Темы диссертаций по психологии » Психология личности

автореферат и диссертация по психологии 19.00.11 для написания научной статьи или работы на тему: Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Барышникова, Ирина Викторовна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 19.00.11
Диссертация по психологии на тему «Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии», специальность ВАК РФ 19.00.11 - Психология личности
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Барышникова, Ирина Викторовна, 1999 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Исследование Я-концепции в рамках различных теоретических подходов.

1.1. Интегративный подход и его принципы в изучении Я-концепции личности в отечественной психологии.

1.2. Интегративный подход к феномену "Я".

ГЛАВА 2. Основные направления исследования Я-концепции в отечественной психологии.

1.1. Социально-психологические исследования Я-концепции.

2.2. Исследования Я-концепции в медицинской психологии.

2.3. Я-концепция как предмет исследования возрастной психологии.

ГЛАВА 3. Подходы отечественных психологов к различным аспектам Я-концепции.

3.1. Я-концепция как система представлений о себе.

3.2. Я-концепция как система осуществления множественных "Я"

3.3. Я-концепция как система компонентов.

3.4. Я-концепция и самоактуализация

ГЛАВА 4. Теоретическая модель в структуре личности.

4.1. Модели Я-концепции в отечественной психологии.

4.2. Авторская модель Я-концепции в структуре личности.

Введение диссертации по психологии, на тему "Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии"

Актуальность исследования. В сфере изучения личности остро стоит вопрос, связанный с интеграцией исследований концепции "Я" в отечественной психологии. Мировая научная мысль получила системные теоретические и практические результаты в этой области знания. Определенные социальные условия, повлиявшие на изучение Я-концепции в отечественной психологии, привели к условно-схематическому ее рассмотрению вне целостной теории личности. Исследователи рассматривали ее частные или общие аспекты, не беря во внимание всю совокупность вертикальных и горизонтальных методологических принципов и подходов, способных интегрировать научное знание. Необходимо отметить, что на рубеже XIX и XX веков в отечественной литературе была задана перспектива изучения Я-концепции трудами С.Н.Булгакова, Б.П.Вышеславцева, Н.О.Лосского, А.А.Потебни, И.М.Сеченова, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Л.Франка и других ученых, обращавшихся к проблеме познания творческой природы "Я". Сохраняя преемственность философско-психологической мысли российской науки, в представленной работе мы систематизировали отечественные исследования Я-концепции, поскольку она непосредственно отражает, во-первых, различные уровни сознания, индивидуального и общественного, во-вторых, степень формирования интегральных смысловых образований, с которыми связаны стратегия жизни, самопознание, саморазвитие, самореализация, в-третьих, ориентацию человека в сложных и динамичных жизненных ситуациях, с его созидающей активностью в одних случаях, пассивностью, разочарованием, стереотипами сознания и поведения - в других, требующих психологической поддержки и помощи, которые часто состоят в открытии новых знаний о себе, что делает человека другим, меняя его состояния и переживания, отношения и потребности, мотивы и цели. Научный интерес к перечисленным проблемам задан самой реальностью: в отечественной психологии существуют различные теоретические и методологические подходы к Я-концепции, не соотносимые друг с другом. Требуется специальная работа по реконструкции современных исследований Я-концепции личности в отечественной психологии, собранных воедино и обобщенных. Разрабатывая концепцию исследования, мы учитывали историческую преемственность и перспективу, междисциплинарное положение феномена "Я", что позволило определить тему исследования, его структуру и содержание, в котором интегрированы разрозненные взгляды ученых на Я-концепцию и ее структурные составляющие, представленные в отечественной психологии на различных уровнях.

Объект исследования: Я-концепция в отечественной психологии.

Предмет исследования: специфика интегративного подхода исследования Я-концепции в отечественной психологии.

Цель исследования: выявить особенности теоретико-методологического анализа изучения Я-концепции личности в отечественной психологии на основе интегративного подхода и выработать авторскую точку зрения на Я-концепцию, ее сущностные признаки, структурные компоненты и уровни развития.

Гипотеза исследования. Изучение Я-концепции в отечественной психологии осуществлялось на основе системы методологических принципов, обоснованных теоретических положений, необходимого и достаточного методического инструментария.

Задачи исследования:

1)определить методологические подходы к изучению Я-концепции личности в отечественной психологии;

2)проанализировать взгляды отечественных ученых на понятие "Я";

3 рассмотреть основные направления изучения Я-концепции в различных отраслях психологии, ее теоретические модели и их взаимосвязи со структурой личности в отечественной психологии;

4)определить подходы отечественных психологов к Я-концепции как психологической категории, к ее сущностным признакам, структурным компонентам, особенностям их проявления и реализации в деятельности субъекта;

5)обосновать авторский подход к понятию "Я-концепция", ее сущностным признакам и функциям, ее структуре и уровням развития.

Методологическую основу исследования составил интегративный подход, отражающий системно-целостный и иерархический характер предмета нашего исследования, включающий принципы и методы изучения Я-концепции, ее сущностных признаков, структурных компонентов и уровней развития.

Теоретической основой исследования являются работы, в которых отражаются общие проблемы исследования Я-концепции как центрального, системообразующего, регулятивного образования структуры личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, О.С.Анисимов, В.М.Бехтерев, А.А.Деркач, И.С.Кон и др.); феноменологии Я (Л.Я.Дорфман, А.В.Иващенко, Н.И.Конюхов, А.Т.Москаленко, Ю.М.Орлов, В.Ф.Сержантов и др.); сознания и самосознания (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, Ф.Е.Василюк, А.И.Галич, В.П.Зинченко, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Спиркин, В.В.Столин, И.И.Чеснокова,

Е.В.Шорохова и др.); философско-психологическая концепция человека как субъекта (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн); система отношений личности (А.А.Деркач, В.Н.Мясищев, С.Р.Пантелеев, В.В.Столин и другие); смысловых образований личности (В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, В.Ф.Петренко и другие).

Методы исследования, решающие поставленные задачи, вюпочкют различные уровни: теоретический - метод теоретической реконструкции, анализ психологической, философской и другой научной литературы разных периодов, обобщение, концептуальное моделирование; эмпирический - контент-анализ; интерпретационный -системно-структурный анализ.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

- Представлена классификация принципов, используемых в изучении Я-концепции личности: онтологический, уровне-гносеологический, психосемантический, дифференцированное™, полисистемности.

- На основе анализа позиций отечественных ученых рассмотрена категория "Я", которая проявляется по-разному в субъект-объектных отношениях, в экзистенциальном и психолого-дистанционном подходах, а также в подходах, ориентированных на динамику смыслоразличения компонентов, входящих в структуру Я.

- Выявлены и исследованы особенности изучения Я-концепции в разных отраслях психологии: в социально-психологической, отражающей процессуальный, интеракционистский, социально-ролевой и социально-регулятивные аспекты; в медицинской, включающей изучение Я-концепции по уровням ее дифференцированности, как измененное восприятие собственного Я, как источник психической активности или пассивности личности; в возрастной, изучающей категории "Я" и "Я-концепция" в энергетическом, оппозиционном, герменевтическом, системно-персонализационном, функциональном и интеграционном аспектах.

