Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование художественно-эстетических потребностей школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Автореферат по педагогике на тему «Формирование художественно-эстетических потребностей школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Сандюкова, Светлана Анатольевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Омск
Год защиты
 2009
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование художественно-эстетических потребностей школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование художественно-эстетических потребностей школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства"

003484940

На правах рукописи

САНДЮКОВА Светлана Анатольевна

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

13 00 02 — теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

2 6 НОЯ 2009

Омск - 2009

003484940

Работа выполнена на кафедре изобразительного искусства и методики его преподавания ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

кандидат педагогических наук, доцент Шаляпин Олег Васильевич

доктор педагогических наук, профессор Корешков Валерий Викторович,

кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ

Гагарин Борис Григорьевич

ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»

Защита состоится 2 декабря 2009 г в 16 00 часов на заседании диссертационного совета К 212.177 01 при Омском государственном педагогическом университете по адресу 644099, г Омск, ул. Партизанская, 4а, ауд 413

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета (644099, г Омск, набережная Тухачевского, 14)

Автореферат разослан 2 ноября 2009 г

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Ученый секретарь [у

диссерэационногосовета А И Сухарев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

На современном этапе развития образования одним из центральных принципов обучения является принцип формирования духовных, художественно-эстетических потребностей школьников

Согласно этому принципу предметы гуманитарного и эстетического цикла ставятся в центре образовательного пространства и занимают важное место в стандартах второго поколения (2009)

В этом контексте проблемы эстетического воспитания и художественного образования приобретают новое звучание Иным содержанием наполняются учебные предметы, меняется их социально-образовательная ориентация в системе дополнительного образования и кружковой деятельности На первое место выдвигаются такие предметы, которые долгое время считались второстепенными изобразительное искусство и художественный труд Становится все более актуальным то, что на уроках изобразительного искусства и художественного труда решаются не только многие образовательные задачи, но в большей степени формируются ценностные ориентации учащихся через приобщение к народной культуре Именно на этих смежных и взаимопроникающих занятиях возможно показать ученикам гармоничное включение изделий художественного ремесла в целостную философию жизни человека и приобщить их к мудрости и красоте народного мастерства, к нравственным ценностям своей родины

Выпускникам общеобразовательных школ необходимо иметь представление о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, об условиях формирования личности. Большую роль в этом процессе играет формирование нравственных ценностей, эстетических интересов и на их базе художественных потребностей

Проблемы формирования потребностей личности рассмотрены в философской, педагогической и психологической литературе Структура потребностей личности включает духовные (эстетические, нравственные, творческие, познавательные и др) и материальные потребности Удовлетворение материальных потребностей является необходимой предпосылкой, условием духовного развития человека Чем прочнее, полнее удовлетворяются материальные запросы человека, тем больше реальных возможностей имеется у него для духовной, художественно-

эстетической деятельности В нашем случае целесообразно говорить о высоких духовных потребностях созидательно-творческого характера и духовных потребностях гедонистического (потребительского) порядка При этом духовные потребности творческого характера направлены на созидательную деятельность, а духовные потребности гедонистического характера - на потребление духовных благ Что в этом случае не так уж и плохо с точки зрения художественно-эстетической константы

Все еще остаются в практике обучения противоречия между требованиями формирования художественных потребностей и развития художественно-эстетической культуры школьников и отсутствием в настоящее время системы их осуществления В общеобразовательных школах гуманитарного профиля недостаточно разработаны система и содержание художественно-эстетических дисциплин, направленных на формирование художественных потребностей школьников, а порой отсутствуют конкретные пути, методы и средства их реализации

Многоплановые проблемы художественно-эстетических потребностей личности исследовали многие известные философы (В Ф Асмус, М С Коган, А Ф Лосев, Д С Лихачев, М Ф Овсянников и др.)

Методические аспекты формирования духовной культуры в процессе эстетического воспитания учащихся на занятиях по изобразительному искусству раскрываются в работах Е И Игнатьева, С Е Игнатьева, В В Корешкова, Б Т Лихачева, С П Ломова, Н Н Ростовцева, А А Унковского, Е В Шорохова, Т А Шпикаловой и др Психологические аспекты формирования духовности личности освещены в работах Б Г Ананьева, Л С Выготского, С Л Рубинштейна, А Н Леонтьева, А Р. Лурия, В А Крутецкого, А В Петровского, В С Кузина, Э И Кубышкиной, Н М Сокольниковой, М Г Тайчинова и др Теорию структуры и содержания общего образования разрабатывали А В Барташев, В Г Горецкий, Т Д Дмитриев, Т Ф Курдюмова, В Ф Кривошеее, Л Г Семушина, Л В Тодоров и др

Рассматривая потребность как творческую деятельность, педагоги, психологи и методисты подчеркивают ее стимулирующую роль в развитии интересов, приобретении новых знаний, расширении кругозора, формировании нравственно-эстетических норм и художественных потребностей Все это дает основательную методическую базу для методического осмысления этой многогранной проблемы

На занятиях в школе по предметам художественно-прикладного цикла особенно значима созидательно-творческая деятельность ученика Поэтому неслучайно сегодня во многих школах одним из направлений в педагогическом процессе избрано художественно-прикладное Данное деятельностное поле представляет детям и молодежи возможность реализовать свой творческий потенциал в совокупности с профессиональной подготовкой в различных областях творческой деятельности В процессе обучения ребенок полностью погружен в создание, творение материальной ценностной вещи, втягивающей в действие весь его внутренний мир, ум, чувства, интуицию, волю, знания, память, воображение Творить вещь из конкретного материала и чувством, и умом, и руками, и воображением - это естественная потребность в детском возрасте Творение вселяет в ребенка уверенность в себе, наполняет его сознание пониманием своей значимости, формирует высокие художественно-эстетические потребности

Особенности народного декоративно-прикладного искусства, его роль в формировании художественно-эстетических потребностей школьников обстоятельно и широко освещены в специальной и педагогической литературе (И Я Богусловская, Г М Блинова, В М Василенко, М А Некрасова, Т М Разина, Б А Рыбаков, А Б Салтыков, М С Соголова, А К Чекалов, Л И Ремпель, В А Бородулин, А С Хворостов, В В Корешков и др )

Решению вопросов методики преподавания изобразительного и народного искусства в общеобразовательной школе посвящены труды ведущих ученых А Д Алехина, К Ж Амиргазина, Г В Беды, С Е Игнатьева, Т С Комаровой, В С Кузина, Н Н Ростовцева, А С Хворостова, Е В Шорохова, Т Я Шпикаловой, В В Корешкова, Э И Кубышкиной, А А Унковского, Н М Сокольниковой и др

В стандартах второго поколения школа ориентирована на переход от репродуктивной модели образования к модели, основанной на духовных гуманистических ценностях Таким образом, проблемы духовности, нравственности приобретают особую актуальность в процессе обучения и воспитания молодежи Источником духовности выступают нравственные и эстетические ценности культурного наследия малой родины школьника - его дома, семьи, двора, школы

Избранная тема исследования направлена на создание методической системы с целью определения продуктивных условий форми-

рования знаний, развития трудовых творческих способностей учащихся художественно-прикладного направления и воспитания эстетических ценностей человека в процессе усвоения им народных художественных традиций и нравственно-культурных ценностей своего народа

Эстетическая и художественная культура личности опирается на общее образование и реализуется через восприятие культурных ценностей Важным и актуальным является и процесс формирования умений и навыков повседневной, социально-этической культуры, которая охватывает широчайший диапазон жизнедеятельности от познания, труда и неформальных отношений, до общения, быта, досуга

Формирование художественно-эстетической культуры личности зависит от эффективности просветительно-образовательно,! деятельности школы, средств массовой информации, учрежден™ искусства, библиотек, музеев, а также от новых информационных технологий

Содержание предметов художественно-изобразительного цикла в школах, направленное на нравственно-эстетическое развшгие личности, предусматривает изучение специальных дисциплин, которые обеспечивают формирование вкуса, чувства красоты и гармонии, художественно-образное восприятие В связи с этим необходимо тщательно изучить накопленное художественное наследие, а также современные тенденции в развитии народных художественных ремесел, дизайна, рекламы и пр

