автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие ценностных ориентаций младших школьников средствами народного эпоса и мифологии
- Автор научной работы
- Накохова, Рида Рашидовна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Ставрополь
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.07
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Накохова, Рида Рашидовна, 1999 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 .ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ.
1.1. Категориальная представленность проблемы ценностных ориентаций личности в современных исследованиях.
1.2. О месте ценностных ориентаций в психологической структуре личности.
• 1.3. Специфика развития ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте.
ВЫВОДЫ.
ГЛАВА2 .ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ЭПОСА И МИФОЛОГИИ.
2.1. Личностноразвивающий потенциал мифов древней Греции и нартского эпоса народов Карачаево-Черкесии.
2.2. Реализация опытно-экспериментальной программы "Личность контексте древних культур" в учебном процессе общеобразовательной школы.
2.3. Динамика ценностных ориентаций младших школьников как результат освоения народного эпоса и мифологии.
ВЫВОДЫ.
Введение диссертации по психологии, на тему "Развитие ценностных ориентаций младших школьников средствами народного эпоса и мифологии"
Гуманизация и гуманитаризация образования в современной социокультурной ситуации является приоритетной областью научного исследования. Это обусловлено тем, что инновационные процессы, происходящие в обществе, гуманистические тенденции его развития требуют и соответствующих изменений в системе образования, которые сделали бы возможной реализацию идеи развития личности в развивающемся мире. В этой связи особую значимость приобретает изучение психологических механизмов становления личности в различные периоды детства.
В связи с тем, что развитие личности осуществляется через освоение культурно-исторического опыта, особый интерес представляет проблема развития ее ценностных ориентаций. Внедрение идей гуманитаризации и гуманизации образования предполагает освоение духовного, эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений на всех этапах системы непрерывного образования как одной из важнейших задач современной школы. Проблема гуманизации образования, в первую очередь, связана с восстановлением его культурообразующей и личностноразвивающей функции. Гуманистическая ориентация изменяет представления о целях образования, которые транслируют ценности общечеловеческой и национальной культур (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов).
Младший школьный возраст достаточно сензитивен к освоению того духовного опыта, который выработан человечеством. Данная способность обуславливается развитой эмоциональностью, доверчивостью, открытостью, непосредственностью, отзывчивостью, быстрым вхождением в предлагаемые роли и потребностью в новых впечатлениях, высокой познавательной активностью и интересом ко всему окружающему миру. Это служит предпосылкой для формирования ценностных ориентаций младшего школьника на основе прогрессивных народных традиций, культуры, мифов и народного эпоса, которые обладают неограниченным потенциалом для развития и саморазвития личности через освоение духовного опыта своего народа, его культурных ценностей и духовного опыта рядом живущих народов, в единстве с освоением элементов общечеловеческой и национальной культур. Благодаря этому возникает возможность обогащения ребенка, развития гуманной, духовно богатой личности.
Недостаточная изученность развития ценностных ориентаций личности младшего школьника актуализируют проблему связи в сознании ребенка элементов различных культур, осваиваемых в процессе социализации. Это обусловило выбор темы исследования. Объектом исследования выступает развитие личности младшего школьника.
Предметом исследования является развитие ценностных ориентаций младшего школьника при освоении мифов Древней Греции и эпоса народов Карачаево-Черкесии.
Цель исследования - выявить специфику развития ценностных ориентаций младшего школьника средствами народного эпоса и мифологии.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ исследований по проблеме формирования ценностных ориентаций личности.
2. Выявить специфику становления ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте.
3. Изучить механизмы формирования ценностных ориентаций у младших школьников.
4. Выявить личностноразвивающий потенциал мифов и народного эпоса.
5. Разработать и апробировать экспериментальную программу "Личность в контексте древних культур", способствующую духовному развитию младших школьников.
6. Выявить динамику ценностных ориентаций младших школьников при освоении программы "Личность в контексте древних культур".
Гипотеза исследования: возможности развития ценностных ориента-ций личности младшего школьника средствами народного эпоса и мифологии связаны с пробуждением у младших школьников интереса к мифам и народному эпосу, с использованием механизмов социальной перцепции и идентификации младших школьников при изучении мифов Древней Греции и эпосов Карачаево-Черкесии, со стимулированием творческой активности младших школьников в учебном процессе, направленном на освоение духовной культуры народов Древней Греции и Карачаево-Черкесии.
