Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования

Автореферат по педагогике на тему «Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Свиридова, Надежда Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Новосибирск
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования"

00

На правах рукописи

Свиридова Надежда Викторовна

ДЕТСКИЙ МУЗЕЙ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

1 2 МАР

Томск-2012

005015077

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Костюкова Татьяна Анатольевна

Защита состоится 16 марта 2012 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.267.20 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 36, корпус 4.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Томского государственного университета.

Автореферат разослан_февраля 2012 г.

Научный руководитель:

член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук, профессор

Синенко Василий Яковлевич

кандидат педагогических наук, доцент Поцукова Татьяна Анатольевна

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург)

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования определяется, с одной стороны, введением образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на ценностные приоритеты воспитания личности, с другой стороны - особой ролью музея в образовании подрастающего поколения. В российской педагогической традиции музей всегда рассматривался как важнейшее средство внешкольного, а с 1992 года — дополнительного образования детей. Среди разнообразных организационных форм и структур в учреждениях дополнительного образования детские музеи выделяются тем, что изменяют сложившееся представление о традиционном школьном музее, становятся своеобразными экспериментальными площадками инновационного развития не только дополнительного, но и общего образования.

Несмотря на то, что детских музеев пока немного (около 500 в мире и чуть более четырёх десятков в России), степень их влияния на развитие современного мира очень велика. Дело в том, что одна из главных черт детского музея — интерактивность, которая является актуальной для человеческого общества XXI века, ведь современного человека окружает интерактивное пространство, создаваемое с помощью новых информационных технологий.

Парадоксальным, на наш взгляд, является то, что изучением феномена детских музеев и в России, и за рубежом, до сих пор занимались в основном только музееведы. Опыт детских музеев остается практически неизученным с точки зрения педагогической науки. Неисследованными остаются особенности образовательной, развивающей, воспитательной функций детского музея, результативность разработанных в нём образовательных программ. Не изучены механизмы влияния на детей уникальной предметной среды и особой коммуникативной ситуации, возникающей в детском музее; не исследованы вопросы закономерности поисково-исследовательской активности ребенка в специально организованном музейном пространстве.

Возникла объективная потребность и необходимость изучения педагогического потенциала детских музеев, применяемых ими новых методов, форм, программ и проектов. Развитие практической деятельности детских музеев потребовало теоретического осмысления опыта различных типов детских музеев, как самостоятельных, так и находящихся в структуре других детских образовательных учреждений.

Анализ теоретических положений и образовательной практики позволил выявить противоречия между:

- потребностью в теоретическом изучении феномена детских музеев и современными научными знаниями о развитии детских музеев, не обеспечивающими их дифференцированное изучение;

- наличием социального заказа на инновационное развитие системы дополнительного образования детей и преобладанием традиционных представлений о создании и работе музеев в структуре учреждений дополнительного образования;

- педагогическим опытом, накопленным отечественными детскими музеями за время своего существования и современной практикой воспитательной работы в музеях образовательных учреждений;

- потенциальными возможностями детских музеев в организации жизнедеятельности детей и подростков и слабой актуализацией опыта детских музеев в этом направлении.

Данные противоречия послужили основой для определения следующей проблемы: каковы педагогические условия эффективной организации жизнедеятельности детей и подростков в детском музее учреждения дополнительного образования?

Объект исследования: жизнедеятельность детей и подростков в учреждении дополнительного образования.

Предмет исследования: педагогические условия организации жизнедеятельности воспитанников детского музея в учреждении

дополнительного образования.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий организации жизнедеятельности детей и подростков в детском музее учреждения дополнительного образования.

Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что эффективная организация жизнедеятельности детей и подростков в детском музее учреждения дополнительного образования обеспечивается:

- моделью организации жизнедеятельности воспитанников детского музея, основанной на структуре музейного образовательного пространства, включающего такие компоненты, как материальный, духовно-личностный и организационный;

- педагогическими условиями, предусматривающими:

1) организацию деятельности воспитанников детского музея в парадигме личностно-ориентированного образования;

2) целенаправленную амплификацию основных сфер жизнедеятельности воспитанников детского музея: когнитивно-креативной, социально-коммуникативной, эмоционально-волевой, сферы ценностных ориентаций.

В соответствии с проблемой для достижения поставленной цели и проверки гипотезы нами были определены следующие задачи:

1) Дать анализ генезиса и развития детских музеев в России.

2) Исследовать воспитательные возможности учреждений дополнительного образования в организации жизнедеятельности детей и подростков.

3) Разработать и апробировать модель организации жизнедеятельности детей и подростков в детском музее учреждения дополнительного образования.

4) Выявить педагогические условия эффективной организации жизнедеятельности воспитанников детского музея учреждения дополнительного образования.

5) В ходе опытно-экспериментальной работы определить способы амплификации сфер жизнедеятельности воспитанников детского музея в учреждении дополнительного образования. Методологической базой исследования служат:

- философско-педагогнческие идеи А. В. Бакушинского, Н. Ф. Фёдорова о месте и роли музеев в раскрытии ценностно-смысловой картины мира;

- идеи о деятельностной природе образования и обучения, раскрытые в психологической теории деятельности Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном;

- принцип амплификации деятельности, сформулированный А. В. Запорожцем и развитый в трудах В. П. Зинченко;

- концепции жизнедеятельности детского коллектива как педагогического и социального феномена М. Г. Казакинной и К. А. Абульхановой-Славской;

- психолого-педагогические идеи Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, С. Френе о необходимости продуктивного обучения и роли предметного мира в эмоционально-интеллектуальном развитии детей;

- идеи культурологического подхода к созданию образовательно-воспитательной среды Н. Б. Крыловой и М. А. Ариарского, актуальные для детского музея как уникального создания человеческой культуры. Теоретические основы дополнительного образования раскрыты в трудах

Л. И. Боровикова, А. К. Бруднова, В. П. Голованова, Б. А. Дейча, Е. Б. Евладовой, М. Б. Коваль и других. Вопросам приоритетности воспитательной работы на всех этапах реализации государственной образовательной политики посвящены статьи учёных педагогов О. С. Газмана, Т. А. Костюковой, Л. И. Новиковой, Т. А. Поцуковой, В. Я. Синенко. Разработка научно-методических основ организации жизнедеятельности детского коллектива содержится в работах А. Н. Лутошкина, С. А. Шмакова; теория самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности разработана психологом Э. В. Галажинским. Концепция педагогики совместной деятельности обоснована в работах Г. Н. Прозументовой.

Вопросам развития музейной педагогики посвящены работы таких известных исследователей, как Е. Г. Ванслова, М. Б. Гнедовский, Н. Г. Макарова-Таман, Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич.

Источниковой базой исследования стали нормативные документы в области образования по проблемам музейной педагогики, программно-методические и учебные материалы учреждения дополнительного образования, авторские диагностические материалы, продукты творческой деятельности воспитанников детского археолого-краеведческого музея.

Комплекс методов исследования, использованный нами для решения поставленных задач включает как общенаучные, так и специальные методы. Общенаучные: методы теоретического анализа (сопоставление, обобщение, анализ, синтез, систематизация, формализация, моделирование); методы статистической обработки результатов диагностики. Общепедагогические: методы сбора эмпирических данных (педагогическое наблюдение,

анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент в различных музеях учреждений образования). Историко-генетический метод разработки периодизации. Методы музейной педагогики: диалогический метод, анализ продуктов творческой деятельности воспитанников детского музея учреждения дополнительного образования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились: детский археолого-краеведческий музей «Мастерская предков» Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дом детского творчества «Кировский» г. Новосибирска, музеи средних общеобразовательных школ №№ 63, 108, 182 г. Новосибирска. Исследованиями в разное время было охвачено 290 подростков— воспитанников традиционных школьных музеев и детского музея учреждения дополнительного образования.

Исследования проводились на протяжении 1995 - 2010 гг. в три этапа:

I этап 1995—2001 гг. — выявление актуальности исследования, теоретический анализ проблемы, изучение литературы, определение задач исследования, подготовка условий формирующего эксперимента в детском музее «Мастерская предков».

