Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Атеистическое воспитание учащихся в семье и школе(на примере общеобразовательных школТаджикской ССР)

Автореферат по педагогике на тему «Атеистическое воспитание учащихся в семье и школе(на примере общеобразовательных школТаджикской ССР)», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Юлдашев, Ахмаджон
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Душанбе
Год защиты
 1990
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Атеистическое воспитание учащихся в семье и школе(на примере общеобразовательных школТаджикской ССР)"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАДЖИКСКОЙ ССР

ДУШАНБИНСКИЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. Т. Г. ШЕВЧЕНКО

На правах рукописи УДК 371.035.9/370.182.5

ЮЛДАШЕВ Ахмаджон

Атеистическое воспитание учащихся в семье и школе ( на примере общеобразовательных школ Таджикской ССР )

С Специальность 13.00.01 - Теория и история педагогики )

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

ДУШАНБЕ — ¡990

Работа выполнена ня кафедре педагогики Душанбинского ордена Дружбы народов государственного педагогическою института имени Т. Г. Шевченко и Таджикском на\чно-нееледовательском институте педагогических ниук.

Научный руководитель — член корреспондент АШ1 СССР,

доктор педагогических на\к. профессор И. О. ОБИДОВ.

Официальные оппоненты — доктор философских наук, профессор МАДЖИДОВ Р. М-.' — кандидат педагогических наук, доцент АБДУЛЛАЕВ Н.

Ведущее учреждение — Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук имени Кары Ниязова.

Зашита состоится «_ ж 1990 г. и 14.00 час,

на заседании Специализированного Совета К 065.02.0! по присуждению учепой степени кандидата педагогических наук по сие-цнадьности 13.00.01—Теория и. история педагогики в Душ.-шбин-СБОМ ордена Дружбы народов государственном педагогическом институте ни. Т. Г. Шевченко (734003, г. Душанбе, пр. Ленина. 121).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке -института.

Автореферат разослан « _* _1990 г.

Ученый секретарь, специализированного Совета, кандидат педагогически* наук.

доиент И. Л. ТУПАЙЛО.

■ 3 *» оннля тшшшсшк рабозн

А&Р<У№В0СТ*. ксаладовагощ. Ваакш направлением вдоолохэтесксй работа, государствеякнх и общественкшс организаций, педагоплвйшх холгоктзвов всегда являлось формирование у подраставдего поколения ;зу^нс-:латорягллст::чсского }.шровоззрэния. Начавшийся процесс перестройка всех сфэр 5ИЗ ¡га государства выдвинули нови о фундаментальные направления духовного обновления советской общественио-политачесноа системы, я а частности воспитательно!! работы в учрезданаязс народного образогшахл. Рояенно ятзх задач, в своп очередь, являотсл зжнш условзел социальио-скояогнгаоского п культурного развития стракн.

Конго условия, вызванные перестройкой и демократизацией общост-га, требуют всестороннего критического анализа п пояска эффективных форм я методов атеистического воспитания: В документах ХХУП, ШШ съездов КПСС а XIX партийкой дюн^еретши, в беседе Генерального секретаря Ш КПСС, Президента СССР М. С, Горбачева ш встрочо о рукояодателякз русской православной церква в связи с 1000-детнем ^■рацокяя Руса сфор?.!улзрог-аЕУ пршвдпиалышо положения, сглдетельст-вул^пе о ЕосстаноЕЛзвкк з еоднш объеме ленинских. пршципов отдеше-ш?л к рэлагпп» иерхва к герущш. Было отмечено', что ззерузсщяа - рав~ попрагп/о граждане, патриота своей страш, что религиозные органа -зглзш вносят с поп лепт;.' в затягу кара, вносят ерздетва в различные ¿ода», йзестэ с !!, С. Горбачев подчеркнул: партия не скрывает своего отноцонел " религиозному мировоззрению как коматеркалпетя -ческс?.1?, Еоязучяиг,- г ясно гадят всю глубину наших шровоззреячес-пгх различий. Кг:-: хпдгго, пропаганда научно-материалистического мировоззрения г. впредь остается программной задачей партии."

В условиях плюрализма мнений» многопартийности и активизации религаозадх организаций, борьба за влияние на молодея., фор.шрова-нзе у кое осознанного отношения к религии и науке приобретает особую актуальность. В партийках документах республики последних лет

неоднократно выражалась озабоченность состоянием атеистической работы, активизацией экстремистских элементов, штаидихся использовать религию в целях дестабилизации обстановка в обществе, создании конфликтных ситуаций и вовлечения в них т первую очередь молодежи.

В этой срязи весьма важно осуществить систему «ер по качественному улучшению воспитательной работа среда молодежи и перекрыта» каналов проникновения в ее среду экстремистских элементов, используо-щих религиозный фактор.

