Темы диссертаций по психологии » Педагогическая психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры в дошкольном возрасте

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Пухова, Татьяна Ивановна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 19.00.07
Диссертация по психологии на тему «Возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры в дошкольном возрасте», специальность ВАК РФ 19.00.07 - Педагогическая психология
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Пухова, Татьяна Ивановна, 1999 год

Введение

Глава 1. Роль и место игры в психическом развитии детей дошкольного возраста.

§1 Многообразие теоретических подходов к изучению игры.

§2 Значение игры в развитии ребенка.

§3 Генезис игровой деятельности от младшего дошкольного возраста к школьному возрасту.

§4 Игра детей с особенностями развития

§5 Использование игры в коррекционной и психотерапевтической практике.

§6 Режиссерская игра как диагностический инструмент.

Глава 2. Возрастные изменения в развитии режиссерской игры дошкольника и вариации в пределах хронологического возраста.

§1 Методика исследования.

§2 Анализ степени развернутости режиссерской игры.

§3 Представления ребенка о родительских ролях.

§4 Корреляция с тестом Гудинаф-Харриес

§5 Возрастные изменения интенсивности использования ролевой речи.

§6 Расширение рамок отображаемого действия во времени и пространстве.

Глава 3. Особенности режиссерской игры "в семью" при различных случаях отклонения от нормального развития.

§1 Умственно отсталые дети.

§2 Дети с разной степенью аутизма.

Обсуждение результатов.

Введение диссертации по психологии, на тему "Возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры в дошкольном возрасте"

Тема исследования. Научный подход к проблеме детской игры обнаруживает сложность психологических механизмов игры, ее побудительных сил и мотивов, механизмов взаимовлияния игры и развития ребенка. Важность игровой деятельности для психического развития показана в многочисленных и обширных исследованиях по проблеме детской игры в работах как отечественных так и зарубежных ученых (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Ж.Пиаже Э.Эриксон и др).

Детская игра может быть не только самостоятельным предметом изучения, она может выступать и как инструмент психодиагностики. Использование игры в качестве диагностического средства давно привлекает внимание психологов, особенно в работе с детьми дошкольного возраста (А.Фрейд, М.Кляйн, Э.Эриксон и др.).

В настоящее время проблема связи различных параметров игры с особенностями психического развития ребенка представляется недостаточно изученной, не разработаны стандартизованные параметры, позволяющие использовать игру как инструмент психодиагностики.

Продуктивные навыки дошкольника, такие как речь, моторика, логический аппарат, развиты неравномерно и часто просто недостаточно для того, чтобы применять к ним обычные диагностические методы. Но именно в этом возрасте важно выявить неравномерности личностного развития ребенка, чтобы оказать своевременную коррекционную помощь. Поэтому психологи хотели бы видеть в игре эффективный и надежный диагностический инструмент.

Данная работа посвящена изучению особого типа индивидуальной игры дошкольников от 3,5 до 7,5 лет, а именно режис серской игры с тестовым набором мелких игрушек. Ее цель на основе количественного и качественного анализа содержания и структуры режиссерской игры выявить возрастную динамику и индивидуальные различия такого типа игры, показать воз-| можности использования режиссерской игры для диагностики л психического и личностного развития ребенка.

Актуальность темы исследования. Развитие симво-? лической игры является одной из существенных характеристик онтогенеза психики ребенка. Высокий уровень развития символической игры в детстве служит впоследствии необходимым условием успешного освоения ребенком разнообразных достижений культурно-исторического опыта. Игра дает ребенку возможность ориентировки во внешнем мире, в мире человеческих отношений. Игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Д.Б.Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, благодаря чему символическая игра дает ребенку возможность ориентировки во внешнем мире, несмотря на нехватку знаний.

Д.Б.Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка. В силу своего своеобразия они представляют особый интерес для психологии детской игры, так как именно в режиссерской игре проявляются личностные особенности ребенка. Режиссерския игра представляется тем сплавом, в котором социальное и индивидуальное предстают в диалектическом переплетении и доступны наблюдению и контролю". У режиссерской игры исключительные возможности в плане применения ее для диагностики с целью последующей коррекции личностного развития детей. ( Гаспарова Е.М.1989).

