Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Марков, Олег Иванович
Ученая степень
 доктора педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Марков, Олег Иванович, 1998 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС ФОРМИРОВАНИЯ СЦЕНАРНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЖИССЕРОВ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ I. Характеристика становления сценарной культуры: историографический аспект.

§ 2. Анализ современного состояния и тенденций развития сценарной культуры.

ГЛАВА П. ХУДОЖЕСТВЕННО-ШДА1ШЖЕСКИЕ ОСНОВЫ СЦЕНАРНОЙ

КУЛЬТУРЫ РЕЖИССЕРОВ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ •

§ I. Сценарно-педагогическое моделирование поведения аудитории.

§ 2. Сценарий как художественно-педагогическая программа.

§ 3. Сущность и структура обучающей технологии создания сценария.

ГЛАВА Ш. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СЦЕНАРНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЙС

СЕРОВ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ I. Техника формирования сценарной культуры и педагогическое творчество.

§ 2. Интегрирование знаний, навыков и умений в обучении студентов сценарному мастерству.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление"

Актуальность проблемы, избранной для нашего исследования, обусловлена остротой тех задач, которые стоят перед высшим художественно-педагогическим образованием на данном этапе его раз вития. Эти задачи мы видим црежде всего в том, чтобы перейти к подготовке специалистов культурно-досуговой деятельности с широким общехудожественным кругозором, высокими ценностно-эстетическими ориентациями и педагогической направленностью. Это возможно на основе радикального пересмотра теоретико—методологических основ содержания высшего образования и поиска современных технологий формирования сценарной культуры специалистов досуга.

От специалиста, подготовленного в высшей школе нужен высокий профессионализм, так как это требует не ремесленных знаний, а нравственных категорий, определяющих творческое лицо художника, творца, педагога. Подчеркивая важность такой подготовки, А.С.Макаренко писал: "Дели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук" (122, 198).

По замыслу автора, проведенное теоретико-практическое исследование должно служить своего рода ответом на положение дел, которое сегодня сложилось в области сценарной подготовки режиссеров театрализованных форм досуга.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Всякая новая область знаний неизбежно начинается с определения исходных понятий, объекта и предмета изучения: без этого она не имеет права на жизнь. Пока что, многие ключевые дефиниции, относящиеся к проблематике исследования сценарной культуры или не исследованы вообще, или трактуются достаточно приблизительно.

I. Исходные понятия. Их по меньшей мере два: "сценарная культура", "досуговая деятельность"; именно этими понятиями обозначена интересующая нас область знания. В понятии "сценарная культура" мы выделяем четыре группы явлений и процессов:

1. Свойства социального субъекта (личности режиссера досу-говой деятельности), которые необходимы для художественно-педагогической деятельности.

2. Деятельность социального субъекта по созданию, распространению и освоению продуктов сценарной культуры.

3. Продукты сценарной культуры - сценарные разработки .драматургические произведения, художественная критика.

4. Институты, обеспечивающие подготовку высокопрофессиональных специалистов.

В связи с неразработанностью смыслового теоретического ядра проблемы, существенно влияющей на формирование сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности, автором поставлена цель -разработать технологию обучения сценарному мастерству режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическую систему, способную формировать сценарную культуру специалиста.

Для достижения поставленной цели в диссертации решаются задачи различного характера.

I. Теоретические задачи.

1.1. Проанализировать генезис формирования и становления сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности.

1.2. Определить современное состояние и тенденции развития сценарной культуры.

1.3. Исследовать сценарную культуру как междисщшлинарную категорию современного гуманитарного знания; выделить закономерности сценарной культуры как целостного феномена.

1.4. Опираясь на эти положения, определить сущность понятия "сценарная культура". Разработать теоретическую и практическую модель сценарной культуры как интегративного профессионально-значимого качества личности режиссера-педагога.

1.5. Обосновать компонент сценарной культуры в содержании высшего художественно-педагогического образования.

1.6. Обосновать сущность сценария как программу воспитательных целей.

1.7. Разработать и обосновать собственный понятийный аппарат теории драматургии театрализованных форм досуга, как специфического художественно-педагогического явления.

П. Методические задачи.

2.1. Обобщить и проанализировать опыт сценарной подготовки режиссеров досуговой деятельности в вузах культуры и искусства с точки зрения ее художественно-педагогических основ.

2.2. Показать специфику црофессиональной подготовки режиссеров досуга в области сценарной ^льтуры.

2.3. Проанализировать особенности формирования сценарной культуры студентов в цроцессе освоения дисциплин специализации.

2.4. Выявить сущность и структуру обучающей технологии создания сценария.

2.5. Обосновать методику сценарно-педагогического моделирования поведения массовой аудитории.

Ш. Прикладные задачи.

3.1. Апробировать методику формирования сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности.

3.2. Внедрить художественно-педагогические условия и технику формирования сценарной культуры режиссеров досуга в учебнопедагогическую практику вузов культуры и искусства.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - сценарная культура режиссеров досуговой деятельности.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - художественно-педагогическая технология формирования сценарной культуры режиссеров досуга в вузах культуры и искусства. ШПОТЕЗУ ИССЛЕДОВАНИЯ составили следующие предположения:

1. В художественно-педагогическом процессе формирования сценарной культуры режиссеров досуга следует исходить из понимания природы и специфики социокультурного творчества, из полифонической направленности структуры досуговой деятельности различных групп населения.

2. Оптимальность художественно-педагогического воздействия театрализованных форм досуга на различные группы населения будет в значительной мере зависеть от: а) точности сценарного целеполагания и учета социокультурных факторов макро-и микросреды; б) практического владения навыками создания программ воспитательного воздействия; в) навыками сценарно-педагогического моделирования поведения массовой аудитории; г) владения драматургической логикой технологии создания сценария.

3. Эффективность вузовского педагогического процесса формирования сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности будет в значительной мере определяться: а) точным диагностированием и учетом исходных природных художественно-конструктивных задатков у абитуриентов, поступающих в вуз; б) поэтапным раскрытием выявленных художественно-конструктивных задатков в учебном процессе и их обогащением; в) развитием художественного восприятия (понимания языка искусства специфики жанра и т.д.), готовностью к оценочной деятельности, интересом к художественно-педагогической деятельности; г) высокотехнологичной методикой обучения.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предлагаемая методология образования строится на базе культурно-исторической концепции (Л.С.Выготский), в рамках которой развитие личности определяется и осуществляется ее социально-культурным контекстом, влиянием исторически развивающейся культуры, что позволяет гармонично сочетать всестороннее развитие личности и воспитание социально-ориентированного и общественно-ответственного субъекта. В связи с этим образование мы рассматриваем как специфический способ "пре-образования" природных задат ков и возможностей человека.

