Темы диссертаций по психологии » Психология развития, акмеология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.13 для написания научной статьи или работы на тему: Актуализация психолого-акмеологических потенциалов креативной направленности в молодёжных группах с полимодальной социальной ориентацией

Автореферат по психологии на тему «Актуализация психолого-акмеологических потенциалов креативной направленности в молодёжных группах с полимодальной социальной ориентацией», специальность ВАК РФ 19.00.13 - Психология развития, акмеология
Автореферат
Автор научной работы
 Беспалов, Георгий Викторович
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Кострома
Год защиты
 2015
Специальность ВАК РФ
 19.00.13
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Актуализация психолого-акмеологических потенциалов креативной направленности в молодёжных группах с полимодальной социальной ориентацией"

На правах рукописи

Беспалов Георгий Викторович

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ПОТЕНЦИАЛОВ КРЕАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В МОЛОДЁЖНЫХ ГРУППАХ С ПОЛИМОДАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ

Специальность 19.00.13 — психология развития, акмеология (психологические науки)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

14 ОКТ 2015

Кострома -2015

005563321

005563321

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Костромского государственного университета имени H.A. Некрасова» на кафедре общей психологии и акмеологии.

Научный руководитель: доктор психологических наук,

профессорФГБОУ ВПО «Костромской

государственный университет имени H.A. Некрасова», заведующий кафедрой общей психологии и акмеологии Фетискин Николай Петрович

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, ФГБОУ

ВПО «Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова» заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии Кашапов Мергаляс Мергалимович

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» Пронина Елена Викторовна

Ведущая организация: НОУ ВПО «Высшая школа

ПСИХОЛОГИЮ)

Защита диссертации состоится «31» октября 2015 года в 12 час. 00 мин на заседании диссертационного совета Д 212.094.03 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата психологических наук при ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет имени H.A. Некрасова» по адресу: 156961, г. Кострома, ул. 1 Мая, д. 14-а, корпус «В», ауд. 23.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени H.A. Некрасова» http://ksu.edu.ru

Электронная версия автореферата размещена на сайте ВАК http://vak.ed.gov.ru Автореферат разослан «30» сентября 2015 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор психологических наук, профессор

У

Миронова Т.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Изменения, которые происходят в условиях кризиса и тотальной угнетенности, затрагивающих все сферы жизни, требуют от человека высокого уровня развития креативности, способности к творческому мышлению для организации оптимальной жизнедеятельности и собственной самореализации. На сегодняшний день существует несоответствие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире, использования информационных технологий и ограниченными возможностями их усвоения индивидом, что ставит задачу максимального развития креативных способностей человека, формирования его готовности к творческому диалогу культур. Одной из проблем, находящихся в центре внимания психологической и акмеологической наук, является исследование актуализации креативного потенциала молодежи - определение его четкого содержания, характерных линий развития, соотношений с другими личностными составляющими, а также его проявления у групп с различной социальной направленностью.

Креативность как особая способность мышления личности возникает в ситуации, содержащей потенциал новизны и связанной со спонтанными внутренними процессами человека. Определение креативности в научной литературе имеет в большинстве случаев положительную характеристику, хотя в мировой истории известно, что создание нового продукта не всегда носит благоприятный социально-конструктивный характер. В связи с этим важным становится определение характера креативной направленности и поиска актуализации потенциалов конструктивного типа креативной направленности у молодежных групп с целью снижения процент креативных субъектов с асоциальной направленностью.

Актуализация потенциалов креативной направленности в молодежных группах, а именно развитие молодого человека как компетентного, конкурентоспособного специалиста - одна из ведущих задач современной науки. В этой связи понятие креативности широко используется в психологии, педагогике, акмеолопш, философии, социологии. Термин креативность в широком понимании обозначает способность находить нетривиальное решение, используя неспециализированным способом обстановку, предметы и обстоятельства. В научном контексте под креативностью понимается способность создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует контексту, в котором он находится (Д.Б. Богоявленская, E.H. Ильин, М.М. Кашапов, Т. Любарт, М. И. Меерович, Л. И. Шрагина и др.).

Степень разработанности проблемы исследования. Собственно креативность и творчество часто становятся предметом исследования, как в нашей стране, так и за рубежом. В частности, проблеме креативности и

творческой личности посвятили свои работы Т.А. Барышева, Ф.Д. Батюшков, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Ю.А. Жигалов, E.H. Ильин, М.М. Кашапов, Т.В. Кудрявцева, И.И. Лапшина, А.Н. Лук, C.B. Максимовой, К. Рождерс, П. Торренс, Я.И. Пономарева, Н.П. Фетискин, Е.Л. Яковлевой, М.Г. Ярошевский и многих других ученых. В акмеологии творчество и креативность рассматриваются как высокая продуктивность профессиональной деятельности человека в связи с профессиональной и личностной зрелостью (A.A. Бодалева, В.Н. Вишнякова, A.A. Деркач, Е.А. Климова, Н.В. Кузьмина,

B. А. Лузгана, А.К. Маркова, Л. А. Рудкевич, Ю.В. Синягина, Е.А. Яблокова и др.). В настоящее время существует большое количество исследований креативности в молодежных группах в русле педагогической науки, а именно труды Е.М. Бакштейна, С.Б. Брижатовой, Е.И. Григорьевой, Т.В. Егорова,

C.B. Косарецкой, А.К. Маркова, Н.Ю. Синягиной, Е.М. Шапинской, Т.Б. Щепанской и др.