В современной практике воспитания дошкольников наметился крен в сторону более раннего обучения, в результате чего происходит вытеснение самодеятельной игры из жизни ребенка, что ставит под угрозу полноценное развитие его личности.

В работах Д. В.Эльконина, А.В.Запорожца, Г.Г.Кравцова, С.Л.Н L.Nicolich, K.Garvey, I.Bretherton, O.Saracho достаточно детально описаны многие аспекты формирования и развития символической функции детской игры.

При этом необходимо отметить, что в большинстве исследований упускались из виду индивидуальные различия в развитии уровня игровой деятельности. При достаточно большом колличестве психолого-педагогических исследований игры с мнимой ситуацией (особенно сюжетно-ролевой игры), практически нет работ, анализирующих индивидуальные отличия уровней развития символической игры внутри одного возраста детей. Данное исследование позволяет достичь понимания индивидуальных вариаций в развитии игровой деятельности, что необходимо для тонкой дифференциации имеющихся различий психического развития и целенаправленной коррекции развития личности ребенка.

Цель исследования: Изучить особенности режиссерской игры дошкольника, ее возрастную динамику и возможности использования в процессе диагностики.

Задачи исследования: 1)Дать психологическую характеристику режиссерской игры, выявить ее характерные показатели, 2) разработать метод колличественного анализа выделенных показателей, 3) проследить возрастную динамику развития режиссерской игры на основе выявленных показателей игры. 4) сравнить особенности режиссерской игры у детей разного пола в дошкольном возрасте, 5)сравнить особенности режиссерской игры у детей с разным уровнем интеллекта (у де тей в норме и различными отклонениями в развитии), 6)стати-стически проанализировать полученные материалы исследования.

Гипотезы исследования. 1. Режиссерская игра может быть использована для диагностики психического развития ребенка, поскольку эта форма игры имеет в различных возрастных группах качественные и количественные различия.

2. Режиссерская игра может стать объективным инструментом диагностики благодаря возможности использования числовой оценки речевой продукции ребенка. По нашим предпо-' ложениям в качестве параметров, доступных количественному анализу, может выступать число вербализуемых игровых действий, использование ролевой речи и др.

Объект исследования. Индивидуальная режиссерская игра ребенка с тестовым набором мелких игрушек, изображающих предметы бытового окружения.

Предмет исследования Возможности использования режиссерской игры в качестве диагностического средства для определения индивидуальных и возрастных особенностей психического развития ребенка.

В качестве испытуемых выступили дети дошкольного возраста от 3,5 лет до 7,5 лет г.Москвы и Красногорска.

Методы исследования. В соответствии с целью и задачами исследования использовались следующие методы:

1. Изучение документации: знакомство с психологическими характеристиками, данными ребенку воспитателями и родителями, изучение медицинской документации.

2. Констатирующий эксперимент: экспериментальное изучение режиссерской игры дошкольника, с изпользованием разработанного нами тестового набора игрушек, использование теста " рисунок человека".

3.Математические методы: обработка протоколов игры с применением контент-анализа, статистическая обработка базы данных.

Основные положения выносимые на защиту.

1. Речь, с помощью которой моделируется игровая ситуация режиссерской игры дошкольника, может быть подвергнута формальному оцениванию с помощью контент-анализа по категории вербализуемых игровых действий. Формальные количественные характеристики речи, с помощью которой ребенком моделируется режиссерская игра, отражают возрастные и индивидуальные особенности играющего ребенка.

2. По значениям формальных оценок режиссерской игры дошкольника можно судить о развитии у ребенка таких психических качеств., как социальная компетентность, уровень коммуникабельности, вербальные способности, развитие игровых навыков и способность к созданию воображаемой ситуации.

3 .Использование математического аппарата для оценки режиссерской игры объективизирует выводы исследования, повышает надежность анализа игры, дает возможность обработки большого колличества материала, позволяет выделить характерные отличия и сделать диагностические выводы.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что впервые предложена система критериев, позволяющая использовать режиссерскую игру для психодиагностики дошкольника. Разработана методика экспериментального исследования уровня развития игровой деятельности, предложен способ количественного оценивания режиссерской игры, посредством контент-анализа речи, сопровождающей игру, показана возможность использования статистических методов для обработки полученной базы данных.

