истории развития психологии мотивации за психоанализом остается одно из первых мест в объяснении скрытых мотивов, побуждающих человека сублимировать энергию противоречия в энергию творчества.

- в экзистенциальной психологии в качестве приоритетных мотивирующих переменных называются смыслы, экзистенциальные ценности, личностный смысл, субъективное стремление к росту и самоактуализации и развитию. В применении к творческой деятельности побуждениями здесь выступают желание субъекта опредметить свое бытие в мире в виде создания художественных ценностей и творческого продукта.

- в рамках отечественной психологии также нашли отражение концептуальные схемы анализа мотивации принятые в психологических школах XX века, вместе с тем в качестве приоритетного направления традиционно исследуются компоненты, принадлежащие к сфере сознательного. (А.Н. Леонтьев, Е.П. Ильин)

В системе мотивации художественного творчества можно выделить четыре уровня: утилитарный, социальный, эго - и экзистенциальный. Каждый из этих уровней характеризуется своей спецификой, как в содержательном плане, так и в отношении структуры и иерархии его компонентов.

Специфика художественной деятельности требует развития соответствующих мотивов содержательно адекватных смыслу и сущности художественного творчества. К числу таковых можно отнести выраженность экзистенциальных ценностей, высокий уровень эстетической потребности, стремление к успеху, потребность персонализации и самоактуализации, интерес к транслированию собственных моделей восприятия мира. Особая роль отводится креативности, как характеристики личности, побуждающих ее искать и находить знае-мых вещей, воплощая и транслируя его в продуктах творческой деятельности.

В системе теорий мотивации наиболее перспективной в объяснении творческой деятельности человека является теория самоактуализации А. Маслоу, рассматривающего в качестве основной силы мотивирующей созидательную деятельность человека стремление к самоактуализации и мотивацию роста.

Исследования мотивационных механизмов художественного творчеств подразумевает анализ и интеграцию интересов, идеалов, социальных установок, ценностей, потребностей и мотивов в своеобразную, четко иерархизированую систему, определяющую содержание, направление и характер творческой активности субъекта, наделенную содержательным своеобразие на различных этапах становления субъекта жизнедеятельности.

Студенческий возраст можно рассматривать в качестве наиболее сензи-тивного к формированию мотивационной готовности творчеству как профессиональной деятельности. Уникальность ситуации студентов художественных вузов состоит в том, что, осваивая систему учебных дисциплин, предусмотренных планом вуза, огни должны в конечном итоге развить не только творческие способности, но и сформировать мотивационную готовность адекватную по смыслу будущей деятельностью и предназначению художника.

Значимой представляется проблема создания диагностических и развивающих программ мотивационного развития студентов художественных вузов, как условие их будущей профессиональной успешности.

На эмпирическом уровне выявлены характеристики мотивационной сферы студентов художественных вузов, отражающие особенности их профессиональной и учебной мотивации:

- средней уровень выраженности эстетической потребности,

- превалирование мотивов аффилиации,

- нечеткость формулирования жизненных целей и стремление к ним,

- ориентация на избегание неудач, страх провала,

- дисгармония ценностных ориентаций и стартовой мотивации выбора профессии содержательной спецификой художественной деятельности.

На последующих этапах профессионального развития происходит обогащение и трансформации мотивационной сферы будущих специалистов художников в направлении возрастания удельного веса экзистенциальной мотивации и развития эстетической потребности. Необходимо отметить, что утилитарная мотивация в художественной деятельности играет роль «психологического буфера» между глобальностью экзистенциальной мотивации и реалиями конкретно исторического профессионального бытия художника.

Востребованными практикой подготовки студентов художественных вузов являются программы направленные на усиление психологической компоненты профессионального образования представителей творческих профессий.

Учитывая особенности учебного плана реализуемого в художественных вузах не предусматривающего цикл психологических дисциплин в качестве обязательных - эффективными могут быть программы развития профессиональной мотивации студентов, построенные по модульному типу. Практика реализации подобных программ показывает целесообразность включение следующих модулей: мотивационного, диагностического, обучающего и прогностического.

В качестве дальнейших перспектив исследования проблема развития мотивационной готовности студентов художественных вузов можно обозначить следующее:

- изучение мотивирующего потенциала разноуровневых образований мотивационной сферы личности, описание их детерминант и специфики функционирования в контексте учебной и профессиональной деятельности;

- сравнительный анализ содержательной специфики, а так же количественных и качественных показателей развития мотивационной сферы субъектов художественной деятельности находящихся на разных уровнях профессионализма.

