автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в воскресной художественной школе
- Автор научной работы
- Трубникова, Людмила Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ростов-на-Дону
- Год защиты
- 1996
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в воскресной художественной школе"
на правах рукописи
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ВОСКРЕСНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
Специальность 13.00.01 - общая педагогика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Ростов-на-'Дону " 1996
Работа выполнена в Ростовской государственной педагогическом
университете
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО ЕСЦДАРЕВСКАЯ Евгения Васильевна
Официальное оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
ВШЩКОВ Анатолий Николаевич кандидат педагогических наук, профессор ЯЩУХИН Александр Павлович
ВЕДУЩАЯ ОРГА.ЧИЗАЦИЯ: Московский педагогический государственный университет им. 11. И. Ленина
Защита состоится 28 июня 1003 г. в 14.00 часов на заседаг нии диссертационного совета Д ИЗ. 22.01 в Ростовском государственном педагогическом университете по адресу: 344082, Росгов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ростовского государственного педагогического университета.
Ученей секретарь диссертационного совета КАРПОВА Г.®.
0Е1!УЛ1 ХАРА1ПЪТИСТША пжвдпмлшн Актуальность теми. В связи с современными социокультурш^-.ш потребностями общества возникли новые проблемы гражданского, духовного, нравственного, профессионального самоопределения личности. Особую актуальность в последнее время приобретает проблема эстетического воспитания подрастающего поколения, возрождение традиций куль тури народов Российский Федерации, особенно традиций разных видов декоративно-прикладного искусства.
В настоящее время в педагогических исследованиик проблема декоративно-прикладного искусства рассматривается как одна из форм приобщения детей к мировой, национальной и региональной культур:;.
Актуальность изучения народного декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания усиливается в связи с необходимость!) сглаживания возникли* межнациональна противоречий. Эстетическое воспитание, приобщение детей к творчеству -падежный путь формирования человека высокой нравственности и культуры.
Процесс познания и радость творчества в народном касусстве неотделимы друг от друга, тесно переплетены. Именно поэтому его роль в эстетическом, трудовом, нравственном воспитании подрастающего поколения волика.
Сегодня художественно-эстетическое воспитание является важным эвеном целостного образования. Это обусловлено пак историческими обстоятельствами, так и требования!«! современной жизпи.
Одним из средств решения задач художественно-эстетического воспитания является занятия детой декоратипт;~прикл!1дт.".. искус-ствои.
В теоретическом аспекте вопросы эстетического воспитания искусством рассматривались Л.С.Выготским, Е.В.Волковой, М.С.Каганом, Н.И.Киященко, B.C.Кузиным, Н.Л.Лейзеровым, А.Ф.Лосевой, . Б.М.Неменскнм, С.Х.Раппопортом, Г.Ридом, Р.Штейнером, Б.П.Юсовым и др.
В современную теории и практику эстетического воспитания и художественного образования школьников существенный вклад внесли известные научные разработки таких ученых, как А.Д.Алехин, П.А.Апраксина, Г.В.Беда, Н.С.Боголюбов, Н.А.Ветлугина, К.Е.Ералин, Н.С.Игнатьев, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Квятковский, Т.С.Комарова, B.C.Кузин, В.В.Корешков, Б.Т.Лихачев, Н.Н.Ростовцев, Н.П.Сакулипа, А.С.Хворостов, В.Н.Шацкая, Е.В.Шорохов и др.
Декоративно-прикладное искусство является преобразующим искусством - художественно-изменяющим окружающую материальную среду. Duo имеет два направления: образное воспроизведение действительности и декоративное ее преобразование. Как и любой другой вид искусства декоративно-прикладное искусство выполняет двойную функций: с одной стороны, является носителем духовной культуры, а с другой, оно эффективно развивает эстетический вкус, творческое воображение, фантазию, трудовые навыки, необходимые в материальной и духовной деятельности.