Анализ литературы позволил сформировать представление о причинах развития креативности и позволяет выявить типоло газацию креативности в молодежных группах с учетом их социальной направленности креативности: конструктивную, деструктивную и криминальную. Исследование к онструк-тивной, деструктивной и криминальной типов креативной направленности частично затрагиваются в источниках с точки зрения определения детерминации собственно креативности. До сих пор употребление данных терминов как отдельных явлений в психологической литературе не встречалось.

Несмотря на широкий арсенал научных исследований, касающихся развития креативной личности, на сегодняшний день недостаточное внимание в психологии и акмеологии уделяется актуализации потенциалов конструктивного типа креативной направленности у молодежи и, как следствие, элиминации деструктивных проявлений с целью избежать развития криминального типа креативной направленности.

Цель исследования: выявить акме-потенциалы актуализации креативной направленности в молодежных группах с полимодальной социальной ориентацией.

Объект исследования: молодежные группы с полимодальной социальной ориентацией.

Предмет исследования: потенц иалы креат ивной направленности в молодежных группах с полимодальной социальной акме-ориентацией.

Основная гипотеза: креативная направленность субъектов молодежных групп обусловлена доминирующими полимодальными социальными акме-ориентациями.

Частные гипотезы исследования:

1. Креативная направленность дифференцируется на конструктивную, деструктивную и криминальную.

2. Содержание полимодальной социальной ориентации личности включает мотивационный, поведенческий и личностный компоненты.

3. Актуализация конструктивного типа креативной направленности зависит от личностных особенностей: самодостаточность, высокий уровень определяется комплексом разноуровневых особенностей.

4. Разработка специфических акме-технологий оказывает продуктивное влияние на развитие конструктивного типа креативной направленности, снижая проявления криминальных форм направленности.

Исходя из проблемы, цели, гипотезы, объекта и предмета исследования в работе были поставлены следующие задачи исследования:

1. Осуществить анализ теоретико-методологических подходов по проблеме креативности и ее направленности в молодежных группах с полимодальной социальной ориентацией.

2. Разработать концептуальную структурно-функциональную модель полимодальной креативной направленности в молодежных группах с разной социальной ориентацией.

3. Выявить референтные личностные особенности субъектов молодежных групп с разной креативной направленностью и сравнить их психологические профили.

4. Разработать психолого-акмеологические технологии развития конструктивного типа креативной направленности в молодежных группах.

В качестве теоретико-методологической основы нашего исследования выступили: концептуальные методологические исследования, раскрывающие общенаучные принципы психологии (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн); основополагающие принципы теории личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); акмеологический подход к развитию (A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина); концепции самоопределения личности (A.A. Деркач, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, и др.); положения применительно к созданию психопрофилактических технологий (A.A. Вербицкий, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, М.М. Кашапов, A.A. Реан, В.В. Рубцов. А.И. Савенков, A.C. Чернышёв, Д.И. Фельдштейн, В.Ю. Рыбников, Т.И. Миронова). Общими теоретическими предпосылками явились работы отечественных и зарубежных ученых по исследованиям психологических творческих концепций: творчества и креативности (Д.Б. Богоявленская, И.П. Калошина, Дж. Гилфорд и др.), творческих коллективов (М.В. Воропаев, Ч.М. Гаджиев, У. Гордон и др.); программно-ролевых концепций творческих коллективов (П.Г. Белкин, E.H. Емельянов, М.Г. Яро-шевский и др.).

Существенный вклад в исследование проблемы креативности и условий ее развития внесли Г.Ю. Айзенк, А.В. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, Д. Векслер, М. Вертхаймер, Н.Ф. Вишнякова, JI.C. Выготский, В.Н. Дружинин, А.Т. Ковалев, А.Н. Лук, А.М. Матюшкин, А.В. Морозов, В.Г. Рын-дак, Р. Стенберг, И.Э. Стрелкова, К. Тейлор, Н.П.Фетискин, М. Уоллах, Э. Фромм и др.; а также в изучение творческой активности молодежи А.С. За-песоцкий, С.Н. Иконникова, Э.А. Куруленко, В.Т. Лисовский, Э.В. Соколов, В .Я. Суртаев.

Методы и методики исследования. В теоретико-эмпирическом исследовании использованы следующие методы:

- концептуально-методологический анализ и систематизация и обобщение теоретических концепций и прикладных эмпирических исследований по данной проблеме;

- организационные - сравнительный (метод поперечных срезов);

- психодиагностические методы и методики. В эмпирическом исследовании использовались следующие методы: наблюдение, беседа, интервью. Для изучения индивидуально-личностных свойств креативных субъектов молодежных групп в исследовании применялись следующие методики: 16-факторный опросник Р. Кэттелла; методика «Потребность в достижении цели» Ю.М. Орловой; «Методики исследования социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова; анкета «Оценка социальной направленности личности» Г.В. Беспалова, методика «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой, методика «Диагностика направленности личности» Б. Басса;

- методы обработки данных - количественный и качественные анализ, а также методы многомерного статистического анализа с помощью компьютерных программ Microsoft Office Excel 2010 и SPSS 13.0 for Windows (критерий Н-Крускала-Уоллиса и t- критерий Стьюдента).