И этап 2002—2005 гг. — параллельная разработка аппарата исследования и основных направлений опытно-экспериментальной работы, апробация новых авторских программ и технологий, выявление педагогических условий организации жизнедеятельности детей и подростков в детском музее учреждения дополнительного образования.

III этап 2006—2010 гг. — обогащение условий педагогического эксперимента новыми направлениями и формами работы, систематизация и обобщение результатов исследования с точки зрения проверки гипотезы, оформление текста диссертации.

Апробация положений диссертационного исследования осуществлялась:

1. Посредством выступлений: на всероссийских конференциях и педагогических фестивалях (Новосибирск - 2000, 2007, 2008 гг., Москва -2004, 2007 гг.); на региональных конференциях (Новосибирск - 1995, 1997 ,

2007 гг., Иркутск—1996 г.); на городских педагогических чтениях и научно-практических конференциях (Новосибирск - 2001, 2006 гг.); на областных и городских семинарах директоров учреждений дополнительного образования (Новосибирск - 2006, 2007 гг.); на заседаниях методических объединений руководителей музеев ОУ г. Новосибирска и Новосибирской области (2006 -

2008 гг.).

2. Через чтение лекций для слушателей курсов повышения квалификации НИПКиПРО (2008 г.), создание и реализацию учебно-методического комплекса по дисциплине «Музейная педагогика» для студентов I курса ИМПиСР НГПУ (2002 - 2011 гг.).

Всего по теме исследования опубликовано 19 работ, включая 3 публикации в рецензируемых журналах.

Внедрение положений диссертационного исследования проводилось на

протяжении 2002 - 2010 гг. в следующих учреждениях:

■ Дом детского творчества «Кировский» г. Новосибирск,

■ Школа - детский сад п. Лазаревское г. Сочи Краснодарский край,

■ Дом детского творчества р.п. Колывань Новосибирская обл.,

■ Дом детского творчества г. Бердск Новосибирская обл.

Научная новизна исследования:

- Разработана периодизация взаимовлияния детских музеев и учреждений дополнительного образования: выделены периоды конвергенции (на протяжении первой трети XX в.), дивергенции (30-е - 80-е гг. XX в.)и интеграции (с конца 90-х гг. XX в. по наше время).

- Разработана модель организации жизнедеятельности воспитанников детского музея, включающая все компоненты структуры музейного образовательного пространства: материальный, духовно-личностный и организационный.

- Выявлены педагогические условия эффективной организации жизнедеятельности детей и подростков в детском музее учреждения дополнительного образования, предусматривающие организацию деятельности воспитанников детского музея в парадигме личностно-ориентированного образования и целенаправленную амплификацию основных сфер жизнедеятельности воспитанников детского музея (когнитивно-креативной, социально-коммуникативной, эмоционально-волевой, сферы ценностных ориентации).

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней уточнено понятие «образовательный музей» и охарактеризована разновидность образовательного музея - детский музей, выявлена специфика детского музея учреждения дополнительного образования. Разработка вопроса амплификации сфер жизнедеятельности воспитанников детского музея, проведённая в ходе решения задач диссертационного исследования, способствует развитию педагогики дополнительного образования и вносит определённый вклад в теорию развития личности. Полученные теоретические результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях по проблемам дополнительного образования детей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что автором на научной основе разработаны и внедрены в практику авторская программа работы детского музея «Полчаса в прошлом» и авторская технология «Историческое образование школьников средствами музейной педагогики». Автором диссертационного исследования разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «Музейная педагогика» для студентов педагогических вузов, включающий теоретические и практические вопросы развития детских музеев разного типа. Данные авторские разработки могут быть использованы в деятельности педагогов других образовательных учреждений, а также при проведении практических занятий студентов педагогических вузов, при организации курсов повышения квалификации руководителей музеев образовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов

исследования обеспечена его методологической основой; комплексом разнообразных методов, адекватных цели и задачам исследования; конкретными позитивными результатами деятельности детского музея, созданного автором и являвшегося объектом экспериментально-исследовательской работы, возможностью повторения экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Детский музей учреждения дополнительного образования -структурное подразделение образовательного учреждения, созданное с целью развития детей и подростков в интерактивном музейном образовательном пространстве на основе разносторонней деятельности по сохранению и актуализации культурно-исторического наследия. Сущностная характеристика детского музея как формы организации жизнедеятельности детей и подростков заключается в создании музейного пространства с учётом особенностей детского восприятия предметного мира; в выборе форм работы, соответствующих ведущим типам деятельности в различные возрастные периоды, сенситивным периодам развития высших психических функций; в предоставлении возможности амплификации предметно-практической деятельности.

Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективную организацию жизнедеятельности воспитанников детского музея в учреждении дополнительного образования, являются:

- организация деятельности воспитанников детского музея в парадигме личностно-ориентированного образования;

- целенаправленная амплификация основных сфер жизнедеятельности воспитанников детского музея (когнитивно-креативной, социально-коммуникативной, эмоционально-волевой, сферы ценностных ориентации).

2) Система дополнительного образования является наиболее благоприятной структурой для развития на её базе детского музея. Педагогический потенциал учреждений дополнительного образования обеспечивается добровольностью занятий, возможностью выбора, вариативностью видов деятельности, стилем неформального общения и творческой, доброжелательной атмосферой, возможностью корректировки программ с учётом индивидуальных способностей и уровня развития ребёнка, - всё это создаёт преимущества данной системы в эффективной организации жизнедеятельности детей и подростков. Акцент на развитие ребёнка как субъекта жизнедеятельности реализует на практике принципы личностно-ориентированного подхода в системе дополнительного образования детей.

4) В основе модели организации жизнедеятельности воспитанников детского музея лежит структура музейного образовательного пространства, состоящая из следующих взаимосвязанных компонентов: материального (интерьер музея, оборудование, зонирование помещения, дизайн

экспозиции, этикетаж, состав и структура музейных фондов), духовно-личностного (стиль руководства и взаимоотношений, психологический климат, система традиций) и организационного компонентов (формы и методы реализации детским музеем своих функций как социального института: поисково-экспедиционной, учётно-документационной, научно-исследовательской и культурно-образовательной).

5) Амплификация основных сфер жизнедеятельности (когнитивно-креативной, социально-коммуникативной, эмоционально-волевой и сферы ценностных ориентации) способствует личностному развитию воспитанников детского музея. Способами амплификации основных сфер жизнедеятельности детей и подростков в детском музее учреждения дополнительного образования являются: интерактивность экспозиционной и культурно-образовательной деятельности; видовое и содержательное разнообразие поисково-исследовательской работы; вариативные образовательные программы; комплекс познавательных, творческих, этических, трудовых и организационных традиций детского музея; активное социально значимое проектирование в сфере сохранения и актуализации культурно-исторического наследия.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (234 наименования), 10 приложений. В работе приведено 12 таблиц и 12 рисунков. Основной текст занимает 160 стр.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность избранной темы исследования, сформулирована проблема, рассмотрена степень её изученности, определены объект, предмет, цель исследования, выдвинута гипотеза и поставлены задачи, направленные на её проверку. Дано теоретико-методологическое обоснование исследования, охарактеризованы методы и этапы работы, показаны новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, представлены положения, выносимые на защиту.

Изучением феномена детских музеев в России занимаются в основном музееведы (Е. Б Медведева, М. Ю. Юхневич). Ими рассмотрены причины возникновения детских музеев, исследованы различные культурологические модели детских музеев, создана классификация по организационному статусу, предложена типология по жанровым особенностям. Эти вопросы разрабатывают также сотрудники творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела АПРИКиТ (Москва) и сотрудники Центра музейной педагогики Государственного Русского музея (С.Петербург).

Педагогические журналы практически не обращаются к теме детских музеев, за исключением «Народного образования», но публикации на эту тему единичны. В немногочисленных диссертационных исследованиях по музейной педагогике разрабатываются вопросы воспитания подрастающего поколения музейными средствами (Г. В. Вишина, Т. П. Мышева, Е. Л.

