Темы диссертаций по психологии » Педагогическая психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Взаимосвязь профессиональной рефлексии и эффективности музыкально-исполнительской деятельности студентов

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Гальберштам, Александра Марковна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 19.00.07
Диссертация по психологии на тему «Взаимосвязь профессиональной рефлексии и эффективности музыкально-исполнительской деятельности студентов», специальность ВАК РФ 19.00.07 - Педагогическая психология
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Гальберштам, Александра Марковна, 2001 год

щ1 Введение

ЩР Глава 1. Понятие рефлексии: методологические и психологические аспекты.

1.1 Методология системного подхода: рефлексия как свойство сложных систем.

1.2 Представления о рефлексии в философии и психологии.

2 Глава

Y-, Проблема рефлексии в музыкально-исполнительской деятельности.

2.1 Проблема рефлексии в творчестве.

2.2 Эффективность музыкально-исполнительской деятельности.

2 . 3 Роль рефлексии в музыкально-исполнительской деятельности.

2 . 4 Методические рекомендации ГУо J оптя&йзации рефлексивных процессов в музыкальной педагогикеюююююююююююю.

3 Глава

Экспериментальное изучение взаимосвязи профессиональной рефлексии фг и эффективности музыкально- исполнительской деятельности.

3.1 Обоснование целей, задач и описание методик эксперимента.

3.2 Описание выборки и хода эксперимента.

3.3 Обсуждение результатов.

Введение диссертации по психологии, на тему "Взаимосвязь профессиональной рефлексии и эффективности музыкально-исполнительской деятельности студентов"

Современный этап развития науки характеризуется, по мнению многих исследователей, заметными тенденциями к интеграции различных областей научного знания, взаимопроникновению методологических схем и теоретических моделей из смежных дисциплин. Вследствие данных тенденций наиболее эффективным в решении узко специальных проблем оказывается целостный методологический подход, способствующий созданию единой картины мира благодаря широкому использованию общенаучных, философских идей в сочетании с данными, полученными в различных отраслях науки.

Особую актуальность в данной ситуации приобретают задачи, лежащие на пересечении нескольких предметных областей. Проблемы, поставленные в нашем исследовании, безусловно, относятся к их числу, поскольку одновременно являются актуальными для музыкально-исполнительскойпрактики, музыкальной педагогики и психологии.

В силу своего пограничного положения, связывающего психологическую теорию и музыкальную практику, музыкальная психология является одной из тех прикладных наук, которые по выражению Г.П.Щедровицкого " .специально развиваются на работе по переносу абстрактных предметов на конкретную практику. Чем больше растет разрыв между абсолютными науками, тем они становятся более абстрактными, тем больше возникает подобных " промежуточных слоев " между абстрактными науками и практикой, снимающих этот разрыв " [12 9, стр. 24] . Бурное развитие музыкальной психологии в последние годы свидетельствует о большом интересе музыкантов к возможности решения частных профессиональных проблем путем их интеграции в более широкий психологический контекст. В данной работе этот принцип применяется к проблемам музыкально-исполнительской деятельности.

Актуальность исследования. Одной из актуальнейших проблем музыкального исполнительства является поиск оптимального соотношения между рефлексивными процессами, предполагающими некоторую дистанцию, разотождествленность с отражаемыми явлениями, и практикой исполнительского искусства, характеризующейся высочайшей степенью эмоциональной отождествленности с профессиональной деятельностью. Проблема эта неизбежно возникает на пути любого профессионального музыканта, но решается как правило интуитивно, минуя сознательный анализ и поиск оптимума. Подобное избегание рефлексивной позиции по отношению к своей творческой деятельности приводит зачастую к нагромаждению целого комплекса психологических и профессиональных проблем, фактически блокирующих процессы самореализации и профессионального совершенствования. Данная работа представляет собой новое решение проблем музыкально-исполнительской деятельности студентов, в опоре на рефлексию как на важнейший процесс в профессиональном совершенствовании исполнителя.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМИ ОСНОВАНИЯМИ нашего исследования выступили: принцип системности, принцип деятельности, принцип развития; в теоретическом плане мы опирались на взгляды, концепции и теории рефлексивных процессов (Г.П. Щедровицкий,

B. Лефевр) а также на труды Л.С.Выготского,

C.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева.

