Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты совершенствования И. Я. Яковлевым содержания "Букваря для чуваш"

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Андреева, Надежда Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Чебоксары
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты совершенствования И. Я. Яковлевым содержания "Букваря для чуваш"», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Андреева, Надежда Николаевна, 1999 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ "БУКВАРЯ ДЛЯ ЧУВАШ" И.Я.ЯКОВЛЕВА В КОНЦЕ XIX- НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ 1.1. И.Я.Яковлев как педагог и личность в контексте создания новой чувашской письменности

1.2. Совершенствование алфавита и содержания текстов. Попытки методического обеспечения букварей 1872-1873 гг. издания.

1.3. Углубление и расширение этнопедагогического и этнопсихологического содержания учебных текстов в букварях И.Я.Яковлева 1874-1900 гг. издания.

1.4. Анализ образовательного и воспитательного содержания чувашских букварей 1902-1917 гг. выпуска.

ГЛАВА II. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДВУЯЗЫЧИЯ В "БУКВАРЕ ДЛЯ ЧУВАШ"

2.1. Анализ переводных текстов в букварях И.Я.Яковлева 1872-1900 гг. в контексте его этнопедагогических и этнопсихологических идей.

2.2. Сбалансированность двуязычия в переизданиях "Букваря для чуваш" 19021917 гг.: русские и чувашские тексты - первая и вторая части букваря.

ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ БУКВАРЯ И.Я.ЯКОВ ЛЕВ А В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3.1. Исторический опыт "Букваря для чуваш" и его значение в совершенствовании современной учебной литературы для начальной школы.

3.2. Экспериментальное исследование: использование материалов букваря

И.Я.Яковлева в современном педагогическом процессе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты совершенствования И. Я. Яковлевым содержания "Букваря для чуваш""

Актуальность исследования. Современная педагогическая стратегия характеризуется повышенным вниманием к целому ряду актуальных проблем:

- возрастание роли воспитания, в частности, нравственного воспитания и духовного совершенствования;

- реализация личностно-ориентированного гуманистического обучения и воспитания;

- этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса на основе постепенного преодоления отрыва школы от национально-исторических традиций;

- коренное улучшение работы сельской школы;

- возрождение и развитие школы родного языка и т.д.

Однако, несмотря на все это, преобразования, происходящие в нашей социальной действительности, породили целый ряд негативных тенденций, образовавшихся в нравственно-духовной сфере современного общества, такие, как дезориентация в системе нравственных ценностей и идеалов, идеологический вакуум, духовный инфантилизм, проникновение рыночных отношений в личную и семейную сферы, отсюда одиночество молодых и заброшенность стариков, ухудшение качества воспитания нового поколения, и как следствие, преступность, алкоголизм, наркомания, беспризорность, безнравственность и другие, которые отражаются многочисленными проблемами в учебно-воспитательной деятельности учителей.

Так, социальная реальность предъявляет все более высокие требования к педагогической науке и практике, стимулируя поиск новых, эффективных ориентиров и подлинных идеалов, ценностей для подрастающего поколения. Где эти ориентиры изначально заложены и проверены тысячелетним опытом, как не в духовных корнях конкретного народа и человечества в целом?

Буквари И.Я.Яковлева конца XIX - начала XX веков, являясь письменным отражением духовно-нравственных ценностей чувашского народа и идеала совершенного "лайах чаваш" (хороший чуваш), в контексте вышеуказанных негативных тенденций настоящего времени приобретают особенную актуальность. Концептуальные идеи развития родного языка и национальной культуры, духовного сближения разных народов, их взаимодополнения в культурном и нравственном плане получили в наследии чувашского просветителя многостороннее воплощение. Опыт жизни и деятельности И.Я.Яковлева тоже сохраняет свое непреходящее значение. Поэтому существует объективная необходимость адаптирования наследия просветителя к современной жизни и образовательно-воспитательному процессу. Именно это актуализированное требование послужило основанием для выбора темы исследования: "Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты совершенствования И.Я.Яковлевым содержания "Букваря для чуваш".

Спектр следующих семи проблем определил содержание диссертационного исследования и его построения по хронологическому принципу:

1. Как отражаются этнопедагогические и этнопсихологические закономерности в букварях И.Я.Яковлева?

2. Каковы методические аспекты совершенствования букваря И.Я.Яковлева?

3. Какая связь существует между букварями И.Я.Яковлева разных годов издания?

4. Какая трансформация букваря И.Я.Яковлева произошла в современной учебной литературе для начальной школы?

5. Каков духовно-нравственный аспект букварей И.Я.Яковлева?

6. Как передал И.Я.Яковлев через букварь идеал совершенного человека?

7.Что и как можно использовать из букваря Яковлева в современном педагогическом процессе?

Решение вышеназванных проблем составляет цель предпринятого нами диссертационного исследования: анализ этнопедагогических, этнопсихологических и методических аспектов разных выпусков букваря И.Я.Яковлева с позиций духовно-нравственного воспитания и реализации идеала совершенного человека. При этом мы считаем, что содержание букварей И.Я.Яковлева - наиболее результативное средство повышения эффективности современного педагогического процесса в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и реализации идеала совершенного человека.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется, с одной стороны, социальным заказом в нравственно-духовной сфере общества, с другой -эффективными методами, средствами, факторами духовно-нравственного воспитания чувашского народа, отраженными в букварях И.Я.Яковлева.

Из современных педагогов различные компоненты образовательно-воспитательного наследия И.Я.Яковлева рассмотрены в работах Землякова А.Е. "Проблема связи обучения и воспитания с жизнью в педагогическом наследии И.Я.Яковлева и творческое использование его опыта в современной национальной школе" (Канд. диссертация), Краснова Н.Г. "Педагогическое наследие И.Я.Яковлева и становление национальной школы чувашского народа" (Докторск. диссертация), Артемьевой Т.В. "Система обучения родной грамоте в чувашской школе (на начальном этапе)" (Канд. диссертация), Печникова О.И. "Обучение творческому письму в 1-1У классах чувашской школы" (Канд. диссертация), Васильева Е.В. "Теоретическая и практическая подготовка студентов к воспитанию у учащихся гуманности в сфере межнациональных отношений" (Докторск. диссертация) и др. Анализ литературных источников: Е.В.Васильев, Г.Н.Волков, С.И.Данилов,

B.Г.Егоров, М.К.Енисеев, А.Е.Земляков, В.Я.Канюков, В.И.Котлеев, Н.Г.Краснов, Н.П.Петров, Ф.Н.Петров, Т.Н.Петрова, Г.С.Сидоров, М.Я.Сироткин, И.Я.Тенюшев,

C.Ф.Трифонов, В.Т.Харитонов и др. обнаруживает исследования яковлевских букварей в историко-педагогическом, литературоведческом и лингвистическом аспектах. Однако в исследованиях наследия И.Я.Яковлева до настоящего времени не был представлен комплексный анализ этнопедагогических, этнопсихологических и методических аспектов его букварей по хронологическому принципу и тенденций совершенствования от первых выпусков до последних, включая учебный материал религиозного характера. Поэтому автор диссертации поставила перед собой задачу по мере возможности восполнить имеющийся пробел в этой области, прежде всего в этнопсихологическом аспекте.