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось во Владимирском регионе на базе ФГБОУ ВПО «КГТА им. В. А. Дегтярева» и пенитенциарных учреждений Владимирской области. На разных этапах исследования в нем приняли участие 563 человека в возрасте от 18 до 23 лет.

Научная новизна исследования.

1. Впервые выделены типы креативной направленности личности (криминальный, деструктивный, конструктивный) и дано их психолого-акмеологическое описание.

2. Выявлены референтные личностные особенности субъектов молодежных групп с разной социальной модальностью и осуществлено сравнение их психологических профилей.

3. Создан и эмпирически испробован психологический инструментарий, направленный на изучение социально-креативных полимодальных ориентации.

4. Выделены психолого-акмеологические особенности, способствующие развитию конструктивного типа креативной направленности субъектов в молодежных группах, и на их основе разработана программа элиминации деструктивного типа креативной направленности.

5. Разработаны психолого-акмеологические технологии, способствующие развитию конструктивного типа креативной направленности и ослаблению деструктивно-креативных социальных ориентаций.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выделены типы креативной направленности в молодежных группах и представлена ее структура потенциалов. Разработана интегративная модель генезиса конструктивного, деструктивного и криминального типов креативной направленности. Определение конструктивного типа креативной направленности служит основой для выявления психолого-акмеологических технологий, способствующих ее повышению у субъектов молодежных групп с противоправным поведением.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в нем теоретико-эмпирические результаты позволяют:

1) создавать психолого-акмеологические программы для повышения конструктивного типа креативной направленности в молодежных группах, учитывая технологии ее актуализации;

2) использовать психодиагностический инструментарий для определения конструктивного, деструктивного и криминального типов креативной направленности субъектов молодежных груш, субъекты с разной креативной направленностью характеризуются полинаправленными психологическими профилями личности;

3) использовать психодиагностический инструментарий для определения психолого-акмеологических факторов, способствующих развитию креативной направленности молодежи.

Личный вклад автора. Креативность личности рассматривается не только в конструктивном направлен™ ее развития, но и в деструктивном. Впервые в психологии дано определение конструктивного типа креативной направленности как способности создавать новый нестандартный продукт и осуществлять поиск неординарных решений, проявляющейся в социальной активности, высокой поведенческой регуляции и моральной нормативности, адаптивности субъекта, служащей источником его самореализации и благоприятно влияющей на динамику развития его группы в целом. Определены психолого-акмеологические технологии актуализации потенциалов конструктивной креативной направленности субъектов молодежных групп.

Положения, выносимые на защиту.

1. Креативная направленность молодежных групп характеризуется полимодальными социальными ориентациями.

2. Полимодальная структура креативной направленности включает структурно-деятельностные и личностные особенности.

3. Потенциалы конструктивного типа креативной направленности актуализируются с помощью психолого-акмеологических технологий.

Основные этапы исследования:

Изучение психолого-акмеологической феноменологии осуществлялось с 2009г. в следующей трехэтапной логике;

1-й этап - подготовительный (теоретико-проектировочный) 20092010гг. был посвящен анализу и обобщению литературных данных, поиску концептуальных оснований исследования, выбору объекта и предмета исследования;

2-й этап - экспериментально-исследовательский (основной) 2011-2013 гг. включал в себя разработку, создание комплекса психодиагностических методов исследования креативной направленности в молодежных группах с разной социальной ориентацией. Концептуальные подходы и результаты эмпирических материалов апробировались на методологических семинарах, научно-практических конференциях и публикациях в печати по вопросам психологии;

3-й этап - заключительный — 2014-2015 гг. включал в себя проведение эмпирических исследований, связанных с дифференциацией типов креативной направленности и их содержательно-эмпирическим наполнением, статистическую обработку полученных данных, их интерпретацию.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечена проведением анализа практики употребления в научной литературе основных понятий; последовательной реализацией теоретико-методологических основ работы на всех этапах ее осуществления; комплексным подходом к исследованию проблемы; аргументацией концептуального замысла с привлечением эмпирических данных; отбором комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам исследования. Достоверность данных, полученных на выходе исследования, подтверждается результатами их математической обработки, согласованностью выводов и положений теоретического и экспериментального исследований.

Обоснованность полученных результатов исследования достигается рассмотрением новых тенденций в области научного изучения конкретных проблем в контексте общенаучных закономерностей; сопоставлением альтернативных вариантов решения рассматриваемых вопросов и их сис-

темной проработанностью; последовательной реализацией взаимодополняющих методов.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности

определяется следующими направлениями, изученными в данной диссертационной работе и являющимися областью исследования психологии развития, акеологии: активность личности, Я-концепция, общие способности и одаренность как факторы развития личности (раздел 1.7 паспорта специальности 19.00.13); движущие силы, источники развития и пути формирования субъектов деятельности (индивидуальных и групповых) (раздед 1.9); направленность на формирование устойчивой структуры жизни.

