Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе

Автореферат по педагогике на тему «Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Дольгирева, Елена Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ульяновск
Год защиты
 2015
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе"

На правах рукописи

ДОЛЬГИРЕВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКОЙ ТЕХНИКИ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

15 АПР 2015

Ульяновск - 2015

005567239

Работа выполнена на кафедре социально-культурной деятельности в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский городской педагогический университет», Институт культуры и искусств

Научный руководитель: Пастухова Ирина Павловна,

кандидат педагогических наук, доцент

Официальные оппоненты: Христндис Татьяна Витальевна,

доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры», заведующая кафедрой педагогики и психологии

Юстус Ирина Викторовна,

доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», профессор кафедры психологии и педагогики

Ведущая организация: ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского» (Арзамасский филиал)

Защита состоится 14 мая 2015 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.278.04 при Ульяновском государственном университете по адресу: г. Ульяновск, ул. Набережная р. Свияги, 106, корп. 1, ауд. 703

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке Ульяновского государственного университета и на сайте вуза ЬМр://\улт.рро.и15и.ги, с авторефератом - на сайте Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России http://www.vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан « »_2015 г.

Отзывы на автореферат просим высылать по адресу: 432017, г. Ульяновск, ул. Л.Толстого, 42, УлГУ, Отдел подготовки кадров высшей квалификации

Ученый секретарь

диссертационного совета ''/-- Хамидуллина Лилия Ахметовна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Включение сферы свободного времени населения в число приоритетов государства означает фактическое ее признание, с одной стороны, сферой социально-культурной, а с другой - педагогической. Это проявляется в том, что Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОСЗ+ ВПО, 2013г.) по направлению подготовки 50.03.03 Социально-культурная деятельность в перечень объектов профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата включает как процессы педагогического обеспечения социально-культурного творчества, организации досуга разных возрастных групп, так и непосредственно учебно-воспитательные процессы в системах общего, профессионального и дополнительного образования. Это требует от бакалавра социально-культурной деятельности (СКД) владения широким спектром компетенций, в том числе сценарно-режиссерской техникой, которая на практике часто оказывается недостаточно сформированной.

Анализ существующей практики профессиональной подготовки бакалавров социально-культурной деятельности в условиях педагогических вузов показал, что одним из направлений ее модернизации должен стать целенаправленный процесс профессионально-педагогического и социально-культурного взаимодействия студентов на основе сценарно-режиссерской сценической практики. Такой подход обеспечивает возможности преобразования освоенной студентом учебной информации в художественную посредством разработки и внедрения рациональных механизмов сценарно-режиссерской техники, что позволяет операционально обеспечить передачу — усвоение — производство культурных смыслов. В противном случае выпускник оказывается не готов в самостоятельной профессиональной деятельности осуществить переход с уровня научно-теоретического, процессуально-описательного на уровень личностный, процессуально-действенный.

Таким образом, формирование сценарно-режиссерской техники у бакалавров социально-культурной деятельности в процессе обучения в педагогическом вузе является объективной необходимостью. Однако в настоящее время научно обоснованные модель и дидактический инструментарий осуществления этого процесса не разработаны, что актуализирует проблему данного диссертационного исследования.

Научно-теоретический анализ позволяет заключить, что сегодня имеется необходимая научная база для решения проблемы формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности. Так, разработку теоретических и методологических основ профессионального социально-культурного взаимодействия осуществляли М.А. Ариарский, Т.И. Бакланова, А.Д. Жарков, A.C. Запесоцкий, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Г.Я. Никитина, П.А. Подболотов, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин, В.В. Туев, H.H. Ярошенко и др. Различным аспектам профессионально-педагогической подготовки специалистов социально-культурной дея-

тельности посвящены исследования Ю.П. Азарова, Н.К. Баклановой, JI.C. Жарковой, Ю.С. Моздоковой, А.П. Триодина, Т.М. Шевченко и др. Возможность прикладного использования технологии режиссуры как технологии управления эмоциями в системе профессиональной подготовки исследовала Н.В. Московская.

В решение проблемы конструирования и реализации социально-культурных и культурно-досуговых технологий внесли существенный вклад Г.М. Бирженюк, Г.В. Ганьшина, Е.И. Григорьева, М.Л. Дюков, А.П. Марков, Г.Н. Новикова, Г.В. Оленина и др. Профессиональная технология менеджмента посредством режиссерского искусства конкретизирована в работах Л.В. Богданова, М.В. Булановой-Топорковой, A.A. Вербицкого, P.A. Долженко, A.M. Князева, H.H. Комисаровой, Л.Т. Ретюнских и др.

Вместе с Тем приходится констатировать, что вопросы формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе предметом специального исследования не выступали.

Актуальность проблемы формирования профессионально-педагогической техники бакалавров социально-культурной деятельности в условиях педагогического вуза и анализ ее состояния в теории и педагогической практике позволил выявить противоречия:

— на социально-практическом уровне - между требованиями работодателя к качеству профессиональной подготовки бакалавров социально-культурной деятельности, выпускников педагогических вузов и недостаточным уровнем сформированности у них сценарно-режиссерской техники;

— научно-теоретическом уровне - между необходимостью разработки и реализации научно обоснованной модели формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе и недостаточным теоретическим осмыслением сущности и структурно-содержательной характеристики сценарно-режиссерской техники бакалавра;

— научно-методическом уровне - между потребностью В эффективном дидактическом инструментарии и учебно-методическом обеспечении формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе и недостаточной разработанностью соответствующих учебно-методических материалов и критериально-оценочных средств.

Указанные противоречия определили сущность проблемы исследования: каковы сущность, структура сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности, теоретическая модель и дидактический инструментарий ее формирования в педагогическом вузе? Постановка данной проблемы требует ее целенаправленной научной разработки, что обусловило выбор темы исследования: «Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель и дидактический инструментарий формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе.

Объект исследования: система профессиональной подготовки бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе.

Предмет исследования: процесс формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе.

Гипотеза исследования: формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе будет осуществляться успешно, если:

— уточнена сущность и структура сценарно-режиссерской техники бакалавра социально-культурной деятельности;

— сконструирована и экспериментально проверена теоретическая модель формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в учебном процессе и внеаудиторной культурно-досуговой практике педагогического вуза;

— разработаны и апробированы дидактический инструментарий и учебно-методическое обеспечение процесса формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности;

— определены критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированности сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности; разработана программа ее мониторинга, включая систему критериально-оценочных средств.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущность и структуру сценарно-режиссерской техники бакалавра социально-культурной деятельности.

2. Сконструировать и экспериментально проверить теоретическую модель формирования сценарно-режиссерской техники в учебном процессе и внеаудиторной культурно-досуговой практике педагогического вуза.

3. Разработать и апробировать дидактический инструментарий и учебно-методическое обеспечение формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе.

4. Разработать программу мониторинга, включая критериально-уровневую систему оценки сформированности сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности и комплекс критериально-оценочных средств.

