Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Духовные ориентации детского рисунка в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Есикова, Татьяна Владиславовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Уфа
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Духовные ориентации детского рисунка в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Есикова, Татьяна Владиславовна, 1999 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТСКОГО РИСУНКА В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Содержание духовных ориентации! детского рисунка в системе наук

1.2. Интегративный подход к детскому рисунку в нравственно эстетическом воспитании младших школьников

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО РИСУНКА

2.1. Анализ опытно-экспериментальной работы по исследованию духовных ориентации: детского рисунка в воспитании младших школьников

2.2. Формы и методы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами детского рисунка

2.3. Научно-практические рекомендации по использованию духовных ориентаций детского рисунка в нравственно-эстетическом воспитании ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Введение диссертации по педагогике, на тему "Духовные ориентации детского рисунка в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников"

Актуальность темы. Педагогическая наука и практика подтверждают важность формирования нравственно-эстетических идеалов, начиная с детского возраста. Отсутствие четкой духовной направленности в воспитании является одной из причин деструктивного поведения младших школьников. Данное положение актуализирует проблему совершенствования теории нравственно-эстетического воспитания.

Изменение образовательной парадигмы требует поиска совокупности классических и инновационных подходов к нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников. В теории воспитания необходимы качественные преобразования, способствующие изучению духовно-нравственного мира младших школьников.

Одной из форм отражения мировоззрения и нравственной направленности младших школьников, их интересов, знаний, представлений является детский рисунок. Обращение к детскому рисунку в целях нравственно-эстетического воспитания обусловлено тем, что он раскрывает педагогу духовный мир детей, их внутренние переживания, чувства, мысли. Детям рисунок более доступно раскрывает этические понятия, чем словесные методы воспитания, что связано с особенностями восприятия и мышления младших школьников. Выразительные средства рисунка способствуют развитию моральных чувств, глубокому осмыслению нравственно-эстетических представлений детей.

Детский рисунок как феномен культуры является предметом изучения различных наук: философии, педагогики, психологии, медицины, этики, эстетики, методики изобразительного искусства.

В философии нравственно-эстетические проблемы рассматривались в трудах классиков философии - Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Гегеля, а также в трудах отечественных философов: В.Ф.Асмуса, А.Ф.Лосева, В.О.Соловьева и др.

В общепедагогических трудах нравственному воспитанию уделяли внимание О.С.Богданова, Г.Н.Волков, И.С.Марьенко, И.Ф.Харламов. Как средство нравственно-эстетического воспитания детский рисунок исследовался в трудах: Э.Т.Ардашировой, Н.П.Сакулиной, Е.А.Флериной.

В зарубежной педагогике и психологии детский рисунок изучали С.Левинстайн, Е.Мак, И.Лангмейер, З.Матейчек, А.Хайм. Я.Коменский использовал рисунок в качестве наглядности при обучении нравственности.

В психологии детский рисунок рассматривался в различных аспектах: общего психического развития ребенка (Л.С.Выготский, Г.В.Лабунская), интеллектуального (В.С.Мухина, С.Г.Якобсон), креативности детей (О.М.Дьяченко, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов). Исследователями установлено, что рисование представляет собой один из важнейших видов человеческой деятельности, требующий для своей реализации в высокой степени личностное развитие ребенка в целом.

В медицине детский рисунок исследовали с диагностических и прогностических позиций В.А.Артемов, В.М.Бехтерев, В.А.Гиляровский, Н.Д.Рыбников, Г.А.Трошин. Психиатрические и физиологические исследования с помощью детского рисунка проведены П.К.Анохиным, В.О.Вороновым, Л.В.Чхаидзе.

В эстетике представлен обширный анализ теоретических проблем искусства Ю.В.Боревым, А.В.Луначарским, М.Ф.Овсянниковым, В.П.Шеста-ковым и др.

В истории искусств проблема изучения духовного мира детей отражена в творчестве И.Репина, В.Серова, З.Серебряковой и др.

Детский рисунок является предметом внимания художников-педагогов: С.Е.Игнатьевой, Т.С.Комаровой, Н.Н.Ростовцева, Т.Я.Шпикаловой и др. Эстетические аспекты детского рисунка рассмотрены в исследованиях А.Я.Башиловой, В.Б.Косминской, Л.В.Компанцевой, Т.С.Комаровой, Ф.И.Шмит.

Современные исследования детского рисунка провели Р.И.Афанасьева, Н.А.Дудина, Е.С.Лыкова, В.С.Павлова, Э.Э.Пурик, М.С.Чернявская, А.В.Щербаков и др. В работах нашли отражение проблемы определения качества результатов детского изобразительного творчества, критериев оценки детского рисунка, формирования самооценки, развития декоративности в изобразительной деятельности младших школьников, выявления эффективности обучения изобразительной деятельности.

Вышеназванные исследования способствовали накоплению и систематизации знаний по проблеме детского рисунка, но, вместе с тем, назрела необходимость изучения детского рисунка в синтезе наук, определение духовных ориентаций детского рисунка в теории и методике нравственно-эстетического воспитания, что представляет, профессиональный интерес как для учителей начальных классов, так и значимость для педагогической науки.

На основании изучения рисунков, анализа философской и психолого-педагогической литературы была выявлена проблема исследования, которая определяется противоречием между возросшей потребностью формирования духовного мира детей и недостаточной разработанностью методов и средств воздействия на нравственно-эстетическую сторону внутреннего мира младших школьников.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:

- необходимостью духовного развития творческой личности младшего школьника и недостатком доступных и целесообразных форм, методов и средств нравственно-эстетического воспитания детей в современных условиях;

- имеющимися научными данными о детских рисунках и недостаточной эффективностью их использования в нравственно-эстетическом воспитании детей.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность дали основание для определения темы исследования: "Духовные ориентации детского рисунка в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников".

Цель исследования: определить и теоретически обосновать содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания на основе духовных ориентаций детского рисунка, разработать интегративную модель воспитания младших школьников.

Объект исследования: нравственно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе творческой изобразительной деятельности.

Предмет исследования: содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания младших школьников с использованием духовных ориентаций детского рисунка.