В советской школе в процессе ее исторического развития накоплен определенный опит по воспитанию подрастапцвго поколения в духе научно-материалистического мировоззрения. Этот исторический опыт (с его положительными и негативными аспектам), представляютй важный научно-практический днтерес, заслуживает специального исследования. Что касается современного состояния работы по формирована» . у учащихся научно-ъатериалистического мировоззрения, то она во вно-гоа отстает от требований пережигаемого нашим обществом временя в зачастую на носит системного, комплексного характера: учителя не в полной мере использует программный материал в учебно» процессе,значительная их часть проявляет малограмотность в вопросах религии а атеизма, серьезно не вашшавтея изучением мировоззренчески: установок учащихся. Соответствующая внеклассная в внешкольная работа носит ешзсдаческай характер и далека т программы обучения. Оргаваа народного образования» педагогическим коллективам в подвой мере еще не удалось преодолеть недооценку, а иногда и полное забгение »того важного участка идеологической деятельности общеобразовательной школы.

Вшеазлоявниое актуализирует вааность в значение воспитания подраставдаго поколения, в частность старшеклассников, в духе яа-учно-ыатереалистического мировоззрения. Обрвдвякв к этой возрастной группе учащихся обусловлено спвцифк&ов условий их развития в да»-

- б -

ком перяодо становления лпчкостннх качеств, когда появляется возможность усхшия педагогически ориентированного систематического п целенаправленного взаимодействия на формирование научного мировоззрения II осозшянсго отношения школызпсов к фоне".! о ¡¡у ралзпи а ато-пзмз;

На успех в постановка а репеняа вопросов формирования научно -натерлаластдческах убоздеапД старшеклассников во кн г см можно рассчитывать при условии, бага его юпгчеше аспекта будут рассмотрены на сопоре анализа работ, асслэдузостх теоретические аспекты проблемы воспитания в трудах С. Кирова, К. К. Крупской, А. В. Луначарского. Ввдахциося советские педагога А. С. Макаренко к В. А. Срсешгая-екзй рассматривала научио-атекстяческое ¡воспитание советских школьников как одно из галши направлений ндейно-нравствешюго воепдта-идя подрасгаздх поколений.

(йлософсгаэ аспекты фор/ярогадяя научяо-матеряалзстачесяого ш,-ровозэренпя ряс охоты, в частности колодеаи нашей страна, рассмотрена з работах В. Л. Арсепкапа, И. А, ГатацкоЗ, В. И. Гарадаи, М.ФЛСа-дашнакова, Ы, П. ¡'челют, Б. А. А. Ф. Окулова, Г. Л; Сшрно-

ва, Э. Г. Фатюнова л др.

Проблеме ¿Еортарспагзя научно-материалзстдческого шровоззрения у старшеклассников посвящены труда М. Н. Алексеева, 0. С. Богдановой, Л. С. Гордана, Б. Т. Лихачева, И. Я, Яернера, И. С. Марьекко.К.А.Меп-"икскоЗ, Э. И. Мскосзспа, Л. И. Ноеековой, Р. М. Роговой, Г.Н. Филонова а др;

3 плана аятапиггшзи учебного процесса з использовалта его воспитательных вогмогшосгей в формгрованзш материалистических убеаде-

кшлыпков мн списалась ш труда К. О. Вабанского, В. !>!. Корото-на, М. И. Пахмутова» '.!. II. Схатхяка. Важное значение в исследования псзхоогого-педагоютесяого аспекта проблемы научно-матариаляс-тгчесяо-го Еоспатадзя учазихся имели работа 0. Г. Бухной» А. А. Гончарова'-;*

и. Е. Дураяова, Л. Г. Нышта, О. И. Обидова, Н. В. Твранникова, Ф. И. Тадикса к др.

Существ евшм подспорьем в разработке нашей проблемы ягллись работы Б. Гафурова, Ш. Абдуллоега, С. Абдулазизова, С. Ахмадова,

С. Ю. Дадобоевой, Р. И. Мадяадова, X. Мнрзозаде,М.Муллоева,С.Навру-

аова, М. Джабборовой, С. Газпрома, А. X. Свзатега, X. Рахимова, Д. Расулова,- Б. Исиатова и др., построенные на большом ^актическог/ материале Таджикистана и других республик Средней Азии,

В плане изучаемой проблемы особую ценность представляют работе К, Г. Абдуралшова, А. И. Абдусаыедова, А. Н. Алексеева, М.А.БаСаева, Т. Бобгадгродова, С. Р. Раджабога, М. Усманова, Н. Г. ДаЯри, Ы. А. Кулиева, М. Мадашнога в др., посвященные исследованию различных аспектов формирования научно-материалистического мировоззрения учащихся школ Средней Азии в учебном процессе в во внеклассной работе.

В то же время анализ научно-педагогически работ убеадает нас в тем, что в комплексном исследовании проблем формирования научно-материалистического мировоззрения школьнаков и молодежи, социологическом изучении юс отношения к религии в атеизму, взаимосвязи школы и семьи ш стакошгеяие материаластеческих убеждений все еще имеется ряд недостаточно изученных вопросов. В особенности слабо исследованной остается дройземз до анализе материалов регионов распространения ислама. Необходимость восполнения данного пробела обусловили выбор тема в актуальность шшего исследования: "Атеистическое воспитание учащихся в семье и школе(на примере общеобразовательных средних школ Таджикской ССР)".

Объектом исследования является процесс воспитания учащихся Х-Х1 классов в семье в школах Таджикистана в духе научно-материалистического мировоззрения.

Дредмез исследования составляет система работы по формирова-

няо научно-материалистических убеждений старшеклассников в семье и шкоде.