Методологическую основу нашего исследования составили идеи и прогрессивные теоретические взгляды крупнейшего теоретика и практика политико-воспитательной работы А.В.Луначарского, подчеркивающего значение подлинной демократизации массовых форм культурно-просветительной деятельности. Осмысливая значение театрализации досуга, А.В.Луначарский утверждал возможность и необходимость ее применения в "известном педагогическом смысле". Концепции А.В.Луначарского - цропагандиста демократических традиций театра, живо откликающегося на любые сценические эксперименты, принимавшего участие в редактировании и обсуждении сценариев массовых представлений, его идеи в определении перспектив массового театра, его огромный авторитет и богатейшее театральное наследие - составили серьезную методологическую платформу исследования.

Работы русских и советских педагогов К.Д.Ушинского,А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского имели принципиальное значение при рассмотрении вопросов воспитания личности в коллективной общности.

Отцравным пунктом исследования стали прогрессивные взгляды А.Л.Пинкевича, подчеркивающего, что педагогика в своем основании научна, а в своем практическом приложении она является искусством.

Работы, посвященные педагогике сотворчества (Ш.Л.Амонашви-ли, Г.И.Гончарова, И.Ф.Гончаров), также сыграли существенную роль в разработке методики преподавания художественно-педагогических основ сценарного творчества.

Историчность" как метод анализа конкретной ситуации был важным методологическим принципом познания и практики сценарного творчества.

Обращаясь к богатому наследию истории массовых праздников, насчитывающей около 30-ти веков, прослеживая генезис развития драматургии от праздников Древней Эллады, маскарадных процессий средних веков, мистериальных представлений ХУ-ХУ1 веков, комедии дель арте, праздников французской революции (17891794 гг.), политизированных праздников 20-30-х годов, отбирая скудные сведения сценарного творчества, автор опирался на труды мыслителей и таких исследователей мировой культуры, как Платон, М.Бахтин, А.Веселовский, А.Гуревич, Д.Лихачев и А.Пан-ченко, Ю.Липс, Ю.Лотман, В.Пропп, В.Шкловский.

Наибольший интерес из опыта работы сценаристов в первые годы советской власти представляли работы Г.Авлова, Н.Каржан-ского, А.Пиотровского, М.Петровского.

В силу комплексного характера исследования диссертант опирался на основные методологические положения философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогики. Автор обращался к фундаментальным трудам по проблемам воспитания (В.Г.Ана ньев, Л.С.Выготский, А.С.Макаренко), на исследования философских (В.Г.Афанасьев, М.С.Каган, А.И.Мазаев, И.С.Мансуров, В.К.Скатерщиков, Э.В.Соколов), социологических (А.Л.Вахеметса и С.Н.Плотников, С.Н.Иконникова, Л.Н.Коган, Ю.А.Шеркович,

B.А.Ядов), социально-психологических (В.А.Апполонов, Е.С.Кузьмин, И.Т.Левыкин, П.В.Симонов, В.Д.Парыгин) и педагогических (А.А.Конович, Ю.А.Стрельцов, В.Я.Суртаев, В.А.Разумный,В.Е.Трио дин) аспектов изучаемой темы.

Значительную роль в осмыслении специфики сценарного творчества режиссеров досуговой деятельности сыграли взгляды М.Бахтина, писавшего, что всякое творчество определяется своим предметом и его структурой.

Особое место в исследовании заняли работы выдающихся деятелей культуры и искусства А.М.Горького, В.Э.Мейерхольда,

C.М.Эйзенштейна, Э.Пискатора, Б.Брехта, Дж.Лоусона.

Движение теоретической мысли должно рассматриваться не только с точки зрения прошлого, но и с точки зрения будущего -диалектически, так как одним из важнейших методологических прин ципов теоретического познания и практики является принцип разви тия. В этом смысле среди публикаций, затрагивающих определенные срезы аспектов авторской позиции, следует выделить работы Э.В.Вершковского, В.Л.Дранкова, Г.И.Камаевой, У.Х.Карабаева, К.К. Крыстева, К.А.Лехмус, А.П.Маркова, О.Л.Орлова, Е.В.Руденскоро, А.Д.Жаркова, А.Д.Силина, Г.П.Щедровицкого.

Особую роль в разработке концептуальных понятий, используемых в исследовании сыграло высказывание Д.Н.Аля о недопустимости механического, непродуманного переноса в массовый театр понятий и терминов общей теории драматургии.

Неоценимую помощь в аргументации авторской концепции создания методики работы над сценарием сыграла огромная практика и теоретические работы И.Г.Шароева, который писал: "Мы, практики жанра, редко ведем разговор о мастерстве сценариста. А ведь это очень важно, чтобы драматург, работающий над созданием массового празднества., знал технологию своего ремесла, был знаком с теми основными закономерностями, которые являются определяющими в этом жанре" (222, 63).

Преимущественное значение для доказательства гипотетических положений исследования имели работы современных авторов: Д.М.Генкина, А.И.Коновича, М.И.Маршака, Ю.Смирнова-Несвицкого, И.М.Туманова, А.И.Чечетина, И.Г.Шароева.

В работетприменялись следующие методы исследования:

- теоретический анализ философско-эстетической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы;

- изучение индивидуального опыта работы педагогов сценарного мастерства;

- анализ учебно-педагогической документации (учебных планов, программ, квалификационных характеристик);

- моделирование сценарной культуры как личностного образования;

- профессиографический анализ художественно-педагогической деятельности режиссеров досуга;

- создание учебных моделей, позволяющих интерпретировать феномен сценарной культуры в содержании общехудожественной и специально педагогической подготовки студентов;

- опытно-экспериментальная работа (педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование , рейтинг методик).

Реализация задач, поставленных в исследовании, потребовала опытно-экспериментальной работы, которая проводилась на базах высших учебных заведений: Московского государственного университета культуры, Алтайского государственного института культуры, Кемеровского государственного института культуры, Краснодарской государственной академии культуры и искусства.

Автором проводились исследования с 1975 года. Первый этап разработки проблемы осуществлялся с 1975 по 1979 годы. На начальном этапе автором была заложена долгосрочная программа изучения эффективности театрализованных форм досуга и ее зависимости от качества сценария. Различными приемами и методами эмпирического исследования изучалась педагогическая действенность сценариев. Во время проведения эксперимента велась фиксация зрительских реакций в их эмоциональном проявлении. Данные обратной связи анализировались и позволяли судить о достоинствах и недостатках сценариев. Используя методы математической обработки количественной информации, была создана серия таблиц, диаграмм, шкал, позволяющих отобразить динамику эмоционального, ценностного отношения зрителей-участников к проводимым представлениям и сценариям.

Обобщение графиков наблюдений дало возможность построить график коллективной реакции участников на те или иные эпизоды сценария.

Второй этап (с 1979 по 1985 г.) характеризовался критическим осмыслением методики преподавания дисциплины "Сценарное мастерство" в вузах культуры и искусства. Здесь автором была выявлена закономерность, указывающая на показатели брака в обучении студентов художественно-педагогическим основам сценарного творчества. Этот факт позволил задуматься о создании принципиально новой концепции обучающей технологии сценарного творчества.

