автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Воображение в процессе овладения художественным конструированием
- Автор научной работы
- Федорова, Наталья Алексеевна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.07
Автореферат диссертации по теме "Воображение в процессе овладения художественным конструированием"
\
на правах рукописи
Р Г 5 ОД
ФЕДОРОВА Наталья Алексеевна
ВООБРАЖЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ КОНСТРУИРОВАНИЕМ
Специальность 19.00.07 - педагогическая психология
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Санкт-Петербург 2000
Работа выполнена на кафедре педагогической и возрастной психологии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена
Научный руководитель - доктор психологических наук,
профессор Е.И. Степанова
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук,
профессор Г.И. Вергелес
- кандидат психологических наук, Л.Н. Борисова
Ведущая организация - Институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки специалистов начального образования Минобразования России
Защита состоится «22л> (ръЦуСиЬХ 2009 г. В -Й часов на заседании диссертационного Совета Д.113.05.02 по присуждению ученой степени доктора психологических наук в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д.48, корп.11, кафедра педагогической и возрастной психологии.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке РГПУ им. А.И. Герцена.
Автореферат разослан "%0" 2000 г.
Ученый секретарь
диссертационного Совета, с
кандидат психологических наук, доцент ДкОЛЛ^ ^ А Баева
\-o34S-. чем -£"7
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования состоит в необходимости выявления роли воображения в процессе овладения студентами художественным конструированием.
Переход средней общеобразовательной школы на изучение интегративного предмета « Технология » предъявляет повышенные требования к подготовке студентов, обучающихся по специальности 030600- « Учитель технологии и предпринимательства ». Существенную роль в практической технологической подготовке будущих учителей принадлежит практикуму по обработке конструкционных материалов, дизайну, материаловедению. Наряду с обучением студентов трудовым приемам и операциям по обработке материалов, а также знакомству их с закономерностями и методами проектирования технологических процессов по изготовлению изделий, возникла необходимость создания условий непосредственного включения каждого студента в деятельность по самостоятельной разработке проектов.
Процесс обучения студентов художественному конструированию основывается на развитии воображения, как наиболее гибкой психической функции, которая дает идеальное представление результата деятельности до того, как он будет достигнут реально. Художественное конструирование представляет собой многоэтапный процесс, в котором не всегда имеется возможность получения готового результата на отдельных ступенях обучения. Развитое воображение дает возможность предвидеть и вид конечного изделия, и промежуточные его состояния. "Проигрывание" различных вариантов изделий до реализации их в материале уменьшает затраты времени на их изготовление. Переструктурирование образов, создание на их основе новых, требует поиска качественного информационного материала, несущего в себе определенную художественно-эстетическую ценность. В результате воздействия искусства, соприкосновения с прекрасным, происходит обогащение студента до уровня, когда он может накапливать ценности с позиции духовных запросов и социальных требований, которыми располагает его культурная среда. Осуществляется переход от способности наслаждаться красотой к формированию "профессионального'1 отношения к художественным произведениям Базой образных элементов для работы воображения служат культурные ценности» разных времен и народов, с которыми знакомятся студенты на предметах образовательной области Технология ».
Переструктурированные в совершенно новые, они начинают
воплощаться оригинальным образом а работе студента. Развитое воображение поддерживает желание работать творчески, самостоятельно, активно, критически подходить к себе, добиваться успехов.
Переход на профессиональный уровень показал, что учитель, обладающий развитым воображением, существенно отличается терпимостью, мягкостью, эмоциональностью. Вместе с тем он способен передать мастерство, доводит работы учащихся до высокого эстетического уровня. Может организовать ■ не только процесс обучения, но и предпринимательскую деятельность учащихся, учитывая спрос потребителей. Именно такой преподаватель необходим школе в данный момент.
Цель нашего исследования заключается в выявлении роли воображения в успешном овладении студентами художественным конструированием.
Объект исследования - учебная деятельность студентов факультета технологии и предпринимательства педагогического вуза.
Предмет исследования - развитие воображения студентов в процессе художественного конструирования. Гипотезы исследования
1. Успешность учебной деятельности студентов по художественному конструированию зависит от развития соображения.
2. Уровни воображения студентов зависят от особенностей преобразования образов.
3. Развитие воображения студентов требует специальных упражнений.
Задачи исследования:
1. Выявить объективные и субъективные факторы, влияющие на развитие воображения студентов:
а). Организация учебной деятельности студентов на занятиях по художественному конструированию.
б). Взаимосвязь воображения, мышления, памяти.
2. Обнаружить тенденции развития воображения студентов разных годов обучения.
3. Разработать рекомендации по организации учебных занятий с целью развития воображения.
Обоснованность и достоверность исследования подтверждается большим объемом экспериментального материала, достоверностью полученных результатов, использованием математических приемов обработки, опытом практической работы по организации учебного процесса студентов разных годов обучения с положительными результатами их успешности в учебе.
Методологическую основу исследования составили основные принципы отечественной психологии: системный подход к изучению человека как многопризнаковой сложной системы, деятельностный и личностный подход к рассмотрению психических явлений. Исходными положениями явились изучение человека в процессе деятельности и ее преобразующего воздействия. В подходе к изучению студенческого возраста мы исходим из возрастной периодизации зрелости, созданной ленинградской школой психологов. В понимании личности и субъекта деятельности (учебной и трудовой) в изучении студентов исходным явилось понимание этих категорий в теории Б. Г. Ананьева.
Методы исследования.
Мы исходим из классификации методов, предложенной 5.Г. Ананьевым. Общие или организационные: сравнительный, метод поперечных срезов. Методы добывания фактов: диагностический (методики исследования воображения, памяти, мышления, пространственного представления, наблюдательности, внимания, направленности на художественное конструирование ). Изучение продуктов деятельности (выполненных изделий, рефератов, зачетных: работ), результаты оценивания выполняемых работ (успешность, индивидуально-психологический эксперимент, наблюдение и естественный эксперимент, беседы, опросники и др.).
Использованы методы математико- статистической обработки данных.
Научная новизна исследования заключается в экспериментальном обосновании положительного влияния воображения на успешность учебной деятельности студентов, в специальной разработке методики проведения занятий и системы упражнений, обеспечивающих формирование и развитие воображения. Выявлены условия эффективной организации учебно-творческой деятельности студентов на занятиях. Предложен метод анализа деятельности студентов и успешности обучения, основанный на изучении развития воображения.
В отличие от имеющихся психологических работ по воображению, в которых его изучали либо в технических видах деятельности ( Б.Ф. Ломов, В.А. Моляко, Л.И. Шрагина, Н.Ф. Четверухин, Т.Л. Инюшкина и др.), либо в творчестве ( В.С. Кузин, О.М. Дьяченко, Э.В. Ильенков, Н.Л. Стариченко и др.), нами проведено исследование воображения в деятельности художественного конструирозания, которая является и техническим, и творческим вцдом деятельности одновременно.
Достоверность полученных результатов и выводов исследования подтверждается использованием адекватных методов,
/
репрезентативностью выборок, сочетанием качественного и количественного методов обработки данных.