Методологическую базу исследования определил системный междисциплинарный подход и его разновидности: общенаучный (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин и др.), психолого-педагогический (Б.Г. Ананьев, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, М.И. Лукьянова и др.), социокультурный (A.C. Ахиезер, Ж.Р. Дюмазедье, М.С. Каган, М. Мосс, П.А. Сорокин, А.И. Ракитов и др.), ситуативный (П.У. Бриджмен, Д. Дьюи, Ж. Пиаже и др.),

деятельностный (JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев;

B.В. Давыдов, Н.Б. Шмелева и др.), психофизиологический (И.П. Павлов, Г. Селье, П.В. Симонов и др.), дидактический (О.С. Газман, М.И. Махмутов, Э.Л. Торндайк, A.A. Ухтомский и др.), интегративно-дифференцированный (Ю.К. Бабанский, Ю.М. Лотман и др.) и профессионально-технологический (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, П.М. Ершов, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др.).

Научно-теоретическую основу исследования составили научные теории и концепции: воспитания через чувство (Т.Е. Конникова,

A.C. Макаренко, В.Н. СорОка-Росинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский,

C.Т. Шацкий, Н.Е. Щуркова и др.), воспитательного пространства (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л Селиванова и др.), игровой концепции культуры (Г.Г. Гадамер, И. Хёйзинга), театрализации жизни (H.H. Бахтин, H.H. Евреинов, Ю.М. Лотман, Я.Л. Морено и др.), прикладной культурологи и педагогической режиссуры (М.А. Ариарский, Н.В. Московская, В. М. Букатов, Е.В. Кожара и др.), театральной педагогики и киноискусства (П.М. Ершов,

B.Э. Мейерхольд, К.С. Станиславский, М.А. Чехов, Д. Вертов, А.Н. Митта,

C.М. Эйзенштейн и др.), теоретические положения профессионально-педагогической подготовки специалистов (О.И. Донина, С.Н. Митин, Т.В. Христидис, И.В. Юстус и др.), в Том числе по направлению социально-культурная деятельность (Е.И. Григорьева, М.Л. Дюков, Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, А.П. Марков и Г.М. Биржешок, Ю.Е. Травкин, Н.НЯрошенко и др.), творческого эиергопотенциала и мотивационно-потребностной сферы личности (И.А. Акимов и В.В. Клименко, А.Х. Маслоу и др.), механизмов эмоционально воздействующего (художественного) обучения (П. Брук, А.Л. Гройсман, Е. Гротовский, М.А. Захаров, Э.С. Маркарян и др.), алгоритмизации профессиональной деятельности: творческо-изобретательской (Г.С. Альтшуллер, И.П. Волков, И.П. Иванов), педагогической (A.A. Гин, В.Ф. Шаталов, В.Э. Штейнберг и др.) и сценарно-режиссерской (А.Н. Митта, A.M. Червинский и др.); социально-психологического и социально-культурного нормативов (М.К. Акимова, K.M. Гуревич, Л.С. Титкова, А.Г. Шмелев и др.).

Для решения поставленных задач, обеспечения достоверности результатов исследования и обоснования его выводов использовался комплекс следующих методов исследования: теоретические (сравнение, аналогия, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, педагогическое моделирование); праксиметрические (изучение регламентирующей документации, контекстный анализ продуктов образовательно-творческой деятельности студентов, объективная регистрация деятельности); эмпирические (включенное и опосредованное наблюдение, селекция, эксперимент, беседа, опрос и анкетирование, тестирование, экспертная оценка, измерение); методы математической статистики и интерпретации полученных данных; ретроспективное обобщение собственного опыта.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили: государственное образовательное учреждение высшего профессионального образова-

ния «Московский гуманитарный педагогический институт» (ГОУ МГПИ), Социальный институт государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский городской педагогический университет» (ГБОУ ВПО МГЛУ), реорганизованный с 01.09.2014 в Институт культуры и искусств ГБОУ ВПО МГПУ, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина» (ФГБОУ ВПО ТГУ им. Г.Р.Державина), государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова» (ГБУК г. Москвы «Галерея Ильи Глазунова»), Экспериментальным исследованием было охвачено 206 человек.

Исследование осуществлялось с 2006 по 2014 г. в четыре этапа.

На первом, подготовительном, этапе (2006—2007гг.) формировалась методологическая и теоретическая база исследования, его научно-исследовательский и понятийный аппарат. На основе анализа, систематизации и обобщения научной (философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической и специальной) и методической литературы, нормативно-правовых документов и существующей практики профессиональной подготовки бакалавров СКД были выявлены основные проблемы и противоречия исследуемой проблемы формирования сценарно-режиссерской техники студентов, разработаны учебно-методические комплексы дисциплин учебного плана, система критериально-оценочных средств и диагностических методик; выявлены условия и выбраны методы и формы организации образовательной деятельности.

На втором, констатирующем, этапе (2007-2008гг.) были осуществлены мониторинговые исследования потребностей и возможностей использования сценарно-режиссерской техники в профессионально-педагогической практике бакалавров СКД; спроектирована теоретическая модель формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров в педагогическом вузе; выявлены и созданы условия реализации теоретической модели в учебном процессе и куль-турно-досуговой практике педагогического вуза; разработана программа педагогического эксперимента; определены контрольные и экспериментальные группы.

На третьем, формирующем, этапе (2008-2013гг.) содержательно реали-зовывалась экспериментальная программа по апробации и оценке эффективности теоретической модели формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД в педагогическом вузе; проводился мониторинг сформированно-сти сценарно-режиссерской техники выпускников; корректировались дидактический инструментарий, учебно-методические материалы и система критериально-оценочных средств; апробировались различные интеграционные варианты содержания и методов формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД.

На четвертом, контрольно-обобщающем, этапе (2013-2014гг.) проверялась выдвинутая в начале исследования гипотеза, уточнялся понятийный ап-

парат; систематизировались, обобщались и интерпретировались результаты теоретического и экспериментального исследования; осуществлялась статистическая обработка, анализ и интерпретация полученных диагностических данных; формулировались выводы, подводились итоги исследования, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

- конкретизирована сущность сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД как совокупности оперативных профессионально-педагогических методов и приемов эмоционально-экспрессивного социально-культурного взаимодействия, в структуре которой выделены: техника экспрессивного воздействия, искусство оперативного взаимодействия, стратегия эмоционального контакта, адресные задачи;

- сконструирована и экспериментально проверена теоретическая модель формирования сценарно-режиссерской техники в учебном процессе и культурно-досуговой практике педагогического вуза, включающая блоки: ориентационный, методологический, содержательный, процессуально-технологический, результативно-диагностический;

- разработан дидактический инструментарий (алгоритм междисциплинарной координации профессионально-педагогических сценарно-режиссерских действий преподавателей и студентов «Творческий операционный набор») и учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин и факультативных курсов, последовательная реализация которых позволяет обеспечить эффективность процесса формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД в педагогическом вузе;

- определены и обоснованы с учетом структуры сценарно-режиссерской техники социально-культурной деятельности уровни ее сформированное™: эмпирико-диалогический, эвристический, культуротворческий по критериям: технологичность, социальность и творческая активность; разработан комплекс критериально-оценочных средств для осуществления мониторинга процесса и результатов формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

- конкретизация сущности и структуры сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности и семантически связанных с ней понятий «творческий операционный набор», «культурно-досуговая программа» вносит определенный вклад в теорию высшего профессионального образования;

- теоретически обоснована и экспериментально подтверждена эффективность дидактического инструментария и учебно-методического обеспечения процесса формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе, что

обогащает методику высшего профессионального образования в части реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании;

— теоретически обосновано соотношение уровней профессионального развития бакалавров социально-культурной деятельности (базовый, оперативный, квалифицированный) и уровней сформированности у них сценарно-режиссерской техники (эмпирико-диалогический, эвристический, культуротворческий) по критериям: технологичность, социальность и творческая активность, что вносит вклад в теорию квалиметрии и мониторинга качества высшего профессионального образования;

— разработана и обоснована теоретическая модель формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе, базирующаяся на методологии системного и компетентностного подходов, что является вкладом в теорию педагогического моделирования.

