автореферат и диссертация по психологии 19.00.13 для написания научной статьи или работы на тему: Акмеологические и психо-педагогические аспекты медитации как метода самовоспитания личности
- Автор научной работы
- Шлахтер, Вадим Вадимович
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.13
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Шлахтер, Вадим Вадимович, 1998 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1.МЕДИТАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Понятие о медитации.
1.2.Медитация как духовная практика.
1.3.Медитация как педагогический процесс.
1.4.Теоретико-мировоззренческие истоки и принципы медитации в восточных традициях.
1.5.Религиозно-философские истоки и принципы медитации в западных традициях.
Резюме.
Глава 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
МЕДИТАЦИИ
2.1.Психофизиологические и психические механизмы медитативных состояний.
2.2.Медитация в целях спортивного самосовершенствования.
2.3.Медитация в целях личностного развития и оздоровления.
2.4.Система методов и средств медитации.
Резюме.
Глава 3. ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ И АПРОБАЦИИ ЗАНЯТИЙ МЕДИТАЦИЕЙ
3.1.Правила организации и проведения сеанса медитации.
3.2.Психологическая настройка, субъективные реакции и выход из медитации.
3.3.Обучающие программы медитации для студентов.
3.4.Организация исследования для апробации занятий медитацией
3.5.Результаты исследования эффективности занятий медитацией.
3.6.Обусуждение результатов исследования.
ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ.
Введение диссертации по психологии, на тему "Акмеологические и психо-педагогические аспекты медитации как метода самовоспитания личности"
Актуальность темы диссертационного и сс да давания обусловлена социальными потребностями совершенствования теории и методов образовательной и воспитательной деятельности в педагогической работе с учаярйся и студенческой молодежью. Медитация была изобретена учеными древних культур Востока и ныне приобрела широкую популярность в Западных странах в связи с ее большими развивающими и мобилизующими возможностями в воздействии на духовные и психические потенциалы личности. Очишенная от религиозно-мистических наслоений и религиозных догм медитация с психолого-педагогической точки зрения представляет собой специальный процесс обучения человека психическому сямояоэ-j действию и духовному самоеовершенствованию. Для людей европе::- 1 ской культуры это требует научного исследования и специальной методической разработки проблем медитации в целях внедрения e<j методик в педагогическую практику.
Новизна исследования заключается в теоретическом осмыслении медитации как психолого-педагогической технологии самосовершенствования с позиций восточной фялософии и отечественной психологии с учетсм требований к ее усвоению на основе ценностей российской культуры. В исследовании впервые обобщен опыт обучающей медитации, получены новые экспериментальные подтверждения ее психологической эффективности в качестве метода психологического самообучения,самовозде.йствия и саморазвития внутреннего мира человека с западным менталитетом.
Теоретическая значимость исследования выражается в анализе и развитии теории и методики медитации на научно-методической базе педагогической психологии, в создании авторской концепции медитации как психолого-педагогического прсцесса, требующего опредежнных педагогических воздействий преподавателя медитации и обучающегося ей. В теоретическом плане автором Епервые проведен сравнительно-сопоставительный анализ теоретико-мировоззренческих истоков и принципов различных школ и методов, приемов и процедур медитации с позиций как восточных, так и западных культурно-религиозных систем верований. Большое внимание в диссертации автор уделил теоретическому рассмотрению медитации в рамках психологии развития и акмеологии.
Практичеекая значимость исследования в том, что разработанные автором специальные программы медитации используются в практике спортивного обучения и спортивного совершенствования в восточных единоборствах, в работе со студентами физкультурно-педагогического ВУЗа в России.
Гипотеза исследования предполагала, что молодые люди и студенты российских ВУЗов малознакомы с идеями и методами медитации, что является существенным психолого-педагогическим резервом в совершенствовании теории и методов образовательной и воспитательной деятельности в системе подготовки молодых специалистов гуманитарного профиля.
Предметом исследования являлись особенности обучающей медитации как духовной практики и педагогического процесса.
Объектом исследования выступили различные эффекты медитации и их влияние на психическую сферу и деятельность занимающихся медитацией.
Цель исследования состояла в разработке педагогической системы методов и средств медитации для обучения студентов 'Тизкультурно-педагогического вуза призмам самосовершенствования, саморазвития и психической саморегуляции состояний.
Выборка испытуемых включала 135 чел., из них слушателей семинаров по медитации 48 чел., студентов 82 чел., аспирантов и преподавателей 15 чел.
В задачи исследования входило:
I. Теоретическое обоснование проблемы исследования по литера турн ым и ст очник ам.
2» Научно-методичеекая разработка специальных программ ме-дит ад ии для ст уд ен т ов , з ан им аю ;:!:г 'с я сп ор том .
3. Исследование отношения к медитации и ее влияния на психическую сферу и личность занимающихся.
Методика исследования включала приемы педагогического наблюдения, опросы в виде беседы и анкетирования, методика пуль-сометрии /ЧСС/, метод самоотчетоь испытуемых. При обработке данных исследования использовались методы статистики по Г.В. Сух од оль скому/1998/.
Положения, выносимые на защиту:
1. Российская педагогическая и психологическая наука остро нуждается в разработке и апробации научно-обоснованных и э тивных психолого-педагогических технологий самосовершенствования и самовоспитания личности.
2. Существующие философско-религиозные воззрения, теоретические концепции и различные методы медитации, имеющие хождение в спортивной, целительской и педагогической практике, не отвечают требованиям научности, что требует их изучения, систематизации, отбора педагогически работающих вариантов.
3. Создание эффективных программ обучающей медитации основывается на использовании предыдущих знший и экспериментальных данных, учитывающих реальное отношение затвающихся избранным методом медитации.