Системная методология является наиболее удобным на наш взгляд, универсальным принципом для изучения структуры и функционирования таких сложных объектов, как человеческая психика и творческая деятельность. Преимущества данного подхода подтверждаются его широчайшим распространением в самых различных областях человеческих знаний. Существует традиция использования системных принципов и в психологии творчества, что ".дает возможность воссоздания целостной картины процессов творчества" [64, стр.15]. Некоторые исследователи даже трактуют музыку как " отражение общего принципа организации биологических систем " [41, стр.619]. Однако, наш подход к системной методологии не столь широк, так как предметной областью данного исследования являются не биологические системы вообще, а психологические процессы, участвующие в работе музыканта-исполнителя и рассматриваемые как саморефлексивная система [56].

На современном этапе развития психологии немыслимо говорить о решении музыкально-психологических проблем без учета бессознательных процессов, так как ".музыкальная деятельность как бы насквозь "пронизана" активностью бессознательного на всех уровнях" - это мнение Г.Кечху&швили и Р.Эсебуа, высказанное в статье "Бессознательное, установка, музыка" [41, стр.2 99]. Принимая во внимание этот момент, мы опираемся на традицию глубинной психологии, учитывающей не только поведенческие реакции, но и глубокие неосознанные механизмы, управляющие сложнейшей органической системой -психикой человека. В данной работе мы опираемся на концепции А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, К.Юнга, С.Грофа, Р.Ассаджиоли, что помогает нам наиболее полно раскрыть суть исследуемых проблем.

На основе проанализированной литературы и проведенного нами экспериментального исследования мы выдвигаем следующую ОСНОВНУЮ ГИПОТЕЗУ, состоящую из двух положений:

1. Дихотомия разотождествленности и отождествленности определяет два основных полюса состояний сознания, задающих структурно-динамические особенности рефлексии в системе музыкально-исполнительской деятельности.

2. Развитая рефлексивность у студентов-исполнителей отражается в совпадении осознанного и неосознаваемого содержаний понятия «эффективность музыкально-исполнительской деятельности».

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ исследования заключается в том, чтобы с позиций системного подхода проанализировать специфику рефлексивных процессов музыкантов-исполнителей и выявить их взаимосвязь с эффективностью профессиональной деятельности.

ЗАДАЧИ. Исходя из данной формулировки цели, были определены следующие задачи нашего исследования:

1. Проанализировать существующие представления о природе и роли рефлексии в контексте процессов развития, деятельности и творчества.

2. Выявить и проанализировать специфику рефлексивных процессов музыкантов-исполнителей;

3. Разработать теоретическую модель музыкально-исполнительской деятельности как многоуровневой системы;

4. Проанализировать психологические компоненты эффективности музыкально-исполнительской деятельности;

5. Экспериментально изучить характер взаимосвязи профессиональной рефлексии студентов и эффективности их музыкально-исполнительской деятельности.

6. Разработать методические рекомендации по оптимизации рефлексивных процессов в музыкально-испонительской практике;

Объект исследования. В качестве объекта в данном исследовании выступали студенты и педагоги музыкально-исполнительских факультетов Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского, Московского академического музыкального училища при МГК им. П.И.Чайковского и Государственного музыкального училища им. Гнесиных. Общее количество испытуемых - 118 человек.

Предмет исследования. Предметом нашего исследования являлась взаимосвязь между рефлексивными процессами и эффективностью музыкально-исполнительской деятельности студентов и педагогов указанных выше учебных заведений. В качестве основных методов исследования были избраны:

- анализ литературы;

- метод семантического дифференциала;

- методика предельных смыслов (по Д.А.Леонтьеву);

- измерение самооценки (по модифицированной методике Дембо

Рубинштейн);

- авторский опросник, выявляющий уровень профессиональной рефлексии музыканта-исполнителя;

- модифицированная шкала общей самоэффективности Р.Шварцера и

М.Ерусалема;

- анализ самоотчетов музыкантов.

