автореферат и диссертация по психологии 19.00.14 для написания научной статьи или работы на тему: Возможности психологического влияния православия на личностный смысл боевой деятельности офицера
- Автор научной работы
- Акулич, Алексей Леонидович
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1996
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.14
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Акулич, Алексей Леонидович, 1996 год
Введение 3
Глава 1. Личностный смысл боевой деятельности офицера в 15-68 психологии и современной военной практике.
1.1. Проблема личностного смысла в психологии. 15
1.2. Структура и содержание личностного смысла боевой 36-49 деятельности офицера.
1.3. Особенности формирования и проявления личностного 50-68 смысла боевой деятельности офицера в современных условиях.
Глава 2. Содержание духовной практики православия и ее значение 69-132 для подготовки офицеров Российской армии.
2.1. Психологический аспект влияния православия на лич- 69-89 ностный смысл боевой деятельности офицера.
2.2. Значения духовного опыта для практики психологического 90-103 консультирования.
2.3. Структура и содержание духовной практики православия 104-132 и ее влияние на подготовку офицеров к боевой деятельности.
ГлаваЗ. Использование духовного опыта православия для влияния 133
•г ;' на личностный смысл боевой деятельности офицера.
3.1. Структура психологического консультирования офицеров 133-145 с использованием духовного опыта православия.
3.2. Методика проведения консультации на основе психотех- 146-167 нических возможностей духовной практики православия.
3.3. Психологические особенности и условия применения 168-177 положений православной антропологии и опыта духовной практики в психологическом консультировании офицеров.
Введение диссертации по психологии, на тему "Возможности психологического влияния православия на личностный смысл боевой деятельности офицера"
Противоречивое и насыщенное событиями время, переживаемое нашей Родиной, породило специфическое и неоднозначное явление. Оно относится не только к социально-политическим и экономическим, но и к психологическим феноменам. Речь идет о выраженном несоответствии между расширяющейся сферой применения Вооруженных Сил и дальнейшим падением престижности воинской службы. Яркой иллюстрацией этого процесса служит неудовлетворенность и разочарование в своей профессии офицеров, особенно среднего звена (в возрасте от 27 до 40 лет). Так по результатам исследований, проведенных среди офицеров частей и подразделений Московского, Ленинградского и Дальневосточного округов, считают службу не престижной в обществе около 79,4% опрошенных, более половины уверены в том, что совершили ошибку посвятив свою жизнь профессии офицера, а 69,8% не видят перспектив для профессионального роста. Последствия сложившегося положения привели к образованию у офицеров устойчивых негативных психологических состояний: повышенная тревожность (30,16%), чувства отчаяния и неуверенности (50,8%). Характерным является то, что 74,6% принявших участие в опросе офицеров, в должности находятся до двух лет.
Важность проблеме придает тот факт, что личные, смысловые психические переживания, возникающие в боевой обстановке, требуют от человека быстрого разрешения внутреннего конфликта, нередко изменения взглядов, убеждений и преодоления недостаточной устойчивости смысловых структур. Актуальные психические переживания, вступая в противоречие с жизненным опытом личности офицера, приводят ее к отказу от духовности в пользу "фактичности существования" (246, С., 1150). Соотносясь с необходимостью выполнения своих служебных обязанностей, офицер в таких состояниях попадает под усиливающееся психотравмирующее воздействие психологических факторов его деятельности.
Последствия этого воздействия приобретают психогенный характер, особенно в боевой деятельности. Устойчивость перечисленных выше состояний, характерных для офицеров , говорит о необходимости дополнения существующей системы боевой подготовки и ее составной части - психологической подготовки, современными, научно обоснованными средствами направленными на формирование устойчивой профессиональной ориентированной смысловой сферы.
В целом, проблема психологических факторов, обуславливающих характер той или иной деятельности и ее мотивационно-смысловые аспекты, широко исследуются в психологической науке. Большинство исследований проводится в рамках экстремальной психологии, психологии спорта, военной психологии и т.д. Особенно много внимания этому уделили Анцупов А .Я, Анцыферова Л.И., Дикая Л.Г., Дьяченко М.И., Индюченко А.Д., Лебедев В.И., Короленко Ц.П., Марищук В.Л., Вяткин Б.А., Корчемный П.А., Сысоев В.В., Захарик C.B., Попов В.Е., Федотов А.Ю. и другие. В их работах исследовался вопрос психологических детерминант затруднений в деятельности профессионалов различных категорий, проработана методология подхода к решению данной проблемы.
Изучение психологических факторов обуславливающих особенности боевой деятельности позволяет выйти на структуру факторов влияющих на изменение смысла этой деятельности. Учет последних в психологической подготовке будет способствовать снижению негативного воздействия боевой обстановки и способствовать повышению эффективности боевой деятельности офицеров. На наш взгляд, сегодня в психологической подготовке не уделяется достаточно внимания развитию смысловой сферы офицера. Работа в этом направлении ограничивается формированием смысловых "оболочек" (43, С.,94-95), не обеспечивая наполнения их конкретным личностным содержанием. Такой подход не позволяет осуществить целостное решение проблемы формирования устойчивой профессиональной ориентированной смысловой сферы.
В связи с этим профилактическая работа войсковых психологов по преодолению экзистенциальных проблем у офицеров может создать предпосылки для успешной подготовки их к боевой деятельности и предупреждению развития тяжелых форм посттравматических последствий воздействия боевой обстановки. В этой работе, на наш взгляд, необходимо задействовать не только резервы современной науки, но и опыт решения экзистенциальных проблем у воинов Русской армии, помощи военнослужащим в поисках смысложизненной ориентации и их психологической подготовки к бою через призму отечественной духовной культуры.
Фундаментом этого опыта является православная антропология и святоотеческая (христианская) психология. Содержательно опыт сконцентрирован в духовной практике Русской православной церкви. Ценность духовного опыта православия для психологии подтверждается исследованиями целого ряда отечественных психологов: Братуся Б.С., Василюка Ф.Е., Елисеева В.А., Зинченко В.П., Миславский Ю.А., Ничипорова Б.В., Розина В.М., Флоренской Т.А. и др. "Признание духовного опыта ,- подчеркивает Зинченко В.П.,- погружение в него вовсе не означает отказа от реальных достижений научной психологии. Напротив это приведет к ее обогащению, сделает ее более интересной и привлекательной, а, соответственно, более деятельной и действенной, будет способствовать повышению психологической культуры, наконец, откроет психологии новые горизонты" (88, С.,308).