С 1985 по 1989 г. теоретическая концепция прошла апробацию на теоретических и практических занятиях по курсу "Художественно-педагогические основы сценарного творчества". Опыт преподавания, данные обратной связи (студенты), большой творческий сценарно-режиссерский опыт автора позволили внести существенную корректировку в разработанную методику преподавания.

С 1989 по 1997 г. проводилась опытно-экспериментальная работа по формированию сценарной культуры студентов в рамках учебно-воспитательного процесса и учебно-производственной практики. Таким образом, исследование, осуществлявшееся на протяжении более 20-ти лет, состояло из ряда этапов, на каждом из которых происходила выкристаллизация и более четкое обоснование смыслового ядра проблемы - методологии, теории и практики формирования сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности.

Под методологией формирования сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности мы понимаем деятельность педагога, направленную на выработку теорий, учебных программ, планов, методик, методов, форм и средств, позволяющих студентам целенаправленно и эффективно теоретически познавать, практически преобразовывать в художественно-педагогическом русле полифоническую структуру досуговой деятельности, создавать культурно-досу-гозую среду, способствующую самореализации личности.

Данное исследование закладывает, на наш взгляд, прочную методологическую базу для повышения теоретико-практического уровня цредмета "Художественно-педагогические основы сценарного творчества".

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нигилизм реформ начала 90-х годов по отношению к теоретическим основам советской педагогики, к идеологической заданно-сти содержания, форм и методов воспитания, их подчиненности задаче формирования советского человека привел к дискредитации общественного идеала всесторонне развитой личности, к деформированию самого института воспитания. На фоне концептуальной неопределенности, резкого сокращения объемов государственного финансирования и недостаточного контроля со стороны государства, стихийное развитие рынка образовательных услуг выступает сегодня диструктивным фактором, превращая высшие учебные заведения в "кузницу" подготовки малообразованных специалистов, дискредитируя тем самым высшую школу в целом.

Современный педагог нуждается в постоянном осмыслении и переосмыслении всех тех изменений в образовательном пространстве и в обществе, которые имели место в предыдущие годы и продолжаются сейчас. Он понимает, что сообществу в целом нужны качественно новые характеристики педагогической деятельности, которая теперь стала вариативной и разнообразной и не укладывается в рамки единой универсальной теории. ценности образования действуют на каждом этапе его развития как моральные императивы. Но эти ценности - отнюдь не законы педагогической деятельности, они - основания ее самоорганизации и саморазвития. Они - обобщенные представления о желаемом и социально необходимом для общества. Ценности образования нельзя установить авторитарным путем, они эволюционируют вместе с развитием содержания и технологий образования, вместе с изменением и трансформацией социокультурной среды.

Изучение сценарной практики и теории подтвердило, что повышение педагогической эффективности театрализованных форм досуга невозможно без научно обоснованной и разработанной методики создания сценария. Понимание сценария, наиболее полно воплощающего в себе педагогические и художественные задачи, нам представляется перспективным для определения и нахождения его места в структуре деятельности культурно-досутовых учреждений.

Анализ художественно-педагогических условий формирования сценарной культуры режиссеров досуга показал, что для процесса становления "Художественно-педагогических основ сценарного творчества" характерно:

1. Формирование "Сценарного мастерства" как единой многодисциплинарной области научного знания.

2. Расширение взаимосвязей художественно-педагогических основ сценарного творчества с режиссурой (в первую очередь), культурологией, педагогикой, психологией, социальной психологией, публицистикой, журналистикой, искусствоведением.

3. Формирование собственной теории.

Поиски путей совершенствования теории сценария, разработка ее теоретических,практических и обучающих основ является своеобразной реакцией автора на повышение уровня учебно-педагогической подготовки студентов вузов искусств и культуры по соответствующим специализациям. Разрабатываемая проблема формирования сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности требует решения еще многих собственных задач. Вместе с тем, данное исследование закладывает,на наш взгляд,прочную методологическую базу для повышения теоретического уровня ч цредмета "Художественно-педагогические основы сценарного творчества", преподаваемого в вузах культуры и искусства.

Реализация теоретико-практического исследования в творческом учебном процессе позволяет,с одной стороны,создавать условия для эффективного усвоения студентами знаний,развития их мышления, формирования познавательного отношения к действительности и интеллектуальных способностей к самообучению,с другой -практически овладевать сценарно-педагогическими навыками регулирования культурно-досуговой деятельности. В.Я.Суртаев справедливо,на наш взгляд,отмечает необходимость регулирования культурно-досуговой деятельности со стороны специалистов культурно-досуговой сферы. Сложность такого регулирования усугубляется, по мнению автора,целым рядом факторов,к одним из которых относится недостаток специалистов культурно-досуговой сферы новой формации,владеющих прогрессивными технологиями организации досуга молодежи (187 , 63).

Содержательный блок обучающей технологической модели предполагает решение следующих задач:

1. Реализация концепции "инновационного обучения" .ориентирующего обучаемых на проектную детерминацию будущего и конструирование собственных художественно-педагогических подходов к решению возникающих проблем.

2. Внедрение в учебный процесс обучающих программ и технологий, обеспечивающее опережающий характер образования, выработку инновационного мышления у студентов.

3. Углубление практической направленности в обучении.

4. Дроблематизация образовательного материала.

Достоинства обучающей технологии создания сценариев театрализованных форм досуга станут очевидны,если назвать те основч ные задачи,которые она помогает решать. Прежде всего это:

1. Преемственность,последовательность.непрерывность и целенаправленность обучения.

2. Экономичность и продуктивность творческого мышления.

3. Преодоление стереотипности в решении творческих задач

4. Научно-обоснованный выбор оптимальных вариантов построения учебно-воспитательного процесса.

5. Слияние оптимизации преподавания с оптимизацией обучения.

6. Активизацию познавательной деятельности студентов.

7. Концептуальность поиска и разрешения проблемы на сценарном уровне.

8. Межпредметную координацию.

9. Усиление роли практических методов обучения в формировании сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности.

10. Систематическое усвоение теоретических знаний,так как обучающая технология представлена как система динамического комплекса взаимосвязанных элементов.

11. Нахождение критерия художественно-педагогической ценности сценариев театрализованных форм досуга.

12. Планирование конечного результата обучения.

13. Реализация практических целей театрализованных форм досуга.

14. Обоснование специфики сценария как художественно-педагогической программы.

15. Реализация целостной художественно-педагогической концепции в моделировании поведения аудитории в театрализованных формах досуга.

16. Осуществление механизма создания на сценарном уровне ситуации педагогически организованной деятельности аудитории.

17. Внедрение в теорию и практику художественно-педагогических основ сценарного творчества специализированных понятий и терминов.

