Темы диссертаций по психологии » Педагогическая психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Восприятие подростками экспозиции исторического музея

Автореферат по психологии на тему «Восприятие подростками экспозиции исторического музея», специальность ВАК РФ 19.00.07 - Педагогическая психология
Автореферат
Автор научной работы
 Сидоренко, Татьяна Николаевна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1990
Специальность ВАК РФ
 19.00.07
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Восприятие подростками экспозиции исторического музея"

МОСКОВСКИ» ОРДЕНА ЛЕПИНЛ II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫ» ПЕДАГОГИЧЕСКИ« ИНСТИТУТ имени В. II. ЛЕНИНА

Специализированный сопет К 113.08.07

Па праппх рукописи УДК 374.60 : 153.7

СИДОРЕНКО Татьяна Николаевна

ВОСПРИЯТИЕ ПОДРОСТКАМИ экспозиции ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

19.00.07 — педагогическая п возрастная психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации па соискание ученой степени кандидата психологических паук

Москва 1990

Работа выполнена в Московском ордена Ленина л ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. П. Ленина.

доктор психологических наук, профессор П. Л. ПРОСЕЦКШ'1

доктор психологических наук, профессор М. И. ДЬЯЧЕНКО кандидат психологических паук О. С. АНИСИМОВ

Ведущее учреждение — 111111 общей л .педагогической психологии АПН СССР.

присуждению ученой степени кандидата наук 1! Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте .имени В. И. Ленина по адресу: г. Москва, Новоспасский пер., д. 3, ¡корпус 3, а уд. 305.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГПН имени В. II. Ленина (119891, ГСП, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, МГПН имени В. II. Ленина).

Автореферат разослан «...1^..» ..... 1990 г.

II а у ч н ы й руководите л ь:

О ф и ц п а л т. и ы е о п и о и е н т ы:

Ученый секретарь специализированного совета

Т. И. ТЕПЕ1111ЦЫНЛ

• ОНЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ

I Актуальность исследования. На современном этапе развития "ТШиего общества, когда решающее значение приобретает человеческий фактор, музеи призваны оказывать активное влияние на приобщение подрастающего поколения к сокровишаы духовной и материальной культуры, воспитание личности посредством психологически обоснованной пропаганды революционных, боевых, трудовых и культурных традиций народа1.

Современные задачи работы музеев с детьми и- подростками уже не могут быть успешно решены в рамках традиционных приемов музейного обслуживания. В этой связи особую значимость приобретают исследования психологических особенностей и условий эффективного восприятия школьниками музейной экспозиции. Актуальность указанной проблемы в последнее.время все чаше и чаше подчеркивается как в музееведческой, так и в психолого-педагогической литературе. В тастности, отмечается, что "исследование проблемы восприятия музейных экспозиций находится на самой начальной стадии как в советском, так и в зарубежном музееведении"^. Сказанное выше обусловило выбор темы нашего диссертационного исследования.

Проблема восприятия, как известно, привлекает внимание психологов-исследователей с конца XIX в. (Г.Э.Мюллер, Э.Б.Тит-ченер, Дж.Гибсон, Ж.Пиаже, А.Валлон и.др.)'. Большой вклад в исследование проблемы восприятия внесли советские психологи Б.Г.Ананьев, В.А.Запорожец, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ло-• ыов, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Ы.С.Шехтер и их последователи.

В музейном деле проблема восприятия лишь косвенно затрагивается в социологических и педагогических исследованиях, проведенных за последние десять лет (З.А.Бонами, Н.С.Сафиуллина, Ы.Ю.Юхневич и др}3.

* Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза.

М., 1986. - С. 163. ^ Теоретические вопросы научно-просветительной работы музеев. -_ М., НИИК. - 4 е. Бона»« З.А. Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания трудящихся в процессе культурно-просветительной деятельности литературных музеев: Дис. ...канд.пёд.наук. - М., 1986; Сафиуллина К.С. Совместная деятельность музеев и общеобразовательных школ как средство формирования советского патрио-

В связи с выявленной зависимостью перцептивной деятельности от психологических особенностей воспринимающей личности, особую значимость приобретают проблемы: избирательности восприятия экспозиции музея школьниками, психологической готовности к восприятии музея, доверия к музейной информации и др. ' Объектом данного исследования стали школьники подросткового возраста, включенные как в процесс восприятия музейной экспозиции на экскурсии, так и осматривающие ее самостоятельно.

