автореферат и диссертация по психологии 19.00.13 для написания научной статьи или работы на тему: Интерсубъективность в системе психолого-акмеологического знания
- Автор научной работы
- Демидов, Илья Федорович
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2003
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.13
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Демидов, Илья Федорович, 2003 год
Введение.
Глава
Теоретико-методологические предпосылки психолого-акмеологического исследования интерсубъективности
1.1. Генезис и основные подходы к изучению интерсубъективности.
1.2.Интерсубъективность как предмет исследования общей психологии.
13. Социально-психологическая сущность интерсубъективности.
Глава
Психолого-акмеологическая концепция интерсубъективности
2.1. Разработка психолого-акмеологической модели интерсубъективности
2.2. Акмеологические формы выражения интерсубъективности.
2.3. Психолого-акмеологическое обеспечение развития интерсубъективного «Я» и «Мы».
Введение диссертации по психологии, на тему "Интерсубъективность в системе психолого-акмеологического знания"
Актуальность проблемы исследования
Проблема интерсубъективности в настоящее время привлекает исследователей в различных областях социогуманитарного знания. Несмотря на то, что она является по своей природе философской, проявляющейся в различных науках лишь в некоторых контекстных понятиях интерсубъективности, - в последнее время, в частности в психологии, появляется ряд публикаций, использующих это понятие в качестве базовой аксиоматики. Проблема интерсубъективности значима и для формирующейся перспективной научной дисциплины акмеологйи. Будучи интегративным знанием о человеке, акмеология опирается на философию, психологию, социальную психологию, заимствуя у них ряд категорий, которые приобретают в акмеологическом знании новый смысл. Это фундаментальные для акмеологии понятия: личность, субъект, деятельность, развитие и т.д.
Понимание людьми друг друга во многом выступает условием человеческого развития. Представление о возможности взаимопонимания людей, принципиальной интерпретируемости мира, возможности понимать и передавать информацию получило выражение в категории интерсубъективности. И если функционально с этой категорией могут быть соотнесены в качестве синонимов такие понятия, как, например, интеракция, коммуникация, социализация (отражающие механизмы реализации интерсубъективности), то по сути можно говорить о том, что интерсубъективность есть единое и первое универсальное представление, пронизывающее все уровни совместной человеческой организации, а также принципиальной организации самого субъекта системы отношений, позволяющей ему быть открытым Другому.
Вместе с тем в прикладных областях психологии и акмеологии актуализируется вопрос о повышении эффективности деятельности
Вместе с тем в прикладных областях психологии и акмеологии актуализируется вопрос о повышении эффективности деятельности человека в коллективе, об оптимизации процессов социализации индивида, о формах интегральных феноменов, таких как массовое сознание и лидерство в коллективе, социальная установка и социальное поведение, нормы, ценности и др. Все эти аспекты напрямую связаны с феноменом интерсубъективности.
В акмеологии включение интерсубъективного пространства в поле изучения человека дает более полное представление о его развитии к «акме» во всех аспектах. Таким образом, объектом акмеологии может стать коллективный субъект «Мы», коллективное «акме», тесно связанное с «акме» «Я». На представлении об интерсубъективности, в частности на ее «языковых» концепциях, строится ряд практически значимых в психологии и акмеологии направлений, таких как нейролингвистическое программирование, а также ряд описываемых социальной психологией процессов: идентификации, социальной перцепции, механизм каузальной атрибуции, социальной интеграции (онтологический аспект интерсубъективности).
Вместе с тем в реальной общественной практике, в системе государственной службы также обостряются моменты, связанные с феноменологическими аспектами интерсубъективности: «Утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников органов государственной власти. Пока еще не выработаны новые правила служебного поведения (профессиональной этики) государственных служащих и законодательные механизмы их реализации»1. Сложившаяся ситуация делает актуальным фундаментальный научный анализ и исследования в прикладных областях наук проблемы интерсубъективности.
1 Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)». // Российская газета. 2002. №223 (3091) от 23.11.2002. С.5.
Состояние разработанности проблемы исследования
Определяя состояние разработанности проблемы, необходимо заметить, что акмеология является еще достаточно молодой научной дисциплиной и исследование интерсубъективности в предметным поле акмеологии проводится впервые.