Методологическую основу исследования составили концептуальные подходы, раскрывающие специфику развития личности и систему задающих его детерминант: культурно-историческая теория JI.C. Выготского, раскрывающая механизмы присвоения культурно-исторического опыта и вхождения в историю и культуру; М.М. Бахтина, М.С. Кагана, В.Е. Кемерова, М.К. Ма-мардашвили, А.Н. Леонтьева, А.К. Уледова, В.Г. Федотова, С.Л. Франка, В.Д. Шадрикова, которые рассматривают ценностные ориентации личности как результат познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.
При разработке концептуального замысла диссертации были также использованы труды А.Г. Асмолова, А.В. Брушлинского, Б.С. Братуся, Ф.Е. Васи-люка, Э.Г. Дмитриева, В.В. Давыдова, В.Л. Зинченко, А.В. Петровского, В.А. Петровского, В.И. Слободчикова, В.Д. Шадрикова, Т.А. Флоренской и других.
В качестве конкретных методологических принципов исследования выступили аксиологический подход, согласно которому человек является высшей ценностью социального развития; культурологический подход, в соответствии с которым эпос рассматривается как органическая составляющая общечеловеческой культуры; личностно-деятельностный подход, при котором участники образовательного подхода выступают его субъектами идеи гуманизации образования (установление гуманных отношений между участниками образовательного процесса, овладение духовно-ценностным опытом предшествующих поколений).
Теоретическая основа исследования базируется на психологической концепции человека как личности, как субъекта деятельности и как индивидуальности, разрабатываемой в трудах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, K.JL Абульхановой-Славской, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.Б. Котовой, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, B.C. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Е.Н. Шиянова, а также на результатах исследований личности в этнопсихологии и этнопедагогике (А.Х. Акбашев, И.А. Арабов, Г. Бенедикт, Г.Н. Волков, М.Б. Гуртуева, А. Кардинер, В.Г. Крысько, М. Мид, Э.А. Саракуев, Н.С. Сансербаев, Л.К. Уледов и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:
- осуществлен анализ теоретических исследований, раскрывающих психологический аспект проблемы ценностных ориентаций и их структурных компонентов;
- исследован характер изменений, происходящих в психологической структуре направленности личности в процессе освоения народного эпоса и мифологии;
- теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность формирования ценностных ориентаций средствами народного эпоса Карачаево-Черкесии и мифологии при помощи инновационных образовательных программ;
- выявлены и экспериментально подтверждены психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций средствами народного эпоса и мифологии у младших школьников в образовательном процессе;
- дана характеристика личностно-развивающегося потенциала героев нартского эпоса и мифологии, обуславливающей возможность личностного роста младших школьников;
- выявлена динамика ценностных ориентаций у младших школьников как результат освоения мифов Древней Греции и эпоса народов Карачаево-Черкесии.
Практическая значимость работы заключается в том, что автором разработана, проведена и внедрена в образовательный процесс программа опытно-экспериментальной работы, направленная на развитие ценностных ориентаций личности школьников средствами народного эпоса и мифологии и реализующая регионально-национальный компонент содержания образования. Разработан спецкурс для младших школьников "Личность в контексте древних культур", предполагающий освоение элементов народной культуры и способствующий развитию их ценностных ориентаций.
Методические рекомендации, учебные программы, разработанные и изданные по материалам исследований могут использоваться и используются в массовой практике, в системе подготовки учителей и повышения их квалификации, а также в работе общеобразовательных школ и других образовательно-воспитательный учреждений.
Положения выносимые на защиту:
1. Эпос народов Карачаево-Черкесии и мифы Древней Греции выполняют важнейшие функции в системе "личность-общество". Они обеспечивают процесс наследования, передачи духовных ценностей, социального опыта от одного поколения к другому. Фиксируя новое идеальное состояние человека и общества, они "охраняют" культуру в целом, как и идеалы, способствуют транслированию духовности, субъективности личности, выступают специфическим средством познания мира и человека, содержат в себе ценно-стно-ориентационные доминанты, составляющие основу и специфику национально-культурной ментальности.
