Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Эколого-эстетическое воспитание как условие гуманизации отношений личности к природе

Автореферат по педагогике на тему «Эколого-эстетическое воспитание как условие гуманизации отношений личности к природе», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Шульженко, Александра Кузьминична
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Эколого-эстетическое воспитание как условие гуманизации отношений личности к природе», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Эколого-эстетическое воспитание как условие гуманизации отношений личности к природе"

На ираш'л руьчпи-л!

РГ Б ОД

,, •... I > ' :-0

о !■ •>■! 1 - > — о г.^'н и.

ШУЛЬЖЕНКО Александра Ку илпшичпа

ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КА 1С УСЛОВИЕ ГУМАНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ К ПРИРОДЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА /^СоВРЕ?>1ЕН11ЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИИ

«

В ГЕРМАНИИ)

13.00.01 - общая педали нка

АВТОРЕФЕРАТ диссертант; на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москса - 199Б

Работа выполнена в Исследовательском центре эстетического воспитания Российской академии образования

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор

Псчко Лейла Петровна

Официальные оппоненты - доктор педагогических наук,

профессор

Дежникова Наталья Степановна

кандидат педагогических наук Кучер Татьяна Викторовна

Ведущая организация - Московский государственный открытый

педагогический университет

Защита состоится "25" июня 1998 г. в 15 часов 30 минут на заседании диссертационного совега Д 018. Q5. 01 в Институте развита личности РАО по адресу: 119906, г.Москва, ул.Погодинская, д.8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан "18" мая 1998 г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Утверждение морально-эстетических ценностей в деятельности людей, рациональное использование и разумное преобразование природы, гуманное, бережное отношение к ней, освоение ее духовного потенциала во многом зависят от системы воспитания поколений, входящих в жизнь. Современная отечественная педагогика ставит перед собой задачи индивидуализации развития, воспитания личности, чуждой конформизма, обладающей способностью к творчеству и риску, гибкостью ума, инициативностью, что отвечает насущным требованиям времени демократии. В условиях повышения роли науки, усиления рационализма в профессиональной деятельности такая личность вместе с тем должна быть носителем эстетического чувства природы, подхода к природной среде как ценности не только утилитарной, но и духовно-эстетической.

Экологическое неблагополучие наших дней обнаруживает тесную взаимосвязь с состоянием не только экономики, но и прежде всего культуры, нравственности в отношениях к людям и природе. Решение экологических проблем предполагает активизацию ценностных ориентации, экологического сознания, мышления и культуры личности, а это должно вести к перестройке процесса образования, воспитания, к изменению характера преподавания гуманитарных, естественных и социальных наук на основах гуманистического мировоззрения. В социокультурных изменениях нашего общества на передний план выдвигается необходимость использования глобального гуманистического подхода в области образования, идей сосуществования различных философских, культурных моделей и психолого-педагогических программ.

Аналогичные процессы происходят в сфере культуры, науки, образования во многих странах Европы и СНГ, связанных родственными традициями.

Обращение к анализу проблемы эколого-эстетического воспитания личности в педагогическом опыте Германии определяется традиционно общефилософской ориентацией немецких специалистов по научной педагогике. Формирующаяся в последние два десятилетия система экологического воспитания в ФРГ обогатилась рядом концепций, в которых отражается изменение культурологических и педагогических основ, пересмотр прагматического подхода к природе. Их объединяет понимание мира как целостного единства, признание духовной ценности живой природы, ее значимости для духовно-эстетического развития личности. В условиях современного экологического кризиса, остро проявляющегося в ряде республик СНГ, накопление зарубежного опыта и анализ результатов научных достижений, связанных с перспективными технологиями обучения и воспитания в этой сфере, выступает как актуальнейшая национальная проблема.

В процессе исследования мы опирались на труды отечественных ученых, разрабатывавших различные аспекта теории эстетического воспитания личности (Буров А.И., Квятковский Е.В., Юсов Б.П., Фохт-Бабушкин Ю.У.), рассматривавших место и роль природы в эстетической культуре (Апресян Г.З., Лихачев Д.С., Смольянинов И.Ф.), аспекта развития нравственно-эстетического отношения к природе в контексте экологического образования и воспитания молодежи (Зверев И.Д., Киященко Н.И., Кормин H.A., Кучер Т.В., Лейзеров Н.Л., Лихачев Б.Т., Магомедов Н.М., Назарова Н.С., Печко Л.П., Сенкевич В.М.), пути интеграции гуманитарных, общественных и естественнонаучных знаний в процессе формирования эколого-эстетической культуры личности (Гачев Г.Д., Гирусов Э.В., Глазачев С.Н., Дежникова Н.С., Мейлах Б.С., Остапец-Свешников A.A., Суравегина И.Т.). Психологические предпосылки эффективного экологического воспитания личности, ориентированного на гуманитарное знание, обоснованы в трудах философов, психологов -отечественных (Асмолов А.Г., Божович Л.И., Дерябо С.Д., Зинченко В.П.,

Леонтьев А.Н., Мамардашвшш М.А., Немов P.C., Петровский A.B., Ясвин В.А. и др.) и зарубежных (Д.Гибсон, Ж.Годфруа, А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, К.Хорни, П.Тейяр де Шарден, Э.Шпрангер и др.).

В историческом ракурсе подходы к формированию экологической и эколого-эстетической культуры личности изложены в творчестве авторов -отечественных (Булгаков С.Н., Вернадский В.И., Гумилев Л.Н., Ильенков Э.В., Соловьев B.C., Федоров Н.Ф.) и немецких (И.В.Гете, И.Кант, Ф.Ницше, М.Хайдеггер, А.Швейцер, О.Шпенглер и др.).

В теоретическом аспекте в диссертации проанализированы работы современных немецких педагогов, философов, психологов, различные стороны гуманистического отношения личности к природе и окружающему миру (O.F.Bolnow, G.Bubolz, H.K.Ehmer, II.-J.Fietkau, G.Haan, H.Kessel, H.Markl, G.Mertens, K.M.Meyer-Abich, J.Ritter, G.Selle, E.Spranger и др.).

В исследовании диссертант разрабатывает новый педагогический гуманистический подход к подготовке в отечественной системе образования экологически и эстетически ориентированной личности на основе необходимой интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания с опорой на прогрессивные зарубежные концепции. Подобный подход в контексте исторической традиции развивается в современной немецкой педагогике, чьей перспективной целью является гуманистическая экология, объединяющая естествознание и гуманитарные науки и тем самым способная воспитать экологически ориентированного субъекта деятельности, а значит - внести практический вклад в решение экологических проблем. Имеющийся зарубежный опыт гуманистической и эколого-культурной педагогики требует анализа, осмысления и преломления на отечественной почве. ПРОБЛЕМА, которая исследуется в диссертации, определяется постановкой и решением вопросов характеристики и анализа педагогической теории и

практики эколого-эстетического воспитания молодого поколения в Германии, выявления перспективных тенденций.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - научный анализ современных и ретроспективных представлений об эстетике природы в немецкой философской, педагогической, естественнонаучной мысли как оснований для разработки педагогических концепций эколого-эстетического воспитания современной молодежи; разработка подхода к рассмотрению эстетического освоения природы в разных видах человеческой деятельности в процессе формирования эколого-эстетической культуры личности и ее гуманистического отношения к окружающему природному миру в сфере отечественного образования. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Эколого-эстетические идеи и теоретические разработки немецких ученых, относящиеся к проблеме воспитания и развития личности средствами природы, а также практика ее решения на предшествующих исторических этапах и в современных условиях. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Научно-обоснованные и практически-значимые условия и направления развития эколого-эстетических отношений, сознания и культуры личности в педагогических воззрениях современной Германии.

ГИПОТЕЗА. Определение и анализ доминирующих воззрений на эколого-эстетическое воспитание в Германии позволяют выявить в целом: 1) тенденцию и перспективы развития гуманистического отношения к природе в практической немецкой педагогике, 2) их широкое интернациональное значение и 3) возможности использования конкретных гуманитарно-лингвистических элементов и моделей в практике отечественной высшей школы. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Изучить в педагогике Германии современные позиции относительно сущности, содержания и способов эстетического освоения природы личностью.

2. Рассмотреть в ретроспективе становление представлений об экологической эстетике в немецкой общекультурной и педагогической традиции.