- разработка комплексной системы мероприятий направленных на повышение психологической культуры преподавателей художественных вузов, обеспечивающей возможности развития профессиональной мотивации студента.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Филиппенко, Валентина Николаевна, Ставрополь

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

2. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.

3. Айзенберг А.Я. Развитие творческой активности студентов вузов культуры и искусств. М., 1984.

4. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности. М., 1991. С. 717.

5. Алътшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1980.

7. Анциферова Л.И. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969.

8. Антипова Н.Е. Психологические особенности художественного сознания личности. Минск, 2002.

9. Арестова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. № 4. С. 40-52

10. Аристотель. О душе. М., 1937.

11. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

12. Артемьева В.А. Исследование компонентов творческой деятельности студентов технического вуза: Дисс. канд. психол. наук. СПб., 2001.

13. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.

14. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

15. Ахтямова А.А. Психолого-искусствоведческие воззрения Ф.И. Шмита: Автореф. дис. канд. психол. наук. Тверь, 2000.

16. Базеян Г.А. О психологических особенностях художественного сознания // Вопросы психологии. 2001. № 4. С .81-91.

17. Бакушинский А.Б. Художественное творчество и воспитание. М., 1925.

18. Басин Е.Я. Психология художественного творчества (Личностный подход). М., 1985.

19. Батищев Г. С. Диалектика творчества. М., 1984.

20. Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1987.

21. Бибрих P.P., Васильев И.А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник Московского университета. Серия 14. 1987. № 2. С. 20-30.

22. Блох М.А. Творчество в науке и технике. Пг., 1920.

23. Богоявленская Д.Б. Психолого-философский анализ творчества // Междисциплинарный подход к исследованию творчества // Психологический журнал. 1985. №3. С. 18.

24. Бодалев А.А. Актуальные проблемы изучения взрослых // Мир психологии. 1999. № 2.

25. Бодалев А.А. О взаимодействии индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития взрослого человека // Мир психологии. 1999. №2.

26. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

27. Борисова М.Н. Исследование явлений относительного преобладания первой или второй сигнальной системы в условиях зрительного запоминания // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека / Под ред. Б.М. Теплова. М., 1956.

28. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М., 1956.

29. Брушлииский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

30. Варламова Е.П. Динамика творческой уникальности человека врефлексивно-инновационном процессе. Дис. канд. психол. наук. М.,1997.

31. Вайсман Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // Вопросы психологии. 1973. № 6.

32. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 125-131.

33. Викторов 77. Учение о личности и настроениях Вып. 1. М., 1903.

34. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

35. Водинская М.В. Коррекционные занятия художественным творчеством с детьми, имеющими трудности развития // Особенный ребёнок: опыт помощи. 1999. №2. С. 53-66.

36. Волков В.И. Ценностный аспект искусства как предмет конкретно-социологического исследования (к постановке вопроса)// Художественное восприятие / Под ред. Б. С.Мейлаха. Д., 1971.

37. Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М., 1982.

38. Вовчик-Блакитиая М.В. Мотивационный аспект развития учебной деятельности студентов // Воспитание, обучение, психическое развитие: Тезисы докладов к IV Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Ч. 2. М., 1983.

39. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1987.

40. Галкина Т.В., Алексеева Л.Ф. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей. М., 1991.

41. Гебос А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению // Воспитание, обучение, психическое развитие: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. Ч. 1. М., 1977.

42. Гегель. Лекции по эстетике. Сочинения. Т. XIV. М., 1958.

43. Гершензон М. Видение поэта. М., 1919.

44. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М., 1994.

45. Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Автореф. дис. д-ра психол. наук. СПб., 1996.

46. Голъдентрихт С.С. О природе эстетического творчества, МТУ, 1966.

47. Голъдентрихт С.С., Гальперин В.П. Специфика эстетического сознания, М., 1974.

48. Горев В.В. Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности: Дисс. канд. психол. наук, Астрахань, 2003

49. Горький М. Полное собрание сочинений. Т. 29. М., 1955.

50. Громов Е. С. Художественное творчество М., 1970.

51. Грузенберг С.О. Психология творчества. Т. 1. Минск, 1923

52. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

53. Давыдов В.В., Зипчепко В.П. Принцип развития в психологии //

54. Вопросы философии. 1980. № 12.- с. 47-60.

