автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием
- Автор научной работы
- Маслова, Ирина Ивановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Маслова, Ирина Ивановна, 2001 год
Введение
ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы развития творческого воображения старшеклассников в процессе обучения художественному конструированию
§ 1.1. Историко-теоретическое обоснование сущности и понятия «творческое воображение» как процесса, преобразующего отражение действительности
§ 1.2. Художественно-конструкторская деятельность как средство развития творческого воображения старшеклассников
§ 1.3. Анализ учебно-методической литературы и изучение опыта обучения художественному конструированию
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование эффективности предлагаемой методики развития творческого воображения старшеклассников в процессе обучения художественному конструированию
§ 2.1. Содержание и структура методической системы развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием
§ 2.2. Экспериментальное исследование разработанной методики развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием (пробно-поисковый, констатирующий и обучающий эксперименты)
§ 2.3. Результаты экспериментальной работы по проверке эффективности методики развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием 157 Выводы по 2 главе
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием"
Проблема исследования и ее актуальность. Обучение художественному конструированию старших школьников находится в русле актуальных проблем современной школы. Это обусловлено целым рядом диалектически взаимосвязанных между собой причин социокультурного характера. Новое время, определившее перемены во всех областях жизни, настоятельно требует, чтобы молодое поколение стало поколением квалифицированных профессионалов, способных к творческому самосовершенствованию в любой области деятельности
Проблема формирования творческой активности выпускников школ, способных активно и созидательно участвовать во всех сферах социально-экономической и общественно-политической жизни России, требует от педагогов поиска новых путей ее решения. В связи с этим, современные тенденции развития общества нацеливают школу на переход от принципа всеобщего образования к обучению, ориентированному на личностные способности.
Наиболее важной гранью в структуре школьной подготовки является развитие творческих способностей личности, и в частности, творческого воображения учащихся, так как оно сообщает созидательный характер всякой практической деятельности в области науки и искусства, техники и общественного труда. Любая деятельность немыслима без фантазии, необходимой для раскрытия творческого потенциала человека, позволяющей представить результат своей работы в новом, оригинальном аспекте. На сегодняшний день в научных исследованиях ряда ученых (Анисимова Н.Н., Боголюбова Н.С., Комаровой Т.С., Крутецкого В.А., Кузина B.C., Титовой М.Н., Шорохова Е.В., Якиманской И.С.и других) указывается на недостаточный уровень сформированности творческого воображения учащихся и на необходимость его развития. Школьники слабо определяют связь между свойствами объектов, предметов и явлений, оперируют образами, используя узкий круг представлений. Поэтому и в наше время проблема развития творческого воображения продолжает оставаться актуальной.
На наш взгляд, одним из наиболее важных направлений в развитии творческого воображения старшеклассников может стать целенаправленная организация учебно-воспитательного процесса на занятиях художественным конструированием, где успешно может быть решена также проблема формирования ценностных ориентиров личности. Базируясь на традициях российских школ прикладного и промышленного искусства, художественно-конструкторская деятельность позволяет раскрыть индивидуальность школьников, обогатить их духовно, способствует восприятию и преобразованию действительности "по законам красоты".
Рассматривая возможность развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием в общеобразовательных учреждениях, мы изучили психолого-педагогические исследования, посвященные различным аспектам теории и практики обучения и творческому развитию школьников. Наибольший интерес представляют труды психологов и педагогов, посвященные проблемам психологии творчества и активизации развития психических процессов сознания (Ананьева Б.Г., Андреева В.И., Богоявленской Д.Б., Брушлинского А.В., Выготского JI.C., Дружинина В.Н., Игнатьева Е.И., Кабановой-Меллер Е.Н., Калошиной И.П., Коршуновой J1.C., Кузина B.C., Матюшина A.M., Пономарева Я.А., Рубинштейна C.JL, Якиманской И.С.).
Особенностям возрастной и педагогической психологии старшего школьного возраста посвящены работы Выготского JI.C., Гальперина П.Я., Давыдова В.В., Зан-кова JI.B., Конна B.C., Крутецкого В.А., Леонтьева А.Н. и других.
Теоретические основы решения проблемы деятельностного подхода в обучении и развитии личности составили работы Давыдова В.В., Игнатьева Е.И., Крутецкого В.А., Талызиной Н.Ф., Эльконина ДБ. и других.
Научные основы моделирования учебного предмета раскрыты в работах видных ученых: Бабанского Ю.К., Зориной Л.Я., Лернера И.Я., Скаткина М.Н. и других.
Вопросам создания новых педагогических технологий в обучении уделено внимание в работах Третьякова П.И., Унта И.Э. и другие.
Принципиальное значение для решения проблематики нашего исследования имели работы, направленные на построение дидактических систем развития творческих способностей в ходе учебных занятий (Артемьева Т.И., Андреев В.И., Моляко В.А., Скаткин М.Н., Шадриков В.Д. и других авторов).
Особое место в изучении фундаментальных научно-методических исследований занимают труды, в которых рассматриваются вопросы формирования и преемственности развития творческого воображения и способностей школьников и студентов в процессе художественно-графической деятельности (Алехин А.Д., Анисимов Н.Н., Анисимова Л.Н., Боголюбов Н.С., Гервер В.А., Игнатьев Е.И., Игнатьев С.Е., Кузин B.C., Лебедко В.К., Ростовцев Н.Н., Шорохов Е.В. и другие); обучения художественному конструированию и элементам конструирования на занятиях черчением (Банду-ристый Ф.Ф., Гервер В.А., Дроздецкий А.Г., Катханова Ю.Ф., Корешков В.В., Корзи-нова Е.И., Ковешников А.И., Миначева P.M., Рязанцева И.М., Стратонова Л.М. и другие).
Несмотря на значительное число рассмотренных и изученных нами научных исследований и положительный опыт работы в области методики обучения учащихся художественному конструированию в общеобразовательных учреждениях проблема развития творческого воображения старшеклассников на занятиях является малоисследованной проблемой. Ряд важнейших вопросов этой сложной задачи еще не получил должного раскрытия и обоснования.
Анализ практики обучения учащихся художественному конструированию в общеобразовательных школах показал, что вопросу развития творческого воображения старшеклассников уделяется недостаточно внимания. Нерешенность проблемы развития творческого воображения старшеклассников в процессе обучения художественному конструированию в дидактическом и методическом аспектах указывает на ее актуальность.
