автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование нравственно-эстетических потребностей школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства
- Автор научной работы
- Литвинова, Елена Евгеньевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Литвинова, Елена Евгеньевна, 2002 год
Введение.
Глава 1. Философские и социальные проблемы формирования нравственно-эстетических потребностей в развитии художественной культуры школьников
§1.1. Духовная потребность как сущностная характеристика развития личности
§1.2. Деятельностные функции нравственно-эстетических потребностей школьников в педагогическом процессе.
§1.3. Народная культура как фактор эффективности педагогического процесса.
Глава П. Педагогические основы формирования нравственно-эстетических потребностей в развитии художественной культуры школьников
§2.1. Педагогика развития творческой активности школьников.
§2.2. Этнопедагогические принципы и их значение в становлении художественной культуры.
§2.3. Народная художественная культура в системе современных школьных занятий.
Глава Ш. Народное декоративно-прикладное искусство как фактор развития нравственно-эстетических потребностей школьников
§3.1. Экспериментальная программа «Народная художественная культура» в системе школьных занятий
§3.2. Экспериментальная программа «Кистевая роспись по дереву» в системе школьных занятий.
§3.3. Народная педагогика и народная культура как важнейшая часть общей педагогики
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование нравственно-эстетических потребностей школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства"
Воспитание посредством искусства издревле было наиболее продуктивным. Потребность в человеке эстетически развитом, творящем, прежде всего, духовное бытие, которое заключается в совершенстве связей - любви, красоты и гармонии, вот почему на современном этапе одним из центральных принципов в системе образования является принцип формирования духовных, нравственно-эстетических потребностей школьников.
Согласно этому принципу предметы гуманитарного цикла, прежде всего эстетического как дающего единство истины, доброты и красоты, становятся в центре образовательного пространства.
В настоящее время проблемы эстетического воспитания и художественного образования приобретают новое звучание. Иным содержанием наполняются учебные предметы, меняется их социально-образовательная ориентация. На передовые позиции выходят такие предметы, которые долгое время считались второстепенными: изобразительное искусство и художественный труд. Становится все более актуальным то, что на уроках изобразительного искусства и художественного труда решаются многие образовательные задачи, которые трудно, а подчас невозможно решить через содержание других предметов. Одна из таких задач - формирование ценностных ориентаций учащихся через приобщение к народной художественной культуре; именно на этих уроках, возможно, показать ученикам гармоничное включение изделий художественного ремесла в целостную философию жизни человека и приобщить их к мудрости и красоте народного мастерства, к нравственным ценностям своей Родины.
Выпускники общеобразовательных школ должны иметь представление о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, об условиях формирования личности. Большую роль в этом процессе играет формирование нравственных потребностей, эстетических интересов и на их базе художественной культуры.
Проблемы формирования потребностей личности рассмотрены в философской, педагогической и психологической литературе. Структура потребностей личности включает: духовные потребности (эстетические, нравственные, творческие, познавательные и др.) и материальные потребности. Удовлетворение материальных потребностей является необходимой предпосылкой, условием духовного развития человека. Чем прочнее, полнее удовлетворяются материальные запросы человека, тем больше реальных возможностей имеется у него для духовной, нравственно-эстетической деятельности. В нашем случае целесообразно говорить о высоких духовных потребностях созидательно-творческого характера.
В настоящее время все еще остаются в практике обучения противоречия между требованиями формирования духовных потребностей и развитием нравственно-эстетической культуры школьников, отсутствием системы их осуществления. В общеобразовательных школах гуманитарного профиля не достаточно разработаны система и содержание художественно-эстетических дисциплин, направленных на формирование духовных потребностей школьников, а порой отсутствуют конкретные пути, методы и средства их реализации.
В ходе исследования были проанализированы труды ученых в области дидактики (Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.), вузовской педагогики (О.А.Абдулина, С.И.Архангельский, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др.).
Проблемы формирования художественно-эстетических потребностей личности рассматривались в философии эстетики Асмусом В.Ф., Каганом М.С., Лосевым А.Ф., Лихачевым Д.С., Овсянниковым М.Ф. и др.
Психологические основы формирования духовности личности раскрываются в работах Ананьева Б.Г., Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л, Леонтьева А.Н., Лурия А.Р., Крутецкого В.А., Петровского A.B., Кузина B.C., Кубьппкиной Э.И., Сокольниковой Н.М., Тайчинова М.Г. и др. Теоретические вопросы структуры и содержания общего образования разрабатывали Барташев A.B., Горецкий В.Г., Дмитриев Т.Д., Курдюмова Т.Ф., Кривошеев В.Ф., Семушина Л.Г., Тодоров Л.В. и др.
Вопросы формирования духовной культуры в процессе эстетического воспитания учащихся раскрываются в работах Игнатьева Е.И., Игнатьева С.Е., Корешкова В.В., Лихачева Б.Т., Ломова С.П., Ростовцева H.H., Унковского A.A., Шорохова Е.В., Шпикаловой Т.А. и др.
Рассматривая потребность как творческую деятельность, педагоги, психологи и методисты подчеркивают ее стимулирующую роль в развитии интересов, приобретении новых знаний, расширении кругозора, формировании нравственно-эстетических норм духовных потребностей.
