автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: АРТ-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования
- Автор научной работы
- Сметанина, Алена Юрьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Великий Новгород
- Год защиты
- 2008
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "АРТ-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования"
На правах рукописи
СМЕТАНИНА Алена Юрьевна
АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Великий Новгород 2008
1 5 ДЕН 2008
003458027
Работа выполнена на кафедре дошкольной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Тверской государственны ¿университет»
Научный руководитель кандидат педагогических наук,
доцент Анисимов Владимир Петрович
Официальные оппоненты: доктор филологических наук,
профессор Моторин Александр Васильевич
кандидат педагогических наук, доцент Лобзаров Виктор Михайлович
Ведущая организация ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет
культуры и искусства»
Защита состоится Ж Л. 2008г. в /¿Г час. на заседании Диссертационного совета Д 212.168.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в ГОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» по адресу: 173001, Великий Новгород, ул. Чудинцева, 6.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института непрерывного педагогического образования НовГУ имени Ярослава Мудрого.
2008 г.
Автореферат разослана/
Ученый секретарь Диссертационного совета доктор педагогических наук, профессор Г.А. Федотова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых задач как идейно-политического, так и научно-педагогического содержания, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье общества. Действующая Конституция Российской Федерации (ст. 13 п.2) указывает на то, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». В таких условиях задачи духовно-нравственного воспитания личности, разработка соответствующих программ для образовательной практики и реализация "соответствующих мер по решению данных задач требуют не только теоретического обоснования, но и их научно обоснованной апробации.
В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» в качестве национальных интересов в духовной сфере провозглашено сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. А угрозой федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации объявлена экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей (выделено мной -С.А.), способствующие усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра. Противоречия современного общества все активнее проявляются в доминировании ориентации субъектов на материальное обогащение в ущерб духовно-нравственному.
Анализ социально-психологических и педагогических исследований последних десятилетий показывает, что в науке активизировался поиск решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей. Так современные педагогические исследования направлены на разработку духовных основ нравственного воспитания в соотношении светского и религиозного его понимания (Т.И. Петракова), структуры духовности, форм ее проявления, условий и путей ее развития у учащейся молодежи (Н.В.Михалкович, X. X. Валиакметов), программ духовно-патриотического воспитания дошкольников (В.Н. Вишневская) и нравственного образования младших школьников с учетом их взросления (В.И. Петрова, Т.Д. Стульник, Н.М. Трофимова, И.С Хомякова), педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания (О.М.Потаповская), методических рекомендаций для родителей по воспитанию духовности в процессе творческого взаимо-
3
действия с ребенком (Пегги Дж. Дженкинс, A.A. Лопатина, М.В. Скребцова) и организации увлекательных бесед с ним (Курочкина И.Н.). В указанных исследованиях предпринимаются попытки решения отдельных аспектов духовно-нравственного воспитания, зачастую вне определения сущности данного феномена, критериев оценки его эффективности и внутренних условий формирования духовно-нравственных качеств личности. Кроме того, в существующих исследованиях искусство рассматривается как второстепенный и социально-педагогический внешний фактор формирования нравственной сферы личности ребенка.
Вместе с тем в педагогической психологии накоплены данные об использовании художественных видов деятельности как фактора актуализации аффективно-смысловых образований личности (Х.Х. Валиакметов), ценностно-смысловых ориентации (Г.Е. Залесский, В.П. Анисимов, Н.К. Бакланова, Ю.П. Питерин, И.Б. Редькина).
Таким образом, проведенный анализ исследований позволяет выделить ряд противоречий между:
- актуальной социально-педагогической потребностью комплексного решения проблем духовно-нравственного воспитания и аналитико-дифференцированными разработками способов ее решения в светской и теологической науках,
- потребностью образовательной практики в научно-методическом обеспечении реализации задач духовно-нравственного воспитания и отсутствием адекватных диагностических и формирующих психолого-педагогических технологий,
- декларированием роли искусства в становлении нравственной сферы личности и слабой разработанностью путей и условий эффективного ее формирования в художественных видах деятельности,
- рассогласованием содержания и методов духовно-нравственного воспитания в системах общего и дополнительного образования и необходимостью поиска согласованных путей, способов и общей направленности действий системах общего и дополнительного образования в проблемы духовно-нравственного развития.
Таким образом, выбор темы нашего исследования «Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования» обусловлен объективной потребностью разработки научно обоснованных путей использования искусства в духовно-нравственном воспитании личности.
4
Цель исследования: Научное обоснование и апробация модели арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей.
Объект исследования: духовно-нравственное развитие детей 6-10 лет в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования: арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития старших дошкольников и младших школьников в условиях дополнительного образования.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что духовно-нравственное развитие старших дошкольников и младших школьников будет эффективным, если при проектировании и реализации модели арт-педагогического сопровождения будут осуществлены следующие условия:
- определены существенные диагностические признаки духовно-нравственного развития с позиций интегрированного его понимания в психолого-педагогической и теологической науках;
- интеграция занятий эстетического цикла и вероучительных предметов в структуре арт-педагогического сопровождения, обеспечивающего актуализацию готовности ребенка к открытому общению, позиционированию своих состояний (переживаний, эмоций) и ценностных ориентации, соотнесенных с высшими (объективными) ценностями;
- рефлексия эмоционально-образных состояний субъекта как внутренний механизм образования личностно-значимых ценностей.
Задачи исследования:
• выявить наличие или отсутствие существенных рассогласований в определении понятий «духовность», «духовно-нравственное воспитание» на основе сопоставительного анализа психолого-педагогических и теологических исследований;
• определить существенные признаки основных понятий исследования «духовность», «духовное развитие», «духовно-нравственное развитие» и «арт-педагогическое сопровождение»;
• изучить современные подходы к организации художественно-творческой деятельности как условия духовно-нравственного развития детей;
• спроектировать модель арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования;
• апробировать и изучить эффективность реализации модели арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования.
Методологическую основу диссертационного исследования составили:
- концептуальные положения психологических представлений о духовности человека (М.Я. Дворецкая, Б.В. Ничипоров, В.Д. Шадриков);
- теоретические и методологические аспекты сущности содержания духовности с позиций теологии, философии и педагогики (Н.А.Бердяев, И.Кант, Ф.Гегель, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, И.Ф. Исаев, Д.С. Лихачев, Н.В. Михалкович, В.А. Сластенин, B.C. Соловьев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский,);
- теоретические основы психолого-педагогической сущности духовно-нравственной сферы (С.Ф. Анисимов, Б.С. Братусь, Г.Е. Залесский, В.В. Знаков, A.B. Зосимовский, H.A. Коваль, О.С. Орлов, В.А. Пономаренко, В.И. Слободчиков, В. Франкл, В.Д. Шадриков и др.);
- идеи теории самоорганизации - «синергетики» к рассмотрению, сложных внутриличностных культурно-образовательных процессов (Ю.С. Мануйлов, Ю.В. Шаронин, P.M. Шерайзина);
- концептуальные основы проектирования художественно-творческой, продуктивной деятельности и идеи интеграции эстетического образования (Э.Б. Абдулин, Б.В. Асафьев, Д.Б. Богоявленская, Э.А. Верб, Б.Т. Лихачев, В.Я. Ляудис, Б.М. Неменский, Л.П. Печко, В.А. Сухомлинский, Г.А. Федотова, Б.П. Юсов);
- теоретические положения о роли искусства в нравственном воспитании, рассматриваемой через взаимосвязь искусства и морали (А.А.Григорьев, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, А.И. Киященко, Ю.А. Лукин, Л.Н. Столович, В.И. Толстых), а также организации воспитания нравственных взглядов и убеждений школьников при обучении предметам эстетического цикла (В.П. Анисимов, А.И. Буров, Е.В. Квятковский, Е.И. Коротеева, Е.П. Крупник, И. Л. Любинский, А. Пиличаускас, Г.В. Ратгауз, Т.В. Шурта-кова).