Принятие социальной ответственности, овладение профессией (раздел 2.12); выявление условий и факторов (в широком понимании), способствующих или препятствующих движению к акме и достижению вершин в развитии (раздел 3.4); личность как субъект акмеологического развития (раздел 3.5).

Отличие теоретических и эмпирических данных исследования от результатов, полученных другими. В настоящее время существуют исследования, затрагивающие изучение творческой активности и креативности молодежи (Д.Б. Богоявленская, Т.С. Позднякова, A.C. Запесоцкий, С.Н. Иконникова, Э.А. Куруленко, В.Т. Лисовский, Э.В. Соколов, В.Я. Сур-таев). Однако отсутствуют работы, направленные на исследование актуализации потенциалов конструктивного типа креативной направленности в психологическом и акмеологическом контексте, а также элиминации деструктивного типа креативной направленности. При этом в недостаточном объеме исследованы условия и факторы, влияющие на полимодальную направленность развития креативности субъектов молодежных групп. Впервые проведен анализ специфических личностных особенностей у субъектов с амбивалентной креативной направленностью.

Апробация результатов работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение и прошли апробацию в выступлениях на межвузовских и межрегиональных, международных научно-практических конференциях, которые проводились в 2009-2015 гг. в городах Кострома, Иваново, Ковров и других. По теме диссертационного исследования опубликовано 5 работ. Объем публикаций составил 1,68 п. л.

Полученные результаты исследования внедрены в учебный процесс в Ковровской государственной технологической академии имени В.А. Дегтярева, Костромском государственном университете имени H.A. Некрасова, а также в практическую деятельность Межрегиональной психологической лаборатории УФСИН России по Владимирской области, что подтверждается актами о внедрении.

Структура и объем работы

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Основное содержание работы

Во введении раскрываются актуальность, объект, предмет, цель, задачи и гипотезы диссертационной работы; дана характеристика эмпирической базы исследования, раскрыты теоретико-методологические основания диссертационного исследования, показаны научная новизна и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретико-методологические подходы к исследованию интрадетерминации креативности и полимодальной направленности» состоит из трех параграфов и посвящена анализу теоретических и методологических подходов к изучению проблемы креативности, ее психологической сущности и типологии, особенностям личности одаренных субъектов, а также анализу влиянию креативности на личностно-деятельностную направленность.

В первом параграфе главы представлен теоретический анализ трех направлений в изучении креативности: когнитивное (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, С. Медник, Де Боно, М.Рорбах, А. Ротенберг, Р.Мэй, В.Н. Дунчев, М.А. Холодная и др.); личностное (К. Тэйлор, К. Кокс, Э. Роу, А. Маслоу, К. Роджерс, Н. Роджерс, JI.B. Шавинина др.); синтетическое (Ф.Дж. Раштон, Дж. Рензулли, Дж. Фельдхъюзен, А.Танненбаум, Р. Стернберг, С. Каплан, К. Хеллер, Д.Б. Богоявленская, A.M. Пертайтите, ЕЛ Яковлева и др.). На современном этапе развития отечественной психологической науки выделяется обобщающий подход, представители которого рассматривают креативность как интегративное свойство личности, целостно и в развитии (В.Н. Дружинин, В.Н. Козленке, Л.Б. Ермолаева-Томина, Н.В. Гнатко и др.). Детерминация потенциалов креативности у молодежи находит свое выражение в самых различных поведенческих формах. Анализ и сопоставление этих форм нашли отражение в работах В.Г. Шклярик, В.Н. Белова, О.И. Карпухин и др. Феномен креативности рассматривается как многомерное, многоуровневое психическое образование. При этом творчество по своей природе является системным объектом. Представлена типология креативности в молодежных группах: конструктивный, деструктивный, криминальный. Подробно рассмотрена характеристика выделенных типов для определения их диагностики и технологий развития конструктивного типа креативной направленности.

Рассмотрены основные концепции генезиса креативности: концепция редукции творчества к интеллекту Г. Айзенка; концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса; концепция М. Воллаха и Н. Когана; концепция А. Медника; «теория инвестирования» Р. Стернберга.

В отечественной психологии понятие «креативность» чаще всего связывается с понятием «творчество» и рассматривается как личностная характеристика, творческий потенциал индивида.

Во втором параграфе рассматривается специфика проявлений креативности в жизнедеятельности одаренных субъектов. Фундаментальное значение имеет положение Л.С. Выготского о психологической системе одаренности как единой, но многообразной и сложной структурной целостности. В разработку целостного подхода к пониманию одаренности и ее развития существенный вклад внесли СЛ. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Э.А. Голубева, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, К.К. Платонов, Я.А. Пономарев, В.Д. Шадриков. Особое значение имеет системный подход к исследованию психических явлений - «рассмотрение психического в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целостная система».

В качестве ведущего, при рассмотрении понятия «одаренность», выделяется комплексный подход, позволяющий выявлять как реальные, так и потенциальные возможности ребенка. Внутри комплексного подхода отчетливо прослеживаются два направления: «диагностика отбора» и «диагностика развития». При этом теоретической базой для этого подхода послужили работы Л.С. Выготского, Т. Липпс, И.П. Павлова и др.

