Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Экскурсия в художественном музее как средство формирования установки на восприятие искусства у младших школьников

Автореферат по педагогике на тему «Экскурсия в художественном музее как средство формирования установки на восприятие искусства у младших школьников», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Рева, Наталия Дмитриевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1991
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Экскурсия в художественном музее как средство формирования установки на восприятие искусства у младших школьников"

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Специализированный совет К 018.12.01

На правах рукописи

РЕВА Наталия Доттриевна

ЭКСКУРСИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УСТАНОВКИ НА ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

13.00.01 - теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на сосисяаяие ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 1991

Работа выполнена в Научно-исследовательском институте художественного воспитания Академии педагогических наук СССР

Научный руководитель

Официальные оппоненты:

Ведущее учреждение

Защита состоится

г 1УС И

- член-корреспондент АПН СССР доктор педагогических наук профессор Б.П.Юзов

- доктор философских наук профессор В.А.Разумный,

- кандидат педагогических наук Е.И.КЬнухова

- Научно-исследовательский институт культуры МК РСФСР и АН СССР

1991 г. в

часов на заседании Специализированного совета К 018.12.01 по присувдению ученой степени кандидата педагогических наук в Научно-исследовательском институте художественного воспитания АПН СССР по адресу: 119034, г.Москва, К-34, Кропоткинская наб., 15.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

^ Автореферат разослан V.

ФУ

а.С":

'''/¿'/Л 1991 г.

Ученый секретарь

Специализированного совета, •""Т"' кандидат педагогических наук ' ^¡^ " г.В.Арзямова

СВШ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Актуальность нее лед.о ванн я. Задача гуманизации школы, приобщения молодежи к духовным ценностям, выработанным человечеством за всю истории его существования, определяется сегодня как одна из главных в деле реформы образования.

Решение этой задачи самым непосредственным образом касается учреждений искусства и, в первую очередь, - художественных музеев, играющих значительную роль в повышении эстетической культуры людей разных возрастных категорий.

Специфика музея - в его демократичности, в возможности воспитательного воздействия на все категории и группы населения. Однако у многих в наши дни вызывает тревогу факт противоречия между массовостью и эффективностью педагогической работы музеев. В связи с этим, перед художественными музеями встал вопрос: каким образом, сохраняя демократичность, не допустить подмени подлинно глубокого эстетического восприятия произведения простой информацией о нем?

Очевидно, что создание даже самых идеальных условий для восприятия искусства само по себе еще не приводит к достаточному воспитательному эффекту. Отсутствие эстетической всс припмчивости сводят "на пег" усилия музея во воспитанию зрителя. Создается ситуация, когда действует лишь объективный фактор /внешние условия для восприятия/, в то время как фактор субъективный, - потребность самого субъекта в восприятии, - отсутствует. Иными словами, из педагогического процесса изымается личность воспитуемого с ее мотивами и установками, с ее отношением к искусству.

История музейно-просветительной работы показала, как художественные музеи постепенно начинали осознавать роль этого субъективного фактора, то есть необходимость все более активного воздействия на зрителя в плане его эстетического развития. Речь, в данном случае, идет о наличии предкоммуникативной /предварительной/ фазы художественного восприятия, которую связывают с формированием эстетического отношения или с психологической установкой личности на восприятие искусства. Роль установки в восприятии искусства в последние десятилетия привлекает особо пристальное внимание советских эстетиков и искусствоведов /М.С.Каган,/ М;В.Потапова, С.Х.Раппопорт, А.Г.Чолокуа/. На формирование такой установки у зрителя, на наш взгляд, должны быть направлены основные воспитательные усилия музея. В настоящем исследовании рассматриваются педагогические

особенности формирования установки на восприятие искусства у детей младгаего школьного возраста /от 6 до 10 лет/, средствами музейной экскурсии. .

Художественное развитие детей младшего возраста - это область педагогической работы музеев, содержание которой в настоящее время находится в стадии формирования. Сегодня уже ни у кого из специалистов не возникает сомнений в необходимости раннего приобщения детей к восприятию искусскза,/Б.В.Алексеева, В.С.Мухина, Б.М.Неменский, Б.П.Юсов и др./.