2. Возможности нартского эпоса и мифологии в развитии ценностных ориентаций младших школьников определяются ее ценностноориентирован-ным и самореализационным потенциалами, которые обеспечивают гармоничное становление человеческой личности. Социализирующие и личност-норазвивающие потенциалы и функции эпоса народов Карачаево-Черкесии и мифов Древней Греции максимально полно обнаруживают себя в процессе активного усвоения младшими школьниками ценностей, норм, идеалов, образов, составляющих духовную суть этой сферы человеческого бытия.
3. Психологическими условиями развития ценностных ориентаций средствами народного эпоса и мифологии младших школьников являются: использование механизмов идентификации, обособления, рефлексивным принятием и освоением социальных ролей, механизмами интериоризации и экстериоризации и механизмом сдвига мотива на цель; реализация личностного подхода к обучаемому, его ориентации на общечеловеческие и национальные ценности; разработка и реализация инновационных программ, направленных на формирование ценностных ориентаций у учащихся.
4, Реализация ценностно-ориентационных, идентификационных, лич-ностноразвивающих потенциалов нартского эпоса народов Карачаево-Черкесии и мифов Древней Греции может осуществляться при усвоении программы "Личность в контексте древних культур", которая с одной стороны, выступает каналом трансляции и развития духовного опыта, с другой - функционально соответствует потребностям индивидуального и социального развития личности, определяя институционные возможности и условия социализации и саморегуляции младшего школьника.
Этапы и организация исследования.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
На 1 этапе (1994-1995 гг.) изучалась историографическая, философская, социологическая, психолого-педагогическая литература по проблеме ценностных ориентаций и ее становления в онтогенезе.
На 2 этапе (1995-1996 гг.) определялись методологические подходы, формировался концептуальный замысел, проводились пилотажные исследования в школах города Черкесска.
На 3 этапе (1996-1997 гг.) разрабатывалась, апробировалась экспериментальная программа "Личность - в контексте древних культур".
На 4 этапе (1997-1999 гг.) производился анализ данных, полученных в ходе экспериментальной работы, оценивалась ее эффективность, обобщались полученные данные, разрабатывались методические рекомендации.
Достоверность научных результатов, выводов и рекомендаций обеспечиваются аргументацией теоретических подходов и методологических позиций, основанных на идеях ведущих психологов, социологов, философов; применение комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; объемам и выборки объектов эксперимента и временем его применения; внедрением в образовательный процесс разработанных рекомендаций и их позитивным влияниям на формирование ценностных ориентаций, а также согласованностью всей совокупности теоретических положений и выводов как между собой, так и с данными экспериментальных исследований.
Экспериментальной базой исследования явились средняя школа № 17 г. Черкесска и ряд сельских школ Карачаево-Черкесской республики.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились в школах города Черкесска и в ряде сельских школ Карачаево-Черкесской республики. Научно-методическая экспертиза образовательной программы "Личность в контексте древних культур" осуществлялась в лаборатории практической психологии Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования.
Основные идеи исследования и его результаты были обсуждены и положительно одобрены на Российской конференции с участием Санкт-Петербургского и Северо-Кавказского отделения академии акмеологических наук (г. Черкесск, 1995 г.); Межвузовской научной конференции (г. Карача-евск, 1996 г.); Международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 1997 г.); Всероссийской научно-практической конференции (г. Пятигорск, 1997 г.); V годичном собрании Южного отделения РАО и XVII-x региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (г. Пятигорск,
1998 г.); Межвузовской конференции (г. Карачаевск, 1998 г.); Международном Конгрессе (г. Пятигорск, 1998 г.); на учительских совещаниях, педсоветах, семинарах в Карачаево-Черкесском республиканском институте повышения квалификации работников образования (г. Черкесск, 1995-1999 гг.); на заседании кафедры педагогики и психологии высшей школы СевероКавказского государственного технического университета (г. Ставрополь, 1995-1999 гг.); Всероссийской научно-практической конференции психологов (г. Пятигорск, 1999 г.); Всероссийской научно-практической конференции психологов (г. Черкесск, 1999 г.). Департамент образования Карачаево-Черкесской республики признал экспериментальную программу "Личность -в контексте древних культур" как новаторскую, творческую и рекомендовал к изданию для внедрения в массовую педагогическую практику.
Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В работе имеются 3 схемы и 12 таблиц. Список литературы включает 237 наименований.
Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"
Выводы:
1. В соответствии с предметом исследования, которым является изучение особенностей ценностных ориентаций и ее развитие в младшем школьном возрасте разработана процедура экспериментального исследования, которая определяет специфику развития основных компонентов ценностных ориентаций младшего школьника в процессе освоения народного эпоса и мифов Древней Греции. Специальное исследование было посвящено изучению развивающего эффекта при помощи разработанной нами экспериментальной программы "Личность в контексте древних культур".
В связи с недостаточной разработанностью методического исследования ценностных ориентаций младшего школьника, разработка программы экспериментального исследования, а так же подбор методических приемов -особая область данного научного исследования.
2. В результате освоения программы "Личность в контексте древних культур" у учащихся младшего школьного возраста наблюдалось развитие таких компонентов ценностных ориентаций как когнитивного и эмотивного, проявляющихся в устойчивом интересе детей к героям и образам мифов Древней Греции и эпосов Карачаево-Черкесии, такого компонента, как креативность, проявляющегося в идентификации младшего школьника с героями.
Конативный компонент способствует развитию нового уровня самоотношения младшего школьника, обусловленного его ориентацией на героев мифологии Древней Греции и эпосов народов Карачаево-Черкесии. Данное явление способствует формированию нового уровня сознания как осознания мироотношения, расширение своего социального статуса.
3. Через освоение психологических характеристик героев и образов, психологическую интерпретацию их поступков у младшего школьника формируется потребность в творческой самореализации, в осуществлении своих поступков по "закону красоты".
4. Таким образом, в исследовании показаны возможность развития ценностных ориентаций младшего школьника средствами народного эпоса Карачаево-Черкесии и мифологии Древней Греции при условии создания социальных обучающих программ, включающих в себя культурологический материал, а так же сформирование задачи психологического влияния героев эпоса и мифологии на духовную сферу младшего школьника.
•Л®
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования ценностных ориентаций младших школьников является на современном этапе развития начальной школы одной из интересных и значимых проблем. Общая сензитивность к воздействию, окружающих условий жизни, свойственная младшему школьному возрасту, содействует развитию этнических и общечеловеческих норм поведения, рефлексии, психических функций и ценностных ориентаций. Как показал анализ психологических исследований, в настоящее время вне поля зрения ученых остается проблема развития личности младшего школьника и его ценностных ориентаций.
Целью данного диссертационного исследования было выявить специфику развития ценностных ориентаций младших школьников в процессе образования. Анализ психологической литературы позволил заключить, что проблема ценностных ориентаций является стержневой в контексте исследования личности и механизмов становления личности.
В процессе исследования были получены следующие научные выводы:
Обобщив представления о ценностях и ценностных ориентациях, развиваемых в отечественной и зарубежной науках философами, социологами, психологами, нами было сформулировано понятие " ценностная ориентация " как психологическая категория. Под ценностными ориентациями подразумевается отношение субъекта к условиям своего бытия как результат сознательного оценочного выбора жизненно значимых предметов и объектов. Ценностные ориентации являются структурными диспозиционными образованиями, в результате чего они достаточно самостоятельны и относительно устойчивы. В структурной иерархии диспозиций личности ценностные ориентации занимают высший уровень. Они обнаруживаются в идеалах, целях, интересах и других проявлениях личности.
На основе содержательного анализа категорий ценностных ориентаций выделена структура данного психологического феномена по данной проблеме, а структурные элементы системы ценностной ориентации обобщены, углублены, структурированы, наполнены содержанием и доведены до технологического уровня. Они представлены следующими компонентами: Направленность личности как определенная организация ее мотивов.
- Когнитивный (расширение круга представлений детей, углубление их художественного восприятия через образы эпосов и мифов)
- Эмотивный (развитие интереса посредством идентификации с национальными героями эпоса).