18. Формирование сценарной культуры личности специалиста, способного творчески решать теоретические и практические задачи в полифоничной структуре досуга.

Успешное овладение обучающей технологией формирования сценарной культуры цредполагает переход подготавливаемых специалистов на новый культурный уровень, который характеризуется следующими показателями:

1. Овладение социально необходимыми научными и гуманитарными знаниями.

2. Овладение знаниями и навыками политической культуры, необходимых личности для того, чтобы ее позиция в динамичных социокультурных цроцессах несла в себе конструктивные начала.

3. Приобретение квалификации и профессионализма.

4. Адекватная эстетическая подготовка, помогающая человеку оперировать образами, обеспечивающая развитие его эмоциональных и формообразующих навыков художественно-педагогической деятельности.

Но лишь тогда эта деятельность будет воистину успешной, ".когда носитель ее будет гуманитарно подготовленным, а значит, творчески состоятельным. Таков категорический императив наших дней" (219, 103-104).

Рассмотренные нами художественно-педагогические условия формирования сценарной культуры режиссеров досуга определили основное содержание сценарного творчества в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов в вузах культуры.

Аккордность", синтез предметов специализации и блока гуманитарных дисциплин призваны способствовать достижению главной цели воспитания и обучения будущих режиссеров: формированию целостной личности специалиста, компетентного в вопросах сценарной культуры, в вопросах теории и практики режиссуры театрализованных форм досуга, обладающего необходимыми личностными,творческими, организаторскими качествами, способностями и навыками по воплощению своих творческих идей в условиях профессионального партнерства. Конечно, нельзя рассчитывать, что вся совокупность полученных знаний будет использована в процессе творчества, что они проявятся автоматически, как само собой разумеющееся. Надо стимулировать,а,возможно,даже провоцировать в студентах их выявление во всех сферах теоретического и практического обучения творческой личности. Вот почему надо использовать достижения всех наук и посредством интердисциплинарного исследования определить грань отношений,в которых соприкасаются и переплетаются изучаемые студентом предметы. Взаимное воздействие отдельных источников познания происходит лишь в тот момент, когда соприкасающиеся плоскости не могут уступить одна другой,и таким образом возникает одна общая или возможно большее количество точек соприкосновения, образующих реальный импульс познания.

Цель гуманитарной подготовки состоит в том, чтобы "представлять студентам научную и общую культуру, которая позволяла бы им занимать после дополнительной профессиональной подготовки "посты квалифицированных специалистов" (218).

Исследуя проблемы сценарной культуры режиссеров досуга в рамках технологии сценарного творчества, мы старались творчески воспроизвести ее сущность и показать ее как объективный художественно-педагогический феномен. Автор сохраняет надежду, что ему удалось в определенной степени доказать существование огромных резервов развития творческого потенциала студентов за счет "коренной ломки", а не частичных усовершенствований методических приемов учебной деятельности в высшей школе, преодолеть натуралистическую трактовку учения как накопления, кумуляции знания, раскрыть творческий потенциал, который содержит в себе обучающая технология формирования сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности, определить условия и пути достижения значительного, качественно нового уровня повышения резервов художественно-педагогического развития студентов в высшей школе.

Рассмотрев комплекс теоретических и методических вопросов формирования сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности, можно сделать следующие основные выводы:

X. Разработана теория формирования сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности в условиях высшего художественно-педагогического образования. Установлено, что педагогическая интерпретация целостности сценарной культуры во взаимосвязи ее духовно-содержательной, морфологической, функциональной и личностной сущности детерминирована междисциплинарным культурологическим подходом. В контексте педагогики высшей школы данный подход позволил рассмотреть сценарную культуру: во-первых, как ин-тегративное личностное качество, приобретаемое студентами в процессе профессиональной подготовки, и,во-вторых, как сложный по составу компонент содержания художественно-педагогического (сце-нарно-режиссерского) образования.

2. Исследовано понятие "сценарная культура". В результате теоретической и экспериментальной работы доказано, что сценарная культура является профессионально значимым качеством личности режиссера театрализованных форм досуга. Содержание данного качества обусловлено двумя источниками. Во-первых, особенностями художественно-педагогической деятельности, во-вторых, цриродой сценарного творчества, тесно связанного в своем развитии с другими видами искусства.

3. Разработана условная модель сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности, включающая многообразный комплекс профессиональных характеристик. Установлено, что основными условиями реализации данной модели в учебном процессе являются: а) взаимосвязь общехудожественной, сценарно-режиссерской, педагогической и методической подготовки, осуществляемая на основе межпредметных (межхудожественных) связей; б) профессионально-педагогическая направленность процесса обучения,позволяющая выделять в содержании дисциплины знания и умения, составляющие основу сценарной культуры режиссеров досуга.

4. Исследована интерпретация компонента сценарной культуры в содержании высшего художественно-педагогического образования.

5. Изучены педагогические условия,способствующие формированию сценарной культуры.Теоретически обоснована и экспериментально проверена педагогическая ценность курсовых и дипломных сценариев - выпускников специализации.

В диссертации, являющейся первой работой в области педагогической интерпретации сценарной культуры, сделан акцент на обоснование теоретических основ содержания и методов обучения. Изучение методологического статуса предмета "Сценарное мастерство" показало,что данную область знания и художественно-педагогического образования можно рассматривать как педагогическую систему,цель которой соотносима с формированием сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности.

Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Марков, Олег Иванович, Санкт-Петербург

1. Аристотель.Сочиненжя:в 4-х т./Пер.с древнегреч. фбщ^ред. А. И. Доватура. -М.: Мысль, 1984. -Т. 4/Философ. наследие.-Т.90/.-В надзаг.:АН СССР.-Ин-т философии.

2. Аристотель.Соч.:в 4-х т.-М.:Мысль,1983.-Т.4.

3. Аристотель.Об искусстве поэзии/Пер.В.Г.Аппельрота.-М. :Гослитиздат,1957.

4. Античные мыслители об искусстве.-М.:Искусство,1938.

5. Авдеев Д.А. Происхождение театра.-Л.;М.:Искусство,1959.

6. Авлов Г. Клубный самодеятельный театр: Эволюция методов иформ/Вступ.ст.А.Пиотровского.-Л. ;М. :Теакинопечать,1930.

7. Авлов Г. Театральные агитпропбригады в клубе.-Л. ;М. :ГИХЛ,1.3X.

8. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы.-М. :Наука,1978.

9. Адамович А. Жизненный материал и художественное обобщение1. Вопр.лит.-1966.-№9.

10. Аль Д.Н. Основы драматургии:Учеб.пособие для студентов ин-такультуры.-Л. :ЛШК им.Н.К.Крупской, 1988.

11. Абрамов В. Театр Яхонтова//Театр.-1970.-# 6.

12. Афанасьев В.Г. Системность и общество.-М.Политиздат,1980.

13. Аверьянов А.Н. Системное познание мира:Методолог.проблемы.