Проблема интерсубъективности как таковой рассматривалась в основном в философии XX века (К.-О. Апель, Б. Вальденфельс, Х.-Г. Гадамер, Э. Гуссерль, П. Рикер, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Б. Хюбнер, К. Хюбнер, А. Шюц). Когнитивными аспектами интерсубъективности занималась аналитическая философия (например, Р. Рорти), онтологическими - экзистенциализм и структурализм (в частности, проблемам интерсубъективности посвящены работы Ж. Лакана, К. Леви-Стросса, Ж.-П. Сартра и др.), герменевтика и феноменология. Анализ структур интерсубъективности представлен в философских исследованиях последних лет (Е. Борисов Э. Дюзинг, А. Исаков, О. Кубанова, Р. Курт, Л. Новицкая, Р. Столороу, Е. Чичнева и др.)
В психологии понятие интерсубъективности исследуется частично, в некоторых аспектах, в психоанализе (А.Адлер, Э. Фромм, К. Юнг и др.), в психологии деятельности (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.), в психосемантике и психологии смысла (Е.А. Артемьева, А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В. Ф. Петренко и др.), в когнитивной психологии (Дж. Миллер, У. Найссер, Ж. Пиаже и др.), в концепциях социальной психологии (М. Вебер, Г. Лебон, Г. Тард, С. Московичи, С. Франк и др.).
Некоторые аспекты интерсубъективности, частные моменты этой проблемы разработаны собственно в теоретико-методологическом аппарате акмеологии и ее основных направлениях в работах таких исследователей, как К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Р.Л. Кричевский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, И.Н. Семенов, Е.А. Яблокова и др. Расширены представления о развития личности в акмеологии, разработано учение о «Я-концепции» личности (B.C. Агапов, Р. Берне, Д. Майерс, Е.А. Яблокова и др.), определены базовые характеристики понятия «акме» (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А. К. Маркова, и др.), «жизненного пути» (К.А. Абульханова), и «жизненной позиции» личности (В.Н. Маркин).
Исследования интерсубъективности в выражении совокупного поля «Мы» представлены в современной литературе в работах Б.Ф. Поршнева, Ж.-П. Сартра, Е.А. Яблоковой и др. С другой стороны, значительное развитие получило направление исследований некоторых форм интерсубъективности «Мы», таких как, например, корпоративная или организационная культура (А.Н. Занковский, Н.О.Коломиец, У. Оухи, Р. Пэскэйл, Л. Розенштиль, Р. Рюттингер, В. Спивак, Э. Шейн, Э. Этос и др.). Разработаны концепции оптимизации и развития различных аспектов интерсубъективности, в частности, в профессиональной деятельности государственных служащих, отраженные в работах B.C. Агапова, Г.А. Гусевой, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Н.Н. Ершовой, А.С. Карпенко, Н.В. Кузьминой, И.В. Куликова, В.Н. Маркина, О.В. Москаленко, С.Ф. Мурашко, Н.Т. Селезневой, Ю.В. Синягина, Е.А. Яблоковой и др.
Цель исследования - рассмотрение феномена и категории интерсубъективности в психолого-акмеологическом знании.
Объект исследования - феномен интерсубъективности как интегративная характеристика человеческого бытия.
Предмет исследования - содержание и формы выражения интерсубъективности в системе психолого-акмеологического знания.
Гипотеза исследования: Анализ интерсубъективности в контексте междисциплинарного философского и психолого-акмеологического знания позволяет расширить и обогатить систему знаний о психологическом и акмеологическом «субъекте», его развитии в окружающем мире, о взаимоотношении развивающегося человека с миром и другими людьми, об обусловленности его достижения «акме» социокультурными факторами. Трактовка интерсубъективности изменяется и обогащается, становясь предметом акмеологического исследования.
Интерсубъективность становится свойством развивающегося субъекта. Появляются новые, совокупные формы выражения интерсубъективности в акмеологическом знании, такие как «Мы-концепция».
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Раскрыть генезис проблемы интерсубъективности, показать ее философско-гуманитарную природу и сравнить основные философские концепции в изучении интерсубъективности через характеристику спектра и границ ее понимания, выявив значимые для построения акмеологической концепции интерсубъективности аспекты.
2. Выявить особенности трактовки интерсубъективности в контексте психологического знания, в частности психологии восприятия, когнитивной психологии, психосемантики и психологии смысла. Проследить социально-психологические аспекты интерсубъективности.