55. Данилин Е.Н. Психологические основы стимулирования деятельности учащихся // Среднее специальное образование. 1983. № 3.

56. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1978.

57. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. №4.

58. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М., 1997.

59. Доснон О. Развитие креативности: креативность и обучение // Когнитивноеобучение: современное состояние и перспективы. М, 1997.

60. Дранков В.Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. 1983 / Под ред. Б.С. Мейлах. JL, 1983.

61. Дружинин В.М. Психология общих способностей. СПб., 1999.

62. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. Т. 15. №4. 1994.

63. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М., 1997.

64. Дэ/санерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. — Ростов н/Д., 2004.

65. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М., 1976.

66. Залесская С.Е. Мотивация выбора профессии в УПК // Школа и производство. 1988. № 11.

67. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.

68. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.

69. Зинчепко В.П. «Таинство творческого озарения» (К 100-летию Б.М. Кедрова) // Вопросы психологии. 2004. № 5. С. 96 120.

70. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2003.

71. Ермолаева-Томина Л.Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная. М., 1980. С. 117131.

72. Иванников В.А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психологии. 1985. №3.

73. Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта. М.; Воронеж, 2003, 640 с.

74. Иванов С.П. Художественная деятельность подростков, как психологическое условие воспитания их социальной ответственности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1988.

75. Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению // Психология рисунка и живописи. М., 1954.

76. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.

77. Игнатьев С.Е. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М., 1983.

78. Иллиади А. Природа художественного таланта. М., 1965. С. 73-74.

79. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2002.

80. Ильясов И.И. Структура и формирование процесса обучения: Дисс. . д-ра пед. наук. М., 1987.

81. Ильин Е.П.Сущность и структура мотива // Психол. журн. 1995. № 2.

82. Имедадзе ИВ. Проблема полимотивации поведения // Вопросы психологии. 1984. №6.

83. Имедадзе ИВ. Ситуативное развитие мотивации и установка // Вопросы психологии. 1988. № 2.

84. Каверин С.Б. Мотивация труда. М., 1998.

85. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.

86. Каштанова С.Г. Психологический анализ работы В.И. Сурикова над картиной «Боярыня Морозова». М., 1948.

87. Кедров Б.М. О теории научного открытия. — «Научное творчество». М., 1969.

88. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М, 1959.

89. Кириенко В.И. Целостность восприятия и художественные способности // Вопросы психологии. 1956. № 5. С. 67-77.

90. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.

91. Климов Е.А. Основы психологии. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2003.

92. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.

93. Клюев А. С. Природа художественной индивидуальности. Л., 1989.

94. Ковалев А.Г. Психология литературного творчества М., 1960.

95. Ковалев В.И., Дружинин В.М. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психол. журнал, 1982. Т. 3. № 6. С. 35-44.

96. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.

97. Козленко В.И. Проблема креативности личности // Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990. С. 131- 149.

98. Комусова Н.В. Развитие мотивации к овладению профессии в период обучения в вузе: Дис. канд. психол. наук, Л., 1983.

99. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.

100. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

101. Копеина Н.С. Мотивация учебной деятельности: Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе. Л., 1984.

102. Корсунский Е.А. Развитие литературных способностей школьников: Дис. . д-ра психол. наук. М., 1993.

103. Котик М.А. Некоторые психологические механизмы возникновения интереса к труду // Вопросы психологии. 1989. № 6.

104. Красило Т.А. Взаимосвязь уровня креативности человека и его отношения к продуктам творческой деятельности // Психологическая наука и образование. 2005. № 3.

105. Круглова Н.Ф., Панов В.И. Психодиагностика регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности и школьная не успешность // Прикладная психология. 2001. № 5. С. 40-51

106. Кузин. B.C. Психология. М., 1974.

107. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности JL, 1970.

108. Куницы!ia В.Н., Панферов В.Н. Проблема отношений личности в трудах В.Н. Мясищева //Психологический журнал. 1992. № 3. С. 140-147

109. Кыштымова ИМ. Креативность: содержание, развитие, диагностика. Иркутск, 2002.

110. Лазурский А. Ф. Классификация личностей JI. 1924.

111. Левин К. Намерение, воля и потребность. М., 1970.

112. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.

113. Леонтьев А.Н. Некоторые вопросы психологии искусства (примечания) // Художественное творчество и психология / Под ред. А .Я. Зися, М.Г. Яро-шевского. М., 1991.

114. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

115. НА. Леонтьев Д.А. Личность и ее ценностные ориентации // Информационный бюллетень ССА. 1969. № 19, №40.

116. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. М., 1998.

117. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992. № 2. с. 107-116.

118. Леонтьев Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива // Вестник МГУ. 1993. №2.

119. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека. //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М., 1997.

120. Леонтьев Д.А. Общее представление о мотивации человека, Личность и ее ценностные ориентации // Информационный бюллетень / ССА. 1969. № 19, №40.

121. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999.121 .Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. Изд. 2-е доп. СПб., 1999.

122. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.

123. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

124. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1987.

125. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация общения // Материалы Луриевских чтений. М., 1985

126. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М., 1998.

127. Магун B.C. О взаимосвязях между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворенностью // Вопросы психологии. 1978. № 6.

128. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.

129. Магун B.C. Понятие потребности и его теоретико-психологический контекст // Вопросы психологии. 1985. № 2.

130. ХЪЪ.Марисова Л.И. О мотивационно-потребностной основе общения. Берлин, 1978.

131. Марков М.Е. Искусство как процесс. М., 1970.

132. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивов учения. М., 1990.

133. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.

134. Маркова Е.В. Мотивационно-ролевые особенности личности как фактор успешности деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. JL, 1984.

135. Матисс А. Сборник статей о творчестве художника / Пер. И.М. Глозмана, Ю.И. Штейнбок. М., 1958.

136. Марцинковская Т.Д., Полева Н.С. Роль Государственной академии художественных наук в научной судьбе Б.М. Теплова // Вопросы психологии. 1998. №4. с. 94-102.

137. Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность. СПб., 2001.

138. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.

139. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М., 1985.

140. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. М., 2000.

141. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Дис. д-ра психол. наук. М., 1994.

142. Мисиров Д.Н. Трансформация мотивов выбора профессии в юношеском возрасте: Дисс. канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2000.

143. Митина A.M. Зарубежные исследования учебной мотивации взрослых // Вести МГУ. Сер. 14. Психология. 2004. № 2. Психол. за рубежом.

144. Москвичев С. Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1974.

145. Мотивация личности. Феноменология. Закономерности и механизмы формирования: Сборник научных трудов / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1982.

146. Мотивация учения / Под ред. М.В. Матюхиной. Волгоград, 1976.

147. Мотивы учебной и общественно полезной деятельности школьников и студентов. М., 1980.

148. Модернизм. Анализ основных направлений / Под ред. В.В. Вансалова, М.Н. Соколова. М., 1987.

149. Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности: Тематический сборник научных работ. М., 1988.

150. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

151. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж, 1995.

152. Недельская М.В. Творческая личность. Реальность и социальные перспективы. Иркутск, 1993.

153. Непомнящая Э.А. Формирование мотивов учебной деятельности при обучении иностранному языку в вузе // Новые исследования в психологии. 1979. №2.

154. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып. 5. М., 1975.51.0ганов А. Логика художественного отражения. Проблема правды и правдоподобия в искусстве. М., 1972.

155. Ожигаиова Г.В. Подражание поведению взрослого как механизм формирования креативности у детей: Дис. канд. психол. наук. М., 1999.

156. Оэ/сиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 2. С. 75-85.

157. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены // Общественные науки за рубежом. 1968. № 4. С. 69-73.

158. Овчинников Т.Н. К вопросу об истоках направленности личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987.

159. Орлов А.Б. Экспериментальные и прикладные исследования мотивационных образований в зарубежной когнитивной психологии // Психологический журнал. 1990. № 6. С. 16-27.

160. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Дис. д-ра психол. наук. М., 1984.

161. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М.; Нальчик, 1996.

162. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. Киев, 1980.

163. Пархоменко И.Т. Социальная природа художественного творчества: противоречие идеалистических и гуманистических тенденций: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. Воронеж, 1995.

164. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С.И.Самыгина. Ростов н/Д., 1998.

165. Петражицкий Л.И. О мотивах человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидности. СПб., 1904.

166. Петров С. Тайны творчества М., 1964.

167. Петрова Н.И. Структура и динамика самоактуализации личности студентов творческих специальностей: Дис. канд.психол. наук. Уфа, 2003.

168. Печников А.Н., Мухина Г.В. Особенности учебной мотивации курсантов юридических вузов МВД // Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1996.