Предметом исследования явились психологические особенности восприятия школьниками подросткового возраста экспозиции исторического музея.

Цель работы - выявление психологических условий повышения эффективности восприятия подростками экспозиции исторического музея. Реализация поставленной в работе цели обусловила решение следующих задач:

1. Установить и сформулировать теоретические предпосылки психологического исследования проблемы.

2. Изучить особенности избирательности восприятия экспозиции исторического музея школьниками подросткового возраста.

3. Выявить психологические условия, оказывающие позитивное влияние на усвоение подростками музейной информации.

4. Разработать практические рекомендации по организации работы со школьниками в музее.

Гипотеза исследования:

В процессе восприятия музейной экспозиции школьники подросткового возраста выделяю® не все ее структурные элементы, а лишь определенные экспонаты, являя собой феномен возрастной избирательности. Эффективность восприятия музейной экспозиции подростками обусловлена конкретной совокупностью условий как объективного, так и субъективного характера.

Методологическую основу исследования составили труды классиков марксизма-ленинизма о закономерностях процесса познания, диа-

тизма и социалистического интернационализма у учащихся подростков: Ди.с. ...канд.пед.наук. - Казань, 1979;Юхневич М.Ю. Педагогические условия оптимизации образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея на учащуюся молодежь} Автореф. дис. ...кацд.педа.наук. - М., 1985.

лектике его чувственной и рациональной сторон, активности познающего субъекта, основополагающие принципы советской психологии: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития психики в деятельности.

В основе исследования летат теоретические положения, разработанные в трудах ведущих советских психологов Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, СЛ.Рубинштейна по теории восприятия; Л.С.Выготского, Л.И.Еожович, В.А.Крутецкого, Д.Б.Эльконина, Д.И.Фельдштей-на и др., посвяшенные возрастной психологии, характеристике подросткового возраста.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседа, анализ сочинений подростков, модифицированная методика "словесного портрета", разработанная А.А.Бода'левым, формирующий эксперимент.

База исследования: Днепропетровский исторический музей им.Д.И.Яворницкого, школы № 23 и 67 г.Днепропетровска. Всего изучением было охвачено 232 школьника, в том числе на первом этапе: 4 класс - 20 человек, б класс - 24 человека, 8 класс - 20 человек; на втором этапе: 4 класс - 10 человек, 5 класс - 10 человек; 6 класс - 10 человек; 7 класс - 9 человек, 8 класс - 8 человек; на третьем этапе: 4 класс - 30 человек; Э класс —24 человека, в формирующем эксперименте: б класс - 67 человек.

Положения, выносимые на. защиту:

1. Процесс восприятия экспозиции исторического музея подростками - это процесс, характеризующийся выраженной возрастной избирательностью. В каждом возрастном периоде в пределах одного года (10, II, 12, 13, 14, 15 лет) четко прослеживается доминиро-'вание предпочитаемых объектов восприятия (предметы,' документы, рукописи, фотографии и т.д.) из совокупности разнообразных экспонатов, составлявших экспозицию.

2. Эффективность восприятия музейной экспозиции подростками помимо объективных условий - содержания и организации экспозиционного комплекса, формы и стиля подачи информации, во многом определяется совокупностью субъективных психологических условий -суммой предварительно накопленных знаний, внутренней готовностью к восприятию, уровнем доверия к музейной информации, индивидуальными особенностями восприятия.

3. Повышение эффективности восприятия музейной экспозиции подростками требует установления психологического контакта между

учителем и окскурсоводом, систематического сотрудничества [окольных и музейных коллективов.