Описаны качественные и количественные вариации режиссерской игры разных групп детей внутри дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования. Методика применяется для диагностики в Центре консультативной и практической психологии, в Противорадиационном центре Института педиатрии, в детской психиатрической больнице N6.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на Первой всероссийской конференции по психотерапии (1996), на Второй всероссийской научно-практической конференции "Современные направления артте-рапии в медицине и образовании" (1997). Был прочитан спецкурс в Высшем психологическом колледже при Институте Психологии РАН (1997/98г. и 1998/99г.).

Публикации. Основное содержание работы отражено в восьми публикациях автора.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Библиография содержит 165 наименований из них 36 на иностранных языках. В работе имеется 16 таблиц, 5 рисунков. В приложении представлены 4 фотографии, приведена сводная таблица данных.

Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"

Заключение.

В проведенном исследовании показаны возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры дошкольника. Впервые разработана система критериев, позволяющая использовать данный вид игры для психодиагностики дошкольника. Разработана методика экспериментального исследования уровня развития игровой деятельности, предложен способ количественного оценивания режиссерской игры, посредством контент-анализа речи, сопровождающей игру, показана возможность использования статистических методов для обработки полученной базы данных.

Описаны качественные и количественные вариации режиссерской игры разных групп детей внутри дошкольного возраста.

Данное исследование, анализирующее протоколы режиссерской игры дошкольника " в семью", представленное в этой работе позволяет сделать следующие выводы.

1. Режиссерская игра дошкольника развивается и усложняется вместе с развитием самого ребенка. Собственные возрастные изменения ребенка, такие как: развитие речи, расширение у дошкольника временных и пространственных представлений, использование новых игровых навыков - обеспечивают повышение развернутости режиссерской игры в "семью" со стандартным набором игрушек.

2. Речь ребенка, с помощью которой моделируется процесс режиссерской игры " в семью", может быть подвергнута контент-анализу по категории вербализуемых игровых действий. Использование математической оценки позволяет провести тонкую дифференциацию между игрой разных детей, осуществить ранжирование большого количества протоколов игры.

3. Возрастание числа игровых действий, с помощью которых моделируется ситуация игры, отражает увеличение развернутости режиссерской игры с увеличение возраста дошкольника. Сравнение, проведенное внутри хронологического возраста выявляет индивидуальные вариации режиссерской игры дошкольника.

4.Развернутость режиссерской игры "в семью" имеет положительную корреляцию с интеллектуальным развитием дошкольника, но не определяется полностью только этим качеством ребенка, а в большей степени связана с развитием социальной компетенции и социальной направленностью ребенка, с формированием у него когнитивной схемы социального мира.

5. Включение в режиссерскую игру ролевой речи для выражения взаимодействия игровых персонажей характеризует качественное развитие режиссерской игры. Интенсивность использования ролевой речи ребенка связана с коммуникативными способностями ребенка.

6. Сравнение режиссерской игры " в семью" по половому признаку не выявляет существенных различий в игре между мальчиками и девочками. Игра в семью практически одинаково доступна детям обоих полов. Отмечается лишь незначительное колличественное опережение у девочек и несколько более развернутое моделирование отцовских персонажей в игре у мальчиков.

7. Моделирование родительских персонажей в режиссерской игре " в семью" не зависит от фактического наличия или отсутствия у ребенка реальных родителей. Дети из детских домов однозначно проявляет в такой игре собственное понимание обязательности наличия в семье обоих родителей.

8. Вербальное развитие ребенка способствует большей развернутости режиссерской игры, и позволяет дошкольнику полнее проявить в игровой ситуации расширение собственных пространственных и временных представлений.

9. В режиссерской игре в "семью" с тестовым набором игрушек проявляются отдельные психические качества ребенка, учитывая эту взаимосвязь можно использовать такую игру как диагностическую методику. Методика ШЕСТЬ КУКОЛ позволяет оценить сформированность схемы социального мира, вербальное развитие, репертуар используемых игровых приемов, сделать вывод о социальной направленности и коммуникативных навыках ребенка.