Практическая значимость результатов исследования обусловлена тем, что теоретически обоснованные и экспериментально апробированные дидактический инструментарий, учебно-методическое обеспечение процесса формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД, критериально-оценочные и диагностические методики мониторинга его результатов могут быть использованы образовательными организациями систем среднего и высшего профессионального образования, осуществляющими многоуровневую подготовку специалистов по направлению 071800 (50.03.03) Социально-культурная деятельность, а также на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены: комплексным подходом и методологической обоснованностью разработки проблемы исследования, идеи которого вытекают из теоретических положений предшествующих исследований; анализа существующей практики и обобщения передового педагогического опыта формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров; использованием взаимодополняющих методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; непосредственным участием в экспериментальной работе в качестве преподавателя профильных дисциплин; репрезентативностью выборки, количественным и качественным анализом результатов эксперимента.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сценарно-ре.жиссерская техника бакалавра социально-культурной деятельности — это совокупность оперативных профессионально-педагогических методов и приемов эмоционально-экспрессивного социально-культурного взаимодействия. Структура сценарно-режиссерской техники включает компоненты: техника экспрессивного воздействия (методы и приемы драматической визуализации информации), искусство оперативного взаимодействия (способность комбинировать эмоционально-экспрессивные коммуникативные приемы), стратегия эмоционального контакта (совокупность

композиционных правил эмоционально воздействующей формы), адресные задачи (эмоциональный ответ субъектов взаимодействия на информацию).

Владение сценарно-режиссерской техникой проявляется в качестве созданной бакалавром культурно-досуговой программы как продукта целенаправленной социально-просветительной, культурно-воспитательной, коммуникативно-творческой деятельности, обусловленной социальным заказом.

2. Теоретическая модель формирования сценарно-режиссерской техники бакалавра социально-культурной деятельности в учебном процессе и внеаудиторной культурно-досуговой практике педагогического вуза состоит из следующих блоков: ориентационный (цель, задачи), методологический (подходы, научная концепция, принципы), содержательный (теоретико-практическая подготовка, практическая подготовка), процессуально-технологический (условия, технология эмоционально-смыслового взаимодействия), результативно-диагностический (критерии и показатели сформированное™ сценарно-режиссерской техники, уровни сформированности сценарно-режиссерской техники).

3. Дидактический инструментарий формирования сценарно-режиссерской техники представляет собой алгоритм координации педагогических и сценарно-режиссерских действий преподавателей и студентов — «Творческий операционный набор», который включает: технологические компоненты (техника экспрессивного воздействия, искусство оперативного взаимодействия, стратегия эмоционального контакта, адресные задачи), дидактические параметры (провокация эмоционального ответа, инсайт-ориентированная направленность, проблемно-ситуационная визуальная конструкция, идентификация) и сценарно-режиссерские шаги, соответствующие технологическим компонентам СКД.

Учебно-методическое обеспечение процесса формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД включает учебно-методические комплексы дисциплин и факультативных курсов (учебные программы и пособия, дидактические материалы, методические разработки, презентации, мастер-классы и др.).

4. Уровни сформированности сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД (эмпирико-диалогический, эвристический, культуротворческий), их показатели по критериям «технологичность, социальность, творческая активность» и комплекс критериально-оценочных средств представлены оперативно-техническим нормативом, который соответствует требованиям ФГОС ВПО, нормативно-правовым основам организации образовательного процесса в вузе и выполняет функции: дидактическую, профессионально-развивающую и диагностическую.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством:

— обсуждения на заседаниях профильных кафедр ГОУ МГПИ, ГБОУ ВПО МГЛУ, ФГБОУ ВПО ТГУ им. Г.Р.Державина и др.;

— выступлений на научно-практических конференциях и круглых столах международного, всероссийского и регионального уровней (2008-2014 гг.);

- демонстрации мастер-классов на Московских (IV, VI, VII, VIII, IX) и Всероссийских (III, IV) Фестивалях науки (2009-2014гг.);

— профессионально-педагогической и управленческой деятельности в качестве преподавателя, руководителя практики и театральных коллективов;

- участия в целевых программах и творческих проектах Департамента образования города Москвы в 2006-2012гг.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 18 работ (11 научных статей и 7 учебно-методических пособий), в том числе 4 из них в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 345 наименований, в том числе 12 источников на иностранном языке. Общий объем диссертации составляет 237 страниц, из них 192 страницы основного текста и 45 страниц приложений. Работа содержит 14 рисунков и 13 таблиц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы формирования сце-нарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности, исследования теоретико-методологической сущности, структуры и модели ее формирования в условиях педагогического вуза. Определяются цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, теоретико-методологическая база и методы исследования. Формулируются основные положения, выносимые на защиту, отражается новизна, теоретическая и практическая значимость работы; характеризуется сфера апробации и внедрения результатов исследования.

В первой главе «Научно-теоретические основы формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров по направлению подготовки социально-культурная деятельность» с позиций исторического культурогенеза специальности выявлена сущность сценарно-режиссерской техники в структуре социально-культурной деятельности; осуществлен анализ теории и практики формирования сценарно-режиссерской техники студентов в контексте профессионально-педагогических технологий; представлена теоретическая модель формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе.

Для решения первой задачи исследования - уточнения сущности и структуры сценарно-режиссерской техники бакалавра социально-культурной деятельности — в диссертации на основе теоретического анализа выявлен стержневой профессионально-педагогический дифференциал и установлено, что целеполагающая характеристика СКД - человек культуросозидающий. Фундамент социально-культурного взаимодействия — созидательная нравственная основа, а основная функция, аккумулирующая все остальные, -процесс создания нового качества социально-культурных образцов.

Наличие в названии направления подготовки психолого-педагогической категории «деятельность» (и как семантическое следствие — понятий «отражение», «общение», «воспитание», «образ», «художественная деятельность», «мастерство») и перенос акцента с результата деятельности (творческого «продукта») на процесс социально-культурного взаимодействия определяют профессиональную доминанту работы специалиста СКД, которая дуалистична, так как предполагает интериоризацию и экстериоризацию им социально-культурного опыта.

Историко-культурный анализ «протообразцов» социально-культурной деятельности (педагогика, Искусство, игра) позволил выделить объединяющий их эмоционально-мотивационный ориентир - эмоциональную включенность субъектов взаимодействия, обеспечивающую эффективное усвоение личностью необходимых социокультурных смыслов. В диссертации описана профессиональная специфика процессов интериоризации / экстериоризации социально-культурного опыта через призму чувственно-практического отражения творческого взаимодействия в его субъект-субъектной взаимообусловленности.

Применение метода «творческого монтажа» в названии профиля подготовки указывает на роль сценарно-режиссерского компонента как стержневого в профессиональной, слишком обширной, сфере социально-культурной деятельности. Данное обстоятельство может быть истолковано как «рабочая специальность» направления подготовки: режиссура социально-культурной деятельности, которая предполагает интеграцию профессионально-педагогического и «инженерно-художественного» (в понимании режиссера М.А. Захарова) компонентов содержания образования.