Научная новизна работы заключается в психологической постановке проблемы, рожденной в недрах музыкально-исполнительской практики, сфокусированной на рефлексивных процессах музыкантов-исполнителей и их взаимосвязи с эффективностью музыкально-исполнительской деятельностью. Нас в первую очередь интересует проблема выявления характера взаимосвязей между сценической деятельностью студентов-музыкантов и осуществлением их профессиональной рефлексии, охватывающей как публичное исполнение музыки, так и процесс подготовки к нему. Наше исследование выявляет сложную, противоречивую роль рефлексивных процессов в музыкальноисполнительской деятельности, определяющуюся двойственностью процесса музыкально-педагогической подготовки к выступлению (отличающегося высочайшими требованиями к развитию рефлексии) и сценической деятельности, в ходе которой негативные проявления рефлексии могут привести к деструктивным последствиям. Также к новым научным положениям можно отнести рассмотрение понятия эффективности музыкально-исполнительской деятельности как психологического. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Профессиональная рефлексия музыканта-исполнителя функционально подразделяется на три качественно различных уровня:

- профессионально-личностная рефлексия;

- сценическая рефлексия (сопутствующая публичным выступлениям)

- операциональная рефлексия (проявляющаяся в процессе музыкально-технической подготовки к выступлению);

2. Личностно-профессиональная рефлексия является опосредующим фактором эффективности музыкально-исполнительской деятельности; характеризуется сбалансированностью структурно-формальных и субъективно-содержательных компонентов деятельности.

3. Сценическая рефлексия обеспечивает овладение механизмами саморегуляции, гибкого баланса между эмоционально-отождествленным и разотождествленным состояниями сознания музыканта в процессе выступления.

4. Операциональная рефлексия в системе музыкально-исполнительской деятельности служит основным технологическим ресурсом профессионального развития.

Практическая значимость исследования заключается в возможности широкого применения его результатов к музыкально-педагогической, музыкально-психологической и музыкально-исполнительской реальности. Методические аспекты, разработанные в данном исследовании, могут послужить как для совершенствования музыкально-педагогических программ (в области преподавания музыкально-исполнительских дисциплин и музыкальной психологии), так и для использования непосредственно в практике музыкального исполнительства.

Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"

Заключение

Подводя итог нашего исследования, необходимо отметить чрезвычайную сложность темы, избранной нами для изучения: проблема рефлексии в музыкально-исполнительской деятельности лежит на пересечении интересов многих отраслей науки -музыкальной педагогики, психологии, музыковедения, философии, физиологии и др. Сложность проблемы обусловлена сложностью музыкально-исполнительской деятельности, многогранного процесса, в котором участвуют и творчески проявляются все стороны целостной психики человека. Структурно-динамическая сложность системы музыкально-исполнительской деятельности приводит к весьма неоднозначной трактовке различных психических феноменов, сопряженных с ней. Одним из наиболее спорных моментов в теории и практике музыкального исполнительства явлеятся отношение к рефлексивным процессам.

Применение системного подхода в нашей работе позволило автору глубже проникнуть в суть возникающих трудностей и противоречий, найти пути их эффективного решения,а также структурировать и объединить материал психологических и музыковедческих изысканий.

Идея объединения разнородных представлений об исследуемом предмете и рассмотрение их во взаимодействии и единстве весьма характерна для методологии конца 20 века. Она воплощается и в философии холизма (целостности), и в принципе дополнительности термин Н.Бора), и в понятии двойственности музыкальной формы (В.Медушевский). Подобное стремление к синтезу различных отраслей знаний руководило и нами (что, возможно, придало нашему исследованию некоторую пестроту), однако, думается, что объединение различных философских структур, данных новых исследований в области психологии, педагогики и музыковедения позволит музыкальной психологии перешагнуть в новом тысячелетии на новую ступень развития.

Исходя их предпринятого нами анализа литературы и экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

• Рефлексивность является неотъемлемым свойством сложных систем, причем степень развитости рефлексии находится в отношениях прямой зависимости со степенью сложности системы. Это позволяет исследователям говорить о системообразующей роли рефлексии в сложных системах.

• Основными характеристиками рефлексии являются: а) связь рефлексии с осмыслением реальности (как внешней, так и внутренней по отношению к субъекту), с процессами смыслообразования; б) неразрывная связь рефлексии с "Я", с сознанием, с глубинной сущностью человеческого существа как микрокосмоса; в) рефлексия выступает средством интеграции познанного - новой информации, опыта - в личностный контекст, средством приращения знания.