Лонгиподное исследование Л. Термена убедительно доказало односторонность рассмотрения понятия одаренность лишь через призму ее интеллектуальной составляющей и послужило толчком к тому, что в структуре одаренности наравне с интеллектом стали выделять креативность, т.е. творческую составляющую одаренности, а тесты интеллекта были дополнены тестами креативности (Гилфорд Дж., Торранс Е.П. и др.).

Большинство современных ученых в области психологии одаренности выступают за многомерный взгляд на этот процесс, подразумевающий использование целого комплекса методов и диагностических процедур (Бабаева Ю.Д., Богоявленская Д.Б. Венгер Л.А. Гильбух Ю.З. Дружинин В.Н. Лейтес Н.С. Матюшкин А.М., Ратанова Т.А., Савенков А.И., Холодная М.А., Чуприкова Н.И., Шадриков В.Д., Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Юркевич B.C., Яковлева Е.Л., Рензулли Дж., Хеллер К., Карне А. и др.).

В третьем параграфе представлены особенности влияния креативности на личностно-деятельностную направленность. Понятие креативности имеет интегративный, объединяющий характер. Креативность - это свойство личности, характеризуемое наличием творческой активности, имеющей гуманистическую направленность. Творческие проявления личности при этом возможны в любых сферах деятельности, при этом результатом творчества могут являться ситуации, средства, способы деятельности, эмоции и чувства человека.

Развитие креативности взаимообусловлено психологическими факторами: внешними (творческая среда, создание психологического комфорта, общение с культурой и искусством) и внутренними (активность личности, успешное общение, интеллектуальность). Данные группы факторов также оказывают влияние на развитие направленности личности, в особенности это касается внешних факторов. В возрасте 13-20 лет огромную значимость приобретает образец, поддержка семьи и сверстников. В этот период креативность имеет особенное отношение к определенному типу мышления, который постепенно формируется в ходе развития личности. Соотношение личностных и социально-психологических компонентов и их влияние на личность оказывает существенное значение в определение ее личностно-деятельностной направленности и развитием полярности ее креативности в соответствующем направлении.

Во второй главе «Концептуальное и организационно-методологическое обеспечение эмпирического исследования» дано описание концептуальных основ креативной актуализации различных проявлений личностной направленности. Изучались психолого-акмеологические условия развития креативности в молодежных группах. Среди основных условий были выделены следующие: социальное подкрепление творческого поведения, внутренняя мотивация к творчеству, развитые чувства свободы и самостоятельности, эмоционально-благоприятная атмосфера, реализация принципов гуманистической психологии (поддержка, безоценочносгь, принятие).

В первом параграфе данной главы представлен процесс систематизации психолого-акмеологических факторов развития креативности в молодежных группах.

Детально проанализированы как начальные условия и факторы, оказывающие влияние на креативную актуализацию, так и дополнительные, зависящие от личностно-деятельностной направленности личности.

1Деструкт

явная креатпвн

Личяостзше компоненты

Соадегзызо-психолсгячсскке

Условия креатив ноете

-ояшалькос подкрепление творческого поведения; -глекватняя позитивная

самооценка -вн> гренняя мотивация к

георчестоу -реализация принципов гу нгннсгической пагхолопш (принятие. поддержка.

Дитаоггвыг хомсонеэтм

Соснялыкг

КИХСЛОПРКСК1К

кхчапонантк

группа

нляця&гечяос группе*

Рис. 1. Модель развития креативности с амбивалентной направленностью В результате была создана модель развития креативной направленности в амбивалентном направлении (Рис. 1), которая подразумевает движение личности в катэ- и акме- направлениях. Акме- и катэ- направленность развития креативной направленности определяется дифференцированным содержанием личностных и социально-психологических компонентов, в которые входят факторы, влияющие на них. Среди основных личностных компонентов развития креативной направленности в сторону катэ выделяются: познавательный эгоцентризм, импульсивность мысли и эмоциональная лабильность. Социально-психологические компоненты характеризуются внешним конформизмом, асоциальной направленностью референтной группы, безразличием к общественно значимым целям.

Степень выраженности каждого из компонентов оказывает влияние на развитие деструктивного или криминального типа креативной направленности. Формирование креативной направленности в сторону акме определяется следующими личностными компонентами: метафоричность мысли, лабильность мышления, познавательная эффективность.

Социально-психологические компоненты включают в себя внутреннюю независимость, социальную направленность референтной группы, заинтересованность в общественно значимых целях.

Второй параграф главы посвящен изложению схемы и организации исследования, дано описание и обоснование выбора методического инструментария, использованных для решения поставленных в исследовании задач, дана характеристика выборки испытуемых, эмпирической базы исследования.

Третья глава «Эмпирическое исследование полимодальный проявлений личностной направленности, обусловленных разноуровневой креативностью» содержит три параграфа. С целью выявить лица с высоким уровнем личностной креативности нами была проведена методика «Диагностика личностной креативности» (Е.Е. Туник) среди студентов и осужденных. Далее для определения категории респондентов с деструктивным типом креативной направленности нами была проведен а психодиагностическая методика среди студентов - «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл). В результате опроса была сформирована группа испытуемых, в которую вошли респонденты с высокими показателями склонности к отклоняющемуся поведеншо.

В первом параграфе рассматривается профиль личности у трех групп испытуемых с помощью 16-факторного теста Р. Кеттелла. Проанализированы специфические различия психологических особенностей респондентов с конструктивным, деструктивным и криминальным типом креативной направленности (рис. 2).