Данные обстоятельства позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в разработке и экспериментальной проверке, научном обосновании методической системы развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием. В проблему исследования также входит определение форм и методов организации занятий художественным конструированием в профильных классах общеобразовательной школы, направленных на полную реализацию творческого потенциала и развитие способностей учащихся.
Цель исследования - разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методической системы развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием.
Объект исследования - педагогический процесс обучения старшеклассников художественному конструированию в профильных классах общеобразовательных школ.
Предметом исследования является методика, содержание, формы, методы и приемы развития творческого воображения учащихся старших классов на занятиях художественным конструированием.
Для успешного решения проблемы развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: если разработать эффективную методическую систему развития творческого воображения школьников старших классов на занятиях художественным конструированием, которая будет включать в себя: а) цели и задачи обучения, отвечающие требованиям стандарта образования и перспективы развития общеобразовательной школы; б) содержание обучения, включающее в себя специальные упражнения и задания по художественному конструированию на развитие творческого воображения и индивидуально-психологических особенностей учащихся старших классов и опирающееся на основы и достижения психолого-педагогической науки и художественно-конструкторской деятельности; в) принципы, формы, методы и методические приемы обучения, опирающиеся на современные теоретические и методологические основы личностно-развивающего обучения как одного из наиболее перспективных направлений современной педагогики; г) новейшие средства обучения, обеспечивающие развитие творческого воображения и способностей учащихся, то мы получим наиболее высокие результаты развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием.
Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:
1. Изучить современное состояние проблемы развития творческого воображения старшеклассников в процессе обучения художественному конструированию.
2. Разработать методическую систему развития творческого воображения школьников старших классов при обучении художественному конструированию в профильных классах общеобразовательной школы.
3. Определить и обосновать педагогические условия развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием.
4. Разработать специальные задания по художественному конструированию, обеспечивающие оптимальное развитие творческого воображения с учетом индивидуально-личностных особенностей создания образов старшеклассниками.
5. Разработать критерии оценки творческого воображения старшеклассников, которые позволят выявить динамику развития этого психического процесса.
6. Осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемой методической системы развития творческого воображения старшеклассников в процессе обучения художественному конструированию.
Методологической и теоретической основой исследования стали:
- труды в области педагогики, психологии, методики специализированного образования в общеобразовательных заведениях России и некоторых зарубежных стран;
- теория деятельности;
- теория художественного образования;
- теория личностно-ориентированного образования.
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме;
- моделирование методики развития творческого воображения старшеклассников при обучении художественному конструированию, учитывающей индивидуально-психологические особенности учащихся и уровень сформированности творческого воображения;
- педагогический эксперимент;
- анализ работ учащихся, выполненных ими в процессе учебно-творческой деятельности на занятиях художественным конструированием;
- анализ, обобщение и обработка результатов эксперимента.
Опытно-экспериментальной базой стали общеобразовательные школы и гимназии г. Владимира. В общей сложности опытно-экспериментальным исследованием было охвачено более 500 учащихся.
Периоды исследования:
Первый период (1996-1998г.г.) носил пробно-поисковый характер. На этом этапе осуществлялись первичные наблюдения, изучалась специальная литература по вопросу обучения художественному конструированию учащихся старших классов.
На данном этапе также определялась и уточнялась проблема исследования, изучались и анализировались психолого-педагогические и методические труды отечественных и зарубежных ученых, был проведен анализ современного состояния обучения учащихся художественному конструированию. Была сформулирована гипотеза, намечены цели и задачи и определены методы исследования. Был осуществлен поисковый эксперимент с целью выявления результативности (действенности) разработанных нами учебных заданий, уточнялись условия обучения старшеклассников художественному конструированию.
Второй период (конец 1997-1998г.г.) включал в себя проведение констатирующего эксперимента с целью определения исходного уровня сформированности творческого воображения старшеклассников, а также для выявления влияния индивидуально-возрастных особенностей учащихся на процесс развития данного психологического процесса.
Третий период (1998-2001г.г.). Проводились обучающий и сравнительный этапы эксперимента, включающие поиск содержания, методов, форм и методических приемов обучения, способствующих развитию творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием. На этом этапе анализировались работы учащихся, обобщались полученные результаты исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Систематизированы исследования по развитию творческого воображения учащихся старших классов на занятиях художественным конструированием, и на их основе разработана теоретическая модель данного психического процесса.
2. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена методика развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием, которая определена нами как система, выполняющая следующие функции: содержательного порядка; функционального порядка; исследовательского порядка.
Она позволяет реализовать преемственность, последовательность и непрерывность художественно-графического образования и обеспечить допрофессиональную подготовку выпускников общеобразовательных учреждений.
3. Определены наиболее благоприятные педагогические условия, стимулирующие процесс развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием, которые предполагают синтез различных видов деятельности и внедрение личностного подхода к обучению:
- необходимость изложения теоретических положений курса на основе интеграции внутрипредметных связей понятий художественного конструирования и системности получаемых знаний;
- необходимость закрепления теоретических основ курса в ходе выполнения заданий, последовательное введение которых в процесс обучения обеспечивает развитие творческого воображения, на основе коррекции индивидуально-психологических особенностей системообразующих компонентов творческого воображения;
- учет индивидуально-возрастных особенностей развития творческого воображения старшеклассников, которые позволяют корректировать поисково-творческую деятельность учащихся при выполнении заданий, включающих эстетические, функциональные, экологические и технологические требования;
- учет на начальном этапе исходного уровня развития творческого воображения учащихся обеспечивает активизацию указанного процесса посредством использования эффективных методов, основанных на личностном подходе;
- оказание на начальном этапе» необходимой помощи учащимся с низким и среднем уровнем развития творческого воображения.
4. Разработаны специальные упражнения и задания, способствующие развитию творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием и повышению их творческой активности.
5. Предложены критерии оценки творческого воображения старшеклассников в процессе обучения художественному конструированию.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесен вклад в разработку допрофессиональной подготовки старшеклассников путем выявления условий, позволяющих индивидуализировать процесс развития творческого воображения, обеспечивая его эффективность.
Практическая значимость работы заключается в разработке методики развития творческого воображения, основанной на учете индивидуально-возрастных особенностей старшеклассников; подборе творческих заданий и упражнений с элементами проблемного обучения, обеспечивающих коррекцию недостатков исходного уровня, сформированности творческого воображения и его развития в процессе обучения художественному конструированию; в разработке дидактических материалов, обеспечивающих успешное обучение учащихся художественному конструированию и способствующих эффективному развитию у них творческого потенциала.