^аучная новизна и теоретическое значение исследования состоит в том, что впервые проведено экспериментальное исследование психологических особенностей восприятия экспозиции исторического музея школьниками подросткового возраста. Выявлено, что школьники-подростки выделяют определенные музейные экспонаты (предметы, документы, рукописи, фотографии и т.д.) из совокупности разнообразных экспонатов, составляющих экспозицию, в каждом конкретном возрасте (10, II, 12, 13, 14, 15 лет). Экспериментально установлено, что высокий уровень доверия к музейной информации, психологическая готовность к ее восприятию имеют конструктивное значение, повышают эффективность восприятия подростками экспозиции музея.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что выявленные в исследовании условия восприятия, особенности избирательности восприятия экспозиции музея подростками могут быть использованы в работе экскурсоводов и других работников музея, позволяют определить наиболее адекватные соответствующие возрасту методы работы со школьниками в музеях. Данные эксперимента могут быть также использованы при чтении спецкурса "Школа и музей" в педагогических учебных заведениях, в институтах повышения квалификации музейных работников, работников народного образования и, прежде всего, учителей истории.

Внедрение результатов исследования.

Материалы исследования используются в курсе лекций по возрастной психологии на факультете учителей начальных классов ИГПИ им.В.И.Ленина. На основе экспериментальных данных исследования ведутся занятия с подростками в Днепропетровском историческом музее.

Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на заседании аспирантского объединения кафедры психологии МГПИ им.В.И.Ленина в 1988 г., заседаниях кафедры психологии ЫГПИ им.В.И.Ленина в 1989 г. Материалы исследования докладывались на Всесоюзных семинарах музейных работников "Музей и дети", организованных НИИ культуры Министерства культуры РСФСР (Москва, 1987, 1988, 1989).

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух

глав, заключения, библиографии (143 наименования,из них б на иностранных языках) и приложений. В тексте работы содержатся таблицы, графики. В приложениях - фотоиллюстрации, тексты анкет, рисунки подростков, объем работы - 162 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект и предмет его, сформулированы цель работы, гипотеза и задачи, указаны методологические основы и методы исследования, выделяются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой Главе "Теоретические предпосылки исследования пси-холоЬических проблем восприятия" представлены теоретические предпосылки изучения проблемы восприятия музейной экспозиции, приводятся основные положения, добытые психологией в области обших закономерностей восприятия предмета и изображения, сочетания слова и наглядности, возрастной характеристики школьников подростков.

Основанием для разработки принципов, лежащих в основе советских психологических исследований восприятия, является диа-лектико-материалистическоа учение К.Маркса и Ф.Энгельса, получившее развитие в ленинской теории отражения. Восприятие пред-стайляет собой совокупность процессов, обеспечивающих субьектив- ' ное и вместе с тем адекватное отражение действительности. В пси' хологии установлено, что для возникновения отражения одного только воздействия'отражаемого объекта на живую систему, являющуюся субъектом отражения, еше недостаточно. Необходимо также, чтобы существовал "встречный" процесс - деятельность субъекта по отношению к отражаемой реальности (А.Н.Леонтьев). В процессе познания объекта действительности внешние причины действуют через посредство внутренних условий (С.Л.Рубинштейн). Поэтому характеристика субъекта познания как личности неизбежно влияет на содержание и процесс восприятия.

При анализе предпосылок исследования отмечается, что большой вклад в исследование проблемы восприятия внесен Б.Г.Ананьевым, В.П.Зинчеико, А.Н.Леонтьевым, Б.Ф.Ломовнм, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейном и их последователями. Наиболее полно в совет. ской психологии изучены вопросы восприятия предмета и изображе-

ния (В.А.Ганзен, Е.Г.Игнатьев, Г.И.Лернер, Н.Н.Волков и др.). Восприятию слова посвятили свои работы В.Л.Артемов, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев и др. Проблеме сочетания наглядности и слова посвя-шены работы Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Н.А.Менчинской, З.И.Кол-ыыковой и др.

Для нашего исследования большое значение имеет сложившаяся в советской психологии концепция системного подхода к анализу психических явлений (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн). В целостной системно организованной психике человека с достаточным основанием выделяются три главные субсистеыы: когнитивная, регулятивная и коммуникативная. Главная специфика образа мупейной экспозиции - в целостности, нарушение которой ведет к распаду самого образа.

Большой вклад в изучение психологических особенностей подростков, положенных нами в основу исследования проблемы, внесен советскими психологами и педагогами - Л.И.Бог.ович, Т.В.Драгуно-вой, В.А.Крутецким, Н.Д.Левитовым, С.Л.Славиной, Д.Б.Элькониним, Д.И.£>ельдотейном и другими.