Важность изучения духовной практики православия для деятельности военного психолога определяется спецификой исторического развития нашей страны. Особенность этого развития обусловлена тем, что с момента возникновения русской нации в IX в. и вплоть до XYIII столетия ее доминирующее сознание и культурная суперсистема ( наука, религия, философия, этика, право, искусство, политика и экономика в их идеологических, поведенческих и материальных формах) были идеациональной, или религиозной (219). При этом совершенно естественно, что первые на Руси сочинения, в которых так или иначе затрагивались вопросы психологической теории и практики, появились в церковной литературе (56,С.,45). В ней был закреплен многовековой опыт психологической помощи верующим, их "утешения" в трудные минуты жизни.
Православная практика "утешения" давала возможность ослаблять, а зачастую и снимать тяжелые переживания людей, помогать им преобразовывать отрицательные эмоции в положительные (31, С.,183). Говоря иначе, именно в духовном опыте православия отражена сущность отечественной психологической традиции рассмотрения экзистенциальных проблем человека ("естественная психология") (П.Флоренский (1923)).
Немаловажным является в настоящее время и преодоление преобладающего в практике войсковых психологов, биологически-материалистиче-ского понимания человека и его социально-детерминированного поведения. Именно такой подход к миру и существованию отражает глубокое отчуждение от сердцевины бытия, отсутствие подлинного понимания себя и собственной психики." Такое усеченное отношение к себе самому, к другим и к существованию чревато, в конечном счете, ощущением тщетности жизни", " ненасытными потребностями, состязательностью, тщеславием, которые не в состоянии удовлетворить никакое достижение" (57, С., 396; 145, С.,71) и которые, в конечном итоге, приводят к нарушениям психического здоровья офицеров .
Кроме того в своей практике войсковым психологам необходимо учитывать еще две социально-психологические тенденции. Речь идет, во-первых, о распространении в армейском общественном мнении "идеи привлечения и использования религиозных ценностей и традиций для духовно-нравственного совершенствования личности военнослужащего, а также для создания духовных основ морального обоснования воинской службы". И, во-вторых, наблюдается рост религиозности военнослужащих в процессе осуществления личного поиска духовности, стремления обрести устойчивую систему ценностей, получить психологическое и нравственное обоснование жизни, воинской службы и боевой деятельности (195, С.,2). В первую очередь это касается офицеров, среди которых (согласно проведенному исследованию) каждый пятый считает себя верующим христианином.
Таким образом, представляется возможным научно осмысленный синтез современных представлений и положений православной антропологии о процессах смыслообразования в целях оказания психологической помощи офицерам. С этой целью обращение к православным источникам, было не случайно, особенно к сочинениям отцов церкви и выдающихся подвижников, так как опыт религиозного подхода к психической жизни человека способен давать схемы, имеющие и собственно научную ценность (93, С.,23).
Приведенные положения и выводы определили направление исследования, в ходе которого были проанализированы подходы в отечественной психологии к изучению личностного смысла как элемента смысловых структур. Выделены психологические факторы, влияющие на процесс формирования личностного смысла боевой деятельности. В этих же целях было проведено изучение психологического содержания духовного опыта православия, где проблемы смысла жизни и ее ценности, возможность и необходимость смирения и жертвенности для личностного роста человека, занимают одно из центральных мест. Психологические аспекты духовного опыта конценти-рованно выражены практике "мысленной брани'1, молитвенного покаяния и примера жизненного подвига отцов церкви. Тысячелетняя история православия в России доказывает, что оно хранит в себе глубокий опыт ярко выраженного психотерапевтического воздействия, способствующего укреплению психического и нравственного здоровья нации.
Обоснование и реализация данного подхода позволит выявить возможности (как средства и условия) психологического влияния духовной практики православия на совокупность психологических факторов, определяющих процесс формирования личностного смысла боевой деятельности офицера, и рассмотреть выделенные особенностей этого влияния с точки зрения учета в практике войсковых психологов элементов духовной практики для помощи офицерам в преодолении экзистенциальных проблем.
Объект исследования - процесс формирования личностного смысла деятельности офицера.
Предмет - психологическое влияние православия на процесс формирования личностного смысла офицера.
Цель исследования - определение возможности психологического влияния православия на формирование личностного боевой деятельности офицера на основе выявления психологических факторов смыслообразования и результатов влияния на эти факторы практических аспектов духовной опыта православия.
Задачи исследования:
1. Выявить психологические факторы, влияющие на процесс формирования личностного смысла боевой деятельности офицера.
2.Исследовать психологическое содержание духовной практики православия и выделить особенности рассмотрения психических процессов связанных со смыслообразованием в православной антропологии.
3. Определить психологическое содержание влияния имеющегося в православной духовной практике опыта смысловой регуляции, обосновать приемлемые формы и метод психологического консультирования офицеров по преодолению экзистенциальных проблем, связанных с боевой деятельностью.
Гипотеза исследования:
1. Социально-психологические условия жизни и деятельности офицеров, вызванные ломкой прежнего уклада жизни и переоценкой ценностей, вызвали разрыв сложившихся систем значений и смыслов. В результате происходит смещение смыслов деятельности на эгоцентрический уровень. Это не отвечает содержанию боевой деятельности и тем задачам, которые офицер должен в ее процессе выполнять. Выработка более эффективных методик психологической помощи и саморегуляции смысловой направленности позволит помочь офицеру сформировать у себя смысловые образования более высоких уровней (просоциального и духовного).
2. В структуре условий, влияющих на изменение смысла деятельности, существуют устойчивые детерминанты, проявляющиеся в виде психологических латентных факторов. Они, в свою очередь, определяют процесс формирования личностного смысла боевой деятельности офицеров. Их учет в психологической работе будет способствовать снижению негативного воздействия боевой обстановки и повышению эффективности боевой деятельности офицеров.
3. В тысячелетнем опыте духовной практики Русского православия, "духовного делания" святых отцов церкви существует особый, основанный на христианской антропологии, подход к духовной поддержке воинов, готовящихся к бою, и "утешения" их после сражений. Использование этого опыта в психологической подготовке офицеров к боевой деятельности даст возможность эффективно воздействовать на латентные факторы формирования личностного смысла этой деятельности.