Результаты исследования могут быть использованы в разработке новых учебных программ, учебных пособий, учебников по художественному конструированию. Материалы работы могут найти применение при совершенствовании содержания и методики обучения старшеклассников изобразительному искусству в общеобразовательных учреждениях и в дальнейшей разработке проблемы развития творческого воображения учащихся, а также могут быть внедрены в учебную практику при подготовке учителей в педагогических училищах и вузах.
Достоверность результатов исследования обеспечена использованием комплекса взаимосвязанных методов, научной методологией, четкой организацией экспериментальной работы, подтверждена объективным анализом полученных результатов.
Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях ученого совета ХГФ Mill У, кафедры методики преподавания ИЗО и черчения МИГУ (1998 - 2001 гг.), на конференциях по итогам научно-исследовательской работы в ВГПУ (1998 -2001 гг.).
Результаты исследования внедрены в практику в виде публикаций:
1. Региональная программа общеобразовательной школы "Художественное конструирование" (Владимир, 1999 г.).
2. Научно-методические статьи в сборниках научных трудов Ml И У.
Проведенное исследование позволило вынести на защиту следующие положения:
1. Теоретическая модель процесса творческого воображения как сложной многофункциональной психологической системы, состоящей из взаимодействующих между собой компонентов (интеллектуального, сенсорного, эмоционального, интуитивного), интеграция которых обеспечивает создание новых образов.
2. Педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием.
3. Методическую систему развития творческого воображения старшеклассников в процессе обучения художественному конструированию, разработанную с учетом индивидуально-психологических особенностей данного психического процесса обучающихся.
4. Критерии оценки творческого воображения, позволяющие выявить динамику развития данного психического процесса учащихся старших классов.
Структура и объем диссертации. Теоретическое и экспериментальное решение проблемы определило структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Диссертационная работа изложена на страницах основного текста. Список литературы насчитывает 231 наименование научных трудов, из них на иностранных языках (английский) -1.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
8. Результаты исследования полностью подтвердили исходную гипотезу. Предлагаемая методика развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием может послужить основой дальнейших научно-практических разработок и рекомендаций для учителей школ.
В заключении необходимо подчеркнуть, что проблема развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием нельзя считать вполне решенной. Работу над созданием целостной системой обучения художественному конструированию следует продолжить в направлении разработки и воплощения гибких педагогических технологий. Эта комплексная задача по силам лишь крупным исследовательским коллективам.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Маслова И.И., Михеева Е.П., Павлычев В.П. Региональная программа российской школы «Художественное конструирование». - Владимир: ВГТТУ, 1999.-11 с. (0,7 п.л.).
2. Маслова И.И. Развитие творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием. - Сб. статей: «Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства». - Вып. Ill - М.: Прометей, 1999.-c.313 - 318 (0,3 п.л.).
3. Маслова И.И. Роль художественного конструирования в развитии творческого воображения учащихся старших классов. - Сб. статей: «Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства». - Вып. IV - М.: Прометей, 2000. - с.306 - 309 (0,2 пл.).
4. Маслова И.И. Развитие творческого воображения на занятиях художественным конструированием как способ познания мира и самого себя. - Сб. статей: «Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства». - Вып. IV - М.: Прометей, 2000. - с.309 - 312 (0,25 пл.).
Заключение
В условиях создания российской рыночной экономики, социального развития России, особенных социокультурных условиях и научно-технических преобразований в нашем обществе возрастают требования к характеру образования вообще и среднего образования в частности. Требуется повышение эффективности и качества обучения, воспитания творческой активности у учащихся и обеспечения гибкости структуры подготовки старшеклассников общеобразовательной школы. Непременное условие, продиктованное нашим временем - профориентировать школьников старших классов. Развить в них способность подходить к делу творчески. И возможно это через художественно-эстетическое воспитание, через активные формы художественного творчества коей может стать художественное конструирование. Эта дисциплина развивает не только творческие способности, но и формирует высокие культурные потребности и эстетический вкус. Творческое начало любого дела одухотворяет человека, формирует весь его образ жизни. Знакомство с «Художественным конструированием» в школе сможет сориентировать молодых людей на дальнейшее изучение этой дисциплины на более высоком уровне в специальных средних и высших учебных заведениях.
Курс «Художественное конструирование» может стать составным компонентом системы подготовки и профессиональной ориентации творчески мыслящей личности. При этом успешное овладение художественным конструированием возможно при условии развития различных творческих способностей у учащихся, в том числе специальных. Значительный вклад в разработку теории и практики художественного образования, развития творческих способностей школьников средствами различных видов изобразительного и декоративно-художественное конструирование наиболее адекватно современной школе, в деле её реальной, а не идеализированной гуманизации, именно оно способно решать максимально и эффективно задачу сближения обучения и воспитания, технических знаний и творчества, восприятие функциональности и воспитание эстетической культуры.
Успешная реализация задач в области художественно-конструкторского образования возможна лишь при условии фундаментальной подготовки старшеклассников по основам художественного конструирования.
Но пока не разработана единая система образования художественного конструирования в школе, нет в достаточно полном изложении теоретических работ, связанных с изучением художественного конструирования учащихся старших классов.
Наблюдения за работой учащихся, а также анализ их работ по художественному конструированию, показывают, что учащиеся понимают цель занятий художественным конструированием в приобретении технических навыков. Педагоги, однако же, не имеют полного представления о методических условиях формирования творческого воображения. Это все приводит к тому, что учащиеся не знают, как и какими средствами создается художественный образ, не умеют вести поиск своего стиля, идут к нему малоэффективным способом проб и ошибок. Часто наблюдается слепое копирование уже виденных ими работ или вариантов, представленных на методических пособиях, слайдах и т.п. Как следствие такого подхода - серость и однообразие выполненных эскизов, макетов, проектов. Сложившаяся ситуация, не способствует полноценной и эффективной подготовки творческой личности, его творческому развитию. В связи с этим, организация процесса художественного конструирования должна основываться на усилении направленности педагогического процесса обучения художественному конструированию от репродуктивных, простых упражнений в сторону решения продуктивных образных задач, поиска и создания высокохудожественного (высокотворческого) проекта, эскиза, макета и т.д. При этом учащиеся должны ясно осознать то, что образная сила их работы зависит не только от нюансов, контрастов, пропорциональности, пластичности, композиционного равновесия и других средств композиции, а в основном, от подчинения и взаимосвязанности этих средств композиции и возникающим в сознании образом.