14. М.:Изд-во полит.лит.,1985.

15. Ананьев Б.Г. Очерки психологии.-Л. :Лениздат,1945.

16. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т./АПН

17. СССР; Под ред.А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова, Н.В.Кузьминой.-М.:Педагогика,1980.-Т.2.

18. Амонашвили Ш.Л. Личностно-гуманная основа педагогическогопроцесса.-Шнек: Университетское ,1990.

19. Арнольдов А.И. Человек и мир хогльтуры: Введение в культурологию.-М. :Изд-во МГИК, 1992.

20. Барблан А. Иерархия знания// .-I994.~jfe 3.

21. Белинский В.Г. О драме и театре.-М.;Л.Искусство,1948.

22. Белинский В.Г. Полн.собр.соч. :В 13-ти т.-М. :Изд-во АН СССР,1954.-Т.4.

23. Белинский В.Г. Собр.соч. :В 3/х т.-М. Гослитиздат, 1948.-Т.3.

24. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека.-М.:1МЗ,1926.

25. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства:

26. В 2-х т.-М.:Искусство,1994.-Т.I.

27. Бардовский А.А. Театральный зритель на фронте в канун Октября.-М. :Рус.театр.об-во,1928.

28. Булгаков А.С.Данилов С.С. Государственный агитационныйтеатр в Ленинграде.I9I8-I930.-M.;Л.: ,1939.

29. Брехт Б. Театр.Пьесы.Статьи.Высказывания:Избр.произв.-М.:1. Искусство,1965.-Т.5/2.

30. Брехт Б. О театре: Сб.статей/Пер.с нем.-М.:Иностран.лит.,1.60.

31. Банфи А. Избранное.-М.:йскусство,1965.

32. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.-М. :Худож.лит.,1972.

33. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культурасредневековья и Ренессанса.-М.:Худож.лит.,1965.

34. Блюменфельд В. "Зови фабком!"//Красная газ.веч.вып.-1928.13,14 янв.

35. Библер B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога.-М.:Политиздат,1975.

36. Блонский П.П. Курс педагогики: Введение в дошкол.воспитание.1. М.:Практ.знания,1916.

37. Брушлинский А.В. Психология творчества: некоторые итоги ипервые перспективы//Коммунист.-1967.-Jfe 5.

38. Брусов С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досута//Культурно-досуговая деятельность, перспективы развития и проблемы регулирования .-Свердловск,1991.

39. Бирженюк Г.М.,Марков А.П. Основы региональной культурнойполитики и формирования культурно-досуговых программ.-СПб.,1992.

40. Всеволодский-Генгросс В.Н. История русского театра.1. М.;Л.: , 1929.

41. Волькенштейн В.М. Драматургия.-5-е изд. ,доп.-М. :Сов.писатель, 1969.

42. Валлон А. От действия к мысли: Очерк сравнит.психологии/Пер.с фр.Е.К.Андреевой,Ю.В.Жуковой;Под ред. А.Н. Леонтьева. -М. :Иностр.лит.,1956.

43. Вахеметса А.Л. .Плотников С.Н. Человек и искусство.-М.:Мысль,1968.

44. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.Научное наследство/Под ред.М.Г.Ярошевского.-М.:Педагогика.-1984.-Т.6.

45. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

46. Психолог.очерк.-2-е изд.-М. :Просвещение,1967.

47. Веселовский А.Н. Историческая поэтика.-Л. :Худож.лит. ,1940.

48. Вершковский Э.В. Режиссура массовых клубных представлений:

49. Учеб.пособив для студентов отд-ния клуб.массовых представлений ин-та культуры.-Л. :ЛГИК им.Н.К.Крупской, 1977.

50. Гегель В. Эстетика.-М.:Иску сство,1971.-Т.3.

51. Гегель В. Соч.-М.:Госиздат,1938.-Т.14.

52. Горький A.M. Собр.соч.в 30-ти т.-М.:1МХЛ,1953.-Т.27.

53. Гвоздев А. Зритель и его исследователи/Дизнь искусства.1925.-J6 22.

54. Герцен А.И. Собр.соч.:В 30-ти т.-М.:Изд-во АН СССР,1954.1. T.I.

55. Грекова И.К. К вопросу об информации//Наука и жизнь.-1967.1. J* 3.

56. Гааз Л.Э. Методика сценарно-режиссерской работы в агитационно-художественных бригадах.-М. :ШМЦ НТ им.Н.К.фупской, 1987.

57. Генкин Д.М. Массовые праздники: Учеб.пособие для студентовин-тов культуры.-М.:Просввщение,1975.

58. Генкин Д.М. ,Соломоник А.Г. Художественная цропаганда в клубе.-М. :Сов.Россия,1977.

59. Генкин Д.М. ,Конович А. О сути клубной драматургии//Культур.просвет.работа.-1978.4.

60. Генкин Д.М. Социально-педагогические основы массового праздника :Автореф.дис. .д-ра пед.наук.-Л. :ЛГИК им.Н.К.Крупской, 1981.

61. Гладков А. Воспоминания,заметки,зашей о В.Э.Мейерхольде//

62. Тарусские страницы:Лит.-худож. иллюстр.сб.Калуга: Кн.изд-во,1961.

63. Гагин В.Н. Художественно-эстетический элемент существенный фактор определения специфики клубной пропаганды: Автореф.дис. .канд.филос.наук.-М. :МШК,1975.

64. Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работы.-М.:Сов.1. Россия,1983.

65. Грушин Б.А. Свободное время: Актуал.проблемы.-М. :Мысль, 1967.

66. Георгиевский Г. Об активности режиссерского замысла//Режиосерское искусство сегодня.-М. Искусство, 1962.

67. Дидро Д. Собр.соч.:В 10-ти т.-М.;Л.:Госиздат,1936.-Т.5.

68. Достоевский Ф.М. Об искус ст ве.-М.: Искусст во, 1973.

69. Довженко А.П. Собр.соч.-М. :Искусство,1957.-Т.4.

70. Довженко А.П. Лекции на сценарном факультете ВШКа.-М.:1. ВГИК, 1963.

71. Дубровский Э. Сценарий как модель социальной действительности//Искусство кино.-1976.I.

72. Дмитриев Ю. Эстрада и цирк глазами влюбленного.-М. Искусство,^!.

73. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка:

74. В 4 т. .-М.:Рус.яз.,1989.-Т.I.

75. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка:

76. В 4 т. .-М. :Рус.яз. Д980.-Т.4.

77. Декларация 44-й сессии Международной конференции по образованию.Женева,7 окт.1994.,Е (BE) СО ТЕ 44/5.

78. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология.-М. Искусство, 1972.

79. Егизаров Р.И. Изучение кинозрителя.-М.;Л.:ГИЗ,1928.

80. Жураковский Г.Е. Педагогические идеи А.С.Макаренко.-М.:1. АПН РСФСР,1963.