Методологическую основу исследования составили: системно-деятель-ностный подход к исследованию психологических явлений, предполагающий рассмотрение структурного, функционального и генетического аспектов изучаемого феномена в их взаимосвязи, а также личностно ориентированный подход к развитию индивида и организации психологической работы с ним на идеях гуманистической психологии.
Основные принципы, на которых базируется теоретическая концепция следующие: принцип системности; принцип целостности; принцип развития и единства и взаимодетерминированности внешнего и внутреннего, принцип единства сознания и деятельности.
Теоретическую основу составили психологические концепции: боевой деятельности Дьяченко М.И., системы взаимодействующих сфер сознания Зинченко В.П. (1994); модели многомерной, иерархической структуры смыеловой сферы Братуея Б.С.(1988,1995); смыслового психического переживания Вилюнаса В.К. (1976,1990).
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов.
Эмпирические методы: констатирующий и формирующий эксперимент, реализуемый средствами психологического консультирования; включенное наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование. Методы обработки данных: качественный анализ эмпирических данных, контент-анализ, метод экспертных оценок, статистические методы. Основную выборку составили офицеры частей и подразделений Московского, Ленинградского и Дальневосточного военных округов, слушатели и преподаватели Военного университета, слушатели Военной Академии им. М.В. Фрунзе.
Пилотажное исследование проводилось на слушателях Военного университета.
Основные этапы работы:
- анализ литературы по проблематике исследования, разработка теоретических положений, постановка целей и задач исследования (1993-1994 г.г.);
- построение обобщенной модели и конструирование эксперимента, выявляющего специфические стороны процесса формирования личностного смысла боевой деятельности офицера (1994);
- разработка общей схемы исследования и модели эксперимента (19
94г.);
- пилотажное исследование (1994 г.);
- проведение экспериментального исследования, обобщение, обработка и анализ результатов (1995 г.).
Достоверность полученных данных обеспечена репрезентативностью исследуемой выборки, использованием контрольной группы, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимодополняемостью, применением математических методов обработки и анализа данных с помощью компьютерных программ анализа и их статистической обработки. Надежность результатов исследования обеспечивалась опорой на фундаментальные психологические исследования, сопоставлением всех результатов, полученных в данном исследовании, а также экспериментальной проверкой основных теоретических выводов и апробацией материалов в соответствующих специальных курсах в Военном университете.
Научная новизна исследования:
- выявление психологического влияния православия, как учения, содержащее в себе смысловой аспект духовной практики, на личностный смысл боевой деятельности;
- разработка методики индивидуального и группового консультирования и определение психологических условий внедрения ее в практику боевой подготовки офицеров;
- обоснование и экспериментальная апробация опыта православной практики "мысленной брани'1 как психологического средства в консультационной работе;
- выявление структуры психологических факторов, влияющих на формирование личностного смысла боевой деятельности офицеров;
- рассмотрение с точки зрения положений православной антропологии и опыта духовной практики путей преодоления экзистенциальных проблем у офицеров, связанных с их боевой деятельностью.
Диссертация выполнена в русле военно-психологических исследований посвященных проблеме развития военных профессионалов (Бадмаев Б.Ц., Дьяченко М.И., Железняк Л.ФМ Съедин С.И., Сысоев В.В., Юсов В.Т., Кузнецов Л.Н., Захарик С.В., Безуглов А.И., Елбаев Ю.А., Федотов А.Ю.).
Положения, выносимые на защиту:
1) На процесс формирования личностных смыслов боевой деятельности оказывают влияние ряд латентных психологических факторов, связанных с эмоционально-смысловым процессом, волевой саморегуляцией и внутренней самооценкой социальной и личностной значимости боевой деятельности: фактор смыслового психического переживания; фактор смысловой результативности; фактор внутренней согласованности смысловой сферы; фактор духовного и профессионального саморазвития. Их учет в психологической работе будет способствовать снижению негативного воздействия боевой обстановки и повышению эффективности боевой деятельности офицеров.
2) В целях повышения эффективности психологического воздействия на факторы смысловой регуляции и преодоления экзистенциальных проблем у военнослужащих, целесообразно использование опыта духовной практики православия, основывающегося на концепции "мысленной брани".
3). Между психологическим воздействием в процессе "мысленной брани" на смыслообразующие структуры и латентными факторами, влияющими на формирование личностного смысла боевой деятельности, существует взаимосвязь, проявляющаяся в виде следующих психологических особенностей:
- смысловая регуляция личности, построенная с использованием опыта духовной практики православия, оказывает влияние на процесс смыслообра-зования на этапе формирования не вербализированных смыслов деятельности;
- процесс воздействия на динамику смысловых образований, осуществляется через вербализацию содержательного аспекта рассматриваемых факторов и постоянную рефлексию их влияния;
- психологические приемы, находящиеся в практике "мысленной брани" и содержащие методы смысловой саморегуляции, ориентируют "глубоко личностную "теорию" мира офицера на духовную интенцию, что позволяет антиципировать и предотвращать трудные жизненные ситуации.
Теоретическая значимость работы: а) исследовано содержание латентных факторов формирования личностных смыслов деятельности, учет которых в психологической теории углубляет личностно ориентированный подход в изучении смысловой сферы офицера; б) категории и понятия теории деятельности доведены до психологических характеристик применительно к объекту исследования - процессу формирования личностного смысла боевой деятельности офицера; в) теоретическим обоснованием форм и методов использования, содержащегося в православии, опыта смысловой регуляции в психологических исследованиях заложены основы для дальнейшего научного осмысления психологического содержания духовной практики православия.
Практическая значимость результатов исследования;
1. Выводы и рекомендации исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности войсковых психологов в интересах создания в частях и подразделениях психологических условий обеспечивающих развитие личностных смыслов боевой деятельности офицеров до высших уровней смысловой вертикали личности. Предлагаемая методика психологического консультирования обеспечивает духовную интенцию развития смысловой сферы офицера.
2. Предложенный подход позволяет диагностировать уровни личностных смыслов боевой деятельности у офицеров.
3. Результаты исследования могут быть использованы и для проведения целенаправленных научно-прикладных исследований других видов смысловых образований у военнослужащих Вооруженных Сил.
