Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Этнокультурные взаимодействия подростков в условиях временного детскогоколлектива

Автореферат по педагогике на тему «Этнокультурные взаимодействия подростков в условиях временного детскогоколлектива», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Аджиева, Елена Михайловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1996
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Этнокультурные взаимодействия подростков в условиях временного детскогоколлектива"

РГ8 10

ОД ФЕВ 1997

На правах рукописи

АДЖИЕВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

13.00.01 - общая педагогика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва -1996

Работа выполнена в Институте развития личности Российской академии образования

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАО Волков Г.Н.

доктор педагогических наук, профессор Остапец-Свешников A.A.

кандидат педагогических наук, доцентЯрошенко H.H.

Ведущая организация:

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого

Защита состоится на

заседании диссертационного'сов^та Д 018.05.01 в Институте развития личности РАО по адресу: 119906, Москва, Погодинская ул., д. 8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан <£3 2/Z-f

Ученый секретарь диссертационного совета

А.Ф.НИКИТИН

В пашей жизни набирает темп процесс осмысления и изменения всей системы ¡бщестпсннмх отношений - в том числе культурных, этнических, 1ежнационплы1ых. Необходимость совершенствования системы воспитания ультуры межнационального взаимодействия на современном этапе обусловлена ютребиостями нашего государства и теми процессами, которые характеризуют егодня все мировое сообщество. С одной стороны - это усиление интеграции п »азвитин международных отношений, необходимость вхождения страны в швилизованное сообщество, а с другой - обострившаяся ситуация, напряженное п, I сфере взаимоотношений разных национальностей внутри страны, открытые гонфликты между народами, вовлечение в них (конфликты) значительной части юлодежи.

Отодвинутые на второй план в годы застоя вопросы национального ¡амоопределения, этнической принадлежности (по сути замененные понятием 'советский народ") в наши дни приобретают яркий, в некоторых случаях >бострсиный характер. Проблема гармоничного сочетания национального н штернациопального в сфере развития личности имеет много актуальнейших аспектов: национал!.нос и интернациональное в духовном богатстве лпчиосгн; ;амовоспнтапне и самосознание; перевоспитание и преодоление национальных тережптков, негативных стереотипов восприятия других национальностей. |ародоп, этносов; сочетание региональных особенностей и мировых ценностей п художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения; знание традиций семейного, трудового воспитания правил межнационального изаимодействия. Знание и понимание споей национальной и мировой культур усиливает духовное богатство каждой личности, способствует пониманию мжч их проблем регионального и планетарного масштабов, в их взаимосвязи. В связи с этим встает проблема определения характера и сущности этнокультурных маимодействий, педагогической организации взаимодействия, в том числе и межнационального, выявления психологических особенностей межличностных контактов иа основе этнокультурного взаимодействия, вопросов политического, экологического взаимодействия.

Кроме того, стремительность социальных изменений (экономических, научно-технических, культурных), их значительность убеждают нас в том, что сегодняшним детям предстоит жить в мире, существенно отличном от'того, в котором жипут их родители и воспитатели. В современном технологическом,

информационном обществе процесс простого воспроизводства базовых зияний ус1унпст место необходимости формировать личность, способную к шлнмононимашно, инициативе и творчеству. Задачей социального воспитания становится создание благоприятных условий для овладения человеком определенными ценностями, в том числе и культурными, национальными и для его саморазвития - самосознания.

Однако, сложные и противоречивые процессы, происходящие в современном обществе, обусловливают реальную опасность разрушения системы наследования культурно - исторического опыта, обостряют проблемы вхождения подростков п социальную среду, усиливают их отчужденность от взрослых. Поэтому становится жизненно важным воплощение теоретических концепций воспитания В.С.Библера, Е.В.Бондаревской, С.Ю.Курганова, Б.Д.Эльконина, основанных на создании диалога возрастов, диалога культур. Воспитание предстает как необходимое условие социализации личности, экономически и социально обусловленный процесс, выполняющий в обществе прогрессообразующие и стабилизирующие функции:

• сохранение, воспроизводство и развитие культуры;

• обслуживание исторического процесса смены поколений;

• формирование личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества.

Такое понимание воспитания приводит к осуществлению принципа дополнительности, имеющего в виду отказ от "школоцентризма и этатизма" (О.С.Газман). Школа перестает быть монопольным институтом воспитания. В гражданском обществе воспитание осуществляется и через различные объединения типа клубов, кружков, мастерских, детских оздоровительных лагерей, которые и могут стать для ребенка временным детским коллективом. Отсутствие жесткой заданности и регламентированности деятельности, возможность реализации прав и свобод, закрепленных Конвенцией ООН "О правах ребенка", создают иные, чем, например, семья и школа, условия для развития личности.

Многолетий опыт деятельности детских оздоровительных лагерей показал, чю содержание работы взрослых с детьми претерпевало изменения п записимосш от существовавших социальных, политических, экономических условий. Термин "педагогическое руководство", который много лет определял позицию взрослого в детской организации, был постепенно заменен "педагогическим обеспечением" 2

воспитательной работ, а характер отношении взрослых и деген аал определяйся как взаимодействие.

Взаимодействие подростков в условиях коллектива (постоянного или премеииого, многонационального или мононационального) всегда педагогически организуемо. Поэтому в своей работе мы обратились к изучению проблемы взаимодействия, уделяя внимание этническому составу участников.