9

Налетова, А. С. Огоновская, М. В. Соколова). В поле зрения авторов исследований попали различные аспекты воспитательной функции как государственных, так и традиционных школьных музеев (Т. А. Зимина, А. В. Лушникова). Проанализирован процесс создания образовательной среды детского музея (Н. П. Макарова, 2000). Остаются слабо освещенными вопросы своеобразия различных типов детских музеев, результативности образовательных программ и проектов. Отсутствуют научно-педагогические исследования по вопросам организации жизнедеятельности воспитанников детских музеев.

В первой главе «Педагогическая сущность детских музеев и учреждений дополнительного образования» содержится анализ генезиса и современного состояния детских музеев в России, обзор связанных с ними терминологических проблем; выявление возможностей учреждений дополнительного образования в эффективной организации жизнедеятельности детей и подростков; теоретическое построение модели организации жизнедеятельности воспитанников детского музея.

Обобщая историко-педагогический обзор и анализ современного состояния детских музеев, мы пришли к следующим заключениям.

На основании анализа источников и специальной литературы выделяются три этапа в истории развития отечественных детских музеев: I этап - с начала XX в. до начала 30-х гг. XX в.; II этап - с начала 30-х по 80-е гг. XX в.; III этап с начала 90-х гг. XX в. по настоящее время.

Первый этап совпал с обновлением содержания народного образования, проникновением в Россию американских идей продуктивного обучения и был ознаменован созданием первых русских авторских детских музеев (музеи Н. Д. Бартрама, А. У. Зеленко, Ф. И. Шмита, Я. П. Мексина). Педагогическая сущность этих музеев раскрывалась следующими методами: поощрением предметных манипуляций детей с целью развития у них чувственной грамотности; предоставлением возможности для самостоятельного экспериментирования, опытов в специально организованном музейном пространстве; преобладанием игровых форм работы с детьми. Детские музеи в этот период во многом компенсировали недостаточное развитие системы внешкольной работы и предвосхитили основные тенденции её дальнейшего развития. Поэтому процесс взаимовлияния тех и других образовательных институтов носил в этот период характер конвергенции. Признаками конвергентного сходства первых детских музеев и первых внешкольных учреждений были: ориентация на предметную, практическую деятельность, на живую связь с реальной жизнью, внимание к творчеству детей и доверие к свободному выбору ими занятий, опора на детское самоуправление и сотрудничество с взрослыми. Сходство наблюдается не только по сущности, по педагогическим принципам, но и по внешним проявлениям, организационным признакам данных учреждений.

Второй этап характеризуется отсутствием детских музеев, так как к началу 30-х годов авторские детские музеи прекратили своё существование,

10

а создание новых не поощрялось. В период дивергенции развитие этих образовательных институтов на протяжении десятилетий шло по своим отдельным траекториям. Традиции детских музеев в модифицированном виде продолжались в школьных музеях, создаваемых по подобию взрослых. Чрезмерная формализация, отказ от свободного творчества и невнимание к потребностям детского развития отдалили советские школьные музеи от «точки выхода» - педагогических музеев рубежа XIX - XX вв. А внешкольные учреждения, чередуя развитие и стагнацию, сохранили свой педагогический потенциал и превратились в современную систему дополнительного образования.

Третий этап в развитии детских музеев в России начался вместе с реформой образовательной системы и утверждением новой гуманистической педагогической парадигмы. Ориентация на индивидуальный подход, творческое развитие личности, воспитание культурной компетентности привели к возникновению детских музеев «второго поколения». В основе их деятельности - специально выстроенное развивающее музейное пространство; интерактивные формы работы с детьми; разнообразные музейно-образовательные программы для разных возрастов. Однако в сообщениях о программах и проектах современных детских музеев просматривается перевес в сторону использования их досуговых возможностей, увеличения развлекательности, праздничности; многие детские музеи работают в режиме шоу-программ. Методы самостоятельной исследовательской работы детей в музейной экспозиции, характерные для первых российских детских музеев, почти не практикуются, отсутствуют детские музеи-лаборатории. В современных детских музеях почти не используются такие распространённые на I этапе формы работы с детьми, как кружковая, клубная и студийная, характерные для учреждений дополнительного образования; кроме того, музеи, как правило, не работают по долгосрочным программам с постоянными детскими коллективами.

Официальный юридический статус детских музеев в России до сих пор не закреплен. В отечественной музееведческой теории и в практике используются разнообразные термины: учебный, образовательный, педагогический, школьный, детский музей. Нами предложено следующее определение: образовательный музей - музей, входящий в структуру образовательного учреждения любого вида и типа, основанный на коллекции как подлинных памятников истории и культуры, так и дубликатов, копий, моделей и макетов, созданных педагогами и учащимися в образовательных целях. Внутри категории образовательных музеев выделяется особая разновидность - детские музеи. Детским принято считать специальный музей, предназначенный исключительно для детской или семейной аудитории, созданный с учетом психолого-педагогических особенностей детского развития, где образование и воспитание осуществляется на предметной основе в специальной музейной среде, ориентированной на проявление поисковой активности и творчества.

Организационные формы современных детских музеев представлены следующими видами: 1) детские центры при государственных «взрослых» музеях; 2) самостоятельные детские музеи, как государственные, так и частные; 3) детские музеи в форме выставочных культурных и социальных проектов; 4) детские музеи в структуре различных образовательных учреждений. Преобладающими являются первые три организационные формы, случаи создания детских музеев в структуре учреждений дополнительного образования детей единичны. Хотя, по-нашему мнению, целенаправленная работа по интеграции учреждений дополнительного образования и детских музеев может обеспечить инновационный прорыв в организации жизнедеятельности детей в системе дополнительного образования.

Педагогический потенциал учреждений дополнительного образования обеспечивается добровольностью занятий, возможностью выбора, вариативностью видов деятельности, стилем неформального общения и творческой, доброжелательной атмосферой, возможностью корректировки программ с учётом индивидуальных способностей и уровня развития ребёнка, - всё это создаёт преимущества данной системы в эффективной организации жизнедеятельности детей и подростков. Здесь главным является развитие ребёнка как субъекта жизнедеятельности, делается акцент на становлении и развитии его личности. В настоящее время складываются предпосылки для объединения возможностей детских музеев и учреждений дополнительного образования. В отличие от предыдущих процессов конвергенции-дивергенции, для которых в большей степени были характерны спонтанность и естественность, процесс интеграции может быть сознательно регулируемым и направляемым.

Так как предметом нашего исследования является детский музей в учреждении дополнительного образования, нами сформулировано понятие именно этой категории детских музеев и выявлены их отличительные черты в сравнении с прочими образовательными музеями. Детский музей учреждения дополнительного образования - структурное подразделение образовательного учреждения, созданное с целью развития детей и подростков в интерактивном музейном образовательном пространстве на основе разносторонней деятельности по сохранению и актуализации культурно-исторического наследия. Для детского музея, работающего с постоянным детским коллективом, большое значение имеет понимание жизнедеятельности воспитательного коллектива, как источника формирования ценностных ориентации личности.

Сущностные характеристики детского музея как формы организации жизнедеятельности детей и подростков мы раскрыли, опираясь на методологические положения классиков отечественной философии, психологии, труды современных педагогов, искусствоведов и культурологов, идеи зарубежных психологов и педагогов. В результате были выявлены следующие базовые положения, характеризующие детский музей:

■ организация музейного пространства с учётом особенностей детского восприятия предметного мира, в связи с теорией единства сознания и деятельности, идеями продуктивного обучения;

■ построение целей и задач детского музея исходя из представлений о роли музеев в духовно-нравственном становлении личности, в её социализации и инкультурации;

« выбор форм работы в соответствии с ведущим типом деятельности в различные возрастные периоды, сенситивными периодами развития высших психических функций;

■ возможность амплификации всех сфер жизнедеятельности воспитанников детского музея, обеспечивающей самореализацию личности.

