Темы диссертаций по психологии » Педагогическая психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие способностей зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Соболева, Татьяна Николаевна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 19.00.07
Диссертация по психологии на тему «Развитие способностей зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста», специальность ВАК РФ 19.00.07 - Педагогическая психология
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Соболева, Татьяна Николаевна, 1999 год

ВВЕДЕНИЕ.4

ГЛАВА 1. Психология способностей зрительного восприятия.

1.1. Проблема способностей в отечественной психологии (с позиции функционально генетического подхода).9

1.2. Способности зрительного восприятия: функциональные и операционные механизмы.29

1.3. Развитие способностей " зрительного восприятия.64

1 ГЛАВА 2. Теоретические и методические основы экспериментального исследования на материале репродукций художественных картин.

2.1. Теоретические основы разработки развивающего эксперимента.80

2.2. Методические основы проведения развивающего эксперимента.101

2. 3. Экспериментальное обучение способам обработки визуального материала детей 8-9 лет.109i

ГЛАВА 3. Экспериментальное изучение развития способностей зрительного восприятия у детей 8-9 лет. ) 3.1. Цели экспериментального исследования.137

3. 2. Характеристика развития сканирования, перекодирования, структурирования у детей 8 - 9 лет.140

3.3. Психологический анализ процесса усвоения механизмов сканирования, перекодирования,структурирования у детей 8-9 лет.150

3.4. Специфика общей продуктивности способностей зрительного восприятия у детей 8-9 лет.159

3.5. Специфика применения сформированных способов обработки визуального материала в качестве операционных механизмов в учебной деятельности.166

Введение диссертации по психологии, на тему "Развитие способностей зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста"

Актуальность исследования. Одна из основных тенденций в жизни нашего общества связана с актуализацией интереса к проблеме человека. В настоящее время в условиях обновление современного образования, средней школы огромное значение приобретают разработки новых педагогических технологий, реализующих ориентацию на развитие личности ребенка, его индивидуальности. Появляется необходимость дифференцированного обучения, нацеленного, прежде всего на развитие способностей учащихся. В связи с этим встает вопрос об обеспечении школы развивающими методиками.

Диссертационное исследование посвящено созданию методики развития способностей зрительного восприятия, построение которой основывается на концептуально новом понимании способностей, предлагаемое в работе В.Д. Шадрикова.

Развитие способностей зрительного восприятия является актуальным в связи с исключительно важной ролью, которую играют зрительные процессы в жизнедеятельности. По данным исследований у человека с нормальным зрением через зрительный канал проходит от 80 до 90 % всей информации из окружающего мира. Б.Г. Ананьев пишет, что «доминантность зрительной системы определяется тем, что она играет роль внутреннего канала связи между всеми анализаторными системами и является органом преобразователем сигналов». Визуальная репрезентация является одним из важных механизмов интеллектуальной деятельности и повседневного поведения человека. Кроме того, на зрительном ряде строится процесс обучения детей в школе.

Развитие способностей зрительного восприятия особенно важно в младшем школьном возрасте, так как этот период является сензитивным для формирования умения учиться, т.е. для овладения содержанием, средствами и способами действия. Кроме того, развитие способностей зрительного восприятия сможет обеспечить ребенка разнообразным набором способов обработки визуального материала, который позволит ему использовать свое восприятие для успешного выполнения учебной деятельности и тем самым поможет полноценной личностной реализации.

Исследования, проведенные рядом авторов (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Б.М. Величковский, Ж. Пиаже, Б. Инельдер, JI.A. Венгер, В.В. Холмовская, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.), свидетельствуют об эффективности целенаправленного и систематического развития зрительного восприятия у детей, посредством обучения их перцептивным приемам для выполнения конкретной деятельности. Однако анализ психологической литературы показывает, что до сих пор не уделяется достаточного внимания развитию зрительного восприятия, с позиции овладения ребенком новыми способами действия, которые позволили бы ему использовать свое восприятие для успешного выполнения учебной деятельности. В связи с этим становится очевидной актуальность исследования методов развития зрительного восприятия, которые могли бы обеспечить усвоение необходимого объема информации и развитие способностей зрительного восприятия.

Недостаточная разработанность данной проблемы в практическом плане обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Развитие способностей зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста».

Объект исследования - способности зрительного восприятия.

Предмет исследования - процесс развития операционных механизмов способностей зрительного восприятия у детей 8-9 лет.

Основная цель исследования заключается в разработке, обосновании и экспериментальной проверке методики развития способностей зрительного восприятия детей 8-9 лет.

В качестве гипотезы нами сформулировано следующее положение: развитие способностей зрительного восприятия обеспечивается целенаправленным развитием их операционных механизмов. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы способностей зрительного восприятия, раскрыть их структуру.

2. Рассмотреть закономерности восприятия изображения, выявить структуру операционных механизмов сканирования, перекодирования, структурирования.

3. Разработать методику развития операционных механизмов способностей зрительного восприятия - сканирования, перекодирования,структурирования.

4. Экспериментально проверить эффективность предложенной методики развития способностей зрительного восприятия на возрастном этапе 8-9 лет.

5. Определить специфику применения сформированных способов обработки изображения в качестве операционных механизмов в учебной деятельности у детей 8-9 лет.

6. Определить общую продуктивность способностей зрительного восприятия, количественное и качественное своеобразие операционных механизмов у детей 8-9 лет.

Для реализации поставленных задач и проверки исходного предположения был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов. Экспериментальное исследование проводилось по плану с предварительным и итоговым тестированием на экспериментальной и контрольной группах. В развивающем эксперименте использовалась методика развития операционных механизмов способностей зрительного восприятия, разработанная автором, методика диагностики способностей зрительного восприятия (С.В. Филина), метод беседы, наблюдения. Для обработки данных применялись качественные и количественные методы (t -критерий Стьюдента, коэффициент корреляции).

Методологическую основу исследования составили теоретические положения отечественной психологии способностей, разработанные С. Л. Рубинштейном, Б. М. Тепловым; идеи развития высших психических функций Л. С. Выготского; теория функциональных систем П. К. Анохина; комплексный подход к изучению психических функций Б. Г. Ананьева; нейропсихологические основы зрительного восприятия А. Р. Лурия. Теоретической основой понимания сущности, структуры способностей зрительного восприятия является концепция познавательных способностей, разработанная В. Д. Шадриковым.

Достоверность результатов исследования обеспечивается их опорой на методологические и теоретические положения, разработанные в исследованиях по психологии способностей, восприятия; использованием системы методов, адекватных психологической сущности изучаемых процессов, цели и задачам исследования; экспериментальной проверкой гипотезы; количественным и качественным анализом экспериментального материала.

Научная и теоретическая значимость состоит в конкретизации общетеоретических представлений о возможностях развития системы операционных механизмов способностей зрительного восприятия, в качестве которых были выбраны; сканирование, перекодирование, структурирование. Экспериментально подтверждено положение, что развитие способностей зрительного восприятия возможно через целенаправленное развитие операционных механизмов.

Практическая значимость: разработаны конкретные способы продуктивного развития способностей зрительного восприятия младших школьников. Методика развивающего эксперимента может быть использованы учителями в школьной практике для развития зрительного восприятия у детей школьного возраста, а так же для более эффективной организации учителем собственной педагогической деятельности; преподавателями педучилищ и вузов при создании спецкурсов и спецсеминаров.

На защиту выносится система общетеоретических положений, обосновывающая методы развития способностей зрительного восприятия:

1. Развитие способностей зрительного восприятия обусловлено, целенаправленной системой обучения способам обработки визуального материала.

2. Методика развития способностей зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста.