Теоретическое обоснование вопросам межличностного взаимодействия, взаимодействия педагога и воспитанника было дано в работах С.А. Арутюнова. В.В. Беловой, B.C. Библсря, Л.И. Божолич, Л .С. Выготского, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, В.Б. Ольшанского, Б.Д. Эльконина.

Вопросам межнационального воспитания детей были посвящены труды eine основоположниками русской народной педагогики П.П. Блонским. Л.Н. Толсчым. К.Д. Упншекнм, разработаны в период становления Советской власгп Н.К.Крупской, А.В.Луначарским. В.А. Сухомлинекнм. С.Т. Шацким. Философские, испфико-псдпгогнчсские исследования, раскрывающие cyiitriocn. н основные явления народной педагогики даны п трудах В.А. Арумопяпа, Н.Ф. Афанао.ева, Г.Н. Волкова, Г.С. Вииогрядова.

В настоящее время разработаны теоретические ociioni,i ннокулыурио!о, нравственного, гуматипического воспитания детей и работах H.H. Болдырева, Г.Н. Волкова, А.Ю. Гордина, Ф.Ф. Королева, В.М. Корогова, О.В. Лебедевой, Б.Г. Лихачева, И.С. Марьепко, Б.П. Юсова, М.Г. Яновской.

Этнопсихологические вопросы взаимодействия проанализированы в трудах А.К. Байтурина, Н.В. Бахаревой, А.Л. Бугаевой, И.О. Дементьева, Л.М. Дробижевой, В.Г. Крысько, B.C. Мухиной.

Проблеме взаимодействия детских и педагогических коллективов, пионеров и их руководителей посвящен целый ряд исследований. В частности, проблема взаимодсисттчя учителя и подростка в пионерском и комсомольском коллективах школы была изучена к работах Г>.3 Вульфовл, Г.М. Ил.зщенко, P.A. Лшнлк. Ч.А, Лукас, А.Д. Тюниной, С.Е. Хозе, К.Е. Ширвнм/па, A.ii и >;ча.

Важным для нашего исследования являли..,; специа.н.ные научите разрабо1кн но цриб.т-мам подготовки в »росгилч к посщ! ;:¡ hmí.hoíí раГм ie в cm ie\ie дополнительного образования. Среди них работы А.'-. Деркача. Т.С. Гаманиноп. З.Ф. Леоновой, Л.Р. ( уриноной, G.B. Тиголой, С.Л. Гор mena. С Я Харчеико. Д С. Ягофаровон.

Большое значение мм придаем изучению п учету психолого-псдпгш ическнх ОСОбеНМОШСЙ 1К)/ф0С'1К01№Г0 ПО'фПСТП. Эюму lldlipocy ПОСПЯЩСПМ рпГ>0||,| психологов Л.И. Божович, А.И. Леонтьева, B.C. Мухиной.

Интересны диссертационные исследования в области формирования межнациональных отношений во время учебной деятельности (Е.В. Васильева, P.P. Имамкулова, П.Я. Лиепинь, X. Саиатова), во внеурочной деятельности пионерской организации, кружков, факультативов (А.И. Бабакова, Р.И, Банч<тровой, М. Куранова, Н.Г. Лакашия, A.A. Останца-Свешникова, И.И. Ульяне).

Однако, в современных психолого-педагогичсских исследованиях еще не иашлп достаточно широкого научного обоснования вопросы этнокультурных пчанмодейстпий подростков в условиях временного детского коллектива. Теория и практика межнационального общения детей зачастую не обращает внимание ня большое значение и возможности развития личности, развития умения общения г взаимодействия с людьми других национальностей, народностей в детском пременном коллективе при очень интенсивном совместном отдыхе.

Необходимость углубленного изучения проблемы взаимолсИстпт подростков разных национальностей и определило выбор темы исследования "Этнокультурные взаимодействия подростков в условиях временного детскогс коллектива".

Цель исследования - определить условия воспитательной эффективное!! организации этнокультурного взаимодействия детей в детском временного обьединении.

Объектом исследования являются этнокультурные взаимодействия в с пременном детском коллективе.

Предмет исследования - организация этнокультурного взаимодействия iu пременном детском коллективе как средства воспитания и развития личности.

Гипотезу исследования составляют следующие положения:

I, Эпюкулыурнмс взаимодействия подростков п условиях временноге лггекого коллектива могут способствовать реализации гуманного личности« ориентированного общения, сотрудничества детей, которое побуждает каждом ребенка к проявлению субъектной позиции, к саморазвитию личности, повышении ее уровня воспитанности (в том числе кросс-культурной грамотности) с одно! стороны, и, с другой, способствует самосовершенствованию личности педагога.

2. Условиями этнокультурного взаимодействия подростков могут быть 1акие характеристики cy(Yi,CKioi\ птиимодсйстиия временною Асннко.'о кн.псыщтн. имеющего определенную характеристику количественных проносит (колнчсстсннмй состяп, уропень разлития коллектива, характер взаимодействия и соответствующую атмосферу) и качественную характеристику (индивидуально-психологический состав, наличие различных национальностей, уровни воспитанности этнокультурных взаимодействий и степень кросс-культурной грамотности) и педагога, обладающего специфическими личными, значимыми для детей, качествами, профессионализмом и установкой на этнокультурное взаимодействие.