В настоящее время в Государственном Залатано, Государ:, венной Третьяковской галерее, ШИП '"¡.А.С.Пушкина проведаны исследования, направленные на формирование «бтодических основ работы художественного музея с детьми младозго возраста /Е.Н.Конухова, Н.Л.Куль-чинская, О.Л.Некрасова-Каратеева/. Безусловно, они имеют большое значение для музейной практики. Научная и практическая значимость этих исследований заключается в том, что они впервые выявляют и обосновывают педагогические условия, обеспечивающие эффективность эстетического развития личности музейными средствами, предлагают систему методических приемов, способствующих успешности обучения. Тем не менее, остаются нерассмотренными еще многие психолого-педагогические аспекты этой актуальной области музейной педагогики. Так, современные музеи до сих пор не располагают теоретически обоснованными и проверенными на практике программами экскурсионной работы с начальной шкодой. А, между тем, экскурсия остается наиболее традиционной и популярной формой работы музея со школьниками.. Это обусловлено многими факторами. Во-первых, ни музейная изостудия, ни музейный кружок не в состоянии охватить своим педагогическим воздействием сколько-нибудь значительную часть школьников, существуя лишь на правах экспериментальной лаборатории при музее. Ощутимые результаты при большей массовости, очевидно, может дать систематическая экскурсионная работа с детьми. При этом наибольшей эффективностью обладает цикловая система экскурсионной работы, дающая возможность наиболее полно реализовать принципы непрерывности и преемственности обучения. Во-вторых, »экскурсия, в отличие от лекции, это всегда восприятие подлинника, а роль подлинника в обучении трудно переоценить. И, наконец, в-третьих, педагогически правильно понятая и построенная экскурсия обучает навыкам словесного выражения зрительных и эмоциональ-

• _

I

I

ных впечатлений, развивает способность к самостоятельному суждепию, прививает культуру межличностного общения.

Особое педагогическое значение экскурсия приобретает применительно к младшему возрасту как первоначальному этапу становления личности, во многом определяющему ее последующее развитие. Это требует основательной разработки содержания экскурсии,ее методики. В то же время, в экскурсионной работе с младшими школьниками беседа о произведении часто стоится на общепознавательном, а то и вовсе упрощенно-описательном принципе. Собственно искусство становится не столько непосредственным объектом восприятия и переживания, сколько поводом для разговора на теми, не имеющие к нему прямого отношения. Таким.образом, в стороне остается задача художественного развития, что в большой степени и обуславливает указанное противоречие между усилиями музея, направленными на обучение детей, и их педагогической эффективностью. Становится очевидным, что необ- , ходима экскурсионная методика иного типа, в основе которой лежит развивающая направленность обучения. Подобного типа экскурсию мы можем назвать развивающей, а ее цель обозначить как формирование установки на восприятие искусства.

Сказанное определило тему исследования - "Экскурсия в художественном музее как средство формирования установки на восприятие искусства у младших школьников".

Таким образом, актуальное ть темы настоящего исследования определяется:

- повышением роли эстетического воспитания в процессе формирования личности,

- усилением педагогической функции художественных музеев,

- необходимостью теоретического обоснования методических принципов художественного воспитания младших школьников в условиях музейной экспозиции,

- необходимостью поисков форм и методов музейно-просветитель-ной работы, сочетающих в себе демократичность, массовость с высокой педагогической эффективностью.'

Объект исследования - экскурсионная работа художественного музея с младшими школьниками.

Предмет исследования - педагогический процесс формирования установки на восприятие искусства у 'младших школьников средствами музейной экскурсии.

Цель исследования - повышение эффективности экскурсионной работы художественных музеев путем обоснования педагогических особенностей музейной экскурсии с младанми школьниками.

Задачи исследования:

- на. основе критического обобщения опыта работы художественных музеев с младшими школьниками определить задачи и содержание экскурсионной работы современного худоаеотвегшого музея с возрастом;

- раскрыть понятие педагогической установки на воспршггио произведений изобразительного искусства;

- раскрыть роль музейной экскурсии развивающего типа в процессе формирования установки на восприятие искусства у младших школьников;

- проанализировать педагогические особенности цикла экскурсий развиващего типа с младшими школьниками в условиях экспозиции Государственного Русского музея.