- На основе анализа работ отечественных психологов выявлена неоднозначность подходов авторов к Я-концепции, образующей динамическую систему представлений субъекта о себе, которая включает содержательные, процессуальные компоненты и обеспечивает ее целостность и процесс самоактуализации.

- Выделены различные модели Я-концепции личности: личностные, социальные и интегративные; различные категории Я-концепции, отражающие общее и специфичное в подходах отечественных ученых.

Предложен и обоснован авторский подход к Я-концепции, интегрирующий методологические принципы изучения ее понятия и структуры; сущностные признаки; уровни развития; модель и ее взаимосвязь со структурой личности.

Положения, выносимые на защиту

- Основа изучения Я-концепции в отечественной психологии заключена в совокупности методологических принципов: онтологическом, отражающем особенности поведения человека, вступающего в диалог с самой жизнью и проявляющего свою идентичность в новых качествах; уровне-гносеологическом, раскрывающем Я-концепцию на различных уровнях методологии; психосемантическом, выявляющем систему значений сущностных признаков Я-концепции личности, влияние мотивационных факторов и эмоциональных состояний субъекта на данную систему значений; дифферениированности, представляющем позиции исследователя, выбор конкретных методов, технологий познания и типологические различия проявлений составляющих Я у разных субъектов деятельности; полисистемности, рассматривающем Я-концепцию как самостоятельную систему и как подсистему взаимодействующих с ней систем, находящихся в таких взаимосвязях и в таких взаимоотношениях, которые образуют определенную целостность.

- Категория "Я" рассматривается в отечественной психологии как субъект деятельности, носитель реальности; объект самопознания; форма существования субъективности индивида; полимодальная структура; связующее звено личности; духовный центр личности. J

I —■ к-*

Включает такие аспекты изучения, как субъектно-объектный, психолого-дистанционный, экзистенциальный, смысло-динамический.

- В отечественной психологии основными направлениями изучения Я-концепции личности явились: социально-психологический подход, изучающий следующие аспекты: проиессуалъный, отражающий осознание себя через персонализацию, персонификацию, идентификацию, аттракцию, рефлексию, эмоциональную оценку, определение стратегии изменения своего поведения и поведения Другого; интеракиионистский, отражающий установление в онтогенезе отношений: "Я — Другой", "Я—Они/Свои, Чужие"; проявляющийся в ситуациях, когда личность осознает себя и действует совместно с Другими, регулятивный, осуществляющий коррекцию поведения личности через реализацию следующих функций: достижение внутренней согласованности, интерпретацию приобретенного опыта, антиципацию своего поведения; социально-ролевой, проявляющийся во взаимодействии социальных ролей и "Я"; медицинский подход, изучающий "Я" как источник психической активности - пассивности личности; феномены "Я" и "Я-концепция" с точки зрения терапевтического процесса, психотерапевтического воздействия и психологической дифференцированности; возрастной подход, изучающий следующие аспекты Я: энергетический, обеспечивающий устойчивость психической реальности Я; интеграционный, изучающий целостность личности, функциональный, раскрывающий Я в самоутверждении, самоодобрении, самооценке, саморегуляции, самопобуждении, самопринятии; оппозиционный, отражающий наличие противоречий между "Я в собственных глазах" и "предполагаемое Я в глазах другого"; герменевтический, разъясняющий и описывающий представления о себе, включающий собственно Я-концепцию и самооценку; системно-персонализационный; выделяющий различные стадии развития Я.

Определены различные аспекты Я-концепции: система представлений о самом себе как результат психического развития человека; система установок, направленных на самого себя; относительно устойчивая система, складывающаяся на основе интеракций с окружающей средой, включающая по содержанию и уровням проявления такие компоненты, как когнитивный, эмоциональный, мотивационный и поведенческий, по степени осуществления: Я-реальное, Я-идеальное, Я-фантастическое, Я-динамическое; отражающая преемственность представлений о себе во времени: способствует анализу прошлого, определению настоящего, антиципации будущего.

- Общее в подходах отечественных ученых в исследовании Я-концепции выражается в том, что Я-концепция рассматривается как система представлений о себе; включающая множественность Я; обладающая различными аспектами; развивающаяся в процессе самоактуализации личности на основе позитивного отношения к себе со стороны других.

- Специфическое во взглядах отечественных психологов на Я-концепцию отражается в том, что она отождествляется со структурой 1 личности, отождествляется с образом Я; смешивается с понятием/ "самосознание".

- Определен подход к понятию "Я-концепция", которое является совокупностью представлений человека о себе, взаимосвязанных с его самооценкой, служит регулятором поведения личности: способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет характер и особенности интерпретации приобретенного опыта, служит источником ожидания относительно собственного поведения и поведения Другого. Обоснован авторский подход к модели Я-концепции и ее взаимосвязи со структурой личности: Я-концепция является подсистемой целостной, интегральной системы личности. Определены сущностные признаки Я-концепции (духовность, самость); уровни (экзистенциальный, феноменальный, ментальный, внеуровневый); функции (поведенческая, побуждающая, направляющая, смыслообразующая, когнитивная, коммуникативная, чувственная); структурные элементы (коллективное и индивидуальное бессознательное, образ Я и образ Другого во Мне).

Практическая значимость работы. Проведенное исследование свидетельствует о фрагментарной и частичной разработанности Я-концепции и ее отдельных аспектов в различных отраслях отечественной психологии. Результаты исследования развивают вертикальную и горизонтальную структуру познания, взаимосвязь разноуровневых подходов в области изучения проблемы Я, подчеркивают ее целостность, системность и междисциплинарность. В связи с этим разработана авторская теоретическая модель Я-концепции в структуре личности, что позволит составить методические рекомендации к специальному курсу по данной теме. Полученный материал может быть использован философами, психологами, педагогами, социологами и другими специалистами.

Внедрение и апробация результатов исследования. Работа обсуждалась на кафедре психологии личности и педагогики Института молодежи. Различные аспекты содержания диссертации, выводы были изложены на научных конференциях в ИМ, в РУДН; во время систематически проводимых психолого-педагогических чтений в ИМ, в МНЭПУ; путем подготовки и публикации тезисов, исследовательских статей.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены научностью методологических и теоретических позиций, соответствующих предмету, целям и задачам диссертации, проверкой результатов и выводов в научно-практической деятельности автора.

Структура диссертации обусловлена задачами, логикой психологического исследования и состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Психология личности"

Заключение

1. Проведенное исследование показало: научное обоснование Я-концепции предполагает интегративный подход, включающий совокупность принципов, важнейшими из которых являются:

Уровне-гносеологический принцип задает вертикальную и горизонтальную структуру изучения Я-концепции в целостной теории личности, реализуясь на следующих уровнях: 1) философско-гносеологическом; 2) общенаучном; 3)уровне конкретной научной методологии; 4) эмпирическом уровне решения практических задач.

Онтологический принцип отражает включение Я в новые взаимоотношения, новые взаимодействия, наполняет Я новым содержанием, которое подчеркивает процессуальную сторону, поскольку Я-концепция имеет внутреннее основание развития и саморазвития, регуляции и саморегуляции, а значит, обновления.