Обоснованная в диссертации интерпретация методологической сущности направления подготовки как режиссуры социально-культурной деятельности детерминировала модернизацию принципов организации образовательного процесса в педагогическом вузе. Вместо статического «отражения» необходимой учебной информации выдвигается принцип «воздействующего построения» - свободный монтаж предметных тематических областей, но с точной установкой на определенный конечный профессионально-образовательный эффект. Правомочность такого подхода подтверждается концепциями театрализации жизни (H.H. Бахтин, H.H. Евреинов, Ю.М. Лотман, Я.Л. Морено и др.) и педагогической / прикладной режиссуры (В.М. Букатов, Е.В. Кожара, Н.В. Московская и др.).

Проведенный теоретический анализ позволил определить сущность сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности как совокупности оперативных профессионально-педагогических методов и приемов эмоционально-экспрессивного социально-культурного взаимодействия.

Структура сценарно-режиссерской техники включает следующие составляющие: техника экспрессивного воздействия (методы и приемы

драматической визуализации информации), искусство оперативного взаимодействия (способность комбинировать эмоционально-экспрессивные коммуникативные приемы), стратегия эмоционального контакта (совокупность композиционных правил эмоционально воздействующей формы), адресные задачи (эмоциональный ответ субъектов взаимодействия на информацию).

Сценарно-режиссерская техника бакалавра СКД является основным инструментом создания и реализации культурно-досуговых программ, которые в диссертации обобщенно определяются как продукт целенаправленной социально-просветительной, культурно-воспитательной, коммуникативно-творческой деятельности, обусловленной социальным заказом.

Определение сущности и структуры сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД позволило приступить к решению второй задачи исследования - конструированию и экспериментальной проверке теоретической модели формирования сценарно-режиссерской техники в учебном процессе и внеаудиторной культурно-досуговой практике педагогического вуза.

Для решения этой задачи был предпринят анализ теории и практики формирования сценарно-режиссерской техники специалистов социально-культурной деятельности в контексте профессионально-педагогических технологий. Первоначально мы изучили семантическую связь понятий «технология — техника». Опираясь на результаты исследований В.П. Беспалько, В.В. Гузеева, П.М. Ершова, М.В. Кларина, Г.К. Селевко и др., было сделано заключение, что интегративность различных знаний и умений бакалавра СКД в образовательном процессе технологически обеспечивается алгоритмическим структурированием образовательной информации и инструментальностью (воспроизводимостью) профессионально-педагогических действий.

Эффективность технико-технологических процессов, дуально гарантирующих практический результат, определяет творческий личностный компонент — искусство, мастерство.

Режиссура социально-культурной деятельности как дидактическое ядро образовательных технологий и сценарно-режиссерская техника как особый экспрессивно-эмоциональный социокультурный / педагогический регулятив рассматриваются в диссертации в качестве дидактического подхода, преимущества которого заключаются в следующем:

• обеспечение контроля над эмоционально-насыщенным действием, способствующим формированию эмоционально-ценностного опыта субъектов творческого процесса;

• возможность придания художественной формы эмоционально-образному диалогу;

• гарантированность результатов творческой самореализации СКД в образовательной и профессиональной деятельности.

Проведенный сравнительный анализ педагогических и социально-культурных технологий выявил проблемы, связанные с формированием сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД в педагогических вузе. В частности, было установлено, что технологизация художественных творческих

процессов рассматривается многими исследователями как дискуссионный вопрос (И.И. Булычев, Е.И. Григорьева, M.JI. Дюков и др.).

С другой стороны, выразительные средства театрального искусства используются в педагогических вузах не в полной мере, не всегда грамотно и профессионально, хотя общность сценарно-режиссерских и педагогических приемов (в технологиях проблемного и игрового обучения) свидетельствует о возможности алгоритмизации образовательного процесса на основе сценарно-режиссерской техники действий. В педагогической практике из вида упускаются «процедуры и операции», т.е. технологические признаки профессионально-педагогической техники, обеспечивающие динамику социально-культурного процесса.

Между тем момент перехода от технических приемов к технологии является ключевым, без которого набор профессиональных приемов бакалавра СКД может оказаться малоэффективным. Этот переход может выглядеть как воздействующий структурный алгоритм (оперативное искусство), определяющий стратегию профессиональных действий. В технологической цепочке «прием педагогической техники — педагогическая техника — образовательная технология» (A.A. Гин) с помощью сценарно-режиссерской техники может быть конкретизирована техника педагогическая, что позволяет воспринять ее в новом качестве: прием педагогической техники - сценарно-режиссерская техника — дидактическая технология.

Специфика технологической подготовки бакалавров СКД к профессиональной деятельности заключается, таким образом, в рецептурном обучении технике сценарно-режиссерского искусства. Спроектированная в ходе теоретического исследования на основе анализа и систематизации полученных материалов теоретическая модель формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе включает в себя следующие блоки: ориентационный (целевой), методологический, содержательный, процессуально-технологический, результативно-диагностический (рис.1).

При разработке модели мы опирались на теоретико-методологические основы педагогического моделирования (A.M. Новиков, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Сластенин и др.). С учетом специфики предмета исследования общая характеристика блоков модели формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД в педагогическом вузе выглядит следующим образом:

• opueHmaijuoHHbiü блок - определяет цель и задачи данной модели на различных этапах формирования сценарно-режиссерской техники бакалавра социально-культурной деятельности в педагогическом вузе;

• методологический блок — характеризует ведущие методологические подходы (технологический — В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др.; акмеологический - Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина и др.; проблемно-ситуативный - Д. Дьюи; П.У. Бриджмен, М.И. Махмутов и др.),

Ориентацнои-111.111 блок

Методологический блок

Содержательный блок

Процессуально-технологический блок

Результатнвно-диагностнче-скин блок

Цель: формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в структуре целостного образовательного процесса педагогического вуза

Задачи: интериоризация личностью основных закономерностей сценарно-режиссерской техники, освоение прикладных навыков художественно-творческой деятельности, активизация профессиональной мотивации в практической творческой деятельности, формирование компетенций, формирование системы ценностных отношений, становление профессиональной субъектности

Подходы: технологический, акмеологический, природосообразный, социокультурный, системно-деятельностный, проблемно-ситуативный. Научная концепция: ассоциативно-рефлекторная, деятельностная, культурно-историческая.

Принципы: теоретико-методологические, технологические, инструментальные

Теоретико-практическая подготовка: дисциплины профессионального цикла учебного плана: базовой части (Сценарно-режиссерские основы), вариативной части (Основы режиссуры и мастерства актера; Сценическая речь). Практическая подготовка: курсы по выбору (Музыкально-театральный практикум), внеаудиторные практикумы (Театрализованная культурно-досуговая деятельность), социально-культурные и культурно-образовательные проекты (внутренние, районные, окружные, городские, региональные, республиканские)_

Условия: дидактические, междисциплинарной интеграции образовательной и культурно-досуговой сфер вуза, индивидуализации обучения, коммуникативности и креативности образовательной и самообразовательной сценарно-режиссерской практики, мониторинга процесса и результатов формирования СРТ.

Технология эмоционально-смыслового взаимодействия (ЭСВ):

• Целевые ориентиры'.

- профессионально-активная личность, владеющая СРТ, готовая к новому качеству социально-культурного взаимодействия;

- принципы обучения: доминанты, тренировки, воздействия, готовности;

- дидактические задачи: алгоритмизация профессиональной деятельности, овладение дидактическими закономерностями ЭСВ, формирование системного технико-технологического представления о динамике образовательного процесса, включение в процесс социально-культурного творчества.