В качестве рабочей гипотезы мы выдвинули следующее предположение: . ■

Разрешение противоречия между принципом демократичности, массовости экскурсионной работы художественных музеев и ее педагогической эффективностью возможно при соблюдении следующих условий:

1. Работа художественного музея со зрителем не должна ограничиваться образовательными целями; она должна быть направлена на решение задач психолого-педагогического характера, в частности,

на развитие способности к художественному восприятию;

2. Систематическое и целенаправленное обучение художественному восприятию в условиях музея необходимо начинать в младшем школьном возрасте;

3. Главной целью музейно-педагогической работы музея с детьми младаего школьного возраста должно быть формирование у них установки на восприятие искусства, что означает психологическую готовность, внутреннюю настроенность на переживание художественного образа;

4. Методика педагогического процесса, направленного на формирование у детей установки на восприятие искусства,должна иметь развивающий характер и основываться на возрастных особенностях младших школьников;

5. Наиболее эффективной формой реализации указанной педаго-

гической не"2 должны стать экскурсионные циклы развивающего характера на йхспозецел художественного музея.

Методологической основой исследования служили теоретические положения советских психологов, эстетиков и педагогов по психологии художественного восприятия (Н.Н.Волков, Л.С.Выготский, М.С.Каган, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон и др.), по теории и методике эстетического воспитания (А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, А.В.Луначарский, Н.И.Романов, С1Т.Шацкий, В. В. Алексеева, Г. В. Лабу некая, Б.М.Неменский, Б.П.Ксов), по возрастной психологии и теории обучения (Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, В.С.Мухина, М.В.Осорина,Д.Б.Эль-' ко{лш).

Методы исследования включали изучение опыта работы отечественных и зарубежных музеев с детьми, анализ литературы по вопросам музейно-просветительной работы (материалы научных конференций, научно-методическая литература), педагогический эксперимент, а также методы наблюдения, беседы и опроса в процессе экскурсионной практики.

Исследование проводилось с 1979 по 1989 год. Основной базой исследования служили экспериментальные занятия с воспитанниками младших групп изостудии Калининского района г.Ленинграда, цикловые экскурсии с группами детей младшего возраста на экспозиции Государственного Русского музея, а также циклы бесед "Азбука искусства" для младших школьников в лектории Русского музея и в Центральном лектории г.Ленинграда. Все перечисленные практические занятия, экскурсии и лекционные циклы проводились автором настоящего исследования.

В результате исследования подтвердилась гипотеза о том,что содержанием работы художественного музея с младшими школьниками должно быть формирование установки на восприятие искусства, обеспечивающей наибольшую эффективность учебно-воспитательного'процесса на его последующих этапах. Система цикловых экскурсий развивающего типа, предложенная автором настоящего исследования, действительно содействует формированию эстетического отношения и познавательной активности в изучении искусства.

Научная новизна и iiß'O р е i и ч е с s а значимое ть исследования:

- дано развернутое теоретическое обоснование содержания •

- б -

художественно-воспитательной работы с младшими школьниками в условиях музейной экспозиции;

- раскрыто понятие педагогической установки на восприятие искусства, а ее формирование определено как педагогическая цель работы художественного музея с младшими школьниками;

- раскрыта роль музейной экскурсии развивающего типа в процессе формирования установки на восприятие искусства у младших школьников;

- показаны педагогические особенности экскурсионных циклов развивапцего типа и их большие? воспитательное значение;

- предложены разнообразию методы организации педагогического процесса формирования установки на восприятие искусства в му-зейно-экскурсионной работе с младшими школьниками.

Практическая значимость исследования. Предложенная автором методически разработанная и экспериментально проверенная система цикловых экскурсий развивающего типа может быть использована в работе отделов эстетического воспитания художественных музеев, руководителями изостудий, а также учителями начальных классов общеобразовательной школы,при разработке программ и пособий для занятий с младшими школьниками.