Принцип полисистемности дает возможность рассмотреть Я-концепцию как самостоятельную систему и как подсистему взаимодействующих с ней систем во всех взаимосвязях, которые образуют определенную целостность.

Психосемантический принцип отражает систему значений содержательных признаков многомерного и многозначного понятия «Я-концепция» и позволяет соединить в одну структуру различные планы исследований Я-концепции

Принцип дифференцированности определяет мировоззренческие позиции исследователя, выбор конкретных методов, технологий познания и типологические различия проявлений составляющих Я-концепцию.

2. Проведенное исследование не подтвердило положение гипотезы о том, что в основу изучения Я-концепции положена обоснованная система методологических принципов. В работах отечественных ученых используется ситуативный подход без четкой классификации принципов, без наличия конкретного объекта исследования: в анализируемых источниках идет смешение и подмена объектов изучения: Я-концепции, самосознания, образа Я.

3. В исследовании представлена множественность контекстов феномена «Я», который описывается отечественными учеными:

- Я как субъект отражает творческую природу субъекта;

- Я как объект является центром полицентрической реальности;

Я как форма существования субъективности индивида включает единство его имманентного Я, идеального Я, трансцендентального Я, Я в самопереживании;

-Я как полимодальная структура состоит из телесного Я; Я-концепции; экзистенциального Я; социально-ролевого Я;

- связующая сила личности касается энергетического аспекта Я -способности Я объединять опыт и части личности.

- Я как духовный центр представляет субъекта духовного роста.

4. В результате анализа психологической, философской и другой литературы удалось выявить и охарактеризовать следующие аспекты категории «Я», фрагментарно представленные в различных школах психологической мысли:

• субъектно-объектный аспект, который предполагает наличие отношений к себе, к Другим, к Миру, «ожидания отношения других к Я», что находит свое выражение в связи «Я - общество» и реализуется в различных типах сознания;

• псшолого-дистанционный аспект, подчеркивающий дистанцию между Я и Другим и предполагающий отношения человека к себе, отношения к Другим, отношения Других к Я;

• смыслодинамический аспект, отражающий процесс смыслообразования, смыслоосознания, смыслостроительства;

• экзистенциальный аспект, раскрывающий различные модальности "Я", стадии развития "Я" и становления Я-концепции на жизненном пути.

5. Анализ теоретических подходов к исследованиям Я-концепции позволил интегрировать различные стороны ее изучения в отечественной психологии. В социально-психологической сфере исследования Я-концепции отражены следующие аспекты: процессуальный, интеракционистский, социально-регулятивный, социально-ролевой.

Процессуальный аспект включает осознание себя через персонализацию, персонификацию, идентификацию, аттракцию, рефлексию, эмоциональную оценку, определенные стратегии изменения своего поведения и поведения другого. Я - оказывается в различных процессуальных связях и, следовательно, приобретает новые значения, усложняющие содержание Я.

Интеракционистский аспект раскрывается как социальное взаимодействие «Я — Другой» и связана с дифференциацией Я — не-Я и Я - Другие, с появлением Я-концепции и концепции Другого человека.

Социально-регулятивный аспект Я-концепции показывает достижение внутренней согласованности личности, определяет характер и особенности интерпретации приобретенного опыта, служит источником ожидания социального поведения.

Социально-ролевой аспект рассматривает взаимодействие социальных ролей и «Я», на основе которого формируется Я-концепция.

Представление индивида о самом себе основано на том, как индивид выполняет свои социальные роли, как реагируют значимые Другие на исполнение этих ролей.

6. В медицинской сфере исследования Я-концепции отражены следующие аспекты: интенциональный, деперсонализационный, психотерапевтический аспекты, в которых категории концепции «Я» изучаются как: 1. Источник и участник психической активности и пассивности личности {целенаправленная активность, эмоциональная активность 2. Измененное восприятие собственного Я в сомато-психической области (соматическая деперсонализация, психическая деперсонализация, полная деперсонализация). В медицинской психологии Я-концепция описывается с разных позиций: в феноменах психологической дифферещированности: 1) на одном полюсе исследуется автономность подструктур Я-концепции (частных самооценок, Я-образов), их иерархизированность, устойчивость, упорядоченность, их осознанность и представленность на языке индивидуальных личностных смыслов; 2)на другом полюсе - низкая дифференцированность подструктур Я-концепции (аффективных и когнитивных составляющих), уязвимость Я-концепции со стороны внешних воздействий, проявляющееся нестабильное самоотношение, упрощенное, неустойчивое, изменчивое представление о себе.

Описание Я-концепции с точки зрения психотерапевтического процесса включает: 1)анализ содержательного аспекта образа Я, что отражает семантику самооценки, самоотношения; 2)анализ структурного аспекта - целостность, дифференцированность, устойчивость и самоидентичность Я и объектов взаимодействия; 3)анализ процессуального аспекта - конструктивное взаимодействие или отчуждение, самоуничтожение, расщепление Я.

7. Возрастной подход отечественной психологии изучает энергетический, временной, интеграционный, функциональный, оппозиционный, герменевтический, системно-персонализационный аспекты.

Энергетический аспект отражает Я как: 1)особую форму, обеспечивающую устойчивость психической реальности человека, которое значимо с точки зрения Других и которое задает предел изменениям; 2)активность в сопротивлении Другому; 3) психологическое образование, которое обеспечивает интегрированность личности и позволяет различать Я и не-Я в психологической, личностной и жизненной перспективах.

Временной аспект позволяет рассматривать психологическое время в жизни человека в психологической перспективе (зависит от ценностных ориентаций), личностной перспективе (свойство личности и показатель ее зрелости), жизненной перспективе (система оптимальных жизненных отношений, имеющих множество возможностей).

Интеграционный аспект отражает целостность личности, представленную в обобщенных идеях Я: ценности индивидуальной жизни, представленности Я человека для него самого и для других людей, диалогичности Я, защиты Я в его уникальности

Функциональный аспект раскрывает Я в самоутверждении, самоодобрении, самооценке, саморегуляции, самопобуждении, самопринятии

Оппозиционный аспект описывает конфликт 1)потенциального Я и наличного Я - в детском возрасте; 2)уникального Я и заурядного Я - в юношеском возрасте, 3Экзистенциального Я и отчужденного Я - у взрослых. В преодолении оппозиции заложен источник активности. Это итог развития и начальная стадия по отношению к последующей фазе развития.

Герменевтический аспект отражает описания когнитивных и эмоциональных компонентов той и другой категорий. Я-концепция представляет собой описательные представления о себе, которые могут быть нейтральными, положительными, отрицательными, то есть могут быть включены в самооценку как понимание человеком своих собственных качеств и свойств в сравнении с качествами и свойствами Других.

Системно-персонализиционный аспект отражает различные стадии развития Я по вертикали: развитие Я происходит за счет расширения его границ: от ограниченного индивидуального пространства Я до тождества Я Универсуму.

