автореферат и диссертация по психологии 19.00.13 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические и духовные традиции восточных единоборств и отношение к ним в России
- Автор научной работы
- Шин Ионг Еоб
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.13
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шин Ионг Еоб, 1998 год
ВВЕДЕН ИВ'. . . . . . *
Глава I. ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДЩИЙ ' И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ
1.1. Культурно-исторические традиции "У-шу" как оснош восточных единоборств
1.2. Основные направления формирования педагогических систем восточных единоборств
1.3. Роль тренера - учителя как носителя традиций школн боевых искусств
1.4. Морально-этические, эстетические и оздоровительные принципы восточных единоборств.
1.5. Проникновение современных восточных единоборств в запэдше страны в 50-60-е годы XX века
1.6. Прикладное значэние восточных единоборств . . . . Заключение
Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-41ЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ И ЛИЧНОСТИ ОСНОРАТЕЯЕЙ ИЗБРАННЫХ ВЩОВ РОС ТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ
2.1. Дзюдо /Цзигоро Кано/.
2.2. Айкидо Дарихеи Уэсиба/.
2.3. Каратэдо /Гитин фунакосд/
2.4. Тхэквондо /Вон Хью/.
Введение диссертации по психологии, на тему "Педагогические и духовные традиции восточных единоборств и отношение к ним в России"
Актуальность исследования определяется возросшим за последнее десятилетие научно-практическим интересом спортивных специалистов к боевым искусствам Востока и их современным разновидностям в западном спорте.
Как отмечает проф.С.Г.Антонов, "наряду с трудтаионнами видами /английский бокс, греко-римская борьба, дзюдо/ получили ойщиаль-ное признание и статус Федераций России такие виды как французский бокс САВАТ, американский кик-боксинг, корейское тхэквондо, китайское ушу, саньда и др. /{{ , с.20/.
Однако, нэ fT,0He это'т ново" для Россия тенденция, восточнее единоборства рассматриваются препде всего как приклядпне виду спортивное самоз адагы с псмоздью приемов рукопашного боа* Такое упрощенное и спортивно-утилитарное понимание восточных единоборств существенно умаляет их педагогически-ргевива;о;ж и воспитательные возможности, что порождает необходимость в их научном изучении с позиций создателе. этим определяется актуальность данном диссертации.
Нов из на коследования состоит в том, что автор попытался изучить и раскрыть культурно-исторические и педагогические традиции восточных единоборств с позиций их внутренних писал и стилей с целью дальне "'его внедрения в российскую ;?ттзическую культуру и спортивную педагогику. Новчми являются также научные дан we об отношении российской .молодежи к восточным единоборствам, полученные методами опросов и методов изучения литературшх источников.
Теоретическая значимость данного исследования видится автору в тог*, что оно о бога тает теорию физического воспитания российской молодеют ковнм?? педагогиюсклки принципами, заж'створанг^ми из
Восточных форм и методов физической культуры, созданных на иной мировоззренческой основе, но имекэдей определенное значен® для развития теории западного спорта;
Практическая значимость исследования выражается в возможности практического использования материалов диссертации в учебно-воспитательной и лекционной работе со студентами ИФК и кШ в России и в Республике Корея для подготовки тренеров по восточнш единоборствам.
Гипотеза исследования состоит в предположении о больших еще малоиспользованных психолого-педагогических возможностях восточных единоборств для регаения задач Физического и .духовного развития личности молодого человека, потентшалы социально^ деятельности которого глубже и всестороннее раскроются б ХаХ веке благодаря занятиям восточными единоборствами.
Предметом исследования служили психолого-педагогические традиции и теоретико-методологические /в т.ч.философские и мировоззренческие/ принципы восточных единоборств, ассимилированные в России /каратедо, айкидо, тхэквондо, дзюдо/ и фор?лирую.1ше у молод егот определенное отношение к нж.
Объект ом исследования служили молодые люди, заиижашиеся и не занижающиеся восточными единоборствам в России /на приме ре А'Т-К им .И .^.Яесглгта/.
Цель исслздованм - получение ново* научной ин^ор^апии о ?лоз-мошостях распространения восточных единоборств в России.
Задачи исслед ования:
I/ Обосновать проблему исследования по литературным источникам .
2/ Изучить культурно-исторические традиции восточна сдипобор
3/ Провести изучение отношения молодежи в России к восточным единоборствам.
Методы и методики исследования состояли в использовании литературных данных в применении историко-биографического метода, а также методов опроса для изучения отношения спортивной молодежи к восточным единоборствам»
Положения, выносимые на защиту;
I. Восточные единоборства являются чотносительно новым для России видом спортивных единоборств, основгкных на восточных культурно-исторических традициях и Философии будуизма.
В России преобладает практический нсюголого-ттедагогическя^ интерес к восточным единоборствам как-прик одному виду спорта в целях самозащиты, что ограничивает их педагогические возможности в физическом и духовном воспитании личности.
3. Отнодание российской молодежи к восточным единоборствам определяет дальнейшие возможности расширения и укрепления международных спортивных связей в рамках орган573алии и проведения международных соревнований по различным видам восточных единоборств.
Апробация материалов диссертации осуществлена автор ом на заседаниях кафедры бокса СИ6ГА<Ш шЛ1.Ф.Лесга0та, в публикациях автора и собственной педагогической деятельности тренера и судьи по борьбе, в Республике Корея.
Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы. Текст объемом стр.иллюстрирован 5-й таблицами, оформлен в соответствии с требованиями ВАКа России.
Заключение диссертации научная статья по теме "Психология развития, акмеология"
ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ
1. Боевые искусства Востока - это прежде всего часть уникальной тысячелетней культуры народов восточных стран, сформировавшейся под влиянием религиозно-философских воззрений Буддизма в Китае, Корее, Японии и др.