3. Проанализировать тенденции формирования эколого-эстетических представлений в практике образования и воспитания личности в современной немецкой школе.

4. На основе выявленных в анализе идей, перспективных для развития эколого-эстетической педагогики, построить и апробировать конкретные методические модели эстетического освоения личностью окружающей среды в работе современного отечественного вуза.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ явились философские, культурологические, педагогические, психологические концепции, отражающие современный уровень развития эколого-эстетического сознания личности и опирающиеся на принципы гуманизма. В исследовании привлекаются данные отечественных и зарубежных авторов по отдельным отраслям знаний как основания для развертывания исходной педагогической концепции автора. Особое внимание в исследовании отводится обоснованию интегративной модели эколого-эстетической культуры будущего специалиста как экологичной личности во всех взаимосвязях с природой.

При решении поставленных задач использовались различные МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: историко-теоретический анализ философской, культурологической, педагогической и психологической литературы по исследуемой проблеме; методы сравнения, обобщения, синтезирования; изучение педагогического опыта, наблюдение, моделирование и педагогический эксперимент; для диагностирования применялись тесты-опросники состояния у студентов качеств эколого-эстетического сознания.

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили характер теоретических и опытных разделов исследования, которое проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1991-1994) - ознакомление с германскими и отечественными исследованиями по проблемам эколого-эстетического воспитания, определение методологических позиций в области исследуемой проблемы, выработка гипотезы, определение задач исследования, сбор и систематизация теоретического материала.

Второй этап (1994-1995) - осмысление понятийной системы, концепции эколого-эстетического воспитания, развития гуманистических отношений личности к природе; проведение анализа основных тенденций эколого-эстетического воспитания личности в Германии на современном этапе и в ретроспективе; выявление эффективных форм и методов в аспекте развития гуманистического отношения к природе и их использования в подготовке специалистов.

Третий этап (1995-1997) - ведение в Полоцком государственном университете разработанного автором спецкурса "Эстетическое освоение окружающей среды (на материале Германии)" для групп студентов с углубленным изучением немецкого языка, разработаны и внедрены модели эстетического воспитания средствами природы на занятиях по иностранному языку. Четвертый этап (1996-1998) - на завершающем этапе произведена систематизация полученных данных, подтверждающих эффективность моделей для эколого-эстетического воспитания специалистов разного профиля; осуществлено письменное оформление текста диссертации. ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. В основе диссертационного исследования лежит использование оригинальных документов и источников, научной и учебно-методической литературы, публикаций ЮНЕСКО, периодических изданий на немецком языке (свыше ста публикаций), а также работ отечественных авторов по кругу изучаемых проблем. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в следующем:

1. Впервые в педагогическую науку вводятся данные о состоянии теоретических исследований и практики развития эколого-эстетической культуры личности в ФРГ на основе гуманистических отношений к природе.

2. Дается анализ основных направлений, тенденций эколого-эстетического воспитания личности в ретроспективе и перспективе в современной Германии, выделяются наиболее прогрессивные из них.

3. Осуществляется апробация идей эколого-эстетического воспитания средствами природы, имеющих широкое интернациональное значение в отечественной вузовской практике в рамках оригинального авторского спецкурса "Эстетическое освоение окружающей среды (на материале Германии)" в группах с углубленным изучением немецкого языка; обосновывается необходимость комплексного, интегративного подхода к формированию гумшшстического отношения к природе, при котором лингвистический модуль выступает одной из главных составных частей, влияющих на направленность внутреннего, духовного мира личности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ. Разработан новый подход к анализу проблемы эколого-эстетического воспитания, включающий в себя:

- определение авторских принципов анализа отечественных и зарубежных ориентаций педагогической науки и практики на материале немецкой эколого-эстетической традиции;

- введение в педагогический обиход знаний о позициях немецких ученых и моделях педагогов-практиков в этой области;

- новые направления в сфере отечественного воспитания, образования и развития эколого-эстетической культуры, сознания и деятельности личности;

- разработанную и экспериментально проверенную теоретическую модель и связанную с нею педагогическую систему, стимулирующую формирование гуманистического отношения к природе в процессе углубленного изучения иностранного языка студентами отечественных вузов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования определяется тем, что его результаты непосредственно связаны с решением методических и организационных задач воспитания у будущих специалистов эстетического отношения к окружающей среде, природе как необходимого фактора гармонизации взаимосвязей в системе "природа - общество - личность". Развитое эстетическое отношение к природе в силу своей универсальности, целостности, интегративности в современных условиях оказывает существенное влияние на формирование у молодежи морально-этических качеств, культурно-экологических и гуманных идеалов, реализующихся в деятельности. АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные положения и результаты исследования, содержащиеся в диссертации, опубликованы, а также представлены автором в докладе на секции прикладного языкознания в Дрезденском техническом университете (1990г.), в докладах на научно-методической университетской конференции "Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в университете" (г.Новополоцк, 1994г.), на международной научно-методической конференции по системе гуманитаризации образования, ее концептуальным основам и моделям управления (г.Минск, 1996г.), на симпозиуме "Современные подходы к теории эстетического воспитания", посвященном памяти А.И.Бурова (г.Москва, 1996г.), на международной научно-практической конференции по проблемам истории, культуры, экологии (г.Новополоцк, 1997г.), на Всероссийской конференции "Обновление содержания эстетического образования и развития учащегося и учителя" (г.Москва, 1998г.), на международной научно-практической конференции "Экология и молодежь" (г.Гомель, 1998г.), на заседаниях лаборатории эстетического освоения окружающего мира Исследовательского центра эстетического воспитания РАО.

В русле тематики диссертационной работы на историко-филологическом факультете Полоцкого государственного университета творческим коллективом

под руководством автора ведется исследовательская госбюджетная тема "Эстетическое освоение окружающей среды в ФРГ (Опыт сравнительной педагогики)". Теоретические и методические материалы диссертации используются автором в процессе преподавания немецкого языка, в разработке и апробации спецкурса для групп с углубленным изучением иностранного языка "Эстетическое освоение окружающей среды (на материале Германии)". По тематике диссертационной работы составлено, апробировано и опубликовано пособие на немецком языке "Lesebuch: Ökologie in Deutschland" (Хрестоматия: Экология в Германии), отражающее состояние экологических проблем в стране изучаемого языка и используемое в учебном процессе (Полоцкий государственный университет, 1998г.). НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ следующие положения:

1. Гуманистическое отношение личности к природе формируется в условиях освоения эстетической и экологической культуры в образовательно-воспитательном процессе при оптимальном соотношении гуманитарной и естественнонаучной составляющей.

2. Выявление современных тенденций развития в Германии гуманистического отношения личности к природе на основе эколого-эстетического воспитания позволяет в ходе анализа выделить следующие приоритеты:

а) ценностная переориентация в педагогических условиях отношения личности к окружающей среде через его этико-эстетическую гармонизацию, ведущую от агрессивно-потребительского к ценностно-творческому уровню; в основе построения психолого-педагогического процесса - принцип равной ценности в глобальных масштабах всего существующего в природе;

б) вовлечение личности в освоение эстетических свойств, объектов, форм, взаимосвязей окружающей среды путем развития у молодежи, учащихся сенсибилизации, креативности, ответственности с учетом принципа историзма во взаимосвязях экологии и культуры;

в) специфичная для германской культурной традиции ориентация на расширенное восприятие личностью окружающей среды (Umwelt) включает не только мир природы, но и мир человека, человеческие ситуации, технику, поэтому в современных эколого-эстетнческих воззрениях она выступает как доминанта.

3. Создание предпосылок гуманизации отношения личности к природе на основе выявленных принципов в условиях отечественной педагогической практики приводит к эффективным результатам при наличии специальной культуролого-экологической, в частности, углубленной языковой подготовки, при которой ведущей составляющей в комплексе эколого-эстетического образования и воспитания становится гуманитарно-лингвистический модуль; это содействует освоению и преобразованию в условиях современной педагогической практики определенных прогрессивных германских эколого-культурных ориентации, определяющих экологическое сознание будущего молодого специалиста (в частности, учителя школы).