Гипотеза исследования заключается в том, что содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания будут более доступными и целесообразными для детей младшего школьного возраста, если:

- включать духовные ориентации детского рисунка в содержание нравственно-эстетического воспитания;

- осуществлять воспитание с применением методов: нравственно-эстетического диагностирования, изучения детских рисунков выдающихся личностей, изображения этико-эстетических понятий на основе детских рисунков, нравственно-тематического рисования при воздействии синтеза искусств;

- использовать детский рисунок как средство воспитания.

В соответствии с целью и гипотезой в работе ставились следующие задачи исследования:

1. Проанализировать философскую, педагогическую, психологическую литературу по проблемам выявлении совокупности обобщенных положений, отражающих данное направление, функций детского рисунка в целях его использования в теории и методике нравственно-эстетического воспитания.

2. Разработать интегративную модель, включающую содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания на основе духовных ориентации: детского рисунка.

3. Осуществить экспериментальную проверку эффективности установленных форм и методов нравственно-эстетического воспитания.

4. Предложить научно-практические рекомендации учителям начальных классов, студентам педагогических вузов по совершенствованию процесса профессиональной подготовки с учетом содержания духовных ориен-таций, функций детского рисунка в процессе нравственно-эстетического воспитания.

Методологической основой исследования являются философско-культурологический, интегративный, системный, личностно-деятель-ностный подходы, положение о роли искусства в духовном развитии личности, учения о роли образности и наглядности в познании и воспитании личности.

Философско-культурологические, психолого-педагогические концептуальные подходы таких ученых: В.Ф.Асмуса, В.С.Кузина, Б.Т.Лихачева, А.Ф.Лосева, В.М.Сластенина, В.С.Харламова, В.П.Шестакова положены в основу методологии нашего исследования.

Для проверки гипотезы и реализации задач исследования был использован комплекс взаимопроверяющих и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, синтез, компьютерное моделирование, метод исторических ретроспектив; диагностический (анкетирование, интервьюирование); прогностический (экспериментальные оценки, самооценки, шкалирование, ранжирование); экспериментальный (констатирующий и формирующий), обсервационный (включенное и невключенное наблюдение), праксиметрический (анализ педагогических ситуаций, продуктов деятельности детей, детских интерпретаций рисунков); метод творческих заданий; метод математической статистики.

Этапы исследования. Теоретико-экспериментальное исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1995-1996 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая и искусствоведческая литература, отражающая познания о духовных ориентациях детского рисунка, проблемы нравственно-эстетического воспитания младших школьников, что позволило сформулировать исходные позиции исследования. На этом этапе был разработан исследовательский аппарат и проведен констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (1996-1998 гг.) продолжалось изучение проблемы. Данный этап включал в себя теоретическое моделирование материала, констатирующий и формирующий этапы эксперимента на базе ДОУ "Звездочка", школы № 1 г.Балашова, осуществляемые с использованием духовных ориентаций детского рисунка; обеспечивалось совершенствование и анализ результативности процесса нравственно-эстетического воспитания.

На третьем этапе (1998-1999 гг.) была завершена опытно-экспериментальная работа, проведен статистический анализ и обобщение полученных результатов, внедрены результаты исследования, были сформулированы основные выводы и практические рекомендации, оформлен текст диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

1. Детский рисунок рассмотрен в системе философско-культурологических, психолого-педагогических наук, определена теоретическая основа его духовных ориентаций и функций: гностической, коммуникативной, эстетической, компенсаторной, креативной, гедонистической, воспитательной, диагностической, катарсически-гармонизирующей.

2. Определено содержание нравственно-эстетического воспитания на основе духовных ориентаций детского рисунка.

3. Разработана интегративная модель нравственно-эстетического воспитания, включающая:

- мировоззренческо-этическую установку детского рисунка;

- методы нравственно-эстетического воспитания: нравственно-эстетическое диагностирование, изучение рисунков выдающихся личностей, изображение этических понятий на материале детских рисунков, нравственно-тематическое рисование при воздействии синтеза искусств.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы используются в практике профессиональной подготовки учителей начальных классов, при создании спецкурсов, а также в системе повышения квалификации педагогов. Научно-практические рекомендации, включая данные о духовных ориентациях детского рисунка, позволяют педагогам теоретически обоснованно осуществлять нравственно-эстетическое воспитание младших школьников, проводить педагогическую диагностику и коррекцию поведения, внедряться в школьной практике и семейном воспитании.

Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечивается анализом современных достижений философско-культурологических и психолого-педагогических наук; реализацией комплексной методики, адекватной предмету, целям и задачам исследования, воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом, обработкой результатов эксперимента методами математической статистики с использованием вычислительной техники; обобщением передового педагогического опыта и данных экспериментальной работы, прошедшей апробацию.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изучение духовных ориентаций детского рисунка в системе философско-культурологических и психолого-педагогических наук выявляет теоретическую основу и функции рисунка: гностическую, коммуникативную, эстетическую, компенсаторную, креативную, гедонистическую, воспитательную, диагностическую, катарсически-гармонизирующую.

2. Интегративное исследование духовных ориентаций детского рисунка в системе наук определяет содержание, формы и методы нравствено-эстетического воспитания младших школьников.

3. Методы нравственно-эстетического воспитания: нравственно-эстетическое диагностирование, изучение рисунков выдающихся личностей, изображение этических понятий на материале детских рисунков; нравственно-тематическое рисование при участии синтеза искусств (живопись и музыка) являются доступными и целесообразными для детей младшего школьного возраста, способствуют эффективному усвоению этических и эстетических понятий.

4. Этико-педагогический анализ духовных ориентаций детского рисунка выявляет мировоззренческие взгляды, этико-эстетические представления младших школьников.

5. Детский рисунок способствует эффективному усвоению этических и эстетических понятий, повышает уровень нравственно-эстетической воспитанности младших школьников.