3. Разработать модель интерсубъективности в системе психолого-акмеологического знания.
4. Рассмотреть на этой основе совокупные характеристики развития субъекта в общности «Мы» - «Мы-концепцию». Раскрыть акмеологические формы выражения интерсубъективности.
5. Раскрыть психолого-акмеологическое обеспечение развития интерсубъективного «Я» и «Мы».
Теоретические и методологические предпосылки исследования
К основным из них можно отнести разработку в отечественных и зарубежных философских исследованиях проблемы интерсубъективности как функциональной и описательной характеристики субъекта; философский анализ проблемы интерсубъективности в контексте решения гносеологических проблем и социальной организации жизнедеятельности индивида; проблематику «Я-концепции» как показателя уровня развития личности; исследование субъективных характеристик человека в рамках социальной психологии как субъекта и участника групповых, общественных процессов; исследования в социальной психологии малых групп и таких феноменов, как установки, ценности, социальное поведение, социализация, каузальная атрибуция, социальные нормы; исследования в социальной психологии больших групп, в частности, таких феноменов, как толпа и вождь, массовое сознание, нация, народ, менталитет; разработки психологии деятельности, психологии смысла, психологии сознания, психологии восприятия; исследования в зарубежной психологии психоаналитического, гуманистического, бихевиористского направлений, интеракционизма и когнитивной психологии; акмеологические исследования, акмеологическую трактовку личности, процесса достижения ею вершин «акме», разработку проблем «жизненного пути» и «жизненной позиции» личности, исследования рефлексивного аспекта развития личности как субъекта деятельности и системы отношений; исследования самосознания и рефлексии личности, а также профессионального развития и профессиональной «Я-концепции» личности; разработку основных положений о корпоративной и организационной культуре в зарубежных и отечественных исследованиях, организационном поведении и ценностных ориентациях личности и группы в профессиональной деятельности.
Методы исследования
В работе использован комплекс научных методов теоретического исследования, таких как системный подход, контент-анализ источников научной информации, сравнение, формализация, гипотетико-дедуктивный метод, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, аналогия, моделирование.
Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научные новизна
•S Выявлены генезис понятия интерсубъективности, наиболее значимые характеристики, определяющие ее содержание и формы проявления на основе анализа различных подходов к пониманию интерсубъективности, сложившихся в философском знании XX века, рассмотрения интерсубъективности в философской феноменологической и герменевтической школах, современных философских учениях
•S Проведен анализ трактовки интерсубъективности с позиций психологии восприятия и когнитивной психологии, психосемантики и психологии смысла, на основе междисциплинарного анализа эксплицирована проблематика интерсубъективности в психологическом знании, Интерсубъективность раскрыта как свойство субъекта быть открытым окружающему миру, познавать его во всем его многообразии, реализуя возможность диалога с Другим на основе тождественности системы восприятия, знаковых символических систем и языка, способности интерпретировать смыслы и наличия общих «когнитивных» процессов у всех людей. Интерсубъективность исследована в контексте социально-психологического знания.
S Показано интегральное значение интерсубъективности. Это позволяет уточнить ее содержание в контексте закономерностей и механизмов профессионального и личностного развития человека, достижения им «акме». Обоснованы составляющие интерсубъективности, такие как когнитивный, коммуникативный, перцептивный, интерактивный, аксиологический, находящиеся в динамической взаимосвязи.
S Доказательно представлено, что в предметной области акмеологии как востребованной и социально значимой науки возникает аспект изучения интерсубъективности личности, который раскрывает ее социальную ориентацию, коммуникативные и интерактивные, деятельностные механизмы развития человека в социуме. Это расширяет поле исследования «субъекта», делает акмеологический «субъект» более доступным для изучения во всем многообразии его отношений с окружающим миром.
•S Рассмотрен синтез социальной психологии и акмеологии, который открывает новое поле исследований достижения личностью своего «акме» в аспекте гармонизации ее развития в социальной среде, изучения ролевых характеристик личности и ее взаимоотношений с «Другими», большими и малыми группами, общностями, обществом. В этой связи выявляется возможность рассмотрения в развитии к своему «акме» не только отдельной личности, но и группы, что может быть выражено в уровне ее зрелости, системе ценностно-целевых характеристик, интересов, коллективного самосознания, и — вместе с тем -в уровне развития каждого члена группы.