В ходе теоретического анализа сущностных характеристик детского музея разработана модель организации жизнедеятельности детей и подростков в детском музее, включающая все направления и способы амплификационного воздействия на сферы жизнедеятельности воспитанников музея. Вслед за М. Г. Казакиной, которая впервые ввела научное понятие «жизнедеятельность воспитательного коллектива», мы рассматриваем его как сложное, многогранное социальное и психолого-педагогическое явление, охватывающее и предметно-практическую, познавательную деятельность, и общение, межличностные отношения. Для детского музея, работающего с постоянным детским коллективом, большое значение имеет понимание жизнедеятельности воспитательного коллектива, как источника формирования ценностных ориентации личности.

В основу модели положена структура музейного образовательного пространства, состоящая из следующих взаимосвязанных компонентов: материального, духовно-личностного и организационного. Материальный компонент включает в себя такие элементы, как: интерьер музея, оборудование, зонирование помещения, дизайн экспозиции, этикетаж, состав и структура музейных фондов. Духовно-личностный компонент образовательного пространства детского музея образуют его сотрудники и посетители, стиль руководства и взаимоотношений, психологический климат, система традиций. Организационный компонент состоит из форм и методов реализации детским музеем своих функций как социального института: поисково-экспедиционной, учётно-документационной, научно-исследовательской и культурно-образовательной. Каждый компонент должен амплифицироваться формами и методами, ведущими к качественным изменениям во всех сферах жизнедеятельности воспитанников музея (рис. 1).

В педагогической психологии амплификация рассматривается как расширение возможностей, обогащение ситуации развития личности по основным линиям развития и воспитания. В нашем исследовании мы используем термин амплификация применительно к сферам жизнедеятельности детей и подростков.

-Проблемное построение экспозиции; ."Листки активности", игровые путеводители; «Отказ о г констатмдокице^'о этикетажа:

•Зонирование помещения, создание рабочих зон, "уголков творчества"; •Действующие модели и механизмы

• Большой и малый творческие советы;

• Отношония "мастер -подмастерье*;

■ Сотрудничество педагога и воспитанников

• Создание специального интерактивного фонда музейных предметов:

• Включение творческих работ детей в основную часть музейного фонда

• Разнообразив сбора и А комплектования музейного фонда, -а рхеоп(УМ,'еская экспедиция -экспериментальная экспедиция

-археологическая разведка

-мониторт« состояния

историко-кул ьтурных

объектов

-образовательное

путешествие

•экскурсии

-историко-бьлояые сборы

Постоянный разновозрастной коллектив; Система традиций, этических.эстетических, познавательных, трудовых, спортивных, дрсуговых и пр.; Система ритуалов

• Вариативные образовательные программы;

•Социальное проектирование;

• Ролевые интерактивные экскурсии;

• Игровые программы;

• Выставочная деятельность;

• Творческие конкурсы, фестивали, ярмарки;

• Виде<хл удии

•Камеральная обработка материала: •Ведение картотеки фондов музея;

• Ведение инвентарных книг и полевых опи«;й;

• Мониторинг состояния муяейных предметов

• Реставрация и реконструкция

•Разнообразие видов учебнод исследовательских работ: -докгоды -ре страты -проекты -каталоги

•Защита учебно-исследопа-тельсшх работ на семинарах и конференциях разного уровня:

-внитриучрежденческий

•районный

-городской

-областной

-региональный

-всероссийский

-между народный /

Рисунок 1. Модель организации жизнедеятельности воспитанников детского музея учреждения дополнительного образования

Вторая глава «Реализация модели организации жизнедеятельности детей и подростков в условиях детского музея "Мастерская предков"» посвящена анализу опытно-экспериментальной работы по эффективной реализации модели организации жизнедеятельности детей и подростков в детском музее учреждения дополнительного образования, проведённой автором на базе детского археолого-краеведческого музея «Мастерская предков» (г. Новосибирск).

Для диагностики результативности экспериментальной работы на первом этапе были сформированы несколько групп: 3 экспериментальные, из воспитанников детского музея «Мастерская предков» и 3 контрольные, из активистов школьных музеев г. Новосибирска и их сверстников, не занимавшихся музейной работой.

Опытно-экспериментальная работа по теме исследования проводилась в два основных этапа. I этап: 2002 - 2005 гг. ; II этап: 2006 - 2010 гг. Выделение этапов экспериментальной работы обусловлено введением различных факторов, обогащающих жизнедеятельность воспитанников детского музея.

Анализ педагогических условий организации жизнедеятельности воспитанников детского музея требует конкретизации на основе выделения основных сфер жизнедеятельности детей и выявления показателей измерения их развития. В данном исследовании анализируются такие сферы жизнедеятельности личности, как когнитивно-креативная, социально-коммуникативная, эмоционально-волевая, сфера ценностных ориентации. Кратко очертим круг составляющих эти сферы характеристик. В когнитивно-креативную сферу входят: готовность к созданию принципиально новых идей, к поиску нетрадиционных путей решения проблем (что на бытовом уровне проявляется как смекалка); открытость, способность применять разнообразные жизненные стратегии, отказываться от стереотипов; самостоятельность, оригинальность и критичность мышления; общая творческая направленность личности, поисково-познавательная активность. В социально-коммуникативную сферу жизнедеятельности личности включаются умения контактировать с людьми, вовлечённость в общественные отношения, инициативность, организаторские навыки, принятие социальных норм и требований. Эмоционально-волевая сфера охватывает такие характеристики, как дисциплинированность, настойчивость, умение держать себя в конфликтных ситуациях, готовность при необходимости сдерживать эмоциональные проявления, настойчивость в преодолении препятствий. Сфера ценностных ориентации охватывает морально-нравственные качества личности, отношение к социальным явлениям, культурным нормам, интеллектуальным и эстетическим ценностям.

Так как по условиям эксперимента, контрольные группы были составлены не из воспитанников учреждений дополнительного образования, а из учащихся общеобразовательных школ, для изучения динамики изменений в когнитивно-креативной сфере жизнедеятельности подростков

15

был использован ШТУР - школьный тест умственного развития. Результаты начальной и итоговой диагностики разительно отличались, повторная диагностика показала прирост правильно выполненных заданий от 10 до 15 %. Все данные диагностики ШТУР сведены в общую таблицу, наглядно продемонстрировавшую эффективность организации познавательной деятельности в детском музее «Мастерская предков». Позитивная динамика развития когнитивных способностей воспитанников детского музея, зафиксированная данным тестом, обеспечена регулярным занятием учебно-исследовательской деятельностью, овладением методикой

экспериментальной и исследовательской работы, постоянным общением с учёными, участием в семинарах и конференциях разного уровня и другими познавательными традициями детского музея. Данные диагностики ШТУР подтверждает анализ учебно-исследовательской деятельности воспитанников детского музея.

В ходе опытно-экспериментальной работы была специально разработана методика учёта результатов учебно-исследовательской деятельности: выделены десять критериев овладения навыками учебно-исследовательской работы и три степени их выраженности. Индивидуальные карточки, содержащие эти показатели, заполнялись нами ежегодно, в начале и в конце учебного года, а затем результаты обсуждались с каждым ребёнком индивидуально. Как правило, творческие и исследовательские работы дети выполняли для конкурсов или конференций различного уровня, поэтому после подведения официальных итогов совместно с детьми проводился сравнительный анализ официальной оценки, оценки педагога и самооценки автора работы

Особое значение для выявления творческих способностей воспитанников детского музея имела деловая игра «Музейный бум». Для диагностики уровня креативности участников игры были выделены следующие критерии: разнообразие тематики придуманных музеев, оригинальность, количество выбранных ребятами ролей и направлений музейной деятельности. Как показывает анализ результатов диагностической игры «Музейный бум», воспитанники детского музея «Мастерская предков» проявили нестандартный подход к выбору тем музеев, разнообразие и широту интересов, свободное творческое фантазирование. Испытуемые из контрольных групп предпочитали использовать известные шаблоны и довольствовались стандартным набором тем.