Апробация и внедрение результатов. Ход исследования и его результатов обсуждались на заседаниях кафедры научных основ управления школой, кафедры эстетического образования Башкирского госпединститута, на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей Башкирского и Балашовского госпединститутов (1995-1999 гг.), на международной научно-практической конференции: "Теория и практика развивающего обучения" (Уфа, 1995), на межвузовской научно-практической конференции: "Проблемы творчества" (Уфа, 1997), на всероссийской научно-практической конференции: "Проблемы высшего и среднего образования" (Барнаул, 1998). Основные результаты исследования используются студентами, педагогами вузов, учителями начальных классов, а также в системе повышения квалификации работников образования.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

Резюмируя содержание первой главы диссертации, выделим основные положения:

1. Мировоззренческо-этические взгляды младших школьников, отражающиеся в детских рисунках, выявляются, благодаря их анализу в исследованиях на основе данных философии, педагогики и искусства. Они представляют этико-космологическую ответственность детей, соотнесенность нравственных проблем в детском рисунке с общечеловеческими проблемами, соединение общечеловеческого и личностного, деятельностную активную жизненную позицию младших школьников, творческое освоение действительности, стремление к самосовершенствованию, потенциальную нравственную направленность ценностных ориентаций, наличие элементарной индивидуальной мировоззренческой картины мира, пластичность системы ценностей, оптимистичность мировоззрения, неутилитарность, мифо-логичность и мистичность, эмоциональность при осмыслении явлений действительности, превалирование духовной сферы над материальной.

2. Интегративный подход, используемый посредством детского рисунка, является методологической основой познания нравственного мира и нравственного воспитания детей, так как раскрывает диалектические взаимосвязи сложного внутреннего мира, представляет уникальную возможность воздействия на процесс формирования мировоззрения младших школьников.

3. Детский рисунок имеет ряд функций: гностическую, коммуникативную, эстетическую, компенсаторную, креативную, гедонистическую, воспитательную, диагностическую, катарсически-гармонизирующую. Изучение духовных ориентаций детского рисунка в синтезе данных функций определяет содержание нравственно-эстетического воспитания младших школьников.

4. Цель нравственно-эстетического воспитания - формирование сознательной, духовно развитой, психологически цельной личности, имеющей принципиально стойкий морально-нравственный облик, способной к самосовершенствованию, эстетическому восприятию действительности.

5. Воспитательные ценности, актуализированные теорией нравственно-эстетического воспитания представляют следующие позиции: превалирование духовного начала над материальным; формирование твердого, жизнестойкого характера; добродетельности, человечности, целеустремленности, самостоятельности, креативности, уравновешенности, рассудительности, стойкости, терпеливости; способность воспринимать и чувствовать красоту, эстетически восторгаться, формирование независимости и критичности мышления, суждения, поступка, прямоты, смелости, справедливости, бескорыстности, совестливости.

6. Принципы нравственно-эстетического воспитания на основе духовных ориентаций детского рисунка, составляют: учет мировоззренческо-этических аспектов детского мышления; учет художественного образа в познании; культуросообразность; учет национальных чувств; учет роли детской чувственной памяти; учет роли образного мышления в познании этических понятий; развитие креативности детей; осмысленность создания рисунка; учет индивидуальных и возрастных особенностей; воспитание в процессе творческой деятельности; сочетание педагогического руководства в развитии инициативы детей; опора на положительное в личности; нацеливание младших школьников на самосовершенствование.

7. Традиционные методы нравственно-эстетического воспитания включают ряд позиций, которые не позволяют осуществить полностью достижение целей нравственно-эстетического воспитания в силу следующих причин: не учитывают мировоззренческо-этические взгляды детей, не способствуют реализации духовных ориентаций ребенка и его воспитания в процессе творческой деятельности, не всегда соответствуют принципам активности и деятельности ребенка, не учитывают роль образного мышления в воспитании детей, традиционные методы воспитания не полностью задействуют эмоционально-чувственную сферу детей, не выявляют доминанту внутреннего нравственного развития.

8. Выявлены методы нравственно-эстетического воспитания при использовании детского рисунка.

В процессе организации научно-экспериментальной работы в теорию и методику нравственно-эстетического воспитания предлагаем ввести следующие методы:

- нравственно-эстетическое диагностирование;

- изучение детских рисунков выдающихся личностей;

- изображение этических и эстетических понятий на материале детских рисунков;

- нравственно-тематическое рисование при воздействии синтеза искусств.

9. Формами нравственно-эстетического воспитания являются занятия нравственности и этического просвещения.

10. Средствами нравственно-эстетического воспитания являются произведения живописи, музыки, детские рисунки выдающихся личностей и младших школьников.

11. Педагогические условия эффективного проведения занятий нравственности, которые необходимо учитывать учителю начальных классов: побуждение к активности школьников, задействование чувственной сферы, реализация творческого потенциала, развитие изобразительных способностей, работа в подгруппах, побуждение к самостоятельной работе и самовоспитанию.

Таким образом, в первой главе диссертации нравственно' эстетическое воспитание рассмотрено в ракурсе изучения духовных ориен-таций детского рисунка.

Соответственно, возникла задача апробации и подтверждения эф фею тивности разработанных нами методов нравственно-эстетического воспитания младших школьников, что стало предметом экспериментального исследования второй главы диссертации.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО РИСУНКА

2.1. Анализ опытно-экспериментальиой работы по исследованию духовных ориентаций детского рисунка в воспитании младших школьников

Анализ литературы выявил теоретическую основу духовных ориентаций детского рисунка, благодаря которой, используя интегративный подход к анализу рисунка, разработаны его функции. Также интегративный подход позволил выявить мировоззренческо-этические взгляды детей и разработать интегративную модель нравственно-эстетического воспитания посредством использования духовных ориентаций детского рисунка.

Предложенная нами интегративная модель включает методологические подходы, принципы, методы, средства, формы нравственно-эстетического воспитания младших школьников.

Основной задачей опытно-экспериментальной работы является апробирование и подтверждение эффективности выявленных методов, средств и форм организации нравственно-эстетического воспитания посредством детского рисунка.

Теоретическое обоснование проблемы позволяет сделать предположение о том, что с помощью детского рисунка осуществляется формирование этической просвещенности, нравственно-эстетических представлений, что ложится в основу нравственно-эстетического воспитания, ставшего в данном плане предметом опытно-экспериментального исследования.