Апробация работы. Теоретические и экспериментальные положения диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях на 6-ой конференции молодых ученых «Воспитание и развитие: теория и практика конца 20 века» (г. Москва 1998); первой Московской конференции студентов и аспирантов «Психология на пороге 21 века: актуальные проблемы» (г. Москва 1999); на кафедре психологии младшего школьника МПГУ (май, 1999). Экспериментальная работа осуществлялась на базе школ г. Москвы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения с выводами, списка используемой литературы и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационное исследование представляет собой попытку конкретизировать общетеоретические представления о возможностях развития операционных механизмов способностей зрительного восприятия.

Проведенное исследование на теоретическом уровне позволяет сделать следующие выводы:

1. Деятельность функциональной системы способностей зрительного восприятия осуществляется в процессе взаимодействия функциональных и операционных механизмов на сенсорном, перцептивном и оперативном уровнях обработки визуальной информации. На каждом уровне переработка информации осуществляется с различной степенью участия функциональных и операционных механизмов, и направлена на достижение конкретного результата. Так, на сенсорном уровне переработка информации осуществляется с опорой на функциональные механизмы, работа которых реализует построение сенсорной модели. На перцептивном уровне переработка осуществляется функциональными и операционными механизмами, взаимодействие которых реализует построение целостного зрительного образа. Оперативный уровень совершается с опорой на операционные механизмы, которые тонко приспосабливаются к условиям деятельности, и реализуют построение оперативного образа.

Перцептивный уровень переработки визуальной информации является конструктивным полем для исследования проблемы развития способностей зрительного восприятия. Содержание этого уровня представлено взаимодействием функциональных и операционных механизмов, кроме того, взаимодействием таких компонентов как визуальное™, семантики и мышления. В зависимости от степени участия того или иного компонента переработка визуальной информации протекает на перцептивном, или мыслительном уровне. Таким образом, перцептивный уровень позволяет рассматривать начальные стадии разворачивания перцептивной деятельности, где происходит обнаружение визуальных связей и отношений, перцептивных особенностей объекта, и стадии, где происходит выделение содержательных особенностей связей внутри

воспринимаемого материала при активном участии мышления, - что представляет содержательную и операционную основу для решения вопросов целенаправленного развития способностей зрительного восприятия.

2. Развитие способностей зрительного восприятия осуществляется через развитие операционных механизмов. Овладевая операционными механизмами, субъект овладевает способностью зрительного восприятия.

3. Развитие операционных механизмов способностей зрительного восприятия, представляющее собой формирование системы действий, происходит в двух направлениях: во-первых, увеличение возможного набора способов обработки визуального материала и, во-вторых, умение их использовать. Сущностью обоих направлений является усложнение операционных механизмов: от перцептивной обработки визуальной информации, к мыслительной обработке. Строение операционного механизма, т.е. то, как реализуется тот или иной способ обработки, так же может быть различным и зависит от того, на какой стадии разворачивания перцептивной деятельности - перцептивной или мыслительной - происходит обработка визуальной информации. С появлением операционных механизмов, требующих участие мышления, характер восприятия становится более осмысленным и произвольно управляемым.

Настоящее исследование посвящено разработке и экспериментальной проверке методики развития операционных механизмов способностей зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста, что является новым шагом в реализации потребности образования в дифференцированном обучении и в связи с этим создании новых психолого - педагогических технологий.

Разработка методики развития операционных механизмов сканирования, перекодирования, структурирования предполагала анализ структуры каждого механизма, и выявлению их общей системы действий.

В сканирование рассматриваем два рода операций: как обнаружение разных элементов объекта и выделение одного или небольшого числа элементов в качестве информативных. В перекодировании: перевод зрительной информации на язык значений, преобразование информации

путем дополнения новыми элементами и сокращение информации до основного значения. В структурировании: разделение целостного объекта на части, объединение основных частей, или выделение главного и второстепенного, установление связей между ними. Операции связаны между собой, и специфика взаимодействия определяется постановкой перцептивной задачи.

В качестве материала развивающего эксперимента мы использовали репродукции художественных картин бытового жанра художников-реалистов конца 19-го - начала 20-го века. Картину рассматриваем, как целостный натуральный объект, который позволяет функционировать естественному восприятию, обладает большим числом перцептивных свойств, не подлежит быстрой категоризации, содержит некоторое множество объектов, находящихся между собой в жизненно реальных отношениях.

Выявлена уровневая модель организации знако-изобразительного материала (картины), которая представлена как взаимодействие операционных механизмов сканирования, перекодирование, структурирования на визуальном, визуально - семантическом и логическом уровнях обработки. Причем, сканирование включается на визуальном уровне обработки, перекодирование и структурирование на визуально семантическом, логическом уровнях обработки знако - изобразительного материала. Визуальный уровень предполагал первичное выделение структурных особенностей изображения и включал действия упорядоченные перемещения взгляда по полю изображения с целью наметки зрительной ориентировочной модели, т.е. выделения ориентиров, объединение которых, позволяет определить первичный смысл. Визуально семантический уровень предполагал вторичное выделение структурных особенностей изображения и включал действия - упорядоченные перемещение взгляда по полю изображения, с целью выделения основных деталей по перцептивному фактору, установлению их расположения, делению изображения на смысловые части. Детализация изображения дополнением новыми элементами, с одновременным процессом их

называния. Затем происходит установление последовательности смысловых частей; рассматривание основных деталей, с целью выделения перцептивных и семантических признаков; сопоставление основных деталей по выделенным признакам; определение значения основных деталей в контексте смысловых частей. Визуально - логический уровень предполагал следующие действия: выделение деталей главного и второстепенного значения в общем контексте, установление развернутой взаимосвязи главных деталей с второстепенными по семантическому фактору, преобразование развернутой связи за счет ее сокращения до основного значения, которое представляет содержание целостного изображения, т.е. выделение главного смысла.

Методика развивающего эксперимента состоит из двух частей. Первая часть заключалась в формировании способов упорядоченного сканирования, т.е. отработку навыка целенаправленного перемещения взгляда по плоскости изображения, для обнаружения максимального количества деталей за минимум времени. Данные способы сканирования предназначены для обработки изображения на визуальном уровне.

Формирование стратегий осмотра основывалось на разработке системы развивающих упражнений (шесть серий), материалом которых являлись графические знаки. Общим визуальным принципом построения для всех вариантов упражнений являлись: упорядоченные на плоскости графические знаки с четким визуальным различием, упорядоченные графические знаки, имеющие сходные элементы. Каждая серия упражнений была направлена на отработку следующих способов сканирования: 1) послойный осмотр по рядам в горизонтальной плоскости при прослеживающих движениях взгляда с быстрым восприятием знаков; 2) послойный осмотр по рядам в вертикальной плоскости при прослеживающих движениях взгляда с быстрым восприятием знаков; 3) послойный осмотр по рядам в вертикальной плоскости при прослеживающих движениях взгляда с мгновенным схватыванием знаков; 4) осмотр по центральной вертикали при прослеживающих движениях взгляда с мгновенным схватыванием знаков; 5) послойный осмотр по рядам в вертикальной плоскости при скользящих движениях взгляда с мгновенным схватыванием знаков; 6) осмотр по

центральной вертикали при скользящих движениях взгляда с мгновенным схватыванием знаков. Серии упражнений завершались осмотром изображения отработанными способами сканирования, включающие следующие приемы: прием проведения взглядом трех горизонтальных «дорожек» по плоскости изображения; прием проведения взглядом трех вертикальных «дорожек» по плоскости изображения; прием проведения взглядом двух вертикальных «дорожек»; прием проведения взглядом центральной вертикальной «дорожки» по плоскости изображения.