- Конативный (формирование моделей поведения, основанных на принципах реализации национальных и общечеловеческих ценностей и способность к ценностному самоопределению).
- Креативный (формирование потребности в творческой самореализации).
Данная структура представляет ценностные ориентации личности, как целостное образование, характеризующее как отношение человека к миру культуры, так и процесс освоения данной сферы личностью.
Выделенные структурные компоненты ценностных ориентаций легли в основу теоретического анализа.
Важным содержанием ценностных ориентаций личности является система доминирующих мотивов личности, выражающим внутреннюю основу ее отношения к действий.
Процесс мышления представляет собой искание и открытие нового, и поэтому система обучения должна учитывать эту его сущностную характеристику.
Человек - это субъект культуры в своей деятельности, поступках, мыслях, переживаниях он опирается на общечеловеческие, национальные, духовные и нравственные ценности, культуру, как онтологические корни, которые питают и взращивают личность, обеспечивают человека образцами и средствами решения личностных задач. Следовательно, ценностные ориентации являются не только продуктом воздействия культурной среды, но и сама личность является носителем определенных оценочных отношений, которые определяются в виде определенных духовных потребностей и жизненных смыслов. (31,44).
В структуре ценностных ориентаций личности особый интерес представляет вопрос о связи духовных потребностей и идеалов. Субъективно переживаемая как "чувство непрерывной самотождественности", психосоциальная идентичность, по мнению Э.Эриксона, базируется на принятии личностью целостного образа себя в единстве "его многообразными социальными связями. (238).
Развитие системы ценностных ориентаций в процессе освоения культуры предполагает не только "присвоение" культурного опыта, но и формирование потребности действовать по законам красоты, создавать предметы культуры.
Эмотивный элемент ценностных ориентаций личности формирует отношение индивида к миру духовных ценностей в форме непосредственного переживания. Одновременно эмоции могут выполнять побуждающую Функцию, на что неоднократно указывал С.Л.Рубинштейн. (168).
Теоретический анализ проблемы развития ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте позволил определить те личностные особенности младшего школьника, которые способствуют освоению мира культуры, как важного фактора социализации: новая внутренняя позиция, открытость ребенка миру, ненасыщаемая потребность в познании, способность к эмоциональной идентификации со значимыми другими, способность к освоению образца, огромные резервы творческого развития.
Основными личностными новообразиями в младшем школьном возрасте является новый уровень самосознания, начало развития рефлексии, развитии нравственной сферы, социальные мотивы поведения, связанные с потребностью приносить другим людям пользу.
В исследовании определен тот личностно развивающий потенциал, которым обладают герои нартского эпоса и герои мифов Древней Греции. Выделенные психологические характеристики героев, а также описание их поступков явились средством персонализации в младшем школьном возрасте.
Сравнительный анализ психологических характеристик героев эпоса народов Карачаево-Черкесии с мифологическими героями Древней Греции позволил выявить этнопсихологическое своеобразие, которым обладают герои эпоса народов Карачаево-Черкесии. А также был составлен обобщенный психологический портрет героев эпоса и мифических героев и были определены основные личностные параметры и возможности их персонализации (запечатленности) в личности младшего школьника.
Реализуя цель развития ценностных ориентаций младшего школьника через освоение ими культуры Древней Греции и эпосов народов Карачаево-Черкесии, составлена опытно-экспериментальная программа "Личность в контексте древних культур", включающая в себя культурологический материал из мифов древней Греции и эпосов народов Карачаево-Черкесии. Отбор содержания культурологического материала, а так же методы его освоения ориентированы на возрастные особенности младших школьников, а также на резервы их психологического развития. Содержание программы и способы ее освоения школьниками ориентированы на развитие основных компонентов ценностных ориентаций: когнитивной, эмотивной, конативной и ценностного самоопределения.
Программа "Личность в контексте древних культур" направлена на развитие младшего школьника как субъекта активной творческой деятельности, развитие креативности, как свойства личности.
Анализ результатов апробации курса показал его эффективность, позволив зафиксировать позитивные изменения в формировании ценностных ориентаций младших школьников средствами народного эпоса и мифологии.