Апробация результатов исследования проводилась в частях и ВВУЗах Московского, Ленинградского военных округов, при преподавании специальных курсов занятий с психологами частей и слушателями Военного университета, в процессе работы пункта индивидуального психологического консультирования офицеров при кафедре психологии Военного университета, проведения сеансов групповой психотерапии секции "Психотерапия утешения" при Ассоциации гуманистической психологии в г. Москве, на заседаниях кафедры психологии Военного университета, на международных конференциях "Социальные аспекты военной реформы", "Христианство и психотерапия" (Москва 1994, 1995), на всероссийских конференциях "Православие и Российская армия", "Духовно-нравственные и православные традиции русской армии" (Москва 1994).
Объем и структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. 1 глава - Личностный смысл боевой деятельности офицера в психологии и современной военной практике. 2 глава - Содержание духовной практики православия и ее значение для подготовки офицеров Российской армии. 3 глава - Использование духовного опыта православия для влияния на личностный смысл боевой деятельности офицера.
Заключение диссертации научная статья по теме "Психология труда в особых условиях"
Основные выводы диссертационного исследования.
1. Личностный смысл боевой деятельности офицера представляет собой интегрированное смысловое образование, отражающее действительное субъективное отношение офицера к целям, мотивам, способам и приемам его боевой деятельности. Оно может проявляться в виде неосознанного или осознанного вербализированного эмоционального непосредственного переживания. Входя в общую смысловую структуру личности офицера, личностный смысл боевой деятельности имеет свое внутреннее строение, обусловленное "смысловой вертикалью личности" и степенью присвоенности смыслов.
2. Принадлежность личностного смысла боевой деятельности к тому или иному смысловому уровню определяется доминирующими в ней личностными ценностями офицера. "Объемное" строение ему придает доминирующий способ отношения к себе и другому человеку с одной стороны, а с другой степенью присвоенности тех или иных смысловых содержаний и мотива-ционных устремлений, принадлежащих к данным уровням. Сочетаясь в конкретных видах деятельности личности эти измерения отражают те смыслы, которые она реализует. Поэтому, условно, можно говорить о некотором смысловом рисунке деятельности, ее смысловом профиле, в котором через переживания отражается индивидуальный образ боевой деятельности.
3. При соотнесении личностной модели боевой деятельности офицера с предлагаемыми смыслами его деятельности, выраженными в значениях, но непосредственно не переживаемые, представляющие социально выработанные смысловые оболочки, происходит актуализация процесса формирования личностного смысла на неосознанном уровне. Этот процесс обусловлен воздействием группы психологических латентных факторов: смыслового психического переживания; смысловой результативности; нравственного соотнесения личностных ценностей в военно-профессиональной деятельности; внутренней согласованности смысловой сферы.
4. Учет содержания психологических факторов формирования личностного смысла боевой деятельности дает возможность определения оптимальных подходов к реализации задач смысловой регуляции в системе подготовки офицера к боевой деятельности.
5. Существует определенная общность психологических реалий боевой деятельности, связанных с процессами смыслообразования у офицеров различных видов и родов Вооруженных Сил. Эти реалии представлены в виде актуальных осознанных или неосознаваемых переживаний офицеров, которые имеют ярко выраженную духовную интенцию. При условии учета в процессе влияния на смысловые образования этой интенции, обеспечивается сформированность высших уровней личностного смысла. Присутствие в смысловой сфере офицера духовных ценностей личностного смысла боевой деятельности приводит к снижению уровня негативных деструктивных переживаний связанных с процессом смыслообразования, направленным на боевую деятельность.
6. Достижение сформированности духовных уровней личностных смыслов осуществляется через освоение специфической методики психологической саморегуляции направленной на снижения доли негативных деструктивных (неуспешных) переживаний. Данная методика рассматривает не только динамику и типологию переживаний, но решает проблему "медиаторов" (культурных форм) так как, она направлена на смысловую сферу и затрагивает "вершинные" области психики человека. Методологические основания этой методики комплексно содержатся в отечественных религиозных, святоотеческих произведениях.
7. Рассматривая православие, прежде всего, как учение о социальных, нравственных и психологических основах духовной жизни человека, возможно выделить в нем собственно психологический контекст, имеющий пропедевтическое значение для духовной практики православия. Его содержанием, выступает борьба со страстями, разработанная в теории и практики "мысленной брани". Использование в психологической консультационной работе православной концепции "мысленной брани", позволяет преодолевать негативные и деструктивные переживания и создать, таким образом, психологические условия, учитывающие латентные факторы формирования личностного смысла боевой деятельности.
8. На основе сравнительного анализа имеющихся подходов к смысловой регуляции в военной психологии и особенностей православного воздействия выделяются психологические особенности влияния православия на процесс формирования личностного смысла боевой деятельности офицера:
- влияние на процесс смыслообразования происходит еще на этапе формирования невербализированных смыслов деятельности;
- процесс воздействия на динамику смысловых образований осуществляется через вербализацию содержательного аспекта переживаний, связанных с латентными факторами и постоянную рефлексию их влияния;
- рефлексивные приемы содержащиеся в практике "мысленной брани" дают возможность осуществлять саморегуляцию, на уровне подсознательных структур психики, преобразовывая личностную теорию мира и самоконцепцию в духовной интенции, позволяют антиципировать и предотвращать трудные жизненные ситуации.
Практические рекомендации.
1. Учитывая сложности и актуальность проблем, связанных с процессами в смысловой сфере офицера целесообразно в Главном Управлении воспитательной работы, в Военном Университете создать научно-исследовательское подразделение по изучению и внедрению в практику боевой подготовки офицеров психологических аспектов отечественной духовной культуры, разработке рекомендаций по экспертизе и психологическому сопровождению организационно-управленческих нововведений по данному вопросу.
2. В ходе подготовке к выполнению боевых задач и после их выполнения использовать разработанную автором методику для обеспечения духовной интенции процесса смыслообразования у офицеров.
3. В организации морально-психологического обеспечения боевых действий практиковать совместную работу офицеров воспитательных структур и священнослужителей, особенно в целях преодоления негативных психологических последствий боевого стресса.
4. При подготовке слушателей военных академий и курсантов военных училищ целесообразно ввести спецкурс, посвященный изучению духовного наследия православия, его психологического содержания.