8. В исследовании представлены сравнения разных точек зрения отечественных психологов на Я-концепцию, совпадающие в том, что это система. Я-концепция как результат психического развития человека является системой представлений о самом себе, системой самовосприятий субъекта, складывающейся на основе интеракций с окружающей средой. По мнению одних ученых, это осознанная система; по мнению других, частично осознанная - осознается косвенно через поведение, частично существует в бессознательной форме. В личности выделяют Я-концепцию как систему определенных правил действий и актуальное, действующее Я, то есть субъекта, который управляет поведением, создает себя, творит свою жизнь. Я-концепция -это верное или искаженное представление о себе.

9. Я-концепция как система осуществления множественных Я представлена во многих модальностях, которые выделены в исследовании. Результаты проведенного исследования показывают: в отечественной психологии представлены различные группы Я, в которых целостное Я представлено фрагментарно, что приводит к утрате единой концептуальной системы личности. Не образы множественного Я, которые живут в человеке, характеризуют целостность Я, а идентичность самому себе независимо от опытов, времени, пространства. Выделены различные модальности Я-концепции, представленные в отечественной литературе как предмет самостоятельного изучения. По социальной установке на себя:

1)реальное Я; 2)идеальное Я; 3)зеркальное Я; 4)отраженное Я. По факторам формирования и по связи с социальным поведением. Я-концепция как результат самонаблюдений, социального сравнения, интроекций, чужих оценок. По степени креативности: высшее Я, творческое Я, уникальное Я, сущностное Я, подлинное Я, истинное Я, духовное Я, глубинное Я. По возможности изменений: устойчивое Я, гибкое Я, ядерное Я, периферийное Я; динамическое Я; возможное Я. По дихотомиям: рутинное Я - высшее Я, осознанное — неосознанное Я, ложное — подлинное Я, обыденное и духовное Я, наличное и высшее Я, внутреннее и внешнее Я, сознательное и сновидческое Я, активное -пассивное Я, целостное и частичное Я и другие противоположные модальности. По интегративным факторам: 1 )личностное Я;

2)интегральное Я; 3)целостное Я; 4)профессиональное Я.

10. Я-концепция как относительно устойчивая система установок, направленных на самого себя, включает по содержанию и уровням проявления такие компоненты, как когнитивный, эмоциональный, мотивационный, поведенческий. Установки как результат активного взаимодействия субъекта и Среды формируются в процессе деятельности и не всегда осознаются Я составляет динамический центр всех установок и включает Пкогнитивный компонент - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, то есть те категории, в которых субъект осознает свои особенности; образ Я, наполненный различным содержанием представлений о себе.

Когнитивный компонент Я-концепции (самосознание) - знание о себе заключается в содержании и структуре образа Я как Я-объект, Я-познаваемое и выражается в самопознании, что отражает процессуальную сторону познания себя, а значит, изменения, саморазвитие, самосовершенствование, самоактуализацию.

Когнитивный компонент включает интериоризацию, завершающим этапом которой является знание о самом себе (доминирует смыслообразующая функция): самопознание и самопонимание, функциями которых является интеграция структурных компонентов самосознания и дифференциация содержания самосознания.

2)Эмоциональный компонент Я-концепции, связанный с оценкой субъекта самого себя, своих возможностей, отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.д. и проявляется в системе самооценок через самоуважение, себялюбие, самоуничижение; через стремление повысить самооценку, завоевать уважение; через уровень притязаний.

3 )Повед енческий компонент характеризует проявление когнитивного и эмоционального в поведении и отражает взаимодействие с позиций определенных состояний Я - Ты, где позиция - это интегральная двуаспектная установка, формирующаяся на базе отношений к окружающему миру и самому себе.

Мотивационный компонент Я-концепции в отечественной психологии в свою очередь рассматривается как сложная динамическая аффективно-когнитивная система, как специфический вид психической регуляции деятельности личности, направленной на реализацию мотива, как особая форма внутренней активности субъекта, как сложная функциональная система интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов.

11. Я-концепция как система развивается в процессе самоактуализации. Анализ теоретических источников показал, что актуализация собственного Я состоит в постоянном стремлении развиваться в направлении все большей сложности, самодостаточности, зрелости, компетентности; предполагает знание себя и своего внутреннего опыта, доверие самому себе, которое проявляется в открытости внешнему и внутреннему опыту, без защитных реакций, и соответствии Я-концепции этому опыту, который правдиво отражается всеми средствами коммуникации. Самоактуализирующаяся личность имеет такие характеристики: равноправность позиций Я-Я, ценностное отношение как к себе, так и к Другому, интерес как к своим, так и к чужим переживаниям, не абсолютизируются ни свои, ни чужие интересы, направленность на понимание точки зрения Другого, способность децентрироваться, точка зрения, что Другой - такой же, как Я, что Я - такой же, как Другой.

12. Согласно полученным в исследовании данным, существует несколько точек зрения на структуру Я-концепции: 1) жесткая структура; 2)относительно устойчивая система представлений субъекта о самом себе; 3) динамическая система представлений о самом себе, включающая осознание своих свойств, самооценку и внешние факторы, влияющие на собственную личность. Всем рассматриваемым моделям присуще общее: многоуровневость, иерархичность, процессуальность, содержательность. В то же время модели Я-концепции представлены условно-схематически, подчеркивая динамический аспект внутреннего мира человека, авторы не всегда опираются на целостную теорию личности. Специфическое во взглядах отечественных психологов на Я-концепцию отражается в том, что она 1) отождествляется со структурой личности; 2) отождествляется с образом Я; 3)смешивается с понятием «самосознание». Исследование различных моделей Яконцепции в отечественной психологии показало их зависимость от зарубежных моделей. Выделены следующие типы: интегративные модели, социальные модели, личностные модели Я-концепции личности, представленные в отечественной психологии. В интегративных моделях индивидуальные и социальные аспекты сливаются. В социальных моделях «Я» рассматривается как представительство социального мира и воспринимается как неотъемлемая часть общества и культуры. В личностных моделях Я формируется и развивается из индивидуального опыта.

13. Я-концепция включена в структуру личности. Структура личности как сложная, нелинейная и самоорганизующая система, которая представляет собой жизненный процесс, протекающий по многовариантным возможностям и сосредоточенный на определенных жизненных участках. Я-концепция как вершинное образование личности может представлять собой тот же процесс, только взаимодействующий и резонирующий с сущностью человека, с его самостью, с его духовностью, создающий разность потенциалов двух противоположностей Я - не-Я, реализующийся в пространственно-временном поле Мы. Я-концепция выступает как ее системная составляющая, наполненная подсистемой внутренних ценностей и ценностей социальных, а также подсистемами: когнитивными, эмоциональными, поведенческо-стилевыми, мотивационно-волевыми. Каждая система как подсистема является многоуровневой, иерархической, взаимосвязанной сложным образом между собой.

14. На основе анализа источников представлена авторская модель Я-концепции, которая воссоздает знания о ней, описанные в отечественной психологии, конструирует ее новые свойства. Авторская модель интегрирует исследованный материал и включает целостную картину следующих ее составляющих: понятие «Я-концепция», которая рассматривается нами как глубинное личностное образование, пронизывающее всю психическую жизнь субъекта деятельности: психические процессы, свойства, состояния как проявление различных Я, в том числе: 1) Я, предшествующее опыту, существующее "здесь и сейчас"; 2)экзистенциальное Я, активно осуществляющее сознательные или неосознанные выборы; единица измерения внутреннего и внешнего мира; 3)бытийное Я, реализующее собственную жизнь как искусство, свободу, любовь, красоту, истину; 4)неаутентичное Я, не соответствующее самому себе, стереотипное.