Для анализа созданных воспитанниками музея творческих работ (буклетов, слайд-презентаций, игровых путеводителей по музею и пр.) нами использовались следующие критерии: оригинальность, информативность, эстетичность, выраженность личной позиции. Результаты позитивных изменений в когнитивно-креативной сфере подтвердили призовые места и лауреатские звания, которыми были отмечены активисты «Мастерской предков» за свои творческие работы.

Изучение влияния активной социально-проектной деятельности на развитие воспитанников музея проводилось с помощью методики КОС

16

(выявления коммуникативных и организаторских способностей) на протяжении нескольких лет. В ходе эксперимента были обследованы воспитанники музея, которые принимали участие в реализации социально-значимых проектов музея (всего 50 детей). В результате активной социально-проектной деятельности, организованной в детском музее «Мастерская предков» в 2003 - 2005 гг., воспитанники музея значительно повысили уровень своих коммуникативных и организаторских способностей: процент детей со средним уровнем КОС сократился на 34%, и выявилась значительная группа детей с очень высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей.

Амплификация сфер жизнедеятельности коллектива воспитанников детского музея способствует созданию благоприятного психологического климата, что, в свою очередь, создаёт условия для раскрытия личностного потенциала каждого ребёнка. Анкета для выявления психологического климата в детском музее «Мастерская предков» была предложена воспитанникам музея дважды - в конце 2005 г. и в конце 2008 г. В опросах приняли участие 52 человека. Среднегрупповой показатель

свидетельствовал об устойчиво благоприятном климате в детском музее.

Для исследования изменений в эмоционально-волевой сфере жизнедеятельности на всех стадиях педагогического эксперимента нами использовался метод включённого педагогического наблюдения. Анализ показал, что вовлечённость детей к подростков в активную работу детского музея, постоянное моделирование ситуаций, в которых они должны были планировать и организовывать свою деятельность, соотносить свои желания с намерениями детского коллектива, регулировать проявление своих эмоций, повлекло за собой позитивные изменения в их эмоционально-волевой сфере.

Однако развитие у воспитанников музея всех вышеперечисленных качеств нам было важно не само по себе, а в связи с развитием у них гуманистических ценностных отношений к обществу, к себе, к другим людям. Для определения динамики ценностных ориентаций воспитанников детского музея был взят опросник П. В. Степанова. Испытуемые из всех трёх экспериментальных групп заполняли анкету дважды, являясь сами для себя контрольной группой. Количественные результаты, - какой процент детей высказал тот или иной уровень отношения к ценности, - мы заносили в сводную таблицу отдельно по каждой группе и интерпретировали, согласно методике автора исследования. Анализ результатов диагностики показал, что целенаправленное обогащение всех сфер жизнедеятельности воспитанников детского музея разнообразными формами работы значительно изменило ценностные ориентации подростков.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой нами в соответствии с целью и задачами данного исследования, дают основания утверждать, что способы амплификации, соответствующие экспериментальной модели, позволили создать оптимальные педагогические условия для эффективной органиазции жизнедеятельности воспитанников

детского археолого-краеведческого музея «Мастерская предков». Это подтверждается следующими характеристиками:

1)в наблюдаемых группах заметно повысился уровень когнитивно-креативных способностей, достигнута положительная динамика развития научно-исследовательских навыков;

2)значительно возросла социальная активность воспитанников детского музея, развились их коммуникативные и организаторские способности;

3) улучшились показатели развития эмоционально-волевых качеств -дисциплинированности, инициативности, самостоятельности, организованности, выдержки;

4) положительная динамика характеризует развитие отношений воспитанников музея к таким гуманистическим ценностям, как Семья, Отечество, Культура, Знание, Труд, Природа, Человек.

Заключение

Проведённое нами диссертационное исследование позволяет сделать

следующие выводы:

1. Развитие детского музея как образовательного феномена в России проходило неравномерно. На основании анализа источников и специальной литературы в генезисе и развитии отечественных детских музеев мы выделяем следующие периоды: I этап - с начала XX в. до начала 30-х гг. XX в.; II этап - с начала 30-х по 80-е гг. XX в.; III этап - с начала 90-х гг. XX в.

по настоящее время.

На I этапе процесс взаимовлияния учреждений дополнительного образования и детских музеев носил характер конвергенции. Признаками конвергентного сходства первых детских музеев и первых внешкольных учреждений были: ориентация на предметную, практическую деятельность, на живую связь с реальной жизнью, внимание к творчеству детей и доверие к свободному выбору ими занятий, опора на детское самоуправление и сотрудничество с взрослыми.

II этап характеризуется отсутствием детских музеев, так как к началу 30-х годов авторские детские музеи прекратили своё существование, а создание новых не поощрялось. В период дивергенции развитие этих образовательных институтов на протяжении десятилетий шло по своим отдельным траекториям. Традиции детских музеев в модифицированном виде продолжались в школьных музеях, создаваемых по подобию взрослых. А внешкольные учреждения, чередуя развитие и стагнацию, сохранили свой педагогический потенциал и превратились в современную систему дополнительного образования.

III этап начался в 90-е гг. XX в. вместе с реформой образовательной системы и утверждением новой гуманистической педагогической парадигмы. Современный детский музей представляет собой интерактивное пространство для детской и семейной аудитории, созданное с учетом психолого-педагогических особенностей детского развития, где образование осуществляется на предметной основе в специально организованной музейной среде, в ходе освоения разнообразных видов деятельности.

Интеграция возможностей учреждений дополнительного образования и детских музеев может обеспечить инновационный прорыв в организации жизнедеятельности детей в системе дополнительного образования.

2 В ходе теоретического анализа и экспериментально-педагогическои работы выявлено, что эффективность организации жизнедеятельности детей и подростков в детском музее определяется как внутренними возможностями, имманентно присущими детскому музею как культурно-образовательному феномену так и педагогическими условиями, зависящими от типа детского музея как социального института. В настоящее время наиболее благоприятной базой для деятельности детского музея нам представляется учреждение дополнительного образования.

Педагогический потенциал учреждений дополнительного образования обеспечивается добровольностью занятий, возможностью выбора, вариативностью видов деятельности, стилем неформального общения и творческой, доброжелательной атмосферой, возможностью корректировки программ с учётом индивидуальных способностей и уровня развития ребёнка, - всё это создаёт преимущества данной системы в эффективной организации жизнедеятельности детей и подростков. Здесь главным является развитие ребёнка как субъекта жизнедеятельности, акцент ставится на становлении и развитии его личности, - так реализуется принцип личностно-

ориентированного образования.

3 Детский музей учреждения дополнительного образования -структурное подразделение образовательного учреждения, созданное с целью развития детей и подростков в интерактивном музейном образовательном пространстве на основе разносторонней деятельности по сохранению и актуализации культурно-исторического наследия. Он обладает рядом особенностей: многофункциональность детского музея определяется присущими ему специфическими музейными функциями (сбора, учета, хранения и экспонирования музейных предметов), а также образовательными, воспитательными, развивающими функциями, характерными для учреждений дополнительного образования. Культурно-образовательная, поисково-исследовательская, социально-проектная, научно-учебная, трудовая и другие виды деятельности охватывают все сферы жизнедеятельности разновозрастного коллектива воспитанников детского музея в учреждении дополнительного образования. Поэтому детский музеи является универсальным образовательным институтом, в котором дети и подростки получают возможность и социальной адаптации, и культурной инициации, и реализации своих интересов в самых разных областях.

Педагогическими условиями эффективной организации

жизнедеятельности детей и подростков в детском музее учреждения дополнительного образования являются: - организация деятельности воспитанников детского музея в парадигме личностно-ориентированного образования (включая систему традиций и ритуалов, сплачивающих постоянный разновозрастный детский коллектив; вариативные образовательные и досуговые программы,

19

созданные с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков);

- целенаправленная амплификация основных сфер жизнедеятельности воспитанников музея.