5. В процессе преподавания лекционного курса "Психология религии" в Военном университете акцентировать внимание на изучение психологических аспектов духовной практики православия.
6. Актуальными направлениями дальнейших исследований по данной проблеме могут быть: определение содержания и структуры смыслового профиля боевой деятельности офицера; поиск психологических особенностей процессов в смысловых структурах личности офицеров различных видов и родов Вооруженных Сил; исследование структуры и содержания эмоциональных процессов, рассматриваемых в святоотеческом наследии православия; анализ психологических основ православной аскетики и определение методов саморегуляции военнослужащих в боевой деятельности.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Акулич, Алексей Леонидович, Москва
1. Авсенов П.С. (архимандрит Феофан). Из записок по психологии. Киев, 1869.
2. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991. -96 с.
3. Анцупов А.Я. Влияние трудных ситуаций на эффективность деятельности воина-оператора ПВО. Дисс.канд. психолог, наук. М.: ВПА,
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976
5. Асмолов А.Г.,Братусь Б.С., Загарник Б.В., Петровский В.А., Субботский , Хораш А.У.Дветкова Л.С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности. // Вопросы психологии, 1979 №4 С.35-45.
6. Асмолов А.Г.,Братусь Б.С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности. // Вопросы психологии, 1979, №4.
7. Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. -336 с.
8. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.,1984.
9. Афатян Э.А. и Рябиновская A.M. Учение Павлова и психика верующего человека. М., 1969.
10. Бажан Т.А. Проблемы религиозных потребностей. Дис. . канд. философ, наук. Л. 1990.
11. Барабанщиков A.B., Феденко Н.Ф. Морально-политическая и психологическая подготовка войск к защите завоеваний Октября. // На страже завоеваний Великого Октября. М.: ВПА, 1977.
12. Барабанщиков A.B., Феденко Н.Ф. История советской военной психологии. М.: ВПА, 1983. -157 с.
13. Басин Ф.В. "Значение" переживания и проблема собственно психологической закономерности. // Вопросы психологии, 1972, N 3.
14. Басин Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла. // Вопросы психологии, 1973, №6.15. Библия.
15. Бибрих Р.Р. Исследование видов целеобразования. Кишинев,1987.
16. Бжалова И.Т. Об эксперементальном изучении воли. // Вопросы психологии, 1961, №4.
17. Блаженный Августин. О граде Божием. В 4-х томах. М. : Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.
18. Богданов В.А. Бог, личность и алгоритмы саморазвития. СПб., 1992.
19. Болотов В.И. Проблемы теории эмоционального воздействия текста. Дисс. канд. филолог, наук.
20. Бондарев Э.В., Егоров В.А. О функциональных резервах человека в экстремальных условиях деятельности // Тезисы научных сообщений советских психологов к Y1 Всесоюзному сьезду Общества психологов СССР. М., 1983 -4.1, С., 14-15.
21. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности// Психология формирования и развития личности. М., 1981.
22. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. -303 с.
23. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности. // Вестник Московского ун-та.Сер.14, Психология, 1981, N2.
24. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте. // Вестник Московского ун-та.Сер.14. Психология, 1980 N2, С. 3-12.
25. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). М., 1986.
26. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Роспедагенство, 1994. -60 с.
27. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.
28. Бренчанинов Игнатий, епископ. Соб. соч.: В 7-ми томах. М.: Православное издательство, 1993.
29. Бублик Л.А., Феденко Н.Ф. Актуальные проблемы морально-политической и психологической подготовки войск в современных условиях. М.: ВПА, 1981. -283 с.
30. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1983, С., 176-180.
31. Букин В.Р. Методологические проблемы изучения психики верующих. Афтореферат док. философ, наук, Л., 1969.
32. Букин В.Р. Психология верующих и аскетическое воспитание. М., 1969.
33. Булгаков C.B. Настольная книга священно-церковно служителя. В 2-х томах. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.
34. Васильев И.А.,Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991. -144 с.
35. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критической ситуации. // Психологический журнал., 1995, №3, С. 90-101.
36. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ, 1984.
37. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций. // Психологический журнал., 1995, №5, С. 104-114.
38. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки. //Вопросы психологии, 1988, №5, с. 27-37.
39. Введенский А.И. Психология веры (религиозная вера как биоэнергетический принцип в психологии). Сергиев Посад, 1899.
40. Введенский А.И. Условия позволительности веры в смысле жизни. // Философские очерки, СПб., 1901. Вып.1.
41. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. -276 с.
42. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.-143 с.
43. Военная психология. М.И.Дьяченко, Н.Ф.Феденко.М.: Воен-издат. 1967. -260 с.
44. Военная психология. Н.Ф.Феденко. М.: ВПА, 1978. -334 с.
45. Виснап Н.Е. Психология религии в России (2-я половина XIX-начало XX в.) Дис. канд. философ, наук. JL, 1974.
46. Выготский JI.C. Избранные психологические произведения. Собр. соч.: В 6-ти томах, М.: Педагогика,, 1982,
47. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. -496 с.
48. Гадельшина H.A. Медицинская практика и религиозный культ. Афтореферат дис. канд. философ, наук. Казань, 1970.
49. Герштейн Е.Р. Религия, предрассудки и психические нарушения. Фрунзе, 1972.
50. Гирткопф М.С. В чем смысл жизни. Париж, 1926.
51. Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. -496 с.
52. Глубоковский H.H. Православие по его существу. М., 1991.19 с.
53. Головин H.H. Исследования боя. Исследования деятельности и свойств человека как бойца. СПб., 1907. -192 с.
54. Гордиенко Н.С. Современное православие о цели и смысле жизни. // Нравственность и религия. М., 1964.
55. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987. -286.
56. Гроф С. За пределами мозга. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1993. -504 с.
57. Гурев Г.А. О смысли жизни. М., 1958 .
58. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной сиситемы. М., 1970. -271 с.
59. Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис. док. психолог, наук. М., 1985.
60. Джидари И.А. О месте потребностей эмоций и чувств в мотивации личности. // Теоретические проблемы психологии личности М. 1974.
61. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. Спб.: Изд-во "Андреев и сыновья" , 1993. -424 с.
62. Дельгадо X. Мозг и сознание. М., 1971.