81. Жарков А.Д. Организационно-методические основы культурнопросветительной деятельности: Автореф.дис. . д-ра пед.наук.-Л.: ЛГИК им.Н.К.Крупской,1990.

82. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы:

83. Учеб.пособие для ин-тов культуры.-М.:Просвещение, 1989.

84. Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование .-СПб.:ИГУП,1996.

85. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции.-СПб.: ИГУПД996.

86. Залыгин С. Черты документальности//Вопр.лит.-1970.-Jfe 2.

87. Зингерман Б. Корифеи советской режиссуры и мировая сцена1. Вопр.театра.-1970.

88. Зезерский Е.Я. Советский клуб сегодня и завтра.-М.:Сов.Россия, 1975.

89. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формированиии реализации замысла школьного урока.-М. :А0 АСПЕКТ ПРЕСС,1993.

90. Ильин Е.Н. Герой нашего урока.-М.:Педагогика, 1991.

91. Исаев И. Основные вопросы клубной сцены.-М.:ВЦСПС,1926.

92. Иконникова С.Н. Диалог о культуре.-Л.:Лениздат,1987.

93. Кант И. Соч.:В 6-ти т.-М.:Мысль,1964.-Т.3.

94. Кондильяк. Соч.:В 3-х т.-М.:Мысль,1982.-Т.2.

95. Крупская Н.К. Действенный метод: Пед.соч. :В 10-ти т.-М.:1. Изд-во АПН,1957.-Т.8.

96. Каган М.С. Социальные функции искусства.-Л. :0-во "Знание"1. РОФСР Ленингр.орг.,1978.

97. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике.-Л.:

98. Изд-во Ленингр.ун-та, 1971.

99. Каргин А.С., Хренов Н.А. Функциональный аспект досуга вистории цифилизации/Драдиционные формы досуга: история и современность.-М.:Гос.республик.центр рус. фольклора,1993.

100. Киселева Т.К., Красильников Ю.Д. Основы социально- культурной деятельности.-М.:МГУ им.М.В.Ломоносова,1995.-В надзаг.:Рос.Акад.образования; Центр социал.педагогики ; Мо ск.го с.ун-т культу ры.

101. К£утецкий В.А. Основы педагогической психологии.-М.:Просвещение, 1972.

102. Казанский В.Д. Метод театра.-М.: , 1925.

103. Каржанский Н. Коллективная драматургия: Материал для работдрамат.студий и кружков.-М.:Госиздат,1922.

104. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя/Под ред.

105. М.Ф.Овсянникова.-М. -.Просвещение,1983.

106. Кикнадзе Д.А. Потребности.Поведение.Восиитание/При участии

107. В.Г.Афанасьева.-М.:Мысль,1968.

108. Кнебель М. Поэзия педагогики.-М.Искусство,1976.

109. Коган Л.Н. Культурный уровень и культурная деятельность

110. Исследование культурной деятельности и культурного уровня населения городов Урала.-Свердловск,1979.

111. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР.1. М.:Высш.шк.,1990.

112. Конович А.А. Театрализация в празднично-обрядовой культуре:

113. Пед. аспект. Автореф.дис. . д-ра пед.наук.-Л. :ЛГИК им. Н. К. Крупской,1991.

114. Калашников Ю.,Ростоцкий Б. Уроки "Тревоги"//Сов.театр,1.3I.-J& 9.

115. Кондаков Н.И. Логический словарь.-М.:Наука, 1971.

116. Капитайкин Э. Правда факта и пределы вымысла//Верность революции: На сцене Ленингр.драмат.театров сегодня.-М. :ВТ0,1971.

117. Клубоведение:Учеб.пособие для ин-тов культуры.-М. -.Просвещение, 1972.

118. Кулешов Л. Искусство кино.-М.:Теакинопечать,1928.

119. Кузнецов Е.М. Цирк.Происхождение.Развитие.Перспектива.1. М. Искусство, 1971.

120. Крэг Г. Искусство театра.-СПб. :Изд.Н.И.Бутковой, б.г. ПО. Леонов Л. Талант и труд.-Собр.соч. :В 9-ти т.-М. Гослитиздат, 1962.

121. Ломоносов М.В. Полн.собр.соч.-М.;Л.:Изд-во АН СССР,1951.1. Т.7.

122. Луначарский А.В. Собр.соч. :В 8-ми т.-Т.З. Литературоведение. фитика.Эстетика.-М.:Худож.лит.,1963-1967. ИЗ. Луначарский А.В. О массовых празднествах,эстраде и цирке.-М.:Искусство,1981.

123. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.-М.Искусство, 1970.

124. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-М.:Изд-во МГУ им.1. М.В.Ломоносова,1972.

125. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.-М.:Политиздат,1977.

126. Лук А.Н. Юмор,остроумие,творчество.-М. Искусство,1977.

127. Лоусон Д.Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. -М. Искусство,I960.

128. Лоусон Д.Г. Фильм творческий процесс или язык и структура фильма/Пер.с англ.-М.Искусство,1965.

129. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы.-Изд.2-е,доп.-Л.:Худож.лит.,1971.

130. Макаренко А.С. Педагогические сочинения:В 8-ми т.-М.:Педагогика, 1983.-Т.I. В надзаг. АПН СССР.

131. Макаренко А.С. Опыт постановки работы детской трудовойколонии//Избр.произв. В 3-х т.-Киев:Рад.шк.,1983.

132. Макаренко А.С. Сочинения: В 7-ми т.-М.:Изд-во АПН.-1958.1. Т.5.

133. Маяковский В.В. Полн.собр.соч.: В 13-ти т.-М.Искусство,1959.-Т.12.

134. Мейерхольд В.Э. Статьи,письма,речи,беседы.-М.:Искусство,1968.-4.2.

135. Манн Ю. К спорам о художественном документе//Новый мир.1968.8.

136. Марков П.А. Театр 1917-1927//Избр.соч.-М.Искусство,1976.1. Т.З.

137. Миронова В. ТРАМ /Агитационный молодежный театр 19201930-х годов.-Л.'.Искусство, 1977.

138. Маршак М.И. Клубный сценарий.-М. :Профиздат,1975.

139. Матюхин В.А. Преодоление кризисных явлений в системе образования США/1980-1990 гг./:Методология и результаты //Обзорн.инф.НИИВО.- М.,1995.-Вып.I.

140. Мейлах Б.С. Талант писателя и процессы творчества.-Л.:1. Сов.писат ель,1969.

141. Майлах Б.С. Эстетика и процессы творческой деятельности

142. Искусство и научно-технический прогресс.-М.Искусство, 1973.

143. Мансуров Н.С. Теоретические предпосылки прогнозированияразвития личности и ее активности//Активность личности в социалистическом обществе.-М. :Наука,1976.

144. Медведев П. В лаборатории писателя.-М.:Сов.писатель, 1960.

145. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление.

146. Опыт историко-теоретического исследования.-М.:Наука, 1978.

147. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.-М.:Прогресс,1990.

148. Митта А. Стереотипы драматургии. Киносценарии//Лит.-худож.иллюстр.журн.-1996.-.№ I.

149. Немирович-Данченко Вл. Статьи.Речи.Беседы.Письма.-М.: Искусство, 19 62.

150. Нагирняк Е. Нужны ли такие сценарии? //Культур.-просвет.работа.-1974.- » 2.

151. Новожилов С.В. Роль игровой деятельности в демократизациисистемы отношений "Педагог-Студент" и качестве подготовки специалистов КПР//Межвуз.сб.тр. "Совершенствова ние учебно-воспитательного процесса в вузе культуры". М.: МШК,1989.

152. Островский А.Н. Полн. собр. соч.-М.:Гослитиздат, 1953.-Т. 16.

153. Ожегов С.И. Словарь русского языка.-М.:Рус.яз.,1973.

154. Обуховский К. Психология влечений человека.-М. :Прогресс,1972.

155. Огурцов П.П. Этапы интеграции системности научного знания.

156. Античность и новое время: Систем.исследования.-М.: Наука,1974.

157. Организация и методика художественно-массовой работы.-М.:1. Просвещение,1987.

158. Оконь П. Основы цроблемного обучения.-М.:Просвещение,1968.

159. Образцов С.В. Театр китайского народа.-М.:Искусство,1957.

160. Паскаль Б. Мысли.-Ж.Лабрюйер. Характеры/Де Ларошфуко.-М.:

161. Худож.лит. ,1974.(Б-ка всемир.лит.-Т.42).

162. Пушкин А.С. Собр.соч.-М.:Сов.литература,1975.-Т.6.

163. Поляков М.Я. Теория драмы. Поз тика: Учеб.пособие по курсу

164. Теория драмы" для студентов театроведч. и режис.фак. театр.вузов /Мин-во культуры РСФСР; ГИТИС им.А.В.Луначарского. -М. ,1980.

165. Прохоров E.II. Публицистика в жизни общества.-М. :Изд-во1. Моск.гос.ун-та,1968.

166. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.-М.Педагогика, 197 6.

167. Пискатор Э. Политический театр.-М. :0ШЗ-ГИХЛ, 1934.

168. Петровский М.В. Принципы и методы клубной работы: Опыт методического руководства для работников гражданских и военных клубов/Под ред.Е.П.Шалагиновой, Г.И.Дохман-Гармаза.~М.:Госиздат ,1924.-В надзаг. :Главполитпросвет

169. Пинкевич А.Д. Педагогика и наука//Педагогическая мысль.1920.-* 1-3.

170. Платон .Собрание сочинений: В 4-х т./Общ.ред.А.Ф.Лосева,

171. В.Ф.Асмуса, А.А.Тахо-Годи; Пер.с древнегреч.-М.:Мысль, 1993.-Т.2.-(Филос.наследие.-Т.II6).

172. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Высшая школа, 1984.

173. Проблемное программированное обучение:Сб.статей.-М.:Сов.1. Россия,1973.

174. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избр.статьи.-М.:1. Наука,1976.

175. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории.-М.:1. Мысль,1971.

176. Психологические характеристики профессии/ Ф.И.Иващенко,

177. В.В.Чебышева, Т.И.Жукова и др. Минск: Нар.асве-та, 1979.

178. Попов О.Д. Художественная целостность спектакля.-М. :Всерос.театр.о-во,1958.

179. Розовский М. Режиссер зрелища.-М.:Сов.Россия,1973.

180. Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств.-М.:1. Искусство,1980.

181. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-М.:АН СССР,1940.

182. Роговин М.С. Философские проблемы теории памяти.-М.:Высш.шк.,1966.

183. Рихтер Г. Борьба за фильм/Пер.с нем.-М. .'Прогресс, 1981.

184. Руденский Ё.В. Воспитательные функции общения в массовомпразднике :Автореф.дис, . .канд.пед.наук.-Л. :ЛШК им. Н.К.Крупской,1980.

185. Разумный В.А. Клуб и культура общения: Пособие для клуб.работников.-М.:ВНМЦ НТ и КНР Ж СССР,1989.

186. Разумный В.А. Творчество народа и современность.-М.:БНМЦ1. НТ и КНР МК СССР,1990.

187. Станиславский К.С. Статьи.Речи.Беседы.Письма.-М.Искусство, 1953.

188. Станиславский К.С. Собр.соч.: В 8-ми т.-М.Искусство,1961.1. Т.2.

189. Станиславский К.С. Собр.соч.:В 8-ми т.-М. Искусство, 1961.1. Т.З.

190. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: Обобщениеопыта учеб.-воспитат.работы в сел.сред.шк.-2-е изд,-М.:Просвещение,1979.

191. Сухошшнский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании//

192. Народ.образование.-1967.-И 2.

193. Сахновский-Панкеев В. Драма.Конфликт.Композиция.Сценическая жизнь.-Д.Искусство,1969.

194. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций.1. М.:Наука,1970.

195. Смирнов-Несвицкий Ю. Зрелище необычайнейшее: Маяковский итеатр.-Л.Искусство,1975.

196. Смирнов-Несвицкий Ю. Театр клуб экспериментирует//Клуби худож.самодеятельность.-1975.5.

197. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей:Кн.дляучителей и воспитателей.-М.:Просвещение,1980.

198. Силин А.Д. Площади наши палитры.-М. :Сов.Россия, 1982.

199. Скатерщиков В.К. Искусство и революция.-М.:Знание, 1967.

200. Сасыхов А.В., Стрельцов Ю.А. Основы клубоведения.-Улан

201. Удэ : Бурят.кн.изд.о-во,1969.

202. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени: Учеб.пособие/Моск.гос.ин-т культуры.-М.:МГИК,1991.

203. Суртаев В.Я. Документ и факт в клубной сценической композиции/Осуществление ленинских идей в культурной революции в Сибири.-Кемерово,1972.

204. Суртаев В.Я. Молодежный досуг как социаяьно-педагогическое явление: Автореф.дис. .д-ра пед.наук.-СПб,1995.

205. Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга: Учеб.пособие.-Ростов н/Д: Фил.Санкт-Пет ербург. го с. акад. культуры, 1997.

206. Саркисова И.В. Свободное время и духовное развитие молодежи :Автореф.дис. .канд.социол.наук.-СПб,1992.

207. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга.-Л.:Лениздат,1977.

208. Соколов Э.В. Досуг как составная часть социалистическогообраза жизни: Молодежь и культура.-Л.:Лениздат,1977.

209. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга/филос.социол.исслед./:Автореф.дис. . д-ра филос.наук.-Л.,I98X•

210. Садовников С. Из опыта постановки литмонтажа "Ленин"//1. Клубная сцена,1927.-Л 2.