Исходной для нашего исследования является мысль Д.И.Фельд-штейна о том, что подростковый возраст характеризуется особой сензитивностью школьников к воспитанию общественных ценностей. Чувствуя себя "взрослыми", подростки стремятся утвердить свою взрослость, доказать соответствие избранному образцу. Широкое отражение в музее темы человека отвечает стремлениям подростков к поискам ориентиров в жизни^к самопознанию, основанному на сравнении себя с другими людьми.

В главе делается анализ психологических, педагогических и социологических исследований, в которых затрагивается проблема восприятия музейной экспозиции (3.А.Бонами, А.Н.Должанская, Ц.С.Коваль, Н.Л.Кульчинская, И.В.Шаповаленко, М.Ю.Юхневич и др.). Так А.Н.Долтлнской, например)установлено, что восприятие экспозиционных материалов обусловлено рядом факторов. В их числе -содержание и внешняя форма экспонатов, предшествующий опыт посетителей. 3.А.Бонами в число таких факторов включает отличительные черты духовного мира личности (богатство ассоциаций, эрудиция, уровень музейной культуры). И.В.Шаповаленко доказывает необходимость применения специальной »кскурсионной методики в работе с детьми (6-7 лет) при восприятии музейной экспозиции: ис-

пользование двигательно-моделируюшей эмитации для построения адекватных образов исторических пр^пметоэ у детей. Итогом анализа литературы по вопросу восприятия посетителями экспозиции музея является вывод о том, что в этом направлении сделаны пока только первые шаги.

Во второй главо "Экспериментальное исследование психологических особенностей восприятия подростками экспозиции исторического музея" анализируются результаты проведенного нами исследования. В данной главе изучались: психологическая готовность школьников-подростков к восприятию музейной экспозиции; возрастные особенности избирательности восприятия подростками экспозиции исторического музея, доверие школьников подросткового возраста к музейной информации как психологический фильтр восприятия; осуществлен анализ результатов экспериментально организованного воздействия на восприятие подростков.

В исследовании мы придерживались трактовки, согласно которой готовность - психическое состояние, включаюшее осознанные и неосознанные установки,, осознание задачи, модели вероятностного поведения, определение способов деятельности, оценку своих возможностей.

Под психологической готовностью подростков к восприятию музея мы понимаем устойчиво выраженную потребность и желание осознанно и всесторонне воспринимать (в пределах возрастных возможностей) содержание музейной экспозиции, детерминированные наличием определенного уровня знаний по истории страны и края, специфике музейной информации и другими факторами.

Анализ результатов пепвого этапа (1983-1986 гг.) исследования наряду с изучением психологической, педагогической литературы показывает, что исторические знания школьников подросткового возраста весьма разнообразны. Получены школьниками из разных источников: чтение литературы, знакомство с радио и телепередачами, уроков истории в школе. При этом все более прочное место занимает у подростка чтение специальной литературы и периодической печати, посешекие музеев и выставок. Установлено, что значительная часть (42 %) подростков посещают музеи 2-3 раза в год, как организованно с классом, так и по собственной инициативе в свободное время.

Исследование свидетельствует об определенной "диспропорции"

между усилиями экскурсовода добиться того или иного психолого-педагогического эффекта и его реальными результатами. Недостаточная эффективность восприятия экспозиции подростками проявилась: в преобладании обобщенных представлений, не подкрепленных конкретными впечатлениями, непрочности запоминания исторических фактов, конкретных экспонатов.

Исследование зафиксировало низкий уровень готовности школьников к восприятию музея, что проявилось в следующем: далеко не все подростки могут назвать цели, мотивы посещения музея (только 15 % опрошенных), они не имеют необходимой предварительной информации по теме экскурсии (только 18 % опрошенных), не получают конкретного задания от учителя и установки на дальнейшее использование полученных в музее знаний в школе (только 5 % опрошенных) .