Вторая часть развивающего эксперимента заключалась в формировании алгоритма действия - это общая система действий сканирования, перекодирования, структурирования, предназначенная для обработки изображения на визуально - семантическом и логическом уровнях. 1. Определение первичного смысла изображения - это действие является фактическим выполнением сканирования (способ сканирования по центральной вертикали с горизонтальными движениями взгляда приемом проведения извилистой «дорожки по плоскости изображения), и фактическим выполнением перекодирования. 2. Деление изображения на смысловые части, является фактическим выполнением структурирования. 3. Выделение главных и второстепенных деталей - структурирование. 4. Установление развернутой взаимосвязи главных деталей с второстепенными - структурирование. 5. Выделение главного смысла изображения -структурирование, перекодирование. Формирование алгоритма действия осуществлялось на основе разработки развивающих упражнений для отработки способа осмотра по центральной вертикали с горизонтальными движениями взгляда, разработки занятий, подборе основных картин и вспомогательного материала. Основной принцип развития операционных механизмов - предварительное формирование соответствующих действий, создание условий, обеспечивающих осознание, самостоятельное использование действий в качестве способов обработки визуального материала. Работа по самостоятельному использованию испытуемыми способов визуальной обработки проводилась в условиях лабораторного эксперимента и в ситуации учебного урока.

В экспериментальном исследовании показано, что основной способ обработки визуального материала у детей 8-9 лет - это способ неупорядоченного сканирования. Способы упорядоченное сканирование, перекодирование и структурирование используются испытуемыми в минимальной степени. Следовательно, данные способы развиваются стихийно и требуют целенаправленного развития.

В результате развивающего эксперимента установлено следующее. Во-первых, значительно увеличилась количественная сторона продуктивности способностей зрительного восприятия у детей, за счет овладения способами упорядоченного сканирования, а именно, дети научились выделять максимальное количество деталей за минимум времени. Во вторых, испытуемые способны целенаправленно управлять процессом движения взгляда при осмотре картины. Это проявляется в выборе индивидуальной стратегии сканирования, которая позволяет достигнуть поставленную цель быстро увидеть и назвать все детали на картине. Выявлены преимущественно используемые детьми способы сканирования в процессе обработки визуального материала: послойный осмотр по горизонтали приемом проведения взглядом трех «дорожек» по плоскости изображения; послойный осмотр по вертикали приемом проведения взглядом трех «дорожек» по плоскости изображения, приемом проведения двух «дорожек», приемом проведения одной центральной «дорожки». Способы используются испытуемыми в разных комбинациях. В третьих, испытуемые научились использовать способ осмотра по центральной вертикали с горизонтальными движениями взгляда, с целью определения первичного смысла картины. Так же испытуемые овладели способами перекодирования, структурирования на визуально - семантическом и логическом уровнях обработки визуального материала, направленных на раскрытие сюжета картины. В четвертых, отработанные способы визуальной обработки материала испытуемые способны были осознанно использовать в ситуации учебного урока по изобразительной деятельности. В пятых, значительно увеличилась общая продуктивность способностей зрительного восприятия, количество и качество используемых операционных механизмов.

Таким образом, экспериментальное исследование подтвердило гипотезу о том, что основное направление развития способностей зрительного восприятия - это системное, целенаправленное обучение операционным механизмам, т.е. тем способам обработки визуального материала, которые ведут к увеличению продуктивности и эффективности процессов зрительного восприятия.

Развитие операционных механизмов у детей 8-9 лет заключается в увеличении количества и усложнения используемых способов визуальной обработки, а так же в развитии умения пользоваться конкретными способами по отношению к различному материалу.

Развитие способностей зрительного восприятия у детей школьного возраста позволило обеспечить их набором способов обработки визуального материала, овладев которым, дети способны эффективно использовать способность зрительного восприятия для успешного выполнения учебной деятельности.

Методика развития способностей зрительного восприятия может использоваться учителями в педагогическом процессе для развития зрительного восприятия у детей школьного возраста, а так же для более эффективной организации учителем собственной педагогической деятельности. В связи с этим мы рекомендуем организовать обучение учителей по двум направлениям. Первое - с целью повышения педагогической квалификации в теоретическом плане по проблеме развития способностей, второе - с целью практического проведения техники развития способностей зрительного восприятия у детей.

Перспективы дальнейших исследований:

1. Исследования эффективности формирования более широкого круга операционных механизмов, с определением структуры.

2. Исследование роли операционных механизмов в повышении продуктивности восприятия на разных возрастных этапах.

3. Исследование специальных способностей художественного восприятия, их специализированной структуры и механизмов развития.

ЛИТЕР AT УРА.

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.380 с.

2. Ананьев Б. Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968. 334 с.

3. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964. 304 с.

4. Анастази А. Психологическое тестирование. М., Т. 2. 1982. 336 с.

5. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М„ 1975.448 с.

6. Анохин П. К. Узловые вопросы по теории функциональных систем. М„ 1980. 197 с.

7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное мышление. М., 1974. 392 с.

8. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980. 26 с.

9. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М., 1977. 184 с.

10. Барабанщиков В.А. Взаимосвязь движений глаз и зрительное восприятие: новый методический подход // Психология восприятия. М.,1989. С. 14 - 27.

11. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М., 1990. 140 с.

12. Богоявленская Д.Б. Одаренность: предмет и метод // Магистр. 1994. №2,3.

13. Борзых А.Г. Опыт показа детям репродукций с картин // Начальная школа. М., 1957. № 3.

14. Бойко Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии // Советская педагогика. 1955. № 1. С. 41 -54.

Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977. 412 с. Брушлинский A.B. О природных предпосылках психического развития человека. М., 1977. 64 с.

Беда Г.В. Метод сравнения и умение видеть // Искусство. М., 1961. №8. С. 34-42.

Беленков Н.Ю. Принципы целостности в деятельности мозга. М., 1980.312 с.

Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений: Из опыта работы учителя рисования. Л., 1962. 69 с.

Бернштейн H.A. Биомеханика и физиология движений. М., 1997. 608 с.

Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. М., 1983. 175 с.

Бехтерева Н.П., Бундзен П.В., Гоголиупи Ю.Л. Мозговые коды психической деятельности. Л., 1977. 165 с.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психологической диагностики. Киев, 1989. 200 с. Веккер Л.М. Психические процессы. В 3-х т. Т. 1. Л., 1974. 334 с. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л., 1964. 194 с.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. 336 с.

Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М., 1973. 246 с.

Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М., 1969. 365 с.

Венгер JI. А. К вопросу о структуре восприятия и ее особенностях у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. М., 1959. №2. С. 45 - 56.

Власова М.М. Механизмы опознания неизвестного. М., 1989. 270 с.

Волков H.H. Восприятия картины. М., 1976. 31 с. Волков Н.Н Восприятие предмета и рисунка. М., 1950. 508 с. Волков Н.Н Композиция в живописи. М., 1977. 263 с. Восприятие: механизмы и модели /Под ред. Н. Ю. Алексеенко. М„ 1974.368 с.

Восприятие и деятельность // Под ред. А.Н. Леонтьева. М., 1976. 319 с.

Выготский Л.С. Собрание сочинение: В 6-ти т. М., Т. 1. 1982. 487 е.; Т. 3. 1983. 368 с.

Гальперин Н.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. М., 1957. № 6. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л. 1974. 152 с. Гельмгольц Г. О восприятии вообще // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975. С. 61 - 87. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1976. 256 с.

Гиппенрейтер Ю.Б. Движение человеческого глаза. М., 1978. 256 с.