Достоверность научных выводов исследования обеспечивается вариативностью методики педагогического эксперимента, его продолжительностью. Обоснованность и достоверность полученных результатов подтверждается на практике в процессе проведения цикла контрольных экскурсий с детьми младшего возраста по залам Русского музея, занятий по восприятию искусства с младшими группами двух изостудий г.Ленинграда, а также лекций-бесед "Азбука искусства" для школьников 2-4-х классов в лектории Русского музея и в Центральном лектории, которые в течение восьми лет посетило около 5000 детей. Все перечисленные практические занятия, лекции и экскурсии проводились автором настоящего исследования и научными сотрудниками Государственного Русского музея.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе методических консультаций и рекомендаций для экскурсоводов Русского музея, научных сотрудников художественных музеев РСФСР, учителей и воспитателей групп продленного дня общеобразовательных школ Ленинграда и Ленинградской области. Основные поло- ■ женил исследования были изложены автором' на конференции, посвя-

щенной итогам научно-исследовательской работы Государственного Русского музея за 1981 год, на республиканской конференции "Роль художественных музеев в эстетическом воспитании учащихся" (Архангельск, 1979), на Всесоюзной конференции "Музей и дети" (Ташкент, 1982), на конференции "Произведение искусства в учебно-воспитательном процессе" (ЛГПИ им.А.И.Герцена, Ленинград, 1985), на Всесоюзной конференции "Роль художественных музеев в эстетическом воспитании подрастающего поколения" (Ленинград, 1986), на Республиканской конференции "Комплексная-программа эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации" (Москва, 1987), на заседаниях Научно-методического Совета Государственного Русского музея.

Внедрение. На основе данного исследования автором были подготовлены методические рекомендации для музейных сотрудников "Методика экскурсионной работы с младшими школьниками в художественном музее", для учителей начальных классов "Принципы методики бесед об изобразительном искусстве с младшими школьниками", программа занятий по восприятию искусства для младших групп изостудий, а также методические разработки экскурсионных и лекционных циклов. Результаты исследования используются при чтении лекций на курсах повышения квалификации учителей, научных сотрудников музеев Российской Федерации МК РСФСР, в экскурсионной и лекционной работе сотрудников Русского музея.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДУ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении дается обоснование актуальности темы исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи, характеризуются гипотеза и методы исследования, определяются его научная новизна, практическая значимость и достоверность, апробация результатов и внедрение их в практику.

Впервой главе анализируется исторический опыт экскурсионной деятельности художественных музеев, а также делается попытка определить специфику и содержание первоначального этапа художественного развития личности (младший возраст) в общей системе работы музея со школьниками.

В первом параграфе рассматриваются некоторые теоретические и практические вопросы музейно-экскурсионной'работы со школьниками, представляющие наибольший интерес в контекст? темы диссерта-

ция. Изучение педагогических аспектов экскурсионной работы художественного музея со школьниками имеет давние традиции. Многие позитивные идеи и принципы музейной педагогики, так активно зазвучавшие в наши дни, берут начало еще в просветительской деятельности художественных музеев начала XX века. К примеру, идеи Н.И.Романова, изложенные в его известной статье "О задачах и методах экскурсий по искусству"* еще в 1916 году во многом предвосхитили методические принципы знаменитых музейно-эстетических экскурсий АЛ;.Ба-кушинского.

Немаловажное значение дяя разработки принципов педагогической деятельности советских музеев в 20-начале 30-х годов имели труды немецких педагогов К.Фолля и А.Лихтварка, впервые опубликованные в нашей стране в предреволюционные года.

Общим дяя всех названных авторов был принципиально новый подход к музейной экскурсии. Это, прежде всего, отказ от обзорно-информативного принципа, от тенденции рассматривать произведение искусства как иллюстрацию и приложение к преподаванию в школе таких предметов как литература, история, естествознание и др. Впервые в практике экскурсионного дела они явились сторонниками идеи самоценности каждого отдельного произведения искусства, учили наблюдательности, творческому, самостоятельному восприятию; развивали способност к переживанию художественного образа. Эти идеи явились теоретическим фундаментом, на который во многом опиралась советская иузейно-педагогическая практика первого послереволюционного десятилетия.

В 30-е годы были созданы предпосылки для своего рода "музейной реформы", суть которой заключалась в повсеместной ориентации музеев на просвещение зрителя, в (Зурной активизации их педагогической деятельности. Идеи Н.Романова, А.Лихтварка, К.фодля внимательно изучались и получили дальнейшее развитие в трудах советских ученых и педагогов А.В.Бакушинского, Ф.И.Шмита, С.Т.Шацкого, П.П.Блонского и других. Ддже краткий обзор этих исследований и музейно-педагогической практики тех лег обнаруживает глубоко гуманистический характер содержания художественного воспитания." , Идеям 20-30-х годов не суждено было воплотиться в целостную программу педагогической деятельности музеев. Изменение общественно-политической ситуации в стране в 1940-1950-е года повлекло за

1 Экскурсионный вестник. - М., 1916, № 1-2. - С.5-17.