2. Культурно-исторические традшии восточных единоборств выражаются в теориях, методах обучения, педагогических системах физических упражнений и тренировки для всестороннего развития духа и тела спортсмена на основе принятого в каждой восточной школе боевых искусств внешшго и внутреннего стиля обучения.
3. Базисным, видом восточных единоборств является "Ушу" - теоретико-методическая основа всех других его разновидностей - каратэ, айкидо, дзюдо, тхэквондо, кунг-фу и др. Каждая восточная страна внесла свой вклад в их создание.
4. Ушу имеет большое число вариантов упражнений, выполняемых с оружием и без него, с партнерами или без них,, а также в тренировочном и соревновательном режиме, что отражено ныне в большом числе учебников и книг.
5. Восточные боевые единоборства включают в себя духовно-нравственные принципы и методы самосовершенствования, гуманистическое мировосприятие, эстетические критерии и методы восприятия красо-,ты, любви и гармонии во взаимоотношениях людей друг с другом и Природой.
6. Массовое освоение восточных единоборств в западном мире началось с середины 50-х годов путем организации занятий боевыми искусствами Востока инструкторами и тренерами, приглаженными из Кореи, Китая, Японии в США и Европу. i ■ .
7. В настоящее время восточные боевые искусства являются популярными .видами спортивной борьбы в целях обучения эффективной самозащите. Однако, такое утилитарно-спортивное отношение к восточ-ч ным единоборствам существенно обедняет их истинное педагогическое содержание и развивающее влияние на личность человека.
8.' Изучение отношения молодежи в России к восточным единоборствам показало, что в целом молодое поколение проявляет больший интерес к знакомству с техникой единоборств и меньший интерес к духовным практикам и методам нравственного совершенствования путем приобщения к восточным единоборствам,
9. Проведенные нами опросы показали, что спортивная молодежь /студенты АШ г.Санкт-Петербурга/ больше интересуется восточными видами борьбы, чем неспортивная молодежь, что позволяет использовать восточные единоборства для подготовки тренеров и преподавателей по этим видам спорта в России.
10. Для дальнейшего распространения восточных единоборств в России необходимо учитывать приоритетность и популярность каждого вида единоборств у различных групп европейского населения, а также доступность источников знания о единоборствах .по каналам информации /книги, журналы, газеты, брошюры, методические издания, учебники/, по каналам телевидения и радиовещания, по личным каналам общения, в педагогическом процессе в спорте, путем рекламы и проведения мировых чемпионатов и Олимпийских игр.
Заключение .
В данной главе мы рассмотрели психолого-педагогические принципы, на основе которых строится обучение и воспитание единоборцев по основным видам специализации в Восточных Боевых Искусствах - дзюдо, айквдо, каратэдо, тхэквондо.
В историко-педагогическом аспекте мы изучили вопрос о личности создателей вышеуказанных видов восточных единоборств, знание биографии которых является органическим элементом обучения искусству владения секретами восточных единоборств.
Глава 3. ЮУЧШИЕ ОТНОШЕНИЯ К ВОСТОЧКЬИ ЕДИНОБОРСТВАМ
СПОРТИВНОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ
3.1. Концепция и гипотезы исследования ч
Мы исходили из того, что в России восточные единоборства считаются новям видом спорта и что отношение к восточным единоборствам со стороны различных групп населения в постсоветской России будет характеризовать назревшую общественную потребность не только в физической культуре, но и развитии контактов между Востоком и Западом на основе возобновления спортивных связей и традиций международного общения в спорте. Восточные единоборства несут в Россию новые идеи и свежие научные взгляды на возможности физического воспитзшя молодежи.
В своем исследовании мы также исходили из того, что проявление положительного отношения к восточным единоборствам в России будет выражением прежде всего признания и положительной оценки его прикладных функций, связанных с необходимостью возрождения военно-Физической подготовки призывной молодеет к труду и службе в Армии. Это характерно и для использования боевых искусств в Китае, Корее, Японии, Индии, Таиланде и др.
Однако, можно было предположить, что отношение к восточным единоборствам со стороны пожилой части населения России как и со стороны опытных спортивных специалистов в боксе и борьбе /т.е. специалистов со стажем/ будет противоречивым и отчасти негативным в силу конкуренции и других причин.
Коммунистическая идеология советского прошлого расценивала • восточные единоборства как покушение на безопасность СССР, что до сих пор еще вспомна-ют спортивные специалисты старшего поколения, Ныне положение изменилось, но состояние сознания пожилых людей в России остаюсь на прежнем уровне.
Следует также учесть, что Россия на протяжении последних 80 лет своего развития была атеистической и антирелигиозной страной. Идеологическое воспитание молодежи в России при советской власти не допускало занятий видами спорта на основе религиозного мировоззрения тренеров и атлетов. Это прошлое также должно било отразиться в характере отношений к восточным единоборствам. Построенные на религиозно-мистических воззрения Буддизма и его ки- 4 тайских, корейских, японских разновидностях восточные единоборства требуют от своих учеников принятия мифологических и религиозно-философских идей их основателей.
Приступая у изучению отношения к восточным единоборствам в России, мы таете исходили из того, что восточные школы боевых искусств строят свою педагогическую систему воспитания молодежи как особый образ жизни, своеобразное жизненного мировосприятие, в то время как в Европейских странах /в т.ч.и в России/ на восточные единоборства смотрят по-преимуществу прагматически и потребительски, т.е.как на эффектную технику самозащита и искуссного нападения. Не случайно восточные единоборства стали популярными в подготовке десантников, омоновцев, офицеров ФСБ и др.