4. Модель организации жизнедеятельности детей и подростков в детском музее учреждения дополнительного образования включает все компоненты структуры музейного образовательного пространства: материальный, духовно-личностный и организационный. Каждый компонент музейного образовательного пространства, лежащего в основе модели, амплифицируется формами и методами, ведущими к позитивным изменениям во всех сферах жизнедеятельности воспитанников музея.

В качестве критериев эффективности модели организации жизнедеятельности воспитанников детского музея выступают: уровень когнитивно-креативных способностей (самостоятельность, оригинальность и критичность мышления; общая творческая направленность личности, поисково-познавательная активность и пр.); уровень социально-коммуникативных способностей (инициативность, организаторские навыки, принятие социальных норм и требований и пр.); степень развития эмоционально-волевой сферы, а так же сформированность системы ценностей, определяющих отношение личности к таким социально значимым явлениям, культурным нормам, интеллектуальным и эстетическим ценностям, как Отечество, Семья, Личность, Природа, Красота и пр.

5. Способами амплификации когнитивно-креативной сферы жизнедеятельности являются: проблемное построение экспозиции, вариативные музейно-образовательные программы, видовое и уровневое разнообразие учебно-исследовательских работ, познавательные и творческие традиции детского музея. Социально-коммуникативная сфера жизнедеятельности воспитанников музея амплифицируется следующими способами: активное участие детей и подростков в реализации основных музейных функций, социальное проектирование, мониторинг состояния культурно-исторического наследия, интерактивные формы культурно-образовательной деятельности. На амплификацию эмоционально-волевой сферы жизнедеятельности детей и подростков направлен комплекс этических, трудовых, организационных традиций, стиль руководства, система органов самоуправления разновозрастного коллектива воспитанников детского музея. Сфера ценностных ориентацией обогащается благодаря целенаправленной реализации всех вышеперечисленных способов.

Таким образом, результаты теоретического анализа и проведённого нами формирующего педагогического эксперимента в основном подтвердили выдвинутую гипотезу и дают основание утверждать, что эффективность жизнедеятельности воспитанников детского музея в учреждении дополнительного образования обеспечивается:

- созданием модели организации жизнедеятельности воспитанников детского музея, основанной на структуре музейного образовательного

пространства, включающего такие компоненты, как материальный, духовно-личностный и организационный; - педагогическими условиями, предусматривающими организацию деятельности воспитанников детского музея в парадигме личностно-ориентированного образования и целенаправленную амплификацию основных сфер жизнедеятельности детей и подростков: когнитивно-креативной, социально-коммуникативной, эмоционально-волевой, сферы ценностных ориентации. Положительные результаты были достигнуты в процессе внедрения экспериментальной модели на базе нескольких образовательных учреждений г. Новосибирска и Новосибирской области, Краснодарского края. Однако диссертант не претендует на исчерпывающее решение вопросов, связанных с влиянием детских музеев на жизнедеятельность детей и подростков. Необходимо продолжать всестороннее изучение детского музея учреждения дополнительного образования в качестве источника позитивного опыта для музеев других образовательных учреждений и инновационной площадки для развития всей системы

образования в целом.

Основные результаты по теме исследования отражены в следующих

публикациях.

Рецензируемые научные журналы, рекомендованные ВАК РФ:

Свиридова Н. В. Научно-методологические основы деятельности детских музеев // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2011. - № 342 (январь). - С. 185 - 187. (0,5 п. л.)

Свиридова Н. В. Организация экспериментально-педагогическои работы в детском музее учреждения дополнительного образования // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 3 (22). - С. 146 - 149. (0, 5 п. л.)

Свиридова Н. В. Амплификация сфер жизнедеятельности воспитанников детского музея учреждения дополнительного образования II Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 1 (26). - С. 292 - 295. (0, 5 п. л.) Другие научные публикации:

1 Свиридова Н. В. «Музей-мастерская» в системе дополнительного образования // Археология в вузе и школе: тез. докл. регион, конф. 11- 12 мая 1995 г., г. Новосибирск / отв. ред. Т. Н. Троицкая. - Н. : НГПУ, 1995. -

С. 49-51.(0,1 п. л.)

2 Свиридова Н. В. Археологические музеи Новосибирска, педагогические аспекты их деятельности // Археология, палеоэкология и этнология Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов PACK XXXVI- Иркутск: ИГУ, 1996. - Часть 1. - С. 15 - 17. (0,2 п. л.)

3 Свиридова Н. В. Воспитательно-образовательный потенциал музея-мастерской // Дополнительное образование: поиск, опыт, находки. Материалы Первой региональной научно-практ. конф. / ред. Л. И. Боровиков. - Н.: НИПКиПРО : НГПУ, 1997. - Ч. 1. - С. 164-166. (0, 1 п. л.)

4 Свиридова Н. В. Методологическая основа и методические приемы экскурсионной работы в музее-мастерской // Историческое образование в школе и вузе в условиях его диверсификации. (Региональный компонент: теория и практика): респ. науч.-практ. конф. Новосибирск, 9-11 нояб. 2000 г.: тез. докл. и сообщ. /отв. ред. В. А. Зверев. - Н.: Изд-во «Гуманитарные технологии», 2000. - 191 с. - С. 132 - 137. (0,1 п. л.)

5 Свиридова Н. В. Экскурсионная работа в музее-мастерской: некоторые аспекты взаимодействия со школами // Общее и дополнительное образование: опыт конструктивного взаимодействия : материалы V гор. пед. чтений. - Н.: Изд-во ГЦРО, 2001. - С. 44-49. (0,2 п. л.)

6 Свиридова Н. В. Историческое образование школьников средствами музейной педагогики // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : сб. тез. 2003/2004 учеб. год. - М.: ООО Издательство «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды», 2004. - С. 245 - 246. (0,1 п. л.)

7 Свиридова Н. В. Опыт социального проектирования в учебном музее // Профессионал : рабочая тетрадь заместителя директора учреждения дополнит, образования детей / отв. за вып. С. А. Лапковская. - Н.: Областной центр дополнительного образования детей (ОЦОДОД), 2005. -Вып. 7.-С. 87-91.(0,3 п. л.)

8 Свиридова Н. В. Дети города - детям села. Из опыта реализации социально значимых проектов в учебном археолого-краеведческом музее // Воспитание и дополнит, образование. - 2006. -№ 1 / 3. - С. 45-49. (0, 2 п. л.)

9 Свиридова Н. В. Музейная педагогика и дополнительное образование: из опыта взаимного обогащения // Поисково-исследовательская деятельность в музее образовательного учреждения : (II открытая гор. науч.-практ. конф.) / ред. Л. А. Черкашина, Г. А. Шихваргер. - Н.: ДТДиУМ «Юниор»: НИПКиПРО: музей истории развития образования г. Новосибирска и Новосибирской области, 2006. - С. 84 - 91. (0,4 п. л.)

10 Свиридова Н. В. Вопросы сохранения нематериального культурного наследия в детском музее // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : сб. тез. 2006/2007 учеб. год- М.: ООО «Чистые пруды» - Кн. 2. -2007,- С. 43. (0,1 п. л.)

11 Свиридова Н. В, Педагогическая практика студентов в детском музее // Актуальные вопросы подготовки специалистов молодёжной сферы в условиях трансформации социально-значимых характеристик современной российской молодёжи: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (4-5 июня 2007г) / под науч. ред. В. С. Пель. - Новосибирск : НГПУ, 2007. - С. 215 - 218. (0,1 п. л.)

12 Свиридова Н.В. Роль детского музея в сохранении историко-культурного наследия // Археология, этнология, палеоэкология Северной Евразии и сопредельных территорий : материалы XLVII Регион. (III - ей Всерос. с междунар. участием) археол.-этногр. конф. студентов и молодых учёных Сибири и Дальнего Востока (г. Новосибирск, 3-4 апреля 20007 года). -Н.: НГПУ, 2007. - С. 374 - 375. (0, 1 п. л.)