На занятиях в школе по предметам художественно-прикладного цикла особенно значима созидательно-творческая деятельность ученика. Поэтому не случайно сегодня во многих школах Москвы и Московской области одним из направлений в педагогическом процессе избрано художественно-прикладное и акцент делается на народную художественную культуру. Данное деятельностное поле представляет детям и молодежи возможность реализовать свой творческий потенциал в совокупности с профессиональной подготовкой в различных областях творческой деятельности. В процессе обучения ребенок полностью погружен в создание, творение материальной ценностной вещи, втягивающей в действие весь внутренний мир ребенка, его ум чувства, интуицию, волю, знание, память, воображение. Творить вещь из конкретного материала, творить руками и умом, и чувством, и воображением - это естественная потребность в детском возрасте. Творение вселяет в ребенка уверенность в себя, наполняет его сознание пониманием своей значимости, формирует высокие нравственно-эстетические потребности.
Особенности народного декоративно-прикладного искусства, его роль в формировании нравственно-эстетических потребностей и художественной культуры школьников обстоятельно и широко освещены в специальной педагогической и историко-художественной литературе (И.Я.Богусловская, Г.М.Блинова, В.М.Василенко, М.А.Некрасова, Т.М.Разина, Б.А.Рыбаков, В.С.Воронов, А.А.Каменский,
С.Б.Рождественская, А.Б.Салтыков, М.С.Соголова, А.К.Чекалов, Л.И.Ремпель, В.А.Бородулин, А.С.Хворостов, В.В.Корешков и др.).
Решению вопросов методики преподавания изобразительного и народного искусства в общеобразовательной школе посвящены труды ведущих ученых: А.Д.Алехина, Г.В.Беды, С.Е.Игнатьева, В.К.Лебедко, Т.С.Комаровой, В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, А.С.Хворостова, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой, В.В.Кореппсова, Э.И.Кубышкиной, А.А.Унковского, Н.М.Сокольниковой , М.С.Соколовой и др.
В настоящее время школа ориентирована на переход от репродуктивной модели образования к другой модели, основанной на духовных гуманистических ценностях. Таким образом, проблемы духовности, нравственности приобретают особую актуальность в процессе обучения и воспитания молодежи. Источником духовности выступают нравственные и эстетические ценности культурного наследия «малой» Родины школьника - его дом, семья, двор, школа.
Избранная нами тема исследования направлена на создание методической системы с целью определения оптимальных условий формирования знаний, развития трудовых творческих способностей учащихся художественно-прикладного направления и воспитания культурного человека, усвоения им народных художественных традиций и нравственно-эстетических ценностей своего народа.
Эстетическая и художественная культура личности опирается на общее образование и реализуется через восприятие культурных ценностей. Важным и актуальным является и процесс формирования умений и навыков повседневной, социально-этической культуры, которая охватывает широчайший диапазон жизнедеятельности - от познания, труда и неформальных отношений, до общения, быта, досуга.
Формирование нравственно-эстетической и художественной культуры личности зависит от эффективности просветительно-образовательной деятельности школы, средств массовой информации, учреждений искусства, библиотек, музеев, а также от новых информационных технологий.
Содержание предметов художественно-изобразительного цикла в школах, направленное на нравственно-эстетическое развитие личности, предусматривает изучение специальных дисциплин, которые обеспечивают формирование вкуса, чувства красоты и гармонии, художественно-образное восприятие. В связи с этим необходимо тщательно изучить накопленное художественное наследие, а также современные тенденции в развитии народных художественных ремесел, дизайна, рекламы и пр.
Можно с уверенностью утверждать о несомненной актуальности данного диссертационного исследования по формированию нравственно-эстетических потребностей и развитию художественной культуры школьников на занятиях декоративно-прикладной деятельностью.
Мы определили проблему исследования следующим образом: раскрыть научно-теоретические основы и педагогические условия формирования нравственно-эстетических потребностей и художественной культуры школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в 8-9 и 10-11 классах.
Цель диссертационного исследования состоит в совершенствовании методической системы преподавания народного декоративно-прикладного искусства в школе на основе целенаправленного формирования нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры.
Объект исследования: процесс формирования нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры у учащихся на занятиях народным декоративно-прикладным искусством на уроках изобразительного искусства и художественного труда в школе.
Предмет исследования: педагогические условия и средства формирования нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры у школьников в блоке художественных дисциплин на занятиях народным декоративно-прикладным искусством в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: предположение о том, что оптимальные условия формирования нравственно-эстетических потребностей школьников возможны при следующих условиях:
1) выявление места и роли нравственно-эстетических потребностей и художественной культуры в процессе изобразительного и декоративно-прикладного творчества школьников;
2) создание оптимальных условий формирования нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры у школьников;
3) обоснование места и роли дисциплин по выбору «Народная художественная культура» и «Роспись по дереву» в формировании нравственно-эстетических потребностей и развитии художественной культуры школьников;
4) разработка программ и экспериментальная проверка эффективности методики формирования нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры школьников.
5) использование комплекса средств, обеспечивающих доступность мировоззренческих особенностей народного искусства наряду с декоративно-художественными и технологическими особенностями на примере конкретных народных художественных ремесел: росписи по дереву;
6) научное обоснование и использование многообразия видов и форм художественно-практической деятельности учащихся в системе урочной и внеурочной формы обучения;
7) организация экспозиционно-выставочной деятельности школьников.