Креме того, мы предполагали, что эталоном в отношениях: к восточным единоборствам может служить спортивная молодежь культурного центра России - города Санкт-Петербурга.
По нашим предположениям дальнейшее массовое внедрение восточных единоборств в физическую культуру России в значительной мере зависит от отношения к эти?." видам спорта учащейся и студенческой молодежи крупневших городов России и нового поколения россиян. От успехов и состояния здоровья спортивной молодежи будет зависеть благосостояние России в XXI веке. Именно поэтому мы выбрали в качестве основного объекта исследования студенческую спортивную молодежь. Под "спортивной молодежью" мы пондааем лщ в возрасте 17-30 вида единоборств молодежью является особой психологической личности ой проблемой, решаемой каждым человеком сугубо индивидуально на основе собственной мотивации субъективно обоснованного выбора /С .Г.Антонов, 1997/.
От того, насколько обосновал субъективный выбор специализации в восточных единоборствах, будет зависеть успешность начального этапа занятий избранным видом спорта.
На основе вышесказанного были сформулированы задачи и гипотезы : исследования, предусматривающие учет следующих факторов: спортивней опыт опрашиваемых, их возраст и пол, уровень спортивной квалификации, уровень знаний испытуемых о спортивных единоборствах.
В сборе данных участвовали аспиранты кафедры бокса В.II.Попов, доцент кафедры психологии А.Н.Николаев. лет, занимающихся спортом. При этом мы предполагали, что выбор
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шин Ионг Еоб, Санкт-Петербург
1. Абаев Н.В. 0 некоторых философско-психологических основахчаньских военно-прикладных искусств // Общество и государство в Китае. М.: Наука, 1981, - C.II4-I20.
2. Абаев Н,В. Даосские истоки китайских "У-шу" // Дао и даосизм .в Китае. М.: Наука, 1982. - C.2I7-225.
3. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психически деятельностив средневековом Китае. Новосибирск, 1983, - 123 с.
4. Агеевец В.У., Поликарпова Г.^. Олимпийские Игры: из прошлогов будушее. СПб: СПбГАФК, 1996. - 280 с.
5. Агеевец В.У., Путь к здоровью нации лежит через образование,физическую культуру, спорт // Вестник Балт.Акад. -1996. Вып.6. - С.33-37.
6. Алексеев А.В. Себя преодолеть. М.: ФИО, 1982. - 192 с.
7. Андрейччук В.И. Как себя защитить. Л.: ГОШК им.Яесгафта,1990. 114 с.
8. Антонов С.Г. Возродить научное прогнозирование в спорте нановой теоретической основе // Вестник Балт.Акад. -1996. Вып.6. - С.54-59.
9. Бабушкин Г.Д. Психология труда тренера по спорту. Омск,1985. 85 С.щ
10. Барановский В., Кутырев Ю. Айкидо и каратэ / Серия: тайны воинских искусств* Кн.1. - М.: Техника молодежи, 1992.- 144 с.а 15. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности. Омск, 1988. - 48 с.
11. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. W.: ФИС, 1974.- 112 с.
12. Бельц Э. О воинском духе японцев и их презрении к смерти.1. СПб, 1906. 29 с.
13. Бобрищев А.А., Шин Ионг Еоб. Проявление индивидуальных качеств ф спортсменов в восточных единоборствах // Вестник
14. Балт.Акад. 1996. - Вып.6. - С.70-72.
15. Бранд Р.Т. Айкидо / Учение и техника гармонического развития.- М.: ШЕР, 1996. 320 с.
16. Булкин В.А. Отбор квалифицированных спортсменов и диагностика состояния их готовности к соревнованиям // Отбор и подгот.квалиф.спортсменов к соревн. Л.: ДНИИФК, 1975. - 178 с.
17. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, * 1971. - 308 с.
18. Веринг Ф. Путь Фэн Шуй. София, 1977. - 98 с.
19. Гагин Ю.А. Развитие индивидуальности учащихся средствами фиФ зической культуры и спорта / Образоват.программа.
20. СПб: НГЩ Красносельского р-на, 1996. 16 с.-10124, Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. -№.: ФИС, 1971. 243 с.25, Гилби Д.Ф» Секреты боевых искусств мира. Рига, ЛАРО, 1991. - - 93 с.
21. Денинг С. И-пзин на каждый день. София, 1997. - 104 с.
22. Дим Мак. Искусство "ядовитой руки". Марат, 1996.216 с.
23. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо традиция воинских искусств.1. Наука, 1991. 429 с.
24. Долин А.А., ^аслов А.А. Истоки У-шу. №.: ФА ИР, 1990.240 с.
25. Жариков S.C. Психологические средства стрессоустойчивости.1. М.: Ш1, 1990. 29 с.
26. Жаров К.П., Волевая подготовка спортсмена. М.: Воениздат,1962. ЮТ с.
27. Завадская S.B. культура Востока в современном западном мире. Наука, 1977. 119 с.
28. Иванов-Катанский С. Джиу-джитсу. Техника, боевых приемов.1. М.:' ФАИР, 1996. 336 с.
29. Ким Чжон Гиль, Ли В.Ф. Истоки возникновения тхэквондо // Вест^ник- Балт.Акад. 1977. - Вы.II. - С.104-111.-10237» Ко-будо Нунчаку. Федерация Ушу РСФСР. Челябинская школа Ушу. 1994. - 21 с.
30. Корнфильд Д. Путь с сердцем. София, 1997. - 96 с.
31. Красулин И.А. Жесткий ЦИГУН: управление жизненной энергиейв практике боевых искусств. -IV!.: Энергоатомиздат, 1992. 152 с. '
32. Крюков В.В. Тотальная система боя. Тюмень, ООО "Тотал", 1996. - 122 с.