Публикации по теме диссертации.

1. Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей. //Вопр.псих. 1996. N2. с.14-23

2.Пухова Т.И. Качественные особенности содержания игры у детей с диагнозом "психопатия"./ Материалы конференции: Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования. М. 21-24.10.1996.

3.Пухова Т.И. Колосова В.Л. Проявление в игре дошкольника психопатоподобного синдрома. //Семейная психология и семейная терапия. N2, 1997.

4. Пухова Т.И. Отражение схемы социального мира в режиссерской игре в "семью" и уровень социальной адаптации дошкольника./ Образ в регуляции деятельности. (Тезисы докладов). М. 1997.

5.Pukhova,T. The play "in family" self-with-himself of the Russian children."/Programm of the 55th Annual Convention of ICP Juli 14-18 1997 Graz, Austria.

6.Пухова Т.И. Исследование степени развернутости игры дошкольника в зависимости от общего развития ребенка. //Журнал практического психолога. N3. 1998.

7.Pukhova,T. Child Play with Six Dolls. // Psychologists Facihg the Chellenge of a Global Culture with Human Rights and Mental Helz. Austria. 1997.

8.Пухова Т.И. Родительские роли в режиссерской игре дошкольника. //Психолог в детском саду. Москва- Обнинск, N1, 1999.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Пухова, Татьяна Ивановна, Москва

1. Абдухакимов А.А. Развитие символической функции мышления и воображения у дошкольников в режиссерских и электронных играх. Дипл.работа. М. 1987.

2. Абрамян Л.А. Преодоление негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста средствами игры.// Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Под ред. Запорожца А.В., Неверович ЯЗ. М. Педагогика. 1986.

3. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб. Диалог. 1997

4. Анастази А. Психологическое тестирование. М.Педагогика. 1982

5. Андрущенко Т.Ю., Язмир P.M. Куклотерапия как средство преодоления социальной робости младших школьников. / / Психолог в начальной школе. Волгоград. Перемена. 1995. б. Аутичный ребенок- проблемы в быту. Под ред. Морозава А. М. ОПАД "Добро". 1998.

6. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения. М. Медицина. 1989.

7. Белкина В.Н. Развитие творчества ребенка в режиссерской игре.//Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. ч1 М.1995

8. Bleuler E. Руководство по психиатрии. М. 1993

9. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. Наука. М. 1978.

10. Бурменская Г.В., Раку К.Г. "Речь для себя" в дошкольном возрасте. Вестник МГУ, сер14, психол., N1.1989.

11. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возраст- нопсихологическое консультирование. М. МГУ, 1990.

12. Волобуева A.M. Исторический аспект развития содержания детских игр.//Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. ч.1 1995.

13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.//Вопр. псих. 1966, N6.

14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрастем.1991

15. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М. Изд-во АПН 1960.

16. Гаспарова Е.М. Режиссерские игры дошкольника. //Игра дошкольника Под ред. Новоселовой Л. М.Просвещ. 1989.

17. Гаспарова Е.М. Психологические особенности смены содержания игровой деятельности на рубеже раннего и дошкольного детства. /Автореферат. М. 1985.

18. Дейниченко Л.Б. Развитие форм и функций речи детей 6-7 лет. М. 1991 Дис. к.п.н. 20. сб, Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития ребенка. М. 1981 под. ред Эльконин Д.Б. Венгер А.Л.

19. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М. Ин-т психол.1994

20. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка./ Избр. психол. труды, в 2-х томах. М. 1986.

21. Зворыгина Е.В. Формирование игры детей второго и третьего года жизни. //Игра дошкольника М. Просвещ. 1989.

22. Зворыгина Е.В. Комарова Н.Ф. Педагогические условия игры детей во второй младшей группе. //Игра дошкольника М. Просвещ. 1989.

23. Зинурова P.P. Проблема игрового пространства, //сб. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте М. 1995.