Нпробация материалов диссертации произведена автором на заседаниях отделения психопедагогики Балтийской Педагогической Академии; на заседаниях кафедры психологии СПбГАФК им.П.Ф.Лэс-гасрта; в собственной тренерской и педагогической работе со спортсменами восточных единоборств; в научно-просветительской и лекторской деятельности автора как мастера боевых искусств, а также в публикациях по теме диссертации.
Струк тура дис сертадии включает 210 с тр.машинописного текста, состоит из введения, трех глав, выводов по диссертации, практических рекомендаций, списка литературы на 185 источников, приложений. Текст включает иллюстрации: таблиц 4, рисунков 7.
Заключение диссертации научная статья по теме "Психология развития, акмеология"
ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ
1. В современных условиях развития педагогических и психологических наук, направленных на совершенствование внутреннего мира человека, становятся актуальными те методы и психотехнологии воспитания и образования, которые направлены на мобилизацию внутреннего духовного и нравственного потенциала личности. Медитация относится к проверенным тысячелетней практикой методом, решающим задачи самосовершенствования человеческой психики и душевной жизни.
2. В научной психологической и философско-религиозной литературе просматривает с я как продуктивная форма духовной практики с многочисленными вариантами ее приемов и прикладных функций в самовоспитании человека на основе культурно-исторических традший Восточной философии и психологии.
3. Социальная потребность внедрения медитации в систему образования и профессиональной подготовки специалистов в условиях западной культуры позволяет изучать медитацию и совершенствовать ее методы как педагогического процесса взаимодействия учителя и ученика с целью овладения психологией развития самовоздействия и самосовершенствования.
4. Исследования по проблемам медитации доказали ее положительное влияние на психологию развития человека, улучшение состояния здоровья, решение личных проблем и достижение успехов в избранной деятельности, облегчение обручения эффективному самоконтролю и овладению приеглами духовного саморазвития.
5. В России медитация наиболее популярна в сфере физической культуры и спорта, культивирующей различные виды боевых искусст Востока - каратэ, тхэквондо, айкидо, дзюдо и др. Медитация является эффективным методом психологической подготовки спортсменов к тренировкам и соревнованиям.
6. Многообразие методов медитации ныне классифицируется на основные формы - динамическую и статистическую медитацию, а также на различные виды этого метода внутри выделенных форм -предметно-образная, личноетно-ориентированная, музыкально-ритмическая, трансцендентальная медитация.
7. Структура сеанса медитации базируется на упорядоченной системе обучения, включающей несколько этапов - вход в медитацию, процесс медитирования, выход из медитации. Обучение медитации не должно создавать у ученика личной зависимости от преподавателя медитации.
8. Правила организации обучающзго сеанса медитации и его проведения с новичками требует от педагога обоснованных рекомендаций и инструкций обучающемуся относительно правильного выбора времени, места занятий, позы, способа и объекта медитации, а также приемов сознательного контроля возникающих во время медитирования психофизиологических реакций и психических состояний.
9. Разработанные нами программы медитации, построенные с учетом западного менталитета, доказали свою педагогическую эффективность в обучении медитации студентов физкультурно-педа-гогического ВУЗа, специализирующихся в восточных единоборствах.
10. На основании результатов педагогического эксперимента по обучению медитации студенческой молодежи можно рекомендовать широкое применение данной психотехнологии в качестве эффективного метода психического самовоздействия с целью духовного развития и мобилизации функциональных возможностей человека в деятельности.
11. В процессе о сучения медитации необходимо обеспечить медико-психологический контроль за состояниями и реакциями о-.;, чающихся в виду возможных необычных ощущэний и переживаний в виде трудностей релаксации, затруднений дыхания, изменений в работе сердца и трансцендентальных переживаний.
12. Освобожденная от мистически-иррациональных толкований и религиозных обосновании медитация является самой эффективна! и проверенной временем психотехнологией духовного и нравственного самосовершенствования, что наиболее актуально для педагогики и акмеологии в России.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕЩАЦИИ
1. Если медитация организована как педагогический процесс, то ученик приобретает новый опыт, который требует пояснений. Только подготовленный преподаватель в состоянии сразу ответить на ваши вопросы. Только наставник может подтвердить, что то, чем вы овладеваете, действительно является правильной медитацией, а не какой-либо формой "перемены настроения". Именно в такой уверенности нуждаются люди, которые начинает заниматься медитированием, иначе, не достигнув моментального результата, они, как правило, прекращают занятия.
2. Медитационная форма должна feb простой для обучения и исполнения. У большинства из нас нет времени для продолжительного обучения и насыщенных учебных программ. Для овладевайия какт:-либо способом медитации достаточно нескольких выходных.
И по содержанию этот метод не должен требовать специальной подготовки.
3. Психологически эффективная медитация возможна лишь при условии обоснованного выбора метода, позы, времени и места проведения сеанса. Наибольший эффект от медитации можно ожидать тогда, когда медитация осуществляется по специальной программе под руководством опытного педагога.
4. При всей своей простоте медитация должна базироваться на упорядоченной системе обучения, опирающейся на надежные традиции. Иначе невозможно гаранировать, что ваши ощупения будут объяснены правильно и произойдет формирование целостной личности. Но во всяком случае при этом не должна развиться личная зависимость от обучающего медитации. Это означает, что система обучения должна быть в большей своей части независима от личности наставника,
5. С самого начала медитация не должна обусловливать изменение жизненных привычек, например, требовать какой-то особой диеты или ритма сна. Это мешало бы длительным и регулярным занятиям медитацией. Напротив, она должна быть применима по возможности без особых затруднений в существующих бытовых условиях, т.е.легко включаться в обыденную жизнь. Это относится и к затратам времени: длительным упражнениям трудно найти место в наших сегодняшних условиях жизни.