3. Реализация этнокультурного взаимодействия подростков во временном детском коллективе может быть эффективной при педагогическом обеспечении, которое предполагает сформированность определенных профессиональных качеств педагога и использование специфических технологий обучения в педагогическом вузе.

Основные положения нашего исследования опираются на выводы философов К.А. Абульхановой-Славской, B.C. Библсра, психологов Л.И. Божонич. Jl.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, этнопсихологичесхие концепции B.C. Мухиной, педагогические теории Г.Н. Волкова, О.С. Газмана, В.М. Коротова. Л.И. Новиковой.

Задачи исследования:

• проанализировать этнокультурные взаимодействия как предмет научного знания; раскрыть особенности межэтнических культурных взаимодействий в условиях временного детского коллектива;

• выявить педагогические условия, воспитательные и развивающие функции этнокультурного взаимодействия детей подросткового возраста во внеучебной деятельности во временном детском коллективе;

• разработать программы организации лагерной смены для межнационального детского коллектива в целях организации общения детей и взаимообогащения их культурами других народов; опираясь иа результаты исследования разработать научно-методические рекомендации для подготовки студентов педагогических вузов к работе с детьми разных национальностей в школе и вне ее.

Методологической основой исследования выступают учение о мкономсрнос 1ях воспитания подрастающего поколения в конкретных сониплык>-исторических условиях; положение о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и национальными; утверждение необходимости развития и обога'шения национальных и мировой культур и формирования на этой основе национального самосознания, глобального видения мира; идея о гуманизации как социально-ценностной, духовной и нравственной основе общественной жизни и отношений между людьми.

Опираясь на методологию и теорию выработанных концептуальных подходов были определены основные методы исследования:

• систематизация и обобщение философской, психолого-педагогической, социологической и учебно-методической литературы;

• изучение и обобщение опыта образовательных учреждений, внешкольных учреждений дополнительного образования;

• оиытно-эксперимснтальная работа;

• наблюдение, анкетирование, интервьюирование;

• анализ статистических данных, экспертных оценок и самооценок детей;

• адаптированный вариант методики "незаконченных предложений" Сакса и Сиднея; минм-сочиненис "Родина - это.,.".

Базой опытно-экспериментальной работы стали школы и лагеря Рязанской области; МДЦ "Артек", ВДЦ "Орленок", детские оздоровительные лагеря Ассоциации "Дети плюс"; кемпинги и частные базы отдыха Франции, Марокко.

Исследование проводилось в течение 1991-1995 гг.

На первом этапе (1992 г.) осуществлялось теоретическое осмысление проблемы, изучалась и анализировалась литература, раскрывающая научные основы этнокультурного взаимодействия. Была определена программа опыпю-жсперименталыюИ работы, сделаны теоретические разработки программы профессиональной подготовки педагогов-организаторов.

На втором этапе (1993-1994 гг.) были определены условия этнокультурного взаимодействия, пути их реализации. Проводились исследования уровней воспитанности культуры межэтнического взаимодействия подростков в лингвистических лагерях Ассоциации "Дети плюс...", начато апробирование

в

программы профессиональной подготовки недагогоп-оргшипатрон временных думских коллективов.

Нп третьем этане (1994-И96 гг.) была продолжена онмпю-экспсрнмснтпльная работа. На основе обобщения результатов нсслсдовпння разработана методика профессиональной подготовки педагогов к взаимодействию с подростками в учебно-воспитательном процессе, которая была осуществлена п программе обучения студентов Рязанского государственного педагогическою университета. На этом этапе бьпо завершено оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимое», исследования заключится н том, что на основе теоретического анализа и изучения практического состояния проблемы, дано определение и условие этнокультурного взаимодействия, предложена его схема и раскрыты педагогические основы, цели н нуги реализации.

Практическая значимость исследования заключается л том, что п ходе исследования раскрыта специфика диалектичности связей сущностных характеристик этнокультурного взаимодействия в условиях временного детского коллектива, учет которых позволяет эффективно повысить уровень кросс-культурной грамотности подростков и взрослых в жизнедеятельности по временном детском коллективе. Кроме того, разработаны программы профессиональной подготовки педагогов к взаимодействию с подростками в учебно-воспитательном процессе, которые апробированы в Рязанском государственном педагогическом университете и могут быть несомненно, использованы в работе и других педагогических вузов.

Достоверность полученных результатов обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций и методов исследования, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этнокультурные взаимодействия - это целенаправленные субьек!-субъектные связи, которые заключаются в обмене, обогащении культурными традициями, обычаями, ценностями и которые ведут к г.заимосовершенствованшо личностей при условии правильной педагогической организации.

2. Схема взаимодействия, предложенная исследователем, функционирует с учетом влияния социума, социальных установок и мотивов поведения на сам

процесс взаимодействия и его цель, которая определяет способ, характер и формы и тимочеПс тин.

.V УСЛОВИЯМИ чшокулмурмого П'ШНМОЛСЙСШИЯ II лшсрс МПЛЯКПСЯ характеристики количественных процессов и качественного содержания временного детского коллектива и личностные качества, установка на этнокультурное взаимодействие и профессионализм педагога.