Теоретико-методологическому обоснованию поставленной в диссертации проблемы способствовало изучение трудов ведущих философов, педагогом и исследователей: Б.Г.Ананьева, А.И.Бурова, Л.С.Выготского, Н.Н.Волкова, В.В.Ванслова, Н.А.Дмитриевой, В.А.Запорожца, В.П.Зинченко, Е.И.Игнатьева, А.Г.Егорова, В.И.Киреева, Б.Г.Лукьянова, Б.Т.Лихачева, Е.Ф.Ломова, Б.В.Непумова, М.0.Овсянникова,
- Б -
B.K.Скатерщикова, В.А.Сухошпшского, В.М.Теплова, П.М.Якобсона н ДР-
Различные вопросы обучения школьников декоративно-прикладному искусству рассматривают авторы: Р.А.Бардина, Т.С.Комарова,С.В.Кузин, В.В.Ксрепков, О.С.Молотобарова,Н.Б.Халезова, А.С.Хворостоп, Е.В.Шорохов, Т.Я.Шпикалова и др.
В аспекте дополнительного образования. эстетическому воспитание посвящены исследования Е.Б.Евладовой, Е.В.Квпттовского, Л.А. Ншсодаепой и др.
Психологические аспекты дополнительного образования обсуядяют-ся в работах В.В.Давыдова, Л. К. Максимом, В.И.Слободчикопз, Г.А.Цукормана и др.
Для раскрытия теш исследования имели определенное значение диссертационные работы К.Ж.Ашргазииа, С.Ю.Бологопой, А.В.Молчевой, А.А.Прицепы, А.В.Скачютва, Г.Г.Оат.чулиной, Р.М.Чумичевой ü др.
' Данная работа имеет цель» дальнейшую разрабопсу перспективных направлении в области эстетического воспитания средствами • дР1со-ративно-пригаадного искусства.
Под эстетическим воспитание!.« средствами декоративно-приклодного искусства в данной работе понимается воспитание у человека способностей чувствовать, воспринимать и правильно оценивать прекрасное в'природе, жизни народа, ¡гасусетве, умение г.оплгаг^ть прекрасное я творческой дептольиости и повседневной жизни.
3 условиях гуманизации и демократизации системы образования и воспитания интерес к соверженствопанин технологий обучения деко-рэтивно-нрилладноиу искусству все более углубляется, ведется поиск в направлении максимального использовании природных и приобретении:; списоОноотей учазукся. Кроме этого, очогидна воз-
можиость применения дачник технолоига при обучении людей разных воьрастов.
¡'■'кптил декоративно-прикладным искусством в система дополнительного образования являются для учащегося специфической средой, где проявляется его индивидуальность, развиваются способности^ происходит соцшшгиэащш и становление культуры. Вместе с тезл проблема эстетического Боепитания детей в системе дополнительного образования, разработка личностно-ориентированных технологий эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства изучена еще не в полной мере. Принимал во внимание практическую актуальность этой проблемы и теоретическую ее неразработанность ми избрали ее темой настоящего исследования.
ОПт.скг эстетическое воспитание и художественное?
образование учащихся разновозрастных групп в процессе обучения декиратишга-прлклздно'лу искусству во внеккольных здрезвдепиях.
¡(¿¡¡.'Д!ч!.'т исследокаши: пути и средства соверасшствовакил технологий обучения детаратнвио-прикладпому искусству учащихся в детских воскресных худокгственных сгалах.
Ц«ль кевдодоилшзд: разработка педагогических технологий эстетического воспитания учащхся. в системе дополнительного образования (на примере обучаздей программы по отдельным видам декоративно-прикладного искусства, наиболее развиты;-; в традициях Донского края).
Задачи ксследпвагааз:
1. Определить теоретические основы эстетичеасого воспитааик и художественного образования учацжея средствами декоративно-прикладного искусства.
2. Раскрыть роль и место декоративно-прикладного нсмсусства в системе художествешго-эстепгаескога образования.
3. Разработать содержание и современную технологии обучешм учаяуисся. декоративно-прикладному искусству в системе дополни тельного образования.
Гипотезой исследования является предположение, что педагогическое обоснование эффективной методики художественно-эстетического воспитания учащихся в учреждениях дополнительного оСрашна-ния средствами дегазратшзно-пршеладного искусства предполагает следуюндее условия:
- раскрытие роли декоративно-прикладного искусства в современной теории и практике художественно-эстетического воспитания при выделении регионального компонента образования;
- установление и учет возрастных и индивидуальных особенностей, закономерностей художественно-творческого развития учя.'цихеи;
- разработку результативной системы обучения декоративно-приклэд ному искусству.