Обобщение итогов проведенного исследования и анализ полученных результатов подтверждает гипотезу и предполагает, что развитие ценностных ориентаций средствами народного эпоса и мифологии у младших школьников связаны со следующими условиями:
- построением личностно-ориентированной дидактики, основанной на усвоении гуманистических ценностей, составляющих основу гуманитарной культуры (в т.ч. народного эпоса, былин, мифов) и пробуждающей к ним интереса у младших школьников;
- использованием личностноразвивающего, ценностно-ориентацион-ного и самореализационного потенциала народного эпоса и мифологии, что обеспечивает гармоничное становление личности ребенка;
- разработкой и реализацией инновационных программ, направленных на формирование ценностных ориентаций у учащихся средствами эпоса;
- пробуждением у младших школьников интереса к мифам и народному эпосу, использованием механизмов социальной перцепции и идентификации при изучении мифов Древней Греции и эпосов народов Карачаево-Черкесии;
- стимулированием творческой активности младших школьников на освоение духовной культуры народов Древней Греции и Карачаево-Черкесии;
- использованием механизмов идентификации, обособления, рефлексивного принятия и освоения социальных ролей, интериоризации и эксте-риоризации.
В то же время результаты исследования показали, что проблема формирования ценностных ориентаций младшего школьного возраста не ограничивается, так как ее решение предполагает исследование и в других звеньях общеобразовательной школы. Серьезной разработки требует задача формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте - в период «второго рождения личности». Научная разработка этих и ряда других вопросов будет способствовать решению данной проблемы, а следовательно, и дальнейшему повышению эффективности формирования ценностных ориентаций у учащихся средствами народного эпоса и мифологии.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Накохова, Рида Рашидовна, Ставрополь
1. Абазины: Историко-этногафический очерк. Черкесск, 1989. - 240с.
2. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъектом деятельности "Психология личности в социалистическом об ществе: Активность и развитие личности" Отв. ред. Б.Ф.Ломов, К.А. Абульханова. М.; 1989. - 110 -134с.
3. Аверинцев С.С. "Византия и Русь: два типа духовности" Новый мир. -1988.-№7.-210-220с.
4. Аверкия (Архимандрит) "Душевность и духовность". М.;1949. - 142с.5. "Адыгейский эпос. Нарты." Собрание сочинений в 7 томах. Майкоп. 1971. т. 7.- 203с.
5. Азаров Ю.П."Семейная педагогика. Педагокика любви и свободы". М. "Аргументы и Факты" 1993. 608с.
6. Акбашев А.Х."Отражение народной педагогики в литературе" (Краткий психолого-педагогический анализ).- Черкесск. 1994. 14с.
7. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М.; 1981. - 64с.
8. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.; Знание, 1978.- 64с.
9. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М. Мысль, 1976,- 158с.
10. Асмолов А. Г. Личность, как предмет психологического исследования,- М.;1984.
11. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.;1977. 224с.
12. Ахмеджанов Э.Р.Психологические тесты. М.; 1996. 81с.
13. Баранов В.Е. Личностный фактор человеческих потребностей. /Факторы развития человеческой субъективности/ отв. ред. С.С. Батенин -Л., 1989,- 20-34с.
14. Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре. /Культура, человек и картина мира. Отв. ред. А.И.Арнольдов, В.А.Кругликов.-М.; 1987.-90-135с.
15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. /Сост. С.Г. Бочаров. -М.; 1986.-444с.
16. Бачихин В.А. Духовная культура личности /Философские очерки. -М.; 1986. 108с.
17. Бердяев Н.А. О назначении человека. -М.; 1993. 383с.
18. Берне Р. Развитие Я- концепции и воспитание -М.; 1986.-280с.
19. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М.; 1981. - 64с.
20. Бессонов Б.Н. Духовность как коренная черта социализма. /Социально-политические науки. 1990.- №4.- 44-52с.
21. Боннар А. Греческая цивилизация. М.; 1992. - 266с.
22. Бодалев А.А. Психология о личности. М.; 1988. - 320с.
23. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка /Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.; Педагогика, 1972. - 44с.
24. Божович Л.И. Проблемы формирования личности,-М.; В., 1995.-348с.