33. Кудряшов Н.И. Славянская оздоровительная система целостного движения // Вестник HIA. 1977. - Вып. 12. - С.III-115.4?. Лангер Ж. До-ш. Со?Тжя, 1997. - 93 с.
34. Лапшин С.А. Каратэ-до / Основная техника и методика преподавания. Донецк, ИКФ Алекс, 1996. - 382 с.
35. Яесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детейшкольного возраста. СПб, 1912. - 4.1. - 275 с.
36. Яукоянов В.В. Биоэнергетическое и психофизиологическое воздействие в спорте высших достижений // Вестник Балт пед.Акад. 1977. - Вып.12. - С.102-106.
37. Дукоянов В.В. Познай себя: энергетика красоты, здоровья идолголетия. СПб: ЧОЙС, 1993. - 66 с.47. №анолаки В.Г. Методика подготовки дзюдоисток различной квалификации. СПб: СПбГУ, 1993. - 180 с.
38. Макаров К.А., Антонов Г.В. Психологическая самоподготовка крук он а.ш ому бою. Минск, "Из да т. дом", 1994. - 78 с49. f/амот В. Мистическое искусство шгадзя. София, 1997. - 106
39. Методы социальной психологии. Изд.ЛГУ, 1977. - 174 с.
40. Миленин В.М., Егоров К.И., Соловьев Л.М. Самозащита без оруIжия для-населения. Шб: "Сыщик России", 1992. -300 с.
41. Миллмэн Д. Путь мирного воина. София, 1997. - 103 с. '
42. Нокамура Т. Восточная дыхательная техника. София, 1997.I114 С.
43. Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо. Пермь: "Урал1. Пресс", 1993. 303 с.
44. Поршнева Е,Б. О месте "Гун-фу" в народной сектантской традиции // Психол.аспекты буддизма. Новосибирск, 1986. - С.75-81.
45. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. ФИС,1984. 104 с.
46. Питмен А., Смит Р. БАГУА: единоборство восьми триграмм.1. София, 1997. 112 с.
47. Пуни A.U. Волевая подготовка в спорте. Я.: ГДОИФК им.Лесгафта, 1971. 25 с.
48. Пучков С.Г. Кинжалы: жизнь, бой, ритуал / Традиция стиля.
49. СПб: КЛАН, 1994. КнЛ. - 158 с.
50. Пучков С.Г. Кинжалы: жизнь, бой, ритуал / Фехтовальные системы Востока. СПб.: КЛАН, 1995. - Кн.2. - 159 с.
51. Пучков С.Г. Нунчаку. Природа боя / Фехтовальные систем Востока. -М.: КЛАН, 1996. 158 с.
52. Реан А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб: ЛОГУ, 1996. - НО с.
53. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. Шб: ШбГУ,1996. 38 с.
54. Светлов Г.Е. Путь богов. М.: Наука, 1985. - 98 с.-10465, Соколов П.Д., Герасимов Ю.Н* Помоги себе сам. NL: ФИС, 1992. - 238 с.
55. Стивене Д. Три мастера будо. София, 1997. - 114 с.
56. Тайма зов В.А. Основы обучения бою на средней дистанции.
57. СПбГАФК им.П.ФЛесгафта, 1997. 99 с.
58. Тарасов А. Вечная гармония: гунфу, цигун, ушу. Ставрополь,1. МК Контракт, 1990. 80 с.
59. Трубников Б .Г. Восточные единоборства. Л.: Нотабене, 1990.- 88 с.
60. Уотс А. Путь Дзэн. София, 1997. - 215 с.
61. Фолинь М. Ийгун: комплекс упражнений для укрепления и развития духа и тела. АГШ1ЩТП, 1992. - 173 с.
62. Чань Дэ. Управление дыханием ЦИ в шаолиньской традиции.1. ЯИОДВ. 1990. 206 с.
63. Чань-Ми-Гун. Тренировка жизйенной энергии "ПИ" в буддистскойтрадиции. Л.: ГДОИФК им.Лесгафта, 1992. - 30 с.
64. Чжэнь-Гук. Внутренние энергии в тайци-цюане. София, 1997.126 с.
65. Цед Н., Адрейчук В. Первый шаг к КУН-ФУ. Л.: ГДОИФК им.Лесгафта, 1990. 158 с.
66. Дзунхуа %оу. Дао И-Цзина. Сойия, 1997. -117 с.
67. Пзунхуа %оу Дао Тайци-цюаня. Со*ия, 1997. - 118 с.
68. Школа НИКДЗЯ школа убийства. - СПб: Кудесник, 1991. - 40 с.
69. Шоуюй Л ян и др. Эмейская школа багуа-чжан: теория и практика.- София, 1997. 400 с.
70. Штейн бах В. Л. Бизнес большого ринга. М.: ФИС, 1982. - 191 с.
71. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен". М.:1. Наука, I960. 137 с.