Пель исследования состоит в анализе содержания, форм и методов атеистического воспитания в школах Таджикистана и разработка на его основа йаучно-ыэтодаческих рекомендаций по его совершенствовании в процессе преподавания основ наук, внеклассной, работе и в условиях семьи.

Задачи исследования:

- раскрыть теоретико-педагогические аспекты атеистического воспитания учащихся общеобразовательных школ;

- на основе социологических исследований выявить отношение старшеклассников к религия и атеизму;

- проанализировать и обобщить массовый и передовой опыт атеистического воспитания, накопленный в семьях и педагогических коллективах Таджикистана;

- соотнести исторический опыт с современной.практикой атеистического воспитания школьников в процессе преподавания различил дисциплин, во внеклассной работе я в семье разработать соответствующие научно-методические рекомендации в помощь учителям, работникам народного образования Таджикской ССР.

В исследовании мы исходили из предположена^. что эффективность формирования научно-атеистических убеждений учащихся может быть достигнута при наличии:

- высококвалифицированных учительских кадров, способных компетентно использовать возможности своего предмета в целях формирова -пзя научного мировоззрения учащихся;

- надлежащей материально-технической базы учебного процесса; -

- Функционирующей научной системы воспитательной работа.

При этом необходимо постоянно вести поиск более эффективных форм а методов атеистической воспитательной работы, шире использовать возможности уроков-бесед, уроков-с еминаров» обобщающих уроков,

экскурсий, диспутов, внеклассного чтения, добиваться тесной взаимосвязи учебной, вдаучебяой работы школ, привлечения родителей и общественности в целях улучшения качества воспитательной работы срода учащихся.

Методологической осногой исследования являются положения марксизма-ленинизма о проблемах религии и атеизма, уахнейше документы КПСС, о чем, в частности, решения ХОТ, ХШ! съездов КПСС а XX,Ш съездов Компартии Таджикистана.

Матоян и источника исследования:

- историко-педагогический анализ документальных материалов, публикаций, диссертационных исследований, архивных источников,первичной документации школ;

-отбор, сопоставление, систематизация и обобаение научных ¿актов, характеризующих постановку проблемы атеистического воспитания в педагогической шуке;

- анализ учебянх программ е учебников школьных предает ов по истории СССР«, обществоведению, гадакской литературы, астрономии, биологан и химии с целью выявления их атеистического потенциала;

- проведение анкетирогашя с целью выявления степени религиозности с уровня атеистической убежденности учавдхся старсшх классов.

В процессе работа над диссертацией были изучены документы КПСС и Компартии Таджикистана, руководящих органов народного образования республики, проанализированы монографии и сборники научных статей, материалы республиканских "Педагогических чтений", публикации в центральных и местных периодических изданиях, методические рекомендации учителям, жоксомольсжям и пионерский работникам.

Одним из основных методов вашего исследования явилась опытно-экспериментальная работа на базе школ № 4, 7, 8, 9, 12 а Н 15,65, 35 , 48 городов Нурека н Душанбе, Дй 3, П, 7, 4 Пешаккентского.Ша-артузского районов Денинабадской и Кургаятюбинской областей Тад-

жикской ССР. В ходе работа проверялись и особое внимание уделялось шявлешго правильности зздзядкгмх нами предложений, анализировались изменения, происходящие в отноаеилях учащихся к религии и атеизму, их знаниях в этоЛ области* В ходе опытно-экспериментальной работы проводились грухшовые а индивидуальные беседы со старшеклассника!.®, учителями, классными руко в ода г овдл?, родителями, а также наблвде1йя за деятельность» учащихся на уроках и во Енеурочкоз время.

Исследование проводилось в течение 1985-1990 гг., я включало в свбя рад взаимосвязанных этапов.

Перркй этап (1585-1987 гг.) носил констатирувде-понсковый характер. В этот период изучалась и анализировалась специальная литература по избранной проблеме, разрабатывалась программа и методика исследования, обобщался передовой опыт по исследуемой проблеме.

Были изучены особенности личности части школьников, испытавших религиозное влияние со стороны микросреды: родителей, родственников, соседей и священнослужителей. На этой основе предприняты попытки выработки эффективных путей формирования научно-материалистического мировоззрения старшеклассников. Разработана примерная программа воспитательной работы сколы совместно с семьей в целях формирования научно-атеистической убежденности учащихся.

Были определены научный аппарат, гипотеза и методы исследования.

Второй этап (1987-1988 гг.) был преимущественно опытно-экспериментальным. Эксперимент сопровождался уточнением п обобщением гипотезы, проведением контрольных срезов, анализом, обобщением, систематизацией полученного материала. На уроках и во внеклассных мероприятиях выявлялись наиболее эффективные форта и методы атеистического воспитания учащихся: урсх-беседа, урок-семинар, диспуты, экскурсии, работа над научными текстами; проверялась их эффектов -ность.

Трети?! эгоц (123Э-1930 гг.") - заключительный, обобщающий. Бита осуществлена проверка выводов и результатов итогового эксперимента. На этой оснорэ делались соогЕВтетгугуле вывода и разработались практические рекомендации по совершенствовали® система воспитания учащихся в духе научно-материалистического мировоззрения ш этапе перестройки народного образования. Путем вычленения опыта работа передовых учителей и классных руководителей ж родителей ш стремились обосновать целесообразность применения различных форм и методов атеистического воспитания.