211. Теория и практика живой театрализованной газеты: Руководство по живой газете/Под ред.И.Вахонина, Е. Пермяка. -Пермь: Кивая театрализ.газ. Д929.

212. Тедеско Х.К. Современные тенденции образовательных реформ:

213. Материалы первой сессии Международной комиссии по образованию для XXI века. ШЕСЮ, 24 марта 1993.

214. Тихонович Б.В. Самодеятельный театр: Пособие для инструкторов по самодеят.театру и театрал.просвещению.-Вологда Госиздат,1922.

215. Таиров А.Я. Записки режиссера,статьи,беседы,речи,письма.1. М.: ВТО,1980.

216. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта: Учеб.пособие для ин-тов культуры.-М.: Просвещение,1976.

217. Туманов И.М. Ради жизни на земле//Культур.-просветит.работа.-1975.- J& 3.

218. Тихомиров Д.В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений. -М. : Сов. Россия, 1977.

219. Токмань В.И. Восхождение к идее: Коммунистическая пропаганда и молодежь.- 2-е изд.-М.:Молодая гвардия, 1975.

220. Триадский Вл. Праздники юности Подмосковья.-М.:Моск.рабочий, 1983.

221. Триодин В.Е. Педагогические основы культурно-просветительной работы:Учеб.пособие.-Л.:ВПШ культуры,1980.

222. Триодин В.Е. Теоретические основы воспитательной деятельности советского клуба:Автореф.дис. .д-ра пед.наук. Л. ,1984.

223. Тульцева Л.А. Ритуально-праздничная культура в современномдосуте//Традиционные формы досуга: история и современ ность.-М. :Гос.республик.центр рус.фольклора,1993.

224. Ученова В.В. Гносеологические проблемы публицистики.-М.:

225. ШУ им.М.В.Ломоносова,1971.

226. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.-Собр.соч.-М.;Л.: Изд-во АПН РСФСР.

227. Филиппов В. Пути самодеятельного театра:Очерк:-М. :ГАХН,1927.-В надзаг. :Тр.гос.акад.худож.наук.Театр.секция.

228. Формы и методы клубной работы: Хрестоматия/Под ред.Е.Шалагиновой.-М.-.Новая Москва,1925.

229. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.-М.:Сов.писатель,1975.

230. Хорев В. Эвристическая интуиция и деятельность ученого//

231. Вопросы методологии естественно-научного и социального познания:Науч.тр.Дерм.политехн.ин-та. № 119.-Пермь, 1972.

232. Хализев В. Драма как явление искусства.-М. Искусство, 1978.

233. Холодов Е.Г. Композиция драмы.-М. Искусство, 1957.

234. Чернышевский Н.Г. О поэзии.Сочинения Аристотеля//Полн.собр.соч. -М.: Гослитиздат, 1949. -Т. 2.

235. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. История и теория:Учеб.пособие для студентов ин-та культуры.-М.:Просвещение,1981.

236. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений.-М.:1. Сов.Россия,1988.

237. Чечетин А.И. Драматургия театрализованных представлений.1. М. :Сов.Россия,1979.

238. Чечетин А.И. Основы драматургии:Метод.указания для студентов-заочников фак-та KLIP специализация режиссер клубных массовых представлений.-М.,1973.

239. Чурьянов Ю.Д. Основные направления подготовки инженернотехнических кадров во Франции//Обзорн.инф.НИИИВО.-Вып.2.-М.,1994.

240. Чернушенко В. А. Гуманитарная культура между прошлым ибудущим//День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов: Материалы конф.-СПб., 1996.

241. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.1. М.Педагогика,1980.-Т.2.

242. Шацкий С.Т. На пути к трудовой школе//Пед.соч.:В 4-х т.1. М.:Просвещение,1964.-Т.2.

243. Шароев И.Г. Драматургия массового действа: Учеб.пособиепо курсу "Режиссура и мастерство актера"/Мин-во культуры РСФСР; ГИТИС им.А.В.Луначарского.-М.,1979.

244. Шароев И.Г. Режиссер эстрады и массовых представлений:Учеб.для студентов высш.театр.учеб.заведений.-М.Просвещение, 1986.

245. Шах-Азизова Т. Десять вечеров в ТЮ8е//Сов.культура.-1978.23 мая.

246. Шалютин С.М. 0 сущности творческой деятельности//Творческоемышление и научно-технический прогресс:Тез.докл./Под ред. С. М. Шалютина. -Курган, 19 71.

247. Шкловский В. 0 теории прозы.-М.:Сов.писатель,1983.

248. Шпак I.J1. Социокультурная адаптация в советском обществе.

249. Философско-социологические проблемы.-Красноярск, 1991.

250. Эйнштейн А. Собрание научных трудов.-М.:Наука,1967.-Т.4.

251. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.:Педагогика, 1978.

252. Эйзенштейн С.М. Эйзенштейн об С.Эйзенштейне, режиссере кинофильма "Броненосец Потемкин":Избр.произв.-М.:Искусство, 1964.-Т.I.

253. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения.-М.Искусство,1964.1. Т.2.

254. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения.-М. Искусство, 1964.1. Т.З.

255. Эфрос А. Репетиции любовь моя.-М. -.Искусство, 1975.

256. Юткевич С. Контрапункт режиссера.-М. Искусство, 1969.

257. Юзовский Ю. О театре и драме: В 2-х т.-T.I. Статьи, очерки,фельетоны.-М.Искусство,1982.

258. Юренев Р. Александр Довженко.-М.Искусство,1959.

259. Ярлыков Г.И. О совершенствовании психолого-педагогическойподготовки студентов театральной специализации//Совер-шенствование учебно-воспитательного процесса в вузе культуры.-М.,1989.

260. Ярошевский М.Г. На путях к общей теории творчества//Художественное и научное творчество.-Л.:Наука,1972.

261. Кии a. F.M. Homer, Hencter u.nd H4.f>t><z nlng S

262. LLtei*d.tu.t* и.ис(. KrU Ik v/cen -1373.-j73

263. Cdf>lt<Lno.C. ijote; Sut ic&tro ^cUco.- Roma, 137X.242. мe^ei* A/eu.cs LeaclKon in {B Binder -8 oL.3 Le. Lfczig 9 197Z.

264. G oo^Mtn. л/. L a-ngtca • ge s of дг-fc; Anf>f>ro&c,h -to dL -theo^ of S tc^bols . % ndL 6 <1- f)olis : Нес <376 лЛз .

265. VKeelw'rlg К "t Ph. E. Me 1<L jo flo r ±n.cL fe.<3~ Lltg . ~ 6 (Loom -ton : LnoLi&nal tcni-v press, 1968. (AMioLi.dLn.dL iZZ ).

266. BLd-cK M. More л (зосс-fc meUbhor.-U;cLnct ifioccgk-t/Ect. Ц orio«a1. A.CdLnatrloLge.,