72. AHison M. G. Behavior coaching in the development of skills in football, gymnastics, and tennis// J. Appi. Behav. Anal. № 13, 1980. - p.397. ,
73. Barioli C. Le kung-fu, I,art chinois du combat Paris,1976.
74. Benedict R. The Chrysantemum and the Sword. Boston,85.-112 p.
75. Bodde D. China,s Cultural Tradition. -N.Y., 1957. 345 p.
76. Corcoran J., Fargos E. Martial Arts.-N.Y., 1980. -286 p.
77. Declourt J. Techunique du karate.- Paris, 1966. 116 p.
78. Demura Fumio. Shito-ryu Karate.- Los Angeles, 1973. -179 p.
79. Egami S. The Way of Karate.- Tokio Ney York .-San1. Francisco, 1976. 217 p.
80. Funacoshi Gichin. Karate-do Kyohan. The Master Text.1. Tocio, 1975.-123 p.
81. Funacoshi Gichin. Karate Dojo. My Way of Life. Tocio.92. 198 p.
82. Haines B. Karate,s History and Traditions. Rutland1. Tocio, 1968.-341 p.
83. Japanese Cultur and Behavior ( Selected Readings).1. Honolulu, 1974. 175 p.
84. Kano Jiaoro. Judo. Tocio. -1936.-210 p.
85. Koichi Tohei. What is Aikido.- Tocio. -1970. -109 p.
86. Lee A. Kung-fu Wu-Shu.- Ney-York, 1972. 184 p.9/. Pfluger E. Karate: Basic Principles.- Ney York, 1967. 214 p 98. Vinsent D. Karate Story.-Paris, 1978. - 301 p.1. Приложенае1. ГЛОССАРИи
87. Асигару /яп,/ пехотинца в самурайских дружииат. Атп-вадза /яп./ - тыловые удары .в уязвимые места в дзю-дзкиу и дзю-до.
88. А томи /яп./ удар в жизненно важшй орган, в уязвимую tow . Ахимса /зщд./ - "кедеян^е", претил' индийской философии* Ба-дзюцу /яп./ - вольтижировка.
89. Бкджа /ищи/ "семена", псрвозвуки в системе тантрической П'опт.
90. Еуси /яп./ самурай, представитель воинского сословия всредневековой Японии. Вуси-до /ян,/- кодекс самурайской чести. 4
91. Вадза/шУ приемы в кэмпо. Вэ-дзщу /яи./ - название комплекса дзю-дзщу. Вадкра -инд*/ - мифическое оружие богов, обычно в виде трезубца .
92. Ваджраяна /инд./ направление тантрического буддизма, Вай-цзя /кит,/ - "внешние", или "жесткие", стили цюанму. Ва-дао /вьет,/ - комплекс воинских искусств. Вэнь-янь/кит./ - дре вне кита йский язык.
93. Гатха /ияд./ поучительное стихотворение на религиозную теку, Г5дзи /яп./ - судья в матчах сумо. Гири /яп./ - "честь" в кодексе Буси-до.
94. Гисэй-сш /яп./ "жертвенность" в самуте Четкий кодексе «eel*». Гохшсукэ';ко /яп./ - спарринг с равяию по силе партнером в кэн-до.
95. Го-топ-ио дзяцу /яп./ пять способов каму-йляяа штндзя. Гуань /кит./ - зкола шоопь-sy.
96. Гутг-<ту -кст./ — гргктт-ткп hc^ojTязичсского тренинга, основа Т^г'ба*^ "TttBa — к^чгл"'' воея, ye?* л .
97. Дал /яп./ степень мастерства в японских видах кэшоФ •
98. Дань-тянь /кит./ "средоточие", энергетический пентр организма в учении "даосской йоги* и в кэмпо,
99. Дао /кит./ "Путь", кардинальное понятие даосской философии. Дза-дзэн /яп./ - сидячая медитация в практике Дзэн-буддизма. Дзансш /яп./ - парируший удар,
100. Дзи-дзамураи /яп./ воияя-земледелыщ. мобилизованные всамурайскую дгужшу. Дзи-тон /яп,/ один из пяти способов ка^фляжа киндзя с использованием стихии Земли, ц Дзшькумитэ /яп,/ - свободный спарринг в каратэ.1. Дзб /от./ дубинка,
101. Дз?-дзюну /яп./ Фехтование на дубинках. Дз9нгш /яп,/ - руководители кланов яийдзя, Дзйрури /яп,/ - вид японского театра. Дзиго-камаэ /яп,/ - низкая стойка в каратэ. Дзиссэн-кэ?лпо /яп./ - боевое кимоно,
102. Дзюпдзэду /яп,/ кош леке боевых единоборств без оружия и < с оружием в средневековой Японии,
103. Дзю-до /яп,/ соломенное спортивное единоборство. Дзюн-си /яп./ - "смерть вслед за господином" в самурайскомкодексе чести.
104. Ш Дзюрб /ян./ степень мастерства в с&хо
105. Дзюттэ /.тн,/ — вщ углтгт.Ж*. А Дз.трал /jtt./ состояния по отоедьбе из дука.
106. До-гакурэ /.яп,/ "бросание wo нет", отвлекаяше действие впрактике нкэдсзя
107. До-дз5 /яп./ "место постияеивя Пути", зал для медитации иупражнений в воинских искусствах, v •
108. Докуэн-гакурэ /яп./ использование ядовитых газов в практикешщдзя. ' •
109. Еко-гэри /яп./ цдар ногой в каратэ, tl
110. Екодзуна /яп./ абсолютный чемпион сумо. Екоситэмя-задза /яп./ - броски из положения лежа на боку в дзю-до.я
111. Икнадзб /яп./ очередность приемов в айкидолори-гакурз /яп./ способ маскировки шщязя.
112. Мна-тобй /ял./ способ "вылрыпявапая" из воды в подготовке-но» • . V
113. Инь-#н /кит»/ полярные качала, силы тол ода й теттла, тьмы ясвета в даосской философия,йппон /ял*/ "чистая победа" в дзю-до,
114. Иппон-вадза /яп./ вид парного упражнения в японском кэмпо* Ири-ми /яп»/ — прямолинейное движение в айки—до»
115. Иэмото /яп./ традиционные яколы воинских и язяшгж искусствв Японии»
116. Каясаси /яп»/ женские заколки в виде кинжала, оружие нинтт.зя Кансэцу-вгдза /яп./ - захваты в дзю-до, зажимы и замки. Кан-сю /яп»/ - "рука-копье", тычковый удар паnmsm, Копоэйра /порт»/ - родственный восточяоазиатскому кэмно вид1. ПП "ОТ* TTT-/>Tf л"?