24. Зимбардо Ф. Застенчивость. М. 1991

25. Иванова В.М. Игра дошкольника в условиях семейного воспитания//Игра дошкольника. М. Просвещ. 1989.

26. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Сб.н.тр. ред. Запорожца А.Б.

27. Игра, творчество, развитие. (Межрегиональная конференция. "Интерколледж") Обнинск 1994.

28. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. 41,2 М.1995

29. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка М. Рос. Пед. агентство. 1997

30. Карпова Н. Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М. Издательство МГУ 1986.

31. Кербиков О.В. Избранные труды. М. Медицина. 1971.

32. Лебединский В.В., Никольская О.С. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М. Изд-во Моск. ун-та, 1990

33. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Прогресс. М. 1994.

34. Lebovici,S. Взаимоотношение "родители - ребенок" как объект терапии./Мать, дитя, клиницист. Пер. с итал. М.1994.

35. Леонтьев А.Н. Психология образа./ Вестник Моск. ун- та.Сер.14. 1979 N2

36. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Сов. педаг. N4, 1944.

37. Лесгафт П.Ф. " Руководство по физическому образованию школьного возрата" М. 1952 т2)

38. Леушина A.M. Развитие связной речи дошкольников. //Ученые записки ЛГПИ им Герцена, т. 35 Л 1941.

39. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М. 1986.

40. Личность и игра. Новосибирск. 1995.

41. Лобанова Н.Н. Игра как средство воспитания учащихся шестилетнего возраста. Ленинград 1986.

42. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии./ Проблема общения в психологии. М. Наука. 1981.

43. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. Наука. 1984г.

44. Луков Г.Д. Об осознании ребенком речи в процессе игры. Канд. дис. Л. 1937.

45. Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. М.1994

46. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М. Наука 1978.

47. Мануйленко З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста./ Известия АПН. вып. 14. 1948.

48. Михайленко Н.П. Игра.//Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. 62. .Медведева И.Я. Шишова Т.Л. Книга для трудных родителей. М. Звонница-МГ, 1994.

49. Менджерицкая Д.Б. ред. сб.н.трудов Воспитание детей в игре. М. 1979.

50. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М. Про- свещ. 1982.

51. Мешкова Н.Н. Федорович Е.Ю. Ориентировочно-исследовательская деятельность, подражание и игра как психологические механизмы адаптации высших позвоночных к урбанизированной среде. М. "Аргус" 1996

52. Миллер Психология игры. СПб. 1999.

53. Михайленко Н.Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в раннем детстве./ Автореферат. Л. 1975

54. Мухина B.C. Психология дошкольника. М.1975

55. Новоселова Л. Начальные формы режиссерских игр у трехлетних детей.//сб. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников. Ротапринт НИИОП АПН СССР М. 1985.

56. Новоселова Л., Зворыгина Е.В. Парамонова Всестороннее воспитание детей в игре.//Игра дошкольника. Под ред Новоселовой Л. М.Просвещ. 1989

57. Новоселова Л. Новая классификация детских игр.// Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. ч.1 М. 1995.

58. Новоселова А. Локуциевская Г.Г. Зворыгина Е.В. Реуц- кая Н.А. Педагогические требования к игрушкам.// Игра дошкольника М. Просвещ. 1989.

59. Новоселова А. Зворыгина Е.Б. Развивающая функция игры и вопросы руководства ею в раннем возрасте. /Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. Под. ред. Запорожца А.Б. НИИ общ. пед. М. 1979.

60. Новоселова Л. Палагина Н.Н. Начальные этапы развития игровой деятельности.//Игра дошкольника. Под ред. Новоселовой Л. М. Просвещ. 1989)

61. Л.Ф.Обухова. Детская психология.М.1995

62. Обухова Л.Ф. Шаповаленко И.В. Формы и функции подражания в детском возрасте. МГУ М. 1994.

63. Оклендер В. Окна в мир ребенка. М. Нез.фирма "Класс" 1997. 78. сб. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. М. 1988. под ред. Эльконин Д.Б. Венгер А.Л.

64. Оталора М.К. Игра, ее место и развитие у детей индейских племен Колумбии./Канд. дисс. М. 1984.