Таким образом, в предлагаемой работе на основе анализа развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием раскрывается специфика создания образов и приемов воздействия на них механизмов творческого воображения. Возрастные и индивидуальные особенности развития творческого воображения старшеклассников исследуются на основе анализа его видов, функций и системообразующих компонентов в рамках занятий художественным конструированием.
Большое внимание уделено в работе разработке диагностической методике, позволяющей фиксировать общие и специфические компоненты в структуре творческого воображения учащихся старших классов, уровни их развития на основе предложенных показателей, особенности проявления творческого воображения в процессе занятий художественным конструированием. Особенности творческого воображения, его содержания и условия функционирования описываются на материале художественного конструирования.
Обобщая полученные результаты диссертационного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Подготовка по художественно-графическим дисциплинам старшеклассников, проводимая в общеобразовательной школе не соответствует современным требованиям, предъявляемыми к ней социальным заказом общества, поскольку в ней отсутствует непрерывность и преемственность обучения, не учитывается необходимость обновления содержания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся старших классов. Это влияет на развитие их творческих способностей, включая и такой компонент как творческое воображение.
Разрешение данных противоречий возможно при условии включения художественного конструирования в учебный процесс и создании методики развития творческого воображения старшеклассников в процессе обучения названного предмета, что обеспечит преемственность и непрерывность художественной подготовки школьников в системе допрофессионального образования.
2. Опираясь на теоретические и практические основы развития творческого воображения разработана теоретическая модель указанного процесса.
3. Разработана методическая система развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием в профильных классах общеобразовательных школ. Определена последовательность введения заданий, обеспечивающих оптимальное развитие творческого воображения учащихся с учетом индивидуально-психологических особенностей создания образов в процессе обучения художественному конструированию.
4. Теоретически доказано и экспериментально проверено, что развитие творческого воображения старшеклассников возможно при создании педагогических уеловий на занятиях художественным конструированием.
5. Применение специальных диагностических заданий позволило выявить и проанализировать различные характеристики творческого воображения учащихся, динамику развития данного психического процесса.
6. Теоретически и экспериментально доказано, что предлагаемая нами методика, включающая в частности систему творческих заданий и упражнений по созданию образа, обеспечивает развитие творческого воображения учащихся и глубокое усвоение ими теоретических знаний, практических умений и навыков.
7.Разработаны критерии оценки творческого воображения старшеклассников, позволяющие выявить динамику развития указанного психического процесса.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Маслова, Ирина Ивановна, Москва
1. Алехин А.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени д.п.н. / МПГУ. - М.: МПГУ, 1993. - 32с.
2. Альберти Леон Баттиста : Сб. статей. / АН СССР, Научн. совет по истории мировой культуры; [Отв. ред. Н.В.Лазарев]. - М.: Наука, 1997 - 192с.: 12 л. ил.
3. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Внедрение в теорию решения изобретательных задач. 2-е изд., доп. - Новосибирск: Наука, 1991 - 224с.: ил.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах / Под ред.
5. A.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова. М.: Педагогика, 1980 - Т.1 / Сост. В.П. Лисен-кова. - 230с.: ил. - Т.2 / Сост.Н.В.Кузьмина. - 287с.
6. Ананьев Б.Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968 - 334с.: ил.
7. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: изд-во Казан, ун-та, 1988. - 238с.: табл.
8. Анисимов Н.Н. Основы рисования. Учеб. пособие для строительных спец. вузов. 2-е изд. - М.: Стройиздат, 1977. - 168с.: ил.
9. Анисимова Л.Н. Профессионально-графическая подготовка учителя технологии в педагогическом вузе. М.: МПУ, 1998. - 246с.
10. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм / Пер. с англ. В.Л.Глазычева. -М.: Стройиздат, 1984. 193с.: ил.
11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Сокр. перев. с англ.
12. B.Н.Самохина. М.: Прогресс, 1974. - 392с.: ил.
13. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Пер. с англ. Г.Е.Крейдлина. М.: Прометей, 1994. - 352с.
14. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество: Проблема взаимодействия матер, и худ. культуры XX в. М.: Сов. худ-к, 1987. - 230с. : илл.
15. З.Артемьева Т.И. Методологические аспекты проблемы способностей М., Наука, 1977. - 184 с.
16. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. - 560с.: портр., табл.
17. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. - 208с.
18. Бандуристый Ф.Ф. Методические принципы обучения школьников художественному проектированию. (Кружковая работа в 4-6 классах). Дисс. . к.п.н.-М.: МГПИ, 1983.-214с.
19. П.Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981. - 143 с.
20. Барташевич А.А. Основы художественного конструирования: Учебн. для студентов высш. техн. учебн. заведений. Минск: Высш. шк., 1984. - 225с. : ил.
21. Барташевич А.А., Мельников А.Г. Основы художественного конструирования Минск: Вышейш. шк., 1978. - 215с.: ил.
22. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования в системе архитектурного образования: Учеб.-метод, пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доплн. - М.: Стройиздат, 1982.- 224с.:ил.
23. Бегенеу З.Г. Функция, форма, качество / Пер. с нем. Ал. Дижура и М.М.Субботина. Под ред. Г.Б.Минервина. М.: Мир, 1969. - 168 е.: ил.
24. Белинский В .Г. Избранные эстетические работы: В 2-х т. М.: Искусство, 1986. - Т. 1 / Сост. Н.Г.Гей. - 206с.: ил., портр. - Т.2. - 461 с.
25. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся (из опыта работы). М.: Просвещение, 1983 - 112с.: ил.
26. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т., М.: Искусство: ИЧП "Лига", 1994. - Т. 1. - 542с., Т.2 - 509с.
27. Бергсон А. Собрание сочинений в 4-х томах / Пер. с франц. / Автор предисловия И.И.Блауберг. М.: Московский клуб, 1992. - Т.1. - 325с.: портр.
28. Бергсон А. Творческая эволюция / Авт. пер. с франц. В.А.Флерова. М.; СПб.: Русская мысль, 1914. - 332с.
29. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазии и реальность. М.: Политиздат, 1968.- 128с.
30. Блонский П.Н. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1979 - 399с. - Т.2, гл. "Память в мышлении". - с. 118-340.