S Выявлена взаимосвязь «Я-концепции» и «Мы-концепции», как взаимопредполагающих оснований развития, определяющих гармоничность развития макро- и микросреды субъекта развития. «Мы-концепция» определена как специфическая акмеологическая форма выражения интерсубъективности.
S Установлены значимые акмеологические факторы (социально-перцептивные, коммуникативные, социально-психологические, ценностно-смысловые, нормативно-этические, рефлексивные и аутопсихологические), обусловливающие развитие интерсубъективных характеристик акмеологического субъекта.
•S Разработана авторская модель интерсубъективности в психолого-акмеологическом знании (в системе личностного и профессионального развития субъекта).
S Отражена система психолого-акмеологического обеспечения профессионального развития индивида как интерсубъективного субъекта (на примере государственных служащих), рассмотрены такие формы обеспечения коллективной профессиональной деятельности, как формирование управленческой команды и формирование и оптимизация корпоративной культуры профессионального сообщества.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
S изучаемые в прикладных областях акмеологии феномены, такие как: самосознание, корпоративная культура, конфликт, управленческая команда и коллектив, личность, профессиональная и личностная «Я-концепция», рефлексия, ценностная ориентация - получают новую трактовку и контекст изучения, основанный на знании об интерсубъективности. Это позволяет корректировать и совершенствовать практическую деятельность специалистов, работающих в области консультирования по проблемам командообразования, корпоративной культуры, личностного роста и индивидуального психологического развития, мотивационно-ценностной среды и т.д;
S разработка концепции «Мы» предполагает, что в поле акмеологии объектом исследования может стать не только человек как субъект «акме», но и социальный, совокупный субъект, выражающий единое «Я» как «Мы», например, какая-либо организация (и это может быть отнесено к государственному управлению), коллектив, команда (управленческая команда). Рассмотрение совокупного субъекта как субъекта акмеологии открывает новые аспекты практических исследований, представленных в виде такого субъекта общностей людей. В частности, возможна разработка практических тренинговых занятий и лекционного курса по проблемам интерсубъективности в развитии индивидов и групп в личностном и профессиональном аспектах.
Надежность и достоверность результатов исследования, подтверждающего выдвинутую гипотезу, обеспечивалась исходными методологическими принципами, разнообразием и надежностью использованных методов.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Тема и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ. Положения исследования апробировались на конференции по социальной политике, проходившей в 2001 году в РАГС при Президенте РФ. Результаты исследования были использованы при проведении теоретических и практических занятий по курсу «Психология профессиональной деятельности» со слушателями в РАГС при Президенте РФ и МАГМУ в 2001-2002 гг.
Заключение диссертации научная статья по теме "Психология развития, акмеология"
Заключение
В диссертации была рассмотрена проблема интерсубъективности в спектре философского и психолого-акмеологического знания. Исследован генезис проблемы интерсубъективности и совокупность ее трактовок в философских концепциях, при этом выявлены все наиболее значительные подходы к изучению проблемы интерсубъективности в философии в настоящее время: феноменологический, герменевтический, экзистенциальный, социально-философский, аксиологический и т.д.
Эксплицированы поля изучения интерсубъективности в психологическом знании, показана возможность исследования интерсубъективности с позиций таких областей психологии, как психология восприятия и когнитивная психология, психосемантика и психология смысла. Этот анализ проводился в парадигме современного двуединого понимания интерсубъективности как 1) специфической структуры субъекта (внутренняя трактовка интерсубъективности) и 2) принципиальной открытости внешнего мира для субъекта, т.е. возможности людей действовать совместно, понимать друг друга, развиваться индивидуально в поле совместного развития - «внешняя» трактовка интерсубъективности.
С этой же позиции был дан анализ социально-психологического понимания интерсубъективности, проявляющейся в этом случае, с одной стороны, как «родовое» свойство человека «быть социальным», а с другой стороны - как процесс и результат различных форм социализации.
Полученное совокупное понимание интерсубъективности в философском и психологическом знании приводит исследование в область акмеологии как интегральной дисциплины. Интерсубъективность становится атрибутом и полем развивающегося субъекта. В этой связи показывается, что
1) акмеологическая концепция субъекта в значительной мере обогащается и развивается за счет включения проблематики интерсубъективности;
2) в акмеологической концепции субъекта последний может быть представлен не только как индивидуальный субъект, но и как совокупный, коллективный, социальный субъект, изучаемый в развитии.