Натчтая новизна диссертационной работы. Новизна диссертации определяется тем» что в ней содержится исследование малоизученных особенностей и аспектов секуляризации сознания и поведения старшеклассников в специфических условиях региона распространения ислама, в данном случае Таджикистана.

Проанализировано общее состсшша учсбно-воиштательной работы по формированию научно-материалистического мировоззрения «олодезщ в общеобразовательных сколах республики, Прл этом выявлены наиболее вффективкне Форш и методы научно-атеистического воспитания учадях-ся с учетом специфики республики,.Впервые предпринята попытка разработки механизма взаимодействия педагогического коллектива, семьи в повшении эффективности процесса секуляризации в сознании и поведении учащихся. Определена поэтапность формирования научяо-ыатерпа-лпстического мировоззрения учащихся в семье е школе, показано ш-чениа дифференцированного подхода к учащимся в воспитательном процессе. Предложен ряд условий подготовки учителей к квалифицированному ведению каучно-атапстеческой работы, обосновано значение «азпред-ыетннх связей, взаимосвязи теоретической и практической подготовленности и сделаны вывода со усилению мировоззренческой направленности предметов психслого-падагогического цикла.

На основе анализа материалов социологического исследования да-

-lina типология учащихся р юс отношении к религии и атеизму. При зтш подвергается критике существовавшая в застойше годы практика прн-украшвания состояния религиозности и степени атеистической убекден-ности,

В процессе исследования был впявлон ряд существенных недостатков в практике атеистического воспитания школьников:

- отсутствие четко выработанной организационной системы взаимосвязи .¡жолн, семьи и обостренности г научно-атеистическом воспитании асолькнков;

- недостаточный уровень знания значительной части учителей в области религии и атеизма;

-отсутствие го многих ежолах даФ^ерешшроганного подхода в воспитательной работе к учащимся с различиям отношением к религии и атеизм;

- малоэффектигкость мер по пошшешго соответствунцей квалификации учителей.

Б диссерта:з'.и таклео исследуется развитие атеистичности школьников, изучены условия, способствуйте сохранению влияния ислама на определенную часть учащихся.

Достоверность проведенного исследования обеспечивается методологическим подходе:.!, опирапщтмся на марксистско-ленинское учение о религии и атеизме, о розапЯеЗ рол:: объективных факторов процесса фор:л!роггния личности; использованием комплекса методов, адекватных объекту и предмету, его задачам, результатов социологических исследований и опцтно-вксперимеятатьной работы.

Практическая значимость исследования заклшается в том, что оно вносит определенный вклад f погь-лелпе эффективности атеистического воспитания старшеклассников в условиях входы к семьи, в ней определен круг необходимых знаний к навыков, которыми должен овладеть учитель для успешного решения сроблсш форг.ироЕПЯия научно-штериа-

диетического. кврогоззрэшш учгдасся; разработаны конкретные рекомендации но осущестьлеика дифференцированного подхода в воспитательной работе с учете:.! наличия различных мировоззренчески-типологических групп учащихся. Материалы исследования могут быть кспользогакы в дате повышения квалификации учителей, совершенствования воспитательной работы педагогического коллектив, Ош: могут быть полезными и в практике пропаганда подагоютеских знаний.

Результаты и выводы исследования апробированы на следующих Республиканских научно-практических конференциях: "Ясьлишиа преподавания таджикского языка и латературц в свете "Реформы общеобразовательной и профессиональной школы", 2-3 апрэля 1985 г.; "Реформа общеобразовательной Клода - дело всенародное", 8-9 декабря ISSS г.; на Ш Республиканских педагогических чтениях "Поршанио эффективности урока как основной формы организации учебно-воспитательного процесса", 30 марта 1987 г., Душанбе; "Национальные отношения и интернациональное воспитание учащейся молодежи в свете реиенай Сентябрьского (1989 г.) пленума ЦК КПСС", 25-27 декабря I98S г., Яеюшабад.

Результаты исследования отражены в ряда научных публикаций. Ка защиту выносится:

1. Степень атеистических убеяданкй старшеклассников зависит от отражения в учебных дасдашинах объективной , научной картины шра, во взаимодействия с формированием реальных представлений школьников основанных ¡а местном штериале.

2. Дифференцированный подход к постановке атеистического воспитания требует: учета индивидуальных с возрастных особенностей старшеклассников, согласованных влаянай еколы и саиьп на формирование убеждений школьников.

3. Использование передового педагогического опыта окольного и семейного воспитания, и также теоретико-педагогических исследований в повседневной дэятеишаств учебных заведений по атеистическому вое-

тгатати позволяот осуществить поиск оптимальных форм и методов учебной к г-шуречной, работы способствующих форма ровашп) нравственных качеств личности старшеклассников.

Структура работы.Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. '

Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования.; дант общая характеристика методов и источников исследования; охарактеризованы методологическая основа, аппарат, этапы и база исследования, его научная новизна и практическая значимость.