Актуальность введения духовных ориентаций детского рисунка в контекст методики нравственно-эстетического воспитания объясняется существующей инвариантной системой подходов, недостаточной разработанностью методов формирования этической просвещенности детей (140, 147). Кроме того, применение только известных традиционных методов нравственно-эстетического воспитания недостаточно для достижения цели воспитания. Известно, что в методике нравственно-эстетического воспитания отсутствуют четко разработанные методы и средства, направленные на усвоение этико-эстетических категорий. Представления, связанные с этикой и эстетикой, формируются в младшем школьном возрасте эмпирически, что вызывает необходимость организации целенаправленных форм нравственно-эстетического воспитания.

Понятия детей нестабильны, не всегда могут быть точно выражены, поэтому был избран детский рисунок в качестве инструментария, позволяющего обнаружить парадигму изменения этико-эстетических понятий детей. Детский рисунок рассматривается в синтезе междисциплинарных понятий, в системе его полифункциональности.

Философские концепции (2, 7, 5, 26, 41, 67, 109, 130, 158, 160, 179) выступают в качестве научной основы экспериментального исследования нравственно-эстетических понятий детей. Этико-эстетические контексты детских рисунков рассматриваются как факторы познания отношения младших школьников к миру и самому себе.

Опытно-экспериментальное исследование включает констатирующий и формирующий эксперименты. Для сопоставления результатов и проверки достоверности результатов использовались контрольная и экспериментальная группы. Для исследования были разработаны компоненты, критерии и уровни нравственно-эстетической воспитанности.

Рассмотрим процесс и результат нравственно-эстетического воспитания, выделив компоненты нравственно-эстетического потенциала личности. Согласно теоретической модели нравственно-эстетического воспитания разработаны нравственно-мыслительный, нравственно-чувственный, нравст-венно-деятельностный, нравственно-личностный компоненты (схема 3).

Для определения степени развития нравственных качеств личности, оценивания уровня развития нравственно-эстетических представлений определены критерии, которые принимаются за маркер оценки сформированное™ того или иного качества.

Компоненты нравственно-эстетической воспитанности

Схема 3

Критерии нравственной воспитанности включают:

1. Нравственно-чувственный критерий, определяющий развитие нравственно-эстетических чувств, эмпатии, способность воспринимать и чувствовать красоту.

2. Нравственно-мыслительный критерий, показывающий уровень развития нравственного мышления, соответственно младшему школьному возрасту, включающий в себя нравственные представления, знания, а также такие качества, как рассудительность, сосредоточенность, дивергентность мышления.

3. Нравственно-деятельностный критерий, определяющий уровень эти-ко-эстетического развития, поведенческих манер ребенка, количество и качество проявлений нравственных знаний, чувств в практической деятельности.

4. Нравственно-личностный критерий, определяющий наличие и степень развитости таких качеств личности, как искренность, самокритичность, целеустремленность, стремление к самосовершенствованию, самостоятельность, креативность, уравновешенность, сдержанность, терпеливость, бескорыстность."'

Критерии выражаются как количественно, так и качественно. Количественная характеристика предполагает выставление оценок по каждому показателю критерия, для этого используется четырехбальная шкала.

1 балл выставляется, если показатель выражен очень слабо.

2 балла - показатель выражен ограниченно и неэффективно проявляется в решении воспитательных задач.

3 балла - показатель заметно выражен, но ребенок не реализует при этом все свои потенциальные возможности.

4 балла - показатель выражен явно, проявляется часто, на высоком уровне.

В таблице 2 представлены основные показатели критериев нравственной воспитанности и методы их исследования.

Качественной характеристикой выделенных нами критериев выступают уровни нравственно - эстетической воспитанности:

- потенциально-нравственный;

- репродуктивный;

- деятельностный;

- внутренне-формирующийся.

Уровни нравственно-эстетической воспитанности охарактеризуем с позиций нравственно-мыслительного, нравственно-чувственного, нравст-венно-деятельностного, нравственно-личностного компонентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационном исследовании рассмотрена актуальная в теоретическом и практическом плане проблема, заключающаяся в осуществлении нравственно-эстетического воспитания младших школьников посредством раскрытия духовных ориентаций детских рисунков.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что сложившаяся система воспитания недостаточно эффективна в плане интегративного воздействия на внутренний мир личности младших школьников. Традиционные методы нравственного воспитания: такие как убеждение, беседа, поощрение, наказание необходимы, но они не учитывают мировоззренческо-этические аспекты мышления младших школьников, недостаточно активизируют творческий потенциал личности, не соответствуют деятельностному подходу, используемому в педагогике.

Качественные изменения теории и методики нравственно-эстетического воспитания необходимы, поскольку не все социальные преобразования способствуют созданию нравственных ориентиров в сознании детей. Наше исследование показало, что процесс формирования мировоззрения младших школьников необходимо сделать более целенаправленным и контролируемым в современных условиях, чему способствует исследование детских рисунков и их использование в процессе нравственно-эстетического воспитания.

Исследование обнаружило, что детский рисунок является формой отражения мировоззрения, нравственной направленности младших школьников, их интересов, знаний, представлений.

Духовные ориентации детского рисунка являются средоточием этического и эстетического в сознании детей, отражают явления окружающей действительности через призму внутренних субъективных переживаний ребенка. Использование рисунка в воспитании позволяет формировать нравственные представления, оказывает влияние на совершенствование внутреннего мира детей, нравственного развития личности, способствует саморегуляции психических состояний. Детский рисунок является показателем уровня интеллектуального развития и креативности детей. В процессе создания рисунка у детей возникает состояние вдохновения, то есть высший подъем духовных и физических сил, происходит концентрация внимания на понятиях этики, что способствует их глубокому осмыслению. Таким образом, в нашем исследовании детский рисунок избран в качестве основного средства нравственно-эстетического воспитания.

Духовные ориентации детского рисунка изучались с позиций интегра-тивного подхода при использовании научных данных философии, эстетики, этики, истории искусств, методики изобразительной деятельности, физиологии, психологии, педагогики. Использование интегративного подхода к разработанной теоретической основе рисунка позволило выявить функции рисунка, мировоззренческо-этические взгляды младших школьников, разработать интегративную модель нравственно-эстетического воспитания детей.

Интегративный подход к изучению детского рисунка выявляет нравственно-эстетические представления детей, мировоззренческо-этические взгляды младших школьников, оптимистичность детей, способствует росту нравственных знаний детей.