ДОСТОВЕРНОСТЬ НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, полученных в ходе исследования, обеспечивается методологическими и теоретическими позициями автора, обоснованностью его исходных посылок, реализацией комплексной методики, адекватной предмету, цели и задачам исследования, применением сопоставительного анализа оригинальных источников и отечественных исследований по проблеме экологического и эстетического воспитания личности, обобщением передового педагогического опыта ученых Германии и данных экспериментальной работы, проводившейся автором в рамках практической вузовской деятельности, опытом педагогической работы диссертанта свыше 20 лет.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, формулируются предмет, объект, цель, задачи, гипотеза исследования, раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе - "Исторические тенденции развития эколого-эстетической мысли в Германии как основа современных педагогических ориентаций" - даны определения основных понятий и концептуальные позиции нашего диссертационного исследования, положенные в основу анализа отечественных и зарубежных работ по экологическому воспитанию и образованию, характеризуются основные этапы становления эстетических воззрений на природу в немецкой эстетике, философии, педагогике.

В своей концепции исследования мы исходим из необходимости нового качества культурной коммуникации общества и природы, когда на передний план выдвигаются идеи гуманизации, коэволюции, диалога, равноправия, сотрудничества и компромисса в отношениях с природным миром, что возможно лишь на основе совершенствования чувственно-эстетических ориентаций личности. Анализ философской, педагогической, психологической и экологической литературы как отечественных, так и зарубежных авторов показал, что большинство из них видит внутреннее родство между экологическим и эстетическим воспитанием, ибо и то и другое имее¥ целью формирование личности с целостным взглядом на природу, окружающую среду, мир, согласующей свою деятельность с законами природы, не причиняющей вреда ей и красоте природного мира. Личность с экоцентрическим типом сознания, обладающую деловой компетенцией, мотивационно-ценностным отношением к окружающей среде и способной к

экологически целесообразной деятельности мы называем экологичной личностью.

Под экологической деятельностью в данной работе понимаются все виды и формы деятельности, в том числе.и духовные, связанные с рациональным решением экологических проблем и нацеленные на формирование экологического сознания.

Экологическое сознание включает в себя, совокупность 1 взглядов и представлений о проблемах взаимосвязей в природе и в системе взаимоотношений "человек (общество) - природа", а также о путях оптимального их решения в соответствии с социальными и природными возможностями, эстетическими идеалами и ценностями.

Формирование ответственного отношения личности к природе происходит через приобщение ее к общей, духовной и экологической культуре. Под последней мы понимаем способ деятельности личности, направленный на гармонизацию ее отношений с окружающей средой. Экологическая культура предполагает, помимо ответственности, готовность к экологической деятельности, способность решать те или иные социально-экономические задачи с позиций знания природных процессов, прогнозирования результатов воздействия человека и общества на окружающую среду с учетом духовно-эстетических ценностей человечества.

Под понятием эколого-эстетическое воспитание, которое не получило до сих пор законченного методологического статуса и не имеет четкого определения ни в отечественной, ни в зарубежной педагогике, мы понимаем процесс приобщения человека к создаваемой обществом экологической культуре, формирования у него представлений о самом себе как части универсальной природной целостности, выработки внутренней гармоничной меры активности по преобразованию природного мира. Эколого-эстетическое воспитание предполагает ответственное отношение к Земле как

универсальному, неповторимому феномену, заботу о поддержании равновесия экосистем, личностное освоение природных эстетических ценностей.

В' главе анализируются основные этапы становления эстетических воззрений на природу в немецкой эстетике, философии, педагогике. Рассмотрение идей историко-эстетических исследований зарубежных -преимущественно немецких, - а также отчасти отечественных авторов, трудов по истории культуры, психологии, по отдельным областям естественных знаний позволяет проследить изменение форм и способов эстетического освоения природы, ее осознания от Средневековья до настоящего времени и на этой основе выявить корни современных эколого-эстетических воззрений.

Разрушение средневековой картины мира, вызванное развитием естествознания в периоды Возрождения и Просвещения, влекло за собой культурную переориентацию человека. Индивид Нового времени открыл для себя новые космологические связи, способы ориентации и включения в социальную систему. Окружающий мир, природный ландшафт приобрел особую культурную ценность. Развитие естествознания, искусства, эстетики привело к пониманию природы как среды жизни, исполненной многообразия и красоты. Восприятие прекрасного в природе в немецкой классической философии противоречиво. Существует множество различных эстетических "прочтений" природы в зависимости от глубины и широты познания предмета, социальных влияний, традиций и т.д. Наличие разных взглядов не отменяет, однако, объективности законов красоты в природе. При научном ее постижении идет поиск сущности - рациональными путями разума, при чувственном познании мира выявляется иной способ освоения сущности - путь восприятия и эмоциональной оценки. Эстетическое познание приводит разные пути к единству.

Кант центром своей эстетики делает субъективную способность суждения. Активность человеческого духа идет от познания, соединенного с практической способностью суждения, и находит выражение в творческой

преобразовательной деятельности. Для развития педагогики важно, что его теория свободной деятельности стремилась соединить внутренние возможности субъекта с внешним бытием природы. Эти идеи были развиты Шиллером в его концепции эстетического воспитания. По мысли Шиллера, путем облагораживания характера человека через искусство возможно преобразовать личность и построить "эстетическое государство". Идеалы цельности, всесторонней гармонии природы, человека, искусства, жизни находят отклик в педагогике XIX века. Гердер, Шиллер, Гете, отказываясь от односторонней рационалистической модели человека, шли к выработке концепции воспитания личности в единстве ее духовной активности и чувственной жизни. Ценность бытия они представляли в совокупности истины, добра и красоты, для гармонизации которых должно было служить искусство, в частности, в педагогической сфере. Гете ввел понятие "чувство природы", выделив впервые эту способность субъекта. Он заложил и объективные основы освоения эстетики природы, создав "Учение о цвете".

Эстетика природы Гегеля - очередной этап в рассмотрении тенденций взаимоотношения человека с природой, который торит дорогу философии "партнерства", сотрудничества с ней, основанной на преобразовательной деятельности человека. У Шеллинга природа независима от человеческого сознания, она одухотворена и способна "вочеловечиваться". Идеальный мир с реальным (природой) путем объективации воссоединяет искусство. Произведения искусства Шеллинг уподобляет целостной природе и ее высшему объекту - человеку. Эти предпосылки гармонии разума и мира природы обращены в историческую перспективу, к воспитанию творческой личности.

Многочисленные педагогические течения конца XIX - начала XX вв. (т.н. "реформаторская педагогика") в разработке новой теории эстетического воспитания преодолевают односторонний интеллектуализм и вербализм, обращаясь к эмоциональной сфере ребенка. В русле лучших немецких

эстетических и гуманистических традиций в "новых" школах педагоги-реформаторы (Г.Вюнекен, П.Гехеб, Г.Кершенштейнер, Г.Литц, М.Лузерке, Р.Штайнер и др.) на основе оригинальных форм и средств создают воспитательную среду, способную формировать гуманную, высококультурную личность, любящую свою родину и уважающую другие народы, их нравы, обычаи, традиции. Для педагогики этих школ характерно включение в жизнь школы мира природы, формирование духовно-нравственной культуры воспитанников в походах, экскурсиях, в процессе коллективных форм труда, спортивно-оздоровительных мероприятий, а также на занятиях по искусству и предметам естественно-математического цикла.

В начале XX века расширяется горизонт эстетической науки за пределы изящных искусств. Художественная реальность вбирает различные продукты индустриальной цивилизации, соединяя техническую, коммуникативную и другие формы деятельности с художественно-эстетической активностью. Историческая заслуга создателей художественно-педагогической системы "Баухауза" заключается в попытке преодоления разрыва между искусством и практической деятельностью, в последовательном развертывании идеалов равенства и гармонии в окружающем мире, природе, жизни, а также гуманистического начала, присущего созидательно-технической деятельности, направленной на социально-эстетическое преобразование. Позднее, в 60-е годы XX столетия, в связи с нарастанием экологического кризиса и начавшейся реформой образования опыт реформаторской педагогики был оценен и использован немецкими педагогами.

Таким образом, исторический анализ эстетического отношения к природе показывает, что в немецкой культурной традиции механистический ценностный подход к природе сменяется диалектическим. Переход к новой аксиологии строится на основе достижений культуры, отказе от одностороннего прагматического использования природы, нравственных связях человека с ней и

направлен на сохранение многообразия, богатства и красоты природных объектов.

Во второй главе - "Проблема формирования эколого-эстетического сознания личности в социально-педагогических концепциях Германии" -выделены основные тенденции развития эстетического сознания средствами природы в трудах немецких педагогов, философов, психологов.