ОСНОВНОЕ СОДЕШНИЗ РАБОМ В первой гларе "Основы педагогического воздействия на формирование научно-атеистических убеждений старшеклассников" анализируется объективные и субъективные Факторы эффективности атеистической работы на современном этапе в Таджикистане. Условия перестройки всех сфер общественной жизни общества подтвердили жизненность ленинского требования ставить "... дело борьбы с религией не абстрактно, не на почву отвлеченной, чисто теоретической, гсегда себе равной проповеди, а конкретно, на*поягу классовой борьбы, идущей на деле и воспитывающей массы болыие всего и лучше всего" Отсода вытекает, что успех атеистического воспитания зависит от того, насколько оно связано с конкретной практикой строительства демократичного и гуманного общества, утверадением социалистического образа яизни, приобщением миллионов трудящихся к богатствам духовной культуры.

Атеистическое воспитание - сто процесс систематического, планомерного, целенаправленного воздействия на интеллектуальную и чувств ешю-эмопиояальнуа сторону личности с целые формирования обобщенных взглядов на объективный мир и создание условий самопроявления

I. 1еннн В. И. Псиш. собр. соч. Т. 17, с. 421.

ЛИЧНОСТИ е УСЛОВИЯХ И03ШЕ2Я ЕСТОрпИ рзЛИГХЕ И ВТ6ЕЗМЗ. В. И. лошш,

рассматривая атеистическое воспитание как составную часть всей идеологической работы, разработал ее основные принципы. Он особо подчеркивал значимость метода убездения как ведущего в атеистическом воспитании, возводящего раскрыть подлинно гуманистическую сущность научного атеизма.

Б исследовании показана роль основоположников советской педагогической науки: Н. К. Крупской, А. В. Луначарского и др. - в разработке основ теории в методики атекстичесгого воспитания, как неотъемлемой части формирования научного мировоззрения молодежи в едином учебно-воспитательном процессе.

Воспитывая сеоих питомцев убежденнш.а материалистами, способ-кыш отстоять свои мировоззренческие принципы в диалоге с носителями ненаучного, в тш числе религиозного мировоззрения, умеицями бороться за свои идеалы, вкола тем самым вносит свою лепту в решение сложных проблем» стояадх перед советсюш обществом.

Атеистическое воспитание старшеклассников, как составная часть более общей система формирования духовных ценностей подрастапцего поколения, осуществляется в школах Таджикской ССР на осново общепедагогических и дидактических пришипог советской педагогики, й/.есте с тем необходимо подчеркнуть, что своеобразие экономического, сопв-ального, демографического развития региона и особенности распространенной таи концессии в определенной мере обуслогили специфику атеистической работы в сколах.

Наше исследование и практика опытной работы показали, что умелая, а не шаблонная организация идейно-нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания в сочетании с привлечением учащихся е деятельности предметных кружков, художественной самодеятельности, клубов интернациональной друхбы и т. п. вырабатывает у них чувство коллективизма, интернационализма, значительно расширяет

кругозор, сиособсту05 преодолеет родзгаозпв-гадзозлаозгачоокзх,других негативных явлений и утверждению атсзоетческой уйоздекностя.

Диссертант разделяет точку зрэтш, согласно которой поеятио "атеистическая убежденность" включает необходимый объем паучка знаний, уверенность в иеиаучности религиозных идей, созкаташгоэ неприятие ее положений и активное участие в практика агезстическоВ пропаганда.

С целью выявления состояния религаозкости я степени атеистической убежденности среди старшеклассников средних нкол Певдяикентско-го, Шаартузского районов ЛенияабадскоП а КургантюбиискоЗ областей и средних школ г. Нурека было проведено анкетирование с охватсм £00 человек. На вопрос анкеты "Баше отношение к религии?", "От чего зависит судьба челогека?" били получе!Ш следувдао ответы:

Религия ?Религия ! Религия ¡Судьба че-!От правильного!Затрудняюсь вредна !не вред- не пркно-!ловека за-!восгштания ро-!ответить !на и не !сит грода¡висит от !дателей завя- ! ¡полезла ! I бога !сит судьба че-! ! ! __!

9,9 % 15,1 % 75 % XI,& % 66,8 % 21,6 $

Результаты исследования вкяыига ос нов пи а каналы воспроизводства религии ъ средо учащихся: религиозное воспитание в семьо, зяпя -ста блпяайаего окружения, пропоЕада духовенства п сила градации.

Анализируя полученные данные з в ходе поисковой работы с даль» активязалст процесса формирования научно-материалистических убсэдо-няй школьников, мы врпгш к выведу, что метод дифференцированного подхода с учетом половозрастных особенностей и яаязгзая различных тз-пологичоскнх групп среди учащихся алеет значительное преимущество. Дифференцированный подход в атеистическом воспитании школьников позволяет избавиться от старых, вабивших сспомияу стереотипов, прзчз-штшпе немало вреда авторитету школы. В охваченных исслвдовшшсм лколах в воспитательной атеистической работе упор был сдалая пиазЕО

ка этот метод.