Второй отап (1966-1987 гг.) исследования заключался в изучении особенностей избирательности восприятия подростками экспозиции исторического музея. Для решения поставленной задачи были использованы методы: наблюдение, индивидуальная беседа. Зрительная избирательность школьников исследовалась на материале восприятия экспозиции "Днепропетровска в годы Великой Отечественной войны". Выявлялась последовательность выбора экспонатов в экспозиции. Экспериментатор наблюдал за подростками, которые осматривали экспозицию музея самостоятельно и фиксировал через каждые 2 минуты ответ подростка на вопрос "Что в данный момен» времени является объектом восприятия?". Бесеуш с подростками были необходимы для того, чтобы они могли обосновать выбор тех или иных объектов в экспозиции музея. Испытуемыми были школьники 4, 5, 6 классов - 30 человек и 7, 8 классов - 17 человек (учащиеся СШ № 67 г.Днепропетровска).

Анализ' экспериментальных материалов позволяет констатировать, что в экспозиции зала, где проводилось исследование, большая часть экспонатов оказалась вне круга внимания школьников подросткового возраста. Примерно 8 % (80-90 экспонатов) находилось в "активной зоне" и включалось в ответы подростков.. Время самостоятельного осмотра экспозиции музея заняло у школьников от 30 до 40 минут. И каждый школьник выделил в экспозиции зала от 20 до 35 экспонатов.

Данные исследования показывают, что при восприятии экспозиции исторического музея школьниками подросткового возраста '

выделяются прежде всего: I) вещественные экспонаты; 2) интерьеры, иллюстрирушие подлинную жизненную обстановку; 3) экспонаты красочные, отличавшиеся новизной, оригинальностью; 4) экспонаты, внешний вид которых знаком, понятен; 5) экспонаты, вызывающие эмоциональное сопереживание; 6) объемные, крупные предметы.

Проведенное исследование позволило выявить некоторые особенности процесса избирательности восприятия школьниками подросткового возраста разных видов музейных экспонатов, что крайне;, важно учитывать в музейной работе.

Для количественной оценки процесса активного восприятия введено понятие показателя избирательности, характеризующего долга заинтересованных экспонатом А лиц от обшего их числа для школьников подросткового возраста

Ф/Л) = у - (Л)/^ (I)

где ф (fi) - величина показателя избирательности экспоната А ;

fM) - количество заинтересованных экспонатом А лиц; J/ - количество испытуемых.

Для оценки вариабильности (изменчивости) показателя избирательности были найдены коэффициенты вариации по экспонатам и по классам чг , , i

Ц /и) .<00 -JA /ХА {2)

^ (Ю - tco-j^ ( з )

где Va f^J - коэффициент вариации по экспонатам для каждого конкретного класса и по классам для каждого экспоната - У/с. ; ¿А 1 » $ К ~ оредаче квадратические отклонения для вариационных рядов /} и U с математическими ождпаниями X л и Хч

В таблице представлены данные показателя избирательности восприятия различных видов экспонатов подростками 4-8 классов и значения коэффициентов вариации V (J)) и Kj f^J , характеризующих вариабильность показателя избирательности для конкретного вида экспонатов по всем классам и, соответственно", для каждого конкретного класса по всем экспонатам. Так, например, показатель избирательности, наград в экспозиции у четвероклассников -0,7, у пятиклассников и шестиклассников - 0,6, у семиклассников -составляет величину 0,8, у восьмиклассников - 0,5.

Выявлена стабильность избирательности подростками военной одежды: у четвероклассников этот показатель составляет - 0,8, у пятиклассников - 0,7, у шестиклассников - 0,8, у семиклассников - 0,9, у восьмиклассников - 0,8.

Таблица

Показатель избирательности восприятия и его вариабильность у подростков 4-8 классов

ÏS Вид экспонатов Класс обучения _ j/u. /А)

пп оця вкииинзгин 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл.

I. Награды 0,7 0,6 0,6 0,8 0,5 15,6

2. Оружие 0,9 0,9 0,8 1.0 0,9 6,6

3. Одежда и обувь 0,8 0,7 0,8 0,9 0,8 7,5

4. Документы 0,1 0,1 0,1 0,4 0,8 93,3

5. Печатные материалы 0,1 0,1 0,1 0,2 0,9 110,7

6. Рукописи 0,0 0,0 0,0 0,2 0,9 155,0

7. Фотографии 0,1 0,1 0,2 0,2 0,1 24,*?