117. Кагено /яп./ способ реани^нии с использованием акупрессура. Кара /шт./ - талисман, символ принадлежности к секте Дзэк» Каратэ /яп./ - популярна вид спортивного и боевого единоборства
118. Каратэ-ги /ян./ форменный костюм в каратэ.
119. Kajwa /ицд./ закон всеобщей причинно-следственной связи виндуизме и буддизме,
120. Катамэ-вадза /яп./ захваты в дзю-до. •
121. Катана-гари /ял./ "охота за мечами" в средневековой Японии и на Окинаве.
122. Ката /яп./ "формы", комплексы формальных упражнений /см. также тао/•
123. Ка-тон /яп./ один из способов камуфляжа ниндзя с использованием огня.
124. Кбкэпу—сбгэ /яп./ кинжал с доиолнитальным лезвием-крюком, ■ оружие ниндзя.
125. К<?си /яп./ наставник в яколе воинских искусств.
126. Ки /ян. и кор./ "отгергия", "дух" в *илооогГ-ия .кэмпо /см.пи/.
127. Ки-аи /яп./ концентрация в момент выполнения приема, иногда с выкриком.
128. Кико-ся /яп./ пщт-" черепаха" в арсенале ниндзя.
129. Ккмо /яп./ печень как вместилмужества в понимании самураев.
130. Кимо-тори /яп./ обычай "пожирания печени" врага.
131. Кии-бу /ятг./ запрет на ношение оружия в средневековой Японии и на Окинаве.
132. Кин-топ /яп./ один способов ка?дуфляяа ншгазя с использованием металлических предметов. 4 .
133. Кири-когли /яп./ удар рукоЯ в дзю-до.
134. Кяхон-вадза /яп./ базовая техника в кэглно.
135. Кпхон-доса /яп./ "базовое дааяензю" в а'кн-до.
136. Коал /яп./ задание для пазшшюния на определенную тему в
137. Ко-будо /ял»/ единоборство' с- использовтдам малых вщовору'-Ш? или подручных средств в кэмпо.
138. Кодати /яп./ малый меч савдая,
139. Кодзука /яп./ не бол мой нож* ,
140. Кон-нобори /яп,/ "карп, плывущий против течения", символмужества самураев.
141. Кокутай теория идеологов японского национализма об особомхарактере государственного устройства Японии»S
142. Кокю-хо /яп./ учение о дыхании в воинских искусствах.
143. Кокю-р5ку /яп./ сила, проистекавшая из правильного дыхания.
144. Комусо /яп,/ "монах". одно из амплуа лазутника-ншщзя.
145. Комусуби /ян./- степень мастерства, в cyvo.1. Кои/яп./- дубинка, посох.
146. Кога?окай-мандала /яп./ манлала Алмазного духовного мира в .тантрическом буддизм.
147. Коппо /яп./ разработка суставов и укрепление костей в кэш о
148. Коси-вадза /яп./ бросок через бедро.
149. Коси-но мавари /яп./ старое название сумо.
150. Кугэ /яп./ дворцовая аристократия.
151. Кудзуси /яп./ "расшатнванда", прием в дзю-до.
152. Кумадэ /яп./ "медвежья лапа" - удар в каратэ и "медвежьялапа" раздвижной бамбуковый шест с наконечником в виде небольшой тяпки.
153. Куми-ути /яп./ боевая схватка или спортивное единоборство двух НфОТ'ШТККОВ .
154. Кун-чу /кит./ принятое на Западе название китя'4ского кэмгтос?.:.гук-чУ/.
155. Куса-гакурэ /шх./ масшарсвка при полоши трава в практике
156. Куса-гакура /шт/ маскировка при помощи трави в практикеницдзя. Кусари /япУ боевая цепь» Кусаригама /яп./ - серп о цепью. Кусари-тигирики /яп./ - цепь с грузилами на концах» КэЯко /яп./ - тренировка в кэмпо.
157. Юо-дзэду /яп./ стрельба из лука.
158. Кюс5 /яп./ уязвимые точки тела в кэмпо.
159. Лао /кит./ "Старт# настовикг" в пгколе цюаяь-шу.1. Ли /кит./- сила.1. Ли /кит./ ритуал.
160. Макивара /яп./ простейший тренажер для обработки ударов,в кэмпо.
161. Макимоно /яп»/ тайный трактат с изложением учения школыкэмпо.
162. Мантра /инд./ магическая словесная Формула. Масутэми-вадза /яп./ - броски из положения, лежа на спине вдзю-до.
163. Муга-муси /яп./ "отрешенность", психологическое состояние в Дзэн-буддизме.
164. Мудра /ищи/ канонический жест в буддизме.
165. Му-и /яп./ "отсутствие разума", "антиразум" в философии -Дзэн-буддизма. ^ .
166. Му-син/яп./- "незамутненность сознания", "отрешенность* в философии Дзэн, ч
167. Мусуби-нава /яп./ веревка с небольшим грузилом на конце.
168. Муся-сюгб /яп./ "рыцарские странствия" мастеров кэмпо.
169. Мэнкй /яп./ мастер высшего посвящения в кэмпо.
170. Мэнь /кит./ "врата", школа, учение.
171. Мэ-цукэ /яп./ полицейские надзиратели в средневековой Японии.
172. Мэ-цубуси /от./ ослепление противника /песком, химическими •вешствами/.
173. Нагабакама /яп./ длинные шаровары в костюме самурая.
174. Нагината /яп./ вид алебарды.