Объект исследования: буквари И.Я.Яковлева разных выпусков (1872-1913 гг.), новые буквари К.В.Иванова и И.Т.Трофимова (1912-1917 гг.).

Предмет исследования: этнопедагогические, этнопсихологические и методические аспекты содержания букварей И.Я.Яковлева и его учеников.

Гипотеза: сущность совершенствования И.Я.Яковлевым содержания "Букваря для чуваш" состоит в усвоении учащимися идеала совершенного человека "лайах чаваш" на основе:

- приобщения личности к истокам духовности родного народа и любви к родному языку;

- взаимодополнения и взаимообогащения родного и русского языков.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:

1) провести этнопедагогический, этнопсихологический, методический анализ букварей И.Я.Яковлева и его последователей К.В.Иванова, И.Т.Трофимова;

2) определить и обосновать средства, методы и факторы народного воспитания в букварях И.Я.Яковлева как условия духовно-нравственного воспитания и реализации идеала совершенного человека "лайах чаваш";

3) выявить и обосновать тенденции трансформации "Букваря для чуваш" И.Я.Яковлева в современной учебной литературе для начальной школы;

4) разработать практические рекомендации по использованию букваря И.Я.Яковлева в процессе духовно-нравственного воспитания человека в современной школе;

5) осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности научно-методических рекомендаций исследования.

Исследование проводилось в три этапа.

I этап (1992-1993 гг.) - вхождение в проблему, определение ее теоретико-методологических, собственно научных аспектов и исходных положений, уточнение понятийно-категориального аппарата, разработка исходных структурно-логических позиций исследования: объекта, предмета, гипотезы, цели, задач и др.

II этап (1994-1998 гг.) - собственно теоретическое исследование этно-педагогических, этнопсихологических и методических сторон букварей И.Я.Яковлева разного выпуска; осмысление практических аспектов и разработка научно-методических рекомендаций по реализации духовно-нравственного идеала, психолого-педагогических условий воспитания совершенного человека, включая опытно-экспериментальную проверку результатов рекомендаций, апробацию и внедрение результатов исследования.

III этап (1998-1999 гг.) - анализ, сопоставление, обобщение материалов констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, литературное оформление диссертации.

Методологические основы исследования - современные научные представления об идее совершенства человеческой личности - духовно-нравственном идеале для подражания и факторах народного воспитания, культурно-историческая теория о развитии высших психических функций человека и общенаучные принципы построения учебных книг, отраженные в трудах Я.А.Коменекого, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, В.А.Сухомлинского, Л.С.Выготского, Г.Н.Волкова и др.

Методы исследования:

- психолого-педагогический: анализ научной литературы по теме исследования с использованием архивного метода;

- научно-эмпирический: формирующий эксперимент, беседа с учащимися, учителями, психологами, анкетирование учителей начальной школы, включенное наблюдение, анализ продуктов деятельности и самоотчет испытуемых;

- научно-теоретический: выдвижение и аргументирование гипотезы.

В процессе исследования диссертант ознакомилась с материалами букварей И.Я.Яковлева, имеющимися в фондах государственной книжной палаты Чувашской республики, архива и библиотеки Чувашского государственного института гуманитарных наук, историко-педагогического музея И.Я.Яковлева Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я.Яковлева, Национальной библиотеки Чувашской республики, Чувашского национального музея и литературного музея имени К.В.Иванова.

Достоверность и обоснованность проводимого исследования обеспечивается его методологической и теоретической базой, аргументированностью основополагающих положений, выводов и научных рекомендаций, использованием комплекса методов исследования, многократной апробацией выдвинутых психолого-педагогических положений в педагогической практике.

Научная новизна и теоретическое значение исследования состоит в том, что в нем дана развернутая, интегрированная характеристика этнопедагогических, этнопсихологических и методических аспектов букварного наследия И.Я.Яковлева по хронологическому принципу. Впервые проведен психологический анализ социотипа И.Я.Яковлева в контексте истории создания новой чувашской письменности. Выдвинута и обоснована психолого-педагогическая концепция духовно-нравственного воспитания совершенного человека "лайах чаваш", описана архетипическая структура национального идеала совершенной личности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

1) разработана и апробирована двухуровневая программа тренинговых занятий для учащихся младшешкольного и подросткового возраста "Шаг к идеалу совершенного человека: его национальные и общечеловеческие аспекты";

2) составлены и апробированы научно-обоснованные рекомендации по развитию мыслительных навыков учащихся младшешкольного возраста для чувашских и русских школ на материалах букваря И.Я.Яковлева;

3) разработаны и апробированы методические рекомендации по использованию воспитательно-развивающего потенциала народных сказок в разновозрастных группах студентов, учителей, воспитателей ДОУ, психологов;

4) разработано методическое пособие для учащихся старших классов "Душевная природа и природная душа".

В целом, результаты и выводы нашего семилетнего исследования, определяющие возможность творческого использования народных факторов, методов и средств духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, отраженных в букварном наследии И.Я.Яковлева, могут служить основой для методических разработок курсов, программ личностного роста и совершенствования в психолого-педагогической практике массовых школ.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в непосредственной психолого-педагогической деятельности автора на курсах повышения квалификации работников образования (автор является ст. преподавателем кафедры педагогики и психологии Чувашского республиканского института образования), на курсах подготовки психологов при Чувашском государственном педагогическом университете им.И.Я.Яковлева, в Московском государственном социальном университете (Чебоксарский филиал), на психолого-педагогическом факультете ЧГПУ им.И.Я.Яковлева, в Детской республиканской клинической больнице, на республиканских и российских научно-практических конференциях разных уровней в городах Чебоксары, Канаш, Цивильск, Москва, Дзержинский (Московск. обл.), а также Бремен (Германия) в 1993-1999 гг.