Помимо того, посредством рассмотрения в предметной области акмеологии проблематики интерсубъективности сама интерсубъективность, в традиции акмеологических принципов оптимизации и гармонизации, преодолевает традиционную форму трактовки «Я - Ты» и приобретает новую значимую трактовку «Мы», открывающую новый позитивный и продуктивный пласты в понимании и практическом использовании знания об интерсубъективности. Дано представление о возможности исследования в акмеологии такого феномена как Мы-концепция, показана ее связь с Я-концепцией.
В сфере актуального интереса акмеологии - профессиональном развитии человека - показана одна из форм выражения интерсубъективности и Мы-концепции, такая как корпоративная, организационная культура.
Проведенный анализ позволил наметить такие перспективные направления в дальнейшем исследовании темы, как:
S разработка содержательных и методологических основ междисциплинарного исследования интерсубъективности; S анализ места и роли категории интерсубъективности в системе психологических и акмеологических категорий, S а также исследование феномена интерсубъективности в прикладных областях акмеологии.
По итогам проведенного исследования проблемы интерсубъективности в акмеологии можно сделать вывод о возможности следующих практических рекомендаций:
S При разработке технологий и методов акмеологии личностного и профессионального развития необходимо учитывать такую особенность развития субъекта, как способность быть включенным в интерсубъективные процессы, влияние интерсубъективных процессов на личностное и профессиональное развитие субъекта.
•S Коммуникативные, перцептивные, деятельностные, интерактивные аспекты интерсубъективности суть характеристики, позволяющие изучать их в эмпирических исследованиях и являющиеся по сути измеримыми. Это может позволить в дальнейших акмеологических исследованиях интерсубъективности использовать точные результаты для более полного отражения сущности и форм выражения интерсубъективных процессов.
S Такие аспекты изучения интерсубъективности, как коммуникация, взаимодействие, совместная деятельность, конфликт и его преодоление, корпоративная культура, межличностные отношения, социальные нормы, самосознание, ценностная ориентация человека, психология групп и др. в практической деятельности отражаются в тренинговой работе, получающей в настоящее время широкое распространение. Психолого-акмеологическое исследование проблематики интерсубъективности может использовать тренинговые методики в качестве эмпирического поля изучения различных форм проявления и выражения интерсубъективности.
S Знание о Мы-концепции позволяет изучать на практике такие формы выражения интерсубъективности «Мы», как, например, корпоративная культура, с точки зрения понимания совокупного субъекта «мы», внося тем самым новые акценты в исследования этих феноменов.
Таким образом, в работе показано, что исследование интерсубъективности в акмеологии является актуальной, имеющей теоретико-фундаментальное и практическое для акмеологии значение задачей.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Демидов, Илья Федорович, Москва
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., Мысль, 1991. 299 с.
2. Агапов B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей. Дисс. на соискание степени д. псих .н. М., РАГС, 1999.
3. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2000. -336 с.
4. Акмеология. М.: РАГС, 2002. 650 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., Питер,2001. 288 с.
6. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская JI.A. Зарубежная социальная психология. XX столетия. М.: «Аспект Пресс»,2001. 288 с.
7. Апель К.-О. Трансформация философии. М.: «Логос», 2001. 344 с.
8. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука; Смысл, 1999.-350 с.
9. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.:«Алетейя», 2002. 512 с.
10. Барабанщиков В.А. Системность и отражение. (к 75-летию со дня рождения Б.Ф. Ломова) // Вопросы психологии. М., 2002. №6. с. 113 — 126.
11. П.Баранова В.А., Донцов А.И. Социально-перцептивные факторы интеграции малой группы и самовосприятие индивидов в ней. // Мир Психологии. М., 1999. №3. С. 24-30.
12. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности. // Мир психологии. М., 1999. № 3. С. 140-147.
13. П.Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: «Аспект Пресс», 2001. 301 с.
14. Бернс Р. Что такое Я-концепция. // Психология самосознания. Самара: «Бахрах-М», 2000. С. 333-392.
15. Блумер Г. Коллективное поведение. // Психология масс. Самара: Изд. дом «Бахрах М», 2001. - С. 535-588.
16. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. 168 с.
17. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб, Политехника, 2001.- 159 с.
18. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М.:Лабиринт, 1998. 336 с.
19. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
20. Бубер М. Я и Ты. М., ИНИОН РАН, 1992. 81 с.
21. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.
22. Вальденфельс Б. Мотив чужого. Минск: Изд. БГУ «Пропилеи», 1999. -176 с.
23. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Общая психология. Тексты. М., 1997.-С. 87.
24. Вяткин Б.А. Метаиндивидуальность и ее проявление у учителей начальных классов. // Вопросы психологии. М.: 2001. №3. с. 70 - 78.
25. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988.- 704 с.
26. Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М.: Наука, 1990. -128 с.
27. Грауманн К.Ф. Введение в историю социальной психологии // Перспективы социальной психологии. М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2001.- С. 23-44.
28. Григорьева Т.Л. Профессиональная Я-концепция государственных служащих различных уровней управления. Дисс. на соискание ст. канд. псих. н. М.: РАГС, 2001.- 139 с. (с прил.)
29. Гусева А.С. Акмеологическое знание в системе гуманитарно-технологической подготовки государственных служащих. „ психология и акмеология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: РАГС, 1998.-е. 86-115.
30. Гусева Г.А. Формирование ценностных ориентаций государственных служащих. Дисс. на соискание ст. канд. псих. н. М.: РАГС, 1999 151 с. (с прил.)
31. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские медитации. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000,- 752 с.
32. Демидов И.Ф. Интегративные аспекты исследования интерсубъективности в современной психологии. // Психолого-акмеологическое обеспечение саморазвития личности в системе непрерывного образования. М.: РАГС, 2002. С. 213-223.
33. Демидов И. Ф. Интерсубъективность и «Мы-концепция» как предмет междисциплинарного исследования. // Психолого-акмеологическое обеспечение саморазвития личности в системе непрерывного образования. М.: РАГС, 2002. С. 350-356.
34. Демидов И.Ф. Интерсубъективность и проблема рациональности в гуманитарном познании. // Госслужба: философия, юридическая психология, право. М.: РАГС, 2000. С. 3-10.
35. Демидов И.Ф. Интерсубъективность как предмет междисциплинарного исследования. // Проблемы государственного и муниципального управления. Сборник научных трудов МАГМУ. Выпуск 1. М.: 2001. С. 257-262.
36. Демидов И.Ф. Интерсубъективность: опыт психолого-акмеологического исследования. М., РАГС, 2003. 115 с.
37. Демидов И.Ф. Методический аспект проведения деловой игры «Государство» // Сборник научных трудов МАГМУ. Выпуск II, часть 1. М.: МАГМУ, 2002. С. 176-182
38. Демидов И.Ф. Самосознание и интерсубъективность: философско-психологические подходы. // Сборник научных трудов МАГМУ. Выпуск И, часть 1. М.: МАГМУ, 2002. С. 224-226.
39. Деркач А.А Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. // Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Часть 1. М., 2000. 392 с.
40. Деркач А.А. Акмеологические основы управленческой деятельности. // Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Часть. 2. М., 2000.- 536 с.
41. Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. // Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Часть 3. М.: РАГС, 2001.-538 с.
42. Деркач А.А. Развитие ценностной сферы профессионала // Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Часть 4. М.: РАГС, 2001.-484 с.
43. Деркач А.А., Калинин Ю.В., Синягин Ю.В. Стратегия подбора и формирования управленческой команды. М.: РАГС, 1999. 315 с.
44. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.,1993
45. Деркач А.А., Михайлов Г.С. Методология и стратегия акмеологического исследования. М.: МПА, 1998.- 148 с.
46. Дерябо С.Д. Феномен субъектного восприятия природных объектов. // Вопросы психологии. М., 2002. №1. с. 45 - 59.
47. Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения. М.: Смысл, 2000.- 191 с.
48. Душков Б.А. Психосоциология менталитета и нооменталитета. Екатеринбург, Деловая книга, 2002. 448 с.
49. Ершова Н.Н. Развитие социально-перцептивной компетентности в системе профессионального общения. Дисс. на соискание ст. канд. псих. н. М.: РАГС, 1997. 163 с. (с прил.)50.3анковский А.Н. Организационная психология. М.: «Флинта», 2000. -648 с.
50. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М.: Высшая школа, 2001. -784 с.
51. Иващенко А.В., Агапов ВС., Барышникова B.C. Я-концепция личности в отечественной психологии. М.: МГСА, 2000. 155 с.
52. История философии, выпуск №1. М.: Изд. ИФ РАН, 1997
53. Князев A.M. «Акме» гражданственности // Акмеология. М.: РАГС, 2002. -С. 376-395.
54. Коломиец Н.О. Развитие организационной культуры персонала. М.: РАГС, 2001 193 с.
55. Козловская С.Н. Личностное самоопределение в формировании индивидуального стиля деятельности кадров государственной службы. Дисс. на соискание ст. канд. псих. н. М.: РАГС, 1996. 187 с.
56. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 512 с.
57. Кричевский Р.Л. «Акме» в групповой профессиональной деятельности. // Акмеология. М.: РАГС, 2002. С. 365-376.
58. Кричевский Р.Л. Социальная психология: личность и общение. М.: РАГС, 2000,- 158 с.
59. Кубанова О.Ю. Проблема интерсубъективности в «Картезианских размышлениях» Э. Гуссерля. // Историко-философский ежегодник, М. 1991,-С. 91.
60. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.- С. 20.
61. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. М.: ИНФРА-М, 1999. 519 с.
62. Куликов И.В. Развитие профессионального «Я» государственных служащих средствами информационных технологий. Дисс. на соискание ст. канд. псих. н. М.: РАГС, 2000. 204 с.
63. Кулькова И.В. Развитие психологической наблюдательности кадров государственной службы. Дисс. на соискание ст. канд. псих. н. М.: РАГС, 1996. 170 с. (с прил.)
64. Лебон Г. Психология масс // Психология масс. Самара: «Бахрах-М», 2001. -С. 5-130.
65. Лейенс Ж.-Ф., Дарден Б. Основные концепции и подходы в социальном познании. // Перспективы социальной психологии. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-С. 128-153.
66. Леонтьев А.А. Смысл феномена смысла и его статус. // Мир психологии. 2001. №2. С. 18-19.
67. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. С. 41.
68. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.,Смысл,1999. Гл. 5.
69. Лой А.Н. Сознание как предмет познания. Киев, «Наукова думка», 1988. -248 с.71 .Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд. МГУ, 1998. 336 с.
70. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2002. 752 с.
71. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 312 с.
72. Маркин В.Н. Жизненная позиция личности М., 1989. С. 8-17.
73. Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Программы и структура поведения. М., 2000.-С. 20.
74. Москаленко О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений. Дисс. на соискание ст. докт. псих. н. М.: РАГС, 2000 506 с.
75. Муравьева К.В., Шильштейн Е.С. О ролевом компоненте Я-концепции. // Вестник МГУ, серия «Психология», 2000, №1. С. 29-30.
76. Мурашко С.Ф. Акмеологические условия развития профессионального Я государственных служащих. Дисс. на соискание ст. канд. псих. н. М.: РАГС, 2000.- 170 с.
77. Мясищев В.Н. Психология отношений. Под ред. А.А. Бодалева. Воронеж., Институт практической психологии, НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
78. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. БГК им. Бодуэна де Куртенэ, 1998. С. 43-75.
79. Нарский И.С. Западно-европейская философия XIX века. М., Высшая школа,1976.
80. Новейший философский словарь. Минск, Изд. В.М. Скакун, 1998. 896 с.
81. Новицкая Л.Ф. Проблемы нравственного самообретения в пространстве интерсубъективности. Новгород, 2000
82. Новоселов Ю.Б. Особенности мотивационо-смысловой сферы кадров государственной службы. Дисс. на соискание ст. канд. псих. н. М.: РАГС, 1996. 107 с. (с прил.)
83. Общая и прикладная акмеология. Ч. 1-2 М., РАГС. 2001. 207 е., 279 с.
84. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. Воронеж: ВФ РАГС, 1997.- 121 с.
85. Организационная культура государственной службы. М.: РАГС, 2001. -155 с.
86. Петров И.Г. Смысл как рефлективное отношение человеческого бытия. // Мир психологии. 2001. №2. С. 29.
87. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966. С. 81-118.