В диссертации анализируются результаты пертичкого сроза с целью выявления степени атеистичности учащихся. Е качестве параметров при этом был избран характер атеистических знаний, отношение к атеизму и религии. Обследовали» подлезало 1200 учащихся Х-Х1 классов таджикских школ Ленинабадской и Кургактюбинской областей и городов Нурека и Душанбе.

Анализ ответов учащихся позволил нам установить слодувдкв типологические грузли в их отношении к атеизму и религии: убежденные атеисты - 19,5 %, сгихкйнке атеисты - 37,5 %, индифферентные -22,5%, убезденнне веругадае - 3,5 %, верупцие по традиции -6,2 %, колеблющиеся - 10,5 %. Эффективность дифференцированного подхода и всей атеистической работы зависит от учета указанных типологических групп.

Результаты исследования выявили определенную взаимосвязь ыежду • мировоззренческой ориентацией и жизненными установками, практическим поведением. Ядя одних религия чуть ли не единственное содержание духовной жизни, дгн других - просто традиция, которая слабо увязывается с направленность» интересов и поведения, третьи колеблются признаниями двух начал мироздания. Дифференцированный подход к решению задач выдвигает ряд обязательных требований к воспитателям: умение всесторонне воздействовать на личность воспитанников, опора на гармонии их интеллектуальных и эмоционально-волевых сил, взаимодействие с семьей и общественностью, целенаправленная организация взаимоотно-иешй педагогов и воспитанников на началах доверия и гуулниэма.

В качестве основных задач дифференцированного подхода были выдвинуты следухщие: I) определить Бедудие индивидуальные особенности личности при Еыборе средств педагогаческого воздействия, 2) определить структурные элементы процесса преодоления религиозности, а так-28 еоз&охности их учета при выборе средств педагогического воздействия.

Работа велась совместно о педагогами пгголы. Личное участие диссертанта .'азшналось в разработке методика по Форгарошнию научио-атсистических убеждений школьников, реяомондагйшх и советах учите -лям, массным руководителям, ректорам я дакапатл шродшх университетов педагогических знаний, родительским яогатег" ч школ в организации воспитательной работы.

Основу рабочей гтаотаэн составили следуотяв па ожсзния:

1. Дифференцированный подход в воспитательной работе с учащимися требует учета их отноаения к религии, характера семейных отношений. Зто важно при определении целесообразности использования тех ила иных средств педагогического воздействия.

2. Процесс преодоления религиозных взглядов и отношений. Фор -дарования атеистического мировоззрения следует рассматривать как сложнуо цепь .психических состояний.

В первом положении учитываются степень, характер и формы проявления религиозности ребенка. Во втором положении учитываются вне-сшио и внутренние причины, способствупщю религиозности ребенка: определяпцеа влиянио се?лейного окружения на формирование религиозного образа жизни в семье» мысля, поведение, связанные с ним, эмоциональные побуждения а переживания ученика.

В ходе экспериментальной работы учитывалась степень предрасположенности ученика педагогическое воздействию. При этом необходимо было различать предрасположенность как черту характера, связанную с особенностям темперамента, и предрасположенность к атеистическому воздействии, связаннуэ с религиозными, семейными отношениями ученика.

Результата® исслэдокшия установлено отсутствие у значительной части учащихся'устойчивой связи между их религиозностью и успегае -костью. Особо следует учитывать характер умственной деятельности тех учащихся, для которых религиозность приобрела гаровоьзрэнческое значение, а определить, насколько целесообразно опираться на ах само -

сознание, стремление самим разобраться в вопросах ролзшш и атеизма.

На основе материалов исследования долается вывод: в процессе преодоления религиозности существенное место занимает состояние i-нутре клего конфликта. Очень вшкно, чтобы учащийся постоянно находился в поисках ответов на вопросы: полезно или i ре дно религиозное или атеистическое влияние, полезны или нет религиозные обряды к т. п.

Внутренний конфликт учащегося нередко приводит к растерянности, а иногда становится непосильным. Однако внутренний конфликт но является фатальны;.! фактором для религиозного учащегося. Многое зависит от характера переживаний, возникалзих в конфликтной ситуации. Задача педагога состоит в том, чтобы постоянно следить, как протекает внутренний конфликт у школьника, какие происходят едгиги, и с учетом этого строить дальнейшую гоепктатольную работ}-. Параграф второй первой главы диссертации содержит подробное осгещение особонностей п?о-одологаш конфликтной ситуации к метода воспитательно?, рабоги учителей в этой связи,

В процессе воспитательной работы с религиозными учададася еще раз было доказано преимущество метода убездония, сопоставления научного и религиозного объяснения явлений действительности в сочетании с саг.юстоятельныы подбором соответствующей аргументации.

Ритуалистический характер религиозности родителей (выражащдй-ся главным образом в соблюдении религиозных обрядоЕ, праздников и традиций) объективно находит свое выразекие и в религиозности верующих учащихся. Последние в своем большинстве шюхо разбираются в тонкостях религиозной догматики, но нередко с обладают те или ише обряды, посещают "святее места", мазары. В подтвертдение мсено привести следующие ответы старшеклассников средних школ Пекдзикентского и Lia-артузского районов Ленинабадсксй и Кургантюбинской областей Таджикской С5Р на вопрос "Пососали ли "святые места"?", "Если да, то гкес-те с кем?" (анкетированием было схвачено 550 старвеклассников) :

Посетила ля "святые места"? Не посещали - 5-1,8^(301 чел.) Посетила - 25,2? (139 чел.) Не ответили - 20% (ПО чел.)