6. Подходящий медитационный способ должен быть доступен в финансовом отношении. Никто не будет платить за обучение больше, чем это кажется необходимым.
7. Сле.дующее требование, которое вы должны предъявить к методу медитации, - это свобода от какой-либо политической или религиозной идеологии. Сохранить нейтральность особенно важно в нашем пронизанном идеологиями мире.
8. Необходимо следить за тем, чтобы медитации не утомляли вас. Это противоречило бы основополагающему ощущению покоя, которое отличается именно отсутствием активных действий и усилий.
9. Выбирайте такие формы медитации, которые согласно достоверным данным с самого начала приводят к ощутимым результатам. Вы поймете, что "стоит" медитировать только тогда, когда непосредственно почувствуете эффективность вашей медитации. В противном случае у вас будет ощущение напрасно потерянного времени. Отличительные критерии успешной, действенной медитации могут быть, например, такими: растущая удовлетворенность жизнью, улучшение физического сшочувствия, большая уравновешенность.
10. Последний критерий педагогического выбора формы медитации - это возможность проверить результаты, доказать воздействие при помощи психологических и физиологических исследований.
11. Медитацией может овладеть каждый или, точнее, почти каждый. Однако, личностям, страдающим тяжелыми формами психозов т депрессией, медитация, как правило, противопоказана, если только их врач не применит определенные методы в качестве дополнительного лечения, целиком и полностью контролируя действие пациента. Личности, потребляющие такие наркотики, как ЛСД, героин, кокаин, также ограниченно способны к медитации.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Шлахтер, Вадим Вадимович, Санкт-Петербург
1. Азаев Н.Б. Чань-буддизм и шаолиньская школа у-шу // Буддиз: и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск: Наука СО, 1990. С.148
2. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Йоги владеют анабиозом? // Хим> и жизнь, 1974, J* 9. С.28-31.
3. Айванхов Омраам Михаэль. Духовная алхимия. Т.2 /лекции в Пар шее, весна 1938/. СИ, б.г., 125 с.
4. А л им ар ин С., Сухов А. Заглянувший в центр циклона, или Джот Лилля в поисках Сущности // Наука и религия, 1990. 3 4. С.32-36.
5. Андреев Д. Князь тьмы // Литер.газ. $ 34 /5308/. С.8.
6. Аннамбхатта. Тарка-сакграха /Свод умозрений/. Тарка-дипика /Разъяснения к своду умозрений/. Пер.с санск. М.: Наука, 1989. 238 с.
7. Аноним/ Какое вы дерево? Гороскоп друидов // Наука и религия, 1991, I, с.62-63.
8. Аноним/ Тайны потустороннего мира // Газ."АТМА" изд.
9. Ыеждунар.ии-та Души /Великое Белое Братство/. Киев. В I, 1990, ноябрь. С.4.
10. Антонов С.Г. Общедидактические и методические основы подготовки начинающихся спортсменов к выбору специализации в восточных единоборствах //Дисс.докт. пед.наук. СПбГУ, 1997. - 468 с.
11. Афоризмы йога Патанджали. Петроград, Новый человек, /1915 - ?/.
12. Балд ох ин Н.А., Неаполит ан ский С.М. Секреты индийской кухш;традиционная бхакти-йогина/. Вып.1. - Л.: СП "СМАРТ", 1990. - 42 с.
13. Балдохин Н.А., Неаполитанский С.М. Секреты индийской кухш:традиционная бхакти-йогина/. Вып.2. - Л.: СП "CwIAPT", 1990. - 44 с.13. шльдыш Г. Бехтерев в Петербурге-Ленинграде. Л.: Лениздат, 1979. 318 с.
14. Баоцзюань с Пу-Мине. /Факсимиле/. М.: Наука, 1979.402+236 с.
15. Бернард Т. Хатха-йога на основании личного опыта. 5-еизд. Рейтер и Ко, Лондон /1изд.1950/. - СИ.
16. Блаватская Е.П. Голос Безмолвия; Два пути; Семь врат /пер.с англ.Е.Писаре в ой/.1. У, , 12.- 1928а.
17. Блаватская Е.П. Загадочные племена на "Голубых горах" //
18. Сибирские огни, 1990. № 2. - С.143-167.
19. Блаватская Е.П. Из пещер и дебрей Индостана // Ж."Подъем"
20. Воронеж/, 10-12, 1989, и № 1-10, 1990.
21. Божилов Тодор. Йога внеземная цивилизация // Газ."Смена"
22. Ленинград/. Дз 247. - 1988, 27 окт. - С.З.
23. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: философия,наука, религия. М.: Наука, 1980. - 333 с.
24. Брагинский Е.И. Символизм суфийского пути в "Поэме о мореженщин" и мотив свадебного кораябля / Суфизм в контексте мусульманской культуры. М.: Наука, 1989. - С.80-93.
25. Бхактиведанта АЛ. Бхагавад-Гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. Бомбей, 1984. - 816 с.
26. Бхактиведанта А.Ч. Легкое путешествие к другим планетам.
27. Бхактиведанта Бук Траст. /JT/f 1990. - 80 с.
28. Бхактиведанта А.Ч. Шри Ишопанишад. Бхактиведанта Бук Траст- /Тверь/, 1991. 181 с.
29. Быховский А. На пути к глобальной этике: религиозно-нравственные искания Е.И.Вернадского // Наука и религия, I98S. ^ II. - С.8-11.
30. Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э. Язык, музыка, математика.1. U.: Мир, 19-31. 248 с.
31. Васильев Л. Внушение на расстоянии. М.: Политиздат, 1962- 160 с.
32. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Высшая школа,1933. 368 с.