13 Свиридова Н. В. Педагогический потенциал детского музея в учреждении дополнительного образования // Актуальные вопросы подготовки специалистов молодёжной сферы в системе высшего профессионального образования: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (3-4 июня 2008 г.) / под науч. ред. В. С. Пель. - Н.: НГПУ, 2008. - С. 155 - 168. (0,4 п. л.)

14 Свиридова Н. В. Традиция участия родителей в жизнедеятельности детского музея // Организация целостной образовательной среды ученика как результат взаимодействия семьи и школы : IV гор. науч.-практ. конф. руководителей музеев образоват. учреждений / сост. Н. Н. Букарева. - Н. : ГЦИ «Эгида», 2008. - С. 18 - 21. (0, 2 п. л.)

15 Свиридова Н. В. «Диалог культур» и «диалог поколений» в детском музее // Школьный музей: пространство диалога и эксперимента: сб. материалов V открытой регион, науч.-практ. конф., 26 - 27 февр. 2009 года, г. Новосибирск / отв. за вып. А. В. Плитченко, В. А. Орлова, Н. В. Свиридова; Департамент образования Новосибирской области; НИПКиПРО; Музей истории развития образования в городе Новосибирске и Новосибирской области. - Новосибирск : Издательство НИПКиПРО, 2009. - С. 124 - 126. (0,1 п. л.)

16 Свиридова Н. В. Инновационный потенциал детского музея. // Вестник педагогических инноваций. - 2009. - № 1 (17). - С. 60 - 66. (0,3 п. л.)

Основное содержание диссертации отражено в 19 публикациях общим объёмом 4,5 п. л.

Подписано в печать 08.02.2012 г. Бумага офсетная Формат 60x84/16. Усл. п. л. 1,5. Тираж 100 экч.

Издательство НИПКипро Отпечатано в типографии ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО 630007, г.Новосибпрск, Красный проспект, 2

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Свиридова, Надежда Викторовна, Новосибирск

61 12-13/982

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области -«Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки

работников образования»

на правах рукописи

Свиридова Надежда Викторовна

ДЕТСКИЙ МУЗЕЙ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

В. Я. Синенко

Новосибирск - 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1. Педагогическая сущность детских музеев

и учреждений дополнительного образования 20

1.1. Генезис и развитие

детских музеев в России 20

1.2. Возможности учреждений дополнител ьного образования

в организации жизнедеятельности детей 43

1.3. Модель организации жизнедеятельности

воспитанников детского музея 55

2. Реализация модели организации жизнедеятельности детей и подростков

в условиях детского музея «Мастерская предков» 76

2.1. Анализ педагогических условий организации жизнедеятельности воспитанников

музея «Мастерская предков» 76

2.2. Экспериментальная работа по

реализации модели организации жизнедеятельности детей и подростков в музее «Мастерская предков» 107

Заключение 156

Список использованной л итературы 161

Приложения 183

Введение

Актуальность данного исследования определяется, с одной стороны, введением образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на ценностные приоритеты воспитания личности, с другой стороны - особой ролью музея в воспитании и развитии подрастающего поколения. В российской педагогической традиции музей всегда рассматривался как важнейшее средство внешкольного, а с 1992 года — дополнительного образования детей. Система дополнительного образования, несмотря на непрерывное реформирование и пересмотр социального заказа, сохранила лучшие традиции в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающие раскрытие их способностей, ведущие к их саморазвитию и самореализации. Среди разнообразных организационных форм и структур в учреждениях дополнительного образования выделяются детские музеи, которые в способны задать инновационный вектор развития не только дополнительного, но и общего образования.

Несмотря на то, что детских музеев пока немного (около 500 в мире и чуть более четырёх десятков в России), степень их влияния на развитие современного мира очень велика. Дело в том, что одна из главных черт детского музея — интерактивносгь, которая является актуальной для человеческого общества XXI века, ведь современного человека окружает интерактивное пространство, создаваемое с помощью новых информационных технологий. Диалоговая культура распространяется вширь и вглубь, становясь естественной частью жизни. Особенность детского музея - в адекватном сочетании традиционных культурно-исторических ценностей, хранимых в нём, и современных интерактивных технологий взаимодействия с предметным миром культуры. Поэтому многие традиционные «взрослые» музеи перестраивают свою работу с детьми и подростками, с учетом новых форм и методов, апробированных детскими музеями. Некоторые

исследователи справедливо считают, что детские музеи стали «одной из самых динамичных и популярных групп, которые изменяют пределы не только традиционного музейного мира, но и существенно обновляют всю систему образования - от низших до самых верхних ступеней» [100 с. 6].

Парадоксальным является то, что изучением феномена детских музеев и в России, и за рубежом, до сих пор занимались только музееведы. В дореволюционной России статьи о детских музеях были единичны - статья Н. С. Киричко «Детский музей в Бруклине» в «Известиях Московской Городской думы народного образования» (1915 г, № 7-8) и заметка О. Полетаевой «Детский музей как воспитатель» в журнале «Вестник воспитания» (1910 г., № 1). Авторы обобщили американский опыт создания детских музеев с точки зрения педагогики и обосновали необходимость обновления форм работы с детьми в российских музеях [73, 144].

Для советских музейных и педагогических работников опыт создания детских музеев в США развернуто представил А. У. Зеленко в книге «Детские музеи в Северной Америке» (М„, 1926 г.) . Развивая идеи И. Г. Песталоцци о чувственном восприятии как «абсолютном фундаменте всякого познания», А. У. Зеленко подчёркивал, что детский музей должен помочь детям в «выработке чувственной грамотности» [61, с. 526].

Теоретической разработкой вопросов детского творчества и практическим созданием детского музея в те же годы занимался искусствовед Ф. И. Шмит. Идея адресного, детского музея хорошо вписывалась в его классификацию музеев, основанную на структуре аудитории. По мысли Ф. Шмита детский музей, как вариант учебного, должен быть творческой мастерской, образовательным пространством для проявления активности ребенка. В книге «Почему и зачем рисуют дети. Педологический и педагогический очерк» (М., 1925) Шмит ставил перед детским музеем: задачу всестороннего исследования всех художественных проявлений детей. По сути, исследования Шмита стали методической основой современного эстетического воспитания и развития детей [216, 217].

Отдавая должное изысканиям Ф. Шмита в педагогике художественного творчества, заметим, однако, что вне поля зрения автора остались вопросы взаимодействия детей с музейными предметами, с объектами историко-культурного наследия.

Идею развития детского музея в форме игромузея разработал и практически воплотил художник и музейный работник Н. Д. Бартрам. Детский музей Бартрам представлял площадкой исследования игровой деятельности детей, школой изучения их творческих способностей. Сильной стороной работы Н. Бартрама является сочетание теоретических размышлений и практических усилий по созданию своего Музея игры и игрушки, но, нам представляется, что Бартрам недооценивал педагогический потенциал детского музея. Под руководством Н. Бартрама педагоги разрабатывали для детей новые формы музейной работы, но сами дети оставались для них объектом педагогического воздействия, пассивными потребителями развлекательных программ.

В 30-е гг. в специализированных советских журналах периодически появлялись публикации, посвященные работе первых отечественных детских музеев. В статьях сотрудников Музея детской книги Я. Мексина, И. Иоаннисиани, Е. Зонненштраль, А. Поповой, опубликованных в журналах «Советский музей» и «Красный библиотекарь», сообщалось о новых формах работы с детской аудиторией [67 , 70 , 107]. Все эти публикации не выходили за пределы темы «Из опыта работы» и не претендовали на изучение теоретических вопросов, связанных с детскими музеями.

На протяжении последующих десятилетий вопросы развития детских музеев не освещались ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Интерес к этой теме возобновился в 70-х годах XX века, когда не только в США, но и в Европе начался новый детский «музейный бум». В это время многие искусствоведческие журналы США публиковали статьи о детских музеях, написанные в основном их директорами, представлявшими

коллекции своих музейных собраний и новые образовательные программы отделов музейной педагогики.