25. Брянцева В.В. Мифы Древней Греии и музыка. М., 1988.
26. Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. М.; 1986. -64с.
27. Бучило Н.Ф. Художественное восприятие. М.; 1989. - 64с.
28. Брушлевский А.В. Психология мышление и кибернетика. -М.;1989. -188с.
29. Буякас Т.М., Зевин О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей- культурных символов- в индивидуальном сознании. /
30. Вопросы психологии. №5. 1997.
31. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. К., 1991. - 195с.
32. Вайнцвайг Н. Десять заповедей творческой личности. М.;1990. -192с.
33. Ван Гог В. Письма. / Пер. Мелковой П.В. Л., М.; 1966. - 602с.
34. Варнке Г. Социальные потребности: их формирование и удовлетворение. / Проблемы мира и социализма. 1973. №3. 20с.
35. Васадзе А. Проблема художественного чувства: Вопросы психологии художественного творчества. Т., 1978. - 174с.
36. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М.; 1987. - 238-260с.
37. Вучков Ю. Искусство жить: Проблемы социально- психологических и нравственных ориентаций личности М. 1989. -286с.
38. Вуедт В. Миф и религия. СПб., 1913. - 44с.
39. Волков Г.Н. Этнопедагогика.- Чебоксары. Чуваш, кн. изд-во. 1974. -376с.
40. Волков Г.Н. Педагогу великому имя народ: (об основах народной педагогики). /Нар. образование. 1989.№ 12. 62-67с.
41. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988. - 239с.
42. Вигасин А.А. История древнего мира.- М., 1989. 157с.
43. Виндельбанд В. Прелюдии СПб, 1904. - с.26
44. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., изд-во МГУ, 1976.
45. Выготский Л.С. Развитие психических функций. М., 1969.- 479с.
46. Выготский Л.С. Избранные психологические труды в 2 т.-М., 1986.-т.2.
47. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
48. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно- эстетическое воспитание школьников. Минск, 1988. - 126с.
49. Гадагатль A.M. Героический эпос "Нарты и его генезис" Краснодар, 1967.
50. Гамзатов Р. "Горы" сборник стихов. М., 1982. - 180с.
51. Гегель Г.В. Соч.: в 10 т., Т.З. М., 1956. - 371с.
52. Ю.Б. Гиппенрейтер "Введение в общую психологию". М.: ЧеРО -1996.-292-320 с.
53. Григорьян Б.Т. Понятие о человеке в современной философии / О человеческом человеке. М., 1991.-358-383с.
54. Грибанов В.П. К психологической природе интереса, /проблема формирования духовных потребностей личности. Новосибирск. 1970. -216с.
55. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика Карачаево-Балкарского народа. -Нальчик. 1977.
56. Гуревич П.С. Философская концепция Эриха Фромма: Послесловие к книге Э.Фромма "Бегство от свободы".-М., 1990. 334с.
57. Давыдов В.В. Умственное развитие младших школьников в процессе обучения. / Психолого педагогическое изучение личности школьника. -М., 1977,- 10-27с.
58. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика. 1986.-240с.
59. Давыдов В.В., Эльконин Д.В., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста.
60. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. - 180с.
61. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов н/Д, 1983. -56с.
62. Даниэль С.М. Искусство видеть искусство. Л., 1990. - 221с.
63. Дмитриева Э.Г. Основы духовности и нравственности. / Начальнаяшкола. 1994. №4. 47-50с.
64. Доля В.Е. Иллюзия духовности. Львов, 1985.- 224с.
65. Дригус М.Т. Характеристика эмоционального и мотивационного компонентов отношения младших школьников к учению./ Эмоциональная регуляция учебной деятельности. -М., 1988.-94-96с,
66. Демин М.В. Проблема ценности и ценностного отношения // Вестник МГУ. Сер.фил.-1974.-№2.-44-48с.
67. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // ^^ Проблемы ценностей в философии М-л, 1966,- 26с.
68. Жирмунский В.М. Народный героический эпос.- Л., 1962,- 195с.
69. Душевная жизнь детей: Очерки по педагогической психологии /под ред. Лазурского А.Ф. и Нечаева А. М., 1910.- 283с.