В процессе развития представлений о рефлексии в философии и психологии ей отводится все большее значение (вплоть до центрального) в структуре личности и деятельности. Основные функции рефлексии - осуществление обратной связи, на основании которой совершается контроль и корректировка деятельности. Благодаря рефлексивному выходу за рамки осуществляемой деятельности достигается качественный сдвиг в образцах и алгоритмах построения не только отдельных действий, но и деятельности в целом. Все это придает рефлексивным процессам исключительный статус в структуре деятельности.

В существующих традициях психологического изучения творчества рефлексии отводится одна из ведущих ролей в творческом процессе. Причем представления о содержании этой роли колеблется: от рассмотрения рефлексии в качестве необходимого условия протекания творческого процесса до приписывания ей статуса центрального, ядерного момента творчества.

В музыкально-исполнительской практике традиционно присутствует раскол на две противоположные тенденции отношения музыкантов и педагогов к рефлексивным процессам: первая рассматривает рефлексивные процессы как безусловно позитивный фактор профессионального совершенствования музыканта-исполнителя, важнейшее условие профессиональной успешности, развития профессиональных навыков и личности исполнителя; вторая приписывает рефлексии негативное влияние на творческое состояние исполнителя (главным образом, сценическое), эмоциональную непосредственность и художественную выразительность исполнения.

Эффективность музыкально-исполнительской деятельности заключается в балансе содержательно-художественных и формально-технических компонентов музыкально-исполнительской деятельности.

В качестве критериев эффективности музыкально-исполнительской деятельности мы выделяем: возможность достижения оптимального сценического состояния, приводящего к соответствию содержательного и формального компонентов деятельности; достижение желаемого художественного и технического результата с минимальными затратами времени и сил; уровень и устойчивость профессиональной самооценки; уровень профессиональной самоэффективности исполнителя. Профессиональная рефлексия музыкантов-исполнителей характеризуется тесной взаимосвязью с эффективностью исполнительской деятельностью и подразделяется на три уровня: Профессионально -личностную рефлексию (соответствующую мотивационному уровню деятельности) - она включает осмысление таких центральных моментов профессиональной деятельности, как профессиональная мотивация, профессиональная самооценка, отношение к профессионально значимым людям (педагоги, выдающиеся музыканты и др.)

2. Сценическую рефлексию (соответствующую уровню действий в структуре музыкально-исполнительской деятельности) -осознание своей сценической стратегии и баланс между эмоционально-отождествленной и рефлексивно-отстраненной позициями сознания в процессе сценического выступления;

3 . Операционально-технологическую рефлексию (соответствующую операциональному уровню деятельности) - многогранное и емкое осознание всех аспектов технологии музыкально-исполнительской деятельности, обеспечивающее баланс между слуховыми и моторными компонентами исполнения.

• Развитая профессионально-личностная и операциональная рефлексия является необходимым условием эффективной деятельности музыканта-исполнителя;

• Для наиболее эффективных музыкантов-исполнителей характерно не только высокое развитие рефлексии, но и доверие к интуитивным процессам, благодаря которому достигается гибкий баланс этих компонентов в условиях сценического выступления.

• Высокий уровень рефлексии музыкантов-исполнителей обеспечивает совпадение сознательных и неосознаваемых представлений об эффективности их профессиональной деятельности.

Таким образом, основные положения выдвинутой нами гипотезы можно считать подтвердившимися в ходе исследования.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Гальберштам, Александра Марковна, Москва

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни - М, 1991.

2. Александров Г.Н., Белогуров А.Ю. Математические методы в психологии и педагогике. Владикавказ. Алания. - 1997.

3. Алексеев Н.Г.,Юдин Э.Г. Проблема системности исследования в психологии//Вопросы психологии, 1977, N3.

4. Арановский М. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора. /Вопросы музыкального стиля. JI., 1978.

5. Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков: Автореф. дисс. канд. пед.наук. М. , 1971.

6. Асадуллина Ф. Концепция психосинтеза Р.Ассаджиоли: Дисс.канд. психол. наук. М.,1993.