конструктивным типам | креативной направленности Респонденты с лг<пруАТ1шныз.г типом креативной направленности —Респонденты с

кр;шикаяьньш типом

креативной

направленности

Рис. 2. Профили личности по шкалам 16-фактрного тест Р. Кэттелла у трех групп респондентов с разной креативной направленностью

У респондентов с конструктивным типом креативной направленности доминируют показатели общительности (р<0,01), эмоциональной стабильности (р<0,01), нормативности поведения (р<0,01), нонконформизма (р<0,01)> самоконтроля (р<0,01), чувствительности (р<0,01), подозрительности (р<0,05'). Респонденты с криминальным типом креативной направленности имеют высокие показатели смелости (р<0,05), подозрительности (р<0,05). Данную группу респондентов характеризует недоверчивость, упрямство, спонтанность в эмоциональной сфере, заинтересованность только

1 ................—.................................—..........................----------------------------—...............................-

АБСЕ V ОН! I. М К О <¿1 <^2 ф <^4

собственной жизнью, небрежность в отношении деталей и сигналов опасности (с низким показателем нормативности поведения), поверхностное отношение к трудностям в общении с людьми в эмоционально напряженных ситуациях. Респондентов с деструктивным типом креативной направленности отличает наличие собственного мнения, авантюризм, сознательность и настойчивость, их девиантные проявления носят случайный характер, объясняющейся эмоциональностью.

Во втором параграфе главы проводится анализ интегральных показателей мотивационного, поведенческого и личностного компонентов. Показатели всех методик выступили в качестве характерных критериев данных компонентов (таблица 1).

Таблица 1

Интеграционные показатели мотивационного, поведенческого и личностного компонентов у трех групп респондентов

Компоненты креативной направленности Парциальные критерии Количественные показатели групп с полимодальными креативными направленностями

конструктивный тип деструктивный тип криминальный тип

Мотива-ционный Направленность на себя 24,17 28,19 41,34

Направленность на общение 27,38 36,65 27,15

Направленность на дело 38,45 25,16 21,51

Потребность в достижении цели 18,93 13,62 16,38

Поведенческий Поведенческая регуляция 8,32 6,56 7,96

Моральная нормативность 8,03 6,93 4,85

Личностный Коммуникативный потенциал 7,57 6,82 6,48

Общая самооценка 6,49 -3,18 2,12

Анализируя мотивационный компонент, а именно социальную направленность личности, можно наблюдать у респондентов криминального типа креативной направленности доминирующие показатели направленности на себя, что свидетельствует о склонности к соперничеству и жажде вознаграждения. У респондентов с деструктивным типом креативной направленности наблюдается направленность на общение, что предполагает стремление в любых условиях поддерживать отношения с референтной группой. Респондентов с конструктивным типом креативной направленности отличает направленность па дело, что характеризует их как людей способных отстаивать собственное мнение в решении проблем, полезного для достижения собственных целей, а также стремящихся к выполнению работы на высоком уровне. У респондентов как с конструктивным, так и с криминальным типами креативной направленности наблюдается высокий уровень потребности в достижении цели, что указывает на их настойчивость в достижении цели, потребность в изобретении новых способов решения старых проблем, склонность сильно увлекаться работой. Несмотря на общую потребность в достижении цели, данные группы отличает основная цель их деятельности. Респондентам с деструктивным типом креативной направленности свойственна неудовлетворенность достигнутым, готовность принять помощь от других, неспособность плохо работать.

Рассматривая поведенческую регуляцию как показатель поведенческого компонента, можно отметить, что у респондентов с конструктивным и криминальным типами креативной направленности наблюдаются высокие баллы по данному показателю, что свидетельствует об их высоком уровне нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, реальном восприятии действительности.

Респонденты с деструктивным типом креативной направленности имеют средний уровень поведенческой регуляции, то есть данная категория людей действует эмоционально, они склонны к риску, часто поступают неосознанно.

Показатель моральной нормативности возрастает от группы респондентов с криминальным типом креативной направленности к группе респондентов с конструктивным типом креативной направленности. Респонденты с криминальным типом креативной направленности характеризуются реальностью в оценке своей роли в коллективе, соблюдением общепринятых норм поведения. У респондентов с криминальным типом креативной направленности наблюдается неадекватная оценка своей социальной роли, стремление нарушить принятые нормы, неуважение существующих принципов.

Личностный компонент представлен коммуникативным потенциалом и общей самооценкой. У трех групп респондентов наблюдается показатель коммуникативного потенциала выше среднего, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития коммуникативных способностей, легкости в уста-

новлении контакта с окружающими людьми. Респонденты с конструктивным типом креативной направленности обладают высоким уровнем самооценки, что указывает на склонность верить в успех своего дела, легко переживают временные неуспехи и неудачи, инициативны и оптимистичны. У респондентов с деструктивным типом креативной направленности отмечается средний уровень самооценки, что характеризует их как людей тревожных, они склонны к пессимизму, тяжело относятся к своим неудачам, положительные события приносят много радости и стимулируют к дальнейшем действиям. Респондентов с криминальным типом креативной направленности отличает неуверенность в себе, застенчивость, отсутствие жизнерадостности, ответственные действия вызывают сильную тревогу. Данный факт объясняет их склонность к подчинению в референтной группе.