В России к проблеме изучения детских музеев исследователи вернулись после длительного перерыва, в конце 80-х годов XX века. Имена Н. Д. Бартрама, А. У. Зеленко для профессионалов музейного дела вновь открыла музеевед Р. С. Рашитова. Она сформулировала педагогическое значение деятельности первых создателей детских музеев, однако оставила в стороне рассмотрение причин недолговечности первых отечественных детских музеев, проблемы многолетней невостребованности их воспитательного и развивающего потенциала [156].

Публикации последних десятилетий, посвященные детским музеям, мы разделили на две группы. Первая, более многочисленная, представляет собой научно-популярные издания, информационные сообщения о конкретных программах, проектах, выставках различных детских музеев России [48, 54, 197]. Вторая группа работ посвящена теоретическим вопросам развития детских музеев.

1 группа. В сборниках трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) регулярно появляются сообщения о специализированных детских музейных выставках и проектах новых детских музеев [37, 97, 112, 118, 138, 140, 204]. Педагогические журналы практически не обращаются к теме детских музеев, за исключением «Народного образования» [55, 99]. Журнал «Мир музея» периодически публикует сообщения о жизни различных детских музеев [43, 44, 93, 125, 139, 143]. Как правило, все эти публикации носят рекламно -информационный характер, в них нет места анализу педагогического содержания деятельности детских музеев.

2 группа публикаций. Теоретические вопросы развития детских музеев разрабатывают сотрудники творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела АПРИКТ (Москва) и сотрудники Центра музейной

педагогики Государственного Русского музея (С.-Петербург). Их работы посвящены ретроспективе отечественного и зарубежного опыта детских музеев, анализу современных проблем детских музеев, их типологии, развитию терминологического аппарата [95, 102. 114, 116, 117, 157, 192, 226, 228, 230].

Е. Б. Медведева в кандидатской диссертации «Музейная педагогика Германии и России» (М.. 2003 г.) выявила закономерности и параллели в процессах создания детских музеев двух стран: они активно начинают возникать в периоды смены образовательных парадигм, реформирования культурно - образовательной сферы. Однако нам представляется, что эти причины не объясняют различные судьбы детских музеев в России (где подобные музеи единичны) и Германии, насчитывающей более сотни детских музеев.

М. Ю. Юхневич в своих исследованиях дополняет предположение Е. Б. Медведевой: «создание детских музеев в основном совпадает с процессами демократизации общественной жизни и культуры, а их закрытие, уничтожение, и просто отсутствие - с периодами ...господства догматической педагогики, направленной не на развитие личности, а на формирование человека как пассивного исполнителя чужой воли» [230, с. 198]. Справедливо связывая процессы появления и развития детских музеев с новыми тенденциями в педагогике, с реформами образования, музееведы подчеркивают педагогические причины их появления: пропаганда идей визуализации образования, средовош воспитания, активных форм обучения, создание альтернативных образовательных центров.

К вопросам создания детских музеев обращается музеевед Т. Ю. Юренева в монографии «Музей в мировой культуре» (М., 2003 г.). Она приводит примеры наиболее известных зарубежных детских музеев и отмечает, что все они создавались с учетом своеобразия способов приобретения ребенком новых знаний.

В коллективной монографии «-Детские музеи в России и за рубежом» (М., 2001 г.) известные отечественные музееведы Н. Г. Макарова-Таман, Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич коснулись всех вопросов истории, теории, практики, современных тенденций в функционировании детских музеев. Данная работа является, на сегодняшний день, основным фундаментальным трудом по теоретическим и практическим вопросам работы детского музея.

По мнению И. М. Косовом и Е. Б. Медведевой первоочередными вопросами для детских музеев является определение их юридического статуса, выявление их специфических задач. Нерешенность данных проблем, как справедливо считают авторы, вводит в заблуждение посетителей детских музеев: «далеко не все музеи, называющие себя "детскими строят работу на основе интерактивности, их формы работы часто рассчитаны на пассивную аудиторию» [79, с. 8].

Н. Макарова и Т. Чичканова обобщили десятилетний опыт работы Детского музея г. Ноябрьска в коллективной монографии «Маленькая дорога в большой мир, или Пособие для энтузиастов детского музейного движения» (Самара, 2005 г.). Результатом анализа стала разработка модели образовательной среды детского музея. Отдавая должное авторам модели, нельзя не заметить некоторую её ограниченность, связанную с привязанностью авторов к краткосрочным музейным проектам. По их представлениям, детский музей может эффективно развиваться только в режиме сменных выставок, при отсутствии постоянной экспозиции и постоянного детского коллектива. Нам представляется, что абсолютизация «проектной идеи» обедняет педагогический потенциал детского музея как организатора жизнедеятельности детского коллектива.

В диссертационных музейно-педагогических исследованиях начала XXI века разработаны вопросы воспитания патриотизма, гражданственности [101, 105, 108, 162, 214], духовно-нравственного воспитания [27, 92], интеллектуального развития [77, 78, 85], формирования социокультурного опыта и самоактуализации подрастающего поколения музейными средствами

[28, 56, 65, 96, 119, 122, 128, 189]. В поле зрения авторов исследований попали различные аспекты образовательной функции как государственных, так и традиционных школьных музеев. Из перечисленных выше диссертационных исследований только работа Макаровой Н. П. (Самара, 2000 г.) относится непосредственно к детским музеям. Несмотря на единичные примеры, музеи этого типа до сих пор остаются предметом изучения в основном только музееведческой науки.

Анализ литературы по данному вопросу позволяет нам сделать вывод о том, что неисследованными остаются особенности образовательной, развивающей, воспитательной функций детского музея, результативность разработанных в нём образовательных программ. Не изучены механизмы влияния на детей уникальной предметной среды и особой коммуникативной ситуации, возникающей в детском музее; не исследованы вопросы закономерности поисково-исследовательской активности ребенка в специально организованном музейном пространстве.

Слабо освещены вопросы своеобразия различных типов детских музеев и особенностей творческого развития детей в специально организованном музейном пространстве. Нам не удалось найти ни одного исследования, выявляющего место и роль детского музея в учреждении дополнительного образования детей. Мнение педагогов-практиков по этому вопросу выразила И. В. Иксанова, руководитель Центра краеведения и музейного дела Московской государственной Станции юных туристов: «Совершенно уникальными, присущими только образовательным учреждениям являются музеи детского творчества. Эти музеи, как правило, имеют в своём составе мастерские, студии, различные кружки. Здесь комплектуется бесценный фонд образцов творческих работ учащихся. Этот материал трудно переоценить для педагогической науки, но, самое главное, он может стать прекрасным образовательным и воспитательным материалом при его правильной организации и использовании, что опять же требует высокого педагогического мастерства» [69, с. 25]. Далее автор обращает внимание на

значение особого типа музеев, которые называет интерактивными школьными музеями и сетует, что «методики их создания и деятельности нет и быть не может, так как не существует хоть сколько-нибудь внятной теории» [там же, с. 27].

Как видим, развитие практической деятельности детских музеев потребовало теоретического осмысления опыта различных типов детских музеев, как самостоятельных, так и находящихся в структуре других детских образовательных учреждений.

Анализ теоретических положений и образовательной практики позволил выявить противоречия между:

— потребностью в теоретическом изучении феномена детских музеев и современными научными знаниями о развитии детских музеев, не обеспечивающими их дифференцированное изучение;

— наличием социального заказа на инновационное развитие системы дополнительного образования детей и преобладанием традиционных представлений о создании и работе музеев в структуре учреждений дополнител ьного образования;

— педагогическим опытом, накопленным отечественным и детскими музеями за время своего существования и современной практикой воспитательной работы в музеях образовательных у чреждений.

— потенциальными возможностями детских музеев в организации жизнедеятельности детей и подростков и слабой актуализацией опыта детских музеев в этом направлении.

Данные противоречия послужили основой для определения следующей проблемы: каковы педагогические условия эффективной организации жизнедеятельности детей и подростков в детском музее учреждения допол нительного образования?

Объект исследования: жизнедеятельность детей и подростков в учреждении дополнительного образования.

и

Предмет исследования: педагогические условия орг