Исследование проводилось на базе экспериментальных школ: Красноармейская СОШ-2, Чувашский национальный лицей-интернат имени Г.С.Лебедева г. Чебоксары. Общее количество испытуемых, участвовавших в экспериментальном исследовании на основе творческого использования материалов букваря И.Я.-Яковлева, составляет 949 человек. В текущем 1999-2000 учебном году авторские программы реализуются на базе СОШ-Ю им.А.Г.Николаева, ДОУ-97 г.Чебоксары, СОШ-2 с.Красноармейское.

Материалы исследования обсуждены на кафедре педагогики и психологии ЧРИО и ЧГУ им. И.Н.Ульянова. Результаты исследования опубликованы в методических рекомендациях, статьях, тезисах к научно-практическим конференциям. Общий объем публикаций составляет более 12 п.л.

На защиту выносятся:

- психолого-педагогическая концепция духовно-нравственного воспитания совершенного человека "лайах чаваш" на основе материалов букварей И.Я.Яковлева;

- педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации идеала совершенного человека;

- психо лого-педагогическая форма осуществления воспитательного воздействия -тренинг личностного роста для учащихся младшешкольного и подросткового возраста "Шаг к идеалу совершенного человека: его национальные и общечеловеческие аспекты".

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Заключение

В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования были сделаны следующие выводы:

1. На основании проведенного историографического, теоретического, архивного и литературного анализа можно утверждать, что новая чувашская письменность была создана И.Я.Яковлевым не через отрицание предшествующей старочувашской письменности, а на ее основе путем внесения новых элементов графики, адекватно отражающих языковые особенности, через тщательное изучение фонетического строя чувашского языка.

2. Историческое значение и психолингвистическая глубина научного подвига И.Я.Яковлева заключается в том, что он в условиях исторического развития безграмотного, "бесписьменного" чувашского народа на фоне его русификации и христианизации сумел вписать целый этнос в более высокий культурный строй, не потеряв при этом живых истоков - звуковых архетипов низового диалекта чувашского языка (45) в ходе их ассимиляции русской системой письма, создав их письменное изображение, и, задав качественно новый уровень национальному самосознанию чувашей в конце XIX века (1871-72 гг.).

3. Социотип И.Я.Яковлева - "Дон Кихот" (интуитивно-логический экстраверт) с социальной функцией "новатор"; доминирующий план деятельности - интеллектуальный (сфера мыслей) с "излучением А" в виде постоянного, непрекращающегося потока взаимопроникновения его внутренней творческой интеллектуальной деятельности со смыслообразующими ценностями (целостность, единство, непротиворечивость, согласованность, гармоничность) во внешний культурно-информационный план, что дало возможность чувашскому просветителю внести определенную упорядоченность в интеллектуальную сферу народа в виде создания логически обоснованной системы знаний, законов и описаний в силу масштабности его личности.

4. Буквари И.Я.Яковлева разного года издания являлись источником познания мира и формирования знаний о нем, условием развития психических функций и сознания учащихся, самосознания чувашского народа в целом на качественно новом уровне через целенаправленную регуляцию культурно-просветительской сферы нации на основе ее письменного языка.

5. "Букварь для чуваш" И.Я.Яковлева как подлинная народная книга на родном языке отражает интеллектуально-познавательную, аффективно-мотивационную, коммуникативно-поведенческую сферы национальной психологии чувашей конца XIX -начала XX веков через многие стороны их духовно-нравственной жизни: быт и нравы, фольклор, религию, традиции, нравственные ценности, идеалы и т.д., тем самым, служит еще одним важным подтверждением вывода Т.Н.Петровой о чувашской педагогике как феномене мировой культуры.

6. На вертикальной оси восприятия вселенной чувашским народом иерархически расположены следующие объекты и субъекты из учебных текстов букваря И.Я.Яковлева: "Земля", "Дети", "Мать", "Отец", "Старцы", "Царская администрация", "Царь", "Церковь", "Бог".

7. В горизонтальной оси объективного видения реальности чувашским народом представлены нейтральная оценка: констатация фактов, характеристика объектов, действий животных и деятельности человека, описание природных явлений, номинализация предметов быта, религиозных таинств и т.д.; выбор нравственного императива - положительная оценка: как надо поступать, что хорошо - заповеди, благословения, молитвы, нормы и правила поведения в контексте национального этикета и идеала совершенного человека; отрицательная оценка: как нельзя поступать, что плохо - порицания, запреты - табу, осуждения, наказания, антиидеалы, квазиценности, грехи и т.д.

8. Фольклорные, религиозные, литературные оригинальные и переводные учебные тексты 37 изданий букваря И.Я.Яковлева и 4 выпусков нового букваря его последователей К.В.Иванова с И.Т.Трофимовым опираются на национальную программу совершенства человеческой личности "лайах чаваш", которая является неисчерпаемым источником вертикальной устремленности чувашского народа к духовно-нравственным идеалам, способным заполнить "пробелы" морального сознания его представителей в настоящее время через приобщение личности к славному прошлому родного народа, сохранение любви к родному языку и верность лучшим гуманистическим традициям народа с трехтысячелетней историей.

9. Архетипическая структура национального идеала совершенного человека "лайах чаваш" представляет собой единство звуковых архетипов чувашского языка мдЫ+дА+дУ+ дд+НАЛ+ПУЛ+ТАР", вербальных стимулов словесного внушения "СЫН ПУЛ" (БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ!) и "дАПЛА ПУЛТАР" (ДА БУДЕТ ТАК!), частных целей национальной системы воспитания "дИЧЁ ПИЛ" (СЕМЬ БЛАГ), основных жанров чувашского фольклора, отражающих этническую картину мира (СКАЗКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ЗАГАДКИ, СТИХИ, ПЕСНИ и др.), а также духовно-нравственного пространства (РЕЛИГИЯ).

10. Нравственный аспект букварей И.Я.Яковлева включает в себя взаимодействие национальных и общечеловеческих представлений об идеале совершенного человека с основными качествами: ум, трудолюбие, честность, любовь к Родине и родному языку, доброта, ответственность, дружба, взаимопомощь, скромность, высокая нравственность и т.п.

11. Христианская религия, являясь мощным фактором воспитания подрастающего поколения, в букварях И.Я.Яковлева рассматривалась как своеобразное духовное пространство, устремленное к общечеловеческим идеалам, обеспечивающее христианскую мораль и расширение семантического поля личности и нации в целом.

12. Букварь И.Я.Яковлева как отражение теологического уровня бытия этноса и его письменная программа духовного воспитания совершенного человека, основополагаясь на христианских заповедях, сохранял возвышенные доктрины чувашского язычества (человек рожден для работы, для создания красоты, он должен беречь природу, сохранять и продлевать потомство) - носителя вечных ценностей природосообразности и естественности народного воспитания.