В конце второго параграфа третей главы рассматривается выраженность социального интеллекта у трех групп респондентов с тремя видами креативной направленности. Интегрируя показателей всех шкал, был получен общий показатель социального интеллекта у трех групп (рис.3).

| б ...........-............-..........."...........................-..........:..............................-......

О Респонденты с конструктивным типом креативной направленности

13 Респонденты с деструктивным типом креативной направленности

■ Респонденты с криминальным типом креативной направленное^ I

Рис. 3. Показатели социального интеллекта у трех групп респондентов с полимодальной креативной направленностью

У респондентов группы с конструктивным типом креативной направленности наблюдается высокий уровень социального интеллекта (4,92 балла), что свидетельствует об успешном прогнозировании реакции людей в заданных обстоятельствах, проявлении дальновидности в отношении с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Они имеют выраженный интерес к познанию себя и развитую способность к рефлексии.

3,09

} 3 ' 2.39

1

! 1 I шяш ¡ЯМйрщ

Им свойственны открытость, доброжелательность, изобретательность в работе. Респондентов с деструктивным типом креативной направленности отличает средний уровень социального интеллекта (3,09 балла), что проявляется в эмпатии, наличии потребности воздействовать на других, развитых организаторских способностей они иногда с трудом приспосабливаются к новым людям. Группа респондентов с криминальным типом креативной направленности обладает низким уровнем социального интеллекта (2,39 балла). Они могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации.

В третьем параграфе третей главы на основании полученных эмпирических данных нами была сформирована психолого-акмеологическая модель развития креативной направленности (рис. 4). В данной модели представлены психолого-акмеологические условия, влияющие на развитие креативной направленности, а также психологические факторы, определяющие направленность креативности. Среди основных психолого-акмеологических условий выделяются эмоционально-благоприятная атмосфера, свобода и самостоятельность, внутренний мотив в творчестве и социальная поддержка творческого поведения. Далее на развитие каждого типа креативной направленности в отдельности оказывают влияние несколько факторов. Развитию конструктивного типа креативной направленности способствует высокий уровень поведенческой регуляции, высокий уровень нормативности поведения и морали, эмоциональная стабильность, низкий конформизм, мнительность, уважение существующих принципов.

Псггхолого-ак'меолрпшеская модель креативной направленности

]. Эыопнон&льио-олагопршггкал атмосфера

2. Свобода н самостоятельность

3. Вн>1реэияб мотав в творчестве

4. Соияа.тьная подлержка творческого поведения

X 1

1 1 1

; 2 Г * |

& а £ й- 5 1

.1 II I 1 1

и

\

| |

1 1 & 1 I

"4 1 1 1

1 11 6

к 1 2 |

I II 1 1 1

Деструктивный тип

Криминальный тип

Рис. 4. Психолого-акмеологическая модель развития креативной направленности

Деструктивный тип креативной направленности определяется средним уровнем поведенческой регуляции и нормативности поведения и морали, эмоциональностью, конформизмом в референтной группе, недоверием и критичностью. Криминальный тип креативной направленности характеризуется высоким уровнем поведенческой регуляции, низким уровнем нормативности поведения и морали, эмоциональной нестабильностью, конформизмом в референтной группе, подозрительностью и готовность к риску.

Четвертая глава «Психолого-акмеологическая актуализация конструктивной направленности в креативной молодежной среде» содержит 2 параграфа. В первом параграфе главы рассматривается необходимость создания акме-среды как основы актуализации потенциалов конструктивного типа креативной направленности, что предполагает развития специфических личностных особенностей субъектов молодежных групп. На основе выявленных эмпирических данных и построенного профиля респондентов с конструктивным типом креативной направленности были сформулированы психолого-акмеологические технологии: психолого-акмеологический тренинг, ролевые игры (с проработкой реальных ситуаций); проектирование собственного развития; акмеологическое моделирование и игромоделирование.

Таким образом, актуализация креативных возможностей обеспечивается психолого-акмеологическими условиями, совершенствование которых является залогом творческого саморазвития молодых людей, их успешности, творческого подхода к выполнению любого вида деятельности и социальных ролей.

Одним из ведущих условий (предстартовый период) для развития креативности личности субъектов в молодежных группах является внедрение компетентностного подхода, ориентированного на школьное образование, а именно:

1. Технология формирования здорового образа жизни и жизненных навыков. Данная технология способствует осознанию и усвоению молодыми людьми основных человеческих ценностей; формированию установки на ведение здорового образа жизни; обучению молодежи методам решения жизненных проблем; преодоления стресса и снятия напряжения без применения психоактивных веществ; формированию психосоциальных и психогигиенических навыков принятия решений; эффективного общения, критического мышления; сопротивлению негативному влиянию сверстников; управления эмоциями.

2. Технология саморазвития личности. Основная цель технологии -помочь лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх, выявить пути наиболее успешной и полной реализации себя в поведении и деятельности, помочь утвердить свои права и собственную ценность.