Глезер В. Д. Механизмы опознания зрительных образов. Л., 1966. 204 с.

Глезер В. Д. Зрение и мышление. Санкт - Петербург. 1993. 283 с. Голубева Э. А. Комплексное исследование способностей // Вопросы психологии. 1986. № 5. С. 18-20.

Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М., 1993. 306 с.

Грановская P.M., Березная И.Л., Григорьева А.Н. Восприятие и признаки формы. М., 1981. 208 с.

Гращенко Н.И., Латаш Л.П. О роли ориентировочной реакции в организации действия // Вопросы психологии. 1965. № 1. С. 21 -41.

Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М„ 1970. 269 с.

Грэхэм Ч.Х. Зрительное восприятие // Экспериментальная психология. М., 1963. С. 445 - 507.

Губочкин П.И. Проблемы диагностики перцептивных

способностей // Диагностика познавательных способностей / Отв.

ред. В.Д. Шадриков. Ярославль. 1986. С. 31 - 38.

Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные

свойства нервной системы. М., 1970. 272 с.

Даниэль С.М. Искусство видеть. Л., 1990. 221 с.

Движения глаз и зрительное восприятие / Под ред. Б.Ф. Ломова.

М„ 1978. 277 с.

Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М., 1995. 150 с.

Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. М., 1997. 256 с. Дезер Ф. Рациональное чтение. М., 1980. 142 с. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. М., 1978. 248 с. Дмитриева H.A. Изображение и слово. М., 1962. 314 с. Забродин Ю.М. Процессы принятия решения на сенсорно-перцептивном уровне // Проблемы принятия решения. М., 1976. С. 33 - 35.

Завалишина Д.Н. Системный анализ мышления // Психологический журнал. 1983. № 3. С. 3 - 11.

61. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. М., 1991. С. 22 - 31.

62. Завалова Н. Д. Пономаренко В. А. Структура и содержание психологического образа как механизма внутренней регуляции предметных действий // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 2. С. 37-51.

63. Занков Л.В. К проблеме взаимодействия слова и наглядности в обучении // Советская педагогика. М., 1955. № 8.

64. Занков Л.В. О сочетании слова учителя и наглядных средств в обучении // Вопросы психологии. М., 1957. № 6.

65. Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П. Рузская А. Г. Восприятие и действие. М., 1967. 324 с.

66. Зинченко В. П. Некоторые особенности ориентировочных движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков // Вопросы психологии. 1956. № 6. С. 50 - 64.

67. Зинченко В. П. Образ и деятельность. Воронеж, 1997. 608 с.

68. Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. М„ 1969. 106 с.

69. Зинченко В.П., Величковский В.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980. 160 с.

70. Зинченко В.П., Ломов Б.Ф. О функциях движений руки и глаза в процессе восприятия // Вопросы психологии. 1960. № 1. С. 29 -41.

71. Зинченко В.П., Мунипов В.М., Гордон В.И. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии. 1973. № 2. С. 314.

72. Зрительное восприятие / Под ред. П.А. Шеварева. М., 1964.

73. Зотова T.B. Диагностика мнемических способностей школьников 12 - 13 лет в учебной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1991. 19 с.

74. Иваницкий A.M. Мозговые механизмы оценки сигналов. М., 1976. 263 с.

75. Игнатьев Е.И. Восприятие и воображение (экспериментальные исследования). М., 1963. 368 с.

76. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя // Под ред. Б.П. Юсова. Минск, 1992. 191 с.

77. Изучение перцептивной и мыслительной деятельности учащихся/ Ред. Степанов В.Г. и др. М., 1983. 95 с.

78. Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению // Психологический журнал. Т. 8. № 2. С. 37 - 47.

79. Инельдер Б. От перцептивной конфигурации к структуре логической операции // Вопросы психологии. 1960. № 5.

80. Иогансон Б.В. Как понимать изобразительное искусство. М., 1960. 54 с.

81. Кабанова-Миллер E.H. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М., 1962.

82. Кабанова-Миллер E.H. Роль образа в решении задач // Вопросы психологии. М., 1975. № 5. С. 122 - 130.

83. Карпов Ю.В., Талызина Н.Ф. Критерии интеллектуального развития // Вопросы психологии. М., 1985. № 5. С. 133 - 139.

84. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959. 304 с.

85. Кларк J1. Изучаем скорочтение. World Wide Printing, Duncanville USA, 1997. 352 с.

86. Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способностей к > изобразительной деятельности / Проблемы способностей. М.,

87. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. М. Т. 2. Способности. 1960. 304 с.

88. Корсунский Е.А. Развитие литературных способностей школьников: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1993. 32 с.

89. Кратин Ю.Г., Зубкова Н.А., Лавров В.В. и др. Зрительные пути и системы активизации мозга. М., 1982. 152 с.

90. Крупник Е.П. Экспериментальное изучение взаимосвязи художественного и общего развития личности // Психологический журнал. 1991. № 1. С. 108 - 117.

91. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., 1968. 432 с.

92. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М., 1984. 319 с.

93. Кузин B.C. Быстрое восприятие у школьников в процессе рисования с натуры // Вопросы психологии. М., 1971. № 2.

94. Курочкин Н.И. Роль фигуро-фоновых отношений в процессах восприятия и интерпретации медицинских рентгенограмм. Автореф. дисс. кан. психол. наук. Ярославль, 1982. 16 с.

95. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Санкт-Петербург, 1996. 384 с.

96. Лаврик О.В. Сравнительное исследование развития познавательных способностей детей и родителей. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997. 17 с.

97. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 1. С. 7-16.

98. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 575 с.

99. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия.

М.-Воронеж. 1997. ЮО.Линдсей П. и Норман Д. Переработка информации у человека: введение в психологию. М., 1974. 550 с.

101. Логвиненко А.Д. Перцептивная деятельность при инверсиях сетчаточного образа // Восприятие и деятельность. М., 1976. С. 209-267.

102. Ломов Б.Ф. Человек и техника. Очерки по инженерной психологии. М., 1966. 464 с.

103. Ломов Б.Ф. Об измерительной функции анализаторов // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М., 1961. С. 34 - 39.

104. Лоскутов В.В. О становлении структуры психического изображения / Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1973. Вып. 5. С. 48-55.

105. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. 374 с.

106. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М., 1975. 112 с.

107. Лурия А.Р., Меерсон Я.А. Физиология человека. Т. 3. № 2. М., 1977. С. 266 -275.

108. Ляудис В.Я. О структуре мнемического действия // Проблемы инженерной психологии. (Материалы конф.). Л., 1965. Вып. 3. С. 175 -207.

109. Меерсон Я.А., Зальцман А.Г. Межполушарная асимметрия на некоторых уровнях переработки зрительной информации у человека // Сенсорные системы. Т. 2. 1988. № 1. С. 73 - 82.

110. Менчинская H.A. Психология обучения арифметике. М., 1955. Ш.Миллер Дж., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура

поведения. М., 1965. 238 с.

112.Митькин A.A. Системная организация зрительных функций. М., 1988. 200 с.

113. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966. 340 с.

114. Мухина B.C. Изобразительная деятельность детей как форма усвоения социального опыта. М., 1981. 239 с.

115. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. 230 с.

116. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976. 336 с.

117. Недошивин Г.А. Беседы о живописи. М., 1964. 144 с.

118. Никитин Е.И. Знакомство с живописью в школе: Из опыта работы литературно - искусствоведческого кружка. М., 1960. 31 с.

119. Нотон Д. и Старк JI. Движения глаз и зрительное восприятие // Восприятие: механизмы и модели. М., 1974. С. 226-240.

120. Обучение и развитие // Под ред. JI.B. Занкова. М., 1975. 440 с.

121. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленсткой. М., 1997. 416 с.

122. Отчет о НИР. Разработка комплекса методик диагностики профессиональных способностей / Под ред. В.Д. Шадрикова. Ярославль, 1983. 550 с.

123. Ошанин Д.А. Концепция оперативности в инженерной и общей психологии. М„ 1977. С. 131-145.

124. Ошанин Д.А. Предметное действие как информационный процесс // Вопросы психологии Т. 3. № 3. 1970. С. 34-50.

125. Поддъяков H.H. Мышление дошкольника. М., 1977. 271 с.

126. Полуянов Ю.А. Формирование способности целостного восприятия цвета у детей // Вопросы психологии. 1980. № 1. С. 34-56.

127. Поляков Г.И. О принципах нейронной организации мозга. М., 1965. 164 с.

128. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М., 1963. 315 с.

129. Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972. 312 с.

130. Познавательные процессы: ощущения, восприятия / Под ред. A.B. Запорожца, Б.Ф. Ломова, В.П. Зинченко. М., 1982. 336 с.

131. Практикум по экспериментальной психологии / Под ред. В.Д. Шадрикова. Ярославль, 1974. С. 114.

132. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. A.B. Брушлинского. М., 1997. С. 459 - 554.

133. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М„ 1990. С. 57 - 107.

134. Психологические проблемы профессионального обучения / Под ред. Шадриков В.Д.: Вестник Ярославского университета. № 3. 1972. С. 5-38.

135. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1996. 440 с.

136. Психология одаренных детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996. 416 с.

137. Пузырей A.A. Смыслообразование в процессах перцептивной деятельности // Восприятие и деятельность. М., 1976. С. 293-319.

138. Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина и В.Д. Шадрикова. М., 1991. 181 с.

139. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / Под ред. A.B. Запорожца, М.И. Лисиной. М., 1966. 302 с.

140. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М., 1994.231 с.

141. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич - Щербо. М., 1988. 335 с.

142. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. 816 с.

143. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Проблема общей психологии. 1973, с. 220-235.

144. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально психологических различий. М., 1979. 352 с.

145. Русская живопись первой половины 1ХХ века (Альбом) / Сост. М.Н. Шумова. М., 1978. 167 с. Цв. ил.

146. Русская жанровая живопись (Альбом репродукций). М., 1961. 64 цв. ил.

147. Русская живопись в музеях РСФСР. Альбом. М., Вып. № 5. 1959. Цв. ил.

148. Русская живопись в музеях РСФСР. Альбом. М.-Л., Вып. № 13. 1964. Цв. ил.

149. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины 1ХХ века / Под ред. А.И. Леонова. М., 1962. 395 с. ил.

150. Руубер Т.Э. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллин. 1985. 344 с.

151. Рыбалко Е.Ф. Возрастные особенности объема и структуры зрительного поля. Л., 1969. 131 с.

152. Савостьянов Е.И. Изобразительность и выразительность искусства. М., 1970. 247 с.

153. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988. 288 с.

154. Сапего И. К вопросу анализа произведения изобразительного искусства // Искусство. М., 1972. № 10. С. 35 - 40.

155. Семенова M.H. Развитие художественного восприятия у младших школьников // Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительного искусства. М., 1981. С. 29 - 49.

156. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. A.B. Запорожца. М„ 1963.228 с.

157. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург, 1996. 349 с.

158. Силаков Г.Д. Физиология зрительных центров / Физиология сенсорных систем: Ч. 1. Физиология зрения. Л., 1971. С. 150 -179.

159. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996. С. 53 - 103, С. 213 -216.

160. Степанов В.Б. Анализ содержания в практической диагностике развития способностей смыслового восприятия учебного текста школьниками//Диагностика профессиональных и познавательных способностей. М., 1988. С. 182 -212.

161.Стюхина Г.А. Развитие мнемических способностей. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996. 16 с.

162. Таллина O.A. Развитие музыкальных способностей. Махачкала, 1996. 118 с.

163. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 536 с.

164. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. М., 1965. 230 с.

165. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. М., 1966. 127 с.

166. Фаворский В. А. Литературно - теоретическое наследие. М., 1988. 586 с.

167. Формирование восприятия у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. М., 1968. 278 с.

168. Франсе Р. Восприятие формы объекта // Экспериментальная психология: Восприятие. М., 1978. С. 237 - 301.

169. Фейгенберг И.М. Видеть - предвидеть - действовать: психологические этюды. М., 1986. 158 с.

170. Филина C.B. Способности зрительного восприятия у детей 10 -12 лет. Дис. канд. психол. наук. Ярославль. 1995. 231 с.

171.Хасаева Т.Х. Развитие мнемических способностей у детей младшего школьного возраста. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997. 17 с.

172. Холмовская В.В. О восприятии пропорций в дошкольном детстве //Вопросы психологии. 1965. № 4. С. 33-43.

173. Холодная М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психологический журнал. 1992. Т. 13. №3. С. 8493.

174. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М„ 1990. 239.

175.Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. 185 с.

176. Шадриков В.Д. Психология производственного обучения. Ярославль. 1974. 141 с.

177. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М., 1991. С. 7-21.

178. Шадриков В.Д., Анисимова Н.П. Проблемы диагностики профессиональных способностей // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль. 1983. С. 99 - 109.

179. Шадриков В.Д., Дружинин В.Н. Системный подход к измерению способностей // Диагностика профессиональных и

познавательных способностей / Под ред. В.Д. Шадрикова, В.Н. Дружинина. М., 1988. С. 5 - 27.

180. Шадриков В.Д., Черемошкина JI.B. Мнемические способности: развитие и диагностика. М., 1990. 175 с.

181. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. 320 с.

182. Шадриков В.Д. Способности человека. М., 1997. 288 с.

183.Шехтер М.С. Зрительное опознание: Закономерности и механизмы. М., 1981. 264 с.

184. Шорохов Е.В. Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью и композицией. М„ 1994. 299 с.

185.Шумова М.Н. Русская живопись середины IXX века (Альбом). М., 1984. 239 с. цв. ил.

186. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: обучение и творчество. Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. М., 1969. 271 с.

187. Элентух И.Б. Как смотреть картину. Минск. 1970. 87 с.

188. Ярбрус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М., 1965. 166 с.

189. Ярославский художественный музей (Альбом) / Сост. И.П. Болотцева. М., 1983. 83 л. цв. ил.

190. Tout loeuvre peint de Chardin. Paris. 1983.

Экспериментальная группа. Статистическая обработка До развития После развития

Линейная 1,11 0,01

Ранговая 0, 36 0, 08

А - количество воспринятых деталей. В - осмысленность восприятия

Экспериментальная группа. Г редварительное тестирование.

№ задания 1 2 3 4 5 Сумма Средняя и а а2

Ф.И.