175. Нагэ-вэдза /яп./ броски в дзю-дзюцу, дзю-до, айки-до.
176. Нагэ-тэппо /яп./ -"граната" ниндзя.
177. Никадзё /яп./ очередность приемов в айки-до.
178. Нин-дзкду /яп./ система психофизического тренинга.
179. Ниндзя /яп./ лазутчики в средневековой Японии.
180. Ниндз#-но инубуэ /яп./ способ диверсий ниндзя при помощи животных.
181. Нио /яп./ "стражи ворот" буддийских храмов в образе мастеров кэш о.
182. Ниндзё /ял./ "гуманность" в самурайском кодексе чести.
183. Нирвана /инд./ обитель бесстрастия и блаженства в .учении буддизма.
184. Но-буси /яп./ завербованные в.самурайскую дружину крестьяне
185. Ногарэ /яп./ способ дыхания в кэ?шо.
186. Нороси-дзвду /яп./ раскладывание сигнальных костров.
187. Нуки-какэ /яп./ проведение приема в дзю-до.
188. Обата окиватари /яп./ способ преодоления водных преград. Одати /яп./ - больной меч са^дураев. Одзэки /.яп У- чсгшион сумо.
189. Он /яп./ "благодарность", этическая категория. Онибя-гакурэ /яп./ - "прикрытие адским огнем", способ камуфляжа нщдзя.
190. Осаэ-вадза /яп./ "захват", прием в дзю-дзшу и дзю-до. Осё /яп./ - дзэ некий священник, мои ах. Т*ай /кит./ - стиль или г?кола цюань-иу.
191. Пекчак /индоне в./ разновидность кэмно в Индонезии и ^алайе. Ирана /игл./ - "дыхание", "животворная энергия" в индийской
192. Философии и в практике йоги. Чранаяма /инд./ искусство дыхания и генерирования энергии. Ре /яп./ - сигнальные петарды б арсепяяе ницдзя.
193. Рандори /ян./ свободна" спаррянг в дзю-до. В?то-дзукаи /яп./ - Фехтование на двух мечах. Рикиси /яп./ - борец сумо.
194. Ршш /ищ•/ мудрец я подвижник в древнеиндийской мифологии. Року-сяку <5о /яп*/ - шестикутовнй посох, оружие кэмпо,ч / '
195. Рошш/яп»/ -бродячий са>лурай.
196. Рецдзоку-вадза /яп./ "связки", тренировочные упражнения вкэм кэшо.
197. Ренси /яп,/ тренер-наставник.
198. Pro /яп./ икола воинских искусств.
199. Рю-о сэн /яп./ "драконьи лодки" в арсенале шшдзя. Рюха /яп./ - школа воинских искусств. Сагоо /яп./ - шнур для подвески моча.
200. Оай /чт?./ — кинжал в т*!/,де ттзезубпа, нодпучяое оотжяо в каратэ.
201. Сайка тандэи /яп./ средоточие /с^.даяь-тянь/.
202. Саимин-дзаду /яп./ искусство гиплоза.
203. Сакаяоборя /яп./ искусство скалолазания.
204. Саку /яп./ свят иная веревка бога <*удо ,\:Со.
205. Самадхи /штд./ состояние "просветления" в индуистской ж0уддк:;ско8 цилосскТш. Сама та. /яти/ философское понятие "Единое". Самбуи-вадза /яп./ - обусловлен да/'- спарринг, на три действия. Сагдмай /яп./ - см.са^адхи.
206. Сансяра /ищ./ круговорот переросло шт* в ?жре зе?лных страстей, согласно ученяю яттдуя:*г.п я буддизма. Саиь^эл /кит./ - см.сг>модуи. * ''
207. Сакь-ю ешь /кит./ трети! по знпчг~ос?и ранг в-иерархии школн цхзгдаь-яу,
208. Салпо /ял./ искусство поражения у язв ямах точек в кэмпо.
209. Сасумата /яп./ боевая рогатина.
210. Сатори /яп./ "прозрение" в Дзэн-буддизме.
211. ССгун /яп./ военный диктатор, правитель средневековой1. Японии. ,
212. Сбдай /я?./ "Отец-основатель" шкода кэмпо. Сбсэй /яп./ - см.сбдай.
213. СбтЕъ-кэйко /яп./ "летние ученья" в жару в школах кэмпо. Сиатду /яп./ - захваты с броской и удержанием в кэмпо. Сиддхи /инд./ - "атрибуты могущества" в системе йоги. ' . Стззн /яп./ - сг'.пзыж&нь.
214. Сшшри /яп./ "поединок взглядов" перед началом схваткив сумо. ' Сяко-на /яп./ «севдот* бохгсов ejr*o. Сит^э-вадза /яп./ - "зггяок", "рием борьбы. Сш /яп./ - см.синь.
215. С"РЬ /тсJIT./ — ,,тгууи "тту!?узи "Ce?V17'е" « 'TP^07^04
216. Сихо-нагэ /яп./ бросок "на четыре стороны, в айки-до. -Сиши /кит./ - мастер, учи тел ь в в.юань-шу. Сю-дзюцу /яп./ - фехтование на коньках. Содэгарами /яп./ - боевой багор.
217. Сосии-ка^аэ /яп./ стойка кэш о о опорой на одно колено.
218. СохЬй /яп./ монахи-воины. ' л
219. СуСйгрк /яп./ синхронизация движений в кэн-до.
220. Сувари-в ад за /яп./ приемы борьбы в положений сидя.
221. Суй-то и /яп./ способ камуфляжа нщдзя с использованием воды
222. Суйэйчдзщу /яп./ искусство плавания.
223. Сумо /яп./ борьба тяжеловесов.