Проблема исследования заключается в том, чтобы раскрыть научно-теоретические основы и выявить педагогические условия формирования художественно-эстетических потребностей школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в старших классах

Цель диссертационного исследования состоит в совершенствовании методической системы преподавания народного декоративно-прикладного искусства в школе на основе целенаправленного формирования художественно-эстетических потребностей старших школьников как предпрофильного цикла образовательно-воспитательных дисциплин

Объект исследования процесс формирования художественно-эстетических потребностей у учащихся на занятиях народным декоративно-прикладным искусством и по изобразительному искусству, и на кружковых занятиях

Предмет исследования педагогические условия и средства формирования художественно-эстетических потребностей у старших школьников в блоке художественных дисциплин на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству в общеобразовательной школе

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование художественно-эстетических потребностей школьников будет развиваться успешно, если

- определить место и роль художественно-эстетических потребностей школьников в процессе посильного изобразительного и декоративно-прикладного творчества,

- определить педагогические условия формирования художественно-эстетических потребностей у школьников,

-обосновать место и роль дисциплин по выбору «Народная культура» и «Роспись по дереву» в формировании художественно-эстетических потребностей школьников,

-экспериментально проверить эффективность методики формирования художественно-эстетических потребностей школьников

В соответствии с указанными целью, объектом, предметом, гипотезой исследования были поставлены задачи исследования

1 Провести анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования

2 Определить и научно обосновать место и роль художественно-эстетических потребностей школьников 8-9 и 10-11 классов средней общеобразовательной школы

3 Выявить психолого-педагогические условия формирования художественно-эстетических потребностей школьников

4 Разработать содержание дисциплин по выбору и специальных дисциплин и выявить их роль и место в формировании художественно-эстетических потребностей школьников

Разработать и экспериментально проверить эффективность формирования художественно-эстетических потребностей школьников в 8-9 и 10-11 классов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством на уроках изобразительного искусства и художественного труда на примере кистевой росписи по дереву

Методологическую основу диссертационного исследования составляют фундаментальные исследования по философии искусства как специальной форме общественного сознания, теоретико-исторический анализ научных трудов, затрагивающих проблемы формирования и развития народной художественной культуры и искусства, трудов известных философов, искусствоведов, педагогов, психологов, художников, положения теории эстетического воспитания, художественного образования средствами изобразительного, декоративно-прикладного искусства

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования

- теоретический анализ психолого-педагогической, философской, методической, искусствоведческой, исторической литературы, освещающей состояние изученности проблемы, ее теорию и историю,

- изучение и обобщение опыта работы учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства Нижневартовского региона,

- социометрические методы исследования (анкетирование учителей и учащихся, беседы, интервьюирование),

- наблюдение и анализ учебно-прикладной деятельности школьников,

- педагогические наблюдения за деятельностью и творчеством учителей, учащихся, изучение творческих работ школьников,

- психолого-педагогический развивающий эксперимент,

- качественно-количественный анализ экспериментальных данных

Период проведения исследования - с 2002 по 2009 г Весь объем

опытно-экспериментальной работы проводился на базе школьных кружков Нижневартовска и художественно-графического факультета Нижневартовского государственного гуманитарного университета

Исследование проходило в три этапа

- на первом этапе (2002-2004 гг.) отбиралась, изучалась и анализировалась философская, культурологическая, методическая, психолого-педагогическая, искусствоведческая литература по проблеме исследования, анализировалось состояние художественно-эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства Это позволило разработать начальный вариант методических материалов по дополнительным дисциплинам, учитывающим формирование художественно-эстетических потребностей школьников, определить программу опытно-экспериментальной работы,

- на втором этапе (2004-2007 гг) проводился психолого-педагогический развивающий эксперимент В ходе опытно-экспериментальной работы разрабатывались педагогические условия формирования художественно-эстетических потребностей школьников В экспериментальной работе изучались специально разработанные в контексте диссертационного исследования дисциплины по выбору «Народная культура» и «Кистевая роспись по дереву» В экспериментальной работе использована методика сопутствующих изменений В группах занятия проводились по новой системе с использованием разработанных методических рекомендаций, специальной системы оригинальных методических пособий, с созданием проблемных ситуаций, применением развивающих творческих заданий. В учебных группах использовалась методика изучения художественно-эстетических дисциплин, направленных на формирование духовных и нравственно-эстетических ценностей, эстетического восприятия и развития на их основе художественной культуры школьников,

- на третьем этапе эксперимента (2007-2009 гг) обобщались результаты опытной работы, уточнялись выводы исследования, оформлялась диссертация

Для общеобразовательной школы важным считается формирование художественно-эстетических потребностей школьников как основы отбора содержания гуманитарного образования и формирования знаний, умений и навыков, в том числе декоративно-прикладного характера Только на этой основе возникает духовное, общекультурное, творческое развитие и профориентационная подготовка школьников

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1 Научно обоснована необходимость усиления декоративно-прикладной деятельности школьников на базе освоения народной художественной культуры и кистевой росписи по дереву

2 Разработаны содержание, формы и методы обучения, направленные на формирование художественно-эстетических потребностей школьников

3 Определены критерии сформированности художественно-эстетических потребностей школьников (проявление эмоционального отношения к предметам и явлениям действительности, интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способность к эстети-

ческому восприятию и творческому созидательному труду и нравственной оценке)

4 Сформулированы уровни развития художественно-эстетических потребностей школьников

5 В научно-педагогический оборот включены практические и мировоззренческие аспекты по формированию художественно-эстетических качеств личности в процессе изобразительной деятельности на занятиях кистевой росписи по дереву, позволяющие регенерировать генетическую художественную память предшествующих поколений

6 Исследованы возможности регионально-национального компонента декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе современной школы

7 Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена возможность освоения художественно-эстетического, мировоззренческого аспекта народного искусства Нижневартовского региона в системе учебных занятий в общеобразовательной школе.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и опыгно-экспериментальной проверке эффективности методики формирования художественно-эстетических потребностей школьников в процессе изучения декоративно-прикладных дисциплин по выбору, в создании комплекса наглядных учебно-методических пособий к изучаемым дисциплинам

Результаты исследования используются в школах Нижневартовска, а также в учебной деятельности Нижневартовского государственного гуманитарного университета Методические рекомендации, полученные в ходе эксперимента, могут быть использованы при разработке новых учебных планов и программ, при подготовке учебно-методических пособий как по гуманитарным и художественно-эстетическим дисциплинам, так и для курсов специальной, профессиональной подготовки школьников и студентов, при корректировке государственного образовательного стандарта

Разработанные программы и научно-методические рекомендации по исследуемой проблеме могут найти применение в организации учебного процесса на уроках изобразительного искусства и художественного труда в общеобразовательной школе

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены комплексом взаимосвязанных методов изучения проблемы, научной методологией, организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений психологии, педагогики, теории и практики эстетического воспитания, требований государственного образовательного стандарта, непосредственным участием автора в эксперименте на всех его этапах

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Нижневартовском I осударственном гуманитарном университете и на базе общеобразовательных школ Нижневартовского региона Основные положения и результаты иссчедования докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях, на заседаниях кафедры и на лекционных и практических занятиях художественно-графического факультета Нижневартовского государственного гуманитарного университета

Материалы исследования внедрены в практику в виде опубликованных научных работ, учебно-методических материалов, разработанных диссертантом и используемых в учебном процессе

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

1 Сущность и особенности формирования художественно-эстетической потребности школьников в условиях декоративно-прикладного творчества

2 Роль и место художественно-эстетических потребностей в содержании общего образования школьников

3 Педагогические условия эффективного формирования художественно-эстетических потребностей школьников в учебной декоративно-прикладной деятельности

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения, в которое вошли иллюстрированные материалы, таблицы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулирована гипотеза, определены цель, задачи, методы исследования, раскрыты его научная новизна и практическая значимость, охарактеризована методологическая основа и методы исследования, раскрыты этапы опытно-экспериментальной работы