31. Боголюбов Н.С. Формировангие творческих способностей учащихся средней школы средствами избразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Дисс. . д.п.н. М.: МПГУ, 1993.
32. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. /Отв. ред. акад. Б.М. Кедров Ростов-на-Дону: Изд. Ростовск. ун-та, 1983. -176с.
33. Боно Де Э. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении: Пер. с англ. / Под общ. ред. О.К.Тихомирова. -М.: Прогресс, 1976. 143с.: ил.
34. Боно Де Э. Латеральное мышление (Серия "Мастера психологии") / Пер. с англ. С.Рысев. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. - 320с.
35. Брунер Дж.С. Процесс обучения / Пер. с англ. О.К.Тихомирова. Под ред. А.Р.Лурия; АПН РСФСР. М.: Изд. АПН, 1962. - 84с.
36. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические трактаты. М.: Институт практич. психологии: Воронеж: МОДЭК, 1996.-387с.
37. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск, 1990.
38. Буш Г.Я. Методы технического творчества. Рига: «Лиесма», 1972. - 127с.
39. Варламов Р.Г., Струков О.Д. Элементы художественного конструирования и технической эстетики (Учебник для средних специальных учебных заведений). М.: Советское радио, 1980. - 97с.: ил.
40. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд. МГУ, 1982.-336с.: ил.
41. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия (Учебное пособие). М.: Изд. Моск. ун-та, 1973. -246с.: ил.
42. Венгер JI.A Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. - 96с.: ил.
43. Визуальная культура визуальное мышление в дизайне /В.Ф. Колейчук и др.- М.: ВНИИТЭ, 1990. 87с.: ил. - (Б-ка дизайнера и эргономиста).
44. Владимиров С.В., Карев М.А. Информация и мы М.: Знание, 1970. - 192с.: ил.
45. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. / Под ред. И.С.Якиманской. М.: Педагогика, 1989. - 224с.: ил.
46. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1984. - 220с.: ил.
47. Вопросы психологии способностей. Сб. статей / Под.ред. В.А. Крутетского.- М.: Педагогика, 1973. 216с.: черт.
48. Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. 4.2.: Русский дизайн. Производственное искусство. Глава 3 и 4. М.: Изд. МГХГТУ им. С.Г.Строганова, 1998.- 146с.
49. Воронов Н.В., Шестопалов Я.Е. Эстетика техники : Очерки истории и теории. М.: Сов. Россия. 1972. - 176 е.: ил.
50. Восприятие и воображение (Экспериментальное исследование) // Ученые записки № 194 / Под ред. Е.И.Игнатьева. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1963. -368с.
51. Вудсон У.Е., Конновер Д.В. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников конструкоторов. / Перев. с англ. канд. филос. наук A.M. Пашутина. - М.: Мир, 1968. - 518с.: ил.
52. Вундт В.М. Фантазия как основа искусства / Пер. Л.А.Зандера. Под ред. А.П.Нечаева. СПб. - М.: Вольф, 1914. - 146с.
53. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Лекция 5: Собрание сочинений в 6-ти томах. - Т.2. - М.: Педагогика, 1982. - с. 436454.
54. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. - 93с.
55. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968г. - 576с.
56. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах / Глав. ред. А.В.Запорожец. М.: Педагогика, 1982 - 1984. - Т.1: Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р.Лурия, Н.Г.Ярошевского, 1982. - 487с. (Психологические системы. Статья. С. 109-131).
57. Гамаюнов В.Н., Коробовский Ю.Г. Основы дизайна. : Учебное пособие для студентов ХГФ пед. ин-тов. М.: Альфа, 1993. - 100с.: ил.
58. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. 4.1: Логика. (3-е изд-е). - М.; Л.: Госиздат, 1929. - 368с. - Т.З: Ч.З.: Философия духа. - М.: Политиздат, 1956. - 371с.
59. Гервер В.А. Основы худ. конструирования М.: Редак. - издат. отдел ВЗЭНС 1976.-30 с.
60. Гизе М.Э. Очерки истории худ. конструирования в России 18 нач. 19 в. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. - 279с.: 16л. ил.
61. Гильдербрандт А. Проблема формы в изобразительном искусстве. (Собр. статей) / Пер. с нем. М.: Изд. МПИ, 1991. - 162с.: ил.
62. Глазычев B.J1. О дизайне. : очерки по теории и практике дизайна на Западе. -М.: Искусство, 1970. 192с.
63. Говорун Д.И. Воображение и художественное творчество: Автореф. дисс. . .канд. филос. наук. М., 1976. - 28с.
64. Горанов К.Я. Содержание и форма в искусстве (Предисловие академика Т.Д.Павлова) / Пер. с болг. М.: Искусство, 1962. - 272с.
65. Гостев А.А. Образная сфера человека. М., 1992. - 195с.
66. Грачев Н.Н. Психология инженерного труда: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1998.-333с.
67. Грейнер J1.K. Общие основы композиции промышленных изделий. Л., 1970.
68. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии: Избр. психолог. Труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998.-378с.
69. Давыдов В.В. О месте категории деятельности в современной теории психологии // Деятельность: теории, методологии, проблемы. Сборник ст. / Сост. И.Т.Касавин- М.: Политиздат, 1990. 365с.
70. Даниляк В.И., Мунипов В.М., Федоров М.В. Эрогодизайн, качество, конкурентноспособность. М.: Изд-во стандартов, 1990. - 199с.: ил.
71. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и восприятии зрителя. Л.: Искусство, Ленингр. отделение, 1990. - 221с.: ил.
72. Дироф Адольф. Психология в общедоступном изложении / Пер. с нем., под ред. и с предисл. Н. Самсонова. -М.: Космос, 1911. 142с.
73. Джонс Дж.К. Инженерное и худ. конструирование. Пер. с англ. Т.П.Бурмистровой, И.В.Фриденберга. М.: Мир, 1986. - 326с.: ил.
74. Дроздецкий А.Г. Принципы и методы построения учебных планов и программ по основам дизайна для внешкольного обучения старшеклассников: Дисс. . к.п.н. — М.: МГПИ, 1982.- 183с.
75. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие М.: ИНФРА-М, 1997.- 256с.
76. Дубинин Н.П. некоторые вопросы биосоциальной природы человека / Н.П.Дубинин, Ю.Г.Шевченко; АН СССР, ин-т общ. генетики. М.: Наука, 1976.-235с.: ил.