1. Р.Ж. - 0 0,73 0,73 0,53

2. Б.А. + + + - - 3 0,73 2,27 5,15

3. м.с. - - - - - 0 0,73 0,73 0,53

4. К.С. - - - - - 0 0,73 0,73 0,53

5. М.Г. + - - - - 1 0,73 0,27 0,07

6. К Н. - - + - - 1 0,73 0,27 0,07

7. Л.М. - - - - - 0 0,73 0,73 0,53

8. Б.К. + + + - - л 0,73 2,27 5,15

9. В. А. - - - - - 0 0,73 0,73 0,53

10. г.м. - - - - - 0 0,73 0,73 0,53

11. К.Т. - - - - - 0 0,73 0,73 0,53

12.Ч.К. - - - - - 0 0,73 0,73 0,53

13. Б.А. + - - - - 1 0,73 0,27 0,07

14. З.Н. - - + - - 1 0,73 0,27 0,07

15. С П. - - - - - 0 0,73 0,73 0,53

16. л.д. + - + - - 2 0,73 1,27 1,61

17. З.Ж. - - - - - 0 0,73 0,73 0,53

18. Р.В. - + + - + -> 0,73 2,27 5,15

19. П.Т. - - - - - 0 0,73 0,73 0,53

20. К.В. - - - - - 0 0,73 0,73 0,53

21. С.Т. - - - - - 0 0,73 0,73 0,53

22. В.К. + - - - + 2 0,73 1,27 1,61

23. Ш.Ф. - - - - - 0 0,73 0,73 0,53

24. К.С. - - - - - 0 0,73 0,73 0,53

25. К.Л. + + - - - 2 0,73 1,27 1,61

26. Л.М. - - + - - 1 0,73 0,27 0,07

27. П Л. - - - - - 0 0,73 0,73 0,53

28. Т.А. - - + - - 1 0,73 0,27 0,07

29.С.Д. + - - - - 1 0,73 0,27 0,07

30.Ф.М. - - - - - 0 0,73 0,73 0,53

8 4 8 0 2 22 29,7

Хср 0,26 0,13 0,26 0 0,06 8

Дисперсия

0,99

Станд.

отклон.

0,99

Экспериментальная группа. Итоговое тестирование.

№ задания 1 2 3 4 5 Сумма Средняя а и

Ф.И.

3. РЖ. + + + + + 5 4,07 0,93 0,86

4. Б.А. + + + + + 5 4,07 0,93 0,86

3. М.С. + + + - + 4 4,07 0,07 0,005

4. К С. + - + - + 4,07 1,07 1,14

5. М.Г. + + + + + 5 4,07 0,93 0,86

6. К Н. + + -I- 4 4,07 0,07 0,005

7. Л.М. + + + - + 4 4,07 0,07 0,005

8. Б.К. + + + + + 5 4,07 0,93 0,86

9. В.А. + - + - + 3 4,07 1,07 1,И

10. Г.М. + + + - + 4 4,07 0,07 0,005

11. К.Т. + + + - + 4 4,07 1,07 1,14

12. Ч.К. + - + + + 4 4,07 1,07 1,14

13. Б.А. + + + - + 4 4,07 0,07 0,005

14. З.Н. + + + + + 5 4,07 0,93 0,86

15. С П. + + + + + 5 4,07 0,93 0,86

16. Л.Д. + 4- + + + 5 4,07 0,93 0,86

17. З.Ж. + - + + + 4 4,07 1,07 1,14

18. Р.В. + + + - + 4 4,07 0,07 0,005

19. П.Т. + -I- + - + 4 4,07 1,07 1,14

20. К.В. + - + - + 3 4,07 2,07 4,28

21. С Т. + + + + + 5 4,07 0,93 0,86

22. В.К. + + + + + 5 4,07 0,93 0,86

23. Ш.Ф. + - + - + 3 4,07 1,07 1,14

24. К С. + + + + + 5 4,07 0,93 0,86

25. К.Л. + + + + + 5 4,07 0,93 0,86

26. Л.М. + + + + + 5 4,07 0,93 0,86

27. П.Л. + - + + + 4 4,07 1,07 1,14

28. Т.А. + + + + + 5 4,07 0,93 0,86

29.С.Д. + + + - + 4 4,07 0,07 0,005

30.Ф.М. + - + + + 4 4,07 1,07 1,14

30 21 30 18 23 122 25,75

Хер 1 0,7 1 0,6 0,7

Дисперсия

0,86

Станд.

отклон.

Контрольная группа. Предварительное тестирование.

№ задания 1 2 л 4 5 Сумма Средняя (1 с!2

ФИ.

1 Ш.С -- + -- 1 1 0,8 0,2 0, 04

2. Р.М. - - - - 0 0,8 0,8 0,64

3. З.Ф. - - - - - 0 0,8 0,8 0,64

4. Г.Г. + - + - - 2 0,8 1,2 1,44

5. Л.П. - - - - - 0 0,8 0,8 0,64

6. Б.Р. + - - - - 1 0,8 0,2 0, 04

7. Г.И. + - + - + -> 0.8 2,2 4,84

8. Г.Д. - + + - - 2 0,8 1,2 1,44

9 КН. - - - - - 0 0,8 0,8 0,64

10. Ш.Н. + - - - - 1 0,8 0,2 0, 04

11. м.м. - - - - - 0 0,8 0,8 0,64

12.К.С. - - - - - 0 0,8 0,8 0,64

13.К.Л. + - + - - 2 0,8 1,2 1,44

14. К.В. - - - - - 0 0,8 0,8 0,64

15. Т.С. - - + - - 1 0,8 0,2 0, 04

16 ВЮ - - - - - 0 0,8 0,8 0,64

17. Ч.С. - - - - - 0 0,8 0,8 0,64

18. Р.Н. - + + - - 2 0,8 1,2 1,44

19. Е.М. - - - - - 0 0,8 0,8 0,64

20. Ж.К. + - - - - 1 0,8 0,2 0, 04

21. Щ.Т. - + + - - 2 0,8 1,2 1,44

22. П.А. - - - - - 0 0,8 0,8 0,64

23. М.Ж. - - - - - 0 0,8 0,8 0,64

24. В.Д. - - - - - 0 0,8 0,8 0,64

25. Я К. - - - - - 0 0,8 0,8 0,64

26. В В. + - + - + 3 0,8 2,2 4,84

27. С.М. - - - - 0 0,8 0,8 0,64

28. З.А. - + - - - 1 0,8 0,2 0, 04

. 29. П.К. - - - - - 0 0,8 0,8 0,64

30. Б.Т. + - + - - 2 0,8 1,2 1,44

9 4 9 0 2 24 28,8

Хср 0,3 0,1 0,3 0 0,06

Дисперсия

0,96

Стан д.

отклон.

0,98

Контрольная группа. Итоговое тестирование.

№ задания 1 2 л 4 5 Сумма Средняя (1 ё2

Ф.И.

1. Ш.С. 4- + - - 2 1,5 0,5 0,25

2. Р.М. + 4- - - 2 1,5 0,5 0,25

| 3. З.Ф. - - - - 0 1,5 1,5 2,25

4 ГГ 4- - + - - 2 1,5 0,5 0,25

5. Л.П. - - - - - 0 1,5 1,5 2,25

6 БР. 4- + + - - л 1,5 1,5 2,25

7. Г.И. 4- - 4- + + 4 1,5 2,5 6,25

8. Г.Д. - + + - + > 1,5 2,5 6,25

9. КН. - - - - - 0 1,5 1,5 2,25

10. Ш.Н. + - - - - 1 1,5 0,5 0,25

11. м.м. - - + - - 1 1,5 0,5 0,25

12. К С. - - - - - 0 1,5 1,5 2,25

13. К.Л. + - 4- - - 2 1,5 0,5 0,25

14. К.в. - - - - - 0 1,5 1,5 2,25

15. Т.С. - - + - + 2 1,5 0,5 0,25

16. В.Ю. - - - - - 0 1,5 1,5 2,25

17. Ч.С. + + - - - 2 1,5 0,5 0,25

18. Р.Н. - + 4- + + 4 1,5 2,5 6,25

19. Е.М. - - - - - 0 1,5 1,5 2,25

20. Ж.К. + - - - + 2 1,5 0,5 0,25

21.Щ.Т. + + + + + 5 1,5 3,5 12,25

22. ПА. - - - - - 0 1,5 1,5 2,25

23. М.Ж. - - - - - 0 1,5 1,5 2,25

24. В.Д. - - - - - 0 1,5 1,5 2,25

25. Я К. - - + - - 1 1,5 0,5 0,25

26. В.В. + + + - + 4 1,5 2,5 6,25

27. С.М. - - - - - 0 1,5 1,5 2,25

28. З.А. - 4- + - - 2 1,5 0,5 0,25

29. ПК. - - - - - 0 1,5 1,5 2,25

30. Б.Т. + - + - + 3 1,5 1,5 2,25

12 7 15 3 8 45 71,5

Хер 0,4 0,2 0,5 0,1 0,2

Дисперсия

2,38

Станд.