169. Полуянов Ю.А. Дети рисуют: Педагогический всеобуч родителей. М., 1988.

170. Полуянов Ю.А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 94-102.

171. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.

172. Пономарев Я.А. Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.

173. Пономарев Я.А., Алексеев Н.Г., Семенов И П. Исследования проблем психологии творчества // Вопр. психологии. 1979. № 3. С. 182—186.

174. Пономарев Я.А. Психология творчества, М., 1999.

175. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. Исследование проблем психологии творчества, АН СССР Институт психологии. М., 1983.

176. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике: Изд 2-е. Ч. 1—3. Харьков, 1888-99; Ч. 4 М.-Л., 1941.

177. Потебня А.А. Мысль и язык: Изд. 5-е. Харьков, 1926.

178. Психология/Под ред. В.Н.Дружинина. СПб., 2001.

179. Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. O.K. Тихомиров. М., 1975.

180. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологии и исследования формирования образа / Отв. ред. Е.И. Игнатьев. М., 1954.

181. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сель-ченок. Минск, 1999.

182. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М., 1983.

183. Раппопорт С.Х. Семиотика и язык искусства // Музыкальное искусство и наука. Вып. 2. М., 1973.

184. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М., 1978.

185. Рахматуллина Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности личности: Психологическая служба в вузе. Казань, 1981.

186. Реан А.А., Андреева Т.В., Киреева Н.Н., Москвичева H.JI. О ценностно-мотивационной сфере студентов-универсантов // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999.

187. Рябикина З.И. Личность и личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар,1995.

188. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М., 1958.

189. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.

190. Свешников А.В. Зависимость методов формирования творческой активности на занятиях академическим рисунком от индивидуально-психологических особенностей личности студента: Дисс. канд. пед. наук. М., 1981.

191. Седова JI.H. Становление творческой личности в условиях развивающейся среды: концепция и механизм развития. Балашов, 1999.

192. Сивере О.Е. Мотивация в основе познавательной деятельности студентов // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999.

193. Славская А.Н. Личностные особенности интерпретирования субъектом авторской концепции: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1993.

194. Смирнов А.И. Профессиографические аспекты принятия решения при выборе профессии // Вопросы психологии. 1987. №3.

195. Современный словарь по педагогике «Современное слово». М., 2001. С. 737.

196. Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. М.; Бишкек; Екатеринбург, 1996. С. 529-530.

197. Соколов А.Е. Проблема субъекта творчества. Философия образования 2 (13). Новосибирск, 2005.

198. Сокольская М.В. Влияние художественной изобразительной деятельности на ценностные ориентации подростков: Дисс. . канд. психол. наук. Хабаровск, 1999.

199. Солдатова E.JI. Креативность в структуре личности: Дисс. . канд. психол. наук. СПб., 1996.

200. Станиславский КС. Беседы. М., 1952.

201. Старовойтов В.В. Психоанализ и художественное творчество.

202. Степанов А.В., Иванова Г.И, Нечаев Н.Н. Архитектура и психология. М., 1993.

203. Страхов ИВ. Психология Творчества. М., 1968.

204. Сумбаев ИС. Научное творчество. Иркутск, 1957.

205. Теплое Б.М. Способности и одаренность // Ученые записки ГНИ психологии. М., 1941. С. 22-23.

206. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.

207. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 123-132.

208. Тэн И. Философия искусства. М., 1933.

209. Узнадзе Д.Н. Теория установки / Под ред. Ш.А. Надирашвили и В.К. Цаава. М.; Воронеж, 1997.

210. Узнадзе Д.Н. Психологические мотивации поведения человека. М., 1969.

211. Узнадзе Д.Н. Мотивация период, предшествующий волевому акту: Психология личности. Тексты. М., 1982.

212. Улитова Е.С. Мотивационный анализ поведения личности во временном аспекте: Дис. канд. психол. наук. М., 1988.

213. Файзуллаев А.А. Принятие мотива личностью // Психол. журнал. 1985. № 4.

214. Файзуллаев А.А. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент, 1987.

215. Файзуллаев А.А. Мотивационные кризисы личности // Психол. журнал. 1989. №3.221 .Фелъдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.; Воронеж, 1996.

216. Филиппов А.В., Ковалев С.В. Исследование мотивации повышения квалификации руководящих работников// Вопросы психологии. 1987. № 1.

217. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник / Общ ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М., 1990.

218. Фрейд 3. Художник и фантазироваиие: Пер. с нем. / Под ред. Р. Ф. Додель-цева, К.М. Долгова. М., 1995.

219. Фрейд 3. О сновидениях: Пер. с нем. — М, 2004.

220. Фромм Э. Иметь или быть: Пер. с англ. Киев, 1998.

221. Хазратова Н.В. Формирование креативности под влиянием социальной микросреды: Дис. канд. психол. наук. М., 1993.

222. Хан-Магомедов С.О. Психоаналитический метод Н. Ладовского основа пропедевтической дисциплины «Пространство» во ВХУТЕМАСе -ВХУТЕИНе // Техническая эстетика. 1982. № 4

223. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986.

224. ХъеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. 3-е международ, изд. СПб., 2001.

225. Цапок В.А. Творчество. Кишинёв, 1989.

226. Чаденкова О.А Психолого-педагогические особенности мотивов учебной деятельности студентов различных вузов: Дисс. . канд. психол. наук. Самара, 2003.

227. Чанг Н.И. Мотивация учебного поведения студентов провинциального вуза: Дис. канд. филос. наук. Тамбов, 2000.

228. Чапек К. Об искусстве: Критика и обзор. Театр и кино. Изобразительное и прикладное искусство, архитектура. Литература / Сост. О. Малевич. Л., 1969.

229. Черемухин Д.Г. Ритмика творческой деятельности художников. Монография. М., 2000.

230. Черемухин Д.Г. О влиянии ритмики солнечной активности на творческую продуктивность художников // Труды 10-й Междунар. московской конф., 21-22 марта 2000 г. МГОУ, МОИП, РАЕН и др., Вып. 8. М., 2000. С. 48-65.

231. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М., 1981.

232. Чебыкин А.Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную активность // Психологический журнал. 1989. № 4. С. 135-141.

233. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 117-132.

234. Шадриков В Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.

235. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.

236. Шшнов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., 1999.

237. Шкуркин В.И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности медвуза: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1981.

238. Штерн В. Умственная одаренность. СПб., 1997.

239. Эккерман И.П. Разговоры с Гёте. М.—Л., 1934.

240. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

241. Юнг К. Сочинения: В 2-х томах. Т. 2. М., 1966.

242. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М., 1971.

243. Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Изд-во «Флинта», 1997.

244. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998.251 .Amabile Т.М. The social psychology of creativity. New York. Springer-Verlag. 1983.

245. Barron F. Putting creativity work // R. Sternberg, T. Tardif (eds.) The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press. 1988. P. 76-98.

246. Cecchi C. The artist and his labyrinth // Algologia. 1990. №1. P.87-96.

247. Chikszentmihaiyi M. Society, culture and person: A system view of creativity // R. Sternberg, T. Tardif (eds.) The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press. 1988. P. 325-339.

248. Eysenck H.J. Creativity and personality: A theoretical perspective // Psychology Inquiry. 1993. V.4 P. 147-178.

249. Feldman D.Y., Chikszentmihaiyi M., Gardner H. Changing the world: A framework for the study of creativity. Yale: Yale Press. 1994.

250. Gardner H. Creating minds. New York: Basic Books. 1993.

251. Gruber H.E., Davis S.N. Inching our way up Mount Olympus: the evolving-sistems approach to creative thinking / Ed. R.J. Sternberg. The nature of creativity. N.Y.: Cambridge University Press. 1988. P. 243-270.

252. Golann S.E. The creativity motive // Journal of Personality. 1962. V.30. P. 588600.

253. Lytton H. Creativity and education. London. Rotledge & Kogan, 1971.261 .McKinnon D.W. The personality correlates of creativity: a study of American architects. In Vernon P.E. (ed.) "Creativity", 1972.

254. Nutten Y.R. Motivation, Planning and Action // A Relational Theory of Behavior Dynamics.—Hillsdale, 1984.

255. Simonton D.K. Genius, creativity and leadership. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1984.

256. Wallas G. The art of thought. In P.E. Vernon (ed.) "Creativity", 1972.

257. Wetherell M. Good art, bad art, social constructionism and humanism // Psychologist. 1994. №11. C. 508-509.

258. Weisberg R. W. Creativity: Beyond the myths of genius. New York: Freeman. 1993.

259. YongL.S. Managing creative people // Journal Creative Behav. 1994. №1. P. 1620.