- сущностные признаки: самость как основа субъективного мира, на которой строится отношение к миру, внешнему и внутреннему; самосознание своего Я, рождающегося в общении; психический духовный мир человека, который находит свое выражение в духовности, представленной объединенными образами Я в Я-концепции. Ядром Я-концепции выделяем духовность, раскрывающуюся в диалектике сознательного и бессознательного, эволюции и инволюции, настоящего в сгустке прошлого и будущего, восходящую каждый раз в процессе актуализации на новый виток.

- структурные компоненты как упорядоченное множество связанных друг с другом систем (коллективное и индивидуальное бессознательное, подсознание и предсознание, самосознание и самооценка);

- такие уровни, как 1)экзистенциальный, или сущностный, на котором происходит интеграция Я-концепции; 2)рефлексивный, или ментальный, предполагающий самоопределение, идентификацию со своим Я; 3)духовный, или внеуровневый, отражающий проявления творческой интуиции, совести, любви; 4)феноменальный, отражающий проявления Я-концепции в виде страстей, состояния долженствования или гармонии;

- функции (регулятивная, смыслообразующая, направляющая, побуждающая, поведенческая) включены в систему Я-концепции;

- стадии: 1 Многообразный потенциал, возможности; 2)самореализация, мудрость; 3)вечное трансцендентальное бытие.

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций для преподавателей психологии:

• Разработать программы теоретических и практических курсов, связанных с изучением Я-концепции, психологии саморазвития, построенные с учетом технологии личностного роста на основе разноуровневой методологии.

• Реализовать эти программы в специальных курсах, в тренинге самосовершествования, участники которого открывают новые грани своего Я в групповом взаимодействии, через познание Других, активизируют изучение представлений о себе, учитывая механизмы взаимодействия внутриличностного и межличностного процессов.

Настоящее исследование предполагает дальнейшую разработку интегративного подхода в изучении Я-концепции на стыке различных дисциплин психологии; практическое исследование методов самоизучения и саморазвития в соответствии с принципами и методами психологических школ на различных методологических уровнях.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Барышникова, Ирина Викторовна, Москва

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 368 с.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.:Академия, 1998. - 672с.

3. Абульханова К.А., Славская А.Н. К проблеме эгоцентризма// Психология личности: новые исследования. М.: ИП РАН. - 1998. -С.104-146.

4. Абульханова-Славская К.А. Типология личности и гуманистический подход//Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. - С.27 - 48.

5. Абульханова-Славская К.А. Психологические и жизненные потери: к проблеме экологии человека//Психология личности в условиях социальных изменений. М.: ИПРАН, 1993. - 103 с.

6. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.- 299 с.

7. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С.Л.Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. М.: Наука, 1989. - 248 с.

8. Авдуевская Е.П. Принадлежность к группе как фактор самовосприятия личности: Автореферат . канд. психол. наук. М.,1988.- 22с.9

9. Агапов B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. М.: Институт молодежи, 1999. - 164 с.

10. Ю.Агапов B.C. Я-концепция в структуре управленческой' деятельности руководителя. М.: ГУУ, 1999. - 230 с.

11. П.Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: Дисс. канд.психол.наук.- М.,1985.- 145 с.

12. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М -Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. - 384 с.

13. З.Ананьев В.А. Психология здоровья//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -1998. № 4. - С. 3 - 18.

14. Н.Андреева Г.М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 1996.-376

15. Анисимов О. С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники. М.: РАГС, 1998. - 772 с.

16. Анисимов О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. Новгород, 1990. - 334 с.

17. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой методологии. М. - Новгород: СЕТ, 1995. - 268 &г

18. Антология культурологической мысли. М.:РОУ, 1996.- 352 с.

19. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы развития// Принцип развития в психологии. М.: Наука, Т978. - С.З - 20.

20. Арестова О.Н., Шилыптейн Е.С. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структуры "Я7/Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1998. NIC. 8-18.

21. Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности//Вопросы психологии. 1982. - N2. - С. 14 - 27.

22. Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России//Мир психологии. 1999. - № 1. -С. 198 - 208.

23. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б. В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Е.С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности//Вопросы психологии.-1979.- N 4. С. 35 - 45.

24. Ассаджиоли Р. Психосинтез. М.-Киев: Ваклер, 1997. - 320 с.

25. Баклушинский С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Дисс. . канд. психол. наук. М., 1996.

26. Балл Г.А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие//Психологический журнал. 1997. - Т. 18. -N5. - С.7 - 19.

27. Барабанщиков В.А., Завалишина Д.Н., Пономаренко В.Д. На пути к интеграции психологической науки//Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М. - Воронеж: МОДЭК, 1996. - С .5 - 24.

28. Барская А. Д. Психолого-историческая реконструкция особенностей психики гомеровского человека. Диссертация . канд. психол. наук. М., 1998. - 207 с.

29. Барышникова И. В. К понятию "Я" в психологии //Личность; проблемы формирования и развития. М.: Институт молодежи, 1998. -С.61 -63.

30. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.:Искусство, 1979. - 424 с.

31. Бахур В. Т. К вопросу о нейропсихологичесих механизмах чувства собственного Я//Вопросы психологии. 1980. - N5. - С.41 - 46.

32. Бекк P.M. Космическое сознание. М.: Золотой век, 1994. - 468с.

33. Белорусов С.А. Психология духовности, веры и религии// Журнал практического психолога. 1998. - № 6. - С. 21 - 43.

34. Белорусов С.А. Самовосприятие и ценностная ориентация человека, обращающегося за психотерапевтической помощью //Журнал практического психолога. 1998. - № 5. - С. 32 -35.

35. Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы/Шсихологический журнал. 1996. -NI. - С. 44 - 51.

36. Бергсон А. Собр. соч. в четырех томах. Том 1. М. Московский клуб, 1992. - 336 с.

37. Бердяев Н.А. Истина и откровение. СПб.: РХГИ, 1996. - 384 с.

38. Бердяев Н.А. Судьба России. Самопознание. Ростов-н/Д.: Феникс 1997. - 544 с.

39. Березина Т.Н. Неосознаваемые особенности личностной организации времени. Автореф. . канд. психол. наук. М., 1997. - 25 с.

40. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -424 с.

41. Богданов В.А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1987. - 144 с.

42. Бодалев А.А. Психология о личности. М.:МГУ, 1988. - 187 с.

43. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Наука, 1998. - 168 с.

44. Бодал ев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. ЛГУ, 1970. - 32 с.

45. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.Воронеж: МОДЭК, 1995. - 352 с.

46. Бондаренко В.В. Триптих//Российское сознание: Психология, феноменология, культура. Самара: СГПИ, 1994. - С. 158 - 207.

47. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход //Вопросы философии. 1992. -N3-4. - С. 24 - 33.

48. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. - 301 с.

49. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии// Вопросы психологии. 1990. -N6. - С. 9 - 17.

50. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе// Психологический журнал. 1996. - N6. - С. 30 - 41.51 .Брушлинский А.В. Психология субъекта: Программа учебного курса. М.: ИПРАН, 1998. - 28 с.

51. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. - 464 с.

52. Булгаков С.Н. Философия имени. СПб.: Наука, 1998. - 448 с.

53. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев.: Ника-Центр, 1997. - 128 с.5 5.Буров В. А. Влияние перцептивной картины мира на функциональные возможности личности: Дисс. . канд. психол. наук. -М.: Институт молодежи, 1997. 141 с.

54. Бухановский О.А., Кутявин Ю.А., Литвак М.Ю. Общая психопатология. -Ростов-н/Д.: Феникс, 1998. 416 с.

55. Вайнштейн Э. Стержень спирали. Опыт неформальной философии. М.: Ключ, 1994. - 480 с.

56. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. М.: ИПРАН, 1998. - 204 с.

57. Васильев И. А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: МГУ, 1991.- 144 с.

58. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории//Московский психотерапевтический журнал.-1992. -NI. -С.15 -33.

59. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций/ЯТсихологический журнал. 1995. -N5. -Т16. -С. 104 - 114.

60. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М.: Сов.Россия,1989. - 704с.

61. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. Челябинск, 1995. - 226 с.

62. Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке.- М.: Институт молодежи, 1997. 202 с.

63. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. -М. Воронеж: МОДЭК, 1996. - 512 с.

64. Выготский JI.C. Проблема сознания//Л.С. Выготский. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1982 - 1994. - T.I.- С. 156 -167.

65. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. - 368 с.

66. Гаврюшин М.К. Самопознание как таинство. Заметки о русской религиозной антропологии//Вопросы философии. -1996. -N5. -С. 140 -262.

67. Гаджиева Н.М., Никитина М.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования; Тренинг самосознания. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. -144 с.

68. Головаха Е.И., Кроник А.А. Себе и другим// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. - С. 92 - 110.

69. Горбатенко А.С. Системная психология. Ростов-н/Д.: РГУ, 1996. - 88 с.

70. Гостев А. А. Дорога из Зазеркалья: психология развития образной сферы человека.- М.: ИП РАН, 1998. 216 с.

71. Гостев А.А. Образная сфера человека. М.: ИП РАН, 1992. - 194с.

72. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. -М.: Политиздат, 1991. -320 с.

73. Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995.-214 с.

74. Гуссерль Э. Статьи об обновлении//Вопросы философии. 1994 -N4.-С.109- 135.

75. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1991. - Т. 4. - 683 с.

76. Деркач А.А., СтаровойтенкоЕ.Б., Кривокулинский А.Ю. Реализация концепции Я в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М.:РАУ, 1993. - 158 с.

77. Дерябо С.Д. Природный объект как отражаемый субъект// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. - 336 с.

78. Дилтс Р. Стратегии гениев. Т. 3. М.: Класс, 1998. - 384 с.

79. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума//Вопросы философии. 1988. -N4. -С. 135 - 152.

80. Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1996. -160с.

81. Диянова 3. В., Щеглова Т.М. Самосознание личности. Иркутск.: ИГУ, 1994. - 56 с.

82. Добротворский И. JI. Как найти себя и начать жить. М.Воронеж.: МОДЭК, 1994. - 320 с.

83. Довгаль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: Дисс. . докт. психол. наук. М., 1997.

84. Долгополов Н.Б. Гештальт «здесь и теперь»// Московский психотерапевтический журнал. 1994. - № 3. - С. 53 - 79.

85. Дорфман Л.Я. Полисистемная организация метаиндивидуального мира //Психологический журнал. 1997. - N2. - Т. 18.-С.З- 17.

86. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве// Вопросы психологии. -1999.-№2.-С. 101 106.

87. Дронов М. Талант общения. Дейл Карнеги или авва Дорофей? -М.: Новая книга, Ковчег, 1998. 144 с.

88. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Мн.: Хэлтон, 1998. - 399 с.93 .Егорова Т.Е. Аутопсихологическая компетентность личности. -Нижний Новгород.: ВВАГС, 1997. 36 с.149

89. Егорычева И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики//Мир психологии. 1999. - № 1. - С. 264 - 277.

90. Ефремова О.В. Типы ипохондрической личности//тн

91. ЮЗ.Иванушкина С.А., Пряжников Н.С. Восприятие событий жизненного пути как фактор профессионального самоопределения подростков//Журнал практического психолога. 1998. - № 4. - С. 52- 61

92. ИващенкоА.В. О дефинициях «Я», «Я-концепция» //Методологические и теоретические аспекты формирования и развития личности. М.: Институт молодежи, 1998. - С. 48 - 52.

93. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Возрастная психология// Вопросы психологии. 1998. - № 5. - С. 107 - 113.

94. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Общая психология// вопросы психологии. 1998. - № 5. - с. 102 - 107.

95. Исенина Е.И. Предисловие/ Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1998. - 480 с.

96. Кадыров И.М. Взаимодействие когнитивных и аффективных компонентов в структуре самосознания (на модели невротических расстройств): Автореферат . канд. психол. наук. М., 1990. - 24с.

97. Как построить свое "я"/Под ред. В.П.Зинченко. М.: Педагогика, 1991. - 133 с.

98. Ю.Калина Н.Ф. Основы психотерапии. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997.-272 с.

99. Калина Н.Ф., Тимощук И.Г. Основы юнгианского анализа сновидений. -М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. 304 с.

100. Калитиевская Е.Р. Парадоксальная социометрия как метод позитивной дезинтеграции самоотношения //Московский психотерапевтический журнал. 1994. - N3. - С. 195 - 200.

101. ПЗ.Калитиевская Е.Р. Психологическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997.-231 - 138.

102. Карвасарский Б.Д.Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер Ком, 1998. - 752 с.

103. И5.Кедрова Н.Б. «Здесь и теперь» в контакте матери и ребенка// Московский психотерапевтический журнал. 1994. - № 3. - С. 187-193.1. б.Климов Е.А. Психология. М.: ЮНИТИ, 1997. - 187 с.

104. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. -М.: ИПРАН, 1996. 335 с.

105. K0H И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

106. Кон И.С. Категория "Я" в психологии//Психологический журнал. -1981. Т.2 -N3. -С.25 - 36.

107. Кон И.С. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978. - 383 с.

108. Кон И.С. Социологическая психология. М - Воронеж.: НПО «МОДЭК», 1999. - 560 с.

109. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

110. Кондратенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Мн.: Выш. шк., 1998.-463 с.

111. Коньков С.А., Соколова Е.Т. Рождение языка самовыражения// Московский психотерапевтический журнал. 1994. - N3. - С. 107 - 141.

112. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996. -160 с.

113. Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода// Вопросы психологии. 1997. N6. - С. 58 - 68.

114. Котова И.Б. Идея личности в российской психологии: Автореферат . докт. психол. наук. М., 1994. 42 с.12 8.Красило А.И.Преодоление объективации как основная проблема и функция личности//Журнал практического психолога. -1998. № 4. - С. 62 - 70.