8. Интерьер партизанской землянки 1,0 1.0 1,0 1.0 1,0 о>°

9. Приборы и инструменты 0,6 0,5 0,5 0,6 0,8 18,3

10. Знамена 0,6 0,6 0,5 0,6 0,7 10,0

II. Плакаты 0,9 0,7 0,5 0,3 о,о 64,5

12. Карты 0}0 0,1 0,3 0,4 0,2 70,0

Ул /и) 79,2 75,6 66,7 53,7 53,2

Чрезвычайно велик интерес учащихся к интерьеру партизанской землянки в экспозиции музея. Он был выделен всеми нашими испытуемыми.

Весьма часто предметом пристального внимания учащихся становятся приборы и инструменты в музее. Так, у четвероклассников этот показатель составляет - 0,6, у пятиклассников и шестиклассников - 0,5, у-семиклассников - 0,4, у восьмиклассников - 0,8.

Часто учащиеся выделяют в экспозиции знамена, которые привлекают их внимание, прежде всего, символикой, затем красочностью, техникой исполнения: у четвероклассников и пятиклассников этот показатель составляет - 0,6, у шестиклассников - 0,5, у семиклассников - 0,4, у восьмиклассников - 0,7.

Более стабильна избирательность восприятия подростками оружия (пушки, пулеметы, гранаты, винтовки и т.д.). У четвероклассников и пятиклассников - 0,9, у шестиклассников - 0,8, у семиклассников - 1,0, у восьмиклассников - 0,9.

Особенно отчетлива тенденция нарастания интереса с возрастом школьников при выделении печатных материалов (военные Указы, Приказы, газеты, листовки, афиши и т.д.). Так, если у четвероклассников t пятиклассников, и шестиклассников этот показатель . составляет - 0,1, у семиклассников он возрастает до - 0,2, то уже у восьмиклассников - 0,9.

Особенно показательно стремительное возрастание избирательности при восприятии документов в зависимости от возраста школьг-, ников. Если школьники младшего подросткового возраста (4, 5, б классы) вцаеля.от в музее документы (например, партийные и комсомольские билеты, наградные листы, справки и т.д.) редко - 0,1, у семиклассников этот показатель возрастает до - 0,4. Коренные • сдвиги происходят у восьмиклассников - 0,6.

Убедительную картину резкого скачка в вцделении подростками рукописей дают данные нашего исследования (см.таблицу). Так, если младших подростков (4, 5, б классы) рукописи (письма, боевые листки, рапорты, листовки-молнии и т.д.) не привлекают, у семиклассников этот показатель составляет уже - 0,2, то у восьмиклассников - 0,9.

Особенно показательно стремительное падение избирательности плаката подростками в экспозиции музея. Динамика этого процесса такова: четвероклассники - 0,9, у пятиклассников этот показатель составляет только - 0,7, у шестиклассников еше ниже - 0,5, у. семиклассников резко ниже - 0,3, у восьмиклассников - 0.

(Типично, например, что если избирательность фотографий у четвероклассников и пятиклассников составляет - 0,1, то у шестиклассников, семиклассников - 0,2, у восьмиклассников падает до - 0,1. Причем, характерна такая особенность: подростки чаше выбирают в экспозиции музея, осматривая ее самостоятельно, событийную фотографию, чем фотопортрет.

Несколько иная динамика восприятия карт. Если при-восприятии экспозиции музея четвероклассники пропускают (не замечают) карты, то у пятиклассников показатель избирательности карт составляет уже - 0,1, у шестиклассников - 0,3, У семиклассников увеличивается до - 0,4, и падает у восьмиклассников до - 0,2.

Анализ коэффициентов Va (X) показывает, что происходит постепенное их уменьшение от 79,2 % у подростков 4-х классов до

63,2 % у подростков 8-х классов. Такое закономерное снижение коэффициента вариации может объясняться: повышенной эмоциональностью и сравнительно невысоким уровнем эрудиции, более узким кругозором у четвероклассников и, наоборот, сдержанностью на фоне более широкого кругозора, повышенной эрудиции и заинтересованности у восьмиклассников. Высокая величина l/^ (fi) у четвероклассников может указывать также на полярность их интересов, на повышенную утомляемость, небольшой объем внимания.