65. Перре-Клермон А.Н. Роль социальных взаимодействую щих в развитии интеллекта детей. М. Педагогика. 1991.

66. Петку Г.П. Педагогические условия познавательного развития старших дошкольников в режиссерской игре с применением компьютерных средств. Автореф. М. 1992.

67. Платон. Сочинения. тЗ

68. Пидкасистый П.И. Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитиии. М. Рос Пед агентство 1996.

69. Покровский Е.А. Детские игры. -Петербург. 1994

70. Проблемы дошкольной игры, психолого-педагогический аспект, под ред Н.Н.Подъякова.М.1987

71. Психология и педагогика игры дошкольника. Материалы симпозиума, ред. Запорожца А.Б. Усовой А.П. М.

72. Психолого-педагогические проблемы игры. Новосибирск. 1992.

73. Психология. Под ред.Смирнова А.А. М. Учпедгиз. 1956г.

74. Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей. //Вопр.псих. 1996. N2. с. 14-23

75. Пухова Т.И. Отражение схемы социального мира в режиссерской игре в "семью" и уровень социальной адаптации дошкольника./ Образ в регуляции деятельности. (Тезисы докладов). М. 1997

76. Пухова Т.И. Исследование степени развернутости игры дошкольника в зависимости от общего развития ребенка. Жур. практ. псих. N3 1998

77. Рабочая книга социолога. М.,Наука. 1976.

78. Репина Т.А. Общение детей в детском саду. М.1990

79. Рубинштейн. Л. Основы общей психологии. М. 1946.

80. Рубинштейн Л. Основы общей психологии, т.2 М. Педагогика 1989.

81. Рудик П.А. Игры детей и их педагогическое значение. М.Л. изд АПН 1948 с5

82. Сазонтьева Н.Б. Игра как метод и проблема современной психологии.// Игровое моделирование, методология и практика. Под ред. Ладенко И.С. Новосибирск. "Наука" . 1987.

83. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М. Педагогика. 1990.

84. Соболева М.В. Имитационное поведение в онтогенезе: опыт исследования./Вопр. психол. 1995 N4 с 108-115.

85. Соколова Н.Д. Особенности руководства игрой умственно отсталых детей дошкольного возраста. Канд. дис. М. 1973.

86. Сорокина Т.В. Организация и методика игровой деятельности. Программа. М. 1994.

87. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. МГУ. М. 1980.

88. Спиваковская А.С. Игра это серьезно. М.1981

89. Спиваковская А.С. Психологическое исследование игровой деятельности детей, страдающих шизофренией. Канд.дис. М. 198=

90. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисуночных тестов. М.,1996.

91. Степанова М.А. Развитие форм и функций речи дошкольника в игровой деятельности. Автореферат. М. 1987

92. Сухарева Г.Е.Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.Медицина. 1965.

93. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М. Медицина. 1974.

94. Узнадзе Д. Психологические исследования М.1966 ПО. Усенко Л.В. Приемы формирования игры у детей раннего возраста. Фрунзе Мектеп 1989

95. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М. Про- свещ.1976.

96. Ушакова Н.В. Побуждение ребенка к игре. сб. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. М. 1995

97. Ушинский К.Д. "Человек как предмет воспитания" Соч. т.8 М. Педагогика 1982.

98. Филлипова Е.Б. Бугрименко Е.А. Венгер А.Л. Направленное формирование психологических новообразований, / / в сб. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста М. 1988. под ред Эльконин Д. Б. Венгер А.Л.)

99. Фрадкина Ф.И. Канд. дисс. "Психология игры в раннем детстве." 1946

100. Флерина Е.А. Игра и игрушка М.1973.

101. Эриксон Э. Детство и общество. Конс.-пер. Обнинск. 1993

102. Этнография детства. Ред. Кон И.С. М. Наука 1988.

103. Allan J.(1977) The use of creative drama with acting-out sixth and seventh grade boys and girl. Canadian Counsellor ll.pl35-143.

104. Axline V. (1947) Play therapy. Boston: Houghton Mifflin.

105. Bretherton I. Representing the social world in symbolik play.//Symbolik play. Akademic Press. N.Y. 1984.

106. Bretherton I. O'Connell B. Shore S. (1984)The effect of contextual variation on symbolic play development from20-28 months//Symbolic play. N.Y.