Практическая значимость состоит в возможности использования достоверного эмпирического материала исследования при проведении занятий по развитию воображения, необходимого для достижения более зысоких результатов обучения студента, как будущего учителя. Разработаны методические рекомендации по проведению занятий с помощью специальных упражнений.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования представлены б докладах на семинаре аспирантов кафедры психология РГПУ им. А.И. Герцена, на заседаниях кафедры дизайна ФТиП РГПУ им. А.И. Герцена, в тезисах докладов на конференциях в Мозыле (27- 29 мая 1996г), Екатеринбурге (26 - 28 ноября 1996г), Туле (8-10 апреля 1997г), Брянске (13-16 мая 1997г), Ульяновске (23- 26 мая 1997г). Череповце (5-6 ноября 1997г.), Новгороде (28-31 января 1998г), Санкт-Петербурге (16 - 17 февраля 1999г.).
Внедрение
Результаты данного исследования используются автором в работе со студентами, а также преподавателями кафедры дизайна на занятиях с элементами художественного конструирования.
Структура и объем работы Настоящая диссертация, общий объем которой составляет 150 машинописных страниц, содержит введение, 3 главы, заключение список литературы из 136 наименований, 35 таблиц, 2 графика и 8 рисунков.
Исследование проводилось в Российском Государственном Педагогическом Университете им. А.И. Герцена на факультете технологии и предпринимательства.
Контингент испытуемых - студенты факультета технологии и предпринимательства 2, 3 курса ; девушки; возраст 18-20 лет; общее количество 168 человек; специальность - 030600 "Учитель технологии и предпринимательства" ; профиль - 'Технология обработки тканей и пищевых продуктов ". Начало проведения 1S94-1995 учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены его цель, объект и предмет, методологические подходы, организация и методы исследования, сформулированы гипотезы и задачи, отмечена научная новизна и практическая значимость.
Первая глава - « Воображение и художественное
конструирование как предмет исследования » содержит обзор и анализ исследований воображения а отечественной психологии. В познавательной деятельности человека принято психические процессы выстраивать по степени усложнения: от сенсорно-перцептивных до мышления и воображения, Степень изученности психических процессов неодинакова. Успешнее велись исследования сенсорно- перцептивных процессов, мнемических, мыслительных , менее - воображения. Однако это не означает, что воображение не привлекало внимания психологов. Чаще всего речь идет о роли воображения в том или ином виде деятельности. Мало изученными оставались природа и особенности воображения как самостоятельного познавательного психического процесса.
Многие авторы считают, что воображение представляет собой самостоятельный психический процесс, отличающийся специфическими особенностями, которые все еще остаются не исследованными ( П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Ю.А. Самарин и др.). Воображение сочетает в себе признаки как чувственного, так и логического познания, потому что тесным образом связано с. этими сферами отражения. Однако, следует заметить, что ни к одной из них воображение не сводится, хотя и содержит в себе их признаки. Такую точку зрения разделяют многие специалисты в области теории познания: Э.В. Ильенков, A.M. Коршунов, В.В. Мамонтов, и др.
Некоторые авторы возражают против рассмотрения воображения в качестве самостоятельного процесса, что явилось предметом дискуссии между A.B. Петровским и A.B. Брушлинским. Ссылаясь на высказывания A.B. Брушлинского о "ликвидации" понятия воображения, A.B. Петровский выразил несогласие.
Анализ литературных источников по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что сложились три точки зрения относительно понимания сущности воображения. Согласно наиболее распространенным взглядам, которые относятся к первой точке зрения, воображение соотносится с чувственным познанием и сводится к перекомбинированию перцептивных образов (С. Серебрянников, А. Дироф, Б.В. Лавров, А.Я. Зелинская, П А. Соколов, В. Ерузалем, Б.В. Беляев, Л.М. Шварц, Б.М. Теплов,
Т.Т. Егоров, A.B. Запорожец, П.А. Рудик, Г.А. Фортунатов,
A.8. Петровский, П.И. Иванов, Б.Н. Зальцман, О.И. Никифорова,
B.В, Богосэтавский и др.).
По мнению ряда других авторов воображение связано не только с образным, но и с абстрактным перекомбинированием ( В.А. Снегирев,
C.Л. Рубинштейн , Ю.А. Смирнов, Е.И. Игнатьев, А.И. Розов, М.В Матюхима., К.Т. Патрина, Е.И. Степанова, В.М. Банщиков, В.В. Шевчук и др. ). Это вторая точка зрения.
Наконец, менее распространенным является взгляд на воображение как на деятельность, охватывающую перекомбинированием весь опыт субъекта, т.е. его перцептивные и абстрактные знания и эмоционально-чувственные впечатления ( М. Рибо, Л.С. Выготский, П.М. Якобсон, Р.Г. Натадзе, А.Я. Дудецкий, И.М. Розет и др.). Это третья точка зрения.
Мы разделяем точку зрения второй группы психологов и рассматриваем, согласно С.Л. Рубинштейну, воображение как процесс преобразования образов.
С.Л. Рубинштейн, A.B. Запорожец, Э.В Ильенков, Г.Д. Кириллов, H.H. Пзлэгина и др. видят основной механизм воображения в особых способах «трансформации», т.е. преобразования образос А.Я. Дудецкий механизмом воображения считает парсимонию, т.е. двух-компонентный образ, соединяющий разнородные предметы. A.B. Петровский, A.M. Коршунов - агглютинирование, т.е. слияние различных образов в одно целое с сокращением их структуры., но сохранением первоначального смысла. И.М. Розет анаксиоматизацию (обесценивание части информации). О.М. Дьяченко утверждает, что механизмы развития воображения тесно связаны с теорией развития высших психических функций (Л.С. Выготского).
Теоретический обзор публикаций позволил сформулировать гипотезы зависимости успешности учебной деятельности студентов по художественному конструированию от развития воображения, уровней их воображения от особенностей преобразования образов, а также необходимости проведения специальных упражнений для развития воображения.
Во второй главе « Методы и организация исследования » представлен обзор имеющихся методик исследования воображения зарубежных и отечественных психологов. (Абдергальден, Линдворский, Банет, И.М. Розет, Ю.А. Полуянов, О.М. Дьяченко, Л.Н. Шрагина и др. ) На основании проведенного теоретического анализа, а также собственного видения проблемы исследования воображения как самостоятельного психического процесса, органически связанного с другими познавательными психическими
процессами, были выбраны и обоснованы методики изучения воображения студентов в процессе овладения художественным конструированием. Мы пришли к выводу о необходимости в исследовании особенностей воображения и его развития изучить взаимосвязь с мышлением, памятью, пространственным представлением, наблюдательностью, вниманием, направленностью на художественное конструирование. Это потребовало отобрать соответствующие методики.
Исследование мышления проводилось с помощью методики Равена, стимульным материалом которой являются образные элементы. Исследование памяти - с помощью тестов "Объем памяти на геометрические фигуры при их воспроизведении" и "Образное долговременное сохранение» ( методика С.Н. Архангельского, Т.В. Екдовицкой и Я.З. Неверович ). Исследование пространственных представлений - с помощью методики на выявление уровня пространственного представления и способности к пространственному комбинированию («На пространственное представление»). Исследование внимания проводилось с помощью методики « Корректурная проба» ( В.Я. Анфимова ), наблюдательность изучалась по методике Липмана и Штольценберга. Направленность исследовалась по методике «Карта интересов» (А.Е. Голомштока ), исходный урознь воображения - по методике А. И. Щебетечко.
Результаты, полученные по мышлению, памяти, пространственному представлению были обработаны математико -статистическим методом. Изучение с помощью указанных методик проводилось Лак в начале констатирующего эксперимента, так и в конце формирующего с целью сопоставления результатов и выявления различий.
В связи с тем, что деятельность по художественному конструированию носит прикладной характер, была разработана анкета, выявляющая начальный уровень знаний, умений и навыков студентов деятельности художественного конструирования.