Методологическая основа исследовании:
- основные положения гуманистической философии, этики, педагогии.г
- понятие культуры как философской категории и его исиальпоиаиие для анйлиза содержания декоративно-прикладного искусства;
' - положения эстетической и художественной культуры как составной части общечеловеческой духовной культуры;
- теоретические основы воспитания эстотичесиой культуры учащихся, ■включающие: философские представления о ее сущности и структуро, эстетические идеи и теории; особенности взаимодействия иншцн пов и закопав развития эстетической культуры с нрпктгюй эстетического воспитания и образования;
- положения теории педагогики о развивающей обучении, гуманитаризации образования, гуманизации воспитания, проблемах дополнительного образования.
Ыитодм исследования: ; изучение и теоретически анализ философской, эстетической, пси-колого-педагогической, искусствоведческой и методической литература;
- анализ школьной документации: учебных планов, программ, прагаги- . ческой деятельности школы и внешкольных учреждений,определяющих содержание дополнительного образования в сфере эстетического воспитания и художественного образования: клубов, студий, центров, школ;
- изучение и анализ условий организации дополнительного образования в массовой практике;
- использовались методы опытно-экспериментальной работы; беседы с учащимися, родителями; анкетирование, тестирование;
- методы педагогического проектирования и моделирования содержания образования и воспитания, разработки и' внедрения авторской программы по проблеме исследования.
База исследования: в работе использовад 26-летний опыт педагогической деятельности автора, в том числе и учителя рисования и пешш сельской школы, воспитателя групп продленного дня СИ! N 35 города Ростова-на-Дону, учителя рисования СШ NN Б7, 4, 39, учителя начальных классов СШ N 72 г. Ростова-на-Дону, .16-летний опыт работы в качестве педагога детской воскресной художественной школы на базе художественно-графического факультета Ростовского государственного педагогического университета - Центра эстетического воспитания.
Исследования проводились в три этапа, в течение 16 лет.
На первом этапе (1980-1986 гг.) изучалась философская, педагогическая, психологическая и искусствоведческая литература по проблеме, выявлялись теоретические предпосылки учебной дисциплины - декоративно-прикладное искусство; определялись цели, объект, .предмет, задачи, методы и гипотеза исследования. Изучалось состояние художественно-эстетического воспитания в современной школе; проводился констатирующий эксперимент.
На второй этапе (1908 - 1993 гг.) проводилась экспериментальная проверка содержания обучения декоративно-прикладному искусству во внешкольных учреждениях. Определялись теоретические и методические основы курса декоративно-прикладного искусства. Изучался опыт работы учителей, руководителей кружков, школ эстетического воспитания различных народов России, проводился анализ учебных программ по изобразительному и дегаративно-прикладному искусству для пкол и внешкольных учреждений, осуществлялась разработка и апробация авторской программы, проводились экспериментальные уроки и занятия.
На третьем этапе (1994 - 1995 гг.) осущуствлялись анализ и обобщение полученного исследовательского материала, уточнение интегрированной модели- программы учебной дисциплины "декоративно-прикладное- искусство" во внешкольных учреждениях, крулисах, разработка методических и наглядных пособий. Проводилась теоретическая работа 'по оформлению результатов исследования в диссертацию. •
Научная новизна работы состоит в разработке, экспериментальной проверке и научно-педагогическом обосновании путей и методов худсжествешго-эстетичоского воспитания детой- в процессе
обучения декоративно-прикладному искусству во внешкольных учреж-дешях, во внеклассной работа - в сфере, дополнительного образования.
Теорихмчпстгая аначниость исследования заключается в том, что в
н9м: '
•■ дан теоретико-методологический анализ содержания дополнительного образования пи сольников средствами декоративно-прикладного искусства;
- разработаны личностно-ориентированные оснопзния эстетичоского ра:щития учащихся в процессе овладения технологиями декоратив-но-пршгладного искусства;
- разработаны научно-методические основы обучения учащихся декоративно-прикладному искусству в детских воскресных .художественных юколах.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: • шводы и рекомендации экспериментально-педагогической работы могут быть использованы для создания программ, методических разработок, учебных пособий по декоративно-прикладному искусству на занятиях в классно-урочной системе общеобразовательных школ, в художественных школах, студиях и в кружковой рсботе;
- работа в целом и отдельные ее фрагменты могут Сыть попользованы в практшсе углубленного эстетического образования и воспитания эстетической культуры, художественного образования учащихся в гимназиях, лицеях, колледжах гуманитарного направления, на уро-I»:; худохг-тченного труда, в учреждениях дополнительного обраэо-глнии по разделам декоративно-прикладного искусства, в лекциях и нр-"ппчпа;н:: занятиях преподавателей ВУЗов, в системе завышения гъапЛ'Шй'чти педагогических и кульгурно-просветптрльских кадров
по эстетическому воспитанию и художественному образованию подрастающего поколения.