собой постепенную переориентацию педагогических усилий с личности как главного объекта и главной цели воспитания на формирование специалиста-исполнителя, обладающего и суммой знаний и навыков. От демократического характера музейно-просветительной работы первого послеоктябрьского десятилетия осталась лишь ее массовость, которая, однако, уже не содержала в себе серьезных педагогических целей, а чаще имело упрощенную, сугубо пропагандистскую направленность.

Во второй половине 50-х и в 60-е годы в музейно-просветитель-ской работе появляются новые тенденции. Для этих лет характерно пробуждение интереса к положительному опыту 20-х годов, к принципам музейно-эстетических экскурсий А.В.Бакушинского. Появляются экскурсионные циклы, методика которых подчинена основной цели-научить видеть картину, понимать художественно-образный язык произведения. Большое внимание уделяется личностным аспектам восприятия. Экскурсии эстетического характера появляются в Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, Государственном Русском музее. Экспериментальной базой для разработки экскурсионной методики служат различные кружки и Клуби юных любителей искусства, появившиеся в это время во многих музеях.

Результаты работы в этом направлении заставили задуматься над целесообразностью более раннего приобщения детей к художественному музею. Проблемам художественного развития детей младшего возраста особое внимание с конца 70-х годов уделяют соответствующие службы Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской гелереи, ШИИ им.А.С.Пушкина и других музеев нашей страны. Изучаются форумы и методы работы с младшими детьми в зарубежных музеях.

Таким образом, история музейно-просветительной работы пока^ зала, как собственно педагогическая функция постепенно сознательно выделяется изнзвй системы работы музея со зрителем.и приобретает особое значение в отношении художественного воспитания младших школьников.

Во втором параграфе рассматривается содержание работы художественного музея с младшими школьниками, в современной системе его педагогической деятельности, формулируется структура педагогического процесса, определяются основная цель, задачи и их со-, отношение на данном этапе- формирования художественной установки.

Формирование эстетической потребности предполагает развитие целого комплекса качеств, охватывающих сенсорную, эмоционально-нравственную, интеллектуальную, когнитивную сферу, что в результате создает особую предуготовннность психики, т.е. установку на восприятие искусства. Однако процесс формирования способностей в любой области, в том числе и в сфере художественного восприятия, связан также с воспитанием личности в целом, в частности, ее характерологических черт - прилежания, терпения, настойчивости в овладении знаниями.

Таким образом, применительно к художественному музею весь педагогический процесс, направленный на формирование установки на восприятие искусства у младших школьников, мы дифференцировали по трем направлениям, - развивающее, воспитательное и образовательное, - каждое из которых включает целый комплекс психолого-педагогических задач.

Исключительно важными представляются задачи развивающего характера, включающие развитие творческого воображения, сенсорной и эмоциональной сферы, ассоциативного мышления, наблюдательности. ' На первоначальном этапе художественного развития личности они играют роль необходимого фундамента, без которого невозможно дальнейшее продвижение вперед. Исключить его из целостной системы педагогического процесса, значит, - нарушить его внутреннюю логику, что закономерно ведет к формированию нежелательных стереотипов восприятия, установок, оценочных суждений.

На фйне развивающей направленности обучения более эффективно решаются задачи воспитательного характера, поскольку высокая степень развития когнитивных способностей, воображения, ассоциативного мышления обеспечивает большую восприимчивость к воспитательному воздействию. На рассматриваемом этапе задачи воспитательной функции заключаются в том, чтобы сформировать коммуникативные навыки, навыки музейного поведения, способность к нравственно-оценочным суждениям в процессе восприятия произведений искусства.

Степень значимости образовательных задач (ознакомление с историей искусства, техникой и терминологией искусства, приемами художественного анализа и пр.) по отношению к воспитательным, и в особенности, к развивапцим, представляется нам различной в зависимости от возрастных этапов процесса обучения. На первоначальном •этапе, т.е. в младшем возрасте, как уже говорилось, ведущее значе-

нив должно тлеть решение развивающих задач, так как глубина усвоения художественных знаний во многом зависит от степени психологической готовности к познавательному процессу.