Детский рисунок имеет следующие функции: гностическую, коммуникативную, эстетическую, компенсаторную, креативную, гедонистическую, воспитательную, диагностическую, катарсически-гармонизирующую.

Интегративный подход к детскому рисунку в нашем исследовании оказал влияние на совершенствование и развитие теории и методики нравственно-эстетического воспитания, так как на его основе созданы новые принципы, методы, средства и формы нравственно-эстетического воспитания, уточнены цели, воспитательные ценности, понятия.

Общетеоретической основой содержания нравственно-эстетического воспитания, включающего использование детского рисунка, являются методологическими принципы:

- философский, основанный на позициях и закономерностях философии;

- интегративный, включающий знания по данной проблеме в системе наук;

- личностный, утверждающий социальную, деятельностную, творческую сущность человеческой личности;

- деятельностный, рассматривающий, что деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности;

- системный, в котором педагогическая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов;

- культурологический, обусловленный объективной связью человека с культурой, как с системой ценностей.

В соответствии с определенной в диссертации целью нравственно-эстетического воспитания - формирования сознательной, духовно развитой, психологически цельной личности, имеющей принципиально стойкий морально-нравственный облик, способной к самосовершенствованию, эстетическому восприятию окружающей действительности - актуализированы воспитательные ценности младших школьников: превалирование духовного начала над материальным; развитие целеустремленности, самостоятельности, креативности, уравновешенности, рассудительности, сдержанности, терпеливости; способности воспринимать и чувствовать красоту, смелости, справедливости, совестливости и др. Нами разделяется позиция о том, что реализовать воспитательные ценности, донести до сознания детей возможно, если их содержание ввести в тематику детских рисунков.

Принципами нравственно-эстетического воспитания в проекции исследования духовных ориентаций рисунков являются:

- развитие мировоззренческо-этических взглядов детей, диалектич-ности, оптимистического восприятия мира, человека;

- учитывание роли художественных образов в познании;

- задействование образного мышления в познании этико-эстетических понятий;

- развитие креативности детей;

- учитывание индивидуальных и возрастных особенностей;

- воспитание в процессе творческой деятельности;

- сочетание педагогического руководства в развитии инициативы детей;

- нацеливание ребенка на самосовершенствование.

Для подтверждения гипотезы диссертационного исследования была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению нравственно-эстетических представлений, мировоззренческо-этических особенностей мышления младших школьников. Посредством использования детского рисунка нами разработаны формы и методы нравственно-эстетического воспитания, которое осуществляется путем раскрытия духовных ориентаций детского рисунка.

Опытно-экспериментальное исследование подтвердило, что в теорию и методику нравственно-эстетического воспитания необходимо включить следующие методы нравственно-эстетического воспитания: нравственно-эстетическое диагностирование, изучение детских рисунков выдающихся личностей, изображение этико-эстетических понятий на материале детских рисунков, нравственно-тематическое рисование при воздействии синтеза искусств.

При использовании данных методов целенаправленный педагогический процесс способствует развитию таких нравственных качеств личности младших школьников, как самостоятельность, креативность, уравновешенность, рассудительность, способность воспринимать и чувствовать красоту.

Результаты эксперимента показали, что выявленные методы, средства нравственно-эстетического воспитания при использовании духовных ориентаций детского рисунка являются эффективными для повышения уровня нравственно-эстетической воспитанности младших школьников, способствуют развитию этичности мировоззрения.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование подтвердило разработанную в данном исследовании модель нравственно-эстетического воспитания, способную качественно повысить уровень нравственно-эстетического воспитания младших школьников.

Как обнаружило проведенное нами исследование, показатели критериев нравственно-эстетической воспитанности в экспериментальной группе возросли, что нашло отражение на уровне развития нравственно-мыслительного, нравственно-чувственного, нравственно-деятельностного, нравственно-личностного компонентов.

Уровень развития нравственно-мыслительного компонента возрос на 40%, показатели нравственно-чувственного компонента увеличились на 25%, нравственно-деятельностного компонента - на 19 %, нравственно-личностного - на 20%, креативность детей возросла на 25%.

Анализ полученного теоретического и экспериментального материала подтвердил выдвинутую гипотезу и дал основание сформулировать общие выводы по диссертации:

1. Интегративное изучение детского рисунка в системе наук позволило исследовать его теоретическую основу и функции: гностическую, коммуникативную, эстетическую, компенсаторную, креативную, гедонистическую, воспитательную, диагностическую, катарсически-гармонизирующую, что послужило основанием для применения духовных ориентаций детского рисунка в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников.

2. Интегративная модель нравственно-эстетического воспитания основана на методологических подходах, включает мировоззренческо-этическую установку детского рисунка, принципы, методы, формы и средства нравственно-эстетического воспитания, взаимосвязанные с духовными ориента-циями детского рисунка.

3. Методы нравственно-эстетического воспитания с использованием духовных ориентаций детского рисунка: нравственно-эстетическое диагностирование, изучение рисунков выдающихся личностей, изображение этико-эстетических понятий на материале детских рисунков, нравственно-тематическое рисование при воздействии синтеза искусств способствуют повышению уровня нравственно-эстетической воспитанности младших школьников.

4. Разработанные научно-практические рекомендации для учителей начальных классов и студентов педагогических вузов раскрывают педагогам особенности функционирования интегративной модели нравственно-эстетического воспитания на основе духовных ориентаций детского рисунка. В рекомендациях представлен этико-педагогический анализ детского рисунка, рассмотрен метод изучения детских рисунков выдающихся личностей.

Таким образом, опора на духовные ориентации детского рисунка делает содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания более доступными и целесообразными для детей младшего школьного возраста. Духовные ориентации детского рисунка используются как основное средство воспитания при изучении этических и эстетических понятий младшими школьниками, что способствует этическому просвещению детей и повышению их нравственно-эстетической воспитанности.

Исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Качественные изменения теории и методики нравственно-эстетического воспитания необходимы, поскольку не все социальные преобразования способствуют созданию нравственных ориентиров в сознании детей. Процесс формирования мировоззрения младших школьников необходимо сделать более целенаправленным и контролируемым, чему способствует исследование детских рисунков и их использование в процессе нравственно-эстетического воспитания.