На защиту выносятся следукщиэ положения:
1. Декоративно-прикладное искусство является вачшейшим компонентом освоения школьниками художественной культуры, возможности которого состоят в приобщэнии учащихся к национальной и региональной 1сультуре и ремеслам, развитии их художественно-прикладных способностей и умений, воспитании ориентации на творческий труд.
2. Эффективность содержания обучения декоративно-приклздньму искусству в детской воскресной художественной пколе определяоач:а культурологическим подходом - выделением в качестве специфического предмета изучения народной культуры, деятельиостным подходом -вклзчением в содержание занятий разнообразных видов декоративно-прикладной деятельности (аппликация, вьаглвка, керамика, роспись ткани, ручное ткачестЕО и др.), включением в содержание творчеасих умений, необходимых для создания ценностей народной культуры, учетом возрастных особенностей и индивидуальных интересов и способностей детей, постепенны* усложнением теоретического содер-глпия и практической деятельности уч^жся; реализацией пршодгаов природосообраности и личностного подхода.
3. Опытная проперка экспериментального варианта программы кур-са, который предусматривает три взаимосвязанных этапа обучения декоративно-прикладному искусству: ознакомительный, сзтап докора-
. тивно-игрового творчества и этап декоративно-прикладного творчества, указывает на педагогичеасую целесообразность ее использования в системе дополнительного образования.
Л.Авторские технологии обучения декоративно-прикладному искусству, особенностью которых является организация занятий в специально созданной предметной среде, в разновозрастных группах-, свобода выбора видов художественно-творческой деятельности, заданный подход, осуществляемый с учетом интересов учащихся, ннтег-ративность, профессиональная направленность, обеспечивает высокую результативность художественно-эстетической деятельности и развития учащихся.
Достоверность научных результатов подтверждаемся соответствие!.! исходных теоретических положений исследования основным положениям концепции воспитании человека культуры, личностно-ориен-тированного образования и гуманистического воспитания, применением взаимодополняющие методов исследования, объективный анализом полученных результатов, их репрезентативностью, использованием разработанных автором программ и технолога! обучения в практике дополнительного.образования.
Апро0а1рш работа осуществлялась в процессе многолетнего личного педагогического опыта диссертанта (28 лет) в !сачастЕо учнтолл изобразительного искусства и музыки обв;р образовательной ¡пазы, руководителя кружков декоративно-прикладного искусства, преподавателя декоративно-прикладного искусства в детской воасресной художественной школе на базе художественно-графического факультета РГПУ, руководителя творческой группы студентов ХГО по разделай ДЛИ, руководителя дипломных проектов выпускников ХГФ РГПУ, старшего преподавателя кафедры декоративно-прикладного искусства и проектной графики Ростовского государственного педагогического университета.
Иа протяжении 15-ти лет (1Q90-1995 г.г.) диссертант проводила занятия п детской воскресной пколе по всей разделам ДГО1, шпала лекции студента.! ХГЭ по большинству учебных курсов, проводила лаборатории-практические занятия, конференции, ругаводила педагогической практикой студентов по ДЛИ, создала научно-методическую базу, разработала программы, темат)!!Г/ ir/рсових и реферативных работ для студентов ХРЗ, организовывала действующие худстествешшв выставки студенческих учебных и дипломных работ и работ учащихся воскресной худодестпекноп ¡гколы; читала лекции и проводила семинары на курсах повышения квалификации учителей скол г. Ростова-на-Дону и Ростовской области.
Основные результаты исследования обсуддеш! на заседаниях кафедр педагоггеат и дексратпп.'го-пргасладкого искусства и проектной графшш РГПУ, на внутривуэовских научно-теоретических конферен-днях.
Разработанные теоретические положения и предлагаемая программа внедрены в ряде икол г. Ростова-на-Дону и Ростовской области.
Апробация nporpaj.aai была осуществлена в детской воскреспой художественной имло Центра эстетического воспитания на базе ХГО РГПУ.
>
Сгруптура лгтсссргпцгпх! работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии п приложений.