отклон.

1,54

Распределение испытуемых в зависимости от уровня восприятия смысла картины в экспериментальной и контрольной группах

Уровни Качественные показателт продуктивности способностей зрительного восприятия

Смысл 1 Смысл 2 Смысл 3

ЭГ КГ ЭГ КГ |

Высокий

Средний о,.) 50 26,6 16,6 О,.)

Низкий 26,6 63,3 16,6 50

Неадекватное восприятие 36,6 23,3

Свойство 1 - целостно и адекватно отражать объект при отсутствии его детализации (Смысл 1).

Свойство 4 - адекватно отражать объект целостным на основе полноты его детализации (Смысл 2), (Смысл 3 - уровень восприятия смысла после подсказок).

Средние значения количества воспринятых деталей и количества подсказок

Количественные показатели продуктивности сзв ЭГ КГ

В ДЕТ 20,4 15

ПР-НО ДЕТ 19,6 13

НЕПР ДЕТ 0,8 13

В НЕЗАМ 1,7

ПР-НО НЕЗАМ 2,8 1,5

НЕПР НЕЗАМ 0,4 0,26

КОЛИЧ ПОДСКАЗОК 2,6 9,06

Свойство 2 - отражать многообразные детали объекта в их полноте и точности: общее количество воспринятых деталей (В ДЕТ); количество правильно воспринятых деталей (ПР-НО ДЕТ); количество неправильно воспринятых деталей (НЕПР ДЕТ)

Свойство 3 - отражать незаметные и замаскированные детали объекта в их полноте и точности: общее количество воспринятых незаметных деталей (В НЕЗАМ); количество правильно воспринятых незаметных деталей (ПР-НО НЕЗАМ); количество неправильно воспринятых незаметных деталей (НЕПР НЕЗАМ).

Методика диагностики способностей зрительного восприятия (C.B. Филина) (краткое изложение методики). Методика направлена на диагностику способностей зрительного восприятия на материале репродукции художественной картины. Автором выделены четыре свойства способностей зрительного восприятия: 1 ) свойство 1 - свойство целостно и адекватно отражать объект при отсутствии его детализации (недифференцированное восприятие);

2) свойство 2 - свойство отражать многообразные детали объекта (предметы ситуации) в их полноте и точности;

3) свойство 3 - свойство отражать незаметные и замаскированные детали объекта (предметы ситуации) в их полноте и точности;

4) свойство 4 - свойство адекватно отражать объект целостным на основе полноты его детализации (дифференцированное восприятие).

Эти свойства включаются у испытуемого по мере разворачивания перцептивной деятельности при рассматривании репродукции картины. При этом наличие свойства 4 - это показатель достаточно высокого уровня развития способностей зрительного восприятия, поэтому оно может проявляться не у каждого испытуемого.

Помимо свойств способностей зрительного восприятия, по проявлению которых можно судить о продуктивности этих способностей (качественно-количественные показатели), методика позволяет исследовать внутренние механизмы способностей зрительного восприятия операционные механизмы, регулирующие и степень осознанности процесса восприятия. Анализ этих механизмов позволяет судить об индивидуальном своеобразии способностей зрительного восприятия (то есть, индивидуальном способе взаимодействия со средой при ее восприятии). На

уровне продуктивности результат у разных субъектов может быть одинаков, но достигнут разными путями.

В результате обследования испытуемого с помощью методики получают: 1) показатели продуктивности способностей зрительного восприятия; 2) данные о качественном составе внутренних механизмов способностей зрительного восприятия.

Методика состоит из четырех серий. Первая серия направлена на диагностику свойства 1 способностей зрительного восприятия. По завершении серии экспериментатор задает несколько вопросов на изучение операционных механизмов. Вторая серия направлена на диагностику свойств 2 и 3 способностей зрительного восприятия. Третья серия направлена на диагностику свойства 4 способностей зрительного восприятия. Кроме того, при неадекватном или неточном и неполном восприятии смысла в третьей серии проводится дополнительная серия «три - А», которая направлена на коррекцию восприятия смысла испытуемым при помощи «подсказок» экспериментатора. Использование или не использование «подсказок» и их количество является одним из показателей продуктивности способностей зрительного восприятия. Четвертая серия направлена на исследование внутренних механизмов способностей -операционных и регулирующих механизмов, а так же степени осознанности процесса восприятия испытуемым.

Методика проводится индивидуальным способом. Присутствие экспериментатора необходимо в течение всего времени, фактически взаимодействие экспериментатора и испытуемого проводится в форме беседы - диалога.

Время проведения методики от 10 до 20 минут.

Материалы и оборудование для проведения методики: цветная репродукция картины В.Е. Маковского «Без хозяина» размером 15x22,

бланки протокола, опросник (на изучение внутренних механизмов способностей зрительного восприятия), список «подсказок».

Показатели продуктивности способностей зрительного восприятия.

СВОЙСТВО 1:

1. Смысл 1 - уровень восприятия смысла картины при ее недифференцированном восприятии;

2. ВРЕМЯ - время необходимое испытуемому для формирования Смысла 1; СВОЙСТВО 2:

3. В ДЕТ - общее количество воспринятых деталей объекта, в т.ч. незаметных;

4. ПР-НО ДЕТ - количество правильно воспринятых деталей;

5. НЕПР ДЕТ - количество неправильно воспринятых деталей; СВОЙСТВО 3:

6. В НЕЗАМ общее количество воспринятых незаметных (замаскированных) деталей объекта;

7. ПР-НО НЕЗАМ - количество правильно воспринятых незаметных деталей объекта;

8. НЕПР НЕЗАМ - количество неправильно воспринятых незаметных деталей объекта;

СВОЙСТВО 4:

9. Смысл 2 - уровень восприятия смысла картины по завершении самостоятельного рассматривания картины, при дифференцированном восприятии;

10. ПОДСКАЗКИ - количество подсказок (наводящих вопросов), данных экспериментатором, чтобы помочь испытуемому сформировать более целостный, полный и точный смысл картины;

11. Смысл 3 - уровень восприятия смысла картины после подсказок.

Опросник для исследования операционных механизмов способностей зрительного восприятия.

Вопросы к первой серии.

1. Ты знаешь, что все картины имеют какое-то название. Назвал (а) ли ты каким-нибудь словом или дал название той картине, которую сейчас рассматривал (а)9

2. О чем ты подумал (а), когда увидел (а) картину?

3. Не возник ли в голове какой-то другой образ, картинка чем-то связанные с этой? (это не обязательно должно быть связано с картинами, а может напомнить что-то из твоей собственной жизни).

4. Какие предметы, детали бросились в глаза, прежде всего? Почему?

5. Выделил ли ты какие-то предметы как основные, важные, другие как второстепенные9

6. Назвал (а) ли ты про себя (в уме) словами предметы, которые воспринимал (а) при рассматривании картины?

7. Ты успел увидеть всю картину целиком или рассмотрел только какую-то ее часть? Почему именно эту часть?

Вопросы к четвертой серии.