224. Сун /кит./ "расслабленность", психологическое состояние. Сури-аси /яп./ - скользящее .цвияоние ног при переходах в кэмпо.
225. Сурутин /яп./ копоткая веревка с грузилами на концах, подручное орушс каратэ на Окинаве. Сутэр/я-вадза /я*./ - бросок из полота яия лека. Са? /яп./ - принцип кровного'родства, и ^колаг яэмтто. Сэйко /яп./ - принцип "поко^ в действии, действие в покое".
226. Сэйко-сихан /яп./ заслуженные мастер кэмпо.
227. Сэкивакэ /яп./ степень мастерства в сумо.
228. Сок^хшу /яп./ "карандаш т камня" в снаряжении гощдзя.
229. Сэмпай /яп./ старший со фат по учебе в гпколэ кэмпо.
230. СэндзС-дзюцу /яп./ искусство маневрирования частями в бою.
231. Спн-о сан /яп./ синхронны": контрудар.
232. Сэнсэй /яп./ учитель, мастер.
233. Сэои-нагэ /яп,/ -'бросок через сишту в дзю-до.
234. Сэ^пуку /ЯП./ СГ"."ПГЛТ*Т7Г:Т.
235. Сюгб/яп./- практика кэмпо.„
236. Снжо /яп./ железная перчатка с когтями.1
237. Сюмацу-доса /яп./ "фиксирующее движение'* в айки-до. Сюрикэн /яп./ - заостренные метательные пластины или металлические стрелки. ' Сют©-р8ку /яп./ - концентрация силы. Сянбо /яп./ - см.сянцу.
238. Сянпу /кит./ вил единоборства в древнем Китае.> •
239. Тати /яп ./ — боевая стойка в кэмпо /см.кзмаэ/.
240. Тати-вэдза /яп,/ приемы в борьбе стоя,
241. Татэ-кэя /яп,/ вертикальное положение кулака в кэмпо,
242. Тацудзин /яп,/ мастер кэмпо, .1. Тигирики/яп./ -кистень. ^
243. Тикара-нси /яп,/- камешгае гири*
244. Тикара-курабэ /яп./ состязания борцов в древней Японии. Тикудзё-дзшу /яп./ - искусство фортификации. ;
245. Томоэ-нагэ /яп./ вщ броска в дзю-до.V
246. Тонфа /яп./ рукоять от ручного жернова, подручное оружие каратэ.
247. Тори /яп./ активная сторона, "побеждаю^" в учебной схватке.
248. Тори-маваси /яп./ пояс борца сумо.
249. Тотэки-ся /яп./ катапульта в арсешяе питзя.
250. Туй-£а /кит./ "техника ног" в. ц?аонь-р?у.
251. Тп /яп./ система рукопашного боя на Окинаве.
252. Т^-вадза. /яп./ "септика рук" в камно.
253. Таквок-до /кор./ оо^рогеннт?" ^о^дакс корейского ко^тго.•Тогасак /яп./. "пропорот", прием а^ки-до.1. Тэино /яп./ итератор.
254. Утя-мата /яп./ прием в дзю-до.
255. Xa /яп./ икола воинских искусств. Хакама /яп./ -шаровары в костше самурая. Хакуда /яп./ - древнее название сумо. Ханкю /яп./ - малый лук в арсенале ниндзя. Ханми хантати-вадза /яп./ - приемы борьбыг из положения сидя > против стоящего. ■ й?;
256. Ханэ-макикомк /яп./ прием в дзю-до. у
257. Хэй-хо /яп./ "слияние с природ о л", принцип философии кэше Хэра /яп./ - кухонная лопаткя., подручное орудие каратэ.
258. Язи /кит./ степень *ластг>ре?,,.а г, ^коле цтешь-^.
259. Нзт'нь /тег*?./ — "т/т*-грчр■?ьное с^?';^" т* даосст'о наттрТ??лосогшт.
260. Дзувнш^у /кШщ/ "Отец-основат ель" тот шоань-щу.
261. Пзыжань /кет*/ "естественность", принцип даосской <*илосо
262. Нзыжань ж /кит./ "естествеядай разум" в фйлосойии кэмно. ;
263. Цэюньцзн /кит,/ "благородный адуж* в толковании конфуцшн-• '.■ дев, vi;vv'' '■-.■-Ч
264. Нзя /кит./ школа кэшо, связанная с игйенем конкретного- ^ Л. ' ■ ):мастера. .ч. .-■.•■1 ' • ' ■ ' ■■"■■У' ' . '
265. Ни /кит,/ "дух", "дыхание", w6no9HeprHHV осношая категория даосской философии и медицины,
266. Пя-гуя /кит./ ттсiwофяз ическж тренинг, достижение могущества при помощи биоэнергии цй.
267. Мя хай /кит,/ "Море ци", Средоточие, энергетический центрIорганизма /с^дгшь-тянь/. '
268. Нин /кит,/ мельчащие частжш, ЯЪрмсобря^уягп®' материал гяроздашш в Философия кэшо.
269. Нин /кит./ "Очкненш" в практике кэшо.
270. Нинь-гун /кит,/ вид психофизического тренинга, сходного с шш-дзюцу.
271. Пинь-иэ. /кит./ вид борьба с использованием болевнх захватов рук.
272. Пуки-коми /яп./ удар рукой в дзю-до,
273. Нукури /яп./ подготовка к атаке в дзю-до.1. Иуки-но кокоро1. ЯП ./ —дух, подобный луне", психологическое состояние в кэмпо.
274. Пюапь /кит./ кулак, а такгте обозначение юколы или стиля* кэг.що»п'0р.нЬ—п!у /кят./ искусство кудя^того боя, см.яэ^о.