4. Технология подготовки педагога к этнокультурным взаимодействиям включает в себя:

• создание положительно эмоционального отношения к культурам своего и других народов;

• организацию целостной учебно-воспитательной деятельности, в содержание которой входит изучение педагогических дисциплин, учебного курса "Современные проблемы этнопедагогики", дополнительная подготовка к взаимодействию с подростками в условиях летнего загородного лагеря иа фактультете дополнительных педагогических профессий.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяется его цель, объект и предмет, выдвигаются гипотеза исследования и его задачи, отмечается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Этнокультурные взаимодействия как социально-педагогическая проблема" предпринята попытка решения исследовательских задач на основе теоретического анализа философской, психологической, культурологической, педагогической литературы. На основе эмпирического обобщения анализируется процесс взаимодействия, разрабатывается его концепция, дается определение этнокультурного взаимодействия. В работе выявляются субъекты взаимодействия и характеризуются условия их ннокулыурного взаимодеИсшия.

Во второй главе "Технология организации этнокультурного взаимодействия подростков в условиях временного детского коллектива" приводятся данные диагностических исследований, описывается опыт организации лагерной смены с целью этнокультурного взаимодействия подростков, осуществляется качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

К

ГС заключении сформулированы выводы исследования и ОПрСДСЛСНП направлении дальнейшей разработки поставленной проблемы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

В современно» научной литературе - философской, социологической, психологической, педагогической - понятие взаимодействия употребляется довольно широко.

Анализ философской литературы показал, что процесс взаимодействия рассматривается как обмен взаимодействующих сторон веществом, энергией, информацией и другими субстратами. Что же касается социального взаимодействия, то оно состоит в обмене деятельностью. Межличностное взаимодействие (в психологии) - система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, н реакцией на поведение остальных. Это своего рода способ реализации совместной деятельности через сотрудничество или противоречие. При взаимодействии изменяются мотивы, установки, ориентации, отражающие различные уровни интересов и потребностей взаимодействующих личностей - индивидуальные, групповые, общественные. Оно способствует взаимному обмену информацией, социально-культурному обогащению людей. Особой формой взаимодействия является общение, в процессе которого осуществляется интеллектуальное, эмоциональное и волевое взаимовлияние индивидов, выявляется и формируется общность настроений, взглядов, достигается взаимопонимание, а также осуществляется передача и усвоение манер, стиля поведения, характеризующие групповую и коллективную субкультуры.

Для нашею исследования важна идея единства общения и для тельное in. которая ксист'шруек'я miioiими исследованиями фндософско-ж ихошмнческого аспекта пзаямодейсшня. в том чнел^ работы J1 И. Алексеевой. О.В. Беловой, Л И. Божокнч, И.В, Вал:спои, К.В В.ктпы'н.;, I'!1. Имлппчюва, М Kvpr.iiona, РА. Литтмк. С.Е. Xo.it. Б. К. Ширвиндта. В резулькго анатиэ:- кгточникш, спеиид-ьною нсс.и\.'!.>в<.1Шя различных а.ü>;kic& ¡¡запм мейсг--.:?:! »u приводим к следующей с.семи -гаимслс.ктьи»: на ыаимодсистеие оьа>ыв:,:т ¡»лияшк- социум, социальные установки и мотивы; так как взаимодействие - это процесс, i<< 'и

!)

характеризуется наличием общей цели, выбором способа осуществления шпимодгймвни (прямого или косвенного), хпрпктером взпимодсНстия (противоречие или сотрудничество), формой тпнмодействия (безличностной коммуникацией, совместной деятельности, взаимопомощью, кооперацией), чю н тоге дает конечный результат, который влечет за собой изменение мотпвоп, влияющих на новую цель.

Рассматривая проблему этнокультурных взаимодействий мы обратились еще и к изучению таких понятий как "культура", "этническая культура", "кросс-культурная грамотность". В результате чего сделали вывод, что этнокультурные взаимодействия - это целенаправленные субъект-субъектные связи, которые заключаются в обмене, обогащении культурными традициями, обычаями, ценностями, которые ведут к взаимосовершенствованию личностей.

В своей работе мы рассматривали этнокультурные взаимодействия подростков, поэтому все характеристические особенности сориентированы на этот возраст.

В проведенном исследовании пне интересовали попроси понимания ребенком-подростком сверстников другой национальности. По результатам социологического опроса большая часть детей не придает значения этнической, национальной принадлежности друзей (95,8%), их внимание в первую очередь обращено на личностные качества человека, с которым они живут (доброта, порядочность, общительность) - (88,3%) и на веру, которой те придерживаются. Кроме того, подростки в отличие от младших школьников четко осознают общность с людьми своей национальности, по внешним признакам человека (цвет кожи, черты лица, манера одеваться), языку (произношению, акценту, даже "звучанию" чужого языка), обычаям, традициям, привычкам, менталитету). По характерным национальным типам жилищ (мазанки, вигвамы, юрты и т.д.) могут определить этническую принадлежность местности. Поэтому мы мржем утверждать, что подростковый возраст характеризуется сравнительно осознанным отношением к своему народу, своей национальной общности, истории, культуре, своим и другим традициям. То есть, самосознание подростков приобретает национальную определенность. В то же время они интенсивно начинают интересоваться другими культурами, другими национальными традициями, обычаями. Их привлекает часто чисто внешние отличительные признаки, но это -уже проявление интереса.