63. Дионисий Ареопагит. СПб.: Изд-во "Глаголь", 1994. -370 с.
64. Добротолюбие. В 5-ти томах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.
65. Донцов И.А. Проблема личного самосовершенствования в марксистской и христианской этике. // Атеизм, религия, нравственность. М., 1972.
66. Духач Л. Психологическое исследование эффективности деятельности воинов в сложных ситуациях службы в зависимости от направленности их личности. Автореф. . канд. психолог, наук. М.: 1974. С.19.
67. Дьяченко Г. Духовный мир. М.: Наука, 1992. -364 с.
68. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. -1128 с.
69. Дьяченко Г. Область таинственного. М.: Изд-во "Планета" 1992. -767 с.
70. Дьяченко Г. Практическая Симфония для проповедников Слова Божия., Свято-Троицкая Сергиева Лавра., 1992. -498 с.
71. Дьяченко М.И. Адаптация к экстремальной ситуации. // Материалы IY Всесоюзного сьезда общества психологов СССР. Тбилиси. Мецниереба, 1971. С. 419.
72. Дьяченко М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. Дис. доктора психолог, наук., 1967. С. 4-11.
73. Дьяченко М.И. О психологических основах управления пове-деприемами нием воинов в боевой обстановке // Воен. мысль, 1972. N5, С. 40-51.
74. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Формирование готовности к действиям в напряженных ситуациях // Вестник ПВО, 1977, N12, С.61-66.
75. Житие преподобного Сергия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра., 1904. -266 с.
76. Заброда Э.П. Проблема неосознанного в религиозной психологии. Дис. канд. философ, наук.
77. Забродин Ю.М., Зазыкин В.Г. Основные направления исследований деятельности человека-оператора в особых и экстремальных условиях. // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.: Наука, 1985.
78. Закон Божий. Свято-Троицкий монастырь., 1967. -722 с.
79. Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.:Педагогика, 1986, т.1 с. 316, т.2, С. 296.
80. Захарик С.В. Формирование психологической устойчивости у воиновдесантников к влиянию факторов современного боя/ на основе опыта боевых действий в Афганестане/. Дис. канд. психолог, наук. М.: ГАВС, 1993. С. 165.
81. Зверховский И.Г. Методика изучения психики верующих. Грозный., 1969.
82. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
83. Зеленина В.Н. Регулятивная функция религии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата фил. наук. М., 1982.
84. Зеньковский В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимировского Братства, 1993. -224с.
85. Зинченко В.П. К проблеме общности внешней и внутренней деятельности. Эргономика. М.: Труды ВНИИТЭ 19, 1980.
86. Зинченко В.П.,Гордеева Н.Д. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982, -208 с.
87. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. // Вопросы психологии, 1991, N2.
88. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994 -304 с.
89. Золотарев О.В. Христолюбивое воинство русское. М.: Граница, 1994. -110 с.
90. Екатериновский Ф.(Епископ Петр). Указание пути к спасению. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905.
91. Елисеев В.А. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых компонентов в регуляции процесса решения комбинаторных задач. Ав-тореф. дисс. . канд. психолог, наук. М., 1979. -24 с.
92. Елисеев В.А.(о.Владимир). Религиозные представления как источник знаний о психологии человека (на материале трудов православных подвижников 17-18 вв.). Бм.,бг. -23 с.
93. Елисеев В.А.(о.Владимир) Православный путь к спасению и восточные и оккультные мистические учения. М.: Изд-во Даниловский Благовестник, 1995. -64 с.
94. Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 1995. -478 с.
95. Иваницкий Г.А. В чем смысл и счастье жизни. Ялта, 1927.
96. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во МГУ, 1991. -142 с.
97. Ивонин В.И., Сьедин С.И., Сысоев В.В. Морально-политическая и психологическая подготовка личного состава десантных войск. М.: Воениздат, 1983. -190 с.
98. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.
99. Ильин Г.Л. О двух пониманиях принципа опосредованности психического в концепции психического в концепции Л.С.Выготского. // Научное творчество Л.С.Выготского и современная психология. М.,1981, С. 68-73.
100. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ТОО Рагор, 1993. -448 с.
101. Ильин И.А. Собр. соч. М.,1993, т.1, С. 239.
102. Индюченко А.Д. Психлогическая подготовка воинов-танкистов к активным боевым действиям. Дис. . канд. психолог, наук. М., 1987.
103. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.: Братство святителя Алексия, 1992. -446 с.
104. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М.: Изд-во "Правило веры", 1993. -520 с.
105. Высокопреосвещенный Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Битва за Россию. Православие и современность. С.-Пб. 1993, с. 11.
106. Казаченко Н.П. Помехоустойчивость человека в экстремальных условиях деятельности. Автореф. дис. . канд. психолог, наук. Л., 1976. с. 21.
107. Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. -151 с.
108. Каракозов P.P. Смыслообразование в процессе чтения художественной литературы. // Вопросы психологии, 1987, N2.
109. Кнопкин O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. -256 с.
110. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1969. -391 с.
111. Ковалев В.И. Психологические основы формирования боевой деятельности у советских воинов.
112. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.
113. Кокин М.К., Габринский Г.А. Религия и психические болезни. М., 1969.
114. Конаев С.З. Роль религиозного фактора в формировании национальной психологии. М., 1991.
115. Коробейников М.П.Современный бой и проблемы психологии. М.: Воениздат, 1972. -240 с.
116. Корчемный П.А. Психологические аспекты повышения эффективности деятельности летных экипажей по обучению курсантов, дисс. . канд. псих, наук, М.: ВПА, 1979. -185 с.
117. Косенко Г.Ф. Критика религиозной концепции смысла жизни (по материалам русского православия). Дисс. . канд. философ, наук. М.,1971.
118. Коченов М.М. Нарушение процесса смыслообразования при шизофрении. Автореферат канд. дис. канд. психол. наук. М., 1970.
119. Коупленд Н. Психология и солдат. М.: Воениздат, 1991.96с.
120. Курыкин М.П. Культ страдания в современном православии. // Нравственность и религия. М.,1964.
121. Критический словарь аналитической психологии К.Юнга. Сэмюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. М.: МНПП "ЭСИ", 1994. -184 с.