В первой главе «Психолого-культурологические аспекты формирования художественно-эстетических потребностей школьников» проанализированы возможности формирования художественно-эстетических потребностей в развитии художественной культуры школьников, раскрыты психолого-педагогические условия формирования духовных потребностей личности, обоснована роль и место дисциплин по выбору «Народная культура» и «Кистевая роспись по дереву» в формировании художественно-эстетических потребностей школьников

В главе подробно рассмотрена проблема потребностей человека с точки зрения философии, эстетики, социологии, этнологии, культурологи, психологии и педагогики Система потребностей является важнейшей социально-психологической характеристикой личности и любой группы людей Потребность возникает в результате определенного состояния процесса обмена со средой Духовная потребность -это относительно устойчивое психическое состояние личности, характеризующееся влечением к вещам и явлениям, переживаемое как необходимое условие существования личности

Художественно-эстетические потребности, как составляющая духовных потребностей являют собой высокий уровень развития личности В главе дается общая харакгеристика духовных потребностей и на основе этого выделяется три типа нравственно-эстетических потребностей высокие нравственно-эстетические потребности, средние, константно-заданные природные нравственно-эстетические потребности и низкие потребности, имеющие тенденцию к гедонизму (потребительству) Обосновывается утверждение, что любые потребности являются побудительной, движущей силой всякой деятельности, в том числе и творческой

Личность и потребность тесно и органически взаимосвязаны друг с другом, поэтому все изменения в потребностях являются одно-

временно и изменениями личности в целом, так как отражаются на содержании ее направленности

Духовные потребности являются предметом исторического, общественного развития и свойственны только человеку Они формируются в связи с удовлетворением естественных и материальных потребностей Каждое общество порождает духовные потребности, отражающие уровень развития его производства, общественных отношений, культуры, идеологии Исторический, социальный характер духовных потребностей, в том числе нравственно-эстетических, выражается в том, что они находятся в состоянии бесконечного изменения и развития Духовная потребность выступает как внутреннее побуждение к деятельности, направленной на овладение формами общественного бытия и сознания, без которого человек не может функционировать как личность конкретного общества Каковы будут эти потребности? Все зависит от воспитания и методов педагогического воздействия

В структуре духовных потребностей человека современного общества значительное место занимает потребность в восприятии произведении искусства, в наслаждении прекрасным, в постоянном общении с искусством, в самовыражении в нем, в развитии художественного кругозора, эстетического вкуса, художественных способностей, потребности в овладении умениями и навыками художественно-прикладной деятельности, в стремлении вносить красоту в окружающую жизнь, в труд и быт

Сформированные духовные, художественно-эстетические потребности являются важнейшей составляющей общей культуры личности Понятие культура достаточно широко выражает все формы духовной жизни человека - мыслительной, религиозной, этической

Общество, в котором мы живем, находится в полифонической культурной среде, и не учитывать его особенности на современном этапе развития невозможно Переживаемый нами период связан с поворотом в сознании общества к художественной культуре собственного народа, к философии своих предков, к духовному миру личности Формирование у молодежи художественно-эстетических ценностей своего народа в контексте с мировой художественной культурой сегодня особенно значимо

В формировании художественно-эстетических потребностей школьников наиболее эффективную роль могут играть дисциплины по выбору «Народная культура» и «Кистевая роспись по дереву»

Во второй главе «Методолого-педагогические основы формирования художественно-эстетических потребностей школьников» дается педагогическое обоснование разработанных учебно-методических материалов, направленных на целенаправленное формирование художественно-эстетических потребностей как важнейшей составляющей общего воспитания школьников Педагогическое обоснование содержания разработанных материалов строится на основе принципов дидактики, в соответствии с требованиями демократизации, гуманизации и гуманитаризации образования, с учетом индивидуальных, психологических особенностей и возможностей школьников данной возрастной группы При этом предполагается, что содержание обучения должно быть направлено на максимальное развитие творческой активности, склонностей и способностей каждого школьника Перед нами ставилась задача отразить в содержании многообразие русской многонациональной художественной культуры, дать сравнительный анализ различных художественных ремесел, рассмотреть проблемы взаимопроникновения культур и различных художественных промыслов, показать роль народного декоративно-прикладного искусства в развитии личности Перед школьниками раскрываются истоки известных народных художественных промыслов Жостова, Гжели, Городца, Хохломы, Вятки и Нижневартовского региона Содержательное изложение своеобразия различных художественных ремесел предваряет курс, вводящий школьников в само понятие «народная художественная культура»

Изучение народной культуры и художественных промыслов должно быть организовано как система, основной частью которой должна стать не только мировоззренческая, но и практическая сторона Во все эпохи развития разнообразных культур основным их началом является понимание природы и гармонии Именно на таком понятии, как «природа в гармоническом взаимодействии с человеком» необходимо строить систему изучения народного искусства в школе

Деятельность человека по удовлетворению своих потребностей не ограничивается овладением имеющимися ценностями, она включа-

ет в себя творческое изменение среды путем создания новых ценностей В основе классификации духовных потребностей, принятой в современной психологии, лежат те виды человеческой деятельности, в процессе которых человек осваивает окружающую действительность Основными видами созна1ельной деятельности человека являются игровая, творчески-созидательная, трудовая, деятельность общения, познавательная, нравственно-эстетическая Среди высших духовных потребностей человека выделяются художественно-эстетические потребности

Далее исследуется сущность народного прикладного искусства Нижневартовского региона, имеющая определенную структуру общих духовно-мировоззренческих элементов, отражающих прямые и обратные связи с природой и социальной средой

В третьей главе «Народное декоративно-прикладное искусство как фактор развития художественно-эстетических потребностей школьников» дается анализ опытно-экспериментальной работы и определение путей, методов и средств формирования художественно-эстетических потребностей школьников, а также статистический анализ экспериментальной части исследования Результаты исследования показали, что наиболее эффективными приемами и формами являются использование принципов проблемного обучения, творческих заданий, внеурочной деятельности (посещение музеев, выставок, народных промыслов, встречи с мастерами и др), включение в процесс обучения эмоционально-чувственных переживаний, духовного общения с истоками народной художественной культуры, развитие образного и ассоциативного мышления школьников в процессе творческих занятий по декоративно-прикладному искусству, способности к творческому анализу, использование в учебном процессе учебно-наглядных пособий (репродукций, фотографий, макетов, подлинных изделий народных мастеров и пр), применение технических средств обучения

В диссертации установлены уровни сформированности художественно-эстетических потребностей школьников высокий - стремление к самовыражению в творческой и художественной деятельности, средний - положительное эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира, низкий - пассивное восприятие произведений искусства

В начале экспериментальной работы достаточно высокий уровень сформированное™ художественно-эстетических потребностей и развития творческой культуры продемонстрировали 15 % от общего числа школьников 8-11 классов, участвующих в эксперименте, средний - 26 %, низкий - 59 % На промежуточном этапе эксперимента был отмечен некоторый рост высокого уровня сформированное™ художественно-эстетических потребностей У школьников значительно повысилась активность в овладении духовными ценностями, появилось стремление к творческо-художественной деятельности В конце экспериментальной работы высокий уровень сформированное™ художественно-эстетических потребностей показывали 62 % школьников, средний - 33 %, низкий - 5 %

В заключении диссертации подведены итоги исследования и сформулированы основные выводы

1 На современном этапе развития образования на основе принципов гуманизации и гуманитаризации особенно важным является освоение учащимися достижений отечественной традиционной художественной культуры, в конкретном случае художественной кистевой росписи по дереву, в единстве с общечеловеческими ценностями

2 Активное восприятие ценностей культуры возможно лишь через сформированные духовные, художественно-эстетические потребности, которые становятся основой развития художественной культуры личности

3 Формирование художественно-эстетических потребностей школьников возможно лишь при включении их в многоплановую деятельность по усвоению ценностей своего народа, восприятию предметов искусства, а также в активную, творческую созидательную деятельность (в нашем случае на примере кистевой росписи по дереву)

В ходе исследования определены критерии сформированное™ художественно-эстетических потребностей школьников

Определены пути, методы и средства, способствующие повышению уровня формирования художественно-эстетических потребностей школьников.