Задачи в соответствии с указанными целью, объектом, предметом, гипотезой исследования были поставлены следующие:
1. Провести анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования.
2. Определить и научно обосновать место и роль нравственно-эстетических потребностей и художественной культуры в развитии личности школьников 8-9 и 10-11 классов средней общеобразовательной школы.
3. Выявить психолого-педагогические условия формирования нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры школьников.
4. Разработать в контексте диссертационного исследования содержание дисциплин по выбору и специальных дисциплин и выявить их роль и место в формировании нравственно-эстетических потребностей и развитии художественной культуры школьников.
5. Разработать и экспериментально проверить эффективность формирования нравственно-эстетических потребностей и художественной культуры школьников в 8-9 и 10-11 классов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством на уроках изобразительного искусства и художественного труда на примере народных художественных ремесел: кистевой росписи по дереву.
Методологическую основу исследования составляют положения философской теории об искусстве как специальной форме общественного сознания, теоретико-исторический анализ научных трудов, затрагивающих проблемы формирования и развития народной художественной культуры и искусства, трудов известных философов, искусствоведов, педагогов, психологов, художников; положения теории эстетического воспитания, художественного образования средствами изобразительного, декоративно-прикладного искусства.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической, философской, методической, искусствоведческой, исторической литературы, освещающей состояние изученности проблемы, ее теорию и историю;
- изучение и обобщение опыта работы учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства Москвы и Московской области;
- социометрические методы исследования (анкетирование учителей и учащихся, беседы, интервьюирование); наблюдение и анализ учебно-прикладной деятельности школьников;
- педагогические наблюдения за деятельностью и творчеством учителей, учащихся; изучение творческих работ школьников;
- психолого-педагогический развивающий эксперимент;
- качественно-количественный анализ экспериментальных данных. Период проведения исследования составил с 1998 по 2002 год. Весь объем опытно-экспериментальной работы проводился на базе Многопрофильного культурно-образовательного центра (МКОЦ) «Новокосино» и факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета. Исследование проходило в три этапа: на первом этапе (1998-1999 гг.) отбиралась, изучалась и анализировалась философская, культурологическая, методическая, психолого-педагогическая, искусствоведческая литература по проблеме исследования, анализировалось состояние нравственно-эстетического воспитания и художественной культуры школьников средствами декоративно-прикладного искусства. Это позволило разработать начальный вариант методических материалов по дополнительным дисциплинам, учитывающим формирование нравственно-эстетических потребностей и развитие художественной культуры школьников, определить программу опытно-экспериментальной работы; на втором этапе (1999-2001 гг.) проводился психолого-педагогический развивающий эксперимент. В ходе опытно-экспериментальной работы разрабатывались педагогические условия формирования нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры школьников. В экспериментальной работе изучались специально разработанные в контексте диссертационного исследования дисциплины по выбору "Народная художественная культура" и "Кистевая роспись по дереву". В экспериментальной работе использовалась методика сопутствующих изменений. В группах занятия проводились по новой системе с использованием разработанных методических рекомендаций, специальной системы оригинальных методических пособий, с созданием проблемных ситуаций, применением развивающих творческих заданий. В учебных группах использовалась методика изучения художественно-эстетических дисциплин, направленных на формирование духовных и нравственно-эстетических потребностей художественных вкуса, эстетического восприятия и развития на их основе художественной культуры школьников; на третьем этапе эксперимента (2001-2002 гг.) обобщались результаты опытной работы, уточнялись выводы исследования, оформлялась диссертация.
Для общеобразовательной школы важным считается формирование нравственно-эстетических потребностей и развитие художественной культуры школьников как основы отбора содержания гуманитарного образования и формирования знаний, умений и навыков, в том числе декоративно-прикладного характера. Только на этой основе возникает духовное, общекультурное, творческое развитие и профориентационная подготовка школьников.
Апробация основных положений диссертационного исследования осуществлялась в выступлениях на научных конференциях в Московском государственном областном университете, при проведении семинаров, чтении лекций, педагогических занятий в Институте усовершенствования учителей Москвы и Московской области, на заседаниях в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования РФ. Результаты работы внедрены в практику работы школ Москвы и Московской области, а также Многопрофильного культурно-образовательного центра (МКОЦ) «Новокосино».
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
1. Изучена возможность и научно обоснована необходимость усиления декоративно-прикладной деятельности школьников на базе освоения народной художественной культуры и кистевой росписи по дереву.
2. Разработаны содержание, формы и методы обучения, направленные на формирование нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры школьников.
3. Определены критерии сформированное™ нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры школьников (проявление эмоционального отношения к предметам и явлениям действительности; интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способность к эстетическому восприятию и творческому созидательному труду и нравственной оценке).
4. Сформулированы уровни развития нравственно-эстетических потребностей и художественной культуры школьников;
5. В научно-педагогический оборот включены практические и мировоззренческие аспекты по формированию нравственно-эстетических качеств личности в процессе художественного труда на занятиях кистевой росписи по дереву, позволяющие регенерировать генетическую художественную память предшествующих поколений;
6. Исследованы возможности регионально-национального компонента декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе современной школы;
7. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена возможность освоения нравственно-эстетического, мировоззренческого аспекта народного декоративно-прикладного искусства в системе учебных занятий в общеобразовательной школе.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и опытно-экспериментальной проверке эффективности методики формирования нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры школьников в процессе изучения художественно-прикладных дисциплин по выбору; в создании комплекса наглядных учебно-методических пособий к изучаемым дисциплинам.