122. Кузнецов JI.H. Формирование состояния психологической готовности к боевым действиям у офицеров-операторов в процессе боевого дежурства. Дисс. канд. псих. наук. М.: ВПА, 1987.
123. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. -389 с.
124. Лазурский А.Ф. К учению о психической активности. (Новые эксперементальные данные) М., 1916.
125. Лазарус Р. Теория стресса и психологические исследования // Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970. С., 178-209.
126. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. -304 с.
127. Лебедев В.И. Постижение личности. М.: Политиздат, 1990.
128. Леонтьев A.A. Смысл и эмоция. Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых. М., 1985.
129. Леонтьев A.A. Смысл как психологическое понятие. (Психологические и психолингвистические проблемы владения языками). М., 1969.
130. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
131. Леонтьев А.Н. Избранные произведения. В 2 т. М., 1983., т.1, С. 392, т.2, С. 320.
132. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
133. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М. : Изд-во МГУ, 1994. -228 с.
134. Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия. // Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991. -192 с.
135. Леонтьев Д.А. Структурная организация смысловой сферы деятельности личности. Дис. канд. психолог, наук. 1987.
136. Лествичник Иоанн. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1898. -365 с.
137. Лидере А.Г., Фролов Ю.И. Формирование психических процессов как метод исследования в психологии. М.: Изд-во МГУ, 1991. С. 112.
138. Личность и деятельность. Тезисы к У всесоюзному съезду психологов СССР. Редактор Леонтьев А.Н. М., 1977.
139. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. -296 с.
140. Лосский Н.О. Характер русского народа. В 2-х книгах. Посев, 1957.
141. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкови. Догматическое богословие. М., 1991. -288 с.
142. Лука. Архиепископ Войно-Ясенецкий. Дух, душа, тело. М.,1993.
143. Луков Г.Д. Психология. М.: Воениздат, 1960, С. 61.
144. Лурия А.Р. Роль речи в регуляции нормального и аномального поведения. //Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. М., 1966,т.2.
145. Макиевский П. Смысл жизни Введенского. Русское богатство, 1897, кн.2.
146. Методологические и теоретические проблемы современной психологии. Сборник научных трудов. М., 1988.
147. Мечников И.И. Этюды оптимизма. Мечников И.И. Собр. соч., М., 1956, т.12.
148. Миславский Ю.А. Психотерапевт или пастырь? (К проблеме соотнесения теологической и гуманистической парадигм помощи личности). // Вопросы психологии, 1991, №3.
149. Моделирование психической деятельности /Братко A.A., Волков П.П., Кочергин А.Н., Царегородцев Г.И. М.: Мысль, 1969, С.383.
150. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск., 1989.
151. Московский психотерапевтический журнал, 1994, №4
152. Муздыбаев К. Психология ответственности. Д., 1983.
153. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960.
154. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989.
155. Начала христианской психологии. Братусь Б.С, Воейков Л.В., Воробьев С.Л. и д.р. М.: Наука, 1995.
156. Напутствие воину христианину. Санкт-Петербург, 1995, С.
157. Насиновская Е.Е. Личностно-смысловой аспект мотивации. (Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности). Новосибирск, 1985.
158. Нил Сорский. Устав о скитской жизни. Свято-Троицкая Сер-гиева Лавра, 1991.
159. Никонов К.И. Опыт изучения воздействия проповеди на формирование индивидуального сознания. Проблемы личности в религии и атеизме. М., 1969.
160. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М.,1994, С.32-33,103-122.
161. Новиков М.П. Православие и современность. М., 1965, С. 83.
162. Носов С.К. Эволюция православной концепции духовного самосовершенствования личности. Дис. . канд. философ, наук. Л., 1990.
163. Носович В.Н. Психология веры. Л., 1970.
164. Носович В.И. Сущность, структура и функции религиозной психологии. Дис. доктора философ, наук. Таллин, 1989.
165. Овчинникова О.В., Насиновская Е.Е., Иткин Н.Г. Гипноз в эксперементальном исследовании личности. М., 1984.
166. Основы военной педагогики и психологии./Барабанщиков A.B., Феденко Н.Ф. М.: Воениздат,1981, С. 366.
167. Ответчиков A.B. Преодоление и пресечение страха и паники в условиях воинской деятельности. Автореф. . канд. психолог, наук. М. 1981, С. 21.
168. Ответчиков A.B. Психические состояния военнослужащих в особых условиях ведения боевых действий. М.: ВПА, 1991. С. 112.
169. Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранный Епископом Игнатием (Брянчаниновым) СПб., 1891.
170. Откровенные расказы странника духовному своему отцу. Введенская Оптинская Пустынь., 1991.
171. Панпурин В.А. Структура внутреннего мира личности. Дис. . канд.философ. наук. Свердловск, 1986.
172. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Санкт-Петербург., 1994.
173. Петровский В.А. Активность субъекта в условиях риска М.,1977.
174. Печень Н. Возрождение из забвения. М., 1993. 176. Платон, Архимандрит. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра., 1994.
175. Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. М., 1957.
176. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981. С. 175 .
177. Платонов К.К. Психология религии М., 1967.
178. Полный православный богословский энцеклопедический словарь. М., 1992. Репринтное издание.
179. Помошник и покровитель. Христианские утешения несчастных и скорбящих. Составил священник, магистр богословия, Григорий Дьяченко. В 3-х частях , М., 1898.
180. Попова М.А. Критика современной американской психоло-гиии религии. Афтореф. канд. философ, наук. М.,1967.
181. Попова М.А. О психологии религии. М., 1969.
182. Портнов A.A. и Тохнович М.И. Психозы и религия. Л., 1967.
183. Православие, Армия, Держава. Иеросхиномонах Моисей (Боголюбов) Н.А.Яковлев-Козырев. Москва. Русский Вестник 1993.
184. Прикладная математика. Под ред. Звенигородского Г.В. М., 1986. С. 132.
185. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.: Наука, 1985. С. 231.
186. Психологический словарь. Под ред. Давыдова В.В., Запорожца A.B., Ломова Б.Ф. и др. М.,1983. 191. Психология. Словарь. Под общей ред. Петровского A.B. иЯрошевского М.Г. Москва., 1990.
187. Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ, 1993.
188. Психолого-педагогические основы деятельности командира. Под ред. Павловского И.Г. М., 1978
189. Религиозность как объект исследования. Религия и церковь в современную эпоху. М., 1976.