13. Национальные черты чувашей: дружеское отношение к другим народам и миролюбие, трудолюбие и бережливость, природная деликатность и робость, скромность, почитание и уважение родителей, старых людей, вера в будущее и надежда на лучшее, честность и правдивость, сформировавшиеся в определенных исторических условиях, и, составляя особенности социального уровня бытия чувашского этноса, являлись сущностью воспитательно-образовательных текстов яковлевских букварей.

14. Букварный материал о природе как уровне бытия этноса и факторе народного воспитания способствовал решению таких образовательно-воспитательных задач, как развитие у детей наблюдательности, умения получать знания и создавать понятия на основе непосредственного (в окружающей природе и социуме), а также опосредствованного (через буквари, книги для чтения) изучения предметов и явлений; усиление интереса к своему родному краю и воспитание любви к Родине, бережного отношения к природе, опираясь на возрастные особенности субъективно-этического отношения к ней у младшешкольников и подростков; формирование положительного и высокоэмоционального отношения к труду, бережливого отношения к хлебу, к результатам длительного, тяжелого земледельческого труда и др.

15. Методическими принципами построения яковлевских букварей являются общенаучные принципы организации учебных книг, отраженные в трудах Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого: постепенного и систематического умственного и нравственного развития, сознательности и творческой активности учащихся; наглядного обучения; доступности, ясности, простоты, естественности, эстетичности, образности учебных материалов, приближающихся к народному разговорному языку; их возрастающей трудности; позиционного чтения с применением звуко-слогового аналитико-синтетического метода и др.

16. Две основные тенденции, наметившиеся на пути методического совершенствования от букваря к букварю, способствовали углублению и расширению этнопедаго го-этнопсихологического содержания учебных текстов: во-первых, совершенствование алфавита, языка и стиля печатных изданий; во-вторых, осуществление особого, дидактически значимого подбора текстов, принадлежавших сокровищнице культуры чувашского и русского народов.

17. Переводные тексты букварей И.Я.Яковлева построены на творческом методе с принципами простоты, образности и выразительности языка, народности стиля, стремления к смысловому переводу и строгому выдерживанию закономерностей грамматического строя чувашского языка.

18. Уравновешивающей чувашскую и русскую части букваря силой является направленность к общечеловеческим нравственным идеалам через взаимодействие национальных идеалов воспитания совершенного человека и взаимодополнение, взаимообогащение чувашского и русского языков, а также культур.

19. Между букварями И.Я.Яковлева разных годов выпуска существует связь, которую можно охарактеризовать в двух основных направлениях: с одной стороны, относительно стабильная сохранность учебных текстов в симбирских и казанских изданиях, отличающихся по объему и структуре, с другой стороны, постоянное лексическое, грамматическое, стилистическое совершенствование учебного материала от букваря к букварю.

20. Анализ преемственности яковлевских букварей показывает, что в современной учебной литературе для начальной школы сохранены основные принципы яковлевской системы обучения и воспитания, принципы построения учебных книг К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, И.Я.Яковлева, учебные тексты фольклорного, литературного, дидактического характера, а также представлены очерки, фотографии, рисунки о чувашском просветителе и его выдающихся учениках.

21. Основными характерными особенностями трансформации букваря И.Я.Яковлева в современной учебной литературе для начальных классов являются: литературный стиль языка, богатство лексики, жанров, диалогическая направленность материалов, специальные упражнения для составления моделей звучащей речи и развития навыков грамотного письма с применением аналитико-синтетического метода, творческий подход к повторению учебного материала, структурированный грамматический материал, отдельные буквари и азбуки для обучения чувашскому и русскому языкам в чувашских и русских школах, специальная литература по системе развивающего обучения и т.д.

22. В связи с социальным заказом воспитания творческой личности значительный акцент современной учебной литературы направлен на развитие творческого мышления и воображения учащихся, тогда как И.Я.Яковлев в своих букварях особое внимание уделял развитию логического мышления учащихся, ограничивая их воображение догмами христианской религии.

23. Основные заповеди (будь добр, честен, справедлив, верен слову, готов к помощи, уважай старых, люби родителей, труд, родной народ, язык родной, свою малую и великую Родину), факторы народного воспитания (природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал), методы обучения и воспитания (рассказ, этическая беседа, объяснение, разъяснение, увещевание, внушение, намек, наглядно-переводной метод изучения русского языка, демонстрация, личный пример, упражнение и др.), средства формирования сознания и поведения личности (библейские притчи, молитвы, заповеди, назидательные рассказы и статейки Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, И.Я.Яковлева и его учеников, сказки, басни, загадки, стихи, песни, пословицы, поговорки, императивные выражения и др.), отраженные в яковлевских букварях, отвечают принципам гуманистического подхода к человеческой сущности и решают психолого-педагогические задачи духовно-нравственного воспитания совершенной личности "лайах чаваш".

24. Развитие и совершенствование личности ребенка, воспитание у него гуманного отношения к людям, ко всему живому, формирование определенной нравственной позиции являются основными задачами в букварном наследии И.Я.Яковлева, следовательно, оно сохраняет свою актуальность в контексте решения стратегической цели укрепления и развития духовно-нравственного потенциала современного общества.

25. В целом, И.Я.Яковлев через букварный материал пытался решать духовно-нравственные аспекты глобальных, экзистенциальных проблем: человек и природа, человек и труд, человек и человек, человек и общество, человек и религия, человек и мир, поэтому мы считаем, что философские аспекты его букварного наследия требуют дополнительного исследовательского внимания.

26. Двухуровневая программа "Шаг к идеалу совершенного человека: его национальные и общечеловеческие аспекты", программы для разновозрастных групп "Воспитательно-развивающий потенциал народных сказок" составленные на основе нравственных задач "Букваря для чуваш" И.Я.Яковлева с учетом возрастных, индивидуальных, этнических особенностей испытуемых младшешкольного, подросткового, юношеского и зрелого возраста, способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию у участников тренинга коммуникативных умений, ориентироваться в системе нравственных ценностей и идеалов, направленности на личностный рост и совершенствование, стремления к самореализации.

27. Учебные материалы разных выпусков букваря И.Я.Яковлева и его последователей К.В.Иванова, И.Т.Трофимова могут быть творчески использованы и успешно адаптированы к современному психолого-педагогическому процессу; они способны эффективно решать задачи нравственного воспитания и духовного развития личности в направлении к идеалу совершенного человека "лайах чаваш" и, в целом, homo sapiens.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Андреева, Надежда Николаевна, Чебоксары

1. Абрамова Г.С. Психология в метафорах и образах. Вологда: АО «ВПЗ», 1995. -34с.