В отличие от Vfy {диапазон изменения Vu. (й) намного шире: от 0 % для интерьера партизанской землянки до 155 % для рукописей. Низкая величина У*- ( А) (от 0 % до 30 %) или низкая вариабильность показателя избирательности указывает на стабильность интересов подростков по отношению к данному экспонату, (виду экспонатов), причем, это может быть как повышенный -в случае с интерьером партизанской землянки, так и пониженный -в случае с фотографиями, интерёс.

Высокая величина Ук (/)) характеризует значительную полярность интересов к данному экспонату школьников младшего и старшего подросткового возраста. Причиной такого явления могут быть как возрастные особенности восприятия, различная степень подготовленности к восприятию, так и особенности расположения, освещения экспоната. С точки зрения музейной психологии, именно эти экспонаты требуют более тшательной проработки в подаче со стороны оформителей музея и акцентирования внимания со стороны экскурсоводов.

Особый интерес для психологии представляет фактор доверия, ^звестно, что информация между людьми, как отмечал Б.Ф.Поршнев, проходит через фильтр доверия. Информация может быть истинной и полезной. И все-таки остается внутренне не принятой, не пропущенной фильтром. И наоборот, информация может быть ложной и вредной, но принятой в силу открытости для нее фактора доверия.

В исследовании мы исходили из того, что доверие - психологический фильтр восприятия, позволяющий воспринимать в музее ту информацию, которая не противоречит обшей направленности личности.

В этой связи третий этап (1987-1988 гг.) исследования преследовал цель - проверить уровень доверия подростков к ыузей-

ной информации. В эксперименте была использована модифицированная методика "словесного.портрета" А.А.Бодалева. Если А.А.Бода-лев использовал в своих экспериментах установку "герой" ограничивая ее содержание, то мы, наоборот, расширяли содержание установки "герой", наполняя его музейным содержанием.

Для эксперимента подбирались экспонаты раздела, посвялачно-го Великой Отечественной войне (фотопортреты). Причем,фотопортре-ры подбирались неодинаковой фактуры подлинные (пожелтевшие от времени, слегка помяты, кое-где отсутствуют углы, имеются загрязнения, изображение не совсем четкое) и копии портретных изображений, сделанные в наши дни (черно-белое изображение, без повреждений). Было использовано шесть портретных изображений, шесть разных лиц. Содержание установки ко всем объектам показа - разное. Испытуемые, воспринимавшие каждый объект в течение 10 секунд, должны были словесно описать облик человека и высказать предположительные суждения о качествах личности объекта восприятия. В нашем исследовании приняли участие учащиеся 4 класса (28 человек) и 8 класса (26 человек) средней школы № 23 г.Днепропетровска.

Анализ содержания всех ответов дает основание разделить полученные "портреты" на три группы. Первая группа - "портреты", содержание которых в большей мере обусловлено установкой. Вторая группа - "портреты", содержание которых говорило о борьбе установки и натуры. Третья группа - "портреты", содержание которых свидетельствовало о том, что установка на восприятие не оказала воздействие и формирование его всецело шло под влиянием тех особенностей, 'которые были присуши воспринимаемой натуре.

Анализируя нарисованные испытуемыми словесные "портреты", мы пришли к выводу, что экскурсовод в музее передавая новую информацию, формирует у слушателей положительное отношение к рассматриваемому материалу. Установка "герой", которую-задавал . экспериментатор перед показом фотопортретов, в большинстве случаев действовала на восприятие испытуемых Несмотря на то, что мы ставили наших испытуемых заведомо в трудные условия, так как лица людей на фотопортретах" не отличались внешней привлекательностью. ■

В ходе исследования установлено,.что подростки с доверием относятся к музейной экспозиции, однако уровни доверия не оди-

наколи для подростков представителей младшего (4 класс) и представителей старшего (и класс) подросткового возраста. На уровень доверия к музейной информации существенно влияют: возраст школьников, Фактура экспоната. Уровень доверия выше у школьников четвертого класса по сравнению с восьмиклассниками. Если в перцептивной деятельности четвероклассников фактура'экспоната (копия, подлинник) не имеет значения, то для восьмиклассников она приобретает существенное значение. Уровень доверия восьмиклассников ■ к музейной информации значительно выше, если экскурсовод на экскурсии предъявляет подлинные экспонаты. Л такие нарушения сохранности экспонатов, как например, не совсем четкое изображение на фотографии, вследствии долгого хранения, примятости, загрязнения, повреждения подлинника, лишь усиливают уровень доверия, эффективность восприятия подростками музейной экспозиции.