Методы исследования:
Теоретические - изучение и теоретический анализ теологической, философской, психологической, педагогической и искусствоведческой литературы, педагогическое моделирование;
эмпирические - включенное и косвенное наблюдение, беседа, констатирующий, преобразующий и контрольный эксперименты, тестирование, качественный и количественный анализ результатов эксперимента.
Базой исследования являлись Некоммерческое партнерство «Детская школа хорового пения» (НП «ДШХП»), Воскресная школа, Негосударственное образовательное учреждение - образовательный центр «Тверентино» (НОУ-ОЦ «Тверентино»); летние сессии тренинг-семинаров для родителей с детьми «Педагогические мастерские Селигера» 2006,2007,2008 гг.
Этапы исследования:
1 этап (2005-2006 гг.) - обоснование целей и задач исследования формирование проблемы, определение предмета и объекта исследования, изучение и анализ состояния художественно-творческого воспитания в условиях дополнительного образования; формирование концепции и изучение психолого-педагогической, философской и теологической литературы по теме исследования.
2 этап (2006-2007 гг.) - организация опытно-экспериментальной работы; разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работа.
3 этап (2007-2008 гг.) - теоретическое обобщение опытно-экспериментальной работы по апробации модели арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития, литературное оформление диссертационного исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- систематизирована (на основе сопоставительного анализа теологических, философских, психолого-педагогических исследований) и уточнена педагогическая сущность понятия «духовность» личности как «устойчивой устремленности к деятельной любви», определены признаки духовности: гармоничное проявление эмоциональной отзывчивости и инициативной активности;
- определены диагностические признаки уровней (стартовый, функциональный и развивающий) духовно-нравственного развития ребенка: эмоциональная саморегуляция, конгруэнтное понимание себя и других в потоке жизни, проявление деятельной любви;
- построена и апробирована модель арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования, обеепечи-
7
вающая развитие механизма взращивания субъективных ценностей (на основе развития эмоциональной отзывчивости и инициативной активности) и накопления опыта их коллективного согласования, в том числе и с высшими, объективными ценностями;
- раскрыты и обоснованы существенные характеристики арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития: обеспечение психологически комфортного состояния субъекта, возможность его творческого самовыражения, развитие способности субъекта к согласованию ценностных ориентаций;
- научно обосновано применение арт-педагогического сопровождения как обеспечения единства внешних (педагогических) и внутренних (собственно-психологических) условий духовно-нравственного развития ребенка путем организации совместной художественно-творческой деятельности субъектов педагогического процесса.
Практическая значимость исследования:
- доказана эффективность реализации модели арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей;
- апробированы критерии и признаки уровней духовно-нравственного развития детей как основы для педагогической диагностики (наблюдения);
- результаты исследования могут быть использованы как в практике дополнительного образования государственных и негосударственных образовательных учреждений, так и в процессе преподавания методических дисциплин организации педагогической практики студентов в системе среднего и высшего профессионального педагогического образования, центрах непрерывного образования личности.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Уточнено понимание педагогической сущности и признаков основных понятий:
• духовность - устойчивая устремленность человека к деятельной любви как интегративио-гармоиичному проявлению эмоциональной отзывчивости и инициативной активности в пространстве высших (объективных) ценностей;
• духовное развитие - процесс непрерывного изменения себя в деятельной любви;
• духовно-нравственное развитие ребенка (обусловленное содержанием арт-педагогического сопровождения внутриличностных преобразова-
8
ний ребенка) - самоосознание и определение себя в условия, необходимые для самоизменения, самосовершенствования в деятельной любви.
2. Преемственность общего и дополнительного образования в согласовании содержания духовно-нравственного воспитания обеспечивается интеграцией светского и конфессионального образования опосредуемого семьей.
3. Содержание модели арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития личности проявляется в актуализации состояний эмоциональной отзывчивости и инициативной активности субъектов художественно-творческой деятельности. Ингегративным фактором при этом выступает рефлексивная способность ребенка в соотношении эмоциональных, когнитивных и поведенческих свойств личности при осмыслении и готовности к формулировке субъективно-значимых ценностей и их согласовании с высшими (объективными) ценностями.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов обеспечивается теоретико-методологической базой его исходных позиций, использованием методов системного и междисциплинарного анализа, апробацией теоретических выводов и практических разработок в педагогической практике.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Основные положения исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии ТвГУ (2005,2006, 2007, 2008 гг.), ежегодных научно-практических конференциях педагогического факультета ТвГУ «Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога» (2004, 2005, 2006), на Всероссийском фестивале «Дети и культура» (Санкт-Петербург, 2003), на Всероссийских конференциях «Педагогика XXI века: проблемы и перспективы художественного образования» (Тверь, 2007), «Роль молодежных организаций и детских образовательных учреждений в духовно-нравственном воспитании детей» (Тверь, 2008), на Международных образовательных чтениях, посвященных ещмч. Фаддею, архиепископу Тверскому (Тверь, 2007), Международной научно-практической конференции «Музыкальное воспитание в России: прошлое, настоящее, будущее» (Тверь, 2007) Международной конференции «Образование XXI века: ценностный и проблемный подходы. Образование глазами детей и педагогов» (Москва, 200В).
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (317 источников) и приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами, диаграммами. Результаты исследования отражены в девяти статьях и монографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет и задачи исследования, сформулирована гипотеза, раскрывается методологическая основа, представлена характеристика научной новизны, теоретической и практической значимости работы, раскрываются положения, выносимые на защиту, описаны этапы, методы и опытно-экспериментальная база исследования.
В первой главе «Концептуальные основы духовно-нравственного развития детей» рассмотрена проблема организации арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного воспитания и развития с позиции интеграции трех наук: психологической, педагогической и теологической.
В первом параграфе «Духовно-нравственное развитие детей как психолого-педагогическая проблема» произведен сопоставительный анализ ключевых понятий исследования «духовность», «духовное развитие», «духовно-нравственное воспитание и развитие» на предмет выявления наличия или отсутствия рассогласований в определении существенных признаков, указываемых психологической, педагогической и теологической науками. Уточнение существенных признаков исходных понятий в современных психолого-педагогических и теологических исследованиях, что позволяет утверждать об отсутствии рассогласований в определении основных понятий. В результате систематизации выделяемых исследователями существенных признаков искомых качеств в рамках нашего исследования под духовностью мы будем понимать устойчивую устремленность человека к деятельной любви как интегративно-гармоничному проявлению эмоциональной отзывчивости и инициативной активности в пространстве высших, объективных ценностей. При этом деятельная любовь понимается нами как творчески ответственная жизнеспособность бескорыстно и самостоятельно (то есть автономно, независимо) удовлетворять созидательные потребности собственные и окружающих людей (то есть способность быть жертвенным). Эмоциональная отзывчивость - способность к творческому осмыслению, то есть рефлексии полноценного спектра своих эмоций, а
10
также переживаний, конгруэнтных содержанию воздействующих факторов среды. Инициативная активность - лидерская способность самоактуализировать и активировать свою энергию там и тогда, где и когда она ситуативно востребована, но никем не проявляется. Другими словами, инициативная активность проявляется как «мотивация самоосуществления энергетикой собственного Я».
Духовное развитие мы рассматриваем как процесс непрерывного изменения себя в деятельной любви. Духовное развитие может происходить в двух альтернативных направлениях: конструктивном (созидательном) и деструктивном (разрушительном).
Духовно-нравственное воспитание - организация психолого-педагогических условий духовного развития личности, обеспечивающих рефлексию своих чувств, мыслеобразов, ценностных ориентации при построении отношений с миром по принципу со-Творения, то есть созидания позитивно нового.
Духовно-нравственное развитие мы пошшаем как самоосознание и определение себя в условия, необходимые для самосовершенствования в деятельной любви.
Далее рассматриваются условия духовно-нравственного воспитания и развития ребенка, которые можно разделить на две группы:
1) условия воспитания рассматриваемого как процесс социализации, т.е. соотношение условий социально-педагогических (внешних) и психологических (внутренних);
2) специфические условия духовно-нравственного воспитания и развития, рассматриваемые как в психолого-педагогических, так и в теологических исследованиях.