2. Андреев И.А. Думы о национальной школе// Советская Чувашия, 1996, 15 декабря.

3. Андреева H.H. Букварь И.Я.Яковлева как средство воспитания гуманных чувств детей// Народная школа. Чебоксары, 1997. - №4. - С. 119-123.

4. Андреева H.H. Второй шаг к идеалу совершенного человека: его национальные и общечеловеческие аспекты. Чебоксары: ЧРИО, 1999. - 30с.

5. Андреева H.H. Душевная природа и природная душа. Чебоксары, 1998. - 26с.

6. Андреева H.H. О психологических приемах и методах запоминания иностранных слов// Народная школа. Чебоксары, 1996. - №3. - С.75-83.

7. Андреева H.H. Первый шаг к идеалу совершенного человека: его национальные и общечеловеческие аспекты. Чебоксары: ЧРИО, 1999. - 26с.

8. Андреева H.H. Психокоррекционно-развивающая сила чувашской народной сказки. Чебоксары, 1999. - 26с.

9. Андреева H.H. Психологические аспекты личности И.Я.Яковлева// Народная школа. Чебоксары, 1998. - №2. - С. 11-14.

10. Ю.Андреева H.H. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников: на материале букваря И.Я.Яковлева. Чебоксары: ЧРИО, 1997. -20с.

11. П.Андрейченко А.Г, Назмутдинов В.Я. Краткий словарь педагога-практика. -Казань: ИПКРО РТ, 1996. 171с.

12. Антонова З.С., Чернова H.H. Чаваш самахё: Тёрлё чёлхеллё шкулан 1-мёш класё валли. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1997. - 111с.

13. Арапович Б. Перевод Библии на чувашский язык, сделанный И.Я.Яковлевым// Лик Чувашии. Чебоксары, 1994. - №6. - С. 122-129.

14. Артемьева Т.В. Основные приемы организации аналитико-синтетической работы в процессе обучения чувашской грамоте// Обновление содержанияобразования и воспитания: Матер.респ.науч.-практ.конф. Чебоксары, 1996. -С.128-135.

15. Артемьева Т.В., Волков М.К., Сергеев Л.П. Чаваш букваре: Хушса дёнетнё 9-мёш каларам. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1996. - 135с.

16. Артемьева Т.В., Печников О.И. Таван самах: 2-мёш класс валли. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1996. - 239с.

17. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. -М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -768с.

18. Ача-пача самахлахё: Хрестомати: Пудламаш шкулсем валли/ Г.Ф.Трофимовпа Р.Н.Петрова пухса хатёрленё. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1993. - 304 с.

19. Васильев Е.В. Велик на все времена. Чебоксары: Чув. РИО, 1998. - 59с.

20. Васильев Е.В. Общие основы действенной программы межличностной и межнациональной гармонии: для учащихся 1-Х1 классов. Чебоксары: Чув. РИО, 1997.-22с.

21. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1988. - 160с.

22. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988. - 336с.

23. Волков Г.Н. Идея совершенного человека в народном воспитании// Сов. педагогика, 1971. - №10. - С. 107-113.

24. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары: ЧРИПКРНО, 1993.- 87с.

25. Волков Г.Н. Судьба патриарха: Роман-эссе. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1998. -350с.

26. Волков Г.Н. Судьба просветителя// Народная школа. Чебоксары, 1997. - №1. -С.98-108.

27. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. 2-е изд-е, доп. - М.: Пресс-сервис, 1997. -441с.

28. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1966. -341с.

29. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1974. - 376с.

30. Волков М.К. Азбука: Учебник для 1 класса чув. школы. 5-е изд-е. -Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1994. -95с.

31. Выготский J1.C. История развития высших психических функций: Сбор, соч.: В 6-ти томах. Т.З. М.: Педагогика, 1983. - 368с.

32. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию/ Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. -448с.

33. Горощенко В.П., Мельчаков Л.Ф., Степанов И.А. Основы природоведения. М.: Просвещение, 1976. - 239с.

34. Григорьева P.A., Гузенкова Т.С. и др. Чуваши: современные этнокультурные процессы. М.: Наука, 1988. - 240с.

35. Гусев H.H. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 695с.

36. Дмитриева К.С. Салкуд: Килте вуламалли кёнеке: 2-мёш класс валли. 3-мёш каларам. - Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1985. - 191с.

37. Егоров В.Г. Н.И.Ашмарин как исследователь чувашского языка. Чебоксары: Чувгосиздат, 1948. - 44 с.

38. Егоров Д.Е. Ученые-педагоги Чувашии и их вклад в развитие просвещения и педагогической науки. Чебоксары: Изд-во «Чувашия», 1997. - 360с.

39. Закон Чувашской Республики «Об образовании»// Чаваш ен. 1997. - №6-7. -С. 1-4.

40. Земляков А.Е. Иван Яковлевич Яковлев и современность. Чебоксары: ЧГПИ, 1997. -252с.

41. И.Я.Яковлев в воспоминаниях современников/ Под ред. В.Я.Канюкова и др. -Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1968. 152с.

42. И.Я.Яковлев и его школа. Ученые записки. Вып.ХХХШ. Чебоксары: Чув.кн. изд-во, 1971. -304с.

43. Иван Яковлевич Яковлев 1848-1930/ Под ред. проф.Ф.Н.Петрова. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1948. - 159с.

44. Иванов В.Н., Иванов Д.Е. Обучение одаренных детей в гимназии-интернате. -Чебоксары: НАНИ ЧР, 1996. 176с.

45. Иванов В.П. Этническая карта Чувашии. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1997. -176с.

46. Иванов К.В., Трофимов И.Т. Букварь для чувашъ съ присоединешемъ русской азбуки для совмъстнаго обучешя чтенпо и письму: Съ рисунками и образцами письма. Таваш дыруне вёренмелли кёнеке. Симбирскъ: Тип. Губерн. Исполн. Комитета, 1917.-39с.

47. Иванов К.В., Трофимов И.Т. Букварь для чувашъ съ присоединешемъ русской азбуки для совмъстнаго обучешя чтешю и письму: Съ рисунками и образцами письма. Таваш дыру не вёренмелли кёнеке. Симбирскъ: Типо-литограф1я Губернск. Правлешя, 1914. -45с.

48. Иванов К.В., Трофимов И.Т. Новый букварь для чувашъ съ присоединешемъ русской азбуки для совмъстнаго обучешя чтешю и письму: Съ рисунками и образцами письма. Таваш дыруне вёренмелли кёнеке. Симбирскъ, [1914?]. -42с.