Формирующий эксперимент заключался в проведении специально организованных занятий с разработанными упражнениями, цель которых - развитие воображения студентов. Данные, полученною по проведению каждого задания фиксировались и анализировались вместе с результатами наблюдений с учетом прилежания, прочности знаний и оценок по художественному конструированию.
Основными принципами построения занятий по развитию воображения явились следующие:
- стимулировать позназательную активность, обнаруживать новое в обычном, т.е. создавать ситуации для исследовательской поисковой активности;
- стимулировать самостоятельную постановку вопросов и проблем;
- способствовать обнаружению скрытых и явно невидимых связей между предметами и явлениями;
- формировать умение прогнозировать возможные последствия принятых решений;
- раскрывать учебные темы как упражнения на активизацию воображения.
Разработка упражнений осуществлялась на основе работ Б.Ф. Ломова, Н.Ф. Четверухина, B.C. Кузина, Л.И. Шрагиной, О.М. Дьяченко с нашей модификацией их на деятельность по художественному конструированию и « привязкой » к основным этапам ее. Упражнения для развития воображения объединены по следующим фуппам:
- пересказ условия "своими словами",
- чтение и составление чертежей, схем и прочих графических изображений,
• создание художественного символа,
- моделирование как процесс комбинирования целого из частей и преобразование исходной формы, включающее муляжный способ формирования изделий,
- эскизироеание, включающее зарисовки с Натуры и по памяти,
- задачи на неопределенность.
В разработанных упражнениях указаны конкретные цели каждого задания, раскрыто их содержание, выявлены особенности проведения занятий, определен ожидаемый результат. В приложении представлен наглядно-иллюстративный материал.
Третья глава «Анализ результатов исследования » содержит эмпирический материал, полученный по результатам исследования студентов в количестве 168 человек. Констатирующий эксперимент показал низкий уровень развития мышления у большего числа испытуемых (53 процента). Следует отметить, что студенты достаточно легко продолжают построение логических цепочек, однако, поиск решения задач на поворот фигуры, ее пространственное видение вызывает у них трудности. Исследование памяти показало, что многие студенты обладают высоким уровнем воспроизведения, однако долговременное сохранение элементов в памяти оказалось по силе 48 процентам студентов. Исследование пространственного представления выявило, что лишь небольшое количество студентов (40 процентов ) умеют легко оперировать пространственными образами, обладают гибкостью в установлении связей между образными, логическими и действенными компонентами, могут достаточно свободно выполнять в уме переход с плоскостных сложных геометрических фигур на их объемное изображение,
манипулировать ими, представляя их в разных проекциях Исследования мышления, памяти и пространственного представления студентов и обработка полученных результатов дало возможность разделить студентов на группы с разным уровнем развития психических процессов. Выявление исходного уровня воображения студентов показало совладение результата низкого его уровня развития с низким уровнем развития мышления, памяти, пространственного представления и наоборот, студенты с высоким уровнем развития воображения показали высокий уровень развития мышления, памяти, пространственного представления. Перэую группу составили студенты с недостаточно высоким уровнем психических процессов. Условно она была названа « Студенты, обладающие неразвитым воображением». Во вторую группу вошли студенты, обладающие высоким уровнем развития психических процессов. Условно она была названа « Студенты, обладающие развитым воображением ». Дальнейшее исследование проводилось с учетом этих двух фупп.
Уровень наблюдательности у студентов, участвующих в эксперименте, был определен как достаточно высокий. Они, без особого труда, могут восстановить местоположение фигуры или ее элементов, если элементы не являются сложными. Следует заметить, что наглядно-образным материалом, в нашем случае -геометрическими фигурами, оперируют лучше студенты, обладающие развитым восбражение. Исследование внимания показало, что большинство студентов обладает высоким уровнем внимания ( 59 процентов). Исследование направленности выявило, что большинство студентов имеют направленность на педагогическую деятельность ( 64 человека ), наряду с этим направленность на художественное конструирование зафиксирована у 10 процентов студентов:
Исследование, проведенное по выявлению начального уровня знаний, умений и навыков, показало, что студечты, которые приходят в ВУЗ, имеют необходимый начальный уровень подготовки. Однако, у большей части студентов техническая сторона деятельности по художественному конструированию более прочная, чем творческая, а с самостоятельными творческими работами мало кто знаком.
Результаты проведения упражнений показали, что у студентов с разным уровнем воображения по-разному проходит процесс обучения. Большей успешности в овладении художественным конструированием добились студенты, обладающие развитым воображением. Данные, полученные после проведения перпого упражнения показали, что подборку основных материалов студенты обеих групп выполняют достаточно быстро и в полном объеме, т.е. представить внешний вид модели им не сложно. Подборка вспомогательных материалов
вызвала некоторые затруднения. Студенты, обладающие неразвитым воображением смогли осуществить подборку вспомогательных материалов функционального нязначения лишь частично. Подобрать вспомогательные материалы художественного назначения самостоятельно не смогли вообще. Это говорит о том, что большинство студентов, обладающих неразвитым воображением не может представить изделие "изнутри", что, в свою очередь, останавливает творческий подход к созданию модели. Критерии оценивания ими изделий, не содержащие в полном объеме функциональные требования и частично художественно-эстетические, подтверждают выше сказанное.
По проведению упражнения пересказ условия "своими словами" нужно отметить, что к наиболее значимым результатам пришли студенты, обладающие, развитым воображением. Они за короткий промежуток времени ознакомления с условием вплотную приближались к общему пониманию поставленной задачи путем перекодирования условия на свой язык и переходили на целенаправленное изучение отдельных частей условия, занимаясь при этом проверкой соответствия и внесения собственных корректив. Следствием явился быстрый переход к формированию осознанного замысла, ;; выбору творческого пути решения, заинтересованности в выполнении.
Большинство студентов, обладающих неразвитым воображением, не могли сразу понять условие задачи (затраты времени наибольшие), осуществить его пересказ, выделить в нем те участки, которые позволяют приблизиться к выполнению задания. У студентов не было уверенности в том, что условие понятно. Результатом явилось полное отсутствие самостоятельности и "добывание информации" от преподавателя и сокурсников из-за непонимания области поиска. Переход к формированию замысла не имеет четкости понимания и растянут во времени.
Выполнение упражнения "чтение и составление чертежей, схем и прочих графических изображений" основывалось не только на знаниях необходимой в работе терминологии и умении оперировать ею, но и на формировании пространственных ассоциаций, умении объединять их в единую систему, выделять наиболее значимые. Более высокие результаты показали студенты, обладающие развитым воображением. Они справились с заданием на достаточно высоком уровне. Студенты смогли дополнить инструкционные карты рисунками, чертежами, схемами по имеющемуся содержанию операций. Кроме того, они смогли самостоятельно разработать и оформить инструкционную карту на последовательность обработки изделия, выбрав достаточно сложную обработку. В группе студентов,
обладающих неразвитым воображением, первое задание вызвало у большинства определенные трудности. В схемах, чертежах и рисунках отсутствовали некоторые элементы, которые студенты считали незначительными.
При выполнении упражнения « Символы » большинство студентов, обладающих неразвитым воображением, пользовалось только реальными элементами. Например, выполнение задания по теме "Наш город" в основном было составлено из реальных элементов: решетка Летнего сада, фонарные столбы и т.п. Даже при выборе темы студенты старались отталкиваться от ранее виденного, хорошо знакомого, часто встречающегося, исключая абстрактные темы.