К)

Кроме того, анализ экспериментальных материалов показываем чю наиболее полно подростком отрпжпются ровесники, имем взрослые (в юм чпгие и старики), и, наконец, младшие дети. Следовательно, можно упюрждам,. чю в подросгкоиом возрасте восприятие, понимание и изаимодспепше дру| о друюм наиболее эффективно на одном возрастном уровне, поскольку в процессе общения наиболее частым партнером подростка во всех возможных видах сопместои деятельности - игре, труде, учении, отдыхе - выступает его ровесник. Но в юже время, если подросток заинтересован в общении как таковом, то возраст человека, с которым происходит общение, взаимодействие, но степени значимости он cianin на третье место, отдавая предпочтение личностным качествам партнера (товарища) и вероисповеданию этого человека, а национальные особенности на последнее - четвертое. Чем старше ребенок, тем больший отпечаток накладываю! на него условия, характеризующие жизнь данного общества н особенное ni cío собственного индивидуального образа жизни.

Мы рассматриваем взаимодействие детей в лагере, поэтому уделили особое внимание вопросу организации этого процесса но временном жк'ким.кидлемш^-Для этого мы предложили следующую -рщизанию временных детских коллекцию»:

• по виду деятельности (кружок в лагере по интересам, сборы участников предметных олимпиад, объединения детей в игровой деятельности);

• по возрастному составу участников (одновоэрлстнмс, разновозрастные);

• по этническому (национальному) составу (преобладают в л;нере многообразные по своему составу коллективы, но в последнее время появляются лагеря, где детей специально отбирают по национально-этнической, даже по субэтннческой принадлежности /казачьи лагеря/;

• по месту образования (коллективы детей в лагере на смену, экспедиционные отряды, туристические группы па время похода, для ребенка участвующего в международном обмене делегациями будет временным коллектив, в котором тот будет жить определенное время /10-40 дней/).

Возникающие этнокультурные взаимодействия во временных детских коллективах, образованных по принципу места образования и по этническому (национальному) составу представляют определенный интерес в нашем исследовании.

Ориентируясь на отличительные особенности временного детскою коллектива и характер этнокультурных взаимодействий в нем, основываясь на

лотке развития смены, предложенной О.С. Гетманом, мы предприняли попытку определим. содержание н направления деятельности через характеристику коллектива по уровню развития, особенности этнокультурного взаимодействия в каждый определенный период развития смены.

В результате анализа комплекса вопросов по выбранной проблеме, мы пришли у выводу, что в летнем загородном оздоровительном лагере субъектами этнокультурного взаимодействия обязательно будут временный детский коллектив, как своеобразная социальная "ниша", объективное пространство для развития подростка и педагог, как организатор этого временного детского коллектива. Тогда условиями этнокультурного взаимодействия этих субъектов могут стать следующие сущностные характеристики: количественный состав, уровень развития коллектива, характер взаимодействия, атмосфера как характеристики количественных процессов, индивидуально-психологический состав, наличие различных национальностей, кросс-культурная грамотность, уровень воспитанности культуры межэтнического взаимодействия как качественные особенности временного детского коллектива; качества личности (демократизм, социальная активность, эмпатия) установка на этнокультурные взаимодействия (продумывание цели, определение тактики взаимодействия, осуществление его и анализ с самоанализом), профессионализм педагога. Временный детский коллектив является результатом педагогического руководства с одной стороны, и, с другой, в зависимости от своих характерных особенностей оказывает влияние и на действия педагога. Это можно характеризовать как органическую шанмозавпснмость временного детского коллектива и педагога.

Актуалимцпя гы»<>д<>в о необходимости иметь четкое представление о сущности процесса этнокультурного взаимодействия; знании отличительных особенностей возраста, для которого организуется это взаимодействие; ориентация и;: ровни поспиlaiaiotTh культуры межэннгчсского взаимодействия н >-.; одумынаннс нот. тактики, пук-й ,1 форм чргишпящш эшокультуршно Ii .-,пмол(ъйс:»;ы на основе цэучочч» отчей, нилнпиду'ильнмх шпора он, •1 '¡нГшоггсй, способноеrcii cyGi't," кимекшвцои деятельности с ,и ¡¡.шыоплппем возможностей временно* v.- липкого коллектива стала основой «тно- Hrc.Tfp..-•-¡■знтэльяой ;>af»orvj х разработке нс-дмогичсских

ОрГ.ШИЗаЦМИ ЭТ110куЛ|)ГУЧ !■ •.*' ViHMOjU'ÜCrBMii П уСЛОЬНИХ ЛСГ,о

•••>. сродного лагеря.

Для проверки эффективности выбранных методов н форм рпбои.1 мы использовали критерии и показатели уровней восшпапносш кулыурм межэтническою взаимодействия (К.И.СултпнбпепоЙ):

критерии:

• отношение к представителю(ям) другого этноса, к его языку, к культурным ценностям;

• отношение к себе, к родному языку, к своему народу, к его культуре;

• отношение к природе родного края;

• отношение к общественно-полезному труду, к его результатам, к людям

труда.

показатели:

I - когнитивный, определяющий гностический уровень личное I и;

П-эмоционально-оценочный, выражающий отношенческую сферу личности;

III - деятельностно-поведенческий, где проявляются в сопокупносш и конкретном поведении определенные умения и навыки.