Анализ современных исследований позволяет охарактеризовать три подхода немецких ученых к проблеме воспитания "экологичной личности" на основе гуманистической педагогики и психологии.

Для первого подхода, отражающего официальные программы по экологии (ипшеИегаеЬш^), характерна естественнонаучная ориентация. В них не имеет равноправного статуса эстетическое воспитание средствами природы, которое признано в настоящее время в рамках общеобразовательной школы Германии.

Второй подход - экопедагогика (Окорас^о^) - выступает, как реакция на идеи экологического движения, она отрицает прагматическое технократическое отношение к природе; при этом официальную школу, основанную на инструментальном мышлении, а также и педагогическую науку она рассматривает в качестве составной части самой экологической проблемы. Центральное положение экопедагогики - идея "природного обучения", позволяющего избежать запрограммированности конформной системы образования и предоставляющего личности возможности свободных объединений и нормативных ориентаций в качественных ценностях (этических, эстетических, личностных), что определяется масштабами малых экологических сообществ (движение за мир, гражданские инициативы, магазины здоровья и т.д.).

Для третьего подхода - компромиссного, - характерного для нормативной "философии экологического воспитания" (О-МеЛепБ), исходным пунктом является признание самобытности природы, ее онтологической и

чувственно-развивающей ценности. Человек рассматривается как "визави" природы и как ее часть. Признавая сверхцелесообразность природного мира, личность в этическом, эстетическом и религиозно-созерцательном отношении к ней получает возможность самореализации и раскрытия своего гуманного потенциала.

Из анализа указанных подходов следует, что в выработке экологически ориентированной педагогической стратегии имеет место склонность к определенной идеализации, проявляющейся в форме политизированной полемики с излишней долей морализаторства - с одной стороны, и крайностей "технологического пессимизма" - с другой. Несмотря на некоторую категоричность суждений для каждого из направлений характерна конструктивная позиция. Их продуктивные компоненты извлечены и интегрированы в "экопедагогике", не имеющей единой фундаментальной образовательной концепции. Она строится с помощью творческих имитирующих и плановых игр на основе партнерства (Partizipation, Mitbestimmung) и диалогических отношений педагога и ученика (W.Beer, G. de Haan, H.Dauber, R.-J.Heger, H.Moser и др.), стремясь усилить экологические ориентации в школах.

Признаки экологического кризиса в 50-60-е годы показали, что культура и цивилизация, став для человека и его технического творчества объективной реальностью, превратились во "вторую" природу. Как свидетельствует анализ, при осмыслении вопросов социальной ответственности и этики в общем контексте решения экологических проблем, образования и культуры после второй мировой войны вырисовываются две тенденции. Сторонники первой относятся к природе, не тронутой человеческой деятельностью, как к уникальному дару, который нужно бережно сохранять; сторонники второй тенденции, полагая, что "очеловечивание" природы зашло слишком далеко, предлагают заниматься созданием новой природной среды. Взаимодействие техники и технической деятельности рассматривается немецкими философами

(Т.Адорно, Х.Бек, Х.Закссе, Ф.Рапп, Г.Рополь, В.Хесле, К.Ясперс) в совокупности с другими феноменами культуры (социальными, политическими, духовными). Для обеспечения стратегии выживания необходимо совершенствование личности через постижение ценностных (этических и эстетических) структур: как традиционных (добра и красоты), так и заново установленных (самоценности человеческой жизни и природы), что возможно лишь при условии "целостного экологического воспитания и образования". В будущем в единой науке - "гуманистической экологии" (Нитапбко1о^е) - будут синтезироваться формы технико-экономического вмешательства и научного экспериментирования, включающие формы эстетического созерцания (эстетика) и нормативные способы поведения (этика).

Научно-социальная "гуманистическая экология" базируется не на экономическом, а на "экологическом гуманизме", являющемся ведущей идеей философии "зеленого" движения (С.Атегу, W.-D.Hasenclever, С.НаБепскусг, М. Магеп- вп БеЬасЬ), практической натурфилософии "мира с природой" (К.М.Меуег-АЫсИ) и других концепций. Методическим ядром решения экологических задач выступает связь этических аспектов действия с политико-административным и педагогическим внедрением гуманистических принципов, на чем основываются разработка и осуществление экспериментальных моделей ("эксперимент Ворпсведе") и экологического производства ("Винтер-модель").

Из анализа современного состояния эколого-эстетического воспитания и его отражения в социально-педагогических концепциях ФРГ следует, что в немецкой экологической педагогике развивается тенденция к интегративности, трансдисциплинарному взаимодействию содержания и методов различных научных областей. Такое воспитание нацелено на формирование экологически ориентированных потребностей, их гармонизацию, что сказывается на любой человеческой деятельности, преобразующей предметный и социальный мир "по законам красоты" (Шиллер), а также на результатах этой деятельности.

В третьей главе - "Содержание и функции эколого-эстетического воспитания личности в современной педагогика" - показаны реальные пути интеграции психологии, культурологии, искусствознания и конкретных наук в эколого-эстетическом воспитании, возможности ее частичного осуществления в СНГ. Основой восприятия окружающей среды как эстетического объекта объявляется эстетический опыт, полученный в разнообразной повседневной практике. Для немецкой экологической эстетики 70-90-х годов характерна ориентация на расширение границ эстетического восприятия окружающей среды, включающей не только мир природы, но и быт, общение, человеческие ситуации, а также техническую среду и ее объекты.

Согласно анализу современных концепций эстетического воспитания в Германии (H.Ehmer, J.Eucker, А. von Griegern, G.Grüneisl, H.Hartwig, H.Kämpf-Jansen, D.Kerbs, H.Mayrhofer, G.Otto, K.-J.Pazzini, G.Seile, W.Zacharias, J.Zimmer), в предметах, ситуациях, деятельности запечатлеваются отношения к людям и к окружающей среде. Это становится базисом формирования эстетического опыта, эстетических потребностей и эстетического вкуса, а также овладения эстетическим языком природы и ее символикой, предпосылкой для развития экологического воображения и креативности, гуманного отношения не только к живому, но и ко всему сущему в мире (включая стихии) на основе принципа равноценности. В эколого-эстетическом воспитании отчетлив синтез художественно-эстетических, этических и аксиологических критериев.

Внедряемые в педагогическую практику модели, основывающиеся на культурных традициях воспитания чувств, обеспечивают преемственность, реформаторской педагогики начала XX века (движение "новые школы", теория и практика "Баухауза"). Возникающие в последние десятилетия синтетические философские концепции воспитания приоритетное значение придают коммуникации, языку. Представители коммуникативной педагогики (Б.Крамер, В.Попп, К.Шаллер) трактуют свои теории в духе Франкфуртской школы

(Э.Гейнтель, Ю.Хабермас). Философские концепции языка и герменевтика имеют тенденцию к реабилитации и сохранению традиции. Для современного герменевтического философского движения природа попадает в ранг "традиционных ценностей", поэтому оно и воспринимается в качестве защитника природы.

Обучение и развитие эмансипированной, критически мыслящей экологической личности благодаря сотрудничеству, диалогу, предупреждению и коррекции конфликтных ситуаций направлено на утверждение "человеческой коммуникации", на социализацию молодежи, ее институционализацию, оптимальную ориентацию в окружающем мире.

Диссертант на основе разработанного и апробированного им оригинального спецкурса "Эстетическое освоение окружающей среды (на материале Германии)" предлагает свое решение этой задачи. Апробация проводилась в Полоцком государственном университете на факультетах в основном технического профиля в течение 1996-1998гг. в группах с углубленной языковой подготовкой. В ходе апробации при овладении на высоком уровне немецким языком у 80% студентов активизировался интерес к экологическому знанию, заметно выросло умение видеть эстетически значимые свойства природных объектов. В процессе эколого-эстетического образования и воспитания гуманитарно-лингвистическими средствами была осуществлена гуманизация отношений молодежи к природе. Междисциплинарный, комплексный характер содержания спецкурса позволяет осуществить единство познавательного и нравственно-гуманистического начал в педагогическом процессе, что способствует развитию эколого-эстетического сознания, становлению экологической культуры будущих специалистов. Не преувеличивая значения потенциала проанализированных тенденций, следует отметить, что практика эколого-эстетического воспитания личности в Европе (в частности, в Германии) содействует гуманистическому расширению и

углублению отношений с окружающей средой в контексте ориентации отечественной педагогию!, способствует выработке культурно-педагогических стратегий, могущих повлиять на сознание каждого человека и изменить негативную тенденцию в ходе развития экологического кризиса.