0СН03Н0Е СОДЕРЗТАШЕ РАБОТЫ.
Во введении обосновывается актуальность теш, опредоляптсп объект и предмет исследования, его цель, задачи, формируется гипотеза, теоретическая и практическая значимость проблею», укатываются методы и зтапы исследования, научная новизна, формулируется положения, вносимые на засдту.
Нирван глака - "Научно-теоретические основы обучения декоративно- прикладному искусству школьников во внешкольных учреждениях" - посвящена рассмотрении теоретгтческих вопросов, включгш-1!'1;э культурологические, искусствоведческие, психологические и педагогические подходи в определении роли декоративно-прикладного искусства в системе художественно-эстетического воспитания учащихся. Это обусловлено тем, что процессы гуманизации и демократизации образования способствовали возникновения разных видов образовательных учреждений, деятельность которых направлена на соз-/рит условий,обеспечивающих реализацию образовательных, профессионально-подготовительных, художественно-эстетических потребностей подрастающего погашения. В связи с этим разрабатываются "педагогические системы", "образовательные систеш", имеющие признаки таких инновационных образовательных учреждений, как гимназии, лицеи, "школы - ш:«элц искусств", центры и др. Несмотря на различия в структуре, функциях, они построены на принципе интеграции, что позволяет им обеспечивать взаимодополнение оС;:',зго и начального художественно-эстетического образования; единство худокесгаеп-но-эстотического образования и воспитания учащихся, эстетпзацио учебно-воспитательного процесса и др.
Рапсрыты философаске аспекты искусства, эстетики, их спеффх-ческио функции в развитии духовной культуры, в творческой деятельности, описали основные этапы становления теории п ызтодики ;-'.'-теткческого воспитания.
Фплооо^ашх основ эстетического воспитания пгагаэаао, чч о кдедая иггорячеекзи огшха иьаот свой осхотшеааы едаал, своз '-•.стену г.ппитгшшл, выдвигает те или инио форму, метода и срсд-»-гшимая " оГрглппянпя, которкв соответстьую? социально-а-
кономическим условиям развития общества (Аристотель, Гегель, Шиллер, М.Ломоносов и др.).
Эстетическое образование и воспитание в дореволюционной России всегда ориентировалось на научную эстетику Канта, Гегеля и др.
Психологические и педагогические сспегсты эстетической культуры как единого феномена разрабатывались Л.Выготским, А.Луначарским, Б.Т.Лихачевы),!, Д.Кабалевским, Б.Йеменским, В.А.Сухомлинским, А.Сидельниковым, Ю.Фохт-Бабускиным, С.Шацким, П.Якобсоном и др.
Значительный вклад в разработку'педагогической теории эстетического воспитания внесли русские ученые-педагоги О.А.Апршсси-на, Н.А.Еетлугина, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, В.В.Корешков, Н.Н.Ростовцев, Н.П.Сакулина, С.А.Флерина, А.С.Хворостов, В.Н.Шацкая, Ю.В.Шаров, Е.В.Есрсхов, Т.Я.Епикалова и др.
В ходе исследования выявлено, что в системы художественно-эстетического воспитания и образования учащихся средства.!!! декора-тишю-прикладного искусства, обуславливающего специфшсу я содержание эстетического г.оэде^стапл на детей декоративно-прикладного иагусстра, входят тагаэ пахненгше формы как: урок, фачультатнп, студил, кругл;:, детаи:е худтестлекш.'э иколы, псолы-лицеи, гимназии, сгалы с углубленны!! изучением изобразительного и декоратгт-но-прикладного искусства, выстаисл художественно-тппрческгх рл-бот учзщихсл, экскурсии п музеи, посещение художественных вь'ста-ь-к, изучение породного изобразительного и декоративно-прикладного искусства, ознитсмление с обычаями и традициями, 1суль турой тп-ргда и др. Проблема развития декоративно-прикладного твсрчрстпл (пк честь эстетического госпитали» отражена и ксслодоргчш«: кнп-пк педагогов и психологов (Л.С.Выготский, /• .п..ча»!оро*-«пг.
Г'.П.Игнатьева, Ii.Е.Коьальская, Н.П.Сакулина, Т.М.Теплов, Е.А.Фле-1>пна, Т.М.Якобсон и др.).