107. Bruner J.S. The ontogenesis of acts.-Gournal of Child Language, 1975

108. Bruner J.S. (1972) Nature and uses of immaturity, /Ameri- canPsychologist Aug, N8,pp 687-708

109. Dansky J.L. Questioning "A paradigm questioned": A com- memtary on Simon and Smith,/ Merril-Palmer Quarterly 31, pp279-284.

110. Diagnostical and statistical manual of mental disorders. Washington: Amer. Psychiat.Ass., 1987.

111. Erikson E. Toys and reasons. N.Y. 1977

112. Fein,G, Pretend Play in Childhood. J.Child Devel. v.52 1981.

113. Lowenfeld, M. Play in Childhood. N.Y.1967

114. Levin,H., Wardwell,E., (1962) The research uses of doll-play. //Psychol. Bull. Vol.59, p.27-56.

115. Mellou, E. Review of the relatioship between dramatic play and creativity in youg children.// Early child development & care, 1995 (Jul) Vol 112 85-107

116. Musatti, Т., Orsolini, M. 1993. Uses of past form in social pretend play of italian children. / / J . Child Land. N3.

117. Mussen P.H.,(1960) (Ed.) Handbook of research methods in child development. J.Wiley.

118. Nicolich, L.(1977) Beyond sensorimotor intelligence; assess ment of symbolic maturity through analysis of pretendet play. Merrill-Palmer Q.

119. Nicolich, L.& Bruskin,(1982) Combinatorial Competecy in Symbolic Play and Language

120. Pepler D.J. 1982. Play and divergent thinking. //The Play of Children: Current Theory and research.

121. Piaget J. (1951) Play, dreams and imitation in childhood. 1.ondon: Routdge& Kegan Paul. .

122. Poulson C.L. Kymissis Generelised imitation in infants.// j . Exp.Child Psychol. 1988. V 43, N3 p324-336.

123. Pukhova T. The play " in family" self-with-himself of the Rus sian children."/Programm of the 55th Annual Convention of ICP Juli 14-18 1997 Graz, Austria.

124. Pukhova T. (1998) Child Play with Six Dolls. Psychologists Facing the Challenge. Graz,

125. Rubin K.H. Fein G.G. and Vanderberg, B. (1983) Play. / / Handbook of child psychology, 4th ed, vol 4 pp 693-774. N.Y. Wiley.

126. Saltz E , Brodie J.(1982) Pretend-Play Training in Child hood: A Review and Critigue.//The Play of Children: Cur rent Theory and Research. Karger N.Y.

127. Saracho, O.N, (1997). Some Implications of Cognitive styles on Young Children's play. Early Child Dev.&Care,vol 131.

128. Saracho, O.N.(1995). Relationship between young children's cognitive style and their play. Early Child Dev.&Care,

129. Slade P. (1958) Introduction to child drama (University of 1.ondon Press Ltd.)

130. Shields, M.M. Dialogue, Monologue and Egocentric Speech by Chidren and Society. Oxford. Pergamon press. 1979

131. Stromavist,S.1984. Make-believe through words. Goteborg.

132. Viller.P.,&Garvey,G., (1984) Mother-Baby Role Play// Sym bolic play. N.Y.

133. Fein G.G. Pretend play: An integrative review, Child Devel. 52, ppl095-1118.

134. Wells,H.(1911) Floor games. N.Y. Arno Press.

135. Winnicott, 1965, The Maturational Processes and the Facil i tating Environment. Hogarth. London.

136. Wulff, S.B.1985. The Symbolik and Object Play of Children with Autism: A Reiev. J. of Autism and Developmental Dis orders. Vol.15, No.2.

137. Wolf,D,Grollman,S. (1982) Ways of Playing; Individual Dif ferences in Imaginative Style.//The Play of Children: Current Theory and research.

138. Wolf D., Rygh J., Altshuler J. (1984) Actions and States in Play Narratives./ Simbolic Play. N.Y. Academic Pres. ЗЗ