В заключении диссертации обобщены основные положения работы и сделаны следующие выводы.

1. В результате теоретического исследования обоснована и конкретизирована актуальность изучения проблемы эколого-эстетического воспитания в Германии как основы развития гуманистических отношений личности к природе. Гуманистическое отношение к природе определено как новое качество культурной коммуникации общества и природы, основанное на идее гуманизации, равноправия, диалога, сотрудничества и компромисса в отношениях с природным миром, что выступает одной из новых ориентации в современной педагогике.

2. Установлено, что теория и практика эколого-эстетического воспитания в Германии в условиях интенсивного становления направлены на формирование личности с экоцентрическим типом сознания - "экологичной личности". Преобладающей моделью, благоприятной для этого, выступает преодоление антропоцентрического сознания, а формирование экологичной личности становится возможным при условии мотивационно-ценностного отношения к природе, развитии деловой компетенции и экологически целесообразной деятельности уже в период школьного обучения. Вместе с тем современные новаторские концепции эколого-эстетического воспитания ориентированы на интегрированное знание и междисциплинарные связи, включающие все сферы как образовательного процесса, так и реального быта. Это позволяет преодолевать в повседневном процессе социализации молодежи дефицит эмоционально-чувственного опыта и продуктивной предметной деятельности.

3. Глобальный гуманистический подход в области образования, характерный для немецкой педагогики, приобретает интернациональное значение, помогая преодолению "технопессимизма" в трактовке современной экологической ситуации и становлению новой "гуманистической аксиологии".

4. В теоретическом анализе и опытной апробации установлено, что одной из главных составных частей комплексного эколого-эстетического образования может явиться эстетико-культурологический лингвистический модуль. В концепциях немецких ученых было выявлено, что обращение к языку, воздействуя на внутренний, духовный мир человека, создает предпосылки для формирования у молодежи экологической культуры, высоких морально-этических качеств, гуманистического отношения личности к природе. Разработанный на этой основе, а также анализа потенциала экологических концепций Германии как продуктивных для развития европейской модели эколого-эстетического сознания педагогический лингвистический модуль для студентов при апробации обнаружил свою достаточную результативность. Данный опыт в контексте рассмотрения культурологических, педагогических, экологических оснований подтвердил правильность нашего подхода при решении проблемы.

Проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающий анализ. Результаты работы свидетельствуют о том, что возможности эколого-эстетического воспитания как условия гуманизации отношений личности к природе в ходе учебно-воспитательного процесса в вузе используются далеко не полностью. Дальнейшая разработка может идти по пути теоретического и технологического поиска средств коммуникативной дидактики и освоения междисциплинарных связей.

Основные положения исследования изложены в следующих публикациях:

1. Шульженко AK. От этики благоговения перед жизнью к экологической культуре / Веста Полоцкого государственного университета. Сер. А: Гуманитарные науки. -Т.2. -Новополоцк. -1996. - С. 98-103.

2. Шульженко А.К. (в соавторстве). "Педагогизация" экологии в ФРГ (Этапы становления) // Экология и молодежь. (Исследования экосистем в условиях радиоакгавного и техногенного загрязнения окружающей среды). Материалы 1-й мевдунар. научно-практ. конф. в 2-хтомах. -Т. 2. -Гомель: ГГУ, 1998. -С. 101-102.

3. Шульженко А.К. Проблемы эколого-эстетического воспитания в педагогике ФРГ // Акгавные методы обучения и качество подготовки специалистов в университете. Материалы 1-й научно-метод. конф. ун-та /111 У. - Новополоцк, 1996.-С. 15-16.

4. Шульженко АК. Содержание и функции эколого-эстетического воспитания личности в современной пракгаческой педагогика (на примере исследований ученых ФРГ) // Обновление эстетического образования учащихся и учителя. Тезисы докл. и сообщений Всероссийской научно-практ. конф. -М., 1998. - С.55-57.

5. Шульжэнка АК. Экалапчнае выхаванне у Германл // Адукацыя i выхаванне. - Мн. -1996.-№ 6.-С. 117-121.

6. Шульженко АК. Эколого-эстегаческое воспитание личности в современной педагогике Германии // Экология и молодежь. (Исследования экосистем в условиях радиоакгавного и техногенного загрязнения окружающей среды). Материалы 1-й междунар. научно-практ. конф. в 2-х томах. - Т. 2. - Гомель: ГГУ, 1998.-С. 100-101.

7. Шульжэнка АК. Эстэтычнае асваенне навакольнага асяроддзя у ФРГ // Система гуманитаризации образования в Республике Беларусь: концептуальные основы, модели, уровни, управление. Тезисы докл. междунар. научно-метод. конф. - Мн.: Изд-во Респ. ин-та высшей школы, 1996. - С. 235-236.

8. Schulshenko А Ökologie in Deutschland. - Nowopolozk Pokdcer Universität, 1997. - 40 S.

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шульженко, Александра Кузьминична, 1998 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ГЕРМАНИИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИИ.

1. Исходные позиции анализа эколого-эстетической педагогики ФРГ.

2. Ретроспективное изучение эстетического отношения к природе в культуре Германии.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ

ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ ГЕРМАНИИ.

1. "Педагогизация" экологии в ФРГ.

2. Отражение современной эколого-эстетической ситуации в педагогических концепциях.

I 3. Развитие представлений об эстетическом отношении к окружающей среде в эпоху осознания экологического кризиса.

ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ.

1. Практические подходы к эстетическому освоению окружающей среды в Германии.

2. Возможности включения в отечественное вузовское образование спецкурса "Эстетическое освоение окружающей среды (на материале Германии)" как условия расширения и обогащения эколого-эстетических отношений, сознания и деятельности студентов (Ход и результаты апробации).

Введение диссертации по педагогике, на тему "Эколого-эстетическое воспитание как условие гуманизации отношений личности к природе"

Актуальность исследования. Одной из стабильных характеристик современной жизни является резкое обострение противоречий между человеком и окружающей средой. В последние несколько десятилетий в результате чрезвычайно быстрого научного прогресса, а также технических и социальных изменений многие формы человеческой деятельности на планете приобрели опасный и, возможно, даже необратимый характер.

Общественное сознание стало оценивать остроту возникших экологических проблем в отличие от закономерных изменений природной среды в ходе ее естественноисторической эволюции как следствие уродливого развития общественного производства, а также общества в целом. В силу этого противоречиво стало восприниматься значение субъективного фактора, роль, место и мера ответственности каждого человека в рациональном использовании природных ресурсов, защите окружающей среды, освоении природы, что характерно для всего мирового сообщества, стран Европы, СНГ, России.

Проблемы просвещения, формирования экологической культуры, информирования основных групп населения, особенно молодежи, подготовки квалифицированных кадров выдвинуты среди приоритетов на Всемирном ЭКО-форуме-92 в Рио-де-Жанейро, могущих содействовать прогрессу как устойчивому развитию, определяющему гармонию общества с природой. Анализ современных воззрений ученых и деятелей культуры, а также практики эколого-эстетического воспитания личности в Европе в контексте ориентации отечественной педагогики может содействовать ее обогащению и совершенствованию.

Современная немецкая школа, пронизанная духом христианского гуманизма, ставит перед собой в качестве цели воспитания идеальную личность, для которой были бы характерны такие качества, как готовность к творчеству и риску, европейский склад ума и его гибкость, космополитический дух, - т.е. черты характера инициативного "гражданина демократического государства", отвечающего насущным требованиям своего времени. Наряду с возвышением роли науки для воспитания такой личности необходима одновременно духовная сенсибилизация, интенсификация эстетического чувства природы, способная поднять человека над обыденным, сообщить ему состояние возвышенного, помочь принять как ценность гуманные стороны жизни и соответствующее отношение к ней.

Подход к природной среде с позиций ее защиты и охраны возможно реализовать только на основе целенаправленной природосберегающей практики, которая, в свою очередь, выступает результатом сознательного культурного отношения к природе как к ценности не только утилитарной, но и духовно-эстетической. Для решения проблемы рационального природопользования необходимо обращение к эстетическому освоению окружающей среды современными поколениями. С развитием индивидуального экологического сознания, определяющего отношение к природе каждого человека, и возникают в сфере педагогики задачи эколого-эстетического воспитания личности как специфические явления в образовательном и воспитательном процессе, поставленные на повестку дня самой жизнью.