Современное эстетическое воспитание конструируется на основе к. -готической эстетической теории, диалога культур, гуманизации и гуманитаризации образования, культурно-исторического подхода к его содержанию.
Эатетичесютс воспитание осуществляется на основе культурных традиций, эстетического образованил и художественного творчества д<-той.
Проблеме эстетического воспитания средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства особое внимание уделяется в исследованиях А.Д.Алехина, С.С.Булатова, Н.С.Боголюбова, К.Ерали-!гт, С. К.Игнатьева, В.В.Колокольникова, В.В.Корешкова, Э.К.Кубьш-киной, В.С.Кузина, Г.В.Лабунской, С.П.Ломова, Н.Н.Ростовцева, Л.А.Унковскэго, А.С.Хворостона, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой и др.
Ргскрытию педагогических механизмов эстетического восприятия, чувств, способностей помогают труды ученых-психологов Е.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, Н.Н.Волкова, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Е.И.Игнатьева, Б.О.Ломова, П.М.Якабсона и др.
По проблеме народного декоративно-пршеладного искусства издали монографии, методические пособия для екольников и студентов • таких авторов, кап И.Я.Богуславская, А.В.Бакушинский, В.М.Василенко, В.С.Воронов, В. В. Корешков, Б.В.Нешумов, Т.М.Разина, A.B.Салтыков, А.С.Хворостов, Т.Я.Ипикалова и др.
Одн-га вопросам приобщения учащихся к национальной к рогко-н .^г.ной культуре, ремеслам, развития их худсиестванно-приклсдт:)'. ••:: ■■-м'-.ностеп и умений, воспитание ориентации на творческий труд ■ ь ь-.:д:'"хатсчпсе хшюшне. ß диссертация утверждается
культурологический подход как системообразующий принцип отбора содержания дополнительного образования, направленного на приобцо ние ребенка к общечеловечесгсим ценностям, возвращение воспитания в контекст национальной культуры.
Декоративна-прикладное искусство иы рассматриваем 1шк часть общего искусства и как художественный труд, который является важнейшим [компонентом освоения иколыгигами художественной культуры.
Основой содержания образования и воспитания учащихся в воскресной художественной петло является их познавательно- творческая, художественная, трудовая деятельность. Особо важными компонентами содержания воспитания выступают: сохранение совокупного духовного опыта человечества, диалог между разлитыми 1суль турами и народами; овладение учащайся основами художественного творчества; освоение духовных и материальных ценностей общечеловеческой, национальной и региональной художественной культуры путем ознакомления с ними и их воспроизводства в творчеасих видах деятельности.
А
Декоративно-прикладное искусство как средство эстетичеасого воспиташщ способствует формирования у учащихся чувства принадлежности к роду, национальной культуре, региону через освоение ими национальной •культуры, ремесел, воспитание ориентации на творчесгаш труд.
Ей аторой глава - "Содержание образования в детской воскресной художественной школе и его реализация средствами декоративны- прикладного искусства" - дано обоснованно учебной программы датской воскресной художественной школы по развитии декоративно-прикладного творчества учащимися средствами деютратнмп-прикладного искусства, излагается содержали» оиитио-адгг.. рим'.т.
а.чльной работы, анализируются полученные результаты, определяются условия, способствующие активизации художественно-творческого развития учащихся разновозрастных групп в процессе их художественной деятельности; определены ее аффективные методы и приемы. Проведенное исследование позволило выяснить, какое методическое и I.!черпальное обеспечение необходимо для организации учебного про-п.-сса. Анализируются ход и результаты экспериментального препода-п-шия, наблюдений, анкетирования.
III '«веденный констатирующий эксперимент помог определить уровни сформированности представлений учащихся о декоративно-прикладном искусстве и навыков овладения декоративно-прикладным творчеством: высокий, средний, низкий, где основными.показателями являлись: интерес к декоративно-прикладному искусству, образные и образно-пространственные представления (цвет, объем, форма, композиция, орнамент).
Исследование показало, что высоким уровнем первой возрастной группы не обладал ни один ребенок; второй возрастной группы -2,2X; третей возрастной группы - 8,62, четвертой - 12,82.
Средним уровнем по Возрастным группам обладают: I - 3,82;•II -III - 31,47.; IV - 37,32.
Низким уровнем обладают: дошкольники - 98,22; младшие школьники - 69,42; подростки - 60%; старшие ппсолышки - 49,92.