77. Дудецкий А.Я. Воображение. Смоленск: Смоленск, гос. пед. ин-т им. Маркса, каф. психологии, 1969. - 94с.
78. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974. - 153с.
79. Дудецкий А.Я., Лустина Е.А. психология воображения (фантазия) / Смоленский гуманит. университет, кафедра психологии. М.: Смоленск: Изд-во Смоленского гуманит. ун-та, 1997. - 82с.: ил.
80. Дункер К. Психология продуктивного творческого мышления // Психология мышления. Сб. переводов с нем. и англ. / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 532с. с. 1-17.: черт.
81. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления: Как мы мыслим. / пер с англ. изд.: How we Think / J. Dewey New-York, 1910. - M.: Лабиринт, 1999. - 186c.
82. Дьюи Дж. Школа и общество. Пер с англ. Г.А. Лучинского / Руководстводля преподавателей. М.: Работник просвещения, 1925. - 127с.
83. Ерошина Г., Ульянова В. Дизайн и дети // Худ. конструирование за рубежом № 3. М.: ВНИИТЭ, 1975. - 30с.
84. Журавлёв В.И., Ников Г.П., Скоткин М.Н. Методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1979. - 255с.
85. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа (Исследование деятельности зрительной системы). М.: Изд. МГУ, 1969. - 108с.
86. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. - 128с.
87. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М. : Учпедгиз, 1961. - 223с.
88. Изергина Н.Е. Методы активизации пространственного воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда: Дисс. . к.п.н. М.: МПГУ, 1994.-241с.
89. Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. М.: Стройиздат, 1971. - 224с.: ил.
90. Интенсификация творческой деятельности студентов / Научная редакция В.И. Андреева, Г.Мельхорна. Казань: Изд. Казанского ун-та, 1990. - 197с.
91. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. - 268с.
92. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М. Педагогика, 1990. - 141с.
93. Кант И. Критика чистого разума / Пер. Н.О. Лосского. М.: Наука, РАН, Институт философии, 1998.-665с.
94. Капланов С.Г. Процессы воображения в создании произведений живописи // Вопросы психологических исследований формирования образа. М.: Изд. АПН РСФСР, 1954.-с. 197-224.
95. Квасов А.С. Основы художественного конструирования промышленных изделий: учебное пособие. М.: МВХПУ: Моск. авто-мех. ин-т, 1989. - 98с.
96. Кейра Фридрих. Развитие мышления у детей (Логика ребенка и ее воспитание) / Пер. с франц. О. и С. Егуновых. Под ред. и с предислов Л.Е. Оболенского. СПб, В.И. Губинский, 1903. - 116с.
97. Кирпичев В.И. Детская студия ЭДАС (Школа-студия) / Юный художник, №4.- 1994.-с.46-48.
98. Кирпичёв В.Л. Значение фантазии для инженеров. СПб, 1903. - 23с.
99. Ковешников А.И. Теория и методика изучения основ дизайна в процессе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства: Дисс. . д.п.н.-М.: МПГУ, 1992.-356с.
100. Композиционные средства и приёмы худ. выразительности в дизайне. -М.: Труды ВНИИТЭ, вып. 13, 1982. 100с.
101. Компьютеры в школе. : Пер. с англ. /Общ. ред и вст. ст. В.В. Рубцова. М.: Прогресс, 1988. 336с. : 69 ил.
102. Конн И.С. Психология старшеклассника. М. : Просвещение, 1982. -207с.
103. Конструкция, функция, худ.образ в дизайне / Редкол.: С.О.Хан-Магомедов и др. М.: ВНИИТЭ, 1980. 140с.: ил.
104. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд. Моск. ун-та, 1979.- 144с.
105. Коршунова Л.С., Пружинин В.И. Воображение и реальность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. — М.,Изд-во МГУ 1989,- 180с.
106. Краткий словарь терминов дизайна / Сост. А.Л, Дижур, Т.Н.Бурмистрова, Т.И. Ленгиель и др. М.: ВНИИТЭ, 1975. - 123с.
107. Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей: 16 типов личностей определяют, как мы живем, работаем и любим./Пер.с анг. М.,Персей и др., 1995. - 544с.
108. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Очерки психологии старшего школьника. -М.: Гос. учебно-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР., 1963. -198с.
109. Кузин B.C. Психология.(Учебник для студентов сред.спец.учебных заве-дений)-4-е изд.,перераб. и доп.- М.,Рандеву-Ам:Атар, 1999-304с.
110. Кумбз Ф.Г. Кризис образования в современном мире. М.: Прогресс, 1970.
111. Лазарев Е.Н. Экспериментальный учебный план подготовки художников-конструкторов // Сб. "Техническая эстетика", № 13 М.: ВНИИТЭ, 1976. -с.50-59.
112. Лебедев Ю.С. Архитектура и бионика (Центр. НИИ теории и истории архитектуры). М.: Стройиздат, 1977. - 221с.: ил.
113. Лебедко В.Г. Представление о пространстве и искусство. М.: Прометей, 1993.- 106с.
114. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974. - 208с.
115. Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им. В.И.Мухиной (Б.Г. Бандорин и др.). М.: ВНИИТЭ, 1990. - 100с.: ил. -(Б-ка дизайнера).
116. Лернер И.Л. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. -246с.
117. Лилов А. Природа художественного творчества / Пер. с болгар. М.: Искусство, 1981. - 479с.
118. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. Ред. М.Ю.Забродин, Е.В.Шорохова. М.: Наука, 1984. -444с.
119. Ляликов А.П. Методы инженерной деятельности: Основы технич. творчества: Учебно-метод. пособие. М.: СПб ГМТУ, 1996. - 212с.
120. Майкова 3.А. Современная школа США. М.: Педагогика, 1971.-225с.
121. Марр Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов / Пер. с англ. Н.Г.Гуревич. М.: Радио и связь, 1987. - 399с.: ил.
122. Методика художественного конструирования / Сб. статей (Предисловие Г.Б. Минервина). М.: ВНИИТЭ, 1978. - 179с.: ил.
123. Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм: В 3-х выпусках. -Вып 1.-М., 1970,- 157с.: ил. Вып.2. - М, 1974.- 180с.: ил.
124. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. М.: Машиностроение, 1983. - 134с: ил.