В своей концепции исследования мы исходим из необходимости нового качества культурной коммуникации общества и природы, когда на передний план выдвигаются идеи гуманизации, коэволюции, диалога, равноправия, сотрудничества и компромисса в отношениях с природным миром, что возможно лишь на основе чувственно-эстетического совершенствования личности. Развитие и утверждение гуманного, бережного отношения к окружающей среде, морально-эстетических ценностей в деятельности людей, во взаимодействии с природой во многом зависит от системы воспитания. В различных странах мира педагоги ищут оптимальные способы решения проблем сохранения биосферы посредством разработки содержания, путей и средств экологического образования и воспитания подрастающего поколения.

На проходившей в Тбилиси в 1977 году Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды, созванной ЮНЕСКО в сотрудничестве с ЮНЕП, обсуждались различные педагогические подходы к решению экологических задач, требующих от взаимозависимого современного мира "вклада всех естественных, социальных, гуманитарных наук и искусства" (128, с.24). Указывалось также на необходимость внесения изменений в ряд устоявшихся подходов к преподаванию, особенно в области формального образования, подчеркивалась необходимость широкого обмена опытом и сотрудничества в этой сфере.

Эколого-эстетическое воспитание - одна из областей эстетического воспитания, возникшая с опорой на данные педагогики, психологии, культурологии, эстетики, искусствознания, естественных и общественных наук. Свою задачу эколого-эстетическое воспитание видит в разработке научных основ, позволяющих научить человека воспринимать и оценивать эстетические объекты в окружающей среде, видеть их место и роль в эстетическом поле, что возможно благодаря повышению сенсибилизации чувств, развитию креативности личности и общества. Забота об окружающей среде и ее охране определяется экологическим поведением личности, которая строит свои отношения с миром на основе понимания эстетической ценности природы, окружающей среды, а также норм и критериев при взаимодействии с ней. Комплексный характер экологических проблем заставляет педагогов Германии искать оптимальные пути и средства решения проблем биосферы в содержании экологического образования и воспитания подрастающего поколения.

Страны СНГ, образовательная система которых стремится возродить свою самобытную историческую основу, не могут развиваться изолированно. Интегрируясь в мировое пространство, они стремятся аккумулировать лучшие достижения зарубежных стран, в том числе и в области экологической образовательной политики. Анализ и обобщение подходов эколого-эстетического воспитания личности в ФРГ, где далеко продвинуты вперед теория и практика в этой сфере, могут быть полезны для разработки программ и концепций в отечественной педагогической науке, стимулировать развитие сравнительной педагогики.

В 70-90-е годы отечественной философской и педагогической наукой велись широкие исследования, объектом которых являлись эстетические отношения общества и природы, специфика и закономерности развития экологической культуры, многосторонне освещались эстетические, гуманистические связи человека с природой, объективные основания красоты окружающей среды (Апресян Г.З., Самохвалова В.И., Смольянинов И.Ф., Печко Л.П., Хацкевич Д.Х. и др.). Вопросам нравственно-эстетического воспитания средствами природы посвящен ряд работ Абросимова Б.Н., Киященко Н.И., Кормина H.A., Лейзерова Н.Л., Лихачева Б.Т., Назаровой Н.С., Старостина В.И. Анализ этих проблем представлен в кандидатских и докторских диссертациях (Боровик С.Г., Галимова Т.М., Кантария Р.Г., Печко Л.П., Плеханов Е.А., Сокуренко Е.Г., Фомина М.Н., Хацкевич Д.Х.). Пути интеграции гуманитарных, общественных и естественнонаучных знаний в процессе формирования эколого-эстетической культуры личности отражены в трудах Гачева Г.Д., Гирусова Э.В., Лихачева Д.С., Мейлаха Б.С. и др. Психологические предпосылки эффективного экологического воспитания, ориентированного на гуманитарное знание, представлено в трудах отечественных (Асмолов А.Г., Божович Л.И., Дерябо С.Д., Зинченко В.П., Леонтьев А.Н., Немов P.C., Петровский A.B., Ясвин В.А. и др.) и зарубежных (Д.Гибсон, Ж.Годфруа, А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, К.Хорни, Э.Шпрангер и др.) авторов.

Как свидетельствуют факты, в отечественной педагогике анализу проблем экологического воспитания в таких высокоразвитых странах, как США, ФРГ,

Великобритания, Франция» в 70-90-е годы уделялось недостаточно внимания. Природоохранительному просвещению учащихся в средней школе США посвящены работы Червонецкого В.В., в которых накопленный американской школой опыт педагогов-инвайронменталистов критически анализируется и обобщается, начиная с 20-х годов. Ученый избирает комплексный подход в рассмотрении природоохранительных задач в американской школе, включающий дисциплины как естественнонаучного, так и гуманитарного цикла, где представлены эстетические и этические аспекты содержания экологического образования.

Круг авторов, анализировавших образовательную систему ФРГ, ограничен (Андреев В.И., Бакрадзе Н.Г., Борисов Н.И., Васильева М.А., Коваленко Ю.И., Пискунов А.И., Сергеева Н.И., Соловьева Л.Д., Титович С.П., Яркина Т.Ф. и др.). Диссертации Купеевой В.Д., Курамагомедова K.M., Мерклингера И.М., Мусиной С.Т., Писаревой Л.И., Рачковой Н.С., Титовича С.П., Федотовой Е.Е., Федотовой О.Д., Фуряевой Т.В., Шкиндера В.И. отражают образовательные и воспитательные процессы в немецкой школе в 6080-е годы в свете проводившихся в этой сфере реформ, дают анализ теоретико-методологических основ немецкой педагогики. Проблемам реформаторской педагогики конца XIX - начала XX веков посвящены кандидатские диссертации Образцовой Л.В. и Оксак Т.А.

Подавляющее число отечественных ученых до 90-х годов подходило к системе образования Германии с традиционными мерками. Практически вне поля зрения оказались проблемы модернизации профессионального образования, развития альтернативных школ, осуществления на практике концепции демократизации школы, образования для всех, его дифференциации. В 80-90-е годы Андреев В.И., объектом своего исследования избравший современную систему образования в ФРГ, проводит обобщение опыта реформирования среднего, высшего и педагогического образования, анализирует тенденции его развития. Однако у указанных авторов "удельный вес" эколого-эстепгической тематики практически отсутствует, он касается в основном педагогических новаций "зеленого" движения (диссертация Сергеевой Н.И.).

Хотя Германию можно по праву назвать родиной европейского эстетического воспитания (Баумгартен, Лессинг, Мендельсон, Шиллер, Кант, Гегель, а также Гербарт, Штайнер и многие другие своими теоретическими работами заложили основу науки эстетического воспитания), до середины XX века традиционными предметами эстетического воспитания считались дисциплины художественного цикла.

Бурное развитие науки и техники, научно-технический прогресс со всеми его издержками заставили ученых Германии под другим углом зрения посмотреть на эту традиционную сферу педагогики. С возникновением концепции "визуальной коммуникации" внимание переключается с предметов, возвышающихся над обыденной действительностью, на предметы повседневного зрительного восприятия, быт, внешнюю и внутреннюю экологию человека. Философы и педагоги Д.Зауберцвайг, Г.Зелле, Н.Луманн, Г.Люббе, Х.Майрхофер, К.-Й.Паццини, Г.Харниш, Х.Штурм, Х.Эмер, психологи Г.Камински, Г.Кессель, Г.Ойлефельд, Г.-И.Фиткау, Л.Эккенсбергер в своих работах рассматривают предметную среду и человека как важнейший фактор эстетического освоения мира, выделяют эстетическое значение социальных условий и среды его жизни, быта, досуга.