8. Пытался (ась) ли ты как-нибудь изменить увиденное на картине, чтобы лучше воспринять ее смысл (например, мысленно дорисовать, увидеть в другом цвете, что-либо стереть, передвинуть на другое место)?

9. То, что изображено на картине, тебе нравится, не нравится, безразлично? (при этом приписывается значение оценки соответственно 2. 1. 0).

10. Был ли у тебя какой-то план (порядок) осмотра картины или ты назвал (а) те предметы, которые, как бы сами попадались на глаза?

11. Было ли тщательное рассматривание каких-либо участков картины, всей картины целиком? Если было, то как ты это делал (а)? (Что значит для тебя «рассматривать тщательно»?).

12. Когда ты рассматривал (а) картину, было ли такое, что сначала ты рассмотрел (а) предметы на переднем плане, потом на заднем плане или сначала все крупные, потом мелкие; или яркие, заметные, потом незаметные; или понятные, потом непонятные или как-то еще?

13. Пытался (лась) ли ты найти сходство картины или ее частей с чем-то, виденным ранее?

14. Попробуй сравнить «на глаз» ширину двух половинок ширмы средней, правой и ближней к тебе, - они одинаковые или разные? Если разные, то какая больше?

15. Сейчас я задам тебе трудный вопрос, но ты все же попробуй на него ответить: когда ты рассматривал (а) картину в первый раз и потом, когда перечислял предметы, у тебя был одинаковый порядок в осмотре (в переходах от одной части картины к другой) или разный? Если разный, то назови оба варианта. (Вопрос задается при наличии положительного ответа на вопрос 10)

16. Ты каким-то образом контролировал (а) себя при восприятии? Если да, то как ты это делал (а)7

17. Не было ли такого, что ты возвращался (ась) взглядом в те части картины, где предметы ты уже назвал, чтобы проверить себя (не пропустил ли чего)?

18. Какая часть (предметы) картины показались тебе наиболее сложной для восприятия? Какой предмет был наиболее непонятным?

19. Какая часть (предмет) картины была воспринята легче всего?

20. Как тебе показалось, смысл картины достаточно сложен для восприятия и чтобы его понять, нужно внимательно рассмотреть все предметы или смысл легко уловить сразу? Если смысл понять сложно, то когда ты это понял?

21. Как ты думаешь, тебе что-нибудь мешало воспринимать картину?

Характеристика вопросов и ответов испытуемого.

Номер вопроса Индикатором какого способа является вопрос Характеристика вопросов и ответов

1 2.3 4 5 6 7 Наличие любого слова как какого-то вербального обозначения картины ПЕРЕКОДИРОВАНИЕ; наличие названия СХЕМАТИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ ГРУППИРОВКА СТРУКТУРИРОВАНИЕ или ВЫДЕЛЕНИЕ ОПОРНОГО ПУНКТА (в зависимости от ответа) ПЕРЕКОДИРОВАНИЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ, ВЫДЕЛЕНИЕ ОПОРНОГО ПУНКТА или СХЕМАТИЗАЦИЯ (в зависимости от ответа) Утвердительные ответы на эти вопросы свидетельствуют об использовании испытуемым данного способа обработки воспринимаемого материала. Для некоторых способов обработки нет специальных вопросов. Их наличие может быть обнаружено при анализе ответов на другие вопросы. Также дополнительную информацию о наличии некоторых способов обработки можно получить из других вопросов.

8 ДОСТРАИВАНИЕ

10, 11, 15 СКАНИРОВАНИЕ

12 ГРУППИРОВКА, СЕРИАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА или СТРУКТУРИРОВАНИЕ (в зависимости от ответа)

13 АССОЦИАЦИЯ или АНАЛОГИЯ (в зависимости от ответа)

14 Ответ: «Средняя больше» расценивается как индикатор наличия механизма СОИЗМЕРЕНИЕ

10, 16, 17 РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ

15, 18, 19, 20, 21 СТЕПЕНЬ ОСОЗНАННОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ

9 ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ к тест-объекту

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Образец материала к упражнениям 1 серии

А'аооо^диа1

О' V ОО йо

О ООО 0+ Птйг А

тбг' о^диоо + о

ь. ЮОоиу^о

О иОд^ооо ^

о йа^ а+доо

\7 ООО иО^г

О VUЧhOO ООО

V Ооуи^о^о

□ О □ о □ □ о о о о о о оииоо с::.] □ О □ о О □ о о о о О о а о □ ■

□ о О а о о □ о □ □ о •

□ о аиааооопО: о г:зсоаОооио

о Оо/7£7оиоаП о

о иоап оаоооо

о оаооо ооаио

о о о.Р о. о. о □ □ о о

о п о о

® 0 О о о

® о сэ О ®

о D П а

о ® П а D

О О О D

D о ® ü О

а О о О

П о о п

О XJ о П О

□ а а □ Материал

□ в □ о си 2 серии.

о о о с> о

о а о а

о а □ о о

о ЕО> сэ о о

а ЕО> а си □

а О о □ о

а сз а а О

а о в О

□□□DDoaoaQ ÜüaDODDDüo □OOüOOöDOO OÖÜOODOOÜD

DDOODÜOOOD

zj Cl 0 <! D>

□ û D D Ü

□ □ OD 0

А А О о Л О

□ ü О D û о Û D О <1 О □

О 0 <1 О О D

□ О о Û < □

DÛÛOOOOO D О О D û О û Û

D3 GCO ÍDÛ

d d û ö û 0 0

û d d о о □ □ g о d п □ □ û oûooîSD û d □ d d □ о

OOOOODDQDD^DÛDÛ DOO^ddDÔÔÛÎIOÔOO

D D ö ODO Û DCIOOOOD □ OûdûO^ûûoDODôDD

tJOOOÔODaooûOûno

п 0 > о

О 0 о ч

CT □ О Ô 0

О □ <□

О CD # s *

UmzzS о >

О а € x

В Р о яге éb

о Ф а О Ъ

0 о о С5

си о <о> П

о п «о сз

о □ 0 □

<§> о D

ÍT> □ СП

О о си

сз □ s а

ф о Û с^з

к 3 серии

А о О CI

О о сз □ 0

О о V О □

О о D о D

& а о □ Ö

к □ D Ь

О о о О D

О о □ V а

о о о о P

□ # □ D □

о EJ D о О

Материал к 4 серии

DddB® OÔQxOBz]

□ QÛOOddûCMGÛ

□ÛooDoQoo>no

а а О О □ □ П П 0 d û □

а □ û 0 d d о 0 □ о □

do О D □ □ D Ö û d о D

О □ □ 0 а □ □ 0 □ D 0 □

о а □ 0 □ □ о 0 □ Û d 0

о □ do D □ о 0 d ù d 0

а о □ О О d 0 <] D 0 0 ö

о 0 о 0 d D о û 0 □ > D

□ о û А О Г-i 0 D Q □ □ 0

0 0 Û D Û 0 о а D D D û

о ZI 0 D D D 0 0 0 □ zl D

< □ 0 0 û > 3 □ Z! 0 Û

Образец материала к серии упражнений, направленных на развитие умения выделять детали - ориентиры и ориентиры фона на картине.

Знаки - ориентиры.

Знаки - ориентиры.

Ориентиры фона. ▲

Ориентиры фона.

Знаки - ориентиры.

Знаки - ориентиры.

00 ï—< (N

Материал для предварительного тестирования

«Демьянова уха» Волков А.М.

«Завтрак аристократа» Федотов П. А.

Основная репродукция картины для развивающего эксперимента

«Опять провалился» Корин А.М.

«Свежий кавалер» Федотов П. А.