Большинство студентов, обладающих развитым воображением, применяли совокупность логического и эмоционально-образного подходов. У всех студентов отмечалось наличие нескольких вариантов решения. Композиция выделялась по единству формы и содержания. Учитывались возможности техники, с помощью которой затем было выполнено изделие в материале. В письменном обосновании выбора студенты этой группы легко проводили сравнивание, выявляли свойства и признаки объекта, его связь с действительностью, средой, временем, возможные области применения. Кроме того, студенты предлагали возможные варианты выполнения таких работ школьниками разного возраста.
Анализ данных, полученных после проведения упражнения «Моделирование» показал, что сборку модели, т.е. построение ее из набора мелких элементов - деталей, выполняют достаточно быстро и правильно студенты обеих групп. Наряду с этим, выполнение основного условия - соблюдения соразмерности, т.е. определенного соотношения частей между собой, было представлено большинством студентов, обладающих рззвитым воображением. На- некоторых деталях были отмечены конструктивные элементы, линии, на которые необходимо было обратить внимание при сборке узла или модели в целом. Кроме того соотношение отдельных частей модели должно быть пропорциональным, соответствовать фигуре человека. Задание большей сложности представляло собой карточку по подбору модели, соответствующей по форме и силуэту предложенным геометрическим фигурам.
Результаты выполнения ■ задания по формированию изделий муляжным способом показали, что осуществляют наколку на манекене студенты, обладающие разным уровнем воображения тоже по-разному. Большинство студентов, обладающих неразвитым воображением, стараются уйти от каких- либо усложнений, отдавая предпочтение силуэту, повторяющему форму манекена. В их работах композиционный центр либо отсутствует, либо он "забит" большим
количеством равнозначных деталей или элементов, не связанных между собой. Переполнение модели - основной недостаток, который плохо заметен в эскизе и ярко выделяется при муляжном способе формирования. Многие студенты, обладающие развитым воображением, показали, что умеют выделять композиционный центр, формообразование их моделей отличается наличием усложнений складками, драпировками, защипами и т.п. Во время работы они самостоятельно убирают лишние детали, умело выстраивают симметричную или асимметричную композицию. Наиболее часто встречающаяся у них ошибка - отсутствие подчинения второстепенных компонентов главным ( форме, размерам, стилю оформления, видам отделок). Это говорит о том, что при наличии высокого уровня воображения у студентов, оно не является целенаправленным. Однако, к концу работы, студенты, обладающие развитым воображением, показали, что могут не только выбрать подходящий вариант, но и произвести корректировку эскиза. Признанные классическими натуральные ткани (лен, хлопок, шерсть) причудливым образом начинают сочетаться с современными (металлизированными). Разные по фактуре ткани дополняют друг друга. Формообразование переходит на достаточно высокий уровень. У студентов нет боязни сделать лишнюю складку; появляются интересные декоративно-функциональные решения: узлы, драпировки и т.д. Выполнение задания показало, что студенты легче стали осуществлять переход с плоскости на объем и обратно. Дальнейшие работы не нуждались в полном муляжировании. Большинству студентов было достаточно сделать наколку части изделия. Однако интерес к муляжному способу не пропал, а перешел на уровень поиска нового решения. Студенты стали приносить ткань и формировать на манекене модели для себя. Можно сделать вывод, что манекен, а точнее возможность пространственного видения активизирует работу воображения.
Анализ результатов упражнения по эскизированию показал, что большинство студентов, обладающих неразвитым воображением, осуществляя процесс эскизирования, выбирают наиболее легкий путь - эскизы с натуры. Работа выполнена способом схематичного эскизирования. Кроме того, в их работах выявлена основная ошибка -потеря некоторых деталей. В основном, это касается связующих элементов. Студенты пытаются компенсировать отсутствие работы воображения эскизами, являющимися копиями, а потеря деталей ухудшает качество последних до неприемлемости.
Большинство студентов, обл дающих развитым воображением, выполняло эскизы как с натуры, так и по памяти. Многие работы отличались выделением одного объекта с наличием взаимосвязанных
между собой деталей. Студенты не боялись демонстрировать и обсуждать эскизы, фиксировали ошибки, легко шли на доработку.
Необходимо отметить, что большинство студентов, обладающих развитым воображением, проходят процесс освоения новых технологий быстрее своих сокурсников. Рассмотрение ошибок позволило вы ярить зависимость технологических ошибок от причин психологического характера. Ошибки, допущенные студентами, обладающими развитым воображением, можно объяснить низким навыком работы. Ошибки, допущенные большинством студентов, обладающих неразвитым воображением, связаны со слабым видением промежуточных результатов обработки.
Результаты исследования успешности обучения, показали более высокий уровень оценок по художественному конструированию у студентов, обладающих развитым воображением. С помощью проведения заданий на выявление прочности знаний был зафиксирован незначительный процент потери прочности знаний у большинства студентов, обладающих развитым воображением.
После формирующего эксперимента был проведен сравнительный анализ результатов, полученных п констатирующем эксперименте.
Исследование мышления показало, что распределение студентов по количеству набранных баллов в начале и в конце эксперимента различно (табл. 1).
Таблица 1
Результаты исследования мышления студентов (методика Равена)
Сумма очков за правильные ответы Количество студентов в начале эксперимента Количество студентов в конце эксперимента
143 и более Э 11
142-129 1 39
128-115 15 47
114-101 29 52
100- 87 34 13
86- 73 34 6
72- 59 42 0
58- 45 13 0
Проведение сравнительного анализа двух выборок путем корреляции с помощью коэффициента х К.Пирсона позволило получить следующие результаты: расхождения между
распределениями в выборках студентов статистически достоверны, т.к. эмпирическое значение критерия больше его критического значения, у? эмп. = 116,34 при критическом значении X2 кр. г 18,475 на уровне р 5 0, 01; количество степеней свободы V = 7, количество испытуемых п = 168 человек. Проведенная обработка данных дает возможность сделать вывод о том, что у большинства студентов различных исходный и конечный уровни мышления. Показатель развития мышления в конце эксперимента выше, чем в начале. На основании этого можно сказать о том, что в процессе учебной деятельности происходит развитие мышления.
Данные исследования памяти подтвердили повышение ее уровня. Математико-статистическая обработка показала, что результаты расхождения между распределениями в выборках студентов в начале • и в конце эксперимента статистически достоверны. Эмпирическое значение критерия больше критического: X2 эмп. = 314, 08 при критическом значении х2 кр г4"! .638 на уровне
Р5 0.01.
Исследование пространственного представления студентов
о
такж бь:ло проведено с использованием метода х К. Пирсона. Обработка показала, что расхождения между распределениями в выборках студентов статистически достоверны. X2 эмп. = 79,08 при критическом значении х2 Ф-г 18,475 на уровне р 5 0, 01. По результатам исследованиг можно сделать вывод, что в конце эксперимента у студентов наблюдается более высокий уровень пространственного представления, чем в начале эксперимента.
Изучение наблюдательности студентов в конце эксперимента и сравнение результатов с данными, полученными в начале, показало, что произошло повышение уровня наблюдательности. Более высокий уровень наблюдательности у студентов, обладающих развитым соображением 9,4 балла (в начале эксперимента - 8,0 балла). В фуппе студентов с неразвитым воображением - 7,1 балла ( в начале эксперимента - 6,5 балла ).