• Активизирующий дидактический комплекс:

- критерии обучающего взаимодействия: культуросообразность, идентифика-ционность, информативность, технологичность (функциональность, апгорит-мичность, динамичность); продуктивно-творческая деятельность;

- методы: деятельно-идентификационные, интерактивно-коммуникативные, проектно-конструктивные;

- формы: академические, клубные; театрализованные, интерактивные; коллективные, групповые, индивидуальные;

- средства обучения: действенно-практические, авторизованные.

• Процессуально-результативный комплекс:

- образно-конструктивный модуль ЭСВ;

- структурно-содержательная характеристика Я-концепции (оранизационно-техническая, творческая, социальная)

Критерии и показатели сформированное™ СРТ: технологичность (психомоторика, работоспособность, интеллектуальность, ориентационная готовность), социальность (профессиональная мотивация, инициативность, критичность), творческая активность (креативность, творческая направленность и самостоятельность, стиль деятельности, результативность).

Уровни сформированной СРТ: эмпирико-диалогический, эвристический, куль-туротворческий_

Рнс.1. Теоретическая модель формирования сценарно-режиссерской техники (СРТ) бакалавров социально-культурной деятельности

научные концепции (ассоциативно-рефлекторная - И.П. Павлов, П.В. Симонов и др.; деятельностная - С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.; культурно-историческая - Л.С. Выготский, Й. Хёйзинга и др.) и систему принципов (теоретико-методологических, технологических, инструментальных), лежащих в основе формирования сценарно-режиссерской техники бакалавра социально-культурной деятельности в педагогическом вузе;

• содержательный блок - раскрывает содержание теоретико-практической (программы учебных дисциплин профессионального цикла) и практической подготовки (содержание программ курсов по выбору, аудиторных и внеаудиторных практикумов, социально-культурных и культурно-образовательных проектов), обеспечивающих формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД в целостном образовательном пространстве, интегрирующем учебную и культурно-досуговую практики педагогического вуза;

• процессуально-технологический блок — представлен совокупностью организационно-педагогических условий (дидактических, междисциплинарной интеграции образовательной и культурно-досуговой сфер вуза, индивидуализации обучения, коммуникативности и креативности образовательной и самообразовательной сценарно-режиссерской практики, мониторинга процесса и результатов формирования сценарно-режиссерской техники) и технологией эмоционально-смыслового взаимодействия, обеспечивающих эффективность процесса формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе.

Технология эмоционально-смыслового взаимодействия включает структурные компоненты, разработанные на основе психолого-педагогических законов научения (доминанты, тренировки, воздействия, готовности): целевой ориентир; активизирующий дидактический комплекс «Эффект свидетеля», обеспечивающий самоидентификацию специалиста в процессе учебного и внеаудиторного культурно-досугового взаимодействия; образно-конструктивный модуль «Эффект бабочки», объясняющий единство и универсальность эмоционально-воздействующих механизмов на всех этапах социально-культурного взаимодействия; структурно-содержательная характеристика Я-концепции профессиональной субъектности бакалавра социально-культурной деятельности;

• результативно-диагностический блок — характеризует критериально-уровневый аппарат исследования, включающий критерии и показатели сформированное™ сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности: технологичность (психомоторика, работоспособность, интеллектуальность, ориентационная готовность), социальность (профессиональная мотивация, инициативность, критичность), творческая активность (креативность, творческая направленность и самостоятельность, стиль деятельности, результативность).

В результате теоретического анализа исследований проблем профессиональной подготовки и развития специалистов СКД (Ю.П. Азаров,

16

H.K. Бакланова, JI.С. Жаркова, Ю.С. Моздокова, А.П. Триодин, Т.М. Шевченко, H.H. Ярошенко и др.) и кластерного анализа полученных эмпирических данных по критериям и показателям сценарно-режиссерской техники были определены уровни сформированности сценарно-режиссерской техники бакалавра СКД (эмпирико-диалогический, эвристический, культуротвор-ческий) и соответствующие им уровни профессионального развития (базовый, оперативный, квалифицированный).

Апробация разработанной теоретической модели формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД осуществлялась в рамках экспериментальной деятельности, описание которой представлено во второй главе диссертации.

Во второй главе «Содержание и результаты экспериментальной работы по формированию сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом университете» описаны процесс реализация теоретической модели формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД в педагогическом вузе; дидактический инструментарий и учебно-методическое обеспечение процесса формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности; интерпретированы результаты экспериментального исследования.

Разработка и апробация дидактического инструментария и учебно-методического обеспечения формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД в педагогическом вузе составляло третью задачу диссертационного исследования.

Для решения этой задачи было проведено экспериментальное исследование, которое проходило в четыре этапа — подготовительный, констатирующий, формирующий, контрольно-обобщающий. В исследовании приняло участие 150 студентов направления подготовки Социально-культурная деятельность, 38 слушателей курсов повышения квалификации на базе факультета Дополнительного образования МГПИ, 18 преподавателей и студентов старших курсов ТГУ им. Г.Р. Державина. Всего 206 человек.

Подготовительный этап экспериментального исследования. Разработка дидактического инструментария формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД осуществлялась, исходя из основной идеи эксперимента — алгоритмизации профессиональной социально-культурной деятельности на основе прикладного использования закономерностей сценического искусства. Во внимание была принята также специфика экспериментальной базы (педагогический университет), где педагогический компонент содержания образования является приоритетным, а преемственность учебной и досуговой сфер, образовательной и самообразовательной практики определяет необходимость междисциплинарной интеграции как основного условия формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД.

Дидактический инструментарий формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД представлен в диссертации структурным воздействующим алгоритмом «Творческий операционный набор» (ТОН).

Творческий операционный набор предназначен для междисциплинарной координации профессионально-педагогических сценарно-режиссерских действий преподавателей и студентов, стратегия которых определяет совокупную последовательность сценарно-режиссерских шагов (методов и приемов), регламентируемых дидактическими параметрами социально-культурного взаимодействия.

В воздействующем алгоритме технологично представлены: структурные компоненты сценарно-режиссерской техники (техника экспрессивного воздействия, искусство оперативного взаимодействия, стратегия эмоционального контакта, адресные задачи), дидактические параметры взаимодействия (провокация эмоционального ответа, инсайт-ориентированная направленность, проблемно-ситуационная визуальная конструкция, идентификация) и собственно последовательность сценарно-режиссерских шагов. Все элементы творческого операционного набора взаимосвязаны и обусловлены. Благодаря искусству оперативного взаимодействия практически осуществляется комбинирование сценарно-режиссерских технических приемов и выстраивание стратегической логико-композиционной структуры культурно-досуговых программ. Прикладное использование сценарно-режиссерских приемов в социально-культурном взаимодействии обеспечивает контроль его эмоционального насыщения, а свободное оперирование профессиональными техниками позволяет стратегически выстраивать каркасы неформального взаимодействия. Вместе с тем следует учитывать, что результат социально-культурного взаимодействия во многом определяет энергопотенциал профессионала, его нравственный, гражданский, художественный и технологический потенциал.