Результаты исследования уже используются в учебной деятельности Московского государственного областного университета и Многопрофильного культурно-образовательного центра «Новокосино» и могут быть использованы при разработке новых учебных планов и программ; при подготовке учебно-методических пособий как по гуманитарным и художественно-эстетическим дисциплинам, так и для курсов специальной, профессиональной подготовки школьников и студентов; при корректировке государственного образовательного стандарта.
Разработанные программы и научно-методические рекомендации по исследуемой проблеме могут найти применение в организации учебного процесса на уроках изобразительного искусства и художественного труда в общеобразовательной школе.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены комплексом взаимосвязанных методов изучения проблемы, научной методологией, организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений психологии, педагогики, теории и практики эстетического воспитания, требований государственного образовательного стандарта, непосредственным участием автора в эксперименте на всех его этапах.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Московском государственном областном университете и на базе Многопрофильного культурно-образовательного центра «Новокосино». Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях, на заседаниях лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Минобразования РФ, на лекционных и практических занятиях факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета.
Материалы исследования внедрены в практику в виде опубликованных научных работ и учебно-методических материалов, используемых в учебном процессе.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1.Сущность и особенности формирования нравственно-эстетической потребности школьников средствами народного искусства;
2. Роль и место нравственно-эстетических потребностей и художественной культуры в содержании общего образования школьников;
3. Педагогические условия эффективного формирования нравственно-эстетических потребностей школьников в учебной декоративно-прикладной деятельности.
Внедрение в учебно-воспитательный процесс разработанных методических материалов повышает эффективность художественного развития школьников.
Результаты эксперимента показали, что поставленные в исследовании задачи решены, а выдвинутая гипотеза получила подтверждение.
Основное содержание диссертационного исследования нашло отражение в следующих опубликованных работах:
1. Литвинова Е.Е. Экспериментальная деятельность в условиях художественно-прикладного деятельностного поля. / Статья в сб. МКОЦ «Новокосино». М: «Подрост», 1999. - 0,5 п.л.
2. Литвинова Е.Е. Характеристический обзор курса «Бисероплетение и народный костюм» в системе занятий художественного труда в основной массовой школе. / Статья в сб. МКОЦ «Новокосино» «Новые педагогические технологии». М. «Подрост», 1999. - 0,5 п.л.
3. Литвинова Е.Е. Роспись по дереву на занятиях декоративно-прикладным искусством в общеобразовательной школе. / Статья в сб. МКОЦ «Новокосино». М: «Подрост», 2000. - 0,3 п.л.
4. Литвинова Е.Е. Раскрытие индивидуальных особенностей личности школьника и объединение их в коллектив посредством совместного творчества». / Статья в сб. МКОЦ «Новокосино». М: «Подрост», 2000. - 0,2 п.л.
5. Литвинова Е.Е. Экспериментальная программа «Народное искусство России». / Статья в сб. МКОЦ «Новокосино». М: «Подрост», 2000. - 0,3 п.л.
6. Литвинова Е.Е. Нравственно-эстетическое воспитание школьников на занятиях народными художественными ремеслами. /Статья в сб. научных трудов ф-та ИЗО и НР МПУ. М.: «Сигнал» МПУ, 2002. - 0,5 п.л.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Заключение.
Проведенное научно-теоретическое и экспериментальное исследование позволило сделать следующие общие выводы.
Особенности уроков изобразительного искусства и технологии позволяют расширить возможности действующей образовательной системы в изучении народной художественной культуры старшеклассниками, что мы и смогли показать в исследовании.
Приобщение старших школьников к духовному содержанию народного искусства в условиях урока и внеклассных мероприятий должно опираться на единство восприятия и художественно-практической деятельности, на использование передачи духовно-содержательной информации, творческого взаимоотношения учителя и ученика, мастера и воспитанника.
Обоснованные в теории и проверенные на практике содержание, формы и методы эстетического воспитания и художественного образования прямо содействуют формированию у учащихся полного представления о народном декоративно-прикладном искусстве и конкретном промысле - росписи по дереву.
Первоначально сформулированная гипотеза в ходе исследования в основном подтвердилась. Нам удалось показать, что старшие школьники в состоянии освоить не только нравственно-эстетические параметры народной художественной культуры, но и ее практическую сущность на доступном уровне. Для этого необходимо наряду с изучением сугубо # ~ теоретических признаков народной художественной культуры включать в уроки и занятия соответствующую практическую информацию, находить формы и средства передачи опыта.
Эффективность такого рода педагогической технологии повышалась благодаря соблюдению ряда оптимальных условий по формированию нравственно-эстетических потребностей школьников:
1) выявлены места и роли нравственно-эстетических потребностей и художественной культуры в процессе изобразительного и декоративно-прикладного творчества школьников;
2) созданы оптимальные условия формирования нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры у школьников на занятиях кистевой росписью;
3) обоснованы место и роль дисциплин по выбору «Народная художественная культура» и «Кистевая роспись по дереву» в формировании нравственно-эстетических потребностей и развитии художественной культуры школьников;
4) разработан цикл авторских программ и экспериментально проверена эффективность их внедрения в учебный процесс школы;
5) использован комплекс средств, обеспечивающих доступность мировоззренческих особенностей народного искусства наряду с декоративно-художественными и технологическими особенностями на примере конкретных народных художественных ремесел: росписи по дереву ;
6) научно обоснованы и использованы в исследовании разнообразные виды и формы художественно-практической деятельности учащихся в системе урочной и внеурочной формы обучения;
7) создана методическая разработка экспозиционно-выставочной деятельности школьников.