125. Московская школа дизайна: Опыт подготовки специалистов в MB ХПУ (бывш. Строгановское). М.: ВНИИТЭ, 1991. - 180с.: ил. - (Б-ка дизайнера).
126. Музафаров М.А. Возрастные особенности развития воссоздающего воображения у школьников. Фергана: Ферганский гос. пед. институт им. Улуг-бека. (Ученые записки. Вып. 10. Психология), 1961. - 133с.
127. Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии. -М.: Прогресс, 1981. -232с. (Воображение и память. — с.141-165).
128. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. Тбилиси, 1972.
129. Нельсон Дж. Проблемы дизайна / Пер. с англ. Д.Э.Куниной, Д.В.Сильверстова. М.: Искусство, 1971. - 207с. - (Проблемы, материально -художественной культуры).
130. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед заведений: В 3-х книгах. 4-е изд-е. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1. Общие основы психологии. - 688с. - Кн.2. Психология образования. - 608с. -Кн.З. Психодиагностика. - 640с.
131. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. 4-е изд. - М.: Гея, 1994.- 176с.: ил.
132. Николаева Н. Организация художественного конструирования за рубежом / Сб. "Искусство и промышленность" / Под ред. В.П.Толстого и К.М.Кантора. М.: Искусство, 1967. - 144с.: ил.
133. Основы творческой концепции и проектные направления современного дизайна: Учебно-метод. руководство по изуч. курса "Этика и эстетика" для студентов технол. спец. М.: Гос акад. сферы быта и услуг, 1994.- 41с.
134. Основы методики художественного конструирования М.: ВНИИТЭ, 1970. -279с.
135. Основы профессионального творчества художника-конструктора: Учеб. пособие по комплексному курсу для высш худож. пром. учебных заведений. (спец. "Пром. искусство") - Л.: МЕСИ, 1978. - 84с.: ил.
136. Павлов И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. М.: Гос. учебно-пед. изд. Министерства просвещения РСФСР, 1950.-264с.
137. Падал ко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся.(4-5 классы):Кн.для учителя М.: Просвещение, 1985.-127с.,ил.
138. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избр.труды -М.,Педагогика 1984. 272с.
139. Пиаже Ж.Избр.психологические труды: Психология интеллекта. Генесиз числа у ребенка. Логика и психология: Пер.с англ.и фр. -М.,Междунар.пед.акад., 1994.-674с.
140. Плышевский В.Н. Обучение проектировочной деятельности в системе дизайнерского образования // Сб. "Техническая эстетика", № 3 М.: ВНИИТЭ, 1976.-с.60-70.
141. Подготовка дизайнеров за рубежом. / Редкол.: Л.Б.Переверзев и др. М.: ВНИИТЭ, 1989,- 109 с.: ил.
142. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. педвузов: В 2-х кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576с.: ил.
143. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982.-96с.: ил.
144. Пономарёв Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990.
145. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение / Курс художественного воспитания / Пер. с итал. М.: Советский художник, 1981. - Кн.1. -113с.-Кн.2.-89с.
146. Проблемы стилевого единства предметного мира. М.: ВНИИТЭ, 1980. -126с.: ил.
147. Проблемы художественной выразительности совр. предметной среды. /Редкол.: С.О.Хан-Магомедов и др. М.: ВНИИТЭ, 1985.- 100с.: ил.
148. Проблемы школьного учебника. Сборник статей. Вып. 20: Материалы Всесоюзной конференции "Теория и практика создания школьных учебников". / Сост. Т.А.Молчалова М.: Просвещение, 1991 - 240с.
149. Программа "Изобразительное искусство". 1-9 классы / Под ред. B.C. Кузина. -М.: Просвещение, 1994.-160с.
150. Программа "Изобразительное искусство и художественный труд". 1-8 классы / Под ред. Б.М. Йеменского. М.: Просвещение, 1990. - 143с.
151. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, техническое творчество. М.: Просвещение, 1975. - с.259 - 392.
152. Программа общеобразовательных учреждений "Живопись. Основы дизайна" (5-9 кл.) М.: Просвещение, 1995.-16с.
153. Промышленное искусство: Межвузов, темат. сб. трудов. М.: МАРХИ, 1980.- 113с.: ил.
154. Промышленное искусство: Межвузов, темат. сб. трудов. М.: МАРХИ,1986. 152с.: ил.
155. Прохоров А.Ф. Конструктор и ЭВМ. М.: Машиностроение, 1987 - 272с.
156. Психологическая диагностика: проблемы исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981.-23 2с.
157. Психологические исследования представлений и воображения: Труды института психологии. Вып. 76 / Отв. Ред. Е.И. Игнатьев. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1956. - 248с.
158. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Б. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. - 448с.:ил.
159. Психология обучения. Учебное пособие. /Под ред. В.В. Давыдова. М.,Б.и., 1978.-69 с.
160. Психолоия процессов художественного творчества /Под ред. А. Хренова. -Л.: Наука, 1986.-273с.
161. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. 2-е изд. испр. и дополн. - М.: Прометейиздат, 1990. - 494с.
162. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. М.: Политиздат, 1967.-271с.: ил.
163. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.: Советский художник, 1978. -238с.: ил.
164. Раппопорт С.Х. Художественные представления и художественный образ // Сб. "Эстетические очерки". Вып.З. М.: Музыка, 1973. - с.45-94.
165. Раппопорт С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей. М.: Знание,1987. 63с: ил. - (Новое в жизни, науке, технике).
166. Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1901.-318с.
167. Розенблюм Е. Художник в дизайне. М.: Искусство, 1974. - 175с.
168. Розет М.И. Психология фантазии. Экспериментально- теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности.-2-е изд.,испр. и доп.-Минск:Университетское,1991-339с.:ил.
169. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием :Учебное пособие для художественно-графическ.пед.ипститутов)-М.:Просвещение, 1987.-174с. :ил.
170. Рубинштейн C.JI. Собрание сочинений в 2-х томах. "Воображение: основы общей психологии". "Основы общей психологии". М.: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 488с. Т.2. - 328с.
171. Рязанцева И.М. Методика обучения элементам конструирования в процессе графической подготовки школьников: Автореф. дисс. . к.п.н. М.: МПГУ, 1986.- 14с.
172. Самарин Ю.А.Избр.произведения.-М.:РОССПЭН, 1996-606с.
173. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962. -504с.
174. Селезнев И.Ф. Дизайн. Минск, 1978.