Все сказанное позволило вывести структуру педагогического процесса формирования установки на восприятие искусства у младших школьников, а также характер соотношения развивающих, воспитательных и образовательных задач, представленный нами в виде следующей диаграммы: /^К

/обра\ / зование\ / воспитание \ /р а з в и т и е \ Во второй главе "Педагогические особенности музейной экскурсии как средства формирования художественной установки у младших школьников" рассматриваются психолого-педагогические вопросы экскурсионной работы с детьми данной возрастной категории и анализируются конкретные педагогические приемы, направленные на организацию и проведение педагогического процесса в условиях музейной экспозиции.

Для разработки конкретной методики формирования установки на восприятие искусства представлялось целесообразным попытаться теоретически вычленить в ее структуре отдельные элементы, проанализировав роль каждого из них в общем процессе и выяснив характер их взаимоотношений. С этой целью на основе уже имеющихся исследований по данной теме (Л.С.Выготский, А.В.Губарев, А.А.Мелик-Пашаев, С.X.Раппопорт. С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Е.М.Торшилова и М.З.Ду-каревич, А.Г.Чолокуа, Б.П.Юсов/ в первом параграфе рассматриваются такие компоненты психологического механизма художественного . восприятия, которые играют особо важную роль в процессе формирова- ■ ния установки на восприятие искусства у младших школьников. Это эмоциональная реактивность, творческое воображение, ассоциативное мышление, сенсорные способности, наблюдательность. Здесь же анализируются содержание воспитательных и образовательных задач, их роль в процессе формирования установки на восприятие искусства. •

В советской педагогике и психологии всегда существовало убеждение, что развитие способностей и формирование характера взаимосвязаны. Это свидетельствует о неразрывности развивающих и воспи-

тательных задач, в связи с.чем большое педагогическое значение приобретает разработка конкретно-педагогических вопросов решения задач воспитательного характера на фоне развивающей направленности обучения.

„ и

Наш экспериментальные занятия с младшими школьниками показали, что круг образовательных задач на первоначальном этапе художественного развития личности должен быть достаточно ограничен. Среди них на занятиях с детьми целесообразно привлекать лишь те, которые способствовали бы более активной эмоциональной реакции на художественный образ, пробуждали бы наблюдательность, воображение, ассоциации, т.е. стимулировали бы развивающую направленность педагогического процесса.

В втором параграфе "Педагогические особенности экскурсий развивающего типа с младшими школьниками в условиях экспозиции Государственного Русского музея" дается экспериментальное подтверждение выдвинутой в начале исследования гипотезе о том, что необходимым условием педагогической эффективности экскурсий о младшими школьниками является экскурсионная методика развивающего характера, направленная на формирование у них установки на . восприятие искусства.

Практика показала, что наиболее эффективной формой реализации такой методики могут быть экскурсионные циклы, обеспечивающие непрерывность, поэтапность и систематичность педагогического, воздействия. В настоящем параграфе приведены фрагменты одного из экскурсионных циклов для младших школьников, прошедших апробацию на экспозиции Государственного Русского музея. Фрагменты цикла изложены в форлв методических сценариев и их научного анализа.

В основе каждого экспериментального занятия с детьми лежало решение конкретной педагогической задачи развивающего характера. Это развитие наблвдательности /"Бдение Александра Македонского" М.И.Козловского/, художественно ассоциативного мышления, воображения, способности к восприятию сенсорно-эмоционального слоя произведения /"Огонь" А.С.Голубкиной, "Хлебы" И.И.Машкова/, образно-символического мышления /"Чудо Гергия о змие", Новгород ХУ в.). Восприятиекаждого произведения включало целый комплекс задач, одна из которых, будучи главной, определяла выбор ведущего компонента восприятия, педагогические особенности и методические принципы экскурсии.

Важнейшей особенностью экскурсий развивающего типа с младшими школьниками, на наш взгляд, является необходимость сохранения • у них целостного эстетического переживания, неразрывности и единства всех его компонентов в процессе восприятия каждого отдельного произведения. Такой методический прием,как развивающие упрал-ненля, предложенные в настоящем исследовании, позволяют в процессе восприятия уделять внимание какому-либо одному его компоненту, не "выключая", но сохраняя остальные на уровне подсознания и тем самым не разрушая целостности художественного образа и его восприятия детьми. Этому же способствуют и так называемые дидактические игры, конкретные примеры которых приведены в настоящем параграфе.