Духовно-нравственное самосовершенствование не исключает, но делает более актуальным конструктивную социализацию личности, обусловленную согласованием своих ценностных ориентации с высшими, объективными ценностями, а не лишь материализованными ценностями рыночных отношений.
Таким образом, можно выделить общие для психолого-педагогической и теологической наук условия духовно-нравственного развития:
1) актуализация субъективной иерархии ценностей в душе родителей, значимых взрослых (и генеалогического опыта - опыта предков до седьмого поколения, как детерминирующая естественное нравственное самоопределение ребенка), и их личный деятельный пример;
11
2) актуализация способности ребенка самостоятельно различать добро и зло, а также его индивидуальные особенности, включающие в себя типологические характеристики возраста (в психологии) и традиционно педагогические условия воспитания-социализации;
3) согласованность целей, задач, содержания и путей реализации духовно-нравственного воспитания первичных социальных институтов образования: семьи и светской системы общего и дополнительного образования, в рамках которых реализуется и конфессиональное образование.
Совокупное влияние вышеперечисленных факторов будет способствовать большей эффективности духовно-нравственного развития ребенка и присвоения им высших ценностей, составляющих основу духовного возрастания.
Во втором параграфе «Духовно-нравственное развитие ребенка в контексте арт-педагогического сопровождения» анализируется возможность рассмотрения арт-педагогического сопровождения в качестве психолого-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития.
Так, арт-педагогическое сопровождение является комплексно-образовательной технологией актуализации внутренних ресурсов мотива-ционно-потребностной сферы творческого самовыражения, обеспечивающего успешное развитие и саморазвитие личности, раскрытие ее потенциальных возможностей и оказание психологической помощи и поддержки в преодолении возникаюгцих проблем в процессе конструктивной социализации личности, способствующей ее духовно-нравственному развитию.
Арт-педагогическое сопровождение в качестве важнейшего этапа предполагает необходимость проведения коллективной рефлексии как групповой исследовательской деятельности в поиске согласованных решений-истин личностно-значимых проблем в зоне актуального развития своей жизнеспособности.
Таким образом, арт-педагогическое сопровождение выражается:
• во-первых, в обеспечении психологически комфортного самочувствия субъекта в процессе восприятия и воспроизведения продуктов эстетической деятельности, что обеспечивает условия здоровьесберегающего образования;
• во-вторых, в творческом самовыражении субъекта в атмосфере безоценочного, эмпатийного, эмоционально отзывчивого отношения окружающих и его готовности позиционировать свои ценностные ориентации;
• в-третьих, в активизации конструктивного, бесконфликтного взаимосодействия, стимулирующего согласованность действий участников процесса в порождении ценностно-смысловых образований, идеалов, норм, имеющих личностное значение и образующих впоследствии систему нравственных ориентации, что является индикатором позитивной направленности личности и ее дальнейшего духовно-нравственного развития.
Итак, перечисленные характеристики арт-педагогического сопровождения позволяют нам утверждать, что оно может выступать в качестве психолого-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития личности.
В заключение, актуализируя необходимость построения арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития личности, необходимо отметить следующее:
1. Традиционная практика применения художественных произведений (музыкальных, изобразительных, литературных) для развития духовно-нравственных начал оказывается малоэффективной в силу преобладания объяснительно-иллюстративных методов эстетического образования.
2. Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей оказывается гораздо более эффективным в силу того, что оно базируется на данных современной педагогической психологии ценностно-деятельностного типа (Г.Е. Залесский), учитывающего индивидуальные особенности каждого субъекта в проявлении своих ценностных ориентации. Так, актуализация внутренних ресурсов личности (переживаний, мыслеобра-зов, мотивов и ценностных ориентации) происходит в результате применения арт-педагогической модели занятия (В.П. Анисимов), где процесс и продукт художественной деятельности (субъективный или высокохудожественный, - классический) оказывается стимулом для проявления эмоциональной отзывчивости и инициативной активности индивида в осознании и позиционировании своих ценностных ориентации.
Создание психолого-педагогических условий для ценностного (а не оценочного) отношения как к высокохудожественным произведениям искусства, так и к собственным продуктам творческой деятельности оказывается не только значимым для личности, но и находит свое воплощение в педагогической технологии гарантированного взращивания духовно-нравственных ориентации и ценностей личности - арт-педагогическом сопровождении.
Таким образом, именно ценностно-деятельностный подход позволяет создавать педагогические модели личностно-ориентированного типа, в рам-
13
ках которого в нашем исследовании предпринята попытка создать и апробировать модель формирования ценностных ориентаций личности в процессе эстетического воспитания.
В третьем параграфе «Моделирование арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития ребенка в условиях дополнительного образования» представлена модель арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития.
Цель как прогноз результата
Задачи
Диагностически* методы: рефлексия, вербализация
Принципы педагогической деятельности
Внутренние (патологические) условия Эмоциональная Рефлексия Инициативная отзывчивость ценностей активность
Средства выразительности иску сства: жанры, формы, способы, инструментарий титерагурного мтсыхального изобразительного Ручка, бумага, музыкальный Краски (гуашь, акварельХ словари инструмента- кисти, карандаши, восковые и рий К.Орфа пастельные мелхи, пластилин
Внешние арт-ледагогичекие условия
формирующие методы
художественной деятельности: создание, восприятие, анализ, интерпретация содержанш и выразительных средств
вероучительньтх дисциплин: разьяс-ненке, слтгестия, синтония
Схема 1. Модель арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования Арт-педагогическое занятие может быть неструктурированным и структурированным. Неструктурированное занятие строится исходя из актуальных состояний субъектов без ориентации педагога на конкретную тему занятия.
Структурированные занятия приоритетны для тематически-ориентированного арт-педагогического сопровождения и отличаются задан-ностью темы и/или средств. При этом содержание, способ воплощения задуманного и темп творческой деятельности определяются каждым субъектом самостоятельно, что имеет диагностическую значимость наряду с развиваю-ще-коррекционной. В структуре арт-педагогического занятия логично выделить две основные части. Одна - невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения - изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации. Другая часть - вербальная, апперцептивная и формально более структурированная - предполагает сло-
весное обсуждение, а также интерпретацию выраженных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации.
в условиях арт-педагогического сопровождения Таким образом, члены группы передвигаются от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими. При этом создаются благоприятные условия для сотрудничества, появляется возможность показать участникам привлекательность отношений поддержки и взаимопомощи.
Организационно-содержательное осуществление модели арт-педагогического сопровождения включает в себя три этапа: первый - экспозиционно-диагностический;
второй - мотивационно-смысловой и ценностно-деятельностный; третий этап — рефлексивный (самооценка).
Содержание первого - экспозиционно-диагностического заключается в выявлении исходного (актуального) уровня духовной и эстетической направленности (ориентации) обучающегося (то есть наличие или отсутствие эмоциональной отзывчивости и инициативной активности, способности к рефлексии как внутреннего условия духовно-нравственного развития личности), «слабых» сторон личности, требующих педагогической помощи. Кроме того, на данном этапе в форме различных арт-педагогических техник, упражнений-разминок, актуализируются и экспонируются детьми актуальные для них темы, ценности, проблемы, вопросы.
Определение этической темы и подбор художественных произведений, в которых эта тема иллюстрируется, могут быть предложены педагогом (в соответствии с логикой программы) или актуализированы самими детьми,
что потребует от педагога способности к обобщению детских формулировок. В первом случае выбора темы личностно-ориентированный подход осуществляется посредством активного вовлечения ребенка (у которого выявлена соответствующая проблема) в осмысление и принятие ценности, актуальной на данном уроке.