Современная экологическая ситуация в педагогике, психологии и социальных науках намечает объективную необходимость рассмотрения окружающей среды не только как пригодной для жизни среды обитания или вещественно-энергетического базиса общественного человека, но и как основы его социально-духовного богатства, всей полноты его проявлений. В работах Б.Глезера, Й.Губера, Х.Шуберта, К.Айзенбарт, Г.Пихта говорится о возможности "гуманистической экологии" в современном обществе, о возрастании требований к гуманитарной сфере сознания. В последнее десятилетие появился ряд педагогических исследований (Д.Большо, Г.Бубольц, Г.Мертенс, Р.Остхофф и др.), авторы которых пытаются наметить основные направления в образовательно-воспитательной работе в этой сфере, рассматривая проблему не только в естественнонаучном, но и социальном плане, учитывая многостороннее значение природы для людей (социально-экономическое, научное, воспитательное, эстетическое и т.д.). Эстетический аспект проблемы, однако, рассматривается здесь в ряду других, не имеет собственного четкого объема и содержания. Нет и методологической ясности в отношении того, что принято называть "эстетикой природы".

Воспитание эстетической, экологической, этической культуры личности и общества немецкая педагогика в перспективе связывает с созданием предпосылок для гуманной жизни, характеризующейся гармонией и полнотой, всеобъемлющей красотой природы, культуры, общественных отношений, глобальной эстетичностью. Это требует совершенствования внешнего и формирования внутреннего мира человека, научного прогнозирования и социального планирования. Поэтому спектр проблем, включающий экологические вопросы, очень многообразен. В обществе постоянно ведется множество дискуссий по проблемам эстетических потребностей, идеалов, труда, досуга, дизайна, моды, игры. Все эти вопросы связываются с эстетическим сознанием, эстетической деятельностью и интерпретируются в экологическом ключе. К сожалению, в отечественной литературе такие явления или вообще обойдены вниманием педагогов и философов, или представлены скупыми публикациями, хотя у нас экологическое движение в Западной Европе в целом освещается в общественно-политической литературе достаточно полно.

Цель исследования - научный анализ современных и ретроспективных представлений об эстетике природы в немецкой философской, педагогической, естественнонаучной мысли как основания педагогических концепций экологоэстетического воспитания современной молодежи, рассмотрения эстетического освоения природы в разных видах человеческой деятельности в процессе формирования эколого-эстетической культуры и гуманистического отношения личности к окружающему миру.

Задачи исследования: 1) изучение современных позиций относительно сущности, содержания и способов эстетического освоения природы личностью в педагогике Германии; 2) рассмотрение в ретроспективе становления представлений об экологической эстетике в немецкой культурной и педагогической традиции; 3) выявление экологических, эстетических, культурологических и социально-психологических тенденций в классическом и современном отношении к природе; 4) анализ тендений формирования эколого-эстетических представлений личности в современной практике немецкой школы в процессе образования и воспитания; 5) на основе выявленных в анализе перспективных идей для развития эколого-эстетической педагогики построение и апробация методической модели эстетического освоения личностью окружающей среды в работе современного отечественного вуза.

Объект исследования - эколого-эстетическое воспитание и образование в теоретических разработках немецких ученых по проблеме экологического и эстетического воспитания личности средствами природы, а также практика ее решения в исторических и современных условиях.

Предмет исследования - условия развития эколого-эстетического отношения, сознания и культуры личности в педагогике современной Германии.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в педагогическую науку и практику вводятся данные о состоянии исследований эколого-эстетической культуры личности в Германии, дается анализ основных направлений и тенденций эколого-эстетического воспитания, выделяются наиболее прогрессивные и перспективные из них, осуществляется апробация отдельных идей в отечественной вузовской практике.

Теоретико-методологическая и источниковедческая база исследования: исследование опирается на достигнутый в современной отечественной, немецкой и другой зарубежной как педагогической, так и философской, эстетической и психологической литературе уровень изучения эколого-эстетического сознания личности и ее качеств под воздействием культурной и социальной среды. По частным вопросам, связанным с данной темой, привлекаются данные отечественных и зарубежных авторов по отдельным отраслям знаний как основание для развертывания исходной педагогической концепции автора.

Гипотеза исследования включает предположение: определение и анализ доминирующих воззрений на эколого-эстетическое воспитание в Германии позволяет выявить в целом тенденции и перспективы развития гуманистических отношений к природе в практической немецкой педагогике, их широкое интернациональное значение и, в частности, возможности использования их конкретных гуманитарно-лингвистических элементов и моделей в отечественной педагогической практике высшей школы.

Теоретическое и практическое значение исследования связано с решением практических задач эстетического отношения к природе как необходимого фактора гармонизации отношений в системе "природа - общество". Разработан и апробирован на этой основе спецкурс для вуза "Эстетическое освоение окружающей среды (на материале Германии)". Материал данной диссертации может быть использован в модернизации программ и курсов эколого-эстетического профиля, в преподавании педагогики в вузах, техникумах, школах и прочих учебных заведениях, а также в работе с населением. Разработана авторская модель отечественных и зарубежных, в особенности немецких ориентаций педагогической науки и практики в сфере воспитания, образования и развития эколого-эстетической культуры, сознания, отношения и деятельности личности, введены в педагогический обиход знания о позициях немецких ученых и практиков в этой области.

Апробация исследования. Основные положения и результаты исследования, содержащиеся в диссертации, опубликованы в работах и представлялись автором на секции прикладного языкознания в Дрезденском техническом университете (ГДР, 1990г.), в докладах на научно-методической университетской конференции "Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в университете" (г.Новополоцк, 1994г.), на международной научно-методической конференции "Система гуманитаризации образования в Республике Беларусь: концептуальные основы, модели, уровни, управление" (г.Минск, 1996г.), на симпозиуме "Современные подходы к теории эстетического воспитания", посвященном памяти А.И.Бурова (г.Москва, 1996г.), на международной научно-практической конференции "Двина-Дзвша-Оагщауа: история, культура, экология" (г.Новополоцк, 1997г.), на Всероссийской конференции "Обновление содержания эстетического образования и развития учащегося и учителя" (г.Москва, 1998г.), на международной научно-практической конференции "Экология и молодежь" (г.Гомель, 1998г.), на заседаниях лаборатории эстетического освоения окружающего мира Исследовательского центра эстетического воспитания РАО.

В русле тематики диссертационной работы на историко-филологическом факультете Полоцкого государственного университета творческим коллективом под руководством автора с 1997 года ведется научное исследование по госбюджетной теме "Эстетическое освоение окружающей среды в ФРГ (Опыт сравнительной педагогики)". Материал диссертации широко используется автором в процессе преподавания немецкого языка на кафедре иностранных языков и в разработке и апробации авторского курса для студентов Полоцкого государственного университета "Эстетическое освоение окружающей среды (на материале Германии)", где рассматривается методология и методика исследования. Достоверность исследования заключается в правильности методических и методологических подходов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Результаты работы свидетельствуют о том, что возможности эколого-эстетического воспитания как условия гуманизации отношений личности к природе в ходе учебно-воспитательного процесса в вузе далеко не исчерпаны. Дальнейшая разработка может идти по пути теоретического и технологического поиска средств коммуникативной дидактики и освоения междисциплинарных связей.

Наше обращение в анализе проблемы эколого-эстетического воспитания личности к педагогическому опыту Германии определяется традиционно сильной общефилософской ориентацией немецких специалистов по научной педагогике. В социокультурных изменениях нашего общества необходимо использование глобального гуманистического подхода в области образования, идей сосуществования различных философских, культурных моделей и психолого-педагогических программ. В условиях современного экологического кризиса, проявляющегося весьма остро в ряде республик СНГ, накопление зарубежного опыта и анализ результатов научных достижений, связанных с перспективными технологиями обучения и воспитания в этой сфере, выступает как актуальнейшая национальная проблема. Немецкий опыт эколого-эстетического воспитания заслуживает внимания и может использоваться при разработке концепций образования в отечественной педагогике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представления об эстетическом воспитании средствами природы в Германии прошли большой и сложный путь эволюционного развития. Признание эстетической ценности природы происходило вместе с развитием науки и искусства, с утверждением специализированного взгляда на мир и природу. Рациональные методы познания природы низводили ее до совокупности умопостигаемых математических элементов. Однако они же способствовали раскрытию объективных основ красоты и более глубокому пониманию природы. Из нашего анализа следует, что в немецкой классической философии существует множество различных эстетических "прочтений" природы, которые, однако, не отменяют объективности законов красоты в природном мире. При научном ее постижении идет поиск сущности -рациональными путями разума, при чувственном познании мира выявляется иной способ освоения сущности - путем восприятия и эмоциональной оценки. Эстетическое познание приводит разные пути к единству.