Изучение внимания по методике « Корректурная проба » выявило тенденцию развития этой функции. Распределение коэффициента точности показало, что лучшего результата достигли студенты, обладающие развитым воображением. 27 процентов Студентов выполнили задание с макан/ льным коэффициентом точности ( в начале эксперимента - 18 процентов ). Студенты, обладающие неразвитым воображением, показали более низкие результаты: задание с максимальным коэффициентом точности выполнили 11 процентов студентов (в начале эксперимента - 7 процентов).
По результатам направленности студентов на деятельность по художественному конструированию оказалось, что большинство студентов, обладающих неразвитым воображением, имеет направленность на другие виды деятельности. Однако, следует отметить, что некоторые студенты ( !7 процентов), обладающие неразвитым воображением, приобрели направленность на деятельность по художественному конструированию. У большинства студентов ( 56 процентов ), обладающих развитым воображением, в конце эксперимента зафиксировано наличие направленности. В начале эксперимента - в процентов. Это говорит о повышенном их интересе к деятельности по художественному конструированию.
В заключении подведены итоги проведенного исследования. Отмечен комплексный подход к решению проблемы выявления роли воображения в успешном овладении студентами художественным конструированием, позволивший достичь цели исследования, подтвердить выдвинутые гипотезы, решить поставленные задачи, сделать обоснованные выводы.
Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Развитие пространственного воображения студентов на занятиях по художественному конструированию // Проблемы непрерывной многоуровневой подготовки инженеров - педагогов: Сб. материалов Международной научно-практической конференции 27 -29 мая 1996г. - Мозырь, 1996. - С. 71 - 73.
2. Развитие воображения как важный фактор сохранения психического здоровья // Научно-методические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи: Тезисы I Всероссийской конференции 26 - 28 ноября 1996г. - Екатеринбург, 1996.-С. 119-120.
3. Воображение как основа развития общей культуры // Человек 8 культуре России: Материалы V Всероссийской научно-пра1<тической конференции. - Ульяновск, 1997. - С. 48 - 49.
4. Развитое воображение - основа творческого развития студентов // Теория и практика сосременного образования: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО И.Я. Лернера 8-10 апреля 1997г. - Тула, 1997. -С. 145-147.
5. Зависимость развития воображения от технологии обучения // Роль и место образовательной области « Технология » в содержании общего среднего образования: Тез.докл. и сообщений на III международной научно-практической конференции 13 - 16 мая 1997г. -Брянск, 1997. - С. 168-169.
6. Воображение в системе подготовки учителя II Развитие инновационных процессов в системе « Школа - ВУЗ»: Материалы региональной конференции 5-6 ноября 1997г. - Череповец, 1997. -С.123-125.
7. Зависимость успешного обучения от развитого воображения II Технологическое образование - 98: Тез.докл. Международной научно-методической конференции 28 -31 января 1998г. - Новгород, 1998. -С. 70-71.
8. Изменение характера общения при развитом воображении Н Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: Тез.докл. межвузовской научно-исследовательской конференции 16-17 февраля 1999г. - Саню- -Петербург, 1999. - С. 317 - 318.
Тип. Вцшф,м>сС1 тр. /ое. ¡ъ/т-злоо*.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Федорова, Наталья Алексеевна, 1999 год
Введение.
Глава 1. Воображение и художественное конструирование как предмет исследования.
1.1. Обзор и анализ исследования воображения в отечественной психологии.
1.2. Воображение в структуре психических процессов.
1.3. Развитие воображения в онтогенезе.
1.4. Воображение и художественное конструирование.
Глава 2. Методы и организация исследования.
2.1. Методы и их обоснование.
2.2. Организация занятий с помощью разработанных упражнений.
Глава 3. Анализ результатов исследования.
3.1. Воображение и его особенности в учебном процессе.
3.2. Развитие воображения студентов на занятиях художественного конструирования.
3.3. Зависимость успешности учебной деятельности студентов от развития воображения.
Введение диссертации по психологии, на тему "Воображение в процессе овладения художественным конструированием"
Актуальность исследования состоит в необходимости выявления роли ^ воображения в процессе овладения студентами художественным конструированием.
Переход средней общеобразовательной школы на изучение интегративного предмета « Технология » предъявляет повышенные требования к подготовке студентов, обучающихся по специальности 030600 - « Учитель технологии и предпринимательства ». Существенную роль в практической технологической подготовке будущих учителей принадлежит практикуму по обработке конструкционных материалов, дизайну одежды, технологии швейного производства, материаловедению. Наряду с обучением студентов трудовым приемам и операциям по обработке материалов, а также знакомству их с закономерностями и методами проектирования технологических процессов по ♦ изготовлению изделий, возникла необходимость создания условий непосредственного включения каждого студента в деятельность по самостоятельной разработке проектов.
Процесс обучения студентов художественному конструированию основывается на развитии воображения, как наиболее гибкой психической функции, которая дает идеальное представление результата деятельности до того, как он будет достигнут реально. Художественное конструирование представляет собой многоэтапный процесс, в котором не всегда имеется возможность получения готового результата на отдельных ступенях обучения. Развитое воображение дает возможность предвидеть и вид конечного изделия, и промежуточные его состояния. "Проигрывание" различных вариантов изделий до реализации их в материале уменьшает затраты времени на изготовление. Переструктурирование образов, создание на их основе новых, требует поиска качественного информационного материала, несущего в себе определенную художественно-эстетическую ценность. В результате воздействия искусства, соприкосновения с прекрасным, происходит обогащение студента до уровня, когда он может накапливать ценности с позиции духовных запросов и социальных требований, которыми располагает его культурная среда. Осуществляется переход от способности наслаждаться красотой к формированию "профессионального" отношения к художественным произведениям. Базой образных элементов для работы воображения служат культурные ценности разных времен и народов, с которыми знакомятся студенты на предметах образовательной области « Технология ». Переструктурированные в совершенно новые, они начинают воплощаться оригинальным образом в работе студента. Развитое воображение поддерживает желание работать творчески, самостоятельно, активно, критически подходить к себе, добиваться успехов.
Переход на профессиональный уровень показал, что учитель, обладающий развитым воображением, существенно отличается мягкостью, терпимостью, эмоциональностью. Вместе с тем он способен передать мастерство, доводит работы учащихся до высокого эстетического уровня. Может организовать не только процесс обучения, но и предпринимательскую деятельность учащихся, учитывая спрос потребителей. Именно такой преподаватель необходим школе в данный момент.
Цель исследования заключается в выявлении роли воображения в успешном овладении студентами художественным конструированием.
Предмет исследования - развитие воображения студентов в процессе художественного конструирования.
Объект исследования - учебная деятельность студентов факультета технологии и предпринимательства педагогического вуза. Гипотезы исследования
1. Успешность учебной деятельности студентов по художественному конструированию зависит от развития воображения.
2. Уровни воображения студентов зависят от особенностей преобразования образов.
3. Развитие воображения студентов требует специальных упражнений.
Задачи исследования:
1. Выявить объективные и субъективные факторы, влияющие на развитие воображения студентов: а). Организация учебной деятельности студентов на занятиях по художественному конструированию. б). Взаимосвязь воображения, мышления , памяти.
2. Обнаружить тенденции развития воображения студентов разных годов обучения.
3. Разработать рекомендации по организации учебных занятий с целью развития воображения.
Обоснованность и достоверность исследования подтверждается большим объемом экспериментального материала, достоверностью полученных результатов, использованием математических приемов обработки, опытом практической работы по организации учебного процесса студентов разных годов обучения с положительными результатами их успешности в учебе.