На втором - мотивационно-смысловом и ценностно-деятельностном этапе обеспечиваются условия для актуального переживания воспринимаемых высокохудожественных, классических и создания своих произведений (как проекции своих состояний, мыслеобразов), непосредственно или опосредованно связанных с темой этической беседы. Обретение нового личностного смысла идейно-образного содержания художественного произведения и его выразительных средств обусловливает зарождение эмоций и личностно-значимых образов как основы для вынашивания духовно-нравственных ценностей в процессе восприятия, исполнения и создания продукта художественной деятельности.
Содержание третьего этапа - рефлексивного является согласование духовно-нравственных ценностей путем позиционирования своих и понимания-принятия других в процессе осмысления и вербализации оных всеми участниками круга. В алгоритме позиционирования и согласования вновь обретенных духовно-нравственных ценностей несколько шагов:
о индивидуальная вербализация собственных открытий: осознание эмоций, переживаний, чувств, формулирование ценностей; о согласование ценностей в паре (диалоге);
о групповое согласование (3-4 человека) может повторяться с укрупнением групп (увеличением численного состава участников);
о коллективная рефлексия - обще групповое согласование ценностей.
На этапе коллективной рефлексии функция педагога заключается в изложении и согласовании авторской транскрипции смысла произведения. Кроме того, на данном этапе обеспечиваются условия для соотношения идейно-смысловых выводов детей на основе интерпретации своих продуктов художественной деятельности и высокохудожественных (классических) произведений, предъявленных на данном этапе педагогом.
Это же этап позволяет решить еще одну педагогическую задачу — диагностировать результаты обучения и воспитания учащихся, оценить сфор-мированность духовно-нравственной ценности, выступавшей в качестве основной на данном занятии. Осуществляется синтез ценностных ориентации,
16
вербализованных в диалоге коллективной рефлексии, что позволяет выразить результаты духовно-нравственного развития и оценить эффективность применения форм и способов нравственного становления личности.
Коллективное обсуждение ценностей обусловливает формирование М0тиваци0ЕШ0Г0 компонента планируемой со-бытийной деятельности (зачастую ценность становится убеждением, которое в свою очередь выполняет функцию мотива будущего действия). Основой поиска способов реализации намеченного личностью плана будущих действий и взаимоотношений является заполнение мотивационного «вакуума» духовно-нравственной сферы. Овладение такими способами поведения как сдержанность и долготерпение, сопереживание и сочувствие, эмпатийное слушание и смирение, обусловлено эмоциональной отзывчивостью, и основанной на ней инициативной активностью, проявляющейся в милосердии, ответственности, целомудрии, деятельной любви. Эти качества будут характеризовать направленность и динамику духовно-нравственного развития личности.
Таким образом, арт-педагогическое сопровождение позволяет создать оптимальные условия, стимулирующие внутренние механизмы духовно-нравственного развития. Так результатом первого этапа занятия (как единицы реализации арт-педагогического сопровождения) будет являться постановка смысложизненного вопроса в «зоне ближайшего развития», результатом второго этапа - обретение личностно значимых ответов, на поставленные вопросы, а результатом третьего — построение нового плана действий и обретение (генерирование) новых способов взаимодействия с окружающими. Другими словами, модель арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития позволяет:
во-первых, обеспечить условия эмоционально комфортного самочувствия, позволяющего снять, релаксировать эмоциональные комплексы, спазмы (блоки, барьеры), что приводит к чувству защищенности, ощущению безопасности «внутреннего ребенка» субъекта;
во-вторых, освободить путь для безоценочного, но ценностного творческого самовыражения ребенка, реализации его творческого потенциала;
в-третьих, накапливать опыт конструктивной социализации, способствующей духовно-нравственному развитию субъекта, на основе овладения эмпатийным слушанием, умения позиционировать интерпретации собственных продуктов деятельности в процессе коллективной рефлексии;
в-четвертых, кульминацией арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития является соотношение в процессе коллектив-
17
ной рефлексии субъективных ценностей, проявляющихся в интерпретации собственных продуктов деятельности, с высшими объективными ценностями.
Вторая глава «Опытно-экспериментальная работа по апробации модели арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития личности в условиях дополнительного образования» посвящена изучению эффективности апробации модели арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей.
В первом параграфе «Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по выявлению особенностей духовно-нравственного развития детей 6-10 лет» представлена структура и критерии духовного развития личности, построена типология уровней духовно-нравственного развития личности, в соответствии с выделенными критериями подобраны психодиагностические методики, опосредованно определяющие уровень духовно-нравственного развития детей (см. Таблицу 1).
В этом параграфе представлены результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, свидетельствующие о том, что малая часть детей (всего 15 чел. -9 %) находятся на развивающем уровне духовно-нравственного развития, другая, явно доминирующая часть реципиентов на стартовом уровне духовно-нравственного развития (59%) проявляла типичные для большинства современных детей социально-психологические особенности ценностных ориентации: «материально обеспеченная жизнь, развлечения и свобода» (по методике М.Рокича), в системе межличностных отношений такие дети чаще переживают негативные эмоции и чувства к старшим и сверстникам, а к младшим нередко проявляют агрессию. Для третьей группы обследуемых (53 чел., - 32%, - с функциональным уровнем духовно-нравственного развития) характерно проявление зависимых, конформистского характера отношений к себе и окружающим.
Таблица 1.
Типология уровней духовно-нравственного развития личности
f ровни духовно-нравственного развития личности Мотивационный компонент Когнитивный компонент Операциональный компонент
Развивающий уровень Готовность к помощи, жертвенности как проявлению инициативной активности на основе эмоциональной отзывчивости (эмоциональная децснг трация) Осознание себя как самостоятельного носителя высших объективных ценностей, понимание сути любви как проявления духовности Ежеситуативное проявление деятельной любви как жертвенности, т.е. бескорыстной помощи нуждающемуся, более слабому (энергетическому наполнению другого) терпимость в отношении к слабостям других
Функциональный уровень Готовность к эмоциональной отзывчивости (сопереживанию, сочувствию эмпатии), но вне проявлений инициативной активности Проявление инициативной активности в соответствии моральному эталону, без опоры на эмоциональную отзывчивость Инициативная активность не проявляется в новых для личности ситуациях Осознание конструктивности соотношения высших ценностей с четким представлением об их социальных проявлениях (или понимание конструктивности соотношения принятых в обществе норм с высшими нормами (добродетелями) и пороками Адекватность (соответствие) поведения личности нравственным нормам. Овладение способами поведения других (как эталонами) и построение собственных способов нравственного поведения. Постоянство проявления способов нравственного поведения.
Стартовый уровень Не готовность проявлять эмоциональную отзывчивость, проявление эмоциональной тупости (эмоциональная центрация). Потребность проявлять импульсивную инициативную активность. Знание моральных норм общества и отдельных духовных норм (высших ценностей) Адекватность поведения ребенка моральным нормам. Непостоянство проявления способов морального поведения. Нетерпимость в отношении к другим. Склонность к директивному авторитарному поведению с позиции силы.
Во втором параграфе «Апробация модели арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития ребенка» представлено арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей, выступающее основой осуществления арт-педагогического сопровождения как технологического обеспечения реализации авторской программы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-10 лет в условиях дополнительного образования.
Поэтапность организации системы арт-педагогических мер (экспози-ционно-диагностический, мотивационно-смысловой и ценостно-деятельностный, рефлексивный этапы) по оказанию педагогической помощи детям и их родителям позволило последовательно наполнять образовательный процесс духовно-нравственным содержанием и обеспечивать эффективность педагогической работы по реализации задач духовно-нравственного развития ребенка:
- создание условий для комфортного самочувствия и проявления способности к самоисследованию, развитию эмоциональной отзывчивости, позитивного самоотношения;
- формирование готовности к оказанию помощи как проявлению инициативной активности на основе эмоциональной отзывчивости (эмоциональная децентрация);
- содействие осознанию сути деятельной любви как проявления духовности;
- совместный поиск способов ежеситуативного проявления деятельной любви, т.е. бескорыстной помощи нуждающемуся, более слабому (энергетическому наполнению другого) терпимость в отношении к слабостям других.