33. Василькова Я.В., Невелева С.Л. Комментарии к "Араньяка-ппрве /Лесной книге/". Махабхарата. Кн.З. - М.: Наука, 1987. - 800 с.
34. Верещагин В.Г. Физическая культура индийских йогое. Мине1. Полымя, 1982. 140 с.
35. Волкова Л. Здесь жизнь и смерть рядом // Наука и религия,1989. №. 12. - С.32-33.
36. Вуд Э. Сосредоточение // Открытие третьего глаза. Киев:
37. Пресса Украины", 1993. 256 с. 33„ Гагонин С.Г. Спортивно-боевые единоборства. - Монография.
38. СПбГАФК им.Лесгафта, 1997. 352 с. 34. Где мы бываем в наших снах материалы ин-та Монро, США
39. Аномалия" центр "Ленинформ". Л., 1990. -.а 3. ~ С.7.
40. Гессе Г. Игра в бисер. Избранное. - М.: Радуга, 1984.5S0 с.
41. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М.: ФИС, 1986.208 с.
42. Грибанов А.Б. Заметки о жанре видений на Западе и Востоке
43. Восток-Запад /исследования, переводы, публикации/. У.: Наука, 1989. - С.65-77. 36. Гримак Л.II. Резервы человеческой психики /введение в психологию активности/. -М.: Политиздат, 1987. -286 с.
44. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. 249 с.
45. Гусева Н.Р. Индуизм /история формирования, культовая практика/. М.: Наука, 1977. - 220 с.
46. Гуськов С.В. Древняя наука дыхания в современном техническом воплощении // Природа, 1990. И. -С. 70-71.
47. Гхош А. /Основы йоги/ Интегральная йога. Пондишери. I960.1. СИ.
48. Гхош А. Духовная эволюция человека. Пондишери. 1980. СИ.
49. Гхош А. /Шри Ауробиндо/. Логическая садхана. Центр Ф0НЭК0
50. T0H. Л., 1991. - Переп.журн."Арья Паблишинг Хауз", 1933. - Индия.
51. Гюрджиев Г. Сущность и личность /отрывок беседы в США,1924/
52. Наука и религия, 1989. № 10. - С.54.
53. Давид-Неэль А. Побеждающие стужу. Наука и религия, 1939.- J« II. С.56-57.
54. Лагданов Г.Е. Чань-буддизм в творчестве Ван Вэя. Новосибирск: Наука, СО, 1984. 135 с.
55. Дашиев Д.Б. Материалы по традиционным верованиям тибетцев в литературе популярного вероучения ламаизма // Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии. Новосибирск: Наука, СО, 198- С.131-143.
56. Девис П. Суперсила. М.: Мир, 1989. - 272 с.
57. Дигханикая /Собрание больших поучений/. Силаккхандаватта
58. Раздел об относящемся к нравственности/ /Палийский' канон/ СИ, б.г.
59. Динейка К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка.- Минск: Полымя, 1982. 143 с.
60. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях,знаменитыхфилософов. 2-е изд., испр. -М.: Мысль, 1986. -571 с.
61. Джайн Дула Чандра. Жизнь, свобода и стремление к счастьюв джайнизме // Индия, 1989. & 5-6./102-103/.- С.6.
62. Джастроу П. Нашли ли астрономы Бога? // Газ."Протестант"
63. Таллинн/, сентябрь IS90. й 9. - С.5.
64. Добротолюбис. Т.З, изд.2-е. М.: 1990. - Репр.Париж,1. I987-iy«8. 442 с.
65. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо традиция воинских искусств.- №.: Наука, 1990. 429 с.
66. Древнеиндийская философия /начальный период/. 2-е изд.
67. Мысль, 1972. 320 с. 53. Древнекитайская философия. T.I. - М.: Мысль, 1972.
68. Древняя высшая магия: теория и практические формулы1. СПб,1910. Репр.воспроизвел.Всес.изд.центра "Книголюб", IS90.
69. GO. Евтимов В. лога /сокр.пер.с болг.В.Д.Сухарева/, ред.и пред
70. А.Н.Зубкова. М.: Медицина, 1986. - 208 с.
71. Захаране В. Эммануэль Сведенборг /1688-1772/ /Великие коитактеры прошлого/ // "М-ский треугольник" -Инф.бюлл.Латв.об-ва уфологов. Рига, 1990. -4. - С.2.
72. Звирбулис Д. Предупреждение об опасности. "М-ский треугольник" Кнф.бшлл.Латв.об-ва уфологов. - Рига, I9S0. - \Ь 4. - с.12.
73. Иванов Ю.М. Как стать экстрасенсом. М., 1990. - 220 с.
74. Иванов Ю.М. Лога и психотренинг: путь к совершенству и космическому сознанию. ~М.: СП "Лесинвест", 1990. 288 с.
75. Инголлс Г.Х. Введение в индийскую логику навья-ньяи. М.:1. Наука, 1975. 238 с.66. о тория Чойджид-Дагинк /Факсимиле/. №.: Наука, 1990. 253 с.
76. Йог Рамачарака /У.Аткинсон/. Наука о дыхании индийских йогов. С-Пб, Новый человек, 1913 /переиздан. Л., I9S0. - 85 е./.
77. Йог Рамачарака /У.Аткшсон/. Раджа-йога. Петроград: Новым человек, 1915.
78. Йоланг Члан. Дао любви // Газ."Двое" /Таллинн/, 1990.1.20.
79. Качалов JI.С. Медитация путь к себе. - М., 1990. - 53 с .
80. Камалашила. Бхаванакрама /Трактат о созерцании/ М.: Hayка, 1963. 60 с.
81. Кандауров 0. Алтарь. Мать Мира // Наука и религия, 1991.- № I. С.5.