Для решения четвертой задачи диссертационного исследования, в целях мониторинга сформированности сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД, мы ввели понятие оперативно-технического норматива (ОТН) как динамической профессионально-педагогической дефиниции,

сформулированной на основе понятий социально-психологического и социально-культурного нормативов, принятых в отечественной психологической науке (М.К. Акимова, K.M. Гуревич, А.Н. Леонтьев, JI.C. Титкова, А.Г. Шмелев и др.).

ОТН разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, нормативами организации образовательного процесса в вузе; в соответствии с Я-концепцией профессиональной субъектности, технологией эмоционально-смыслового взаимодействия и включает: уровни профессионального развития (базовый, оперативный; квалифицированный) и сформированности сценарно-режиссерской техники (эмпирико-диалогический, эвристический, культуротворческий) бакалавра СКД; критерии (технологичность, социальность, творческая активность) и их критериальные показатели; контрольно-методический пакет стандартизированных диагностических методик.

При разработке ОТН был использован комплексный метод «портфельной оценки», который включил: стандартизированные методики самодиагностики; тесты достижений и практические творческие методики (этюды, сценарно-режиссерские разработки, творческие показы и проекты); коллективную экспертную оценку результатов творческой деятельности студентов. Учитывая разброс способов интерпретации результатов диагностических методик, представленных в ОТН, и сообразуясь со шкалой экспертной оценки, мы разработали систему перевода результатов диагностики и контроля сформированности сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД в количественные оценки по десятибалльной шкале.

Область применения ОТН, выполняющего дидактическую, профессионально-развивающую, диагностическую функции, не ограничена специфическими аналитико-исследовательскими задачами нашей работы, но подразумевает возможность применения его в сфере творческой профессиональной ориентации обучающихся. Поэтому методы контроля в ОТН интегрированы с методами обучения в педагогическом вузе.

На констатирующем этапе экспериментальной работы для изучения интересов, потребностей и условий формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД было проведено диагностическое исследование методами анкетирования, селекции, опроса и включенного наблюдения.

Анкетирование «Значимость профессионально-педагогической техники в структуре социально-культурной деятельности», в котором приняли участие преподаватели, выпускники вузов и слушатели курсов повышения квалификации и переподготовки кадров, показало, что сценарно-режиссерская техника не рассматривается респондентами как стержневая в подготовке бакалавров СКД, хотя трудности С использованием техник драматического искусства испытывают более 60 % респондентов.

По результатам наблюдения за активностью студентов была осуществлена пилотная «социально-профессиональная селекция» внутри учебных групп, где были выделены две, примерно равные по числу студентов подгруппы:

• студенты не / мало инициативны, в аудиторной и практической деятельности тяготеют к репродуктивно-информационному способу освоения информации, во внеаудиторной досуговой работе не участвуют;

• студенты, которые занимают активную позицию по отношению к задачам эксперимента.

По результатам всех видов диагностических исследований было сформировано по пять контрольных (68 чел.) и экспериментальных групп (82 чел.), в которые вошли студенты 2007—2011 годов набора.

Формирующий этап эксперимента. Для формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД были созданы необходимые организационно-педагогические условия, основными из которых явились: включение студентов во внеаудиторную культурно-досуговую жизнь вуза и ситуации для проявления самостоятельности и инициативы на основе междисциплинарной интеграции образовательной и досуговой сфер.

Внеаудиторная творческая деятельность обеспечивала обучающимся:

• повышенную частотность включения так называемого «фактора времени», нарушая естественную для человека установку на экономию сил и тем самым усиливая личностную активность;

• дополнительную возможность получения обратной связи (наряду с возможностями самовыражения и самореализации), когда в процессе творческой коммуникации участвуют не только сокурсники, но также реальная аудитория пользователей социокультурного продукта;

• необходимость соотносить «свою идею» с логикой алгоритмически точно выстроенного режиссерского действия в процессе образовательной (аудиторной) и самообразовательной (внеаудиторной) практики, которая связана с установкой на интериоризацию социокультурного опыта. Реализация во внеаудиторной творческой деятельности «своей идеи», соотнесенной с требованием времени - установкой на экстериоризацию приобретенных профессиональных знаний. Последнее обеспечивало возможность апробации эмоционально-действенных механизмов в условиях, приближенных к профессиональной реальности, побуждение к самопознанию и испытанию себя.

Возможности для организации самостоятельной инициативной творческой деятельности студентов были созданы на основе междисциплинарной интеграции образовательной и досуговой сфер в процессе неформального социально-культурного взаимодействия. В частности, был разработан и реализован план-график творческих показов по дисциплинам профессионального базового блока учебного плана, интегрированных в культурно-досуговую среду как вуза, так и г. Москвы. Конкретные дидактические задачи образовательных дисциплин одновременно выполняли специфическую задачу «социального заказа»: «производство» конкретных концертно-зрелищных форм, востребованных как в области учебно-воспитательного пространства вуза, так и в социокультурных проектах Департамента образования г. Москвы. Последнее объясняет ориентированность на внеаудиторную (без лимита времени) творческую деятельность студентов, успешность которой зависит от увлеченности делом, чувства коллективной и профессиональной ответственности, когда выбор, основанный на ценностях, начинает доминировать над способностями.

Формы и способы организации учебно-практической деятельности (репетиции, творческий показ и концертная деятельность) предполагали обязательное обсуждение (предварительное или последующее) - диалог, дискуссию, семинар без лимита времени.

Контролирование самостоятельной творческой деятельности студентов осуществлялось с позиций: 1) ценностно-целевой ориентации (отношение к действительности), 2) коммуникативной модерации (умения «нестандартно мыслить, делать выбор и отвергать»), 3) созидающей деятельности.

В ходе формирующего эксперимента обеспечивалось погружение студентов в профессиональную деятельность (организационно-творческую, педагогическую, методическую) посредством различных интеграционных вариантов социально-культурного творческого взаимодействия (как в образовательной, так

и во внеаудиторной культурно-досуговой практике). Например, показателен опыт привлечения студентов к научно-методической работе, связанной с проектированием и созданием дидактических материалов. В результате образовательно-творческой деятельности и при активном участии студентов были разработаны: учебно-методические пособия: «Техника сценарно-режиссерской работы», «Техника логического чтения»; сценарно-режиссерские разработки культурно-досуговых программ и мастер - классы «Техника логического чтения», «Ключевое слово драмы».

В процессе профессионального становления студентов преподаватель принимал роль «структурирующего агента», обеспечивая индивидуальную поддержку в процессе формирования сценарно-режиссерской техники и осознания «собственной ценности» и закономерностей личностного роста в направлении профессионального развития и самоактуализации.

Контрольный этап эксперимента явился заключительным компонентом мониторинга сформированности сценарно-режиссерской техники и профессионального развития, который осуществлялся на протяжении всех лет исследования в экспериментальных и контрольных группах. Обработка и анализ диагностических данных проводились в соответствии с оперативно-техническим нормативом и с учетом комплекса ЭПК (энергопотенциал, психомоторика, критичность).

Для диагностики комплекса ЭПК как показателя возможности и способности действия мы использовали «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности» (ОФДСИ) В.М. Русалова и методику измерения энергопотенциала В.В. Клименко. Контроль и коррекция формирования профессиональной Я-концепции как показателя целесообразности и уровня выполнения действия осуществлялись с применением стандартных методик. Для оценки критерия «технологичность» использовались ориентационная анкета «Определение направленности личности» Б. Баса, авторские аттестационные педагогические измерительные материалы по учебным дисциплинам, экспертная оценка техничности и работоспособности. Критерий «социальность» оценивался с помощью методик: «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации A.A. Реана, краткий «Опросник личностной ориентации» (POI) А.Х. Маслоу, адаптированный Джоунсом и Крендаллом. Критерий «творческая активность» диагностировался «Опросником креативности» Д.Л. Джонсона, адаптированного Е.Е. Туник; методикой «Диагностика уровня профессионального развития и направленности на самосовершенствование» Л.Н. Бережновой, адаптированной автором данного диссертационного исследования, экспертной оценкой сформированных оперативно-творческих способностей студентов к сценарно-режиссерской работе.