7. Асадуллина Ф.Г. О принципах и стадиях порождающего психологического исследования./Психологические аспекты социальной нестабильности./Ред. Сосновский Б.А. М., 1995.

8. Асадуллина Ф.Г. О прогнозировании принятия решений в групповом контексте/Сб. научн. Трудов МПГУ. М., 1996.

9. Ассаджиоли Р. Психосинтез. М., 1994.

10. Бардас В. Психология техники игры на фортепиано. М.,1978.

11. Баренбойм JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство.- JI., 1974.

12. Берлянд И. Е. К постановке проблемы рефлексии как проблемы общения./Методологические проблемы психологии личности. М., 1981.

13. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности.- М., 1966.

14. Берталанфи JI. Общая теория систем критический обзор./Исследования по общей теории систем. - М.,1969.

15. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М,1981.

16. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервнойдеятельности. JT., 1974.

17. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.

18. Боулдинг К. Общая теория систем скелет науки./Исследования по общей теории систем. - М., 1969.

19. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.,1997.

20. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.; Воронеж, 1996.

21. Булыго К.М. Повышение эффективности проблемных ситуаций в учебной деятельности музыканта: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1983.

22. Бургин М.,Кузнецов В. Введение в современную точную методологию науки. М., 1994.

23. Вицинский А.В. Психологический анализ процесса работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением./Известия АПН РСФСР, вып.25. 1950.

24. Вопросы воспитания музыканта-исполнителя. М, 1983.

25. Выготский JT. Психология искусства. М.,1968.2 6.Гильбурд Г. И. Исполнительское искусство сфера проявления художественной идеи. - Томск, 1984.

26. Горбачев Н.А. Философия и музыка Саратов, 1975.

27. Готсдинер А. Музыкальная психология. М.,1993.

28. Гржибовская Р.Н. Проблема формирования внутренне-слуховых (художественно-образных) представлений у учащихся-музыкантов: Дисс. канд. пед. наук М., 1982.

29. Григорий Гинзбург. Статьи, воспоминания, материалы. М., 1984.

30. Гроф С. Области человеческого бессознательного. М.,1994.

31. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. М.,1994.

32. Гутерман В.А. Возвращение к творческой жизни. Екатиринбург, 1994.

33. Дернер Д. Логика неудачи. М., 1997.35.3ак А.З. Проблемы психологического изучения рефлексии./ Исследование рефлексии и рече-мысли. Алма-Ата, 1970.

34. Иванов В.В. Бессознательное, функциональная ассиметрия, язык и творчество./ Хрестоматия по психологии художественного творчества -М., 1998.

35. Искусство в мире духовной культуры.- Киев, 1985.

36. Исполнительское искусство зарубежных стран. М., 1962.

37. Кечхуашвили Г., Эсебуа Р. Бессознательное, установка, музыка. / Бессознательное: природа, функции, методы исследования. -Тбилиси, 1978.

38. Классическая йога. М., 1992.4 3.Колышева Т.А. Профессиональная рефлексия учителя музыки/ Творческая педагогика накануне нового века: Материалы конф.- М., 1997.

39. Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования: Дисс. д-ра пед. наук.- М., 1997.

40. Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники. М.,19бб.4 6. Крупник Е.П. Психологические особенности восприятия образа./ Хрестоматия по психологии художественного творчества. М., 1998.

41. Курбатов М. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано. М.,1899.

42. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.

43. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность. М., 1977.52 . Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999.

44. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС). М., 1999.

45. Лепский В.Е. Вехи становления проблематики рефлексивных процессов // Прикладная эргономика, спец.выпуск. М.,1994, N1.

46. Лефевр В.А. Формула человека. М., 1991.

47. Лефевр В.А. О саморазвивающихся и саморефлексивных системах.// Прикладная эргономика, спец.выпуск. М.,1994, N1.

48. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М., 1985.

49. Лобзин B.C., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. Л., 1986.

50. Лосев А.Ф. Диалектика творческого акта: краткий очерк. М., 1982.

51. Лоуэн А. Язык тела. С-Пб., 1997.

52. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1993.

53. Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М., 1977.

54. Медушевский В.В. Миграции терминов и системность науки./Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.

55. Мейлах Б. Психология художественного творчества. Предмет и пути исследования./Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.