82. Каптен Ю.Л. Основы медитации. СПб,: Адреев и сыновья,1991. 330 с.
83. Хешав Малик. Бирен Де: гармония символов // Индия, T98I.3. С.21-22.
84. Кныш А.Д. Учение Ибн-Араби в поздней мусульманской традиции // Суфиз в контексте мусульманской культуры. М.: Наука, 1989. - С.6-19.
85. Козлов Е.Б. Психологические аспекты феноменологии расширенных состояний сознания // Автореф.дисс.кацд пс.н. Ярославль, 1994. - 25 с.
86. Кондратов а. Пятьдесят столетий йоги // Наука и религия,1975. й II./с.54-59/ и й 12 /с.44-48/.
87. Корнев В.И. Новые подаоды к познанию буддизма // Религииира. История и современность. Еежегодник, КЗ- М.: Наука, 1990. С.5-19.
88. Коробов В.Б. Опыт функционального описания буддийской дхьны // Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск: Наука, 'С\ 1990. - С.89-103. 30. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М.:
89. МГУ, 1979. 144 с. 81. Костюченко B.C. Интегральная веданта /критический анализфилософии Ауробиндо Гхоша/. М.: Наука, 1970. ~ 2IC с.
90. Костюченко B.C. Классическая веданта и неоведантизм, М.:1. Мысль, 1983. 272 с.
91. Краткий молитвослов. Хельсинкский православный приход,1989. 40 с.
92. Кузанский Николай. Об искании Бога. Соч.в 2-х томах. Т.Т
93. К.: Мысль, 1979. С.288-303.
94. Кузанский Николай. О вершине созерцания. Соч.в 2-х томя у
95. Т.2. ivl.: Мысль, I960. - С.417-430.
96. К^нта-Йога /Лога магических символов/. С7 25 с.
97. Лисевич И.С. Литературная мысль Китая. М.: Наука, 1979.1. S5 с.
98. Лисевич И.С. Вступительная статья к кн.: Китайская пейзажная лирика Ш-Х1У вв./стихи, поэТЫ, романсы, арии/. М.: МГУ, 1984. - С.5-20.
99. Литература древнего Востока: Иран, Индия, Китай. Тексты.1. Г.!.: МГУ, ISS4. 352 с.
100. Лонго Ю. // Выступление в газете "Аномалия" /Ленинград/,i:со. - с. - с.8.
101. Ляпунов А.А. Кибернетический подход к теоретической биологии // Кибернетика живого: биология и информация. !:i.: Наука, 1984. - С.Зо-45. 82. Марк Ж.П. Жизнь после смерти // Газ."М-ский треугольник"
102. Ииф.бюлл.Латв.об-ва уфологов. Приложение к нового,! .вып. /1990-1981/. Рига. - С.4-5.
103. Мартынов А.В. Исповедкмый путь /философские этюды/. М.:1920. 164 с.
104. Мартынов А.В. И дух материален // Газета "Ваш друг" /Ленинград/, 1990, февр.вып. С.2.-19695. Махабхарата. Вып.1. Кн.1. Ехагавад-Гита. Пер.с санскр.,
105. Ашхабад: Ылым, 1977. 340 с.
106. Махабхарата. Был Л. Кн.2. Анугита и Книга Санатсуджаты.
107. Пер.с санскр. Ашхабад: Ылым, 1977.
108. Махабхарата. Вып.5. Кк.2. Мокшадхарма /Основа освобождения/ /кн.12, гл.174-335/. Изд.2-е. Ашхабад: Ылым, 1983. - 664 с.
109. Махабхарата. Кн.З. Лесная /Араньякапарва/. Пер.с санскр.iu.: Наука, 1987. 800 с.
110. Махабхарата. Кн.8. 0 карне /Карнапарва/. Пер.с санскр.1л.: Наука, 1990. 326 с.
111. Мейлах М. "Четвертый путь" Георгия Гюрджиева // Наука и религия, 1989. № 9. - С.48-51; - № 10. - С.51-5
112. Моисеев И. Уроки Космоса // "НЛО и другие аномальные явления". Инф.бюлл.молодежного центра ИМА-пресс., 1990 /!§ I ? окт.1990/, - С.6-7.
113. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия,1990. 351 с.
114. Молитва преподобных отцов и старцев оптинских // Газета
115. Благовест" /собеседник православных христан/, 1990. № 2. - С.5.
116. Нострадамус М. /Малый Апокалипсис Нострадамуса; Перваяцентурия; и др./. МГП "Арсенал", М., 1991. -16 с.
117. Ошо /Ехагован Шри/. Медитация искусство экстаза. - М.:1. Единство, 1993. 190 с.
118. Парибка А.В. Предисловие, исследование и комментарий к
119. Вопросы ГЛилинцы" /Памяти.письм.Воет./. М.: Наука, 1989. - 485 с.
120. Петров Н. Самовнушение в древности и сегодня. М.: Прогресс, 1986. 220 с.
121. Поляков В. Все, что называлось мистик ой // Газ."Аномалия"
122. Ленинград/, 1990. № I. -С.7и1. ИЗ. Психологические аспекты Буддизма. - Новосибирск: АН СИБ,1991. 182 с.
123. Рафаэль. Медицинская астрология, или действие планет изнаков на тело человека // Наука и религия, 1990. № 8. - С.34-35.
124. Рекуненко Д. Лебединая богиня // Наука и религия, 1990.12. С.З обл.
125. Рерих Е.И., Рерих Н.К. Листы сада Мории. 4.1. Зов /1924- Переизд.в Риге Латв.об-вом Рерих, 1989.