70. Загоренко Н.И. Нравственные идеалы старшекласников и их формирование средств.- Худож.литер.-М., 1978.
71. Запесоцкий А.С. Проблемы социализации личности и потенциал отечественной гуманитарной культуры // Человек и общество: тенденция социальных изменений. Мат. междун. н-пр. конф. Санкт-Петербург.-1997.- 135с.
72. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1956. 61с.
73. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. 1998.-№3.-104-114с.
74. Ивин А.А. Ценности и понимание // Вопросы философии. М., 1987.- №8.-43с.
75. Изард К. Эмоции человека. М: Изд-во МГУ, 1980.
76. Кабардинские легенды. Пятигорск. 1911.
77. Каган М.С. О духовном: опыт категориального анализа // Системный подход и гуманитарное знание.- Л., 1991 .-208-239с.
78. Каган М.С. О философском понимании ценности // Вестник Ленинградского универс. Серия 6, 1987, выпуск 3.-50с.
79. Каган М.С. Человеческая деятельность. -М., 1974. -328с.
80. Каган М.С. Иванов В.Г. Прблема потребностей в эстетеике и этике. Ленинград., 1976.-172с.
81. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев A.M. Ногайцы. Черкесск, 1988.-232с.
82. Калмыков И.Х. Черкесы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978.-343с.
83. Кандинский В.В. О духовном в исскустве. Л., 1990. - 66с.
84. Каптерев П.Ф. Из итории души: Очерки по истории ума. Спб., 1890. - 255с.
85. Караева А.И. О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа. М., Наука 1966. 319с.
86. Карев Н. Беседы о выработке миросозерцания. Спб., 1899.- 162с.
87. Квятковский Е.В. Пробуждать интерес к лучшим образам искусства. // Советская педагогика. 1989. - №2. - 61-64с.
88. Климов Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифология. М.: Политиздат, 1988. 286с.
89. Кикнадзе Д.А. Потребность поведения воспитания.- М., 1968. -146с.
90. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2т. Т.2. М., 1982.-576с.
91. Коменский Я.А. Мудрость старых чехов. 1964.
92. Коростелева А.А. Формирование духовных ценностей старшеклассников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1990. - 16с.
93. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону. 1997.-480с.
94. Котова И.Б. Психология личности в России. Ростов-на-Дону. 1994.-269с.
95. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педа гогики. Ростов-на-Дону, 1994-29 с.
96. Краткий психологический словарь / Под общ. ред.
97. A.В.Петровского и М.Г. Ярошевского. М., 1990.- 494с.
98. Краткая филосовская энциклопедия / Редкол.: Е.Ф. Губский, Г.В. Ко раблева, В.А. Лутченко. М, 1994.- 576с.
99. Крупннов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.
100. Культура и быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1968.- 945с.
101. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека. / Вопросы психологии. 1990.- №3 144с.
102. Культура и развитие человека : Очерк философско -методологических проблем / Под ред. В.П.Иванова, В.П.Казловского, Е.К.Быстрицкого. Киев 1989.- 320с.
103. Ладыженский A.M. Адаты горцев Северного Кавказа. Дисс. на соиск. доктор юр. наук М., 1946.
104. Лазурский А.Ф. Классификация ценностей / Под ред. М.Я.Басова,
105. B.Н.Мясникова.- Госиздат, 1924.-290с.
106. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. И.П.Ф. -Воронеж, 1993.
107. Леонтьев А.Н. Человек и культура. М., 1961. - 115с.
108. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики . М., 1965.
109. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.- 277с.
110. Леонтьев Д.А. Личность : Человек в мире и мир в человеке. / Вопросы психологии. 1989. №3. 13с.
111. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М., 1983. - 192с.
112. Лихачев Б.Т. Теория гуманистического воспитания. М. : Педагогика 1974. 496с.
113. Лихачев Б.Т. Школа и церковь : новые отношения ? / Советская педагогика. 1991 - №6. - 33-36с.
114. Люблинская А.А. О воспитательных возможностях учебной деятельности младших школьников. // Вопросы психологии 1977.fi