Внедрение в учебно-воспитательный процесс разработанных диссертантом методических материалов повышает эффективность художественного развития школьников

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ-

Публикации в журналах, утвержденных ВАК РФ

1 Сандюкова С А Художественно-эстетическое воспитание школьников на занятиях художественными ремеслами // Вестник Московского государственного областного университета Серия «Изобразительное искусство» - 2009 - № 3 - С 52-56

2 Сандюкова С А Особенности организации кружковой работы по декоративно-прикладному искусству // Омский научный вестник Серия «Общество История Современность» - 2009 - № 6 - С 82-85

Научные статьи и материалы выступлений на конференциях

3 Сандюкова С А Раскрытие индивидуальных особенностей личности школьников и объединение их в коллектив посредством декоративного творчества - М Сигнал, 2007 - С 70-73

4 Сандюкова С А Экспериментальная программа // Декоративное искусство в школе - М Педагогическая академия, 2008 -С 30-36

5 Сандюкова С А Роспись по дереву на занятиях декоративно-прикладным искусством в общеобразовательной школе // Искусство и образование - М Педагогическая академия, 2009 - С 94-98

6 Сандюкова С А Кружковая работа в обучении школьников декоративно-прикладному искусству (на приеме Ханты-Мансийского региона) // Содержание и методы подготовки специалистов художественно-педагогических направлений в современных условиях - Омск Изд-во ОмГПУ, 2009 - С 84-86

Подписано в печать 27 10 2009 Формат 60x84/16 Бумага офсетная Ризография Уел печ л 1,25 Уч-изд л 1,0 Тираж 100 экз

Отпечатано в типографии ОмГПУ, Омск, наб Тухачевского, 14, тел /факс (3812) 23-57-93

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Сандюкова, Светлана Анатольевна, 2009 год

Введение.

Глава I. Психолого-культурологические аспекты формирования художественно-эстетических потребностей школьников

1.1. Духовная потребность как сущностная характеристика развития личности.

1.2. Психологические особенности развития творческой активности школьников.

1.3. Деятельностные функции художественно-эстетических потребностей школьников в процессе обучения.

Глава II. Методолого-педагогические основы формирования художественно-эстетических потребностей школьников

2.1. Этнопедагогические принципы в становлении народной художественной культуры

2.2. Народная художественная культура как фактор эффективности обучения школьников.

2.3. Народная художественная культура в системе современных школьных занятий

Глава III. Народное декоративно-прикладное искусство как фактор развития художественно-эстетических потребностей школьников

3.1. Пути формирования художественно-эстетических потребностей школьников средствами ДНИ.

3.2. Экспериментальное исследование по теме «Народная художественная культура» в системе школьных занятий.

3.3. Экспериментальное исследование по теме «Кистевая роспись по дереву» в системе школьных занятий

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование художественно-эстетических потребностей школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства"

Актуальность исследования. На современном этапе развития образования, одним из центральных принципов обучения является принцип формирования духовных, художественно-эстетических потребностей школьников.

Согласно этому принципу предметы гуманитарного и эстетического цикла становятся в центре образовательного пространства и занимают важное место в стандартах второго поколения (2009).

В этом контексте проблемы эстетического воспитания и художественного образования приобретают новое звучание. Иным содержанием наполняются учебные предметы, меняется их социально-образовательная ориентация в системе дополнительного образования и кружковой деятельности. На передовые позиции выходят такие предметы, которые долгое время считались второстепенными: изобразительное искусство и художественный труд. Становится все более актуальным то, что на уроках изобразительного искусства и художественного труда решаются не только многие образовательные задачи, но в большей степени формируются ценностные ориентации учащихся через приобщение к народной культуре. Именно на этих смежных и взаимопроникающих занятиях, возможно, показать ученикам гармоничное включение изделий художественного ремесла в целостную философию жизни человека и приобщить их к мудрости и красоте народного мастерства, к нравственным ценностям своей Родины.

Выпускникам общеобразовательных школ необходимо иметь представление о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, об условиях формирования личности. Большую роль в этом процессе играет формирование нравственных ценностей, эстетических интересов и на их базе художественных потребностей.

Проблемы формирования потребностей личности рассмотрены в философской, педагогической и психологической литературе. Структура потребностей личности включает: духовные потребности (эстетические, нравственные, творческие, познавательные и др.) и материальные потребности. Удовлетворение материальных потребностей является необходимой предпосылкой, условием духовного развития человека. Чем прочнее, полнее удовлетворяются материальные запросы человека, тем больше реальных возможностей имеется у него для духовной, художественно-эстетической деятельности. В нашем случае целесообразно говорить о высоких духовных потребностях созидательно-творческого характера и духовных потребностях гедонистического (потребительского) порядка. При этом духовные потребности творческого характера направлены на созидательную деятельность, а духовные потребности гедонистического характера - на потребление духовных благ. Что, и в этом случае, не так уж плохо с точки зрения художественно-эстетической константы.

Все еще остаются в практике обучения противоречия между требованиями формирования художественных потребностей и развития художественно-эстетической культуры школьников и отсутствием в настоящее время системы их осуществления. В общеобразовательных школах гуманитарного профиля не достаточно разработаны система и содержание художественно-эстетических дисциплин, направленных на формирование художественных потребностей школьников, а порой отсутствуют конкретные пути, методы и средства их реализации.

Многоплановые проблемы художественно-эстетических потребностей личности исследовали многие известные философы (Асмус В.Ф., Коган М.С., Лосев А.Ф., Лихачев Д.С., Овсянников М.Ф. и др.)

Методические аспекты формирования духовной культуры в процессе эстетического воспитания учащихся на занятиях по изобразительному искусству раскрываются в работах Игнатьева Е.И., Игнатьева С.Е., Корешкова В.В., Лихачева Б.Т., Ломова С.П., Ростовцева Н.Н., Унковского А.А., Шорохова Е.В., Шпикаловой Т.А. и др. Психологические аспекты формирования духовности личности освещены в работах Ананьева Б.Г., Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л, Леонтьева А.Н., Лурия А.Р., Крутецкого В.А., Петровского А.В., Кузина B.C., Кубышкиной Э.И., Сокольниковой Н.М., Тайчинова М.Г. и др. Теорию структуры и содержания общего образования разрабатывали Барташев А.В., Горецкий В.Г., Дмитриев Т.Д., Курдюмова Т.Ф., Кривошеев В.Ф., Семушина Л.Г., Тодоров Л.В. и др.

Рассматривая потребность как творческую деятельность, педагоги, психологи и методисты подчеркивают ее стимулирующую роль в развитии интересов, приобретении новых знаний, расширении кругозора, формировании нравственно-эстетических норм и художественных потребностей. Все это дает основательную методическую базу для методического осмысления этой многогранной проблемы.

На занятиях в школе по предметам художественно-прикладного цикла особенно значима созидательно-творческая деятельность ученика. Поэтому не случайно, сегодня во многих школах одним из направлений в педагогическом процессе избрано художественно-прикладное. Данное деятельностное поле представляет детям и молодежи возможность реализовать свой творческий потенциал в совокупности с профессиональной подготовкой в различных областях творческой деятельности. В процессе обучения ребенок полностью погружен в создание, творение материальной ценностной вещи, втягивающей в действие весь внутренний мир ребенка, его ум, чувства, интуицию, волю, знание, память, воображение. Творить вещь из конкретного материала, и чувством и умом и руками и воображением - это естественная потребность в детском возрасте. Творение вселяет в ребенка уверенность в себя, наполняет его сознание пониманием своей значимости, формирует высокие художественно-эстетические потребности.

Особенности народного декоративно-прикладного искусства, его роль в формировании художественно-эстетических потребностей школьников обстоятельно и широко освещены в специальной и педагогической литературе (И.Я. Богусловская, Г.М. Блинова, В.М. Василенко, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, Б.А. Рыбаков,

A.Б. Салтыков, М.С. Соколова, А.К. Чекалов, Л.И. Ремпель,

B.А. Бородулин, А.С. Хворостов, В.В. Корешков и др.).

Решению вопросов методики преподавания изобразительного и народного искусства в общеобразовательной школе посвящены труды ведущих ученых: А.Д. Алехина, К.Ж. Амиргазина, Г.В. Беды,

C.Е. Игнатьева, Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, В.В. Корешкова, Э.И. Кубышкиной, А.А. Унковского, Н.М. Сокольниковой и др.