190. Реферат на отчет по НИР. Особенности влияния религии на ценностные ормиентации военнослукжащих. Отчет N86. М., 1993.
191. Риккерт Г. О системе ценностей. Логос, 1914, Кн. 1-2.
192. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности. Логос 1912-1913, Кн. 1-2.
193. Рожков Н. Смысл и красота жизни. Этюд из практической философии. М., 1923.
194. Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Гипноз и мистика.-М.,1973.
195. Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Правда о "чудесных" исцелениях. М., 1969.
196. Розин В.М. Психологическая практика. М., 1995.
197. Романович В.В. Религия и психические болезни. Алма-Ата,1977.
198. Рубинштейн М.М. О смысле жизни. 4.1. JI 1927.
199. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. С.262-263.
200. Рубинштейн С.Л. Человек и мир (отрывок из неопубликованной рукописи). Вопросы философии, 1969, N8.
201. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.1 и 2т.
202. Сборник ИННОН 1988 г. Современный человек: цели, ценности, идеалы.
203. Сборник о молитве Иисусовой. М., 1994.
204. Святитель Григорий Богослов. Собрание творений. В 2-х томах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра., 1994.
205. Селиванов В.И. О побудительных силах поведения личности. //Вопросы психологии, 1957, N 3.
206. Селиванов В.И. Психология волевой активности активности. Рязань, 1973.
207. Сенокосов Ж.Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к военной службе. -М., 1983.
208. Скрытнеченко Д.Ф. Ценность жизни по современному философскому и христианскому учению. Сант-Петербург, 1908.
209. Смысл жизни. Антология. М., 1993.
210. Снигирева Э.А. Влияние религиозной обрядности на психологию личности. Л., 1981.
211. Собрание писем оптинского старца иеросхиманаха Амвросия. М., 1995.
212. Солнцева Г.Н. Психологический анализ проблемы принятия решения. М., 1985.
213. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
214. Сорокин П. Основные черты русской нации в двадцатомсто летии // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 483
215. Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые образования в психической структуре личности. Дисс. .докт. психолог, наук. М., 1991.
216. Социальная и военная психология. Под ред. Феденко Н.Ф. М., 1990
217. Столин В.В. Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании. //Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 1982, N 3.
218. Субботский Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований. //Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 1977, N 1.
219. Съедин С.И. Формирование психологической структуры боевой деятельности в ходе изучения современоой военной техники, дисс. докт. психолог, наук -М.:ВПА 1984г. с. 417.
220. Съедин С.И., Абдурахманов P.A. Психологические последствия боевой обстановки. М.: ГАВС, 1992. С. 68.
221. М.Тарев. Цель и смысл жизни.//Смысл жизни. М.,1994, С.232.
222. Творения Св. Амвросия Епископа Медиоланского. Москва-Рига., 1995.
223. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. М., 1988.
224. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Начертания христианского нравоучения. Свято-Успенский Псково-Пе-черский Монастырь. 1994.
225. Теплов Б.М. Избранные труды(в двух томах). М.:"Педагоги-ка", 1985, с. 684.
226. Тирлих П. Бытие, небытие, тревога. //Московский психотерапевтический журнал, 1994, N1.
227. Трубецкой Е. Смысл жизни. М., 1918.
228. Тугаринов В.П. О смысле жизни. М., 1961.
229. Угринович Д.М. Введение в теоретиотическое религиоведение. М., 1985.
230. Угринович В.П. О критериях религиозности и их применение в процессе социологических исследований. // Вестник МГУ, 1967, N 4.
231. Угринович В.П. О специфике религии. // Вестник МГУ, 1961.
232. Угринович В.П. Психология религии. М.: Политиздат, 1986.
233. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука,1966.
234. Указание пути к спасению. Труд епископа Петра. Свято-Успенский Псково-Печерский Монастырь. 1994.
235. Умозрительная психология: Чтения покойного профессора Московской Духовной Академии протоиерея Голубинского Ф.А. М., 1871.
236. Файзулаев A.A. Формирование системно-уровневой организации мотивационной сферы личности. Дисс. . канд. психолог, наук. Ташкент, 1984.
237. Федотов А.Ю. Индивидуальный психофизический тренинг как средство повышения эффективности деятельности воинов-десантников в трудных ситуациях. Дисс. канд. психолог, наук. М., 1995.
238. Флоренская Т.А. Катарсис как проблема психологии личности. // Личность и деятельность. Тезисы к У Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977.
239. Игумен Филарет. Кнспект по нравственному богословию. Уфа, 1991, С.69.
240. Франк С.Л. Смысл жизни. // Вопросы философии, 1990, N6, С.120.
241. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
242. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. -336 с.
243. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
244. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993.В 3-х томах.
245. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии. М., 1993.
246. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема оотносительной эмансипированности от "внешнего" и "внутреннего". // Психологический журнал. 1996, №2.
247. Чупинова Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М., 1967.
248. Чистович М. Курс опытной психологии. 2-е изд. Санкт-Петербург 1876.
249. Шведин Б.Я. Микропроцессорная техника в практике военно-социальных исследований и управлении. М.:ВПА, 1989. -168 с.
250. Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. М.: ВПА, 1989. С. 61.
251. Шерданов В.Н. Социально-психологический анализ христианской морали. Л., 1974.
252. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль 1973.
253. Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии. Монологи. Санкт-Петербург., 1994.
254. Экхард Мейстер. Духовные проповеди. М., 1991. С. 140.
255. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. -304 с.
256. Юнг К.Г. Воспоминания, сноведения, размышления. Киев, 1994. -405 с.
257. Юнг К.Г. Конфликт детской души. М., 1995. -336 с.
258. Юнг К.Г. Один современный миф. О вещах наблюдаемых в небе. М., 1993. -192 с.
259. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993. -336 с.
260. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994. -320 с.
261. Янышев И.Л. Православно-христианское учение о нравственности. Санкт-Петербург, 1906.
262. Яблоков И.Н. Актуальные проблемы исследования религиозности. М.: Знание, 1969.
263. Frankl У. The doktor and the soul. From psychotherapy to logoterapy. Harmondsworth,1973.
264. Stuart L., Wornav Ch. Conselor and society. Boston, 1965.