49. Иванов С.М. Педагогическая культура чувашей в подготовке молодежи к семейной жизни. Чебоксары, 1997. - 80с.

50. История родного края. Учебн.пособие: хрестоматия. Часть I/ А.В.Выйкина и др. - Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1993. -416с.

51. Итоги юбилейной научной сессии, посвященной столетию со дня рождения И.Я.Яковлева. Записки. Вып.Ш. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1949. - 106с.

52. Канюков В.Я. От фольклора к письменности. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1971. - 128с.

53. Книга в России (1861-1881): В 3-х томах. Т.1/ Под ред. И.И.Фроловой. М.: Книга, 1988. -256с.

54. Книжное дело в России во второй половине XIX начале XX в.: Сб. науч.тр. Вып.2. - Л., 1986. - 180с.

55. Ковалев Н.Е. и др. Введение в педагогику: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1975. - 176с.

56. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.-255 с.

57. Краснов Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1992.-416с.

58. Краснов Н.Г. Иван Яковлев и его потомки. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1998. -352с.

59. Краткий словарь по этнопедагогике и этнопсихологии/ Сост. М.Г.Харитонов, под ред. Г.Н.Волкова. Чебоксары: ЧГПИ, 1996. - 140с.

60. Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей и бизнес: Пер. с англ. М.:Персей, Вече, ACT, 1995. -560с.

61. Крылов И.А. Басни: Словарь языка басен Крылова. М.: Школа-Пресс, 1996. -704с.

62. Кряжева H.JI. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996.-208с.

63. Культура Чувашского края. 4.1: Учеб. пособие/ Сост. М.И.Скворцов. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1994. - 351с.

64. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М.:Смысл, 1992. -17с.

65. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. - 44 с.

66. Лукоянов Г.В. Саванад кёнеки: Вырас шкулён 1-мёш класс валли. 2-мёш каларам. - Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1988. - 96с.

67. Лукоянов Г.В., Маслова H.H. Седпёл: Хушма вулав кёнеки: 1-мёш класс валли. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1989. - 192с.

68. Лучшие психологические тесты/ Сост. А.Ф.Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992. -318с.

69. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность: Игры и упражнения для детей и взрослых. Чебоксары: КЛИО, 1996. - 44с.

70. Малькова Т.П., Фролова М.А. Введение в социальную философию: Учеб. пособие для студентов. М.: Межд. педаг. академия, 1995. - 192с.

71. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. -М.:Межд. педаг. академия, 1995. 193с.

72. Материалы по истории Чувашской АССР. Вып.1. Чебоксары: Чувгосиздат, 1958.-410с.

73. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома// Вопр. психологии. 1995. - № 5. - С.61-68.

74. Миловидов В.А. 10 консультаций по английскому языку. М.: Айрис-пресс, 1997. -301с.

75. Молодцов A.B., Хохель С.О. Практикум по прикладной соционике. Киев: МАУП, 1994. -204с.

76. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее// Психол. журнал. Т. 15. -1994. -№3.-С.42-49.

77. Немов P.C. Психология. М.: Просвещение, 1995. - 240с.

78. Немов P.C. Психология: В 2-х книгах. Кн. 1. - М.: Просвещение, Владос, 1994. -576с.

79. Немов P.C. Психология: В 2-х книгах. Кн.2. М.: Просвещение, Владос, 1994. -496с.

80. Никитин Г.А. Эстетические аспекты трудового обучения в системе работы школ И.Я.Яковлева// Вестник ЧГПИ им.И.Я.Яковлева. Чебоксары, 1998. - № 2(3). -С.255-260.

81. Никифорова В.Н. Формирование духовных потребностей личности на основе идей И.Я.Яковлева. Чебоксары: Руссика, 1998. - 78с.

82. Николаева А.Н. Современные проблемы реализации идей И.Я.Яковлева// Вестник ЧГПИ им.И.Я.Яковлева. Чебоксары, 1998. - № 2(3). - С.90-93.

83. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М.: Школа-Пресс, 1994. - 192с.

84. Общая психодиагностика/ Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 304с.

85. Основы социально-психологической теории/ Под ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова. М.: Межд. педаг. академия, 1995. - 424с.

86. Очерки истории культуры дореволюционной Чувашии/ Под ред. Н.Е.Егорова. -Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1985. -303с.

87. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП: Учеб.пособие. М.: Совершенство, 1997. - 224с.

88. Палагина H.H. Развитие воображения ребенка в русской народной педагогике// Вопр.психологии. 1989. - № 6. - С.69-73.

89. Педагогическая энциклопедия: В 4-х томах. Т.4/ И.А.Каиров и др. М.: Сов. энциклопедия, 1968. - 911 с.

90. Педагогическое наследие/ Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. М.: Педагогика, 1989. -416с.

91. Первая и Вторая книги для чтешя графа Л.Н.Толстого: На чув.яз. Симбирскъ: Губерн. Типограф1я, 1909. - 109с.

92. Петров Н.П. Чувашский язык в советскую эпоху: Развитие социальных функций и литературных норм. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1980. - 208с.

93. Петрова Е.Ю. Использование сюжетов народной волшебной сказки в психо-коррекционной и педагогической работе// Журн. практ. психолога. М., 1996. -№ 2. - С.69-86.

94. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как факт мировой культуры. Чебоксары, 1996. -97с.

95. Петрухин А.И. Мировоззрение и фольклор. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1971. -224с.

96. Плечов Г.Н. Концепция чувашского женского образования в социально-педагогической системе И.Я.Яковлева// Вестник ЧГПИ им.И.Я.Яковлева. -Чебоксары, 1998. № 2(3). - С.28-46.

97. Плечов Г.Н. Послужить на благо чувашскому народу// Народная школа. -Чебоксары, 1997. -№ 4.-С. 114-119.

98. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, Владос, 1996. - 632с.

99. Пословицы русского народа: Сборник В.Даля: В 3-х томах. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. -640с.

100. Пословицы русского народа: Сборник В.Даля: В 3-х томах. Т.2. М.: Русская книга, 1993. -704с.

101. Пословицы русского народа: Сборник В.Даля: В 3-х томах. Т.З. М.: Русская книга, 1993. -736с.

102. Проблемы возрождения и развития чувашского языка: Законы и постановления Верховного Совета Чувашской Республики и его Президиума/

103. A.П.Хузангай, А.К.Кириллов. Чебоксары: Изд-во Президиума Верх. Совета 4P, 1993. -73с.

104. ЮЗ.Прутченков A.C. Свет мой, зеркальце, скажи.: Метод, разраб. социально-психологических тренингов. М.: Новая школа, 1996. - 144с.