3. Технология профилактики асоциального поведения с основами правовых знаний. Целью технологии является повышение ответственности за собственное поведение, развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков. Программа призвана сформировать представления о сущности конфликтов и способах их разрешения, знакомит с нормами в отношении ответственности за причинение морального и физического ущерба, за групповые правонарушения, затрагивает вопросы ответственности за хранение и распространение психоактивных веществ, знакомит с основными законами РФ.

4. Технология развития коммуникативных навыков. Технология нацелена на развитие навыков общения, осознавания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизации механизмов самопознания и самовыражения.

5. Технология коррекции агрессивности. Цель данных технологий -учить регулировать эмоции, осознавать и контролировать их, переводить из одной эмоциональной модальности в другую, не прибегая к формам само разрушающего поведения, кроме того, программы призваны минимизировать влияние факторов, провоцирующих проявление агрессивности.

6. Копинг-профилактика употребления психоактивных веществ. Данная технология позволит снизить у молодежи потребность в употреблении психоактивных веществ и развить навыки конструктивного поведения, способствующего их адаптации, социальной интеграции, психическому и физическому здоровью, помочь освоить активные копинг-стратегии путем обучения социальным навыкам, повысить эффективность социально-поддерживающих отношений, умение воспринимать поддержку, развивать эмпатшо.

7. Технология повышения психолого-акмеологической компетентности родителей. Основная цель технологии - формирование адекватной самооценки в социальной роли родителя, изменение стиля семейного воспитания для создания обстановки, способствующей исправлению, повышение психолого-педагогической культуры родителей, коррекция семейных отношений.

8. Технология совершенствования психолого-акмеологической подготовки педагогов образовательных учреждений (улучшения взаимодействия между учителями и школьниками). Данные программы включают тренинг учителей с целью создания социально-поддерживающего климата в школе, работу с самооценкой и я-концепцией учителя, тренинги личностного контроля и социальных навыков.

Приоритетным вектором развития потен циалов креативности молодежи является организация их творческой деятельности. Эффективность этого процесса можно существенно повысить, если создать творческую образовательную среду как основное условие для самовыражения и развития творческих способностей молодых людей, обогащения опыта их творческой самореализации.

В заключении диссертационного исследования обобщаются основные теоретические и экспериментальные результаты, содержатся выводы и предложения по использованию полученных результатов, определяются перспективы дальнейшего изучения рассматриваемой проблемы.

Выводы:

1. Креативная направленность - свойство личности, акме-психологический комплекс особенностей, выражающийся в готовности к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем.

2. Типы креативной направленности дифференцируются на конструктивные, деструктивные и криминальные и базируются на составляющих их личностно-деятельностных особенностях.

3. Установлено, что субъекты молодежных групп, проявляющие конструктивный тип креативной направленности, обладают высоким урове-нем моральной нормативности, высоким уровнем поведенческой регуляции, стремлением к сотрудничеству и достижению общественно значимых целей, отличающих их от субъектов, обладающих деструктивным типом креативной направленности.

4. Разработанная акме-психологическая программа повышения конструктивного типа креативной направленности в молодежных группах, основанная на психолого-акмеологических факторах и внедрении компе-тентностного подхода в до вузовском образовании с учетом специфики учебных заведений, способствует актуализации акме-потенциалов креативной направленности в молодежных группах с полимодальной социальной направленностью.

5. Выделенный разноуровневый психодиагностический инструментарий, обеспечивает валидное определение креативной направленности субъектов молодежных групп с различной социальной направленностью.

6. Созданный и эмпирически апробированный комплекс акме-методов, способствует корригированию асоциального поведения осужденных с высоким уровнем креативности для пенитенциарных учреждений.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Беспалов Г.В. Психолого-акмеологические факторы актуализации в молодежных группах с различной творческой направленностью// Вестник Костромского государственного университета имени H.A. Некрасова. — 2011.Т.17. I-C. 142-145.

2. Беспалов Г.В. Креативность молодежи как показатель самоактуализации в профессии// Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. - 2011. Т.17. - № 2 - С.231-234.

3. Беспалов Г.В. Психологическое сопровождение самореализации специалиста творческой направленностью // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. — 2011. Т.17. - № 3 - С.81-88.

Статьи в сборниках материалов научных, научно-практических конференций:

4. Беспалов Г.В. Креативная компетентность студента как показатель успешности профессиональной деятельности // Экономические и психолого-акмеологические основы менеджмента организации. - Ковров: ФГБОУ ВПО «КГТА им. В.А. Дегтярева», 2012. - С.113-119.

5. Беспалов Г.В. Креативная компетентность студенческой молодежи // тез. всерос. симпозиума: Парадигмальные основания психологии компетентности/ отв.ред., сост. Н.П. Фетискин, A.JI. Журавлев,- М.; Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2012,- Т.1 - С.43-46.

БЕСПАЛОВ ГЕОРГИЙ ВИКТОРОВИЧ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ПОТЕНЦИАЛОВ КРЕАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В МОЛОДЕЖНЫХ ГРУППАХ С ПОЛИМОДАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ

ОРИЕНТАЦИЕЙ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Подписано в печать 28.04.2015.

Формат 60x84/16.

Усл. печ. л. 1,5. Тираж 120 экз.

Отпечатано:

Типография ФГБОУ ВПО « Костромской государственный университет имени H.A. Некрасова»

156961, г. Кострома, ул. 1 Мая, 14.