В третьем параграфе «Оценка эффективности арт-педагогического сопровояздения духовно-нравственного развития детей 6-10 лет» представлен анализ результатов диагностики контрольного этапа исследования см. Таблицу 2 и диаграмма 1.
Таблица 2.
Результаты диагностики уровня духовно-нравственного развития детей
на контрольном этапе исследования
Уровень духовно- Констатирующий Контрольный этап
нравственного развития этап (%) ■ (%)
Развивающий 9 21
Функциональный 32 61
Стартовый 59 18
Констатирующий
Контрольный
Е5Ш
о
20
40
ео
80
100
□ Стартовый ■ Функциональный Р Развивающий
Диаграмма 1. Сравнительные результаты диагностики уровня духовно-нравственного развития детей на констатирующем и контрольном этапах эмпирического исследования
Анализ изменений в уровнях духовно-нравственного развития детей на контрольном этапе исследования показал, что количество детей с развивающим уровнем духовно-нравственного развития, хотя и незначительно но увеличилось: с 9% до 21%. Позитивным является факт значительного уменьшения количества детей со стартовым уровнем духовно-нравственного развития: соответственно с 59% до 18%. Данные результаты подтверждают наше предположение о высоком потенциале детей в духовно-нравственном развитии, их способности к эмоционально-позитивному отношению к себе как носителю образа Божьего, развитие способности эмоциональной саморегуляции в процессе накопления опыта взаимоотношений с другими субъектами образовательного процесса.
Вместе с тем, следует заметить, что число детей с функциональным уровнем духовно-нравственного развития также существенно изменилось почти вдвое: с 32% до 61%.
Таким образом, результаты эмпирической части исследования позволяют сделать следующий вывод: арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста как комплекс эстетических и психолого-педагогических мер, организованных с позиций их интеграции с вероучительными предметами, оказалось методологически состоятельным, педагогически целесообразным и эффективным.
В заключение диссертации отмечаем, что процесс духовно-нравственного воспитания необходимо строить на основе интеграции, согласовании содержания и методов психолого-педагогической и теологической наук. Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития позволяет обеспечить организацию художественной деятельности детей как условия актуализации их эмоций, рефлексии состояний, мотивов и цеиност-
ных ориентаций, согласование которых с высшими ценностями обеспечивает эффективность духовно-нравственного роста детей.
Основные положения диссертации отражены в публикациях автора:
Монографии:
1. Сметанина, А.Ю. Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности [Текст] Монография./ А.Ю. Сметанина -Тверь, Изд-во ТвГУ, 2008. (в сооавторстве) - 17,5 п.л.
Статьях:
1. Сметанина, А. Ю. Художественная деятельность как способ духовно-нравственного развития учащихся [Текст] / А.Ю. Сметанина П Вестник НовГУ, 2008. - № 48. - 0,5 пл.
2. Сметанина, А.Ю. Интеграция эстетических видов деятельности в формировании духовности учащихся [Текст] / А.Ю. Сметанина // Педагогика XXI века: проблемы и перспективы художественного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 21-22 ноября 2007 г. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2007.4.2. - 0,6 пл.
3. Сметанина, А.Ю. Искусство в духовно-нравственном воспитании: проблемы и пути реализации [Текст] / А.Ю. Сметанина // Вестник Тверского государственного университета, №1 (59), 2008. (Серия «Педагогика и психология») Вып. 1,2008-0,8 п.л.
4. Сметанина, А.Ю. Использование произведений музыки и изобразительного искусства на уроках Закона Божия [Текст] / А.Ю. Сметанина // Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога. Выпуск 4. Материалы научно-практической конференции студентов и преподавателей педагогического факультета по итогам научно-исследовательской работы за 2004 год. - Тверь, 2005. - 0,2 п.л.
5. Сметанина, А.Ю. К определению духовно-нравственного воспитания [Текст] / А.Ю. Сметанина И Интеграция научно-исследовательской деятельности как условия форхмирования креативности будущего профессионала. По итогам научно-исследовательской деятельности научных обществ студентов и аспирантов педагогического факультета ТВГУ, Тверского педагогического колледжа, Тверского индустриально-экономического колледжа им. А.Н. Ко-няева. По итогам научно-исследовательской работы за 2006-2007 уч. год. -Тверь: РИО ТГИЭК им. А.Н.Коняева, 2007. - 0,6 п.л.
6. Сметанина, АЛО. К проблеме диагностики духовно-нравственной направленности личности [Текст] / А.Ю. Сметанина // Музыкальное воспитание в России: прошлое, настоящее, будущее: Материалы Международной научно-практ. конф. 7 декабря 2007 года, г. Тверь. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008. - 0,6 п.л.
7. Сметанина, А. Ю. Некоторые аспекты духовно-нравственного воспитания детей. (О реализации программы В. М. Екименковой «Православная этика») [Текст] / А.Ю. Сметанина // Вестник ЛОИРО. Информационное научно-методическое издание. - СПб, 2003. - №2. - 0,4 п.л.
8. Сметанина, А.Ю. Роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребенка [Текст] / А.Ю. Сметанина // Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога. Выпуск 3. Материалы научно-практической конференции студентов и преподавателей педагогического факультета по итогам научно-исследовательской работы за 2003 год. - Тверь, 2004. - 0,3 пл.
9. Сметанина, А.Ю. Формирование духовно-нравственных ценностей средствами искусства (литературы, музыки, изобразительного искусства) [Текст] / А.Ю. Сметанина // Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога: Материалы научно-практической конференции. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006. - Вып. 5. - 0,3 п.л.
Технический редактор A.B. Жильцов Подписано в печать 25.11.2008. Формат 60 х 84 1/16. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 414. Тверской государственный университет Редакционно-издательское управление Адрес: Россия, 170100, г. Тверь, ул. Желябова, 33. Тел. РИУ: (4822) 35-60-63.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Сметанина, Алена Юрьевна, 2008 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
1.1. Духовно-нравственное развитие детей как психолого-педагогическая проблема.
1.2. Духовно-нравственное развитие ребенка в контексте арт-педагогического сопровождения.
1.3. Моделирование арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по выявлению особенностей духовно-нравственного развития детей 6-10 лет.
2.2. Апробация модели арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития ребенка.
2.3. Оценка эффективности арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей 6-10 лет.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
Введение диссертации по педагогике, на тему "АРТ-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования"
Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых задач как идейно-политического, так и научно-педагогического содержания, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье общества. Действующая Конституция Российской Федерации (ст. 13 п.2) указывает на то, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [234]. В таких условиях задачи духовно-нравственного воспитания личности, разработка соответсвующих программ для образовательной практики и реализация соответствующих мер по решению данных задач требуют не только теоретического обоснования, но и их научно обоснованной апробации. Так, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве важнейших задач воспитания определено формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [119].
В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» в качестве национальных интересов в духовной сфере провозглашено сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. А угрозой федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации является экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей (выделено мной — С.А.), способствующие усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра [120]. Современные деструктивные социальные явления актуализируют идею, сформулированную В.В.Путиным в его «Заключительном слове на встрече с членами Священного Кинота» 9 сентября 2005 года в
Греции на Горе Афон: «. духовное родство даже выше, чем родство кровное» [221], и в Послании Федеральному Собранию в его бытность Президентом РФ: «.духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убелсден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров» [220].
Духовно-нравственный кризис нашего общества, выражающийся в его широко распространенных пороках - абортах и беспризорности, наркомании и алкоголизме, проституции (теперь уже и детской) и коррупции, терроризме, демографическом кризисе, фактической незащищенности стариков (пенсионеров) и девальвации ценностей семейного уклада жизни - порождает кризисные явления в политике, экономике социальной сфере нашей страны. Уровень социально-экономического развития государства определяется гармоничным (иерархичным) соотношением духовного и экономического состояния общества, которое обусловлено характером самосознания, степенью владения творческими способами личностного роста каждого человека данного сообщества (В.П. Анисимов, В.Ф. Базарный, М.В. Богуславский, О.М. Потаповская, Г.А. Федотова, Е. Шестун).