В стандартах второго поколения школа ориентирована на переход от репродуктивной модели образования к модели, основанной на духовных гуманистических ценностях. Таким образом, проблемы духовности, нравственности приобретают особую актуальность в процессе обучения и воспитания молодежи. Источником духовности выступают нравственные и эстетические ценности культурного наследия «малой» Родины школьника -его дом, семья, двор, школа.

Избранная тема исследования направлена на создание методической системы с целью определения продуктивных условий формирования знаний, развития трудовых творческих способностей учащихся художественно-прикладного направления и воспитания эстетических ценностей человека в процессе усвоения им народных художественных традиций и нравственно-культурных ценностей своего народа.

Эстетическая и художественная культура личности опирается на общее образование и реализуется через восприятие культурных ценностей. Важным и актуальным является и процесс формирования умений и навыков повседневной, социально-этической культуры, которая охватывает широчайший диапазон жизнедеятельности - от познания, труда и неформальных отношений, до общения, быта, досуга.

Формирование художественно-эстетической культуры личности зависит от эффективности просветительно-образовательной деятельности школы, средств массовой информации, учреждений искусства, библиотек, музеев, а также от новых информационных технологий.

Содержание предметов художественно-изобразительного цикла в школах, направленное на нравственно-эстетическое развитие личности, предусматривает изучение специальных дисциплин, которые обеспечивают формирование вкуса, чувства красоты и гармонии, художественно-образное восприятие. В связи с этим необходимо тщательно изучить накопленное художественное наследие, а также современные тенденции в развитии народных художественных ремесел, дизайна, рекламы и пр.

Проблема исследования заключается в том, чтобы раскрыть научно-теоретические основы и выявить педагогические условия формирования художественно-эстетических потребностей школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в старших классах.

Цель диссертационного исследования состоит в совершенствовании методической системы преподавания народного декоративно-прикладного искусства в школе на основе целенаправленного формирования художественно-эстетических потребностей старших школьников на внеклассных занятиях как предпрофильного цикла образовательно-воспитательных дисциплин.

Объект исследования: процесс формирования художественно-эстетических потребностей у учащихся на занятиях народным декоративно-прикладным искусством и по изобразительному искусству, и на кружковых занятиях.

Предмет исследования: педагогические условия и средства формирования художественно-эстетических потребностей у старших школьников в блоке художественных дисциплин на кружковых занятиях декоративно-прикладным искусством в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что формирование художественно-эстетических потребностей школьников будут развиваться успешно, если:

- определить место и роль художественно-эстетических потребностей школьников в процессе посильного изобразительного и декоративно-прикладного творчества;

- определить педагогические условия формирования художественно-эстетических потребностей у школьников;

- обосновать место и роль дисциплин по выбору «Народная культура» и «Роспись по дереву» в формировании художественно-эстетических потребностей школьников;

- экспериментально проверить эффективность методики формирования художественно-эстетических потребностей школьников.

В соответствии с указанными целью, объектом, предметом, гипотезой исследования были поставлены задачи исследования:

1. Провести анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования.

2. Определить и научно обосновать место и роль художественно-эстетических потребностей школьников 8-9 и 10-11 классов средней общеобразовательной школы.

3. Выявить психолого-педагогические условия формирования художественно-эстетических потребностей школьников.

4. Разработать содержание дисциплин по выбору и специальных дисциплин и выявить их роль и место в формировании художественно-эстетических потребностей школьников.

5. Разработать и экспериментально проверить эффективность формирования художественно-эстетических потребностей школьников в 8-9 и 10-11 классов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством на уроках изобразительного искусства и художественного труда на примере народных художественных ремесел: кистевой росписи по дереву.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют фундаментальные исследования по философии искусства как специальной форме общественного сознания, теоретико-исторический анализ научных трудов, затрагивающих проблемы формирования и развития народной художественной культуры и искусства, трудов известных философов, искусствоведов, педагогов, психологов, художников; положения, теории эстетического воспитания, художественного образования средствами изобразительного, декоративно-прикладного искусства.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической, философской, методической, искусствоведческой, исторической литературы, освещающей состояние изученности проблемы, ее теорию и историю;

- изучение и обобщение опыта работы учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства Нижневартовского региона;

- социометрические методы исследования (анкетирование учителей и учащихся, беседы, интервьюирование);

- наблюдение и анализ учебно-прикладной деятельности школьников;

- педагогические наблюдения за деятельностью и творчеством учителей, учащихся; изучение творческих работ школьников;

- психолого-педагогический развивающий эксперимент;

- качественно-количественный анализ экспериментальных данных.

Период проведения исследования составил с 2002 по 2009 год. Весь объем опытно-экспериментальной работы проводился на базе школьных кружков г. Нижневартовска и художественно-графического факультета (с 2008 года факультет искусств и дизайна) Нижневартовского государственного гуманитарного университета.

Исследование проходило в три этапа:

- на первом этапе (2002-2004 гг.) отбиралась, изучалась и анализировалась философская, культурологическая, методическая, психолого-педагогическая, искусствоведческая литература по проблеме исследования, анализировалось состояние художественно-эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства. Это позволило разработать начальный вариант методических материалов по дополнительным дисциплинам, учитывающим формирование художественно-эстетических потребностей школьников, определить программу опытно-экспериментальной работы;

- на втором этапе (2004-2007 гг.) проводился психолого-педагогический развивающий эксперимент. В ходе опытно-экспериментальной работы разрабатывались педагогические условия формирования художественно-эстетических потребностей школьников. В экспериментальной работе изучались специально разработанные в контексте диссертационного исследования дисциплины по выбору «Народная культура» и «Кистевая роспись по дереву». В экспериментальной работе использовалась методика сопутствующих изменений. В группах занятия проводились по новой системе с использованием разработанных методических рекомендаций, специальной системы оригинальных методических пособий, с созданием проблемных ситуаций, применением развивающих творческих заданий. В учебных группах использовалась методика изучения художественно-эстетических дисциплин, направленных на формирование духовных и нравственно-эстетических ценностей, эстетического восприятия и развитие на их основе художественной культуры школьников;

- на третьем этапе эксперимента (2007-2009 гг.) обобщались результаты опытной работы, уточнялись выводы исследования, оформлялась диссертация.

Для общеобразовательной школы важным считается формирование художественно-эстетических потребностей школьников как основы отбора содержания гуманитарного образования и формирования знаний, умений и навыков, в том числе декоративно-прикладного характера. Только на этой основе возникает духовное, общекультурное, творческое развитие и профориентационная подготовка школьников.

Апробация основных положений диссертационного исследования осуществлялась в выступлениях на научных конференциях в Омском государственном педагогическом университете, при проведении семинаров, чтении лекций, педагогических занятий, в Институте усовершенствования учителей г.Нижневартовска. Результаты работы внедрены в практику работы образовательных учреждений Нижневартовского региона.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

- научно обоснована необходимость усиления декоративно-прикладной деятельности школьников на базе освоения народной художественной культуры и кистевой росписи по дереву;

- разработаны содержание, формы и методы обучения, направленные на формирование художественно-эстетических потребностей школьников;

- определены критерии сформированности художественно-эстетических потребностей школьников (проявление эмоционального отношения к предметам и явлениям действительности; интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способность к эстетическому восприятию и творческому созидательному труду и нравственной оценке);

- сформулированы уровни развития художественно-эстетических потребностей школьников;

- в научно-педагогический оборот включены практические и мировоззренческие аспекты по формированию художественно-эстетических качеств личности в процессе изобразительной деятельности на занятиях кистевой росписи по дереву, позволяющие регенерировать генетическую художественную память предшествующих поколений;

- исследованы возможности регионально-национального компонента декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе современной школы;

- теоретически обоснована и экспериментально подтверждена возможность освоения художественно-эстетического, мировоззренческого аспекта народного искусства Нижневартовского региона в системе дополнительных учебных занятий в общеобразовательной школе.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и опытно-экспериментальной проверке эффективности методики формирования художественно-эстетических потребностей школьников в процессе изучения декоративно-прикладных дисциплин по выбору; в создании комплекса наглядных учебно-методических пособий к изучаемым дисциплинам.