Результаты исследования по приведенной классификации уровнен воспитанности были получены среди участников двух лингвистических смен в Подмосковных лагерях при организации Ассоципцисй "Дет плюс" н школьпикпи-подроегков г. Рязани (Россия), г. Лорьян (Франция), г. Сафи (Марокко). Им были предложены пдшгтроппппый вариант методики "незаконченных предложений" Слксп и Сиднея, мнни-сочинсние "Родина ■ это...", мсгодпкл ранжирования. Репрезентативность результатов для выбранного количества респондсиюп доказана с помощью определения стандартного отклонения и точечно! о оценивания. Результаты проведенных расчетов говорят о высокой степени достоверности данных исследования. Анализируя ответы детей па вопрос; "Если бы тебе предложили поехать с делегацией сверстников за рубеж, почему ты Iуда поехал бы?" российские и зарубежные подростки, имея различный мент,тли к-1, проявляют свои стремления по-разному.

Коллективистское воспи тание и нашей стране, стремление ребж бы и. в группе, коллективе, вместе с другими, способствует развитию желания в обшеннп, контакте, взаимодействии с другими, желания находиться среди друзей и имен, друзей, обмениваться информацией... Это стремление показали 32% опрошенных российских подростков. В то время как воспитание за рубежом ставит подрос 1ков в строгие рамки возможностей и сугубо личностных желаний, необходимых кип,ко

1.4

ему (конкретному субъекту), отсюда - желание посети, чужую страну только in сфгмлспия к нерелкижению (перемещению) как таковому (59, 3%). Наверное, по пому вторым главным критерием зарубежные подростки видят практическую iiciHiovti. посещения друюй аранм - возможность продолжить обучение, т.е. удовлетворение потребности п информации, сведениях (конкретных), которые определенным образом пригодятся (должны пригодиться) им в будущем (14,8%). Российские же подростки стремятся к знакомству с достопримечательностями тон страны, куда возможна будет поездка, т.е. желание поднять свой общий культурный уровень (7,4%). В сравнении с ними у французских, марокканских детей такие стремления являются второстепенными.

Низкий уровень культуры, ограниченность интересов прослеживается в ответах 14% российских подростков, которые главной целью поездки в другую страну видят в посещении магазинов, сравнении цен. Этим же и обусловлены мнения тех же ребят, что дружить с человеком другой национальности, значит "...получать подарки, есть много шоколада, пить кока-колу", "... ездить в гости и получать оттуда посылки". Кстати, само по себе стремление дружить с человеком другой национальности (или быть другом иностранца) понимается подростками разных стран. разных социальных положений одинаково. Мы предложили проранжчроватъ (поставить по степени значимости) следующие характеристики человека: внешность; личные качества; его интерес ко мне; принадлежность к другой национальности, про которую интересно узнать, ответив на вопрос: "В человеке другой национальности меня интересует..."

Независимо от этнической принадлежности, национальности, места и условий жизни, большинство ребят в первую очередь обращают внимание на личностные качества человека, что естественно для данного возраста.

Российские подростки в большей степени, чем их зарубежные сверстники уделяют внимание внешним особенностям людей (цвет кожи, черты лица, манера .ыеиан.си, май 'Ш поведения). В то время как их сверстники за рубежом интерес к ниег.шости ставят на последнее место, т.к. их значительно сильнее волнует вопрос: "Интересен л к ему? Это обетоятелнеи.-.» можно объяснить сугубо личноеттю-ирнапире ;ч;' ч поспишшгм к шке-ш п европейских и «мерикпнеких странах, что оставл гт -.ечаток а стре^ /л.ин»: s ж.тиши у детей показать свою нужность, максимально зтересозатт. - ;; с гстг тственно, и находить друзей, которые заннтересуютс ..то личность..

Все тш отпеты и результаты ранжирования дают возможность опеки н. уровень воспитанности с точки трения эмоциоиальио-онсночиою показакли. кик средне-низкий, т.к. псе же ситуационно проявляется у подростков стремление к знакомству с представителями других национальностей, с культурой и традициями их стран, при этом демонстрируя отличительные особенности своего народа.

Обобщенные результаты диагностики представлений детей об этнокультурных взаимодействиях позволяют сделать следующие выводы:

1) у подростков разных стран существует интерес к другим национальное|ям;

2) уровень воспитанности культуры межэтнического взаимодействия по всем показателям средний - средне-низкий;

3) уровень воспитанности (в том числе кросс-культурная грамотность) можем стать предметом целенаправленного педагогического воздействия.

Основываясь на этих выводах, мы предприняли формирующий эксперимент В ходе опытно-экспериментальной рлбош мы постоянно ориентировались на результаты диагностики уровней воспитанное™ культуры межмннчеекою взаимодействия. Опираясь па теоретически разрабопитые цели и носнишк'льные задачи, организационные основы жизнедеятельности, педагогическое обеспечение смены мы провели в течение 1994, 1995 гг. на базах Подмосковных лаюрен лингвистические смены. Участниками этих смен были дети, проживающие п различных регионах России и странах ближнего и дальнего зарубежья, различной этнической принадлежности.

Подводя итоги смены, анализируя выполнение поставленных нелеп. <адач. мы пришли к некоторым результатам.