Так, в исследовании председателя Ассоциации независимых ученых «Россия XX — XXI», эксперта Государственной Думы РФ И.А. Гундарова показано, что рост смертности и снижение рождаемости в России вызывается не экономическими трудностями, а кризисом духовности (сребролюбие, блуд, сотворение кумиров, неуважение к родителям, гордыня, гнев, тоска) который, можно обнаружить не напрямую, а по следам. «Следовательно, по количеству нарушений общечеловеческих заповедей («не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не сотвори кумира», «почитай родителей», «не отчаивайся») можно ретроспективно судить об уровне повреждения духовной сферы. Единицами измерения способны служить данные официальной статистики о проступках, которые считаются нарушением перечисленных заповедей: убийства, грабежи, разводы, алкоголизм, брошенные родители и дети, самоубийства и др. Там, где социальные аномалии встречаются чаще, уровень «греховности» населения выше» [61]. «Таким образом, процессы жизненной устойчивости в рассматриваемые годы определялись среди народов СНГ на 70-80% духовным состоянием общества.» [61].
В связи с этим нельзя не согласиться с утверждением А.В. Курбатова [140] о том, что таковые результаты позволяют установить причинно-следственную связь явлений распространения технологии манипулирования сознанием, морального старения технологий воспитания и депопуляции народа России.
Противоречия современного общества все активнее проявляются в доминировании ориентаций субъектов па материальное обогащение в ущерб духовно-нравственному. Такое навязанное (СМИ, амбициями политических партий, родительскими установками рассогласованных стилей воспитания и т.п.) стремление к удовольствиям-развлечениям как самоцели, то есть жизни только для себя и чаще за счет других, неизменно влечет разрушительную направленность жизнедеятельности (деформацию личности) и/или упадок жизненных сил (психоэпергетическую истощенность личности). Если народ исповедует приоритет духовного стяжания над материальным, заботу о ближнем, патриотизм - страна процветает [145]. Такое исповедание функционально закреплено в любом обществе за системой образования.
Современную ситуацию отечественной педагогической практики духовно-нравственного воспитания личности усугубляет то, что кроме мировых религий: христианства (православие, католичество, протестантизм), ислама, иудаизма и буддизма - активно-негативное влияние на молодежь оказывают множество вневероисповедных деструктивных религиозных организаций, некоторые из которых уже официально признаны государством сектами и культами, разрушительно действующими на отдельную личность и социум в целом.
Так ведущий научный сотрудник А.В. Курбатов заявляет: «Система общего образования не только не владеет методами воспитания, способными противостоять агрессивной информационной среде, но и сама зачастую является фактором негативного влияния на мировоззрение молодежи» [140]. Вместе с тем, усиление агрессивности информационной среды и растлевающе-разрушительного ее влияния вызывает активизацию научного поиска, направленного на разработку адекватных современным условиям методов становления воспитательных систем, обеспечивающих психологическую устойчивость личности к воздействию технологий манипулирования сознанием не только у учащихся, но и у их родителей и педагогов (одним из примеров таковой может служить опыт Центра образования № 1804 «Кожу-хово» г. Москвы, важнейшей особенностью которой является внедрение научно обоснованной системы соборного поиска истины, коллективного ценностного управления).
Вышеперечисленные факторы обусловливают актуальность темы нашего исследования. Такое состояние педагогической практики в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей актуализирует потребность в переосмыслении традиционных педагогических методов и форм духовно-нравственного воспитания и построении инновационных психолого-педагогических технологий духовно-нравственного роста личности.
Анализ психолого-педагогических работ последних десятилетий показывает, что в науке осуществляется активный поиск решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей. Так современные педагогические исследования направлены на разработку духовных основ нравственного воспитания в соотношении светского и религиозного его понимания (Т.И. Петракова), структуры духовности, форм ее проявления, условий и путей ее развития у учащейся молодежи (Н.В. Михалкович, Х.Х. Валиахметов), программ духовно-патриотического воспитания дошкольников (В.Н. Вишневекая) и нравственного образования младших школьников с учетом их взросления (В.И. Петрова, Т.Д. Стульник, Н.М. Трофимова, И.С. Хомякова), педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания (О.М. Потаповская), методических рекомендаций для родителей по воспитанию духовности в процессе творческого взаимодействия с ребенком (Пегги Дж. Дженкинс, А.А. Лопатина, М.В. Скребцова) и организации увлекательных бесед с ним (Курочкина И.Н.).
Вместе с тем, в указанных исследованиях предпринимаются попытки решения отдельных аспектов духовно-нравственного воспитания, зачастую вне определения сущности данного феномена, критериев оценки его эффективности и внутренних условий формирования духовно-нравственных качеств личности. Кроме того, в существующих исследованиях искусство рассматривается как второстепенный и социально-педагогический, внешний фактор формирования нравственной сферы личности ребенка. Вместе с тем в педагогической психологии накоплены данные об использовании художественных видов деятельности как фактора актуализации аффективно-смысловых образований личности (Х.Х. Валиахметов), ценностно-смысловых ориентаций (Г.Е. Залесский, В.П. Анисимов, Н.К. Бакланова, Ю.П. Пи-терин, И.Б. Редькина).
Таким образом, проведенный анализ исследований позволил выделить ряд противоречий между:
- актуальной социально-педагогической потребностью комплексного решения проблем духовно-нравственного воспитания личности и аналити-ко-дифференцированными разработками способов ее решения в светской и теологической науках,
- потребностью образовательной практики в научно-методическом обеспечении реализации задач духовно-нравственного воспитания и отсутствием адекватных диагностических и формирующих психолого-педагогических технологий,
- декларированием роли искусства в становлении духовно-нравственной сферы личности и слабой разработанностью путей и условий эффективного ее формирования в художественных видах деятельности,
- рассогласованием содержания и методов духовно-нравственного воспитания в системах общего и дополнительного образования и необходимостью поиска согласованных путей и способов духовно-нравственного воспитания, общей направленности действий систем общего и дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании.
Таким образом, выбор темы нашего исследования «Арт-педагоги-ческое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования» обусловлен объективной потребностью разработки научно обоснованных путей использования искусства в духовно-нравственном воспитании личности.
Цель исследования: Научное обоснование и апробация модели арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей.
Объект исследования: педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей 6-10 лет в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования: арт-педагогическое сопровождения духовно-нравственного развития детей 6-10 лет в условиях дополнительного образования.
Гипотеза исследования. Духовно-нравственное развитие старших дошкольников и младших школьников будет обеспечено, если созданы условия:
• учитывающие существенные диагностические признаки духовно-нравственного развития с позиций интегрированного его понимания в психолого-педагогической и теологической науках;
• предполагающие интеграцию занятий эстетического цикла и веро-учительных предметов в структуре арт-педагогического сопровождения;
• способствующие актуализации готовности ребенка к открытому общению, позиционированию своих состояний (переживаний, эмоций) и ценностных ориентаций, соотнесенных с высшими (объективными) ценностями;
• содействующие рефлексии эмоционально-образных состояний субъекта как внутреннего механизма образования личностно-значимых ценностей.
Задачи исследования:
• выявить наличие или отсутствие существенных рассогласований в определении понятий «духовность», «духовно-нравственное воспитание» на основе сопоставительного анализа психолого-педагогических и теологических исследований;
• определить существенные признаки основных понятий исследования «духовность», «духовное развитие», «духовно-нравственное развитие» и «арт-педагогическое сопровождение»;
• изучить современные подходы к организации художественно-творческой деятельности как условия духовно-нравственного развития детей;
• спроектировать модель арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования;
• апробировать и изучить эффективность реализации модели арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования.