Результаты исследования используются в школах г. Нижневартовска, а также в учебной деятельности Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Методические рекомендации, полученные в ходе эксперимента, могут быть использованы при разработке новых учебных планов и программ; при подготовке учебно-методических пособий как по гуманитарным и художественно-эстетическим дисциплинам, так и для курсов специальной, профессиональной подготовки школьников и студентов; при корректировке государственного образовательного стандарта.

Разработанные программы и научно-методические рекомендации по исследуемой проблеме могут найти применение в организации учебного процесса на уроках изобразительного искусства и художественного труда в общеобразовательной школе.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены комплексом взаимосвязанных методов изучения проблемы, научной методологией, организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений психологии, педагогики, теории и практики эстетического воспитания, требований государственного образовательного стандарта, непосредственным участием автора в эксперименте на всех его этапах.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Нижневартовском государственном гуманитарном университете и на базе общеобразовательных школ Нижневартовского региона. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях, на заседаниях кафедры и на лекционных и практических занятиях художественно-графического факультета (факультета искусств и дизайна) Нижневартовского государственного гуманитарного университета.

Материалы исследования внедрены в практику в виде опубликованных научных работ, учебно-методических материалов, разработанных и используемых в учебном процессе.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Сущность и особенности формирования художественно-эстетической потребности школьников в условиях декоративно-прикладного творчества;

2. Роль и место художественно-эстетических потребностей в содержании общего образования школьников;

3. Педагогические условия эффективного формирования художественно-эстетических потребностей школьников в учебной декоративно-прикладной деятельности.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения, в которое вошли иллюстрированные материалы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Заключение

Проведенное научно-теоретическое и экспериментальное исследование позволило сделать следующие общие выводы.

Особенности уроков изобразительного искусства и технологии позволяют расширить возможности действующей образовательной системы основного и дополнительного образования в изучении народной художественной культуры старшеклассниками, что мы и смогли показать в исследовании.

Приобщение старших школьников к духовному содержанию народного искусства в условиях урока и внеклассных мероприятий должно опираться на единство восприятия и художественно-практической деятельности, на использование передачи духовно-содержательной информации, творческого взаимоотношения учителя и ученика, мастера и воспитанника.

Обоснованные в теории и проверенные на практике содержание, формы и методы эстетического воспитания и художественного образования прямо содействуют формированию у учащихся полного представления о народном декоративно-прикладном искусстве и конкретном промысле -росписи по дереву.

Первоначально сформулированная гипотеза в ходе исследования в основном подтвердилась. Нам удалось показать, что старшие школьники в состоянии освоить не только нравственно-эстетические параметры народной художественной культуры, но и ее практическую сущность на доступном уровне. Для этого необходимо наряду с изучением сугубо теоретических признаков народной художественной культуры включать в уроки и занятия соответствующую практическую информацию, находить формы и средства передачи опыта, как в основном образовательном пространстве, так и в системе дополнительного образования.

Эффективность такого рода педагогической технологии повышалась благодаря соблюдению ряда оптимальных условий по формированию нравственно-эстетических потребностей школьников:

1) выявлены места и роли нравственно-эстетических потребностей и художественной культуры в процессе изобразительного и декоративно-прикладного творчества школьников;

2) созданы оптимальные условия формирования нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры у школьников на занятиях кистевой росписью;

3) обоснованы место и роль дисциплин по выбору «Народная художественная культура» и «Кистевая роспись по дереву» в формировании нравственно-эстетических потребностей и развитии художественной культуры школьников;

4) разработан цикл авторских программ и экспериментально проверена эффективность их внедрения в учебный процесс школы;

5) использован комплекс средств, обеспечивающих доступность мировоззренческих особенностей народного искусства наряду с декоративно-художественными и технологическими особенностями на примере конкретных народных художественных ремесел: росписи по дереву;

6) научно обоснованы и использованы в исследовании разнообразные виды и формы художественно-практической деятельности учащихся в системе урочной и внеурочной формы обучения;

7) создана методическая разработка экспозиционно-выставочной деятельности школьников.

В этой связи нами были решены следующие поставленные ходом эксперимента задачи:

1. Проведен анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования.

2. Определены и научно обоснованы место и роль нравственно-эстетических потребностей и художественной культуры в развитии личности школьников 8-9 и 10-11 классов средней общеобразовательной школы и в системе дополнительного образования.

3. Выявлены психолого-педагогические условия формирования нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры школьников.

4. Разработаны в контексте диссертационного исследования содержание дисциплин по выбору и специальных дисциплин и выявлены их роль и место в формировании нравственно-эстетических потребностей и развитии художественной культуры школьников.

5. Исследованы и экспериментально проверены педагогические технологии по эффективному формированию нравственно-эстетических потребностей и художественной культуры школьников в 8-9 и 10-11 классов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством в системе дополнительного образования, а также на уроках изобразительного искусства и художественного труда на примере народных художественных ремесел: кистевой росписи по дереву.

В результате апробации научного исследования и экспериментального опыта, касающегося комплексного взаимодействия искусств, к содержанию эстетического образования школьников, мы выделили следующие образовательно-воспитательные параметры предметов «Народная художественная культура» и «Кистевая роспись по дереву»:

- необходимо привлекать к учебно-воспитательной работе со школьниками в системе эстетического воспитания несколько видов народного искусства одновременно - как в комплексе, так и на занятиях отдельными видами народного искусства и художественных ремесел, сочетая монохудожественный подход с полихудожественным, интегративным подходом к освоению явлений искусства, включая художественную культуру родного края;

- восприятие произведений народного искусства нужно гармонично сочетать с собственной творческой практикой школьников;

- для воспитания человека, обладающего чувством исторической памяти и современности, способного ставить и решать перспективные проблемы, предсказывать ход событий, улавливать элементы и направления культуры, которым суждено будущее, необходимо уделять должное внимание развитию воображения в системе доступных интересов и художественных возможностей школьника.

Очевидно, что в существующей среде обучения логическое начало образования преобладает над образной. В этой связи необходимо разработать такую систему художественно-эстетического образования, которая показала бы возможность гармонизировать эти два начала в содержании общего образования с помощью искусства.

Искусство формирует в личности целостное, то есть собственно человеческое мироотношение, систему эмоционально-ценностных представлений о взаимодействии с природой и обществом, настраивает личность на самосовершенствование, самообразование и гармонизацию ее отношений с миром. Особая роль здесь отводится народной художественной культуре и кистевой росписи по дереву.

Народная художественная культура в системе общего образования выступает не видом профессионального опыта, а средством, приемом, моделью действия, с помощью которых осуществляется раскрытие и передача культурного опыта. Народное искусство - важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям - через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание.

Сегодня есть основания полагать, что эстетическое образование начинает играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития, в том числе и художественно-творческого.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в разработке и обосновании программ и научно-методических рекомендаций по изобразительному искусству и технологии для общеобразовательной школы, а также в подготовке программ и методических пособий для студентов педвузов.

В ходе экспериментальной работы в старших классах общеобразовательной школы осуществлялись апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях специальных кафедр Нижневартовского государственного гуманитарного университета, в Институте искусств Омского государственного педагогического университета и на Московской научно-практической конференции «Искусство и образование в современных условиях» (2009 г.).

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сандюкова, Светлана Анатольевна, Омск

1. Аглаева В.М. Взаимосвязь художественного и трудового воспитания в процессе обучения младших школьников декоративно-прикладному искусству и лепке: Дисс. канд. пед. наук. - М., 1988. - 188 с.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. — 448 с.

3. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М.: Просвещение, 1993. -164 с.

4. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

5. Алферов Л. Технологии росписи. Учебный курс. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-335 с.

6. Антонов В.П. Народные художественные промыслы России. М.: Интербук Бизнес, 2000. - 241 с.

7. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла. — Л.: Художник РСФСР, 1988.- 110 с.

8. Бадаев B.C. Русская кистевая роспись как одно из направлений развития способностей к изобразительной деятельности учащихся 5-6 классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. - 15 с.

9. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978.-48 с.

10. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Изб.искусствовед.тр. М.: Сов.художник, 1981.-351 е.: ил.