В этой связи нами были решены следующие поставленные ходом эксперимента задачи:
1. Проведен анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования.
2. Определены и научно обоснованы место и роль нравственно-эстетических потребностей и художественной культуры в развитии личности школьников 8-9 и 10-11 классов средней общеобразовательной школы.
3. Выявлены психолого-педагогические условия формирования нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры школьников.
4. Разработаны в контексте диссертационного исследования содержание дисциплин по выбору и специальных дисциплин и выявлены их роль и место в формировании нравственно-эстетических потребностей и развитии художественной культуры школьников.
5. Исследованы и экспериментально проверены педагогические технологии по эффективному формированию нравственно-эстетических потребностей и художественной культуры школьников в 8-9 и 10-11 классов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством, а также на уроках изобразительного искусства и художественного труда на примере народных художественных ремесел: кистевой росписи по дереву.
В результате апробации научного исследования и экспериментального опыта, касающегося комплексного взаимодействия искусств, к содержанию эстетического образования школьников, мы выделили следующие образовательно-воспитательные параметры предметов "Народная художественная культура" и "Кистевая роспись по дереву": необходимо привлекать к учебно-воспитательной работе со школьниками в системе эстетического воспитания несколько видов народного искусства одновременно - как в комплексе, так и на занятиях отдельными видами народного искусства и художественных ремесел, сочетая монохудожественный подход с полихудожественным, интегративным подходом к освоению явлений искусства, включая художественную культуру родного края;
- восприятие произведений народного искусства нужно гармонично сочетать с собственной творческой практикой школьников;
- для воспитания человека, обладающего чувством исторической памяти и современности, способного ставить и решать перспективные проблемы, предсказывать ход событий, улавливать элементы и направления культуры, которым суждено будущее, необходимо уделять должное внимание развитию воображения в системе доступных интересов и художественных возможностей школьника.
Очевидно, что в существующей среде обучения логическое начало образования преобладает над образной. В этой связи необходимо разработать такую систему художественно-эстетического образования, которая показала бы возможность гармонизировать эти два начала в содержании общего образования с помощью искусства.
Искусство формирует в личности целостное, то есть собственно человеческое мироотношение, систему эмоционально-ценностных представлений о взаимодействии с природой и обществом, настраивает личность на самосовершенствование, самообразование и гармонизацию ее отношений с миром. Особая роль здесь отводится народноой художественной культуре и кистевой росписи по дереву.
Народная художественная культура в системе общего образования выступает не видом профессионального опыта, а средством, приемом, моделью действия, с помощью которых осуществляется раскрытие и передача культурного опыта. Народное искусство - важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям - через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание.
Сегодня есть основания полагать, что эстетическое образование начинает играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития, в том числе и художественно-творческого.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в разработке и обосновании программ и научно-методических рекомендаций по изобразительному искусству и технологии для общеобразовательной школы, а также в подготовке программ и методических пособий для студентов педвузов.
В ходе экспериментальной работы в старших классах общеобразовательной школы осуществлялись апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедры народных художественных ремесел Московского государственного областного университета, на отделении культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования (2000 г.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (2001 г.), на Московской областной научно-практической конференции "Искусство и образование в современных условиях" (2002 г.).
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Литвинова, Елена Евгеньевна, Москва
1. Аглаева В. М. Взаимосвязь художественного и трудового воспитания в процессе обучения младших школьников декоративно-прикладному искусству и лепке: Дисс. . канд. пед. наук. - М., 1988. - 188 с.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. 448 с.
3. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М.: Просвещение, 1993. -164 с.
4. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа : Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
5. Алферов Л. Технологии росписи. Учебный курс. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 335 с.
6. Антонов В.П. Народное художественные промыслы России. М.: Интербук Бизнес, 2000. - 241 с.
7. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла. Л.: Художник РСФСР, 1988,- 110 с.
8. Бадаев В. С . Русская кистевая роспись как одно из направлений развития способностей к изобразительной деятельности учащихся 5-6 классов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1995. - 15 с.
9. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978.-48 с.
10. Ю.Бакушинский A.B. Исследования и статьи: Изб.искусствовед.тр. М.: Сов.художник, 1981. - 351 е.: ил.
11. П.Батчаев О. М. Использование национальных традиций в подготовке учителя изобразительного искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Ярославль, 1996. 16 с.
12. Баутрук Т.Ю. Научно-методические основы обучения курсу художественных ремесел в системе профориентации учащихся 7-11 классов. (На примере нижегородских промыслов): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997. - 23 с.
13. Бегак Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1981. - 94 с.
14. Бернштейн М.С. К методике составления и проверки тестов. // Вопросы психологии. 1968. № 4, с.51-66.
15. Блинов Г.М, Гарибова Т. Волшебный мир игрушки. Липецк, "Ленинское знамя", 1976.
16. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.-496 с.
17. П.Боголюбов Н.С. Формирование творческих возможностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. Дис. кандидата пед.наук,-М., 1993. 390 с.
18. Билькенов Ж. Традиции народного искусства в системе навыков изобразительной деятельности младших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1988. - 18 с.
19. Богатеева З.А. Пути формирования декоративно-орнаментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте (на материале аппликации): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л.,1973, 22 с.
20. Богуславская И.Я. Проблема формирования местных художественных особенностей в народном искусстве. Дымковская игрушка: Автореф. дис. . д-ра искусствоведения. М., 1987. - 47 с.
21. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. Л.: Художник РСФСР, 1988. -332 с.
22. Богуславская И.Я. Жостово. Декоративная живопись. М.: Интербук, 1994,- 116 с.
23. Ботнарь Д.М. Освоение культурного наследия студентами на занятиях по художественной обработке древесины: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1990. 27 с.
24. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси. М.: Искусство, 1984. - 157 с.
25. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М.: Искусство, 1977, -464с.: ил.
26. Величко Н. Энциклопедия. Роспись. Техники. Приемы. Изделия. М.: Арт-Пресс, 1999. - 172 с.
27. Вишневская В.И Хохлома. Альбом. М.: Планета, 1980, 176 с.
28. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144 с.
29. Волков И.П. Художественная студия в школе. М.: Просвещение, 1995. -168 с.
30. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. М.: Советский художник, 1972. -350 с.31 .Выготский Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте. М.; Л; Госиздат, 1930. - 79 с.
31. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций. М.: изд-во Академии пед.наук, 1960. - 500 с.
32. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий. В кн.: Исследования мышления советской психологии. М.: Наука, 1966. - 236-277 с.
33. Герасимов С.А. Культура и воспитание // Вопросы философиию М.: 1978.-№1,- 198 с.
34. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.: Галарт, 1998. - 328 с.
35. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. М.: Учебная литература, 1998.-203 с.
36. Гольдендрихт С.С. О природе эстетического творчества. М.: МГУ, 1977. - 248 с.
37. Горбенко С.С. Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1984. - 19 с.
38. Горунович Е.Б. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративной деятельности и ручногохудожественного труда: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Минск, 1986. -19 с.
39. Горошко А. Я. Методика формирования художественного интереса сельских школьников 1-4 классов на материале русского народного декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1992. 16 с.
40. Горячева H.A., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Учебник по изобразительному искусству. М.: Просвещение, 2000. - 175 с.
41. Горячева Н. А. Нравственно-эстетические основы приобщения школьников к народному декоративному искусству: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1991. - 18 с.
42. Горячев В.П. Древний Городец. Малый Китеж. М.:, Былина, 1993. -115 с.
43. Грибовская A.A. Воспитание творческой активности у детей 4-7 лет средстввами народного декеоративного искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1988.
44. Гусарчик Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву / Под ред.Супрун Л.Я. /изд.З-е, перераб. и доп. М.: 1985. - 208 с.
45. Дайн Г.Л. Русская игрушка. Из коллекции художественно-педагогического музея игрушки Академии пед.наук СССР. Загорск: Советская Россия, 1987. - 115 с.
46. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. Москва: Просвещение, 1993. -124 с.
47. Давыдова Г. А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976. - 176 с.
48. Даги И. А. Содержание и методы обучения основам декоративной композиции учащихся детских художественных школ: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1989. - 16 с.
49. Дараган М. В. Пути совершенствования методов обучения декоративно-прикладному искусству на художественно-графических факультетахзаочных отделений педвузов (раздел орнамент): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1989. - 16 с.
50. Дмитриева H.A. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. - 314 с.
51. Ершова J1. В. Теоретические и методические основы подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе на материале народного декоративно-прикладного искусства России: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 1989. 16 с.
52. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. Условность декоративного искусства. М.: Искусство, 1970. - 125 с.
53. Жегалова С.К. Росписи хохломы. М.: Детская литература, 1991. - 50 с.
54. Жегалова С.К. Русская народная живопись. М.: Просвещение, 1984. -190 с.
55. Журавлев В.И. Методы педагогического исследования. Лекции (для педагогических институтов). М.: Просвещение, 1972. - 159 с.
56. Запорожец A.B. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1986. - 316 с.61.3инченко В.П., Варгилис Н.Ю. Продуктивное восприятие. Вопросы психологии, 1971, № 6. 27-42 с.
57. Зубов В.И. Основы этнологии. М.: Сигналь, 1999. - 150 с.
58. Иванкевич Н.П. Технические средства обучения. М.: Просвещение, 1971.-215 с.
59. Ивашин Г.Г. Восприятие предмета и его изображений. Учебно-методическое пособие. Л.: 1974. - 149 с.
60. Изобразительное искусство в учебно-воспитательном процессе: Метод.реком.для детских и юношеских коллективов изобразительного и декоративно-прикладного искусства. М.: Просвещение, 1986. - 112 с.
61. Искусство в жизни детей: опыт художественных занятий с младшими школьниками: Книга для учителя: Из опыта работы / Ершова А.П., Захарова Е.А. и др. М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
62. Каменский A.A. О смысле художественной традиции: Сб.статей: Критерии и суждения в искусствоведении. М.: 1986. - 280 с.
63. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. М.: Изобразительное искусство, 1993. - 222 с.
64. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995. - 158 с.
65. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. -207 с.
66. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955.-302 с.
67. Корешков В.В. Формирование личности учащихся в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Автореф. дис.доктора пед.наук. М., 1994. - 37 с.
68. Ковальская Е.Г. Народное декоративное искусство как одна из основ художественно-педагогического образования: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1959. 19 с.
69. Круглова O.A. Русская народная резьба и роспись по дереву. М.: Изобразительное искусство, 1983.
70. Круглова O.A. Народная роспись Северной Двины. Альбом. М.: Изобразительное искусство, 1987: ил.
71. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-255 с.
72. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Агар, 1999. - 318 е.: ил.
73. Кузин B.C. Психология. Издание 3-е перераб. и дополн. М.: Агар, 1997.- 303 с.
74. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. Л.: 1982. -17-23 с.
75. Кулененок В. В. Комплексная организация учебных мастерских в средней общеобразовательной школе (кружки и факультативы по художественно-трудовому обучению): Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1985.- 16 с.
76. Куприков Д, А. Становление ремесленного и профессионального обучения в России: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1994. - 17 с.
77. Курдков Е. Г. Формирование у учащихся У- УШ классов знаний и умений по технологии выполнения декоративных работ и изделий народного промысла в процессе трудового обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1990. 17 с.
78. Леванова Е.А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во вне учебной деятельности. Автореф.дис.доктора пед.наук. М.: 1978. - 26 с.
79. Леднев B.C. Содержание образования. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989.-360 с.
80. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
81. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Знание, 1981.- 185 с.
82. Лернер И Я., Скаткин М.Н. Современный урок. М.: МИРОС, 1992. -38 с.
83. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов и слушателей ФПК. М., 1996. - 462 с.
84. Лихачев В.Д, Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л.: Наука, 1971. - 176 с.
85. Лихачев Т.Б. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 270 с * 91.Логинов В.М. Гжель: керамика 18-20 веков. - М.: Планета, 1989, 182 с.
86. Логинов В. М. Организационно-педагогические условия развития эстетического образования молодежи в регионе народного промысла (на примере промысла Гжель): Диссертация в форме научного доклада на соискание уч. степени канд. пед. наук. М., 1995. - 31 с.
87. Лобова А. Ф. Формирование эстетического отношения младших школьников к труду: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1991 .-16 с.
88. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. -М.: Изд-во Академии пед.наук РСФСР, 1958. 272 с.
89. Ломов С.П. Формирование художественных потребностей школьников на уроках изобразительного искусства. Автореф.дис.кандидата пед.наук. -Москва, 1986. 19 с.
90. Ломов С.П. Русские живописцы ХУШ-Х1Х веков. М.: Агар, 1997- 90 с.
91. Ломов С.П., Крылов В.П. Орнаментальная композиция. М.: Молодая гвардия, 1997. - 63 с.
92. Лыкова Е. С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 16 с.
93. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977. - 203 с.
94. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М. Просвещение, 1983. -159 е.: ил.
95. Матвеева Т.А. Изготовление художественных изделий из дерева. М.: Высшая школа, 1992.
96. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности//Вопросы психологии. 1982. - №4. - С.5-17.
97. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978. - 206 с.
98. Махмутова Х.И. Роспись по дереву: пособие для учителя; из опытаработы. М.: Просвещение, 1998. 79с.
99. Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. - 218 с.
100. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М.: Просвещение, 1991. - 187 с.
101. Мудрецов С. И. Теория и практика создания учебно-методических пособий по трудовому обучению: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1993. - 21 с.
102. Народные промыслы СССР. Альбом. М.: "Советский художник", 1982.-365 с.
103. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. Вып.4. М.: Наука, 1991. - 167 с.
104. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.
105. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. - 253 с.
106. Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством. -М. Просвещение, 1975. 133 с.
107. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., Гелиос АРВ, 2000. - 229 с.
108. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания//Педагогика. 1998. -№3.
109. Никифорова О.И. К вопросу о воображении. Вопросы психологии, 1974, №2.-66-67 с. .
110. Орлова JI. В. Формирование творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения народному искусству: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 15 с.
111. Осетров Е.И. Живая древняя Русь. М.: Просвещение, 1976. - 254 с.
112. Основы декоративного искусства в школе. (Под ред.Нешумова Б.В., Щедрина Е.Д.). Москва: Просвещение, 1981. - 175 с.
113. Опыт исследования взаимодействия слова и наглядности в обучении. Под ред. Занкова J1.B. М.: изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1958. -148 с.
114. Павлик К.В. Взаимосвязи в преподавании изобразительного искусства и труда в 1-П классах общеобразовательной школы : Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1972. - 17 с.
115. Педагогика. Учебное пособие (Журавлев И.В., Пидкасистый П.И., Портнов M.JI. и другие). Под ред. Пидкасистого П.И. М.: Рос.пед.агенства, 1996. - 602 с.
116. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: ИМПЭТО, 1997.- 137 с.
117. Петровский A.B. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982. - 255 с.
118. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1981, т. 1. - 336 с.
119. Песталоции И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Попытка дать материал самим обучать своих детей. 2-е изд. Б.м. и г. 560 с.
120. Пигилова Т.А. Народная культура. М.: изд-во "Русское поле", 1993. -95 с.
121. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Москва: 1980. - 243 с.
122. Пилипенко Д. Г. Исследование эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в общеобразовательной школе. Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1976. - 25 с.
123. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. - 312 с.
124. Полная энциклопедия быта русского народа. В 2-х томах. М.: Олмо-Пресс, 1998.-750 с.
125. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967. - 264 с.
126. Пьянкова Н. В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности: Автореф. дис. . канд. психологич. Наук. М., 1968. - 16 с.
127. Практикум по психологии. Под редакцией Леонтьева А.Н. М.: МГУ, 1972.-248 с.
128. Программы средней школы. Изобразительное искусство: начальные классы (1-4). М.: Просвещение, 1985. - 64 с.
129. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-9 классы. (Науч.руководитель Кузин B.C.). М.: Просвещение, 1994. - 160 с.
130. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. (Науч.руководитель Неменский Б.М.). М.: Просвещение, 1994. - 173 с.
131. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-4 классы. (Науч.руководитель Шпикалова Т.Я.). М.: Просвещение, 1992. - 78 с.
132. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. У-УШ классы / Науч.рук. Т.Я.Шпикалова. М.: Просвещение, 1995. - 87 с.
133. Программы общеобразовательных учреждений. Искусство: Сборник программ интегрированных курсов. 1-11 классы.-М.: Просвещение, 1995.-224 с.
134. Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М.: Молодая гвардия, 1975. -206 с: ил.
135. Романина В. И. Дидактические и воспитательные основы трудового обучения в начальных классах: Диссертация в форме научного доклада на соискание уч. степени канд. пед. наук. М., 1995. - 40 с.
136. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Изд.З-е, допол.и перераб. М.: Агар, 1998. - 253 с.
137. Ростовцев H.H. О педагогической деятельности и методах преподавания (мемуарные записи). Омск: 2002, 247 с.
138. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М., 1981. 138 с.
139. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. В 2 т. Академия пед.наук СССР. М.: Педагогика, 1989. - 698 с.
140. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М.: Искусство, 1948. -135 с.
141. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Искусство, 1948. -135 с.
142. Рыбкин А. Т. Взаимосвязи занятий декоративно-прикладным искусством с трудовым обучением младших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1987. - 18 с.
143. Рябчиков А. В. Методика обучения народной глиняной игрушке в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников (1-8 классы): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. -24 с.
144. Савенкова Л.Г. Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917-1980): Дисс. . канд. пед. наук. М., 1984 - 209 с.
145. Саляева Т. В. Развитие творческих способностей школьников (5-11 класс) на занятиях художественной керамикой: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1998. 16 с.
146. Скворцов К. А. Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества: Автореф. дис. . доктора пед. наук. М., 1997. - 35 с.
147. Славин A.B. Наглядный образ в структуре познания. Москва: Полит, литература, 1971.-271 с.
148. Сластенин В.А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Москва: Mi ПИ им. Ленина,1982.-220 с.
149. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4 ч. Обнинск: Титул, 1996. - 320 с.
150. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Москва: Академия пед.наук, 1999. -365 с.
151. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов. / Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2002. - 303 с.
152. Соломенникова О. А. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1997,- 16 с.
153. Сухомлинский В.А . О воспитании. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982.270 с.
154. Сюзева В. Ф. Исследование вопросов эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в начальных классах (декоративная работа): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1971. - 20 с.
155. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Москва. МГУ, 1975.
156. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. -М., 1947. Вып.2.
157. Толстой В. Советское декоративное искусство на современном этапе и проблема формирования среды. В сб.: Человек, предмет, среда. М., 1980. - 125 с.
158. Трубникова J1. А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в воскресной художественной школе: Автореф. Дис. .канд. пед. наук. М., 1996. - 24 с.
159. Усова A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. Москва: Педагогика, 1986. - 176 с.
160. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т.5- Москва. Педагогика, 1989,- 527 с.
161. Фохт-Бабуппсин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.: Наука, 1982.- 143 с.
162. Фридман JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. Москва: Просвещение, 1987. - 224 с.
163. Хансон С.П. Эстетическое воспитание и методика лепки на уроках труда в начальных классах : Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1969. -67с.
164. Хашхожев А. М. Искусство керамики в средней общеобразовательной школе (кружки и факультативные занятия): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1984. - 16 с.
165. Хворостов A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе. Изд. 2-е, перераб. и дополн. -М.: Просвещение, 1988. 176 с.
166. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высшая школа, 1988. - 166 с.
167. Хорошавин С.А. Дидактические принципы наглядности в демонстрационном эксперименте. — Физика в школе, 1977, № 2. 73-75 с.
168. Хроленко Е. В. Пути и средства формирования у младших школьников трудовой активности и самостоятельности на уроках трудового обучения (I-IY классы) : Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 27 с.
169. Чуянов С. Городецкие праздники. Нижний Новгород: Арника, 1995. 180 с.
170. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. Изд.2-е. М.: Просвещение, 1975. - 79 с.
171. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. Изд. 2-е. Москва: Просвещение, 1979. -190 с.
172. Шпикалова Т. Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1965. 19 с.
173. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
174. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М.: изд-во "Наука", 1987. - 320 с.
175. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.
176. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.
177. Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись. Учебник для студентов художественно-графических факультетов педвузов. М.: Агар, 1999. -210 с.