126. Рерих Е.И., Рерих Н.К. Листы сада Мории. 4.2. Озарение.1925/ Переизд.в Риге Латв.об-вом Рерих, 1989- 184 с.
127. Рерих Е.И., Рерих Н.К. Агни-йога. I. Знаки Агни-Йоги.1929. 36 с.
128. Рерих Е.И./Яровская Н./ Преподобный Сергий Радонежский //
129. Знамя Преподобного Сергия Радонежского /сост. Е.И.Рерих/. Рига: Латв.об-во Рерих,1990. -128 с-198120. Рерих Н.К. Избранное. М.: Советская Россия, 1979. 384 с.
130. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих. 1929-1938. " ".1. Рига, , 21а. 1940.
131. Рерих Ю.Н. Наука о Калачакре. Паралокасиддхи. Харьков:1. Основа", 1990. 120 с.
132. Рис Дэвид. Буддизм. С-Пб, 1899.
133. Родионов М. Голубая бусина на медной ладони. Л.: Лениздат, 1988. 144 с.
134. Рудой Б.И. Введение в буддийскую философию. В кн.: Васубавдху. Абхидхармакоша, раздел первый. М.: Наука, 1990. - С.8-42.
135. Сазыкин А.Г. Исследование и коммент.к: История Чойджид-Дагини. М.: Наука, 1990. - С.8-76.
136. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. Л.:1. ЛГУ, 1989. 334 с.
137. Сахаров Б. Йога из первоисточников. Бейрат, 1957. СИ.129. /Свами/ Суоми Вивекананда. Карма-йога, 2е изд. Петроград:
138. Новый человек", 1916. 97 с.130. /Свами/ Суоми Рамаянда. Крийя-йога. Рига: "Виеда",1990. 43 с.
139. Свами Шивананда Сарасватк. Кундалини-йога. Ришикеш /Гималаи/, 1948-1953. СИ.
140. Свами Шивананда Сарасвати. Йога или жизнь без лекарствили "йоговская терапия"/. Пер.с бенгальск. /1950/. СИ, б.г. - 215 с.
141. Святый преподобный Серафим Саровский чудотворец /егожизнь и подвиги, с приложением наставлений для монашествующих/. Одесса, 1903 Репр. М.: изд-вс ", Московская патриархия, 1990, - 64 с.
142. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб, 1996. - 350 с.
143. Сидоров В. Семь дней в Гималаях // Москва, 1982. 9,1. C.3-III.
144. Синха Ф. Йога для ментальной силы /пер.с англ./. СИ, б.г- 75 с.
145. Скачко А. Жизнь после смерти // Газета "Аномалия" /Ленинград/, 1990. & 3. С.5.
146. Смирнов Б.Л. Нирвана, кайвалья, мокша в философских текстах "Махабхараты" // Материалы по истории и филологии Центральной Азии. Вып.З, 1968. -Улан-Удэ. - С.14-21.
147. Смирнов Б.Л. Комментарии к: Мазабзарата. Вып.1, кнД:
148. Бхагавад-Гита. Ашхабад: Ылым, 1977.
149. Смирнов Б.Л. Комментарии к: Махабхарата. Вып.1, кн.1.
150. Анугита и Книга Санатсуджаты. Ашхабад: Ылым, 1977.
151. Снисаренко А. Третий пояс мудрости: блеск языческой Европи. Л.: Лениздат, 1989. - 286 с.
152. Старостина Ю. Космос в учении Будды // Наука и религия,1990. № 6. - С.22-25.
153. Стоянова К. Ванга или откровение ясновидяией. М.: Молодая гвардия, 1990. 158 с.
154. Стояновский Д. Иглорефлексотерапия: справочник-атлас.
155. Кишенев: Картя Молдовеняскэ, 1981, 268 с.
156. Стулова Э.С. Исследование и комментарии к: Баоцзюань о
157. Пу-Мине. М.: Наука, 1979. - С Л4-189.
158. Стульгинскас С.В. Космические легенды Востока. СИ, б.г. •240 с.
159. Сыркин А.Я. Комментарии к: Чхандогья-упанишада /сер.памят;письмен.Востока/. М.: Наука, 1965. - 300 с.
160. Тагор Р. Творчество жизни /Садхана/. 2-е изд. М.: книгоизд-во "Современные проблемы", 1917. 120 с.
161. Тибетская "Книга Великого Освобождения" /пер.и коммент.
162. Е.Лазарева/ // Наука и религия, 1990. № 10—Т" - 1991. - & I.
163. Тухолка С. Оккультизм и магия. 4-е изд. Петербург,1917.
164. Успенский П.Д. Психология возможного развития человека //
165. Наука и религия, 1990. 16 8. - С.39-43.
166. Философский энциклопедический словарь. М.: Советскаяэнциклопедия, 1983. 840 с.
167. Филыптинский И.М. Концепция единства религиозного опытау арабских суфиев // Суфизм в контексте мусульманской культуры. -М.: Наука, 1989. С.28-34.
168. Фролова О.Б. Неизвестные рукописные трактаты первой половины ХУШ века, посвященные Ибн Араби и его философии // Суфизм в контексте мусульманской культуры. М.: Наука, 1989. - С.20-27.
169. Хардо Т., Гриском К. Самый главный вождь это твое собственное возвышенное "Я" /интервью/ // Газета "Аномалия" /Ленинград/, 1990. № 4. - С.7.
170. Хеббар К. Обучение индийским дыхательным упражнениям и ихфизиологическая характеристика. Автореф.канд. дисс. - М., 1971. -21 с. 157Докинг С, Уэбер П. Есяь ли место Богу в беспредельной Вселенной // Наука и религия, 1990. - № 6. - С.26-?
171. Хрестоматия по истории древнего Востока. Ч.2. М.: Высшая школа, 1980. 256 с.