При организации и проведении лингвистической смены в детском оздоровительном лагере был достаточно верно найден вариант сочетания всех компонентов, характеризующих этнокультурные взаимодействия подростков в условиях временного детского коллектива. Так, формирование отрядов по делегациям создало условия утя более успешной и быстрой адаптации ребят; знакомство с другими делегациями произошло на общелагерном вечере энлкомст: работа кружков, мастерских, клубов, где тоже ребята интенсивно знакомились друг с другом на основе общего интереса; практикумы и учебные занятия по языку, организованные преподавателями МГУ, — удовлетворяли потребность детей в этот период в информации, знакомстве удовлетворялась по максимуму. Кроме того, опытные вожатые на отрядах, знающие много интересных форм работы, игр

сумели срачу занять правильную позицию среди детей, четко определим, основные фсбоВаНИЯ И ДобшЬСЯ ИХ ПЫИОЛНСНИЯ. Иотгому '1МОЦИОНПЛМК1С сосюянпе

возбуждения и повышенной активности отразилось в "дневниках настроений" (по А.НЛутошкнну), которые вели отряды.

Диагностика уровней воспитанности в организационный период (по результатам анкетных данных) показала, что гностический показатель находится па среднем - средне-низком уровне, эмоциональный - на средне-высоком, а деятельностный - на среднем. Эти данные помогли нам быстро сориентироваться и, сохраняя установку на положительное восприятие другой культуры, организовать дела в лагере и отрядах в основной период смены с целью повышения уровня воспитанности по когнитивному и деятелыюстному показателям.

Ярко выражено период конфликтов не проявился ни в одном отряде, но появление группировок по национальностям было характерно для отрядов, где объединили несколько делегаций. Групповая дифференциация по определенным мошвам, интересам, ценностям приводила к мелким конфликтам, которые удавалось разрешить организацией разнообразной деятельности, способствующей взаимодействию, сотрудничеству, нахождению компромиссов в отношениях ребят. Поэтому замкнутости взаимодействия в пределах своей микрогруппы но национальному признаку и неприятия ребят другой национальности практически не было. Спортивные состязания, интеллектуальные бои, конкурсы-состязания (музыкальные, художественные, литературные, театральные) несли многочисленную информацию о хультурном наследии, таким образом, повышая уровень кросс-культурной грамотности детей. Благодаря этому эмоциональное состояние напряженности, сменилось "мажорным", бодрым насзросписм, подкрепленным сознательным стремлением к успеху в совместной деятельности с опорой на лидеров. Отряды осуществляли разнообразную творческую, самостоятельную деятельность, проводя встречи, конкурсы, участвуя в общелагерных мероприятиях.

К концу смены ребята очень сдружились, много узнали нового не только ,.; у| о друн", но и о культурах, нмиюнплынктях, с представителями которых они '•Гчцалнсь: научились в«?стс хенть. сотрудничать, решать общие проблемы, нравил»но реагировать "а проч-.-счи* национальных особенностей друг друга.

Исходя 1П целей нашего исследования, мм предприняли днапюспнл уровней поспиганпостн кулыуры межппнчеч'кою птанмодейсшня подростков Пи результатом на последние днн смены оказалось, что пюапческиН пока (а н-ль поднялся до среднего уровня, а деятелыюсгно-попеденческлй пал выше среднею Проанализировав этн данные, мы предполагаем, что деятельностно-поведеический уровень подростков повысился благодаря тому, что программа проведения ла[ еря была насыщена разнообразными делами, предоставляющими подросткам реальную возможность участия и, удовлетворяющими их потребноеги н нтересы. Другим важным для нас итогом был следующий: произошло повышение когнитивного показателя уровня воспитанности кулыуры межпническою взаимодействия подростков. Это стало возможным благодаря юму, чю в условных загородного лагеря подростки получали различную информацию и непосредственном общении, во взаимодействии со сверстниками. Таким обраюм. в итоге произошли качественные изменения в самом временном дек-ком коллективе (в особенности, заметно повысился уровень воспитанности) и педа| 01 с: коллектив изменился и с точки зрения характеристики количественных процессов (повысился его уровень развития, улучшился характер взаимодействий), уаановка на этнокультурные взаимодействия повлияла и на профессионализм педагога.

Эти результаты еще раз подчеркнули уникальные возможности временною детского коллектива в развитии личности подростка. Безусловно, эти возможности можно было реализовать лишь при грамотно продуманном педагогическом обеспечении лагерной смены.

На наш взгляд, система этнокультурных взаимодействий можег бмгь успешно осуществлена педагогом, имеющим специальную подготовку.

Подготовка педагога к организации этнокультурных взаимодействий подростков во временном детском коллективе включает

1) обшенедагогнческую подготовку, ориентирующую педагога на 1 умани 1м, открытость и принципиальную независимость, знание алгоритмов неда! отческой деятельности и знание народной педагогики, умение использовать се на практике:

2) специальную подготовку п ходе обучения но учебной программе спецкурса "Современные проблемы этнопедагогикн", включающей разнообразные меюдпки организации и проведения занятий: проблемные лекции, коммуникативные тренинги, ролевые игры;

3) полг отопку в ходе инструктивных сборов к активному взаимодействию с детьми ратных национальностей на летней педагогической практике;

4) обучение на отделении "Педагог-организатор летнего отдыха детей" факультета дополнительных педагогических профессий с дальнейшим прохождением практики в МДЦ "Артек", ВДЦ "Орленок", лагерях Ассоциации "Дети плюс".