Методологическую основу исследования составили основные принципы отечественной психологии: системный подход к изучению человека как многопризнаковой сложной системы, деятельностный и личностный подход к рассмотрению психических явлений. Исходными положениями явились изучение человека в процессе деятельности и ее преобразующего воздействия. В подходе к изучению студенческого возраста мы исходим из возрастной периодизации зрелости, созданной ленинградской школой психологов. В понимании личности и субъекта деятельности (учебной и трудовой) в изучении студентов исходным явилось понимание этих категорий в теории Б.Г. Ананьева. Методы исследования
Мы исходим из классификации методов, предложенной Б.Г. Ананьевым. Общие или организационные: сравнительный, метод поперечных срезов. Методы добывания фактов: диагностический (методики на исследования воображения, памяти, мышления, наблюдательности, внимания, пространственного представления, направленности ). Изучение продуктов деятельности (выполненных изделий, рефератов, зачетных работ), результаты оценивания выполняемых работ (успешность, индивидуально-психологический эксперимент, наблюдение и естественный эксперимент, беседы, опросники и др.).
Использованы методы математической и статистической обработки данных.
Научная новизна исследования заключается в экспериментальном обосновании положительного влияния воображения на успешность учебной деятельности студентов, в методике проведения занятий и системы упражнений, обеспечивающих формирование и развитие воображения, в выявлении особенностей будущего учителя, обладающего развитым воображением. Выявлены условия эффективной организации учебно-творческой деятельности студентов на занятиях, предложен научно-творческий метод анализа деятельности студентов и успешности обучения, основанный на изучении развития воображения. В отличие от имеющихся психологических работ по исследованию воображения, которые рассматривали его либо в технических видах деятельности ( Б.Ф. Ломов, В.А. Моляко, Н.Ф.Четверухин, JI.H. Шрагина, Т.Л.Инюшкина и др.), либо в творчестве ( В.С.Кузин, О.М.Дьяченко, Э.В.Ильенков, Р.А. Гильман и др.), проведено исследование воображения в деятельности художественного конструирования, которая является и техническим, и творческим видом деятельности одновременно.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при проведении занятий по развитию воображения, необходимого для достижения более высоких результатов обучения студента, как будущего учителя. Разработаны методические рекомендации.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования представлены в докладах на семинаре аспирантов кафедры психология РГПУ им. А.И. Герцена, на заседаниях кафедры дизайна ФТиП РГПУ им. А.И.Герцена, в тезисах докладов на конференциях в Мозыле (27- 29 мая 1996г), Екатеринбурге (26 - 28 ноября 1996г), Туле (810 апреля 1997г), Брянске ( 13-16 мая 1997г), Ульяновске (23- 26 мая 1997г), Череповце (5-6 ноября 1997г.), Новгороде (28-31 января 1998г), Санкт-Петербурге ( 16 - 17 февраля 1999г.).
Внедрение
Результаты данного исследования используются автором в работе со студентами, а также преподавателями кафедры при проведении занятий с элементами художественного конструирования.
Структура и объем работы Настоящая диссертация, общий объем которой составляет 150 машинописных страниц, содержит введение, 3 главы, заключение, список литературы из 136 наименований, 35 таблиц , 2 графика и 8 рисунков.
Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"
Результаты исследования показали не только более высокий уровень оценок у большинства студентов, обладающих развитым воображением, но и зафиксировали незначительный процент потери прочности знаний, который легко можно восстановить проведением самостоятельного повторения или консультацией преподавателя.
Анализ наблюдений, полученых во времы проведения формирующего эксперимента позволил собрать добавочные интересные факты: студенты, обладающие развитым воображением, быстрее осваивают новые технологии. При сборе нужных сведений работают только с качественным информационным материалом. Результаты выполнения ими заданий отличаются вариантностью и оригинальностью. Правильное оценивание своей работы дает им возможность формирования внутреннего плана действий, который позволяет студентам сократить время создания изделия, а способность манипулировать образами - оптимизировать процесс изготовления. Оптимизируется и процесс обучения через ускорение времени общего понимания задания, целенаправленное изучение отдельных частей, быстрый переход к формированию осознанного замысла, выбор творческого пути решения с применением новых технологий.
Большинство студентов, обладающих развитым воображением, приблизилось к прогнозированию своей деятельности, что обеспечило получение высоких конечных результатов работы и более успешного обучения. Они легко могут передавать знания, умения и навыки.
Совокупность теоретических и эмпирических результатов, правильная организация эксперимента, статистическая обработка данных позволили доказать выдвинутые гипотезы, решить поставленные задачи.
Данное исследование, являясь экспериментальным обоснованием положительного влияния воображения на успешность учебной деятельности студентов художественному конструированию, предлагает к использованию методику проведения занятий и системы упражнений, обеспечивающих гарантированные высокие результаты обучения студента, как будущего учителя. Наряду с имеющимися исследованиями воображения в технической деятельности или в творчестве, данная работа представляет рассмотрение воображения в художественном конструировании, которое является и технической и творческой деятельностью одновременно, что еще раз подчеркивает новизну исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенному исследованию, необходимо отметить, что комплексный подход к решению проблемы выявления роли воображения в успешном овладении студентами художественным конструированием позволил достичь поставленной цели. Теоретический обзор показал, что по многим вопросам, затрагивающим воображение у психологов пока нет единой точки зрения, что объясняется небольшим объем исследований в данной области.
Изучение нами воображения привело к пониманию его как самостоятельного психического процесса. Воображение в художественном конструировании - это процесс преобразования образов.
Признание художественного конструирования как творческого вида деятельности, выявление особенностей этой деятельности; выявление особенностей процесса обучения художественному конструированию и выявление особенностей воображения в нем позволили осуществить развитие воображения в исследуемом нами виде деятельности.
Опираясь на системный подход развития личности и анализ результатов констатирующего эксперимента, были разработаны методы активизации воображения студентов на отдельных этапах работы по художественному конструированию путем проведения учебных занятий с использованием специальных упражнений. В данном диссертационном исследовании представлены педагогические рекомендации по учебному процессу; сформулированы принципы построения структуры занятий; дано подробное описание упражнений, активизирующих воображение; для каждого задания указаны цели, задачи, способ формирования и особенности применения. Результаты, полученные после проведения таких занятий со студентами в течении пяти лет и составившие основу формирующего эксперимента, были включены в математическую обработку и представлены в диссертационном исследовании в виде таблиц, графиков и подробного описания.
Наиболее важным явилась проверка гипотез. Затрудненность исследования воображения, связанная с недостаточно раскрытым механизмом и особенностями воображения в художественном конструировании, вызвала необходимость проведения констатирующего и формирующего экспериментов. Констатирующий эксперимент включил в себя исследование уровня воображения с помощью исследование наиболее близко связанных с воображением психических процессов. В качестве последних были выделены память, мышление, пространственное представление, внимание, наблюдательность, направленность на художественное конструирование. В диссертационной работе представлено обоснование такого выделения. Результаты, полученные после проведения тестирования по памяти, мышлению и пространственному 2 представлению были включены в математическую обработку по методу % К Пирсона.