На современном этапе развития общества необходимо совершенствовать теорию и практику нравственно-эстетического воспитания, призванную утверждать в сознании детей этические категории; нацеливать подрастающее поколение на образ мыслей, соответствующий действительно разумному и подлинно культурному назначению высоконравственного человека.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Есикова, Татьяна Владиславовна, Уфа

1. Алехин А.Д. Когда начинается художник. -ML: Просвещение, 1993 -160 с.

2. Амосов Н.М. Мое мировоззрение // Вопросы философии. 1992. - № 6. -С. 50- 74.

3. Ананьев Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей //Доклады по вопросам психологии личности. М.: АПН РСФСР, 1956. - С. 31 - 52.

4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Институт практической психологии, 1996.-383 с.

5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. М.: Педагогика, 1973. -142 с.

6. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Казанский университет, 1996. - 567 с.

7. Анисимов С.В. Теория ценностей в отечественной философии //Вестник МГУ, сер. 4, 1994.-С. 34-43.

8. Антология исследований культуры. СПБ.: Университетская книга, 1997. - 728 с.

9. Ардаширова Э.Т. Башкирский словарь по этике для детей. Уфа: БГПИ,1996.-83 с.

10. Ардаширова Э.Т. Искусство в процессе формирования личности учителя: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1994. - 31 с.

11. Ардаширова Э.Т. Искусство и духовное познание детей. М.: Просвещение, 1998.-70 с.

12. Ардаширова Э.Т. Основы культуры и этики учителя. М.: Просвещение,1997.-232 с.

13. Ардаширова Э.Т. Эстетическая категория "Катарсис" в педагогике. М.: ТОО "Интел Тех", 1994. - 33 с.

14. Аристотель. Политика. Афинская полития. М.: Мысль, 1997. - 458 с.

15. Аристотель. Поэтика. -М.: Учпедгиз, 1957. 56 с.

16. Артемов В.А. Детская экспериментальная психология. М.:Соцэкгиз Софокл, 1931,-228 с.

17. Асадуллин P.M. Педагогика ребенка //Учитель Башкирии. 1995. - № 6. -С. 3-6.

18. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М.: Искусство, 1962 - 259 с.

19. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения-Уфа: Башгоспединститут, 1996. -241 с.

20. Ахияров К.Ш. Российская академия образования в условиях реформы: //Проблемы обучения и воспитания молодежи:Тезисы докладов молодых исследователей-педагогов /Отв. ред. К.Ш. Ахияров Уфа: БГПИ, 1998-Вып. IX.-С. 3-5.

21. Ахияров К.Ш., Кашапова JI.M. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика.-Уфа: БГПИ, 1998 141 с.

22. Бенин В Л. Педагогическое общение в структуре педагогической культуры. Уфа: Восточный университет, 1998. - 137 с.

23. Берне Р. Развитие Я-концепции. М.: Просвещение, 1986 - 356 с.

24. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПБ: Медицина, 1910. - 152 с.

25. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность //Философские размышления о жизненных проблемах. М.: Наука, 1990. - С. 156- 173.

26. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры М.: Политиздат, 1991412 с.

27. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Педагогика, 1981 - 201с.

28. Болдырева С.А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М.: Медицина, 1969. -159 с.

29. Болдырева Ю.В. Рисунки ребенка как материал для его изучения //Вестник психологии 1913. -№ 10 - С. 36 - 58.

30. Борев Ю.Б. Эстетика Смоленск: Русич, 1997. - 576 с.

31. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности М.: Педагогика, 1985216 с.

32. Брауншвиг М.С. Искусство и дитя. Очерк эстетического воспитания-М.: Вольф, 1908.- 178 с.

33. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: АПН РСФСР, 1950. 507 с.

34. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства / Отв. за выпуск Е.В.Шорохов, В.К. Лебедко. М.: Прометей, 1996. -172 с.

35. Воронов В.О. О детском рисунке //Народное просвещение 1919. - № 14.-С. 69-74.

36. Воронов В.К. К психологии детского рисунка //Вестник воспитания.-1910-№ 5. С. 95-112.

37. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1965. - 72 с.

38. Гарипова Н.М. К вопросу об эстетическом воспитании как системе. -Уфа: ВОЦИНИ , Школа и педагогика, 1985, № 63-85. 24 с.

39. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография.-Челябинск: ЧКПУ "Факел", 1995.- 238 с.

40. Гегель Г. Эстетика, В 4-х т. М.: Искусство, 1973. - 673 с.

41. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века М.: Совершенство, 1998.-608 с.

42. Грабарь И. Как Серов стал мастером // Юный художник. 1978. - № 2-С. 42-51.

43. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Центр Академия, 1998. - 205 с.

44. Громов Е.С. Художественное творчество М.: Педагогика, 1970- 156 с.

45. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Наука, 1994. - 165 с.

46. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерения в психологии. -М.: Смысл, 1997.-287 с.

47. Далькроз Ж. Ритм: его воспитательное значение для жизни и для искусства. СПБ.: Учпедгиз, 1922. - 312 с.

48. Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. JL: ЛГУ, 1994.-71 с.

49. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. М.: Искусство, 1956.-217 с.

50. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. - 216 с.

51. Доменский М.З. Искусство и Блок. М.: Наука, 1985. - 185 с.

52. Дудина Н.А. Развитие творческих способностей старших дошкольников и первоклассников на занятиях тематическим рисованием: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 19 с.

53. Духовный мир школьника и труд / Под ред. К.Ш.Ахиярова. Уфа: Баш-госпединститут, 1994. - 22 с.

54. Есикова Т.В Этические понятия в рисунках детей как проявление духовности //Ценностные ориентации в подготовке специалистов Уфа: БГПИ, 1997.-С. 124-125.

55. Есикова Т.В. Детский рисунок в контексте нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методические указания. Уфа: Творчество, 1998. - 24 с.

56. Есикова Т.В. Детский рисунок как аспект творчества: Методические указания. Уфа: Творчество, 1997. - 24 с.

57. Есикова Т.В. Из практики развивающего обучения // Актуальные вопросы теории и истории отечественной школы. М.: Радетели просвещение, 1995.-С. 48-49.