172. Чанышев А.Н. Начало философии. М.: МГУ, 1982. - 184 с.
173. Чаттерджи С, Датта Д. Древняя индийская философия. М,:
174. Иностранная литература, 1954. С.271-289.
175. Чижевский А.Л. Страницы воспоминаний о К.Э.Циолковском //
176. Химия и жизнь, 1977. № I. - С.24-32.
177. Чопра Д. Здоровье и квантовая механика // Наука и религия1990. № I. - С.40-42.
178. Чопра Д. Трансцендентальная медитация шаг к здоровью //
179. Наука и религия, 1990. № 4. - С.29-30.
180. Шабанов Н.Н. Комментарии и перевод книги: Ю.Н.Рерих. К из:.чению Калачакры. Паралокасиддхи. Харьков: Основа, 1990. - 120 с.
181. Шин, Ионг Еоб. Педагогические и духовные традиции восточных единоборств и отношение к ним в России // Автореф.дисс.канд.пед.н. СПбГАФК, 1998. - 22
182. Ярхо Б.И.: из книги "Средневековые латинские видения" //
183. Восток-Запад /исследования, переводы, публикации/. М.: Наука, 1989. - С.18-55.
184. Alderman R. В. The future of sport psychology \\ Champaign
185. Human kinetics. Toronto, 1984. - p. 45-54.
186. Balakrishna К Fire by mantra orfaund ?\\ Blitz, 15.06.1974,p.5.
187. Barte N. Yoga et psychiatre. Reflexions a*propos d*unetechnique ancienne de la liberation.Paris, 1972.157р.
188. Dau H. Yoga Illustrated Dictionary. Emerson Books Inc.,1. Ney York, 1971,350 p.
189. Emboden W. The sacred Journey in dynastic Egypt: shamanistic transe in the context of the narcotic water lily and the mandrake \\ J. Psychoact .Drugs, 1989. Vol.21. No 1. P. 61-75.
190. Gottwald F.T.,HowaId B.Selbsthilfe durch meditation. Gesundheit und Personlichkeitsentfaltung durch Tie-fenentspannung.Modem Verlagsgeselllscaft, 1992
191. Grimm G. The Doctrine of the Buddha. The Religion of
192. Reason and Meditation. Berlin, 1958. 243 p.
193. Hopkins E.W. Yoga-technique in Great Epic \\ Journal of
194. American Oriental Society. Vol.22.1901 ,p.333-379.
195. Haxley A. Doors of Perception. Haven and Hell. Herrnondswort, 1959. 129 p.
196. Omraam Mikhael Aivanhov. Man*s Subtle Bodies and Centers (The Aura, the Solar Plexsus, the Chakras). 3-rd. ed. Collection Izvor, No 219,1988. 156 p.
197. Ram Kumar R.E. Heal Yourself with Yoga (specific asanasfor specific diseases). Bombay, 1987.—157 p.
198. Rappoport L., Antonio T. Ignatian metaphysics and the
199. Technology of imagination » : a review of «Powers of Imagination» by Antonio T. De Nico -las \\ Hum. Dev., 1989. Vol.32. No 1, p.53-59.
200. Swami Sivananda. Practical aids to Meditation \\ Yoga ofmeditation. Fort Lauderdale,USA. 1971, p.81-87.
201. Spink K. Learning the art of concentrationW Sport coach. 7.1984, p. 19-22.
202. Yogi Ramacharaka. Hatha-Yoga as the Philosophy of Physical Well-Being. Wilco Co. 1966. 170 p.
203. ОПРОСНИК для изучения отношения студентов к медитацииформа I/1. Уважаемый! /Фамилия, имя/
204. Просим вас принять участие в исследовании возможностей использования методов и приемов медитации для нашего самосовершенствования, овладения профессией, достижения больших успехов в учебе, спорте и личной жизни.
205. Прочтите вопросы и отвечайте на них согласно приводимым инструкциям. С окончательными результатами исследования мы ознакомим вас позже. Заранее благодарим за помощь в научной работе аспиранта СПбГАсК им.П.Ф.Лесгафта.
206. Ваш пол М, Ж /зачеркните нужное/. 2. Ваш возрастполных лет/3. Образование4. Вид спорта /разряд/
207. Насколько вы знакомы с идеями и практикой медитации? /отметьте знаком +/
208. С медитацией я хорошо знаком/а/
209. С медитацией я мало знаком/а/
210. С медитацией я совсем не знаком/а/
211. Если вы знакомы /слипали, читали, пробовали/ с медитацией, то где и каком возрасте у вас это было? /отметьте знаком +/
212. Узнал/а/ о медитации в школе
213. Узнал/а/ о медитации в ВУЗе
214. Узнал/а/ о медитации в спортсекции
215. Узнал/а/ о медитации случайно5. Затрудняюсь ответить
216. Если вы знакомы с медитацией, то из каких источников вы почерпнули информацию об этих методах? /отметьте знаком + не более 3 вариантов/1. От учителей в школе2. От тренера в спортсекции
217. От друзей, товарищей, близких \
218. Из средств массовой информации /ТУ, рацио, газеты, журналы, реклама/5. Из специальных книг6. От кого еще?7. Затрудняюсь ответить
219. Если вы не знакомы с идеями и практикой медитации, то чем -оы это можете объяснить, прежде всего? /отметьте* знаком + не более 3 вариантов/
220. Отсутствием личного интереса
221. Отсутствием информации о методе
222. Непопулярностью медитации в России
223. Ненужностью медитации в нашей жизни
224. Стечением жизненных обстоятельств
225. Малой доступностью обучения методу
226. Несовершенство духовной жизни общества8. Чем еще?9. Затрудняюсь ответить
227. Если вы обучались медитации, то где и у кого /отметьте знаком +/1. В спортсекции у тренера2. На специальных курсах
228. На кафедре по специализации
229. Индивидуально с преподавателем
230. На практических занятиях по психологии6. Самостоятельно7. Где еще?г8. Затрудняюсь ответить
231. Если вы хотите обучиться /усовершенствовать/ медитации, то как вы предполагаете это осуществить? Напишите1.. Для каких целей прежде всего вы хотели бы обучиться /усовершенствоваться/ методам и приемам медитации /отметьте знаком +/
232. В целях восстановления сил после нагрузок2. В целях самолечения
233. Для спортивного совершенствования
234. Для духовного саморазвития и общения
235. Из познавательных целей /интересно/6. Из религиозных побуждений
236. Для решения личных проблем
237. Для достижения успеха в карьере и жизни9. Для чего еще?10. Затрудняюсь ответить
238. Если вы уже пробовали медитировать, то какой, по вашему мнению, полезный эффект вы от этого получили0 /Оцените эффект в jt 0 до 100 в соответствующей графе/
239. Я стал/а/ лучше себя чувствовать
240. Я узнал/а/ много нового и интересного
241. Я стад/а/ лучше учиться и легче общаться
242. Улучшились--мои спортивные достижения
243. Решились многие личные проблемы
244. Прояснились цели моей жизни
245. Улучшился самоконтроль состояний8. Что еще?9. Затрудняюсь ответить
246. Как вы считаете, в каких видах спорта нужно специально обучаться медитации для овладения спортивным мастерством? /Отметьте знаком +/.