Опытно-экспериментальная работа позволила выяснить целесообразность создания программы !сурса; выяснить возможности преподавания его в воскресной художественной школе. На всех трех этапах были определены следующие показатели развития декоративно-прикладного творчества: интерес к искусству, образные представления о произведениях декоративно-прикладного искусства и др.
Смена навыков деятельности в сфере художественно-практической деятельности содержательно наполняет 1сультурное пространство самореализации личности.
В ходе эксперимента сделан вывод о необходимости создания программы обучения учащихся декоративно-прикладному искусству в воскресной художественной шкале. Содержание этой программ!.' позволяет: осуществлять приобщение учащихся к истокам народной культуры; формировать эмоционально-эстетическую отзывчивость на воспринимаемые произведения декоративно-прикладного искусства; создавать условия для развития художественного творчества, умения оперировать полученными знаниями в собственной продуктивной деятельности.
В основу построения экспериментальной программы были положены следующие принципы: взаимосвязь восприятия декоративно-прккладно-го искусства и художественно-творческой деятельности учащихся; распределение программного материала по темам; учет познавательных, индивидуальных и возрастных возможностей и особенностей учевдихся, включены в содержание программы краоведческо-регио-н.чльного материала; интеграция различных видов декоративно- прикладной деятельности учащихся; использование разнообразных форм% и методов воспитательно-образовательной работы, направленное на художественно-эстетическое и.трудовое воспитание учащихся.
Разработанная нами программа обладает педагогическими преиму-прствами: ее 'содержание отличается разносторонностью, поэтому работа по обучению детей декоративно-прикладному творчеству нэ страдает односторонностью, стихийностью; она дает возможность располагать материал алгоритмично; определять перспективу разни чин декоративно-прикладного творчества на каждом возрастном этапе.
Кроме того, программа построена на принципе народной педагоги-131, что способствует эффективному усвоению народного искусства.
Содержание программы реализуется в соответствии и известными дидактическими правилами, в том числе:
- от простого к сложному; '
- от абстрактного изображения к изображению с натуры.
Яксперимеитальный вариант программы предусматривает три взаимосвязанных этапа обучения декоративно-прикладному искусству: ознакомительный, этап декоративно-игрового творчества и этап декоративно-прикладного творчества, опытная проверка которых ; показала педагогическую целесообразность такой последовательности обучения в системе дополнительного образования.
В исследовании выявлены основные компоненты системы работы педагога воскресной художественной школы по обучению учащихся ДЛИ. В их числе конструирование и реализация педагогических технологий обучения ДЛИ с соблюдением педагогических требований; овладение разработанной в исследовании диагностической программой (составленной на основе анализа работ Богоявленской, Фридмана,Шубин-ского) изучения уровня развития творческой деятельности учащихся, необходимой для наблюдения за динамикой развития этого уровня. Составляя диагностическую программу, ш учитывали поэтапный характер и возрастные особенности художественно-творческой деятельности учащихся и выделили следующие этапы ее проявления:
1-й этап. Низкий уровень - сткмульно-продуктивный (точное ко-пгролание образца).
Г. й этап. Средний уровень - .эвристический (проявление интед-л>'!;туа.аыюй инициативы не стимулированной внешними факторами)
3-й этап. Высокий уровень - креативный (уровень интеллектуальной активности).
С целью достижения большего образовательного эффекта (приобретение и усвоение знаний, умений и навыков учащихся) автором ис пользовались демонстрационные средства наглядности, которые осуществлялись с помощью следующих технологий:
- использование на каждом занятии учебно-наглядных демонстрационных средств;
- использование технологической 1сзрты учебного предмета соответственно учебному заданию.
В ходе исследования стали традиционныш выставш! творческих работ учащихся детской воскресной художественно школы, высгааи оценка которых общественностью свидетельствует о продуктивности разработанных нами технологий обучения детей декоративно-прикладному искусству.
В заключении диссертации подведены основные итоги работы, сделаны следующие выводы.
В современных условиях развития особенно важным является интеграция деятельности школы и ■учреждений дополнительного обрлзо вания.
Проведенное нами исследование показало, что возрождение народного художественного творчества, возвращение человека в коптеп:г культуры - одна из важнейших задач в решении вопроса истедаюско-го воспитания и художественного образования личности. Однаш, к:и: .показало проведенное исследование, возможности художественного образования и развития учащихся в школьной практике реализуйся недостаточно полно.