Игра как один из примеров развивающей методики помогает избежать образования и закрепления нежелательных стереотипов восприятия, дает стимул работе воображения, творческой импровизации, не -сковывая процесс восприятия заранее заданной схемой.

Дидактические игры и развивающие упражнения явились наиболее эффективными педагогическими приемами, применяемыми на эксперимен- < тальных экскурсиях. Они сочетали вербальные и косвенные, невербальные, методы восприятия и интерпретации произведений искусства. Вербальные методы - беседа, рассказ о произведении, совместное обсуждение и пр. - способствовали формированию коммуникативных навыков и умению самостоятельно построить развернутый, грамотный рассказ о своих впечатлениях. Методы косвенные, невербальные, - некоторые дидактические игры /"Живая скульптура", "Живые силуэты", "Видящие руки"/, рисунки по памяти, метод СД /семантический дифференциал/, - были направлены на развитие художественной интуиции.

На фоне развивающей направленности решались также задачи воспитательного характера - формирование навыков музейного поведения, воспитание уважительного отношения к труду художника,.воспитаний терпения и навыков произвольного внимания в процессе восприятия произведений искусства.

Результаты экспериментального цикла контрольных экскурсий показали эффективность предложенной диссертантом организации педагогического процесса формирования установки на восприятие искусства: у младших школьников. Подтверждением этому служат сценарии, составленные на основе стенограмм экспериментальных экскурсий, проведенных на экспозиции Русского музея.

Развитие наблюдательности, повышение зрительной активности

осуществлялось в процессе беседа о скульптуре М. И.Козловского "Бдение Александра Македонского". Результаты примененной наш методики рассматривания скульптуры /внимательное изучение деталей, совместное обсуждение и отгадывание их смысла, привлечение ассоциаций/ значительно повысили инициативу детей, их заинтересованность в совместном обсуждении и восприятии произведения. Этому способствовали и вопросы экскурсовода, ответы на которые требовали активизации внимания, исследовательского интереса, сообразительности. Так, внимательно, вдумчиво рассматривая и анализируя детали,дети "отгадали" сюжет скульптуры /"Шар падал и его стук будил полководца!"/, изучая фактуру п цвет, догадались, что это мрамор /"Цвет белый, чистый", "местами темные прожилочки", "поблескивает искорками" и т.д./. Ценность данной методики заключалась в том, что дети переживали процесс усвоения нового как субъективное открытие, в результате чего появлялось чувство радости и удовлетворения от • восприятия произведения. '

Развитию способности восприятия сенсорно-эмоционального слоя произведения, а также ассоциативного мышления была посвящена беседа о скульптуре А.С.Годубкиной "Огонь".. Решение этих задач в основном опиралось на активизацию у детей ассоциаций сенсорно-эмоционального характера. Ассоциации ощущений /зрительных с привлечением звуковых'и тактильных/ обостряли чувство формы, фактуры, цвета /"бронза блестящая", "свет играет на поверхности", "колючая", "звонкая" и т.п./. Ассоциации эмоционального характера привлекались для понимания значения аллегории в искусстве и для развития метафорического мышления. Так, вода называлась детьми "послушной", огонь "непокорным", воздух "беззаботным" и т.п.

В качестве одного из методических приемов в экскурсионной работе с детьми наш был использован метод семантического дифференциала /СД/1. В отличие от большинства случаев применения данного метода, мы использовали его не столько с целью получения данных о восприятии, сколько как прием, направленный на развитие художественной интуиции. В процессе работы со шкалой СД в залах музея у детей обострялось чувство фактуры, цвета, ритма, обогащались ас~ социативное восприятие и творческое воображение. Так.картина И.Машкова "Хлебы" интерпретировалась детьми как " звучная", "шумная", "тесная", "радостная", "нарядная", "теплая", "живая" и т.д. ~ I Семиотика и искусствометршт. - М.: Мир, 1972.-с.278-297.