11. Батчаев О.М. Использование национальных традиций в подготовке учителя изобразительного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Ярославль, 1996. 16 с.

12. Баутрук Т.Ю. Научно-методические основы обучения курсу художественных ремесел в системе профориентации учащихся 7-11классов. (На примере нижегородских промыслов): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997. - 23 с.

13. Бегак Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1981. - 94 с.

14. Бернштейн М.С. К методике составления и проверки тестов. // Вопросы психологии. 1968. № 4, с.51-66.

15. Блинов Г.М, Гарибова Т. Волшебный мир игрушки. Липецк, «Ленинское знамя», 1976.

16. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.-496 с.

17. Боголюбов Н.С. Формирование творческих возможностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. Дис. канд. пед. наук. -М., 1993. 390 с.

18. Билькенов Ж. Традиции народного искусства в системе навыков изобразительной деятельности младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. - 18 с.

19. Богатеева З.А. Пути формирования декоративно-орнаментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте (на материале аппликации): Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1973. - 22 с.

20. Богуславская И.Я. Проблема формирования местных художественных особенностей в народном искусстве. Дымковская игрушка: Автореф. дис. д-ра искусствоведения. М., 1987. - 47 с.

21. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. Л.: Художник РСФСР, 1988. -332 с.

22. Богуславская И.Я. Жостово. Декоративная живопись. М.: Интербук, 1994.- 116 с.

23. Ботнарь Д.М. Освоение культурного наследия студентами на занятиях по художественной обработке древесины: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1990.-27 с.

24. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси. М.: Искусство, 1984. - 157 с.

25. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М.: Искусство, 1977. - 464с.: ил.

26. Величко Н. Энциклопедия. Роспись. Техники. Приемы. Изделия. М.: Арт-Пресс, 1999. - 172 с.

27. Вишневская В.И Хохлома. Альбом. М.: Планета, 1980. - 176 с.

28. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144 с.

29. Волков И.П. Художественная студия в школе. М.: Просвещение, 1995.- 168 с.

30. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. М.: Советский художник, 1972.-350 с.

31. Выготский JI.C. Воображение и творчество в школьном возрасте. М.; Л; Госиздат, 1930.-79 с.

32. Выготский JI.C. Развитие высших психологических функций. М.: изд-во Академии пед.наук, 1960. - 500 с.

33. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий. В кн.: Исследования мышления советской психологии. -М.: Наука, 1966. 236-277 с.

34. Герасимов С.А. Культура и воспитание // Вопросы философии М.: 1978.-№1.-198 с.

35. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.: Галарт, 1998. - 328 с.

36. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. М.: Учебная литература, 1998. - 203 с.

37. Гольдендрихт С.С. О природе эстетического творчества. М.: МГУ, 1977.-248 с.

38. Горбенко С.С. Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы): Автореф. дис. канд. пед. наук.-Киев, 1984.- 19 с.

39. Горунович Е.Б. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративной деятельности и ручного художественного труда: Автореф. дис. канд. пед. наук. Минск, 1986. -19 с.

40. Горошко А.Я. Методика формирования художественного интереса сельских школьников 1-4 классов на материале русского народного декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1992. 16 с.

41. Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Учебник по изобразительному искусству. М.: Просвещение, 2000. - 175 с.

42. Горячева Н.А. Нравственно-эстетические основы приобщения школьников к народному декоративному искусству: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1991. 18 с.

43. Горячев В.П. Древний Городец. Малый Китеж. М.: Былина, 1993. -115 с.

44. Грибовская А.А. Воспитание творческой активности у детей 4-7 лет средствами народного декоративного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1988.

45. Гусарчик Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву / Под ред.Супрун Л.Я. /изд.З-е, перераб. и доп. М.: 1985. -208 с.

46. Дайн Г.Л. Русская игрушка. Из коллекции художественно-педагогического музея игрушки Академии пед.наук СССР. Загорск: Советская Россия, 1987. - 115 с.

47. Дайн Г.JI. Игрушечных дел мастера. М.: Просвещение, 1993. — 124 с.

48. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976. - 176 с.

49. Даги И.А. Содержание и методы обучения основам декоративной композиции учащихся детских художественных школ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. - 16 с.

50. Дараган М.В. Пути совершенствования методов обучения декоративно-прикладному искусству на художественно-графических факультетах заочных отделений педвузов (раздел орнамент): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. - 16 с.

51. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. -М.: Искусство, 1962. 314 с.

52. Ершова Л.В. Теоретические и методические основы подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе на материале народного декоративно-прикладного искусства России: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. - 16 с.

53. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. Условность декоративного искусства. М.: Искусство, 1970. - 125 с.

54. Жегалова С.К. Росписи хохломы. М.: Детская литература, 1991. -50 с.

55. Жегалова С.К. Русская народная живопись. -М.: Просвещение, 1984. -190 с.

56. Журавлев В.И. Методы педагогического исследования. Лекции (для педагогических институтов). М.: Просвещение, 1972. - 159 с.

57. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Педагогика, 1990. 164 с.

58. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Энергия, 1960.-311 с.

59. Занков Л.В. Основные методики исследований. Опыт исследования взаимодействия слова и наглядности обучения. М.: изд-во Академии пед.наук РСФСР, 1954. - 148 с.

60. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1986. — 316 с.

61. Зинченко В.П., Варгилис Н.Ю. Продуктивное восприятие. Вопросы психологии, 1971, № 6. 27-42 с.

62. Зубов В.И. Основы этнологии. М.: Сигналь, 1999. - 150 с.

63. Иванкевич Н.П. Технические средства обучения. М.: Просвещение, 1971.-215 с.

64. Ивашин Г.Г. Восприятие предмета и его изображений. Учебно-методическое пособие. JL, 1974. - 149 с.

65. Изобразительное искусство в учебно-воспитательном процессе: Метод.реком.для детских и юношеских коллективов изобразительного и декоративно-прикладного искусства. М.: Просвещение, 1986. — 112 с.

66. Искусство в жизни детей: опыт художественных занятий с младшими школьниками: Книга для учителя: Из опыта работы / Ершова А.П., Захарова Е.А. и др. -М.: Просвещение, 1991. 128 с.

67. Каменский А.А. О смысле художественной традиции: Сб.статей: Критерии и суждения в искусствоведении. М.: 1986. — 280 с.

68. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. М.: Изобразительное искусство, 1993. - 222 с.

69. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995. - 158 с.

70. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 207 с.

71. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955.-302 с.

72. Корешков В.В. Формирование личности учащихся в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Автореф. дис доктора пед.наук. М., 1994. - 37 с.

73. Ковальская Е.Г. Народное декоративное искусство как одна из основ художественно-педагогического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1959. 19 с.

74. Круглова О.А. Русская народная резьба и роспись по дереву. М.: Изобразительное искусство, 1983.

75. Круглова О.А. Народная роспись Северной Двины. Альбом. М.: Изобразительное искусство, 1987: ил.

76. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. - 255 с.

77. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Агар, 1999. - 318 е.: ил.

78. Кузин B.C. Психология. Издание 3-е перераб. и дополн. М.: Академия, 2006. - 303 с.

79. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. JL, 1982. - 17-23 с.

80. Кулененок В.В. Комплексная организация учебных мастерских в средней общеобразовательной школе (кружки и факультативы по художественно-трудовому обучению): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1985.- 16 с.

81. Куприков Д.А. Становление ремесленного и профессионального обучения в России: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. - 17 с.

82. Курдков Е.Г. Формирование у учащихся V- VIII классов знаний и умений по технологии выполнения декоративных работ и изделий народного промысла в процессе трудового обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. - 17 с.

83. Леванова Е.А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во вне учебной деятельности. Автореф. дис. доктора пед. наук. М.: 1978. - 26 с.

84. Леднев B.C. Содержание образования. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2002. - 360 с.

85. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.

86. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Знание, 1981.- 185 с.

87. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. М.: МИРОС, 1992. -38 с.

88. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов и слушателей ФПК. М., 1996. - 462 с.

89. Лихачев В.Д, Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л.: Наука, 1971. - 176 с.

90. Лихачев Т.Б. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 270 с.

91. Логинов В.М. Гжель: керамика 18-20 веков. М.: Планета, 1989. -182 с.