Это позволило подтвердить правильность распределения студентов по группам с разным исходным уровнем. Наибольшее количество студентов на начальном этапе обладало неразвитым воображением. Проведение исследования мышления показало, что результаты студентов разных групп различны. Разбор допущенных ошибок выявил две стороны решения задач: сильную, связанную с логическим построением и слабую, связанную с оперированием образными элементами. Проведение исследования на пространственное представление показало что большинство студентов, обладающие развитым воображением умеет лучше остальных оперировать пространственными образами, обладает гибкостью в установлении связей между образными, логическими и действенными компонентами, могут достаточно свободно выполнять в уме переход с плоскостных фигур на их объемное изображение, манипулировать ими, представляя их в разных проекциях. Исследование памяти показало, что большинство студенты обладает высоким уровнем воспроизведения, однако долговременное сохранение элементов в памяти оказалось под силу только студентам, обладающим развитым воображением. Уровень наблюдательности у студентов, участвующих в эксперименте достаточно высокий. Они без особого труда могут восстановить местоположение фигуры или ее элементов, если элементы не являются сложными. Следует заметить, что с наглядно-образным материалом, в нашем случае - геометрическими фигурами, оперируют лучше студенты, обладающие развитым воображением. Исследование внимания показало, что большинство студенты обладают целенаправленностью мыслительного процесса, умением сконцентрировать внимание.
В учебном процессе овладения художественным конструированием, воображение студентов имеет свои особенности. Воображение носит характер целенаправленного процесса, для работы которого необходима большая база знаний. В связи с тем, что художественное конструирование является прикладной деятельностью, кроме знаний студентам нужен определенный объем умений и навыков. Исследования, проведенные по выявлению начального уровня знаний, умений и навыков показали, что студенты, которые приходят в ВУЗ, имеют определенный начальный уровень подготовки. Однако, у большей части студентов техническая сторона деятельности по художественному конструированию более прочная, чем творческая.
Исследование направленности выявило, что все студенты имеют направленностью на педагогическую деятельность, наряду с этим направленность на художественное конструирование зафиксирована только у большинства студентов, обладающих развитым воображением.
Проведение формирующего эксперимента изменило результаты исследований, полученных в начале. Рост уровня исследуемых психических факторов был зафиксирован 2 и подтвержден проведением математико - статистической обработки (метод %
К.Пирсона ) : определением расхождения и согласия распределений основных факторов. Результаты, полученные по исследованию наблюдательности, внимания, направленности были включены в математическую обработку и представлены в диссертации в виде сравнительных таблиц, графиков и рисунков.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Федорова, Наталья Алексеевна, Санкт-Петербург
1. Абдуллина А.А. Формирование умения воссоздавать художественные образы в процессе чтения литературных произведений (1-3 кл.): Автореф. дис. канд. псих. наук. -М.„ 1977.
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. -Новосибирск.: Наука, 1986. 209 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М: Педагогика, 1982. - Т.2. -172 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
5. Антонов А.В. Психология изобразительного творчества. Киев, Вища школа, 1978.
6. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. М., 1996.
7. Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория. Санкт-Петербург: Изд. "Дорваль" при участии АОЗТ "Интерес", 1992. - С.32-33.
8. Беркинблид М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. М.: Политическая литература, 1968. - 128 с.
9. Беспалько И.Г. Статистические и клинико-диагностические аспекты категории локализации в методе Роршаха // Тр.Ленингр. науч.- исслед. психоневрол. инстит. им. В.М. Бехтерева, 1978. Т.87., - С 104-113, 145-152.
10. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. -Т.2. М., 1979.
11. Борисова М.Н. Методика определения соотношения первой и второй сигнальных систем в условиях зрительного запоминания: Сб. Типологические особенности высшей нервной системы человека, Т.1. М., АПН РСФСР, 1956.
12. Брушлинский А.В. Воображение и познание/Вопросы философии. 1967. - №11.
13. Брушлинский А.В. Субьект: мышление, учение, воображение. Москва-Воронеж, 1996.
14. Буш Г.Я. Диалектика и творчество. Рига: Авотс, 1985. - 319 с.
15. Буш Г.Я. Методы технического творчества. Рига: Лиесма, 1972. - 90 с.
16. Вейль Г. Симметрия. М., 1968.
17. Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. М.: Машиностроение, 1982. - 344 с.
18. Венда В.Ф. Средства отображения информации. М.: Энергия, 1969. - 303 с.
19. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте.: Развитие высших психических функций. М.: 1960. - С.327-350.
20. Выготский С.Л. Воображение и творчество в детском возрасте. Санкт-Петербург: Союз, 1997.
21. Выготский С.Л. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4 - М.,1984. - 348 с.
22. Гильман Р.А. Педагогическое руководство творческой деятельностью студентов на занятиях по ХОТ: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., АПН и НИИхуд. Воспитания 1986.
23. Голыбина А.Г. Вкус и мода. М., 1984.
24. Горецкий В.В. Теория и практика обучения чтению учащихся начальных классов общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986.
25. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды. М., 1984.
26. Грузенберг С.О. Гений и творчество. Л., 1994.
27. Грункин A.M. О пространственной структуре понятия // Вопросы теоретической и прикладной психологии. Л.: Изд. ЛГУ, 1974.
28. Гусев В. Психология коллективного творчества // Содружество наук и тайны творчества. М., 1968.
29. Гутчин И.Б. Кибернетические модели творчества. М., 1969.
30. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. - 420 с.
31. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1986. - 239 с.
32. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте: Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1963. - С.66-100.
33. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. - 321 с.
34. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974.
35. Дьяченко О.М. Воображение дошкольников//Педагогический факультет. М.:3нание, 1986.
36. Дьяченко О.М. О соотношении речевых и образных средств при решении задач на воображение.// Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1988. - № 2.
37. Дьяченко О.М. Развитие воображения.//Календарь для родителей. М.: Педагогика, 1986.-№5.-21 с.
38. Дьяченко О.М., Кирилова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста. //Вопросы психологии. 1980. С. 107-114.
39. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков: Изд. Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994.
40. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся //Вопросы психологии. 1990. С. 89-92.
41. Зинченко В.П., Опознавание и кодирование. JL: Изд. ЛГУ, 1981. - 182 с.
42. Зинченко В.П., Смолян Г.Л. Человек и техника. М.: Знание, 1965. - 48 с.
43. Зинченко В.П., Тутушкина М.К. К вопросу о некоторых принципах построения кодовых знаков // Проблемы инженерной психологии/ Под ред. Б.Ф.Ломова и В.П.Зинченко. Л., 1965. - Вып.2.
44. Злотников В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве. М., 1966.
45. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1986.
46. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии. Вопросы эстетики. Вып.6. - М., 1964. - 50 с.
47. Инюшкина T.JI. Развитие творческого воображения инженера. Методическая разработка. Свердловск, 1986.
48. Исагулов З.И. Роль воображения в литературно-художественном творчестве.
49. Искуство и дети Эстетическое воспитание за рубежом. Сборник. - М.: Искусство, 1969.-271 с.
50. Кабанова-Миллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение , 1968, МГУ, 1979.
51. Канина Е.Г., Любовицкая Т.В. Методические рекомендации по моделированию и художественному оформлению платья. Л., Просвещение, 1986.
52. Кеймах Я.П. Прогнозирование успешности в обучении студентов пед. вузов: Автореф. дис.канд. псих. наук.
53. Кириллова Г.Д. Развитие воображения у детей школьного возраста: Автореф. дис. канд. псих.наук. М., 1971. 27 с.
54. Коваленко А. Б. Психологические особенности процесса понимания творческих задач. \\ Вопросы психологии. 1991. № 5.
55. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политическая литература, 1979. - 95с.
56. Коршунов A.M., Мантатов В.В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М.: Изд. МГУ, 1974.-214 с.
57. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., Изд.
58. Косарева Е.А. Художественно-графический эскиз в моделировании одежды. Л.,1978.
59. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. -М.: Педагогика, 1991. 152 с.