88. Психология и акмеология профессиональной деятельности кадров государственной службы. Под ред. А.А. Деркача и В.Г. Зазыкина. М.: РАГС, 1998.- 199 с.
89. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: «Бахрах-М», 2000. -672 с.
90. Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих. М.: РАГС, 2000. Ч. 1. 280 с.
91. Рикер П. Конфликт интерпретаций. М.: Медиум, 1995. -416 с.
92. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. с. 465 -644.
93. Сайко Э.В. Открытие Я в мире Другого и мира Другого в Я как путь восхождения к человеческому и человеческого. // Мир Психологии. 2001. №3.- С. 3-10.
94. Сайко Э.В. Смысл как отношение к действительности и его определение как социокультурной реальности. // Мир психологии. 2001. №2.- С. 8-9.
95. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: ТЕРРА Книжный клуб; Республика, 2002. - 640 с.
96. Селезнева Е.В. Общение как среда саморазвития личности. М.: РАГС, 2002,- 192 с.
97. Селезнева Н.Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования. Дисс. на соискание ст. докт. псих. н. М.: РАГС, 1997. 565 с.
98. Серов И.М., Портнов А.Н. Сознание и интерсубъективность. Иваново, 1994
99. Синягин Ю.В. Ключ от сейфа по имени Другой. Ульяновск, 1993- 96 с.
100. Синягин Ю.В. Психологические механизмы формирования руководителем управленческой команды. М.: РАГС, 2000. 272 с.
101. Синягин Ю.В. Психология внутриорганизационных отношений. М.,-Ульяновск, 1995. 112 с.
102. Скриптунова Е.А. Влияние профессиональных ценностей консультантов организационного развития на эффективность их деятельности. Дисс. на соискание ст. канд. псих. н. М.: РАГС. 172 с. (с прил.)
103. Славская А.Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна: Феникс+, 2002. 240 с.
104. Словарь психолога-практика. Минск: Харвест, 2001. 976 с.
105. Снетков В. Психология коммуникации в организациях. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. 192 с.
106. Современная западная философия. М.: Политиздат, 1991. 414 с.
107. Современный философский словарь. Лондон,., Москва, 1999. 1064 с
108. Социальная психология в современном мире. М.: Аспект Пресс, 2002.335 с.
109. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001 -352 с.
110. Степнова JI.A. «Акме» в контексте развития индивидуальности человека. // Акмеология. М.: РАГС, 2002. С. 355-365.
111. Степнова JI.A. Социальная мифология и проблемы современного социального мышления. М.: Советский спорт, 1999. 160 с.
112. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Д. Клинический психоанализ: интерсубъективный подход. М.: «Когито-Центр», 1999. 252 с.
113. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. 429 с.
114. Управление персоналом. М.: РАГС, 2002. 488 с.
115. Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)». // Российская газета. 2002. №223 (3091) от 23.11.2002. С.5.
116. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
117. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 511 с.
118. Хайдеггер М. Бытие и время. М., Республика, 1995.
119. Хесле В. Гении философии Нового Времени. М.: Наука, 1992. -224 с.
120. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применения СПб.: Питер, 2001. 608 с.
121. Хьюстоун М., Финчем Ф. Теория атрибуции и исследования. Основные вопросы и применение. // Перспективы социальной психологии. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.- С. 189-225.
122. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. 448 с.
123. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб. Питер, 2002336 с.
124. Яблокова Е.А. Акме как феномен развития группы, общности // Акмеология. М.: РАГС, 2002. С.395 405.
125. Яблокова Е.А. Психология коллектива и личность. Лекции. М. Изд. Московского Университета, 1977. 93 с.
126. Яблокова Н.И. Социальный субъект: генезис, сущность и факторы становления. М.: МГТУ «Станкин», 2000. 216 с.
127. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М.: «Академия», 1996. 416 с.
128. Dusing Е. Intersubjectivitat und Selbsbewusstsein. Behavioristische, phanomenologische und idealistische Begrundungstheorien bei Mead, Schutz, Fichte und Hegel. Koln, 1986. S. 176 - 289.
129. Iribarne J. Husserls Theorie der Intersubjectivitat. Munchen, 1994. S. 179 — 180.
130. Kurt R Subjectivitat und Intersubjectivitat: Kritik der konstruktivischen Vernunft. Frankfurt, 1995. S. 144 - 255.