Если да, го шесте'с кем?

с папой -с мамой

с дедушкой с бабушкой

с дядей с братда

15 чел. 23 чат.

39 чал. 42 чел.

II чел. 9 чал.

Исходя из этого, диссертант приходят к выводу: - всесторонне учитывая ритуалистичаскяй характер религиозности учащихся, учителям необходимо углубить свои знания по истории форш-ровакия и эголшии исламской обрядности и доходчиво разъяснить их сущность учащимся в процессе воспитательной работы;

- тладать хороший контакт с семьями, где заставляет детей соблюдать религиозные обряда и в особенности поститься в месяц рамазан.

Таким-образом, результаты исследования подтвердили, что объединение усилий всех участников воспитательного-процесса явлггется Баянейаим условием формирования атеистического убеждения и духовного обяяка школьников и молодежи. В двух аспектах - школа, семья,-школе принадлежит ведущая роль как в идеологическом, нравственном, так к в организационном и методическом отношении. Основные метода а содержание взаимодействия школы и семья в деле формирования научно-материалистических убеждений школьников и молодежи освещены в гл. I, 5 3 диссертации.

Втогая .глаяа - "Научно-атеистическое воспитание старшеклассников в процессе преподавания основ наук" посвящена анализу учебных программ, учебников, соответствувдей литературы, рассмотрению вопросов воспитания учащихся в духе научно-материалистического мировоззрения в процессе преподавания основ гуманитарных и точных наук.

Мировоззренческий потенциал гуманитарных наук показывается путей раскрытия возможностей конкретных тем таких дисциплин, как ис-

тория СССР, обществоведение и т. д. в плане воздействия на формирование научно-материалистического мировоззрения учащихся. При квалифицированном преподнесении материалов по истории СССР, истории Таджикской ССР, обществоведению и литературе ученики получает объективные знания о социальных а гносеологических корнях религии, ее социальных функциях, об использовании религиозных, в частности исламских, лозунгов различными социальными силами в послеоктябрьский период нашей истории, они убездаптся в земном, а не сверхъестественном, происхождении религии, освященной ею морали и историческом характере религии как общественного феномена.

Анкетный шрос и многочисленные беседа со старшеклассниками свидетельствуют о том, что после изучения гуманитарных дисциплин они проявляют достаточно знаний о материалистическом понимании истории. Большинство'из шх убеждаются в антинаучлости редигиозно-идеатиста-ческого понимания истодов человеческого общества, таких учений,как фатализм и провиденциализм.

В связи с недавно принятым Верховным Советсы СССР новый законом "О свободе совести в религиозных организациях" учители истории СССР необходимо более углубленно разъяснить, учащаяся истории вопроса о тем, как складывались взаимоотношения Советского государства и церкви в послеоктябрьский период, откровенно, ва основе исторических , архивных матерзалов рассказать о трагических моментах государственно-церковных отнесений ъ года сталинизма (массовое административное еакрызие церквей, иечетей, преследование и репрессирование служителей культа в У» п.). Особо следует рассказать учащееся о наступлении нового этаяа государственяо-церковных отношений/ начаваеыся процессе вое ста невл еяия дриншшое подлинной свободы совести, социальной справедливости по отношению к религии, церкви и ведущим в условиях перестройки ж демократизации общества.

Учителям гуманитарных даецшиня необходимо добиваться того,что-

бы учащиеся изучалась оперировать такта категориям, каз: "социальные, гносеологические, исторические и психологические корни ралигиа", "религия зсак общественный феномен", "материалистическое понимание нсторяи", "основной вопрос философии", "мировоззрение", "идеология", "обэдстренно-зкономичеоуая формация", "общественное бытие и общественное соэканае" п т. п. Бее это - необходимое условие формирования ваучно-материалютичесхого мировоззрения учащихся.

К сожалению, суцествущимй прогреиялаш не предусмотрено п потому в учебниках отсутствуют такие тегш, как "Место и роль религии в истории того или иного народа", "Религия и духовная кизвь общества", "Религия а культура".

Материалистическое мировоззрение учацихся складывается не только ка основе какой-либо одной науки, а в процессе изучения основ всех тук, предусмотренных учебным плакал. Б диссертация подчеркивается особое место я роль естественных наук в формировании научио-матвря-алястического мировоззрения школьников.

Далее, в данной главе, анализируются учебные программы, учебники по биологии, физике, химии и астрономии с целью выявления их мировоззренческой направленности. Проведенный анализ позволял сделать вывод о том, что в действупцах ныне учебниках астрономии и физики Х-Х1 классов средней школы мировоззренческому аспекту уделяется недостаточно времени.

Значительное вишанне также уделяется анализу уроков учителей с большим опытом работы, умело использумцях уроки по биологии, тати, ¿изике и астрономии в целях 40РстР01-а1шя научно-материалистической убездекносги старшеклассников. Результаты анализа и методы преподавания Еыаеуказанных шгольейх курсов подробно изложены в § 2 второй глада.