Семантический дифференциал как не традиционно спасательный* метод работы с произведением искусства на экспооицдз музея, апеллирующий не к анализу, а к интуиции, оказался особенно эффективным для развития способности "вчувствования", "вживания" в худо-; явственный образ, а также для проектирования, перенесения его содержания на характер личности художника. В этом смысле сравнение двух произведений - картин "Весна" В. Э.Борисова-Мусатова и "Хлебы" И.И.Машкова^дало интересные результаты. Так, для характеристики личности И.Машкова дети использовали эпитеты "добркй", "веселый", "шумный", "беспокойный", а для В.Борисова-Мусатова - "мечтательный", "тихий", "печальный", "одинокий".

Таким образом, циклы экскурсий развивающего типа с младшими школьниками на экспозиции художественного музея позволяют сформировать у них психологическую готовность к восприятию художественного образа, иными словами, - установку на восприятие искусства, что является необходимой основой для более глубокого его изучения на последующих возрастных этапах.

Проведенное исследование позволило сделать слвдущие вывода:

1. Работа художественного музея с младшими школьниками не должна ограничиваться образовательными и просветительными целями. Она должна быть направлена, в первую очередь, на ревение задач психолого-педагогического характера.

2. Главной целью музейно-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста является формирование у ппх установки на восприятие искусства,'что означает психологическую готовность и внутреннюю настроенность на восприятие художественного образа. •

3. Методика педагогического процесса, направленного на формирование у детей установки на восприятие искусства »должна иметь .. развивающий характер и основываться на возрастных особенностях младших школьников.

4. Наиболее эффективной формой реализации указанной педагогической цели являются экскурсионные циклы развивавдего характера на экспозиции художественного музея.

5. формирование установки на восприятие искусства может быть ' достигнуто путем развития у детей следующих психических качеств

и способностей:

- эмоциональной реактивности, способности к сопереживанию{

— творческого воображения;

- ассоциативности восприятия;

- сенсорной восприимчивости;

- наблюдательности.

6. Педагогические особенности экскурсионных циклов развивающей направленности заключаются в применении разнообразных, - как вербальных, так и косвенных, невербальных методов, сочетание которых с наибольшей эффективностью формирует установку на восприятие искусства.

7. Развивающие экскурсионные циклы должны иметь большое воспитательное воздействие на-личность младшего школьника. Их воспитательная функция заключается в формировании навыков музейного поведения, коммуникативных-навыков, а также эмоциональной культуры личности.

Проблема формирования 'установки на восприятие искусства музейными средствами многоаспектна а требует дальнейшего исследования. В будущем представляется'необходимым создание целостной системы художественного воспитания детей младаего возраста музейными средствами, включающей, кроме экскурсий, такие формы,как путеводители,"дидактические выставки, музейные клубы, аудиовизуальные центры и пр.' Поиск и освоение этих и других форм воспитательного воздействия могут стать стймулом'.-дяя дальнейшего изучения процесса формирования установки на восприятие искусства в условиях художественного музея, обогатив методические аспекты проблемы.

Перспективы развития :художественных музеев как гуманитарных центров также должны способствовать реализации их педагогических функций и, в конечном счете, формированию единой системы художественного воспитания детей.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Развитие способности восприятия художественного образа в произведениях изобразительного искусства у детей младаего школьного возраста-у/Гезисы докладов секционных заседаний. Всесоюзная межмузейная конференция "Музей и дети", - Ташкент, 1982. - С.31-34.

2. Беседы об искусстве для учащихся начальной школы (на мате риалах Государственного Русского музея).// Коммунистическое воспг танле учащихся музейными средствами. Сборник научных трудов/НШ

■ Культуры Ж РСФСР. - М. ,1983. - % 122. - С. 124-129.

3. Экскурсия в художественный музей как форма эстетическогс

развития младших школьников // Всесоюзная раучная коп$ерепция-со-минар музейных работников "Роль художественных музеев в эстетическом воспитании молодежи". - Л.: МК СССР, 1986, - С. 101-113.

4. Методика экскурсионной работы с детьми младшего школьного возраста в художественном музее. Методические рекомендации для музеев РСФСР. - Л.: Гос.Русский музей, 1989. - 19 с.

5. Дщактические игры и их роль в эстетическом воспитании детей младшего возраста // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвуз. сб.науч.тр. - Л.: Мин.народного образования РСФСР ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1989. - С.119-127