Методологическую основу диссертационного исследования составили:
- концептуальные положения психологических представлений о духовности человека (М.Я. Дворецкая, Б.В. Ничипоров, В.Д. Шадриков и др)
- теоретические и методологические аспекты сущности содержания духовности с позиций педагогики, философии и теологии (Н.А. Бердяев, И. Кант, Ф. Гегель, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, И.Ф. Исаев, Д.С. Лихачев, Н.В. Михалкович, В.А. Сластенин, B.C. Соловьев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др),
- теоретические основы психолого-педагогической сущности духовно-нравственной сферы (С.Ф. Анисимов, Б.С. Братусь, Г.Е. Залесский, В.В. Знаков, А.В. Зосимовский, Н.А. Коваль, О.С. Орлов, В.А. Пономаренко, В.И. Слободчиков, В. Франкл, В.Д. Шадриков и др.);
- идеи теории самоорганизации - «синергетики» к рассмотрению сложных внутриличностных культурно-образовательных процессов (Ю.С. Мануйлов, Ю.В. Шаронин, Р.М.Шерайзина и др);
- концептуальные основы проектирования художественно-творческой, продуктивной деятельности и идеи интеграции эстетического образования (Э.Б. Абдулин, Б.В. Асафьев, Д.Б. Богоявленская, Э.А. Верб, Б.Т. Лихачев, В.Я. Ляудис, Б.М. Неменский, Л.П. Печко, В.А. Сухомлинский, Г.А. Федотова, Б.П. Юсов и др);
- теоретические положения о роли искусства в нравственном воспитании, рассматриваемой через взаимосвязь искусства и морали (А.А. Григорьев, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, А.И. Киященко, Ю.А. Лукин, Л.Н. Столович, В.И. Толстых и др), а также организации воспитания нравственных взглядов и убеждений школьников при обучении предметам эстетического цикла (В.П. Анисимов, А.И. Буров, Е.В. Квятковский, Е.И. Коро-теева, Е.П. Крупник, И.Л. Любинский, А. Пиличаускас, Г.В. Ратгауз, Т.В. Шуртакова и др).
Методы исследования:
Теоретические - изучение и теоретический анализ теологической, философской психологической, педагогической и искусствоведческой литературы, педагогическое моделирование.
Эмпирические - включенное и косвенное наблюдение, беседа, констатирующий, преобразующий и контрольный эксперименты, тестирование, качественный и количественный анализ результатов эксперимента.
Базой исследования являлись образовательные учреждения г. Твери:
Некоммерческое партнерство «Детская школа хорового пения» (НП «ДШХП»), Воскресная школа, Негосударственное образовательное учреждение — образовательный центр «Тверентино» (НОУ-ОЦ «Тверентино»); летние сессии тренинг-семинаров для родителей с детьми «Педагогические мастерские Селигера» 2006, 2007, 2008 гг.
Этапы исследования:
1 этап (2004-2005 гг.) - обоснование целей и задач исследования формирование проблемы, определение предмета и объекта исследования, изучение и анализ состояния художественно-творческого воспитания в условиях дополнительного образования; формирование концепции и изучение психолого-педагогической, философской и теологической литературы по теме исследования.
2 этап (2005-2007 гг.) - организация опытно-экспериментальной работы; разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы.
3 этап (2007-2008 гг.) - теоретическое обобщение опытно-экспериментальной работы по апробации модели арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития, оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• впервые арт-педагогическое сопровождение рассматривается как комплексно-образовательная технология актуализации внутренних ресурсов мотивационно-потребностной сферы творческого самовыражения, обеспечивающая успешное развитие и саморазвитие личности, раскрытие ее потенциальных возможностей и оказание психологической помощи и поддержки в преодолении возникающих проблем в процессе конструктивной социализации и духовно-нравственного развития личности;
• построена и апробирована модель арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования, обеспечивающая развитие механизма взращивания субъективных ценностей (на основе развития эмоциональной отзывчивости и инициативной активности) и накопления опыта их коллективного согласования, в том числе и с высшими, объективными ценностями;
• определены диагностические признаки уровней (стартовый, функциональный и развивающий) духовно-нравственного развития ребенка: эмоциональная саморегуляция, конгруэнтное понимание себя и других в потоке жизни, проявление деятельной любви.
Теоретическая значимость исследования:
• уточнено понимание педагогической сущности и признаков понятий. Духовность — устойчивая устремленность человека к деятельной любви как интегративно-гармоничному проявлению эмоциональной отзывчивости и инициативной активности в пространстве высших (объективных) ценностей. Духовное развитие — процесс непрерывного изменения себя в деятельной любви. Духовно-нравственное развитие ребенка (обусловленное содержанием арт-педагогического сопровождения внутриличностных преобразований ребенка) - самоосознание и определение себя в условия, необходимые для самоизменения, самосовершенствования в деятельной любви;
• систематизированы (на основе сопоставительного анализа теологических, философских, психолого-педагогических исследований) и определены признаки духовности: гармоничное проявление эмоциональной отзывчивости и инициативной активности и согласованность субъективных ценностей с высшими;
• раскрыты и обоснованы существенные характеристики арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития: обеспечение психологически комфортного состояния субъекта, возможность его творческого самовыражения, развитие способности субъекта к согласованию ценностных ориентаций.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: разработаны критерии и признаки уровней духовно-нравственного развития детей как основы для педагогической диагностики (наблюдения); доказана эффективность реализации модели арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей; обоснована комплексно-образовательная технология актуализации внутренних ресурсов мотивационно-потребностной сферы творческого самовыражения, развития и саморазвитие личности ребенка. Результаты исследования могут быть использованы в системе дополнительного образования государственных (негосударственных) учреждений, среднего и высшего профессионального педагогического образования, центрах непрерывного образования личности.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Научно обосновано применение арт-педагогического сопровождения как обеспечения единства внешних (педагогических) и внутренних (собственно-психологических) условий духовно-нравственного развития ребенка путем организации совместной художественно-творческой деятельности субъектов педагогического процесса.
2. Преемственность общего и дополнительного образования в содержании духовно-нравственного воспитания обеспечивается интеграцией светского и конфессионального образования опосредуемого семьей, для которых общими условиями являются актуализация субъективной иерархии ценностей в душе родителей, значимых взрослых, их личный деятельный пример; актуализация способности ребенка самостоятельно различать добро и зло, согласованность целей, задач, содержания и путей реализации духовно-нравственного воспитания первичных социальных институтов образования (семьи и светской системы общего и дополнительного образования, в рамках которых реализуется и конфессиональное образование).
3. Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности проявляется в актуализации состояний эмоциональной отзывчивости и инициативной активности субъектов художественно-творческой деятельности. Интегративным фактором при этом выступает рефлексивная способность ребенка в соотношении эмоциональных, когнитивных и поведенческих свойств личности при осмыслении и готовности к формулировке субъективно-значимых ценностей и их согласовании с высшими (объективными) ценностями.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов обеспечивается теоретико-методологической базой его исходных позиций, использованием методов системного и междисциплинарного анализа, апробацией теоретических выводов и практических разработок в педагогической практике.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Основные положения исследования докладывались и обсуждались па Международных образовательных чтениях, посвященных сщмч. Фаддею, архиепископу Тверскому (Тверь, 2007), Международной научно-практической конференции «Музыкальное воспитание в России: прошлое, настоящее, будущее» (Тверь, 2007), Международной конференции «Образование XXI века: ценностный и проблемный подходы. Образование глазами детей и педагогов» (Москва, 2008); Всероссийских конференциях «Педагогика XXI века: проблемы и перспективы художественного образования» (Тверь, 2007), «Роль молодежных организаций и детских образовательных учреждений в духовно-нравственном воспитании детей» (Тверь, 2008); Всероссийском фестивале «Дети и культура» (Санкт-Петербург, 2003); научно-практических конференциях педагогического факультета ТвГУ «Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога» (2004-2006), заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии ТвГУ (2005-2008 гг.).
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (317 источников) и приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами, диаграммами. Результаты исследования отражены в девяти статьях и монографии.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и теологической литературы показал, что единого понимания исследователями терминов «духовность», «духовно-нравственное воспитание» не обнаруживается.