В середине XX века комплексный характер экологических проблем заставил немецких педагогов искать оптимальные пути и средства реализации понятий о проблемах природного мира, биосферы, Земли в содержании экологического образования и воспитания подрастающего поколения. В условиях глобального экологического кризиса, вызванного современной цивилизацией, немецкое общество и педагогическая наука вынуждены были взглянуть на экологические проблемы не просто как на придаток к обычному занятию по определенному предмету, а как на неотъемлемую составную часть воспитания вообще, которое представляет собой непрерывный образовательный процесс, продолжающийся в течение всей жизни.

Формирование экологических концепций воспитания обусловлено социально-экономическими требованиями, развитием философской, педагогической, эстетической мысли, а также смежных с педагогикой наук. Процесс становления эколого-эстетического воспитания связан с развитием экологической теории в целом. Дисфункциональности в отношении "человек -окружающая среда", отчуждение от мира, поиск новых форм жизни и ценностных образцов показали, что за комплексом проблем, означенным словом Umwelt (окружающий мир, среда), скрывается ценностная, чувственная проблематика, проблематика компетентности. Она коренится в обедненном отношении человека индустриальной цивилизации к природе.

Наше исследование показывает, что экологическая проблематика во всей ее настоятельности признана немецкой педагогикой и сделаны первые шаги в развитии экологически ориентированного воспитания. Поиск природной и социальной среды, более приспособленной к человеку, увязывается педагогикой с перспективой воспитания личности, для которой, наряду с чертами инициативного "гражданина демократического государства", был бы присущ целостный взгляд на окружающую среду, природу, мир в совокупности.

Анализ философско-педагогических, эстетических, психологических, естественнонаучных, культурологических исследований свидетельствует о том, что теория и практика эколого-эстетического воспитания в условиях интенсивного становления направлены на формирование личности с экоцентрическим типом сознания - "экологичной личности". Ведущей моделью, благоприятной для этого, выступает преодоление антропоцентрического сознания, а формирование экологичной личности становится возможным при условии мотивационно-ценностного отношения к природе. Наряду с возвышением роли науки для такой личности характерна одновременная духовная сенсибилизация, интенсификация эстетического чувства природы, которое поднимает человека над обыденным, переводит в состояние возвышенного, помогает сосредоточиться на гуманных сторонах жизни, стимулирует деловую компетенцию и экологически целесообразную деятельность.

С возрастанием интереса к духовным аспектам в современной экологической ситуации в Германии наметилась объективная необходимость "гуманистической аксиологии", которая склонна считать окружающую среду не только вещественно-энергетическим фактором и средой обитания человека, но и источником социально-духовного богатства, способным активно влиять на внутренний мир человека. Гуманистическое отношение к природе является новым качеством культурной коммуникации общества и природы, основанным на идее гуманизации, равноправия, диалога, сотрудничества и компромисса в отношениях с природным миром, которое выступает одной из новых ориентаций в современной педагогике.

Характерный для экологической педагогики этический пафос, восходящий к концепции благоговения А.Швейцера, учитывает исторический опыт и традиции воспитания культуры чувств. Взятая на вооружение педагогикой концепция благоговения помогает педагогам преодолевать "технопессимизм" в трактовке современной экологической ситуации, вселяет надежду на ликвидацию экологического кризиса с помощью духовных средств.

Современные новаторские концепции эколого-эстетического воспитания ориентированы на интегрированное знание и междисциплинарные связи, включающие как все сферы образовательного процесса, так и реального быта. Это позволяет преодолевать в повседневном процессе социализации молодежи дефицит эмоционально-чувственного опыта и продуктивной предметной деятельности.

В теоретическом анализе и опытной апробации нами выявлено, что одной из главных составных частей комплексного эколого-эстетического образования, воспитания и коммуникации является лингвистический модуль. Язык как выраженное в семантических символах и формах руководство к овладению культурой служит важнейшим средством изучения явлений и проблем -исторических, культурных, поведенческих, - тесно связанных с экологией. В концепциях немецких ученых прошлого и современности показывается, что язык, воздействуя на внутренний, духовный мир человека, создает предпосылки для формирования у молодежи экологической культуры, высоких морально-этических качеств, гуманистического отношения личности к природе.

На основе этой посылки, а также анализа потенциала экологических концепций Германии как продуктивных для развития европейской модели эколого-эстетического сознания нами был разработан педагогический лингвистический модуль для студентов отечественного вуза. Его апробация подтвердила результативность данного опыта и научных культурологических, педагогических, экологических оснований в контексте решения проблемы. Интегративный характер занятия способствует повышению уровня экологического сознания студентов, создает условия для гуманного отношения к природной среде, обогащает экологическую культуру личности. Обучение в группах с углубленной программой по немецкому языку стимулирует коммуникативные процессы, помогает оптимальной ориентации молодежи в окружающем мире, ее социализации и институционализации. В процессе эколого-эстетического образования и воспитания была осуществлена гуманизация отношений студентов к природе гуманитарно-лингвистическими средствами.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шульженко, Александра Кузьминична, Москва

1. Алаев Э.Б. Экономико-географическая терминология. - М.: Мысль, 1977. - 199 с.

2. Андреев В.И., Степанов В. А. Реформы систем образования в посткоммунистических странах Европы. Мн.: Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь, 1996. - 169с.

3. Андреев В.И. Система образования в ФРГ. Минск: Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь, 1993. - 102 с.

4. Андреев В.И. Из истории школы и подготовки учителей в Тюрингии // Экспересс-информация. НИИ педобразования АПН СССР. -1991. № 3. - С. 3-16.

5. Андрэеу У.1. Тэндэнцьй педагапчнай адукацьи у Германи // Народная асвета- 1992. № 3. - С. 75-78.

6. Антология педагогической мысли: В 3-х т. / Сост. К.И.Салимова, Г.Б.Корнетов. М.: Высшая школа, 1988. - Т.1. - 446 с.

7. Апресян Г.З. Эстетика и художественная культура социализма. М.: Изд-во МГУ, 1984. -328 с.

8. АсмоловА.Г. Психология личности: Учебник.-М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367 с.

9. Афасижев М.Н. Эстетика Канта. М.: Наука, 1975. - 136 с.

10. Байнхауэр X., Шмакке Э. Мир в 2000 году: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1973,- 240 с.

11. И. Бахтин М. Смелее пользоваться возможностями // Новый мир. 1970. -№11,-С. 237-240.

12. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. - 448 с.

13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологические исследования). М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

14. Борисевич А.Р. Возможности курса педагогики в формировании экологической направленности учащихся педагогического колледжа // Адукацыя 1 выхаванне. 1997. - № 5. - С. 67-70.

15. Борисов Н.И. Критический анализ коммуникативной теории воспитания в педагогике ФРГ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984. - 19 с.

16. Боровик В., Беликов Г., Калашников С. По образовательным стандартам России и Германии // Высшее образование в России. 1996. - №1. - с. 144-146.

17. Боровик С.Г. Отношение человека к природе как объект морально-эстетического анализа: Автореф. дис. канд.филос. наук. М., 1985. - 16с.

18. Будагов P.A. Очерки по языкознанию. М.: Изд-во АН СССР, 1953. - 280с.

19. Будагов P.A. Человек и его язык. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 263 с.

20. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - 415 с.

21. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссии в эстетике. М.: Искусство, 1975. - 175 с.

22. Васильева М.А Структура школьного образования Западной Германии // Советская педагогика. 1991. -№ 6. - С. 130-136.

23. Влияние научно-технической революции на искусство и нравственность / Проблемы этики и эстетики. Вып.4. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977. -160 с.

24. Вопросы истории и теории эстетики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 186 с.

25. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. - 367 с.

26. Галимова Т.М. Эстетическая ценность природы: Автореф. дис. канд. филос. наук. / Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. Свердловск, 1987. - 18 с.

27. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.- 138 с.

28. Гаман Р. Эстетика / Пер. с нем. М.: Изд-во "Проблемы эстетики", 1913. -160 с.

29. Гармонизация системы: "Человек природа" / АН СССР. Институт философии. - М., 1989. - 138 с.

30. Гартман Н. Эстетика. М.: Изд-во ин. лит-ры, 1958. - 692 с.

31. Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991. ~ 272 с.

32. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.2. Философия природы. -М.: Мысль, 1975.-695 с.34.