Четвертый этап (1987-1988 гг.) исследования был подчинен экспериментальной проверке возможности психолого-педагогической подготовки подростков к восприятию музея, которую призван осуществлять учитель истории в школе. Теоретической предпосылкой формирующей части исследования явилось положение об установке в трактовке С.Д.Рубинштейна: установка - это занимаемая личностью позиция, выражающая определенное отношение к стоящим перед ней целям и задачам и избирательная мобилизованность и готовность к их осуществлению. Цель нашего эксперимента заключалась в формировании установки на восприятие экспозиции музея, как более адекватной по сравнению с уровнем подготовки, конста-тлровышш в основной части исследования и имеющим место в условиях традиционной подготовки учащихся к посешёнию музея.

Поставленные цели достигались решением следующих задач:

1) разработка методики целенаправленной психолого-педагогической подготовки подростков к восприятию музея;

2) практическая апробация разработанной методики.'

Исследование показало, что у школьников, пришедших н музей

с заранее' заданной установкой доминирует произвольное внимание, в целом возрастает познавательная активность, т.к. деятельность подчинена решению ранее сознательно поставленной задачи. Отмечается значительное повышение уровня избирательности восприятия, повышение продуктивности ынемической деятельности'; Бее это в " той или иной степени способствует формированию образца для

подражания.

Результаты исследования в целом подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что в процессе восприятия музейной экспозиции школьники подросткового .возраста выделяют привлекательные для них виды музейных экспонатов, что определяется не только возрастными особенностями, но и конкретной совокупностью условий объективного характера- содержание и организация экспозиции, формы и стиля подачи информации и субъективного характера-суммой предварительно накопленных знаний, уровнем доверия подростков к музейной экспозиции, внутренней готовностью к восприятию и др.

В заключении резюмируются результаты диссертационного исследования, формулируются выводы И практические рекомендации для экскурсоводов и учителей истории по управлении перцептивной деятельностью школьников в условиях музея.

В итоге первостепенным является решение следующих организационно-методических вопросов: управление перцептивной деятельностью подростков должно осуществляться на основе учета их возрастных особенностей и условий эффективного восприятия школьниками экспозиции музея;" необходимо ввести в практику музейного дела организованное повышение психологической квалификации музейных работников, призванное ликвидировать разрыв между педагогическими задачами, поставленными перед ними и реальным уровнем их психологической подготовки к выполнению этих задач.

Нэпе исследование положило лишь начало разработке психологических проблем музейного дела в стране. Перспективой последующих исследований на наш взгляд,должны стать проблемы: дальнейшее изучение психологических особенностей восприятия музейной экспозиции не только подростками, но и школьниками всех других возрастных групп; выявление всего многообразия психологических условий повышения эффективности воспитывавшего влияния-музея на личность школьника, места и роли примера и творческого подражания в этом процессе.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

I. Психологический эксперимент в музее Н Комплексный подход к массовой цдейно-воспитательной работе исторических и краеведческих музеев. Сборник научных трудов Центрального музея революции СССР. - М., 1984. - С. 117-121.

2. Психологические аспекты совместной деятельности музейных работников и школьных учителей по воспитанию школьников

Л Психологические условия профессионального становления личности в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Тезисы научных сообщений Всесоюзной научно-практической конференции. - 1.1., 1988. Часть -I, Раздел I. - С. 97-98.

3. Роль учителя и экскурсовода в подготовке школьников к восприятию музейной экспозиции // Психологические условия формирования личности будущего учителя. Межвузовский сборник научных трудов ) Под ред.. проф. П.А.Просецкого. - М., 1988. -С. 88-93.