В результате изучения основ названных лредаетов учащиеся приходят к твердому убеждению, что мир материален, ничто в действительное-

ти не возникает из ничего и на превращается в ничто, что единство шра заключается в его материальности, мир позваваш в т. д.

В ходе исследования еще раз было доказано, что межпредметные связи биологии, химии, физики и.астрономии располагают значительными возможностями в решении вопросов формирования научного мировоззрения у старшеклассников.

В целях выявления степени влияния предметов естественного профиля на мировоззрение и поведение (в плане кх участия в проведения вечеров вопросов я ответов, тематических вечеров по указанным предметам я других мероприятиях, косяашс научно-атеистический характер) .300 старшеклассникам средних шкод г. Нурека в Шаартузского района Кургантюбинской области были задаш слэдущие вопросы;"Верите ли Бы в загробную жизнь?", "Участвуете ли Вы в атеистических мероприятиях?".

Ответы учащихся на первый вопрос таковы: 60$ учащихся не верят ' в загробную жизнь и решительно отвергают ее, 9,5% учаядахся колеблются, 11,5 % заявили, что верят в загробную жизнь 2 14 % учащихся не ответили на заданный допрос.

Результаты второго опроса:

Мнения учащихся об атеистичес- ¡Учащиеся го- 'Учащиеся Шаартузского кой пропаганде !рода Нурека 5 района

I. Участвуют в атеистических мероприятиях 62,5 % 60 а р

2. Считают нужным атеистическую пропаганду там, где большую часть населения составляют верующие 15 % 13 %

3. Считают ненужной атеистическую пропаганду 14,5 % 15 %

4. не ответили на вопррс 8 % 12 а

В заклшешш обобщены в систематизированы результаты исследования, позволяющие сформулировать следувдае вывода:

I. К числу вааяейшх аспектов атеистического воспитания сладу-

ет отнести изучение степени религиозности учащихся и на- данной основе организации работы по формированию диалектико-материалистического мировоззрения в цолостном педагогическом процессе с акцентом на становление теоретического сознания учащихся в сочетают с практическим его применением в повседневной деятельности.

2. Отношение учащихся к роли гаи и атеизму определяется общественной средой, специфическими и культурными особенностями региона, совокупность») знаний, приобретенных навыков морального поведения в обществе.

3. Уровень атеистического воспитания определяется согласованным влиянием сколы и семьи на юрмирогание сознания, убеждений старше -классникон, видение ими .тазненных перспектив.

4. Содержание, метода и организационные формы атеистического ? ос питают го многом определяются отношенном учащихся к религии и атеизму в связи с чем следует осуществлять дифференцированный подход к учащимся - атеистам, колебладамся и верущим.

5. Школами Таджикистана накоплен своеобразный опыт осуществления атеистического воспитания старшеклассников, основанный на исполв-эогании традиций и обычаев семей учащихся, культурно-историческом прошлсм, этносе народа, что позволяет вносить в сознание молодежи передовые идеи, взгляды, моральные нормы.

6. Недостаточная готовность педагогического персонала к осуществлении атеистического воспитания существенно отражается на содержа-тальных основах данной работы, является тормозом развития материалистических продетавлений школьников.

7. Оптиматьяоиу поиску эффективных форм, методов и средств атеистического воспитания способствует изучение и распространение передового педагогического опыта, использование достижений педагогической науки в реальном воспитательном процессе.

Результаты исследования и сформулированные вывода слуяат для

следунцих рекомэадацяй:

- Условия гласности ж демократизации общества предполагают объ-ективнкй анализ пройденного пути в становлении советской школы, истории отделения сколы от церкви (мечети) в республиках Советского Востока, в частности в Гаднщшстаке. Органам народного образования необходимо со всей принципиальностью подвергнуть критике имевшие место грубые извращения в ходо отделения школы от церкви, Фактов административного закрытая духовных учебных заведений, преследования к репрессирования учиа^лей, по объективным причинам еце не успевши порвать с религией в период культа личности.

- В связи с начавшейся дискуссией вокруг вопроса о введения изучения религии в иколах хочется высказать следующие наш соображения. 1!ы не разделяем иненце о тал, что право преподавания ралигии в сколах следует предоставить сдуютелга культа. Било бы целесообразно Еведеиае б школах специального прадаета - "Основы рслиговеданяя" с позаботиться о подготовке учителей, способшх квалифицированно веста данный предает.

- Учитывая сяокиость задачи форглфоваяия атеистических убелде-шй учадкхся в условиях окаглания деятельности религиозных учреждений в общественной среде, следует обратить серьсзиоо внимание на подготовку и повышение квалификации учителе?, в облаете истории религии

в свободомыслия. Для чего в педвузах ввести в качосгво спецкурса ыв-тодаку атеистического воспитания школьников, а на курсах усовераенст-вовавзя учителей - дастдашЕну "Передовой опыт формзрегангк каучко -игзериалистЕческкх убеждений школьников.

- Для осуществления согласованного влияния па становление убеждений учащихся необходимо е программы народных университетов педагогических знаний для родителей включать раздел, отразаезий спешфгзгу влияния семьи ка становление материалистических позиций ыолодези.

- Методачесюш службам органов народного образования,нетодоб-ь-