- '¿г -
Проблема художественно-эстетического воспитания школьников является комплексной проблемой, в которую составными частями входят псш ологический, общепедагогический и дидактико-методический н'иокти. Именно с позиции системного подхода к раскрытии и решении проблемы воспитания средствами декоративно-прикладного искусства выполнено наше исследование.
■ I 'аиработанная нами методика обучения декоративно-прикладному искусству, совокупность использованных методов исследования, реализованная в педагогической практике программа позволили решить поставленные задачи, подтвердить выдвинутую гипотезу и теоретические положения.
Штериал, изложенный и проиллюстрированный в нашем исследовании, показывает, что техника и технология изготовления представленных видов декоративно-прикладного искусства доступны как для учащихся, так и для широкого круга взрослых.
Проведенное исследование не исчерпывает всех проблем развития декоративно-прикладного творчества у учащихся учереждений дополнительного образования.
Для дальнейшего исследования модно наметить проблемы установления взаимосвязи декоративно-прикладного творчества средствами народного искусства разных народов, в том числе Юга России. Задачей дальнейшего исследования является разработка интегрированного курса по развитию декоративно-прикладного творчества как лич-1г ггно-развивающей учебно-методической системы.
Нршмжсния к диссертации включают: • ир >ок? учебной программы по дегазративно-прикладному искусству для учащих''я гпскреской художественной школы;
(.{■•а-кий сл'и:,>п специфических терминов по курсу декоратив-
но-прикладного искусства;
- схемы, таблицы, рисунки соответственно программе курса ДШ.
Основные положения исследования нашли свое отражение в следую-cyix публикациях автора:
1. Методические разработки по ИЗО и художественному труду на занятиях в системе зстетичесгаго всеобуча.-Ростов-на-Дону: РГШ, 1934. - 16 с.
2. Методические рекомендации к выполнении практических работ по керамшсе на художественно-rpaiiniecscoM факультете.- Ростов-на-Дону: РГШ, 1936. - 8 с.
3. Методические panpaSonai и задания для студентов I-III icyp-сов ХГ<2> по непрерывной педагогически практике.- Ростов-на-Дону: И'ЛИ, 1985. - 12 с. (в соавторстве)
4. Методические рекомендации к выполнении практических работ пп ручному ковроткачеству (для ЦЭВ, студентов XГО, руководителей кружков). - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1989. - 12 с. '
5. Методические разработки и задания для студентов IV-Y курсов ХГО по непрерывной педагогической практике.- Ростов-на-Дону: РГПИ, 1989. - 69 с. (в соавторстве)
6. Методические материалы к профориентиропанному экзамену ,с гбптурентачи отделения "Стоматология ортолед'пеская".- (Мстрди-чесгате рекомендации). - Ростов-на-Дону: 1991. - 10 с. (е соавтср-стве)
7. Зстетичёское восиитшие па занятиях декоративно-пргеиэдным искусством как компонент духовной ■ культуры. //Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей Ч.З: Изобразительное искусство. Физическая культура. Естественные науки. - Ростов- ка-До -ну: FTIB', 1994. - с.62-64
Я. Эстетическое воспитание на занятиях декоративно-прикладны искусством как компонент духовной культуры. - Ростов-на-Дону РИГУ, 1394. - с. 124-125
а. Специфика декоративно-прикладного искусства как фактор эс тотическэго воздействия ка личность школьника. //Сб. "Интеграци обучения, науки и практики". Вып. П. - Ростов-на-Дону: РГПУ 1У95. - с.23-25
Опыт художественно-творческой деятельности по изобразительна му и декоративно-прнкладноьгу искусству содержится в работах уча иухся детской воскресной художественной школы, участвовавших выставках.
1. Зональная выставка, 1983 г. Ростов-на-Дону. "Школа, уч! т*.-ль, искусство".
V.. Вторая Всероссийская выставка учебных и творческих рабе преподавателей, студентов и учащихся. 1933. г. Москва.
Я. Зональная выставка "Школа, учитель, искусство". 1987.
4. Отчетная выставка преподавателей ХГС, РГПИ, 1387.
Подписано к печати 24.05.95. Сармат 60 х 84/16. Ротапринт. Объем 1,5 фкз.печ.л., 1,0 усл.печ.д. Тираж 100 ог.з. Заказ 3-96