175. Селли Джеймс. Очерки психологии детства / Пер. с англ. А. Громбаха. -М., Тихомиров, 1909.-456с.: ил.
176. Сеченов И.М. Избранные произведения./Под ред.,со вст.ст. В.М.Каганова -М.: Учпедгиз,1958.-415с.
177. Скворцов А.И., Ульмская школа художественного конструирования // Сб. "Худ. констр. обозрение", № 4. М.: ВНИИТЭ, 1973. - с.76-116.
178. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. Минск: Хар-вест, 1997. -800с.
179. Смирнов С.Д. Психология образа: проблемы активности психологического образа. М.: Изд. МГУ, 1985. - 232с.
180. Спенсер Герберт. Ассоциативная психология. М., 1998.- с
181. Стариков М.М. Формирование творческого воображения у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях живописью: Дисс. . к.п.н.-М.: МПГИ, 1993.-207с.
182. Страницы истории отечественного дизайна: Исследования и публикации. М.: ВНИИТЭ, 1989. - 171с.: ил.- (Техн. эстетика).
183. Страхов И.В. Психология воображения // Пособие для студентов пединститутов. Саратов, 1971. - 78с.
184. Суворов Н.Н. Воображение в художественном творчестве: Дисс. . канд. филос. наук. JI., 1980. - 212с.
185. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения./Под ред. Кузина Н.П. М.: Педагогика, 1979.-558с. - Т. 1. - с.384-523.
186. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М.: Изд. МГУ, 1980.-46с.
187. Творческие направления в современном зарубежном дизайне. / Ред. кол.: Е.В. Черневич и др. М.: ВНИИТЭ, 1990. - 148с.: ил.
188. Теоретические концепции и творческие школы в дизайне. /Ред. кол. : С.О.Хан Магомедов и др. - М. ВНИИТЭ, 1981.-112с.: ил.
189. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избранные труды в 2-х то-мах./Под ред.Н.С.Лейтис М.,Педагогика, 1985. - 329с.Т.1. - с.15-41.
190. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практиоориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. -М.: Новая школа, 1997.-352с.
191. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.-188с.
192. Уотсон Джон. Психология как наука о поведении / Пер. со 2-го доп. и пе-рераб. англ. изд. И.Н. Мураховской и Д.С. Лопухина. Под ред. В.П. Протопопова. (Учебник для пед. вузов). Одесса. Госиздат. Укр. ССР, 1926.-398с.: ил.
193. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. М.: РАН Ин-т философии, 1994.-215с.
194. Философский энциклопедический словарь. / Гл. ред. Л.И. Илычева, П.Н. Федосеев и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.
195. Фишер М.Н. Проблема эстетического воспитания учащихся средствами дизайна: Дисс. . к.п.н. М., 1979. - 184с.
196. Фольта А.В. и др. Основы художественного конструирования. Практикум. Киев.: Вища школа, 1978. - 142с.
197. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Воспоминания детства. М.: Наука, 1991. -64с.
198. Фрейд 3. Психология бессознательного:Сб.произведений(Пер.с нем./Под ред.М.Г.Ярошевского-М.,Просвещение, 1989. -447с.
199. Фролова Г.В. Педагогические возможности ЭВМ. Опыт, проблемы. Перспективы. Новосибирск.: Сиб. отд-ние, 1988. - 173с.
200. Функция вещи как предмет исследования в дизайне. /Ред.кол. : В.М. Фролов и др. М.: ВНИИТЭ, 1982. - 82с. : ил.
201. Уральская школа дизайна: Опыт подготовки дизайнеров в свердловском архитектурном институте. М.: ВНИИТЭ, 1989. - 115с.: ил. - (Б-ка дизайнера.)
202. Харьковская школа дизайна: Опыт подготовки дизайнеров в Харьковском художественно-промышленном институте / Под ред. А.П. Бляхера и др. М.: ВНИИТЭ, 1992. - 103с.: ил.
203. Хембидж Д. Динамическая симметрия в архитектуре. М.: Изд-во Все-союзн. академии архитектуры, 1986. - 200с.
204. Хилл П. Наука и искусство проектирования / Пер с англ. М.: Мир, 1973. - 262с.
205. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1985.
206. Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михайловской. М., Изд-во Московского ун-та,1975.-400с.
207. Художественное конструирование: Проектирование и моделирование промышленных изделий: Учебн. для худ.-пром. вузов / Под ред. З.Н.Быкова, Г.Б.Минервина и др. М.: Высш шк., 1986. - 238с.: ил.
208. Художественно-конструкторское образование. Пропедевтический курс. Сборник. Вып.2. М.: ВНИИТЭ. 1970. - 199с.
209. Художественно-конструкторское образование. Сборник. Вып.4. М.: ВНИИТЭ. 1973. -217с.
210. Шадриков В.Д. Деятельность и способности М.: Изд. карпорации "Логос", 1994. -320с.
211. Шадриков В.Д. Способности человека М.: Изд-во "Институт практич. психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 288с.
212. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 512с.: ил.
213. Шорохов Е.В. Художественный образ и искусство // Сб. статей "Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства". ВыпЛ.-М.: Прометей, 1996.- 172с.
214. Шпара Д.Е., Шпара И.Д. техническая эстетика и основы художественного конструирования. : Учебн. для уч-ся средн. спец. учебн. заведений. 2-е изд. перераб. и доп. - Киев. Выща шк., 1988. - 192с. : ил.
215. Шумилин. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989.-141с.
216. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассников / Под. ред. В.В.Давыдова. -М,Педагогика, 1979.-152с.
217. Эксперимент в дизайне: Методические материалы. М.: ВНИИТЭ, 1987. -67с.: ил.
218. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-219с.
219. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447с.
220. Эстетические проблемы дизайна // Сб. статей / Под ред. д-ра искусствоведения С.О. Хан-Магамедова. М.: ВНИИТЭ, 1978. - 98с.
221. Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. с нем. Под общ. ред. В.В. Зеленского. Мн.ЮОО "Попури", 1998. - 656с.
222. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 120с.
223. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. 144с.
224. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. -М.: Педагогика, 1980. 240с.
225. Японское искусство: Сборник статей/отв.ред.Р.Б.Климов -М., Изд.вост.лит-ра -1959-148с. :ил.
226. Mittler G. A., Howze J. Creating and Understan ding Drawing (studio aesthetics criticism historiy) New -York: Glencoe, Macmillan / Mc Graw - Hill -1997.- 295 p.