92. Логинов В.М. Организационно-педагогические условия развития эстетического образования молодежи в регионе народного промысла (на примере промысла Гжель): Диссертация в форме научного доклада на соискание уч. степени канд. пед. наук. М., 1995. - 31 с.

93. Лобова А.Ф. Формирование эстетического отношения младших школьников к труду: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. - 16 с.

94. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М.: Изд-во Академии пед.наук РСФСР, 1958.-272 с.

95. Ломов С.П. Дидактика художественного образования. М: Агар, 2009. -210 с.

96. Ломов С.П. Живопись. Учебник для художественно-графических факультетов педагогических вузов. М.: Агар, 2008 - 230 с.

97. Ломов С.П., Крылов В.П. Орнаментальная композиция. М.: Молодая гвардия, 1997. — 63 с.

98. Лыкова Е.С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 16 с.

99. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977. - 203 с.

100. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М.: Просвещение, 1983. - 159 е.: ил.

101. Матвеева Т.А. Изготовление художественных изделий из дерева. М.: Высшая школа, 1992.

102. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности//Вопросы психологии. 1982. - №4. - С.5-17.

103. ЮЗ.Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978. - 206 с.

104. Махмутова Х.И. Роспись по дереву: пособие для учителя; из опыта работы. М.: Просвещение, 1998. - 79 с.

105. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989.-218с.

106. Юб.Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М.: Просвещение, 1991. - 187 с.

107. Мудрецов С.И. Теория и практика создания учебно-методических пособий по трудовому обучению: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993.-21 с.

108. Народные промыслы СССР. Альбом. М.: «Советский художник», 1982.-365 с.

109. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. Вып.4. М.: Наука, 1991. -167 с.

110. Ю.Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 343 с.

111. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. - 253 с.

112. Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством. -М. Просвещение, 1975. 133 с.

113. ПЗ.Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Гелиос АРВ, 2000. - 229 с.

114. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания//Педагогика. -1998.-№3.

115. Никифорова О.И. К вопросу о воображении//Вопросы психологии, 1974, №2.-66-67 с.

116. Орлова JT.B. Формирование творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения народному искусству: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М.3 1996. 15 с.

117. Осетров Е.И. Живая древняя Русь. М.: Просвещение, 1976. - 254 с.

118. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Нешумова Б.В., Щедрина Е.Д. -М.: Просвещение, 1981. 175 с.

119. Опыт исследования взаимодействия слова и наглядности в обучении. Под ред. Занкова J1.B. М.: изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1958. — 148 с.

120. Павлик К.В. Взаимосвязи в преподавании изобразительного искусства и труда в I-II классах общеобразовательной школы : Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972. - 17 с.

121. Педагогика. Учебное пособие (Журавлев И.В., Пидкасистый П.И., Портнов M.J1. и другие). Под ред. Пидкасистого П.И. М.: Рос.пед.агенства, 2005. - 602 с.

122. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: ИМПЭТО, 1997.- 137 с.

123. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982. -255 с.

124. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1981, т. 1. 336 с.

125. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Попытка дать материал самим обучать своих детей. 2-е изд. Б.м. и г. — 560 с.

126. Пигилова Т.А. Народная культура. М.: изд-во «Русское поле», 1993. -95 с.

127. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 2005. - 243 с.

128. Пилипенко Д.Г. Исследование эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в общеобразовательной школе. -Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1976. -25 с.

129. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. - 312 с.

130. Полная энциклопедия быта русского народа. В 2-х томах. М.: Олмо-Пресс, 1998.-750 с.

131. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967. - 264 с.

132. Пьянкова Н. В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности: Автореф. дис. канд. психологич. наук. М., 1968.-16 с.

133. Практикум по психологии. Под редакцией Леонтьева А.Н. М.: МГУ, 1972.-248 с.

134. Программы средней школы. Изобразительное искусство: начальные классы (1-4 классы). М.: Просвещение, 2005. - 64 с.

135. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-9 классы. (Науч.руководитель Кузин B.C.). М.: Просвещение, 2006. - 160 с.

136. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. (Науч.руководитель Неменский Б.М.). М.: Просвещение, 2005. - 173 с.

137. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-4 классы. (Науч.руководитель Шпикалова Т.Я.). М.: Просвещение, 2006. - 78 с.

138. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. V-VIII классы / Науч.рук. Т.Я.Шпикалова. М.: Просвещение, 2006. -87 с.

139. Программы общеобразовательных учреждений. Искусство: Сборник программ интегрированных курсов. 1-11 классы. М.: Просвещение, 2005.-224 с.

140. Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М.: Молодая гвардия, 1975. - 206 с: ил.

141. Романина В.И. Дидактические и воспитательные основы трудового обучения в начальных классах: Диссертация в форме научного доклада на соискание уч. степени канд. пед. наук. М., 1995. - 40 с.

142. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Изд.3-е, допол.и перераб. М.: Агар, 2006. - 253 с.

143. Ростовцев Н.Н. О педагогической деятельности и методах преподавания (мемуарные записи). Омск: 2002, - 247 с.

144. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М., 1981. 138 с.

145. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. В 2 т. Академия пед.наук СССР. М.: Педагогика, 1989. - 698 с.

146. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М.: Искусство, 1948. - 135 с.

147. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Искусство, 1948. -135 с.

148. Рыбкин А.Т. Взаимосвязи занятий декоративно-прикладным искусством с трудовым обучением младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1987. 18 с.

149. Рябчиков А.В. Методика обучения народной глиняной игрушке в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников (1-8 классы): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. -24 с.

150. Савенкова Л.Г. Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917-1980): Дисс. канд. пед. наук. М., 1984. - 209 с.

151. Саляева Т.В. Развитие творческих способностей школьников (5-11 класс) на занятиях художественной керамикой: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. - 16 с.

152. Скворцов К.А. Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества: Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1997. - 35 с.

153. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. М.: Полит, литература, 1971.-271 с.

154. Сластенин В.А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: «Владос», 2002. - 220 с.

155. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4 ч. Обнинск: Титул, 1996. - 320 с.

156. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. -М.: «Академия», 2008. -365 с.

157. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов. Учебное пособие для вузов. -М.: Владос, 2002.-303 с.

158. Соломенникова О.А. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1997.-16 с.

159. Сухомлинский В.А. О воспитании. — 4-е изд. М.: Политиздат, 1982. — 270 с.

160. Сюзева В.Ф. Исследование вопросов эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в начальных классах (декоративная работа): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1971. - 20 с.

161. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Москва: МГУ, 1975.

162. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. -М., 1947. Вып.2.

163. Толстой В. Советское декоративное искусство на современном этапе и проблема формирования среды. В сб.: Человек, предмет, среда. - М., 1980.- 125 с.

164. Трубникова Л. А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в воскресной художественной школе: Автореф. Дис. канд. пед. наук. М., 1996. -24 с.

165. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1986. 176 с.

166. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т.5. М.: Педагогика, 1989.-527 с.

167. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.: Наука, 1982.- 143 с.

168. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987. - 224 с.

169. Хансон С.П. Эстетическое воспитание и методика лепки на уроках труда в начальных классах : Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1969. -67 с.

170. Хашхожев A.M. Искусство керамики в средней общеобразовательной школе (кружки и факультативные занятия): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1984. 16 с.

171. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Изд. 2-е, перераб. и дополн. М.: Просвещение, 1988. — 176 с.

172. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высшая школа, 1988. - 166 с.

173. Хорошавин С. А. Дидактические принципы наглядности в демонстрационном эксперименте. Физика в школе, 1977, № 2. - 7375 с.

174. Хроленко Е.В. Пути и средства формирования у младших школьников трудовой активности и самостоятельности на уроках трудового обучения (I-IV классы): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. -27 с.

175. Чуянов С. Городецкие праздники. Нижний Новгород: Арника, 1995. - 180 с.

176. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. Изд.2-е. М.: Просвещение, 1975. - 79 с.

177. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 2008. -190 с.

178. Шпикалова Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1965.-19 с.

179. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979. 160 с.

180. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. — М.: изд-во «Наука», 1987. — 320 с.

181. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.

182. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.

183. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2009. - 120 с.