Вместе с тем, сопоставительный анализ имеющихся определений духовности, показал, что рассогласования в понимании ее существенных признаков в теологической литературе, и их интерпретации в современной педагогике и психологии отсутствуют. Это позволяет в рамках нашего исследования предложить следующее определение искомого понятия. Духовность - устойчивая устремленность человека к деятельной любви как инте-гративио-гармоничному проявлению эмоциональной отзывчивости и инициативной активности в пространстве высших ценностей.
Значимым для нашего исследования является и определение духовного развития как изменения себя в деятельной любви, которое может происходить в двух альтернативных направлениях: конструктивном и деструктивном.
Духовно-нравственное воспитание понимается нами как организация психолого-педагогических условий духовно-нравственного развития личности, обеспечивающих рефлексию ее чувств, мыслеобразов, качеств при построении образа-Я и отношений с миром по принципу со-творения, то есть созидания позитивно нового.
Основным понятием нашего исследования является духовно-нравственное развитие как самоосознание и определение себя в условия, необходимые для самосовершенствования в деятельной любви. Предпосылки духовно-нравственного развития по данным психолого-педагогических исследований закладываются уже в младшем школьном и даже старшем дошкольном возрасте.
Разрешить проблему духовно-нравственного воспитания детей, обеспечив подлинно духовно-нравственное развитие, возможно при условии сотрудничества, гармоничного согласования научных позиции и средств, методов и форм светской (педагогика и психология) и теологической наук.
2. В связи с тем, что духовно-нравственное самосовершенствование не исключает, но делает более актуальной конструктивную социализацию, обусловленную духовными ценностями, условия духовно-нравственного воспитания и развития включают в себя условия, определенные не только теологической, но и светской психолого-педагогической наукой [35; 159; 230; 292; 295]:
1) актуализация субъективной иерархии ценностей в душе родителей, значимых взрослых (и генеалогического опыта - опыта предков до седьмого поколения), как детерминирующая естественное нравственное самоопределение ребенка, и их личный деятельный пример;
2) актуализация способности ребенка самостоятельно различать добро и зло, а также индивидуальные особенности ребенка, включающие в себя типологические характеристики возраста (в психологии) и традиционно педагогические условия воспитания-социализации;
3) согласованность целей, задач, содержания и путей реализации духовно-нравственного воспитания первичных социальных институтов образования: семьи и светской системы общего и дополнительного образования, в рамках которых реализуется и конфессиональное образование. согласованность целей, задач, содержания и путей реализации духовно-нравственного воспитания первичных социальных институтов образования: семьи и светской системы общего и дополнительного образования, в рамках которых реализуется и конфессиональное образование.
3. Одним из важных, но слабо разработанных в психолого-педагогической и теологической литературе, условий духовно-нравственного воспитания и развития детей является обращение к искусству.
Нам представляется наиболее эффективным в изучении проблемы формирования нравственных ориентаций средствами искусства применение ценностно-деятельностного подхода Г.Е.Залесского, позволяющего создавать педагогические модели личностно-ориентированного типа. В рамках нашего исследования создание такой модели формирования ценностных ориентаций личности в процессе эстетического воспитания является центральной задачей в определении содержания арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития.
4. В рамках нашего исследования предпринята попытка рассмотрения роли искусства как психолого-педагогического условия самоисследования личности.
Традиционная практика применения художественных произведений (музыкальных, изобразительных, литературных) в духовно-нравственном воспитании и развитии оказывается малоэффективной в силу преобладания объяснительно-иллюстративных технологий и методов эстетического образования.
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности станет наиболее эффективным при условии его арт-педагогического сопровождения, базирующегося на данных современной педагогической психологии ценностно-деятельностного типа, учитывающего индивидуальные особенности каждого субъекта.
При этом арт-педагогическое сопровождение в нашем исследовании понимается как комплексно-образовательная технология актуализации внутренних ресурсов мотивационно-потребностной сферы творческого самовыражения, обеспечивающего успешное развитие и саморазвитие личности, раскрытие ее потенциальных возможностей и оказание психологической помощи и поддерэюки в преодолении возникающих проблем в процессе конструктивной социализации личности, способствующей ее духовно-нравственному развитию.
Арт-педагогическое сопровождение обеспечивает такие внутренние и внешние условия, которые активизируют внутренний механизм взращивания базовых для духовно-нравственного развития личности ценностей на основе сопоставления личностных смыслов и высших объективных ценностей.
Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития выражается:
• во-первых, в обеспечении психологически комфортного самочувствия субъекта в процессе восприятия и воспроизведения продуктов эстетической деятельности, что обеспечивает условия здоровьесберегающего образования;
• во-вторых, в свободном самовыражении субъекта в атмосфере безоценочного, эмпатийного, эмоционально отзывчивого отношения окружающих и в его готовности позиционировать свои ценностные ориентации;
• в-третьих, в активизации конструктивного, безконфликтного взаимосодействия, стимулирующего согласованность действий участников процесса в порождении ценностно-смысловых образований, идеалов, норм, имеющих личностное значение и образующих впоследствии систему нравственных ориентаций, что является индикатором позитивной направленности личности и ее дальнейшего духовно-нравственного развития.
Перечисленные характеристики арт-педагогического сопровождения позволяют признать его психолого-педагогическим сопровождением духовно-нравственного воспитания и развития.
5. Модель арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития позволяет: во-первых, обеспечить условия эмоционально комфортного самочувствия, позволяющего снять, релаксировать эмоциональные комплексы, спазмы (блоки, барьеры), что приводит к чувству защищенности, ощущению безопасности «внутреннего ребенка» субъекта. во-вторых, освободить путь для безоценочного, но ценностного творческого самовыражения ребенка, реализации его творческого потенциала; в-третьих, накапливать опыт конструктивной социализации, способствующей духовно-нравственному развитию субъекта, на основе овладения эмпатийным слушанием, умения позиционировать интерпретации собственных продуктов деятельности в процессе коллективной рефлексии. в-четвертых, кульминацией арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития является соотношение в процессе коллективной рефлексии субъективных ценностей, проявляющихся в интерпретации собственных продуктов деятельности, с высшими объективными ценностями.
Другими словами, модель арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития позволяет на основе интеграции различных видов искусства актуализировать субъективные ценности и соотносить их в полилоговом режиме коллективного согласования. Такое согласование обеспечивает готовность личности к согласованию своих ценностей с высшими объективными (при усвоении содержания вероучительных предметов).
Во второй главе нашего исследования представлены результаты апробации модели арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития личности.
ГЛАВА II.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по выявлению особенностей духовно-нравственного развития детей 6-10 лет.
Для получения научно обоснованных данных об эффективности организации арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития нами была осознана необходимость выявления диагностических признаков (показателей) духовно-нравственного развития, характеризующих содержание мотивационного, когнитивного и операционального компонентов личностного роста (см. таблицу 2.1) на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы (см. п. 1.1 данного исследования).
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сметанина, Алена Юрьевна, Великий Новгород
1. Музыка регистр звучания, лад (более узко тональность), плавность / отрывистость исполнения и т.д.
2. Так, например,- к занятию по теме «Почему люди такие разные» подобран следующий материал:
3. Литература Библия, Б. Ганаго «Мой гриб! Мой!», «Прозрение» // Детям о душе. Минск, 2002
4. ИЗО Изображения двух разнохарактерных героев
5. Музыка Чайковский П.И. Вальс из балета «Спящая красавица», Мусоргский М.П. «Баба-Яга» (из сюиты «Картинки с выставки»)
6. На вопрос о том, почему человек просил прощения у животного, хотя животное не умеет разговаривать, Оля Н. ответила, что, «не важно может ли животное разговаривать, его нельзя несправедливо обижать, потому что оно живое».
7. Оценка эффективности арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей 6-10 лет
8. Задачей контрольного этапа исследования являлась оценка эффективности организованного арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей.
9. Оценка эффективности формирующего эксперимента осуществлялась по показателю изменения в духовно-нравственном развитии детей.
10. Так, обработка данных контрольного этапа эксперимента позволила установить следующие изменения в уровнях духовно-нравственного развития детей (см. таблицу 2.8 и диаграмму 2.1).