247. Баскетбол,ручной мяч,гандбол 15.Различные виды бокса
248. Плавание спортивное/подводное/ 16.Лыжные гонки,биотлон1.Футбол, хоккей2.Легкая атлетика3.Шахматы
249. Воль йбол,бадмингтон,те ннис11.Тяжелая атлетика12.Фехтование13.Греко-римская борьба14.Восточные единоборства7.Плавание синхронное
250. Спортивное ориентирование Э.Парашюиный спорт
251. Прыжки на лыжах с трамплин18.Конный спорт19.Гимнастика,акробатика,шей10.Авт оралли,мот оспортпинг20.Спортивные виды стрельбы
252. БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ! Кафедра бокса СПбГАФКим.Лесга
253. РЕКОМЕЦЦУЖЫЕ ФОРМУЛЫ ДЛЯ САМОВНУШЕНИЯ НА СТАДШ ВХОДА В МЕДИТАЦИЮ
254. Я постепенно успокаиваюсь. С каждым днем я становлюсь все более спокойным.
255. Я спокоен, мое дыхание и мысли спокойны. Теперь мало что может вывести меля из состояния душевного равновесия, а если и нарушат мой покой, то я быстро смогу его восстановить.
256. Я расслабляюсь, мое дыхание становится редким и спокойным мой мозг наконец получил возможность отдохнуть, и он отдыхаети впитывает в себя невидимые силы Покоя и Безмолвия. Мне ничто не угрожает и ничто не может принести вреда.
257. Я расслабляюсь,мое расслабление эффективно, в моем теле начинают происходить восстановительные процессы, истраченная энергия восстанавливается, живительные силы Покоя насыщают все мое тело, я уверен в восстановительных способностях моего организма.
258. Мои мысли вошли в область истинного Покоя, мне ничто не угрожает и мой мозг обновляется. Сознание чисто и спокойно. Все мои мысли становятся чистыми и ясными. Мир и покой, покой и мрр.
259. Мне становится все лучше и лучше, энергия восстанавливается, восстановительные процессы в моем организме залучены в действие, и ничто не может их остановить.
260. Я купаюсь в море энергии, энергия входит в меня, проникает, пронизывает все тело, я начинаю понимать истинные ценности .гизни, я наполняюсь новыми духовными возможностями, мое сознание развертывается, раскрывается как цветок.
261. Красота мира становится моей путеводной звездой, гармония средством достижения покоя и истины.
262. Все неправды внешнего мира находятся вне меня, внутри меня тишина, покой, собственный немеркнущий свет, вечное развитие, беспредельное познание, радость бытия.
263. Я пришел в этот мир, чтобы улучшить его. Улучивние этого мира я совершаю радостно. Жизнь моя полна внутреннего смысла,я начинаю понимать мое предназначение.
264. СПИСОК ЗАПАДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ
265. Чайковский Анданте кантабиле /из струнного квартета/.
266. Чайковский Песнь без слов /фа минор/,
267. Бах Ария /для струнного оркестра/.
268. Д^рзынь Маленький вальс /для симфонического оркестра/.
269. Бах Прелюдли до мажор /из первого тома/ или переложениетой же прелюдии Гуно для голоса.
270. Моцарт Ночная серенада /вторая часть для струнного оркестра.
271. Бородин Хор песен из опер "Князь Игорь". 8; Бородин - "В Средней Азии" /для симфонического оркестра/. 9. Барбер - Адажио /для струнного оркестра/.
272. Лядов "Волшебное озеро" /для симфонического оркестра/.
273. Кабалевский Концерт: для скрипки.-с оркестром, частьвторая.
274. Крейслер Вальс "Муки любви" для скрипки или фортепиано.
275. Бетховен Пасторальная симфония № 6, вторая часть.
276. Глазунов Антракт к пятой картине балета "Раймонда" /длясимфонического оркестра/.
277. Шуберт Неоконченная симфония /вторая часть для симфонического оркестра/.
278. Вагнер Вступление к опере "Лоэнгрин".
279. Бизе Антракт к третьему действию оперы "Кармен".
280. Группа "Зодиак" "Кольца Сатурна" и "Космическая симфония" .