105. Психология: словарь/ Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 496с.

106. Разговор с психологом о двух культурах: интервью с Б.С.Братусем// Журн. практ. психолога. М., 1998. - № 1. - С.3-18.

107. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах/ Сост.

108. B.Н.Назаров, Г.П.Сидоров. -М.: Политиздат, 1990. 605с.

109. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии: В 2-х томах. Т.1. М.: Педагогика, 1989.-488с.

110. Русские народные сказки/ Сост. Н.И.Сазонов. Йошкар-Ола: Марийск. полиграф, изд. комбинат, 1996. -480с.

111. Сборник психодиагностических методик для психологов системы народного образования/ Сост. М.К.Бадретдинова и др. СПб.: Политехника, 1993. - 95с.

112. Семейное воспитание: Краткий словарь/ Сост. И.В.Гребенников, Л.В.Ковинь-ко. М.: Политиздат, 1990. - 320с.

113. Ш.Сидоров Г.С. Реализация идей Г.Н.Волкова в современной национальной школе// Этнопедагогика: социально-педагогические проблемы национальноговозрождения и современная школа: Матер.науч.-практ.конф. Чебоксары, 1998. -С.5-6.

114. Сироткин М.Я. Методика начального обучения русскому языку в чувашской школе. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1951. - 292с.

115. ПЗ.Сироткин М.Я. Роль И.Я.Яковлева и Симбирской учительской школы в развитии чувашской литературы// Ученые записки: Вып.42. Чебоксары: ЧНИИ, 1969. - 184с.

116. Сироткин М.Я. Чувашский фольклор. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1965. - 132с.

117. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. 2-е изд. - М.: «Класс», 1997. - 160с.

118. Социальная психология: Краткий очерк/ Под общ.ред. Г.П.Предвечного, Ю.А.Шерковина. -М.: Политиздат, 1975. -319с.

119. Сто лет новой чувашской письменности: Сб.статей. Чебоксары: ЧНИИ, 1972. -208с.

120. Субботский Е.В. История детства: этнография и психология// Вопр. психологии. 1984. - № 3. - С. 162-164.

121. Сугай Л.А. Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов. М.: Рипол Классик, 1997. - 768с.

122. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1989. -288с.

123. Счетчиков Н.Г. Русский язык нужен чувашам как свет или воздух// Русскийязык в национальной школе. М., 1981. - № 2. - С.66-72.

124. Таван самах: 4-мёш класс валли/ Т.В.Артемьева, О.И.Печников, Р.Н.Петрова. -Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1998. 319с.

125. Тенюшев И.Я. И.Я.Яковлев публицист. - Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1990. -144с.

126. Терентьев А.И. Чебоксары и чебоксарцы. 2-е изд. - Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1994. - 270с.

127. Терентьев Л.Т. Книга для чтения в 4 классе чув. школы. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1992.-216с.

128. Терентьев JI.Т. Солнышко: Книга для чтения во 2 классе: Пособие для учащихся. 4-е изд-е. - Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1994,- 191с.

129. Толстой Л.Н. Повести и рассказы: 1872-1886: Собр.соч.: В 22-х томах. Т. 10. -М.: Худож.лит-ра, 1982. 544с.

130. Толстой Л.Н. Статьи об искусстве и литературе: Собр.соч.: В 22 томах. Т. 15. -М.: Худож.лит-ра, 1983. 432с.

131. Трофимов A.A. Чувашская народная культовая скульптура. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1993. -240с.

132. Ученые записки. Вып.42. Чебоксары: ЧНИИ, 1969. - 184с.

133. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти томах. Т.1. М.: Педагогика, 1988. -416с.

134. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти томах. Т.З. М.: Педагогика, 1989. -511с.

135. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти томах. Т.4. М.: Педагогика, 1989. - 528с.

136. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.7. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. -358с.

137. Уяр Ф. Н.Г.Гарин-Михайловский о чувашах// Лик Чувашии. Чебоксары, 1994. -№ 6.-С. 152-159.

138. Филатова Е.С. Соционика для вас. НИЦ «Сибирский хронограф», АО «Питер», 1994. -288с.

139. Хёлхем: 3-мёш класс валли: Хушма вулав кёнеки/ З.Н.Портнова, Ю.Д.Сергеев. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1996. - 206с.

140. Харитонов М.В. Ритмическая основа этнической специфики человека// Психол. газета. СПб., 1998. - № 3. - С. 14-16.

141. Харитонов М.В., Черемисина О.Н. Содержательный анализ некоторых русских стереотипов// Психол. газета. СПб., 1996. - № 1. - С. 13.

142. Ханахтарусен пуххи: II-IV классем валли/ Т.В.Артемьевапа О.И. Печников пухса хатёрленё. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1996. - 182с.

143. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. Р.И.Жуковская, Л.А.Пеньевская. -4-е изд. М.: Просвещение, 1981. - 400с.

144. Хрестоматия для маленьких/ Сост. Л.Н.Елисеева. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1978. -400с.

145. Цветков Э. Мастер самопознания или погружение в «Я»: психономика. СПб.: «Лань», 1995. - 192с.

146. Чаваш календаре: 1992. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1991. - 144с.

147. Чаваш самахё: Вырас шкулён 2-мёш класёнче чавашла вёренмелли кёнеке/

148. З.С.Антонова, Н.Н.Чернова, А.В.Медведева, В.И.Игнатьева. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1998. - 144с.

149. Ю.С.Семенов. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1996, - 240с. 148.Чаваш чёлхи: 3-мёш класс валли/ Л.П.Сергеев, Т.В.Артемьева, А.Р.Кульева,

150. Ю.С.Семенов. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1998, - 248с. 149.Чуваши. Этнографические исследования. - Часть I / Под ред. М.Я.Сироткина,

151. В.Л.Кузьмина. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1956. -416с. 150.Чувашская книга до 1917 г.: библиография/ Сост. С.И.Данилов. - Чебоксары:

152. Изд-е Книжной Палаты, 1950. 96с. 151.Чувашские народные сказки / Сост. П.Е.Эйзин. - Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1993. - 351с.

153. Чувашско-русский словарь. 2-е изд-е / Под ред. М.И.Скворцова. - М.:

154. Энциклопедия практического самопознания/ Сост. А.И.Красило. М.: Межд. педаг. академия, 1994. - 352с.

155. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: «Университетская книга» ACT, 1996. -718с.

156. Яковлев И.Я. Букварь для чувашъ. Составленъ по способу Н.О.Бунакова.