Технология профессиональной подготовки будущих педагогов к взаимодействию с подростками, предложенная нами, безусловно, не претендует на всеохватывающий характер и является открытой. Идет совершенствование учебных курсов, программ, появляются новые педагогические технологии. Безусловным мы считаем лишь факт, что при заданности цели вполне реально осуществить такую обучающую программу специалистов.

В заключении подведены общие итоги результатов исследования, которые подтверждают выдвинутую гипотезу и положения, вынесенные на защиту, что позволило сформулировать ряд выводов, важнейшие из которых следующие:

• социально-политические изменения последних лег в нашей стране вызывают необходимость улучшения рпботы с детьми (особенно с подростками) по их этнокультурному воспитанию;

• этнокультурные взаимодействия подростков в условиях временного ' детского коллектива способствуют реализации гуманного, личностно ориентированного общения, сотрудничества детей, которое побуждает каждого ребенка к проявлению субъектной позиции, к саморазвитию личности, повышению :е уровня сопит,эпностн (в том числе кросс-культурной грамотности) с одной сюроны, и, I ,.;р>гой, создают предпосылки для самосовершенствования личности педаго! а:

• усов,;«.» воспнтапногп! куш ту<>м межалишссхого взаимодействия является предметом иглеиапразлечной по1Дгог'-*-сско!» деятельности:

• условиями Э1т10куаьгуг>"0т г -тиходейспнм подростков являются сущностные характеристики <:•>.' '..с >в взаимодействия; временного детского

■ л1рк> 'т, "чеюшего опредепеину»" характеристику количественных процессов (колпчсстепшмн состав, уровень ратт и гия кэнмгкгкпа. характер взаимодействия и с-.'.тпмггствуюшуто атмосферу) м кач чтвгннуто хараькфигилсу (нидивидуально-!к ччологический состав, наличие различных национальностей, уровни воспитанности этнокультурных взаимодействий и степень кросс-культурной 1«

грамотности) м педагога, обладающего специфическими личными, значимыми для нетей, качествами, профессионализмом и установкой на этнокультурное пчлимодсйсишс;

• для успешной реализации этнокультурного пзанмодейстпия подростков но временном детском коллективе необходимо педагогическое обеспечение, которое предполагает сформированность определенных профессиональных качеств педагога, что может быть достигнуто благодаря использованию специфических технологий обучения в педагогическом вузе.

Разумеется, выводы, сделанные нами в результате исследования, не претендуют на окончательность и завершенность. Проблема может получи п. дальнейшую разработку по некоторым аспектам, в частности, по национальному самоопределению личности, этнокультурному воспитанию детей в школе.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:

1. Использование народных традиций в работе временного детского коллектива //Народная педагогика воспитания детей, подростков и молодежи: М-лм VII Випоградонских чтений. Часть 11. -Екатеринбург, 1493. -С.133-134.

2. Инновационные подходы в формировании кросс-культурной грамошосщ студентов //Активные формы и методы обучения в вузе: М-лы межвузовской конференции -Рязань, 1994. -С.20-23.

3. Технология игровой деятельности: Учебное пособие. -Рязань: Иэд-во РГПУ, 1994. -120 с. (В сопят.)

4. Из опыта формирования кросс-культурной грамотности у дсчеи в условиях летнего отдыха //Образовательные стандарты как основа создания учебных планов и программ: Тезисы докладов Международного семинара. -Рязань, 1994. -С. 3-4.

5. К вопросу изучения народной педагогики в условиях многоуровневой подготовки будущих учителей //Педагогические технологии в условиях многоуровневого образования: М-лы Российского семинара 24-26 октября 1994 года. -Рязань, 1994. -С.71-72.

6. Народили педагогика п лстпиИ отдых лстсЯ //К.Д.УшипскнК и современная школа: М-лы науч.-практ. конференции -Рязань: Изд-во РГПУ, 1994. С. 147-149.

И)

7. Народная игра - источник знакомства с культурой //Педагогическое краеведение (к 900-летию г. Рязани): М-лы 2-й науч. -практ, конференции -Рязань, 1995. -С.65-66.

8. Технология подготовки будущих педагогов к сотрудничеству с подростками во временном детском коллективе //Общепедагогические проблемы образовательного процесса в высшей школе: М-лы третьих рязанских педагогических чтений. -Рязань, 1996. -С.48-50. (В соавт.)

9. Современные проблемы этнопедагогики: Программа курса /Сост. Е. М.Аджиева. -Рязань: Изд-во РГПУ, 1996, -12с.

10. Этнокультурные взаимодействия подростков в детском летнем лагере //Актуальные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика: М-лы четвертой науч.-практ-конфереицин молодых ученых.-М., 1996.-С. 158-161.

11. Обогащение духовного мира подростка средствами народной педагогики //Проблема духовности в наследии светских и православных педагогов п современная школа: М-лы науч.-практ. конференции -Рязань, 1996. -С. 99-102.

12. О возможностях предмета по выбору "Современные проблемы этнопедагогики" //Инновационные подходы в учебно-воспитательном процессе вуза и школы: М-лы науч.-практ. конференции , 28-29 окт. 1996г. - Рязань, 1996. -

С.62-65.

Поди, к неч.Щ Объем 1 п.л. Зак. Тир. 100

Типография МГУ