58. Есикова Т.В. К философскому обоснованию детского рисунка // Психодидактика и акмеология. Уфа.:Творчество, 1998. - С. 9-12.

59. Есикова Т.В. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников в контексте исследования рисунков: Методические указания Уфа: Творчество, 1999. - 32 с.

60. Журакова О.В. Воспитание миролюбия у младших подростков в процессе изучения ценностей мировой художественной культуры: Дис. канд. пед. наук. Кострома, 1995. - 186 с.

61. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности. М.: Педагогика, 1992.-204 с.

62. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М.: Педагогика, 1969.-56 с.

63. Иванов Б.Г. История этики древнего мира. СПБ.: Лань, 1997. - 256 с.

64. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука, 1984. - 189 с.

65. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

66. Исаев Д.Н.: Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина, 1982. -172 с.

67. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Просвещение, 1988. - 187 с.

68. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПБ.: ТК Петрополис, 1997.-554 с.

69. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Просвещение, 1990. - 214 с.

70. Ковальская Е. Г. Наша современность в детских рисунках //Дошкольное воспитание 1964. -№3. - С. 29-35.

71. Козлов В.И. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших подростков средствами изобразительного искусства: Дис. канд. пед. наук. Минск, 1993. - 194 с.

72. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М.: Центр Академия, 1998. - 160 с.

73. Коменский Я.А. Этика. М.: Учпедгиз, 1939.-237 с.

74. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. - 269 с.

75. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

76. Коренблит М., Надольская М. Занятия рисования как метод исследования личности //Русская школа 1914 - № 1. - С. 8-25.

77. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. М.: Политиздат, 1990.-493 с.

78. Коссаковская Е.В. Учить ли детей рисовать //Дошкольное воспитание.-1964.-№3.-С. 35-37.

79. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя Самара: Самарский гос.пед. институт, 1994. - 165 с.

80. Краткий словарь по эстетике / Под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. -223 с.

81. Кропоткин П.А. Этика. Избранные труды. М.: Политиздат, 1991496 с.

82. Крупская Н.К. О политехническом образовании, воспитании и обучении. -М.: Просвещение, 1987.-223 с.

83. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. М.: АПН РСФСР, 1963. -584 с.

84. Кугаенко A.M. Клиническое значение детского рисунка //Современная психоневрология. 1927. - № 10.- С. 291 - 294.

85. Кудрявцева JI.C. Художники детской книги. М.: Центр Академия, 1997. -162 с.

86. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: Учебник для общеобразовательных учеб. заведений 1-4 кл М.: Издательский дом "Дрофа", 1997. - 126 с.

87. Куликова Т.А. Семейная педагогика и дошкольное воспитание. М.: Центр Академия, 1998. - 128 с.

88. Культура, образование, развитие индивида/Под ред.Ф.Т.Михайлова-М.: Наука, 1990.- 157 с.

89. Культурология в вопросах и ответах /Науч. ред. проф. Г.В. Драч Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-477 с.

90. Лампрехт К.С. Собирайте рисунки детей. М.: Софокл, 1909. - 176 с.

91. Лангмейер И. Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте.-Прага: Медицинское издательство, 1984. 334 с.

92. Леонтьев А.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992.- 170 с.

93. Лепилов К.М. Изобразительная деятельность детей. М.: Учпедгиз, 1930.- 187 с.

94. Лермонтов М.Ю. Исследования и материалы. М.: Наука, 1979. - 272с.

95. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982.- 192 с.

96. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников.-М.: Просвещение, 1985 174 с.

97. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс. М.: Просвещение, 1995.-208 с.

98. Лихачев Б. Т. Введение в теорию воспитательных ценностей Самара: СГПИ, 1998.-216 с.

99. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей МПГУ, 1996. - 528 с.

100. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991. 524 с.

101. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: Искусство, 1975. - 476 с.

102. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. -559 с.

103. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики. М.: Политиздат, 1991.-368 с.

104. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс, 1992. - 270 с.

105. Лук А.Н. Творчество-М.: Просвещение, 1990. 175 с.

106. Лыкова Е.С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1996, -19 с.

107. Макаренко А.С. Марш 30 года: Очерк //Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т.- М., 1983. Т. 2 - С. 55-137.

108. Мамонтов B.C. Воспоминания о русских художниках. М.: Искусство, 1950.- 142 с.

109. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. - 216 с.

110. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. -104с.

111. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Искусство, 1976. - 116 с.

112. Мид М.К. Культура и мир детства. М.: Педагогика, 1988. - 184 с.

113. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. М.: Искусство, 1993. - 453 с.

114. Мир философии: исходные философские проблемы, понятия и принци-пы.Ч. 1 /Составитель П.С. Гуревич. М.: Политиздат, 1991. - 672 с.

115. Мир философии: человек, общество, культура. 4.2 /Сост. П.С.Гуревич. М.: Политиздат, 1991. - 624 с.

116. Михайлов А.И. Искусство акварели. М.: Педагогика, 1998. - 187 с.

117. Музыкальное восприятие школьников /Сост. В.К.Белобородова М.: Педагогика, 1996. - 127 с.

118. Мухамедьянов С.А. Педагогические условия нравственного воспитания школьников с использованием прогрессивных идей башкирской народной педагогики: Дис. канд. пед. наук. Уфа, 1995. - 206 с.

119. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта М.: Педагогика, 1991. - 208 с.

120. Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике- Челябинск: Урал ГАКФ, 1996 144 с.

121. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике //Сов. педагогика. -1990. -№9.-С.41-43.

122. Новиков A.M. Как работать над кандидатской диссертацией /Пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю-М.: Педагогический поиск, 1994.- 123 с.

123. Образцова И.М. Римский-Корсаков. -М.: Педагогика, 1964. 121 с.

124. Паповян С.С. Математические методы в социальной психологии. М.: Наука, 1993.-343 с.

125. Паррамон Х.М. Как рисовать М.: Педагогика, 1998. - 116 с.

126. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: РПА, 1997. - 637 с.

127. Педагогика / В.А. Сластенин и др.; под ред. В.А.Сластенина. М.: Школа - Пресс, 1998. - 512 с.

128. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А.Смирнова. М.: Центр Академия, 1998. - 512 с.

129. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1997. - 384 с.

130. Печко Л.П. Духовность и развитие эстетического самосознания личности в представлениях учителя //Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя: Сб. научных трудов /Отв. ред. Л.П.Печко.-Иркутск, 1997.- С. 197-209.

131. Платон. Государство. Законы. Политика. М.: Мысль, 1998. - 798 с.

132. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления. М.: Новая школа, 1996. -320 с.

133. Программы общеобразовательных учреждений. Нач. классы (1-4). М.: Просвещение, 1996. - 398 с.

134. Пурик Э.Э. Взаимосвязь и взаимозависимость оценки и самооценки рисунков младших школьников как фактор художественного развития: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. - 19 с.

135. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Центр Академия, 1997. - 195 с.

136. Раевская З.А. Предупреждение отклонений в нравственном поведении детей и подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1984 19 с.

137. Репин И.Е. Как я стал художником // Нива 1914. - № 29 - С.21 - 47.

138. Розин В.М. Введение в культурологию. -М.: ИНФРА-М, Форум, 1997. -224 с.

139. Росенко М.Н. Основы этических знаний. СПБ.: Лань, 1998. - 256 с.

140. Ростовцев Н.Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисования-М.: Просвещение, 1987.- 169 с.

141. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416 с.

142. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: МГУ, 1961 .194 с.

143. Русская философия /Под ред. М.А.Маслина.- М.: Республика, 1995655 с.

144. Русские художники от "А" до "Я" /Под ред.В.М.Соломона.- М.: Слово, 1998.-216 с.

145. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 1965.-211 с.

146. Серебрякова Т. Детство Зинаиды Серебряковой //Юный художник. -1981. № 3. - С.56.

147. Словарь по этике /Под ред. И.С.Кона. М.: Политиздат, 1970. - 398 с.

148. Смирнов С.А. Методика организации творческой познавательной деятельности основа гуманистической педагогической системы //Инновационная деятельность в образовании. - 1995. - № 3 - С.37 - 41.

149. Смит А. Теория нравственных чувств М.: Слово, 1998. - 216 с.

150. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1986. 117 с.

151. Сокольникова Н.М. Художники: книги и дети. М.: Педагогика, 1998. -214 с.

152. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1988.-699 с.

153. Социальные функции искусства и его видов- М.: Педагогика, 1980206 с.

154. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного тестаМ.: Педагогика, 1995.-201 с.

155. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Педагогика, 1983. -217 с.

156. Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1992. - 160 с.

157. Ухтомский А.А. Письма. Пути в незнаемое. М.: Педагогика, 1973. -87 с.

158. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. .- М.: Педагогика, 1988.- Т.2.-414 с.

159. Фаусек Ю. Значение рисования в школе Монтессори. М.: Время, 1923.-81 с.

160. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

161. Флерина Е. А. Детский рисунок. М.: Новая Москва, 1924. - 157 с.

162. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура и развитие личности. -М.: Наука, 1987.-216 с.

163. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Учпедгиз, 1925.-116с.

164. Фрейд 3. Психология бессознательного.-М.: Просвещение, 1989385 с.

165. Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989. - 558с.

166. Фромм Э. Душа человека. М.: Изд-во ACT - ЛТД, 1998. - 667 с.

167. Хазиев B.C. Из мышления о педагогике. Уфа: Башгоспединститут, 1998.- 198 с.

168. Харламов И.Ф. Педагогика М.: Высшая школа, 1990 - 376 с.

169. Хрестоматия по философии / Под ред. П.В. Алексеева. М.: Проспект, 1997.-567 с.

170. Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание М.: Знание, 1990.-77 с.

171. Швейцер А. Благоговение перед жизнью М.: Просвещение, 1982244 с.

172. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М.: Прометей, 1993. -256 с.

173. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: (Очерки русской философии и культуры). М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 1995. - 207 с.

174. Шиянов Е.И. Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте развития отечественной теории личности. Ростов н/Д.:Госуниверситет, 1995.- 187 с.

175. Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований: Межвуз. сб. науч. тр. /Под общ. ред. проф. Ю.И. Юрички . Бирск: БиГПИ, 1996.- 147 с.

176. Шмит Ф.И. Искусство как предмет обучения М.: Учпедгиз, 1923-216 с.

177. Шопенгауэр А. Сборник произведений. М.: Попурри, 1998. - 464 с.

178. Шуберт А. М. Изучение личности ребенка по его рисунку // Психопатология и психопрофилактика детского возраста. М.: Учпедгиз, 19291. С.166-230.

179. Шубинский B.C. Философское образование в средней школе. М.: Педагогика, 1991. - 168 с.

180. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. -М.: Педагогика, 1979. 168 с.

181. Юнг К.Т. Божественный ребенок. Аналитическая психология и воспитание. М.: Олимп - ACT - ЛТД, 1997. - 400 с.

182. Якимович А.К. Художник и творец М.: Советский художник, 1989. -272 с.

183. Янжул Е.В. Американские системы художественного воспитания. М. ГИЗ, 1917.-216 с.

184. Alschuler R. Н. Hattwiclc L.A. Easel panting as an index of personality in preschool children //Am Orthopsychiat, v. 13. 1943. - P. 616 - 625.

185. Children and Emotion. Oxford.: Basil Blackwell Ltd 108 Cowley Road, 1991.-243 p.

186. Cole M. The zone of proximal development: Where culture and cognition create each other // Culture, communication and cognition. Cambridge.: Cambridge University Press, 1985. - P. 74 - 89.

187. Ekman P., Frisen W. Constants across culture in the face and emotion // Journal of Personality and Social Psychology, # 17. - London.: 1971. - p. 124 - 129.

188. Ekman P., Sorenson E.R., Friesen W.V. Pan cultural elements in facial displays of emotions. - London.: Science, 1969. - 164 p.

189. John E. The Rorschach: A Comprehensive System. London.: Child Development, 1982. - p. 232.

190. Lewis M. Cultural differences in childrens knowledge of emotions scripts. -New York.: Cambridge University Press, 1989. -324 p.

191. Mc Gurk I. Childhood Social Development. London.: University of London, 1992.-246 p.