56. Музыка. Творчество, исполнение, восприятие./Сб. науч.тр.: ред. Протопопов В.В. М., 1992.

57. Музыкальная педагогика в идеях и лицах. / Сб.статей РГПИ : ред. Селицкий А.Я. Ростов н/Д, 1992.

58. Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность./ Сб. статей: Составитель Т.А.Гайдамович. М., 1991.

59. Мышкина В.П. Психологическая готовность к художественно-творческой деятельности. М., 1989.

60. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение./Хрестоматия по психологии художественного творчества. М., 1998.

61. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982.

62. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М., 1988 .

63. Назаров И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. JI., 1969.7 3.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1987. 74.0йстрах Д. Беседы с Игорем Ойстрахом. - М., 1985.

64. Осока М.В. Пособие по музукальной психологии. М., 1995(неопубл.) .7 6. Осока М.В. Психологизм музыкальной семантики /Сб. науч. трудов МПГУ.- М., 1996.

65. Панов В.Г. Эмоции, мифы, разум. М., 1992.

66. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983.

67. Петрупшн В.И. Музыкальная психология. М., 1994.

68. Пономарев Я.А. Психология творчества. М, 1976.

69. Пономарев Я.А. Взгляд на рефлексию с позиции структурно-уровневой концепции психологического механизма творчества // Прикладная эргономика, спец.выпуск. М., 1994.- N1.

70. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Развитие современных исследований творчества/ Хрестоматия по психологии художественного творчества М., 1998.

71. Прибрам К. Языки мозга. М., 1976.

72. Прибрам К., Ю.Галантер,Д.Миллер. Планы и структура поведения. М., 1965.

73. Проблемы информационной культуры.- М., 1997. вып. 4.8 6. Проблемы музыкального мышления./ Сб.статей: Сост. и ред. Арановский1. М.Г. М., 1974.

74. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987.

75. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. / Отв.ред. Бодалев А.А. J1., 1976.

76. Психология художественного творчества. Хрестоматия: Сост. Сельченок К.В. Минск, 1999.

77. Психологические аспекты педагогической практики. / Методическое пособие: состав. О.В.Калинова, О.Н.Молчанова. М., 1997.

78. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики.- М., 1980.

79. Ражников В. Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры (дайджест монографии). М., 1993.

80. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994.

81. Рефлексия в науке и обучении./ Сб. статей.- Новосибирск, 1989.

82. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.

83. Рубинштейн C.JT. Основы общей психологии. С-пб., 1999.

84. Серов А.Н. Избранные статьи, т.1. М., 1950.

85. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Спб., 2000.

86. Симонов П.В. О двух разновидностях неосознаваемого психологического: под- и сверхсознание/Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978.

87. Симонов П. В. Сверхзадача художника в свете психологии и нейрофизиологии./Психология процессов художественного творчества. -Л., 1980.

88. Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф. дисс. д-ра психол. Наук. М., 1994.

89. Современные вопросы музыкального исполнительства и педагогики. -М., 1976.

90. Соколов А. С. Музыкальная композиция 20 века: диалектика творчества. М., 1992.

91. Старчеус М.С. Формирование личности как проблема музыкального образования./ Музыкальное образование личность - культура.- М. ,1989.

92. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования. / Хрестоматия по психологии художественного творчества М, 1998.

93. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

94. Стоюхина Н.Ю. Изменения в потребностном профиле личности учащегося в результате обучения саногенной рефлексии: Дисс. канд. психол. Наук. М., 1999.

95. Стрюковский В. Современная наука как целостность: Дисс.канд. филос. Наук. Ростов на Дону, 1990.

96. Талалай Б.И. Формирование исполнительских (двигательно-технических) навыков при обучении игре на музыкальных инструментах: Дисс. канд. пед. наук. М, 1982.

97. Телегина Э.Д. Психологическая регуляция и саморегуляция творческой мыслительной деятельности человека: Дисс. д-ра психол. наук М., 1993.

98. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М, 1975.

99. Торичная С.И. Познание музыкальных способностей студентов в процессе педагогического общения. Кишинев, 1989.

100. ИЗ.Торопова А.В. Некоторве методологические приобретения музыкознания и музыкальной педагогики конца 20 века./ Научные труды МПГУ М., 1995.