157. Сыръва вьренме тытън малли кьнеке. Казань: Типо- и литограф1я К.А.Тилли, 1872. -48с.

158. Яковлев И.Я. Букварь для чувашъ съ присоединешемъ русской азбуки. -Казань: Губерн.типо-литограф1я, 1873. -32с.

159. Яковлев И.Я. Букварь для чувашъ съ присоединешем русской азбуки. Ттвашкёнеки. Изд-е Православ. Миссюн. Общ-ва. - Казань: Типограф1я М.А.Гла-дышевой, 1880. -54с.

160. Яковлев И.Я. Букварь для чувашъ съ присоединешемъ русской азбуки. Тавашкёнеки. Симбирскъ, 1885. - 144с.

161. Яковлев И.Я. Букварь для чувашъ съ присоединешемъ русской азбуки. Ъавашкёнеки. 5-е изд-е Православ. Миссюн. Общ-ва. - Симбирскъ: Типограф1я А.Т.Токарева, 1886. - 156с.

162. Яковлев И.Я. Букварь для чувашъ съ присоединешемъ русской азбуки. Тавашкёнеки. 10-е изд-е Православ. Миссюн. Общ-ва. - Симбирскъ: Типо-литограф1я А.Т.Токарева, 1893. - 36с.

163. Яковлев И.Я. Букварь для чувашъ съ присоединешемъ русской азбуки. "Баваш кёнеки. 12-е изд-е Православ. Миссюн. Общ-ва. - Казань: Типо-литограф1я Императ. Унив-та, 1894. - 35с.

164. Яковлев И.Я. Букварь для чувашъ. Таваш кёнеки. 13-е изд. Православ. Миссюн. Общ-ва. - Казань: Типо-литограф1я Императ. Унив-та, 1897. - 47с.

165. Яковлев И.Я. Букварь для чувашъ съ присоединешемъ русской азбуки. Тзаваш кёнеки. 13-е изд-е Православ. Миссюн. Общ-ва. - Симбирскъ: Типограф1я И.С.Хапкова, 1897. - 144с.

166. Яковлев И.Я. Букварь для чувашъ. Таваш кёнеки. 13-е изд-е Православ. Мисстн. Общ-ва. - Казань: Типо-литограф1я Императ. Унив-та, 1898. -29с.

167. Яковлев И.Я. Букварь для чувашъ. Таваш кёнеки. 14-е изд-е Православ.

168. Миссюн. Общ-ва. Казань: Типо-литограф1я Императ. Унив-та, 1900. - 29с.

169. Яковлев И.Я. Букварь для чувашъ съ присоединешемъ русской азбуки. Таваш кёнеки. 14-е изд-е Православ. Миссюн. Общ-ва. - Симбирскъ: Типограф1я И.С.Хапкова, 1900. - 240с.

170. Яковлев И.Я. Букварь для чувашъ съ присоединешемъ русской азбуки. Таваш кёнеки. 15-е изд-е Православ.Миссюн. Общ-ва. - Симбирскъ: Типограф1я А. и М.Дмитр1евыхъ, 1902. - 224с.+х.

171. Яковлев И.Я. Букварь для чувашъ съ присоединешемъ русской азбуки. Часть I. Малтанхи таваш кёнеки. 16-е изд-е Православ. Миссюн. Общ-ва. -Симбирскъ: Типограф1я А. и М.Дмитр1евьгхъ, 1904. - 160с.

172. Яковлев И.Я. Букварь для чувашъ: PyccKie разговори, уроки. Часть II. Иккёмёш таваш кёнеки. 16-е изд-е Православ. Миссюн. Общ-ва. -Симбирскъ: Типограф1я Q-.И.Сысоева, 1904. - 184с.

173. Яковлев И.Я. Букварь для чувашъ съ присоединежем русской азбуки. Часть I. Малтанхи таваш кёнеки. 17-е изд-е. Православ. Миссюн. Общ-ва. -Симбирскъ: Типограф1я А. и М.Дмитргевыхъ, 1906. - 161с.

174. Яковлев И.Я. Букварь для чувашъ. Таваш кёнеки. 19-е изд-е Православ, Миссюн. Общ-ва. - Казань: Центр-я типограф1я, 1911. - 32с.

175. Яковлев И.Я. Букварь для чувашъ. Таваш кёнеки. 22-е изд-е Православ.

176. Миссюн. Общ-ва. Казань: Центр-я типограф1я, 1913. - 32с.

177. Яковлев И.Я. Воспоминания. 2-е изд-е. - Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1983. -288с.

178. Яковлев И.Я. Духовное завещание чувашскому народу. Чебоксары: Чув. нац. академия, 1992. - 30с.

179. Яковлев И.Я. Из переписки. 4.1. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1989. - 320с.

180. Яковлев И.Я. Моя жизнь: Воспоминания. М.: Республика, 1997. - 696с.

181. Яковлев И.Я. Письма. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1985. - 366с.

182. Яковлев И.Я. в соавторстве с Ивановым К.В. Первая книга для чтешя послъбукваря на чувашскомъ языкъ. Буквар хыддан вуламалли кёнеке. 2-е изд-е. -Симбирскъ: Типо-литограф1я А.Т.Токарева, 1912. - 110с.

183. Яковлев И.Я. Сокращенный букварь для чувашъ съ присоединешемъ русскойазбуки. Таваш дыруне вёренмелли кёнеке. 20-е изд-е. - Симбирскъ: Губерн. типограф1я, 1909. - 31с.

184. Яковлев И.Я. У тара. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1997. - 24с.

185. Яковлев И.Я. Тъваш адизене сыръва вьреймелли кнеге. Казань: Лито- и типограф1я К.А.Тилли, 1872. - 56с.

186. Яковлев И.Я. Тън тьн кьнеки. Начальное учете православной хрштанскойвъры на чувашскомъ языкъ. Казань, 1872. - VIII+64+24c.

187. Ясвин В.А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте// Вопр. психологии. М., 1995. - № 4. - С. 19-28.

188. Pamela A. Coughlin. Soros Preschool Project Working curriculum. Georgetown University Child Development Center, Washington, D.C., 1994. 186 p.

189. Peter Doye, Christoph Edelhoff. Foreign language education in primary schools (age 5/6-10/11). Evangelische Akademie, Loccum, Germany, 1992. 136p.

190. Anthony Giovanazzi. Learning and teaching modem languages in primary schools. Edinburgh, UK, HMI, 1991. 79p.

191. M.Hog, B.-D.Müller, G.Wessling. Sichtwechsel: Ein Deutschkurs für Fortgeschrittene. Klett Edition Deutsch GmbH, München, 1984. 225S.гог