115. Красин А.Н. Объективация человеческого "я" как социокультурная ценность//Культура. Политика. Молодежь. Вып. 2. -М.: Институт молодежи, 1996. 120 с.

116. Кроник А. А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. Дубна: Феникс, 1998. - 334 с.

117. Крупнов А.И. Психологическая структура действий человека. -М.: РУДН, 1990. - 56 с.

118. Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология. Теория и Методология, ч.1. М.: Институт молодежи, 1992. - 140 с.

119. Курек Н.С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь. М.: ИПРАН, 1996. . -254 с. /

120. Кучеренко В. В., Петренко В.Ф., Россохин А. В. Измененные состояния сознания: психологический анализ//Вопросы психологии. -1998. N3.-С. 70-78.

121. Лагонда Г.В. К проблеме содержания «Я-усилия»//Журнал практического психолога. -1998.-№7.-С.19-22.

122. Иб.Ланге Н.Н. Психический мир. М.-Воронеж.: МОДЭК, 1996,368с.

123. Левитан Е. Космические грани духовности и гуманизма//Мир образования. -1997. № 1. - С.ЗЗ - 37.

124. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.13 9. Леонтьев Д. А. Динамика смысловых процессов// Психологический журнал. 1997. - Т.18.- N.6. - С13 - 27.

125. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.43 с.

126. Лившиц Р. Л. Духовность и бездуховность личности. -Екатеринбург: УГУ, 1997. 152 с.

127. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. - 444с.

128. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.-Воронеж.: МОДЭК, 1996. -384 с.

129. Лосева В.К., Луньков А.И. Метафоры жизненного пути в практике консультирования//Журнал практического психолога. 1998. -№5.-С. 90-91.

130. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М.: Республика, 1995.-400 с.

131. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.

132. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. М.: Компания ПАНИ, 1990. - 320 с.

133. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов-н/Д.: Феникс, 1998. - 416с.

134. ЛэнгР.Д. Расколотое "Я". СПб.: Белый Кролик, 1995. - 352 с.

135. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М: Психоаналитическая ассоциация, 1998. - 496 с.

136. Малейчук Г.И. Клинико-феноменологический метод в психологии// Журнал практического психолога. 1998. - № 7. - С.23 - 27.

137. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. СПб.: РГХИ, 1997. - 572 с.

138. Мамардашвили М.К. Философия и личность//Человек. 1994. -N5. - С.19.

139. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Развитие самосознания и проблема формирования социально активной личности. М.: МГПИ, 1987. - 93с.

140. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.-432 с.

141. Маслоу А.Г. Психология бытия. М.-Киев.: Ваклер, 1997. - 304с.

142. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. Рига.: Эксперимент, 1996. - 190 с.

143. Мейли Р. Различные аспекты Я//Психология личности. Тексты/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: МГУ, 1982. -288 с.

144. Мелибруда. Я Ты .- Мы: психологические возможности улучшения процесса общения. - М.: Прогресс, 1986. - 256 с.

145. Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. М.: Славянская ассоциация по Онтопсихологии, 1997. - 592 с.

146. Менегетти А. Система и личность. М.: Серебряные нити, 1996.- 128 с.

147. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М.-Воронеж: МОДЭК, 1996. - 448 с.163 .Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя//Вопросы психологии. 1998. - N3. - С. 3 - 16.

148. Митькин А.А. Принцип самоорганизации систем: критический анализ // Психологический журнал. 1998. - Т. 19. - № 4. - С. 117 - 131.

149. Митькин А.А. Психология умственного развития: новая системная парадигма//Вопросы психологии. 1998. - № 4. - С.139 -141

150. Мольц М. Я это Я, или как стать счастливым. - М.: Прогресс, 1994. - 192 с.

151. Моросанова В.И. Индивидуально-типические особенности саморегуляции у интровертов и экстравертов//Личность: проблемы формирования и развития. М.: Институт молодежи, 1998. - С. 41 - 43.

152. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск.: Наука, 1989. 205 с.

153. Мотков О.И. Психология самопознания личности. М.: Треугольник, 1993. - 96 с.

154. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, - 144 с.

155. Мясищев В.Н. Психология отношений. М. - Воронеж: НПО МОДЕК, 1995.-356 с.

156. Налимов В. В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. -М.: Наука, 1995. -236 с.173 .Начала христианской психологии/Под ред. Б.С.Братуся и др. -М. 1995. -236 с.

157. Немеринский О.В. Фасилитация контакта в гештальт-терапии// Московский психотерапевтический журнал. 1994. - № 3. - С. 93 - 106.

158. Овчинникова Г. Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков: Автореферат. канд. психол. наук. М.,1997. 24 с.176,Оезер Э. Мозг, язык и мир//Вопросы философии. -1998. N5. -С. 80 - 84.

159. Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека//Вопросы психологии. 1995. -N2. - С.5 - 19.

160. Орлов А. Б. Психология личности и сущность человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Логос, 1995. - 224 с.

161. Орлов А.Б. Гуманизм с лицом культурно-антропологического прототипа: российский вариант//Вопросы психологии. 1999.- №2.-С.87-90.

162. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987. - 224 с.

163. Папуш М.П. Работа с субличностями в гештальт-терапии// Московский психотерапевтический журнал. 1994. - № 3. - С. 165 -185

164. Паралис С. Э., Либин А. В. Психология вашего сознания. М.: Мысль 1991.-224 с.

165. Педагогическая концепция перестройки последипломного образования. Вып. 9. М.: Метод, 1992. 123 с.

166. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.:МГУ, 1988. - 208с.

167. Петров И.Г. Знаки, значения и смыслы как элементы образования сознания, единицы анализа его строения, состояния и как устроен «человеческий дух»//Мир психологии. 1999. -№ 1.-С. 118 -128.

168. Петров Ю.А. Теория познания: научно-практическое значение. М.: Мысль, 1988. - 142 с.

169. Петрова С.М. Мотивационная обусловленность Я-концепции личности в юношеском возрасте: Диссертация . канд. психол. наук. -СПб., 1995.

170. Петровская JI.A. Самоутверждение: пути истинные и ложные. -М.: Знание, 1987. 64 с.

171. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. - 528 с.

172. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.

173. Петухов В.В. Природа и культура. М.: Тривола, 1996. - 160 с.

174. Пилиповский В.Я. Вступительная статья/УБернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, - 1986. - С. 5 - 24.193 .Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. - 216с.

175. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.- 254 с.

176. Польстер И. Обитаемый человек: Терапевтическое исследование личности. М.: Класс, 1999. - 240 с.

177. Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию. -М.: Наука, 1983. 206 с.

178. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. - 624 с.

179. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. - 616 с.

180. Почепцов Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года. Учебно-справочное издание. М.: Лабиринт, 1998. - 336 с.

181. Принцип системности в психологических исследованиях. -М.: Наука, 1990.- 184 с.

182. Психологический словарь/Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 440 с.

183. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/Под ред. Д.А.Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. - 336 с.

184. Психология. Учебник. М.: Проспект, 1999, - 584 с.

185. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д.Карвасарского СПб.: Питер Ком, 1998. - 752 с.

186. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с.

187. Рикёр П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М.: Искусство, 1996. - 270 с.

188. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: Прогресс, 1998. 480 с.

189. Розин В.М. Психология: теория и практика. М.: Форум, 1997. - 296 с.

190. Розум С. И. Психологические аспекты проблемы психической нор^мы//Журнал практического психолога. 1998.-N5.-C.4 - 19.

191. Российский менталитет; вопросы психологической теории и практики/ Под ред. К.А.Абульхановой и др. М.:ИПРАН, 1997. - 336 с.

192. Российское сознание: Психология, феноменология, культура.-Самара.: СГПИ, 1994. 300 с.

193. Ротенберг В. Мозг и мышление: в поисках своего "я"//3нание-сила. 1984. №5. - С.8 - 9.

194. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики, психологии. М.: Наука, 1997. - 463 с.2Н.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998.-668 с.

195. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1996. - 424 с.

196. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. - 191 с.

197. Руденский Е.В. Социальная психология. М.-Новосибирск.: НГАЭИУ, 1997. - 224 с.

198. Русский космизм. Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 367 с.

199. Савина Е.А. Введение в психологию; структурно-диалектический курс . Орел.: ТВ компания, 1996. - 106 с.

200. Сарджвеладзе Н.И. Тренинг свободы и открытости// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. - С. 315 - 330.

201. Сафин В.Ф. Введение в психодиагностику личности школьника. Уфа.: БГПИ, 1990. - 95 с.

202. Свядощ A.M. Неврозы. СПб.: Питер Ком, 1998. - 448 с.

203. Селюч М.Г. Реализация творческого Я в познавательной деятельности учащихся лицея: Автореферат . канд. психол. наук. М., 24 с.

204. Семенова С.Г. Тайны царствия Небесного. М., 1994. - 415 с.

205. Сержантов В.Ф., Гречаный В.В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. ЛГУ, 1980. -216 с.

206. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа//Человек.-1994.-N5.-С.21 -38.

207. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.

208. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю.Головин. Минск: Харвест, 1998. - 800 с.

209. Современный словарь по психологии/Сост. В.В.Юрчук. -Минск: Современное слово, 1998. 768 с.

210. Соколова Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: Аргус, 1995.-360 с.

211. Соколова Е.Т., Чечельницкая Е.П. Моделирование тактик психотерапевтического взаимодействия при основных типах личностных расстройств//Журнал практического психолога. 1999. - № 8.-С 61 -81.

212. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1990. - Т.1. -892 с.

213. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

214. Социальная психология личности/Ред. М.И.Бобнева, Е.В.Шорохова. М.: Наука, 1979. - 344 с.

215. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. - 304 с.

216. Спицына JI.B. Историко-психологическая реконструкция становления норм и способов общения в советском обществе в послереволюционный период. Автореферат .канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 1994.-25 с.

217. Стародубцева Л.В. Метафизика лабиринта, или Лабиринт как метафора сознания//Мир психологии. 1999. - № 1. - С. 147 - 171.

218. Столин В. В. Самосознание личности. М.: М ГУ, 1983. - 286 с.

219. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дисс. . докт. психол. наук.- М.: 1985. -530с.

220. Столяренко Л.Д. Основы психологии. -Ростов-н/Д.; Феникс,-1996. 736 с.

221. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности/Ред. и сост. Д. Я. Райгородский Самара. : БАХРАХ, 1996. - 408 с.

222. Тихомиров O.K. Понятия и принципы общей психологии: Учебное пособие. М.:МГУ, 1992. - 87 с.

223. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М.: Бизнес -школа, 1998.-238 с.

224. Ткаченко А.Н. Развитие категориального строя психологической науки/ принципы и методологические предпосылки построения современной системы психологических знаний: Автореферат . докт. психол. наук. М., 1983. - 35 с.

225. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. - 452 с.

226. Улыбина Е.В. Обыденное сознание: продуктивность противоречий в развитии сознания//Мир психологии. 1999. - № 1. -С.128 - 140.

227. Успенский П.Д. Совесть: поиск истины. СПб.: Невский курьер, -1997. - 256 с.

228. Ухтомский А. А. Интуиция совести. СПб.: Петербургский писатель, 1996. - 528 с.

229. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.Воронеж.: МОДЭК, - 1996. - 512 с.

230. Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова. М. Политиздат, 1991.-560 с.

231. Философский энциклопедический словарь/Ред. С.С.Аверинцев и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. - 815 с.

232. Филякова Е.Г. Образ Я подростков с хроническими психосоматическими заболеваниями// Вестник психосоциальной и коррекционной работы. 1999. - № 2. - С. 14-23.

233. Флоренская Т.А. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности//Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. - С.136 - 162.

234. Флоренская Т. А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно ориентированный подход) //Психологический журнал. 1994. - N5. - Т. 15. - С.70 - 82.

235. Флоренский П.А. Имена: Сочинения. М.-Харьков.: Фолио, 1998. - 912 с.

236. Франк С.Л. Реальность и человек. СПб.: РХГИ, 1997. - 448 с.

237. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. - 144 с.

238. Фромм Э. Человек для себя. Минск.: Коллегиум, 1992. - 253 с.

239. Харламенкова Н.С. Самоутверждение личности: введение в проблему/ЛТсихология личности в условиях социальных изменений. -М.: ИПРАН, 1993. С.37 - 45.

240. Хесле В. Кризис индивидуальности и коллективной идентичности// Вопросы философии, 1994. № 10. - С. 112 - 123.

241. Хломов Д.Н. Гештальт-терапия как практическая философия // Московский психотерапевтический журнал. 1994. - № 3. - С. 17-23.

242. Хломов Д.Н., Долгополов Н.Б. Фигура гештальта в России// Московский психотерапевтический журнал. 1994. - № 3. - С. 7 - 16.

243. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Ком, 1997. - 608 с.

244. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии//Вопросы психологии. 1998.- N3.- С. 17-31.

245. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности//Проб*пемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1966. -С.228 - 239.

246. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. -М.:Наука, 1985. -200 с.

247. Шебутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.-544 с.

248. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. - 544 с.

249. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1998. 512 с.

250. Шорохова Е.В. Проблема «я» и самосознание//Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1966. - С.207 - 227.

251. Шкуратов В.А. Историческая психология. -М.: Смысл, 1997. -505 с.

252. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб.: Алтея, 1996. - 156 с.

253. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории JI.C. Выготского). М.: Тривола, 1994. -168с.

254. Энциклопедия глубинной психологии. Том 1/Общ. ред.1. М.:„ Менеджмент* 1998,1. А.М.Боковикова. 800 с.

255. Это человек: Антология/Сост. П.С.Гуревич. М.: Высшая школа, 1995. - 320 с.

256. Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников// Вопросы психологии. 1997. - № 3. - С. 3 - 11.

257. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М.: Политиздат, 1974. -447 с.

258. Ясперс К. Общая психопатология. -М.: Практика, £997. 1056с.281.«Я», "субъект", "индивид" в парадигмах современного языкознания. Сборник научно-аналитических обзоров. М.:ИНИОН РАН, 1992. - 28 с.