101. Торопова А.В. Смысл творчества. / Творческая педагогика накануне нового века: Материалы конф.- М., 1997.

102. Тырсиков Д.В. Развитие интеллектуальной рефлексии в старшем подростковом возрасте: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -Ставрополь, 1997.

103. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М., 1969.

104. Хализева JI.M. Убеждения и психологические барьеры творчества./ Творческая педагогика накануне нового века: Материалы конф.- М., 1997.

105. Харькин В.Н., Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии: взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.,1995 .

106. Христозов X. Попытка изучения физилогии эстрадного волнения //Вопросы психологии. М., 1962. - N1.

107. Цагарелли Ю.А. Психологическое исследование музыкальности как профессионально важного качества: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Казань, 1981.

108. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Дисс. д-ра психол. наук. Казань, 1989.

109. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994.

110. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979.

111. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности .- М., 1982.12 5. Шварцер Р., Ерусалем М, Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р.Шварцера и М.Ерусалема.//Иностранная психология. -1996 N 7.

112. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983.

113. Шмелев А.Г. Практикум по экспериментальной психосемантике. М., 1988 .

114. Иульпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Л., 1973.12 9. Щедровицкий Г.П. Организация и "технология" научных исследований. Лекции в институте общего и политехнического образования. М., 1996 (неопубл.).

115. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.

116. Штейнгаузен Ф. Техника игры на фортепиано. М., 1926.

117. Юнг К. Психология бессознательного. М., 1994.

118. Якобсон П.М. Психология сценических чувств актера: этюд по психологии творчества. М., 1936.

119. Яковлева Л.В. Формирование готовности будущего учителя кпедагогической рефлексии: Дисс. канд. пед. наук. М., 1991.

120. Яконюк В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. Минск, 1993.

121. Homo musicus. Альманах музыкальной психологии. -М.,1994,1995,1999 гг.

122. Веп-Ог N. The Alexander technique and performance./Tensions in the performance of music.- London, 1995.

123. Bohm D. Wholeness and the implicate order. New York, 1994.

124. Grindea C. Tension in Piano playing./Tensions in the performance of music. London, 1995.

125. Finck H.T. Success in Music and How it is won. London:John Murray, 1910.

126. Fried R. Integrating music in breafthing training and relaxation.// Biofeedback and self-regulation, 1990. N2, vol. 15.

127. Jacobson E. A manual tension control./Tensions in the performance of music. London, 1995 .

128. Lehrer P.Performance Anxiety. / Tensions in the performance of music. London, 1995.

129. Objective Analysis of Musical Performance. University of Iowa, Studies in the Psichology of Music, - vol.IV, 1937.

130. Oesterreich R.: Handlungsregulation und Kontrolle.- Munchen: Urbban und Schwarzenberg 1981.14 6. Talbot M. The holografic universe. New York, 1992.

131. The psychology of Musical Ability. New York, 1981.

132. Valentine T. Applied kinesiology. Rochester, Vermont 1987.

133. Публикации автора, отражающие тему исследования:

134. Гальберштам A.M. Проблема применения философского и музыковедческого принципа тройственности в музыкальной педагогике. / Научные труды МПГУ.- М., 1995 с. 35-36.

135. Гальберштам A.M. Целостный системный подход к решению пианистических проблем. / Материалы 3 международной научно-практической конференции "Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в 21 век"- М.,1996 с.119-121.

136. Гальберштам A.M. Проблемы музыкального исполнительства и нейро-лингвистическое программирование./ Материалы научно-практической конференции "Творческая педагогика накануне нового века" М., 1997 -с.14-16 .

137. Гальберштам A.M. Проблема рефлексии в музыкально-исполнительской деятельности / Сб.научн.тр. МПГУ М., 1998 - с.407-409.

138. Гальберштам A.M. Экспериментальное изучение рефлексии в музыкально-исполнительской деятельности /Сб. научн. трудов МПГУ М., 2000с.327-332.

139. Гальберштам A.M. Проблема рефлексии в музыкально-педагогической коммуникации/Тезисы Международной конференции "Психология общения: проблемы и перспективы" М., 2000 - с. 75-76 .