Итоговый диагностический срез на контрольно-обобщающем этапе эксперимента показал значительное преимущество экспериментальных групп в сравнении с контрольными в уровне сформированности сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД (табл. 1).

Таблица 1

Динамика сформированное™ сценарно-режиссерской техники _бакалавров социально-культурной деятельности_

Критерии ОТН Количественная оценка

Констатирующий этап Контрольно-обобщ. этап

КГ ЭГ КГ ЭГ

Технологичность (О) 6,7 б (О) 6,7 б (О) 6,3 б (О) 8,2 б

Социальность (О) 7,3 (О) 7,2 (О) 6,9 (О) 8,3

Творческая активность (О) 7,8 б (0)7,6 б (О) 7,0 б (О) 7,8 б

Средний результат: (О) 7,3 б (О) 7,2 (О) 6,7 (О) 8,1

Сравнительный результат: К > Э на 0,1 б К < Э на 1,4 б

Группы: КГ — контрольные; ЭГ - экспериментальные

Средний сравнительный результат по всем трем критериям ОТН констатировал опережение экспериментальных групп на 1,4 балла по 10-балльной шкале: по критерию «технологичность» на 1,9 балла, по критерию «социальность» на 1,4 балла, по критерию «творческая активность» на 0,8 балла.

Анализ результатов контрольного среза показал, что по отдельным критериальным показателям сформированности сценарно-режиссерской техники экспериментальные группы вышли на квалифицированный уровень. По критерию «технологичность»: «ориентационная готовность» — с 7,0 до 9,5 балла, «операциональность и результативность» - с 7,0 до 9,0 баллов; по крите-рию«социальность»: «внутренняя мотивация» - с 8,9 до 9,2 балла, «критичность» — с 4,3 до 9,0 баллов (рис. 2).

Оценочная шкала уровней

сценарно-режиссерской техники:

5-4 эмпирико-диалогичеекий; 8-6

эвристический;

10-9 культуротвор-ческий

Начальн. срез К1 Итог, срез К5 Начальн. срез Э1 Итог, срез Э5

* Ориентационная готовность ^ Операциональность

^ Внутренняя мотивация Е Критичность

Рис.2. Динамика сформированности сценарно-режиссерской техники бакалавров СКД по критериям «технологичность» (ориентационная готовность, операциональность) и «социальность» (внутренняя мотивация, критичность)

Контрольные группы показали на контрольно-обобщающем этапе оперативный уровень: есть снижение диагностических результатов по критери-

альным показателям «ориентационная готовность» (с 7 до 5,6 балла) и «внутренняя мотивация» (с 8,8 до 8,6 балла) и положительная динамика, более умеренная в сравнении с экспериментальными группами, по показателям «опе-рациональность» (с 4,5 до 7,0 баллов) и «критичность» (с 4,6 до 5,6 балла).

В результате проведенного педагогического эксперимента уровень сформированное™ сценарно-режиссерской техники во всех группах соответствует эвристическому (оперативному). Но у экспериментальных групп средний результат диагностических показателей повысился на 0,9 балла и является пороговым при переходе на культуротворческий (квалифицированный) уровень ОТН. Контрольные группы существенной динамики не обнаружили (снижение среднего диагностического результата на 0,6 балла).

В целом экспериментальная работа продемонстрировала эффективность формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности посредством технологии ЭСВ, преемственность взаимообусловленных учебной и культурно-досуговой практик в процессе формирования сценарно-режиссерской техники и становления профессионально активной саморазвивающейся личности бакалавра социально-культурной деятельности. Положительная динамика результатов проведенного исследования дает основания считать, что выдвинутая гипотеза исследования подтверждена, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.

В заключении диссертации изложены научные результаты, подтверждающие выдвинутую гипотезу, сформулированы основные выводы.

В приложении представлены структурные компоненты технологии эмоционально-смыслового взаимодействия, учебно-методические и диагностические материалы, данные диагностических методик.

Обобщение результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

- современные требования работодателя к качеству профессиональной подготовки бакалавров социально-культурной деятельности (выпускников педагогических вузов), недостатки существующей системы профессиональной подготовки бакалавров социально-культурной деятельности и тенденции ее модернизации свидетельствуют о необходимости формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности как стержневого профессионально-педагогического механизма их профессионального развития;

- сценарно-режиссерская техника бакалавра социально-культурной деятельности представляет собой совокупность оперативных профессионально-педагогических методов и приемов эмоционально-экспрессивного социально-культурного взаимодействия. В структуре сценарно-режиссерской техники бакалавра СКД выделены: техника экспрессивного воздействия, искусство оперативного взаимодействия, стратегия эмоционального контакта, адресные задачи;

- уточнение сущности сценарно-режиссерской техники, семантически связанных с ней понятий: «творческий операционный набор» и «культурно-

досуговая программа», структуры и условий ее формирования позволили сконструировать эффективную теоретическую модель формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности;

- результаты использования в образовательной практике дидактического алгоритма междисциплинарной координации профессионально-педагогических сценарно-режиссерских действий «Творческий операционный набор» подтверждают возможность и эффективность алгоритмизации социально-культурной деятельности на основе сценарно-режиссерской техники действий;

- разработанная критериально-уровневая система мониторинга и контроля сформированности сценарно-режиссерской техники «Оперативно-технический норматив», выполняющая дидактическую, профессионально-развивающую и диагностическую функции, подтвердила свою состоятельность и возможность использования в учебном процессе и внеаудиторной культурно-досуговой практике педагогического вуза;

- осмысление результатов мониторинга качества подготовки выпускников педагогического вуза, в части оценки сформированности сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности позволяет заключить, что по критерию «технологичность»: творческая нагрузка «без лимита времени» способствует увеличению оперативного энергопотенциала, который обеспечивает образовательную и самообразовательную активность студентов, необходимость апробации оперативно-технической информированности во внеаудиторной практике инициирует личностно-творческую ориентацию; по критерию «социальность»: междисциплинарная интеграция учебной и культурно-досуговой сфер в процессе овладения сценарно-режиссерской техникой способствует активизации профессиональной мотивации, естественному включению в организационно-педагогический процесс с перспективой профессионального развития, формированию ценностно-целевых отношений, повышению индекса самоактуализации; по критерию «творческая активность»: сознательное использование студентами сценарно-режиссерской техники во внеаудиторной культурно-досуговой деятельности положительно влияет на становление способности к творчеству; активность студентов во внеаудиторной творческой деятельности (в сочетании с личностно осознанным оперативно-техническим компонентом) наиболее эффективным образом формирует установку на самосовершенствование и возможность профессиональной самореализации;

- положительная динамика уровня сформированности сценарно-режиссерской техники у студентов экспериментальных групп позволяет квалифицировать проведенное исследование как эффективное решение научной проблемы формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности и новое понимание специфики их подготовки как режиссеров социально-культурной деятельности. Режиссура социально-культурной деятельности может и должна играть роль дидактического ядра в комплексе общепрофессиональных и профессиональных дисциплин учебного плана направления подготовки «Социально-культурная

деятельность». При таком подходе сценарно-режиссерская техника выступает как решающий фактор обеспечения качества профессиональной подготовки бакалавров социально-культурной деятельности.

Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, однако не претендуют на исчерпывающее решение усложняющихся задач по профессиональной подготовке бакалавров социально-культурной деятельности. Накопленный теоретический и практический материал требует дальнейшего исследования данной проблемы, осмысления, технологического обеспечения и внедрения комплексных программ по формированию сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в образовательную практику других дисциплин данного направления подготовки.

Основное содержание и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

1.Дольгирева, Е. В. Закономерности профессионального словесного взаимодействия [Текст] Е. В. Дольгирева // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №12. - С. 67-69. - ISSN 1990-679Х.

2. Дольгирева, Е. В. Режиссура как базовая дидактическая технология социально-культурной деятельности [Текст] / Е. В. Дольгирева // Среднее профессиональное образование. - 2012. - №1. - С. 39-44. - ISSN 1990-679Х.

3.Дольгирева, Е. В. Формирование сценарно-режиссерской техники студентов по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» [Текст] / Е. В. Дольгирева // Среднее профессиональное образование. — 2012. - №7. - С. 23-27. - ISSN 1990-679Х.

А. Дольгирева, Е. В. Модель дидактической технологии «Эмоционально-смысловое взаимодействие» (ЭСВ) [Текст] / Е. В. Дольгирева// Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 5. - С. 35-41. - ISSN 1990-679Х.

5. Дольгирева, Е. В. О педагогическом подходе к изучению предмета «Художественное слово» [Текст] / Е. В. Дольгирева // Профессиональное воспитание: актуальность, проблемы, перспективы. Материалы научно-практической конференции / Под ред. канд. пед. наук Э. И. Медведь. - М.: МГПИ, 2006. - С. 10-13. -ISSN 5-902296-53-6.

6.Дольгирева, Е. В. Художественно-игровая деятельность как формирующее начало развития личности [Текст] / Е. В. Дольгирева // Профессионально-ориентированная подготовка студентов к воспитанию школьников в условиях педагогического вуза: коллективная монография — М.: ИД ООО «ВИТЯЗЬ», 2007. - С. 108-119. - ISSN 978-5-98895-014-1.

7. Дольгирева, Е. В. Технологии смыслотворчества в процессе формирования профессиональной культуры будущего педагога [Текст] / Е. В. Дольгирева // Профессиональное воспитание: актуальность, проблемы, перспективы. Материалы научно-практической конференции 20 марта 2008 г. / Под ред. Э. И. Медведь.-М.: МГПИ, 2008.-С. 101-103.-ISSN 978-5-902296-87-4.

8.Дольгирева, Е. В. Недетские игры. Художественно-публицистическая композиция в пяти эпизодах [Текст] / Е. В. Дольгирева // Сценарий и репертуар. - М., 2008. - Выпуск 23-й (112). - С. 4-18.

9. Долъгирева, Е. В. Формирование художественно-речевой образовательной среды вуза: психолого-педагогический аспект [Текст] / Е. В. Дольгирева // Studia Neoterica. Сборник научных статей аспирантов МГПИ / Под ред. А.Г. Кутузова. - М.: МГПИ, 2009. - Вып. 1. - С. 97-100. - ISSN 978-5-9954-0030-1.

10. Долъгирева, Е. В. Новогоднее театрализованное представление «Сказка волшебного зеркала». [Текст] / Е. В. Дольгирева, Н. А. Опарина, В. И. Порт-ников // Сборник сценарных разработок и положений по организации досуга детей, подростков и молодежи: Из опыта работы преподавателей кафедры теории и методики социально-культурной деятельности / Отв. ред. Э. И. Медведь. - М.: МГПИ, 2011. - С. 42-47. - ISBN 978-5-9954-0142-1.

11.,Дольгирева, Е. В. Практический опыт изучения профессионально-ориентированной классификации словесного взаимодействия [Текст] / Е. В. Дольгирева // Социально-культурная деятельность: история, теория, практика. Сб. науч. ст. преподавателей кафедры теории и методики социально-культурной деятельности / Отв. ред. Э. И. Медведь. - М.: МГПИ, 2011. - С. 85-89. - ISBN 978-5-9954-0141-4.

12.Дольгирева, Е. В. Сценарий праздника «День народного единства» 4 ноября. (Театрализованная литературно-историческая хроника) [Текст] / Е. В. Дольгирева, В. И. Портников // Сборник сценарных разработок и положений по организации досуга детей, подростков и молодежи: Из опыта работы преподавателей кафедры теории и методики социально-культурной деятельности / Отв. ред. Э. И. Медведь. - М.: МГПИ, 2011. - С. 42-47. - ISBN 978-5-9954-0142-1.

13. Дольгирева, Е. В. Сценарий театрализованного представления «Тайна новогодней звезды» для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Е. В. Дольгирева, Н. А. Опарина, В. И. Портников // Сборник сценарных разработок и положений по организации досуга детей, подростков и молодежи: Из опыта работы преподавателей кафедры теории и методики социально-культурной деятельности / Отв. ред. Э. И. Медведь. - М.: МГПИ, 2011. - С. 62-77. -ISBN 978-5-9954-0142-1.

14.Дольгирева, Е. В. Сценарий театрализованного представления «Оглянись, Россия!», посвященного Дню защитника Отечества [Текст] / Е. В. Дольгирева И Сборник сценарных разработок и положений по организации досуга детей, подростков и молодежи: Из опыта работы преподавателей кафедры теории и методики социально-культурной деятельности / Отв. ред. Э. И. Медведь. - М.: МГПИ, 2011. - С. 78-93. - ISBN 978-5-9954-0142-1.

15.Дольгирева, Е. В. Техника сценарно-режиссерской работы: Учебно-методическое пособие [Текст] / Е. В. Дольгирева, Н. Н. Рыкунина, К. И. Скринжев-ский; под ред. Е. В. Дольгиревой. - М.: МГПИ, 2011. - 76 е.- Ч. 1. - ISBN 978-5-99540154-4.

16.Дольгирева, Е. В. Профессиональные основы социально-культурной деятельности [Текст] / Е. В. Дольгирева // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». - 2011. - №12 - С. 39-52.

17 .Дольгирева, Е. В. Техника логического чтения: Учебно-методическое пособие [Текст] / Е. В. Дольгирева, А. С. Любарская, А. С. Сартори; под ред. Е. В. Дольгиревой. - М.: МГПИ, 2012. - 40 с. с илл. - ISBN 978-5-89163-157-2.

18. Дстъгирева, Е. В. Интеграционная концепция профессионального развития бакалавра социокультурной деятельности в культурно-образовательном пространстве вуза [Текст] / Е. В. Дольгарева, В. И. Портников // Актуальные проблемы социального развития разных групп населения в социокультурном пространстве столичного мегаполиса: сборник статей по результатам городской межвузовской научно-практической конференции / Под общ. ред. К. И. Чижовой. - М.: МГЛУ, 2013. — С. 169-178.

Подписано в печать: 11.03.2015 Тираж: 100 шт. Заказ № 110 Отпечатано в типографии «Реглет» 125009, г. Москва, Страстной бульвар, д. +7(495)978-43-34; www.reglet.ru