60. Кудрявцев Т.В. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. 1990. -№3.
61. Кузин B.C. Психология. М.:"Высшая школа" 1982. - 182 с.
62. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. М., 1979.
63. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. М.: Изд. АПН РСФСР, 1952. - 57 с.
64. Левитов Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. - 340 с.
65. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.,1981.
66. Лернер Г.И. Психология восприятия объемных форм ( по изображениям ) М.:МГУ, 1980.
67. Литвина Л.М., Леонидова И.С., Турчановская Л.Ф. Моделирование и художественное оформление одежды. Л., 1978.
68. Лицин Л.Н. Вопросы развития пространственного воображения. Харьков: Изд.Харьк.Гос.Унив.им.Горького, 1963.
69. Ломов Б.Ф. Развитие пространственного воображения в процессе обучения черчению// Проблемы общей и индустриальной психологии. Л.: Изд.Ленингр. Универ. 1963.
70. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков учащихся. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.
71. Лосев А.Ф. Символ // Филос. энцикл. 1970. - Т.5.
72. Лустина Е.А. Слово и образ в процессе воображения: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1984.
73. Максимов В.В. Беккер М.Х. Моделирование и некоторые теоретические проблемы общей психологии. //Вопросы психологии, 1969. N3.
74. Малиновский А.А. К вопросу о путях исследования условий творческого процесса. // Научное творчество. М., 1969.
75. Мамонтов В.В. Образ, знак, условность. М.: Высшая школа, 1980. - 160с.
76. Мантанов В.В. Образ, знак, условность. М.: Высшая школа, 1980. 160 с.
77. Матюгин И. Рыбакова Методы развития памяти, образного мышления, воображения. -М., Изд. Эйдос, 1996.
78. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности.- Вопросы психологии. 1989. № 6. - С. 29-33.
79. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности.- Вопросы психологии. 1982. №4. - С.5-17.
80. Меерович М.И. Формулы теории невероятности. Технология технического творчества.- Одесса :ПОЛИС, 1993. 232с.
81. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Интеллектуальный тренинг как способ освоения стратегий творческого мышления. В сб.: " Талановита особистють: ам"я, школа, держава". - Кшв ,1994. т2. - С.16-18.
82. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Опережающая педагогика в техногенном обществе. -Техника будущего. 1994. 1-2. С.54-58.
83. Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. М.: Наука, 1990.- 147 с.
84. Методические разработки для лабораторных занятий по психодиагностике интеллекта/ Сост.Е.И.Степанова; под ред.Л.А.Регуш. Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1990.
85. Мисийчук М.В. Управление творческим мышлением и воображением. Методические разработки./ Мин. образования России Магнитогорский гос. пед. институт. Каф. психологии. Магнитогорск: МГПИ, 1992.
86. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. М.: Машиностроение, 1983. - С.21-32.
87. Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. Киев : Радянська школа, 1983.-94 с.
88. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание, 1978. - 47 с.
89. Моляко В.А. Социально-психологические условия повышения эффективности творческой научно-технической деятельности. Киев: Знание, 1974. - 32 с.
90. Моляко В.А. Техническое творчество основа подготовки молодежи к труду. - Киев: Знание, 1980.-22 с.
91. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси: Мецниереба, 1972.
92. Нечаев А.П. Экспериментальные данные к вопросу о воображении. // Ж. психологии, неврологии и психиатрии. 1922 Т.1.
93. Ошанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ. Дис. . д-ра психолог.наук. -М.: 1972.-455 с.
94. Общая психология/ под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1976. - 344 с.
95. Пагалина Н.Н., Ахромеева J1.B. Ребенок в раннем и дошкольном возрасте. Фрунзе: Мекмен, 1962. - 76 с.
96. Палагина Н.Н. Воображение на ранних стадиях онтогенеза: Автореферат диссерт. д.пс.н. НИИ общ. и пед. психол.-м., 1992.
97. Петровский А.В. Мышление и кибернетика/ 1970.
98. Подвойский В.П. Развитие творческой мотивации студентов в учебно-познавательной деятельности.//Межвузовский сб. научных трудов МГПИ им. Ленина. М., 1988.
99. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. Вопросы психологии. 1990.1. - С. 16-22.
100. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. М.: Машиностроение, 1988. -369 с.
101. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание., 1982.
102. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. М.: Педагогика. 1988.
103. Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. - С.184 -185.
104. Розет И.М. О психологическом изучении творческой деятельности художников конструкторов. // Техническая эстетика. 1972. N 10.
105. Розет И.М. Психология фантазии. Минск, 1991.
106. Розет И.М. Психология фантазии: Экспериментально- теоретические исследования внутренних закономерностей продуктов умственной деятельности. 2 изд. - Минск. Университетское, 1991.
107. Розет И.М. Эвристические закономерности в творческой деятельности и их значение для понимания творчества // Научное творчество, М., 1969.
108. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. 1т. М.: Педагогика, 1989. - 345 с.
109. Рубинштейн C.JI. Принципы и пути развития психологии. М., 1959, - С.38-39.
110. Рябцева C.JI. Дети 80-х: Дневник учителя. М., 1989.
111. Селье Ганс. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987. - 368 с.
112. Серебряный Э.Г. Психология оперирования техническими символами. Иркутск: Изд. Иркутского университета., 1988.
113. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. С-Пб.: Социально-психологический центр, 1996.
114. Скоробогатов В.А. Коновалова Л.И. Феномен воображения. С-Пб.: Образование, 1992.
115. Сорокун П.А. Индивидуально-типологические различия в формировании представлений о пространственных фигурах. Психология познавательной деятельности, Сб. науч. трудов. Л., 1975.
116. Стариченко H.JI. Развитие художественно-образного мышления студентов художественно-графического факультета. М., 1984.
117. Страхов И.В. Психология воображения. Пособие для студентов педагогических институтов. Мин. просвещения РСФСР Саратовский Гос. пединститут, Саратов, 1971.
118. Страхов И.В. Урок в школе. Саратов, 1971. - Вып.2.
119. Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1989. - 270 с.
120. Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Изд. МГУ, 1984. - 270 с.
121. Толстых А.В. Взрослые и дети. Парадоксы общения. Педагогика родителям. М.: Педагогика, 1988. - 128 с.
122. Тутушкина М.К. К проблеме оптимального кодирования информации, передаваемой человеку. Дис.кан. псих. наук. Л., 1965. - 297 с.
123. Черемных А.И. Основы художественного конструирования женской одежды. М., 1977.
124. Четверухин Н.Ф. О развитии пространственных представлений и понятий у учащихся в связи с выполнением и чтением чертежей / Сб. " Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся", изд. Просвещение, М., 1964.
125. Шрагина Л.И. Логика воображения. Учебное пособие. Одесса: Черноморье, 1995
126. Щебетенко А.И. Тесты для делового человека и для всех. Пермь:Алгос Пресс, 1995.
127. Щебланова Е.И. Индивидуальные особенности развития творческого мышления у младших школьников при специальном обучении. В кн.: Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.- М.: Педагогика, 1991. 2(6). с.34-39.
128. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1974
129. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. М., 1974
130. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982.- 223с.
131. Эткинд A.M. Цветовой тест отношений и его применение в исследованиях больных неврозами.- В кн.: Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980.-С. 110-114
132. Яковлев Е.Г. Проблемы художественного творчества. М., 1972.
133. Barnet H.G. Innovation N.V.; Toronto; L., 1953 .
134. Guilford J.P. A psychometric approach to creativity. Vniversity of Southern California, 1986.